Почему бомбардировщик Б-2 стоит два миллиарда долларов? | ИноВидео | ИноСМИ
Поскольку нынешний президент США объявил о своих планах увеличить в этом году военный бюджет с целью восстановления истощенной армии страны, нам может потребоваться оценить уже совершенные государством расходы. Запланированное многомиллиардное увеличение поспособствует тому, что США станут еще сильнее опережать остальные страны мира с точки зрения расходов на оборону. И да, согласно Стокгольмскому международному институту исследований проблем мира, в 2015 году США обогнали в этом смысле Китай, Россию, Великобританию, Францию, Японию, Саудовскую Аравию и Индию вместе взятые.
Хотя никто не возьмется утверждать, что расходы США на оборону были как минимум чрезмерными, они стали, вероятно, значимым элементом глобального миротворческого процесса. Так на какую же военную технику Америка потратилась более всего? Каков был наивысший расход в долларах на человека? Сегодня мы попробуем дать ответы на эти вопросы. Итак, тема сегодняшнего выпуска: «Почему бомбардировщик Б-2 стоит два миллиарда долларов?»
Б-2 «Спирит», он же бомбардировщик-невидимка, — это американский тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик со стелс-технологией, разработанный с целью прорыва плотной противовоздушной обороны. «Летающее крыло» имеет экипаж из двух человек и может доставлять как обычные, так и термоядерные снаряды.
Разработка данного бомбардировщика, основанного на новейшей технологии, началась во времена администрации Картера и продолжалась во время правления Рейгана, при этом расходы на осуществление программы постоянно росли. Созданный изначально для использования в ходе холодной войны, Б-2 стали задействовать и в более поздних военных операциях на Ближнем Востоке и в Афганистане. Первые версии аппарата стоили 737 миллионов долларов, но в результате последующих доработок и коррективов эта цифра выросла до 929 миллионов. В конечном итоге, после усовершенствования Б-2 в 1997 году, стоимость самолетов составила 2,1 миллиарда долларов за штуку.
Закон о санкционировании расходов на оборону и Конгресс США дали добро на создание 20 самолетов Б-2 за 44,65 миллиарда долларов, то есть по 2,2 миллиарда каждый. Это эквивалентно 36 долларам с каждого налогоплательщика за каждый отдельный самолет или 720 долларам за всю программу. Для среднестатистического американца-трудяги сумма довольно крупная.
Покупка и эксплуатация самих самолетов Б-2 стоят в восемь раз больше их собственного веса в золотом эквиваленте. Да, самолет действительно дорогой, и эти астрономические затраты вызвали множество споров вокруг соответствующего проекта. В настоящее время на службе ВВС США находится 20 таких бомбардировщиков, а использовать их планируется вплоть до 2032 года.
Будучи впечатляющим оружием, Б-2 способен совершать атаки на любой высоте до 50 тысяч футов (15 километров) с дальностью более 6 тысяч миль (9 тысяч 600 километров) на одном только запасе топлива во внутренних баках и более 10 000 морских миль (18 тысяч 500 километров) с одной дозаправкой в воздухе. Он применялся в Ираке, Афганистане и Ливии.
Хотя реальных причин столь высокой стоимости аппарата не знает никто, согласно одной из теорий, все дело в материале покрытия. Используемый при создании Б-2 радиолокационный материал обладает высокой водочувствительностью, то есть в полете самолет легко поглощает воду. Трение в воздушном потоке вызывает нагрев поверхности Б-2, и поглощенная материалом вода начинает выкипать, а сам материал — пузыриться. По мере разрушения поверхностного материала невидимость Б-2 начинает снижаться. После каждого полета возникает необходимость устранения этих пузырьков, отсюда и масштабные расходы на обслуживание.
У данной теории есть один недостаток: действительно ли Б-2 способен летать так быстро, что поверхностный материал нагревается до точки кипения? Верна теория или нет, все эксперты согласны с тем, что огромных денег стоит одна только используемая для покрытия краска, а капитальный ремонт, который должен осуществляться не реже одного раза в семь лет, обходится в 60 миллионов долларов на самолет.
Но действительно ли Б-2 стоит 2,1 миллиарда? Многие считают, что вследствие двойной бухгалтерии и других ловких трюков стоимость самолета сильно завышена, и разработка и производство одной штуки стоят не больше 500 миллионов долларов. Это примерно вдвое больше стоимости вылета пассажирского авиалайнера Боинг-747.
С учетом расходов на подготовку экипажа, оружие, расходные материалы и топливо, стоимость самолета выходит далеко за пределы одного лишь производства. Может быть, причиной дороговизны является факт, что самолетов этого типа было создано очень мало.
С целью получения более четкого представления в данной области обратим свой взор на производителей авто. Представьте, что «Дженерал моторс» потратила 20 лет на создание революционной линейки из 20 автомобилей, современных и единственных в своем роде. Для этого им пришлось бы освоить новую механику с целью получения новых навыков для использования новых материалов для создания новых автомобилей, которые станут подчиняться системе проектирования, требующей постоянного контроля на каждом этапе проектирования и производства. Системы проектирования необходимо не только составить, но и реализовать с высокой точностью.

Передовые технологии должны не просто возникать, их необходимо тщательно развивать на протяжении многих лет, что неизбежно сопровождается множеством ошибок, высоким уровнем мастерства и различными проектными изменениями, в результате чего продукт выходит на рынок со всеми необходимыми характерными особенностями.
Проблема заключается в наличии целого ряда других воздушных судов: Ф-22 «Раптор», к примеру, практически невидим на радарах и является наиболее передовым и дорогим истребителем после Б-2, при этом его стоимость оценивается примерно в 339 миллионов долларов за штуку — в сравнении с Б-2 цифра совершенно незначительная.
Так что, вполне вероятно, что после последних запланированных полетов в 2032 году у Б-2 появится преемник. Невзирая на свою стоимость, бомбардировщик приносил пользу с самого первого дня ввода в эксплуатацию в 1999 году, а сегодня является единственным самолетом, способным доставлять массивные боеприпасы, и если возникнет необходимость уничтожить скрытую глубоко под землей ядерную установку, лучше этого самолета США не найти.
Как думаете вы, стоит ли Б-2 таких денег? Ждем ответов в комментариях.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
inosmi.ru
что придёт на смену? » Военное обозрение
Корреспондент Popular Mechanics получил редкую возможность отправиться в полет на бомбардировщике-невидимке B-2 и стать свидетелем учебной операции. Более того — его допустили к рычагам управления, и теперь он расскажет читателям о своем необычном опыте.
Несколько лет назад администрация США выделила более $6 млрд на разработку нового стратегического бомбардировщика. По оценкам экспертов, всего проект потребует не менее $120 млрд. Поскольку разработка всё ещё под завесой тайны, редакция Popular Mechanics попыталась представить себе, каким будет новый самолет.
Воздушное пространство над США исчерчено невидимыми траекториями — это магистрали с оговоренными точками входа и выхода, используемые военными самолетами для дозаправки в воздухе. Наша магистраль имеет номер 16 и ориентирована по линии «запад — восток». Мы летим на высоте около 8000 м над центральными районами штата Миссури. Рядом со мной в кабине бомбардировщика-невидимки B-2 сидит пилот, капитан Тимоти Салливан по кличке Шрам.
Мы вышли на маршрут, по которому летают самолеты-заправщики KC-135 Stratotanker. Впереди нас ждет полет в сцепке с одним из них на скорости 720 км/ч. За это время мы должны заполнить под завязку наши топливные баки. «Еще шесть минут, и танкеры будут уже в поле нашего зрения», — говорит Шрам. Я слышу его голос из динамиков в моем шлеме. Без переговорного устройства его голос потонул бы в реве двигателей нашего бомбардировщика, носящего имя Spirit of Georgia.
Чести полетать в кокпите бомбардировщика B-2 удостоилось примерно столько же людей, сколько успело побывать в космосе. За всю историю космонавтики за пределы нашей атмосферы вырвалось всего 530 человек. К моменту моего полета, который состоялся в конце 2012 года, лишь 543 человека поднялись в воздух в кокпите самолета-невидимки Spirit. Доживем до посадки, и я стану 544-м.
Кабина бомбардировщика-невидимки рассчитана на двух пилотов, сидящих бок о бок. Наверно, в 1980-е, когда самолет проектировали в компании Northrop Grumman, дизайн приборов индикации смотрелся как последний писк моды. В кабине имеется непритязательного вида туалет — это унитаз из нержавейки, установленный за спинкой правого сиденья прямо рядом с серверами секретной связи. Естественно, никакой перегородки здесь не предусмотрено. Там же, за сиденьями, умещается двухметровая горизонтальная плоскость, на которой можно устроиться подремать, хотя многие предпочитают просто растянуться на полу. Это бывает нелишним, ведь время полета В-2 зачастую измеряется двузначными числами. «Я способен задремать в любом месте и в любой позе, — говорит Шрам, — а вот в кабине В-2 почему-то мне не спится».
Благодаря дозаправке в воздухе
самолет В-2 способен достичь цели в любой точке мира, взлетев с территории США. Новый бомбардировщик получит большую грузоподъемность и увеличенный радиус действия.
Заправка в воздухе
С расстояния в 15 км стратотанкеры, составляющие в длину целых 40 м, выглядят маленькими точками. Однако по мере приближения мы уже четко видим очертания самолета, принадлежащего 128-му авиакрылу топливозаправщиков Национальной гвардии США.
А дальше я наблюдаю хорошо отрепетированный танец в воздухе. Нуждающийся в дозаправке самолет пристраивается сзади и чуть ниже танкера.
Из КС-135 выдвигается телескопическая заправочная стрела. На ее конце — штуцер, который должен точно попасть в крошечный лючок в обшивке бомбардировщика. Включается помпа, а оба самолета тем временем продолжают полет, точно согласовывая друг с другом свои движения.
Когда я выслушивал во время предполетного инструктажа рассказ об этих манипуляциях, все было понятно, логично и рационально, однако, как только мы вплотную подкрались к танкеру и его корма закрыла весь обзор через лобовое стекло, операция дозаправки показалась мне чистым безумием. Притереться на расстоянии в четыре метра к другому самолету и удерживать такое положение минуту за минутой — одна эта мысль сама по себе представлялась дикой. Мозг в черепной коробке холодел от ужаса.
Шрам пристраивается у хвоста авиатанкера, и я вижу каждое его движение, когда он корректирует позицию своего бомбардировщика. И это на расстоянии, когда до танкера буквально доплюнуть можно. Оператор, управляющий заправочной стрелой, следит за нами через небольшое окошечко в хвосте КС-135, и мы видим выражение его лица. К счастью, уменьшив расстояние между самолетами до предела, мы выходим из зоны турбулентности, то есть наш бомбардировщик попадает в стабильный пузырь разреженного воздуха, сформировавшийся за хвостом заправщика.
Заправочный люк самолета В-2 расположен в верхней части его фюзеляжа, так что Шрам и не видит, сколь далеко сейчас отстоит стрела заправщика от приемной горловины. Ему видны только световые сигналы, загорающиеся на фюзеляже заправщика, которые подсказывают ему, в каком направлении нужно сместиться. Еще одна подсказка — обрамление лобового стекла. Пилот давно уже знает, что должно вписываться в эту рамку, когда он выведет свой самолет в нужную позицию. И вот завершены все корректирующие маневры, на экране приборной панели загорается сигнал «стыковка», и по штанге в бомбардировщик полились тонны горючего.
На полных баках В-2 способен пролететь порядка 10 000 км, но если лететь от Миссури куда-нибудь на Ближний Восток и обратно, то в воздухе придется дозаправляться еще несколько раз. Я спросил пилота, что же они делают в случае сильной атмосферной турбулентности или при других погодных неприятностях. «А какие есть варианты? Заправляемся, — ответил Шрам, и в его голосе звучала не столько бравада, сколько смирение. — Ведь без топлива все равно никуда не долетишь».
Самолет-невидимка В-2 по праву считается самым технически совершенным из всех бомбардировщиков мира, однако и в нем многое стоило бы усовершенствовать. Я спросил у соседа по пилотской кабине, чего бы он желал от нового бомбардировщика, и услышал в своих наушниках: «Большего радиуса действия. Чтобы пореже заправляться».

Противостояние с равными
Война в Афганистане постепенно стихает, и Америка перераспределяет свои стратегические акценты. Вместо того чтобы готовиться к непосредственным боестолкновениям с плохо вооруженным противником, ведущим партизанские действия, в Пентагоне задумались о возможных противостояниях с сильными национальными государствами, располагающими вполне современным оружием. Среди военных экспертов такие потенциальные противники называются «равными» (peer) или «почти равными» (near-peer) по военной мощи.
В 2011 году администрация Обамы заявила, что Пентагон теперь больше внимания будет уделять ситуации в Азии, которую необходимо считать «ключом ко всему тихоокеанскому региону». За этими словами вырисовывается стратегия, направленная конкретно против Китая — самого сильного в мире из «почти равных» противников.
Этот разворот в стратегическом мышлении вдохнул новую жизнь в программу разработки нового бомбардировщика-невидимки, которую еще в 2009 году закрыл тогдашний министр обороны Роберт Гейтс. Ударный бомбардировщик дальнего радиуса действия может взлетать далеко за пределами доступности для китайских крылатых и баллистических ракет, а его системы противорадарной маскировки позволят преодолеть барьер ПВО, который в этой стране поддерживается на весьма высоком уровне. (См. статью «Война невидимок», «ПМ» № 11’2012.) Кроме того, бомбардировщик может за считанные часы вернуться на базу, чтобы пополнить боезапас, чем выгодно отличается от подводной лодки или надводного корабля.
Это преимущество может оказаться весьма важным в длительных военных кампаниях.
Пока что война между китайскими (а также некоторыми другими) разработчиками новых систем ПВО и американскими ВВС ведется только под крышами ангаров. На первый взгляд поверхность фюзеляжа и крыльев В-2 кажется просто черной. А вот старший сержант Джесси Филипс, молодой авиатехник, который никогда не занимался ничем, кроме обслуживания самолетов В-2 на базе Whiteman, способен разглядеть на этой черной шкуре сложный рисунок. В одних местах материал покрытия подобран так, чтобы поглощать волны от радиолокатора, в других отражение радиоволн направляется поперек фюзеляжа на его тыльную сторону.

В целом задача такой облицовки состоит в том, чтобы никакие из посланных волн не вернулись на приборы противника. «Мы постоянно взаимодействуем с инженерами военно-воздушной базы Тинкер (там расположен главный центр воздушной логистики штата Оклахома), получая от них обновленные методики и коррективы в технические данные, — говорит Филипс. — Нам нужно всегда держаться на шаг впереди в гонках с противником, поскольку на той стороне они все время пробуют на зубок наши средства маскировки». И чем дольше В-2 останется на вооружении, тем сложнее будет таким, как Филипс, держаться на шаг впереди потенциального противника.
Идея разработать новый бомбардировщик в расчете на противостояние с равносильным противником едва не захлебывается в потоках критики — особенно со стороны борцов за разоружение. Уильям Хартунг, руководитель темы «Вооружения и безопасность» в Центре международной политики, в своем февральском выступлении выразил мнение всех этих оппонентов, призвав «закрыть или сократить финансирование таких проектов, как, к примеру, разработка нового бомбардировщика с ядерными ракетами… поскольку такая техника актуальна только в условиях холодной войны».
Опасность неожиданного массированного удара ядерными ракетами сейчас практически свелась к нулю, так что бомбардировщик, предназначенный для доставки атомных бомб, вряд ли может рассматриваться как приоритетное направление. С другой стороны, наличие ядерных зарядов, всегда поддерживаемых в полной боевой готовности, может оказаться фактором, препятствующим перерастанию традиционной войны в ядерный конфликт.
Таково мнение Эли Якобса, координатора одной из программ в Центре стратегических и международных исследований (CSIS). «Проигрывающая сторона, стремясь положить конец военному конфликту, может дерзнуть и нанести ограниченные ядерные удары», — писал он на сайте CSIS. Имея наготове средства ядерного сдерживания, легче, по его мнению, будет не доводить ситуацию до такого катастрофического развития.
Впрочем, главным предназначением нового американского бомбардировщика станет не сбрасывание ядерных бомб, а использование оружия других типов. ВВС США уточнили эти приоритеты еще в прошлом году, когда авиационное руководство официально заявило — новый самолет первым делом будет предназначен для доставки неядерных боеприпасов. Правда, это противоречит позициям самого Пентагона, который изначально подготовил В-2 для оснащения ядерным оружием еще за несколько лет до того, как этот самолет был оборудован под традиционные виды вооружения.
Бригадный генерал Томас Бассьер, командующий 509-м бомбардировочным авиакрылом, которое базируется на базе Whiteman, знает, что двадцать его самолетов представляют собой весьма эффективный инструмент, позволяющий оказывать влияние (то есть просто нагонять страх) на различные преступные режимы. «Осмелюсь заявить, что много кому наши В-2 не дают спать по ночам», — говорит он.

На каждый час полета В-2 приходится 55 часов технического обслуживания
Большая часть времени расходуется на восстановление маскирующего покрытия. Аэродромные механики, как, например, сержант Джесси Филипс, легко узнают самолеты «в лицо». «У каждого из этих самолетов свой характер», — говорит сержант.
Режим вторжения
Пилоты В-2 давно уже не пользуются в своей работе традиционными прицелами для бомбометания и не жмут на гашетки. В их распоряжении кнопочки и клавиатура. Самолет сам вычислит правильный момент для сброса бомбы, учитывая при этом текущую скорость. Он автоматически откроет бомболюк и выпустит боеприпас — либо из бомбового стеллажа, либо из ротационного пускового устройства.
Из официальных сообщений известно, что В-2 способен сбросить 80 неуправляемых бомб, причем так, что каждая из них ляжет не далее 150 м от заданной цели, кроме того, он может нести до 16 боеприпасов типа Joint Direct Attack Munition (JDAM) — 900-килограммовых свободнопадающих бомб, которые превращены в самонаводящиеся. Для этого достаточно было снабдить их управляемыми стабилизаторами, корректирующими курс падающего снаряда. При выпуске бомб типа JDAM взрываются пироболты. «Прямо в кабине можно спиной почувствовать, как самолет выстреливает свой боезапас», — говорит Шрам.
Возможности самолета В-2 были ярко продемонстрированы, когда в марте 2011 года он участвовал в ночном налете на Ливию. «Мы поразили 45 из 48 запланированных целей, использовав для этого высокоточное оружие, — рассказал нам генерал-лейтенант Джеймс Ковальски, начальник «глобального» ударного командования ВВС. — Все эти цели представляли собой хорошо защищенные укрытия для самолетов. Вот тут-то Каддафи и понял, что его укрытия были не так уж и хорошо защищены, да и вообще по большому счету это были вовсе и не укрытия».
На панели В-2 есть кнопочка — чуть побольше, чем клавиша ноутбука. На ней написано PEN, что означает «penetration», то есть «вторжение». Когда пилот нажимает на эту кнопку, самолет готовится к вторжению в защищенное воздушное пространство. При этом втягиваются телескопические антенны, строго ограничиваются сигналы, используемые для связи, выключаются все прочие источники, которые могли бы обнаружить присутствие в воздухе бомбардировщика-невидимки.
Самолет-невидимка — это не просто оптимизированные обводы фюзеляжа и покрытие, поглощающее радарные лучи. Это еще и специфическая стратегия. Вот пример. Самолет В-2 легче заметить на экране радара, когда он ориентирован боком к станции наблюдения, но его намного труднее обнаружить, когда он летит прямо на радар. Поэтому пилоты В-2 планируют свои атаки таким образом, чтобы учитывать эту специфику, и траектория их полета представляет собой ломаную линию. Шрам называет этот прием «пиковым управлением».
Мораль такова: нет пока еще таких самолетов, которые были бы абсолютно невидимы на экранах радаров, так что чем меньше времени самолет проведет в защищаемом пространстве, тем лучше. С другой стороны, В-2 не очень-то способен совершать резкие рывки, круто набирая скорость. У бомбардировщиков следующего поколения будут двигатели, работающие в двух режимах — в экономичном и в позволяющем резкие ускорения. (См. раздел «Двигатель будущего: взгляд изнутри».)
Прямо здесь, в полете Шрам показывает мне, как В-2 может получать изображения лежащих под ним ландшафтов, используя для этого отраженный от земли радарный импульс. Когда я сказал, что благодаря таким способностям этот бомбардировщик, по сути, становится самолетом-разведчиком, пилот посмотрел на меня не слишком-то дружелюбно. Кажется, я попал ему в больное место.
Как рассуждают пентагоновские стратеги, бомбардировщик, способный обмануть вражеские радары, может и просто барражировать во вражеском воздушном пространстве, собирая видеоизображения, перехватывая сообщения противника и выполняя функции радиорелейной станции для действующих под ним войск. Правда, эта идея изначально пришлась не по душе персоналу базы Whiteman.
Когда я спросил пилота, что он думает об использовании будущего бомбардировщика в качестве самолета-разведчика, он ответил мне вежливо-скептической шпилькой, адресованной теоретикам из командования ВВС: «Что, они хотят из нас сделать затычку во все бочки? Чтобы мы хватались за все, но все делали посредственно?»
Вопрос серьезный, и до сих пор Пентагон не смог на него ответить. «Эти темы пока еще засекречены, — говорит Ковальски, — а многое здесь, говоря откровенно, просто не додумано до конца».

У капитана Салливана рост под два метра —
это многовато для тесного кокпита, но начальство пошло пилоту навстречу, разрешив летать. Однако случись катапультирование — он неизбежно зацепится коленями за приборную панель.
Spirit 544 в моих руках
Вдруг, ни с того ни с сего Шрам задает мне по внутренней связи вопрос: «Хочешь порулить?» Я не сразу дал согласие. С нами в паре летит еще один В-2, рассекая облака километрах в шести перед нами, он выглядит, как летающая тарелка. Допустим, ситуация обернется самым неблагоприятным образом, и я поставлю под угрозу десять процентов всех ударных американских авиационных сил дальнего радиуса действия и таким образом хоть немного, но все-таки нарушу хрупкий баланс вооружений.
Сидящий рядом Шрам не выразил никаких сомнений. Пилот его уровня абсолютно уверен в своей способности исправить любую ситуацию, в которую я мог бы завести его самолет. Тем более на такой высоте. Кроме того, Шрам имеет диплом инструктора, то есть он — один из немногих пилотов ВВС, обученных управлять самолетом В-2 в одиночку, без всякой посторонней помощи.
«Итак, самолет в твоих руках», — говорит он и переключает управление. Левую, неожиданно вспотевшую руку я кладу на рукоятку газа, а правую — на джойстик управления. «Переведи нашу красавицу на другую сторону», — говорит Шрам, имея в виду, что Spirit of Georgia должен пересечь траекторию ведущего и пристроиться за ним с левой стороны.
Я робко сдвигаю влево джойстик и вижу, как наклоняется горизонт. «Смелее, — говорит пилот, — не бойся, не сломаешь». Я жму более решительно, и бомбардировщик как бы сам по себе берет влево. Все маневры, совершаемые самолетом, который строили для долгой службы и далеких перелетов, происходят неспешно и плавно. Spirit of Georgia послушно отзывается на волю пилота, максимальная скорость составляет почти 1000 км/ч, но, когда держишь поводья в руках, он совсем не кажется резвой кобылкой.
Мы плавно меняем положение за хвостом ведущего В-2. Поворот завершен, я выравниваю курс, так что Spirit возвращается к горизонтальному полету, и прибавляю скорость, чтобы нагнать ведущего. В моей крови кипит адреналин. И в этот стремительный миг я чувствую — действительно, махина мне подчиняется.
Как развивалась схема «летающее крыло»

Июнь 1946 года Летчик-испытатель Макс Стэнли совершает полет на XB-35, дальнем предке нынешнего В-2. Впереди эту идею ждут еще десятилетия технической доводки, пока такой аппарат не станет достаточно устойчивым в полете, чтобы участвовать в боевых действиях.
Ноябрь 1981 года
Компания Northrop Grumman выигрывает тендер на разработку бомбардировщика по схеме «летающее крыло».
Февраль 1982 года
Начинаются полеты опытного аппарата Tacit Blue. Данные, полученные при этих испытаниях, будут использованы для проектирования обводов бомбардировщика В-2.
Июль 1989 года
В небе над Калифорнией в первый раз пролетает В-2.
Апрель 1997 года
Официальные лица ВВС заявляют, что теперь В-2 способен сбрасывать и неядерные бомбы.
Март 1999 года
Два бомбардировщика Spirit наносят удар по Югославии. При этом используются бомбы спутникового наведения. Это первое использование В-2 в реальных боевых действиях.
Октябрь 2001 года
Cамолеты В-2 бомбят Афганистан в ответ на теракты 11 сентября 2001 г.
Март 2003 года
Самолеты В-2 открывают военную кампанию Shock and Awe («Шок и трепет») в Ираке. 900-кг бомбы попадают в заданные цели, однако Саддама Хусейна убить не удалось.
Февраль 2008 года
На Гуаме из-за отказа датчиков воздушной скорости B-2 терпит крушение. Жертв нет. Как сказал авиамеханик Томас Андерсон, «для нас эта новость прозвучала, как сообщение об убийстве Кеннеди».
Март 2011 года
Три В-2, прилетев из штата Миссури, за один вечер уничтожают прямо на земле все ВВС Ливии.
Февраль 2012 года
Администрация Обамы при формировании бюджета на 2013 г. запрашивает $6,3 млрд под разработку нового бомбардировщика, обещая его выпуск к 2025 г.
Январь 2013 года
Пентагон подтверждает, что самолет-невидимка В-2 способен нести боеприпас GBU-57. Это 14-тонная бомба, взрывающаяся только после того, как прошьет десятки метров бетонной защиты.
Каким он будет: эксперты о перспективном бомбардировщике

Избегать уникальных деталей
Механики с военно-воздушной базы Whiteman жалуются на то, что куда-то подевались поставщики запчастей к самолету: многих из этих фирм уже нет. «Систему следует конструировать с учетом требований к ее максимальной долговечности, — говорит один из снабженцев авиабазы, — для В-2 эта проблема стала настоящим проклятьем».
Сбрасывать топливные баки?
Закрепленные под крыльями одноразовые топливные баки — сомнительное решение, ведь они будут отлично видны на экранах радаров. Тем не менее бывший глава департамента ВВС США Майкл Уинн предложил вернуться к этой идее, поскольку все-таки большая часть полета пролегает обычно над дружественными территориями. Когда баки опорожнятся, самолет сбросит ненужный балласт, и у него восстановятся все маскировочные функции.
Не только бомбы
На борту у самолета следующего поколения будет установлено новейшее, весьма экзотическое оружие, например кибернетическое. «Летающая платформа, невидимкой вторгающаяся во вражеское воздушное пространство, начиненная самой передовой авионикой, — в случае ведения кибернетической войны это просто фантастическая боевая машина», — говорит аэрокосмический аналитик Ричард Абулафия (Teal Group).
Двигатель будущего: взгляд изнутри

Гибкий режим работы
Основные производители двигателей, такие как Pratt & Whitney и GE Aviation, сейчас заняты разработкой двигателей, способных менять режимы работы. «Двигатель должен подстраиваться под меняющиеся требования прямо в полете», — говорит Джимми Рид, отвечающий за перспективные программы в компании P&W. Если самолету надо резко ускориться, потоки воздуха от вентилятора (на схеме они обозначены зеленым цветом) направляются в обход компрессоров и турбин. Этот режим даст повышенную тягу, но эффективен он лишь на высоких скоростях.
Турбинные лопатки
В компании GE разработаны композиты с керамической матрицей для использования в самых горячих зонах двигателя. Это относится к заслонкам и лопаткам в турбинах высокого и низкого давления. Чем более высокие температуры выдерживает двигатель (особо горячие потоки помечены оранжевым), тем большую тягу он выдает.
Цифровое управление
Небольшое изменение вектора тяги дает блестящие результаты. Поворачивая реактивную струю на несколько градусов, мы обеспечиваем более крутые повороты и вообще улучшаем поведение самолета в воздухе. Сейчас все авиапроизводители, поставляющие свою продукцию в ВВС, связывают двигатель с бортовым компьютером самолета. Получив команду пилота на маневр, он автоматически поворачивает сопло.
Больше воздуха
В современных турбореактивных двигателях формируется два воздушных потока — по внутреннему и внешнему контурам. В одной из программ ВВС рассматривается конструкция с дополнительным третьим воздушным потоком (помечен голубым). Если поток от вентилятора направляется не по «зеленому», а по «голубому» направлению, двигатель теряет в мощности, но выигрывает в малошумности и экономичности. Холодный воздух третьего контура может добавляться в реактивную струю, охлаждая ее и уменьшая ее видимость для датчиков теплового наведения.
topwar.ru
STRATEGIC BOMBER NORTHROP B-2 SPIRIT (USA) 24.04.2013 ВВС США планируют вооружить стелс-бомбардировщики новыми ядерными крылатыми ракетами, которые находятся в ранней стадии разработки, согласно информации представителей ВВС США. 21.10.2013 МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ F-22 RAPTOR
25.04.2014 24.05.2014 05.06.2014 10.06.2014 НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА 09.06.2015 Два американских стратегических бомбардировщика-невидимки В-2, способных нести ядерное оружие, 7 июня совершили посадку на авиабазе Фэрфорд в Великобритании. Об этом говорится в пресс-релизе Стратегического авиационного командование вооруженных сил США,сообщает Military Times. 13.08.2015 16.12.2015 21.01.2017 01.06.2017 11.06.2017 НАТО ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА
В 1987 г. АТВ получил официальное обозначение В-2, а ВВС США объявили, что полет первого предсерийного самолета состоится в декабре того же года. Но это было слишком оптимистичное заявление. Несмотря на обильные долларовые вливания, в ходе работ фирма встретила серьезные трудности в создании ударной машины нового поколения. В результате этого испытательный полет первого образца перенесли на август 1988 г. Но и этот срок не удалось выдержать. В ноябре 1988 г. состоялся официальный показ В-2 представителям прессы и специалистам, а впервые попробовать воздух невидимка смог только 17 июля 1989 г.
B-2 выполнен по схеме «летающее крыло» и не имеет вертикального оперения. Функцию рулей направления выполняют расщепляющиеся щитки, установленные на концах крыла. Планер самолета построен в основном из титановых и алюминиевых сплавов с широким применением углепластиков с бисмалеимидной и полиамидной матрицами, обладающими повышенной теплостойкостью по сравнению с эпоксидными связующими. Основным несущим компонентом конструкции служит однолонжеронный титановый кессон, расположенный в передней центральной части корпуса и в примыкающих промежуточных секциях, к которым крепятся углепластиковые консоли крыла, не имеющие сужения.
Четыре двигателя установлены попарно по обеим сторонам центральной части корпуса рядом с бомбоотсеками. Для уменьшения радиолокационной заметности сопла двигателей выполнены плоскими. Этому же способствует организация изотропного рассеяния падающих волн благодаря плавному сопряжению элементов конструкции и минимальному числу выступающих элементов. Щели на внешних поверхностях тщательно заделываются, а двигатели и вооружение имеют внутреннее расположение.
Экипаж – два человека, размещающихся в герметической кабине. Рабочее место каждого оснащено полным комплектом органов управления. В кабину поднимаются по складной лестнице через отсек передней стойки шасси.
В состав БРЭО В-2 входит многорежимная (21 режим) РЛС AN/APQ-181 фирмы Хьюз, предназначенная для обнаружения воздушных и наземных (надводных) целей. Радар имеет две разнесенные по планеру конформные антенные решетки. РЛС способна работать в режиме синтезирования апертуры, экстремальной корреляции с использованием генератора образов и картографирования местности в моноимпульсном режиме. В зависимости от высоты полета РЛС может просматривать полосу земли, лежащей под самолетом на ширину до 240 км. Использование передовых технологий позволило ограничить массу радара 950 кг, а занимаемый им объем 1,5 м3.
В распоряжении экипажа имеется также обзорная ИК-система FLIR, аппаратура радиотехнической разведки, радиовысотомер HANIUAL с малой вероятностью перехвата сигнала, инерциальная навигационная система, канал обмена информацией с разведывательными спутниками, аппаратура связи VILSTAR, система РЭБ ZSR-62, аппаратура целеуказания, предназначенная для применения управляемых боеприпасов JDAM, навигационная система TACAN, приемник радиотехнической посадочной системы VIR-130 и различные датчики, сигнализирующие об изменении обстановки за бортом. ХАРАКТЕРИСТИКИ Масса, кг ВООРУЖЕНИЕ: • Боевая нагрузка — 18000 кг нормально, максимально — 22680 кг ТАКТИЧЕСКАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ AGM-158 JASSM (США) |
bastion-karpenko.ru
Two B-2 Spirit Stealth Bombers
www.arms-expo.ru
США намерены списать стелс-бомбардировщики B-2 Spirit — Naked Science
Издание Popular Mechanics со ссылкой на авторитетное Aviation Week заявило о том, что проект бюджета США на 2019 предусматривает начало подготовки к списанию ряда стратегических бомбардировщиков, находящихся в строю. И если планы отказаться от далеко не нового и «проблемного» во многих отношениях B-1B видятся вполне логичными, то идея вывести из эксплуатации малозаметные B-2 удивила многих специалистов, ведь данная машина является относительно новой и заслужила хорошую репутацию.
Согласно информации издания The National Interest, один из пилотов ВВС США начал кампанию, призванную сохранить бомбардировщик для потомков. «Недавно было объявлено, что бомбардировщик B-2 уйдет в отставку в 2030-х годах… я создаю посвященное стелс-бомбардировщику B-2 историческое общество с целью сохранения одного из 20 самолетов, чтобы поделиться авиационным чудом с будущими поколениями», — заявил идейный вдохновитель проекта.

Бомбардировщик B-2 / ©topwar
Бомбардировщик B-2 стал не только самым дорогим в истории боевым самолетом, но также и символом мощи и технического превосходства США. Сейчас это единственный в мире стратегический бомбардировщик, построенный по технологии стелс. Уже упомянутый B-1B имеет сниженную радиолокационную заметность, однако к «невидимкам» не относится.
Намерения ВВС США не означают, что концепция малозаметных «стратегов» себя не оправдала. Говоря об отказе от B-2, военные в то же время акцентируют внимание на новом стратегическом бомбардировщике Northrop Grumman B-21 Raider (LRS-B). По имеющимся данным, он будет представлять собой несколько уменьшенный и удешевленный аналог B-2. При этом боевой потенциал самолета не должен быть значительно ниже.

B-21 Raider. Изображение / ©ibtimes
Американцы намерены и дальше эксплуатировать старые стратегические бомбардировщики B-52: они будут использоваться наравне с B-21 Raider. Отметим, что «ветеран» ВВС США совершил первый полет в далеком 1952 году, а производили B-52 Stratofortress до 1962 года. За годы службы крылатую машину неоднократно модернизировали, сделав из нее современный боевой летательный аппарат, способный эффективно решать как стратегические, так и тактические задачи за счет применения новейшего управляемого оружия класса «воздух-поверхность».
naked-science.ru
B-2 Spirit: стелс-бомбардировшик в воздухе крупным планом
Компания Northrop Grumman выложила ролик, на котором заснят бомбардировщик B-2 Spirit. Похоже, это прощание, так как таких самолетов сейчас всего 20 на вооружении США, а скоро их сменят «стелсы» нового поколения.

Northrop Grumman
Редакция ПМ
Это видео от Northrop Grumman, производителя самолета, показывает машину в воздухе, с близкого расстояния. Скоро же В-2 заменит новая модель «стелсов», В-21. Хотя в новом самолете будет немало усовершенствований, его вид в целом останется неизменным. Черный «бумеранг» особо не изменят, уж слишком большое впечатление он производит.
Ещё больше по темам
www.popmech.ru
Стелс-бомбардировщик B-2 Spirit – успех или поражение?
Corwin — Воскресенье, 22 Сентябрь 2013 04:18
Самый дорогой самолет в истории современной авиации, самолет, способный в одиночку преодолеть любую систему ПВО, фантастическая «летающая тарелка» – все это про стратегический бомбардировщик созданный с применением Stealth Technology B-2 Spirit.
Только лишь на разработку B-2 Spirit, Пентагон потратил порядка 2 миллиардов долларов на разработку бомбардировщика, который бы был малозаметен и имел бы возможность проникать сквозь абсолютно любую систему ПВО. Однако весь фокус в том, что как американские конгрессмены, так и большинство из американских военных, попросту стали жертвами обмана, преднамеренного или нет – другой вопрос. Перед людьми, которые не знают основные принципы радиотехники и дифракции электромагнитных волн, читались лекции про создание «малозаметного самолета», а светила американской науки наперебой расхваливали эту идею. В результате и был создан самолет-призрак, рожденный чьим-то воспаленным воображением из мистификаторов СОИ.
Результат усилий специалистов из Northrop Grumman Corporation более чем сомнителен. Эффективная площадь рассеяния у B-2 Spirit находится в интервале от 0,0014 и до 0,1 квадратных метра (для сравнения ЭПР истребителей из семейства Су-27 находится в пределах 3-4 квадратных метров). Казалось бы, подобные показатели у B-2 Spirit – это настоящий прорыв в снижении ЭПР, в особенности со сравнением с другими самолетами.
Однако не все так просто, как хотелось бы. Малое ЭПР, которое имеется у стелс-бомбардировщика, вовсе не является гарантией его безопасности. Подобные показатели ЭПР, смогут обеспечить некоторую степень защиты только лишь от уже устаревших систем ПВО, современные же их версии обнаруживают объекты имеющие показатели в ЭПР в 0,1 квадратных метров с расстояния в несколько десятков километров. а благодаря имеющимся радиолокационным системам обладающим гибридными свойствами, в частности радаром работающим в инфракрасном диапазоне, все ухищрения Stealth Technology являются попросту неэффективными.
Говоря про историю создания стратегического бомбардировщика B-2 Spirit, это история о том, как не нежно создавать самолеты. Несмотря на то, что этот бомбардировщик имел громадную пропагандистскую роль и послужил прекрасным образцом для отработки новейших технологий, на самом деле «Спириты» нанесли гораздо больше финансового ущерба для Америки, чем это сделали все противники Пентагона. Самолет был исключительно дорогим, по меркам 1997 года, каждый экземпляр этого бомбардировщика обходился более чем в 2 миллиарда долларов, всего де было построено 21 экземпляр подобных бомбардировщиков.
Не знаете, куда поехать отдохнуть этой зимой? Заходите на форум по туризму restinworld.ru, где можно найти рекомендации относительно зимнего отдыха от опытных путешественников. Добро пожаловать!
Записи по теме:
getwar.ru













