7 мифов об истребителе F-35 » Военное обозрение

Скандальная репутация нового F-35 не уступает его знаменитым предкам: криволапому «Старфайтеру» и супербомбардировщику Конвэр B-58 с говорящим именем «Хастлер» (англ. шулер, кидала). Среди ужасных преступлений, инкриминируемых F-35, звучат слабые ЛТХ, неправдоподобно высокая стоимость (как кусок золота такой же массы), нескончаемые проблемы с оборудованием и электронной начинкой…


Критики и злопыхатели проекта JSF в качестве аргументов приводят типичные сбои и отказы, неизбежные при «обкатке» и эксплуатации новой машины, но отчего-то обходят вниманием реальный недостаток JSF. Крылатая машина опередила своё время! Причём сделала это в самом худшем виде: многие из заявленных технологий еще не вышли за пределы научных лабораторий — в то время как самолеты уже массово штампуют на заводе в Форт-Уэрте (штат Техас).

Большинство перспективных систем F-35 (радары с АФАР, оптронные комплексы, элементы технологии стелс) могли быть успешно интегрированы в конструкцию самолетов поколения 4+. Реальные примеры: F-15SE «Сайлент Игл» и F/A-18 «Сайлент Хорнет». Еще пара усилий конструкторов, и они могли бы сравняться по боевым возможностям с F-35.

Для чего было проводить дорогостоящие НИОКР по созданию новой платформы, если по своим ЛТХ F-35 едва ли превосходит своих предков? Почему не были рассмотрены асимметричные подходы — такие как шведский SAAB J-39 Gripen? Вместо пресловутой «малозаметности» шведы ставят во главу угла параметр «выживаемость» — комплекс средств обнаружения и постановки активных помех, что, по мнению шведов, позволяет Gripen’у уверенно действовать в зоне ПВО противника.

Американцы пошли по самому очевидному и дорогостоящему пути, решив построить новый юберсамолет и удивить им мир. У них были деньги и технологии. И им это удалось. На сегодняшней день малозаметный истребитель-бомбардировщик F-35 является самым совершенным и «зрелым» самолетом в своем классе — как в плане технологий, так и в плане боевых возможностей.

Одиннадцать стран мира (Великобритания, Канада, Норвегия, Израиль и т. д.) уже выбрали F-35 в качестве перспективного истребителя для обновления своих ВВС. Результат агрессивной рекламы и прямого принуждения союзников к покупке американской военной техники. Но было ли из чего выбирать? Какой из современных многоцелевых истребителей смог бы составить конкуренцию F-35 — при равной стоимости и одинаковых боевых возможностях? Ответ… Немая сцена!

Скандалы, интриги, расследования…

1. Гонки по вертикали

Из трех модификаций F-35 лишь одна (F-35B) является самолетом СВВП. Специфический истребитель авиации морской пехоты, предназначенный для действий с передовых аэродромов. И конструктивно, и по назначению это совершенно другая машина, даже внешне отличающийся от «базового» F-35A. Унификация по деталям: 81% с F-35А и всего 62% с палубным F-35C.

F-35A и F-35B. Серьезные отличия заметны даже невооруженным глазом

F-35B был заказан ограниченной серией из 500 самолетов (15% от запланированного к постройке кол-ва F-35). Основную часть программы JSF составляют истребители F-35A, чьи взлетно-посадочные характеристики ни чем не отличаются от др. боевых самолетов. Оттого, оказывается несостоятельным следующий миф.

2. В основе «Лайтнинга» лежит советский Як-141

Чем могут быть похожи СВВП середины 80-х годов и современный истребитель пятого поколения? Лишь тем, что оба летательных аппарата — тяжелее воздуха. Цель программы JSF (малозаметный многоцелевой истребитель-бомбардировщик) далека от темы СВВП. «Вертикалка» F-35B является лишь побочным направлением программы и мало похожа на остальные машины семейства «Лайтнингов».

Як-141

По поводу сходства с Яком. F-35B использует иную схему с подъемным вентилятором (вместо двух подъемных реактивных двигателей на Як-141). Оба истребителя имеют лишь схожие очертания кормовой части и отклоняемое сопло маршевого двигателя — именно это вводит в смущение умы юных конспирологов. При этом вертикальное хвостовое оперение F-35 с двумя наклоненными килями продиктовано не необходимостью вертикального взлета, сколько требованиями технологии стелс.

3. Универсальный самолет — это плохо

Универсальность? Максимум — унификация узлов и деталей в рамках одного семейства боевых самолетов (базовый, палубный и «вертикалка»).

Если под «универсальностью» подразумевается возможности истребителей выполнять ударные задачи, то история знает немало удачных примеров многоцелевых самолетов — F-84, «Фантом», МИГ-21, Мираж-III, F-15E, Су-30, «Рафаль»… Сумасшедшая тяга реактивных двигателей творит чудеса — боевая нагрузка современных истребителей в разы больше, чем у четырехмоторной «Летающей крепости» (при одинаковой взлетной массе ~ 30 тонн). Цепляй под крыло гроздья бомб и контейнер с прицельным оборудованием — и любой из «Рафалей» и «Сушек» превратится в убойный бомбардировщик. Не стал исключением и F-35.

Eurofighter Typhoon


4. Замена штурмовой авиации

Семейство F-35 заменит все многоцелевые истребители четвертого поколения — F-16, F-15E, F/A-18, «вертикалку» AV-8 «Харриер-II», и даже противотанковый штурмовик A-10 «Тандерболт». Но каким образом сверхзвуковой истребитель может заменить дозвуковой бронированный штурмовик, оснащенный мощной 7-ствольной пушкой?

Вместо залпа НУРС и очередей из пушки — одна 113-кг планирующая бомба SDB или ракета «Мэврик». Вместо отважных полетов под огнем ПЗРК и зенитных пулеметов басмачей — удары высокоточным оружием с недосягаемой высоты. Для искоренения «недовольных демократией» уже сейчас используются легкие противопартизанские штурмовики (типа «Цессна Комбат Караван»). Оставшуюся часть функций А-10 должны взять на себя ударные вертолеты и беспилотники. Янки проводят реструктуризацию собственных ВВС, распределяя задачи между классами боевых ЛА и снимая с вооружения устаревшую и малоэффективную технику.

5. Ф-35 продирается сквозь небо только благо звериной мощи двигателя Ф-135 (с)

Макс. взлетная масса F-35А на 30% больше, чем у его предшественника F-16 (29 против 22 тонн), а его двигатель развивает большую на 40% тягу (бесфорсажная 13000 кгс против 8000 кгс). При этом F-35А и F-16 имеют равную боевую нагрузку (заявленная — около 8 тонн).

Прямое доказательства ущербности аэродинамики и ЛТХ «Лайтнинга». Иначе на что был потрачен выделившийся резерв нагрузки?

F-16I

Объем внутренних топливных баков F-35 превышает 10 000 л керосина — вдвое больше, чем у любого истребителя четвертого поколения. «Лайтнингу» не требуются ПТБ для выполнения большинства задач, в то время как другие истребители вынуждены занимать ими узлы подвески, тем самым увеличивая свою ЭПР, лобовое сопротивление и уменьшая боевую нагрузку.

F-35 оснащен встроенным прицельно-навигационным комплексом для работы «по земле» — с тепловизорами, лазерными дальномерами, датчиками сопровождения цели и коррелятором линии визирования ракет. Все то, что обычные истребители таскают в виде подвесных контейнеров, в виде части своей боевой нагрузки.

Наконец, внутренние бомбоотсеки, S-образные каналы воздухозаборников и элементы технологии стелс. В итоге в таблицах появилась цифра 8 тонн. Только уже это не подвесные баки и ПНК, а настоящие бомбы и ракеты.

