Ермак Тимофеевич — биография, фото, завоевание Сибири, личная жизнь, причина смерти
Биография
Ермак Тимофеевич – знаменитый русский завоеватель и землепроходец. О происхождении воина сложено немало легенд, а над разгадкой биографии покорителя Сибири бился не один историк. Одни уверяют, что Ермак был донским казаком, другие считают его уральцем. Благодаря Ермаку России принадлежат земли, раньше считавшиеся Сибирским ханством.
Детство и юность
Исследователи выделяют несколько расхожих версий о том, где родился и вырос Ермак. В те времена не было принято оставлять записи о появлении на свет детей, поэтому ничего выдающегося о годах юности завоевателя не известно.
Портрет Ермака ТимофеевичаПо легенде, его дед был жителем Суздаля и посадским человеком. Отец Тимофей от нищеты бежал на землю, принадлежавшую купцам Строгановым. Родитель атамана осел неподалеку от реки Чусовой, женился и воспитывал двух сыновей. По некоторым данным, детей звали Родион и Василий. Ученые предполагают, что последний и стал Ермаком.
Он плавал на плоскодонном судне по Каме и Волге под началом Строгановых. Затем решил заняться разбоем, после чего стал атаманом и получил имя Ермак. В словаре Даля это слово расшифровывается как мельничный жернов, и ассоциативный ряд становится логичным. Могучего воина вполне могли звать Ермаком. Было у известного полководца и прозвище, придуманное соратниками – Поволский.
Ермак ТимофеевичИнтересный факт: своеобразный псевдоним мужчины означал «человек с Волги». «Сибирская летопись» 1907 года открыла фамилию, которую носил Ермак – Аленин. Таким образом, настоящее имя землепроходца звучит как Василий Тимофеевич Аленин.
В воспоминаниях некоторых казаков, утверждавших, что были соратниками Ермака, говорится: он вместе с авторами комментариев служил в волжских станицах. Около 1565 года мужчина уже имел уважаемый статус, репутацию и жил в Поволжье. Предводитель оказался участником Ливонской войны в статусе казачьего сотника. Ермак продемонстрировал отвагу и удаль при атаке Могилевской крепости, а затем противостоял шведам и освобождал Псков.
Военная служба и завоевания
В течение 20 лет Ермак нес службу, охраняя южные границы России. В 1581 году Строгановы пригласили его обратно в Сибирь, так как собирали надежную охрану от сибирского хана Кучума, разорявшего территории. До появления врага Сибирское ханство состояло в теплых отношениях с Москвой и передавало дань в виде пушнины. С приходом нового хана прекратились выплаты, а Строгановых стали вытеснять с Западного Урала. Купцы начали готовить поход против соперника.
Ермак Тимофеевич на конеСобрались около 500 человек, готовых вступиться за земли. Их число постепенно выросло до 1600. Воины, вошедшие в дружину Ермака, собрали большие лодки, струги, на которых вместе с припасами и оружием перебирались в стан врага. Ермак подготовил войско, захватив с собой пищали, ружья и аркебузы. После использования орудий начинался рукопашный бой и битва на саблях, топорах, кинжалах и луках.
Несмотря на предусмотрительность атамана, противостоять 10-тысячной армии Кучума было непросто. Народ, живший в Сибирском ханстве, ненавидел самовольно назначенного главу и просил казаков об освобождении, но из боязни наказания вступал в ряды воинов. Это делало бойцов Кучума ненадежными. Дружина Ермака перешла Уральский хребет, поднималась по Чусовой к разветвлению Камы и Оби и пошла на разведку.
Ермак Тимофеевич — завоеватель СибириОтражая нападения татар у Тагила и в устье Тобола, воевода постепенно продвигался к Иртышу. Разбив главное войско хана, воин прогнал соперника в Ишим. Осенью 1582 года Ермак вступил в город, носивший название Сибирь. Спустя несколько дней к нему потянулась вереница хантов и манси, приносивших дары.
Взамен на налог и российское подданство просители получали обещание о защите. В декабре того же года Ермаку удалось отразить новый удар татарского войска. Он упорно шел к поставленной цели, завоевывая новые земли. Иван Грозный наградил отряд отважного защитника за стойкость, преподнеся в подарок награду материального характера и доспехи. Татары не сдавались и один за другим убивали атаманов, но судьба была благосклонна к Ермаку. От плена воеводу отделяла случайность.
Покорение Сибири Ермаком ТимофеевичемВ 1585 году Кучум вновь собрался с силами и готовился напасть на немногочисленное войско Ермака. Хан распустил слухи о том, что подмога от бухарцев не дойдет до Ермака. Предводитель небольшого отряда из 150 человек с трудом пережил зиму в Сибири, оставшись без провианта. Внезапным стало нападение, предпринятое Кучумом у реки Волай. Борясь за освобождение сибирских земель, Ермак погиб, утонув. Но его дело продолжили последователи, выгнавшие противника с этих территорий.
Личная жизнь
Ермак Тимофеевич полностью посвятил свою жизнь ратному делу. Исторические источники умалчивают о его личной жизни и не предоставляют конкретной информации об увлечениях воеводы.
Портрет Ермака ТимофеевичаЛегко предположить, в чем могли заключаться простые удовольствия, которые были доступны казаку. Но фактов о наличии жены и детей, близких людей, которые могли бы оставить ценные сведения о биографии этого исторического деятеля, не имеется.
Смерть
Пытаясь спасти отряд с провиантом от нападения Кучума, Ермак взял 50 казаков и отправился на помощь бухарцам. Свою гибель атаман встретил в сражении с ханом в том месте, где сливаются реки Вагай и Иртыш. Дозорные отсутствовали на своем месте из-за сильной усталости после сражения и были невнимательны, поэтому приближение врага никто не заметил. Состоялась кровавая резня, выбраться из которой удалось Ермаку и его сослуживцу.
Смерть Ермака ТимофеевичаПолучив ранение в схватке, Ермак пытался спасти свою жизнь, переплыв реку. В бою воин носил кольчугу, подаренную царем. Эти доспехи и потянули его на дно. Причиной смерти стала неспособность выбраться из воды с тяжелой ношей. По легенде, татары нашли тело воеводы и глумились над ним.
Другая версия описывает отсутствие поисков усопшего. Последнее пристанище Ермак нашел на Баишевском кладбище. Существует версия и о могиле в Башкортостане. Кучум вновь стал правителем Сибири, но казаки не думали отступать и вернулись через год с новыми силами.
В 1915 году кольчугу, подаренную Ермаку царем, обнаружили неподалеку от города Кашлык.
Память
Биография Ермака Тимофеевича была связана с военной деятельностью, его вклад в развитие России сложно переоценить. Благодаря походам воевода открыл Западную Сибирь. Северная часть этой местности была известна ранее как Югра, но из-за отдаленности и сложных климатических условий исследовать ее было практически невозможно. Путь к этим землям лежал через Средний Урал.
Ермаку удалось найти волоки, чтобы переместить суда по переправам и преодолеть горные хребты. География российского государства значительно расширилась благодаря походам предводителя отряда. Он исследовал Иртыш и Обь. Пройдя Западно-Сибирскую равнину, Ермак с соратниками обнаружили Белогорский материк.
Несмотря на то, что самостоятельно воину не удалось одержать победу над Кучумом, Ермак сделал все возможное для освобождения Сибирского ханства. С его помощью основаны Сургут, Тобольск и Тюмень, а также первый заполярный город России под названием Мангазея. Имя Ермака Тимофеевича носят река, населенные пункты, а также ледокол Северного флота.
Его противостояние хану Кучуму описывают книги разных лет, включающие в себя достоверные и проверенные факты, а также многочисленные легенды, которыми овеяна жизнь полководца. В память о сибирском землепроходце снято несколько картин. В 1996 году прошла премьера мини-сериала «Ермак», главную роль в котором сыграл Виктор Степанов. Любопытно, что съемки фильма стартовали еще в 1986-м, в эпоху СССР, и длились 10 лет.
24smi.org
Кто такой Ермак? — История Сибири
Ерма́к Тимофе́евич (1532/1534/1542 — 6 августа 1585, Сибирское ханство) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства.
Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.
«Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись).
Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону(Броневский).
Имя Ермака является разговорным вариантом русского имени Ермолай и звучит как его сокращение. Существует также мнение, что «Ермак» — просто прозвище, образованное от названия котла для приготовления пищи.
Фамилия Ермака не установлена, однако в те времена, да и гораздо позже многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком.
Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из типичных для того времени многочисленных и многонациональных по своему составу дружин волжских казаков, промышлявших на торговом пути по Волге грабежом и разбойными нападениями на русские купеческие караваны и на крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас песни и предания донских казаков о Ермаке.
Подтверждением вышеуказанного образа жизни, являются челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (вел вольную жизнь) с Ермаком в Диком поле, другой ветеран Гаврила Иванов писал, что был «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов.
Ермак участвовал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней. Под началом воеводы Дмитрия Хворостинина участвовал в 1581 году в успешном рейде на Литву, дойдя вниз по Днепру до Могилёва. В том же году помогал разблокировать осаждённый Псков, а также участвовал в победе Хворостинина над шведами в битве под Лялицами.
В 1581 году дружина казаков (больше 540 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, была пригла
www.sites.google.com
Атаман Ермак |
Атаман Ермак «родом незаметный, душой знаменитый» — легендарная личность и национальный герой России. Считается, что он родом с Чусовой, хотя есть и другие версии (с Двины или с Дона). Но во всяком случае на Среднем Урале он оставил неизгладимый след. Все что только можно здесь называют его именем. Ходил он со своей ватагою по Чусовой, Каме и Волге пока не нанялся к богатым уральским купцам Строгановым защищать их владения от набегов со стороны сибирского хана Кучума.
А в 1581 году дружина под командованием Ермака в количестве не менее 1500 человек и хорошо вооруженная выступила за Каменный Пояс воевать Сибирское ханство. Как всем известно предприятие было удачным. Сибирь стала русской. Здесь речь пойдет о смерти Ермака Тимофеевича.
Он погиб в 1585 году, когда с небольшим отрядом в 50 человек шел по Иртышу и в устье реки Вагай попал в засаду. На правом берегу Иртыша с незапамятных времен есть татарская деревня Баишевская (Баишево) Вагайского района Тюменской области. На окраине села находится кладбище которое является священным мусульманским захоронением (астана). Есть две версии об этом захоронении.
По первой версии здесь похоронен шейх Хаким-Ата (Сулейман Быкыргани) и еще несколько его родственников. Шейх считается мусульманским святым, он одним из первых принес на Сибирскую землю ислам. Кроме того написал исламское сочинение аналог Апокалипсиса. Небольшой деревянный мавзолей. Это место настолько священно, что его посещение приравнивается к хаджу в Мекку. Правда посетить надо 7 раз. Искер — городище Кучума у сибирских татар тоже священное место.
Но вот что интересно. Кроме мусульман сюда приезжают и православные. Почему? Есть вторая версия что именно здесь на Баишевской Астане похоронен русский казак, православный атаман Ермак. Похоронен по мусульманскому обычаю.
Первая версия. В конце 14 века по повелению правителя из Бухары пришли в Сибирь 366 шейхов-проповедников для обращения местного «дикого», языческого населения в ислам. И с ними 1700 воинов. Миссию активно атаковали туземцы-аборигены, не желавшие никакого ислама. Почти все бухарцы погибли. Значительно позднее их наверное всех или почти всех объявили святыми и на местах захоронений установили 6-гранные строения, называемые в Сибири астана («порог дворца» в переводе). По крайней мере 30 таких захоронений известно. У каждого священного кладбища есть свои хранители (выдавалась соответствующая грамота) и обязанность эта передается из поколения в поколение. У Баишевского захоронения такая грамота утрачена. Был ли Хаким-Ата одним из этой бухарской команды? Оказывается нет. Хаким-Ата жил в 12 веке. Умер в возрасте 95 лет в 1186 году в Хорезме и похоронен на Амударье. Вскоре после его смерти Амударья вышла из берегов и затопила могилу на 40 лет. А потом когда река отступила, могила уже была утрачена. Но потом все-же ему поставили надгробие. Это в Узбекистане. Но еще несколько точек в Узбекистане и в Таджикистане претендуют на захоронение этого уважаемого гражданина. Он был суфийским шейхом и проповедовал ислам как раз узбекам и таджикам. Никаких документальных свидетельств о его посещении Сибири нет. С какой бы стати кто-то повез сюда в Сибирь останки? Возможно имя Хакм-аты присвоил этому захоронению какой-то мулла, переписчик его трудов, когда они приходили в негодность? Чтобы поднять статус своей деревни. Это версия.
Вторая версия. Мог ли быть здесь похоронен атаман Ермак? Что было после его гибели? 5 ноября 1582 года отряд Ермака разбил войско Кучума — выходца из Бухары — и возвестил о покорении Сибири. За это Иван Грозный пожаловал казаков. А Ермаку послал в подарок 2 кольчуги. В августе 1585 года маленький отряд причалил к островку на впадении Вагая в Иртыш и встал на ночлег. Под утро на казаков напали. Уцелевшие в том числе и Ермак бросились к стругам. Но Ермак оступился и ушел под воду, еще и надетые две кольчуги были тяжелы. Они спасли Ермака от стрел, но сослужили плохую службу. Тело атамана осталось под водой.
Полвека спустя нашли кольчугу Ермака о чем упоминается в Сибирской летописи начала 18 века. Из нее следует, что в 1646 году березовские служилые люди отбили у приобских самоедов (хантов) русский нагрудный панцырь. Драгоценный трофей отправили в Москву, потому что «на том де панцире на груде мишени золотые а на них вырезано на одной царское имя, на другой орел» Историки считают, что это действительно панцирь Ермака. После гибели атамана кольчуги были разделены. Одну кольчугу получил нурза Кайдаул, который и руководил татарами в том бою, другую отдали в приклад Белогорскому шайтану. Белогорье — это было святилище остяков и вогулов (ханты-манси) в устье Иртыша. Эти кольчуги искали русские начиная с 17 века. В том числе искал тобольский сотник Ульян Макеев-Ремезов. Одна была найдена в Тобольске у потомков Кайдаула, уже перешедших на русскую службу. Ее отправили в оружейную палату где она и находится поныне.
Раз кольчуги были сняты с тела Ермака, это означает, что его могли где-то похоронить. Но от места гибели до Баишевского кладбища довольно далеко порядка 30 километров. Кроме того это село находится выше по течению, а значит река не могла вынести тело в Баишево. Это могли сделать только люди намеренно. Но какой смысл везти тело погибшего Ермака так далеко? Не проще ли было похоронить его там, где нашли. Решили обратиться к фольклору живущих на Иртыше народов. Легенды носят несколько односторонний характер, и основаны на воспоминаниях казаков — сподвижников Ермака. Савва Есипов тобольский дьяк их записывал. Татары напали, был бой, Ермак упал и утонул. Все. Слово «сибирь» на местном языке означает подметать, мести, вьюжить. Коренные народы, живущие на Иртыше передают из поколения в поколение народные предания и песни. Они отличаются художественным образом от летописей. В ткани песен могут упоминаться реальные люди и исторические события. Получилась такая картина. В нескольких километрах от села Вагай есть селение Епанчинские Юрты. Несколько дней подряд после гибели казачьего отряда рыбаки-татары забрасывали здесь невод. Выловил Ермака Яныш Бегишев внук.
Вот что в песне поется: «Невод рыбаки бросили, вместо рыбы мертвеца притащили. В броне боевой и в кольчуге стальной. Роста статного, пойманный в сети». В утопленнике признали русского атамана Ермака. Все знали, что 13 дней назад был бой на Вагае с его отрядом, но то, что погиб сам Ермак до сих пор не знали. В селение стала стекаться туземная знать в том числе и сам Кучум.
События отраженные в татарском фольклоре оказывается нашли свое отражение и в Ремезовской летописи. Ее автор — главный зодчий Тобольска Семен Ремезов — человек обширных знаний и богатого жизненного опыта. Он участвовал в отражении вражеских набегов, собирал ясак, основывал новые села, проводил перепись населения. Это русский энциклопедист Сибири, картограф, историк. Ремезов не просто написал летопись, но проиллюстрировал ее своими рисунками. По свидетельству летописца через несколько дней после гибели Ермака, его тело выловил Яныш Бегишев внук. Потом тело положили на помост и расстреляли из луков. Оказывается это такая дань уважения. Однако написана летопись Ремезова в начале 18 века более чем через 100 лет после первого похода казаков в Сибирь. После гибели Ермака казаки-его сподвижники которых осталось менее 100 человек, из Сибири ушли. Поэтому события остались в тени. Потом пришли уже другие. Татары не сообщали никому о том что же стало с телом Ермака. Возможно боялись мести.
Таким образом тело Ермака оказалось в руках его вчерашних врагов. Где же его могли похоронить? По мусульманской традиции нельзя издеваться над телом. Возможно тело повезли по деревням чтобы показывать жителям, что вот, смотрите, Ермак мертв.
Отец Семена Ремезова рассказывал сыну о своей встрече с калмыцким князем Аблаем в Тобольске в середине 17 века лет через 80 после гибели Ермака. Эта встреча имеет прямое отношение к нашему вопросу. Аблай спросил: «А знаешь ли ты Ульян, где ваш Ермак лежит?» Ульян ответил, что это никому не известно. Аблай посмеялся над ним и ответил, что это место он знает. Аблай заявил, что в детстве он был очень болен и исцелился лишь потому, что пил воду с могилы Ермака.
Фото Тобольск Памятник Семену Ремезову
Место это татары знают, а русские нет. По большим праздникам над могилой Ермака является огненный столб, а по родительским дням горящая свеча. Он обещал показать Ульяну это место, но выполнил ли неизвестно. Еще в летописи есть фрагмент указывающий почему тело Ермака долго не хоронили. В переводе на современный русский язык тело атамана на помосте долго лежало нетленным, являя всевозможные чудеса. И даже птицы не смели на него садиться и клевать. Более того каждая вещь, принадлежащая атаману , обладала какими-то чудесными свойствами. Если Ермак стал объектом поклонения местного населения, тогда и похоронить его могли по особому. Интересно, что о баишевском кладбище в татарском фольклоре упоминается, что там давно похоронен чужак (имя не называется). Этим чужаком вполне может быть Ермак. Так в результате и православные приходят туда поклониться своему Ермаку. Возможно его похоронили не на самом кладбище, а рядом где-то за оградой, все-таки иноверец. По крайней мере в 70-е годы прошлого века старики говорили, что около кладбища похоронен чужой.
Ремезов же, опираясь на одну из легенд, пишет, что похоронили Ермака на священном Баишевском кладбище под кудрявой сосной. Собрали на его поминки 10 баранов. Из могилы при этом шел чудодейственный свет. Историк Катанов писал, что исходя из Ремезовской летописи, многие хотят видеть Ермака чуть ли не как святого. Все таки образ сильно мифологизирован. Но очень уж сомнительна какая бы то ни было религиозность Ермака. Он ею совсем не отличался. Возможно в легендах и рисунках Ремезова проявляются какие-то архаичные дохристианские и домусульманские традиции почитания.
Кто же все-таки похоронен на самом кладбище? Возможно не Хаким-ата, а один из тех 366 шейхов-бухарцев, пришедших сюда в 14 веке? Вот еще что интересно, местные татары считают Ермака сибирским татарином! Своим! Он якобы хотел свергнуть конкретно Кучума и стал казачим атаманом чтобы осуществить это дело. Похоронили его по мусульманским традициям. В принципе тогда можно и поклоняться без проблем. Башкиры, кстати, тоже не проч считать Ермака своим. (У них ведь кроме Салавата… это не в тему)
На одном из рисунков Ремезовской летописи план и крестик, над которым надпись «Ермаково кладбище» , значит Аблай все же показал Ульяну это место и сын отметил на карте. Все таки видимо татары скрывают тайну Баишеаской астаны. Есть опасения, что если объявить что здесь похоронен Ермак, то начнется паломничество, причем массовое. И тогда покой мертвых будет нарушен, а это недопустимо по мусульманским традициям.
Советую посмотреть
perevalnext.ru
Атаман Ермак: самые шокирующие факты
Атаман Ермак был фигурой загадочной и мрачной, и если одни историки считают его героем, первопроходцем, положившим начало освоению Сибири, то другие говорят о его жестокости, физической силе и жажде золота и славы. Татарские националисты говорят о том, что это из-за Ермака количество сибирских татар, проживающих на территории Сибирского ханства, к концу XVI века уменьшилось на 80% – одних уничтожили, а других вытеснили в Среднюю Азию, на территории проживания мусульман.
Создатель официальной истории Российского государства Николай Михайлович Карамзин не питал никаких иллюзий по поводу Ермака и писал о нем следующее: «Это таинственная и мрачная личность, одним именем своим внушавшая ужас, был человеком без роду и племени. Ни один народ не может нести за него какой-либо нравственной ответственности».
Кем он был и в кого верил – неизвестно
Настоящее имя этого человека неизвестно. Неизвестно и как он выглядел, все описания историки относят к недостоверным. Тобольский боярин Семен Ремезов в «Истории Сибирской» описывал его как человека, имевшего облик стeпнякa – «плoскoлиц, чёрен брaдою и влaсы».
Одни считают, что Ермак – это прозвище, означающее «жернов для мельницы», другие считают, что это сокращенное прозвище от Ермолая, третьи уверены – Ермака звали Василием. Летописец XVII века Савва Есипов писал, что дед Ерамака из Суздаля, что звали его самого «Василей» Тимофеевич Аленин, а прозвище Ермак значило – артельный котел. Было и другое прозвище – Токмак, что значило – «бить», «калечить» и говорило о нраве атамана. Но называют его и Ермилой, и Германом, и Еремеем.
Некоторые считают Ермака ногайцем или даже сибирским татарином – выходцем из семьи местных князей, которых разорил хан Кучум. Хану Кучуму Сибирская летопись приписывает такие слова о Ермаке: «самозванец приидох корысти ради и величия».
Мусульманские устные легенды говорят о том, что Ермак был мусульманином, и бек Елычай хотел отдать замуж за Ермака дочь, и что хоронили Ермака по мусульманским обычаям.
Не знаем мы ничего и годе его рождения. Вроде бы к моменту похода на Кучума, Ермаку было 40–45 лет. И это все.
Под «англицким» флагом?
До сих пор сохранились три знамени, под которыми Ермак ходил в Сибирское ханство. На одном из них изображение библейского героя Иисуса Навина с Архангелом Михаилом, а два других изображают единорога и льва. Это весьма похоже на английские гербы Викторианской эпохи, на которых эти звери держат щиты. Однако историки считают. что единорог Ермака ведет свое происхождение от печати Ивана Грозного, на которой был изображен этот зверь. В православии этот зверь был символом чистоты и непорочности.
Он был бандитом
Сибирская летопись свидетельствует о том, что Ермак был «силен, велeрeчив и остр», ходил на стругах по рекам, работал, но прибрав к рукам небольшую ватагу, «пошел от работы на разбой» – то есть начал для власти и денег, а не от нужды, грабить караваны.
Англичанин Джонн Белл писал о Ермаке, что тот собрал шайку и начал разбойничать по дорогам и натворил столько дел, что царю пришлось отправить против него войска. Тогда Ермак сбежал в Персию, но персы, прознав о его преступлениях, выгнали его, после чего он объявился на Урале – искал убежище (историки А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков «Малоизвестные версии о покорении Сибири Ермаком»).
Даже официальная история признает, что Строганов по сути «спровадил» банду Ермака за Урал, так как тот, по просьбе промышленника укротив «местных татар», начал бесчинствовать и разорять местные народы.
Он убивал и вешал
Об этом пишет в своей летописи историк Семен Ульянович Ремезов (XVII век). Когда Ермак завоевал «Назымские волости» и взял боем крепость в Аремзяме, то первое, что он сделал – это перебил всех врагов, лучших из них «повесил за ногу», а сдавшимся князькам приказал целовать окровавленную саблю и приносить присягу русскому царю.
Столица Сибирского ханства Искер была разграблена и сожжена дотла.
Несмотря на то, что Ермак дрался с ханом под знаменами царя, грабил он вполне по-бандитски, и отнюдь не все отправлял царю. Историк Сибири Сергей Владимирович Бахрушев в своих «Очерках истории…» указывал, что и золото, и соболей ушкуйники делили между собой.
Казахский историк М.К. Зиманов в книге «Алтайская звезда. Национальная идея Турана» приписывает Ермаку трагедию, разыгравшуюся в Сарайшике – бывшей золотоордынской столице, в 1581 году, где ушкуйники убили все население в 2 000 человек, изнасиловали женщин, а потом разрыли могилы ханов Золотой Орды, разграбили их, а кости ханов сожгли.
Собственно, оправдать ушкуйников можно – они по-своему, по-бандитски, отомстили за те издевательства, которые Русь терпела от монголов и татарского ига.
То ли утонул, то ли скормили собакам
Как ничего не известно о корнях человека, покорившего хана Кучума, так по сути ничего неизвестно и о его смерти. Возник из неоткуда и исчез в никуда, даже могилы не осталось
Одни историки говорят, что погиб он, просто перескакивая с одного струга в другой: упал в воду и не выплыл. Другие, что на его лагерь ночью напали воины Кучума, перебили казаков, а Ермак утонул, пытаясь доплыть до струга. Русские считают, что тело Ермака находится на дне Иртыша.
Историк Федор Иванович Миллер пишет, что тело атамана выловил из реки сын хана Беким-Бека Яныш, после чего мусульмане устроили настоящий праздник, а после все же похоронили врага на мусульманском погосте Бегиша.
В казахском эпосе «Сатбек батыр» Ермака убивает герой эпоса Сатбек, мстя за смерть жены и детей. Он отрубает Ермаку руку, а потом спускает на врага огромного черного пса. Впрочем, в этом эпосе Ермак предстает изгоем татарского народа и «ордынским разбойником». В других казахских легендах храбрые герои скармливают тело Ермака собакам. Но тут, очевидно, авторы легенд выдают желаемое за действительное. Хотя никто не знает, как все было на самом деле.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Атаман Ермак (Ермолай) Тимофеевич (*—1585)
Шестнадцатый век выдвинул целую плеяду выдающихся полководцев. Но среди них очень немногие могут соперничать с атаманом Ермаком известностью. Воспетый в народных песнях и преданиях героический поход казаков Ермака против сибирского хана Кучума положил начало освоению Сибири русскими.
Присоединение Сибири стало одним из крупнейших событий в истории средневековой России.
Жизнь легендарного атамана окутана плотной пеленой всякого рода легенд. Известно, что он носил православное имя Ермолай, от которого и произошло сокращенное Ермак. Настоящее прозвище его известно из Погодинской летописи — Токмак. Токмачить означало — бить, колотить, толкать. В прозвище угадывается намек на несокрушимую физическую силу. Можно предположить, что родился Ермак в 30 — 40-х годах XVI века.
Народная память упорно хранила предание о нем как уроженце северной русской деревни. В старинных двинских летописях можно прочесть, что славный атаман происходил из волости Борок на Северной Двине. Был он обыкновенным крестьянином. Однако северное крестьянство не знало дворянского произвола, а нелегкая жизнь в постоянных трудах и невзгодах приучала к долготерпению, воспитывала отвагу и выносливость. Эти люди умели любить и защищать родную землю.
Мы не знаем, что вынудило Ермака покинуть отчий дом. Обычно крестьяне становились казаками из-за крайней нужды. Так или иначе молодой северянин оказался на южных окраинах, кода вольные казаки лишь начали осваивать ордынское поле. Биография Ермака стала частицей истории казачества, он был одним из ее подлинных творцов.
Будущий покоритель Сибири не менее четверти века прожил на Волге: то в Жигулях, то на лесистых речных островах. Вместе с другими волжскими атаманами и казаками Ермак участвовал в постоянных столкновениях с Ногайской ордой, кочевавшей в низовьях Волги.
Степняки жгли казачьи станицы, совершали набеги на Русь, уводили в плен русское население. Казаки нападали на степные становища, отбивали пленников, угоняли ногайские стада. В этих битвах Ермак приобрел большой боевой опыт, стал известным казачьим атаманом.
Известно, что в июне 1581 года он возглавлял речную флотилию в войске воеводы Хворостинина, действовавшего под Могилевом против литовцев. 27 июня флотилия Ермака Тимофеевича неожиданно появилась у города, и казаки завязали упорные бои с королевскими ротами. Поляки и литовцы пытались отразить натиск русских воинов, но с подходом главных сил были опрокинуты и «втоптаны» в город.
15 января 1582 года смолкли выстрелы на западных границах. Перемирие позволило воеводам распустить полки. Атаман Ермак вернулся в свою станицу на Волге, откуда вскоре перебрался со своими людьми на Яик и соединился там с отрядом вольных казаков Ивана Кольцо. Далее атаман и его казаки приняли приглашение купцов Строгановых и поступили к ним на службу. Ермаку поручено было возглавить оборону Приуралья от набегов войск сибирского хана Кучума.
С 1572 по 1582 год произошло не менее пяти крупных татарских вторжений. Были преданы огню и мечу многие русские поселения по рекам Чусовой, Сылве, Косьве, Каме. Татары неоднократно осаждали Чердынь — главную крепость Пермского края, а также менее крупные городки и острожки.
Казаки появились во владениях Строгановых как нельзя более кстати. Отборное татарское войско во главе с сыном Кучума Алеем перевалило Уральский хребет и принялось громить и жечь русские селения в Пермской земле. На реке Чусовой казаки Ермака Тимофеевича выдержали бой с татарами и отбросили их прочь. Этот бой сыграл исключительную роль в истории сибирской экспедиции. Он дал возможность Ермаку оценить реальные силы и боеспособность армии Кучума. Когда Алей бежал к Чердыни, а затем ушел еще дальше на север, атаман мгновенно уяснил, какие возможности открывает для него возникшая ситуация. Пока отборные войска ханства увязли в Прикамье, казаки получили возможность нанести стремительный удар по столице Кучума. Ведь у хана почти не оставалось сил для ее защиты.
Строгановы предоставили Ермаку продовольствие, порох и свинец. Оружие и челны у казаков были свои. 1 сентября 1582 года казачья флотилия двинулась в путь. Преобладали в ней легкие суда, поднимавшие двадцать человек с полным вооружением, боеприпасами и продовольствием, имевшие восемь-девять пар весел. Ермаку предстояло решить весьма трудную задачу — переправить суда через горы.
Вольные казаки были превосходными гребцами. Триста километров пути по рекам Чусовой и Серебрянке их челны двигались против течения. Затем удальцы перенесли грузы и суда на руках через тагильские перевалы, а после небольшого отдыха начали спуск по восточному склону гор. Спускаться было значительно легче. Близ перевалов брали начало ручьи, впадавшие в речки Журавль и Баранчук. По их руслу казаки продолжили путь до Тагила. От Тагила до Иртыша флотилия прошла еще 1200–1300 километров. Однако на сибирских реках воинам Ермака не надо было, выбиваясь из сил, грести тяжелыми веслами. Вода сама несла казачьи челны.
Чем ближе подходила флотилия к столице Сибирского ханства, тем больше селений попадалось им на пути. В устье Тобола казаки, высадившись на берег, разгромили юрты Карачи, главного сановника ханства. Хан Кучум, проявлявший до сих пор беспечность, обеспокоился и стал собирать воинов — татар и манси. Командовать ратью он поручил лучшему полководцу, своему родственнику Маметкулу.
26 октября 1582 года произошла битва с татарами на Чувашевом мысу подле Кашлыка. Чтобы не пустить Ермака в столицу, татары сделали засеку у подножия горы. За стволами деревьев они надеялись уберечься от казачьих пуль, а затем перебить русских воинов в рукопашной схватке.
Татарам было известно огнестрельное оружие, у них имелось несколько пушек, присланных из Казани. Однако казаки являлись несравненными мастерами «огненного боя» и умели использовать преимущества своего оружия. Дружной пальбой они заставили противника очистить берег и произвели высадку. Но тут им пришлось остановиться. Стрелы лучников падали дождем и не позволяли двинуться вперед.
Видя, как горстка казаков нерешительно топчется на берегу, Маметкул вывел своих воинов из укрытия. Это вполне отвечало планам Ермака, старавшегося выманить татар из-за засеки.
Казаки встретили врага убийственным огнем. После первых пушечных залпов ханские воины побежали, за ними последовали и манси. Шальная пуля свалила наземь и самого Маметкула. Татарские воины с трудом спасли раненого предводителя. Кучум наблюдал за боем с горы. Едва русские начали одолевать, он обратился в бегство, бросив свою столицу.
В Кашлыке отряд Ермака захватил богатую добычу. Захваченную соболью казну атаман, по обычаю вольных казаков, поделил поровну между всеми. Ермак одержал легкую победу, но торжествовать было преждевременно. Через пять недель в Сибирь вернулось отборное войско Алея. Реки покрылись льдом, и казаки лишились одного из главных преимуществ — возможности вести бой в стругах. В бою казакам предстояло либо умереть, либо выстоять и победить. И они победили в битве на озере Абалоке. Ермак одержал самую трудную в своей жизни победу. Огромное превосходство в силах не помогло Кучуму: располагая ничтожными силами, талантливый и опытный русский полководец сокрушил достаточно сильную Сибирскую орду.
Овладев ханством, казаки задумались над вопросом, что делать дальше. В Кашлыке в их руки попали неслыханные богатства. Они могли вернуться на Русь весьма обеспеченными людьми. Вместо этого казачий круг принял историческое решение о присоединении Сибири к России. Атаман и его соратники обладали большим опытом и понимали, что не удержат Сибирь, если не получат помощь — людей, хлеб, порох, свинец — из России.
В Сибири Ермак провел почти три года. Много лишений выпало на долю его воинов. Самым страшным испытанием для них был голод. Когда царь узнал о «сибирском взятии», он одарил атамана заурядным жалованьем — сукном и деньгами в полном соответствии с его чином. Царь не слишком доверял Ермаку и направил в Сибирь своего наместника князя Семена Волховского. Однако князь не выдержал тягот пути и через несколько месяцев умер.
Волховской привел с собой триста стрельцов. По пути они истратили все съестные припасы. Не зная о голоде в Сибири, ратники шли навстречу гибели. Казаки Ермака встретили их с ликованием, но радость сменилась унынием. Наступила зима, голодная смерть стала косить отряд. Погибли почти все стрельцы и добрая половина казаков.
Чтобы сберечь остатки отряда, атаман старался избегать столкновений с татарами. Он с готовностью откликнулся на мирные предложения, поступившие от противника. Казакам нужно было выиграть время и дождаться новых подкреплений. Пленение русскими царевича Маметкула, лучшего татарского полководца, выдвинуло на первый план Карачу, главного визиря. Лишившись улуса на Тоболе, Карача перенес свои кочевья на Тару, где его стали теснить казаки. Тогда Карача прислал в Кашлык гонцов с просьбой о помощи. Казаки на круге решили послать сорок человек во главе с Иваном Кольцо, но не потребовали аманатов-заложников. Доверчивость обернулась катастрофой.
Карача был не прочь использовать помощь непобедимых казаков, но, узнав о положении дел в стане русских, решил обратить оружие против них. Выбрав подходящий момент, воины Карачи предательски напали и перебили казаков. Весть о «победе» визиря облетела сибирские улусы. Враждебное возбуждение против русских росло день ото дня.
Настал день, когда многочисленные отряды Карачи окружили Кашлык. Страшась казачьих пуль, татары не пытались штурмовать крепость, надеясь, что голод покончит с осажденными. С весны до июня Ермак тщательно готовился к решающей схватке. Лазутчики вызнали о татарах все: где находится ставка Карачи, где стоят караулы, когда меняется стража. Отобрав самых крепких казаков, атаман подчинил их своему помощнику Матвею Мещеряку и направил ночью в обход застав и караулов к главной ставке татар. Удар этого отряда оказался эффективным. Чудом избежал Карача гибели, но двое его сыновей были убиты. Погибла и почти вся стража визиря.
Победив ночью, казаки Мещеряка утром оказались в критическом положении. Они были отрезаны от своих, а атаки татарских отрядов становились все более ожесточенными. Заслышав выстрелы, Ермак Тимофеевич приказал открыть огонь по сибирякам, осаждавшим Кашлык. Помогло и то обстоятельство, что Карача ночью бежал. Лишившись предводителя, татарское войско утрачивало порядок и к концу дня покинуло поле боя.
Одержав победу, казаки спешно привели в порядок свои суда и принялись подчинять своей власти татарские аулы и селения манси. Стычки с противником были успешными для русских, но штурм крепостицы Кулары закончился безрезультатно. Эта неудача казаков ободрила и сплотила татар. Рассорившиеся было ранее хан Кучум и Карача объединились и решили устроить воинам Ермака западню.
Атаман получил известие о том, что хан, обосновавшийся в Бегищевом городище, не пропускает в Кашлык караваны бухарских купцов. Бухарцы доставляли в Сибирь рис, сушеные и свежие фрукты, ткани и другие товары. Казаки решили не жалеть усилий, чтобы выручить столь нужных им купцов. Ермак с сотней людей двинулся в свой последний поход.
Казакам пришлось идти на веслах против течения много часов. К вечеру люди устали, и атаман приказал становиться на ночлег вблизи устья реки Вагая. Ночью разразилась буря, и тогда же последовало нападение татар на русский лагерь. Это случилось 6 августа 1585 года.
Казаки не поддались панике. Почти вся сотня (из похода вернулось 90 человек) смогла погрузиться на струги и сняться с якоря. Однако Ермака Тимофеевича среди них не оказалось. Раненый, он утонул в Иртыше. Так в последней стычке поредевший отряд понес небольшие потери, но лишился своего талантливого вождя. Смерть атамана Ермака означала конец экспедиции.
Однако казаки сделали первый и наиболее трудный шаг в освоении огромной Сибири. Вслед за ними на восток двинулись служивые люди, промышленники-звероловы, крестьяне. Через 50 лет после гибели знаменитого атамана русские вышли на берега Тихого океана.
Материал создан: 26.01.2015
комментарии к статье
iamruss.ru
Атаман Ермак Тимофеевич занял столицу Сибирского ханства :: Издательство Русская Идея
26.10.1582 (8.11). – Атаман Ермак Тимофеевич занял столицу Сибирского ханства
Сражение 23–25 октября 1582 г. на Иртыше у Чувашского мыса (в 17 км от Тобольска) было главным в походе казаков атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь. Это было сражение за овладение столицей Сибирского ханства Кашлык (еще ее называли Искер или Сибирь).
Овладев двумя укрепленными городками, прикрывавшими продвижение к столице – Карачиным и Аттиком – войско Ермака подошло к хорошо укрепленному Чувашскому мысу, где за засеками и завалами укрылись отряды Маметкула, сына хана Кучума. Воспользовавшись тем, что река Тобол у Карсульского Яра сужается, татары устроили поперек ее заграждение из связанных между собой бревен с заостренными сучьями. Приблизившиеся казачьи струги противник обстреливал из луков. Ермак вынужден был отступить к месту, где берега были не столь круты. Высадившись с большей частью войска на берег (на стругах осталось около 200 казаков), Ермак зашел татарам в тыл и стремительной атакой вынудил бежать.
Приблизившись к месту расположения главного татарского войска, казаки пошли на приступ засеки на Чувашском мысе. Противник, убедившись в малочисленности русского отряда, сам разобрав в трех местах заграждения и атаковал воинов Ермака. Казаки заняли круговую оборону, встав плотно сомкнутыми рядами. Стрельба велась почти непрерывно. Выстрелив, казаки менялись местами с товарищами и, быстро перезарядив пищаль или мушкет, возвращались в строй. Несмотря на плотный ружейный огонь, неся большие потери, татары несколько раз прорывались вплотную к русским пищальникам и сходились с ними в рукопашную. Во время одной их этих атак был ранен царевич Маметкул.
Бой продолжался до вечера. После наступления темноты казаки отошли в городок Атик-Мурза. Наутро сражение возобновилось и продолжалось еще два дня. 25 октября 1582 г. татары были окончательно разбиты. Подвластные Кучуму князья стали уходить от него со своими отрядами. Вот как описывает эти события Ремезовская летопись:
«23 октября, когда казаки по воле Божьей вышли из городка, единогласно провозглашая: «С нами Бог! Убеждайтесь, язычники, что с нами Бог, и покоряйтесь!», и сошлись лицом к лицу [с врагом], — произошла великая битва… Казаки же … множество неверных постреляли, убивая насмерть. Неверные же, понуждаемые Кучумом, от казаков сильно пострадали, жалуясь, что, сражаясь не по своей воле, умирают… И оказался Кучум беспомощен и опозорен, тесним невидимою Божиею силою, и задумал бежать…».
26 октября 1582 г. Ермак вступил в покинутую татарами столицу ханства. Через четыре дня явились ханты со съестными припасами и мехами, за ними – местные татары с дарами. Ермак встречал всех «лаской и приветом» и обложив податью (ясаком), обещал защиту от татар.
Не желая мириться с поражением, Кучум собрал последние войска и бросил их в сражение против Ерамака. Произошло оно у озера Абалак. Несмотря на отчаянные атаки своих конных орд, хан вновь был разбит и бежал в Барабинскую степь. Однако сопротивления он не прекратил, продолжая войну засадами и набегами на малочисленных казаков. В одну из таких засад попал сам Ермак с небольшим отрядом и погиб 8 августа 1585 г. Смерть Ермака сломила дух казаков и они, покинув Кашлык 15 августа, ушли на Русь, чтобы через год вернуться с новым отрядом царских войск для второго покорения Сибири (1585-1598).
Поделиться новостью в соцсетях
rusidea.org
Батька-атаман Ермак Тимофеевич — История России
Насколько сложно отличить реальную историю от умело рассказанной легенды? Особенно когда обе они касаются абсолютно реального человека. О Ермаке Тимофеевиче, казачьем атамане, жившем в середине — конце XVI века, легенды сочиняли как друзья, так и враги.
Великий воин и покоритель Сибири, сражавшийся и погибший во славу своей страны. Споры идут насчет его имени, количества войск под началом и обстоятельств смерти… Но подвиг его не вызывает сомнений.
Голод и осада
Сибирь, татарский город Кашлык (Искер), 1585 год. Зима была долгой и чудовищно холодной, даже по сибирским меркам. Снега навалило столько, что было сложно пройти пару шагов, не то что охотиться. И ночью и днем беспрестанно дул промозглый ледяной ветер.
Ранее из-за непрекращающихся осенних боев казакам не удалось собрать достаточно припасов. Войско Ермака не привыкло роптать, но еды катастрофически не хватало, а людей и так оставалось не более двух сотен…
Весна не принесла облегчения: снова пришли татары, взяв город в кольцо. Осада грозила растянуться на многие месяцы, обрекая казаков на голодную смерть. Но Ермак оставался Ермаком — как всегда, мудрым и хладнокровным.
Выждав до июня и усыпив бдительность татар, он послал своего ближайшего сподвижника — Матвея Мещеряка—на ночную вылазку. Матвей вместе с двумя десятками воинов пробрались к стану Карачи — татарского полководца—и устроили резню.
Карачи с трудом спасся бегством, но оба его сына погибли, а казаки растворились в ночи также неожиданно, как и пришли.
Осада была снята, да только вопрос провианта оставался столь же острым, как и зимой. Как накормить войско, когда татары могут напасть в любой момент?
И вот в августе пришла долгожданная добрая весть—к Кашлыку приближается богатый торговый караван с припасами для казаков. Надо лишь защитить его от врага…
Что в имени тебе моем?
Доподлинно неизвестно, в какой год родился Ермак. Даты называют разные: 1532, 1534, 1537 и даже 1543 год. Разнятся и слухи о месте его рождения — то это село Борок на Северной Двине, то неизвестный поселок с реки Чусовой, то Качалинская станица на Дону. Оно и понятно, чуть ли не каждый казачий род хотел похвалиться, что именно у них появился на свет легендарный атаман!
Под вопросом стоит даже имя Ермака. Одни историки утверждают, что Ермак — это сокращение от русского имени Ермолай, другие зовут его Ермилом, третьи производят имя от Германа и Еремея. А может, Ермак — это лишь прозвище? И на самом деле атамана звали Василий Тимофеевич Аленин. Откуда взята фамилия, неизвестно — в те времена среди казаков они были не в ходу.
Кстати, о казаках: слово «армак» у них означало «большой», как общий котел для трапезы. Ничего не напоминает? И разумеется, нельзя забывать о врагах Ермака, которые при всей своей к нему ненависти уважали его безмерно. Ирмак на монгольском — «стремительно бьющий ключ», практически гейзер. На татарском ярмак означает «рубить, рассекать». На иранском эрмек—«муж, воин».
И это еще далеко не весь список! Представьте, сколько копий сломали историки, споря между собой и пытаясь раскопать то самое, настоящее имя Ермака или хотя бы его происхождение. Увы, казаки редко вели летописи, а при устном распространении информации что-то теряется, что-то додумывается, что-то меняется до неузнаваемости. Примерно так реальная история и распадается на десятки мифов. Единственное, чего нельзя отрицать, — имя у Ермака оказалось очень удачное.
Вольный казак
В первые десятилетия зрелой жизни, где-то до 1570 года, Ермак Тимофеевич отнюдь не был ангелом. Он был типичным казачьим атаманом, ходившим по вольной Волге со своей дружиной и нападавшим на русские купеческие караваны да татарские и казахские отряды. Наиболее распространенное мнение гласит, что Ермак в молодые годы поступил на службу к знаменитым тогда уральским купцам Строгановым, охраняя товар на Волге и Дону. А затем уже «пошел от работы на разбой», собрал себе малое войско и перешел к вольнице.
Впрочем, спорный период в жизни Ермака длился относительно недолго. Уже в 1571 году он помогал дружине отбивать нападение крымского хана Девлет-Гирея под стенами Москвы, в 1581-м доблестно сражался в Ливонской войне под началом воеводы Дмитрия Хворостинина, командуя казачьей сотней. А уже в 1582 году про бравого атамана вспомнили те самые Строгановы.
Забыв про все прегрешения Ермака, они крайне уважительно попросили его защитить купеческие интересы Руси в Сибири. В те годы Сибирским ханством правил жестокий и бесчестный хан Кучум, свергнувший хана Едигера, который поддерживал более или менее добрые отношения с Русским царством. Кучум же говорил о мире, а на деле постоянно атаковал купеческие караваны и выдвинул свою армию в район Перми.
Ермак согласился с купцами не только ради богатой награды. Татарский хан был правоверным мусульманином и распространял ислам по Сибири и всюду, где мог дотянуться. Для православного казачьего атамана было делом чести бросить вызов Кучуму и победить. Собрав относительно небольшую дружину — около 600 человек, — Ермак Тимофеевич выдвинулся в великий поход на Сибирь.
Гроза Сибирского ханства
Чтобы описать все военные подвиги Ермака, одной статьи будет недостаточно. Тем более что, как и в случае с его местом рождения или именем, многие из них искажены пересказом, другие преуменьшены или приукрашены, почти для каждого события имеются две-три версии. Фактически произошло невероятное — шесть сотен казачьих воинов прошли насквозь громадное Сибирское ханство, раз за разом нанося поражение двадцатикратно превосходящей их армии татар.
Воины Кучума были быстры, но казаки научились быть быстрее. Когда их окружали, они уходили по рекам на небольших мобильных лодках — стругах. Они брали города штурмом и основывали собственные укрепления, затем так же превратившиеся в города.
В каждом бою Ермак использовал новую тактику, уверенно бил врага, и казаки были готовы идти за ним в огонь и в воду. Четыре года шло покорение Сибири. Ермак сломил сопротивление татар и договаривался о мире с местными ханами и царьками, приводя их к подданству Русского царства. Но удача не могла сопровождать атамана вечно…
Слух о купеческом караване, несущем припасы для умирающего от голода войска казаков, оказался ловушкой. Ермак вместе с остатком дружины выдвинулся из Кашлыка вверх по реке Иртыш и попал в засаду Кучума. Казаков атаковали под покровом темноты, и хотя те отбивались как бешеные, татар было слишком много. Из 200 уцелело не более 20 человек. Ермак отходил к стругам последним, прикрывая своих товарищей, — и погиб, упав в речные волны.
Человек-легенда
Легенда гласит, что тело великого атамана, выловленное из реки его врагами, пролежало на воздухе месяц, так и не начав разлагаться. Ермака похоронили с воинскими почестями на кладбище села Баишево, но за оградой, так как он не был мусульманином. Татары настолько уважали павшего врага, что его оружие и броня долгое время считались волшебными. За одну из кольчуг, к примеру, давали семь семей рабов, 50 верблюдов, 500 лошадей, 200 быков и коров, 1000 овец…
Ермак проиграл тот бой, но его дело не умерло вместе с ним. Сибирское ханство не оправилось отудара, нанесенного ему казачьим воинством. Покорение Западной Сибири продолжилось, хан Кучум погиб через десять лет, и его потомки не смогли оказать достойного сопротивления. По всей Сибири основывались поселки и города, ранее враждовавшие местные племена вынуждены были принять подданство Русского царства.
Сказания о Ермаке слагались как при его жизни, так и после смерти. Нет-нет да и находился потомок потомка другого потомка, доподлинно знавший некоего казака из дружины великого атамана и готовый рассказать всю правду. На свой лад, разумеется. И таких примеров — десятки и сотни. Но столь ли важно в данном случае отличить реальность от вымысла? Сам Ермак Тимофеевич наверняка от души бы повеселился, слушая рассказы о себе.
Сергей ЕВТУШЕНКО
oursociety.ru