Заброшенная военная база БЖРК (37 фото)

Станция Бершеть. База БЖРК

После подписания договора СНВ-2 в 1993 году, Россия должна была снять с вооружения и утилизировать все ракетные комплексы РТ-23УТТХ «Молодец» до 2003 года. На время снятия с вооружения комплексов БЖРК у России имелось 3 дивизии, в Костроме, Перми и Красноярске, по 4 полка с тремя пусковыми установками в каждом, всего 12 поездов с 36 пусковыми установками.

БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс. В состав БЖРК входят: три тепловоза, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами.

Выглядит боевой поезд как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Три из этих «рефрижераторных» вагонов имеют по восемь колёсных пар. Именно в них находятся ракеты.

Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет и жизнедеятельность боевого расчета.

Всего было две базы по обслуживанию БЖРК.

БЖРК — Боевой железнодорожный ракетный комплекс, 15П961 «Молодец». Стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 2005 год. Эта ВЧ относилась к 52-й ракетной дивизии. Которая, собственно, дислоцировалась в ЗАТО Звёздный (о этом городе я делал отчет ранее). Про БЖРК можно почитать на Вики. На территории части происходило обслуживание, ремонт составов БЖРК.

Пересекаем поле и подходим к диспетчерской

Щитовая

Релейная или щитовая СЦБ) Не знаю как правильно называется)

Крутая карта, даже схабарить кто-то уже пытался)

Древняя курилка у диспетчерской

Идем по территории

Переезды тоже убогие, за то красивые)

Еще одни ворота

И караулка у них

Мы направо

Караулка по пути. Вообще на территории ВЧ немеренное количество контуров, колючки и электрооград

Вообще там ничего нет кроме хлама и кучи изоляторов в ящиках для электрооград.

Ремонтный цех

Древний знак! Люблю их

Ворота в цех

В этом цеху БЖРК мог полностью развернуть пусковую установку с ракетой

Кран удивил своей мощью

А это ящик ящиков всего БЖРК)

Прямо из цеха можно попасть на второй этаж другой части цеха — там учебные классы

Уходим дальше

Оглядываемся назад, никак не нарадуюсь воротам

И идем к следующему

Он уже низкий

Кабели по большей части порезаны но не все — дает о себе знать охраняемость

И снова учебные классы на втором этаже

Прощальный взгляд

И идем назад

Дальше нас встречает заправочная станция для тепловозов

И еще один цех

Внутри ничего особенного

А это собственно великий БЖРК. Пару лет назад в Питере мой друг tim_original водил на экскурсию в музей железнодорожной техники на Варшавском вокзале

Пусковая установка

nlo-mir.ru

Ядерные пассажиры: 25 лет с начала службы первого БЖРК

Боевое дежурство БЖРК и пуск ракет осуществлялись как на пунктах постоянной дислокации комплекса, так и на маршрутах боевого патрулирования (МБП). В качестве МБП использовались участки железных дорог общего пользования. Структура построения БЖРК давала возможность использовать комплекс, как в составе, так и отдельными частями (автономными пусковыми модулями).

Высокая мобильность БЖРК достигалась возможностью быстрого перемещения по железным дорогам. Его способность рассредоточиваться обеспечивала неопределенность местоположения, что являлось основой высокой живучести в войне с применением как обычных, так и ядерных средств поражения.

Конструктивные и технические решения, заложенные в комплекс, позволяли обеспечивать длительное боевое дежурство и жизнедеятельность в автономном режиме за счет возимых запасов горюче-смазочных материалов, продовольствия, воды и автономных источников электроэнергии.

Всего на территории СССР было развернуто три ракетные дивизии, которые располагались под Костромой, Красноярском и около Перми. В их составе находилось 12 полков-поездов, оснащенных 36-ю ракетами, каждая из которых несла 10 мощных ядерных боезарядов.

По истечении гарантийных сроков эксплуатации ракет РС-22 и железнодорожного комплекса было принято решение об их ликвидации. В настоящее время все комплексы полностью выведены из состава ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Последний поезд БЖРК Костромской ракетной дивизии был снят с боевого дежурства 12 августа 2005. Он был направлен на базу хранения в Пермскую область, его пусковые установки ликвидировались на центральном ремонтном заводе РВСН в Брянске, а ракеты в Перми.

Ставить точку в истории БЖРК еще рано. По словам командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, «в настоящее время проводятся работы по возможному созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса, однако окончательное решение по нему не принято».

Материал подготовлен на основе информации, предоставленной официальным представителем Управления пресс-службы и информации
МО РФ по РВСН Вадимом Ковалем.

 

 

ria.ru

Россия опять решила строить «ракетные поезда»

Кроме того, БЖРК позволял использовать более тяжелые ракеты, чем современные им ПГРК (подвижные грунтовые ракетные комплексы): напомним, что РТ-23УТТХ имела забрасываемый вес в четыре раза больший, чем у современного ему «Тополя» (и в 3,4 раза больший, чем у более позднего «Тополя-М2).

В чем недостатки БЖРК 

Есть мнение, и его неоднократно озвучивал генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов, что на данном этапе БЖРК уже не дает решающих преимуществ в скрытности и выживаемости в ответном ударе по сравнению с ПГРК (существенно прибавившими в возможностях). В то же время воссоздание инфраструктуры ракетных комплексов железнодорожного базирования обойдется несравнимо дороже выпуска дополнительных мобильных ПУ уже производящихся ракет. 

Кроме того, БЖРК создает значительную нагрузку на железнодорожную сеть: его эксплуатация в СССР приводила к неоднократным случаям ускоренного износа легкого рельсового полотна, что требовало модернизации путей, по которым предполагалось курсирование «ракетных поездов».

Почему ракеты не оставили на боевом дежурстве 

Принято считать, что на Западе страх как боятся наших БЖРК, и сделали все возможное, чтобы вывести эту технику из боевого состава. Частично это правда, но не вся. Дело было не только в международных обязательствах: разработчиком РТ-23УТТХ выступал днепропетровский «Южмаш», а производились ракеты в Павлограде. 

После выработки ресурса (а смесевое топливо советских твердотопливных систем того периода не отличалось высочайшими характеристиками и не позволяло уверенно эксплуатировать ракету свыше 15 лет гарантийного срока) ракеты необходимо было снимать с дежурства, а наладить производство аналогов Россия на тот период была не в состоянии, в т.ч. и по финансовым причинам.

Насколько реалистичны заявленные сроки

Вопрос о том, в какие сроки российское боевое ракетостроение в состоянии поднять такой проект, и, в тесной связи с РЖД, обеспечить его полномасштабный вывод на дежурство, крайне сложен. В особенности на фоне и без того изрядной конструкторской загрузки, запланированной на десятые годы. 

В связи с этим исходное заявление, согласно которому ожидать появления БЖРК следует уже к 2020 году, представляется довольно оптимистическим, даже если учесть, что в нем вполне может быть применена уже разработанная ракета (от комплексов «Ярс» или «Булава», к примеру). Однако здесь следует заметить, что применение легких ракет способно свести на нет целый ряд важных преимуществ, которые имел исходный БЖРК с тяжелой РТ-23УТТХ. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

ria.ru

Станция Бершеть. База БЖРК (фото Евгения Столяренко)

Место дислоцирования и обслуживания БЖРК.

Для справки: Боевой железнодорожный ракетный комплекс или сокр. БЖРК — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.


1.Первое КПП. Когда-то здесь был строгий режим допуска, сотни человек личного состава топтали сапогами огромные площади, на рельсах стояли поезда, готовые выйти на боевое дежурство в позиционные районы — теперь же оборудование и инфраструктура растаскивается и курочится.

2. Первым делом посетили диспетчерскую. Раньше здесь были табло с маршрутами поездов,горели лампочки указывающие занятость путей и показания светофоров, сейчас осталась одна железяка…

3.

4.

5.Завораживающий вид. Но пока нам не сюда,нас интересует другое здание. А сюда мы пойдем в конце.

6.Что ж, пойдем в поисках цеха по обслуживанию составов и монтажа ракет в них.

7.

8.

9.И вот он предстал перед нами! Это гигантское сооружение посреди леса, даже мурашки по телу.

10.Караульное помещение по пути к цеху

11.

12. Он огромен!

13.

14.Таких габаритов цех построен для того, что бы состав мог поднять ракету так скажем «в полный рост».

15.Не слабый кран. 100 тонн тянуть мог.

16.

17.Следующий цех с большим количеством кабинетов.

18.

19.

20.

21.

22.Станция заправки составов топливом.

23.Вот и то к чему я обещал вернутся в конце. Локомотивное депо.

24.

25.

26.

27. Зайдем к дежурному?

28. А у него пусто,только вот такие 2 замечательные картины.

29. С удовольствием бы повесил такие дома.

Скажу, что вновь стало грустно смотря на это, ведь это была такая мощь русской армии, аналогов не было ни где, об этих поездах даже не знали иностранцы..
База была расформирована вместе с военной частью, однако солдаты отслужили последние месяцы здесь разбирая некоторые здания. Последние записи солдат я нашел датируемые 2012 годом!

ЖЖ Автора — http://avis18.livejournal.com/

navoine.info

Россия завершила проектирование ракетного поезда (3 фото)

Эскизный проект боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» готов, сообщил «Интерфаксу» заместитель министра обороны России по вооружению Юрий Борисов.

— Создание БЖРК идет по плану, сложностей нет. «Баргузин» в составе до пяти ракетных полков поступит на вооружение одной из ракетных дивизий РВСН до 2020 года. В отличие от предшественника, БЖРК «Молодец», новый комплекс ничем не будет отличаться от обычного железнодорожного состава, — рассказал Борисов.

Ракетные поезда «Молодец» с тремя межконтинентальными баллистическими ракетами РТ-23 УТТХ (Scalpel по классификации НАТО) были приняты на вооружение в 1987 году. Внешне поезд был замаскирован под рефрижераторный состав, но из-за большой массы ракеты (130 тонн вместе с пусковым контейнером) вагоны с пусковыми установками имели по четыре колесные тележки, что демаскировало их. Другой отличительной особенностью являлись три локомотива. У железнодорожников БЖРК получил название «поезд номер ноль».

США отказались от строительства ракетных поездов из-за дороговизны и технической сложности проекта. В Советском Союзе они были созданы, поскольку БЖРК обладают рядом уникальных преимуществ. Во-первых, непревзойденная мобильность — за день ракетный поезд может пройти до тысячи километров. Во-вторых, скрытность — со спутника сложно подсчитать количество тележек под вагоном, зато легко спрятать состав в мешанине вагонов любой крупной станции. К тому же в свободное от боевого дежурства времени БЖРК прятались в скальных тоннелях, где их было не достать не то что спутнику, но и баллистической ракете.

При создании «Молодца» инженеры решили массу головоломных технических проблем и создали удивительные устройства — одно из них, к примеру, отводит в сторону контактный провод перед пуском ракеты. К 1991 году было развернуто три ракетные дивизии по четыре состава в каждой: в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

В соответствии с договором СНВ-2 Россия обязалась снять с боевого дежурства ракеты «Скальпель», каждая из которых несла по 10 термоядерных блоков индивидуального наведения. К 2007 году все БЖРК, кроме двух, ставших музейными экспонатами, были утилизированы. Но железнодорожная инфраструктура для ракетных поездов: усиленные пути в зоне патрулирования, пусковые площадки, места базирования, — осталась.

Каждый ракетный поезд «Баргузин» будет вооружен шестью межконтинентальными баллистическими ракет РС-24 «Ярс», современными средствами маскировки, радиоэлектронной борьбы и защиты от террористов.

nlo-mir.ru

Заброшенная военная база БЖРК

Автор:
23 января 2014 15:42

Станция Бершеть. База БЖРК
После подписания договора СНВ-2 в 1993 году, Россия должна была снять с вооружения и утилизировать все ракетные комплексы РТ-23УТТХ «Молодец» до 2003 года. На время снятия с вооружения комплексов БЖРК у России имелось 3 дивизии, в Костроме, Перми и Красноярске, по 4 полка с тремя пусковыми установками в каждом, всего 12 поездов с 36 пусковыми установками.

БЖРК — боевой железнодорожный ракетный комплекс. В состав БЖРК входят: три тепловоза, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами.
Выглядит боевой поезд как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Три из этих «рефрижераторных» вагонов имеют по восемь колёсных пар. Именно в них находятся ракеты.
Остальные вагоны имеют по четыре колёсные пары, в этих вагонах размещаются командный пункт, системы, обеспечивающие боеготовность и пуск ракет и жизнедеятельность боевого расчета.
Всего было две базы по обслуживанию БЖРК.

БЖРК — Боевой железнодорожный ракетный комплекс, 15П961 «Молодец». Стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 2005 год. Эта ВЧ относилась к 52-й ракетной дивизии. Которая, собственно, дислоцировалась в ЗАТО Звёздный (о этом городе я делал отчет ранее). Про БЖРК можно почитать на Вики. На территории части происходило обслуживание, ремонт составов БЖРК. Пересекаем поле и подходим к диспетчерской Релейная или щитовая СЦБ) Не знаю как правильно называется) Крутая карта, даже схабарить кто-то уже пытался) Древняя курилка у диспетчерской Идем по территории Переезды тоже убогие, за то красивые) Еще одни ворота И караулка у них Караулка по пути. Вообще на территории ВЧ немеренное количество контуров, колючки и электрооград Вообще там ничего нет кроме хлама и кучи изоляторов в ящиках для электрооград. Ремонтный цех Древний знак! Люблю их В этом цеху БЖРК мог полностью развернуть пусковую установку с ракетой Кран удивил своей мощью А это ящик ящиков всего БЖРК) Прямо из цеха можно попасть на второй этаж другой части цеха — там учебные классы Уходим дальше Оглядываемся назад, никак не нарадуюсь воротам И идем к следующему

fishki.net

Боевой железнодорожный ракетный комплекс — Komariv

Статьи о боевом железнодорожном ракетном комплексе (БЖРК) с межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) появляются в Интернете достаточно регулярно. Также периодически показывают тематические телевизионные передачи. А посему рассмотрим БЖРК подробнее. Для этого сначала коротко охарактеризуем другие ракетные комплексы с МБР.

1.


Сегодня Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) состоят из шахтных комплексов отдельного старта, а также подвижных грунтовых ракетных комплексов.

Шахтный комплекс отдельного старта представляет собой шесть или десять ракетных шахт, и командный пункт. Один такой боевой ракетный комплекс (БРК) обслуживается ракетным полком. В состав полка, кроме персонала, непосредственно задействованого у пусковых установок и на командном пункте, входят различные вспомогательные подразделения.

Ракетный полк, оснащенный подвижным грунтовым ракетным комплексом (ПГРК), состоит из трех ракетных дивизионов, средств боевого управления и обеспечения. В каждом ракетном дивизионе — по три автономных самоходных пусковых установки. Полки ПГРК в основном проводят время в пунктах постоянной дислокации (ППД), где пусковые установки всех трех дивизионов находятся в пределах одного охранного периметра. В полевые районы они выдвигаются согласно заранее утвержденным графикам, хотя могут быть выведены «в поля» по тревоге в угрожаемый период.

2.

Пусковая установка ПГРК «Тополь» (Источник иллюстрации)

В настоящее время боевых железнодорожных ракетных комплексов на боевом дежурстве нет. Они появились во второй половине 80-х годов, а теперь сняты с вооружения. Состоял БЖРК из железнодорожного состава, в который входило три пусковых установки и средства обеспечения. Один состав обслуживался ракетным полком. Пункт постоянной дислокации, где производилось и техническое обслуживание, был единым для всех поездов дивизии.

3.

Пуск ракеты БЖРК (Источник фото)

Рассмотрим боевые возможности и уязвимость современных по состоянию на конец 80-х годов ракетных комплексов.

БРК шахтного типа с ракетами «легкого» класса. В полку 10 шахтных пусковых установок (ШПУ), ракеты имеют от 6  (УР-100Н УТТХ) до 10 (РТ-23 УТТХ) боеголовок каждая. Таким образом, боевая мощь залпа такого полка составляет 60-100 боеголовок.
БРК шахтного типа с ракетами «тяжелого» класса. В полку 6 или 10 ШПУ, ракеты Р-36М УТТХ или Р-36М2 с десятью боевыми блоками каждая. В залпе полка 60-100 боеголовок.
Кроме того, на вооружении состояли БРК ранних типов с меньшим количеством боеголовок на ракетах. Например, комплекс «легкого» класса УР-100К, имевший по три боеголовки неиндивидуального наведения на ракете.

Защищенность ракетных комплексов определяется степенью защищенности ракетных шахт, координаты которых противник знал и, соответственно, мог нанести удар ракетами или воздействовать диверсионными методами.

4.

Установка ракеты комплекса Р-36М2 в шахту (Источник фото)

ПГРК были представлены комплексом «Тополь». В полку девять пусковых установок, на каждой ракете по одной боеголовке. В залпе полка — девять боеголовок. Неуязвимость достигается за счет подвижности и рассредоточения пусковых установок. Если полк выйдет в полевой район, нанести по нему упреждающий удар будет затруднительно. В ППД же он уязвим для внезапной ракетной атаки, так как все пусковые установки полка сосредоточены на ограниченной площади.

БЖРК оснащались комплексом РТ-23 УТТХ*. В одном составе три пусковых установки, на ракетах по десять боеголовок. Так что всего тридцать боеголовок. Это сопоставимо с возможностями шахтных комплексов, хотя свою роль играют ограничения по возможностям разведения боевых блоков одной ракеты. При прочих равных условиях полк, имеющий боеголовки на большем количестве ракет, имеет преимущество в гибкости боевого применения.
Защищенность железнодорожного состава, как и ПГРК, достигается подвижностью. Причем БЖРК может перемещаться на значительные расстояния. Рассредоточение менее выражено, чем у ПГРК. Поезд может быть разделен на три пусковых модуля, по одной пусковой установке в каждом.
Заметим также, что при нахождении нескольких составов в ППД дивизии под одновременный удар попадают сразу несколько полков.

Хорошо видно, что БЖРК занимает промежуточное положение между ПГРК и шахтными комплексами. Как по боевой мощи, так по боевой стойкости. Основополагающим фактором создания БЖРК стала его ракета 15Ж61, сочетающая большое количество доставляемых боеголовок с возможностью железнодорожного базирования.

5.

Элементы состава БЖРК в музее (Источник фото)

Сегодня Россия имеет подвижный грунтовый ракетный комплекс «Ярс». В полку девять пусковых установок, но на каждой ракете уже не одна, а три или четыре боеголовки**. Всего 27 или 36 в залпе полка.
Каким теперь должен быть гипотетический БЖРК чтобы быть востребованным? Ведь ракет с большим, чем у РТ-23 УТТХ, количеством боевых блоков нет. И поезд даже с четырьмя такими ракетами на борту не будет иметь решающего преимущества перед полком «Ярсов». При меньшей защищенности. Не говоря уже об экономических затратах на разработку такого железнодорожного состава  и сопутствущей инфраструктуры.

Так что перспективы создания БЖРК видятся туманными, несмотря на звучащие в последнее время заявления. Единственное его преимущество заключается в возможности перемещаться на большое удаление от ППД, теряясь среди обычных составов. Хотя в свое время размещение межконтинентальных  баллистических ракет на поезде было правильным, красивым и гармоничным техническим решением.

* Ракета РТ-23 УТТХ существовала в двух вариантах: для шахтного и для железнодорожного комплексов.
** По разным источникам.

_

komariv.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *