«Народы моря». Доспехи и оружие (часть десятая) » Военное обозрение

Итак, нашествие «народов моря» было массовым переселением народов, чем-то похожим на сегодняшний исход сирийцев и африканцев в Европу. Только сейчас им там немецкие школьники меняют постельное белье (сами они для этого слишком несчастны!), а волонтеры убирают оставленный мусор, а тогда нецивилизованные египтяне встречали их копьями и мечами, а у побежденных еще и копулятивные органы отрезали, да еще и изображали это «мероприятие» на стенах своих храмов. А знаете почему? Чтобы не было подлога! Ведь если отрезать руки, то как разберешь, где свои, а где чужие и кто будет проверять лишнее отсутствие пары рук у своего же… А тут все очевидно: египтяне были обрезаны, а остальные – нет. Так что тут уж все без подлога и завышения «показателей»!
Воины во все времена любили заигрывать с хорошенькими женщинами! Художник Дж. Рава.

Ну, а как выглядели воины «народов моря» мы частично уже рассматривали в тех материалах, где речь шла о собственно Троянской войне. Однако теперь речь пойдет о ее последствиях, тем более, что разброс дат достаточно велик 1250 – 1100 гг. до н.э. Впрочем, это для нас он велик, а люди того времени жили медленно, ведь мобильные телефоны тогда еще не существовали.

Итак, наиболее полную информацию о «морских народах» мы получаем из рельефов и надписей из Мединет Абу. Это заупокойный храм, который был построен Рамзесом III в Фивах, в Верхнем Египте. Убранство храма состоит из серии рельефов и текстов о военных кампаниях против ливийцев и «народов моря». Датируются изображенные события примерно 1191 или 1184 годом до нашей эры. И они же дают ценную информацию о доспехах и амуниции различных групп «морских народов», с которыми схватывались египтяне, и они же могут дать ключи к расшифровке их этнического происхождения. Изображение боев на суше и на море дают огромное количество информации о вооружении «морских народов». В частности, рельефы, изображающие битвы на земле показывают египетские войска, которые сражаются с врагом, который тоже использует колесницы, очень похожие по конструкции колесницы египетские. Другой известный рельеф в Мединет Абу изображает морской бой. Египтяне и «народы моря» используют парусные суда в качестве основного средства морского передвижения. А вот и текст: «Народы, которые прибыли со своих островов среди моря, они вошли в Египет, полагаясь на свое оружие. Но все было подготовлено, чтобы поймать их. Крадучись войдя в гавань, они оказались в ней заперты…» Ну, а дальше египтяне, видимо, победили их за счет своей численности и хорошей военной организации.


Воин народа шардана с рогом синего цвета и явно в металлическом, бронзовом шлеме. Рельеф из храма в Луксоре.

Теперь обратимся к доспехам и начнем со шлемов – «крепости для головы». Рельефы из Мединет Абу, Луксора и Абу-Симбела показывают нам 22 вида рогатых шлемов, принадлежавших воинам народа шардана. Из них один рог показан только лишь на двух шлемах, на всех остальных их два, причем профили их очень похожи. У 13 шлемов между рогами нарисован шарик на палочке. У девяти его нет. 17 шлемов даны только контуром (так дети раньше рисовали немцев в касках с рогами), четыре шлема заполнены внутри горизонтальными полосками, один «кирпичной кладкой» и на одном полосы вертикальные. Это позволяет сделать вывод, что рога и шарик были своего рода символом этого племени, а сами шлемы могли быть и цельнокованными из бронзы (и даже литыми – один такой литой шлем в свое время нашли в Средней Азии), и собранными из «колец» из кожи с набивкой наподобие детской пирамидки.


Филистимлянин из Мединет Абу.

Соответственно филистимляне носили свой характерный «перьевой» шлем-тиару. На барельефах видно, что шарданы сражаются с филистимлянами, то есть египтяне, как люди цивилизованные, уже тогда умели работать чужими руками!


Шарданы фараона бьются с филистимлянами. Художник Дж. Рава.

Доспехи шарданов показаны на рельефах очень тщательно. Как правило, это кираса с наплечниками округлой формы, составленная из металлических полос. Английские историки называют такой тип доспеха «хвост лобстера». Понятно, что материал по фреске не определишь. Поэтому можно допустить, что эти доспехи могли быть А – кожаными, Б – из ткани (проклеенного льна), или С – смешанными – из металлических и неметаллических деталей. Греческий историк-реконструктор Катсикис Димитриос, используя изображения Мединет Абу и артефакты Афинского музея археологии, восстановил один такой доспех, причем оказалось, что он вполне функционален.


Воины-шарданы из храма Мединет Абу в характерных одеяниях «с полосками» V-образной формы. Что это? Рисунок на ткани или изображение неких элементов защитного доспеха из металла или кожи?


Кираса Катсикиса Димитриоса.
Поножи и шлем шарданов Катсикиса Димитриоса.

Филистимляне, судя по рельефам из Мединет Абу, тоже носили похожие доспехи, однако наплечники показаны у них не всегда. Общее впечатление от рисунка, они были очень гибкими, во всяком случае, тела в металлических кирасах так бы не гнулись. А значит, что «доспехи» у них были из ткани, либо это просто была одежда с характерным полосатым рисунком.


Филистимляне в бою. Мидинет Абу.

Щиты у шарданов были круглыми, большими, с центральной ручкой. На поверхности у них были металлические умбоны, а сами они, скорее всего, были плетеными из лозы и обтянутыми бычьей шкурой. Фрески из Акротири, которые были приведены в предыдущих материалах, дали основание художнику Джузеппе Рава изобразить воинов с Кипра, которым тоже, видимо, пришлось сражаться с «морскими народами», в точном соответствии с изображением на этих фресках.


Воины с фрески в Акротири возвращаются из похода. «Кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали!» Художник Дж. Рава.
Реконструкция внешнего вида воина шардана Катсикиса Димитриоса.

Оружие воинов «народов моря» состояло из копий, длинных мечей, топоров, а также луков и стрел. Мечи были, скорее всего, похожи по форме на вот такие длинные клинки в 90 см. Один из них был найден возле Яффы и датируется 2000 г. до н.э. Интересно, что этот огромный клинок (очень часто встречающийся на изображениях воинов-шарданов) состоит из почти чистой меди с небольшим добавлением мышьяка. Замечательное количество (около 30) подобных мечей (около 1600 года до н. э.) было также найдено в пещере на острове Сардиния. Так вот и в этом случае состав металла был тот же самый, что и вышеупомянутого образца. То есть Сардиния и Яффа были связаны… морским путем, по которому туда-сюда уже в то далекое время плавали корабли с воинами, имевшими такие вот длинные мечи.


Меч из Яффы.
Топор. Археологический музей в Афинах.
Реконструкция меча-рапиры.

Очень интересный бронзовый меч был найден в Угарите в Сирии. А интересен он, прежде всего, тем, что на его клинке возле рукояти выбит картуш с именем фараона Мернептаха и значит, что это работа египтян. А вот кому она предназначалась – собственно египетским солдатам или наемникам-шарданам, привыкшим «работать» такими длинными мечами – это вопрос.

Ну, а в целом Мединет Абу по-прежнему остается наиболее важным источником для нашего знакомства с «народами моря». В этот день, когда этот источник был обнаружен, можно было только спасибо сказать древним египтянам, создавшим этот заупокойный храм, который дает нам столько ценной информации. И хотя его изображения подтверждаются также рельефами в храмах Луксора и Абу-Симбела, именно он остается настоящей визуализированной энциклопедией «народов моря».


Фригийцы с «мечами из Яффы». Мединет Абу.

А вот карта, созданная на основе археологических находок и текстовых сообщений, позволяющая наглядно проследить за путями миграции «морских народов». Как видите, это был настоящий исход, не уступающий по своим масштабам и современным многолюдным перемещениям…


Движение «народов моря». А. Шепс

В заключение стоит отметить, что за рубежом не только выходят многочисленные книги по истории Троянской войны и вооружению и доспехам бронзового века в Греции и других районов Древнего мира, но и большой популярностью пользуются военные миниатюра из «белого металла». Есть несколько международных масштабов, в которых эти фигурки отливают, а затем ими… «играют».


Фигурки воинов-шарданов Майкла и Алана Перри. Цена 12 фунтов. Высота 28 мм. Продаются неокрашенными.

topwar.ru

Древнерусские воины: одежда, вооружение и снаряжение

Любое поселение имеет границы, которые необходимо охранять от вторжений врага, у крупных славянских поселений эта необходимость существовала всегда. В период Древней Руси конфликты раздирали страну, воевать приходилось не только с внешними угрозами, но и с соплеменниками. Единство и согласие между князьями помогли создать великое государство, которое стало обороноспособным. Древнерусские воины встали под одно знамя и показали всему миру свою силу и отвагу.

Дружина

Славяне были миролюбивым народом, поэтому древнерусские воины не слишком выделялись на фоне обычных крестьян. На защиту своего дома становились с рогатинами, топорами, ножами и дубинами. Военное снаряжение, оружие появляется постепенно, и оно в большей степени ориентировано на защиту своего владельца, чем на нападение. В X веке происходит объединение нескольких славянских племен вокруг князя Киевского, который собирает подати и защищает подконтрольную территорию от вторжения степняков, шведов, византийцев, монголов. Формируется дружина, состав которой на 30% состоит из профессиональных военных (часто наемников: варягов, печенегов, немцев, венгров) и ополченцев (вои). В этот период вооружение древнерусского воина состоит из палицы, копья, меча. Легкая защита не стесняет движения и обеспечивает мобильность в бою и походе. Основным родом войск была пехота, кони использовались как вьючные животные и для доставки воинов к местам сражений. Кавалерия формируется после неудачных столкновений со степняками, которые были отличными наездниками.

Защита

Древнерусские войны носили обычные для населения Руси V – VI веков рубахи и порты, обувались в лапти. Во время русско-византийской войны противник был поражен смелостью и отвагой «русов», которые дрались без защитных доспехов, прикрываясь щитами и используя их одновременно как оружие. Позднее появился «куяк», который по сути являлся рубахой без рукавов, она обшивалась пластинами от конских копыт или кусками кожи. В дальнейшем стали применять металлические пластины, предохраняющие тело от рубящих ударов и стрел врага.

Щит

Доспехи древнерусского воина были легкими, это обеспечивало высокую маневренность, но при этом снижало степень защиты. Большие, в рост человека деревянные щиты использовались славянскими народами издревле. Они прикрывали голову воина, поэтому в верхней части имели отверстие для глаз. С X века щиты изготавливают круглой формы, их обивают железом, обтягивают кожей и украшают различной родовой символикой. По свидетельствам византийских историков русские создавали стену из щитов, которые плотно смыкали друг с другом, и выставляли вперед копья. Такая тактика не давала возможности передовым частям врага прорваться в тыл русских войск. Через 100 лет форма адаптируется под новый род войск – конница. Щиты становятся миндалевидной формы, имеют два крепления, предназначенные для удерживания в бою и на марше. С данным видом снаряжения древнерусские воины ходили в походы и вставали на защиту собственных земель до изобретения огнестрельного оружия. Множество традиций и легенд связано со щитами. Некоторые из них до сегодняшнего дня являются «крылатыми». Павших и раненых воинов привозили домой на щитах, при бегстве отступающие полки бросали их под ноги коней преследователей. На ворота побежденного Царьграда князь Олег вешает именно щит.

Шлемы

Древнерусские воины до IX – X века носили на голове обычные шапки, которые не защищали от рубящих ударов врага. Первые шлемы, найденные археологами, были изготовлены по норманнскому типу, но на Руси они не получили широкого распространения. Более практичной и поэтому широко используемой стала коническая форма. Шлем в этом случае клепался из четырех металлических пластин, они украшались драгоценными камнями и перьями (у знатных воинов или воевод). Такая форма позволяла мечу соскальзывать, не причиняя человеку большого вреда, подшлемник из кожи или войлока смягчал удар. Изменялся шлем за счет дополнительных защитных приспособлений: бармица (кольчужная сетка), наносник (металлическая пластина). Применение защиты в виде масок (личин) на Руси было редкостью, чаще всего это были трофейные шлемы, которые широко применялись в странах Европы. Описание древнерусского воина, сохранившееся в летописях, говорит о том, что лиц не прятали, а грозным взглядом могли сковать противника. Шлемы с полумаской изготавливались для знатных и богатых воинов, для них характерны декоративные детали, которые не несли защитных функций.

Кольчуги

Самая известная часть облачения древнерусского воина, по данным археологических раскопок, появляется в VII – VIII веке. Кольчуга является рубахой из металлических колец, плотно соединенных между собой. В это время мастерам было достаточно сложно изготовить такую защиту, работа была тонкой и занимала большой отрезок времени. Металл раскатывался в проволоку, из которой сворачивали и сваривали кольца, закрепляемые между собой по схеме 1 к 4. Не менее 20 – 25 тысяч колец уходило на создание одной кольчуги, вес которой составлял от 6 до 16 килограмм. Для украшения в полотно вплетались медные звенья. В XII веке применяется технология штамповки, когда плетеные кольца сплющивались, что обеспечивало большую площадь защиты. В этот же период кольчуги становятся длиннее, появляются дополнительные элементы доспеха: наговицы (железные, плетеные чулки), бармица (сетка для защиты шеи), наручи (перчатки из металла). Под кольчугу надевали стеганую одежду, смягчающую силу удара. Одновременно на Руси применялись ламеллярные (пластинчатые) доспехи. Для изготовления требовалась основа (рубаха) из кожи, на которую плотно крепились тонкие железные ламели. Их длина составляла 6 – 9 сантиметров, ширина от 1 до 3. Пластинчатые доспехи постепенно вытеснили кольчугу и даже продавались в другие страны. На Руси чешуйчатые, ламеллярные и кольчужные доспехи часто комбинировались. Юшман, бахтерец были по сути кольчугами, которые для повышения защитных свойств снабжались пластинами на груди. В начале XIV века появляется новый вид доспехов – зерцала. Металлические пластины большого размера, начищенные до блеска, как правило, надевались поверх кольчуги. По бокам и на плечах они соединялись кожаными ремнями, часто украшались различного рода символикой.

Оружие

Защитная одежда древнерусского воина не была непробиваемой броней, но отличалась легкостью, что обеспечивало большую маневренность ратников и стрелков в условиях боя. По сведениям, полученным из исторических источников византийцев, «русичи» отличались огромной физической силой. В V – VI веках оружие наших предков было достаточно примитивным, используемым для ближнего боя. Для нанесения существенного ущерба противнику оно имело большой вес и дополнительно оснащалось поражающими элементами. Эволюция оружия происходила на фоне технического прогресса и изменения стратегии ведения боя. Метательные системы, осадные машины, колющие и режущие железные орудия использовались на протяжении многих веков, при этом их конструкция постоянно совершенствовалась. Некоторые новшества перенимались у других народов, но и русские изобретатели и оружейники всегда отличались оригинальностью подхода и надежностью изготовленных систем.

Ударное

Оружие для ближнего боя известно всем народам, на заре развития цивилизации основным его видом являлась палица. Это тяжелая дубина, которая на конце оборачивалась железом. В некоторых вариантах фигурируют металлические шипы или гвозди. Чаще всего в русских летописях упоминаются наряду с палицей булава, шестопер, кистень. За счет простоты изготовления и действенности в бою ударное оружие было широко распространено. Меч и сабля его частично вытесняют, но ополченцы и вои продолжают его использовать в бою. Историки создали на основе летописных источников и данных раскопок типичный портрет человека, которого называли древнерусский воин. Фотографии реконструкций, так же как и сохранившиеся до нашего времени изображения богатырей, обязательно содержат какой-либо тип ударного оружия, чаще всего в этом качестве выступает легендарная булава.

Рубящее, колющее

В истории древней Руси огромное значение имеет меч. Он является не только основным видом оружия, но и символом княжеской власти. Применяемые ножи имели несколько видов, они носили названия по месту ношения: засапожные, поясные, подсайдашные. Они применялись наряду с мечом и булавой. Оружие древнерусского воина меняется в X веке, на смену мечу приходи сабля. Ее боевые характеристики русские оценили в боях с кочевниками, у которых и заимствовали форму. Копья и рогатины относятся к наиболее древним видам колющего оружия, которое успешно использовалось воинами в качестве оборонительного и наступательного. При параллельном использовании они эволюционировали неоднозначно. Рогатины постепенно вытесняются копьями, которые совершенствуются в сулицу. Топорами воевали не только крестьяне (вои и ополченцы), но и княжеская дружина. У конных воинов данный вид оружия имел короткую рукоять, пехотинцы (ратники) пользовались топорами на длинных древках. Бердыш (топор с широким лезвием) в XIII – XIV веке становится оружием стрелецкого войска. Позже он преобразуется в алебарду.

Стрелковое

Все средства, применяемые ежедневно на охоте и в быту, использовались русскими воинами в качестве военного оружия. Луки изготавливались из рога животных и подходящих пород древесины (береза, можжевельник). Некоторые из них были более двух метров длиной. Для хранения стрел использовали наплечный колчан, который был сделан из кожи, иногда украшался парчой, драгоценными и самоцветными камнями. Для изготовления стрел применяли камыш, березу, тростник, яблоню, к лучине которых крепился железный наконечник. В X веке конструкция лука была достаточно сложной, а процесс его изготовления трудоемким. Самострелы были более эффективным видом метательного оружия. Их минус заключался в меньшей скорости стрельбы, но при этом болт (используемый как снаряд) наносил противнику больший вред, пробивая при попадании броню. Натянуть тетиву самострела было сложно, даже сильные воины упирались для этого в приклад ногами. В XII веке для ускорения и облегчения этого процесса стали использовать крюк, который лучники носили на поясе. До момента изобретения огнестрельного оружия луки, арбалеты, самострелы применялись в русских войсках.

Снаряжение

Иностранцы, которые посещали русские города XII – XIII века, удивлялись тому, как экипированы воины. При всей видимой громоздкости доспехов (особенно у тяжелых конников) всадники достаточно легко справлялись с несколькими задачами. Сидя в седле, воин мог держать поводья (править конем), стрелять из лука или самострела и подготовить к ближнему бою тяжелый меч. Конница являлась маневренной ударной силой, поэтому экипировка всадника и лошади должна быть легкой, но прочной. Грудь, круп и бока боевого коня закрывали специальными покровами, которые изготавливались из материи с нашитыми пластинами железа. Снаряжение древнерусского воина было продумано до мелочей. Седла, изготовленные из дерева, давали возможность лучнику повернуться в обратную сторону и стрелять на полном ходу, при этом контролируя направление движения коня. В отличие от европейских воинов того времени, закованных в броню полностью, легкие доспехи русских были ориентированы на бои с кочевниками. У знатных дворян, князей, царей оружие и доспехи были боевые и парадные, которые были богато украшены и снабжены символикой государства. В них принимали иностранных послов и выезжали на праздники.

fb.ru

Доспехи разных народов XIII—XIV веков в иллюстрациях. Часть 1 |

Подпись к рисунку:

НЕМЕЦКИЕ ДОСПЕХИ XIII—XIV веках

1.Знаменосец Рудольфа Габсбурга в 1285 г.

2.Рыцарь, 1360 г.

3. Знаменосец имперского графа Рейнского в 1350 г.

4. Предплечья и голени закрыты кожаными доспехами со стальными пластинами. 1360 г. 5. Внешний «стальной нагрудник». 1360 г.

6. Следует обратить внимание на появление стальных пластин на бедрах. 1370.

7. Пластинчатый доспех, называвшийся Spangenbarnisch, состоящий из стального нагрудника и четырех скрепляющих пластины цепей. Обычно ее носили под плащом. 1350 г.

Все эти доспехи являются переходными от брони к полному доспеху. В Германии особенно часто использовали усилительные цепочки и гораздо дольше, чем в других странах, использовали кольчуги, производившиеся в промышленных объемах ремесленником из Нюренберга по имени Рудольф, который изготовлял на продажу дешевые кольца любого размера.

Подпись к рисунку:

НЕМЕЦКИЕ ДОСПЕХИ XTV-XV веках

1.Знаменосец Священной Римской империи германской нации. Рыцарь облачен в доспех с четырехгранным панцирем.

2.Штандарт кавалерии герцога Баварского, около 1450 г. На рыцаре салад с бувигером, который (весьма редкий случай) несет плюмаж и намет, подобно большим шлемам.

3. Знамя саксонской кавалерии около 1430 г.

4. Знамя Чехии.

5. Большое знамя кавалерии гуситов,

6. Знамя пешего войска гуситов.

7. Знамя гуситов. Гусь, наравне с чашей, был эмблемой сторонников Яна Руса, сражавшихся под предводительством Яна Жижки.

8. Доспех для пешего боя с юбкой-бочкой и квадратной кирасой. Упор на кирасе, служащей для поддержки копья, в данном случае совершенно бесполезный, заставляет предположить, что этот доспех мог использоваться и в конном бою, тогда юбка заменялась классическим набедренником.

9. Пеший воин первой половины XV в. в доспехе из стальных пластин, расположенных одна рядом с другой.

Подпись к рисунку:

АНГЛИЙСКИЕ ДОСПЕХИ (I) XIII, XIV и XV веке

1. Железная шляпа с бувигером, кожаный доспех, металлические налокотники и наколенники. 1220 г. Следует отметить на этом рисунке, а также на рис. 3, 5 и 6, элементы кольчуги «квазилоскутной».

2. 1277 г. Ремешок на груди воина служил для крепления забрала или подбородочный ремень хауберта, поверх которого одевался цилиндрический шлем.

3 и 4. 1325 г. 5.1327 г.

6.1330 г. Цепь на правом плече служила для крепления шлема, откинутого за спину.

7. 1360 г.

8. 1364 г.

9. 1384 г.

10. 1397 г.

11.1401 г.

12 и 13. 1410 г.

На этой странице хорошо видна эволюция доспеха, ограничивавшегося поначалу налокотниками и наколенниками — они постепенно закрыли все части тела. Воины на рис. 1-6 одеты в хауберт; на рис. 7-13 бацинет, к которому на кольцах крепилось кольчужное ожерелье. В бою воины на рис. 7-11 одевали большой шлем вместо бацинета на рис. 3-6. Тогда как другие воины носят портупею, воины, представленные на рис. 7,9,  10 и 11, носят дворянский боевой пояс, который имели право носить только рыцари. Эти драгоценные пояса впервые появились именно в Англии и находились дольше всего в употреблении до 1420-х годов. В других странах они исчезли к 1400 г.

Подпись к рисунку:

АНГЛИЙСКИЕ ДОСПЕХИ (II) XIV и XV веках

1. 1413г. Рыцарь с орденом Подвязки i ia левой голени (смотри также рис. 5, 6 и 12). Следует обратить внимание на пластины или подмышечные щитки воина на рис 2, 5 и 12, называвшиеся по-английски малыми пластинами или палеттами, они выполняли ту же роль, что и рондели пластрона на рис. 3, 4, 6 и 8.

2. 1420 г.

3.1414 г.

4.1425 г.

5. 1416 г. Знамя, принадлежащее королю Ричарду II, включает использовавшийся иногда лапчатый крест ею предка Эдуарда Исповедника.

6. Ожерелья, имеющиеся на большинстве персонажей, указывают на их принадлежность к известному князю или партии, особенно во время войны Алой и Белой розы в XV в.

7. 1465 г.

8. 1410 г.

9. 1458 г.

10. 1473 г.

11. 1430 г.

12. 1425 г.

13. 1488 г.

14. 1460 г.

15. Большой бацинет, конец XIV — начало XV в. По всей видимости, им были экипированы персонажи, изображенные на рис. 1-8 и 11-12.

Обратите внимание на удивительные размеры налокотников на рыцарях 9 и 14, называвшихся гардебра. Подобных размеров oни, кажется, достигали только в Англии. — Большинство персонажей, изображенных на этом планшете, как и на предшествующем, воспроизводятся по рисункам на надгробиях, сделанных, как правило, на медных пластинах с большой тщательностью. Многих приводит в тупик полное отсутствие забрал, предполагается, что в бою поверх бацинета одевали цилиндрический шлем. Хотя старинная традиция уверяет, что шлем такого типа, который можно еще видеть на надгробии Генриха V в Вестминстерском аббатстве, носили еще в битве при Азенкуре в 1415 г., нам кажется гораздо более правдоподобным изображение большого бацинета на рис. 15. Скульпторы того времени, желая передать черты лица покойного, просто удаляли забрало шлема, которое к тому же было трудно изобразить в перспективе так, чтобы это было понятно непосвященным. Большой шлем, напомним, исчез в конце XIV в., оставшись только атрибутом турниров. Он стал анахронизмом вместе с полным «белым доспехом».

Связанные записи
  • Нет связанных записей.

www.armour.com.ua

«Народы моря». Доспехи и оружие (часть десятая)

Итак, нашествие «народов моря» было массовым переселением народов, чем-то похожим на сегодняшний исход сирийцев и африканцев в Европу. Только сейчас им там немецкие школьники меняют постельное белье (сами они для этого слишком несчастны!), а волонтеры убирают оставленный мусор, а тогда нецивилизованные египтяне встречали их копьями и мечами, а у побежденных еще и копулятивные органы отрезали, да еще и изображали это «мероприятие» на стенах своих храмов. А знаете почему? Чтобы не было подлога! Ведь если отрезать руки, то как разберешь, где свои, а где чужие и кто будет проверять лишнее отсутствие пары рук у своего же… А тут все очевидно: египтяне были обрезаны, а остальные – нет. Так что тут уж все без подлога и завышения «показателей»!
Воины во все времена любили заигрывать с хорошенькими женщинами! Художник Дж. Рава.

Ну, а как выглядели воины «народов моря» мы частично уже рассматривали в тех материалах, где речь шла о собственно Троянской войне. Однако теперь речь пойдет о ее последствиях, тем более, что разброс дат достаточно велик 1250 – 1100 гг. до н.э. Впрочем, это для нас он велик, а люди того времени жили медленно, ведь мобильные телефоны тогда еще не существовали.


[Spoiler (click to open)]Итак, наиболее полную информацию о «морских народах» мы получаем из рельефов и надписей из Мединет Абу. Это заупокойный храм, который был построен Рамзесом III в Фивах, в Верхнем Египте. Убранство храма состоит из серии рельефов и текстов о военных кампаниях против ливийцев и «народов моря». Датируются изображенные события примерно 1191 или 1184 годом до нашей эры. И они же дают ценную информацию о доспехах и амуниции различных групп «морских народов», с которыми схватывались египтяне, и они же могут дать ключи к расшифровке их этнического происхождения. Изображение боев на суше и на море дают огромное количество информации о вооружении «морских народов». В частности, рельефы, изображающие битвы на земле показывают египетские войска, которые сражаются с врагом, который тоже использует колесницы, очень похожие по конструкции колесницы египетские. Другой известный рельеф в Мединет Абу изображает морской бой. Египтяне и «народы моря» используют парусные суда в качестве основного средства морского передвижения. А вот и текст: «Народы, которые прибыли со своих островов среди моря, они вошли в Египет, полагаясь на свое оружие. Но все было подготовлено, чтобы поймать их. Крадучись войдя в гавань, они оказались в ней заперты…» Ну, а дальше египтяне, видимо, победили их за счет своей численности и хорошей военной организации.


Воин народа шардана с рогом синего цвета и явно в металлическом, бронзовом шлеме. Рельеф из храма в Луксоре.

Теперь обратимся к доспехам и начнем со шлемов – «крепости для головы». Рельефы из Мединет Абу, Луксора и Абу-Симбела показывают нам 22 вида рогатых шлемов, принадлежавших воинам народа шардана. Из них один рог показан только лишь на двух шлемах, на всех остальных их два, причем профили их очень похожи. У 13 шлемов между рогами нарисован шарик на палочке. У девяти его нет. 17 шлемов даны только контуром (так дети раньше рисовали немцев в касках с рогами), четыре шлема заполнены внутри горизонтальными полосками, один «кирпичной кладкой» и на одном полосы вертикальные. Это позволяет сделать вывод, что рога и шарик были своего рода символом этого племени, а сами шлемы могли быть и цельнокованными из бронзы (и даже литыми – один такой литой шлем в свое время нашли в Средней Азии), и собранными из «колец» из кожи с набивкой наподобие детской пирамидки.


Филистимлянин из Мединет Абу.

Соответственно филистимляне носили свой характерный «перьевой» шлем-тиару. На барельефах видно, что шарданы сражаются с филистимлянами, то есть египтяне, как люди цивилизованные, уже тогда умели работать чужими руками!


Шарданы фараона бьются с филистимлянами. Художник Дж. Рава.

Доспехи шарданов показаны на рельефах очень тщательно. Как правило, это кираса с наплечниками округлой формы, составленная из металлических полос. Английские историки называют такой тип доспеха «хвост лобстера». Понятно, что материал по фреске не определишь. Поэтому можно допустить, что эти доспехи могли быть А – кожаными, Б – из ткани (проклеенного льна), или С – смешанными – из металлических и неметаллических деталей. Греческий историк-реконструктор Катсикис Димитриос, используя изображения Мединет Абу и артефакты Афинского музея археологии, восстановил один такой доспех, причем оказалось, что он вполне функционален.


Воины-шарданы из храма Мединет Абу в характерных одеяниях «с полосками» V-образной формы. Что это? Рисунок на ткани или изображение неких элементов защитного доспеха из металла или кожи?
Кираса Катсикиса Димитриоса.
Поножи и шлем шарданов Катсикиса Димитриоса.

Филистимляне, судя по рельефам из Мединет Абу, тоже носили похожие доспехи, однако наплечники показаны у них не всегда. Общее впечатление от рисунка, они были очень гибкими, во всяком случае, тела в металлических кирасах так бы не гнулись. А значит, что «доспехи» у них были из ткани, либо это просто была одежда с характерным полосатым рисунком.


Филистимляне в бою. Мидинет Абу.

Щиты у шарданов были круглыми, большими, с центральной ручкой. На поверхности у них были металлические умбоны, а сами они, скорее всего, были плетеными из лозы и обтянутыми бычьей шкурой. Фрески из Акротири, которые были приведены в предыдущих материалах, дали основание художнику Джузеппе Рава изобразить воинов с Кипра, которым тоже, видимо, пришлось сражаться с «морскими народами», в точном соответствии с изображением на этих фресках.


Воины с фрески в Акротири возвращаются из похода. «Кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали!» Художник Дж. Рава.
Реконструкция внешнего вида воина шардана Катсикиса Димитриоса.

Оружие воинов «народов моря» состояло из копий, длинных мечей, топоров, а также луков и стрел. Мечи были, скорее всего, похожи по форме на вот такие длинные клинки в 90 см. Один из них был найден возле Яффы и датируется 2000 г. до н.э. Интересно, что этот огромный клинок (очень часто встречающийся на изображениях воинов-шарданов) состоит из почти чистой меди с небольшим добавлением мышьяка. Замечательное количество (около 30) подобных мечей (около 1600 года до н. э.) было также найдено в пещере на острове Сардиния. Так вот и в этом случае состав металла был тот же самый, что и вышеупомянутого образца. То есть Сардиния и Яффа были связаны… морским путем, по которому туда-сюда уже в то далекое время плавали корабли с воинами, имевшими такие вот длинные мечи.


Меч из Яффы.
Топор. Археологический музей в Афинах.
Реконструкция меча-рапиры.

Очень интересный бронзовый меч был найден в Угарите в Сирии. А интересен он, прежде всего, тем, что на его клинке возле рукояти выбит картуш с именем фараона Мернептаха и значит, что это работа египтян. А вот кому она предназначалась – собственно египетским солдатам или наемникам-шарданам, привыкшим «работать» такими длинными мечами – это вопрос.

Ну, а в целом Мединет Абу по-прежнему остается наиболее важным источником для нашего знакомства с «народами моря». В этот день, когда этот источник был обнаружен, можно было только спасибо сказать древним египтянам, создавшим этот заупокойный храм, который дает нам столько ценной информации. И хотя его изображения подтверждаются также рельефами в храмах Луксора и Абу-Симбела, именно он остается настоящей визуализированной энциклопедией «народов моря».


Фригийцы с «мечами из Яффы». Мединет Абу.

А вот карта, созданная на основе археологических находок и текстовых сообщений, позволяющая наглядно проследить за путями миграции «морских народов». Как видите, это был настоящий исход, не уступающий по своим масштабам и современным многолюдным перемещениям…


Движение «народов моря». А. Шепс

В заключение стоит отметить, что за рубежом не только выходят многочисленные книги по истории Троянской войны и вооружению и доспехам бронзового века в Греции и других районов Древнего мира, но и большой популярностью пользуются военные миниатюра из «белого металла». Есть несколько международных масштабов, в которых эти фигурки отливают, а затем ими… «играют».


Фигурки воинов-шарданов Майкла и Алана Перри. Цена 12 фунтов. Высота 28 мм. Продаются неокрашенными.

Источник


uriadnik.livejournal.com

«Народы моря». Доспехи и оружие (часть десятая)

Итак, наиболее полную информацию о «морских народах» мы получаем из рельефов и надписей из Мединет Абу. Это заупокойный храм, который был построен Рамзесом III в Фивах, в Верхнем Египте. Убранство храма состоит из серии рельефов и текстов о военных кампаниях против ливийцев и «народов моря». Датируются изображенные события примерно 1191 или 1184 годом до нашей эры. И они же дают ценную информацию о доспехах и амуниции различных групп «морских народов», с которыми схватывались египтяне, и они же могут дать ключи к расшифровке их этнического происхождения. Изображение боев на суше и на море дают огромное количество информации о вооружении «морских народов». В частности, рельефы, изображающие битвы на земле показывают египетские войска, которые сражаются с врагом, который тоже использует колесницы, очень похожие по конструкции колесницы египетские. Другой известный рельеф в Мединет Абу изображает морской бой. Египтяне и «народы моря» используют парусные суда в качестве основного средства морского передвижения. А вот и текст: «Народы, которые прибыли со своих островов среди моря, они вошли в Египет, полагаясь на свое оружие. Но все было подготовлено, чтобы поймать их. Крадучись войдя в гавань, они оказались в ней заперты…» Ну, а дальше египтяне, видимо, победили их за счет своей численности и хорошей военной организации.
Воин народа шардана с рогом синего цвета и явно в металлическом, бронзовом шлеме. Рельеф из храма в Луксоре.

Теперь обратимся к доспехам и начнем со шлемов – «крепости для головы». Рельефы из Мединет Абу, Луксора и Абу-Симбела показывают нам 22 вида рогатых шлемов, принадлежавших воинам народа шардана. Из них один рог показан только лишь на двух шлемах, на всех остальных их два, причем профили их очень похожи. У 13 шлемов между рогами нарисован шарик на палочке. У девяти его нет. 17 шлемов даны только контуром (так дети раньше рисовали немцев в касках с рогами), четыре шлема заполнены внутри горизонтальными полосками, один «кирпичной кладкой» и на одном полосы вертикальные. Это позволяет сделать вывод, что рога и шарик были своего рода символом этого племени, а сами шлемы могли быть и цельнокованными из бронзы (и даже литыми – один такой литой шлем в свое время нашли в Средней Азии), и собранными из «колец» из кожи с набивкой наподобие детской пирамидки.


Филистимлянин из Мединет Абу.

Соответственно филистимляне носили свой характерный «перьевой» шлем-тиару. На барельефах видно, что шарданы сражаются с филистимлянами, то есть египтяне, как люди цивилизованные, уже тогда умели работать чужими руками!


Шарданы фараона бьются с филистимлянами. Художник Дж. Рава.

Доспехи шарданов показаны на рельефах очень тщательно. Как правило, это кираса с наплечниками округлой формы, составленная из металлических полос. Английские историки называют такой тип доспеха «хвост лобстера». Понятно, что материал по фреске не определишь. Поэтому можно допустить, что эти доспехи могли быть А – кожаными, Б – из ткани (проклеенного льна), или С – смешанными – из металлических и неметаллических деталей. Греческий историк-реконструктор Катсикис Димитриос, используя изображения Мединет Абу и артефакты Афинского музея археологии, восстановил один такой доспех, причем оказалось, что он вполне функционален.


Воины-шарданы из храма Мединет Абу в характерных одеяниях «с полосками» V-образной формы. Что это? Рисунок на ткани или изображение неких элементов защитного доспеха из металла или кожи?
Кираса Катсикиса Димитриоса.
Поножи и шлем шарданов Катсикиса Димитриоса.

Филистимляне, судя по рельефам из Мединет Абу, тоже носили похожие доспехи, однако наплечники показаны у них не всегда. Общее впечатление от рисунка, они были очень гибкими, во всяком случае, тела в металлических кирасах так бы не гнулись. А значит, что «доспехи» у них были из ткани, либо это просто была одежда с характерным полосатым рисунком.


Филистимляне в бою. Мидинет Абу.

Щиты у шарданов были круглыми, большими, с центральной ручкой. На поверхности у них были металлические умбоны, а сами они, скорее всего, были плетеными из лозы и обтянутыми бычьей шкурой. Фрески из Акротири, которые были приведены в предыдущих материалах, дали основание художнику Джузеппе Рава изобразить воинов с Кипра, которым тоже, видимо, пришлось сражаться с «морскими народами», в точном соответствии с изображением на этих фресках.


Воины с фрески в Акротири возвращаются из похода. «Кричали женщины ура и в воздух чепчики бросали!» Художник Дж. Рава.
Реконструкция внешнего вида воина шардана Катсикиса Димитриоса.

Оружие воинов «народов моря» состояло из копий, длинных мечей, топоров, а также луков и стрел. Мечи были, скорее всего, похожи по форме на вот такие длинные клинки в 90 см. Один из них был найден возле Яффы и датируется 2000 г. до н.э. Интересно, что этот огромный клинок (очень часто встречающийся на изображениях воинов-шарданов) состоит из почти чистой меди с небольшим добавлением мышьяка. Замечательное количество (около 30) подобных мечей (около 1600 года до н. э.) было также найдено в пещере на острове Сардиния. Так вот и в этом случае состав металла был тот же самый, что и вышеупомянутого образца. То есть Сардиния и Яффа были связаны… морским путем, по которому туда-сюда уже в то далекое время плавали корабли с воинами, имевшими такие вот длинные мечи.


Меч из Яффы.
Топор. Археологический музей в Афинах.
Реконструкция меча-рапиры.

Очень интересный бронзовый меч был найден в Угарите в Сирии. А интересен он, прежде всего, тем, что на его клинке возле рукояти выбит картуш с именем фараона Мернептаха и значит, что это работа египтян. А вот кому она предназначалась – собственно египетским солдатам или наемникам-шарданам, привыкшим «работать» такими длинными мечами – это вопрос.

Ну, а в целом Мединет Абу по-прежнему остается наиболее важным источником для нашего знакомства с «народами моря». В этот день, когда этот источник был обнаружен, можно было только спасибо сказать древним египтянам, создавшим этот заупокойный храм, который дает нам столько ценной информации. И хотя его изображения подтверждаются также рельефами в храмах Луксора и Абу-Симбела, именно он остается настоящей визуализированной энциклопедией «народов моря».


Фригийцы с «мечами из Яффы». Мединет Абу.

А вот карта, созданная на основе археологических находок и текстовых сообщений, позволяющая наглядно проследить за путями миграции «морских народов». Как видите, это был настоящий исход, не уступающий по своим масштабам и современным многолюдным перемещениям…


Движение «народов моря». А. Шепс

В заключение стоит отметить, что за рубежом не только выходят многочисленные книги по истории Троянской войны и вооружению и доспехам бронзового века в Греции и других районов Древнего мира, но и большой популярностью пользуются военные миниатюра из «белого металла». Есть несколько международных масштабов, в которых эти фигурки отливают, а затем ими… «играют».


Фигурки воинов-шарданов Майкла и Алана Перри. Цена 12 фунтов. Высота 28 мм. Продаются неокрашенными.

hist-etnol.livejournal.com

Еще раз к вопросу о реконструкции доспехов эпохи Троянской войны. Воины со щитами (часть 11)

Итак, тема Троянской войны и использованного в ней оружия и доспехов подходит к концу. Собственно, рассмотрено было практически все, что только возможно, привлечен значительный иконографический материал. Как это уже отмечалось, использовался значительный по объему пласт работ англоязычных историков, включая и тех, кто занимается реконструкцией древних артефактов. Однако мы не коснулись самого главного – реконструкций доспехов эпохи Троянской войны в целом, так сказать – натурных воспроизведений ее воинского снаряжения «с головы до ног». Кто-то делает мечи и кинжалы, а вот как насчет доспехов? Пока в предыдущем материале мы познакомились с работами только лишь одного человека – греческого реконструктора Катсикиса Димитриоса. Но ведь наверняка имеются и другие и даже целые общества?

Здесь, однако, следует отвлечься от персоналий и посмотреть, а что вообще это за штука такая – «историческая реконструкция» и каким целям она служит? Начнем с того, что рисунки Джузеппе Рава это тоже реконструкция. Но такой вид реконструкции является самым простым. Сложнее та реконструкция, в которой автор воспроизводит материал и технологию его обработки. То есть ткань для рубахи делается изо льна, который прядется и отбеливается, затем наступает очередь ткацкого станка, ну и так далее и тому подобное. Тут, получается, даже бронзовый меч копировать легче: получил металл нужного состава, отлил в современном тигле (хотя можно и по старинке сделать!), обработал современными инструментами и ок’й! Хотя можно и это же все равно, как и штаны, и рубаху делать по «той технологии». И, значит, первый тип реконструкции это 100% полное погружение в древность. По сути дела это чрезвычайно дорогостоящий эксперимент, напоминающий погружение в прошлое. Тут куда ни кинь – везде клин! Не хитро подделать клинок, но нужна наковальня и молоток того времени. А чем полировать? Песком? Чем сверлить отверстия? Как сверлить? В какой одежде и, пардон, исподнем? Масса вопросов и все они влияют на чистоту эксперимента. Вот почему такие опыты в силу своей сложности и дороговизны крайне редки.



Древние инструменты тоже можно получить у Нила Барриджа! Копия тех, которыми работали древние мастера!

Второй вариант – проще, это когда важна цель, а не средства ее достижения. То есть – льем в кокиль, сверлим на станке, нитки покупаем в магазине, ткань тоже, окрашиваем анилиновым красителем, а вместо кожи используем «кожзам». Польза от такого реконструирования тоже есть, потому что в результате мы видим «живой образ» человека того времени. Можем поэкспериментировать с тем, удобно ли ему было? Мог ли он сделать то или это, к тому же такие реконструкции часто снимаются в кино. Наконец, третий вид – это реконструкции для… детей! Самые, на мой взгляд, «не исторические», и… самые «благодарные», потому что хорошо пробуждают любовь детей к истории. В ряде школ ими занимаются, пусть даже и число их невелико. Несколько лет назад в журнале «Левша» (приложение к журналу «Юный техник») я опубликовал серию статей на тему о том, каким образом максимально «дешево и сердито» (то есть, достоверно) изготовить доспехи и оружие разных народов прошлого, начиная от воинов египтян и заканчивая рыцарями Средневековья. Понятно, что сделанные по этому принципу доспехи и оружие, это не более чем игрушки, но детям они интересны и полезны – проверено на практике.

Ну, а взрослые дяди играют по серьезному и покупают себе доспехи и оружие стоимостью в несколько тысяч долларов!
Например, в Англии есть организация «Эрмайн Стрит Гард». Они реконструируют вооружение воинов Рима, снимаются в кино, у них есть своя крепость, где они несут службу и «щелкаются» с туристами. Цена одного комплекта доспехов (не центуриона!) – 3000 фунтов стерлингов!


«Все это мое! Верните, пожалуйста!»

Много специалистов, что сотрудничают с музеями. Например, Майк Симкинс, который по музейным образцам делает копии римского оружия, а музеи выкладывают их рядом с «антиками» для сравнения. А вот Нил Барриджа (о нем здесь уже рассказывалось, когда речь шла о мечах и прочем древнем «железе») решил еще и реконструировать древний щит эпохи бронзы!


«Щит из Клонбрина»

Сам он об этом пишет так: ««Клонбрингский щит» (из Клонбрина) — это единственный сохранившийся кожаный щит эпохи бронзы, причем, вполне возможно, что сделали его еще в XIII веке до нашей эры. Он был найден в 1908 году во время нарезки торфа возле Клонбрина в Лонгфорде и сейчас экспонируется в Национальном музее Дублина. Из-за того, что он попал в торфянник, его сохранность оказалась практически идеальной, что позволило его хорошо изучить.


На этом фото хорошо виден рисунок щита, и даже те места, где он был прошит нитками.

Оказалось, что щит был сделан из одного куска очень толстой натуральной кожи, вероятно, кожи вола и имеет на себе некоторые следы боевых повреждений. Для дополнительной защиты руки на нем сделали умбон, и тоже из кожи. Хотя другого такого нет, с бронзового века сохранились уцелевшие бронзовые щиты с аналогичным рисунком, причем их нашли в таких далеких от Англии местах, как Испания и Южная Скандинавия.



Щит изнутри.

Сравнительная простота изготовления кожаных щитов по сравнению с бронзовыми щитами служит подтверждением теории, что кожаные щиты, вероятно, были наиболее массовым средством защиты в бронзовом веке, причем, это было неплохая защита. Реплика щита была выполнена в технологии того времени с применением деревянного штампа и горячей воды. Весь щит после формования был покрыт пчелиным воском. В 2009 году он был испытан на прочность бронзовым мечом и проявил себя намного лучше, чем ожидалось, даже когда его атаковали копьем. Щит получил повреждения, но был после этого погружен в озеро на ночь и когда на следующее утро его достали из воды, то никаких следов повреждений на нем практически не осталось. Стоимость реплики такого щита £350».

Работы большинства реконструкторов выполняются исключительно точно, да это и понятно: плохой товар никому не нужен! Ну, а источники – это опять же находки археологов.


Вот, например, микенские бронзовые поножи из погребения в Каллитее, Археологический музей Патр (XII в. до н.э.).
А это их реконструкция!
Ну а это микенский воин, конечно. Одет, обут и вооружен по тамошней моде!
Это его «обувка» (что-то уж очень современно выглядит, как мне кажется, но Бог им судья)!
Туника…
И щит. А дальше к нему умбоны разных фасонов.
Ну, а это его плетеная основа.

А вот это реплика щита, которым могли пользоваться воины «народов моря» и шерданы с египетских рельефах. Основа щита – плетенка из реек, обтянутых кожей с бронзовым ободом по краю. Намоченная кожа хорошо натягивается и распрямляется, а пропитанная горячим воском становится водостойкой. На щите три умбона из бронзы. Общий его вес 7 фунтов 12 унций. Так что он не очень тяжелый.


Воин с… «вазы воинов». Возможно, что он выглядел именно так.

Впрочем, сразу бросается в глаза неточность. Не тот щит! На вазе он с вырезом снизу и… вот уже мы видим, как делается и его реплика. Сначала основа щита склеивается из досок, которые обтачиваются по краям. Затем дерево обтягивается кожей, приклепывается умбон и рукоятка.


Умбон


И, наконец, получаем готовый щит.

А вот реплика щита и доспехов работы уже известного нам греческого реконструктора Катсикиса Димитриоса. Его щит это простая «плетенка» на манер донышка от корзины, покрытая козьей шкурой мехом наружу. Рукоятку щита закрывает умбон, а три умбона меньших размеров приделаны не столько ради защиты, сколько для красоты. Доспехи воина – сам Димитриос называет их «доспехами Менелая», изготовлены из кожи с наложенными на них многочисленными умбонами.


«Доспех Менелая» – вид на лицевую сторону щита.
«Доспех Менелая» – вид на обратную сторону щита.
Тоже его работа – «Воин «народов моря» (шардан).
У «ног» «доспеха Менелая» мы видим оригинальный четырехрогий шлем, Но это уже будет тема следующего материала…

Автор благодарит Нила Барриджа (www.bronze-age-swords.com) и сайт http://www.larp.com/hoplite/bronze.html за предоставленные фотографии и информацию, греческого реконструктора доспехов Катсикиса Димитриоса (http://www.hellenicarmors.gr), а также греческую ассоциацию изучения истории «Коривантес» (koryvantes.org) за предоставленные фотографии.

topwar.ru

Дмитрий Савицкий: Воин на Руси : характер, одежда и оружие

Увидеть обмундирование русских воинов , а также остальной быт русов, можно будет 11 и 12 июня 2016 года в московском парке «Коломенское» на фестивале реконструкции «Времена и Эпохи», где для зрителей будет представлен один из наиболее интересных и важных периодов не только отечественной, но и мировой истории: эпоха зарождения русского государства. Фестиваль проходит каждый год, а в этот раз он обещает стать самым масштабным за всё время.

Испокон веков войны за территорию занимали большую часть жизни людей, особенно мужчин. Даже у животных принято охранять свою территорию. Каждый мужчина являлся добытчиком пищи и защитником своего дома, своей семьи, своего племени. Еще древние люди приспосабливали то, что давала природа под орудия для охоты, обороны и работы.

У разных народов существовала своя национальная одежда и оружие. В древние времена для создания орудий использовалось то, что могли найти под рукой- это различные камни, палки, веревки. С появлением кузнечного ремесла, стали появляться мечи, латы, щиты. С течением лет оружия претерпевали изменения и совершенствовались.

Былинные воины. Русские Богатыри.

В эпоху Древней Руси, помимо войн между представителями различных народов, государство восточных славян сотрясали междоусобные войны. Но ввиду наступления внешних агрессоров, славянские народы были вынуждены объединиться против общего врага. Воинов в Древней Руси очень почитали и уважали. О них слагали былины и сказания, в которых защитники земли русской обладали не дюжей силой, храбростью, солдатской доблестью и справедливостью. Как выглядел древнерусский воин в былинах?

Между прочим…

Богатырей описывают как крупных, статных и широкоплечих мужчин, обладающих громким голосом. У таких воинов тяжелые руки с короткими пальцами и, как говорили в древности, косая сажень в плечах. Волосы русских богатырей доходили до плеч, а их брови были очень кустистыми, как бы свисающими на веки.

Каждый воин имел своего коня, щит и меч. Меч на Руси весил около двух килограммов, и щит не уступал ему в тяжести. Добавьте сюда металлический тяжелый шлем и кольчугу, и получим снаряжение, которое не каждому дано поднять, а уж тем более — носить и воевать в нем. Чаще всего, сказания показывают нам богатырей как ловких и умелых молодых людей.

Фото с сайта likeforyou2.ru

Былинные воины были равнодушны к еде, но очень любили поспать. Считалось, что именно во сне они набирались сил. Но в былинах и сказаниях часто преувеличивался образ такого мужа, как древнерусский воин. Картинки, на которых изображены богатыри, показывают нам просто огромных по размеру мужчин, гордо восседающих на своих лошадях. Они с легкостью держат свои тяжелые доспехи и оружия, как будто это пушинки. В реальности таких людей очень мало, но это не исключает того факта, что в Древней Руси были по настоящему смелые и сильные воины.

Как выглядел славянский воин на самом деле? Какую одежду носил в обыденной жизни? Каковы были его доспехи и оружия? Такими вопросами задаются все, кого интересует история Древней Руси. Любой интересующийся желает больше знать о таком важном человеке на Руси, как %древнерусский воин, описание% жизни которого может немного отличаться в разных источниках. Давайте разбираться по порядку.

Одежда древнерусского воина.

Трудно со стопроцентной вероятностью сказать, как одевался древнерусский воин, фото в те времена еще не снимали. Остается судить только по летописям и картинам художников. Хоть воеводы и были почитаемыми людьми, все же они были людьми. Им нужно было, как и всем есть, спать, отдыхать. Не могли же они постоянно находиться в доспехах и полном обмундировании. Фото славянских воинов очень редко иллюстрируют нам, как эти доблестные мужчины выглядели в бытовых условиях, на пиру или во время отдыха с семьей. Но не ходили же они в своих доспехах и в пир и в мир. Для людей Древней Руси важность одежды переоценивалась, помимо защиты от природных условий, одежда служила защитой от злых духов. То, во что был одет человек, почти целиком определяло его статус. Фасон костюмов и платьев знати ничем не отличался от фасона одежды простолюдинов, отличие было лишь в качестве материалов и украшениях. Славянский воин, картинки которого можно встретить в учебниках по истории, судя по изображению на них, не имеет отличий в одежде от обычных людей, вне поля и вне времени военных действий.

Фото с сайта likeforyou2.ru

Мужчины тех лет носили рубахи с запахом без воротника, которые подпоясывались на талии. Под доспехи обычно надевалась рубаха из хлопка, изготовленная на ткатском станке. На ноги надевались холщевые штаны, по ширине напоминающие шаровары, которые собирались у талии и подвязывались у щиколотки и под коленями. А знаете ли вы, как назывались штаны древнерусского воина, которые надевались на поле боя? Они назывались портки и защищали кожу от жестких доспехов. Сейчас это слово устарело, да и количество разновидностей штанов значительно выросло. На ноги надевались сапоги, сшитые из цельного куска кожи. Бывало, что ноги заматывались лоскутами ткани, а в качестве подошвы к ним пришивался кусок кожи. На самом деле, очень мал был выбор того, что носил древнерусский воин. Одежда не являлась его приоритетом, главное чтобы она была удобной и не сковывала движений, ведь перед ним стояли более важные задачи, чем выбор наряда. Зимой носились шапки, удлиненные кзади, и кафтан из плотной шерсти или натурального меха.

Одежда современных людей претерпела изменения во внешнем проявлении и стала называться по-иному. Сильно изменилась в названиях и%одежда древнерусского воина. Устаревшие слова сейчас мало кто знает, и редко кто поймет, что они означают. Можно привести несколько примеров слов архаизмов касательно гардероба славянского воина. А знаете ли вы, как ранее именовалась одежда древнерусского воина? Названия тех предметов одежды, которые устарели? Например, такое слово как поножи, обозначало защиту для ног от колюще-режущего оружия. А в качестве защитного головного убора, использовали шишак или богатырку, в действительности же это обычный шлем. Такие слова, как портки или кафтан, в современном мире тоже не используются. Зато сапоги, сохранили свое название и актуальность по сей день.

Доспехи древнерусского воина.

В отличие от обычного человека, воину, помимо простой одежды, необходима защитная амуниция, которая убережет тело от ранений на поле боя. Это не просто аксессуар, это жизненно необходимые предметы. Надежные доспехи влияли так же на настрой врага. Когда враг видел хорошую защиту, это могло немного вывести его из равновесия, так как приходилось на ходу продумывать тактику того, как найти уязвимые места и бреши у противника. Какие были доспехи у воинов на Руси?

Фото с сайта likeforyou2.ru

1. Щит. Изначально щиты изготавливались из дерева и были очень легкими. С таким щитом можно было легко двигаться в процессе битвы, но это снижало степень защиты, так как дерево далеко не самый прочный материал. Такой щит изготавливался во весь рост, и в нем имелись отверстия для глаз. В 10 веке это средство обороны стали обивать металлом, что сделало его более надежным. Такую защиту можно было использовать даже в качестве оружия.

2. Шлем. На ранних этапах становления Руси воины не использовали защитных головных уборов. Позже стали появляться шлемы, которые изготавливались из металлических пластин и имели конусообразную форму. Благодаря такой форме шлема, голова была максимально защищена от ударов меча, он просто с нее соскальзывал. У знатных воинов шлемы могли быть украшены декоративными предметами, которые не несли дополнительных защитных функций. Внутри шлем обивался кожей, что смягчало удар.

3. Кольчуга. Самый древний предмет защиты у славянских воинов. Весила кольчуга около 10 килограмм и состояла из плотно прилегающих друг к другу металлических колец. Изготовление кольчуги — очень сложный, тонкий и долгий процесс. Так же использовались кожаные рубахи, на которые нашивались пластины из металла, называлась такая защита «куяк». Позже стали появляться, наговицы (железные чулки), бармица (металлическая сетка на шею), наручи ( перчатки из металла). В 14 веке появились зерцала, служащие для защиты груди. Состояли они из больших металлических пластин, скрепленных между собой кожаными ремнями, и начищались до зеркального блеска.

Оружия древнерусского воина.

Никто не оспорит важность защитной одежды во время войны. Но еще более важным военным атрибутом является оружие, которое предоставляет воину не только пассивную защиту, но и дает возможность активно нападать. Существуют несколько видов оружия, которое использовалось в Древней Руси.

Фото с сайта likeforyou2.ru

1. Ударное. Самым известным ударным оружием можно считать легендарную булаву. Булава выглядит как деревянная дубина, от конца которой отходит цепочка, а на цепочке находится металлический шар с шипами. Так же для боя с близкого расстояния служила палица. Это, изготовленная из дерева, большая дубина, конец которой оборачивался пластиной из метала, для усиления эффекта туда добавлялись шипы или гвозди.

2. Колющее и рубящее оружие. К рубящим орудиям относятся всевозможные топоры. Самым древним колющим оружием считается копье, оно делалось из дерева с железным, острозаточенным наконечником. Сложно представить древнерусского воина без меча. Меч являлся не только главным оружием, но и символом власти. На его рукояти часто изображали герб или иной символ. Так же на войне использовались клинки, которые назывались по месту ношения, например, засапожные или поясные.

3. Стрелковое. Самое известное оружие стрельцов на Руси, это конечно лук и стрелы. Лук изготавливали из рогов животных или дерева. Чаще всего для этого использовалась береза. Стрелы были деревянные, с наконечниками из металла. Хранили их в кожаном колчане, который вешался за спину. Еще в качестве стрелкового оружия древнерусские воины использовали арбалет.

4. Огнестрельное. Первое огнестрельное оружие на Руси упоминалось в 14 веке. Это был первый вариант всем известной пушки. В дальнейшем примитивные пушки совершенствовались. Начали возводиться защитные сооружения от огнестрельного оружия врага. Свое название данный вид оружия приобрел от слова «пускать».

Никто не сомневается в том, насколько доблестными и смелыми были воины Руси. Картинки с их изображениями, которые вы легко можете найти, помогут визуализировать их образ и сформировать его окончательно. В исторических музеях, где выставляются реконструкции войн, вы можете сделать фото древнерусского воина. Знание истории делает вас образованным и эрудированным человеком, что очень притягивает окружающих. А знать историю своей страны обязан каждый патриот.

http://perstni.com/magazine/hi…

http://oppps.ru/osobennosti-ru…

cont.ws

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *