Проект 971 «Щука-Б» — атомные подводные лодки / Подводные лодки / Флот / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф

АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» — видео

Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf.
АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.

Все основное оборудование и боевые посты АПЛ пр. 971 размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля. В частности, монтаж оборудования и систем осуществлялся в цехе в зональном блоке, который затем заводился в обечайку отсека. Легкий корпус и наружная поверхность прочного корпуса облицованы единым резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием.
Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подач» и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В ограждении рубки и выдвижных устройств размещаются некоторые из антенн ГАК и ВСК на весь экипаж.

Легкому корпусу приданы формы, оптимальные для подводного хода. Все отверстия и вырезы на нем закрываются обтекателями. На ПЛА пр. 97/ удалось реализовать комплексную автоматизацию боевых и технических средств, сосредоточить управление кораблем, его оружием и вооружением в ГКП. Все это позволило сократить экипаж до 73 человек. Начиная с К-263, на лодках пр. 97/ устанавливается СОКС, а с К-391— в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети.
Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. В частности, К-157 и К-335 при сохранении прежних обводов имеют вставку миной несколько метров для установки нового оборудования.
Первоначально предполагалось построить 20 ПЛА пр. 971. Зав. № 520 и зав. № 521, заложенные соответственно в 1990 и 1991 гт. на ССЗ им. Ленинского комсомола, 18.03.1992 г. исключили из списков флота. На этот момент они имели техническую готовность соответственно 25 и 12%. Задел оборудования и механизмов продолжает сохраняться на заводе-строителе.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились 13 ПЛА пр. 971.

Атомная подводная лодка К-480 «Барс» (зав. № 821, с 24.07.1991 г., с 13.10.1997 г. «Ак-Барс» СМП (г. Северодвинск): 22.02.1985 г.; 16.04.1988 г.; 31.12.1988 г. Входила в состав СФ и несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. 06.04.1990 г. лодка совершила глубоководное погружение на предельную глубину. В 1998 г. ее исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в пос. Гаджиево поставили на отстой.

Атомная подводная лодка К-317 «Пантера» (зав. № 822, с 10.10.1990). СМП (г.Северодвинск): 06.11.1986 г.; 21.05.1990 г.; 30.12.1990 г. Входит в состав СФ. В сентябре 1999 г. на СМП поставлена в средний ремонт.

К-401 «Волк» (зав. № 831, с 26.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 14.11.1987 г.; 11.06.1991 г.; 29.12.1991 г. Входит в состав СФ. Выполнила две автономные боевые службы. С декабря 1995 г. по февраль 1996 г. в Средиземном море лодка осуществляла дальнее противолодочное прикрытие авианосной многоцелевой группы во главе с ТАВКР Адмирал флота Советского Союза Кузнецов

К-328 «Леопард» (зав. № 832, с 24.01.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 26.10.1988 г.;
28.06.1992г.; 15.12.1992 г. Входит в состав СФ Выполнила четыре автономные боевые службы

К-154 «Тигр» (зав. № 833, с 24.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 10.09.1989 г.; 26.06.1993 г.; 29.12.1993 г. Входит в состав СФ Выполнила две автономные боевые службы С 1998 по 2002 г. на СМП прошла поддерживающий ремонт.

К-157 «Вепрь» (зав. № 834, с 06.04.1993 г). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1990 г.; 10.12.1994 г.; 25.11.1995 г. Входит в состав СФ Выполнила одну автономную боевую службу и одну поисковую операцию.

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард» (зав. № 835, с 22.02.1993 г). СМП (г. Северодвинск):23.09.1991 г.; 17.09.1999 г.; 05.12.2001 г. Входит в состав СФ.

К-337 «Кугуар» (зав. № 836, с 25.01.1994 г). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1992 г.; Из-за отсутствия финансирования 22.01.1998 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-337 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-333 «Рысь» (зав. №. 837, с 07.02.1995 г). СМП (г. Северодвинск): 31.08.1993 г. Из-за отсутствия финансирования 06.10.1997 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-333 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).

К-284 «Акула» (зав. № 501, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1983 г.; 16.06.1984 г.; 30.12.1984 г. Головной корабль пр 971 Входил в состав ТОФ. В 2001 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ на долговременное хранение.

К-263 «Дельфин» (зав. № 502, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 09.05.1985 г.; 28.05.1986 г.; 30.12.1987 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-322 «Кашалот» (зав. № 513, с 13.04.1993 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 05.09.1986 г.; 18.07.1987 г. ; 30.12.1988 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-391 «Кит», «Братск» с 01.09.1997 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1988 г.; 14.04.1989 г.; 29.12.1989 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-331 «Нарвал» (зав. № 515, с 13.04.1993). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.12.1989 г.; 23.06.1990 г.; 31.12.1990 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

К-419 «Морж», «Кузбасс» с 29.01.1998. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.07.1991 г.; 18.05.1992 г.; 31.12.1992 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-295 «Дракон», «Самара» с 30.08.1999. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1993 г.; 05.08.1994 г; 28.07.1995 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.

Атомная подводная лодка К-152 «Нерпа». «Чакра» (INS Chakra) с 23 января 2012 года, когда официально передана в лизинг в ВМС Индии

Тактико-технические характеристики АПЛ проекта 971 «Щука-Б»

Водоизмещение, т:
— надводное ……………………………………………………………….8 140
— подводное ……………………………………………………………… 10 500
Длина наибольшая, м ……………………………………………………….. 110.3
Ширина корпуса наибольшая, м ………………………………………………… 13,6
Осадка средняя, м …………………………………………………………… 9,68
Архитектурно-конструктивный тип ………………двухкорпусный
Глубина погружения, м:
— рабочая……………………………………………………………………. 480
— предельная…………………………………………………………………. 600
Автономность по запасам провизии, сут. ……………………………………………100
Экипаж, чел…………………………………………………………………….73
Энергетическая установка:
Главные механизмы.
— тип………………………………………………………………………….АЭУ
— ППУ:
— марка………………………………………………………..ОК-9ВМ или ОК-650М.01
— количество х тип ЯР………………………………………………………..1 х ВВР
— тепловая мощность ЯР, МВт……………………………………………………190
— ПТУ:
— тип………………………………………………………………….блочная
— количество х мощность ГТЗА, л. с …………………………………………1 х 50 000
— количество х мощность АТГ, кВт…………………………………………….2 х 3 200
— количество х тип движителей ……………………………….. 1 х малошумный ВФШ
Резервные источники энергии и средства движения
— количество х мощность ДГ, кВт. …………………………………………..1 х 800
— аккумуляторная установка:
— тип АБ…………………………………………………………свинцово-кислотная
— количество х тип РСД ……………………………………………..2 х ВПК
— привод ВПК х мощность, кВт……………………………………………..ЭД х 300
Скорость хода наибольшая, уз:
— надводная………………………………………………………………..10
— подводная………………………………………………………………..33
Вооружение:
Ракетное:
— тип ракетного комплекса………………………………………………….«Гранат»
— тип КРСН………………………………………………………………РК-55
— вид старта………………………………………………..подводный, из 533-мм ТА
— тип ПЗРК……………………………………………………………. «Стрела-ЗМ»
— количество контейнеров для хранения ЗР. ………………………………..3
— боекомплект ЗР……………………………………………………………….18
Торпедное.
— количество х калибр ТА, мм……………………………………………4 х 650
— боезапас (тип) торпед…………………………………..12 (торпеды 65-76 или ПЛУР
…………………………………………………………..86Р и 88Р ПАРК «Ветер»)
— количество х калибр ТА, мм …………………………………………..4 х 533
— боезапас (тип) торпед и ПЛУР….28 (торпеды УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПАРК «Водопад», или М5 ПАРК «Шквал»)
— система подготовки ТА ………………………………………… «Гринда»
Радиоэлектронное:
— БИУС ………………………………………………………..«Омнибус»
— НК……………………………………………………………..«Симфония»
— КСС……………………………………………………………. .«Молния-МЦ»
— система СС…………………………………………………..«Цунами-БМ»
— ГАК……………………………….«Скат-3» (МГК-540)
— РЛК……………………………….«Радиан» (МРКП-58) или «Радиан» (МРКП-59)
— тк…………………………………МТК-110
— перископ ТК…………………«Сигнал-3»
— командирский перископ……………….. «Лебедь-11» или «Лебедь-21»

Фото подводной лодки проекта 971 «Щука-Б»

Атомная подводная лодка «Гепард» проекта 971, шифр «Щука-Б»

АПЛ проекта 971 «Гепард»

Атомная подводная лодка «Гепард»

«Гепард», ходовые испытания в Белом море

Атомные большие подводные лодки проекта 971

АПЛ «Гепард» К-335

Атомная подводная лодка «Гепард» проекта 971, шифр «Щука-Б», (по классификации НАТО — «Akula-III») относится к третьему поколению атомных подводных лодок ВМФ России.

АПЛ была заложена под именем «К-335», строительный номер 835, на судостроительном заводе «Севмаш» в Северодвинске 23 сентября 1991 года. 22 февраля 1993 года присвоено имя «Гепард» и была включена в списки кораблей ВМФ. В декабре 1997 года унаследовала гвардейский флаг от подводной лодки «К-22» проекта 675МКВ. Спущена на воду 17 сентября 1999 года. Введена в строй 02 декабря 2001 года. 04 декабря 2001 года был поднят Гвардейский Военно-морской флаг. В январе 2002 года вошла в состав 24-й («звериной») дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота. С 2001 года имеет бортовой номер 895. Порт приписки Гаджиево.

Основные характеристики: Надводное водоизмещение 8140 тонн, подводное 12770 тонн. Наибольшая длина по КВЛ 110,3 метра, наибольшая ширина корпуса 13,6 метра, средняя осадка по КВЛ 9,7 метра. Надводная скорость хода 11,6 узла, подводная 33 узла. Рабочая глубина погружения 480 метров, предельная глубина погружения 600 метров. Экипаж 73 человека. Автономность плавания 100 суток.

Энергетическая установка: 1 атомный реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л.с., два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с.

Вооружение: 4 торпедных аппарата 650 мм (боезапас – 12 торпед) и 4 торпедных аппарата 533 мм (боезапас – 28 торпед), ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 «Гранат», 3 пусковых контейнера переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ».

В 2004 году вышла в свое первое боевое дежурство, которое проходило в Атлантическом океане, а также признана лучшим кораблем Северного флота за зимний период обучения.

В 2005 году выполняла задачи второго боевого дежурства.

С июня по июль 2007 года выполняла задачи очередного боевого дежурства в Атлантическом океане, также экипаж был награжден переходящим кубком Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

С сентября по октябрь 2008 года выполняла задачи боевого дежурства.

В 2009 году выполнила задачи испытательных торпедных стрельб по программе «Кант», с июня по сентябрь выполняла задачи боевого дежурства, также по результатам года экипаж был награжден переходящим кубком Губернатора Мурманской области «Лучшей подводной лодке Северного флота».

С июня по август 2010 года выполняла задачи боевого дежурства.

14 января 2012 года на борту лодки, стоявшей на ОАО «10 СРЗ» в ЗАТО Александровск, произошло возгорание спиртовых паров. Жертв нет. 19 января представитель завода рассказал ЦВМП, что ущерб минимален и уже ликвидирован. В ночь на 11 февраля на борту найден повешенным командир торпедного отсека старший лейтенант Максим Галкин. С апреля по май выполняла задачи боевого дежурства.

В марте 2014 года корабельный боевой расчет крейсерской атомной подводной лодки был награжден переходящим кубком командующего Северным флотом по итогам конкурса профессионального мастерства.

По сообщению от 28 ноября 2015 года АПЛ «Гепард» вернулась в строй после восстановления технической готовности на судоремонтном заводе «Нерпа». Атомоход пополнил состав боевых кораблей подводных сил Северного флота.

Класс «Акула» / Класс «Барс» / Проект 971

Проект 971 со стальным корпусом был начат в 1976 году, когда стало очевидно, что существующая промышленная инфраструктура недостаточна для массового производства дорогостоящих титановых корпусов проекта 945 Sierra.

«Щука-Б», построенная в 1983-2004 годах, стала основным типом многоцелевых атомных подводных лодок в российском флоте, заменив устаревшие лодки проекта 671РТМК «Щука». Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения было принято 19 июля.76. В разработке катера участвовало СКБ-143 «Малахит».

До 1997 года работами руководил главный конструктор Г.Н. Чернышев, после его смерти — Ю.В. И. Фарафонтов. Техническое задание было сохранено так же, как проект 945 «Барракуда», проект «Малахит», и проектирование было основано на нем, поэтому никаких работ на этапе проектирования не проводилось. В отличие от «Барракуды», корпус лодки предполагалось изготавливать из маломагнитной стали, а не из титана.

С таким предложением выступили корабелы из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно советское предприятие Севмаш, мощностей которого явно не хватало для постройки большой серии в достаточно короткие сроки. При этом замена титана сталью позволила использовать возросшие мощности дальневосточных заводов.

13 сентября 1977 г. технический проект был утвержден, но в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения «Щуку-Б» был отправлен на доработку. Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии была построена в Комсомольске-на-Амуре, что весьма необычно, поскольку в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659, который строился только в Дальневосточным, тихоокеанским верфям всегда отводилась роль.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской фирмы «Тошиба» партию прецизионных металлорежущих станков, что позволило использовать новые технологии обработки гребных винтов, что резко снизило шумность подводных лодок. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате США ввели экономические санкции против компании.

Подводные лодки построены Акционерным обществом «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре и на Северодвинском судостроительном заводе. Производство подводных лодок «Акула» оставалось стабильным на уровне одна-две в год до 1995. Восемь подводных лодок класса «Акула» были построены в Комсомольске до прекращения деятельности там в 1993 году. Все источники согласны с тем, что в общей сложности было построено семь подводных лодок «Акула I» [хотя есть некоторые разногласия относительно того, К-461 «Волк» или К-480 Барс). является Акулой I или Улучшенной Акулой I]. Все эти лодки были введены в эксплуатацию в период с 1985-86 по 1992 год. Прототип К-284 был выведен из эксплуатации в 1995 году, чтобы избежать затрат на дозаправку реактора, и, как правило, не ожидалось, что он вернется в строй. По некоторым данным, по крайней мере один, а возможно, и три «Акулы-Ис» были переведены в резерв в конце 19-го века.90-е.

В период с 1992 по 1995 год на вооружение поступило как минимум два, а возможно, и четыре усовершенствованных «Акулы». В 1994 г. был спущен на воду еще один усовершенствованный «Акула I» [K.267 «Дракон»], который был передан ВМФ России в 1995 г.

, хотя впоследствии был изъят у верфи. из-за отсутствия оплаты. Судно, как сообщается, оставалось во владении Комсомольского завода, который, как утверждается, пытался его продать с 2000 года. В январе 2000 г. были выделены средства на дальнейшие работы над модифицированной Акулой-I класса 9, завершенной на 82–85%.0019 Нерпа , заложенный в 1986 году. Строительство Кабан , завершенное на 25% — 50% , начатое в 1992 году, также может быть завершено в конечном итоге.

По состоянию на октябрь 2000 года Амурский судостроительный завод более пяти лет пытался достроить одну многоцелевую подводную лодку проекта «Барс» проекта . Хотя строительство подводной лодки было завершено на 85 процентов, у России не было денег на завершение работ. В 2000 году верфь получила от Минобороны 5 миллионов рублей (182 тысячи долларов). Но чтобы поддерживать в строительном ангаре нужную температуру, верфь тратила 70 миллионов рублей в год. Поддержание температуры в ангаре было необходимо, так как в 19В 97 году реактор подводной лодки был запущен, а в ангаре требовалась стабильная температура во избежание аварий.

Демонтаж подводной лодки и обработка радиоактивного реактора обойдутся дороже, чем завершение строительства. Тем временем еще одна подводная лодка осталась построенной на верфи только наполовину.

Статус программы «Акула II» менее определен, по крайней мере, один авторитетный источник утверждает, что этот класс еще не вышел в море по состоянию на начало 2000 года. Другой авторитетный источник сообщает, что три подводные лодки «Акула II» были построены, причем первая , Viper, вводимый в строй в 1995, второй, Нерпа, в декабре 2000 г. и третий, Гепард, в августе 2001 г. [другие источники приписывают имя Нерпа некомпилированной Акуле I].

Корабль Вепрь [вероятно, Акула II] был спущен на воду в декабре 1994 г. и, по некоторым данным, вступил в строй в 1995 г. Корабль

Гепард [Гепард] был заложен в 1991 или 1992 г. действующую службу в 1996 году. Фактически «Гепард » остались на верфи в Северодвинске и по некоторым данным были переименованы в Белгоград [последующие отчеты явно опровергают это утверждение]. Gepard был спущен на воду в 1995 году. Экипаж подлодки должен был прибыть на борт в начале 1998 года, когда лодка еще строилась. «Гепард » был окончательно спущен на воду 18 сентября 1999 года и в декабре 2000 года приступил к ходовым государственным испытаниям в акватории Балтийского флота. Лодка должна была войти в строй 29 июля 2001 года — в День ВМФ России. Первоначально предполагалось, что церемония окончательного ввода в эксплуатацию будет проведена в августе 2001 года, поскольку пробные пуски были завершены еще в июле 2001 года. Президент Владимир Путин ввел в эксплуатацию
Gepard
на торжественной церемонии 04 декабря 2001 г. Ввод подводной лодки в эксплуатацию состоялся, акт о приемке подписали главком ВМФ Владимир Куроедов и временно исполняющий обязанности командующего Северным флотом вице-адмирал Владимир Доброскоченко. Визит президента был полностью символическим.

Корпуса двух дополнительных Акул-II [вероятно названных Кугуар и Рысь ] остались в строительном цеху Северодвинска, по крайней мере, первый, как сообщается, планируется к завершению. Дата завершения не прогнозировалась, и по состоянию на середину 2004 года прогресса в направлении завершения не наблюдалось. Возможно, еще две установки «Акула II» также могут ожидать завершения, хотя это может просто отражать путаницу между установками «Акула II» в Северодвинске и установками «Акула I-Mod» в Комсомольске-на-Амуре.

По состоянию на январь 2003 г., Джейнс считала, что 9 «Акул» находятся в рабочем состоянии, и Periscope согласилась с этим по состоянию на август 2003 г. Как ни странно, в профиле Navy-technology.com SSN AKULA CLASS (TYPE 971) сообщается, что «Российский флот имеет 14 Bars подводных лодок проекта 971», а затем на боковой панели сообщается: «В ВМФ России имеется 16 подводных лодок проекта 971 типа «Барс», хотя ни для одного из этих номеров не указывается дата окончания их эксплуатации.

30 мая 2005 года пресс-секретарь Севмаша Михаил Старожилов сообщил ИТАР-ТАСС, что атомная подводная лодка проекта «Акула» К-317 «Пантера» поставлена ​​в док завода «Севмаш» в Северодвинске Архангельской области. Он добавил, что неясно, какой ремонт будет проводиться на подводной лодке, поскольку представители ВМФ России не уточнили финансирование. К-317 несколько лет простояла в гавани возле завода из-за финансовых трудностей флота.

Атомная подводная лодка К-317 «Пантера» проекта 971 класса «Акула», вступила в строй в декабре 1990 года и базировалась на базе Гаджиево. В то время «звериная» дивизия Северного флота состояла из шести подводных лодок типа «Акула»: «Снежный барс» [Барс], «Пантера» [Пантера], «Волк» [Волк], «Леопард», «Тигр» [Тигр] и «Вепрь» [Вепрь]. еще семь подводных лодок этого класса базировались на Тихоокеанском флоте.

По состоянию на 2007 год Международный институт стратегических исследований сообщил, что на вооружении находились два «Акулы II» и 8 «Акулы I», при этом никаких дополнительных единиц не сообщалось «в резерве». По состоянию на 2007 г. в строю, вероятно, находилось в общей сложности одиннадцать подводных лодок «Акула-I», причем несколько из них выводились на техническое обслуживание и ремонт в любой момент времени [по крайней мере две находились в техническом обслуживании в 2007 г. ], а также две «Акулы-II» [из которых ни одной другие доступны для технического обслуживания]. По крайней мере, еще две единицы [а, возможно, целых пять] оставались в стадии строительства, хотя по состоянию на 2007 год не было никаких признаков того, что их достройка предназначалась для эксплуатации в России.

По состоянию на 2008 год Международный институт стратегических исследований сообщил, что на вооружении находились два «Акулы II» и пять «Акулы I», а три дополнительных «Акулы I» находились «в резерве».

Действующие подводные лодки этого класса находятся в ограниченном режиме, чтобы сохранить оставшийся срок службы активной зоны реактора. Если предположить номинальный 30-летний срок службы их американских аналогов, самые старые подводные лодки «Акула-I» могут быть выведены из эксплуатации примерно к 2015 году, причем все, кроме «Гепард-9».0020 Akula II выводится из эксплуатации к 2025 году. Ограниченная служба этих лодок может продлить срок их службы до 35 лет, что предполагает поэтапный вывод из эксплуатации в 2020–2030 годах.

По состоянию на март 2013 года Индия вела переговоры с Россией об аренде второй атомной подводной лодки. Индия была готова профинансировать достройку частично построенной атомной подводной лодки, которая стоит на Амурском судостроительном заводе на Дальнем Востоке России. Подлодка относится к тому же проекту 971, что и подлодка «Нерпа», которую Индия арендовала у России в 2011 году на 10 лет по цене 9 долларов.70 миллионов. Индия выразила заинтересованность в достройке второй подводной лодки этого проекта, сообщил российский чиновник. Прочный корпус подлодки полностью готов и бережно хранится на стапеле Амурского судостроительного завода.

В 2014 году правительство РФ приняло решение о том, что «Звездочка» будет выполнять средний ремонт и глубокую модернизацию многоцелевых атомных подводных лодок проекта 971 (шифр «Щук-Б»), а Дальневосточный завод «Звезда» — атомную подводную лодку проекта 949А (шифр «Антей код). Российская верфь «Звездочка» на северо-западе страны и Дальневосточный завод «Звезда» смогут модернизировать около десяти проектов 971 и атомных подводных лодок проекта 949А, заявил 19 марта 2015 года главком ВМФ Владимир Чирков. — сказал главком ВМФ по случаю Дня подводника.

Глубокая [«глубокая»] модернизация оставит нетронутыми только корпуса этих подводных лодок, сказал главком ВМФ. «Все вооружение и жизненно важные системы будут новыми», — сказал он, добавив, что на подводных лодках будет установлено новое гидроакустическое и навигационное оборудование, системы управления и связи. «Срок службы проекта 971 и многоцелевых атомных подводных лодок проекта 949А будет увеличено почти вдвое, а улучшение тактико-технических характеристик позволит значительно повысить эффективность использования этих подводных лодок в составе подводного флота ВМФ России», — сказал Чирков.

Российская атомная подводная лодка «Гепард» после восстановления технической готовности вернулась на Северный флот страны, сообщил представитель флота 28 ноября 2015 года. срок эксплуатации и дальнейшее его использование в арктических условиях», ?кв. — сказал 1-й ранг Вадим Серга.

Реконструкция многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) третьего поколения почти удвоит срок их эксплуатации. Как сообщалось 17 марта 2017 года в интервью газете «Красная Звезда», главком ВМФ России адмирал Владимир Королев сказал о проектах 971 «Щука-Б» и 949А «Антей»: «Срок службы подводных лодок проектов 971 и 949 будет увеличатся почти вдвое, а улучшенные тактико-технические характеристики значительно повысят эффективность их применения в бою подводными силами».

До 2020 года Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске и завод «Звезда» в Большом Камне (Приморье) выполнят для ВМФ России «значительный объем работ» по ремонту и модернизации АПЛ 971-й и 949-й проект, напомнил он главнокомандующему. В результате подводные силы ВМФ получат группировку многоцелевых атомных подводных лодок, которые будут выполнять задачи Северного и Тихоокеанского флотов. «Они будут оснащены самыми современными системами жизнеобеспечения, гидроакустическими и навигационными комплексами, системами управления и связи», — сказал Король.

Россия имела серию из семи многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения проекта 885 «Ясин» («Ясень»), которые в будущем заменят подводные лодки третьего поколения.

Практически все из 11 имеющихся АПЛ с крылатыми ракетами проекта 971 «Щука-Б» подлежат ремонту и модернизации. Проект 971М предусматривает обновление радиоэлектронного оборудования и установку ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Наличие ракет значительно повысит боевой потенциал катеров.

К 2018 году сразу семь «Щук» проходили модернизацию. Работы проводились на заводах «Звезда» и «Звездочка». Первым представителем обновленного проекта стал катер К-328 «Леопард», поставленный на ремонт в 2011 году. Изначально сдача этого корабля планировалась на 2014-15 годы, но работы заметно затянулись. Головная подводная лодка проекта 971М, как и другие корабли, все еще находились в цехах и к продолжению службы не готовы. Однако первые модернизированные субмарины планировалось вернуть заказчику в 2018-2019 гг..

Генеральный директор центра судоремонта «Звездочка» Сергей Маричев считает, что модернизация подлодок проекта 971 будет очень полезна для флота. Многоцелевые подводные лодки Северного флота «Леопард» и «Волк», находящиеся в ремонте, будут возвращены в срок с необходимым финансированием, сообщил ТАСС 25 июля 2018 года гендиректор центра судоремонта «Звездочка» Сергей Маричев.

«Предприятие подписало контракт на ремонт и модернизацию четырех кораблей 9-го71 проекта. Мы сейчас ремонтируем два корабля Северного флота, условия контракта зафиксированы, и вопрос финансирования мы обязательно выдержим», — сказал он. Однако не уточнил дату передачи По словам Маричева, модернизация 971 подводных лодок, к которым относятся «Леопард» и «Волк», позволит «насытить флот многоцелевыми кораблями с тактико-техническими характеристиками, близкими к таковым у лодок четвертого поколения, и провести смену поколений без ущерба для устойчивости подводных сил». С новым вооружением и новой элементной базой они еще долгие годы будут служить флоту, заявил Маричев9.0003

Завершены послеремонтные испытания АПЛ проекта 971 «Вепрь». Об этом сообщил журналистам 26 марта 2020 года официальный представитель ВМФ России Игорь Дыгало. «Командующему ВМФ России Николаю Евменову доложено о завершении морского этапа испытаний атомной подводной лодки «Вепрь» проекта 971 после ремонта на СРЗ «Нерпа». Подводная лодка вернется в состав подводных сил Северного флота в апреле. «, — сказал Дигало. В ходе испытаний в полигонах Баренцева моря были проверены все системы и бортовое оборудование подлодки. «На подводной лодке проведен большой объем работ по восстановлению технической готовности бортовых систем и механизмов», — добавил представитель флота.

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 шифр «Щука-Б» Северного флота завершила испытания после ремонта и модернизации; его передача флоту ожидается в третьей декаде июня. Об этом 30 мая 2020 года ТАСС сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. «АПЛ «Вепрь» полностью выполнила программу испытаний. Некоторое время назад подводная лодка вернулась на ликвидацию завода «Нерпас», где находилась на ремонте. Эти работы продлятся около месяца, после непродолжительной стоянки, в третьей декаде июня, она будет быть переданы ВМФ», — сказал собеседник агентства.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. org
Введите свой адрес электронной почты

Акула Класс / Барс-класс / Проект 971

Акула Класс / Барс-класс / Проект 971


Технические характеристики
Классификация: Подводная Лодка Атомная (НОАК)
Атомная подводная лодка
Дизайнер: Г.Н. Чернышева на Малахите
Строители:
  • Завод имени Ленинского комсомола, г. Комсолольск-на-Амуре
  • Севмашпредприятие, Северодвинск
  • Водоизмещение (тонн): 5 700-7 500 тонн Надводная
    7 900-8 140 тонн Надводная — Акула II
    7 900–9 100 т Подводный
    7 900–12 770 т Подводный – Акула II
    Скорость (узлы): 20 узлов в надводном положении
    28-35 узлов в подводном положении
    Рабочая глубина 1475 футов Максимальная безопасная глубина
    1804 фута Непревышаемая глубина
    1970–2160 футов Глубина разрушения
    Размеры (м): Длина 108,0 м
    Длина 111,7 м
    Ширина 13,5 м
    Осадка 9,6 м
    Привод: 1 Водо-водяной ядерный реактор ОК-650Б мощностью 190 МВт
    1 Паровая турбина ОК-7 мощностью 43 000 л. с.
    Выносливость 4500 часов полной мощности
    80 дней хранения edurance
    100 дней хранения edurance — Akula II
    Экипаж: 51-62 [25 офицеров / 26 рядовых]
    63 [31 офицеров / 32 рядовых] — Акула II
    Вооружение:
    Ракеты: 21 всего
  • 81Р (СС-Н-15) или
  • Водопад (СС-Н-16)
  • Торпеды: всего 40 единиц оружия
  • 4 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппарата
  • 4 26-дюймовых (650-мм) торпедных аппарата (носовой)
  • 6 внешних трубок [улучшенная Akula и Akula II]
  • Системы:
  • Всплеск Система боевого управления
  • Радар поверхностного поиска Chiblis
  • Медведиста-945 Система навигации
  • Система обнаружения кильватерного следа МНК-200-1 «Тукан»
    (Система Обнаружения Килватерного Следа СОКС)
  • Связь
  • Молния-М Спутниковая связь
  • МГК-80(?) Подводная связь
  • Антенны связи «Цунами», «Кипарис», «Анис», «Синтез» и «Кора»
  • Буксируемая ОНЧ-антенна Paravan
  • Гидролокаторы
  • МГК-503-М Скат активно-пассивный комплекс
  • Акула фланговые массивы
  • Буксируемая группа Pelamida
  • Гидролокатор минного обнаружения МГ-70
  • Контрмеры
  • Бухта ЭСМ/ЭЦМ
  • 2 Имитация шума МГ-74 «Корунд» (размером с торпеду)
  • Приемник гидроакустического перехвата МТ-70
  • Нихром-М МКФ
  • НОВОСТИ ПИСЬМО

    Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.