Содержание

Дротик | это… Что такое Дротик?

Пельтаст с дротиками

Дро́тик — метательное оружие, представляющее собой копьё, несколько уменьшенное и облегчённое по сравнению с копьями для конного или рукопашного боя (как правило, имеет общую длину порядка 1,2—1,5 м.) и соответствующим образом уравновешенное для удобства метания. В качестве боевого и охотничьего оружия дротики применялись войсками многих народов и стран мира, начиная с древнейших времен. Эпизодическое применение дротиков как оружия зафиксировано даже в XX веке. На Руси дротики назывались сулицами.

Также дротиками называют короткие метательные стрелы для игры в дартс, тяжелые стрелы, выпускаемые из баллист и др.

История

Дротики появились в начале мезолита, когда люди научились крепить к простейшим копьям-острогам наконечники из кости и камня. Листовидный кремнёвый наконечник от дротика — один из самых массовых видов археологических находок первобытного мира.

Вскоре была придумана и копьеметалка (атлатль) — устройство, увеличивающее размах руки при метании, имевшее вид дощечки с упором для торца древка либо ременной петли. Дротик, брошенный от руки, летел до 20 собственных длин, а использование копьеметалки позволяло метать дротики в два раза дальше, хотя и существенно менее точно. По этой причине копьеметалка употреблялась жителями степей, для которых дальность броска была наиболее актуальна.

Лук повсеместно конкурировал с дротиками, но нигде не вытеснял их полностью. Преимущество дротика заключалось прежде всего в том, что он занимал только одну руку, — в другой мог быть, например, щит. Тяжёлые дротики, в отличие от стрел, сохраняли убойную силу на всём протяжении полёта, а на небольших расстояниях превосходили стрелы и по точности. Если на точность пущенной стрелы влияли некоторые факторы, от стрелка не зависевшие, то дротик, в принципе, можно было метнуть как угодно точно.

Одним из главных отличий дротиков от рукопашных копий (кроме иного распределения массы по длине) была форма наконечника. Если рукопашное оружие обычно делалось так, чтобы его наконечник нигде не застревал и ни за что не цеплялся, в то время как щиты, напротив, были ориентированы на зажатие вражеского оружия, то для дротиков способность застревать в щитах была положительным качеством: дротик достаточно тяжёл, и пользоваться щитом с застрявшим в нём дротиком становилось трудно. Застревание дротика в ране было желательно и на охоте, так что острия дротиков часто специально изготовлялись с заусенцами.

С другой стороны, метание дротика требовало определённого пространства для размаха, и дротиков с собой нельзя было иметь столько, сколько стрел. Поэтому в конечном счёте лук был всё же предпочтительнее, оттеснив метательные копья на задний план.

Среди варваров дротиками вооружались лишь народы, не умевшие делать мощные луки, но позже, с распространением защитного снаряжения, интерес к дротикам снова возрос благодаря их лучшей пробивной силе и точности.

Так, например, легкая пехота древних Греции, Македонии и Рима редко пользовалась иным метательным оружием, кроме дротиков: нападая на гоплитов, дротиками с большей вероятностью можно было поразить их в незащищенные части тела. Дротиком проще было пробить и не слишком прочные доспехи, холщовые, кожаные или кольчужные. Римляне даже использовали копьеметалки.

Короткие дротики часто использовались и кавалерией — это позволяло конному бойцу использовать одну руку для управления лошадью, и, что важно, в бою дротик выхватить из обоймы («джида») можно было быстрее, чем лук и стрелу из колчана.

Наконец, в Европе дротики снова начали активно использоваться с конца XIII века, когда штукофены позволили в некоторой степени снять дефицит железа, которого для производства дротиков требовалось несравненно больше, чем для производства стрел.

Разновидности дротиков

Дротики можно поделить на несколько типов. К первому, самому древнему, близкому по характеристикам к охотничьим образцам каменного века, относятся наиболее легкие (0.2-0.3 кг) и длинные (до 210 см) метательные копья. Такие дротики обеспечивали максимальные дальность и точность броска и нередко использовались с копьеметалкой. Однако по своей массе они приближались к тяжелым стрелам, а более низкая начальная скорость обуславливала даже худшую, в сравнение со стрелами, пробивную способность.

Характерным примером дротика легкого типа может считаться римская «gasta velitaris» (дротик велитов).

Более тяжелые метательные копья, предназначенные для пробивания доспехов, по своим характеристикам приближались к универсальным образцам копий, но в отличие от них могли иметь бронебойные наконечники и утяжелители из свинцовых колец. При умеренной (150-180 см) длине вес «средних» дротиков колебался в пределах 0.7-1.7 кг. Дальность броска составляла в среднем 25 метров.

К этому типу относится большинство римских пилумов.

Наконец, некоторые виды дротиков специально разрабатывались для выведения из строя щитов тяжелого типа. Таковым был римский «тяжелый пилум», масса которого составляла 2-3 кг, а иногда могла быть и более. Метались такие копья, естественно, только на несколько метров. Но при попадании даже в самый прочный щит пилум либо проламывал его, либо застревал в нём своим иззубренным наконечником, вынуждая опустить, — в любом случае щит терял свою функциональность, что по тем временам означало и уничтожение гоплита как боевой единицы.

Дротики, использовавшиеся кавалерией (в частности, русской), были существенно короче — 70-120 см длины. Но вес их при этом превышал 0.5 кг, что позволяло пробивать легкое защитное снаряжение. Метались короткие дротики на небольшие расстояния — около 10-15 метров.

Отдельно стоит упомянуть позднеримские «свинчатки» — дротики «плюмбаты», носившиеся по нескольку штук в легионерском щите. Дротики этого типа отличались не только свинцовым утяжелителем, как это можно понять по их названию, но и очень малой длиной древка — около 45 сантиметров. Такое устройство упрощало ношение, но вместе со свинцовым грузом сильно смещало центр тяжести к острию, что делало необходимым применение для стабилизации оперения. Существовали как легкие (0.2 кг), так и бронебойные (более 0.7 кг) образцы этого оружия. Метались «свинчатки» на дистанцию до 60 м.

См. также

  • Дартс (популярная британская игра)
  • Копьеметалка
  • Ассегай
  • Плюмбата
  • Гоплиты
  • Пельтасты
  • Велиты
  • Легионеры

Статья о Дротик: история, конструкция и использование

Дротик является облегченным копьем, предназначенным в первую очередь для метательных целей, исторически применялся как оружие дальнего боя. На сегодняшний день используется лишь в спортивных состязаниях. Копье почти всегда было метательным орудием и его кидали только руками, в отличие от лука со стрелами и рогаток, которые для выстрела снарядов используют механизм. Однако, существуют также устройства, которые помогают копейщикам в бросках на более дальнее расстояние. Римское метательное копьё называются пилум.

Изначально термин «копье» («javelin») происходит от среднеанглийского, а так же от старого французского «javelin», уменьшительное от «javelot», данный термин означал «копье». Слово «javelot» вероятно, произошло от одного из кельтских языков.

Доисторические времена

Существуют археологические доказательства того, что дротики и метательные палки уже использовались на последней стадии раннего палеолита. Семь объектов подобных дротику были найдены в угольной шахте в городе Шенинджен, Германия. Стратиграфическое датирование указывает, что возраст оружия приблизительно 400,000 лет. Раскопанные предметы были изготовлены из ели и имели длину между 1,83 и 2,25 м. Древки данных копей имели увеличенную толщину и вес на переднем конце копья. Центр тяжести смещённый к острию предполагает, что это древковое оружие использовалось в качестве метательного. Окаменевшие останки лошади, получившей ранение в лопатку приблизительно 500,000 лет назад, были обнаружены в гравийном карьере села Боксгроу, Англия. Исследователи предположили, что рана была нанесена дротиком.

Древняя Греция

Пельтасты, как правило, служили в качестве застрельщиков и были вооружены несколькими дротиками. Так же представители данного вида греческой лёгкой пехоты часто носили с собой метательные ремни, чтобы увеличить дальность и мощность своих бросков. Пельтасты обстреливали дротиками тяжелые войска противника, в основном фаланги гоплитов, для того, чтобы разорвать строй неприятеля, после чего тяжёлые союзные войска могли эффективнее уничтожать чужие ослабленные формирования. В битве при Лехее афинский генерал Ификрат использовал в своих интересах тот факт, что спартанская фаланга гоплитов, находящаяся под Коринфом, перемещалась по открытой местности и без защиты от любых войск, использующих орудия дальнего типа действия. Он решил заманить эту фалангу в засаду, используя сильные стороны пельтастов. Используя повторные молниеносные нападения на спартанские формирования, Ификрат и его люди смогли оттеснить спартанцев, в конечном счете, направляя их движение. Таким образом, была перебита практически половины численности фаланги. Это был первый случай, записанный в древней греческой военной истории, в котором группа, полностью состоящая из пельтастов, смогла победить формирование гоплитов.

Туреофоры и торакитаи, постепенно заменившие пельтастов, носили дротики в дополнение к длинным боевым копьям и короткому мечу.

Дротики часто использовались как эффективное охотничье оружие, ремень добавлял достаточно силы, чтобы можно было добыть крупную дичь. Ещё дротики использовались в древних Олимпийских и других Панэллинских играх. Их бросали в определенном направлении и тот, кто метнул дротик дальше — учитывалось расстояние которое снаряд пролетал до того как воткнулся в землю — выигрывал состязание.

Рим

Республика и ранняя империя

В 387 г. до н.э. галлы вторглись в Италию, нанесли сокрушительное поражение римской республиканской армии и разграбили Рим. После этого поражения римляне предприняли всеобъемлющие реформы своей армии и изменили основное тактическое формирование от фаланги греческого стиля, вооруженной копьями и круглыми щитами клипеус, к более гибкому формированию с тремя линиями. Гастаты стоял в первой линии, принципы во второй и триарии в третьей. В то время как триарии все еще вооружались по старому, гастаты и принципы были перевооружены короткими мечами и тяжелыми копьями. Каждый солдат линий гастатов и принципов носил два копья. Это тяжелое копье, известное как пилум, было около двух метров в длину. Пилум состоял из  железного стержня около 7 мм в диаметре и длиной 60 см (остриё имело пирамидальную форму) прикрепленного к деревянному древку. Железный стержень был или ровным по всей длине или, чаще, расширился к остованию. Пилум весил обычно от двух до четырёх килограммов, были так же облегчённые версии, произведенные во время Империи. Изобразительные источники свидетельствуют, что некоторые реплики оружия были нагружены шаром в основании стержня, для увеличения пробивной силы, однако никакие археологические экземпляры подобного рода не были найдены. Недавние эксперименты показали, что пилум имеет диапазон действия приблизительно в 30 метров, хотя эффективный диапазон составляет всего лишь от 15 до 20 метров. Пилум иногда называют дротиками, однако архаичным термином для дротика был «верутум». С третьего века до нашей эры к тактическому формированию римского легиона был добавилен новый тип застрельщиков — велиты. Это были формирования легкой пехоты, вооруженной коротким мечом (гладиусом или пугио), маленьким круглым щитом и несколькими небольшими копьями. Эти копья назвали «veruta» (в единственном числе «verutum»). Велиты обычно приближались к противнику, швыряли дротики в его строй, а затем отступали за тяжелую пехоту легиона. Велиты считались весьма эффективными в борьбе против боевых слонов, за счет того что выпускали град дротиков на небольшом участке, а не представляли собой некий «блок», который, в отличие от порядков пехоты за ними, мог быть растоптан или разбит иным образом. В битве при Заме в 202 г. до н.э., метатели копий велиты доказали свою ценность и не было никаких сомнений в том, что решающая роль в оказании помощи против стада боевых слонов Ганнибала принадлежит им. Однако во время реорганизации армии, в конце второго и начале первого века до нашей эры, по решению Гая Мария и других римских генералов велиты постепенно либо были распущены, либо переэкипированы в более тяжеловооруженных легионеров из того времени. Их роль была скорее в виде нерегулярных и вспомогательных войск, поскольку границы республика расширились.

Вертум был более дешевым метательным оружием, чем пилум. По сути данный вид копий являлся оружием более ближнего боя, остриё которого изготавливали из мягкого железа. Легионеры поздней республики и ранней империи часто носили два пилума, предположительно, одно копьё было легче другого. Стандартная тактика призывала, чтобы римский солдат бросил свой пилум (оба, если на это есть время) в противника, прежде чем воспользуется своим гладиусом. Некоторые пилумы имели небольшую защиту для рук, чтобы воин имел возможность хоть как-то защититься, если он намеревался использовать данный вид оружия в ближнем бою. Однако, подобного рода ситуации были редкостью.

Поздняя империя

В поздней Римской империи римской пехотой в метательных целях использовалось другое копьё, похожее на более ранний пилум. Этот дротик был легче и имел большую дальность действия. Называется он плюмбата, напоминал толстую короткую стрелу, оперенную кожаными лопастями, чтобы обеспечить стабильность и вращение в полете (что обеспечивало увеличенную точность). Чтобы преодолеть недостаток сравнительно небольшой массы, на плюмбату был установлен овальный свинцовый груз, как бы обёрнутый вокруг древка со смещением центра равновесия к острию, это и дало оружию название. Несмотря подобную утяжелённую конструкцию, плюмбаты были намного легче, чем пилумы и не могли иметь эффективную проникающую способность в доспех или возможность пробивания щита, как более ранние аналоги данного оружия. Два или три плюмбаты, как правило, прикреплялись к небольшому деревянному кронштейну на внутренней стороне больших овальных или круглых щитов, используемых в то время. Многочисленные войска отцепляли и метали плюмбаты, во время приближения врага, это делалось для того, чтобы задержать движение и сломить боевой дух врага, заставляя воинов противоположной стороны прятаться за своими щитами. По сравнению с врагами лишенными возможности быстро передвигаться и видимости, которую ослабляли собственные поднятые щиты неприятеля, римские войска становились более мобильными, что позволяло лучше использовать тактическую ситуацию. Плюмбата воспринимались римлянами не как метательное оружие, наносящее смертельный удар, а скорее как средство остановки противника на расстоянии большем, чем ранее при использовании более тяжелого и укороченного пилума.

Галлы

Галльская конница использовала дротики, пуская несколько залпов, чтобы проредить вражеский строй перед лобовой атакой. Галльская конница применяла метательные копья в тактике, аналогичной обстрелу парфянскими конными лучниками. Галлы знали, как быстро повернуть лошадь, чтобы бросить дротики и перегруппироваться, для следующего залпа.

Иберия

Испанская конница представляла собой легкую кавалерию, вооруженную фалькатой и несколькими легкими дротиками. Племена кантабров изобрели военную тактику, чтобы максимизировать преимущества комбинации между лошадью и дротиком. В данной тактике всадники ехали по кругу, в сторону от противника, постоянно швыряя дротики. Тактика обычно использовалась против тяжелой пехоты. Постоянное движение всадников обеспечивало преимущество против медлительной пехоты и делало цель труднодоступной. Маневр был разработан, чтобы преследовать и насмехаться над вражескими силами, разрушив сомкнутые ряды.

Подобного рода действия использовались против вражеской пехоты, в основном, тяжело вооруженных и медленно движущихся легионов римлян. Эта тактика стала известной как «кантабриийский круг». В конце республики различные вспомогательные кавалерии полностью заменили итальянские кавалерийские отряды и испанская вспомогательная кавалерия была признана лучшей.

Карфаген

Нумидийцы были местными племенами северо-западной Африки. Конница нумидийцев была в виде легкой кавалерией, обычно действующей в качестве застрельщиков. Всадник нумидийцев был вооружен маленьким щитом и несколькими дротиками. У нумидийцев была репутация быстрых всадников, хитрых солдат и превосходных метателей копья. Говорят, что Югурта, король нумидийцев «… принял участие в национальном состязании, по верховой езде и метанию копья, при этом хорошо конкурируя с другими молодыми спортсменами в соревнованиях». Конница нумидийцев служила наемниками в карфагенской армии и играла ключевую роль в помощи Ганнибалу во время Второй Пунической войны.

Средневековье

Норвегия

Существует ряд литературных и археологических свидетельств того, что норвежцы использовали дротик в охотничьих и военных целях. Однако, в основном, для боя на дальнюю дистанцию и как оружие колющего воздействия применялось копье. Древнеисландским словом, обозначающим дротик, было «farakka».

Англо-саксы

Англосаксонский термин «дротик» был принят во Франции. В англосаксонских войнах солдаты обычно выстраивали стену щитов и пользовались тяжелым оружием, таким как скандинавские секиры, мечи, копья. Дротики, включая метательные копья пробивного действия «ангоны», использовались в качестве оружия нападения из-за стены щитов, а так же воинами, которые отделялись от защитного формирования и нападали на врагов, будучи застрельщиками. Сконструированное так, чтобы его было трудно достать из плоти или древесины копье «ангон», используемое англосаксонскими воинами, было эффективным средством выведения из строя противников или их основных способов защиты, в основном, стен щитов. Имея длинный наконечник, с отставленными назад зубцами, а так же длинное и тяжёлое древко при попадании в щит или тело врага ангон застревал. Если был пробит щит, то древко тащилось по земле. Если же брошенный ангон впивался в тело врага, то кривые острия наконечника не могли позволить вытащить его из раны.

Иберия

Альмогавары были классом пехотинцев арагонов, они вооружались короткими мечами, щитом и двумя тяжелыми копьями, известными как «azcona».

Подобного рода амуниция, напоминала снаряжение римского легионера, тяжелые копья использовались таким же образом.

Хинете, арабские легкие всадники, вооруженные копьем, мечом и щитом, были опытны в обстрелах и быстрых маневрах. Они играли важную роль в арабских войнах и реконкисте, вплоть до шестнадцатого века.

Норманская кавалерия, вооруженная копьями, атакует стену щитов англосаксов. Обратите внимание на преобладание копейщиков в передней линии строя. В задней части формирования есть один воин, вооруженный боевым топором, один лучник и один метатель копей. Отчётливо видны дротики в момент полета, а так же убитые солдаты на земле пронзённые дротиками.

Уэльс

Валлийцы (особенно Северный Уэльс) использовали дротик в качестве одного из их главных видов оружия. Во время нормандских и более поздних английских вторжений основная валлийская тактика складывалась в забрасывании дротиками усталых, голодных и в тяжело вооруженных английских воинов, а затем отступлении в горы или леса, прежде чем английские войска могли эффективно преследовать и нападать на них. Эта тактика была очень успешна, так как она деморализовала и причиняла большой вред английским армиям, в то время как валлийские отряды несли сравнительно меньшие потери.

Наше время

Африка

Многие африканские племена использовали дротик в качестве основного оружия с древних времен. Типичные африканские войны были основаны на ритуальном противостоянии с участием метателей дротиков, даже без сближения на дистанцию ближнего боя. На флаге Свазиленда расположены щит и два копья, которые символизируют защиту страны от врагов.

Зулу

Зулусские воины использовали длинные версии копья ассегай в качестве основного оружия. Легендарный зулусский лидер Чака начал военные реформы, в которых короткое острое копье с длинным, подобным мечу, острием, названным «iklwa», стало главным оружием зулусского воина и использовалось в качестве оружия ближнего боя. От метательного копья не отказались, его использовали для начального дистанционного нападения. С большими щитами, введенными Чака для зулусской армии, копья использовались в качестве колющего оружия. Такого рода атаки полков зулусов были очень похожи на тактические манёвры римских легионов которые использовали комбинации со скутумом, гладиусом и пилумом.

Мифология

Метание дротиков воинов в мифологии

Скандинавская мифология

В норвежской мифологии Один, главный бог, носил копье или дротик под названием «гунгнир». Оно было создано группой карликов, известных как «Сыновья Ивальди», которые также построили судно под названием «Скидблэднир» и изготовили золотые волосы Сиф. Копьё обладало волшебным свойством находить любую цель. Во время финального боя Рагнарок между богами и гигантами, Один использует гунгнир для нападения на волка Фенрира прежде чем тот его поглотил.

Во время войны (и последующего союза) между Асами и Ванами, на заре времени, Один швырнул копье во вражеского предводителя, что согласно обычаю, принесёт удачу или победу метателю. Также Один ранил себя копьем, свисая с Иггдрасиль, Мирового Дерева, в его ритуальных поисках знания. Но ни в том, ни в другом случае оружие не упоминается определенно как гунгнир.

Когда бог Бальдр стал видеть вещие сны о своей собственной смерти, его мать Фригг взяла клятву со всех вещей в природе чтобы те не стали вредить ему. Однако она пренебрегла омелой, думая, что это слишком молодое растение для такой торжественной клятвы. Когда Локи узнал об этой слабости, он заготовил копье или дротик, сделанный из ветви омелы, обманул слепого бога Хода и бросил эту ветвь в Бальдра, убив его.

Лузитанская мифология

Бог Рунезокезиус идентифицирован как «Бог дротика».

духовой, инъекционный, ядовитый, пневматический, транквилизирующий, усыпляющий и самодельный, как держать и бросать

Дротиками называют разновидность метательного оружия, представляющую небольшое и легкое копье. Они меньше копий для конников или пехотинцев и соответственно сбалансированы для того, чтобы удобно метать их. Как боевое и охотничье оружие дротики использовались многими народами еще с давних пор. Эпизодические применения их в виде оружия были даже в минувшем столетии.

Содержание

Дротик: немного истории

Считается, что появление дротиков уходит в седую старину начала мезолита. Тогда люди крепили к напоминающим копья острогам каменные и костные наконечники. Листовидные кремневые наконечники от дротиков относятся к массовым археологическим находкам того времени.

В дальнейшем придумали и так называемую копьеметалку именуемую атлатлем. Этот механизм улучшал метание дротиков. Он был в виде планки, в которой выдалбливался упор для основания древка или петли из ремня. Дротики, которые бросали рукой, могли пролететь не более двадцати своих размеров, а с помощью копьеметалок дротики метались раза в два дальше, однако не так метко. Из-за этого копьеметалки применялись в основном степными народами, ведь для них дальность метания была важнее.

С изобретением лука дротики подверглись конкуренции, однако, не были вытеснены целиком. Преимуществом дротиков было то, что их держали одной рукой, а другой можно было пользоваться, к примеру, для держания щитом. Дротик, в отличие от стрел, был тяжелее, сохранял убойную силу по всей траектории полета, а в ближнем бою превосходил стрелы лука и по меткости. На точное попадание стрелы в цель могли влиять много факторов, не зависящих от лучников. Тогда как дротики, можно было метать по-разному.

Одной из основных характеристик, отличающих дротики от копий (не считая балансировки) является конфигурация наконечников. Например, оружие для рукопашного боя обычно изготавливалось таким образом, чтобы их наконечники не застревали в телах или щитах. Тогда как дротики застревали в телах (ядовитый дротик) и щитах, и это было их плюсом, ведь дротики относительно тяжелые, и пользование щитами с застрявшими в них дротиками было довольно-таки затруднительным. Увязание дротиков в ранах людей и животных было еще одним плюсом, поэтому в них преднамеренно изготовляли заусенцы.

Но были и другие моменты. Так, метание дротиков могло потребовать некоторой площади, чтобы размахнуться. Количество дротиков было более ограниченным, чем стрел для лука. Вследствие этого, лук оказался более предпочтительным и вытеснил применение метательных копий на второй план.

В варварских племенах метательные дротики были только у тех, кто не умел изготавливать хорошие луки. Тем не менее, позднее с усовершенствованием защитных снаряжений, дротики опять стали пользоваться популярностью из-за их наилучшей пробивной и убойной силы и большей точности. Как правильно бросать дротики учили с детства.

В частности, греческой, македонской и римской легкой пехоте приходилось пользоваться именно дротиками. Часто воин мог изготавливать для сражения или охоты отравленный дротик. Атакованные такими дротиками воины неприятеля с большей долей вероятности полностью выходили из строя. Дротики легче пробивали не очень крепкие доспехи, которые чаще всего были холщовыми, кожаными или даже кольчужными. Римляне активно использовали копьеметалки.

Короткими дротиками нередко пользовались и в кавалерии. Так, всадники одной рукой управляли лошадьми, и, что немаловажно, для боя дротики вынимались из джиды быстрее, чем лук и стрелы из колчанов.

Разновидности дротиков

Метательные функции являются основными для дротиков, при этом их формы у различных народов в различные времена были тоже различными. Такое оружие было знакомо зулусам в виде ассегайев. Чаще всего это был ядовитый дротик для ведения охоты. Китайские бяо,  летающие до 25 м, весившие 100 гр имели длину 12 см. Полутораметровыми были джериды – азиатские дротики. Такой же длины был и греческий дрот.

Пожалуй, одними из самых известных разновидностей дротиков являются гарпуны, концы, острия которых снабжены шипами. Например, существуют индийские дротики нарча, у которых имеются острые, особым способом заточенные наконечники. Метание дротиков такого вида приводило к тому, что они намертво застревали в щитах неприятелей. Их острие было до одного метра, а древко, которое нелегко перерубалось, до полутора, двухметровой длины.

Германскими племенами использовалась полутораметровая фрамея. К итальянскому, полутораметровому дротику корсеке на остром наконечнике приделывались отходящие в разные стороны зазубрины. Это делало корсиканский дротик схожим с гарпуном. Имелся и свой, российский дротик, именуемый сулицей. Она имела весьма тонкую ручку.

Все вышеперечисленные разновидности метательного оружия – дротиков демонстрируют их самые многообразные модификации. Древние «инженеры» стремились к достижению предельной результативности в сражениях, используя дротики. Придумывались самые разнообразные механизмы для улучшения их тактико-технических характеристик, например, в виде веревки или атлатля.

Применялись также и ремни, которые позволяли делать броски дротиками на значительные расстояния, порой даже до двухсот метров. На некоторых видах крепились чеки, чтобы можно было удобно привязывать веревку. С закрепленными на концах дротиков ленточками осуществлялось более точное метание дротиков. Не исключено, что такое оперение для дротиков и стало основой для современных образцов.

Усыпляющая пневматика: инъекционные дротики

Самым элементарным, но весьма популярным и вполне эффективным приспособлением является так называемый пневматический дротик. Для метания таких дротиков имеются «духовые метательные устройства». Отстреливаться духовой дротик может «духовыми трубками» либо пневматическими пистолетами или револьверами.

В комплект входят и специальные шприцы. Дальность действия достигает пятнадцати метров. Проще говоря, это увеличенные модификации известных со школьной скамьи трубок, с помощью которых плевались шариками почти все мальчишки. Иногда школьными умельцами создавался такой самодельный дротик из иголок.

Арбалеты для усыпления животных

«Духовые трубки», впрочем, как и пневматические револьверы или пистолеты, обладают одним общим недостатком, если можно так выразиться. Это недостаточная иногда дальность  поражения. В короткоствольном оружии кроме всего прочего можно поместить заряды с чрезвычайно незначительными объемами действующих веществ.

С пневматическими винтовками с калибром 4,5 мм имеется возможность действовать на больших расстояниях, но в некоторых ситуациях этого может быть недостаточно. Для крупнокалиберной пневматики, как и для огнестрельного оружия, потребуется куча разрешений. Для особых случаев, чтобы успешно применить транквилизирующий дротик, может применяться именно арбалет.

Язык программирования Dart | Дарт

Оптимизировано
для пользовательского интерфейса

Разработка с помощью языка программирования специализируется на потребностях создания пользовательского интерфейса

Продуктивная разработка

Итеративно вносите изменения: используйте горячие перезагрузите, чтобы сразу увидеть результат в работающем приложении

Быстро на всех платформах

Компиляция на ARM и x64-машину код для мобильных устройств, настольных компьютеров и серверной части. Или скомпилируйте в JavaScript для сети

Оптимизирован для пользовательского интерфейса

  • Зрелое и полное асинхронное ожидание для пользовательских интерфейсов, содержащих код, управляемый событиями, в сочетании с параллелизм на основе изоляции

  • Язык программирования, оптимизированный для создания пользовательских интерфейсы с такими функциями, как звуковая нулевая безопасность, оператор спреда для расширение коллекций, и сбор, если для настройка пользовательского интерфейса для каждой платформы

  • svg»>

    Простой в освоении язык программирования с знакомый синтаксис

Производственное развитие

  • Итеративно вносите изменения в исходный код, используя горячий перезагрузить мгновенно увидеть эффект в работающем приложении

  • Пишите код, используя гибкую систему типов с расширенными возможностями. статический анализ и мощный, настраиваемый оснастка

  • svg»>

    Сделать профилирование, протоколирование, и отладка с вашим редактором кода на выбор

Быстро на всех платформах

  • AOT-компилировать приложения в родные машинный код для мгновенного запуска

  • Ориентируйтесь на Интернет с полным, зрелым, быстрым компиляторы для JavaScript

  • Запустить внутренний код поддержка вашего приложения, написанного с использованием одного языка программирования

Оптимизирован для пользовательского интерфейса

  • svg»>

    Зрелое и полное асинхронное ожидание для пользовательских интерфейсов, содержащих код, управляемый событиями, в сочетании с параллелизм на основе изоляции

  • Язык программирования, оптимизированный для создания пользовательских интерфейсы с такими функциями, как звуковая нулевая безопасность, оператор спреда для расширение коллекций, и сбор, если для настройка пользовательского интерфейса для каждой платформы

  • Простой в освоении язык программирования с знакомый синтаксис

Продуктивное развитие

  • svg»>

    Итеративно вносите изменения в исходный код, используя горячий перезагрузить мгновенно увидеть эффект в работающем приложении

  • Пишите код, используя гибкую систему типов с расширенными возможностями. статический анализ и мощный, настраиваемый оснастка

  • Сделать профилирование, протоколирование, и отладка с вашим редактором кода на выбор

Быстро на всех платформах

  • svg»>

    AOT-компилировать приложения в родные машинный код для мгновенного запуска

  • Ориентируйтесь на Интернет с полным, зрелым, быстрым компиляторы для JavaScript

  • Запустить внутренний код поддержка вашего приложения, написанного с использованием одного языка программирования

Выберите пример:

Хотите больше практики? Попробуйте кодлаб. Или скачать дартс.

Руководство по переходу на Dart 2 | Дарт

Содержание
  • Различия
    • Язык и библиотеки
    • Инструменты
  • Миграция вашего кода
    • Общий процесс
    • Миграция пакетов
    • Миграция веб-приложений
  • Дополнительные ресурсы

Dart 2 имеет несколько ключевых отличий от более ранних версий Dart. На этой странице кратко рассматриваются эти различия и дает общие советы по переносу вашего кода на Dart 2. Анонс Дартс 2.

Отличия

Язык Dart, библиотеки, система сборки, и инструменты веб-разработки изменились.

Язык и библиотеки

  • Система типов Dart теперь работает.
    • Устранение общих проблем типа
    • Объявление Flutter: Критическое изменение: --preview-dart-2 включено по умолчанию
  • Ключевые слова для создания инстансов теперь, как правило, необязательны. как описано в разделе Использование конструкторов:
    • новый всегда необязателен.
    • const является необязательным внутри контекста константы.
  • Dart больше не имеет режима проверки.
    • Операторы Assert по-прежнему поддерживаются, но вы включаете их по-другому.
  • Функции, помеченные как async , теперь выполняются синхронно до первого оператора await .
    • Раньше выполнение немедленно возвращалось к вызывающей программе, и тело функции было запланировано для запуска позже.
    • Чтобы узнать больше, прочитайте информационный бюллетень Dart за сентябрь 2017 г.
  • Изменились язык и основные библиотеки Dart, отчасти в результате изменения системы типов.
    • Справочная документация по API канала разработки
    • dart-lang/sdk ЖУРНАЛ ИЗМЕНЕНИЙ

Инструменты

  • Паб больше не поддерживает трансформеров. Вместо этого используйте новую систему сборки.
  • Инструменты, связанные с веб-разработкой, изменились.
    • Новая система сборки заменяет pub build и паб обслуживают .
    • Dartium больше не поддерживается. Вместо этого используйте инструмент webdev и Chrome.

Миграция вашего кода

Способ переноса вашего кода зависит от того, сколько лет вашему коду и на каких платформах он работает. Чтобы получить помощь по переносу веб-приложений, см. раздел Миграция веб-приложений. Если вы переносите приложение Flutter, обратитесь к уведомлению о критических изменениях. Если вы публикуете пакеты, затем в дополнение к внесению изменений для конкретной платформы, следуйте приведенным ниже инструкциям по переносу пакетов.

Общий процесс

Вот обзор процесса перехода на Dart 2, либо из Dart 1.x, либо из более ранней версии Dart 2.

  1. Получите актуальную версию Flutter или Dart SDK и плагины для любых IDE, которые вы используете.
    • Инструкции по обновлению Flutter SDK
    • Инструкции Dart SDK (на стороне сервера или в Интернете)
  2. Обновите пакеты, от которых зависит ваше приложение.
    • Флаттер: обновление флаттер-паба
    • На стороне сервера или через Интернет: обновление dart pub
  3. Запустите инструмент dart2_fix . Это помогает перенести некоторые использование устаревших API Dart 1.x для Dart 2.
  4. Запустите анализатор , чтобы найти ошибки времени компиляции и намеки на устаревание.
    • Флаттер: анализ флаттера или используйте представление проблем в Android Studio/IntelliJ или VS Code.
    • На стороне сервера или в Интернете: анализ дротика
  5. Исправьте ошибки в коде и снова запустите анализатор , повторять до тех пор, пока ваш код не пройдет статический анализ.
  6. Запустите тесты, чтобы найти ошибки времени выполнения.
    • Запустите все автоматические тесты для вашего программного обеспечения.
    • Проведите ручное тестирование и найдите ошибки консоли. Рассмотрите возможность добавления автоматических тестов для выявления обнаруженных проблем.
  7. Устраняйте проблемы, пока ваш код не заработает.
  8. Дополнительно: Удалить новый и ненужный const .
    • Вы можете удалить их вручную или использовать такой инструмент, как формат dart --fix .
    • Чтобы найти вхождения новых и ненужных const , добавьте правила ненужный_новый и ненужный_конст в раздел линтер вашего файл параметров анализа.

Миграция пакетов

Как владелец пакета вам необходимо сделать следующее:

  • Следуйте советам по миграции для платформ, которые поддерживает ваш пакет (см. выше).
  • Убедитесь, что ваш пакет прошел анализ Dart 2 (см. Запуск анализатора выше)
  • Убедитесь, что пользователи вашего пакета знают, как сообщать о проблемах.
  • Быстро реагируйте на отчеты.
  • Если изменения кода не совместимы с предыдущими версиями, обновить нижнее ограничение SDK.

Миграция веб-приложений

Чтобы обновить веб-приложение до Dart 2, вам нужно сначала обновить использование вашего инструмента как описано в Инструменты.

Вам также необходимо внести следующие изменения к элементам

  • Заменить по
  • Изменения и обратная совместимость

    Если вам нужно изменить код вашего пакета, попробуйте заставить его работать в 1.x , а также Dart 2. Например, вы можете добавить аннотации типов. или (если API был удален) использовать альтернативный API 1.x.

    Если изменение с обратной совместимостью невозможно, обновить нижнее ограничение SDK.

    Протестируйте свои изменения, чтобы убедиться, что ваш пакет работает должным образом.

    Верхние ограничения версии SDK

    Как только ваш пакет пройдет анализ Dart 2, обновите верхнее ограничение чтобы объявить, что пакет совместим со средой Dart 2:

    :
      # Работает только в Dart 2.
      SDK: '>=2.0.0 <3.0.0'
     

    Если вы планируете поддерживать совместимость со старыми версиями Dart, настройте соответственно меньшее ограничение SDK:

     среда:
      # Работает в Dart 1 (начиная с 1.20.1) и работает в Dart 2.
      SDK: '>=1.20.1 <3.0.0'
     

    Если вы используете функции, появившиеся после версии 2.0, обязательно укажите правильное нижнее ограничение SDK: среда

    :
      # Работает в версии 2.1, но не в версии 2.0.
      SDK: '>=2.1.0 <3.0.0'
     

    Дополнительные ресурсы

    • DartPad
    • Спецификация языка Dart
    • О каналах выпуска Dart SDK и строках версии
    • ограничения SDK
    • Обновление пакета паба до Dart 2, статья, содержащая советы по обновлению кода и использование Travis для тестирования непрерывной интеграции (CI)

    Флаттер против Дарта.

    Что такое хорошее решение для бизнеса? – Novateus

    Какой язык выбрать для разработки приложений? Flutter vs Dart предлагает различные решения для разработки бизнес-приложений. Давайте рассмотрим каждый, чтобы увидеть, какой из них лучше всего подходит для ваших нужд.

    Flutter vs Dart: кроссплатформенная разработка

    Оба языка поддерживают кроссплатформенную разработку, что является отличной новостью для компаний, которым необходимо разрабатывать приложения для устройств Android и iOS. Это означает, что вы можете создать приложение с помощью Flutter, а затем перенести его на Android или iOS без необходимости переписывать какой-либо код. Это экономит время и гарантирует, что ваше приложение будет выглядеть и работать одинаково на всех платформах.

    Flutter и Dart: разработка приложений

    Что касается разработки приложений, Flutter и Dart имеют ряд явных преимуществ. Во-первых, Dart — это язык программирования, оптимизированный для мобильных приложений, а Flutter — новая платформа, созданная специально для создания мобильных приложений. Эти два фактора делают Dart лучшим выбором, если вы хотите разработать приложение с нуля или если вы хотите использовать существующие кодовые базы для создания своего приложения. Кроме того, оба языка предлагают богатые пользовательские интерфейсы, идеально подходящие для бизнес-приложений.

    • Что такое флаттер? Введение

      Flutter — это SDK для разработки мобильных приложений, созданный Google. Он похож на популярные среды разработки для iOS и Android, но предлагает некоторые уникальные функции, которые делают его более подходящим для разработки мобильных приложений. Кроме того, Flutter быстрый, бесплатный и простой в использовании, что делает его отличным выбором для предприятий, которым требуется мобильное решение.

    Основные функции платформы Flutter

    Преимущества флаттера

    1. 1. Простые в использовании средства разработки
    2. 2. Быстрое время разработки
    3. 3. Кроссплатформенная совместимость
    4. 4. Сильная поддержка Google
    1. Flutter — это быстрая и легкая платформа для разработки, позволяющая создавать высокопроизводительные мобильные приложения.
    • 2. Flutter предоставляет разработчикам множество функций и инструментов для создания сложных пользовательских интерфейсов и анимации.
    • 3. Flutter обеспечивает большую интерактивность между пользователем и приложением.
    • 4. Flutter более отзывчив, чем традиционные мобильные приложения, что делает его более удобным для пользователей с быстрым подключением к Интернету.
    • 5. Один и тот же пользовательский интерфейс для Android и iOS.

    Flutter — это платформа для разработки мобильных приложений, использующая платформу Android. Он предлагает высокую совместимость с существующими приложениями и функциями, которые делают его подходящим для разработки интерактивных приложений, таких как графический процессор для графических задач и поддержка распознавания жестов и двунаправленной связи между устройствами и приложениями.

    Что такое Дартс?

    Dart — это разработанный Google мобильный SDK для разработки приложений для Android и iOS. Dart лаконичен, быстр и надежен. Он поддерживает несколько языков, включая Java, JavaScript и Python. Dart также имеет обширную библиотеку пакетов, которая упрощает создание сложных приложений.

    Dart утверждает, что его производительность позволяет разработчикам создавать приложения, которые в два раза быстрее, чем приложения, созданные с помощью других кросс-платформенных инструментов разработки. Компания также утверждает, что ее инструменты потребления ресурсов позволяют разработчикам экономить энергию за счет оптимизации кода и сокращения использования данных.

     

    Dart — это язык программирования с сильной поддержкой функционального программирования. Он также имеет мощную систему типов и отличную поддержку аннотаций.

     

    Основные функции языка Dart

    Преимущества дротика

    1. 1. Язык Dart имеет статическую типизацию и поддерживает строгую типизацию.
    2. 2. Dart имеет надежную библиотеку API, упрощающую разработку программного обеспечения.3. Библиотека Dart: io упрощает доступ к базе данных и другим внешним службам. Веб-библиотека Dart: упрощает создание веб-приложений с помощью Dart.
    3. 5. Dart бесплатен и имеет открытый исходный код
    • 1. Dart лаконичен и удобен для чтения, что делает его идеальным для приложений со сложной логикой.
    • 2. Dart имеет четко определенный синтаксис, который упрощает разработку и сопровождение кода.
    • 3. Dart работает быстро и эффективно, что делает его подходящим для высокопроизводительных приложений.
    • 4. Dart поддерживает объектно-ориентированное программирование, что упрощает создание сложных структур кода.

     

    Различные функции Flutter Vs Dart.

    Кроссплатформенная разработка

    Flutter и Dart являются кроссплатформенными языками разработки. Вы можете разработать свое приложение для нескольких мобильных операционных систем, включая iOS и Android. Кроме того, оба языка предлагают богатые пользовательские интерфейсы, идеально подходящие для бизнес-приложений.

    1: Мобильные операционные системы

    И Flutter, и Dart поддерживают несколько мобильных операционных систем. Вы можете разработать свое приложение для Android, iOS и других платформ. Кроме того, оба языка предлагают богатые пользовательские интерфейсы, идеально подходящие для бизнес-приложений.

    2: Богатые пользовательские интерфейсы

    Flutter и Dart предлагают богатые пользовательские интерфейсы, идеально подходящие для бизнес-приложений. Кроме того, эти языки обеспечивают быструю разработку, богатые графические возможности и малое время выполнения.

    Кроссплатформенность. Одно из основных преимуществ использования такого языка, как Dart, заключается в том, что он является кроссплатформенным, что означает, что его можно использовать для создания приложений для устройств Android и iOS. Это делает его хорошим выбором для компаний, которым необходимо разрабатывать приложения для нескольких платформ.

    • Разработка приложений

      Flutter построен на языке Google Dart и использует тот же механизм рендеринга, что и Google Chrome, поэтому на мобильных устройствах он работает быстро и быстро. Он также предлагает богатую анимацию и поддержку нескольких экранов, что делает его идеальным для создания захватывающих пользовательских интерфейсов.

      Dart известен своей скоростью и эффективностью, что делает его хорошо подходящим для таких задач, как выборка данных или сетевые вызовы. Его код можно легко скомпилировать для работы на платформах Android и iOS, что делает его отличным выбором для разработки кроссплатформенных приложений.

    • Dart — это мощный язык, который упрощает создание пользовательских приложений. В результате предприятия могут быстро разрабатывать новые приложения, не нанимая программиста.

     

    Похожие сообщения: 

    Flutter vs React Native: что выбрать в 2022 году

    Flutter — новое слово в разработке мобильных приложений?

     Разработка мобильных приложений Flutter: что нужно знать

    Производительность и скорость

    Flutter vs Dart вполне сопоставимы по производительности и скорости. Обе платформы были созданы быстро и эффективно, что является отличной новостью для разработчиков, которым нужно мобильное приложение, способное быстро справляться с большими нагрузками. Однако есть несколько областей, в которых Flutter превосходит Dart — 9.0004

    Во-первых, Dart был разработан специально для веб-платформы, а Flutter специально создан для мобильных устройств. Это означает, что Dart может работать быстрее на веб-страницах, чем приложения Flutter, что делает его лучшим выбором для приложений, которые должны быть отзывчивыми и быстрыми. Компилятор Dart известен своей точностью, поэтому ваши приложения будут работать без сбоев даже на устройствах с низким энергопотреблением. Наконец, обе платформы имеют открытый исходный код, поэтому вы можете настроить их в соответствии со своими потребностями. Однако, если скорость не так важна для вашего бизнеса или вам нужна большая гибкость в разработке приложения, чем предоставляет Dart, то Flutter может подойти лучше. Например, Flutter позволяет вам использовать NativeScript, что дает вам больший контроль над внешним видом вашего приложения по сравнению с использованием фреймворка Dart по умолчанию.

     Экономичность

    Флаттер и Дарт. Обе платформы предоставляют разработчикам широкие возможности и инструменты для создания надежных и привлекательных мобильных приложений. Однако какой из них лучше всего подходит для вашего бизнеса? Чтобы ответить на этот вопрос, важно сначала понять экономическую эффективность каждого фреймворка.

    При сравнении экономической эффективности Flutter и Dart становится ясно, что Flutter изначально дороже. Однако Dart может быть более рентабельным в долгосрочной перспективе, поскольку он предлагает более низкую стоимость разработки в расчете на одно приложение. Кроме того, Dart обеспечивает более высокую производительность приложений, чем Flutter, благодаря встроенным возможностям компиляции. В сумме эти факторы составляют Dart — лучший выбор для компаний, которым быстро нужны высокопроизводительные приложения.

    Dart экономически эффективен по сравнению с Flutter, поскольку занимает меньшую площадь при установке и дешевле в эксплуатации. Dart также предлагает возможность экономии энергии за счет сокращения использования кондиционера и отопления, в то время как Flutter может увеличить затраты на электроэнергию.

    Гибкость и настройка во Flutter VS Dart

    С помощью Flutter разработчики полностью контролируют пользовательский интерфейс и внешний вид приложений. Компании могут создавать уникальные приложения, которые отлично выглядят и кажутся личными. Кроме того, Flutter предлагает мощные функции, такие как горячая перезагрузка, которая позволяет разработчикам изменять код в процессе работы приложения без потери каких-либо данных или необходимости перестраивать приложение.

    Тем временем Dart предлагает более традиционный опыт разработки с поддержкой React Native. Компании могут легко перенести свои существующие приложения для Android или iOS на Dart без необходимости изучения нового языка или фреймворка. Кроме того, Dart также поддерживает кроссплатформенную разработку, поэтому компании могут создавать приложения для устройств Android и iOS одновременно.

    Расширяемость и дополнения

    Flutter обеспечивает большую гибкость и возможности для разработчиков, а Dart предлагает более рациональный опыт разработки. Обе платформы предоставляют SDK и API, которые позволяют сторонним разработчикам создавать интеграции и расширения. Однако платформа Dart более тесно интегрирована, что упрощает разработку кроссплатформенных приложений.

    Flutter был специально разработан для создания быстрых и отзывчивых мобильных приложений. Он использует другой подход к дизайну пользовательского интерфейса, чем другие среды разработки мобильных приложений, полагаясь на всплывающие данные вместо статических макетов. Это позволяет использовать более плавную анимацию и быстрые ответы по времени.

    Производительность и потребление ресурсов Flutter против Dart

    Когда дело доходит до производительности и потребления ресурсов, Flutter и Dart являются конкурентоспособными платформами. Оба достигли скорости выше 60 кадров в секунду на большом устройстве, а Dart также может похвастаться более быстрым временем перезагрузки.

    Однако, когда дело доходит до необработанной вычислительной мощности, Dart, вероятно, будет более мощным, поскольку Flutter больше полагается на графический процессор. Это означает, что Dart может лучше подходить для определенных типов приложений с высокими требованиями к обработке. Что касается потребления ресурсов, то для правильной работы обеих платформ потребуется умеренное количество памяти и ресурсов ЦП.

    Однако, поскольку Flutter построен на основе Android SDK, а Dart построен на основе механизма Javascript, могут быть некоторые различия в отношении доступных сторонних библиотек. В целом, обе платформы предлагают жизнеспособные решения для компаний, которым нужна платформа для разработки мобильных приложений.

    Средства отладки Flutter Vs Dart

    Что касается инструментов отладки, то и у Flutter, и у Dart есть свои преимущества и недостатки. Например, в то время как Dart имеет встроенный инструмент отладчика , Flutter также имеет систему плагинов , которая позволяет сторонним разработчикам создавать свои плагины отладчика. Однако одним из недостатков отладчика Flutter является то, что он не такой мощный, как отладчик Dart.

     

    Архитектура Flutter против архитектуры Dart

    Архитектура Flutter легче и проще в использовании, чем Архитектура Dart. С другой стороны, Dart Architecture более мощная и имеет лучшую производительность. Архитектура Flutter лучше подходит для создания графики с низким разрешением, а архитектура Dart — для графики с высоким разрешением.

    Архитектура Flutter:

    • - Может поддерживать несколько экранов
    • - Позволяет легко изменять анимацию и пользовательский интерфейс
    • - Использует меньше памяти и мощности ЦП, чем архитектура Dart
    • .
    • — более отзывчивый и интерактивный

    Архитектура Dart:

    • - Может поддерживать только один экран
    • — менее отзывчивый и интерактивный, чем архитектура Flutter
    • .
    Заключение
    • Итак, какой из них выбрать для своего следующего приложения? Как и в случае любого выбора технологии, это зависит от потребностей вашего бизнеса. В этой статье я описал основные преимущества и недостатки каждой платформы. Если вы хотите создать приложение, которое будет работать на нескольких платформах, я рекомендую использовать Flutter.