6. Ласточка летает

Все истребители четвертого-пятого поколений по своим ЛТХ близнецы. Минимальные отличия в 10-20% в значениях скороподъемности, тяговооруженности и нагрузки на крыло нивелируются положением самолета в пространстве, боевой нагрузкой и квалификацией летчика. Исключение составляют лишь экзотические истребители с двигателями с отклоняемым вектором тяги, но и их реальные боевые возможности определяются не столько ОВТ, сколько наличием подвесных вооружений. Любая бомба или ракета на внешней подвеске накладывает свои жесткие ограничения на пилотаж (перегрузки/тепловой нагрев) и ухудшает ЛТХ носителя.

В воздухе F-35 не только не уступит истребителям четвертого поколения, но должен иметь преимущество за счет внутренних отсеков вооружений, где ракетам не страшен тепловой нагрев и где они не создают дополнительного сопротивления в полете.

7. Аварийность

150 построенных F-35, 7 лет эксплуатации, ни одного потерянного в летных происшествиях истребителя. А ведь «Лайтнинги» эксплуатируются в самых жестких условиях, далеко за пределами лабораторий и испытательных стендов. Летают днем и ночью. Взлетают и садятся на палубы кораблей. Используются для массовой подготовки пилотов.

Вопреки слухам и утверждениям лжеэкспертов, программа JSF демонстрирует фантастический уровень надежности. Специалисты «Локхид Мартин» методично испытывают машину во всех возможных режимах и устраняют выявленные недостатки.

И если еще пару лет назад казалось, что F-35 «проигрывает бой», то сейчас становится очевидно: за океаном рождается мощная боевая машина. Пентагон перестал проявлять всякий интерес к проектам глубокой модернизации существующих истребителей и полностью сосредоточился на программе JSF. Тренд был подхвачен союзниками — заказы на F-35 растут, тогда как его основные конкуренты (проекты F-15SE, F/A-18E/F и F/A-18 International Roadmap) стремительно теряют очки и вылетают из тендеров.

topwar.ru

Проблемы самолета F-35 Lightning II » Военное обозрение

Буквально пару дней назад компания Lockheed Martin опубликовала новые фото из цеха завода, где собираются новейшие истребители F-35 Lightning II. Запечатленные на них агрегаты крыла очередного самолета примечательны тем, что это будет уже сотый истребитель в серии. Всего же сейчас на заводах фирмы в разной степени готовности находится почти 90 бортов. Таким образом, с учетом 50 с лишним уже построенных самолетов, в ближайшие месяцы общее количество новых истребителей превысит отметку в полторы сотни. Как видим, несмотря на все проблемы и критику, «Локхид-Мартин» не только завершили разработку перспективного самолета, но и наладили полноценное серийное производство. Тем не менее, и после развертывания серийного производства сохранились некоторые проблемы, уже не столь большие, как раньше, которые до сих пор являются объектом критики.
Экономика

Основной вал критических замечаний в адрес проекта F-35 касается экономической стороны дела. Несмотря на обещанные преимущества перед существующей и перспективной техникой, самолет получился очень дорогим. В настоящее время производство одного истребителя F-35A обходится более чем в сто миллионов долларов. В середине девяностых, когда работы по этому проекту вошли в активную стадию, планировалось удержать стоимость одного самолета с учетом всех предварительных затрат на уровне в 30-35 миллионов. Как видим, на данный момент имеется трехкратное превышение цены самолета относительно планировавшейся. Само собой, подобные «коэффициенты» не могли не привлечь внимание противников проекта. При этом авторы проекта из фирмы «Локхид-Мартин» оправдываются объективными причинами значительного удорожания, как то сложность освоения новых технологий или создания унифицированной конструкции.

Примечательно, что все затраты на проект прямо или косвенно связаны с политикой, принятой в самом его начале. Поскольку Пентагон желал получить три самолета с разным назначением, отличающимися характеристиками и для трех разных родов войск, инженеры Lockheed-Martin взяли курс на максимальное упрощение конструкции. Кроме того, активно рассматривались вопросы упрощения обслуживания самолета. Как и в случае с предыдущим суперпроектом – F-22 Raptor – все меры по удешевлению не только не привели к оному, но даже увеличили стоимость программы в целом и каждого отдельного самолета в частности. Особенно интересно проект F-35 смотрится в свете концепций создания и применения. Изначально этот истребитель делался в качестве легкого и дешевого самолета, дополняющего тяжелый и дорогой F-22. В итоге получилось соблюсти требуемое соотношение цен, но сто миллионов за борт можно назвать небольшой стоимостью только в сравнении со 140-145 миллионами F-22.

Вероятно, сохранить соотношение стоимости самолетов и программ удалось в том числе и благодаря правильному подходу к делу. Проект F-35 восходит к программе ASTOLV, начавшейся еще в первой половине восьмидесятых, но не имевшей особого успеха. На базе наработок по этому проекту позже были развернуты работы под кодовым названием CALF, которые в итоге объединились с программой JAST. Задачи всех этих программ заметно отличались, но на стадии объединения CALF и JAST уже сформировались общие требования к перспективному истребителю. Возможно, именно номенклатурные моменты, из-за которых затраты по одной программе не приплюсовывались к расходам по другой, в итоге ощутимо уменьшили стоимость итогового проекта F-35. При этом последнее преобразование программы JAST (Joint Advanced Strike Technology – «Единая перспективная ударная технология»), приведшее только к изменению ее названия на JSF (Joint Strike Fighter – «Единый ударный истребитель»), вряд ли можно считать причиной какой-либо экономии.

Стоит отметить, куда большей экономии удалось добиться при помощи использования имеющихся наработок. К примеру, при проектировании нового истребителя F-35 активно использовалась автоматизированная система CATIA и испытательный комплекс COMOC. Эти системы были созданы специально для проекта F-22, который фактически «взял на себя» их стоимость. Аналогичным образом обстоит дело и с некоторыми новыми технологиями, например с несколькими новыми сортами композитных материалов.

Тем не менее, даже при подобном разделении затрат самолеты F-35 вышли достаточно дорогими. Есть все основания полагать, что основной причиной высокой стоимости этих самолетов является специфическая идея создать несколько самостоятельных машин на базе одной конструкции. Такая задача непроста сама по себе, что уж говорить о современных самолетах, которые должны объединять в себе самые новые технологии. Кроме того, сказалось изменение требований заказчика. В конце девяностых годов ВМС США несколько раз пересматривали и корректировали свои желания в отношении характеристик будущего палубного F-35C. Из-за этого конструкторам Lockheed Martin приходилось постоянно обновлять проект. В случае с отдельной разработкой самостоятельного проекта такие коррективы не повлекли бы за собой каких-либо особо сложных работ. Но в случае с программой JSF, ввиду ее требований по унификации, каждое заметное изменение палубного истребителя или любой другой модификации прямо сказывалось на двух других вариантах истребителя. По различным оценкам, на дополнительные доработки проектов ушло около 10-15% от всего времени конструкторских работ. Очевидно, похожим образом обстояло дело и с лишними денежными затратами.

Техника

Помимо проблем с выполнением тех или иных требований, приводящих к лишним расходам, стоимость программы JSF также была обусловлена рядом новых технических решений, на разработку и проверку которых тоже уходили немалые деньги.

Первыми в глаза бросаются подъемные агрегаты истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B. Для выполнения требований Корпуса морской пехоты относительно возможности базирования на универсальных десантных кораблях сотрудникам «Локхид-Мартин» совместно с моторостроителями из Pratt & Whitney пришлось потратить много времени на создание подъемно-маршевого двигателя, который мог бы не только давать необходимую тягу, но и вписываться в принятую в проекте идеологию максимальной унификации. Если для создания силовой установки для «сухопутного» и палубного истребителей достаточно было обойтись модернизацией уже имеющегося двигателя PW F119, то в случае с самолетом укороченного или вертикального взлета пришлось предпринять ряд специальных мер.

Еще по результатам старой программы ASTOLV было отсеяно несколько вариантов подъемно-маршевых двигателей. В ходе работ по JSF в компании «Локхид-Мартин» пришли к выводу, что самым удобным из оставшихся вариантов будет применение турбореактивного двигателя с поворотным соплом и дополнительным подъемным вентилятором, приводимым в действие от двигателя. Такая компоновка обеспечивает достаточную для вертикального взлета тягу и удобство управления, хотя и не лишена минусов. Прежде всего, отмечается тот факт, что самолет большую часть времени будет возить лишнюю нагрузку в виде подъемного вентилятора, который необходим только при вертикальном/укороченном взлете или посадке. Все агрегаты вентилятора, от разобщительной муфты до верхних и нижних створок, весят порядка 1800 килограмм, что немного больше сухой массы самого двигателя F135-600. Тем не менее, при использовании высокотемпературного турбореактивного двигателя иные варианты выглядели не слишком удобными. Дело в том, что поток холодного воздуха от вентилятора, сталкиваясь с реактивной струей двигателя, частично охлаждает ее, а также не позволяет перегретым газам попадать в воздухозаборники. Ни одна другая схема размещения подъемной силовой установки не имеет такой возможности и поэтому лишний вес признали допустимой платой за преимущества.

С другим не менее сложным агрегатом силовой установки истребителя F-35B – поворотным соплом – связана интересная история. Изыскания по этой теме начались еще во времена программы CALF, но особых успехов не имели. Потратив много времени, сил и денег, американские ученые и инженеры обратились за консультацией в российское конструкторское бюро им. А.С. Яковлева. В результате продолжительных переговоров американцы смогли купить часть документации по проекту Як-141 и тщательно ее изучить. Уже с использованием полученных знаний было спроектировано новое сопло для двигателя F135-600, имеющее ряд общих черт с соответствующим агрегатом советского самолета Як-141.


И все же, несмотря на использование зарубежного опыта, создание силовой установки для самолета вертикального взлета оказалось очень сложным делом. В частности, незадолго до начала испытаний первого прототипа F-35B с индексом BF-1 обнаружился риск возникновения трещин в лопатках турбины двигателя. Из-за этого в течение нескольких месяцев все испытания подъемных агрегатов проводились с серьезными ограничениями по мощности, а после каждой газовки требовалось обследование двигателя на предмет повреждений. В результате достаточно длительных работ по доводке силовой установки все-таки удалось ликвидировать все основные ее проблемы и обеспечить требуемую надежность. Стоит отметить, эти неполадки до сих пор время от времени ставятся в вину новому самолету, а в ряде источников упоминается появление новых трещин, в том числе и на серийных самолетах.

Не обошлось без проблем и при создании палубного варианта F-35C. Первоначально предполагалось повысить его взлетно-посадочные характеристики при помощи двигателя с управляемым вектором тяги и системой управления пограничным слоем. Однако еще в конце девяностых годов общая сложность и стоимость программы JSF/F-35 выросли настолько, что было решено оставить только управляемый вектор тяги. Согласно некоторым источникам, сотрудники Lockheed Martin и смежных предприятий уже успели начать исследовательские и проектные работы по теме системы управления пограничным слоем, но вскоре прекратили их. Таким образом, в общую стоимость программы добавились еще одни расходы, которые, однако, не имели никакой практической пользы.

Как и предыдущий истребитель F-22, F-35 изначально должен был оборудоваться мощным вычислительным комплексом, который обеспечивал бы возможность работы по воздушным и наземным целям, навигацию, управление всеми системами самолета и т.д. При создании комплекса авионики для F-35 широко использовались наработки по проекту F-22. В то же время, были учтены некоторые особенности производства компонентов для электроники. Предполагалось, что использование самых новых комплектующих позволит не только повысить характеристики оборудования, но и защитить самолет от неприятностей наподобие тех, что случились с F-22 в середине девяностых. Напомним, тогда, вскоре после начала испытаний первой версии вычислительного комплекса, производитель использовавшихся микропроцессоров объявил об окончании их выпуска. Сотрудникам сразу нескольких компаний, занятых в проекте F-22, пришлось в срочном порядке переделывать немалую часть электроники.

Основным средством получения информации об обстановке у самолета F-35 является бортовая радиолокационная станция AN/APG-81, оснащенная активной фазированной антенной решеткой. Также по конструкции самолета распределены шесть оптико-электронных датчиков системы AN/AAQ-37, следящих за обстановкой во всех ракурсах. Для наблюдения и использования оружия самолет оснащается тепловизионной системой AAQ-40. Также стоит внимания станция активных радиопомех AN/ASQ-239. В течение нескольких лет разработки, испытаний и доводок американским инженерам удалось решить почти все проблемы радиоэлектронного оборудования для F-35.

Однако до сих пор не окончилась затянувшаяся эпопея со специальным шлемом пилота. Дело в том, что в соответствии с требованиями военных и измышлениями авторов общего облика F-35, пилоты перспективных истребителей должны работать со специальным шлемом, стекло которого оснащено системой вывода информации. На нашлемном экране планируется выводить все данные, необходимые для навигации, поиска целей и атаки. Первоначально разработкой шлема занималась компания Vision Systems International, но в течение нескольких лет ей так и не удалось довести его до ума. Так, даже в конце 2011 года отмечались задержки в отображении информации на нашлемном экране. Кроме того, электроника защитного головного убора не всегда правильно определяла положение головы пилота относительно самолета, что приводило к выдаче неправильной информации. Из-за этих неполадок шлема от VSI и непонятных сроков их исправления компания Lockheed Martin была вынуждена заказать фирме BAE Systems разработку альтернативного варианта пилотского шлема. Уже существуют его прототипы, но принятие на вооружение какого-либо из шлемов пока остается делом будущего.

Перспективы

Если сравнивать состояние проектов F-35 и F-22 на момент начала серийного производства, то в первую очередь в глаза бросается степень общей доведенности истребителей. Похоже, инженеры и менеджеры Lockheed Martin учли все неприятности, случившиеся с предыдущим перспективным самолетом и постарались избежать основную массу проблем, мешавшую ранее. Конечно, доводка и дополнительные испытания всех трех модификаций F-35 отняли дополнительное время и деньги, но такую плату, по-видимому, посчитали приемлемой в свете возможных дальнейших проблем. Поэтому в настоящее время «Лайтнинг-2» имеет в основном финансовые проблемы и, как следствие, не вполне понятные перспективы, касающиеся в первую очередь поставок на экспорт.

Уже который год истребитель F-35 подвергается различной критике со стороны экспертов разных стран, в том числе и участвующих в проекте. Пожалуй, самой интересной является позиция австралийских военных и экспертов. Эта страна давно намеревается закупить некоторое количество новых истребителей с большими перспективами, причем желает приобрести самолеты F-22. США, в свою очередь, так же давно четко и ясно отказали всем зарубежным странам в возможности таких поставок и предложили «взамен» более новые F-35. Австралийцы, не желая лишаться возможности купить F-22, в течение последних лет регулярно стали поднимать вопрос целесообразности покупок F-35 в частности и перспектив этого самолета вообще. Нередко встречается мнение, что в погоне за более интересным «Рэптором» австралийцы готовы обвинять «Лайтнинг-2» в несуществующих недостатках. Тем не менее, в текущих условиях заявления из Австралии можно использовать как один из источников информации, не вызывающей серьезное недоверие.

Одними из самых известных и скандальных являются заявления аналитиков центра Air Power Australia. Проанализировав имеющуюся информацию, эксперты еще несколько лет назад признали самолет F-35 истребителем поколения 4+, хотя «Локхид-Мартин» позиционирует его как принадлежащий к пятому. В доказательство своих слов австралийские аналитики привели малую тяговооруженность самолета и, как следствие, невозможность сверхзвукового полета без включения форсажа, относительно большую заметность для РЛС и ряд других факторов. Чуть позже австралийский аналитический центр сравнил соотношение возможностей истребителей F-22 и F-35 с мотоциклом и мотороллером. Кроме того, уже который год австралийские эксперты проводят сравнительные анализы F-35 и систем ПВО различных стран. Результатом таких расчетов постоянно становится вывод о почти гарантированной победе зенитчиков. Наконец, несколько лет назад австралийские военные присутствовали при виртуальной отработке воздушного боя между американскими самолетами F-35 и российскими Су-35 (поколение 4++). По информации, поступившей от австралийской стороны, американские самолеты, как минимум, не показали всего того, что должны были. Эти неудачи американской техники в «цифровом виде» официальный Пентагон объяснил некими другими целями. Так или иначе, Австралия продолжает оставаться самым ярым критиком проекта F-35.

Несколько дней назад австралийское издание Sidney Morning Herald опубликовало выдержки из попавших к нему планов министерства обороны страны. Из этих цитат прямо следует, что австралийские военные намерены разорвать договор с США на предмет поставок новых F-35. Вместо дюжины «Лайтнингов» Канберра собирается приобрести некоторое количество истребителей-бомбардировщиков F/A-18 последних модификаций. Действия австралийских военных создают устойчивое впечатление, что командование ВВС считает F-35 значительно уступающим по стоимости-эффективности более старому F-22 и поэтому не стоящим внимания и затрат. Именно по этой причине ВВС Австралии готовы покупать старые и проверенные F/A-18, но не новые и сомнительные F-35.

В апреле прошлого года в кулуарах канадского министерства обороны разразился настоящий скандал. Несколько лет назад, когда Канада вступала в программу F-35, планировалось купить 65 самолетов F-35A общей стоимостью около 10 миллиардов долларов. С учетом двадцатилетней службы самолетов все расходы должны были уложиться в 14-15 миллиардов. Немного позже канадцы пересчитали затраты по контракту и выяснилось, что в общей сложности самолеты обойдутся в 25 миллиардов. Наконец, к концу 2012 года, в результате очередного перерасчета, общая стоимость покупки и эксплуатации самолетов выросла до 40 с лишним миллиардов. Из-за такого увеличения расходов Оттава вынуждена отказаться от покупки нового истребителя пятого поколения и рассмотреть более скромные варианты. Примечательно, что из-за затягивания проекта F-35 канадские ВВС оказались в не слишком приятном положении: имеющаяся техника постепенно вырабатывает свой ресурс, а поступление новой начнется не сегодня и не завтра. Поэтому Канада сейчас рассматривает возможность покупки истребителей F/A-18 или европейских Eurofighter Typhoon с целью сэкономить деньги и время.

Все текущие экспортные проблемы самолета F-35 основываются на целом ряде причин. Сложность проекта привела к затягиванию сроков и медленному, но верному увеличению стоимости как программы в целом, так и каждого самолета в частности. Все это не могло не сказаться на экспортном будущем истребителя. ВВС, ВМС и КМП Соединенных Штатов, будучи основными заказчиками, обязательно должны продолжить закупки новой техники. Максимальным риском для программы в таком случае будет уменьшение количества закупаемой техники. Экспортные поставки имеют менее ясные перспективы, ведь дальнейшее смещение сроков и увеличение цены только отпугнут возможных покупателей.

Сегодня и завтра

Тем временем в 2012 году в общей сложности взлетело три десятка новых самолетов F-35, что в два с лишним раза превышает темпы производства 2011 года. Свои первые истребители получили ВВС Великобритании (два) и Нидерландов (один). Кроме того, первые три истребителя F-35B отправились служить в строевую эскадрилью Корпуса морской пехоты. По официальным данным компании «Локхид-Мартин», за прошлый год было выполнено 1167 испытательных полетов (на 18% больше плана), в ходе которых набрано 9319 баллов, характеризующих прогресс (план перевыполнен на 10%). Как видим, американцы даже не думают прекращать доводку и производство новейших истребителей. На текущий 2013 год запланированы испытания и доработка бортового радиоэлектронного оборудования версии Block 2B, а также первые испытания вооружения. На лето назначены первые испытания модификации укороченного взлета на универсальных десантных кораблях проекта Wasp.

В общем, сотрудники всех компаний и предприятий, занятых в проекте F-35, продолжают работать над ним и не собираются от него отказываться. Да и сам проект уже давно прошел точку невозвращения, поэтому у военных и инженеров нет обратного пути – нужно продолжать доводку и строительство новых самолетов. Все проблемы со сложностью той или иной части проекта, а также вызванные ими задержки в реализации в конечном итоге приводят к повышению стоимости всей программы. Но, как уже говорилось, обратной дороги нет, F-35 будут служить любой ценой.

Вот только не совсем понятно, как будет выглядеть следующее обновление американских ВВС, если цена очередного самолета будет еще выше, чем сейчас. В конце девяностых один из высокопоставленных руководителей фирмы «Локхид-Мартин» Н. Огастин подметил, что каждые десять лет программа разработки нового истребителя дорожает в четыре раза относительно предыдущей. Если эта тенденция сохранится, то к середине XXI века один годовой военный бюджет США образца конца девяностых будет эквивалентен затратам на разработку и строительство всего одного самолета. По меткому выражению Огастина, три с половиной дня в неделю этот истребитель будет служить в ВВС, еще столько же в ВМФ, а в особо удачные годы он изредка будет «перепадать» Корпусу морской пехоты. Сможет ли «Лайтнинг-2» прекратить эту нехорошую традицию? Судя по текущей обстановке, вероятность этого не так уж велика.

По материалам:
http://lockheedmartin.com/
http://pw.utc.com/
http://jsf.mil/
http://airwar.ru/
http://ausairpower.net/
http://lenta.ru/
http://rnd.cnews.ru/
http://smh.com.au/
Кудишин И.В. F-22 «Рэптор» и JSF. Американские истребители пятого поколения. – М.: Астрель/АСТ, 2002

topwar.ru

Новости программы F-35 » Военное обозрение

Один из самых амбициозных американских проектов последних лет вновь стал темой самых активных обсуждений на разном уровне. Новое военное и политическое руководство Соединенных Штатов намерено изучить текущее положение дел с проектом перспективного истребителя F-35 и сделать соответствующие выводы. Главной целью планируемых работ и возможных будущих решений будет сокращение стоимости программы, которая уже успела установить несколько рекордов.


Согласно последним официальным данным, к настоящему времени суммарная стоимость программы серийного строительства истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II достигла 380 миллиардов долларов. Эти затраты позволили построить уже две сотни самолетов: 200-я серийная машина в середине января перелетела с заводского аэродрома на одну из баз вооруженных сил. Продолжается развертывание подразделений, которым в будущем предстоит решать разнообразные задачи при помощи новой техники. Пилоты осваивают получаемые машины.
Первый F-35, построенный для Японии

Тем не менее, проект F-35 уже давно стал объектом критики. Перед разработчиками истребителя были поставлены весьма сложные задачи, что привело к появлению требуемой техники, отличающейся чрезмерно высокой стоимостью. Цена отдельного истребителя серийных партий уже перешла через психологическую отметку 100 млн долларов. В такой ситуации проект по определению не мог не стать темой споров и поводом для обвинений. При этом на имеющуюся ситуацию не жалуется только компания-производитель. В прошлом году 20% суммарной прибыли Lockheed Martin пришлось именно на новейшие самолеты.

В течение нескольких последних дней официальные лица США сделали ряд важных сообщений, затрагивающих дальнейшую судьбу перспективного истребителя. Как оказалось, новые власти намерены оптимизировать программу и сократить расходы на нее до разумных пределов. Следует отметить, что еще до своего избрания новый президент Дональд Трамп неоднократно отмечал излишнюю стоимость новой авиационной техники. После вступления в должность и назначения нового руководства военного ведомства он дал старт соответствующим работам, которые, как ожидается, позволят уменьшить траты.

Примечательно, что первые последствия предложений Д. Трампа проявились почти сразу и не потребовали запуска тех или иных программ. В середине декабря прошлого года своем Твиттере избранный президент США отметил, что программа F-35 вышла из-под контроля, и требуется принять меры, направленные на сокращение ее стоимости. Вскоре после этого акции компании Lockheeв Martin упали на несколько процентов. Через несколько дней генеральный директор авиастроительной организации Мэрилин Хьюсон заявила, что будет сделано все возможное для уменьшения стоимости техники. Кроме того, планируемые изменения в программе строительства позволят создать большое количество новых рабочих мест.

Задача изучения текущего положения дел и определения методик сокращения стоимости программы была возложена на соответствующие управления Пентагона. Приказ главы военного ведомства о начале подобных работ был подписан 26 января. Новый министр обороны Джеймс Мэттис распорядился определить текущие особенности программы строительства истребителей «Лайтнинг», а также рассмотреть возможность начала альтернативного проекта.


F-35 над палубой УДК USS America (LHA-6)

Для поставки военно-морским силам и эксплуатации на авианосцах была разработана специальная модификация истребителя F-35C. К настоящему времени этот проект привел к определенным результатам, но в целом ситуация выглядит не слишком оптимистично. Как следствие, регулярно высказываются предложения об отказе от существующей программы в пользу более дешевых альтернатив. В своем приказе министр обороны США распорядился сравнить палубную версию F-35 с самолетом Boeing F/A-18E/F Super Hornet в модернизированной версии. По результатам начатого исследования Пентагон должен определить, какой из рассмотренных образцов авиационной техники имеет более высокие характеристики с точки зрения стоимости и эффективности.

В текущей ситуации, характерной чертой которой является видимый настрой новых властей, компания-производитель самолетов вынуждена принимать определенные меры, направленные на решение имеющихся задач. 30 января западные издания опубликовали новости о планируемом контракте на 10-ю серийную партию истребителей. Путем тех или иных изменений стоимость 90 планируемых к закупке самолетов F-35A удалось сократить до 9 миллиардов долларов. Согласно более ранним планам, на эту технику следовало выделить 9,6 миллиарда. Отмечается, что это будет самая крупная серийная партия из заказанных за все время. Кроме того, впервые с момента старта серийного производства истребитель будет стоить менее 100 млн долларов.

Напомним, предыдущий контракт на серийное производство оговаривал строительство 57 самолетов общей стоимостью 6,18 млрд долларов – по 107 миллионов за каждый. Предполагается, что нынешнее сокращение стоимости отдельных самолетов и всей серии в целом позволит в дальнейшем получить значительный экономический эффект. В общей сложности вооруженные силы США желают получить 3 тыс. истребителей нескольких модификаций, что требует соответствующих затрат, но при этом оставляет определенные шансы сэкономить довольно крупные суммы.

Компания-производитель и министерство обороны Соединенных Штатов намерены сделать все возможное для сокращения стоимости готовой техники. В то же время, в этом деле им приходится сталкиваться с серьезными проблемами. Самолеты семейства F-35 Lightning II до сих пор не избавлены от «детских болезней», что мешает как строительству и эксплуатации, так и изменению сметы. В конце прошлого года список причин для критики амбициозного проекта был серьезно дополнен. Управление Пентагона по эксплуатационным испытаниям и проверкам во главе с Майклом Гилмором опубликовало доклад о текущем состоянии программы в целом и самолетов серийного выпуска.


Несмотря на длительную доводку и все усилия разработчиков, список обнаруженных и нерешенных проблем состоит из 276 пунктов. Большая часть выявленных недостатков связана с программным обеспечением. При этом даже недавнее обновление программ не позволило избавиться от значительного числа проблем. Специалисты промышленности и военного ведомства продолжают испытывать технику и выявлять новые ее недостатки. В среднем за месяц удается обнаружить два десятка неполадок. Выявление и исправление недостатков техники является важнейшей работой в рамках проекта, однако доводка самолетов связана с дополнительными тратами времени и денег, что приводит к дополнительному удорожанию программы.


Выкатка первого самолета для Израиля, 22 июня 2016 г.

Как и любой другой новый амбициозный проект, программа строительства самолетов F-35 имеет массу проблем. Тем не менее, они лишь мешают реализации планов, но не могут отменить их. Строительство серийной техники продолжается, и основные заказчики, похоже, даже не думают отменять его. В результате этого в течение нескольких последних месяцев в рамках программы произошло несколько важных событий, демонстрирующих определенные ее успехи.

Пожалуй, главным событием осени стали первые полеты самолетов укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B с палубы универсального десантного корабля USS America (LHA-6). Предполагается, что развертывание полноценной авиационной группы на основе «Лайтнингов» позволит значительно повысить боевой потенциал десантных кораблей. В ближайшем будущем предполагалось сформировать первое полноценное соединение подобного назначения.

В начале декабря два самолета F-35I Adir перелетели из США в Израиль, к будущему месту службы. Истребители прибыли с небольшой задержкой, связанной с плохой погодой на некоторых участках маршрута. Два новейших самолета являются первыми F-35, переданными израильским военно-воздушным силам. Теперь летчики осваивают новую технику и ждут поставки следующих машин. К концу 2017 года первые два истребителя должны будут достигнуть оперативной готовности.

11 января 2017 года компания-производитель отправила с заводского аэродрома 200-й серийный самолет. Эта машина была построена в рамках японского заказа и в обозримом будущем должна отправиться к своим новым хозяевам. Пока же требуется провести часть работ на американских аэродромах с участием местных специалистов.

18 января четыре истребителя F-35B Корпуса морской пехоты прибыли на авиабазу Ивакуни (Япония), где им теперь предстоит служить. Впервые в истории всей программы эскадрилья, получившая статус начально-боеготовой, отправилась к месту базирования за пределами США. В дальнейшем к четырем уже перегнанным в Японию самолетам могут присоединиться несколько других машин.


Первый «израильский» самолет во время церемонии передачи заказчику, 12 декабря 2016 г.

Любопытная новость о программе F-35 появилась 19 января. Как сообщила пресс-служба компании Lockheed Martin, 6 января летчик-испытатель Дэвид Нельсон с позывным «Док» совершил полет продолжительностью 4,5 часа, в результате чего его общий налет на самолетах семейства Lightning II превысил 1000 часов. Д. Нельсон стал первым испытателем, достигшим этой отметки. В программе пилот участвует с 2009 года.

20 января самолеты F-35A, пилоты и техники 388-го и 419-го истребительных крыльев прибыли на авиабазу Неллис (шт. Невада) для участия в учениях Red Flag. В ходе этого мероприятия личный состав должен был отработать ведение воздушных боев с разными вводными. Учения Red Flag стали первыми полномасштабными маневрами с участием самолетов «Лайтнинг» с начала эксплуатации. Соответственно, на данный момент это и самые крупные учения с применением такой техники.

В декабре прошлого года на авиабазе Лемор (шт. Калифорния) была вновь сформирована эскадрилья VFA-125 Rough Raiders, которой теперь предстоит стать учебным подразделением для будущих пилотов F-35. 25 января на эту базу прибыли четыре самолета F-35C, предназначенные для использования в ходе подготовки летчиков военно-морских сил. Отмечается, что это первый случай развертывания самолетов F-35C на западное побережье на постоянной основе. К концу текущего года планируется передать базе Лемор еще шесть истребителей.

Как видим, Пентагон и компания Lockheed Martin в сотрудничестве с различными субподрядчиками продолжают реализацию имеющихся планов. С учетом опытной техники было построено более двух сотен самолетов нескольких модификаций. Все серийные машины распределяются между учебными и строевыми частями вооруженных сил США и других стран. Личный состав осваивает технику и уже даже использует ее в рамках учебно-боевых мероприятий. В целом, ситуация вокруг проекта может выглядеть оптимистично.

Тем не менее, программу F-35 Lightning II на протяжении долгих лет преследует характерная проблема в виде чрезмерно высокой стоимости. Необходимость решения массы специфических задач и получения высочайших характеристик привела к соответствующему росту стоимости работ. Кроме того, все это сказалось на стоимости серийной техники, которая до недавнего времени стоила более 100 млн долларов за единицу.


Летчик-испытатель Дэвид «Док» Нельсон (справа)

В существующей ситуации военное и политическое руководство США может принимать различные меры и пытаться повлиять на дальнейший ход работ различными средствами. Более того, некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Новой администрации удалось немного «сбить» цену на самолеты новой партии, а также достигнуть договоренности о дальнейших сокращениях. Одновременно с этим предполагается провести сравнительный анализ существующих самолетов F-35 и перспективной модификации F/A-18E/F Super Hornet, по результатам которого тоже может быть принято важное решение.

Следует предполагать, что в сложившейся обстановке Пентагон и новый президент Д. Трамп вряд ли решатся полностью отменять перспективный проект. Возможны те или иные сокращения финансирования и закупок, но закрытие проекта выглядит маловероятным. Программа уже успела «съесть» почти 380 миллиардов долларов, а возможность заметной экономии появилась только недавно. Таким образом, скорый отказ от дальнейших работ не позволит получить желаемые сокращения стоимости, а кроме того, ударит по перевооружению военной авиации.

Предложения и решения новых американских властей могут показывать, что они, в целом, не имеют ничего против программы F-35 Lightning II, однако высокая ее стоимость их не устраивает. Таким образом, оптимальным решением проблем выглядит сокращение расходов и стоимости программы, но не отказ от нее. Это значит, что в новых военных бюджетах по-прежнему будут предусматриваться большие суммы на оплату новых контрактов, а Пентагон и иностранные заказчики будут получать новые серийные машины. Насколько удачными окажутся новые попытки сократить траты, и какими будут их реальные результаты – покажет время.

По материалам сайтов:
https://f35.com/
https://news.usni.org/
http://cnbc.com/
https://rt.com/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://sandrermakoff.livejournal.com/

topwar.ru

Business Insider (США): Ф-35 продемонстрировали мощь, которая не снилась Китаю и России | ИноВидео | ИноСМИ

США раструбили о том, что якобы превзошли Россию и Китай в производстве истребителей пятого поколения. Вместе с тем, несмотря на открытое хвастовство, автор статьи все же признает, что производство Ф-35 крайне дорогостоящая программа. В то же время Су-57 уже прошли проверку в боевых условиях, правда в статье этот факт в стиле западной пропаганды называют «дешевым пиаром».

  • В то время, как как Москва и Пекин лишь хвастаются прототипами аналогичных самолетов, десятки Ф-35 взлетели с авиабазы Хилл и провели масштабные учения.
  • Тридцать пять Ф-35 (F-35) взлетели с одной взлетно-посадочной полосы и держали строй, демонстрируя боевую мощь, к которой Россия и Китай — соперники США — не могут даже надеяться приблизиться.
  • Сотни Ф-35 производятся для стран по всему миру. Российские Су-57 и китайские Чэнду J-20 имеют всего пару десятков планеров.
  • У российских и китайских самолетов пока нет соответствующих двигателей, что снижает их возможности.
  • Между тем, Ф-35 выполняет боевые задачи, оказывая поддержку войскам по всему миру.

Авиабаза Хилл в Юте в понедельник провела масштабные учения, во время которых три десятка новейших Ф-35 «Лайтинг II» (F-35 Lightning II) ВВС США взлетели один за одним и провели маневры, поддерживая строй. Это стало демонстрацией силы, с которой не может сравниться ни один соперник Америки.

388-е и 419-е крыло стали первыми подразделениями ВВС США, которые полностью укомплектованы Ф-35A. Их совместные маневры показали, что самая дорогостоящая программа вооружения в истории наконец готова к развертыванию и действиям.

«Мы готовы идти в бой уже сегодня. А учения с привлечением многочисленных эскадрилий Ф-35 могут продемонстрировать нашу способность одолеть потенциальных врагов, откуда бы они не пришли», — сказал майор Калеб Гитменн.

Китай и Россия пытаются создать собственные истребители пятого поколения, которые бы могли сравниться с Ф-35. Но их самолеты не готовы продемонстрировать те же возможности, что показали американские самлеты в понедельник.

Несмотря на то, что китайский J-20 и российский Су-57 были объявлены «готовыми к операциям», их реальные «операции» до этого времени были лишь дешевым пиаром. У J-20, разработанного для Вооруженных сил Китая, до сих пор нет нужных двигателей. Это перечеркивает потенциал самолета. Неспособность до этого времени сделать двигатель для истребителя пятого поколения — это «унижение» для ВВС, которые хотят превзойти американскую армию. У Китая, вероятно, есть несколько десятков J-20.

The Drive
Эксперты рассказали «Бизнес инсайдер», что все модели, которые демонстрировал до этого времени Пекин, были лишь прототипами и еще не готовы к массовому производству или боевому применению. «Нам ничего не известно о существовании более четырех серийных машин. Если пятая где-то есть, тогда это уже новость», — сказал эксперт Института аэрокосмических исследований Китая Лоренс Треветан, который сотрудничает с Военно-воздушными силами США.

Россия же называет свой Су-57 «проверенным в бою» после того, как самолет в течение нескольких дней сбрасывал бомбы на безоружных врагов президента Башара Асада в Сирии. Но этот истребитель до сих пор далек от того, чтобы участвовать в выполнении реальных операций. Боевые задачи, в которых принимал Су-57, могли выполнить даже старые советские самолеты, которые Россия направила в Сирию.

Его статус стелс-истребителя пятого поколения остается не подтвержденным, несмотря на все заявления Москвы. Вдобавок существует максимум 12 самолетов Су-57. Эти самолеты также не имеют окончательного двигателя. А Кремль не подает никаких намеков на то, что он собирается закупить эти самолеты для своих боевых бригад. Короче говоря, миру обещали, что до конца текущего десятилетия появятся три истребителя пятого поколения. Но по состоянию на ноябрь существует лишь один, который производят массово — Ф-35.

У США 91 такой самолет, у их союзников — 28, а еще 22 были проданы другим странам. В целом же Вашингтон заказал более 2 тысяч Ф-35, которые будут взлетать с земли, с авианосцев и даже импровизированных взлетных полос. У американских пилотов есть годы на то, чтобы разработать новые тактики для самолета, с возможностями которого пока что не может сравниться ни один другой.

Россия и Китай часто говорят о теоретических и будущих возможностях своих новых истребителей. Но сегодня на вопрос, кто победит: Ф-35, J-20 или Су-57, — ответ прост и очевиден.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

физиологический урод в пятом поколении » Военное обозрение

Если рассматривать всю «созидательную» деятельность боевой авиации США начиная с конца 70-х годов как исключительно коммерческий проект, то приходится признать его высочайшую эффективность. Не десятки — сотни миллиардов долларов — успешно освоены в рамках создания уникальных по своей бестолковости проектов. Первыми появились проекты Ф-22 и Ф-23, потом их дополнили Б-1, Б-2 и Ф-117… Лидеры по объему освоенных средств сменяли друг друга. Ф-22 в конечном итоге без лишнего шума списали в утиль. Но Пентагон не унывал.


В далеком 2001 году компания Lockheed Martin начала разработку Ф-35. В рамках программы Joint Strike Fighter предполагалось заменить им сразу все устаревшие модели истребителей и штурмовиков — F-16 Fighting Falcon, A-10 Thunderbolt II, F/A-18 Hornet и AV-8B Harrier II. По планам Пентагона, Lightning II должен был стать более дешевой и технологически совершенной альтернативой истребителю пятого поколения F-22 Raptor.

Любой отечественный авиаконструктор сказал бы, что подобное невозможно даже теоретически. Но это же Америка — «Америка все может!»

В последующие 16 лет Ф-35 в нескольких вариантах превратили в суперпроект, навязывая его всем союзникам США. Делом доказывая, что США способны совместить государственную коррупцию и создание летательных аппаратов тяжелее воздуха. Но и только. Совместить грандиозный распил бюджета со сверхсовременными и эффективными боевыми самолетами янки оказались не в состоянии.

«Недоработанность самолета, необходимость постоянно выбирать обходные пути для выполнения летных процедур и крайне ограниченные возможности внутренних систем не позволяют оценить пригодность Ф-35 к проведению тренировок в составе эскадрона (эскадрильи) и участию в боях», – констатировал о тдел эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны США еще в феврале 2013 года!

Отвратительный обзор из кабины, невозможность вести эффективный ближний бой для завоевания превосходства в кубатуре пространства, отвратительная пушка, запрет на полеты начинающих пилотов на сверхзвуке, малая остойчивость, выход из строя при температурах ниже минус 15 градусов, отказы системы катапультирования на самолетах первых серий, отсутствие защиты от попадания молнии и проблемы с интерфейсом системы управления … перечень недостатков машины занимает десятки листов доклада.

Прошедшие после доклада 4 года принципиально ничего не изменили. Кроме одного. За счет продолжающегося производства и навязывания Ф-35 своим союзникам, Пентагон смог отчитаться о снижении расходов на один самолет с баснословных 237 миллионов долларов до 120-ти. Это, конечно, не изначально заявленные 80-90 млн долларов, но хоть что-то. При этом умалчивается, что фактически производитель продолжает получать прибыль, а бюджет США нести все новые и новые траты, клепая не истребитель 5-го поколения, а летающее недоразумение.

Доходит уже до мистики. За последние несколько месяцев в ВВС США зафиксирован значительный всплеск «физиологических эпизодов» (случаев необъяснимого ухудшения самочувствия пилотов), сопровождающих эксплуатацию истребителей Ф-35. Если в период 2006-2016 годов военные насчитали десять подобных инцидентов, то к настоящему времени их число выросло до двадцати, сообщает Aviation Week.

По меньшей мере пять из десяти подобных эпизодов приходятся на текущий год. Они произошли между 2 мая и 8 июня на базе ВВС США Люк в штате Аризона. В результате полеты Ф-35 были приостановлены.

По сообщению командира 56-й оперативной группы полковника Бена Бишопа (пилотировавшего Ф-35) , после возобновления полетов истребителей авиабазы было зарегистрировано еще три «физиологических эпизода. По его словам, эксперты, в течение нескольких месяцев работающие с Ф-35A, до сих пор не смогли найти причины данной проблемы.

Привлеченные эксперты не уверены, указывают ли «физиологические эпизоды» на собственно гипоксию (снижение содержания кислорода в крови) или же являются следствием иных состояний, например, гиперкапнии (повышения уровня углекислого газа в крови), тканевой гипоксией (нарушения использования кислорода тканями), декомпрессионной болезни, обезвоживания, недостатка сна или нервного переутомления.

Так как ранее были катастрофы, связанные с отказом кислородной системы, тщательно проверялась резервная система кислородного питания. Проверки подтвердили ее исправность. В настоящее время специалисты переписывают программы, ответственные за контроль колебаний уровней концентрации кислорода. предполагается, что это позволит оперативнее поставлять кислород пилоту и тем самым потенциально облегчить его дыхание. При этом полковник Бишоп уверен, что «физиологические эпизоды» не связаны с загрязнением кабины или системы кислородного питания.

Командир 56-й оперативной группы настаивает, что три последних «физиологических эпизода» объединяет общее обстоятельство — резервная система кислородного питания сработала штатно, но пилоты не сразу почувствовали улучшение самочувствия. «Думаю, может быть что-то, основанное на взаимодействии машины и человека, то, что оказывает влияние на дыхание. Мы рассматриваем работу клапанов, позволяющих нашим пилотам выдыхать», — рассказал полковник.


По приводимой в связи с обнародованием очередных неполадок статистикой, именно с Ф-35 чаще всего происходят «физиологические эпизоды — за 2006-2017 годы зафиксировано 29 подобных инцидентов.

Новые факты лишь подтверждают ранее выявленные недостатки Ф-35. Машина, которая должна была стать прорывом в авиастроении, превратилась в реальную головную боль.

Очень дорогую головную боль.

СПРАВКА. Израиль покупает эти самолеты только потому, что по условиям американской экономической помощи он должен тратить ее на американское вооружение. Фактически столько американского оружия Израилю просто не нужно, и ему приходится закупать товары лишь номинально военного назначения, например, продукты питания для военных.

topwar.ru

У Су-57 нет шансов против F-35 :: Су-57

Несмотря на жесточайшую критику американского истребителя F-35, особенно в российской прессе, Пентагон принял принципиальное решение о закупке очередной партии самолетов.

В ближайшее время компания Lockheed Martin получит заказ на изготовление 130 машин. И это вдобавок к тем 300, которые уже сошли с конвейера и даже разошлись по разным странам.

Об крупном контракте сообщал портал Aviation Week со ссылкой на источники в Конгрессе. Долгое время ВМС США в лице вице-адмирала Мэта Уинтера долго торговались с производителем о цене, но в конце концов самолету дали добро.

Дело в том, что F-35 с укороченным взлетом и вертикальной посадкой позарез нужен американцам. Истребителями планируется планируется вооружить новые авианосцы типа «Джеральд Р. Форд», которые в будущем заменят легендарные «Нимиц». Из относительно старых самолетов останутся только модернизированные F/A-18E/F, но именно «тридцать пятые» должны стать неуловимыми и невидимыми «дьяволами», способными взять под крыло хоть ядерную бомбу и взлететь даже с небольшого пятачка.

В российских СМИ долгое время идет кампания по дискредитации американского истребителя, сообщается о малейшем проколе в ходе испытаний. Подливают масла в огонь и американские средства массовой информации, которые неоднократно писали, что моряки недовольны программным обеспечением самолета, а также подачей кислорода в машину, из-за чего пилоты постоянно жалуются на симптомы гипоксии.

Однако все это рабочие моменты. Модернизация и доработка истребителя не прекращалась с 2000 года, когда F-35 совершил свой первый полет. Да, «тридцать пятый» критикуют за относительно небольшую скорость – самолет не разгоняется и до 2000 км/час. Но нужно ли это истребителю? Запредельные скорости нужны перехватчикам, чтобы настигать сверхзвуковые бомбардировщики, а также сбивать баллистические ракеты на большой высоте. В условиях современного воздушного боя на первый план вышли локаторы и маневренность самолетов, причем первое намного важнее.

В прошлом году на учениях Atlantic Trident «тридцать пятые» практически всухую разгромили лучшие истребители четвертого поколения, включая французский Dassault Rafale, британский Eurofighter Typhoon и американский F-15E. У «Рафалей» F-35 выиграли 18:0, у «Еврофайтеров» 19:1 и у F-15E – 16:1. Летчики даже не успели понять, что произошло, как их самолеты были поражены условными ракетами. Пилоты F-35 просто раньше засекли противников и «поразили» их ракетами «воздух-воздух» AIM-120. Радар AN/APG-81 с активной фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать противника на расстоянии более 100 км. Это огромное премущество, по сравнению с которым проигрыш в скорости меркнет.

По понятным причинам, учебные бои F-35 с российскими Cу-35С и Су-57 не проводились, что позволяет журналистам, экспертам и «диванным аналитикам» без конца представлять в небе их противостояние.

Но факт остается фактом: только Су-57 оснащены радаром с активной фазированной решеткой. Но российские пилоты могут только мечтать о таком количестве самолетов пятого поколения, которым обладают США. Пока заключен контракт на поставку 12 истребителей Су-57. По сути это пробная партия.

Кроме того, своим F-35 американцы убили сразу двух зайцев. Помимо того, что они создали малозаметный истребитель пятого поколения они предложили флоту долгожданные самолеты вертикальной посадки. Те самые, которые в свое время были у СССР, прежде всего, Як-141, который так и не удалось сохранить из-за развала Советского союза.

Можно сколько угодно ругать F-35 и писать о том, что он в подметки не годится российским «сушкам», «разваливается на лету» и не способен обогнать поезд. Но иначе как «шапкозакидательством» это назвать нельзя. F-35 – это современный самолет, который построен специально для того, чтобы одерживать победы над истребителями предыдущих поколений. И недооценивать его нельзя.

В последнее время в СМИ широко обсуждают возможный отказ от поставки Турции партии F-35 только из-за того, что Эрдоган решил купить российские С-400. В Вашингтоне опасаются, что русские смогут заполучить секретные технологии в обмен на скидку по С-400. Если в Москве досконально изучат F-35, сбить его будет ПВО РФ гораздо проще.

utro.ru

Американский истребитель F-35A — «неправильный самолёт» » Военное обозрение

Безымянный инсайдер из Южной Кореи передал информацию о том, что истребитель F-35A, выпущенный американской компанией Lockheed Martin и заявленный на тендер Военно-воздушных сил Южной Кореи по закупке шестидесяти многофункциональных истребителей на общую сумму 7,2 млрд. долл., скорее всего, пока не соответствует заявленным характеристикам.
Инсайдер отметил, что южнокорейские военные в конкурсном запросе чётко указали два главных требования к истребителю: для подвешивания вооружения самолёт должен быть оснащён внешними пилонами; истребитель должен продемонстрировать максимальную скорость в 1913 км/ч. Испытания самолётов, представленных на тендер (F-35A; F-15 «Сайлент Игл» от компании Boeing; «Тайфун» от европейского консорциума EADS), должны стартовать в период с июня по сентябрь 2012 года. Победитель конкурса начнёт поставки самолётов с 2016 года.

И ещё один инсайдер указал на тот же недостаток американского самолёта. Истребитель F-35A, как он заметил, должен быть оснащён 6 подкрыльевыми пилонами для подвески управляемых ракет, но сомнительно, чтобы это требование могло быть выполнено к запланированному началу поставок. Представитель Lockheed Martin заявил, что пилоны могут быть установлены, как этого требуют южнокорейские ВВС, но добавил, что он не понимает, зачем это нужно: ведь истребитель создан по технологии «Стэлс» и предназначается для нанесения скрытых ударов по противнику. Внешняя подвеска оружия, о которой идёт речь, повысит радиолокационную заметность истребителя.

Представитель сказал: «Самолёт имеет внутренние отсеки вооружения. При подвешивании на F-35 оружия на внешних подвесках истребитель потеряет возможности «Стэлс». Это ненормально!» Представитель сказал также: «Однако, если вы настаиваете на внешних подвесках, такое требование будет с лёгкостью реализовано: для этого есть все возможности».

Впрочем, представители ВВС Южной Кореи сообщили, что причина «сомнительности», кроме «малозаметности», кроется ещё и в том, что ВВС США — по финансовым соображениям — не хотят фундаментально изменять F-35. Ведь ясно, что самолёт с добавленными внешними подвесками должен будет пройти дополнительный этап лётных испытаний с другой аэродинамикой.

И не только корейцы сомневаются в истребителе F-35. На днях этот истребитель был назван «неправильным самолётом» в Австралии.

Объединённый комитет по иностранным делам, вооружению и торговле Австралии провёл специальное заседание. Его целью была оценка необходимости приобретения истребителей F-35 Lightning II, предназначавшихся для австралийских Военно-воздушных сил.

«Канберра Таймс» сообщает, что на заседании выступили представители компании RepSim, выпускающей симуляторы, и аналитического агентства Air Power Australia. Специалисты заявили, что Штаты и Австралия занимаются сейчас разработкой «неправильного самолёта», и покупать его не следует.

Как сказали выступившие, проект создания F-35 является провальным. Разрабатываемый самолёт не соответствует заявленным техническим характеристикам. И главной ошибкой американских специалистов эксперты-австралийцы сочли намерение разработать 3 типа истребителя: обычного взлёта, укороченного взлёта и вертикальной посадки и палубный — на базе F-35. Представители RepSim и Air Power Australia заявили также о том, что до завершения программы по F-35 далеко, а истребитель столкнулся уже со многими трудностями.

В ходе своего доклада RepSim представила результаты воздушного боя между 240 истребителями F-35 и 240 Су-35С, симулированного у побережья о. Тайваня в 2018 г. По расчётам, в воздушном бою уцелели лишь тридцать F-35. Были проведены и боевые симуляции между Су-35С и 240 F-22 Raptor и затем между Су-35С и F/A-18E/F Super Hornet. В первой симуляции уцелели сто тридцать девять F-22, а во второй все Super Hornet были сбиты.

Выступавшие на заседании решительно потребовали, чтобы правительство Австралии отказалось от закупок F-35. Эксперты считают, что австралийское правительство должно оказать некоторое давление на правительство США — с тем, чтобы последнее разрешило поставку австралийским ВВС истребителей марки F-22. Сейчас экспорт F-22 законодательно запрещён в США; причина — защита от копирования технологий.

Австралийское правительство занимается пересмотром программы закупки F-35 ещё с ноября 2011 г. В рамках этого пересмотра планируется проанализировать проект разработки истребителя на базе данных о прохождении тестовых испытаний, о сложностях в проектировании. Предполагается изучить и параметры цены. На основании пересмотра, возможно, будет принято решение об отсрочке закупки. Ранее Австралия заявляла о своём намерении приобрести 100 самолётов F-35, но теперь решилась на покупку лишь четырнадцати. Контракт, вероятно, будет подписан в текущем году.

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *