Закат эпохи чудовищ Первые дредноуты на первой войне: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru
Сто лет назад в водах Северного моря разыгралось одно из крупнейших в истории человечества морских сражений — Ютландский бой, когда сошлись флоты Великобритании и Германии. Этот бой стал венцом морской гонки начала XX века, в ходе которой появился новый тип корабля — дредноут.
Фишер не спятил
Адмирал сэр Джон Арбетнот Фишер, Первый морской лорд Британии в 1904-1910 годах, был малоприятным человеком, но обладал совершенно убойным сочетанием ума, воли, работоспособности, буйной фантазии, острого языка и того свойства натуры, который на современном сленге именуют «отмороженностью». Фишер на каждом углу говорил, что проблему растущего немецкого флота надо решать единственным способом — уничтожить внезапным нападением в базе, на что в конце концов получил высочайшую резолюцию короля Эдуарда VII: «Боже, Фишер, да вы, должно быть, спятили?!»
Неудивительно, что этот человек стал одним из крупнейших реформаторов Королевского флота — сумел согнуть об колено «государствообразующую» корпорацию, чья инерция, подаваемая под соусом следования традициям, к тому времени уже пошла в анекдоты. «Не советую мне мешать, — отрезал он, встретив сопротивление адмиралов. — Я сотру в порошок любого, кто осмелится встать на моем пути».
Капитан Джон Арбетнот Фишер, 1883 год.
Фото не совсем той эпохи, зато отлично передает характер.
Заслуги Фишера в освобождении флота от старых кораблей, перестройке системы подготовки офицеров и базирования можно перечислять долго, но нас сегодня интересует только одна: постройка линейного корабля «Дредноут», запустившего в мире морскую «дредноутную» гонку.
К началу 1900-х годов в мире сформировался «стандарт де-факто» для линейных кораблей: боевая единица водоизмещением 14-16 тысяч тонн со скоростью полного хода около 18 узлов и вооружением из четырех 305-миллиметровых орудий и 12-18 орудий среднего калибра (обычно 12-14 шестидюймовок).
Развитие тяжелых артиллерийских кораблей фактически зашло в тупик: дальше можно было либо наращивать водоизмещение, либо откатываться к более мелкому главному калибру (203-254 миллиметра), увеличивая число пушек. Какое-то время надежды возлагались на комбинации крупного 305-миллиметрового и промежуточного калибра (например, 234 миллиметра на британских броненосцах типа «Кинг Эдуард VII» и «Лорд Нельсон», 240 — на французских «Дантонах», или 203 — на русских «Андреях Первозванных» и «Евстафиях»), но этот вариант также не пошел.
Основной причиной отказа от этого решения было незначительное могущество таких снарядов в сравнении с тяжелыми. Есть грубое правило, по которому вес, а следовательно и эффективность бронебойных снарядов можно оценить через соотношение кубов калибров. В итоге эффективность огня существенно падала, а установки все равно забирали непропорционально много верхнего веса. Кроме того, дистанции боя росли, а на них точность тяжелых снарядов выше.
Материалы по теме:
Рисовалась концепция All-Big-Gun: линейный корабль, вооруженный только тяжелым калибром. Анализ Цусимского сражения окончательно подвел итог увлечениям скорострельными шестидюймовками на линкорах. Несмотря на вал снарядов среднего калибра, обрушенный на корабли обеих сторон 14 мая 1905 года, критические повреждения наносились в основном 305-миллиметровками.
Фишер ничего нового не придумал. Итальянец Витторио Куниберти в 1903 году опубликовал статью под заголовком «Идеальный линкор для британского флота», в которой предложил строить корабли водоизмещением 17 тысяч тонн, скоростью 24 узла, вооруженные двенадцатью 305-миллиметровыми орудиями. В тот же период за океаном, в Вашингтоне, меланхолично обсуждался проект корабля типа «Мичиган» (17 тысяч тонн, 18 узлов, 8×305). Ситуация была близка к тому, чтобы новый класс кораблей получил название «мичиганы», а не «дредноуты», но скорости принятия решений и их воплощения различались существенно: первый такой корабль американцы заложили почти следом за британцами, но ввели в строй только к январю 1910 года.
В результате осенью 1905 года в Британии начали строить линкор «Дредноут» (21 тысяча тонн, 21 узел, 10×305 в пяти двухорудийных башнях, главный пояс 279 миллиметров). Корабль был начисто лишен среднего калибра (только «противоминные» 76-миллиметровки), а его энергоустановка была турбинной.
Британия сразу же приступила к серийному строительству кораблей этой концепции. Идея корабля превращалась в однородный флот принципиально нового типа: один дредноут мало что значил, но флот дредноутов кардинально менял баланс сил на море.
Сперва в дело пошли три корабля типа «Беллерофон», затем (до 1910 года) Королевский флот получил еще три линкора типа «Сент-Винсент», один — типа «Нептун», и два — типа «Колоссус». Все они были схожи с «Дредноутом», несли по пять двухорудийных 305-миллиметровых установок и имели главный броневой пояс в 254 или 279 миллиметров.
Одновременно Фишер создал еще одну техническую инновацию, придумав линейный крейсер: корабль в размерности дредноута, со схожим вооружением, но куда слабее забронированный — за счет этого ему резко повысили скорость. Задача этих кораблей была в том, чтобы вести эскадренную разведку, добивать «подранков» противника после свалки главных сил и бороться с рейдерами.
Впоследствии на них возложили еще и задачу формировать маневренное крыло в ходе генерального сражения, и что из этого вышло — неплохо показала трагическая судьба первого поколения линейных крейсеров Британии в Ютланде. Оскар Паркс, историк британского флота, замечал в связи с этим, что рефлекторное стремление адмиралов ставить «бэттлкрузеры» в боевую линию приводило к тому, что те теряли превосходство в скорости и получали повреждения из-за своей тонкой брони.
Вместе с «Дредноутом» были заложены сразу три корабля типа «Инвинсибл» (20,7 тысячи тонн, 25,5 узлов, 8×305 в четырех башнях, главный пояс 152 миллиметра). В 1909-1911 годах флот получил еще три сходных корабля типа «Индефатигэбл».
Морская тревога
Альфред фон Тирпиц
Второй после своего тезки Шлиффена военный ум кайзеровской Германии. Если того больше интересовала Франция, то Тирпиц бросил вызов морскому владычеству Британии.
Корабли немецкой школы отличались от британских. «Владычица морей» строила свои линкоры для обобщенного боя на любом доступном театре (что сразу задавало требования к автономности и дальности хода). По ту сторону пролива Альфред фон Тирпиц создавал «контрбританский» флот с поправкой на необходимость преимущественного действия у своих берегов — в плохих условиях видимости, характерных для Северного моря.
В результате германский флот регулярно получал корабли с небольшой дальностью, формально более слабой артиллерией (по поколениям: 280 миллиметров против 305; 305 миллиметров против 343), но зато гораздо лучше защищенные. Преимущество более тяжелых орудий британцев на коротких дистанциях частично скрадывалось настильной траекторией и скоростью более легких немецких снарядов.
Германия отвечает Фишеру серией из четырех линкоров типа «Нассау» (21 тысяча тонн, 20 узлов, 12×280 в шести башнях, главный пояс 270-290 миллиметров), введенных в строй в 1909-1910 годах. В 1911-1912-х Кайзерлихмарине получил серию из четырех «Гельголандов» (24,7 тысячи тонн, 20,5 узла, 12×280 в шести башнях, главный пояс 300 миллиметров).
В тот же период (1909-1912 годы) немцы строят и три линейных крейсера: несерийный «Фон дер Танн» (21 тысяча тонн, 27 узлов, 8×280 в четырех башнях, главный пояс 250 миллиметров) и однотипные «Мольтке» с «Гебеном» (25,4 тысячи тонн, 28 узлов, 10×280 в пяти башнях, главный пояс 280 миллиметров).
По характеристикам немецких соперников «Инвинсибла» виден подход школы. У «гроссеркрейцеров» тактическая ниша была другой — их сразу создавали с расчетом на участие в линейном бою, отсюда большая защищенность и повышенное внимание к живучести. Опять же злоключения изуродованного в Ютланде «Зейдлица», в полузатопленном состоянии доковылявшего-таки до базы, говорят сами за себя: по сути они были не столько крейсерами, сколько предтечами нового класса быстроходных линкоров.
Британия в стороне не осталась. Получив сведения о германской программе 1908 года, британская пресса устроила истерику с тиражированием лозунга «We want eight and we won’t wait» («Хотим восемь [кораблей], не будем ждать»). В рамках этой «морской тревоги» закладывалась часть кораблей с 305-миллиметровыми орудиями из перечня, приведенного выше.
Однако проектировщики смотрели вперед. Чрезвычайная кораблестроительная программа 1909 года предусматривала разработку «сверхдредноутов» — линкоров с 343-миллиметровым главным калибром. Именно это «железо» и стало основой британского линейного флота в Первую мировую: четыре «Ориона» и четыре «Кинг Джорджа V» (26 тысяч тонн, 21 узел, 10×343 в пяти башнях, главный пояс 305 миллиметров) и четыре «Айрон Дьюка» (30 тысяч тонн, 21 узел, 10×343, главный пояс 305 миллиметров) — все они были введены в строй с 1912 по 1914 год.
Второе поколение линейных крейсеров, введенное между 1912 и 1914 годами, было представлено двумя кораблями типа «Лайон», одним типа «Куин Мэри» (31 тысяча тонн, 28 узлов, 8×343 в четырех башнях, главный пояс 229 миллиметров) и одним типа «Тайгер» (34 тысячи тонн, 28 узлов, 8×343 в четырех башнях, главный пояс 229 миллиметров). Серия получила неофициальную кличку Splendid Cats («Великолепные кошки»), что с учетом тех времен и нравов отдавало некоторой похабщиной, ведь два крейсера именовались «Принцесс Ройял» и «Куин Мэри».
Немцы ответили на это переходом на калибр 305 миллиметров. В 1912-1913 годах появились пять дредноутов типа «Кайзер» (27 тысяч тонн, 21 узел, 10×305 в пяти башнях, главный пояс 350 миллиметров), в 1914 году — четыре типа «Кениг» (29 тысяч тонн, 21 узел, 10×305 в пяти башнях, главный пояс 350 миллиметров). В 1913 году достроили переходный линейный крейсер «Зейдлиц» с 280-миллиметровками, а дальше началась серия из трех новых кораблей типа «Дерфлингер» (31 тысяча тонн, 26 узлов, 8×305 в четырех башнях, главный пояс 300 миллиметров).
Всюду жизнь
В Средиземном море локальные задачи по укреплению флота стояли перед Францией, Италией и Австро-Венгрией.
Итальянцы вслед за несерийным «Данте Алигьери» ввели еще пять кораблей типа «Конте ди Кавур» и «Кайо Дуилио». Все это были типовые дредноуты с 305-миллиметровой артиллерией (уже в 1920-е они получат 320-миллиметровки и новые силовые установки).
Австрийцы ответили недругам четырьмя кораблями типа «Вирибус Унитис», тоже с 305-миллиметровой артиллерией. Корабли эти были примечательны тем, что впервые в истории совместили трехорудийные башни с линейно-возвышенной компоновкой.
Французы, больше полагаясь в противостоянии Германии на сухопутный театр, построили сначала четыре таких же «305-миллиметровых» дредноута типа «Курбэ», однако в ходе войны успели ввести три куда более совершенных корабля типа «Бретань» (26 тысяч тонн, 20 узлов, 10×340, главный пояс 270 миллиметров).
Россия после разгрома при Цусиме оказалась в тяжелом положении: нужно было включаться в дредноутную гонку и одновременно наращивать основной состав уничтоженного Балтийского флота.
В 1909 году Россия заложила на Балтике первый дредноут типа «Севастополь» (25 тысяч тонн, 23 узла, 12×305 в четырех башнях, главный пояс 225 миллиметров). Все четыре корабля ввели в строй к декабрю 1914 года. В 1915-1917 годах на Черном море появились три корабля типа «Императрица Мария» (четвертый так и не достроили). За основу взяли «Севастополи», усилив им защиту и увеличив дальность плавания за счет снижения скорости до 21 узла.
Русские линкоры представляли собой крайне специфический тип боевого корабля с линейно-одноуровневым расположением артиллерии, предназначенный для боя на Центральной минно-артиллерийской позиции (гигантском минном заграждении, перегораживающем Финский залив). Трезво оценивая возможности германского флота, российские военные видели задачу этих кораблей в том, чтобы атаковать силы противника, пытающиеся форсировать минные поля. Однако требовать от «Севастополей» геройства на океанских просторах было бы преждевременно.
Перед войной некоторые страны, в том числе Турция и государства Латинской Америки, попробовали вписаться в дредноутную гонку, но делали это за счет заказов на иностранных верфях. В частности, британцы добровольно-принудительно обзавелись после начала войны двумя турецкими и одним чилийским дредноутом, а еще одного «чилийца» достроили после войны, превратив в авианосец «Игл».
За океанами
В западном полушарии тем временем решали свои вопросы два будущих соперника: Япония и США.
Американцы довольно вяло реализовывали прорывную идею с «Мичиганами», несмотря на все старания Теодора Рузвельта. Кстати, «Мичиганы» изначально отличались более прогрессивной линейно-возвышенной компоновкой вооружения — в отличие от британских и немецких дредноутов первого поколения, демонстрировавших различную экзотику типа ромбического и диагонального размещения башен.
Вслед за «Мичиганом» и «Саут Кэролайн» они построили в 1910-1912 годах два «Делавэра», две «Флориды» и два «Вайоминга» — типовые дредноуты с 10-12 орудиями калибра 305 миллиметров. Американская школа отличалась довольно консервативным дизайном, предполагавшим мощное бронирование при достаточно скромной энергетике силовой установки. Линейными крейсерами в Вашингтоне не увлекались.
Наблюдая разворачивающуюся в Европе предвоенную истерику, Штаты еще в 1908 году приняли решение перейти на калибр 356 миллиметров — так появились два «Нью-Йорка» и две «Невады», которые при водоизмещении около 27-28 тысяч тонн несли 10×356. «Невады» стали новшеством в подходе к конструированию, получив так называемую схему бронирования «все или ничего»: сильно забронированную центральную цитадель с незащищенными оконечностями.
После них, уже в 1916 году, флот получил две «Пенсильвании», а к 1919 году три «Нью-Мексико» — оба типа водоизмещением 32-33 тысячи тонн, скоростью 21 узел, с вооружением из 12×356 в четырех башнях, с главным поясом 343 миллиметра.
Японцы долго увлекались «полудредноутами», экспериментируя с комбинациями из пушек калибра 305 и 254 миллиметра. Только в 1912 году они ввели два дредноута типа «Кавачи» с 305-миллиметровками (и то двух разных баллистик), а потом сразу перешли на калибр 356 миллиметров и начали строить будущих героев Второй мировой. В 1913-1915 годах они построили четыре линейных крейсера типа «Конго» (27 тысяч тонн, 27,5 узла, 8×356, главный пояс 203 миллиметра), а в 1915-1918 годах — два линкора типа «Исе» и два типа «Фусо» (оба примерно по 36 тысяч тонн с 12×356 и поясом в 305 миллиметров).
Курсом к Ютланду
Анализ того, что происходило в США и Японии, подтолкнул британцев к идее построить усовершенствованный вариант «Айрон Дьюка» с 343-миллиметровками, которые всем нравились. Так бы этот «ни горячий, ни холодный» линкор и появился бы на свет, если бы опять не вмешался личный фактор.
В 1911 году Первым лордом Адмиралтейства стал еще сравнительно молодой по меркам большой политики, но уже весьма дерзкий сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль. Этот блестящий дилетант, чем только не занимавшийся в своей жизни (от журналистики и художественной литературы до управления сверхдержавой в тяжелейшей войне), оставил след и в британском кораблестроении — да такой, что хватило на 30 лет.
Уинстон Черчилль и Джон Фишер, 1913 год
Эти двое неплохо понимали друг друга.
Черчилль, пообщавшись с Фишером и некоторыми офицерами-артиллеристами, потребовал играть на опережение: закладывать корабль под 381-миллиметровый главный калибр. «Они сметут все, что увидят, до горизонта», — лаконично прокомментировал этот выбор Фишер, занимавший тогда скромный пост начальника Королевской комиссии по переводу флота на нефтяное питание, а по сути работавший «серым кардиналом» всей лавочки.
Тонкость была в том, что на момент выдачи заказа на постройку линкоров таких пушек просто не существовало. Риск в этой авантюре был изрядный, но и приз того стоил, однако никто не хотел брать на себя ответственность. Черчилль взял.
Чтобы понять значение этих орудий и темпы прогресса, продемонстрированные за семь лет со дня закладки первого «корабля нового типа», просто приведем основные характеристики. 305-миллиметровка «Дредноута» Mk X, как и большинство орудий этого калибра того времени, использовала 385-килограммовый снаряд. 343-миллиметровки — снаряды массой 567 или 635 килограммов. У 381-миллиметровки вес снаряда достигал уже 880 килограммов. Рост калибра всего на 25 процентов увеличивал вес залпа почти втрое.
В результате Британия в 1913-1915 годах получила едва ли не лучшие свои линкоры — пятерку кораблей типа «Куин Элизабет» (33 тысячи тонн, 24 узла, 8×381 в четырех башнях, главный пояс 330 миллиметров). Они стали первыми чистыми представителями класса «быстроходных линкоров», получившихся смыканием классов дредноута и линейного крейсера. «Куины» после модернизации послужили Британской империи и во Второй мировой — в отличие от большинства остальных героев Ютланда, пошедших «на патефонные иголки».
Перед самой войной британцы срочно заложили пять линкоров типа R («Ривендж» или «Ройял Соверен»), представлявших собой версию «Куинов» с меньшей скоростью. Уже после начала войны были заложены еще два «экстраординарных» линейных крейсера — «Рипалс» и «Ринаун» (32 тысячи тонн, 31 узел, 6×381 в трех башнях, главный пояс 152 миллиметра). А в 1916 году начали строить линейный крейсер «Худ», который известен уже по событиям Второй мировой войны.
Немецкий ответ на это серийное строительство выглядел куда как бледнее: были заложены четыре линкора типа «Байерн» (32 тысячи тонн, 21 узел, 8×380 в четырех башнях, главный пояс 350 миллиметров), из которых ввели в строй два, но в Ютланд они уже не успели (в отличие от «Куинов»). Заложили и четверку «гроссеркрейцеров» типа «Макензен» (35 тысяч тонн, 28 узлов, 8×350 в четырех башнях, главный пояс 300 миллиметров), но так и не достроили. Планировались и линейные крейсеры с 380-миллиметровками, но из них в июле 1916 года формально был заложен только один («Эрзац Йорк», то есть «заместитель» потопленного в 1914 году крейсера «Йорк»), а реалистичность достройки таких кораблей в конце войны оставляла желать лучшего.
Остальные воевавшие стороны экономили. Россия заложила еще в 1912 году четыре линейных крейсера типа «Измаил» (32,5 тысячи тонн, 27 узлов, 12×356 в четырех башнях, главный пояс 237 миллиметров), которые претендовали на то, чтобы стать одними из самых мощных артиллерийских кораблей своего времени, однако также не довела их до готовности. Уже в 1920-е годы рассматривался вопрос о достройке, но советское правительство все-таки решило разобрать их на металл.
В ходе войны новые корабли проектировали и закладывали Франция (четыре линкора типа «Норманди» с 12×340), Италия (четыре «Франческо Караччиоло» с 8×381) и Австрия (четыре «Эрзац Монарха» с 10×350), но они так и не были достроены или даже заложены.
На выход, джентльмены
Ютланд Ютландом, но Show must go on: после гигантского позиционного боя в Северном море гонка продолжилась. В США строят два корабля типа «Теннеси» с 356-миллиметровками, введенные в строй к 1921 году, а следующие три линкора типа «Колорадо» уже несли четыре двухорудийные башни с 406-миллиметровыми пушками. Японцы к тому же времени вводят пару линкоров типа «Нагато» (46 тысяч тонн, 26 узлов, 8×410, главный пояс 305 миллиметров).
Дальше гонка все больше переходит на бумагу. Японцы закладывали линкоры типа «Тоса» и линейные крейсера «Амаги», а также проектировали линкоры типа «Кии». Все это были корабли водоизмещением 44-47 тысяч тонн с 410-миллиметровками, а впереди уже шли четыре номерных заказа на быстроходные линкоры следующего класса: 30-узловые, с 8×460.
Британцы рисовали линкоры типа N-3 и линейные крейсера типа G-3 — с водоизмещением по 50 и более тысяч тонн и 457-миллиметровками. Про то, что делали в это время в Штатах, нужно писать отдельную статью — ключевые слова для интересующихся: «линкоры Тиллмана» или maximum battleships. Укажем лишь, что в числе предлагаемых вариантов был корабль на 80 тысяч тонн с 24×406 в шестиорудийных (!) башнях.
Реалистичнее выглядел выросший из этого угара проект линкоров типа «Саут Дакота» на 47 тысяч тонн, 23 узла и 12×406 в четырех башнях, шесть таких кораблей заложили в 1920-1921 годах, но бросили. В параллель им должны были быть построены шесть первых линейных крейсеров США типа «Лексингтон» (45 тысяч тонн, 33 узла, 8×406).
На досках российских инженеров в 1916-1917 годах уже лежали чертежи с кораблями водоизмещением 40-45 тысяч тонн, вооруженными 8-12 орудиями калибра 406 миллиметров. Но этой линии развития уже не было места в реальности рушившейся империи, как не было места фантазиям адмирала Фишера, к тому времени уже перешедшего грань, отделяющую смелое мышление визионера от откровенного безумия. Речь о проекте линейного крейсера «Инкомпарэбл» (51 тысяча тонн, 35 узлов, 6×508 в трех башнях, главный пояс 279 миллиметров).
Вот чего Фишер все-таки добился, так это строительства во время войны так называемых легких линейных крейсеров: «Корейджеса» с «Глориесом» (23 тысячи тонн, 32 узла, 4×381 в двух башнях, главный пояс 76 миллиметров) и «Фьюриеса» (23 тысячи тонн, 31 узел, 2×457 в двух башнях, главный пояс 76 миллиметров). Одни люди считают это заскоками старого маразматика, другие — последовательным воплощением в металле чистой идеи исходного «Инвинсибла»: эскадренного разведчика, борца с крейсерами и чистильщика недобитков генерального боя.
После войны их перестроили в авианосцы, как и значительную часть уже заложенных в США и Японии тяжелых артиллерийских кораблей. Многие авианосцы начала Второй мировой — по сути оборотни: британская троица легких линейных, линейные крейсера «Лексингтон», «Саратога» и «Акаги», линкоры «Кага» и «Беарн».
Тяжелый занавес Вашингтонского морского соглашения 1922 года, создавшего предельный тип договорного линкора (35 тысяч тонн с калибром не более 406 миллиметров) и введшего квоты на тоннаж линейных флотов, закончил гонку габаритов и орудий. Великобритания, до войны строго следовавшая «двухдержавному стандарту» (Королевский флот должен был быть первым в мире и при этом не слабее, чем второй и третий, взятые вместе), согласилась на уравнивание квот по тоннажу с США.
Измотанные Первой мировой войной страны вздохнули с облегчением, решив было, что новая гонка вооружений (уже между победителями Германии) предотвращена и впереди эпоха процветания. Реальность, правда, в очередной раз отказалась соответствовать планам политиков, но к линейным флотам это уже не имело отношения.
Британский королевский линкор «Дредноут».
Досье9 февраля 2016, 22:00
ТАСС-ДОСЬЕ. 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, был спущен на воду британский линейный корабль HMS Dreadnought («Дредноут», от англ. «неустрашимый»). Его имя стало нарицательным для целого семейства тяжелых военных кораблей разных стран, который стали основной боевой силой морских сражений Первой мировой войны (1914-1918 гг.).
Предпосылки строительства корабля
К началу XX века основной ударной силой флотов ведущих морских держав были броненосные крейсера и линкоры со смешанным артиллерийским вооружением разных калибров, тяжелым бронированием и паровыми машинами. Увеличение толщины брони, развитие артиллерийского вооружения и систем наведения привели к возникновению новой тактики ведения морского боя. Наиболее эффективной стала стрельба с дистанции более 5 км из крупнокалиберных орудий. Артиллерийские системы калибром менее 100 мм на таких дистанциях не могли причинить урон вражеским кораблям, более того, всплески от их снарядов только мешали наводчикам.
Кроме того, на первый план выходила максимальная скорость корабля. Лучшей тактикой было признано пересечение курса колонны кораблей противника под прямым углом и ее расстрел всеми орудиями. Эти новшества в морском бою были апробированы в ходе русско-японской войны, в частности, в ходе Цусимского сражения 27-28 мая 1905 года, в котором японцы разгромили российскую 2-ю Тихоокеанскую эскадру.
Создание первого «Дредноута»
Еще до Цусимского сражения, в 1902 году Великобританией была начата разработка линкора принципиально нового типа. На нем было решено полностью отказаться от среднекалиберного вооружения — использовались только 12-дюймовые (305 мм) орудия. Также новый корабль был оснащен недавно изобретенной паровой турбиной, которая давала серьезное преимущество в скорости; мощным бронированием и усовершенствованной централизованной системой управления огнем с использованием механического компьютера. Концепцию судна и его проект утвердил первый морской лорд Британской империи, Джон Фишер.
Новый корабль Королевского флота, получивший название Dreadnought («Неустрашимый»), был заложен на Портсмутской верфи 2 октября 1905 году, спущен на воду 10 февраля 1906 года и введен в эксплуатацию всего спустя год и один день после закладки, 3 октября 1906 года.
Технические характеристики
— Нормальное водоизмещение — 18,4 тыс. т;
— Длина — 160,6 м, ширина — 24 м, осадка — 9 м;
— Вооружение: 5 двухорудийных башен главного калибра 305 мм, 27 скорострельных противоминных орудий калибра 76 мм, 5 торпедных аппаратов;
— четыре паровых турбины могли разгонять корабль до скорости в 21 узел (39 км/ч), до этого броненосные линкоры достигали скоростей не более 15 узлов;
— бронирование бортов, башен и боевой рубки — до 305-279 мм;
— численность экипажа — до 810 человек.
Служба
Первый испытательный поход HMS Dreadnought совершил в 1906-1907 гг. До 1911 года он был флагманом британского флота. К кораблю начали проявлять повышенный интерес военные других стран. Это спровоцировало «гонку дредноутов» — все великие державы начали планировать строительство кораблей по похожим и улучшенным проектам. В итоге к началу Первой мировой войны Dreadnought стал устаревшим, так как и в Великобритании, и за рубежом были спущены на воду более совершенные корабли этого класса.
Единственное боевое применение корабля произошло в ходе Первой мировой войны. 18 марта 1915 года при возвращении на базу Dreadnought протаранил и потопил немецкую подводную лодку U-29 («У-29»). В крупнейшим морском сражении войны, Ютландском, Dreadnought участия не принимал из-за ремонта. После окончания боевых действий, в январе 1919 году он был выведен в резерв, в мае 1921 году продан на слом, разобран в 1923 году.
Другие корабли класса
Уже 6 декабря 1906 году в Портсмуте был заложен более мощный корабль класса дредноут — HMS Bellerophon («Беллерофон»), который имел улучшенное бронирование, в конструкцию был внесен ряд других изменений. К «гонке вооружений» быстро присоединились США, Германия, Франция и другие страны.
К 1914 году Великобритания располагала 29-ю линкорами нового типа, Германская империя — 17-ю. К 1915 году начали вступать в строй корабли с еще большим водоизмещением (до 35-40 тыс. т.), орудиями калибром до 381 мм — их часто классифицировали как «супердредноуты».
Российский флот получил до 1917 года три линкора типа «Императрица Мария» (полным водоизмещением 24,5 тыс. т) и четыре — типа «Гангут» (26,9 тыс. т). Последние после Октябрьской революции вошли в состав советского флота и прослужили в нем до 1956 года.
Российские линкоры серии «Измаил» (32,5 тыс. т) не были достроены.
Основные сражения Первой мировой войны происходили на суше, морские битвы, в том числе Ютландское сражение, закончились ничьей.
Вместе с тем, война показала, что дредноуты могли быть сильно уязвимы к атакам подводных лодок или мин. Так, 27 октября 1914 года подорвался на мине и затонул британский линкор HMS Audacious («Одейшес»).
Эпоха дредноутов окончилась вместе Первой Мировой войной — почти все заложенные и недостроенные к тому времени британские линкоры были проданы на слом, а в 1919 году почти весь немецкий флот, включая линкоры-дредноуты, был затоплен в бухте Скапа-Флоу.
Кроме того, в 1922 году между Британской империей, Францией, Японией, США и Италией было заключено соглашение об ограничении морских вооружений, которое привело к длительной паузе в проектировании и создании новых крупных боевых кораблей. Выпуск новых линкоров возобновился только во второй половине 1930-х гг. Поскольку все линейные корабли, выпущенные до появления HMS Dreadnought, к концу Первой Мировой войны уже были выведены из состава флота, название «дредноут» вышло из обихода.
Дредноут времен Первой мировой войны — ИСТОРИЧЕСКИЙ КРЮЧ
Дредноут времен Первой мировой войны
Дредноут времен Первой мировой войны был важным линкором начала 20-го века. Великобритания была первой страной, разработавшей дредноут, но вскоре его скопировали другие страны. Фактически, дредноут привел к морской гонке в Европе, особенно между Великобританией и Германией. Таким образом, историки обычно рассматривают дредноуты как важный фактор в причинах Первой мировой войны, начавшейся в 1914.
HMS DREADNOUGHT
Как уже говорилось выше, дредноут — это класс линкоров, существовавший во времена Первой мировой войны. Однако первым дредноутом был HMS Dreadnought британского Королевского флота. Название означает «бесстрашие». Впервые он был спущен на воду в 1906 году и полностью изменил историю морских войн того времени.
Дредноут HMS | Две 12-фунтовые пушки, обычно используемые на дредноутах. |
Морские корабли до HMS Dreadnought, как правило, были меньше, медленнее и имели меньший набор основных орудий. Фактически, одной из главных особенностей HMS Dreadnought было то, что он имел орудийную батарею главного калибра. Военно-морские корабли до HMS Dreadnought обычно имели только одно или два больших орудия, а затем были объединены с набором орудий меньшего калибра. Таким образом, HMS Dreadnought был первым военно-морским кораблем, построенным в форме современного линкора.
Спуск на воду британского корабля HMS Dreadnought в 1906 году был настолько значительным, что положил начало новой эре линкоров. Например, его тут же скопировали и использовали другие основные европейские державы для своих военно-морских сил. Особенно это проявилось в Германии, которая сразу приступила к строительству собственных «дредноутов». Таким образом, термин «дредноут» стал названием всего класса линкоров, которые строились в ту эпоху. Кроме того, Великобритания и Германия соревновались друг с другом в крупной морской гонке в годы перед мировой войной.
Историки считают эту морскую гонку и строительство линкоров-дредноутов важным фактором, повлиявшим на начало Первой мировой войны.Что касается HMS Dreadnought, то он на самом деле очень мало служил Великобритании в Первой мировой войне. Он потопил немецкую подводную лодку, протаранив ее, но в остальном он в основном служил в качестве береговой обороны во время войны. . В конце концов, он был выведен из эксплуатации и продан на слом в 1921 году. HMS Dreadnought стал таким прорывом в военно-морских технологиях, что заставил другие страны копировать британцев. Кроме того, другие страны почувствовали вызов британским военно-морским возможностям и ответили наращиванием своих собственных военно-морских сил. Фактически, Германия и Великобритания участвовали в крупной морской гонке за несколько лет до начала Первой мировой войны.0006
Германия рассматривала британский флот как угрозу и стремилась создать собственный флот, чтобы соответствовать ему. В основном Германия нуждалась в сильном военно-морском флоте, чтобы бросить вызов британским кораблям в Северном море, которое располагалось к северу от Германии и к востоку от Британии. Северное море было единственным доступом к побережью Германии, но было трудным для Германии, поскольку Северное море было связано с Великобританией, а британский флот доминировал в этом районе.
В ответ Германия разработала собственную версию дредноута и пыталась бросить вызов мощи британцев. К началу Первой мировой войны в 1914 сентября у Великобритании было 29 дредноутов, а у Германии — 17.ССЫЛКА НА ЭТУ СТАТЬЮАвтор
Название
Веб -сайт
|
СВЯЗАННЫЕ РЕСУРСЫ
Причины Первой мировой войны — PowerPoint с примечаниями Cloze (5 причин!)
Жизнь в окопах Первой мировой войны – вопросы и ключ (включая Google Doc)
Причины Первой мировой войны — чтение, вопросы, таблица и ключ (21 страница/5 причин)
Оружие Первой мировой войны — PowerPoint с примечаниями Cloze (танк, самолет, газ и т.
д.)Системы Альянса перед Первой мировой войной — вопросы и ключ (включая Google Doc)
Союзные державы Первой мировой войны — вопросы и ключ (включая Google Doc)
Австралия в Первой мировой войне – вопросы и ключ (включая Google Doc)
Австро-Венгрия в Первой мировой войне — вопросы и ключ (включая Google Doc)
Балканская пороховая бочка времен Первой мировой войны – вопросы и ключ (включая документ Google)
Великобритания в Первой мировой войне – вопросы и ключ (включая Google Doc)
Центральные державы Первой мировой войны — вопросы и ключ (включая Google Doc)
Дредноут времен Первой мировой войны — вопросы и ключ (включая Google Doc)
Дредноут, HMS | Международная энциклопедия Первой мировой войны (1МВ)
Довоенный дизайн линкора ↑
Технологическое развитие в эпоху пароходов привело к тому, что конструкция военных кораблей 19 го века достигла предела своих возможностей, включая линкоры с крупнокалиберными орудиями, приводимые в движение поршневыми паровыми двигателями высокой мощности, и защищенные стальной броней.
Основным недостатком этих конструкций была сложность управления огнем для боеприпасов разного калибра. Кроме того, паровые двигатели требовали длительного пребывания в порту для капитального ремонта и не могли работать на полной скорости очень долго без риска поломки.
В начале 20-го -го -го века руководство Британского адмиралтейства узнало о планах американских, итальянских и японских военно-морских сил по проектированию и строительству линкоров с «большими орудиями».13) в 1903 году. Во главе с первым морским лордом сэром Джоном Фишером (1841-1920) британские руководители разработали HMS Dreadnought , чтобы захватить лидерство в планах других военно-морских сил и запустить линкор, который превзошел бы любой корабль на плаву.
Инновации в дизайне дредноута ↑
Команда Фишера разработала конструкцию, которая объединила ряд инноваций в одном корпусе. Главным среди конструктивных характеристик HMS Dreadnought была главная батарея из десяти 12-дюймовых орудий, установленных в пяти сдвоенных башнях. Башни располагались по одной в носовой части, по одной на каждом крыле мостика корабля и две по осевой линии в задней части надстройки. Таким образом, компоновка позволяла вести огонь залпом из восьми тяжелых орудий, в то время как современные линкоры могли отвечать только четырьмя тяжелыми орудиями. ГМС
Другие особенности включали паровую турбину — первое использование более легких, надежных и эффективных газотурбинных двигателей на линкоре. Эти новые двигатели позволили HMS Dreadnought непрерывно двигаться со скоростью почти двадцать один узел, обеспечивая преимущество в скорости над кораблями потенциального противника, что позволяло флотам лучше сближаться с отступающим противником, избегать более многочисленного противника или уклоняться от торпедной угрозы, когда подарок. Дредноут также имел перераспределенную броню для более эффективной защиты орудий, двигателей и магазинов. Наконец, инновационная конструкция переборки внутри корабля упростила борьбу с наводнениями, обеспечив лучшую живучесть.
Гибридная конструкция тяжелого крейсера, называемая линейным крейсером, имела аналогичные характеристики, но обладала менее тяжелой броней и меньшим количеством крупных орудий, что обеспечивало еще более высокую скорость. Концепция Фишера для линейного крейсера заключалась в том, чтобы он мог преследовать любой корабль, который он хотел атаковать, а также мог убегать от чего-либо более мощного. При необходимости линейный крейсер мог присоединиться к линейному флоту и служить вместе с Дредноут линкоров, поскольку его большие орудия могли обеспечить аналогичные наступательные возможности.
История корабля↑
Используя уже готовые орудия и башни для других кораблей, а также другие сборные конструкции, HMS Dreadnought был заложен в феврале 1906 года и сдан в эксплуатацию в декабре того же года, что является выдающимся строительным рекордом для того времени.
По мере того, как более новые и крупные модели Dreadnought присоединялись к Королевскому флоту, первоначальное судно служило флагманом для флота метрополии с 1907 по 1911 год. Во время Первой мировой войны HMS Dreadnought прославился тем, что был подводная лодка, когда таранила U-29в марте 1915 года. Во время Ютландской битвы она находилась на ремонте и, таким образом, во время войны ни разу не произвела гневного выстрела. После войны она была продана на металлолом вместе с большинством своих супругов и разобрана в начале 1923 года.
Воздействие↑
Современники и историки критиковали Фишера за то, что он стер все с чистого листа и свел на нет преимущество Британии в линкорах до дредноутов.