требования, цвет и назначение одежды, повседневная и парадная

Все рода войск Российской Федерации имеют свою форму одежды. Это позволяет определять принадлежность военнослужащих к определённым соединениям, служит предметом гордости для солдат и офицеров. Не стал исключением и военно-морской флот. Форма у моряков имеет свою интересную историю, с которой мы предлагаем ознакомиться более детально.

История создания

Своим появлением, морская форма обязана Петру Первому. Этот царь является создателем русского флота, и именно по его повелению была введена единая форма для матросов и младших офицеров. Первое обмундирование было полностью скопировано у голландских моряков, и состояло из таких элементов:

  • Шляпа с широкими полями;
  • Короткие штаны защитного цвета;
  • Кожаные туфли;
  • Чулки;
  • Куртка из грубой шерсти.

Несколько позднее, была утверждена другая форма одежды: треуголка, камзол, рубаха свободного покроя и парусиновые штаны. Примечательно, но одежда моряков уже в те времена различалась на рабочую и парадную. При этом, в рабочем платье, появляться на палубе строго воспрещалось.

Самое интересное, что за годы своего существования, одежда моряков практически не изменялась. В частности, современная форма одежды была утверждена ещё в 1951 году. Разумеется, к военно-морской форме постепенно добавляются отдельные регалии и элементы одежды, в соответствии с обще установленными правилами. Например, в настоящее время в ВМФ предусмотрены женские комплекты обмундирования, моряки могут носить береты и ботинки с высоким берцем.

militaryexp.com

ИСТОРИЯ И СЕКРЕТЫ ФОРМЫ МОРЯКОВ ТОРГОВОГО ФЛОТА: picturehistory — LiveJournal


Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.

У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.

К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).


1668г при Царе Алексее Михайловиче впервые поднят торговый флаг на первом торговом корабле России «Орёл» При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.

Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.

По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье.

Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.

С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»).

На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».

В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».


Знаки различия служащих Добровольного флота обр. 1899 года: 1. Капитан, 2. Старший помощник капитана,
3. Старший механик, 4. Судовой врач, 5. Младший помощник капитана, 6. Младший механик.
Но уже в августе 1899 года по указу Николая II для моряков Добровольного флота была утверждена иная форма. Темно-зеленый полукафтан заменили на двубортный мундир черного цвета с желтыми пуговицами, имевших изображение адмиралтейского якоря. На пуговицах Черноморско-Дунайского пароходства (1884 год) также был выбит якорь и литеры «Ч.Д.П.»
В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.

1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.


Офицер торгового флота, начало ХХ века. Летом 1901 года была введена новая форма для учащихся морских учебных заведений: шинели, укороченные пальто и парадные мундиры, на позолоченных пуговицах которых все те же якоря наперекрест. А с сентября 1901 года преподавателям полагалось надевать темно-зеленый сюртук с золочеными пуговицами (изображение – государственный герб).
Капитан русского торгового флота, начало ХХ века. В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.

В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.

Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.

После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.


Матросы торгового флота, 1928 год.
И уже в 20-х годах XX века капитаны Советского торгового флота облачаются в военные френчи (цвет – хаки). В послереволюционный период отменили все существовавшие воинские звания. Было создано новое деление чинов по категориям, перешедшее в торговый флот.

Реконструкция формы одежды советских речников образца 1928г.: 1. Судовой врач в пальто, 2. Капитан судна УВВП в пиджаке,
3. Первый помощник механика в кителе, 4. Третий помощник капитана, 5.Сотрудник инженерно-механической службы службы.

По окончании Второй мировой войны структуры Морского флота и Военно-морского флота СССР были фактически идентичны. Приказом № 481 от 05.10.1948 года регламентировались категории и правила ношения обмундирования вплоть до нового приказа 08.07.1977 года. Форменная одежда для советских моряков разрабатывалась под контролем Министерства легкой промышленности Общесоюзным Домом моделей одежды и промышленным комбинатом Черноморского морского пароходства. Все образцы изготавливали по утвержденным ГОСТам.

Ныне научные достижения позволяют создавать уникальные экземпляры формы, соответствующей высоким стандартам эргономики с использованием антиударных и разгрузочных вставок, антипиратских кевларов для вахтенных, карманов для компактных радиостанций, средств ветрозащиты и прочих инноваций.

picturehistory.livejournal.com

Военно-морской флот России. История форменной одежды ВМФ

Созданием регулярных частей армии и военно-морского флота Россия обязана выдающейся исторической личности Петру Первому. В 1696 году осенью подписывается государственный указ: «Морским судам быть». Вскоре Российская империя по праву может называться первой среди представителей морских держав.

Рубежи России на всей протяженности береговой линии омываются тринадцатью морями. Круглосуточную службу, обеспечивая боевую готовность кораблей, несут военные подразделения ВМФ РФ. Так же как и Военно-морской флот имеет длинную историю своего становления и развития, так и форма матросов претерпевала многочисленные изменения в течение всего периода истории. Со времен царской России было создано огромное количество вариантов обмундирования для военных.

Первый флотский костюм состоял из серой или зеленой куртки, коротких панталон, чулок и широкополого головного убора. За образец униформы взяли обмундирование голландцев. В качестве повседневной форменной одежды моряки носили просторную блузу, брюки из парусины, камзол и треуголку. Именно так выглядели команды моряков во времена знаменитого похода адмирала Ушакова по Средиземному морю.

Для корабельных работ моряки облачались в парусиновый костюм серого цвета. Сверху надевался белоснежный блузон с воротником цвета лазури. Этот вариант ношения морской формы был утвержден для рядовых матросов в 1874 году. На протяжении следующего периода времени смены фасона и материала для изготовления одежды служащих ВМФ были минимальны, вплоть до современного варианта пошива морского платья 1951 года. Приказом военного министерства чинам старшего офицерского состава и рядовым матросам предписывалось носить рабочий костюм: тёмно-синюю тельняшку и рабочую блузу с отложным воротом. В качестве головного убора – пилотку и бескозырку.

Следует отметить, что до начала восьмидесятых годов прошлого столетия для пошива рабочей одежды служащим ВМФ использовалась ткань, которая легко поддавалась очистке – облегченная парусина. Основным цветом рабочей робы был белый для матросов, несущих службу на Черном море, повседневная одежда лазурного цвета для служащих других флотилий ВМФ. Позже морская форма становится темно-синей, а на материал для ее пошива идет преимущественно хлопчатобумажная ткань.

Сейчас на пошив флотского костюма используется старшинка, считающаяся среди матросов наиболее качественным материалом. Это темное полотно, абсолютно немаркое, за счет повышенной плотности ткани очень износостойкое и практичное. Бесспорным преимуществом материала является способность не линять и не мяться.

На протяжении всего периода истории ВМФ остается неизменным обязательный атрибут – белая тканевая нашивка на блузе, на которой нанесен личный номер военного. Носят блузу навыпуск, заправляя только на вахтовом дежурстве. На пряжке брючного ремня во времена СССР было изображение якоря со звездой, позже звезду убрали, а современная пряжка имеет эмблему ВМФ России. Отдельно стоит сказать о форменном морском воротнике. Широкий, насыщенного синего цвета, с тремя белыми полосками по краю, символизирующих три блестящих морских сражения – Гагунтское, Синопское и Чесменсое, в которых Россия вышла победителем.

Именно матроска с широким отложным воротом дала начало зарождению «морского» стиля в одежде. А морская символика присутствует на моделях из многих коллекций мировых кутюрье. Ношение фуражки-бескозырки было утверждено в 1911 году, ленточки с названиями экипажа флота и корабля появились позже. В настоящее время традиция носить на лентах бескозырки название своего судна возрождается среди служащих ВМФ.

Сколько раз бы ни менялось обмундирование защитников морских рубежей России на протяжении всего периода истории, главным событием для каждого моряка остается День рождения ВМФ России, 31 июля. Это великий праздник для всех тех, кто посвятил свою жизнь защите Родины, кто исполняет гражданский долг, терпя трудности и лишения, обеспечивает спокойствие мирных граждан. Это профессиональный праздник тех, кто дает уверенность, что морские границы России неприкосновенны и находятся под надежной защитой всех оперативно-стратегических объединений Военно-морского флота РФ – Черноморского, Северного, Балтийского, Каспийского и Тихоокеанского.

arsenal.army

Морские знаки и значки, морская форма одежды

Таблицы размеров одежды
  • Брюки и юбки ВМФ
  • Бушлаты, шинели
  • Галстуки, ремни, бляхи, ленты, пуговицы
  • Детская морская одежда
  • Медали, прикольные значки, кокарды, жетоны
  • Морские головные уборы
  • Нагрудные знаки различия, значки
  • Наплечные знаки различия, погоны
  • Нарукавные знаки различия, нашивки
  • Наручники
  • Обувь для яхтсменов
  • Пиратская атрибутика
  • Повседневная одежда в морском стиле
  • Роба, костюмы, спецодежда
  • Рубашки ВМФ
  • Свитера, кителя, куртки, тужурки, форменки, фланелевки
  • Тельняшки

2050100

по популярностипо названию (А-Я)по названию (Я-А)по новизнепо цене (возр.)по цене (убыв.)

Цена:

сбросить фильтр по цене

  • Шнур пистолетный (белый)

    129v

    Шнур пистолетный предназначен для крепления пистолета к кобуре или поясному ремню. Материал: белая натуральная свиная кожа, окрашенная в белый…

  • Буденовка с красной звездой

    640v

    Красноармейский суконный шлем, форменный головной убор военнослужащих РККА. Подходит на любой размер головы до 62-го. Изготовлено в России

  • Плащ-накидка офицерская черная (54/4)

    нет в наличии

    Плащ накидка офицерская изготовлена согласно ТУ-РСФСР-03-7555 Ткань верха: диагональ прорезиненная, плотностью 450 г/м2. Черного цвета. Используется как военное…

  • Плащ-накидка офицерская черная (50/4)

    нет в наличии

    Плащ накидка офицерская изготовлена согласно ТУ-РСФСР-03-7555 Ткань верха: диагональ прорезиненная, плотностью 450 г/м2. Черного цвета. Используется как военное…

  • Плащ-накидка офицерская черная (48/3)

    нет в наличии

    Плащ накидка офицерская изготовлена согласно ТУ-РСФСР-03-7555 Ткань верха: диагональ прорезиненная, плотностью 450 г/м2. Черного цвета. Используется как военное…

  • Аксельбант

    нет в наличии

    описание товара скоро появится

  • Держатель палки резиновой

    нет в наличии

    Для крепления и ношения на поясном ремне палки резиновой. Шлевка для брючного ремня. Опорное кольцо. Страховочная шлёвка с кнопкой. Цвет: коричневый. Материал:…

  • Плащ-накидка офицерская черная (46/2)

    нет в наличии

    Плащ накидка офицерская изготовлена согласно ТУ-РСФСР-03-7555 Ткань верха: диагональ прорезиненная, плотностью 450 г/м2. Черного цвета. Используется как военное…

www.morkniga.ru

Про новую форму матросов ВМФ России

Крик души моего друга, не мог не опубликовать.

Хотел бы затронуть один вопрос. Хотя на первый взгляд он может показаться вам мелким и второстепенным на фоне нынешней небывалой реформы в вооружённых силах России. Прочитав статью «Скукоженные гарнизоны» (НВО, № 22), я был поражён масштабами сокращений всего и вся в армии и на флоте. «Усушка» и «утруска» вооружённых сил РФ оказывается, будет даже не в разы, а в десятки раз! Но та тема, которой я коснусь, тоже является частью реформы. Около трёх лет в новостях сообщали о том, что будут вводить новую форму для военнослужащих армии и Военно-морского флота России. А 12 марта 2010 г. президент страны подписал Указ о введении новой формы одежды.

Несколько раз по ТВ показывали реформированную парадную форму военнослужащих трёх видов вооруженных сил: сухопутных войск, ВВС и ВМФ, разработанную знаменитым модельером Валентином Юдашкиным (насколько знаю, он ни дня не служил в вооружённых силах). Видел я и воочию «юдашкинскую» форму. Не берусь обсуждать, чем лучше или хуже новая форма солдат и сержантов сухопутных войск и военно-воздушных сил в сравнении со старой формой. Я служил срочную службу в ВМФ, поэтому профессионально могу оценивать только матросскую форму.

Увидев будущую парадно-выходную форму матросов и старшин флота, я был сильно расстроен. Она стала напоминать форму сухопутных войск: те же фуражки, кители… Нет уже ни бескозырок с ленточками, ни тельняшек, ни «голландок», ни гюйсов… А ведь в этом была, можно сказать, вся «изюминка» матросской формы! Какой же это матрос в фуражке, а не бескозырке?! А повседневная форма, роба, стала во многом похожа на аналогичную американскую форму ВМС (опять слепое копирование всего западного).

Я сам прошёл срочную службу на подводном крейсере стратегического назначения Северного флота и хорошо знаю, что такое матросская форма. Сравнивая её с обмундированием моряков ВМС других стран, могу твёрдо заявить, что матросская форма России самая красивая. Думаю, что в этом вопросе меня поддержало бы подавляющее большинство моряков. Но у неё много и других достоинств. Она, например, сшита из сукна, которого почти уже не встретишь в современном обмундировании. Эта шерстяная форма имеет в свою очередь ряд достоинств: она тёплая, «дышит», отталкивает воду, надёжная и долго не изнашивается. Она также является и разнообразной. Например, в холодную погоду матросы и старшины надевали синие суконные голландки, а в тёплую – белые хлопчатобумажные голландки. Бескозырки были и чёрные, и белые и т. д.

По красоте новая форма не идёт ни в какое сравнение со старой. Она теперь уступает в этом отношении даже форме матросов других государств. Мне представляется, что реформировать нужно то, что требует улучшения и развития. А улучшать и без того хорошее, это значит только испортить. Как говорится в поговорке: «Лучшее – враг хорошего». В отдельных вопросах недостаточно обдуманное реформаторство бывает гораздо хуже консерватизма. Эпоха 1990-х гг. хорошо это показала. А нынешнее десятилетие это правило только подтверждает.

Неужели в наших Вооружённых силах и, в частности, в Военно-морском флоте нет людей, которые выступили бы в защиту ещё существующей матросской формы? Уверен, что я далеко не единственный человек, который пытается защитить старую и при этом весьма удачную форму русского флота. Также полагаю, что со временем все поймут, что совершенно зря в нашей стране отказались от прославленной формы ВМФ.

Рудаков Вадим Геннадьевич.
Сотрудник Государственного Исторического музея, бывший матрос-гидроакустик.

Разместить в Интернете эту заметку меня подтолкнули два обстоятельства: 1) приближение Дня ВМФ России; 2) глухота и немота властей и печатных СМИ

Дело в том, что по этому поводу я уже отправлял письмо президенту России ещё в декабре 2008 года. Из администрации президента РФ моё письмо направили в Управление по работе с обращениями граждан Министерства обороны РФ. Оттуда письмо перенаправили в Центральное вещевое управление Минобороны России. Из Управления 21 января 2009 г. мне ответили, что в настоящее время идёт переработка «Правил ношения военной формы…» и в них будут учтены мои пожелания. И даже поблагодарили за внимание и заботу о форме и внешнем виде военнослужащих. Вобщем пофутболили и отделались пустой отпиской, как принято в чиновничьих организациях.

Так как новую форму всё же продолжали настойчиво вводить, позже в апреле 2010 г. я отправил письмо на эту же тему в еженедельник «Аргументы и факты». Через какое-то время мне ответил человек, который курирует военную тематику в газете (не буду называть его имени и фамилии). Но с его стороны я столкнулся с удивившей меня манерой общения: было ощущение, что я переписываюсь не с представителем уважаемой газеты с огромным тиражом, а обычным Интернет-пользователем подросткового возраста. Меня также поразило, что человек, отвечающий за военную тематику в крупнейшем еженедельнике страны, впервые от меня услышал, что вводят новую форму для матросов, и даже не знает, как она выглядит! Хотя об этом пишут ещё с 2008 года, а по ТВ её показывали много раз с 2009 года. Какие я получал ответы от горе-специалиста – это отдельная тема, не буду утомлять вас этим. В общем, столкнулся с полным непрофессионализмом, а также явным желанием журналиста выудить из меня побольше информации и, вероятно, самому опубликовать материал на эту тему.

Потом в июле 2010 г. я написал в редакцию «Независимого военного обозрения» (приложение «Независимой газеты»). У меня была большая надежда на это уважаемое профессиональное издание с глубоким анализом военной тематики. Но даже там моё письмо никого не заинтересовало, о чём мне прямо в телефонном разговоре так и было сказано.

Вообще я убедился и по другим своим заметкам, что писать в газеты и журналы абсолютно бесполезно. Никто ничего не опубликует. Как мне сказали в одной из крупнейших газет: у нас сотни журналистов, поэтому мы не публикуем письма читателей. Вот так! В СССР на письма читателей, затрагивающих актуальные проблемы, обращали внимание (иногда пристальное), а при «демократии» плевать хотели на мнение рядового читателя. Я убедился, что писать к СМИ, то же самое, что направлять письма в Бермудский треугольник: ни ответа, ни привета!

Что интересно, на письмо, направленное в Главный штаб ВМФ, я не получил никакого ответа. Что и не удивительно, учитывая, что сейчас его, по-моему, вообще ликвидируют, генералы и чиновники от Вооружённых сил заняты «распилом» военного хозяйства, да и остались в ВС РФ, на мой взгляд, одни прихлебатели и подобострастно-лояльные олигархической власти высшие офицеры.

Единственная возможность российскому гражданину высказать своё мнение остаётся великий и могучий Интернет. Наша власть и продажные, циничные СМИ сами вытесняют людей в эту область.

godrik.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *