Обзор двигателя Тойота 3B,13B,13B-T | Двигатель которого никто не видел ))
Двигатели 3B (13b/13b-T) — дизельные моторы специфического объема!
Первым семейством тойотовских дизелей были двигатели J(2J) они не чем не отличались от нашего Д-50, который и сейчас ставят на трактор «Беларусь». Затем, в 1972 году на свет родилось семейство B, которое дожило до наших дней!!
Code | Capacity (cc) | Bore (mm) | Stroke (mm) | Direct injection | Turbo | Intercooler | Power | Torque |
B | 2977 | 95 | 105 |
|
|
| ![]() | (191N·m) @ 2200rpm. |
11B | 2977 | 95 | 105 | yes |
|
| 90 hp (66 kW) @ 3600rpm. | (206N·m) @ 2200rpm. |
2B | 3168 | 98 |
|
|
| 93 hp (69 kW) @ 2200rpm. | (215 N·m) @ 2200rpm. | |
3B | 3431 | 102 | 105 |
|
|
| 90 hp (67 kW) @3500rpm | (217N·m) @ 2000 rpm. |
13B | 3431 | 102 | 105 | yes |
|
| 98 hp (72 kW) @3500rpm | (235N·m) @ 2200 rpm. |
3431 | 102 | 105 | yes | yes |
| 120 hp (89 kW) @ 3400rpm. | (217N·m) @ 2200 rpm. | |
4B | 3661 | 102 | 112 |
|
|
|
|
|
14B | 3661 | 102 | 112 | yes |
|
| 98 hp (72 kW) @3400rpm | (240N·m) @ 1800 rpm. |
14B-T | 3661 | 102 | 112 | yes | yes |
|
|
|
15B-F | 4104 | 108 | 112 | yes |
|
| 86 kW (115 hp) @ 3200rpm | (290N·m) @ 2000 rpm. |
15B-FTE | 4104 | 108 | 112 | yes | yes | yes | 114 kW (153 hp) @ 3200 rpm | (382N·m) @ 1800 rpm. |
Из сводной таблицы мы видим, что первая ревизия этого мотора была объемом 3.0 литра и имела вариант с прямым впрыском топлива, который добавлял двигателю 10 лошадей.
Вторая ревизия мотора (у Тойоты цифра перед буквой показывает то, каким по очереди стал двигатель внутри семейства) 2B получился путем увеличения диаметра цилиндра на 3мм, это дало прибавку 13 л.с. и более 10% крутящего момента.
Третья ревизия двигателя называется 3B, получена из мотора предыдущей ревизии 2B, путем увеличения диаметра цилиндра на 4 мм. Интересно, что у 3B по сравнению с 2B мощность не выросла, а даже упала на 2 л.с., при этом мотор 3B сделали чуть более оборотистым. Проделали это всё в далеком 1982 году и в таком виде мотор двигатель 3B выпускался до 1990 года.
Источники утверждают, что ставился двигатель 3B на четыре модели для внутреннего японского рынка — Dyna (4-е, 5-е, 6-е поколение), Toyoace (4-е, 5-е поколение), Landcruiser 40/60/70, и автобус Coaster (2-е, 3-е поколение).
Так же у 2.4 литрового мотора 3B, было две более мощных версии 13B (с впрыском топлива) и 13B-T(с впрыском и турбиной), они не ставились автобусы или грузовики, а только на «Крузаки»
Посмотрим на конструкцию двигателей 3B (13B/13B-T) — интересно же, чем владельцы старых крузачков так эпично гордились? Двигатель 3B — это рядный четырехцилиндровый дизельный мотор с полностью чугунным БЦ (блоком цилиндров) и чугунной ГБЦ (головка блока цилиндров). Привод клапанов (их было восемь) осуществлялся по средствам толкателей, а распредвал располагался внизу:
Как видите, привод распредвала сделан с помощью зубчатого колеса, типа, как было сделано в моторе Волги ГАЗ-24, такая конструкция хорошо знакома нашим ремонтникам.
Но в этом моторе конструкторы Тойоты пошли дальше и сделали привод через зубчатые колеса ещё и на масляный насос, на ТНВД, на вакуумный насос — на всё, что смогли))
Как-то не удобно говорить, но уже за 15 лет до этого, на «наших» Жигулях уже был мотор без толкателей (с верхним распредвалом).
Всякий знает, какие недостатки имела такая схема расположения распределительного вала — прежде всего, мотор имеет наибольшее число промежуточных передаточных звеньев по сравнению с любыми другими вариантами ДВС.
А большое количество промежуточных звеньев не только усложняет конструкцию и её регулировку, но и делает мотор наиболее шумным! Логично: чем больше деталей, тем больше и шума!
У Тойоты на двигателе 3B для снижения шума применены шестерни с косозубым зацеплением и постоянная смазка их из специальной форсунки.
Но не смотря на все эти меры, думаю, двигатели серии B стали самыми громкими за всю историю Тойоты!
Водяной насос (помпа) была выполнена отдельным модулем и приводилась в действие клиновым ремнем, думаю, по такому же принципу были сделаны помпы у многих в те времена. Например, у нас на Жигулях и Волгах тех лет уже были помпы ещё составными, но уже гораздо меньшего размера и веса, а на Москвиче-2140 помпа уже была «интегрирована» в блок цилиндров (корпусом водяного насоса являлось отверстие в блоке цилиндров).
На дворе была середина 90-х годов, по улицам у нас уже ездили «восьмерки» ВАЗ-2108 и помпы у них были совсем другие! Привод ГРМ был на ремне, верхний распредвал давил на клапана через стаканы, сразу без всяких толкателей и коромысел… Тойота так же не стаяла на месте (сарказм!), на модификациях 13B/13B-T помпа стала более маленькой и похожа на современную:
На моторе, где столько шестерёнок, масляный насос, естественно так же сделали шестеренчатого типа. На моторе 3B была хорошая и надежная конструкция, с большим маслозаборником на небольшом удаление от маслонасоса:
А на двигателях 13B/13B-T японцы сделали большой шаг вперед, «содрали» конструкцию масляного насоса с двигателя ВАЗ-2108, этот насос так называемого «трохоидного типа», крепится на передней крышке и одевается непосредственно на коленвал:
Однако, расстояние от насоса до маслозаборника выросло в два раза — позже я отмечу, к каким последствиям это может привести. А сейчас посмотрите на нормального размера и нормальной конструкции масляный фильтр. Он удобно ориентирован вниз и при замене его можно заранее залить маслом. В современных машинах фильтры гораздо меньше и менять их уже не так удобно:
Надо сказать, между масляным насосом и фильтром, на двигателях 13B/13B-T был ещё установлен теплообменник для охлаждения масла, это такой небольшой радиатор, через который проходит антифриз и охлаждает масло.
При замене масла, старое масло стекало из теплообменника и маслозаборника и если сервисмены забывали наливать свежего масла в фильтр, то после пуска двигателя масляное голодание могло длиться более 10 секунд — время необходимое что бы масло прошло через насос, заполнило теплообменник и фильтр, а затем попало в каналы.
В общем, чем длиннее и тоньше магистраль (трубочка) от маслозаборника до масляного насоса, тем больше опасность масляного голодания для такого мотора.
У меня сохранилась книжка по ремонту и обслуживанию дизельных моторов тойотовского семейства B, для её прочтения подойдет любая программа, которая умеет открывать PDF файлы. Скачать книгу можно по этой ссылке. К сожалению, она на английском языке — в то далекое время эти двигатели в Россию официально не поставлялись….
Двигатели 3B (13B/13B-T) объемом 3.4 литра, просуществовали около 10 лет (с середины 1982 по январь 1993) и были заменены на Коастере и Ленд-Круйзере на пятицилиндровые моторы 1PZ, объемом 3.5 литра. Более того, в дальнейшем, во всей своей истории Тойота больше не производила дизельных моторов объемом 3.4 литра…
Назад
17-07-2014 09:16 Автор, за проделанный труд огромное спасибо. Как на счёт обзоров двигателей Honda? (Новосибирск)
Запчасти на TOYOTA LAND CRUISER 70 3.4TD (13BT)
Все размеры на одном сайте Выберите деталь, укажите размеры — получите номер
- Кузов: BJ71, BJ74
- Объем: 3400TD
- Двигатель: 13BT
- Выпускается с: 1985—
Чтобы отфильтровать детали, начните вводить их название в поле ‘фильтр’ (выше этого текста). Поиск ведется побуквенно. Пример: если Вы ищете помпу, начните вводить слово ‘помпа’ в фильтр и лишние детали, не попадающие под фильтр будут скрыты. Чтобы показать все детали, очистите поле фильтра.
Узнайте цену детали, нажав на её номер. Проценка на сайте-партнере autoyamato.com.ua открывается в новом окне.
— ссылка на страницу с размерами детали
— Номер скопирован
Название группы деталей
Гранаты и привода
Датчики
Двигатель и поршневая
ПГБ, наборы
Подушки двигателя
Подшипники ступиц
Прокладки
1985. 10—
Прокладка клапанной крышки N42069
Прокладка впускного коллектора N62025
Прокладка выпускного коллектора N72034
Прокладка выпускной трубы N72038
Прокладка выпускной трубы N72042
1988. 01—
Прокладка клапанной крышки N42069
Прокладка впускного коллектора N62025
Прокладка выпускного коллектора N72033
Прокладка выпускной трубы N72038
Прокладка выпускной трубы N72042
Рулевая рейка и ГУР
Ремкомплекты цилиндров сцепления
Ремни приводные
Рычаги
Сайлентблоки
Сальники двигателя
Сальники трансмиссии
Система охлаждения
Стабилизатор
Суппорт
Сцепление
Тормозные диски и барабаны
Тормозные колодки
Тормозной механизм переднего колеса
Тормозной механизм заднего колеса
Тормозные цилиндры
Тормозные шланги
Тяги и наконечники
Наконечник внешний левый I12044
Наконечник внешний правый I12047
Наконечник внутренний левый I12048 relay rod end
Наконечник внутренний правый I12049 relay rod end
Сошка рулевой колонки IW2010
RHD
Наконечник внешний левый I12117
Наконечник внешний правый I12044
Наконечник внутренний левый I12049 relay rod end
Наконечник внутренний правый CET-53 relay rod end
Фильтра
КОМПЛЕКТ ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ УЛИЦЫFD 13BT.

Основываясь на более чем 30-летнем практическом опыте работы с роторной платформой, наши комплекты роторных двигателей обеспечивают проверенную производительность и надежность в комплексном решении для тех, кто хочет модернизировать свой текущий комбинированный двигатель или усилить нестандартный строить.
Все внутри — Оснащенный нашим собственным современным балансировочным станком и 4-осевыми станками с ЧПУ для всех работ по механической обработке, стабильность и точность гарантированы и являются одним из многих ключевых моментов нашего успеха как на улица и трек.
От мягкого до дикого — Неважно, каковы ваши требования, мы можем собрать воедино и создать двигатель, который идеально подойдет для вашего конкретного применения, исходя из ваших целей и ожиданий — если вы просто ищете новое сочетание для вашего круизера выходного дня или что-то более серьезное для тех, кто увлекается дрэг-рейсингом.
Когда мы говорим «Полный пакет», мы имеем в виду именно это! — Когда дело доходит до получения результатов и обеспечения надежности и согласованности, соответствие компонентов друг другу является решающим фактором успеха. Таким образом, наш предпочтительный вариант – поставлять нашим клиентам всю партию, от корпуса дроссельной заслонки до поддона и всего, что между ними, – идеально подобранные и профессионально собранные на месте, готовые к установке в моторный отсек вашего автомобиля!
Модернизация и комплектация — Хотите получить максимальную отдачу от своего двигателя? У нас есть ряд предлагаемых обновлений, которые могут быть включены в ваш пакет, в том числе варианты вторичного впуска, настройки корпуса дроссельной заслонки Electric DBW и дополнительные форсунки, и это лишь некоторые из них. Мы также можем предложить клиентам ряд комбинаций турбокомпрессоров и комплектов для горячей стороны, дополняющих ваш новый двигатель — собранный и готовый к работе.
Разбивка по упаковке:
— Недавно построенные роторы 13B Extend Port или Street Bridgeport / с зазорами, сбалансированный вращающийся узел, шпилька и шпонка
— Новые корпуса ротора
— Новый узел водяного насоса с измененным выпускным отверстием включая DBW T/Body — см. вкладку «Обновления»)
— Преобразование вакуумной линии с нажимным замком
— CAS с крышкой Pac
— Высокопроизводительный генератор переменного тока 120 А и комплект многореберного шкива
— Заготовка корпуса термостата и термостата
— Новое реле давления масла, датчики охлаждающей жидкости и температуры воздуха.
– Специальная заливная горловина масла. С 3/4-дюймовым турбодренажем
— Задний противовес (автоматический или ручной)
— Полностью порошковое покрытие и покраска (также доступны нестандартные цвета, $POA) охватывая все базы от круизера выходного дня мощностью 300 л.-Вторые автомобили и еще несколько обкаток на 8-ках.
Все комплекты двигателей изготавливаются на заказ с быстрым выполнением работ, и мы предлагаем, если вы заинтересованы в покупке или у вас есть какие-либо вопросы о комплектах двигателей, позвонить нам в мастерскую, чтобы мы могли обсудить ваши требования и варианты.