Почему у моряков парадная форма белая?
Цвет формы моряков неоднократно менялся, как и сама форма. Все элементы, их цвет, покрой подбирались с учетом практических качеств, удобства, а также в рамках следования определенным канонам. Облегченная парусина считалась оптимальным материалом вплоть до 80-х годов и активно использовалась в рамках российского флота благодаря удобству и практичности.
Но всегда ли форма была таковой, и какие цвета использовались в прошлом? Какие из них остались актуальными сегодня, и почему парадная форма – всегда белая?
Какие цвета используются на флоте?
Традиционными для флота уже не первое столетие считаются белый и голубой или синий оттенки. Это цвета моря, цвета Андреевского флага, единственные оттенки, которые можно встретить во время многомесячного плавания по морю. Белый – это цвет морской пены, бурунов, облаков и льдов в океане, голубой и синий – цвета неба и моря. По практическим причинам в ассортименте цветов, применяемых при создании формы, появился еще и черный.
Разумеется, не потому, что ночью и морские просторы тоже обретают черный цвет, а потому, что при переходе от парусников к паровым судам возникла необходимость работы с углем, обслуживания угольных топок, и эта работа также оказалась на плечах матросов. Темно-синяя и черная одежда оказались очень кстати.
Интересный факт: не случайна и “полосатость” матросов, носивших тельняшки и прочую одежду из сочетания белого и синего. При таком выборе цветов прекрасно видно работу каждого человека на палубе, а при падении человека за борт его тоже удается увидеть немедленно. Эти цвета создают удобный контраст на фоне моря и парусов.
Темные оттенки одежды оставались актуальными для повседневных работ, однако необходимо было выбрать и парадный цвет, который должен смотреться особенно нарядно и ярко. Из всех цветов, актуальных для морской формы, именно белый оказался наиболее ярким, праздничным, привлекательным. Неудивительно, что его и выбрали для создания парадной формы. Куртка белого цвета и черные брюки, либо полностью белая форма – именно так выгляди моряк на праздничном построении.
Всегда ли белая форма была парадной?
В прошлом белая морская форма также активно использовалась, и далеко не всегда она была именно парадной. Моряки, служившие на Черноморском флоте, носили ее постоянно, даже при выполнении ежедневных работ. Белый цвет был предписан им не случайно – именно он не выгорал при ярком солнечном свете, исключал нагрев поверхности, а следовательно, уберегал матроса от жары и перегрева. Белая морская форма весьма актуальна при морских путешествиях в жарких широтах, ведь спрятаться от полуденного зноя на палубе проблематично.
Современный порядок в морской форме был наведен в 1951 году, утверждена парадная форма белого цвета. Однако остался и черный вариант
Таким образом, белая парадная форма на флоте закономерна – из уставных флотских цветов белый является самым красивым, праздничным. Однако стоит отметить, что есть парадная форма черного цвета, а кроме того, повседневная рабочая одежда моряков белых цветов. И все они остаются актуальными на протяжении последних десятилетий.
labuda.blog
ИСТОРИЯ И СЕКРЕТЫ ФОРМЫ МОРЯКОВ ТОРГОВОГО ФЛОТА: y4astkoviu — LiveJournal
Появлению современного торгового флота предшествовала тысячелетняя история освоения водных просторов. В период с VI по XIII век племена восточных славян подробно изучили сложную сеть рек, распростершуюся от Балтийского до Черного моря, а также от Волги до Карпатских гор. Именно тогда были основаны ключевые торговые пути, через которые завозились иноземные товары и продукты. Такую инфрмацию передал marinecrew.info.
У моряков на торговых суднах в те времена не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности.
К примеру, в жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).
1668г при Царе Алексее Михайловиче впервые поднят торговый флаг на первом торговом корабле России «Орёл» При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.
Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу», матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.
Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа).
В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.
В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.
С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»).
На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме быликортикии золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».
В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.».
Знаки различия служащих Добровольного флота обр. 1899 года: 1. Капитан, 2. Старший помощник капитана,
3. Старший механик, 4. Судовой врач, 5. Младший помощник капитана, 6. Младший механик.Но уже в августе 1899 года по указу Николая II для моряков Добровольного флота была утверждена иная форма. Темно-зеленый полукафтан заменили на двубортный мундир черного цвета с желтыми пуговицами, имевших изображение адмиралтейского якоря. На пуговицах Черноморско-Дунайского пароходства (1884 год) также был выбит якорь и литеры «Ч.Д.П.»
В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.
1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.
Офицер торгового флота, начало ХХ века. Летом 1901 года была введена новая форма для учащихся морских учебных заведений: шинели, укороченные пальто и парадные мундиры, на позолоченных пуговицах которых все те же якоря наперекрест. А с сентября 1901 года преподавателям полагалось надевать темно-зеленый сюртук с золочеными пуговицами (изображение – государственный герб).
Капитан русского торгового флота, начало ХХ века. В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.
В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.
Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.
После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи.
Матросы торгового флота, 1928 год.
И уже в 20-х годах XX века капитаны Советского торгового флота облачаются в военные френчи (цвет – хаки). В послереволюционный период отменили все существовавшие воинские звания. Было создано новое деление чинов по категориям, перешедшее в торговый флот.
Реконструкция формы одежды советских речников образца 1928г.: 1. Судовой врач в пальто, 2. Капитан судна УВВП в пиджаке,
3. Первый помощник механика в кителе, 4. Третий помощник капитана, 5.Сотрудник инженерно-механической службы службы.
По окончании Второй мировой войны структуры Морского флота и Военно-морского флота СССР были фактически идентичны. Приказом № 481 от 05.10.1948 года регламентировались категории и правила ношения обмундирования вплоть до нового приказа 08.07.1977 года. Форменная одежда для советских моряков разрабатывалась под контролем Министерства легкой промышленности Общесоюзным Домом моделей одежды и промышленным комбинатом Черноморского морского пароходства. Все образцы изготавливали по утвержденным ГОСТам.
Ныне научные достижения позволяют создавать уникальные экземпляры формы, соответствующей высоким стандартам эргономики с использованием антиударных и разгрузочных вставок, антипиратских кевларов для вахтенных, карманов для компактных радиостанций, средств ветрозащиты и прочих инноваций.
y4astkoviu.livejournal.com
Проект «Морская форма» — Педагогический портал «О детстве»
Конкурс «Детский исследовательский проект — 2012»
Номинация «Первые открытия»
На иллюстрациях и в книгах я много развидела разных военных. Самыми красивыми мне кажутся солдаты в морской одежде. Одежда военных моряков очень отличается от остальных солдатских форм. Не все военные носят тельняшку. Только у моряков есть красивый синий воротник с белоснежными полосками и короткое черное пальто. На голове военные моряки носят не фуражку, как другие, а белую бескозырку с черными лентами. Мне стало очень интересно, почему одежда моряка отличается от одежды других солдат и зачем морякам ленты на бескозырке.
Гипотеза:
Я выдвинула несколько предположений:
Одежда моряка для того, чтоб отличаться от других солдат.
Одежда моряка сочетается с цветом парусов, неба и моря. Служит для красоты.
Одежда моряка нужна для удобства на корабельной службе.
Особенности морской формы
Чтоб ответить на мои вопросы мы с мамой прочитали несколько книг, и нашли много информации в Интернете.
Из разных источников я узнала, что одежда военных носит название – форма. Правильно говорить не «одежда моряка», а «форма моряка».
Все видели тельняшку, но мало кто знает, что своё название тельняшка приобрела от слова «тело». Эта рубаха или «тельник» одевается на тело. Полосатая расцветка тельняшки имеет длинную историю. С самого начала моряки носили белые рубахи, без всяких полосок. Капитанам парусников трудно было разглядеть матросов на мачтах и реях, когда те взбирались туда для того, чтобы убрать или поставить паруса. После того, когда рубаху решили разлиновать, и нанесли синие полоски, матросов можно было очень хорошо разглядеть на фоне неба и парусов, даже когда они работали на самой большой высоте 40 – 45 метров! Также, выпавшего за борт матроса можно без труда различить на поверхности моря.
Российская тельняшка, сначала имела разную ширину полос — синие полоски были в четыре раза уже белых. 100 лет назад, в 1912-м году ширина всех полосок стала одинаковой — в четверть вершка, т. е. примерно 1 сантиметр.
Составной частью матросской формы является синий накладной воротник с тремя белыми полосками. Называется такой воротник гюйс, а полоски носят название – канты. Оказывается сам гюйс не для красоты. Квадратный матерчатый воротник в холодную ветреную погоду заправляется под бескозырку и защищает моряков от простуды. А вот канты смотрятся очень красиво. Долгое время полоски на воротниках носили только гребцы. В 1882 году воротник с эстетически смотрящимися тремя полосками был распространен во всем флоте.
В холодное время года моряки носят бушлат. Он похож на укороченное пальто. Бушлат всегда с двумя рядами пуговиц — двубортный, с широким отложным воротником и лацканами, которые в поднятом положении закроют от ветра шею и щеки.
Самой красивой частью формы, мне кажется, бескозырка с лентами. Я узнала, что обычай у моряков носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих старых суденышках, обычно получали от матерей, жен, близких ленты с вышитыми словами молитвы. Моряки верили, что молитвы, оградят их от всяких бедствий на море. Позже на ленте стали писать название флота, на котором служили моряки: «Тихоокеанский флот», «Черноморский флот» и т. д. Однако ленты используют не только, чтоб знать, где служит моряк. Ленты надежно крепятся к бескозырке и, чтоб не потерять ее во время шторма или боя, ленты завязывают вокруг шеи или крепко сжимают во рту.
Выводы:
- Форма моряка отличается от армейской формы других войск.
- Форма моряка очень красивая, сочетается с цветом парусов, неба и моря. В старые времена она служила для красоты.
- Современная форма моряка удобная для службы на корабле.
Все мои предположения оказались правильными.
Заключение.
Изучая с мамой морскую форму, я поняла, что она имеет большое значение в жизни каждого моряка. Взрослым и детям так нравится этот костюм, что люди используют некоторые детали морской формы в своей одежде.
Я узнала, что у моряков есть парадная и рабочая формы, а у морских офицеров форма отличается от матросов. Возможно, в следующий раз я исследую эти отличия.
Библиографический список:
- Детская энциклопедия (советская) [Электронный ресурс] / Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://wikipedia.org/wiki/
- Житков Б. С. Морские истории. М.: 2004.
- Морозова В. Б.Морская слава России. Центральный военно-морской музей. Белый город.: 2003.
- http://dony.ru/book
Приложение: Презентация.
Автор: Новицкая Вера, 5 лет, воспитанница старшей группы МБДОУ «Центр развития ребенка – Карагайский детский сад № 3», село Карагай, Карагайский район, Пермского края. Руководитель: Анянова Елена Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Центр развития ребенка – Карагайский детский сад №3», село Карагай, Карагайский район, Пермского края. Педагогический стаж 17 лет.
Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
www.o-detstve.ru
Блог моряка торгового флота: Форма моряков торгового флота

У русских моряков на торговых суднах в тех столетиях не было единой формы. Стиль одежды больше диктовали климат, национальные обычаи, материальные возможности и профессиональные особенности. В жарких странах моряки обходились куском парусины для тела и платками. Европейские матросы носили колпаки, хлопчатобумажные рубахи и шаровары, которые сменили позже на брюки с расклешенными штанинами. А на Руси только представители купеческой гильдии, придерживались определенного стиля в одежде (сюртуки, картузы, косоворотки, сапоги с высоким голенищем, шаровары).
При Петре I началось масштабное реформирование всех структур судоходства. Регламентировал форму торгового флота вплоть до 1781 года царский «Морской устав». В те года гражданские моряки должны были носить военную морскую форму. Такой порядок объяснялся тем, что на всех торговых судах устанавливались защитные пушки, а команда матросов не только отражала атаки огнем из орудий, но и вступала в рукопашный бой.
Новая русская морская форма напоминала тогда одежду голландских матросов: черные шляпы, белые парусиновые блузы, зеленый кафтан с одним рядом пуговиц и стоячим воротником, панталоны зеленого цвета, чулки синие и коричневые башмаки с пряжками. Зимой матросам выдавали форменные тулупы. Согласно «Морскому уставу» матрос потерявший форму, подлежал суровому наказанию.

По утвержденному Екатериной II «Уставу купеческого водоходства» моряки гражданского флота продолжали носить военные костюмы, но служащие береговых администраций уже имели право облачаться в гражданское платье. Со временем в форменную одежду были привнесены новые элементы. На смену шляпе с полями был избран шерстяной колпак с загнутыми полями и плоским верхом. В начале XIX века русские моряки примерили клеенчатые цилиндры, а позже появилась зеленая бескозырка (на ее околыше изображался номер экипажа). В 1872 году была введена легендарная бескозырка черного цвета с лентой, подписанной согласно названию корабля. Бострог заменили на бушлат, панталоны сменили на брюки, а вместо башмаков с пряжкой еще в середине XVIII века стали носить сапоги.

В 1834 году по указу Николая I было введено «Положение о гражданских мундирах», которое регламентировало новую форму одежды для чиновников министерств, но на торговых морских судах продолжали использовать военную форму. И только в 1851 году российский император впервые утвердил образцы форменной одежды, специально разработанной для моряков Российско-американской компании (полугосударственной колониально-торговой организации), занимавшейся освоением Русской Америки, Курильских островов и прилегающих территорий. Отличительным элементом гражданской формы моряков от военной стали канты на фуражке из синего сукна, воротники, а также медные пуговицы с изображением двух якорей наперекрест и первых букв названия компании.
С 1855 года предусматривалась специальная форма для чинов торгового флота: двубортные сюртуки из темного зеленого сукна с шестью золочеными пуговицами (два якоря и буквы «А. К.»). На углах отложного воротника сюртука из синего бархата были вышиты золотые якоря. По уставу зимой полагались темно-зеленые шаровары, а летом – белые. Фуражки носили с офицерскими кокардами, широкими золотыми галунами и ремешками на околышах. Дополнением к парадной форме были кортики и золотые плетенки (на плечи): для капитанов – сплошные и с просветами – для помощников.

В 1858 году утвердили индивидуальную форму для пароходного общества «Кавказ и Меркурий». На зеленых сюртуках командного состава были нашиты большие медные пуговицы с перекрещивающимися якорями и надписью (название общества), на рукавах – две небольшие пуговицы (якорь). Боцманам и чинам унтер-офицерского ранга полагались двубортные черные куртки с медными пуговицами (буквы «К.М.» и якоря наперекрест). К слову, символика перекрещивающихся якорей имела у древних греков следующие значения: «Двумя надежнее всего» и «При великом шторме один не довлеет».
В 1881 году вводится форма для экипажей Добровольного флота, носивших до этого мундиры военно-морского образца. Покрой и цвет формы соответствовал обмундированию Морского ведомства, на пуговицах изображался якорь и литеры «Д. и Ф.». Но уже в августе 1899 года по указу Николая II для моряков Добровольного флота была утверждена иная форма. Темно-зеленый полукафтан заменили на двубортный мундир черного цвета с желтыми пуговицами, имевших изображение адмиралтейского якоря. На пуговицах Черноморско-Дунайского пароходства (1884 год) также был выбит якорь и литеры «Ч.Д.П.»
В 1890 году установили общую форму одежды для речных капитанов, их помощников и машинистов. У морских же организаций наблюдалось немало вариаций в эмблемах, соответствующих определенным компаниям.
1899 год – период внедрения новой формы одежды для моряков РОПиТ (Русского общества пароходства и торговли). Инспекторам, капитанам и их помощники, ученикам штурманов полагались черные сюртуки с позолоченными пуговицами, на которых чеканились перекрещивающиеся якоря и аббревиатура «Р.О.П.Т.». Механики носили идентичную форму с пуговицами под серебро, а боцманы облачались в черные двубортные пиджаки с медными пуговицами.
Летом 1901 года была введена новая форма для учащихся морских учебных заведений: шинели, укороченные пальто и парадные мундиры, на позолоченных пуговицах которых все те же якоря наперекрест. А с сентября1901 года преподавателям полагалось надевать темно-зеленый сюртук с золочеными пуговицами (изображение – государственный герб).
В феврале 1903 года Николай II издает указ, утверждающий форму для служащих Русского торгового флота. Обмундирование капитанов, инспекторов морской части, помощников и учеников включает двубортные сюртуки и пиджаки с золочеными пуговицами с прежним изображением. В апреле 1903 года для чинов Главного управления торгового мореплавания утверждены темно-зеленые сюртуки с шестью серебряными пуговицами (по каждому борту) с государственным гербом, ободком и якорем наперекрест с жезлом Меркурия.
В разные годы обмундирование торгового флота соответствовало форме министерств внутренних дел, финансов и путей сообщения. Поэтому очередное обновление мундиров произошло после 1905 года, когда было образовано Министерство торговли и промышленности, подструктурой которого стало Главное управление торговым мореплаванием и портами. В июле 1906 года облачились в единую форму (двубортный мундир, на позолоченных пуговицах – адмиралтейский якорь) все вольнонаемные капитаны морского транспорта, их помощники и механики.
Последняя унификация формы чиновников Министерства торговли и промышленности состоялась в 1911 году. На стандартном полукафтане появились позолоченные пуговицы, имеющие изображение двуглавого орла и жезл Меркурия наперекрест с якорем.
После событий 1917 года была осуществлена полная ликвидация символов Российской империи. И уже в 20-х годах XX века капитаны Советского торгового флота облачаются в военные френчи (цвет – хаки). В послереволюционный период отменили все существовавшие воинские звания. Было создано новое деление чинов по категориям, перешедшее в торговый флот.
По окончании Второй мировой войны структуры Морского флота и Военно-морского флота СССР были фактически идентичны. Приказом № 481 от 05.10.1948 года регламентировались категории и правила ношения обмундирования вплоть до нового приказа 08.07.1977 года. Форменная одежда для советских моряков разрабатывалась под контролем Министерства легкой промышленности Общесоюзным Домом моделей одежды и промышленным комбинатом Черноморского морского пароходства. Все образцы изготавливали по утвержденным ГОСТам.

Ныне научные достижения позволяют создавать уникальные экземпляры формы, соответствующей высоким стандартам эргономики с использованием антиударных и разгрузочных вставок, антипиратских кевларов для вахтенных, карманов для компактных радиостанций, средств ветрозащиты и прочих инноваций.
marinecrew.info
Почему у моряков сине-белая форма
Почему у моряков сине-белая форма
Увидев моряка в бело-синей форме, наверняка сразу задаешься вопросом – а почему, собственно, выбраны именно такие цвета? Можно подумать, что здесь свою большую роль сыграло море, но на самом деле все гораздо более интересно.

История возникновения сине-белой морской формы уводит нас в далёкие 70-е годы 19-ый век в самую могущественную державу того времени – Британскую империю.
Как-то раз британский король Георг II прогуливался по утреннему Лондону и решил заглянуть в Гайд-парк, где в то время местные аристократы любили совершать конные прогулки. Едва зайдя в парк, его величество тут же наткнулось на герцогиню Бредфорд, которая была одета в изящную амазонку синего оттенка с белоснежным шарфом. Она была настолько красивой, что у Георга II пропал дал речи.
Но не только внешность герцогини запала ему в душу. Он также подметил, что цвета одежды отменно сочетались друг с другом. Поскольку король питал слабость не только к женскому полу, но и к английскому флоту, то как только он переступил порог собственного дворца, тут же вызвал к себе главу адмиралтейства. Зачем? Пока король возвращался, ему в голову пришла идея ввести новую форму для флота. Ну а цвет ее, как нетрудно догадаться, должен был быть обязательно бело-синим.
В минимальный срок форма была готова. Интересно, что сами моряки были ею вполне довольны. А вот до этого они могли носить чуть ли не все, что душе угодно – штаны либо белые, либо красные, а мундиры – серые или зеленые.
Спустя небольшой промежуток времени цвета британских мореходов распространились по всей Европе – не зря же англичане являются одними из законодателей моды. Россия тоже не осталась в стороне – популярные даже в настоящее время тельняшки были придуманы еще в 19 веке.
Это экзотический и романтичный вариант возникновения такой формы. Хотя многие придерживаются альтернативной версии, совсем не романтичной, зато – куда более реальной и логичной.
Действительно, что послужило причиной «следования моде» моряков разных, в том числе враждовавших государств?
Ответ совершенно прагматичен: именно такое сочетание оказалось наиболее удобным и практичным в морских условиях.
Само появление морской формы было продиктовано жизненной необходимостью отличать «своих» от «чужих» во время абордажного боя. Но развитие технологий оставило в прошлом и абордажи, и вынужденное разнообразие расцветок и фасонов форменной одежды. На первое место вышли безопасность, удобство и гигиеничность.
На темно-синем или черном сукне мундира не была заметна угольная пыль, от которой не было спасения на пароходах.
Рубашки белого цвета – наиболее удобная одежда для походов в южных широтах. А синий воротник – гюйс – визитная карточка матросской одежды, которая и не может иметь другой цвет, кроме цвета моря.
С другой стороны, традиционной флотской одеждой в большинстве стран была и остается тельняшка – нательная рубашка (фуфайка) с чередующимися поперечными синими и белыми полосами. Полосы на тельняшке появились во второй половине XIX века в целях удобства и безопасности.
Чередование контрастных полос хорошо заметно на любом фоне, что позволяло офицерам всегда и при любом освещении видеть матросов как на палубе, так и на мачтах. Если человек падал за борт, отыскать его среди волн так же помогала яркая расцветка тельняшки.
Ну и конечно, синий и белый цвета всегда ассоциируются с цветами неба, моря и гребней бегущих волн.
Валерий КачмарикПонравилась статья? Оставьте Ваш комментарий или поделитесь статьей в социальных сетях.
secretworlds.ru
Форма моряка ВМС РФ — Global wiki. Wargaming.net
Эта статья редактируется участником qwerty_2014 в рамках акции «ЗБТ за статью». Просьба воздержаться от правок.
Форма Военно-Морских Сил Российской ФедерацииСодержание
- 1 Форменка
- 1.1 Гюйс
- 2 Брюки и туфли
- 3 Ремень
- 4 Головной убор
- 5 Тельняшка
- Основная статья: Форменка
Форменка — неотъемлемая часть формы ВМС РФ. Форменки бывают различные в зависимости от условий службы моряка: черная (темно-синяя) форменка для холодного времени года и белая для теплого времени года.
ГюйсГюйс
На форменке присутствует форменный воротник — гюйс. Представляет он из себя квадратную накладку на заднюю верхнюю часть форменки. В ВМС РФ утвержден голубой гюйс с тремя белыми полосками.
В форме присутствуют обычные мужские черные брюки. В комплект так же входят черные лакированные туфли.
Бескозырка Пряжка ремнябрюки подпоясываются ремнем. На черном (реже белом) кожаном ремне присутствует блестящая золотая бляха с якорем и звездой на нем. На звезде изображены символы Советского Союза — серп и молот.
Морская тельняшка- Основная статья: Бескозырка
Чаще всего в качестве головного убора используется бескозырка. Но известны случаи, когда использовалась и пилотка. У старшего по званию состава часто есть фуражка.
И конечно же неотъемлемой частью формы ВМС РФ является тельняшка, обязательно с темно-синими полосками (голубые используются для частей ВДВ). Тельняшка используется в качестве нижнего белья (именно поэтому появляться в кают-компании и на мостике в тельняшке строго запрещено).
wiki.wargaming.net