Дубина своими руками. Преимущества и недостатки оружия

Дубина — это палка с утолщением на боевой стороне (хотя может быть и без него). Она является одним из древнейших орудий человека. Фактически, можно подобрать любую прочную массивную палку, и назвать её дубиной. Именно так и поступали доисторические люди.

Позже для создания дубин стали использовать молодые деревья. Верхнюю часть дерева отрезали, а нижняя часть, собственно говоря, и служила дубиной (корневая сторона была боевой). Изготовление дубин таким способом повышало их прочность, а также делало оружие более опасным, поскольку корневую систему обрезали лишь частично (корни служили шипами).

Ещё позднее боевую часть дубины стали намеренно утяжелять камнями (так появился топор). А потом и вовсе утыкали её различными острыми предметами (вбивали гвозди, к примеру). Так появилась шипастая дубина — грозное дробящее оружие, которое использовали вплоть до появления огнестрельного.

Изготовление дубины

Зная историю данного оружия, не сложно представить себе, что именно вам требуется. И в том случае, если вы желаете создать нечто убойное — действуйте. А мы же расскажем, как изготовить дубину без вспомогательных материалов и инструментов:

  • 1. Найдите круглую палку с утолщением на конце, длиной примерно до середины вашего бедра. Для этого можно использовать толстую ветвь дерева (уничтожать молодое дерево целиком — слишком жестоко). Палка должна быть прочной и довольно тяжёлой, но при этом умещаться в ваших ладонях и не выскальзывать при ударе (то есть, должна быть не слишком толстой).
  • 2. Избавьте нижнюю часть дубины (часть оружия, которую держите в руках) от любых неровностей. Сделать это можно с помощью камня (стереть неровности) и песка (отшлифовать поверхность).
  • 3. Если рукоять имеет небольшое утолщение на конце, то это хорошо, поскольку оно предотвратит выскальзывание оружия из рук. Если же его нет, то такое утолщение может быть создано путём тугого наматывания тряпки на рукоять, и последующего связывания её верёвкой. Это также будет гасить отдачу в руки при ударе.
  • 4. Создав таким образом дубину, потренируйтесь ей бить. Вам необходимо прочувствовать оружие, его вес, и понять, где находится центр тяжести. Всё это позволит нанести точный и сильный удар, если это будет необходимо.

Преимущества и недостатки дубины

Дубина — тяжёлое оружие, для использования которого требуется сила. И дело не только в том, что от этого параметра зависит сила удара, а также и в том, что сила определяет способность погасить энерцию удара. Замахнуться и ударить может практически каждый взрослый человек, а вот удержать оружие в руках после этого, или вынести отдачу — только сильный. И это один из недостатков данного оружия.

Дубина — это оружие одного удара. Из-за её тяжести и медлительности, надеяться нужно именно на один точный и сильный удар. Если вы попадёте в цель, то у вас, как минимум, будет время нанести второй удар. Если же вы промахнётесь, то не сможете быстро погасить инерцию удара. Возможно, вы даже не сможете удержать равновесие и вас развернёт боком. Поэтому, в случае промаха необходимо быстро оценить ситуацию и решить, как лучше уклониться от опасности.

Дубина подходит для сражения со средним по комплекции противником (волк, человек). Слишком мелкие противники проворны и быстры, а потому по ним тяжело будет попасть. А слишком крупные противники (как медведь) не получат достаточного ущерба от удара (хотя могут заработать серьёзный ушиб). Также следует понимать, что из-за своей медлительности, оружие не подходит для сражения против группы противников.

Заключение

Дубина хоть и является мощным оружием, имеет слишком много ограничений. Именно поэтому целесообразность её использования находится под большим сомнением. Хотя, если вы знаете своего противника, да ещё при этом выходите на бой не один, то обладание и умение пользоваться дубиной делает вас опасным противником.

naturae.ru

ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ

ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО СОБИРАТЕЛЕЙ И ОХОТНИКОВ.

1. Древнейшие люди.

Древнейшие люди, жившие 700-600 тысяч лет назад, значительно отличались от людей нашего времени. Они были похожи на крупных обезьян. Лбы у них были низкие и покатые. При ходьбе люди сильно наклонялись вперёд, а их руки свешивались ниже колен. Пальцы у них были неловкие. Человек мог выполнять своими руками только самую простую работу: копать землю, хватать, ударять.

Люди издавали лишь немногие отрывистые звуки. Этими звуками они выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

2. Орудия труда и занятия древнейших людей.

Древнейшие люди отыскивали камни, которые было удобно держать в руке. У камней они заостряли один край. Для этого они откалывали от камня мелкие кусочки, ударяя по нему другим камнем. Заострённым краем камня можно было разрубить мясо и кости, вырубить дубину и заточить конец палки. Заострённый камень называют ручным рубилом.

У людей не было таких крепких когтей и могучих лап, как у больших хищных зверей. Но рубило было крепче любых когтей и зубов, а удар тяжёлой дубиной был не слабее удара медвежьей лапы.

С помощью рубил, палок и дубин древнейшие люди добывали себе пищу.

Палками они выкапывали съедобные корни, личинки насекомых, разрывали норки небольших животных; они также собирали плоды и птичьи яйца. Такое занятие называется собирательством. Люди собирали то, что им давала природа.

Древнейшие люди охотились и на крупных зверей. Группа охотников, вооружённых камнями и дубинами, нападала на медведя, быка и других больших животных.

Ручные рубила, палки-копалки, дубины были первыми 

орудиями труда

человека.

Ни одно животное не может сделать даже самого простого орудия труда. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейшего человека от животных.

3. Овладение огнём.

Долгое время древнейшие люди боялись огня, как боятся его дикие звери. В страхе они убегали от лесного пожара, вспыхивавшего при ударе молнии. Ещё страшнее была огненная лава, разливавшаяся при извержении вулкана.

Но люди заметили, что огонь даёт тепло и защищает от хищных зверей. Ночью около огня были не так страшны свирепые хищники, бродившие вокруг в поисках добычи. Люди стали брать огонь при рожарах или извержениях, разводили костры и не давали им угаснуть. У костра всегда были люди, подбрасывавшие в него хворост.

Научившись пользоваться огнём, люди стали ещё больше отличаться от животных.

4. Первобытное стадо.

Древнейших людей, выделившихся из мира животных, называют первобытными людьми.

Жизнь их была очень тяжёлой и полной опасностей. Больше половины людей не доживало даже до 20 лет: одни погибали в когтях хищников, другие — от болезней и голода.

Если бы первобытные люди жили в одиночку, они не добыли бы себе еды и не сумели бы поддерживать огонь. Люди вымерли бы от голода или стали бы добычей хищников. Поэтому они жили группами — коллективами, совместно добывали пищу и обогревались около общего костра.

В коллективе обычно было несколько десятков человек; большее число людей не прокормилось бы в одной местности. Коллективы людей не были постоянными. Они сходились и расходились, как сходятся и расходятся стада диких животных. Коллектив древнейших людей и называют первобытным стадом.

 

 

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ

Археологи нашли в Азии, Африке и в Европе следы жизни древнейших людей. Очень важная для науки находка была сделана в Китае.

В большой пещере, расположенной среди невысоких холмов, были обнаружены кости, зола, угли; встречались также грубо обработанные камни. Археологи, производившие раскопки в пещере, установили, что около 500 тысяч лет назад она служила убежищем для людей.

По найденным костям людей учёные определили, какими были эти люди. Многие кости были повреждены — люди были ранены или убиты крупными животными.

Изучая найденные кости животных, учёные узнали, на каких зверей охотились первобытные люди. Были обнаружены также косточки плодов, принесённых людьми в пещеру.

В пещере был толстый слой золы и углей. Это показывает, что укрывавшиеся в ней* люди пользовались огнём. Так как заострённым камнем было трудно рубить поленья, то на кострах жгли мелкие ветки.

Костры в пещере горели сотни или даже тысячи лет. Люди непрерывно поддерживали здесь огонь. Сменилось за это время много поколений людей. Но за тысячи лет и первобытные люди, и их орудия труда изменились очень незначительно.

  • < ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?
  • -> РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ >

hist-world.com

Орудия труда древних людей

                История    человеческого   общества  начинается  с   того далекого времени, когда  первобытные люди стали  изготовлять  первые  орудия труда. Сначала предки человека (австралопитеки), собирая выращенные природой плоды,   почти  не   пользовались  какими  бы  то  ни  было  предметами  как обработанными, так и необработанными. Человекообразные обезьяны переселившись с деревьев   на   землю  использовали «обработанные» природой камни и палки в целях защиты от хищников. Это усиливало их. Применяя камень для нанесения удара, скажем,  по ореху  или по противнику, они как бы увеличивали  вес,  а  следовательно,  и силу  удара кулака. Применяя палку, например, для  сбивания с  веток деревьев  плодов, они  как бы удлиняли свои руки.

             Затем   постепенно   предки   человека  начинают   все  чаще  применять необработанные камни и палки для добычи продуктов питания. Сначала они берут их в  руки  лишь время  от времени, по мере  необходимости,  и  сразу же  их выбрасывают, как  только необходимость в них  отпадает. Со временем древние люди палки и камни стали сохранять. И они постепенно, в течение многих сотен тысяч лет,  переходят от  случайного  использования   этих   предметов  к   их   систематическому использованию, сбережению, отыскиванию и накоплению.

              Но не всегда  можно было  отыскать кусок камня или палки, который можно было бы  удобно держать в  руке и, который в то  же  время имел бы,  скажем, острый  выступ  с  другой  стороны, с другого конца, которым  можно было  бы эффективно нанести удар по противнику или  разбить орех, или вырыть из земли клубень. И так же постепенно человекообразные обезьяны приходят к пониманию того, что палки и камни необходимо изменять, придавая им нужную форму, и они постепенно начинают  делать это.  С этого времени человекообразная  обезьяна постепенно превращается в обезьяноподобного  человека, или обезьяночеловека, или первобытного человека.  С  этого времени наряду с процессом формирования человека начинается процесс формирования общества.

          Первые  обрабатываемые  обезьяночеловеком предметы  мало отличались  от необработанных  предметов, которыми  пользовались до этого  человекообразные обезьяны.  Однако  постепенно первобытные  люди  накопили кое-какой опыт,  в результате чего  появляется мелкое ручное рубило, которое используется  для   самых разнообразных работ.

             Из   деревянных   орудий    труда   на   первом   этапе    первобытного (формирующегося)   общества   были    широко   распространены    заостренная палка-копалка,  с помощью которой первобытные люди  выкапывали  из  земли различные  клубни,  коренья,  личинки;  дубинка и  палица,  используемые  на протяжении длительного периода времени в качестве основных  ударных (дубина) и метательных  (палица) орудий,  применяемых как на охоте и  собирательстве, например, для сбивания плодов с дерева, так и при защите от хищных зверей.

            Несколько позднее появляется в первобытном обществе копье, изобретение которого явилось большим достижением первобытного человека. Копье постепенно потеснило дубинку и палицу.

            Со   временем   наряду  с  рубилом   возникают   и   получают   широкое распространение  разнообразные  каменные  орудия  труда:  скребла,  скребки, скобеля, резцы, ножи, отбойники, остроконечники, диски, наконечники  копий и  т.д.

            Сначала простые  орудия труда изготовлялись из одного куска дерева  или  камня.  Затем наряду  с  ними начинают изготовляться  составные орудия труда. На конец копья прикрепляется, обычно с помощью кожаного ремня, кремневый,  а  позднее и костяной  наконечник. К некоторым рубилам и другим орудиям   прикрепляются   деревянные  ручки.  Такие рубила  с привязанными рукоятками явились прообразом будущих топора, молотка, мотыги.

            Наряду   с   орудиями   широкое распространение получили  разнообразные сосуды,  очаги и т.д. Сосудистая  техника в первобытном обществе имела не меньшее, если не большее значение, чем орудийная техника.

              Для   изготовления  различных  орудий  труда  в  первобытном   обществе применялись  разнообразные  материалы: дерево,  кора  деревьев, их  ветки  и корни,  шкуры животных, сухожилия, кости и рога  животных,  бивни мамонтов и слонов, кости  рыб,  раковины. Наибольшее распространение при  изготовлении  различных  технических  средств  получили камень и дерево.

            Из  каменного  сырья  большее   распространение  получил  кремень,   но применялись  также яшма, халцедон,  песчаник, роговик,  известняк,  кварцит, диорит, обсидиан, диабаз, мрамор, гранит, базальт и другие породы камня. Где было на  поверхности больше какой-либо  породы камня, та и  использовалась в большей степени в данной местности.

             Кремень,   получивший   наибольшее  распространение при   изготовлении разнообразных орудий труда, обладает целым рядом ценных свойств: твердостью, способностью  раскалываться на пластины, давать острые режущие кромки. Кроме того,  кремень широко  распространен  по  всему  земному шару и находится на поверхности  земли  или  на  небольшой  глубине.   Все  это  обусловило  его наибольшее  применение  в  качестве  материала,  из  которого  изготовлялись технические средства в первобытном обществе.

            Камень  и  дерево  являлись  основными материалами при   изготовлении технических средств, другие  материалы являлись неосновными, они применялись реже.

             При изготовлении различных орудий труда и других средств в  первобытном обществе  применялись разнообразные методы  обработки.  Рубило изготовляется методами оббивки и скалывания.  Эти же методы обработки и некоторые другие (дробление)  применяются   при   изготовлении  других  каменных  орудий.  На последнем     этапе     первобытного    общества,    еще    до    совершения охотничье-технической  революции, получает  широкое распространение  ретушь, наиболее   сложный  метод  этого  периода  развития  общества,  периода  его формирования.

            Копье изготовляется из круглой палки,  для чего  используются  стволы небольших деревьев  и бамбука. Один конец копья  заостряется ручным рубилом, которое  в эту эпоху является  универсальным  орудием  труда.  При обработке материала из дерева применяются резание, скобление.

            Материалом  при изготовлении самых разнообразных сосудов, применяемых для нужд  собирательства,  транспортировки  и  хранения продуктов питания  и приготовления  и приема  пищи служили ветки деревьев и  кустарника, их кора, особенно  береста, раковины,  дерево  и  камень. Глина в это время еще не применялась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

по истории на тему

«Орудия труда древних  людей»

ученика 5-А класса

Ильинской средней  школы

Стратонова  Эдуарда

stud24.ru

Палка, палица, дубина

«… Не бей в чужие ворота палкою, не ударили бы в твои дубиною»

«Палка о двух концах: либо ты его, либо он тебя».

«Палочье» — так в старину называли прямые и гладкие, без утолщений, куски дерева различной длины, имевшие множество полезных применений в крестьянском хозяйстве и быту, начиная от жердей, подпирающих забор, и рукоятки от вил до деревянного валька, которым бабы колотили белье при стирке. Одновременно с этим «палочье» являлось наиболее простым и доступным «народным» оружием самообороны, которое почти всегда было под рукой.

В случае нежданной угрозы или ссоры с соседями вполне годился кол, вывернутый из ближайшего плетня. Пригодными для схватки были также дорожный посох, клюка, оглобля и тележное дышло. Русские женщины, которые тоже умели за себя постоять, чаще всего пускали в ход коромысло – крепкую полутораметровую палку, с которой они ходили по воду. В качестве примера можно привести былину «Василий Буслаев и мужики новгородские», один из самых колоритных персонажей которой — девушка-чернавушка, живущая в доме Василия в качестве прислуги и демонстрирующая поистине богатырскую силу и мастерство во владении своим незатейливым оружием. По сюжету былины удалец Васька Буслаев вызывает на палочный бой весь Великий Новгород, но накануне мать запирает его самого в погребе. Дружина Буслаева, лишившись предводителя, терпит поражение и взывает о помощи.

И тут девушка-чернавушка
Бросала она ведро кленовоя,
Брала коромысла кипарисова,
Коромыслом тем стала она помахивати
По тем мужикам новгородскием,
Прибила уж много до смерте.

Совершив этот подвиг, чернавушка сбивает замки и освобождает самого Буслаева, и тот, вооружившись по дороге тележной осью, вносит в битву решительный перелом.

Палочные бои, наравне с кулачными, с древнейших времен составляли для русских людей своего рода потеху, увеселение. «Как дружбу не показать, бока не поломать», «без шуму и брага не закиснет» — говорили в старину. Упоминаний в письменных источниках о подобных потехах достаточно много, начиная с XII века и до 30-х годов века XX. В одном из самых ранних документов говорится о древней, идущей из глубины времен традиции, при которой «в некие праздники» люди сходились и устраивали бои, на которых «деревянным ослопием бьяхуся и убивахуся». Из более поздних источников мы знаем, что подобные бои обычно проводились зимой, от Рождества до Масленицы. Бились чаще всего на льду замерзших рек и озер, а также на мостах.
Палочный бой «не по злобе» и «до охоты» не был просто дракой, но своего рода турниром, молодецкой забавой, хотя и довольно жестокой и увечной, но проводившейся по определенным правилам. Об этих правилах противоборствующие стороны сговаривались заранее. Наиболее распространенные ограничения – не бить по голове, не бить сзади, не бить лежачего и безоружного. Запрещались также колющие удары – «на тычок».
Противостоящие друг другу партии бойцов формировались как правило по территориальному принципу: чаще всего отношения выясняли близлежащие деревни, а в городах и поселках – отдельные районы (концы), или соседние улицы.

Как нам хотели запретить
По этой улице ходить,
А вы запретители
По морде не хотите ли?

Бились «сам на сам» и «ватага на ватагу», известны случаи показательных схваток одного особо искусного бойца против нескольких противников. Перед боем стороны задирали друг друга перебранкой, исполнением частушек угрожающе-залихватского содержания, а также в ряде случаев исполняли особый пляс с кольями. Такое вызывающее поведение называлось «ломанием», и помогало бойцам, как говорили в старину, «заблаговать» — войти в особое неистовое «блажное» состояние сознания, когда исчезает чувство страха и снижается чувствительность к боли — своего рода боевой транс. Той же цели служила и игра на музыкальных инструментах, которой обычно сопровождались подобные состязания в силе и ловкости, – гуслях, бубнах, рожках, сопелях, а позднее – гармонях и балалайках. В северных губерниях – Псковской, Новгородской и Тверской, такой пляс называли “скобарем” (по словарю Даля скобениться — значит скорчиться, согнуться в дугу). Музыка задавала действию определенный ритм, то замедляя, то убыстряя движения бойцов.

Выходи ребята драться
Что зажмурившись ходить
Я один сюда пришедший
Вам слабо меня побить! Заиграйте мне под драку
Пора драку начинать
Неприятели собрались
Хочут головы ломать!

Заканчивались бои всеобщим братанием, совместной трапезой и выпивкой, во время которой обсуждались все подробности произошедшего.

Традиции палочных боев существовали на Руси повсеместно, но более всего в центральных и северных регионах. Славились такими потехами Тверь, Псков, Белоозеро, Москва и особенно Господин Великий Новгород, где мужи новгородские традиционно сходились на мосту через Волхов и бились там «палками и дрекольем». Одно из старинных прозвищ новгородцев – «долбежники», от слова «долбня» — дубинка с утолщенным концом.
Очевидно, что основное, глубинное предназначение палочных боев состояло в воспитании в молодых мужчинах воинского духа и умения биться оружием как в одиночку, так и в составе дружины. Кроме того, некоторые исследователи усматривают в палочных боях, также как в кулачных, отголоски неких ритуальных действ, сохранившихся еще со времен язычества, и относящихся к дружинно-воинской, а возможно и к аграрной магии. Во всяком случае, Православная Церковь относилась к подобным забавам очень неодобрительно, особенно в XII-XIII веках, называя их «игрищами и позорищами», «обычаем треклятых еллинов».

Если говорить об оружии для палочных боев, то собственно палкой принято было называть гладкий, без утолщений, достаточно прямой кусок дерева длиной не более метра, предназначенный для работы одной рукой. Еще одной разновидностью палочья являлся «кол» или «дрекол», именуемый также «жердь», «орясина», «дрюк», «дрючок». Он представлял собой уже двуручное оружие и мог достигать значительной длины – до двух метров и более. Драка «кольем» требовала большего простора, чем драка на палках, поэтому бились «врасходку» — на достаточном удалении друг от друга. Кол вращали «вперекидку» очень быстро и с большой силой. При работе с таким длинномерным и тяжелым оружием как кол, очень большое значение имел «постав» — стойка равновесия, а также «повертка» и «выступка» — движения ногами, переходы из одной стойки в другую. Как говорится – «нога спотыкнется, а голове достанется». Кол служил неплохим оружием и в лихую, военную пору. У настоящего боевого кола могли быть заострены (оттяпаны) один или оба конца, да еще обожжены на огне – для твердости.

Однако, для серьезного боя изготавливали уже палицу (дубину) – достаточно массивное и утяжеленное на конце ударное оружие, которое можно смело назвать национальным и народным. О популярности палицы говорит множество местных, диалектных названий этого воинского снаряда, бытовавших в разных концах Русской Земли, например: «киндяга» (Олонецкий край), «бильдюга» (Рязань, Курск), «кичига» (Новгород), «булдыга» (Владимир), «увесина», «талызина» (Псков), и т.д. Двуручная боевая дубина, усиленная железными полосами и усаженная по комлю гвоздями, называлась в старину «ослопом» или «ослопиной». По сохранившимся свидетельствам, в средневековом московском войске имелись целые отряды служилых людей, вооруженных таким оружием. Их называли «ослопники, дубинники, паличное воинство».
Большинство героев народного эпоса явно отдавали предпочтение этому виду оружия перед всеми другими. Почти в каждой богатырской былине присутствует традиционное описание сборов богатыря в дальний путь или на бой против недругов, где подробно перечисляется конская сбруя, вооружение и снаряжение, которое он берет с собой. И практически всегда в списке на первом месте «палица булатная», а уж потом следуют «копье долгомерное», «сабля харалужная» и «ножище-кинжалище», которые воспринимаются скорее как оружие запасное, вспомогательное. К сожалению, дерево – материал недолговечный. Подлинных образцов этого наиболее распространенного некогда оружия сохранилось довольно мало, гораздо меньше чем мечей и сабель.
Говоря о богатырских былинах, следует сказать, что они дают весьма интересный и вполне достоверный (если не считать некоторой гиперболы по весу оружия) материал по боевым дубинам. Боевые палицы, упоминаемые в этих произведениях, довольно четко поделены на две основные разновидности. Первая разновидность — «дубина железокованная», изготовленная из самого тяжелого и прочного дерева наших лесов — дуба (о чем говорит само ее название), и стянутая по верху железными обручами и полосами — для прочности.

Другая разновидность палицы, довольно часто упоминающаяся в героических сказаниях, это так называемый «червленый вяз», толстая закомлястая палка из вяза, внутренность которой высверлена и для увеличения веса залита свинцом. Уже упомянутый нами новгородский удалец Василий Буслаев, принимая в свою дружину очередного товарища – Костю Новоторженина, проверяет его богатырскую стать ударом по голове «червленым вязом», где «в половине было налито тяжела свинцу чебурацкого». В другой былине можно встретить такое описание бродячей артели калик перехожих: «а палицы у них вязовые, с конца в конец свинцу налиту».
Из тех же былин мы знаем, что палица использовалась в конном бою не только как ударное, но и как метательное оружие. Сблизившись с супротивником, богатырь неожиданно бросал в него свою палицу, а когда оглушенный враг падал с коня на землю, добивал его своим булатным ножом – «распарывал груди белые, вынимал сердце ретивое».

От палицы берет свое начало и такое известное ударное оружие профессиональных воинов, как «булава» (насека, буздыган). Булава – это короткая дубинка с круглым каменным или металлическим навершием – «яблоком». Рукоять булавы для прочности часто оковывалась железом (были даже цельнометаллические рукояти), и имела «темляк» — ременную или веревочную петлю. В народе булаву называли «балда с балдовищем».
Основная особенность булавы – сильно смещенный центр тяжести при большом общем весе оружия, поэтому говорить о каком-то изощренном фехтовании ею не приходится. Булава рассчитана на один-два точных и сокрушительных удара, и требует от бойца только двух качеств: хорошего глазомера и богатырской силы. А богатырская рука, как известно, дважды не бьет – с одного раза все кончает. Булава очень эффективна в ближнем бою, в стесненных условиях (гуща сражения, узкие лестницы и парапеты крепостей) и против тяжеловооруженного противника, поскольку не застревает в щитах и доспехах. Кольчуга от этого оружия не защищает совершенно, пластинчатые латы – немногим лучше. Хотя оголовок булавы и не пробивает железного панциря, оставляя на нем лишь вмятину, однако ударная волна при ударе уходит вглубь тела воина, сокрушая там кости и внутренние органы. Сильный удар булавой по щиту может вызвать онемение и даже перелом руки противника, а также выбросить его из седла, если это всадник.
В XVI-XVII веках среди профессионального воинства и знати стал очень популярен «пернач» (перяник) — разновидность булавы, у которой навершие выполнялось в виде нескольких толстых, расходящихся веером пластин из хорошей стали, по форме напоминающих оперение стрелы. Чаще всего таких перьев было шесть, поэтому оружие это получило еще одно название — «шестопер». Шестопер, сохраняя все боевые качества булавы, был лучше сбалансирован за счет облегченного оголовка и тяжелой цельнометаллической рукояти. Им было можно фехтовать, вращая во все стороны, и отражать удары мечей и сабель.

Помимо чисто боевого назначения, богато украшенная булава издревна считалась знаком отличия воеводы или казачьего атамана. Про хорошего военачальника говорили так:

Не атаман при булаве, а булава при атамане.
При войсковой булаве, да при своей голове.

В Московской Руси XV-XVII веков воевода, будучи поставлен во главе полка или отдельной рати, получал от государя дорогой, богато украшенный пернач – знак воинской власти.

starinarus.ru

Орудия труда древнего человека


Молоток, пила, швейная машина, автомобиль, трактор – это все орудия труда, которые очень облегчают человеку жизнь. Но как жили древнейшие люди, если этого ничего у них не было?

Если бы мы чудесным образом могли перенестись в то время, то увидели бы странную для нас картину. Мужчины древнего племени бродят целыми днями по берегу реки. Они внимательно выискивают такие камни, из которых можно сделать острый предмет. Найдя нужные камни, они бьют одним камнем по другому, получая заостренный край. Из маленьких камней получаются ножи, а из больших – топоры. Еще камни привязывали к прочным палкам, получая острые дубины, с которыми охотились на животных и рыб. А еще из толстого древесного сука и острого камня можно было сделать палку-копалку. С её помощью выкапывали съедобные корни растений.

Копья для охоты у людей сначала были сделаны из деревянных палок. Их делали очень острыми каменными рубилами и обжигали на костре для прочности. Потом на них научились насаживать наконечники из острых камней. Их привязывали тонкими волокнами растений. Такие стрелы стали надежным оружием в борьбе с дикими животными.

Одежду древнейшие люди шили себе из звериных шкур. Иглами служили тонкие заостренные деревянные палочки, а нитками – прочные растения или тонкие кожаные ремешки. Даже обувь они шили себе из шкур!

Большим событием для древнейших людей стало то, что они научились обращаться с огнем. Человек сначала очень его страшился. Если молния вдруг поджигала траву или дерево, все люди и звери оттуда убегали, а птицы улетали. Но однажды самые смелые люди сумели подобраться к огню. Может, это было зажженное в грозу древо, а, может, кипящая лава из вулкана. Впервые человеку удалось поймать огонь, протянув к нему ветку. Ветка загорелась – у человека появился свой собственный домашний огонь! Людям понравилось запеченное на углях мясо и рыба. В холодное время огонь обогревал, на охоте пугал добычу, а ночью отгонял страшных зверей. Люди очень дорожили огнем, и если костер в их жилище гас, то это было большим несчастьем.

Потом человек догадался, что необязательно долго ходить и собирать только дикие растения, а можно вырастить их рядом с жилищем. Чтобы что-то посадить в землю, её вскапывали сначала деревянной мотыгой. Это простая палка с коротким сучком.
В получившиеся лунки клали семена, засыпали землей и поливали водой. А поспевший урожай из колосьев ячменя или пшеницы срезали серпом. Его делали из дерева, вставляя внутрь острые камешки, или из кости животного.

Однажды человек понял, что запеченные в огне зерна есть вкуснее, чем сырые. А позже догадался, что из муки можно испечь лепешки. А как же получали муку? Для этого женщины брали два плоских камня, клали между ними зерна и растирали их в муку. Вот такая древняя мельница – зернотерка.

Первобытным людям нужны были корзины. Они научились их плести из тонких прутьев растений. В такие корзины они собирали ягоды, фрукты, рыбу.

Но нужны были корзины для хранения муки и зерна. И человек подумал – из корзины, сделанной из веточек, все зерно высыпается, может быть, обмазать ее глиной? Но такая корзина оказалась неудобной — когда шел дождь, глина размокала.

Однажды такая корзина из глины случайно попала в костер, и человек вдруг заметил, что прутья сгорели, а глина стала очень твердой. Вот так у человека появилась посуда, и он мог варить в ней пищу уже на костре.

Женщины научились ткать одежду. Сначала они плели коврики из древесного лыка или соломы. А потом придумали делать пряжу изо льна и шерсти животных. И изобрели первобытный ткацкий станок. С помощью него они совсем приобрели человеческий вид – стали носить одежду вместо шкур зверей.

 

< Предыдущая   Следующая >

deti-svetgorod.ru

Древние орудия труда

Самое древнее орудие труда очень легко встретить. Выйдите во двор, найдите любой большой камень который удобно держать одной рукой – и вот оно, самое первое древнее орудие труда. Изначально, когда древнему человеку было нужно что-то тяжелое и твердое он просто брал любой камень. Достоверно определить период использования таких орудий невозможно, так как они практически ничем не отличаются от природных. Прорыв в обработке наступил, когда люди поняли, что оббивая края одного камня другим можно получить острый край, удобный для рубки.

Так появились первые рубила, галечной обработки. Можно выделить несколько признаков подобных орудий труда:

  • удобный округлый обух без выступов для хвата одной рукой;
  • количество намеренных сколов на противоположной обуху стороне мало или незначительно. Сами сколы крупные, неровные;
  • орудия этого времени обычно довольно велики, размером примерно с топор.

Методы обработки древних орудий со временем совершенствовались. Пластинки или чешуйки, так называемые отщепы, снимаемые с обрабатываемого куска кремня, становились небольшими и однотипными. Такой метод обработки древних орудий называется археологами ретушью.

Ретушь в процессе развития претерпела несколько изменений. Самый простой способ снять отщеп кремня – это ударить по нему другим кремнем или таким же твердым камнем. Минусы этого способа очевидны – сложно точно рассчитать силу и направление удара, что может привести к полной поломке всей заготовки, и как следствие к напрасной трате многих часов работы. Однако, даже таким способом у древних людей получалось создать новый тип орудий – остроконечники. К такому типу можно отнести орудия с двумя режущими кромками — например наконечники копий или ножи.

Рис. 1 – Древние орудия труда

Следует уточнить что названия орудий условны, так как не дошли до нас из древности, а были даны археологами, обнаружившими их в ходе раскопок и предложившими варианты их использования. Позднее оказалось, что далеко не все названия были даны верно. Так, например, скребло использовалось не только для выделки шкур животных, но и как нож при разделке туш и как инструмент обработки дерева. Такая универсальность использования во многом была обусловлена двумя факторами – с одной стороны кочевой образ жизни обязывал носить все инструменты с собой, так как найти качественный материал для изготовления орудий было довольно сложно, а с другой стороны большое количество каменных инструментов при отсутствии удобных способов транспортировки должно было вызывать огромные неудобства.

Появление таких методов обработки орудий как отжимная и контрударная ретушь дало возможность более тонкой отделки. При таком методе отщепы снимались точечным надавливанием палкой или костью на край обрабатываемой пластинки. Орудия после такой обработки выглядят шершавыми, с многочисленными выемками. Этот метод более точный и позволял изготавливать тонкие, миниатюрные орудия – такие как наконечники стрел.

Некоторые племена оказались в более выгодных территориальных условиях, так, например, люди, жившие недалеко от вулканов получили доступ к обсидиану или вулканическому стеклу. Обработка этого материала была значительно более удобной ввиду его природных свойств. Тем племенам, которые жили далеко от источника качественного материала, приходилось совершать дальние путешествия к ним и на месте заготавливать призматические нуклеусы (рис. 2) – специальные заготовки с которых в дальнейшем делались отщепы.

Рис. 2 – Нуклеусы и получение отщепов

Вместе с улучшением обработки камня так же улучшалась и обработка других материалов – дерева, рога и кости или бивня. Появились методы сверления камня и кости. Кость и рог обрабатывались скоблением, резкой и пилкой. Зачастую рукоять инструмента делалась из этих материалов, в ней вытачивалась продольная ложбинка, туда вставлялись острые пластинки кремня и заливались смолой.

Из кости изготавливали древние орудия труда – шилья и иглы, которые практически ничем не отличались от современных, за исключением отсутствия в них ушка. В дальнейшем улучшение обработки инструментов дало возможность наносить различные орнаменты и рисунки на поверхность орудий. Подобное украшение орудий говорило об их значимости: хорошо изготовленный нож в древности мог передаваться из поколения в поколение.

vse-lekcii.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *