Дорога Жизни на карте Ленинградской области. Обзор достопримечательности и как добраться до места. Интересные места Ленинградской области. «Область 47»

Дорога Жизни — это пролегающая по Ладожскому озеру трасса, действовавшая в годы войны для обеспечения продовольствием и вывоза жителей из осажденного немецко-фашистскими войсками Ленинграда. Дорога использовалась с сентября 1941 года до 1943 года. В период судоходства транспортировка производилась на судах, а в зимний период — на машинах по льду.

Согласно учетным документам, через Дорогу Жизни в Ленинградской области в указанный период было привезено более 1600 тонн грузов (провизия, фураж, горюче-смазочные материалы) и вывезено свыше миллиона горожан.

В наше время при пролете над территорией, по которой пролегала Дорога Жизни, в глубине вод можно видеть большое количество темных пятен. Это фрагменты затонувших автомашин, подбитых вражеской артиллерией.

В послевоенные годы Дорога Жизни стала одним из величайших символов победы.  Вблизи нее расположено порядка семи монументальных сооружений. Также ей посвящено 46 памятных столбов вдоль близлежащей автотрассы и 56 столбов у железнодорожных путей. Все памятники Дороги жизни включены в состав Зеленого пояса Славы.

«Цветок жизни» – это монумент на берегу реки Лубьи. Представляет собой каменную композицию — белый цветок на десятиметровом постаменте. Ниже памятника размещены огромные гранитные обломки. На цветочных лепестках виднеется надпись: «Пусть всегда будет солнце». От монумента посредством 40-метровой лестницы и березовой аллеи Дружбы проложен путь к другому не менее животрепещущему памятнику. У искусственной возвышенности выкованы в камне страницы дневника маленькой жительницы блокадного Ленинграда Тани Савичевой.

«Разорванное кольцо» – это мемориал, состоящий из пары железобетонных семиметровых дуг, символически отмечающих блокадный круг. Место же разлома между ними олицетворяет Дорогу Жизни. Дополняют памятник следы машинных шин, два железобетонных прожектора и артиллерийское оружие на самоходной колесной шасси.

«Осиновецкий маяк» – это памятное сооружение, использованное в годы войны для указания места пристани груженным зерном баржам. Суда добирались к берегу, несмотря на усиленный обстрел и сложные природные условия.

«Катюша» – это монумент, выполненный в виде знаменитой бесстволовой системы реактивной артиллерии. Пять 14-метровых стальных труб подняты под углом к земной поверхности. О событиях того времени рассказывает размещенная на гранитной стене надпись.

Как добраться

Большинство памятников находятся вдоль современной трассы А-128, которая так и называется «Дорога Жизни». До всех памятников удобнее всего доехать на автомобиле, останавливаясь у каждого из них.

Также можно доехать на электричке до станции «Ладожское озеро» (отправление с Финляндского вокзала). В поселке можно посмотреть Музей «Дорога жизни», Осиновецкий маяк и Паровоз Эш-4375 (находится прямо на станции). Кроме того, в поселке есть прекрасный песчаный пляж, поэтому летом экскурсию можно совместить с купанием и загоранием. Учтите, что в Ладожском озере вода чистая, но всегда холодная.

oblast47.ru

Дорога жизни — Блог Александра Соснина — LiveJournal

Сегодня я хочу рассказать о Дороге жизни, которая в годы войны связывала блокадный Ленинград с большой землей.

Будучи коренным ленинградцем, я с детства сталкивался с отголосками прошедшей блокады, несмотря на то, что сознательная часть моего детства пришлась уже на восьмидесятые годы. Моя покойная нынче бабушка пережила блокаду и была эвакуирована по Дороге жизни зимой 1942 года. Она нечасто рассказывала про блокаду и эвакуацию, но изредка рассказывала, с подробностями, которые тогда невозможно было больше нигде услышать.

В нашей семье, как и во многих ленинградских семьях, существовало особое отношение к хлебу: его нельзя было выбрасывать. Я и сейчас редко это делаю, а если и делаю, то с ощущением чего-то неправильного. Конечно, у нас были уроки по истории блокады в школе, были и школьные постановки на эту тему. Читали, например, Веру Инбер, Ольгу Берггольц. И сегодня в школах рассказывают про ленинградскую блокаду и Дорогу жизни. В наши дни издаются красиво оформленные, написанные доступным для ребенка языком книги про блокаду. Так что события того времени не забываются.

Но все же, наверное, не ошибусь, если скажу, что цельной картины о том, что же тогда происходило, почти ни у кого нет. Нет ее и у меня. Уже во взрослом возрасте мне стало интересно разобраться в том, что из себя представляла Дорога жизни. Я изучил много разных материалов, прочитал несколько сотен воспоминаний блокадников и бойцов Ленинградского фронта, а прошедшей зимой два раза ездил на берега Ладоги – в те места, через которые проходила трасса эвакуации.

В детстве я представлял себе цепь немецких солдат, которые, взявшись за руки, окружили Ленинград, и никого и ничего туда не пропускали. И в принципе это было недалеко от истинного положения вещей. Посмотрите на карту, показывающую ситуацию на 8 сентября 1941 года, когда немецкие войска захватили Шлиссельбург:

Красным цветом на карте изображены территории, контролируемые советскими войсками; серым – контролируемые войсками Германии, Финляндии и Испании. Хорошо видно, что, несмотря на то, что советские войска занимали значительные территории вокруг Ленинграда, сухопутной связи города с внешним миром не осталось.

Такое положение вполне устраивало Гитлера, который сосредоточивал войска для наступления на Москву. Ослаблять их ради взятия Ленинграда, что вряд ли удалось бы осуществить без больших потерь, он не стал. Вместо этого было решено взять Ленинград измором. Поэтому фронт стабилизировался в положении, которое показано на карте. И надолго.

К моменту начала блокады особых проблем со снабжением Ленинграда продовольствием не было, даже несмотря на то, еще в июле в городе были введены продовольственные карточки. Но после 8 сентября снабжение города стало возможно только двумя путями: воздушным и водным. Оба пути не могли обеспечить достаточные для потребностей города объемы. Поэтому с 15 сентября в Ленинграде стали снижать нормы выдачи продовольствия.

Снижение проходило поэтапно, и наконец дошло до черты, когда люди уже не могли выжить. С 20 ноября 1941 года рабочим было положено 250 граммов, а служащим, иждивенцам и детям – 125 граммов хлеба в сутки. Причем это был совсем не такой хлеб, к которому мы привыкли сейчас. В блокадный хлеб добавляли до половины примесей, несъедобных либо имеющих низкую пищевую ценность, например, гидроцеллюлозу. Состав и соотношение входивших в хлеб составляющих менялся в зависимости от того, что было доступно на каждый момент. Поэтому единого рецепта блокадного хлеба нет.

Люди стали умирать – от голода и постоянных обстрелов и бомбежек. Было прекращено водоснабжение. Остановился транспорт.

Как я уже говорил, снабжение Ленинграда в начале блокады велось двумя путями – водным и воздушным. В обратном направлении проводили эвакуацию имущества ленинградских заводов, работников этих заводов и их семей. О массовой эвакуации жителей города речи не шло. Этот вопрос встанет позже. А пока намечалась серьезная проблема: как эвакуировать в тыл оставшееся оборудование заводов вместе с ценными специалистами, когда надвигается зима, и на Ладоге уже начинает вставать лед? Ведь тогдашняя авиация имела совсем небольшую провозную способность, а флот двигаться по льду не мог.

13 ноября 1941 года по Ленинградскому фронту был издан приказ «Об организации строительства ледовой дороги по Ладожскому озеру». Новая трасса предназначалась для движения грузового транспорта. Уже 20 ноября по ледовой дороге прошел первый санно-гужевой обоз, а с 22 ноября пошли грузовики. Интересно, что навигация на Ладоге завершилась лишь 25 ноября. В течение трех дней суда шли по пробитым во льду фарватерам параллельно с грузовиками и конными повозками.

Не стоит думать, что грузовики просто съезжали на лед и ехали по нему. Выражаясь современным языком, ледовая дорога была серьезнейшим проектом – как в организационном, так и в техническом плане. И об этом я еще расскажу.

А пока давайте перенесемся в наши дни и проедем по той трассе, которая сегодня называется Дорогой жизни. Именно вдоль нее расположено большинство памятников, посвященных ленинградской блокаде. Именно по ней возят на экскурсии школьников, знакомя их с событиями тех времен. Что же это за трасса?

Ровное шоссе идет из Санкт-Петербурга через Всеволожск до поселка Ваганово на берегу Ладожского озера. В годы войны примерно по этим же местам проходила узкая мощеная дорога, одна из тех,по которой в Ленинград везли на грузовиках и автобусах грузы, в основном продовольствие, а из Ленинграда – эвакуированных.

Вроде бы – вот она, сухопутная часть Дороги жизни. Только вот попробуйте найти воспоминания тех, кто этим путем эвакуировался из Ленинграда. Сходу и не найдете. Везде одно и то же свидетельство: ехали поездом до Ладоги, оттуда через Ладогу – на барже или грузовике. Ехали поездом! При чем же тогда здесь эта мемориальная дорога? Вот одна из тех нестыковок, над которыми я задумался, попытавшись сложить для себя картину того, как же эта система функционировала.

Разгадка проста: в первый период эвакуации людей действительно везли на машинах прямо из Ленинграда, и дальше на них же – через Ладогу. На первый взгляд это было даже удобнее: поездка проходила без пересадки. Но путь от города до Ладоги в открытом кузове грузовика занимал много часов; для изможденных людей это было тяжелым испытанием, да и машин не хватало. Поэтому очень скоро для вывоза людей из Ленинграда стали использовать железную дорогу. И использовали ее на протяжении почти всей блокады. Поэтому подавляющее большинство эвакуированных действительно везли из Ленинграда до Ладоги не на грузовике, а на поезде.

Но все же эта часть Дороги жизни имеет важное значение для памяти людей, родившихся после блокады. Давайте проедем по ней, тем более что в наши дни это занимает всего один час.

Честно говоря, я долго ждал хорошей погоды для обеих своих поездок по местам, связанным с Дорогой жизни. Но эта зима в Санкт-Петербурге выдалась исключительно пасмурной. Так и не дождавшись ясного неба, я ездил в пасмурные дни. Фотографии тоже получились несколько пасмурными. Но ведь и эвакуация по Дороге жизни тоже не всегда проходила при ясном небе. Так что может и хорошо, что погодная действительность у меня получилась не приукрашенной.

Мемориальный комплекс «Цветок жизни» создан в память о детях, умерших в блокадном Ленинграде.

На восьми стелах выбиты страницы из блокадного дневника Тани Савичевой. Ленинградская девочка из многодетной семьи (в ней было восемь детей) вела дневник, который закончился словами «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Как выяснилось позднее, старшая сестра Тани, Нина Савичева, осталась жива. Она работала конструктором на заводе, и, поскольку транспорт в городе не работал, ночевала там же. Однажды завод вместе с сотрудниками был экстренно эвакуирован, и даже сообщить об этом родным возможности не было. Так случалось в блокадном Ленинграде. Нина оказалась в Калининской области, откуда ее письма в осажденный Ленинград не доходили. Таня считала сестру погибшей, ведь если человек долго не приходил домой, то все понимали, что он погиб – при обстреле, или упав и не встав от голода. Однако Нина прожила долгую жизнь, и только в прошлом году закончила свой земной путь в возрасте девяноста четырех лет.

Судьба Тани сложилась трагичнее. Больную и очень слабую Таню Савичеву эвакуировали из Ленинграда в 1942 году, но она так и не смогла поправиться. В 1944 году, в возрасте четырнадцати лет, Таня умерла.

Несмотря на то, что дневник Тани Савичевой после войны стал общественным достоянием, о судьбе ее самой не было ничего известно до 1971 года, когда юные поисковики обнаружили в архиве дома инвалидов в Понетаевке Горьковской области запись о смерти Т.Н. Савичевой от туберкулеза кишечника.

Находящийся на мемориальной трассе город Всеволожск, как и Ленинград, оказался внутри блокадного кольца. Всеволожские предприятия работали на нужды фронта, а во Всеволожском районе разместили девятнадцать военных аэродромов. Сейчас во Всеволожске находится мемориальный комплекс «Румболовская гора».

Рядом с металлическими листьями дуба и лавра, символизирующими жизнь и славу, установлена стела со словами Ольги Берггольц:

«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостной дороги».

Ольга Берггольц. В 1938 году в тюрьме на допросах у нее выбили неродившегося ребенка. Требовали признаться в участии в контрреволюционном заговоре. Через полгода выпустили на свободу. Друзья радовались: хорошо, что целы зубы. Повезло.

Почитайте недавно опубликованные дневники поэтессы. Она не просто не любила советскую систему, но и не принимала ее всем своим существом. Видела абсурдность происходящего и не хотела в этом жить. Редко прочитаешь более взвешенные и откровенные рассуждения о сути советского строя. Берггольц вовсе не разделяла те ценности, которыми пыталась жить страна.

Во время блокады в Ленинграде на улицах постоянно работало радио. Это было необходимо, чтобы люди могли услышать объявление о воздушной тревоге. В остальное время в громкоговорители стучал метроном, или шли передачи. Передачи Ленинградского радио выходили ежедневно. И одним из голосов этого радио стал голос Ольги Берггольц. Она писала и читала для ленинградцев, ясно понимая, что именно в эти дни выполняет свое земное предназначение. Ведь нам даже не представить, чем был голос Ольги Берггольц для изможденных ленинградцев. Сколько людей остались жить, слушая ее строки.

Вот, послушайте, как звучал голос Ольги Берггольц по блокадному радио.

«Никто не забыт, ничто не забыто» – это тоже слова Ольги Берггольц. И лучше не вкладывать в эту строку пафос. Ольга Берггольц –это не внешний пафос и не патриотизм. Это нечто гораздо более важное – работа души.

Здесь же, во Всеволожске, рядом с одним из перекрестков, установлен памятник «полуторке».

Полуторки (грузовые автомобили ГАЗ-АА) строились до войны в Нижнем Новгороде по американской лицензии, и изначально представляли собой копии грузовиков «Форд» модели АА. В дальнейшем в конструкцию советских машин были внесены некоторые изменения. Простые и неприхотливые в эксплуатации и ремонте, эти грузовики стали основным видом транспорта на Дороге жизни. В своих открытых кузовах они везли в Ленинград продовольствие, а из Ленинграда – людей.

Сегодня мемориальная трасса представляет собой неплохую дорогу, но во время войны автомобильный путь проходил по разбитым второстепенным, порой лесным, трассам. Современная дорога проложена рядом с одной из них.

Около одного из сохранившихся участков старой дороги установлен памятный знак.

Многие эвакуируемые умирали в дороге. На трассе есть братская могила и мемориал умершим. Конечно, эта братская могила умерших по пути в эвакуацию ленинградцев далеко не единственная.

Последний поворот, и дорога выходит к Ладоге. Здесь машины спускались на лед, и продолжали свой путь по ледовой трассе.

Проехав по мемориальной Дороге жизни, вспомним, что немногие ленинградцы добирались до ладожского льда на машине. Большинство людей ехало от Ленинграда до Ладожского озера на поезде.

До войны Ириновская железнодорожная ветка была малозагруженной, и использовалась в основном дачниками. Для того, чтобы регулярное движение поездов по этой ветке стало возможным, было организовано бесперебойное снабжение паровозов углем и дровами. Встала проблема заправки паровозов водой: водопровод в Ленинграде не работал. Из положения вышли, задействовав пожарные цистерны, которыми к Финляндскому вокзалу подвозили воду из Невы, благо везти было недалеко. Находившиеся большей частью в неисправном состоянии паровозы отремонтировали. Все это было организовано даже не за недели, а за дни, а иногда счет шел и на часы. Ведь люди в городе умирали каждую минуту.

Еще одной проблемой стало то, что железнодорожники, в том числе и машинисты, были крайне истощены, и немногие из них могли работать, тем более в том напряженном графике, который требовался для перевозок эвакуированных. Поэтому решением Военного совета железнодорожники стали получать усиленное питание, а дополнительно из Москвы самолетом были доставлены четыре бригады машинистов, составителей поездов и ремонтников.

Если в первый период блокады эвакуировали только предприятия с сотрудниками, то с 21 января 1942 года приступили к массовой эвакуации жителей Ленинграда. Почти для всех этих людей путь в эвакуацию начинался на многолюдном Финляндском вокзале.

Один из паровозов, водивших поезда с эвакуированными, сейчас установлен на вечную стоянку у станции Ладожское озеро.

Сегодня станция Ладожское озеро, находящаяся недалеко от берега Ладоги, – тупиковая. Такой она была и до войны. Но осенью 1941 года вокруг станции было развернуто масштабное строительство. Дорогу продлили на несколько километров на север до деревни Морье. На новом участке были оборудованы большие грузовые станции Костыль и Болт с мощными пирсами. На станциях осуществлялась перевалка грузов и нефтепродуктов. В наши дни подобное строительство, вероятно, длилось бы не один год, а из-за своих масштабов являлось бы широко освещаемым в прессе национальным проектом. Но тогда счет шел на дни, а информация о строительстве, естественно, не распространялась.

До какого же места по этой железной дороге везли людей? Нет, не до станции Ладожское озеро, которая сейчас имеет мемориальный статус. И не до станции Борисова Грива, хотя именно ее называют в своих воспоминаниях многие эвакуированные. Посмотрите на схему построенного к началу 1942 года железнодорожного узла.

Между станциями Борисова Грива и Ладожское озеро была построена станция Каботажная, а рядом с ней – эвакопункт «Борисова Грива». Именно туда приходили поезда с эвакуированными. Там же проходила посадка на машины для переезда через замерзшую Ладогу. Сегодня путь на электропоезде от Санкт-Петербурга до Борисовой Гривы занимает чуть больше часа. Те блокадные поезда преодолевали этот пусть за тридцать один час, и при этом случались большие задержки в пути. Перед посадкой в поезд эвакуируемые получали по своим карточкам хлеб на сутки вперед, но если опоздание поезда в конечный пункт составляло более полутора суток, то по прибытию в эвакопункт людей кормили горячим обедом.

Для посадки в машины эвакуируемым приходилось выстаивать в огромных очередях. Помимо «полуторок» с открытыми кузовами, в которых размещались по двенадцать человек, на ледовой трассе использовались и многоместные автобусы. Но автобусов было мало, и в них в основном сажали детей и больных. Бывало, что происходили перебои с подачей транспорта, и люди задерживались в Борисовой Гриве на несколько дней.

Тихая платформа «44 км», окруженная со всех сторон лесом, ничем не напоминает нам о том, что именно на этом месте в годы войны находилась станция Каботажная с эвакопунктом. Подъехать к платформе на машине сейчас затруднительно, поэтому я использовал имеющуюся доступную фотографию платформы, сделанную в летнее время.

Местом съезда автомашин на ладожский лед принято считать Вагановский спуск, где установлен монумент «Разорванное кольцо». Фактически мест съезда на лед было несколько, так как ледовые трассы периодически переносились из-за усталости льда. Но все же есть основания полагать, что именно через Вагановский спуск прошло наибольшее количество машин, работавших на Дороге жизни.

Сейчас от Вагановского спуска до ладожского льда ведет дорожка через камыши.

И вот она, замерзшая Ладога. Зимой здесь много рыбаков, а в навигацию недалеко от этого места проходят круизные суда, следующие из Санкт-Петербурга на Свирь и на остров Валаам. В блокадные зимы же здесь проходили оживленные автомобильные трассы. Я расскажу о них, но чуть позже. Ведь нам уже пора покидать Борисову Гриву и Ваганово, и переноситься в конечный пункт ледовой трассы – Кобону. Но мы еще не заглянули в музей «Дорога жизни», находящийся на «этой стороне», в поселке Осиновец.

Музей «Дорога жизни» – это филиал Центрального военно-морского музея. В нескольких залах здесь расположена экспозиция, посвященная истории создания и работы Дороги жизни. На площадке рядом с музеем стоят образцы военной техники, участвовавшей в боях на Ладоге и защищавшие дорогу. Там же установлен самолет Ли-2, на тот момент – самый распространенный в Советском Союзе транспортный самолет. Эти воздушные машины тоже участвовали в доставке в Ленинград грузов и эвакуации населения, но перевозили в основном особо важные грузы и особо ценных людей, поэтому погоды в массовых перевозках не делали. Но в особых случаях здорово выручали.

Создание ледовой дороги через Ладожское озеро стало еще одним крупным проектом, осуществленным всего за десять дней. По льду путем искусственного намораживания льда были проложены две встречные полосы движения шириной десять метров каждая. Вдоль всей трассы оборудовали питательно-обогревательные пункты с возможностью оказания медицинской помощи и техпомощи. Была создана дорожная служба с несколькими десятками тракторов. На дороге работали регулировщики (в основном женщины), для которых устроили посты. Иными словами, в кратчайший срок была построена действующая автомобильная дорога со всей необходимой инфраструктурой.

Трассы периодически прокладывались заново по новым местам. На приведенной ниже карте показаны основные маршруты движения автотранспорта по ладожскому льду. В период с декабря 1941 года по апрель 1942-го из Ленинграда было эвакуировано полмиллиона человек, в основном по трассе Осиновец – Кобона.

Каждый рейс по ледовой трассе был рискованным делом. Колонны автомобилей регулярно подвергались обстрелу немецкой артиллерии и бомбардировкам. Но и без обстрелов существовала опасность для машин уйти под лед вместе с людьми, поскольку лед, даже намороженный, уставал. По этой причине трассы регулярно намораживали заново – в стороне от старых.

При проваливании машины под лед люди обычно не могли выбраться из кузова и погибали. Водитель иногда успевал выпрыгнуть – постоянно открытая дверь кабины увеличивала его шансы на спасение, а иногда уходил на дно вместе с автомобилем. Другим машинам в таких случаях было запрещено останавливаться во избежание повторения трагедии.

Значительное количество воспоминаний эвакуированных по Ладоге людей содержат свидетельства ухода идущей впереди или следом машины под лед. Была свидетелем этого и моя бабушка. Нет оснований не доверять этим воспоминаниям. С другой стороны, статистика говорит о том, что за две ледовые навигации по Дороге жизни была потеряна четверть всех работавших на ней машин. С одной стороны это много, но если учесть количество рейсов, который делала каждая «полуторка» (иногда до четырех в день), то вероятность для эвакуируемых погибнуть, провалившись с машиной под лед, была не столь высока, как это принято считать.

В первую блокадную зиму ладожская ледовая трасса работала до 24 апреля. Последние машины шли уже по слою воды.

Памятник «полуторке» установлен не только во Всеволожске, но и в поселке Дусьево. Для тех, кто направляется на автомобиле в Кобону, Дусьево – то самое место, где надо свернуть с Мурманского шоссе на север.

Эвакуированные же попадали в деревни Кобона и Лаврово другим путем – по льду Ладожского озера. Доля первых эвакуированных была совсем незавидной: на тех же машинах, на которых они пересекли Ладогу, их везли дальше – объездной дорогой в Тихвин, что занимало до четырех дней. Многие изможденные голодом люди не выдерживали долгой дороги в мороз в открытом кузове «полуторки», и умирали. Вскоре был восстановлен участок железнодорожной трассы до станции Волховстрой, и людей стали подвозить на машинах от ладожского берега до этой станции. Но и это занимало много времени, а кроме того, снижало пропускную способность дороги.

Поэтому было решено построить железную дорогу от основной ветки через Лаврово и Кобону до Леднево. И не просто железную дорогу, а вместе с ней и очередной крупный железнодорожный узел для перевалки грузов, Кобоно-Кареджский порт. И снова счет шел даже не на недели, а на дни. И снова с этой задачей справились.

На следующей схеме видно, как проходила эта дорога. Считается, что она начиналась у станции Войбокало, но фактически ответвление находилось в нескольких километрах к западу от станции. Впрочем, это не меняет дела. Кстати, на этой карте показан и трубопровод для нефтепродуктов, проложенный по дну Ладожского озера в мае 1942 года для снабжения Ленинграда. Еще один серьезный проект того времени.

Дорогу строили быстро. В отсутствие необхо

asosnin.livejournal.com

Дорога жизни

В сентябре Северо-Западное речное пароходство имело на Волхове и Ладоге 5 озерных и 72 речных буксира, 29 озерных и около 100 речных барж. Грузы в Ленинград направлялись следующим маршрутом. После прибытия по железной дороге на станцию Волхов вагоны шли на пристань в Гостинополье, где грузы перегружали на баржи. Речные буксиры доставляли баржи по Волхову через Волховский шлюз до Новой Ладоги, где часть из них догружалась, а оттуда 14-18 часов озерными буксирами или кораблями военной флотилии их буксировали в Осиновец. На его причалах грузы перегружались на узкоколейку, перевозились несколько сот метров до Ириновской ветки Октябрьской железной дороги, откуда, после перегрузки, следовали непосредственно в Ленинград.
Руководство всеми водными перевозками из Новой Ладоги в Шлиссельбург и Ленинград с 3 сентября 1941 было возложено на Ладожскую военную флотилию, ранее в её состав было включено Северо-Западное пароходство, а 30 сентября был назначен уполномоченный по перевозкам — генерал-майор А.М.Шилов, руководивший всей трассой, включая порты. Для прикрытия трассы был создан Осиновецкий бригадный район ПВО в составе трёх дивизионов на западном берегу Ладоги (генерал-майор артиллерии С.Е.Прохоров), Свирский бригадный район ПВО в составе пяти дивизионов прикрывал трассу на восточном берегу. Всего в их составе было 76 85-мм, 69 76-мм, 39 37-мм зенитных орудий, 75 зенитных пулеметов и 60 прожекторов.
Первые баржи с грузом стали приходить в Осиновец, начиная с 12 сентября. Всего за сентябрь было доставлено около 20 тыс. т грузов. При перевозках грузов некоторое количество барж было потеряно в результате действия ладожских штормов. 17 и 18 сентября затонули баржи, перевозившие людей: одна — с 520 военнослужащими, направлявшимися в Ленинград, 300 из них спасли, а другая — с 300 эвакуируемых, большая часть из которых погибла. После этих случаев перевозка людей на баржах прекратилась, перевозить их стали лишь на самоходных судах.
По причине того, что Волхов замерзает значительно раньше Ладоги, в конце октября было принято решение перевезти грузы из Гостинополья, оказавшегося к тому же недалеко от линии фронта, в Новую Ладогу. Из-за начала ледостава с 10 ноября на перевозках перестали использовать баржи, 22 ноября начала действовать автомобильная ледовая дорога, но отдельные суда продолжали доставлять грузы вплоть до 4 декабря.
Всего за первую навигацию в Ленинград водным транспортом было перевезено 60 тыс. т грузов, из них 45 тыс. т продовольствия. В обратном направлении отправлено 10,3 тыс. т грузов, эвакуировано 33 тыс. ленинградцев и перевезено около 20 тыс. военнослужащих.

fishki.net

Ладожское озеро, Дорога жизни, Осиновец.

В сентябре, в один из дней, когда в Петербурге вспоминали о начале блокады 70 лет назад, я съездил на Ладожское озеро. Там на побережье в поселке Осиновец расположен музей Дороги жизни. Этот музей — филиал Центрального военно-морского музея, и, как говорит его директор, является самым посещаемым музеем Ленинградской области.

У станции Ладожское озеро, куда я приехал на электричке с Финляндского вокзала, стоит мемориальный паровоз ЭШ-4375. В годы войны такие машины возили грузы и пассажиров до Ладожского озера. На его борту девиз: «Все для фронта, все для победы!».
На мемориальной доске «эшки», как ласково называли этот паровоз железнодорожники, написано: «На этом паровозе в период 1941-1942 гг., комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе: старшего машиниста Василия Елисеева, помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловесных составов с 2 миллионами тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на «Дороге жизни»».
Вдоль железнодорожного пути от Петербурга до станции установлены памятные километровые столбы, один из них — на переднем плане.

Дорога жизни — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101). Во время Великой Отечественной войны носила название «Дорога смерти».

Оригинальное здание вокзала станции Ладожское озеро. В этом же здании находится музей, посвященный, естественно, Дороге жизни.

Его посещение я оставил до следующего раза, поскольку о нем узнал незадолго перед отправлением обратной электрички на Петербург.

Немного пройдя по дороге за зданием вокзала, я дошёл до Ладожского озера.

Ладога поражает своими размерами. Вода до самого горизонта, даже не верится, что это озеро, кажется что стоишь на берегу моря.

Ладожское озеро — одно из крупнейших озер европы, его протяженность с севера на юг 207 км, а с запада на восток 136 км, средняя глубина 51 м.

Ещё говорят, что Ладожское озеро имеет тяжёлый нрав — погода может измениться очень быстро, и небольшая рябь может смениться сильным волнением. Так в сентябре 1941 года шторм разбил в этой части побережья десятки барж и погубил свыше тысячи человек.

Зимой из-за сильных ветров на поверхности озера не бывает ровного льда, происходит подвижка льда и образуются торосы. Это усложняло строительство Дороги и перевозку грузов по льду.

Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась Ладога. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже в сентябре началась первая навигация по Ладожскому озеру. С большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. 12 сентября сюда первыми прибыли две баржи, гружёные 626 т зерна и 116 т муки. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 33 500 ленинградцев.

Вход в музей. 

На площадке возле музея множество экспонатов.

Военно-транспортный самолет Ли-2. Именно этот Ли-2 Александр Рогожкин снял в фильме «Перегон».

На подобных самолётах в блокаду доставляли продовольствие и медикаменты в Ленинград.

17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 т муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В. А. Порчунова. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т. различных грузов, в том числе 262 419 т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены с 25 декабря: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 грамм, а служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.
Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях 1 099 500 т. различных грузов, из них в блокадный Лениград — более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Из города на Большую землю было вывезено около 540 тыс. человек, в том числе более 448 тыс. эвакуированных жителей. Также для пополнения Ленинградского фронта было переброшено около 290 тыс. солдат и офицеров. В 1942 году по дну Ладожского озера был проложены трубопровод для снабжения горючим и кабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.
С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т. различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.

На таких конных обозах и производилась разведка ледовой трассы.

Памятник воинским частям, защищавшим Дорогу жизни.

Башня от Т-34.

Множество зенитных, корабельных и полевых орудий.

Светящийся буй Железница. Буй выставлялся на водную трассу у банки Железница. В дни войны являлся основной точкой для ориентации при плавании.

Самоходный десантный двухтрюмный тендер. Грузоподъемность 25 тонн, скорость хода 5 узлов. Строились в условиях блокады, оттого имеют простые угловатые формы. На них устанавливались двигатели от ЗиС-5.

Буксирный пароход Ижорец 8. В сентябре 1941 г. с боеприпасами и продовольствием прибыл в порт Осиновец. За первую навигацию перевёз большое количество различных грузов. После войны пароход был отремонтирован, плавал на Белом озере, а в 1976г. из Белозерска приведен в Осиновец и поставлен на вечную стоянку в музее.

Морской охотник МО-215.
Это были быстроходные суда (могли развивать скорость даже до 50-ти км/ч), они производили различные операции, высаживали и забирали разведчиков на оккупированной территории. 

Полуторка, поднятая со дна Ладожского озера.
За первые 2 недели ледовой дороги под лед ушло 157 авто. Водители ездили с открытыми дверями, чтобы успеть покинуть кабину, если машина начнёт проваливаться под лёд. Но всё равно гибли часто.
За две блокадные зимы более 1100 штук машин ушло под лёд — каждая четвертая. 

Лампочки в стоп-сигналах остались целыми.

Фрагмент от ещё одного грузовика.

Это вроде фрагменты штурмовика Ил-2.

Бронеплита. Неужели это следы от пуль?

Здание музея. Внутри — экспозиция из пяти залов, посвященная истории создания и работы героической военной коммуникации, обеспечивавшей жизнь и связь блокированного Ленинграда со страной с конца ноября 1941 года до 30 марта 1943 года. Экспозиции расположены в хронологическом порядке.

45-ти мм пушка на корабельной тумбе ,120-мм миномет, счетверенный пулемет Максим.

Электричества в музее не было и подсветка стендов не работала. Судя по всему здесь проблемы с электричеством не так и редки.

На автобусе привезли блокадников на экскурсию.

Экскурсию проводит директор музея Войцеховский А. Б.. Рассказывает интересно.
В музее можно купить диск с фильмом, где директор также проводит экскурсию по музею, рассказывает интересные факты о строительстве и функционировании Дороги Жизни. В фильм также включены редкие кадры хроники.

Так, например, узнал, что был проложен по дну озера трубопровод, по которому в осажденный Ленинград перекачивалось топливо и различные нефтепродукты. Практически прообраз Нордстрима.
Также был проложен электрокабель.
Или как летом переправляли пустые железнодорожные цистерны вплавь на большую землю. 

Труба артиллерийского дальномера, ствол одной из трех 100 мм пушек, подорванной немцами и рулевое колесо с тральщика .

Схема Дороги Жизни.

Неподалеку есть ещё одна достопримечательность. Осиновецкий маяк, заложенный в 1905 году, — второй по высоте на Ладоге (после Стороженского): 70 м от основания до верха, 74 м от огня до уровня моря, а видно его свет за 40 км. Маяк действующий, 366 ступеней ведут к 500-ваттной лампе, которая с апреля по ноябрь в темное время суток загорается каждые четыре секунды.

Ссылки
Боевые действия КА
Центральный военно-морской музей


soulim.livejournal.com

Дорога жизни от Ладожского озера до Ленинграда

Во время Великой Отечественной войны жители Всеволожского района внесли весомый вклад в защиту Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков. Через район, который единственный в Ленинградской области не был оккупирован фашистами, проходила легендарная Дорога Жизни.

Героическая оборона Ленинграда длилась с 8 августа 1941 года по 27 января 1944. 29 августа фашисты перерезали последнюю железнодорожную ветку, связывавшую Ленинград с еще не оккупированной территорией, а 8 сентября немцы захватили Шлиссельбург и вышли к южному берегу Ладожского озера.

На северном направлении действовали финские войска. Они имели численный перевес над советской 23-й армией и после месяца боев заняли большую часть Карельского перешейка от Финского залива до Ладожского озера. Для жителей города начался тяжелейший период блокады с систематическими артиллерийскими обстрелами из осадных гаубиц и бомбардировками с воздуха.

В одном из документов ставки Гитлера от 29 сентября 1941 года говорилось: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта».

Вопросом жизни и смерти для Ленинграда стала его связь с Большой землей — так называли защитники города не занятую немцами часть территории Советского Союза. Основные военные и гражданские коммуникации проходили через Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках советских войск. В сентябре и октябре в ускоренном темпе были проведены работы по обустройству гаваней, углублению дна, строительству узкоколейных железнодорожных путей, складов, землянок. По подводным кабелям была налажена телефонная и телеграфная связь.

12 сентября началась навигация между Осиновецким маяком на западном берегу Ладоги и пристанью Гостинополье на Волхове, на востоке. Она продолжалась 79 дней. Каждый день перевозилось 760 тонн грузов, из них 570 тонн продовольствия. За время навигации из города эвакуировали 33 тысячи 500 мирных жителей и раненых. Перевозки происходили в условиях непрерывных налётов немецких «хейнкелей» и «юнкерсов» с берега, расположенного всего в 25-30 километрах от трассы.

С началом зимы и ледостава водная коммуникация перестала действовать. Продолжить обеспечение города продовольствием и боеприпасами теперь можно было только по льду озера. Первые санно-гужевые обозы двинулись по ледовой дороге 20 ноября, а на следующий день пошла первая автомашина. Так появилась Военно-автомобильная дорога №101 (ВАД-101). Но жители осажденного Ленинграда дали ей другое название: Дорога жизни.

Она проходила по трассе мыс Осиновец – острова Зеленцы – село Кобона и имела общую протяженность 29 километров. Зимник проходил всего в 20-25 километрах от занятого противником берега, к тому же круглые сутки немецкие бомбардировщики и истребители проводили налеты на трассу. В воронки, образовавшиеся во льду от разрывов авиабомб, проваливались автомашины. Поэтому совсем не преувеличением будет сказать, что буквально каждый метр ледовой трассы был оплачен кровью водителей, регулировщиков, авторемонтников, зенитчиков, связистов, санитаров.

В таких адских условиях в среднем в день в один конец удавалось перевозить до 2375 тонн грузов, 70 процентов которых составляло продовольствие. За зиму из города было эвакуировано 514 тысяч жителей и 35 тысяч раненых бойцов. Зимой 1941-1942 годов Дорога жизни действовала 152 дня, до 24 апреля.

20 мая 1942 года открылась вторая навигация, а через 8 дней начались регулярные грузоперевозки судами Северо-западного речного пароходства. Флот этот состоял из 5 озерных и 63 речных буксиров и 69 несамоходных барж. Кроме того, за прошедшую зиму на заводах Ленинграда было построено 115 самоходных тендеров и плашкоутов водоизмещением 15-25 тонн и 14 барж грузоподъемностью 600 тонн.

Перевозки обеспечивали зенитчики, летчики и моряки Ладожской военной флотилии, включавшей 2 сторожевых корабля, 6 канонерских лодок, 10 тральщиков, десятки различных военных катеров. По дну озера был проложен трубопровод, по которому для частей фронта и кораблей Балтийского флота поступали горюче-смазочные материалы. Это было уникальное для того времени гидротехническое сооружение. А на заводе «Севкабель» ослабевшие от голода люди изготовили 120 километров трехфазного электрического кабеля. Кабель протянули по дну озера, и в Ленинград стал поступать ток с Большой земли.

Навигация 1942 года прекратилась 25 ноября. За это время в осажденный город было доставлено 703 300 тонн грузов, 265 тысяч человек, вывезено 304 800 тонн грузов и эвакуировано 528 400 человек. Успехи навигации повысили обороноспособность Ленинграда и позволили подготовиться к прорыву блокады города.

С наступлением зимы, несмотря на капризы погоды и коварство льда, который периодически смещался, образуя трещины, начала действовать новая ледовая трасса. 20 декабря по ней началось движение на лошадях, а 24 декабря была разрешена перевозка грузов на автомашинах. 

Но в ту зиму Дорога жизни перестала быть единственной артерией, спасавшей жителей осажденного города от голодной смерти. Утром 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, а ночью 18 января ленинградцы услышали по радио долгожданную весть: «Блокада прорвана!»

Но враги еще долго оставались на подступах к городу. Весь 1943 год истощенный осадой город копил силы для решительного боя, который начался 14 января 1944 года. Через 12 дней части 2-й и 42-й армий при поддержке артиллерии Балтийского флота освободили Красное село, Ропшу, Пушкин, Гатчину и еще 700 населенных пунктов. Враг был отброшен от Ленинграда, и 27 января 1944 года огненное кольцо блокады, которое 900 дней и 900 ночей сковывало Ленинград, было окончательно разорвано.

С тех пор ветераны и их потомки ежегодно отмечают этот день как светлый праздник, хоть и со слезами на глазах. Отмечают по разному. Во Всеволожском районе от места, куда к берегу Ладоги приходили транспорты и отправлялись дальше по Дороге жизни в осажденный город, в первое воскресенье после 27 января устраивается международный легкоатлетический марафон «Дорога жизни». В 2006 году он проводился уже в 37-й раз и как всегда, собрал много сотен участников, традиционно прибывающих на этот уникальный зимний марафон из разных регионов России, из стран ближнего зарубежья, а также из многих населенных пунктов Всеволожскогорайона и из Санкт-Петербурга.

www.lenoblinform.ru

Музей «Дорога жизни» — Санкт-Петербург, Ленинградская область, Россия – RedHit

Array
(
    [0] => Array
        (
            [id] => 9
            [name] => Ирина Кочетова гид в Санкт-Петербурге
            [announce] => 
            [content] => 


Уважаемые гости, меня зовут Ирина Кочетова.

Я гид-экскурсовод по Санкт-Петербургу и пригородам (свидетельство о государственной аккредитации №06631) язык-русский.


Я родилась в Петербурге, живу в Петербурге и живу Петербургом. Хочу поделиться своим знанием и любовью к родному городу с Вами.


Провожу разные типы экскурсий: индивидуальные, коллективные, тематические, пешеходные, автобусные.

Тематика очень разнообразна - от обзорных по центру города и его главным достопримечательностям до авторских, по индивидуальным предпочтениям наших гостей.

Смогу быть полезной Вам в самом широком аспекте экскурсионного сопровождения, организация трансфера, помощь в размещении...


Могу быстро и грамотно разработать интересный экскурсионный маршрут по Вашему желанию.


Наш город настолько прекрасен и велик, что очень трудно перечислить все ,что можно в нем увидеть.

"Все б глаз не отводить от города Петрова, гармонию читать во всех его чертах...", как сказала метко великая поэтесса.

Я помогу Вам окунуться в прошлое, посетив места великой любви, ненависти, интриг...
Вы насладитесь видами города с воды, как задумал этот город Великий Пётр ,пройдетесь по набережным каналов , мостам...

Почувствуете дух времени, гуляя по улицам и местам литературных персонажей Пушкина, Достоевского, Гоголя..Будете очарованы великолепием шедевров великих архитекторов -Растрелли, Кваренги, Ринальди, Росси.

Соприкоснетесь с мистикой и легендами Великого города, загадаете желания ,которые обязательно исполнятся.

Мы спустимся под землю в метрополитен, чтобы увидеть подземные "храмы" сталинского ампира..
И многое, многое другое...

Мои контактные данные:

Заказ экскурсий:
телефон и WhatsApp: +79052251813 

почта:  [email protected]

С удовольствием отвечу на Ваши вопросы и учту пожелания по програме экскурсий.

[image_id] => 921 [rubric_id] => 4 [is_first] => 0 [publish] => 1 [filename] => 2/avatar_gida_irina_kochetova_gid_v_sankt-peterburge_id9.jpg ) [1] => Array ( [id] => 8 [name] => Зарецкая Елена - гид в Санкт-Петербурге [announce] => [content] =>


Добро пожаловать на мою страницу!


Меня зовут Елена. Я родилась и выросла в замечательном городе Санкт-Петербурге и в один прекрасный момент начала проводить по нему экскурсии. И до сих пор не могу остановиться).

Я являюсь аккредитованным гидом по Петербургу и имею все необходимые лицензии для работы в музеях города. Провожу экскурсии на русском и английском языках. Немного говорю на испанском.

Свои экскурсии я стремлюсь сделать увлекательными, позитивными и понятными. Без лишних дат и фамилий. Интересно, правдиво и с юмором. Я легко нахожу общий язык с детьми разных возрастов, буду рада видеть вас со всей семьей.

Провожу экскурсии в разных форматах на любых видах транспорта. С удовольствием работаю на своем автомобиле Toyota Rav4. Предоставлю по необходимости детские кресла соответствующей возрастной категории.

Я готова разработать тур согласно вашим пожеланиям. Всегда рада проконсультировать по вопросам проживания, питания, транспорта, развлечений.


Мои контактные данные:

[email protected]

веб сайт

facebook


Мои экскурсии:

  • Обзорная экскурсия
  • Эрмитаж
  • Петергоф
  • Царское Село
  • Еврейский Петербург
  • Кронштадт
  • Петергоф + Ораниенбаум + Кронштадт
  • Реки и каналы
  • Ночной Петербург
  • Дворики и парадные Петербурга
  • Русский музей
  • Петербург детям
  • Свадебные экскурсии
  • Мистический Петербург
  • Гатчина
  • Павловск
[image_id] => 918 [rubric_id] => 4 [is_first] => 0 [publish] => 1 [filename] => 6/avatar_gida_zaretskaya_elena_-_gid_po_sankt-peterburgu_id8.jpg ) [2] => Array ( [id] => 4 [name] => Вероника Ромашко — гид в Санкт-Петербурге [announce] => Петербург замечательный город — один из красивейших городов мира. Он огромен и неповторим… [content] =>


Я родилась в Петербурге  (Ленинграде) здесь жили мои родители , и их родители тоже. Я ленинградка в четвёртом поколении.

Моя работа — это моё призвание. Я закончила Унивеститет, художественную школу и несколько курсов повышения квалификации.

Сейчас я профессиональный экскурсовод с 10-летним стажем.

Я с удовольствием помогу Вам увидеть здесь всё самое интересное и прекрасное.

Могу предложить автобусные или пешеходные экскурсии. На вашем автомобиле или в любом  удобном для Вас транспорте .


Мои контактные данные:

Вероника Ромашко

тел.   +7 911 757-33-81  

почта: [email protected] 


Экскурсии предлагаемые гидом


Прежде всего могу порекомендовать прекрасную обзорную экскурсию :
Мы увидим исторический центр города, все знаменитые достопримечательности, посетим места исполнения желаний, услышим интересные исторические рассказы а так же мифы и легенды. И сделаем прекрасные фотографии.

  • Можем прогуляться по Петропавловской крепости или зайти в Домик Петра. Увидим, каким был город первоначально. (Это займёт порядка 3-4 часов)
  • Осмотрим огромный Зимний дворец. Экскурсия по парадным залам и осмотр самых известных картин в картинных галереях.  (порядка 2 часов)
  • Посетим самые красивые пригороды, увидим фонтаны Петергофа : Экскурсия в Петергоф с посещением парка фонтанов и одного из дворцов. (займёт порядка 5-7 часов)
  • Мы можем за 1 день осмотреть город воинской славы Кронштадт и Ораниенбаум(за 6-8 часов)
  • Пушкин-Павловск. (6-8 часов)
  • Гатчина, ее дворцы и прекрасные парки.  (5-7 часов)
  • Для любителей средневековья : Выборг с его старинной крепостью и парком Монрепо.  (8-10 часов)
  • Псков-Изборск-Печёры : один из первых городов страны , старинный кремль, крепость и древнейший монастырь. (10-12 часов)
  • Старая Ладога. Крепость и монастыри. (10 часов)

Начнём прямо от Вашего отеля или дома.
И хоть нельзя объять необъятное — мы всё же постараемся.
Программу составим с учётом Ваших пожеланий

[image_id] => 917 [rubric_id] => 4 [is_first] => 0 [publish] => 1 [filename] => 8/avatar_gida_veronika_romashko_-_gid_v_sankt-peterburge_id4.jpg ) )

redhit.ru

Captain Joy :: Дорога жизни

Полная блокада Ленинграда продолжалась с 8 сентября 1941г. по 18 января 1943г. В течение этого времени нацисты удерживали участок южного берега Ладожского озера шириной несколько менее 20км (сегодня это около 10-15 минут езды по Мурманскому шоссе от Ладожского моста на восток — примерно до поселка Синявино-2; границы временно оккупированной территории никак не маркированы). Таким образом Ленинград был полностью отрезан от остальной части СССР (за исключением территории Ладожского озера). Единственным способом связи с большой землей (кроме воздушного) оставался водный путь по Ладоге (зимой — ледовая дорога).

Вообще-то южная Ладога несудоходна. (Сначала Петр, а затем и большевики построили в обход нее в судоходных целях целых два канала — Старо- и Новоладожский. Вот эта живописная лужица и есть южный берег крупнейшего озера Европы.) Но в ее новейшей истории было-таки две навигации — в 1941 и 1942гг.

8 сентября 1941г. нацисты захватили Шлиссельбург. А уже 11 сентября, на третий день блокады, была организована первая Дорога жизни. Она начиналась от Гостинопольской пристани в Новой Ладоге — у самого устья Волхова. Вот здесь.

На сегодняшний день — пристань не действующая. Сейчас там что-то вроде мемориала и городского променада,

где в асфальт вмуровано два настоящих (надеюсь) судна, участвовавших в той навигации.

От Гостинопольской пристани суда шли к Осиновецкому маяку. Вот он (построен в 1911г.; действующий).

В этом месте Ладога выглядит несколько более глубоководной. Но это обманчивое впечатление. На сегодняшний день в районе Осиновецкого маяка ходят только небольшие рыболовные суда.

К концу 1941г., когда линия фронта стабилизировалась, ледовая, а затем и водная Дорога жизни была проложена более коротким маршрутом — от деревни Кобона. Но западная оконечность ладожской части Дороги жизни оставалась неизменной — это примерно четырехкилометровая полоса берега от нынешней железнодорожной станции Ладожское озеро до поселка Коккорево. (Три хитрых линии на карте чуть севернее — это проложенная по льду зимой 1942г. высоковольтная линия электропередачи и проложенные летом 1942г. по дну озера электрический кабель и (внимание!) нефтепровод — кажется, это уникальный опыт в мировой истории.)

На запад от Осиновца Дорога жизни шла по земле и называлась Военно-автомобильной дорогой ВАД-101. Сейчас это одно из не самых напряженных загородных шоссе с не самым лучшим покрытием.

Оригинальная Дорога жизни выглядела, правда, несколько иначе. На выезде из Всеволожска поддерживается небольшой кусочек дороги ВАД-101 в ее изначальном виде.

Выглядит это примерно так.

Сегодня Дорога жизни — это, насколько мне известно, единственное шоссе в Ленобласти, которое вместо обычных километровых флажков маркируется на всем протяжении вот такими километровыми памятными знаками.

Первый (и самый скромный) монумент на Дороге жизни был установлен только спустя 20 лет после Победы. Вот он. Он стоит на берегу озера, практически в лесу, в нескольких сотнях метров левее Разорванного кольца (если смотреть с берега).

Большая часть остальных памятников, расположенных вдоль сухопутного участка Дороги жизни была установлена в первой половине 70-х гг.: памятник регулировщицам (такие женщины стояли на каждом километре ледовой трассы с керосиновыми факелами) на 2-ом км, на выезде из города (справа — фермы железнодорожной станции Ржевка, на заднем плане — вялотекущее строительство питерской МКАД),

памятник летчикам, прикрывавшим Дорогу жизни с воздуха (4-й км),

памятник воинам ПВО «Катюша» (примерно 20-й км, символические стволы сделаны из двутавровых рельсов),

братская могила воинов, погибших на Дороге жизни (45-й км, напротив пляжа).

Один из наиболее масштабных памятников на протяжении всей Дороги жизни — мемориал детям блокадного Ленинграда (3-ий км, сразу за постом ГИБДД),

композиционным центром которого является монумент Цветок жизни.

От него проложена аллея

к холму, на котором стоят высеченные в камне страницы блокадного дневника Тани Савичевой. (За скобками советской мифологемы остался тот факт, что свой дневник Таня вела в записной книжке старшей сестры Нины, которая жива до сих пор.) На деревьях вокруг повязано огромное количество красных ленточек (что это символизирует, я не знаю).

Вдоль аллеи расположено пять одинаковых каменных стелл (отличаются только надписи), посвященных пионерам и школьникам блокадного Ленинграда.

На выезде из Всеволожска находится мемориал Румболовская гора

со стихами Ольги Берггольц.

На сам холм можно легко и быстро взобраться. Там наверху довольно красиво. Если развернуться на 180 градусов, можно увидеть панораму города Всеволожска (уж какая есть; сами потом как-нибудь посмотрите, если захотите).

Перед самым подъездом к озеру шоссе имеет длинный прямой участок (известный как Вагановский спуск), который (в месте съезда ВАД-101 на лед Ладожского озера) заканчивается монументом Разорванное кольцо — самым известным памятником Дороги жизни, который сейчас, по причине подготовки к юбилею Победы, выглядит примерно так.

Дальше шоссе поворачивает налево и проходит еще примерно 4-5км вдоль берега Ладожского озера (сейчас это излюбленное место рыбаков-любителей). Последний километровый памятный знак имеет номер 45. Слева от него вход в музей Дороги жизни (синенькое деревянное здание на заднем плане; открыт ежедневно с 10 до 18, кроме понедельника и вторника). Вокруг здания музея — довольно большая огороженная территория, на которой выставлено много орудий,

несколько корпусов судов

и даже самолет (крылья которого, если очень хочется, можно потрогать руками).

Дальше шоссе идет еще примерно полкилометра и заканчивается у конечной станции Ириновской железной дороги Ладожское озеро. Сегодня это обыкновенная пригородная железнодорожная станция, за исключением разве что необычного здания вокзала, похожего на гипертрофированный шалаш или на гигантскую букву Л. Внутри вокзала есть филиал железнодорожного музея.

Один из экспонатов можно видеть рядом со станцией, прямо под открытым небом. Это установленный на вечную стоянку на запасном пути паровоз Комсомолец, обслуживавший железнодорожную Дорогу жизни.

На Ириновской железной дороге тоже были установлены собственные километровые памятные знаки. Первый из них (за номером 0/1), если не ошибаюсь, любой желающий до сих пор может увидеть на первом пути Финляндского вокзала. Последний имеет номер 46/47. Вот он — установлен около паровоза.

Рядом со станцией — большой правильный сосново-песчаный пляж, почти как на заливе.

Температура +1 к купанию, правда, не располагала. Но руки в ладожской воде я все-таки омочил.

См. также:
Парк 300-летия Петербурга | Кронштадт | Гатчина | Ораниенбаум | Монрепо | Тихвин | Старая Ладога

cjoy.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *