Византийский дромон | Корабли средневековья | Флот — ХLegio 2.0

Римские триремы и либурны доминировали в Средиземноморье до последних веков Римской империи (IV-V вв. н.э.). По сравнению со временами Республики, в этот период тенденции развития римского флота изменились. Если на протяжении III-I в. до н.э. наблюдался неуклонный рост размеров и мощи боевых кораблей – от бирем к триремам, от трирем к квинкверемам и далее вплоть до эннер и децемрем, то впоследствии и боевые, и торговые суда становятся меньше и легче.

Так, в 323 г. н.э. Константин при помощи 200 либурн разгромил флот императора Восточной Римской империи, состоявший из 350 трирем. Разгром этого грандиозного флота можно признать финалом блестящей карьеры трирем на морских театрах военных действий. С тех пор трехъярусные гребные корабли уже никогда не строились.

Зосима, историк V в. н.э., определяет либурны Константина как триаконторы, наследники греческих тридцативесельных кораблей начала I тысячелетия до н.э. Однако современные исследователи склоняются к тому, что речь скорее шла об аналогах

пентеконторов. Таким образом, история морской мощи античных держав Средиземноморья, описав на протяжении тысячелетия полный круг, вновь вернулась к небольшим маневренным одноярусным кораблям. При этом следует заметить, что подобный регресс был связан скорее с экономическими и политическими причинами, нежели с каким-либо особым качественным ростом кораблестроения, который позволил бы сосредоточить на простой галере разрушительную мощь многоярусного боевого корабля. Просто у Империи уже не было достаточных производительных сил и финансов, а равно и военно-политических целей, ради которых следовало бы  возрождать величественные флоты эпохи Пунических войн.

Два века спустя после описанного сражения (то есть в VI в.) император Юстиниан положил модифицированный триаконтор в основу военного флота Византийской империи. Этот корабль получил наименование дромон (гонщик, греч.). Несмотря на многообещающее название, дромон едва ли был быстрее аналогичных галер Восточного Средиземноморья. Считается, что вернуться к таким скромным кораблям византийцев заставило стремление к дешевизне и простоте обслуживания своего флота, которому в тот момент не было достойных противников. Византия в VI в. вела преимущественно сухопутные войны со своим опасным восточным соперником – сасанидской Персией.

Первоначально дромон представлял собой открытый, то есть беспалубный (греч. афракта) гребной корабль с одним ярусом весел и съемным парусным вооружением. Однако спустя некоторое время ситуация изменилась. Византия стала сильнее и в военном, и в экономическом отношении, а на юге забрезжила новая угроза – арабы. Последние, быстро заполучив контроль над левантийским побережьем, получили доступ и к обширным флотам тамошних приморских городов, где издревле жили искусные мореходы (достаточно вспомнить финикийцев).

По этой причине византийский флот претерпел ту же эволюцию, что и греческий в VIII-VII вв. до н.э. Поскольку одноярусные беспалубные корабли не гарантировали надежной защиты Эгейского бассейна и Константинополя от морской угрозы, византийцы укрупнили дромон и сделали его двухъярусным, а одноярусные корабли стали называться монерами или галерами (

moneres и galea соответственно). Дромоны превратились в беспалубные 100-весельные биремы (по 25 весел на каждом ярусе с каждого борта), обзавелись 1-2 мачтами с «латинскими» косыми парусами и стали линейными кораблями византийского флота. Вместо сплошной палубы дромоны имели три сквозных настильных прохода, поднятых над гребцами: вдоль каждого борта, и центральный, проходящий по оси симметрии корабля.

В дальнейшем, на протяжении VII-XV вв. дромоны неоднократно модифицировались и изменялись. По византийским источникам можно судить о существовании по меньшей мере трех типов дромонов: усиако, памфилоса и третьего, самого крупного, не имеющего особого названия.

 

 

Византийский дромон (усиако). Общий вид

 

Название «усиако» происходит от греческого слова «усия», которое, в частности, означало отряд из 100 человек. Пятьдесят профессиональных гребцов находились на нижнем ярусе и гребли как на переходах, так и во время боя. Вторая полусотня состояла из воинов, занимала верхний гребной ярус и гребла только на переходах. Во время боя они убирали весла и выполняли те же функции, что и морские пехотинцы (liburnarii) римского флота. То есть поражали врага метательными снарядами и вступали в абордажные схватки.

Памфилос был в целом аналогичен усиако, но имел экипаж 120-160 чел. Наконец, третий, наиболее крупный тип дромона брал на борт до 200 человек. Из них 150 являлись гребцами, распределенными следующим образом: 50 на нижнем ярусе по одному человеку на весло, и 100 – на верхнем ярусе, по 2 гребца на каждое весло. Еще 50 были морскими пехотинцами.

Все три модификации дромонов имели в целом аналогичную конструкцию. Боковые настильные проходы и скамьи гребцов были защищены съемными щитами. Весла были выведены наружу непосредственно через отверстия в бортах, без дополнительных коробчатых расширений наподобие античного парадоса. Дромоны оснащались таранами, однако главную ставку византийцы делали на мощные метательные машины и «греческий огонь».

Также в византийском флоте существовали корабли, именовавшиеся «хеландии». Исследователи затрудняются однозначно определить, какой именно тип кораблей обозначался этим термином. Скорее всего, однако, речь идет о просторечном названии наиболее крупных дромонов.

О боевом применении дромонов сохранилось не так уж много достоверных сведений, но некоторые любопытные подробности можно почерпнуть из двух приводимых ниже отрывков.

 

«Одинадцатого июля четырнадцатого индикта на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. Против них со всеми дромонами и триерами, которые только оказались в городе, был отправлен патрикий. Он снарядил и привел в порядок флот, укрепил себя постом и слезами и приготовился сражаться с росами.

Когда росы приблизились и подошли к Фаросу (…), патрикий, расположившийся у входа в Евксинский понт (…), неожиданно напал на них на Иероне, получившем такое название из-за святилища, сооруженного аргонавтами во время похода. Первым вышедший на своем дромоне патрикий рассеял строй кораблей росов, множество их спалил огнем, остальные же обратил в бегство. Вышедшие вслед за ним другие дромоны и триеры довершили разгром, много кораблей потопили вместе с командой, многих убили, а ещё больше взяли живыми.» (Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей)

 

«Королем этого народа был [некто] по имени Игорь [Inger], который, собрав тысячу и даже более того кораблей, явился к Константинополю. Император Роман, услыхав об этом, терзался раздумьями, ибо весь флот его отправлен против сарацин и на защиту островов. После тго как он провел немало бессонных ночей в раздумьях, а Игорь разорял все побережье, Роману сообщили, что у него есть только 15 полуполоманных хеландий, брошенных их владельцами вследствии их ветхости. Узнав об этом, он велел призвать к себе калафатов, т.е. корабельных плотников, и сказал им: «Поспешите и без промедления подготовьте оставшиеся хеландии, а огнеметные машины поставьте не только на носу, но и на корме, а сверх того – даже по бортам».

Когда хеландии по его приказу были таким образом подготовлены, он посадил на них опытнейших мужей и приказал им двинуться против кораблей Игоря. Наконец они прибыли. Завидев их, расположившихся в море, король Игорь повелел своему войску не убивать их, а взять живыми. И тогда милосердный и сострадательный Господь, который пожелал не просто защитить почитающих Его, поклоняющихся и молящихся Ему, но и даровать им победу, [сделал так, что] море стало спокойным и свободным от ветров – иначе грекам было бы неудобно стрелять огнем.

Итак, расположившись посреди русского [флота], они принялись метать вокруг себя огонь. Увидев такое, русские тут же стали бросаться с кораблей в море, предпочитая утонуть в волнах, нежели сгореть в пламени. Иные, обременённые панцирями и шлемами, шли на дно и их больше не видели, некоторые же державшиеся на плаву сгорали даже посреди морских волн. В тот день не уцелел никто, кроме спасшихся бегством на берег. Однако корабли русских, будучи небольшими, отошли на мелководье, чего не смогли сделать греческие хеландии из-за своей глубокой посадки. После этого Игорь в великом смятении ушел восвояси; победоносные же греки, ликуя, вернулись в Константинополь, ведя с собой многих оставшихся в живых [русских пленных], которых Роман повелел всех обезглавить в присутствии моего отчима короля Хьюго.»

(Лиутпранд, епископ Кремонский)

Публикация:
XLegio © 2001

xlegio.ru

Дромон, селандер | Мировой флот

Дромон

Дромон — cамый крупный в корабельном семействе корабль, включая яхты и селандеры. Историки описывали его как большое и быстрое судно. На реконструкции представлен дромон с двумя рядами весел по двадцать пять весел в каждом. Как установлено, на некоторых дромонах имелось по тридцать весел и такие корабли имели по три мачты с прямыми парусами плюс наклонная мачта на носу, несущая бушпритный парус. На центральной, или грот-мачте, поднят парус крупнее осталь­ных. Длина весел верхнего ряда примерно 26,24 фута (8 м), каждым из них работало два гребца; веслами нижнего ряда — примерно 11,48 фута (3,5 м) длиной — по одному человеку каждым. Видны два кормовых весла — по правому и левому борту, корма состоит из двух секций, концы которых направлены вверх, и оба имеют один и тот же изгиб — «рога», как свидетельствуют некоторые документы и мозаики того периода. Для размещения уключин верхнего ряда весел палуба про­стирается за пределы обоих бортов в ширину, и эти два участка опираются о балки, проходящие за бортами. Это. таким образом, отличается от конструкции, которая поддерживает аутригеры на галерах. У нижнего ряда весел, которые выходят из портов, уключины прилажены к наружной обшивке.

Селандер. Этот корабль принадлежал к семейству дромонов и также был очень быстрым. Он соединял в себе характер­ные особенности других кораблей, становясь таким образом яхт-селандером и виссер-селандером. Похоже, что яхт-селандер и был собственно селандером, другими словами, это было военное судно со ста пятьюдесятью гребцами. Виссерселандеры, напротив, использовались для транспортировки лошадей, были медленнее, имели меньше гребцов. На подлинном селан- дере было два ряда весел с двадцатью пятью веслами в каж­дом, и в целом, соответственно, сто пятьдесят гребцов. У корабля было два рулевых весла на корме и два »рога», как и у дромона. Вероятно, имелось только две мачты, несущие прямые паруса, и традиционная наклонная мачта на носу, как на транспортных судах римлян. Размеры, вероятно, были сле­дующими: длина — 155,83 фута (47,5 м), ширина — 24,93 фута (7,6 м), высота — 15,58 фута (4.75 м), экипаж — 150 гребцов и 80 солдат, то есть всего — 230 человек.

flotil.ru

Классы кораблей с X по XVIII вв: весельные корабли – дромон, селандер, галера, кэт, буцентавр

В средние века идея классификации кораблей в соответствии с количеством гребцов была от­брошена, и типам кораблей давались названия, которые много веков спустя, учитывая отсутст­вие точных определений, сделали идентификацию и определение особенностей конструкции и та­келажа затруднительными. Эти названия были объектом дебатов среди ученых, которые не всег­да приходили к одинаковым заключениям.
Классы кораблей с X по XVIII вв: весельные корабли – дромон, селандер, галера, кэт, буцентавр

Мы уже упоминали, что в античную эпоху классификация, а следовательно, и типы судов, основывались на количестве весел или гребцов, находящихся в половине поперечного сечения корпуса. Отсюда греческие триеры и пентеры, римские биремы, квинкеремы и «десятки», а также триаконтеры и пентеконтеры Восточной Римской Империи.

Однако даже в средние века количество греб­цов или весел по-прежнему упоминалось — не для того чтобы определить тип судна, а дабы различать размеры кораблей одного и того же типа: например — двухсот тридцативесельный дромон, стовосьмидесятивесельный дромон, или же — стовесельный селандер и восьмидесятиве- сельный селандер. В последующие столетия бо­лее распространено было упоминание о числе скамей: так существовала галера в двадцать пять скамей и галиот в восемнадцать скамей.

Так «триремой» называлась галера с тремя гребцами на скамью. Когда же прежнюю систему заменила система ступенчатых ярусов, то есть система с несколькими гребцами, рабо­тающими одним веслом, от латинских названий типов судов отказались.

Главные источники информации о кораблях раннего средневековья найдены в различных до­кументах, старейшие из них — византийские, такие как трактат «Навмахия» императора Льва VI (Лев Мудрый, 886-912) и книга «De Caerimonis Aulae Byzantinae» Константина VII Порфирород­ного (912-959), исторический труд на латыни «Richardi Regis Iter Hierosolymitanorum» хро­никера Гальфрида Вайнсолфа, который сопровож­дал Ричарда Львиное сердце в Крестовом походе 1191-1192 гг., «Gazaria Statutes» Генуэзской республики, венецианский «Capitolare Nauticum» (1255) и другие произведения.

Что касается галер начала нового времени, то можно найти более обширную и полную до­кументацию. Мы упомянем только некоторые из более известных работ, таких как «Nautica Mediterranean римлянина Бартоломео Кресчен- цио (1607) и «Artata Navale» Пантеро Пантера (1614), а также «Военно-морское искусство» француза Поля Осте (1697). Существуют также многие венецианские документы, среди которых особенно следует упомянуть манускрипт венеци­анца Пико делла Мирандола «О строительстве военно-морских кораблей», посвященный «Свет­лейшему принцу венецианскому», где автор пред­лагал построить галеру с двумя рядами весел.

Изучение этих документов дает нам обилие названий, но не всегда адекватные описания типов кораблей, которые под ними фигурируют. Более того, следует иметь в виду, что с течени­ем столетий корабли, несомненно принадле­жавшие к различным типам, имели одинаковые наименования. В документах, относящихся к периоду между VI и X вв. упоминаются дромо- ны, селандеры, виссер-селандеры, яхты и даже галеры. Однако документы XII-XVII вв. не со­держат этих названий и упоминают почти ис­ключительно о галерах и производных от них: галиоте, галеасе, фусте (маленькой галере), бри­ге и фрегате.

Обобщив информацию, можно приблизитель­но отметить основные различия и сделать вы­вод, что примерно до 1100 г. весельные военные суда принадлежали к семейству дромонов, а с 1100 г. и далее — к семейству галер.

В семействе галер имелся один ряд весел, и каждым веслом орудовало по нескольку гребцов, занимавших одну скамью (банку). На легкой галере с одним гребцом на весло обычно име­лось три гребца на банку, и каждый работал отдельным веслом. У всех весел, однако, уключи­ны располагались на одном и том же уровне — на деревянной балке, именуемой планширом.

В семействе дромонов имелось по два рядавесел на корабле, и верхним орудовали гребцы, сидевшие на банках, устроенных под той же самой палубой. Дромоны были наиболее распрос­траненными военными кораблями, на них име­лось по сотне весел, и поэтому их также назы­вали гекаконтерами. Весла располагались в два ряда — по двадцать пять с каждого борта. Как правило, весла верхнего ряда, более длинные и тя­желые, приводились в движение двумя гребцами, а весла нижнего ряда — только одним каждое.

Гульельмотти сообщает, что дромоны имели 197 футов (60 м) в длину и 33 фута (10 м) в ширину. Эти данные кажутся преувеличенными, поскольку самые крупные галеры, построенные четыре-пять веков спустя, имели только 164 фута (50 м) в длину и 16,5 фута (5 м) в ширину. Учитывая, что на них имелось по двадцать пять весел по каждому борту, приводимых в движе­ние максимум двумя гребцами каждое, можно предположить, что они были примерно в 131 фут (40 м) длиной, что больше походит на галеру в двадцать пять банок. Оговорив, что об этом типе кораблей имеется очень мало информации, Ландстрем осуществляет реконструкцию, где имеет­ся двадцать пять весел по борту, расположен­ных в два ряда: в верхнем — двенадцать, в нижнем — тринадцать, в то время как из уже упомянутого текста вполне ясно, что по двад­цать пять весел насчитывалось в каждом ряду.

Что касается парусов, Гульельмотти склоня­ется в пользу прямых. Ландстрем снабжает свою модель латинским парусом, но более вероятно, что паруса были прямыми, что будет объяснено, когда речь пойдет о такелаже.

Яхты упоминаются в «Навмахии» Льва Муд­рого. Он пишет, что командир эскадры должен находиться на борту разновидности дромона, называемой яхтой, и говорит, что эта яхта до­лжна быть крупнее, быстрее и лучше вооружена, чем прочие дромоны. Такое описание дает нам повод изобразить дромон, скорее, минимум, с тридцативесельным комплектом, нежели с двадцатипятивесельным. Но за несколько лет до того Константин Порфирородный пишет в уже упо­мянутом труде: «Императорский флот насчиты­вал шестьдесят дромонов, на каждом — двести тридцать гребцов и семьдесят солдат. В добавле­ние к дромонам имелось сорок яхт, на двадцати из которых помещалось по сто шестьдесят чело­век, а на двадцати — только по сто тридцать». Еще один его современник, Мерсиус, говорит о «Двенадцати яхтах со ста шестьюдесятью греб­цами и восьми — со ста тридцатью».

Отсюда может показаться, что яхты являлись дромонами поменьше и побыстрее, где имелось то же разделение весел на два ряда, и, макси­мум, двадцать пять весел в каждом из них. Там была, вероятно, одна мачта и один прямой па­рус. Следует указать, что в «Gazaria Statutes» от 17 марта 1340 г. яхты упомянуты в одном ряду с галерами как «торговые суда только с одной палубой», и это показывает, что за трис­та лет значение слова полностью изменилось. В значительно более недавние времена слово «яхта» использовалось исключительно по отношению к прогулочному судну, особенно парадному, снаб­женному как парусами, так и мотором.

Окружен тайной также класс селандеров, но они, определенно, относились к семейству дро­монов. Документы X века (Дитмар — книга III) описывают их как «корабль исключительной дли­ны и поразительной скорости с двумя рядами весел и ста пятьюдесятью гребцами». Описывая экспедицию 949 г. против острова Крит, Кон­стантин Порфирородный сообщает: «Император­ский флот был составлен из ста пятидесяти вис- серов, включая шесть яхт… сотни селандеров, переделанных в виссеры…». В другом месте он говорит: «Стратег Самоса был послан на Крит с шестью виссер-селандерами, каждый из которых нес по сто человек», и «с шестью яхтами-селан- дерами, по сто двадцать человек на каждой, а четыре виссер-селандера — со ста восемью людь­ми были оставлены охранять город».

Гульельмотти говорит, что название «селандер» происходит от греческого обозначения черепахи и связано с формой кастла (надстройки, похожей на башню), что на нем имелся только один ряд ве­сел, одна или две мачты с латинскими парусами, и что его отличительной особенностью являлось плоское днище и маленькая осадка, так что они могли ходить по мелководью. Так как все это не подтверждено документами и противоречит данным, приведенным в трудах X-XI вв., здесь возникают сомнения по части точности.

Мы располагаем изображением селандера, но оно не является для нас особо ценным, так как выбито на медали, изготовленной для дожа Пьет- ро Кандиано. Существовало четыре дожа с та­ким именем: первый правил с 887 по 888 г., второй с 923 по 939, третий с 942 по 959, а четвертый с 959 по 976 гг. Поскольку дата на медали отсутствует, следует предположить, что ее выбили по случаю успешного выступления Пьетро Кандиано I против нарентинских пиратов и, следовательно, ее можно датировать 888 г. Изо­браженный на ней селандер — это корабль все­го лишь с одним рядом весел, по шесть с каж­дого борта — три в направлении к носу и три к корме от большой центральной башни — и с мачтой впереди.

Следовательно, мы можем заключить, что се­ландер был дромоном с высокой и округлой башней впереди и двумя рядами весел для ста—ста пятидесяти гребцов. Когда этот тип со­четался с другими разновидностями судов, воз­никла яхта-селандер, более скорая и лучше во­оруженная или виссер-селандер с меньшим ко­личеством гребцов, поскольку от него не требо­валось скорости. Мы делаем такой вывод, ссы­лаясь на теорию Джела, по которой термин «се­ландер» применялся для обозначения корабля более медленного, чем быстроходный дромон.

Галера была меньшим из дромонов, упомина­емых у Льва Мудрого. Он оговаривает, что на ней имелся только один ряд весел, которых могло насчитываться двадцать пять по борту. Двадцать пять банок по борту сохранялось и для галер XIV-XV вв., но на каждой банке располагалось по три гребца, и у каждого имелось по веслу, так что количество весел, которых насчитыва­лось пятьдесят на галерах X в., на венецианс­ких зензиль-галерах или же на генуэзских гале­рах с тремя веслами на банку в XIV-XV вв. возросло до ста пятидесяти. В XVI-XVII вв. га­леры в результате принятия «ступенчато-ярус- ной системы», или же системы «скалоджио», опять вернулись к соотношению по одному вес­лу на скамью и достигали максимум тридцати шести скамей.

Продолжая знакомство с типами судов X-XI вв., мы находим такие названия, как «кэт», «буцентавр», «ligna de teriis» и «большая галера».

Название «кэт» происходит, возможно, от ис­каженного галльского слова, превращенного в «каттус»; согласно венецианским законам, «кэт» — это большая галера, одна из тех, где находилось до ста человек.

Архиепископ Уильям Тирский говорит в «Gesta dei per Francos», что в 1121 г. дож Доменико Микеле отправился в Сирию с флотом, состав­ленным из сорока галер, двадцати восьми кэтов и четырех больших грузовых судов, и дальше объясняет, что «корабли с рострами, которые называют кэтами» были крупнее галер, что на них имелось по сто весел, и каждым орудовало по два человека. Во время плавания кэты шли рядом с четырьмя большими грузовыми судами, а галеры поддерживали их с тыла; следователь­но, кэты не очень-то годились для битвы. Одной из особенностей, характерной также для галер конца XIV в., было наличие двух кормовых ве­сел. Другой хроникер, Альбер д’Экс (Альбертус Аквенсис) говорит: «на галерах… на триремах, именуемых в просторечии каттус…». Это подтвер­ждает, что термин «кэт» относится к большой галере.

«Буцентавр», официальный корабль дожа, не был военным, но документы XIV в. описывают такие суда как разновидность большой галеры

Из венецианского указа от 30 декабря 1337 г. можно сделать вывод, что «буцентавр» — это искаженное «дуценторум» — следовательно, бу- центавры и кэты являлись одним и тем же ти­пом корабля.

Ligna de teriis, упоминаемые почти исключи­тельно в генуэзских статутах Уффицио ди Газариа в годы между 1300 и 1350, были корабля­ми, размерами меньше галер с тремя, а то и двумя веслами на скамью. Установить, что эти корабли были меньше галер можно с помощью одного из генуэзских статутов, который датирует­ся 14 октября 1316 г. и озаглавлен: «Ordina- mentum [actum in galeis navigaturis ad Aguas Mortuas». В нем устанавливалось, что, направ­ляясь из Генуи в Аг Морт близ Монпелье во Франции, корабли не могут идти поодиночке, но каждую галеру должна сопровождать другая га­лера или lignum de teriis с восемьюдесятьюста веслами. Эти суда не могли ходить парами, а только в сопровождении более крупной и лучше вооруженной галеры

«Большая галера» была, как правило, не воен­ным, а купеческим судном. Большим военным галерам давались особые названия, такие, как уже упоминавшиеся кэт, буцентавр, а с XVI по XVII вв. и другие.

flotil.ru

Корабли и морское дело | Энциклопедия Песни Льда и Пламени

На этой странице собрана информация о кораблях, появляющихся в книгах. Корабли упомянуты по алфавиту в соответствии с портом приписки, если эта информация не известна, то корабль относится к тому городу-порту, в котором впервые упоминается.

Типы кораблей

В Саге по морям ходят следующие морские суда:

  • Барка
  • Галеон[1]
  • Галея
  • Ладья (англ. Longship) — подвид галеи, традиционный для Железных островов. Это изящное, длинное и узкое судно небольших размеров с очень малой осадкой, что позволяет ему подниматься высоко по рекам и приставать к побережью практически в любом месте. Обычный экипаж ладьи — тридцать моряков, которые способны служить и гребцами, и солдатами. Крупнейшие из ладей вооружены таранами и подходят для того, чтобы топить и брать на абордаж корабли в море, но обычные ладьи лучше приспособлены для быстрых разбойничьих набегов.
  • Дромон (англ. Dromond) — флот из десяти дромонов был построен по распоряжения королевы Серсеи, после её заключения под стражу был угнан на Ступени лордом-адмиралом Аураном Уотерсом.
  • Кара́кка
  • Когг (или ког)
  • Лебединые корабли (или лебеди) — это крупные парусные суда для океанских путешествий, которые строят на Летних островах. На родине у них есть какое-то свое название, но оно неизвестно; лебедиными кораблями эти суда называют в Семи Королевствах Вестероса из-за обилия белых парусов и резных птичьих фигур на носу. Несмотря на свои размеры, лебединые корабли быстроходны и при попутном ветре могут обогнать любую галею, но в штиль они могут только беспомощно дрейфовать[2].
  • Ялик[3].

Долина Аррен

Морской путь: Чаячий город — Браавос.

Драконий Камень и Штормовые земли

  • «Благочестие» (en:Piety) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Быстрый меч» (en:Swift Sword) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Вера» (en:Devotion) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Верный» (en:Faithful) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Весёлый лорд» (en:Laughing Lord) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Горделивая» (en:Windproud) — корабль Стеффона Баратеона. Разбился в шторме в заливе Разбитых Кораблей близ Штормового Предела.
  • «Горящий трезубец» (en:Trident Three) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Дженна-оборванка» (en:Ragged Jenna) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Дух» (en:Wraith) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Золотая рыбка» (en:Brightfish) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Королева Алисанна» (en:Queen Alysanne) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Кошка» (en:Cat) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Красный ворон» (en:Red_Raven_(ship)) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Красный коготь» (en:Red Claw) — галея Ардриана Селтигара, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Леди Мария» (en:Lady Marya) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Леди Харра» (en:Lady Harra) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Лорд Стеффон» (en:Lord Steffon) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Меч-рыба» (en:Swordfish) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Молитва» (en:Prayer) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Морской демон» (en:Sea Demon) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Морской олень» (en:Stag of the Sea) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Отважный» (en:Courageous) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Погибель драконов» (en:Dragonsbane) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Принцесса Рейнис» (en:Princess Rhaenys) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Скипетр» (en:Sceptre) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Собачий нос» (en:Dog’s Nose) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Чёрная Бета» (en:Black Betha) — корабль Давоса Сиворта. Уничтожен диким огнем в битве на Черноводной.
  • «Чёрная честь» (en:Horned Honor) — галея флота Станниса Баратеона, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Ярость» (en:Fury) — трехпалубная галея. Флагман флота короля Станниса. Уничтожен диким огнем в битве на Черноводной. Мастер над гребцами Марик Сиворт.
Флот Веларионов
  • «Ведьма» (en:Harridan) — галея на службе Веларионов, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Верный сердцем» (en:True Heart) — корабль Дейрона Велариона, был потоплен вместе с капитаном во время битвы на Ступенях.
  • «Гордость Дрифтмарка» (en:Pride of Driftmark) — галея на службе Веларионов, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Дерзкий смех» (en:Bold Laughter) — галея на службе Веларионов, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Королева Рейнис» (en:Queen Rhaenys) — корабль Алина Велариона, флагман флота Веларионов.
  • «Королева-треска» (en:Cod Queen) — рыбачий баркас, первое собственное судно Корлиса Велариона[4].
  • «Леди Бейла» (en:Lady Baela) — двухсотвесельная галея Алина Велариона, была захвачена им на Ступенях и переименована в честь его жены.
  • «Ледяной волк» (en:Ice Wolf) — корабль Корлиса Велариона, на котором он безуспешно пытался отыскать проход от Студеного моря к Закатному.
  • «Летняя дева» (en:Summer Maid) — один из кораблей Корлиса Велариона[4].
  • «Морской змей» (en:Sea Snake) — легендарный корабль Корлиса Велариона на котором он совершил свои знаменитые девять плаваний.
  • «Морской конь» (en:Seahorse) — галея на службе Веларионов, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Мышь» (en:Mouse) — торговый когг Марильды из Халла, матери Аддама и Алина Веларионов.
  • «Поцелуй Русалки» (en:The Mermaid’s Kiss) — корабль на службе Веларионов.
  • «Слава лорда Эйтана» (en:Lord Aethan’s Glory) — корабль на службе Веларионов.
  • «Спайстаунка» (en:Spicetown Girl) — корабль на службе Веларионов.
  • «Утренний прилив» (en:Morning Tide) — корабль на службе Веларионов.

Королевские земли

Королевская Гавань

Основная статья: Королевский флот.

  • «Баранья голова» (en:Ramshead) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Белый олень» (en:White Hart) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Бесстыдница» (en:Lady’s Shame) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Быстрокрылый» (en:Seaswift) — галея, на котороя Мирцелла отправилась в Дорн.
  • «Вихрь» (en:Wildwind) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Дерзкий ветер» (en:Bold Wind) — галея. Сопровождала Мирцеллу в Дорн.
  • «Золотая роза» (en:Golden Rose) — один из десяти военных кораблей, созданных вместо уничтоженных в битве на Черноводной.
  • «Золотой дракон» (en:Golden Dragon) — галея Королевского флота во времена правления Эйгона V.
  • «Королева Маргери» (en:Queen Margaery) — один из десяти военных кораблей, созданных вместо уничтоженных в битве на Черноводной.
  • «Королева Серсея» (en:Queen Cersei) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Копьё» (en:Lance) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Леди Джоанна» (en:Lady Joanna) — один из десяти военных кораблей, созданных вместо уничтоженных в битве на Черноводной.
  • «Леди Лианна» (en:Lady Lyanna) — галея. Сопровождала Мирцеллу в Дорн.
  • «Леди Оленна» (en:Lady Olenna) — один из десяти военных кораблей, созданных вместо уничтоженных в битве на Черноводной.
  • «Летний сон» (en:Summer’s Dream) — каракка, нанятая Тирионом Ланнистером для транспортировки Яноса Слинта и его людей в Ночной Дозор. Морской путь: Королевская Гавань — Чаячий город — Три Сестры — Скагос — Восточный Дозор-у-Моря.
  • «Лорд Ренли» (en:Lord Renly) — один из десяти военных кораблей, созданных вместо уничтоженных в битве на Черноводной.
  • «Лорд Тайвин» (en:Lord Tywin) — флагманский корабль, вдвое больше «Молота короля Роберта»[5].
  • «Львиная звезда» (en:Lionstar) — галея. Сопровождала Мирцеллу в Дорн, а позже доставила Фреев с костями Вендела к лорду Мандерли в Белую Гавань.
  • «Львица» (en:Lioness) — один из десяти военных кораблей, созданных вместо уничтоженных в битве на Черноводной.
  • «Милость богов» (en:Godsgrace) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Молот короля Роберта» (en:King Robert’s Hammer) — флагманский корабль, огромная 400-вёсельная галея, одна из крупнейших в королевском флоте.
  • «Морской цветок» (en:Seaflower) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Мудрая женщина» (en:Wise Woman) — торговая галея, существовавшая во времена правления Джейхейриса I.[6]
  • «Неподкупный» (en:Loyal Man) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Отважный Джоффри» (en:Brave Joffrey) — один из десяти военных кораблей, созданных вместо уничтоженных в битве на Черноводной.
  • «Прекрасная Серсея» (en:Sweet Cersei), по размерам равна «Молоту короля Роберта»[5].
  • «Принц Эймон» (en:Prince Aemon) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Принцесса Мирцелла» (en:Princess Myrcella)
  • «Страж Гавани» (en:Kingslander) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Стрела» (en:River Arrow) — галея, участвовала в битве на Черноводной.
  • «Шёлковая леди» (en:Lady of Silk) — галея, участвовала в битве на Черноводной.

Железные острова

Основная статья: Железный флот.

  • «Акула» (en:Shark) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев, но остался на ремонте на Кедровом острове.
  • «Безрассудная Джейна» (en:Headless Jeyne) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Белая вдова» (en:White Widow) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Благородная леди» (en:Noble Lady) — торговый когг, был захвачен Виктарионом Грейджоем.
  • «Боевой молот» (en:Warhammer) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Быстрый плавник» (en:Swiftfin) — военный корабль, капитаном которого был Савейн Ботли.
  • «Великий кракен» (en:Great Kraken) — военный корабль Бейлона Грейджоем.
  • «Ветер жатвы» (en:Reaper’s Wind) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Воздушный змей» (en:Kite) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Воительница» (en:Warrior Wench) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Горе» (en:Grief (ship)) — один из кораблей Виктариона Грейджоя, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Гроза морей» (en:Thrall’s Bane) — один из кораблей Виктариона Грейджоя, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Громобой» (en:Thunderer) — военный корабль Дунстана Драмма.
  • «Губитель дев» (en:Maiden’s Bane) — военный корабль, участвовал в битве при Щитах, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Железная победа» (en:Iron Victory) — флагман Железного флота, капитаном которого является Виктарион Грейджой.
  • «Железная леди» (en:Iron Lady) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Железная месть» (en:Iron Vengeance) — один из кораблей Виктариона Грейджоя, которые он привел с собой на вече.
  • «Железный ветер» (en:Iron Wind) — военный корабль, участвовал в битве при Щитах.
  • «Железное крыло» (en:Iron Wing) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Железный поцелуй» (en:Iron Kiss) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Заря Гискара» (en:Ghiscari Dawn) — гискарская торговая галея, была включена в состав Железного флота Виктарионом Грейджоем.
  • «Золотой шторм» (en:Golden Storm) — боевая ладья Эйрона Грейджоя, потоплена «Яростью» (en:Fury) во время восстания Бейлона Грейджоя.
  • «Кинжал» (en:Dagger) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Кормилец ворон» (en:Ravenfeeder) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Красный прилив» (en:Red Tide) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев, но разбился по пути к Кедровому острову.
  • «Красный шут» (en:Red Jester) — военный корабль, участвовал в походе Железного флота на Щитовые острова.
  • «Кулак Дагона» (en:Dagon’s Feast) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев, но разбился по пути к Кедровому острову.
  • «Левиафан» (en:Leviathan (ship)) — военный корабль Железного флота.
  • «Лорд Викон» (en:Lord Vickon) — военный корабль Виктариона Грейджоя.
  • «Лорд Дагон» (en:Lord Dagon) — военный корабль, участвовал в битве при Щитах.
  • «Лорд Квеллон» (en:Lord Quellon) — военный корабль Виктариона Грейджоя.
  • «Молчаливая» (en:Silence) — боевая галея Эурона Грейджоя.
  • «Морская песнь» (en:Sea Song) — боевой корабль, принадлежащий лорду Родрику Харлоу.
  • «Морская сука» (en:Sea Bitch) — боевая ладья Теона Грейджоя.
  • «Ночная летунья» (en:Nightflyer) — боевой корабль, принадлежащий лорду Бейлору Блэктайду.
  • «Охочая» (en:Willing Maiden) — юнкайская торговая галея, была включена в состав Железного флота Виктарионом Грейджоем.
  • «Пеноходец» (en:Foamdrinker) — боевая ладья Дагмера Щербатого.
  • «Перепелятник» (en:Sparrowhawk) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Плач» (en:Lamentation) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Плясун с топориком» (en:Fingerdancer) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Поцелуй кракена» (en:Kraken’s Kiss) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Призрак» (en:Ghost (ship)) — галея, захваченная Железным флотом в заливе Работорговцев.
  • «Семь черепов» (en:Seven Skulls) — один из кораблей Виктариона Грейджоя, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Серебряный плавник» (en:Silverfin) — военный корабль одного из родственников Савейна Ботли.
  • «Серый призрак» (en:Grey Ghost (ship)) — военный корабль Виктариона Грейджоя.
  • «Скорбь» (en:Woe) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Солёная дева» (en:Salty Wench) — боевой корабль Квентона Грейджоя[7].
  • «Страх» (en:Fear) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Твёрдая рука» (en:Hardhand) — военный корабль Виктариона Грейджоя, участвовал в битве при Щитах.
  • «Тень» (en:Shade) — галея, захваченная Железным флотом в заливе Работорговцев.
  • «Тщетная надежда» (en:Forlorn Hope) — военный корабль, принял участие в походе в залив Работорговцев.
  • «Чёрный ветер» (en:Black Wind) — боевой корабль Аши Грейджой.
  • «Эсгред» (en:Esgred (ship)) — первый корабль, который построил мастер-корабельщик Сигрин.

Западные земли

Ланниспорт
Морской путь: Ланниспорт — Волантис — Дымное море (?).
Светлый остров

Простор

Арбор

Основная статья: флот Редвинов.

Старомест
Морской путь: Старомест — Эйгон, Висенья и Рейнис (острова) — Летние острова — Соториос — Высокодрев — Старомест.

7kingdoms.ru

Железный флот | Энциклопедия Песни Льда и Пламени

Железный флот — регулярный военный флот Железных островов. В отличие от остальных флотов Железных Островов, составленных в основном мелкими ладьями, Железный флот — дисциплинированное соединение из крупных галер, вооруженных таранами и способных дать морской бой любому противнику. Он принадлежит не отдельным лордам и капитанам, а Морскому Трону, то есть королевскому дому Грейджоев[1]. Железным флотом командует лорд-капитан; единственным человеком, носившим это звание в течение саги, был Виктарион Грейджой[2].

Прошлое

Исторически флот Железных островов составляли небольшие ладьи — легкие суда с низкой осадкой. Квеллон Грейджой участвовал в войне Девятигрошовых королей с флотом из ста ладей. Его сын Бейлон, занявший Морской трон вскоре после смерти Квеллона в 284 году от З.Э., в конце восстания Роберта, лелеял мечты о восстановлении стародавнего господства железнорожденных на Закатном море. В течение пяти лет Бейлон строил флот из больших военных кораблей —

Пять лет он готовился, собирая мужчин и ладьи, создавая огромный флот из массивных военных кораблей с усиленными корпусами, железными таранами, с палубами, ощетинившимися скорпионами и огнеметными устройствами. Корабли этого железного флота были скорее галерами, чем ладьями, они были больше, чем любые, построенные железнорожденными прежде.Мир Льда и Пламени, Старый и новый законы

Железный флот составлял основную ударную силу в восстании Бейлона Грейджоя. Он сжег военный флот Ланнистеров в порту Ланниспорта — эту операцию спланировал Эурон Грейджой, а осуществил его брат Виктарион, назначенный лордом-капитаном Железного флота. Однако в решающей морской битве у Светлого острова Железный флот был заманен в ловушку и разгромлен королевским флотом под началом Станниса Баратеона. Эйрон Грейджой участвовал в этой битве и едва не утонул после гибели своего корабля «Золотой шторм»[3]. Вероятно, многие или большинство кораблей современного Железного флота были построены уже после этих событий — для восполнения потерь.

Пир стервятников

Флот вместе с другими кораблями Железных Островов, атакует Щиты и в бою теряет семь кораблей. После этого Эурон Грейджой приказывает Виктариону отправиться вместе с флотом в залив Работорговцев и привезти оттуда Дейнерис Таргариен.

Танец с драконами

Флот плывет в Залив. В Редвинском проливе и около Дорна, флот захватывает пять кораблей и увеличивается до девяносто восьми кораблей. На Ступенях они запаслись зерном, дичью и пресной водой. Там же «Железная победа» захватила большой купеческий когг «Благородная леди», шедший в Старомест через Королевскую Гавань, Сумеречный Дол и Чаячий город с грузом соленой трески, сельди и китового жира. Виктарион решает разделить флот на три флотилии, чтобы встретиться вновь у южной оконечности Кедрового острова.

На месте встречи собралось сорок пять. Некоторые корабли остались позади, а некоторые были потеряны во время шторма. Были захвачены девять кораблей, но среди них не было ни одного боевого, лишь торговые и рыбацкие суда.

Когда они были в Волантисе, Виктарион узнает о Волантийском флоте, который должен выступить против Дейнерис. Поэтому у Кедрового острова он оставляет «Акулу» подождать отставшие корабли, а сам движется дальше[1].

По пути флот подбирает Мокорро. Благодаря ему, они добираются до Миэрина быстрее Волантийского флота. К этому времени флот насчитывает шестьдесят один корабль[4].

Ветра зимы

Корабли флота

На 300 год после З.Э. флот насчитывал ровно сто военных галей — не таких больших, как дромоны «зеленых земель», но втрое больше обычных ладей, с глубокой осадкой и таранами на носу. Флаги и паруса на всех кораблях флота чёрные с золотым кракеном[4]. По мнению Аурана Уотерса, корабли Железного флота по скорости и силе сравнимы с небольшими галеями Королевского флота, а капитаны и матросы на них лучше[6].

Сотня Виктариона

Флагманский корабль — «Железная победа» под командованием самого Виктариона Грейджоя[7]. Команда корабля:

Другие корабли[7]:

Упоминаются в главе Пир стервятников, Флотоводец:

Упоминается в главе «Танец с драконами, Железный жених»:

Упоминаются в главе «Виктарион II»[4]:

Другие корабли Грейджоев

Корабли, которые могут входить, а могут и не входить в состав флота:

  • «Великий кракен» (en:Great Kraken) — корабль под командованием самого Бейлона Грейджоя, на носу корабля железный таран в виде кракена[9]. Это, возможно, самый большой и мощный военный корабль на Железных островах.
  • «Молчаливая» (англ. en:Silence — тишина, безмолвие) — корабль под командованием Эурона Грейджоя, одномачтовая галея, узкая с низкой посадкой[7], чёрными парусами и статуей чугунной девы без рта на носу. Палубы выкрашены красным, чтобы кровь была менее заметна[10]. Команда корабля преимущественно состоит из немых иноземцев.
  • «Морская сука» (en:Sea Bitch) — корабль под командованием Теона Грейджоя. Чёрная ладья ста футов длиной, одномачтовая, с пятьюдесятью вёслами и железным тараном в форме наконечника стрелы. На палубе могут разместиться сто человек[11].
  • «Пеноходец» (en:Foamdrinker) — корабль под командованием Дагмера Щербатого.
  • «Чёрный ветер» (en:Black Wind) — корабль под командованием Аши Грейджой.

Захваченные корабли

  • Торговый когг «Благородная леди» захвачен на Ступенях[1].
  • Три когга, галея и гелеон, захваченные в Редвинском проливе и около Дорна[1].
  • Большая торговая галея «Заря Гискара» захвачена у руин Гозая, переименована в «Гнев Красного бога»[4].
  • Мирийский когг «Голубка», переименованный в «Сорокопут».
  • Две галеи, шедшие в Новый Гис, переименованные в «Призрак» и «Тень».
  • Галеон, захваченный «Горем».
  • Галея, захваченная «Воздушным змеем».
  • Рыбацкий баркас, захваченный «Семью черепами» и «Грозой морей». Сожжен вместе с семью невольницами, которых Виктарион Грейджой принёс в жертву Утонувшему и Красному Богам.
  • Галея «Охочая» захвачена около Юнкая, переименована в «Восставшего раба».

В прошлом

Источники

  1. 1,01,11,21,31,41,5 Танец с драконами, Железный жених
  2. ^ Битва королей, Теон II
  3. ^ Пир стервятников, Пророк
  4. 4,04,14,24,3 Танец с драконами, Виктарион II
  5. ^ Ветра зимы, Барристан II
  6. ^ Пир стервятников, Серсея VII
  7. 7,07,17,2 Пир стервятников, Железный капитан
  8. 8,08,18,2 Танец с драконами, Приложение
  9. ^ Битва королей, Теон I
  10. ^ Пир стервятников, Пророк
  11. ^ Битва королей, Теон II

7kingdoms.ru

Римский флот. Вооружение и тактика | Римский флот. Конструкция и типы кораблей | Корабли античности | Флот — ХLegio 2.0


 

Вооружение

 

Рис. 1 и 2 . Ворон и манипуларий

Слева – абордажный трап «ворон» (вид сбоку, вид спереди). Справа – римский легионер, главная ударная сила корабля (морские пехотинцы именовались «манипулариями» и «либурнариями»)

 

Главным оружием римского корабля  были морские пехотинцы. Если греки и эллинистические государства в качестве основного тактического приема использовали по большей части таранный удар, то римляне еще в Первую Пуническую войну сделали ставку на решительный абордажный бой. Римские manipularii (морские пехотинцы) имели отменные боевые качества. Карфагеняне, полагавшиеся  на скорость и маневренность своих кораблей, располагали более искусными моряками, но не смогли противопоставить римлянам аналогичных солдат. Сперва ими было проиграно морское сражение при Милах, а несколько лет спустя  римские квинкверемы, оснащенные абордажными «воронами», сокрушили карфагенский флот при Эгатских островах.

Со времен Первой Пунической войны штурмовой трап-«ворон» (лат.corvus) становится  почти неотъемлемым атрибутом римских кораблей первого класса. «Ворон» представлял собой штурмовой трап особой конструкции, имел десять метров в длину и около 1,8 в ширину.  «Вороном» он назван из-за характерной клювообразной формы большого железного крюка (см. рисунок), находившегося  на нижней поверхности штурмового трапа. Или протаранив неприятельское судно, или просто переломав ему весла в скользящем ударе, римский корабль резко опускал «ворон», который пробивал своим стальным крюком палубу и накрепко в ней застревал. Римская  морская  пехота обнажала мечи… А после этого, как обычно выражаются римские авторы, «все решала личная  доблесть и рвение воинов, желающих отличиться в бою на глазах у своих начальников».

Несмотря на противоречащий не только здравому смыслу, но и первоисточникам скепсис отдельных исследователей, едва ли подлежит сомнению факт использования на кораблях римского флота метательных машин.

Например, в «Гражданских войнах» Аппиана (V, 119) находим: «Когда назначенный день наступил, при громких криках бой начался с состязания гребцов, бросавших как машинами, так и руками камни, зажигательные снаряды, стрелы. Затем и сами суда стали разбивать друг друга, ударяя или в бока, или в эпотиды – выдававшиеся спереди брусья, – или в носовую часть, где удар был сильнее всего и где он, сбрасывая экипаж, делал корабль неспособным к действию. Некоторые суда, проплывая мимо, осыпали друг друга снарядами и копьями.» (курсивы мои – А.З.)

Этот и несколько других фрагментов античных авторов позволяют заключить, что метательные машины, с IV в. до н.э. получившие широкое распространение в сухопутных армиях развитых государств Античности, использовались также и на эллинистических, и на римских кораблях. При этом, однако, дискутивным остается вопрос о масштабах применения этого плода «высоких технологий» Античности.

По своим весо-габаритным характеристикам и по точности стрельбы наиболее пригодными для использования на палубных или полупалубных кораблях любых классов видятся легкие торсионные двухплечевые стрелометы («скорпионы»).

 

Рис. 3 . Скорпион, наиболее распространенная артиллерийская установка римского флота

 

Далее, применение таких устройств как гарпакс (см. ниже), а также обстрел неприятельских кораблей и береговых укреплений каменными, свинцовыми и зажигательными ядрами были бы невозможны без применения более тяжелых двухплечевых торсионных стрело- и камнеметов – баллист. Конечно, трудности прицельной стрельбы с качающейся платформы (которой является любой корабль), значительная масса и габариты ограничивают вероятный спектр типов римских кораблей, на которых была бы возможна установка баллист. Однако, на таких типах, как, скажем, эннеры и децемремы, которые представляли собой именно специальные плавучие артиллерийские платформы, баллисты представить себе не столь уж трудно.

 

Рис. 4 . Баллиста

 

Последнее относится и к онагру – одноплечевому торсионному камнемету. Есть все основания полагать, что если онагры и использовались в качестве палубной артиллерии, то лишь для обстрела наземных целей. Заметим, что изображенный на рис. 5 корабельный онагр снабжен колесами в первую очередь не ради того, чтобы возить его с места на место. Напротив, установленные на палубах сверхтяжелых римских кораблей онагры наверняка закреплялись канатами, хотя и не наглухо, а с определенными допусками, как во многих случаях и позднейшая пороховая корабельная артиллерия. Колеса онагра, как и колеса станков позднейших средневековых требюше служили для компенсации сильного опрокидывающего момента, возникавшего в момент выстрела.

 

Рис. 5. Онагр

Колеса у палубных онагров скорее всего служили для компенсации опрокидывающего момента, возникающего в момент выстрела. Также обратим внимание на крючья, изображенные в передней части станка. За них должны были заводиться канаты, удерживающие онагр на месте во время качки.

 

Наиболее интересной метательной машиной, которая могла использоваться в римском флоте, следует признать полибол – полуавтоматический стреломет, представляющий собой усовершенствованный скорпион. Если верить описаниям, эта машина вела непрерывную стрельбу стрелами, подающимися  из» магазина», расположенного над направляющим ложем. Цепная  передача, приводившаяся  в действие вращением ворота, одновременно взводила полибол, натягивая  тетиву, подавала в ложе стрелу из «магазина» и, на очередном обороте, спускала тетиву. Таким образом, полибол можно признать даже полностью автоматическим оружием с принудительной механикой перезарядки (кстати, некоторые современные многоствольные малокалиберные пушки тоже имеют полупринудительную автоматику: кроме энергии пороховых газов, в них используются  также внешние электроприводы).

 

Рис. 6 . Полибол (полуавтоматический стреломет)

 

Для  огневой поддержки римляне также использовали наемных критских лучников, которые славились своей меткостью и замечательными зажигательными стрелами («malleoli»).

Кроме стрел, копий, камней и окованных железом бревен римские корабельные баллисты также стреляли тяжелыми железными гарпунами-гарпаксами (лат. harpax). Наконечник гарпакса имел хитроумную конструкцию. После проникновения  в корпус неприятельского корабля  он раскрывался,  так что извлечь гарпакс обратно было практически невозможно. Таким образом, супостата «арканили» желательно сразу с двух-трех кораблей и переходили к излюбленному тактическому приему: собственно, абордажному бою.

 

Рис. 7 . Гарпакс (harpax)

Вверху – гарпакс, общий вид. Внизу – наконечник гарпакса, раскрывшийся после пробития обшивки.

 

По поводу гарпакса Аппиан сообщает следующее: «Агриппа придумал так называемый гарпакс – пятифутовое бревно, обитое железом и снабженное с обоих концов кольцами. На одном из колец висел гарпакс, железный крюк, к другому же было прикреплено множество мелких канатов, которые при помощи машин тянули гарпакс, когда он, будучи брошен катапультой, зацеплял вражеский корабль.

<…>

Но более всего отличался гарпакс, сбрасывавшийся на корабли благодаря своей легкости с большого расстояния и зацеплявшийся всякий раз, когда канаты с силой тянули его назад. Обрубить его для подвергшихся нападению было трудно, так как он был окован железом; длина же его делала и канаты недоступными для того, чтобы их обрубить. Ввиду того что орудие введено было в действие впервые, то не придумали еще таких мер против него, как серпы, насаженные на древки. Единственное средство, какое могли придумать против гарпакса, ввиду неожиданности его появления, – двигаться в противоположном направлении, давая задний ход. Но так как то же самое делали и противники, силы же гребцов были равны, гарпакс продолжал делать свое дело. » [«Гражданские войны», V, 118-119]

Несмотря  на все описанные технические и артиллерийские изыски, таран (лат.rostrum) являлся  куда более надежным и мощным оружием корабля, чем баллисты и скорпионы.

Тараны изготовлялись из железа или бронзы и, как правило, использовались в паре. Большой таран (собственно рострум) в форме высокого плоского трезубца находился  под водой и был предназначен для  сокрушения  подводной части неприятельского корабля. Рострум весил очень и очень порядочно. Например, найденный израильскими археологами бронзовый таран с греческой биремы затянул на 400 кг. Легко себе представить, сколько весили рострумы римских квинкверем.

 

Рис. 8. Таран (rostrum)

 

Малый таран (проемболон) находился  над водой и имел форму бараньей, свиной, крокодильей головы. Этот второй, малый, таран служил буфером, препятствующим а) разрушению форштевня  корабля  при соударении с бортом вражеского судна; б) чересчур глубокому проникновению рострума в корпус неприятельского корабля.

Последнее могло иметь печальные последствия  для  атакующего. Таран мог застрять во вражеском корпусе и атакующий полностью терял маневренность. Если вражеский корабль горел, можно было сгореть с ним за компанию. Если же вражеский корабль тонул, то можно было в лучшем случае остаться  без тарана, а в худшем – утонуть вместе с ним.

Весьма экзотичным оружием был так называемый «дельфин». Он представлял собой большой продолговатый камень или свинцовый слиток, который перед боем подымали на вершину мачты или на специальный выстрел (то есть на длинную поворотную балку с блоком и лебедкой). Когда неприятельский корабль оказывался  в непосредственной близости, мачту (выстрел) заваливали так, чтобы она оказалась над супостатом, и обрубали трос, удерживающий «дельфина». Тяжелая болванка падала вниз, ломая палубу, скамьи гребцов и/или днище неприятельского корабля .

Считается, впрочем, что «дельфин» был эффективен только против беспалубных судов, поскольку лишь в этом случае он мог пробить днище и утопить вражеский корабль. Иными словами, «дельфин» мог использоваться  против пиратских фелюк или либурн, но не при столкновении с кораблем первого класса. По этой причине «дельфин» был скорее атрибутом невооруженного купеческого судна, чем римской триеры или квадриремы, и без того вооруженных до зубов.

Наконец, на римских кораблях использовались различные зажигательные средства, к которым относились т.н. «жаровни» и сифоны.

«Жаровни» представляли собой обычные ведра, в которые непосредственно перед боем заливали горючую жидкость и поджигали ее. Затем «жаровню» подвешивали на конец длинного багра или выстрела. Таким образом, «жаровня» выносилась на пять-семь метров вперед по курсу корабля, что позволяло опорожнить ведро с горючей жидкостью на палубу неприятельского корабля еще до того, как проемболон и/или таран входили в соприкосновение не только с бортом, но даже с веслами супостата.

Именно при помощи «жаровен» римляне прорвались сквозь строй сирийского флота в битве при Панорме (190 г. до н.э.).

 

Рис. 9. Рручной огнемет (слева) и огнеметный сифон (справа)

 

Сифон был изобретен ок. 300 г. до н.э. неким греком из Александрии. Сифон – это ручное оружие: труба, наполненная  маслом. Масло поджигается  и им якобы можно вовсю поливать вражеское судно. Увы, как и в случае с ручным огнеметом для  «греческого огня», не вполне ясен физический принцип действия  оружия  (равно как и толком не известен химсостав горючих смесей). Кстати, упомянутый огнемет был пущен в ход аж в VIII в. н.э. и, строго говоря  не римлянами, а ромеями, сиречь византийскими греками. (Подробнее см. «Дромоны» и «Греческий огонь».)

 

Тактика

 

Тактика римского флота была проста и высоко эффективна. Начиная  сближение с неприятельским флотом, римляне засыпали его градом зажигательных стрел и других снарядов из метательных машин. Затем, сблизившись вплотную, топили корабли неприятеля  таранными ударами или сваливались в абордаж. Тактическое искусство заключалось в том, чтобы, энергично маневрируя, атаковать один вражеский корабль двумя-тремя своими и тем самым создать подавляющий численный перевес в абордажном бою. Когда неприятель вел интенсивный встречный огонь из своих метательных машин, римская  морская  пехота строилась черепахой (как это показано на рисунке триремы на предыдущей странице), пережидая  смертоносный град.

 

Рис. 10. Черепаха

На рисунке изображена римская  центурия, штурмующая  неприятельское укрепление в строе черепахи».

 

Если погода благоприятствовала и в наличии имелись «жаровни» – римляне могли попытаться  сжечь вражеские корабли, не вступая  в абордажный бой.

Если численное преимущество было на стороне противника, римляне стремились уклониться  от боя, то есть попросту говоря  – бежать.

 


 

Перейти к Первой части (Конструкция и классификация) >>>

Публикация:
XLegio © 1999, 2001

xlegio.ru

Римские корабли — бирема, либурна

Либурна

В I веке до нашей эры либурна была с двумя располагавшимися  один над другим рядами весел и гребцами, размещенными по два человека на поставленных уступами скамьях. У либурны имелся таран, два кормовых весла и мачта с прямым парусом. При 52 гребцах, то есть с 13 парами скамеек, длина корабля была около 23 метров, ширина – 4,3 метра, осадка – 0,75 метров. В более позднее время отказались от подводного тарана. Либурна могла иметь палубу или быть беспалубной. В случае, когда она была без палубы, она имела две платформы – носовую и кормовую, соединенные центральным проходом. Для либурн были характерны два новшества:

·    Гребцы разных команд сидели на одной скамье, располагаясь под углом, а не перпендикулярно борту корабля. Гребец, сидевший ближе к центру и позади, работал длинным веслом, а гребец, сидевший и борта – более коротким. Поэтому они не мешали.

·    Весла не опирались на уключины, прилаженные к борту, и не выходили из отверстий, пробитых в борту, уключины находились на продольной балке, расположенной снаружи на определенном расстоянии от корпуса (около 0,6 м). Эта балка получила название «планшир» и позволяла при узком корпусе сохранить длинное весло и низкий борт.

У либурн, таким образом, корпуса были ниже и уже, чем у других судов, а это означает, что при том же количестве гребцов они были намного легче. Более того, поскольку весла на них были длиннее, суда эти отличались большой быстротой и маневренностью. При необходимости максимальная скорость хода достигала 8-9 узлов.

Римская бирема. Барельеф

Бирема I века до нашей эры была довольно большим палубным судном. Гребцы, работавшие двумя ярусами весел, размещались под палубой. Длина судна при 18 веслах в ряду достигала 30-32 метров, ширина – 5 метров, а осадка – 1 метра. Кроме гребцов на судне могли поместиться 25 матросов и до 80 воинов. Иногда на носовой части и/или на корме ставились деревянные башни для стрелков. Были и более крупные биремы с 30 веслами в ряду, тогда на них устанавливались две мачты. Это были хорошие мореходные суда, выдерживавшие довольно сильный шторм.

Тактика морского боя в древности основывалась на поражении неприятеля сверху, поэтому воинов, метавших стрелы и камни, старались ставить на возвышении (башни), устраиваемые обычно на носовой части. Башни были разборными и ставились только перед самым началом сражения. Кораблестроители разных стран стремились превзойти друг друга в высоте своих башен, что сулило превосходство в бою, но в то же время создавало огромные неудобства при ветреной погоде.

Начиная с III века до н. э. на боевых кораблях стали применять легкие метательные машины. Обычно это были катапульты – этютоны. Они состояли из длинного желоба с прочной поперечной рамой спереди, по бокам которой укреплялись два вертикальных пучка сильно скрученных жил. В середине каждого пучка вставляли по рычагу, задние концы которых соединяли тетивой. Посредине тетива прикреплялась к ползунку с гнездом для хвоста стрелы или конца бревна. Ползунок при помощи ворота оттягивался назад, вводя тетиву, которая при спуске устремлялась вперед, бросая снаряд на расстояние до 300 метров. Очень серьезным сдерживающим фактором для более широкого применения катапульт на судах было то, что сырой морской воздух вредно на них влиял, размягчая пучки жил или конского волоса.

В начале средневековья на Средиземном море Византия продолжала развивать мореходство и кораблестроение. Взяв за основу бирему, византийцы преобразовали ее в дромон. Изображений (кроме фрагментов мозаик) и точных размеров  не сохранилось, но из описаний современников можно составить о них понятия.

Один из византийских императоров, в VI веке написавший тракт о военном искусстве, называл дромонами легкие боевые корабли. Однако историки описывают дромон как большое и быстрое судно.

Например, итальянский ученый (XVIII век) сообщал, что крупные дромоны имели длину 60 метров, ширину – 10 метров и до 100 весел. Весла располагались в два ряда –  с каждого борта по 25 в ряду. Как правило, весла верхнего ряда приводились в движение двумя гребцами, а нижнего – только одним каждое. Для размещения уключин верхнего ряда палуба была расширена за приделы бортов (сделан транос) и опиралась на балки, проходившие за бортами. У нижнего ряда, весла которого выходили из отверстий в бортах, уключины прилаживались к обшивке.

Дромон

Таран был надводным, чтобы не уменьшать скорость хода. Имелись башни для стрелков из лука. Помимо гребцов на дромоне находились капитан, стоявший во время боя на корме, два его помощника, матросы и воины. Один из помощников капитана заведовал трубой для метания «греческого огня» (горючая смесь). Дромон имел две-три мачты с прямыми парусами плюс наклонную мачту на баке, несшую небольшой парус. Управление судном осуществлялось двумя кормовыми веслами, закрепленными по правому и левому бортам.

Существовали и большие корабли, имевшие 200 и даже 300 гребцов. На них перед боем поднимали на тросах в высоту (примерно до середины мачт) деревянную платформу со стрелками, защищенную парапетом. Малые дромоны назывались пенфилами или саландерами. Они были длиной примерно 40 метров, и на них было 100 гребцов.

С уменьшением морского могущества Византии, подрываемого войнами с персами и турками, а также внутренними смутами, возвышается Венеция, развивавший свой тип боевого корабля – галеру. Со временем завоевания Византии турками (1453 год) дромоны исчезают, и основным боевым кораблем гребного флота становится более легкая галера.

Венецианцы (италийские беженцы, основавшие свое государство в V веке на болотистых островах Адриатического моря) уже в 485 году умела управлять кораблями.

Галера

В VII веке Венеция берет за образец римскую либурну и создает галеру. Специалисты единодушны в том, что из всех кораблей, использовавшихся в военных флотах всех наций, это самый совершенный тип гребного судна. Переходя из века в век, она, конечно, подвергалась значительным улучшениям, но долгое время являлась единственным кораблем, который знали флоты многих стран.

Главным отличием галеры было то, что она представляла собой корабль, состоявший из двух частей: корпуса, который являлся поплавком и несущей конструкцией, и постицы – огромной прямоугольной деревянной платформы, установленной сверху на корпус. Постица была несколько короче и шире корпуса и служила для размещения уключин, а также для расположения скамеек (банок) для гребцов. То есть теперь гребцов разместили не внутри корпуса, а на нем. Так же, обычно над палубой расстилался легкий тент для защиты гребцов от солнечных лучей и дождя.

Галера-зинзили (XIV век)

На переднем конце носовой платформы и вдоль двух боковых коридоров над уключинами размещались солдаты и метательные машины. Корпус галеры был веретенообразной формы, длинный и узкий, с малой осадкой – идеально приспособленный для движения на веслах и малопригодный для движения под парусами.

Вначале на галерах весла располагались таким образом, что гребцы работали группами по три. Один гребец работал одним веслом, а сажали их по три человека на банку. Такие корабли назывались галеры-зинзилы.

Шпирон

В носовой оконечности корпус плавно переходил в шпирон. Он возник из тарана античных судов, который уже в раннем Средневековье устанавливали выше ватерлинии, и вплоть до XVI  века был коротким и толстым. После появления артиллерии свою первоначальную роль шпирон не выполнял, а использовался как абордажный мостик. Затем он потерял и эту функцию, так как стал таким длинным и узким, что ходить по нему стало невозможно. Поэтому смело можно сказать, что шпирон у галер превратился в чисто декоративный элемент.

Ранние галеры в корме имели высоко поднятые «рога», как античные корабли. Эти украшения исчезают в середине XIV века и заменяются небольшой четырехугольной надстройкой. Вначале это простой каркас из шестов, покрытых тентом. Затем тент натягивают на специальные дуги, а после,  надстройку стали покрывать деревянной крышей.

Галеры раннего Средневековья имели на баке боевую платформу, взятую от боевых судов античности. В XIV веке боевая платформа в прежнем виде выходит из употребления, поскольку с введением пушек носовая оконечность, или, как ее называют моряки, бак, получила новое назначение. Именно так на баке стали устанавливать орудия, как раньше на больших галерах ставили метательные машины. Перед первым рядом гребцов на открытой платформе ставили пушки. Однако в начале XVI века боковые стенки бака поднимают, чтобы защитить канониров (рядовой артиллерии) от волн, а около 1550 года «пушечный бак» сверху закрывают крышей, которая вскоре превращается в боевую платформу для стрелков – рамбат.

Галеры раннего Средневековья управлялись с помощью двух рулевых весел, поставленных по бокам. Согласно одной флорентийской рукописи, руль появился на парусных судах в 1304 году. Однако потребовалось более 100 лет, чтобы он окончательно вытеснил боковые весла. Скорость галеры достигала 7 — 8 узлов при быстрой гребле и 6 узлов при дальних переходах.

Средневековые галеры вначале имели только одну мачту. В XIV веке стали устанавливать вторую, однако сделать из галеры приличный парусник не удалось. При сильном ветре и боя паруса обязательно снимались и суда приводились в движение силой гребцов, иначе невозможно было маневрировать. Главная мачта проходила сквозь палубу, достигала киля и прочно крепилась к набору. Носовая мачта крепилась только к палубе. Паруса сшивали из полос парусины шириной до метра.

Как мы видим, галера была действительно совершенна в качестве гребного судна. В конце позднего Средневековья появляются новые разновидности уже парусных галер. То есть, галера была наивысшей точкой эволюции гребного судна, из чего следует, что она также была конечным (если учитывать только гребные суда) результатом эволюции римского и византийского боевого корабля.



biofile.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *