Содержание

Пушки, пушечки и пушищи: Музей артиллерии

В поисках «чего бы посмотреть в такой мороз» мы решили отправиться в Военно-исторический музей артиллерии. На эту мысль нас навело то, что в Яндекс-афише почти всегда есть анонсы временных выставок в этом музее, и один раз на выставку о самураях мы уже ходили. «Я в самом музее никогда не была, но мне кажется, там должно быть много интересных артефактов», предположила я — и не ошиблась. Музей мне очень понравился. Там огромное количество разнообразных исторических предметов и картин. Ко всем предметам есть таблички, многие — с подробными пояснениями и справками. Заходишь — и погружаешься в историю. Да, как ни печально, но история во многом состоит из пушек, ну что ж делать…

Осадная пищаль «Инрог»


См. на undina-bird.ru (902×600)
19.02.2011: При входе сразу обратила на себя внимание вот эта пищаль. Я тут руками показываю, что диаметр колеса примерно равен моему росту. Врезка в верхнем правом углу — единорог и надпись с именем пушки на торели (торцовой части).
Пищаль ходила ещё в Ливонский поход 1577 года. Отлил её мастер Андрей Чохов. Кстати, из школьного курса истории, который я мучительно пыталась выучить к поступлению в институт, я сразу вспомнила, что Чохов — это тот, кто отлил Царь-Пушку в Кремле, и она ни разу не стреляла. И только сейчас, почитав доп. материалы на сайте музея, я узнала, что Чохов занимает особое место в русской истории: это был талантливый мастер, проработавший на российском Пушечном дворе целых 60 (!) лет (а всего прожил 84 года, и это в XVI-XVII веке!), отлил много отличных пушек и воспитал много хороших учеников.
Фото Андрея Катровского
Осадная пищаль «Инрог». Отлита в 1577 г. Андреем Чоховым, калибр 216 мм, длина 516 см, масса 7434,6 кг, лафет бутафорский (изготовлен в 1850-1851)

Гаубица-камнемёт XVI в.


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Для меня было большим открытием то, что стволы пушек бывали не только круглого сечения.
Эта небольшая гаубица — один из наиболее ранних образцов. Она стреляла картечью либо щебнем и относилась к крепостной артиллерии
Фото Андрея Катровского
Гаубица (камнемёт). Отлита в XVI в. Калибр 182×188 см, длина 75 см, вес 174 кг.

«Волк»


См. на undina-bird.ru (903×600)
19.02.2011: Зал истории артиллерии до середины XIX в. по декоративности может поспорить с Эрмитажем. Массового производства в XV-XVII не было, изготовление стволов занимало месяцы, и потому каждая пушка — это произведение ремесленного искуства, многие даже имели свои собственные имена. Хочется отметить также то, что изделия, отлитые несколько веков назад, содержатся в отличном состоянии. Никаких патин, плесени и зелени, которые так привычны на старых изделиях из бронзы и чугуна.
Этот бронзовый огнедыщащий волк защищал Тобольск.
Фото Андрея Катровского
Ствол 1-гривенковой пищали «Волк». Отлита из бронзы в 1684 г. мастером Яковом Дубиной. Калибр 55 мм, длина 213 см, масса 221 кг

Пол-метровый калибр


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Если я ничего не путаю, это «Мортира самозванца» — она отлита в год, когда Лжедмитрий I вошёл в столицу. Во второй половине XVII в. эта пушка находилась на вооружении Киева, затем была передана в Московский арсенал и сохранена (не перелита в новые пушки) по личному указу Петра I.
30-пудовая осадная мортира. Ствол отлит из бронзы в 1605 г. мастером Андреем Чоховым и литцом Проней Фёдоровым. Калибр 534 мм, длина 131 см, масса 1261 кг.

Стрелецкие бердыши


См. на undina-bird.ru (600×600)
19.02.2011: Вот так топорики: каждое лезвие по длине больше, чем Андрей! Отдельные экземпляры грозного оружия изукрашены цветочками и котятами львами.
Бердыши стрелецких полков русского войска XVII в.

105-ствольная скорострельная батарейка


См. на undina-bird.ru (600×600)
19.02.2011: Такие многоствольные орудия получили распространение во 2-ой половине XVI в. Их называли также «сороками» или «органами». Все 105 стволов приводились в действие одним кремнёво-ударным замком.
Изготовлена в конце XVII в. Стволы железные пистолетные. Калибр 18 мм, длина 32 см.

Маленькая, но гордая пушка


См. на undina-bird.ru (600×600)
19.02.2011: Зарубежные мастера тоже любили свои детища. Эта пушечка отлита в Амстердаме по заказу русского правительства мастером Клавдием Фреми. На стволе её надписи: «От сильных рождаются сильные» и «Фреми сделал меня в Амстердаме в 1695 г.».
Кстати, почему она в небо смотрит? Немного о значениях названий пушек:
Мортира — короткоствольное орудия для навесной стрельбы, т.е. снаряд запускается с угла бросания в 20° и круче.
Гаубица — тоже для навесной стрельбы, но это длинноствольные орудия.
Пищаль — средне- и длинноствольное оружие для настильной стрельбы. Почему же название пушки так похоже на слово «пищать»? Потому что форма ствола похожа на музыкальный инструмент — дудку, а она-то в старославянских диалектах и называлась звукоподражательно — что-то вроде «пищалки».
Ствол 1/2 пудовой мортиры. Отлита из бронзы. Калибр 142 мм, длина 46 см, масса 108 кг.

Эээ… гранатомёты?


См. на undina-bird.ru (600×600)
19.02.2011: В начале XVIII века уже появились ручные мортирки — орудия для метания ручных гранат на большие дальности. Пользоваться ими как обычным ружьём (с упором приклада в плечо) было невозможно из-за большой отдачи, так что мортирку приходилось упирать в землю либо в седло.
Слева направо: 1. Ручная мортирка гренадерская (калибр 66 мм/длина 795 мм/масса 4,5 кг). 2. Ручная мортирка драгунская (72 мм/843 мм/4,4 кг). 3. Ручная мортирка бомбардирская (43 мм/568 мм/3,8 кг).

Скобы-дельфины


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Скобы, которые попарно расположены на каждой пушке, всегда оформлялись в виде какого-нибудь зверя. В русской традиции это обычно были рыбы. Видимо, поэтому при Петре эти скобы стали называть «дельфинами».
3-фунтовая (76 мм) парадная пушка Изготовлена в 1709 г. тульскими оружейными мастерами в честь Полтавской победы. Ствол стальной, орнамент инкрустированный серебряный. Длина ствола 198 см, масса 381,6 кг.

Палаши


См. на undina-bird.ru (1200×600)
19.02.2011: Холодное оружие тоже оформляли с любовью. Слева направо:
1. Палаш кирасирский, принадлежал Петру III.
2. Палаш драгунский, состоял на вооружении с 1756 г.
3. Палаш конно-гвардейский.
4. Палаш конно-гвардейский офицерский, состоял на вооружении с 1742 г.

25-ствольная мортирная батарея системы капитана С. Челокаева


См. на undina-bird.ru (600×600)
19.02.2011: Помимо обычного оружия, в музее есть и экспериментальные образцы, которые не «вышли в тираж». Например, на этой установке мортирки установлены на деревянном барабане, вращавшемся вокруг горизонтальной оси. Батарея стреляла залпами по 5 снарядов. Комиссия, проводившая испытания в 1756 г., признала, что стрелять из неё можно, но на вооружение не приняла.
Изготовлена в 1756 г. Калибр 58 мм. Длина стволов 50 см.

44-ствольная мортирная батарея системы А. К. Нартова


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Эта батарея вращалась вокруг вертикальной оси и стреляла залпами по 5-6 мортирок. Угол возвышения также регулировался специальным механизмом. Массового распространения батарея не получила. Тем не менее, на этом экземпляре есть следы пребывания в бою.
Калибр 76 мм, длина каждой мортирки 23 см, диаметр круга 185 см.

Боевой единорог


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Этот орудие разработано группой офицеров-артиллеристов под руководством П. И. Шувалова (он вообще много сделал полезных преобразований в артиллерии). Главная особенность конструкции гаубицы — коническая зарядная камора. «Благодаря ей, снаряд лучше центрировался в канале ствола, зазор между стенками канала ствола и снаряда в начальный период выстрела был минимальным, что значительно повысило дальность и кучность стрельбы (почти вдвое по сравнению с обычными орудиями того же калибра)». Кроме того, всё это позволило укоротить ствол, а значит орудие стало лёгким и мобильным.
Гаубицы были приняты на вооружение русской артиллерии в 1757 г. и получили название единорога, поскольку именно это животное изображали дельфины (это, напоминаю, скобы на стволе) и винград (на фото — нижняя правая врезка) новых орудий. Откуда на скобах вместо обычных рыб взялись единороги точно не сообщается, но между прочим, совершенно случайно, единорог был изображен на графском гербе П. И. Шувалова.
Конструкция единорогов вышла настолько удачной, что они состояли на вооружении русской артиллерии около ста лет. Они стали первыми в мире универсальными орудиями — сочетали свойства пушек и гаубиц и стреляли всеми видами боеприпасов. Помимо России единороги также использовались в австрийской артиллерии, считавшейся во 2-й половине XVIII в. одной из лучших в мире. Источник этих и других сведений — сайт Музея
Ствол бронзовый, отлит в 1757 г. Калибр 122 мм, длина 122 см, масса 262 кг, дальность стрельбы 2340 м.

Цветуёчки-ангелочки


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Честно говоря, при всём богатстве оформления, увидеть ангелочков с крылышками на орудии убийства я всё-таки не ожидала. Объяснение, видимо, в следующем: эта пушка (вместе с несколькими другими орудиями) была в 1743 г. поднесена тульскими мастерами-оружейниками в дар императрице Елизавете Петровне. Ну конечно же, подарочная пушка для женщины должна быть с цветочками и пупсами, а как ещё? Тульские мастера своё дело знали. 🙂
3/4-фунтовая (43-мм) парадная пушка. Ствол железный нарезной. Длина 125 см, масса 85,5 кг.

Мужчинки-водяные


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Это тоже подарочная пушечка, шла в комплекте с предыдущей. Здесь даму решили порадовать улыбающимися прикольными мужиками. 😉
11/2-фунтовая (57-мм) парадная пушка. Ствол железный нарезной. Длина 174 см, масса 144 кг.

Прусский трофей


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: В басурманской традиции дельфинов оформляли не рыбками и не лошадками, а грифонами в кепках. Но через несколько лет грифоны появились и на русских пушках.
Трофей периода Семилетней войны: 12-фунтовая (120 мм) прусская полевая пушка. Длина ствола 270 см, масса 1672 кг, максимальная дальность стрельбы 2464 м.

Всё ещё заряжена


См. на undina-bird.ru (903×600)
19.02.2011: 27 января 1807 г. в сражении при Прейсиш-Эйлау в заряженное орудие попало французское ядро, образовав большую вмятину, что воспрепятствовало производству выстрела и разрядке орудия. В стволе до сих пор находятся ядро и заряд.
Фото Андрея Катровского
6-фунтовая (95 мм) полевая пушка обр. 1795 г. Ствол бронзовый, длина 152 см, масса 433 кг.

Стим-панк!


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: 7-линейная (17,5 мм) опытная паровая пушка, разработанная инженером-полковником путей сообщения Карелиным. Пушка была сделана в 1826-1829 г. и стреляла шаровыми пулями под давлением водяного пара. Скорострельность — до 50 выстрелов в минуту.

Быстрая, но ооочень мудрёная


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Однако в ходе испытаний у пушки обнаружились и недостатки. Система оказалась слишком сложной, громоздкой, да и стреляла она неважно, хоть и быстро. Не приняли.

Французская книжечка про пушечки


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Сюсю-пусю, няня-кавай. Ангелочки с пухлыми попками облепили пушечку, какая прелесть! 🙂 Это французские «Записки об артиллерии» (автор — П.С. де Сен-Реми), изданные в 1745 г.
В центральном проходе зала №1 выставлено несколько старинных книжек по артиллерии и военному делу. Завораживающая графика, жаль, что полистать нельзя.
В этом зале ещё много всего интересного — батальные картины, макеты сражений, предметы, применявшиеся для ухода за пушками и прицеливания, макеты старинных заводов по производству пушек… Ну не всё же тут выкладывать. 🙂

Выставка Европейского оружия XV–XVII вв.


См. на undina-bird.ru (1027×600)
19.02.2011: А это уже временная выставка, она располагается между первым и вторым залами. Макеты рыцарей и всё, что они на себе таскали. Европейские рыцари тоже любили красивое оружие и расписные броньки.
Это доспех конский, Германия, XVI в., собранный из трёх разных доспехов (там ещё есть всякие исторические подробности). Сверху на нём сидит доспех полный, Западная Европа, XVI в. (без подробностей, просто доспех). На скотосбрасывателе кенгурятнике переднем бампере передней части доспеха конского — видимо, райские кущи. А к ним добавлены какие-то буки — это врага пугать или что?
Видимо, для этого же комплекта предназначались и двуручные мечи длинной в рост человека.

Тема сисек


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Крепостное ружьё — гибрид пушки и мушкета. Из него стреляли с крепостных стен. Прицел выполнен в виде женского бюста, голову от которого потеряли, а всё остальное бережно сохранили. Кстати, в ходе реставрации 2007 г. выяснилось, что и у этого ружья внутри до сих пор хранятся заряд и ядро.
Крепостное ружьё. Калибр 31 мм, длина ствола 163,5 см, вес 49,7 кг. Ревель, конец XVI — начало XVII вв.

Ещё рыцарь


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Очень мне нравятся эти «ласты» на ногах у рыцарей. 🙂
Ажурные конские доспехи (Аугсбург, 1550–1560) и доспех полный рыцарский «максимилиановского» стиля (Германия. 1520–1525)

Рыцарский шлем


См. на undina-bird.ru (903×600)
19.02.2011: Я одного понять не могу: ну что же они могли видеть через такую маленькую дырочку?
Фото Андрея Катровского

Рыцарский меч


См. на undina-bird.ru (903×600)
19.02.2011: Табличка от него у меня не сохранилась, просто нравится.
Фото Андрея Катровского

Рыцарский шампур? 😉


См. на undina-bird.ru (903×600)
19.02.2011: Шютк, конечно. 🙂 Таблички опять нет.
Фото Андрея Катровского

Шапочка ко дню Св. Валентина 😉


См. на undina-bird.ru (600×600)
19.02.2011: На самом деле это шишак (шлем) польских крылатых гусар. Польша. Конец XVII в. – 1730-е гг.

Сладкие мечты снайпера…


См. на undina-bird.ru (1200×600)
19.02.2011: Сладкие мечты снайпера, изображённые на прикладе карабина, видимо, состоят в том, что все на поле бегают без бронешапок, бронежилеток и бронетрусов — стреляй в своё удовольствие. 🙂
Карабин с колесцовым замком. Калибр — 12,5 мм, длина ствола — 48,6 см. Общая длина — 74,8 см. При колесцовом замке имеется ключ. Ложа покрыта инскрустацией из слоновой кости с изображением мифологических сцен и др. Франция, 1585 г.

Позорные маски


См. на undina-bird.ru (903×600)
19.02.2011: Позорные маски (нем. Schandmaske) применялись для морального устрашения обывателей. Чтобы не переусердствовать с телесными наказаниями, уродующими и калечащими производительные силы государства, были придуманы моральные унижения. Человека выставляли на посмешище, и он показательно страдал. И наказание, и вреда для здоровья практически нет. Так наказывали измены, пьянство, сварливость и прочие мелкие грешки.
Маски бывали разной формы и отображали бичуемый недостаток: излишне любопытным приделывали длинный нос, болтливым — длинный язык, нерадивым студентам — ослиные уши. Помимо масок, применялись также «позорные шубы» и позорные столбы.
Фото Андрея Катровского
Германия, XVI–XVII вв.

Дискомёты


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: Добрались до второго зала основной экспозиции (от середины XIX в. до 1917 г.). Сразу стало видно, что всякий кавай — цветочки там, лошадки и прочее — с пушек исчез, пошло чистое развитие промышленности и инженерной мысли. Однако и тут наверняка будет много интересного.
Вот, например, экспериментальные образцы пушек, стрелявших дисковыми снарядами. Идея была в том, что снаряд в стволе (разными способами) раскручивался и за счёт этого летел в 5 раз дальше. Однако испытания показали, что из-за этого снаряды также сильнее рассеивались и вмещали мало взрычатого вещества. Поэтому пушки на вооружение приняты на были.
… А потом нас выгнали. 🙂 Потому что мы такие медленные и подробные, а музей закрывается. Так что нас отправили к выходу через оставшуюся экспозицию. На выходе я успела заметить, что у последнего зала номер 8. «Хватит ещё на несколько заходов», — подумала я. 🙂

Эриксон 1915 г.


См. на undina-bird.ru (600×600)
19.02.2011: По дороге к выходу мы успели забежать на временную выставку «Телефоны и война». Там показано, как выглядела связь меньше 100 лет назад. Очень по-другому.
Фото Андрея Катровского
Коммутатор на 12 направлений, 1915 г. Масса 4,3 кг

Помни, противник подслушивает!


См. на undina-bird.ru (800×600)
19.02.2011: С таким напутствием мы отправились на выход. 🙂
Фото Андрея Катровского
Телефонный коммутатор. Инструкция прилагается там же.


Под катом

undina-bird.livejournal.com

Ящик пандоры – Древние пушки – технологическое оборудование?

Иное назначение странных конструкций старинных пушек обсуждалось не раз, например у vaduhan_08. Эта тема поднимается регулярно. Пытливые умы альтернативных исследователей не могут пройти мимо бездарных с точки зрения не только расчетов, но и здравого смысла тонкостенных орудий с излишними элементами. Предлагаю посмотреть очередные два ролика на эту тему и еще раз ознакомиться с версией назначения этих «пушек».



Ниже привожу небольшой список из примеров древних якобы пушек, многие из которых не разу не стреляли, либо стреляли один раз (что привело к их разрушению).


Бомбарда Штирии (Pumhart von Steyr). Изготовлена была в начале 15 веке. Пушка сделана из металлических полос, скрепленых обручами, как бочка. Калибр 820, вес 8 тонн, длина 259 см., стреляла 700 килограммовыми ядрами на 600 метров при заряде 15 кг. пороха и возвышении 10 градусов. Хранится в военном музее в Вене.

Стенки очень тонкие, ядро непомерно тяжелое. Кто-нибудь делал расчеты – могла такая бомбардира стрелять ядрами такой массы? Причем, не один раз-два раза.


Безумная Грета (Dulle Griet). Названа в честь графини Фландрской Маргариты Жестокой. Как и предыдущая, изготовлена из полос. Производство мастеров города Гента, калибр 660 мм., вес 16,4 тонн, длина 345 см. В 1452 году была применена при осаде города Оденарде, причем была захвачена осажденными как трофей. Обратно в Гент попала в 1578, где хранится и по ныне под открытым небом.
У этого экземпляра есть даже история, легенда. Стенки из полос железа так же тонкие для такого калибра.


Дарданнельская Пушка. Отлита в 1464 году матером Муниром Али. Калибр 650 мм., вес 18,6 тонн, длина 518 см. Сохранившаяся пушка является копией отлитой несколько раньше (в 1453) венгерским мастером Урбаном. Пушка, отлитая Урбаном, сделала всего несколько выстрелов по осажденному Константинополю, после чего треснула. Этого однако хватило, что бы разрушить стену. Сохранившаяся копия долго хранилась в тайне, пока в 1807 году не была применена против британского флота в Дарданнельской операции. В 1866 году султан Абдулазиз подарил пушку королеве Виктории и она ныне хранится в форте Нельсон в Англии.


Для чего нужны подобие «шестерни» на стволе и разборная конструкция «пушки» на резьбовом соединении? Для чего ее половинить? И какой оснасткой разбирать? В полевых условиях?


Толстуха Мег (Mons Meg). Подобно поохожим европейским пушкам того времени, изготовлена из металлических полос мастером Жеаном Комбьером для герцога Бургундского Филиппа Доброго. В 1449 подарена королю шотландии Джеймсу 2 и хранится в Эдингбургском Замке. В 1489 использовалась при осаде замка Дамбертон. Калибр 520 мм., вес 6,6 тонн, длина 406 см. Дальнобойность снарядом весом 175 кг при заряде 47,6 кг пороха и возвышении 45 градусов 1290 метров.
Так тонкоствольная для такого калибра.


Самую знаменитую в нашей стране пушку нет нужды представлять. Из всех представленных ниже она самая крупнокалиберная (1586 год, калибр 890 мм., вес 36,3 тонн, длина 534 см.). За всю историю было изготовлено только 2 орудия большего калибра – американский «Маленький Дэвид» (914 мм. 1945 год) и английская «Мортира Маллета» (в честь создателя Роберта Маллета, 910 мм, 1857 год). Может не все знают, но в Артиллерийском Музее есть еще 2 пушки работы Чохова и еще 2 в Стокгольме (захвачены при поражении Петра 1 под Нарвой).

Источник

Я не утверждаю, что это не артелерийские орудия. Да, некоторые из них стреляли. Но я не исключаю, что это находки, либо поздние изделия по найденным экземплярам, которые стали использовать как пушки при захвате, переделе территорий.
В роликах выше озвучена версия для чего могли использовать эти тонкостенные «пушки» с каменными ядрами. Эту версию озвучивал и я в статье ПИРАМИДАЛЬНЫЕ ХОЛМЫ-ТЕРРИКОНЫ

Смотрим на печи для обжига и измельчения породы при производстве извести, цемента и на одну из старинных пушек


Там и там мы видим выступы по окружности «ствола» для опоры на ролик при вращении.


Чем не пушка? После катаклизма, если потомки найдут такое – с большой вероятностью начнут применять как оружие, а не как оборудование.


В современных печах выкладывают внутри огнеупорным кирпичем. Возможно, в якобы «мортирах» и «бомбандирах» так же его применяли.


Технологический процесс сейчас выглядит так.

При том объеме каменного строительства античного мира, да и кирпичной европейской цивилизации, печей для обжига и измельчения извести должно быть много. Возможно, в эти «пушках» лишь измельчали породу, помещая туда каменные ядра, а обжигали шихту в «башнях»:


Схема современной печи

Но может быть, и сам принцип измельчения породы в древних «пушках» – это тоже приспособление находок под нужды того времени, возможно, параллельно с военным. А первоначально их конструкция – что-то более сложное даже для нас.

Версия pro_vladimir о том, что древние «пушки» – магнетроны или резонаторы для генераторов звука, для существовавшего тогда оружия. Наподобие труб Иерихона, разрушающие крепости звуком:


Источник: https://sibved.livejournal.com/282006.html

pandoraopen.ru

История Царь-пушки и старинных пушек в Москве » Военное обозрение

Хочется поговорить об истории знаменитой Царь-пушки, которая нынче находится в Кремле города Москвы. Эта пушка весящая 40 тонн, была создана во времена царя Федора Ивановича русским пушечных дел мастером Андреем Чоховым в 1586 году. Что и написано сверху жерла. Калибр Царь- Пушки — 20 дюймов, а длина ствола 5 метров.

Считается, что в России первые пушки появляются в XIV веке, и в качестве примера приводят летописные данные о участии артиллерии в Куликовской битве. А XVI веке на стенах и башнях было поставлено множество самых разных крепостных пушек. Они различались как по составу метала из которого были сделаны, так среди них были чугунные, железные, медные пушки, и даже деревянные, хотя они в то время уже выходили из использования и использовались в основном в поле в виду своей мобильности. А так же орудия различались по размеру, где самые малые были, что- то вроде мушкета или пищали, а самые большие — вроде царь–пушки, имевшие гигантские размеры и располагались на земле, так как башни бы такие не выдержали. И надо сказать, что подобных пушек было, надо полагать, немало. Возле здания Арсенала в Кремле и сейчас можно увидеть некоторые из дошедших до нас русских старинных пушек.


Герои троянской войны на старинных пушках

Отдельного внимания заслуживают троянские пушки, на которых изображены герои троянской войны, а именно, цари якобы античной Трои. Очень интересна их история. Вот, к примеру, одна из них, так же изготовленная Чоховым под названием «Троил». Троилом звали сына древнейшего троянского царя Приама. На бронзовом стволе пушки написано «Божиею милостию и повелением государя царя и великого князя Федора Иоанновича всея Русии сделана сия пищаль «ТРОИЛ» лета 7098 году. Делал Андрей Чохов».

В центре ствола торели — турели троянский царь со знаменем и с мечом. Весит «Троил» семь тонн при длине ствола 4,5 метра и калибре почти 10 дюймов. И таких пушек с античными троянскими героями в Москве несколько. Есть еще один «Троил», но медный и отлитый в 1685 г пушечным мастером Яковом Дубиной. Уже, естественно, по приказу и божьей милостью царями Петром и Иваном Алексеевичами. На стволе орудия так же есть изображения царей сидящих на троне. При весе в 6,5 тонн имеет длину ствола 3, 5 метра и калибр 7, 5 дюймов.

Но не все сохранившиеся орудия изображают троянских героев. К примеру, на известной Царь-Пушке на стволе изображен скачущий всадник, подразумевается, что это Федор Иоаннович, то есть царь, но только русский, а не троянский и древнейший.

Вам не кажется, что исходя из традиционной романовской истории это как-то странно? На одних орудиях, отлитых в одно и тоже время изображают русских, а на других троянских царей. Ведь расстояние между ними, согласно Скалегеру, три тысячи лет.

В Петербурге есть бомбарда «Ахиллес», отлитая в XVI веке. И опять пушка вроде русская, а название античное. Конечно, можно это объяснить страстью ко всему троянскому, некой тогдашней модой, хотя история нам об этом ничего не сообщает. Но вот в чем загвоздка, Гнедич перевел Иллиаду Гомера на русский язык только в 20-х годах XIX столетия, в самой Европе Илиада не была известна на протяжении средневековья. Вопрос в другом, какая могла быть такая мода, когда даже перевода не существовало.

И это только три троянские, хотя их так же можно назвать и Царь – пушки, так как на них изображены цари, сколько их было отлито не известно. Но с историей троянских турелей ладно, а как быть с турецкими, то есть, с теми, на которых изображены, по традиционной истории, нехристи — извечные враги русских и всех христиан. К примеру, мортира «Новый ПЕРС» на ней изображен человек в чалме, надо полагать по названию пушки перс. На казенной части орудия подписано, так же как и на втором Троиле, что государями и великими князьями и прочее, и прочее … Иоанном и Петром Алексеевичами отлита в городе Москве в 7194, то есть в 1686 году. Называется «Новый ПЕРС», кстати, судя по названию, раз это новый перс, значит, был и старый. Получается, что у пушки есть какая-то история и раньше была какая-то другая пушка просто «Перс», в честь которой и назвали эту.


Вообще все это объяснить с точки зрения традиционной истории крайне затруднительно. Наверно не такими уж врагами были русские и оттоманы, наверное, они были даже союзниками. И в Стамбуле правил не враг, а друг и союзник русского царя оттоманский султан. От того и изображения на старинных пушках, так как русские и атаманские войска воевали бок о бок, а не с друг другом. И были эти войска двух частей некогда единой Монгольской, то есть Великой Империи. И даже при первых Романовых еще помнили и знали об этом, потому и продолжали делать пушки с общими старинными изображениями. А что касаемо Троянских царей, то не цари они некой легендарной Трои, якобы живших нескольких тысячелетий до этого, а реальной средневековой Трои, столицы империи, так же известной как Стамбул- Константинополь. Да и не персы, нынешние персы имеются в виду под названием пушки, а наши русские казаки. Так как доподлинно известно, что казаки носили чалму. Да и Персия это лишь слегка видоизмененное слово Пруссия, то есть По-руссия, без огласовок слова одинаковы.

Самые большие Царь-пушки в мире

Согласно истории пушек, наличие у русских таких гигантских орудий, говорит о их ведущей роли в вопросах артиллерии, а так же исключительном положении русской армии на то время. Никто в Европе не обладал тогда такой артирелией. А дошедшая до наших дней Царь-пушка была на то время одной из самых больших в мире пушек, но не единственной. И, в частности о том, что из нее никогда не стреляли и стрелять-то вроде нельзя.

По своему типу стрельбы Царь – пушка является мортирой, да из XVI века это единственный экземпляр, дошедший до нас, но уже в XVII- XVIII аналоги ей существовали и очень успешно использовались. Вообще много бомбард было сделано в Москве и до Чохового, автора известной сегодня Царь-пушки. В 1488 г Павел Дебосис, тоже оружейный мастер, отлил мортиру, которая тоже называлась Царь-пушка. В 1554 была из чугуна отлита мортира, которая весила 1,2 тонны и имела калибр 650 мм, на следующий год еще одна примерно таких же характеристик.

Об этом всем свидетельствуют истории и зарисовки иностранных послов и путешественников. А так же схемы самого Кремля XVI века, на которых видно расположение пушек у всех ворот Кремля. Но орудия эти до нас не дожили. Так что различных мортир и гаубиц в русской армии того времени было достаточно. Да и к слову, Царь-пушка должна была стрелять не ядрами, а картечью. А те ядра, что стоят сегодня возле нее просто бутафория, полая внутри. У самой Царь-пушки есть и другое название «Российский Дробовик»,так как сделана она для стрельбы дробью –картечью. И хотя в боевых действиях она не участвовала, отлита она все же как боевое орудие, а не бутафория по капризу царя, чтобы удовлетворить свое тщеславие. Странным выглядит затрачивание стольких сил и металла на создание просто игрушки, не так уж и свободно тогда было с чугуном. Это уже в истории советского времени из чугуна стали отливать памятники всем, кому не лень, а тогда еще удовлетворялись, называя бомбарды в честь кого-то и их изображениями на стволах.

Сам Андрей Чохов отлил немало орудий. И эти пушки отличились в истории многих походов тогдашних царей. И все его пушки отличались огромными размерами, прекрасной отделкой и вообще великолепным качеством работы. Так в 1588 г Чохов, автор Царь- пушки, из меди отлил стоствольное орудие, этакую многостволку, у которой каждый ствол имел калибр 50 мм. Эта пушка из ста пушек считалась чудом пушечного искусства на то время. И по своему превосходит Царь- пушку. Так же о размерах старинных пушек в Москве можно судить по их ядрам, которые еще век назад находили в старых крепостных рвах. Их размеры были колоссальны до 70 см в диаметре.

Так что, Царь-Пушка, которая стоит сегодня в Кремле, хоть и огромная, мортира. Но были и больших размеров другие боевые мортиры, которыми была на вооружена русская армия в XVI веке. Из донесения Хуана Персидского (так прозванного надо понимать из-за его пребывания в России, а не в Иране — Персии) королю Филиппу III следует, что на Красной площади стоят такие огромные пушки, что два человека входят и чистят ее. Об этих пушках пишет в своей истории и австрийский секретарь Георг Тектандер, в частности, про два огромных орудия, в которых легко помещается человек. Самуил Маскевич ( поляк, прозванный так, надо полагать, тоже из-за своего пребывания в Москве) говорит, что в Китай-городе есть стоствольная пищаль, которая заряжается сотней ядер с гусиное яйцо. Стояла она на мосту у Фроловских ворот, смотря в сторону Замоскворечья. А на Красной площади он видел пушку, в которой играли в карты три человека.

Возле Кремля стояло две пушки, которых по праву можно назвать царь-пушками. Одна Кашпирова, сделал ее в 1554 году учитель Чохова Кашпир Ганусов. Ее вес составлял 20 тонн при длине 5 метров. Вторая Павлин, которую отлил в 1555 Степан Петров, ее вес составлял 16 тонн. Жерла обеих этих пушек смотрели в сторону Замоскворечья. Как вы понимаете, в случае атаки на Кремль врагам не поздоровилось бы, при их колоссальных размерах они могли накрывать картечью огромные площади, и хотя в истории этого не произошло, сама возможность уже ужасает.

В Нюрнберге в Германском Национальном Музее можно увидеть экспозицию старинных пушек. Самая крупная из них имеет тонкий внутренний металлический ствол, который находится внутри толстого бревна, которое, в свою очередь, охвачено для прочности снаружи железными обручами. Эта облегченная технология производства пушек позволяет быстрее маневрировать и перевозить орудие в походе. Такие легкие, и как их еще называют, деревянные пушки, согласно истории, применялись раньше на вооружении в русской армии, их называли пищалями.

Сегодня сложно восстановить реальную историю царь — пушек в России ранее XVII века. Тоже самое и с историей допетровского русского флота, как нас хотят убедить в том, что до него на Руси и флота-то не было. Смута начала XVII века и приход к власти Романовых многое перевернули с ног на голову. Большинство пушек и колоколов было переплавлено, а то и просто закопано, может и сейчас они где-то лежат. Но все же пушек было столько, что несмотря ни на какие перипетии истории до нас кое- что дошло, что позволяет судить о мощи и несокрушимой силе русской армии XV—XVI веков.

topwar.ru

5 орудий осады, которые внушали ужас на протяжении тысячелетий

До появления пороха и, как следствие, больших огнедышащих пушек, которые могли стереть крепостные стены в труху, осадное дело было куда более интересным и сложным занятием. Армия могла несколько лет стоять под стенами крепости, в которой находилось в десятки раз меньше воинов, так ничего не добившись. Нередко осаждающие просто брали в кольцо замок и ждали, когда парни за стеной начнут помирать от голода, истощения и болезней. Но этого могло и не произойти, ведь крепостные сооружения строили по всей логике войны — они должны были выдерживать длительные осады. Запасы провианта, выход к источнику воды, строгая распределительная система пищи — лишь часть условий, которые позволяли находиться в осаде годами. А ведь переждать зиму легче в крепости, чем снаружи. Поэтому далеко не каждый полководец решался на длительную осаду, некоторые предпочитали открытый и относительно честный штурм, который не мог пройти без осадных орудий.

1. Осадная башня

Внушительное сооружение, которое позволяло наиболее быстрым способом при удачном стечении обстоятельств взобраться не стены. Также осадная башня служила прикрытием от вражеских стрел и была своеобразной площадкой, с которой лучники могли атаковать противников на стенах. Делали осадные башни из дерева, что кажется опрометчивым — загорится, как спичка. Но башню всегда покрывали негорючим материалом, вроде шкур скота, которые должны были быть непременно свежими, иногда для этих целей использовали металлические листы.

Перемещалась башня на колесах посредством тяглового скота или за счёт ручной тяги. Такая башня могла вмещать до 200 человек, не считая дополнительных осадных орудий, установленных на её уровнях. Но это уже гиганты, примером которых может быть осадная башня Элеополис («захватчик городов»), которую использовали македонские войска при осаде Родоса в 305 году до нашей эры. Она была высотой в 45 метров, а шириной в 20 метров. Из-за своей громоздкости собиралась непосредственно перед осадой. Элеополис имел 9 уровней, на которых размещалось две сотни лучников. Но это был монстр, прославленный в легендах, который использовался для штурма одного из самых укрепленных городов античности. Обычные осадные башни были, разумеется, гораздо меньше.

С момента появления первой осадной башни, которая была построена гением Карфагена, и до начала эпохи пороха конструкция этих осадных орудий претерпевала ряд изменений, однако суть всегда оставалась неизменной. Что раз за разом рождало одну и ту же проблему: осадная башня становилась беспомощной, когда поверхность была недостаточно ровной. Тот же Элеополис оказался бесполезен во время осады Родоса, так как защитники догадались затопить пространство перед стеной, и башня в итоге банально застряла. Последние осадные башни несли на себе не лучников, а артиллерийские орудия, назывались они батарейными башнями, но и их результативность часто подвергается сомнениям.

2. Катапульта

Кто же не знает катапульту? Такая штука, которая посылает камни, словно праща, разбивая стены на мелкие кусочки. Сразу картинка возникла в голове, верно? А теперь забудь о ней, потому что настоящая катапульта выглядит совершенно иным образом. Всё дело в терминологических неточностях, которые по каким-то странным причинам поразили головы современных поколений.

Великий Геракл! Вот и конец воинской доблести!
– слова спартанского царя Архидам при виде катапульты –

Настоящая катапульта представляет собой простой стреломет и всегда представляла собой стреломет, который работает по принципу торсионного действия. Другими словами, катапульта – это станковый арбалет и ничего больше. Конструкций было великое множество, но, так или иначе, название этого осадного оружия говорило прежде всего о принципе действия. Изобретение катапульты приписывают Дионисию I, тирану Сиракуз, который собрал самых крутых ремесленников своего города и призвал их создать технологичное оружие, которое повергнет врагов в ужас. Вот они и создали ему катапульту, которая помогла уничтожить флот Карфагена, когда тот посмел напасть на Сиракузы.

Применялась катапульта как против людей и пехоты, так и в качестве осадного оружия. Для последнего использовались не стрелы, а камни, подобие ядер. Крайне важен был психологический фактор атаки катапульт, ведь пробивная способность длинной и тяжелой стрелы, запущенной с этого оружия, была столь велика, что снаряд мог пробить окованный металлом щит и войти в тело наполовину своей длины, пробив доспех.

Машины по данному знаку стали метать стрелы в скифов, скакавших на лошадях по берегу. Некоторые были ранены; одному стрела пробила насквозь щит и панцирь, и он упал с лошади. Скифы испугались стрел, летящих на такое большое расстояние, и того, что богатырь их убит, и отошли немного от берега.

3. Онагр

Именно онагр чаще всего путают с катапультой, и именно это орудие значится самым популярным среди всех представленных. При этом популярно оно только в нашей массовой культуре, потому как на деле онагры использовали довольно редко.

Эта машина называется tormentum, потому что напряжение достигается закручиванием (torquere) — скорпионом, потому что она имеет торчащее вверх жало; новейшее время дало ей ещё название онагра, потому что дикие ослы, преследуемые на охоте, брыкаясь назад, мечут такие камни, что пробивают ими {283} грудь своих преследователей или, пробив кости черепа, размозжают голову.
– позднеримский офицер и историк Аммиан Марцеллин –

Механизм онагра был торсионным, что делало это орудие похожим на станковую пращу. Нужно было вращать рычаг, чтобы плечо опустилось вниз. В него вкладывали каменный или металлический снаряд, а после отпускали рычаг, что приводило к выстрелу. Чаще всего онагры использовали против пехоты, а не построек. Так как они не были приспособлены для ведения навесного огня — траектория снаряда была настильной. Таким образом, их использовали при обороне крепостей, но никак не при осаде. Для осады нужны были баллисты, которые стреляли с более высоким углом возвышения.

4. Требушет

Сокрушительная метательная машина, которая использует гравитационный принцип действия, что позволяет метать очень тяжелые снаряды, нанося серьёзный урон крепостным стенам. Несмотря на вид этой осадной машины, сама конструкция довольно проста: на устойчивую раму крепится рычаг и два плеча (короткий и длинный). На длинном находится веревочное седло для снарядов, на коротком — противовес. В качестве противовеса могли использовать даже трупы.

Кто именно придумал требушет, никому не известно. Есть письменные упоминания о том, что подобная машина встречается в Китае в 5 веке до нашей эры. Но более серьёзным источником можно назвать сочинение архиепископа фессалоникийского Иоанна «Чудеса святого Димитрия», в котором описывается вторжение аваров и славян и осаждение города Фессалоники. Нападавшие, согласно данному труду, за сутки изготовили от 50 до 150 «пороков», которые потом оставили на поле боя, не считая орудия особой ценностью. Считается, что «пороки» были заимствованы через тюрок у китайцев. Впоследствии их взяли на вооружение византийцы. Ну а когда Византия пришла в упадок, а королевства Западной Европы укрепили своё могущество и стали центром инженерной мысли, то требушеты перекочевали к западным европейцам.

Долгое время требушеты были самым результативным орудием штурма в феодальных войнах Европы. Их конструкция значительно улучшилась, обзавелась более подходящими пропорциями, более мощными стенобитными характеристиками, однако уже к XIV веку, в период Столетней войны, эффективность требушета была снижена. Это было ясно ещё до появления порохового оружия. Дело было в новых типах фортификационных сооружений, которые прекрасно выдерживали силу и мощь снарядов, выпущенных из этого знаменитого камнемёта. Ну а когда появились пушки, то смысл в требушетах отпал вовсе.

Последнее известное использование требушета в боевых действиях произошло при сражении Кортеса с ацтеками в 1521 году. Тогда Кортес не хотел тратить порох, потому приказал создать требушет, который мог бы метать камни весом в 11 килограммов. Идея была неудачной: один из снарядов полетел вертикально вверх и уничтожил саму машину.

5. Таран

Стенобитное орудие, которое представляет собой бревно, конец которого снабжен железным или бронзовым наконечником. Конструкция может разниться. Самый простой таран оснащен боковыми ручками, за которые и должны держаться воины. Но бывают конструкции-маятники, такие тараны действуют автоматически, что заметно облегчает штурм крепости.

Уставился, как баран на новые ворота
– поговорка, которая обязана, по одной из версий, своим происхождением тарану –

Таран — древнее изобретение, которое было известно ещё ассирийцам. Сами римляне приписывают изобретение тарана карфагенянам. С помощью него были разрушены стены Кадиса — жемчужины Пиренейского полуострова. Чаще всего тараны помещали в конструкцию, которая известна нам под названием «черепаха». Её делали из дерева, на которое крепили шкуры быков. Такой навес здорово защищал от стрел, камней и раскаленного масла, которые сбрасывались на осаждающих со стен. Римляне начали использовать таран во время Второй Пунической войны, при осаде Сиракуз. Исторические документы говорят о том, что один из двух таранов требовал для своего передвижения около 6000 легионеров. Представь себе масштабы!

brodude.ru

Справочник автора/Огнестрел/Старинная артиллерия — Posmotre.li

Старинной мы здесь будем называть пороховую артиллерию, созданную до XX века; всё, что позднее — уже современная артиллерия, и о ней в соответствующей статье. О более же старых девайсах типа катапульты и баллисты смотри статью «Допороховая артиллерия и осадная техника».

Азиатская предыстория[править]

далёкий предок «Катюши» предок крылатых ракет

После того, как китайцы выдумали порох, он долгое время использовался в основном как кунштюк, и грозного оружия на его основе сделать не могли. Тем не менее, в XIII веке в Китае уже знали артиллерийские орудия и писали трактаты о их использовании (именно этим веком, а точнее 1288 годом, датирована самая древняя в мире бомбарда, конечно же, китайского производства).

В том же самом тринадцатом веке порох и пушки позаимствовали у китайцев арабы. Первое документированное использование осадной артиллерии арабами — 1274 год, осада города Сиджильмаса.

Примерно к тому же веку относится проникновение пороха в Европу. Пороха, но не способов его применения. Первые в Европе пушки появились в Испании, позаимствованные от арабов, на рубеже XIII—XIV веков.

В Китае также были изобретены боевые ракеты.

Прототипом ручного огнестрела являлось «огненное копьё», являвшееся китайской версией ручного огнемёта.

Бомбарда, кулеврина, фальконет — первые европейские орудия[править]

Первыми видами пороховой артиллерии, изготовлявшимися в Европе, были бомбарда и кулеврина.

  • Бомбарда — массивное осадное жерло штучного изготовления, стреляла тяжелыми каменными ядрами, калибром порядка 500—800 мм. Качественно отливать артиллерию тогда не умели, поэтому стволы бомбард ковались из железных полос и обручей. Запаса прочности у такой конструкции было мало, поэтому кованые бомбарды были опасны не только для врага, но и для самих артиллеристов. Никаких лафетов у бомбард не было, они представляли собой только голые стволы, и каждый раз при применении для них сооружались неподвижные ложа.
    • Василиск — пришел на смену бомбарде в XV—XVI веках. В отличие от короткой пузатой бомбарды, василиск был длинноствольным и крупнокалиберным. У него уже был колесный лафет, что позволяло легко транспортировать его.
    • Последняя бомбарда Европы — пресловутая Царь-пушка, которая ни разу не выстрелила: отсутствие канала запального отверстия гарантируют это. По технологии изготовления она — переходная форма между бомбардой и василиском, уже литая и длинная, по предназначению же — типичная бомбарда. Ни разу не выстрелила она в бою; испытательные стрельбы из неё, как выяснили учёные (выяснить бы какие и когда), все-таки проводились. Просто не пригодилась она; фортификации конца XVI — начала XVII века уже были пушкоустойчивыми и частично земляными, и надобность ломать из бомбард старые добрые замковые или кремлёвые стены уже просто-напросто отпала. Лафета Царь-пушка, как и прочие бомбарды, не имела; знаменитый лафет, на котором она стоит в Кремле — чистая бутафория позднейшего изготовления.
  • Кулеврина — пушка среднего размера, походившая на маленькую бомбарду, и изготовлявшаяся тем же способом ковки и оковывания обручами. Поскольку эти обручи или кольца были довольно толстыми, это придавало кулеврине характерный «кольчатый» вид. Первые кулеврины были маленькими пушечками, которые переносило по 2 человека, калибром в 20-30 миллиметров, и использовались как «противотанковые ружья» против рыцарей. Потом от маленьких кулеврин произошли ручные ружья — аркебузы, а большие стали увеличиваться в размерах; типичный калибр поздней кулеврины XVI века — 80-140 миллиметров, снаряды — железные или каменные ядра. На Руси кулеврину, как и аркебузу, называли «пищалью».
  • Фальконет — почти то же, что и ранняя кулеврина, маленькая пушечка калибром от 20 до 60 мм, переносившаяся расчетом из 2-3 человек. Когда название «кулеврина» закрепилось за орудиями среднего размера (а это уже XVI век), маленькие стали называться фальконетами.
  • По-де-фер — очень неудачная конструкция европейской пушки XIV—XV веков, имела вид узкогорлой пузатой вазы, в горлышко которой забивалась короткая стрела, каковая и служила снарядом. Применялась во Франции и Италии, само название в переводе с французского означает «железный горшок».
  • Тюфяк, или тюфенг — пушка средних размеров, стрелявшая каменным дробом, применялась в Золотой Орде и на Руси. В Европе существовали аналогичные, но особого названия не имели. Тюфяк был противопехотным орудием, из него лупили по скоплениям живой силы, которую он и посекал своей каменной протокартечью.

Первые два века существования в Европе пороховой артиллерии она находилась в ведении специальных городских гильдий пушкарей. Иными словами, артиллеристы имели статус вольных бюргеров-ремесленников, а не кнехтов и даже не городских ополченцев, и являлись автономной и ворочащей что хочет частью и так уже автономного, ворочащего что хочет и не присягавшего феодалам городского войска. И если какому-то феодалу перед штурмом замка нужна была артподготовка, ему нужно было очень хорошо подмазать пушкарей, чтобы их обозы поехали куда надо. Но с появлением первых зачатков регулярных армий короли быстренько создали у себя на службе свою, служивую артиллерию, и гильдии пушкарей отошли на второй план, а вскоре и вовсе были преданы забвению.

Полевая артиллерия Нового времени[править]

На протяжении всего XVI столетия использовались вышеперечисленные типы артиллерии, с явным уклоном в осадные жерла и лёгкие «крепостные ружья», соответственно, для штурма и обороны фортификаций. Осмысленной тактики применения артиллерии в поле практически не было.

В XVII веке, после кризиса жанра, артиллерия возродилась, однако, в новом формате: шведский король-полководец Густав II Адольф изобрёл полевую артиллерию и тактику для ее применения. Этот король вообще фонтанировал инновациями в военном деле, регулярная рекрутская армия линейного строя — тоже его изобретение. Лёгкие артиллерийские орудия были внедрены в пехоту, в количестве одного на батальон, пехотинцы обучены их обслуживанию и транспортировке.

Артиллерия эпохи линейного строя, начавшейся с армии Густава Адольфа, имела следующие разновидности:

  • Полевая пушка — среднего размера, достаточно легкая, чтобы в случае чего перевозиться мускульными усилиями солдат без помощи ломовых лошадей, на лафете. Могла вести огонь тремя основными видами боеприпасов: чугунным ядром, гранатой, начиненной порохом, и картечью. Существовали и более экзотические боеприпасы: брандскугели (зажигательные ядра), светящие (трассирующие) ядра и другие.
  • Гаубица — более короткое и крупнокалиберное орудие, для стрельбы преимущественно разрывными и зажигательными боеприпасами по навесной траектории, редко картечью, но в случае чего гаубица могла стрелять и как пушка.
    • Единорог — русская разновидность гаубицы, отличительная особенность которого в том, что он мог использоваться и как пушка, и как гаубица.
  • Мортира — короткоствольный и толстостеннйы горшок, бьющий только разрывными и зажигательными снарядами и по крутой дуге, дальность определялась углом возвышения и навеской пороха. Для её использования был потребен матан в слоновьих дозах, а в случае с флотом — ещё и специальные суда, способные выдержать чудовищную нагрузку, потому что данная фигня очень много весила и очень сильно лягалась (при выстреле корабль погружался в воду от отдачи как минимум на фут, а затем обратно выпрыгивал из воды ещё настолько же). Дальнобойность превышала все мыслимые пределы, что было ценно при бомбардировке фортов и крепостей, однако тормознутость и невысокая точность делали практически невозможным обстрел маневрирующих целей. За всё время морских боёв с XV по XIX век из корабельной мортиры попасть по вражескому кораблю удалось ровно один раз!
  • Вертлюжная пушка — мелкокалиберная корабельная пушка на специальном шарнире (вертлюге) вместо лафета. На боевых кораблях играла очень вспомогательную роль, а на каком-нибудь торговом судне могло быть единственным артиллерийским вооружением (если на нормальные пушки не оказалось денег, или тупо пожадничали). При высадке с корабля на берег, часто брали именно эти пушки как самые лёгкие. Эти пушки также могли использоваться как вспомогательные при обороне крепостей.
  • Карронада — преимущественно корабельное орудие, практически не применялась как полевое. Появилось, когда до тактиков дошло, что ковырять линейные корабли обычными пушками слишком долго и уныло. Идея была в следующем: каронада стреляет очень тяжелым низкоскоростным ядром, понятное дело на небольшое расстряние. Цимес данного боеприпаса в том, что оно не прошибает линейный корабль насквозь, как ядра из пушек, а проламывает борта, нанося чудовищный ущерб обшивке, шпангоутам и, что самое важное, команде противника — в качестве средства поражения выступала щепа, выводящая из строя экипаж не хуже картечи. Второе предназначение каронад было в стрельбе бомбами — в этом качестве каронада могла стрелять значительно дальше (ибо бомба легче ядра), а ущерб был больше за счет фугасного действия застревающего в сосновых бортах снаряда. В Трафальгарской битве флагман адмирала Нельсона «Виктори» произвёл залп картечью из карронад по французам, а русский бриг «Меркурий» в битве против двух турецких линкоров стрелял по ним из карронад книппелями. Каронады, в силу калибра, размещались в основном на нижней орудийной палубе. Однако, меньший вес (из-за меньшей длинны ствола) позволял размещать карронады и на верхней палубе.
  • Стрелы — самые ранние орудий, особенно мелкокалиберных могли заряжаться стрелкой как у скорпиона (ошибочно называемого баллистой)
  • Каменный дроб — предшественник картечи
  • Картечь
  • Ядра — сначала каменные, затем чугунные.
    • Для зажигательного эффекта до изобретения калёных ядер, бралось ядро уменьшенного диаметра и обматывалось паклей пропитывалось горючим и поджигалось.
    • Калёные ядра — наилучший зажигательный эффект достигался, если ядро раскалить не просто до красного каления, а до белого каления. Но, чтобы так раскалить ядро в специальной печи (появившейся уже в новое время) требовалось около трёх часов, потому обычно ограничивались нагревом до красного каления.
  • Книппели
  • Гранаты — гранатой называлось при весе менее пуда
  • Бомбы — гранатой называлось при весе более пуда

posmotre.li

Военные осадные орудия: Древнейшие орудия осады-Катапульта!


Сегодня речь пойдет об одном из четырех древнейших орудий осады-про катапульту!
Катапульта (греч. καταπέλτης, лат. tormentum, catapulta) — греческий термин, которым обозначается любая метательная машина. Катапульта является одной из самых известных орудий осады. У греков слово катапульта обозначала просто метательное оружие, и к слову катапульта они добавляли другое слово, обозначающее вид снаряда (стрела или камень). У римлян значение слова катапульта приобрело вполне определённый смысл. Древнеримский автор I в. до н. э. Витрувий четко относит катапульты к стреломётным машинам, а баллисты к типу камнемётов.
Древнеримский историк Полибий писал о 7 тоннах волос, посланных союзниками в осажденный Синоп для изготовления катапульт. Применялся конский волос, но в случае крайней нужды торсионы плели из женских волос. В основном метательные машины применялись при осаде городов. Когда Сципион взял Новый Карфаген в Испании, то захватил там 75 баллист и 400 катапульт. Видимо из-за более широкого распространения стреломётов название катапульта перешло на все виды метательных машин.
Римский стреломёт, именуемый во времена поздней империи карробаллистой, так как устанавливался на повозке.
Однако во времена поздней Римской империи стреломёты стали называть баллистами, и с тех пор царит путаница — часто баллистами называют стреломёты (катапульты), и наоборот, катапультами называют камнемётные машины типа онагров. Согласно автору IV века Вегецию на штатном вооружении римского легиона состояло 55 карробаллист, которые представляли собой не что иное, как установленные на повозку стреломёты!

Изобретение катапульты!

Диодор приписывает изобретение катапульты в 399 до н. э. сиракузскому тирану Дионисию I, который собрал ремесленников в Сиракузах(на Сицилии) чтобы те изготовили ему современное оружие в борьбе с врагами. Дионисий ( (Διονύσιος) — сиракузский тиран в 405—367 гг. до н. э., прославившийся своей бесчеловечной жестокостью) выдавал ремесленникам высокое жалованье, щедро одарял и приглашал к столу, а те в ответ создали катапульты разных видов, изготовили комплекты доспехов, построили новые мощные типы весельных судов. Уже в 397 до н. э. Дионисий применил стреломёты(точнее катапульты) с берега против Карфагенских кораблей . Новое оружие греков нанесло хороший удар и немалые потери оказали большой психологический эффект на карфагенян. 

Иногда встречается утверждение, что первые катапульты изображены на ассирийских барельефах IX в. до н. э. из Нимруда, однако на барельефах из метательной техники показаны только пращи и луки. В энциклопедической книге об Ассирии автора George Rawlinson «The Seven Great Monarchies Of The Ancient Eastern World» приводится изображение сооружения с барельефа, которое по словам автора напоминает прообраз катапульты, но с такой трактовкой изображения трудно согласиться.



Библия приписывает изобретение катапульт древнееврейскому царю Озии в VIII в. до н. э.: «В Иерусалиме Озия сделал машины, которые были изобретены умными людьми. Эти машины стояли на башнях и на углах стен. Машины метали стрелы и большие камни.» Немецкий историк Дильс предположил, что автор жил приблизительно около 300 г. до н. э. и добавил в предшествующий период современную ему технику эллинистической эпохи. Подтверждений о существовании катапульт до IV в. до н. э. со стороны письменных источников или археологических свидетельств не поступало.

Принцип действия
Чтобы метнуть камень или большую стрелу вдаль, необходимо вначале запасти, а потом резко высвободить энергию. Это можно сделать тремя способами: растягивая волокна, скручивая сухожилия и используя противовес.

Дальше до конструкции пойдет часть скучной теории которую вы можете пропустить:
В отличие от лука, где кинетическая энергия обеспечивается упругостью согнутых плеч лука, в катапультах и баллистах энергия запасается в скрученных пучках (жгутах) малоэластичных волокон. Рычаг, вставленный одним концом в закрученный жгут, стремится раскрутиться, разгоняя другой конец рычага до большой скорости. Таким образом каждое плечо катапульты состоит из горизонтального рычага, вставленного в закрученный с определённым усилием жгут, а также основания или рамы, куда вертикально крепится жгут. Оба плеча катапульты соединены тетивой, оттянуть которую возможно только с помощью лебедки. Между рычагами установлена направляющая балка для направленного полета метательного снаряда: камня в баллисте и стрелы в катапульте.


В  конструкцию входит: рычаг 2 со спусковым механизмом 6 и пращей 3.Сам рычаг крепится в пучке скрученных волокон 5 ,которые подтягиваются при помощи специального устроиства на платформе 1. Также на платформе установлена стопорная балка 4.

Эти метательные машины использовались в Древнем Риме и Греции при осаде и обороне крепостей. Из них метали камни, бочки с зажигательной смесью и т.д.

siegetample.blogspot.com

Fenol: Древние каменные орудия труда

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В продолжение своей статьи Обработка природных каменных материалов, которая вызвала неоднозначную реакцию и множество споров, в этот раз я решил написать о том, как и чем обрабатывали природные материалы древние люди. В первую очередь, речь пойдёт о камне.

Чем интересная эта тема? Тем, что, как оказалось, многие читатели и комментаторы не владеют информацией о древних орудиях труда в должной мере и, видимо, ограничились той информацией, которую они получили ещё в школе (на уроках истории в пятом классе, ага). И хотя многое из того, что я тут опубликую, не является каким-то «великим открытием», эти данные могут быть полезны всем любителям древностей, которые интересуются историей техники (инструментов и приспособлений) и её влиянием на наш с вами современный быт. Ибо многое из того, что узнали тогда, дало толчок для развития человечества, а кое-что дошло до нас почти без изменений основных принципов их действия.

Также я хотел бы заметить, что я не владею каким-то писательским даром, поэтому просьба отнестись благосклонно к тому, что я тут опубликую. «Чукча не писатель, чукча читатель», а посему прошу «понять и простить» :).

За основу будет взят вот этот материал.

—————————————————————————————————

Первые каменные орудия

Первыми каменными орудиями труда были орудия из гальки. Самой ранней находкой является найденный чоппер, датируемый 2.7 млн. лет до н. э. Первой археологической культурой, использовавшая каменные орудия труда была археологическая культура Олдувай. Данная культура существовала в период с 2.7 по 1 млн. лет до н. э.

Чопперы использовали еще австралопитеки, однако с их исчезновением изготовление таких орудий труда не остановилось, многие культуры использовали гальку как материал до начала бронзового века.

Австралопитеки изготавливали орудия труда примитивным способом: просто разбивали один камень о другой, а затем просто выбирали подходящий осколок. Вскоре австралопитеки научились обрабатывать такие рубила с помощью костей или других камней. Они работали другим камнем как рубилом, делая острый конец еще более острым.

Так у австралопитеков появилось что-то вроде резака, представлявший собой плоский камень с одной острой гранью. Главное отличие его от рубила было то, что таким резаком не долбили, а резали, например, дерево.

Олдованские чопперы из Дманиси (Южная Грузия, около 1,8 млн. л.н.).Фото предоставлено Е.В.Беляевой (http://antropogenez.ru/zveno-s…)

Революция в изготовлении каменных орудий труда

Приблизительно 100 тыс. лет назад, люди поняли, что сначала более эффективно придать большому камню простые геометрические формы, а затем откалывать от него тонкие каменные пластины.

Часто такая пластина уже не требовала дальнейшей обработке, так как режущая сторона становилась острой после откалывания.

Прорыв в орудийной деятельности

Примерно в 20 тыс. годах до н. э. предки людей догадались, что каменные орудия станут более эффективными, если к ним приделать деревянные ручки, или же ручки из кости, рога животных. Именно в этот период появляются первые примитивные топоры. Кроме этого люди начали делать первые копья с каменными наконечниками, они были существенно крепче, нежели обычные деревянные наконечники.

Когда к дереву придумали прикреплять камень, тогда размер этих орудий труда значительно уменьшился, так появились так называемые микролиты.

Микролиты – это каменные орудия труда небольших размеров. Макролиты в свою очередь большие каменные орудия труда, размер от 3 см, всего, что до 3 см – микролиты.

Во времена палеолита примитивный нож делался из длинного обломка камня, который был острым с одного или двух концов. Теперь же технология изменилась: к деревянной ручке с помощью смолы клеились маленькие осколки камня (микролиты), так получалось примитивное лезвие. Такое орудие труда могло служить оружием, и были значительно длиннее, чем обычный нож, однако оно было не прочным, поскольку микролиты часто ломались при ударе. Такое орудие труда или же оружие было очень простым в изготовлении.

Во время, когда на Земле наступил последний ледниковый период, а точнее когда он уже подходил к концу, у многих племен возникало требование на частично оседлую жизнь, а такой способ жизни требовал некой технической революции, орудия труда должны были стать более совершенными.

Орудия труда времен мезолита

В данном временном промежутке люде научились новым методам обработки каменных орудий труда, среди которых была шлифовка, сверление камня и его пиление.

Шлифовали камень следующим образом: брали камень и терли об мокрый песок, так могло продолжаться несколько десятков часов, но такое лезвие уже было более легким и острым.

Техника сверления также существенно усовершенствовала орудия труда, так как так проще было соединять камень с древком, и такая конструкция была куда прочнее предыдущей.

Шлифовка распространялась очень медленно, широкое использование такой технологии имело место только в четвертом тысячелетии до нашей эры.

Каменные орудия труда в эпоху неолита

В данном периоде существенно было усовершенствовано изготовление микролитов – маленьких каменных орудий. Теперь они имели уже правильную геометрическую форму, собой они образовывали ровные лезвия. Размеры таких орудий стали стандартными, значит, их было очень просто заменить. Чтобы сделать такие одинаковые лезвия, камень раскалывали на несколько пластин.

Когда на территории Ближнего Востока появляются первые государства, появляется профессия каменщика, который специализировался на профессиональной обработке каменных орудий труда. Так на территории Древнего Египта и Центральной Америки, первые каменщики могли вырезать даже длинные каменные кинжалы.

Вскоре микролиты заменило собой макролиты, теперь технология пластин забывалась. Чтобы где-то брать каменные орудия труда, было необходимо найти скопления камня на поверхности, в таких местах появлялись примитивные карьеры.

Причиной возникновения карьеров, было небольшое количество пригодного камня для создания орудий труда. Для изготовления качественных, острых и довольно легких орудий труда был необходим обсидиан, кремень, яшма или же кварц.

Когда плотность населения возросла, начали создаваться первые государства, миграции к камню уже были затруднительными, тогда возникла примитивная торговля, в местах, где были залежи камня, местные племена отвозили его туда, где этого камня было недостаточно. Именно камень стал первым предметов торговли между племенами.

Обсидиановые орудия труда было особенно ценными, так как они были острыми и твердые. Обсидиан – это вулканическое стекло. Главным недостатком обсидиана была его редкость. Чаще всего использовался кварц с его разновидностями и яшма. Еще использовались и минералы, вроде нефрита и сланца.

Многие племена аборигенов до сих пор используют каменные орудия труда. В местах, куда он не добрался, как орудия использовались раковины моллюсков и кости, в худшем случаи люди пользовались только деревянными орудиями труда.


«Нож» из обсидиана Шлифовка камня Каменный топор Беседы по археологии. Каменные орудия. Приемы изготовления Развитие техники в каменном веке, стр. 63 Создание ручной дрели Ещё один вариант ручной дрели Процесс сверления небольшого отверстия (для украшения, например) Неолит: новые технологии обработки камня

—————————————————————————————————

Сравнить характеристики разных горных пород можно тут. К сожалению, сайт на английском и там есть не всё, но при этом он довольно удобен (лично для меня, по крайней мере). Если у Вас есть ссылка на подобный ресурс на русском языке, напишите об этом в комментарии (я добавлю ссылку в статью, если она мне понравится :)).

Если у вас в закладках есть подобные видео, скиньте ссылку на них, пожалуйста, в комментариях.

Рекомендую ознакомиться с книгой: Семенов С.А. Развитие техники в каменном веке. 1968 г. Там более подробно рассмотрено то, что описано и показано тут.

Спасибо за внимание!

P.S.: Как обычно предупреждаю: хамство, троллинг и прочее неадекватное поведение будет сурово караться (удаление комментариев, бан и всё такое). Также не просите меня объяснить вам, как было сделано то или иное — я не телепат, у меня нет хроноскопа, по фото гадать не люблю и вообще — надо опыты ставить, а такой возможности сейчас просто нет :). Поэтому постарайтесь держать себя в руках, пожалуйста!

cont.ws

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *