Допризывная подготовка юношей (из опыта работы)

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» от 28 марта 1998 года, от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебно-полевые сборы.

Введение

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службы» от 28 марта 1998 года, от 31 декабря 1999 года №1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе» в общеобразовательных учреждениях должны проводиться учебно-полевые сборы.

К участию на учебные сборы привлекаются учащиеся, не имеющие освобождения по состоянию здоровья.

Программой учебных сборов предусмотрено ознакомление учащихся с размещением и бытом военнослужащих, организацией караульной и внутренней службы, изучение элементов строевой, огневой, тактической, медицинской и физической подготовки.

Организация проведения учебно-полевых сборов в Ольхонском районе осуществляется, и проводятся на основании постановления мэра района, и приказа начальника райвоенкомата о проведении учебно-полевых сборов и назначении должностных лиц на период сборов.

А также издавались приказы начальником РОО «О проведении итоговых занятий по стрельбе из автомата боевыми патронами с юношами 10-х классов».

Вооружённые силы РФ представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны страны. Они предназначены для отражения агрессии против государства, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации по осуществлению миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Сегодня одной из приоритетных задач строительства Вооружённых сил РФ по-прежнему остаётся сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.

Главной целью политики РФ в этой области является недопущение любого вида силового давления и агрессии против России или её союзников, а в случае её развязывания – гарантированная защита её суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных национальных интересов государства. Данная политика РФ в области стратегического сдерживания является стержнем всей системы национальной безопасности страны и основывается на Конституции РФ и действующем российском законодательстве.

В соответствии с военной доктриной. Вооружённые силы могут применяться также для оказания помощи населению страны при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Одной из важных задач по подготовке юношей к службе в Вооруженных силах РФ является военно-патриотическое воспитание. В нашей совместной работе по формированию у учащихся военно-патриотических качеств можно использовать различные способы и методы. В данном случае мы проводим военно-полевые сборы с учащимися 10 классов, направленные на воспитание и обучение , а также получение определенных знаний и умений в области военного искусства. При проведении сборов юноши усваивают свои конституционные права, уясняют цели и характер нашей оборонительной доктрины, предназначение Вооруженных Сил, приобретают физическую закалку и психологическую устойчивость. Проведение военно-полевых сборов помогает решить одну из важных задач, военно-профессиональную ориентацию и военно-патриотическое воспитание учащихся, формирование у школьника убеждения в необходимости стать защитником своей Родины. Военно-профессиональная ориентация является частью всего учебного процесса, она неразрывно связана с формированием всесторонне развитой личности. Наша основная цель сформировать у молодого человека морально-боевые, организаторские и другие качества необходимые защитнику Отечества, воспитывать у молодежи уважение и любовь к Вооруженным Силам, правильное представление о характере военной службы. Наши юноши получив определенные знания в области обороны, с честью и достоинством исполняют свой воинский долг в Вооруженных Силах РФ. Принимали участие в боевых действиях в горячих точках, это Афганистан – Чечня, имеют государственные и правительственные награды.

Основными целями и задачами учебно-полевых сборов являются:

  1. формирование морально – волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей;
  2. вырабатывать у юношей подтянутость, аккуратность, умение быстро выполнять команды; научить умелому использованию оружия;
  3. воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;
  4. воспитать у наших допризывников чувство патриотизма, любви к ВС РФ.

Учебно-полевые сборы юношей 10-х классов школ района проводятся на базе общеобразовательных школ района.

В первый день заезда проводится формирование взводов. Они формируются по смешанному типу, т. е. в список взвода включаются учащиеся из разных школ.

При такой системе комплектования, учащиеся из одной школы, попадают в совершенно разные взвода, по сути, в новые коллективы. Это даёт возможность командирам за короткий срок подготовить боеспособный коллектив и позволяет исключить возможные негативные явления. Словом, комплектование взводов на срок проведения сборов максимально приближено к армейским условиям.

Занятия на сборах проводятся согласно распорядку дня, начиная с подъёма в 700 часов и до отбоя в 2200 часа. Все занятия проходят по расписанию, при этом преподаватели имеют при себе конспекты занятий.

В часы досуга, а это послеобеденное время, проводится кросс, соревнования по волейболу, гиревому спорту, подтягиванию на перекладине, футболу.

При такой организации распорядка дня, свободного времени у учащихся практически нет и меньше возможности для совершения противоправных действий.

Как начальник штаба провожу большую организаторскую учебную работу. Занимаюсь оформлением документации, распорядком дня, расписанием занятий, списками личного состава взводов, планами – конспектами занятий.

Открытие учебно-полевых сборов

Перед открытием учебно-полевых сборов, весь личный состав сборов активно готовиться к торжественному открытию. При этом командиры взводов проверяют форму, одежду, причёску, обувь, внешний вид участников. Даётся команда на построение. Начальник сборов докладывает военному комиссару района о готовности допризывников к проведению учебно-полевых сборов.

Флаг Российской Федерации в честь открытия учебно-полевых сборов поднимают заместители командиров взводов.

На торжественном открытии присутствуют представители администрации района, военный комиссар, перед участниками сборов выступают участники ВОв, боевых действий в Чечне, Афганистане.

После торжественной части, участники сборов повзводно проходят торжественным маршем перед присутствующими.

Первый день сборов

В первый день проводятся занятия по строевой подготовке. Где отрабатываются строевые приёмы и движение без оружия, выход из строя, подход к начальнику, доклад.

Строевые приёмы отрабатываются как индивидуально с каждым учащимся, так в составе отделения и взвода. Занятия проводят командиры взводов, добиваются того, чтобы учащиеся были подтянуты, внешне опрятны, умели чётко выполнять команды, и были в постоянной готовности к действиям.

Командир взвода также следит за действиями учащихся и исправляет ошибки, обращая особое внимание на правильность выполнения строевых приёмов.

Цель данного занятия – воспитать дисциплинированность и ответственность за выполнение команд и приказов, добиваться чёткости и слаженности действий.

Сначала отрабатываются одиночные строевые приёмы, затем в составе отделения, в составе взвода.

Огромное значение для поддержания внутреннего порядка и дисциплины имеет изучение теоретической части и отработка практических навыков Устава Внутренней и Гарнизонно-караульной служб.

Для этого назначается дежурный по сборам, в его распоряжение выделяется 9 дневальных, которые исполняют обязанности по поддержанию порядка и дисциплины. На разводе назначается начальника караула, разводящие и караульные по количеству постов. Данное караульное подразделение предназначено для охраны и обороны объектов, находящихся на территории лагеря.

Для чёткого выполнения службы на постах караульные проходят специальную подготовку, изучают свои обязанности. Также вывешивается наглядная агитация, плакаты: обязанности дежурного по сборам, дневального, часового на посту.

Второй день сборов. Тактическая подготовка

Тактика – это составная часть военного искусства, которая охватывает теорию и практику ведения боя.

На тактическом поле повзводно отрабатывается наступление, развёртывание в цепь, оборона, отрываются окопы для стрельбы из положения лёжа, маскировка.

При этом также отрабатывается передвижение учащихся на поле боя:

  • бегом;
  • ускоренным шагом;
  • перебежками;
  • переползанием по-пластунски, на боку, на получетвереньках.

Важное значение для достижения высокого качества проводимых занятий имеет материально-техническое обеспечение — макеты автоматов, сапёрные лопатки, противогазы и имитирующие средства, взрывпакеты, дымовые шашки.

При выдвижении на тактическое поле отрабатываются действия учащихся по вспышке ядерного взрыва: «Вспышка справа», «Вспышка слева». Главное, что должен усвоить учащийся — положение залечь лицом вниз, головой в сторону, противоположную взрыву, кисти рук под себя и плотно закрывают лицо.

Отработав данную тему, учащиеся должны знать:

  • способы передвижения на местности;

уметь:

  • использовать защитные особенности местности;
  • передвигаться на местности разными способами;
  • развёртываться в боевой порядок;
  • вести оборонительный бой;
  • окапываться для стрельбы из положения лёжа;
  • метать гранаты;
  • оказывать самопомощь и взаимопомощь;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Целью данного занятия является выработка у учащихся морально-боевых качеств, необходимых юношам для службы в армии, так как максимальное приближение к реальной боевой обстановке требует психологической и физической нагрузки.

Третий день сборов. Огневая подготовка

Занятия проводятся непосредственно в лагере командирами взводов.

Целью данного занятия является объяснение учащимся назначения и боевых свойств автомата, знакомство с устройством и положением частей и механизмов при заряжении и стрельбе, функциями частей и механизмов при стрельбе.

Каждый учащийся самостоятельно проводит разборку и сборку автомата, снаряжение магазина, при этом изучая каждый механизм в отдельности, т.е. назначение, устройство, принцип работы.

Таким образом, ребята достигают высоких показателей по данной теме, так как занятие разнообразное, живое и увлекательное. В процессе обучения у молодёжи развивается чувство гордости, отваги, другие качества необходимые для предстоящей воинской службы: смелость, стойкость в преодолении трудностей.

Четвёртый день сборов. Занятия по военной топографии и физической подготовке

На изучение военной топографии отводится сравнительно немного времени, занятия проводятся повзводно. Учащиеся должны научиться ориентироваться на местности без карты, определять направление и стороны горизонта и докладывать о своём местонахождении относительно ориентиров и местных предметов, определять расстояние до объекта и движение по пересечённой местности по определённому азимуту. В процессе обучения преподаватель воспитывает у учащихся инициативу и находчивость, готовность к принятию самостоятельных решений и настойчивость.

На занятиях по прикладной физической культуре учащиеся разучивают:

  • приёмы по самозащите против пистолета;
  • приёмы самозащиты против ударов ножом сверху, снизу, сбоку;
  • приёмы освобождения от захватов противника спереди, сзади,
  • проводятся тренировочные бои с применением изученных приёмов.

Цель данного занятия: развить у учащихся силу, ловкость, быстроту, смелость, воспитать работоспособность и дисциплинированность, прививать любовь к армии и спорту.

Пятый день сборов. Огневая подготовка из АК-74 по грудной фигуре. Выполнение начального упражнения

Цель данного занятия — практическая отработка выполнения начального упражнение стрельб из автомата боевыми патронами, привитие стремления к образцовому овладению боевым оружием и меткой стрельбой.

После построения и доклада командиров взводов о готовности, повзводно отправляем взвода на стрельбище, где их встречают уже работники военкомата.

Стрельбы проводятся под руководством военкома района. Целями служат грудные фигуры с кругами №4 на щите 75*75 см. После построения и доклада командиров взводов о готовности, участники сборов повзводно отправляются на стрельбище. Отрабатываются положение для стрельбы по грудной фигуре – лёжа, с упора, тремя одиночными выстрелами. Время на стрельбу неограниченное.

Выполнение начального упражнения стрельб из автомата с учащимися проводится в полном соответствии с методикой, принятой в военных училищах. Прежде чем учащиеся приступают к выполнению начального упражнения, выставляется оцепление. Командиры взводов проводят повторный инструктаж по ТБ, и тренировку в выполнении приёмов и правил стрельбы из автомата (изготовка к стрельбе, установка прицела, наводка, производство выстрела и разряжения оружия).

Вначале один из офицеров лично показывает стрельбу из автомата. После чего по команде вызывается первая смена на исходный рубеж уже подготовленная к стрельбе. На пункте боепитания, по докладу учащегося, один из офицеров выдаёт боевые патроны. После этого подаётся команда для выхода первой смены на огневой рубеж. Затем подаётся команда для заряжения автомата, и проводится контроль за правильностью действий учащегося. При необходимости озвучиваются замечания для устранения ошибок. После доклада учащихся, о готовности к стрельбе, военком подаёт команду на открытие огня. После окончания стрельбы первой смены, военком по команде отправляет первую смену в тыл, а на исходное положение вызывается очередная смена. Порядок стрельбы с последующими сменами повторяется.

После окончания стрельбы особое внимание обращают на учёт боёвых патронов, и на воспитание ответственности за их сохранность. Перед убытием со стрельбища командиры взводов осуществляют проверку участников сборов, проводится организованное отправление в лагерь.

Закрытие учебно-полевых сборов

Последний день сборов — торжественный и в тоже время волнующий момент. Начальник штаба называет наиболее отличившихся учащихся, начальник управления образования вручает грамоты и ценные подарки ребятам, поздравляет их с успешным завершением учебных сборов.

Под марш «Славянки» взводы торжественным маршем проходят перед трибуной. Участники сборов разъезжаются по своим школам.

Естественно такие занятия требуют от ребят немалых усилий, выдержки и терпения. Нагрузка несколько непривычная, но она по плечу настоящим мужчинам и даже усталость не может скрыть на лицах ребят чувства удовлетворения и гордости.

Через год-два эти ребята наденут солдатскую форму, и вольются в армейские ряды, уже знающими азы воинской службы.

novainfo.ru

ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА — это… Что такое ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА?


ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА
ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА, первое звено в общей системе военной подготовки Красной армии и населения, имеющее своей задачей военную, военно-политическую и физ. подготовку трудящейся молодежи с наименьшим ее отрывом от трудовой деятельности и в возможно краткие сроки. К Д. п. привлекаются трудящиеся по достижении ими 19-летнего возраста. Обучение производится в районах проживания допризывников на учебных пунктах, краткосрочными сборами на весь период .обучения или же путем ежедневного привлечения на занятия на 3— 4 часа без полного отрыва обучающихся от их основной работы или службы. Длитель-ностьучебных сборов—1—-11/2месяца на протяжении двух лет перед призывом в Красную армию. Перед привлечением к военному обучению допризывники подвергаются мед. освидетельствованию с целью определения их физической годности для прохождения этого обучения. Медико-санитарное обслуживание допризывников и других контин-гентов населения, проходящих обучение вневойсковым порядком (излишки от призыва, запасные), на основании существующих законоположений осуществляется местными органами здравоохранения. Наблюдение за подготовкой и проведением этого обслуживания возложено на местных воен-но-сан. начальников (дивизионных врачей, старших врачей полков, врачей-инструкторов по физ. подготовке). Расходы на указанное обслуживание согласно действующему «Положению о местных финансах» относятся на местный бюджет (по сметам соответствующих здравотделов). Обслуживая допризывников, гражданские органы здравоохранения не только выполняют весьма важную работу по сан. подготовке континген-тов, подлежащих призыву в Красную армию, но и осуществляют свои непосредственные обязанности по оздоровлению и сан. воспитанию местного населения, допризывники являются тем активом, на к-рый гражданские органы здравоохранения могут опираться при проведении оздоровительных сан .-гиг. и по физ. культуре мероприятий в широких массах трудящихся. Работа органов здравоохранения с допризывниками, дающая ценный материал для сан. оценки контингентов, призываемых в Красную армию, и для более правильного отбора и распределения их по родам войск, является в то же время одним из путей к изучению сан. состояния населения данного района. В связи с обслуживанием сборов допризывников на гражданских органах здравоохранения лежат следующие задачи: проведение необходимых сан.-профилактических мероприятий и осуществление систематического сан. надзора за учебными пунктами и допризывниками, врачебный контроль за физ. подготовкой, проведение сан.-просвет, работы и обеспечение лечебной помощью. Вся эта работа проводится в порядке, определяемом особыми распоряжениями наркоматов здравоохранения союзных республик. Благотворное влияние сборов допризывников на физ. развитие и состояние их здоровья (при правильной организации быта и учебы) видно из данных повторных антропометрич. измерений, производившихся в разных районах СССР и касавшихся веса тела, окружности груди и экскурсии грудной клетки. Измерения Бес……. Окружи, груди Экскурсия грудной клетки . . Иркутск (по Аншеле- вичу) + 1,8% + 0,2% + 13% Крым Вятка (по (по Генки- Теп ля- ной) шину) + 1,17 кг + 1,75 кз + 1,47 СМ +1,3 си +0,4 си Для закрепления и развития полученных допризывниками во время сборов сан. знаний и гиг. навыков и в целях повышения уровня здоровья контиыгентов, подлежащих призыву в Красную армию, гражданские органы здравоохранения в период между сборами и призывом в Красную армию вовлекают допризывников в кружки первой помощи, собирают и систематизируют материалы об их физ. развитии и состоянии здоровья для призывных комиссий, привлекают актив к работе местных сан. советов и комиссий, ведут учет и принимают меры к излечению больных допризывников, страдающих малярией, трахомой, сифилисом и др. заболеваниями, не освобождающими от службы, но препятствующими приему в кадровые части РККА. Законом об обязательной военной службе установлена Д. п. для учащихся высших учебных заведений (высшая Д. п.) и техникумов, что имеет целью облегчить создание контингентов командного состава запаса РККА. Д. п. в высших учебных заведениях состоит из теоретического курса военного дела в 180 час. и 2-месячной летней практики; в техникумах—120 час. теоретического курса и добровольной летней практики. Д. п. в высших и средних медицинских учебных заведениях направлена на подготовку мед. состава запаса (в отношении подлежащих призыву в армию) и на подготовку к работе в условиях военного времени (в отношении непригодных по состоянию здоровья к военной службе и женщин). Учебный план теоретических занятий предусматривает после усвоения элементарных военных знаний изучение ряда военно-санитарных дисциплин (военно-санит. администрация, военная гигиена, военно-сан. тактика, военно-сан. служба в условиях воздушно-хим. обороны). Кроме того преподавание общих дисциплин должно включать освещение ряда вопросов с точки зрения работы военного времени и обороны страны. Учащимся, успешно прошедшим Д. п., сокращается срок действительной военной службы. В высших учебных заведениях для руководства высшей Д. п. введена должность военного руководителя, к-рая в ряде мед. вузов замещена врачами. В иностранных государствах существуют аналогичные методы подготовки врачей запаса, напр. во Франции высшая военная подготовка (preparation militaire superieure) для студентов-медиков. В ряде факультетов (или отделений) высших учебных заведений СССР учащиеся, не подлежащие призыву на действительную военную службу, в частности женщины, проходят высшую Д. п. по т. н. «военно-сан. уклону», имеющему назначе- нием образование контингентов, к-рые могли бы быть использованы в военное время для укомплектования госпиталей вспомогательным мед. персоналом. Лит.: Аншелевич Р., Гражданские медработники и военизация населения, Омский мед. журн., 1928, ■№ 2; Бурштнв С, Краткий курс ноеино-санитарной администрации, Л., 1928; Закон об обязательной военной службе, Сборник законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР, № 51, М., 1928; Наставление по допризывной подготовке, М., 1928; Работа врача в призывной комиссии, М., 1927; Урин Д., К методу санитарно-про-светителыюй работы на сборах допризывников, СиС. мед. жури., 1927, № 1. С. Ионпн, Я. Кричевский. ДОРМИОЛЬ,Dormiol, Amylenchloral,CC13-.СН(ОИ)О.С5Ни, диметил-этил-карбинол-хлорал. Получается при воздействии хлорала на амиленгидрат. Бесцветная маслянистая жидкость, мятно-камфорного запаха. охлаждающего вкуса. С горячей водой дор-миоль смешивается при взбалтывании, разлагаясь. Растворяется в алкоголе, эфире, жирных маслах; нерастворим в воде. Фарма кологическое и терапевтическое действие дормиоля зависит преимущественно от хлорала и усиливается амиленом: спустя 20—30 мин. после приема Д. наступает покойный, глубокий сон, подобный нормальному; пробуждение—через 6—8 часов. Применяется в дозах 0,5—2,0 в капсулах или в микстуре при эпилепсии и бессоннице у алкоголиков и душевнобольных.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОЗДУХ
  • ДОРСАЛЬНЫЙ

Смотреть что такое «ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА» в других словарях:

  • Допризывная подготовка —         военное обучение молодёжи допризывного возраста. В СССР введена декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923. Согласно Закону об обязательной военной службе 1925, Д. п. осуществлялась на учебных сборах общей продолжительностью 2 учебных… …   Большая советская энциклопедия

  • Допризывная подготовка — военное обучение молодёжи допризывного возраста с целью подготовки к службе в ВС. В СССР в 1967 г. для допризывников введена начальная военная подготовка. Д. п. проводится и в других странах …   Словарь военных терминов

  • Южно-Российский государственный технический университет — У этого термина существуют и другие значения, см. НПИ (значения). Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) …   Википедия

  • Донской политехнический институт — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • Новочеркасский индустриальный институт — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • Новочеркасский политехнический институт — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • ЮРГТУ (НПИ) — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • ЮРГТУ — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • Южно-Российский технический университет — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • ДОПРИЗЫВНЫЙ — ДОПРИЗЫВНЫЙ, допризывная, допризывное (спец.). прил., по знач. связанное с временем до призыва на действительную военную службу. Допризывная подготовка. Допризывное обучение. Допризывный возраст. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

big_medicine.academic.ru

Физическая подготовка допризывной молодежи

Введение

Все возрастающие требования к всестороннему физическому развитию подрастающего поколения обусловлены не только необходимостью подготовки их к эффективной и полноценной трудовой деятельности, но и к службе в Армии. В последнее время в России наблюдается процесс снижения физической подготовленности допризывников, значительная часть из них не может выполнить нормативные требования, в результате чего все большее число юношей не готовы к службе в Вооруженных Силах России. Поэтому в области физической культуры и спорта интенсивно идет процесс выработки и внедрения в практику физкультурно-оздоровительной работы различных методик, способствующих развитию физических способностей и повышающих уровень здоровья человека [11, c. 60].

Начальная военная подготовка фактически упразднена, военно-спортивные и военно-патриотические клубы держатся только на энтузиазме своих руководителей, резко снизилась эффективность действующей системы физической подготовки молодежи. Существующие учебные программы подготовки допризывников, в том числе физической подготовки, разработанные много лет назад, не удовлетворяют требованиям современной армии. Предлагаемые разнообразные формы занятий разрозненны, существуют в отрыве друг от друга.

Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах. Содержание готовности будущего воина к службе в армии в первую очередь включает физическую подготовку юношей. Поэтому физическая подготовка юношей допризывного возраста эффективнее всего осуществляется на занятиях по физической культуре в условиях школы.

До настоящего времени методика совершенствования физической подготовленности допризывной молодежи недостаточно разработана.

Объект исследования: процесс совершенствования физической подготовки допризывной молодежи.

Предмет исследования: методика повышения физической подготовки у юношей допризывного возраста.

Гипотеза исследования: повышая физическую подготовку юношей старших классов можно подготовить к службе в армии.

Цель исследования: изучить особенности физической подготовки юношей допризывного возраста.

Исходя из цели и гипотезы, перед нами стоят следующие задачи:

  • Изучить теоретические основы развития физической подготовки юношей допризывного возраста;
  • Выявить особенности развития физической подготовки юношей допризывного возраста;
  • Выработать рекомендации по развитию физической подготовки юношей допризывного возраста.

Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:

  • теоретическое изучение методической, психологической, педагогической литературы в данной области исследования;
  • педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.

Методологическую базу исследования составили труды ученых по физической подготовке юношей допризывного возраста, таких как В.П. Филин, В.К. Бальсевич, В.И. Лях, В.Г. Никитушкин и других.

Практическая и теоретическая значимость исследования выражается в повышении эффективности физической подготовки допризывной молодежи.

Экспериментальная база: Майская средняя общеобразовательная школа с. Покровка Амгинский улус Республики Саха (Якутия).

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

 ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Понятие “физическая подготовка”

Физическая подготовленность будущих воинов тесным образом связана с состоянием их физического развития и здоровья. Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого является обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, обороной и иной деятельности, говорят о физической подготовке. Процесс, направленный на улучшение физической подготовленности, называют физической подготовкой.

Основным содержанием физической подготовки допризывной молодежи является развитие физических качеств [19, c. 31].

Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. [22, c. 21]

К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и быстроту. Каждому качеству присущи те черты, которые в целом характеризуют двигательные способности человека. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия.

З.И. Кузнецова физическую подготовленность предлагает называть двигательной подготовленностью. Так или иначе, физическая подготовка содействует укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и форм тела, а также расширению двигательных представлений [17, c. 52].

Б.В. Сермеев, В.М. Зациорский, З.И. Кузнецова характеризуют физическую подготовленность совокупностью таких физических качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость. Она в значительной степени определяется морфологическими особенностями и функциональным состоянием всего организма и отдельных его систем, и в первую очередь – сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающегося.

А.Д. Николаев считает, что физическая подготовка – это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в военной деятельности, совершенствовании физического развития, укрепление и закаливание организма.

Н.А. Лупандина подразделяет ее на общую и специальную. Под общей физической подготовкой подразумевается разностороннее воспитание физических способностей, включая уровень знаний и навыков, основных жизненно важных, или, как говорят, прикладных естественных видов движений [35, c. 56].

Под специальной подготовкой понимается развитие физических способностей, отвечающих специфическим особенностям и требованиям избранного вида спорта.

Специальную подготовку подразделяют на две части: предварительную, направленную на построение специального “фундамента”, и основную, цель которой – более широкое развитие двигательных качеств применительно к требованиям избранного вида спорта.

Таким образом, предлагается трех ступенчатость в процессе достижения наивысшего уровня физической подготовленности, причем на первом этапе должны сочетаться специальная и общая физическая подготовка. При переходе же к высшей специальной ступени на достигнутом уровне должны поддерживаться и общая физическая подготовленность и специальный “фундамент” [31, c. 42].

Понятие “физическая подготовленность” и “тренированность” тесно связаны и в определенной мере характеризуют степень здоровья. Л.Б. Кофман, Н.Д. Граевская, В.Л. Карпман отмечают, что в процессе систематической тренировки происходит постепенное приспособление организма к нагрузкам, сопряженное с функциональной и морфологической перестройкой различных органов и систем, расширением их потенциальных возможностей [34, c. 82].

Физиологические сдвиги в организме в процессе систематических занятий физической культурой и спортом происходят параллельно с совершенствованием двигательных навыков, развитием физических качеств, овладением техникой и тактикой избранного вида спорта. Авторы определяют тренированность как состояние, развивающееся в организме спортсмена в результате многократного повторения физических упражнений и характеризующие его готовность к наиболее эффективной мышечной деятельности.

В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” определены задачи и пути перестройки среднего образования, формирование мировоззрения и высоких гражданских качеств учащихся, улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации. Этот документ дает конкретные направления физического совершенствования учащихся [25, c. 23].

Из обширного круга проблем, касающихся физического совершенствования, мы хотим более внимательно рассмотреть вопрос физической подготовленности в процессе физического воспитания школьников. В теории физического воспитания различают общую и специальную физическую подготовку. Если общая физическая подготовка включает в себя уровень знаний и умений в жизненно важных прикладных естественных, основных видах движений, то специальная физическая подготовка связана с профессиональной или спортивной деятельностью (подготовка гимнаста, лыжника, легкоатлета и т.п.).

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил. Оздоровительный эффект развития и формирования основных движений общеизвестен, т.к. в этих движениях участвуют одновременно большое количество мышечных групп, что способствует повышению обмена веществ в организме, усилению функциональной деятельности внутренних органов, совершенствование подвижности нервных процессов.

Разносторонняя физическая подготовленность базируется на высоком уровне развития основных двигательных качеств (выносливости, силы, ловкости, быстроты и т.п.), которые достигаются планомерной работой на уроках физической культуры, а также в процессе внеурочной спортивно-массовой работы.

Физическую подготовленность школьников характеризуют два показателя:

1. Степень владения техникой движений.

2. Уровень развития двигательных (физических) качеств [15, c. 23].

Физическая подготовленность у учащихся совершенствуется в результате обучения на уроках, но лишь при одном условии: если учитель обучает детей правильно выполнять двигательные действия, воспитывает у них физические качества.

Таким образом, физическая подготовка – это воспитание физических качеств, способностей, необходимых в военной деятельности, совершенствовании физического развития, укрепление и закаливание организма.

1.2. Физиологические особенности юношей допризывного возраста

При физической подготовке юношей допризывного возраста необходимо достаточно подробно знать о морфофункциональных особенностях систем организма подростков, а также специфику их физической работоспособности для построения оптимального учебного и тренировочного процесса, для достижения как оздоровительного, так и спортивного результата.

Период допризывного возраста — период бурного развития чувств, эмоциональных переживаний. В этом возрасте наиболее активно происходит процесс формирования жизненных планов, самосознания, усиливается потребность межличностного общения. [14, с. 38].

Юноши старшего школьного возраста это особая возрастная и социальная группа. Важными ее чертами являются: незавершенность морфо-функционального развития, психо-эмоциональная неустойчивость, повышенная реактивность и чувствительность к действию различных средовых факторов и условий, социальная незрелость. Границы подросткового периода достаточно условны и в жизни наблюдаются значительные индивидуальные вариации как темпов развития, так и сроков наступления тех или иных характерных особенностей данного периода. Подростковый период своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. Его проявлением являются интенсивный рост, повышение обмена веществ, возрастание активности эндокринной системы. [10, с. 73]

В этот период в поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, отчего реакции по силе и характеру часто не соответствуют вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения, выражающаяся в дополнительных основной реакции сопутствующих движениях рук, ног и туловища (что особенно выражено у мальчиков).

Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства являются показателями усиления подкорковых влияний и ослабление тонуса коры головного мозга. Это также проявляется и в повышенной эмоциональности.

В период полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения. Поэтому большое внимание необходимо уделять в этот возраст воспитанию сознательно контролируемого торможения реакций.

К концу данного периода устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Период перестройки организма, связанный с большим напряжением, требует радушного и бережного отношения со стороны окружающих взрослых людей. Именно недооценка серьезности положения в период созревания является причиной большого количества тяжелых конфликтов между подростками и родителями, и между подростками и учителями. [4, с. 58]

У современных подростков снизилась физическая работоспособность. Если в предыдущем десятилетии отмечалась акселерация, то теперь, напротив, наблюдается децелерация: увеличилось число подростков с пониженным весом и астеническим типом сложения.

В допризывном возрасте продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метания) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, увеличивается прыгучесть.

Следует отметить неодновременность развития двигательных качеств организма. Увеличение скоростных свойств зависит от состояния ЦНС и заметно увеличивается от 7 до 16 лет (в 1,5 раза). Ловкость заметно меняется в 7-10 лет, способность переносить тело в пространстве повышается с 4 до 17 лет, точность попадания в цель — в младшем школьном возрасте. Сила мышц наиболее существенно возрастает с 11 до 16 лет, выносливость к статическим усилиям (вис, упор) — в 14-16 лет (мальчики).

В допризывном возрасте акцент делается на воспитание скоростных качеств и ловкости движений. При длительном дефиците движений возможно развитие предпатологических состояний, которые проявляются в снижении общей неспецифической устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок, в низкой функциональной активности внутренних органов, в отставании в развитии двигательных качеств, изменениях в физическом развитии.

Н.К. Шамаев в работе “Вопросы специфики занятий физкультурой и спортом в Якутии” считает, что “у показателей развития школьников есть свои особенности. Национально – экологические особенности коренных национальностей Якутии предопределяют отставание в росто–весовых показателях по сравнению, например, с русским населением”. Далее он замечает, что “изменение показателей роста и веса при развитии организма у детей любых национальностей происходит скачкообразно. Такие закономерности в развитии происходят у якутов – школьников на год позже, чем у русских”. [32, с. 10]

Доказано, что у юношей Якутии (якутов и русских) хорошо развита грудная клетка. Разница показателей окружности груди при вдохе и выдохе у северян имеет большое преимущество. У якутян – школьников, живущих в сельских местностях, грудная клетка развита лучше, чем у горожан.

Шамаев Н.К. привел такие общеизвестные факты, как “лица с меньшим собственным весом (массой) проявляют пониженные силовые возможности, а с низким ростом – обычно прыгают с места несколько хуже, чем их высокорослые сверстники с более значительной мышечной массой. В связи с этим разделяя, к примеру, результаты становой силы, силы кистей и прыжка в длину с места на вес тела, можно получить соответствующий коэффициент относительных показателей, который будет характеризовать физические возможности человека более реально”.

Проведенный анализ сдачи нормативов ГТО Ш ступени в 1972 году “отразил реальную картину уровня развития физических качеств, как выносливость, быстрота, сила. У юношей скоростно–силовые качества развиты в какой-то мере лучше, чем у девушек, но в целом показатели неудовлетворительные. А результаты лыжного кросса, характеризующие выносливость, заметно лучше” [18, c. 27]. Отставание в физическом развитии юношей Севера по сравнению с показателями средней полосы подтверждены исследованиями Белостоцкой Е.М., Бравой Н.В., Кулагиной Л.И., Жилиной А.Б., Сендек Г.В. и другими.

Физическое воспитание подростков и юношей осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально - экономические, так и экологические условия. Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания — как результат противодействия негативным условиям окружающей среды.

Физическое воспитание подростков также должно проходить с учетом их потребностей в самопознании и поиске смысла. Осуществить такой выбор можно только путем анализа подростками физической работоспособности и психических состояний, проявляющихся у них в процессе апробирования различных способов физического совершенствования.

Процесс воспитания в старшем школьном возрасте является наиболее сложным, так как этот возраст характеризуется интенсивными изменениями в анатомо- физиологическом, психическом и умственном развитии ребенка, которые влекут за собой изменения в его поведении. У детей отмечается быстрая смена настроения, высокая подвижность, чрезмерное стремление к самостоятельности, независимости, что приводит к неустойчивости поведения.

Основное место в структуре заболеваемости подростков 15 — 17 лет занимают болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни нервной системы. Настораживает тот факт, что за время обучения в школе число здоровых детей снижается в 4 — 5 раз и не превышает 20-25% от общего их числа, в результате чего 50-60% выпускников школ имеют определенные ограничения в выборе профессии. Большую тревогу вызывает состояние здоровья юношей — призывников, увеличение числа призывников, непригодных по медицинским показаниям к несению воинской службы. Только 20% от общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии. Большую тревогу вызывает состояние здоровья юношей - призывников, увеличение числа призывников, непригодных по медицинским показаниям к несению воинской службы. Только 20 % от общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии.

Проведенный анализ литературных источников за последнее десятилетие позволяет сделать вывод о том, что физическая подготовленность юношей допризывного и призывного возрастов имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению.

В последняя время физическая готовность молодого пополнения ВС ухудшилась в 2 раза. В целом 30-40% призывников имеет низкий уровень профессионально значимых физических качеств, военно-прикладных двигательных умений и навыков. Наблюдается устойчивая тенденция поступления в войска нового пополнения с ослабленным здоровьем, низким уровнем физического развития и физической подготовленности.
В исследовании Ю.К. Злыгостева установлено, что почти половина военнослужащих не справляется с выполнением контрольных нормативов по военно-спортивному комплексу (ВСК). Беспокоит то, что каждый пятый призывник имеет дефицит веса. Нередко вес был на 20-30 кг ниже нормы [21, c. 49].

На процесс физического развития оказывают влияние самые многообразные факторы: хронические соматические заболевания детского возраста, гинекологические заболевания, нарушения питания, социально — гигиенические, климатические и экологические условия, наследственность и многие другие.

Таким образом, юноши в допризывном возрасте своим своеобразием и темпом резко отличается от всех других этапов жизни человека. В допризывном возрасте продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метания) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, увеличивается прыгучесть.

1.3. Особенности физической подготовки юношей допризывного возраста

Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах. Содержание готовности будущего воина к службе в армии в первую очередь включает физическую подготовку юношей.

Физический компонент в подготовке будущего воина означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца [16, c. 82].

Физическая готовность допризывника к службе в Вооруженных силах определяется главным образом способностью реализовать двигательные возможности в экстремальных условиях современного боя.

Многие исследователи отмечают, что физическое развитие зависит от ряда факторов:

— воздействия сложного комплекса социальных условий;

— внешней среды;

— генетических факторов.

Закон о всеобщей воинской обязанности внес ряд принципиально новых

urok.1sept.ru

Допризывная подготовка. учебник


      Учебное пособие для 10—11 (11—12} классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения с 11-летним и 12-летним сроками обучения
      Допущено Министерством образования Республики Беларусь
     

      ВВЕДЕНИЕ
      Человек проник в тайны внутриядерной энергии, вышел в космическое пространство, клонирует клетки животных. Человеческий разум покорил Землю, но не смог . примирить человечество. Мир еще не научился жить в мире. И в третье тысячелетие люди вошли с грузом диктата и насилия, с локальными и глобальными конфликтами, с наличием армий почти во всех странах мира.
      Беларусь — миролюбивое государство. В Конституции нашей страны записано, что , “Республика Беларусь в своей внешней по-
      литике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой”. Но одно миролюбие в современной обстановке еще не дает гарантий безопасности. Одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь является создание необходимого оборонного потенциала.
      В последние годы произошли изменения в теории и практике подготовки и ведения войн. Вооруженная борьба сегодня уже не является единственным и основным средством достижения целей войны. На первый план вышли политические, дипломатические, экономические, информационные и иные формы противоборства. Вероятность и исход войны в настоящее время всё более и более зависят от единства и готовности всего народа встать на защиту Отечества. Всё это придало национальной безопасности страны, защите Отечества действительно всенародный характер.
      Трансформировалось и содержание вооруженной борьбы — приоритетными в ней стали неконтактные действия, специальные операции, действия иррегулярных войск, террористические акции. Радикальные изменения в содержании вооруженной борьбы привели к необходимости глубокого реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь. Возникла необходимость в организации стройной системы территориальной обороны страны, актуальной стала допризывная подготовка граждан к военной службе.
      Оборона страны отнесена белорусским законодательством к важнейшим функциям государства, является всеобщим делом, а защита Республики Беларусь определена ее Конституцией как обязанность и священный долг граждан республики. Испокон веков вооруженная защита Отечества была уделом мужчин, их долгом и делом чести. В Беларуси установлена воинская обязанность, в соответствии с которой граждане подлежат воинскому учету, готовятся и привлекаются к военной службе либо службе в резерве Вооруженных Сил или в других воинских формированиях республики, состоят в запасе.
      Закон Республики Беларусь “О воинской обязанности и воинской службе” предусматривает обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе. Важным элементом обязательной подготовки является допризывная подготовка, которая проводится в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
      Целью допризывной подготовки является формирование у юношей морально-психологической и физической готовности к военной службе, обеспечение учащихся знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества.
      В процессе обучения допризывники и призывники должны усвоить конституционные права и обязанности граждан по защите государства, предназначение Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Беларусь, порядок прохождения военной службы солдатами и сержантами, основные требования Военной присяги и общевоинских уставов; приобрести практические умения, физическую закалку и психологическую устойчивость, с тем чтобы, будучи призванными на военную службу, успешно овладевать вверенным вооружением и военной техникой.
      В учебном пособии изложено содержание всех тем программ по допризывной подготовке для средних школ, профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений. Вместе с тем последовательность подачи материала несколько отличается от размещения тем в программах. Такое отступление делает учебное пособие более стройным, логически последовательным и не должно вызывать трудностей при изучении предмета.
      В первом разделе учебного пособия содержится теоретический материал по героическому историческому прошлому нашего народа, зарождению, развитию и современному состоянию Вооруженных Сил Республики Беларусь, военному законодательству, конкретизируются вопросы подготовки и прохождения военной службы. Изучение этого материала способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, формирует психологическую готовность к предстоящей военной службе.
      Во втором разделе представлен в основном практический компонент допризывной подготовки. Практическая отработка приемов, упражнений и нормативов способствует более осознанному восприятию вопросов первого раздела, а также дает возможность приобрести первоначальные умения, которые помогут молодым солдатам быстрее адаптироваться к военной службе.
      Изучение предмета “Допризывная подготовка” в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания формирует у юношей готовность к выполнению конституционного долга по защите Родины, укрепляет моральный дух учащихся, способствует повышению их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.
      В настоящем издании учтены изменения в военном строительстве, результаты реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь после 2001 года.
     
      ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА
      Из всех конституционных обязанностей граждан Беларуси лишь одна определена как священная — это защита Республики Беларусь. Чтобы выполнять воинский долг осознанно и достойно, надо знать свою страну, ее прошлое и настоящее, иметь представление об армии, быть морально, психологически и физически готовым к предстоящей военной службе и, если понадобится, к вооруженной защите Отечества — Республики Беларусь.
     
      ГЛАВА I
      Страницы мужества и героизма белорусского народа
      Живущие обязаны прошлому и в ответе перед будущим. Что мы взяли у наших предков, как воспользовались их наследием, что передадим потомкам?
      Не счесть ратных подвигов, совершенных на белорусской земле, не счесть имен героев, самоотверженно защищавших свою Родину.
      В настоящей главе вспомним не о битвах, войнах или исторических событиях, а о людях, вставших на защиту родной земли, своего народа, Отечества. Задумаемся, поразмышляем и оценим мужество, отвагу и величие духа наших предков.
      § 1. Защита Отечества нашими предками
      Вооруженная борьба восточных славян. История знает немало примеров, когда в истребительных войнах прекращали свое существование целые племена, народы, государства. С древних времен право на жизнь и свое дальнейшее развитие надо было отстаивать, а потому вопросы защиты, вооруженной борьбы приобретали первостепенное значение.
      Наши древнейшие предки — восточнославянские племена. Они вели оседлый образ жизни, успешно развивали земледелие, скотоводство, ремесла, а когда нападал враг — мужественно и умело защищались.
      В период разложения первобытно-общинного строя и зарождения феодальных отношений у восточных славян участие в военных предприятиях не являлось привилегией для одних и бременем для других. В них участвовали все, кто был к этому способен, а значит, подготовка к военным действиям, приобретение необходимых умений и навыков были делом всех.
      Ближайшими соседями восточных славян на юге были кочующие в Причерноморских степях гунны и авары, а затем — хазары, печенеги, половцы. При очередных набегах они грабили, уводили пленных, опустошали восточнославянские земли. Всё это заставляло уделять большое внимание вооруженной защите. Наряду с сельскими поселениями восточные славяне строили большие укрепленные городища, окруженные земляными валами, рвами, частоколом из бревен. Для самообороны и ведения войн они совершенствовали свое вооружение, чему способствовало успешное развитие ремесел.
      Восточные славяне и сами совершали походы. Их войска неоднократно достигали стен Константинополя, а византийский автор вынужден был признать, что славяне “научились вести войну лучше, чем римляне”. Летопись упоминает, что в войске киевского князя Олега в 907 году против Византии мужественно сражались полочане и радимичи, за что Полоцк получал дань от побежденных греков.
      Но чаще нужно было защищаться, а успех приходил, когда действовали сообща. При очередном набеге половцев в 1168 году Великий князь киевский Мстислав, собрав всех удельных князей, обратился к ним со словами: “Друзья и братья! Оставим междоусобие; воззрим на небо, обнажим меч и, призвав имя Божие, ударим на врагов. Славно, братья, искать чести в поле и следов, проложенных там нашими отцами и дедами”. Половцы были разбиты. В совместных походах против кочевников вместе с киевскими князьями принимали участие со своими дружинами князья полоцкий Давид, гродненский Мстислав, туровский Глеб, пинский Ярослав и другие.
      В 1240 году, захватив устье Невы и город Ладогу, шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю. Войско шведа Я. Биргера прошло по Неве и расположилось лагерем у реки Ижоры. Новгородский князь Александр Ярославич с небольшим отрядом и дружиной полочан подошел к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромил противника. Летописец высоко отозвался о белорусском воине Якове Полочанине. По его словам, тот, “наихав на шведский полк с мечом мужествовав много”. После боя князь Александр Невский лично благодарил храброго ратника ьще более сокрушительное поражение было нанесено крестоносцам на Чудском озере в 1242 году.
      Невская битва (слева Александр Невский, справа — Н. Биргер, на переднем плане — Яков Полочанин). Древнерусская книжная миниатюра XVI в.
      Куликовская битва. Ярким примером объединения против общего врага явилась Куликовская битва (1380), где под руководством Великого князя московского Дмитрия Донского сражались и пришедшие со своими отрядами князь полоцкий и псковский Андрей, его брат князь Дмитрий Ольгердович, князь Дмитрий Боброк, друцкий князь Глеб. Объединенными силами Золотой Орде был нанесен сильнейший удар, в результате которого она неуклонно пошла к упадку.
      Сражение началось с поединка между двумя богатырями: русским Александром Пересветом и монгольским Челубеем. Оба погибли в смертельной схватке. Затем сблизились войска, и началась битва. Упорство и ожесточенность Куликовского сражения летописец в знаменитом “Сказании о Мамаевом побоище” описывает так: “На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей”.
      Белорусы могут гордиться мужеством и отвагой своих предков — воинов, пришедших на Куликово поле, чтобы участвовать в справедливой борьбе за правое дело всех братских восточнославянских народов.
      Грюнвальдская битва. Еще одним примером совместной борьбы с врагом является знаменитая Грюнвальдская битва, в которой против Тевтонского ордена крестоносцев плечом к плечу сражались литовские, польские, белорусские и русские герои.
      Битва состоялась 15 июля 1410 года у деревни Грюнвальд. Началась она со смелой атаки конницы Витовта. Атака была решительной и мощной, всадники уже громили немецких бомбардиров и приблизились к рыцарям, но были встречены лавиной стрел арбалетчиков и лучников. И тут ринулась в бой закованная в броню стена рыцарской конницы. Выступили и передовые польские полки. Неприятели сошлись в сече.
      Стоял неимоверный гул от боевых кличей, криков, ржания коней, лязга оружия. “Нога наступала на ногу, доспехи ударялись о доспехи, и пики направлялись в лица врагов…” Долгое время войска сражались без всякого успеха. Витовт, забыв об усталости и пренебрегая опасностями, появлялся то в одном, то в другом месте сражения, призывал и вел в бой своих воинов.
      Мощный удар нанесли немцы по центру, где стояли воины смоленского, оршанского и Мстиславского полков. Русские сражались отчаянно, сдерживая в несколько раз превосходящего их противника. Польский историк XV века Ян Длугош писал: “… русские витязи из смоленской земли, построенные тремя отдельными полками, стойко бились с врагами… Тем заслужили они бессмертную славу”.
      Магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгин-ген, почувствовав, что силы противника на исходе, встал во главе своих войск и пошел, как он считал, на разгром врага, но просчитался. Поляки с одной стороны, литовцы — с другой ударили по войску Юнгингена. Сотни пруссов, а за ними и рыцари, побросав знамена и оружие, начали сдаваться в плен.
      Не удалось ордену заковать славянство в те кандалы, которые были найдены победителями после битвы в лагере крестоносцев. Мужество и отвага наших предков в их борьбе с немецкими захватчиками при Грюнвальде — золотая страница воинской доблести и славы белорусского народа.
      Доблесть и слава белорусских полков. Царское правительство не давало оружия многим народам, для белорусов же никогда никаких ограничений не существовало. Более того, из них формировались целые полки.
      Полоцкий полк. Высочайшим достижением военного искусства конца XVIII века было взятие неприступной по тем временам турецкой крепости Измаил. В беспримерном штурме под командованием А. В. Суворова принимали участие воины Белорусского егерского корпуса и Полоцкого пехотного полка. В критический момент штурма, когда неприятель стремился сбросить атакующую колонного полка подполковник Я су некий повел полочан в контратаку. Их решительные действия заставили турок отойти, бросить свои позиции и бежать. Но и полочане понесли потери, пал смертью храбрых их мужественный командир подполковник Ясун-ский. Тогда на его место встал полковой священник Трофим Кубинский. С крестом в руке он увлек за собой солдат, поставленная перед полком задача была выполнена.
      Полочане мужественно дрались в Бородинской битве, защищая знаменитую батарею Раевского, в штурме Лейпцига и при взятии Парижа, в осаде Варны и защите Севастополя.
      Минский полк, 26 августа 1812 года часть корпуса маршала Жюно и полки князя Ю. Понятов-ского стремились отрезать 1-ю гренадерскую дивизию от основных сил Багратиона. Минский 54-й пехотный полк в составе дивизии, совершив маневр, внезапно контратаковал французов и поляков, рассеял их боевой порядок и отбросил на исходные позиции. О его командире, полковнике
      А. Красавине, в наградном листе напечатано: Предводительствовал вверенным ему полком с примерным неустрашием и, находясь под сильным пушечным огнем, действовал отлично и подавал под-командующим свой пример личною храбростью, причем получил сильную в ногу от ядра контузию”. В последующем полк громил и гнал захватчиков в направлении Малоярославца, Смоленска, Логойска, Радошковичей, Олыпан, Гродно.
      Лихие белорусские гусары. Среди полков, именовавшихся названиями белорусских городов, наиболее старейшую и богатую на события летопись имел Белорусский 7-й гусарский полк. Только при штурме крепостей Силистрии и Рущук во время войны с Турцией их трофеями стали 82 вражеских знамени и 437 орудий.
      Отчаянные рубаки Гродненского гусарского полка под командованием Кульнева вносили смятение и сеяли панику среди французов в 1812 году. 30 июля в бою под Клястицами отряд Кульнева основательно потрепал части маршала Удино, захватив почти весь его обоз и 900 пленных. У деревни Боярщина прямым попаданием французского ядра Кульневу оторвало обе ноги. Смерть наступила почти мгновенно. Яков Петрович Кульнев заслуживает вечной памяти. Даже в Финляндии он оставил о себе самые добрые воспоминания как о воине-рыцаре по отношению к побежденным. Именно таким Кульнев вошел в финскую национальную литературу. В Гродненском гусарском полку он стал полковником, затем генерал-майором, Георгиевским кавалером. Полку было присвоено его имя.


      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

sheba.spb.ru

sodpm: Главная

Формирование патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации является главной задачей Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

В субъектах РФ действуют координационные советы и центры патриотического воспитания, приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, ориентированных на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Улучшается работа со студенческой молодежью — молодые люди активно работают в организациях, содействующих патриотическому воспитанию наших соотечественников.

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что система патриотического воспитания граждан России, целью которой является становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их жизненной позиции, продолжает находиться в стадии развития и совершенствования.

Многое еще предстоит сделать, в частности, необходимо модернизировать материально-техническую базу патриотического воспитания и повысить уровень его организационно-методического обеспечения, необходимо совершенствовать законодательство РФ в этой области, более широко использовать возможности сети Интернет для решения соответствующих задач и т.д. Кроме того, очень важно обеспечить повышение уровня профессиональной подготовки специалистов в сфере военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Представляемое в этой связи интерактивное учебное пособие (ИУП) «Современная допризывная подготовка», разработанное специалистами учебного центра «Вымпел-Каскад», без сомнения будет полезным источником теоретической и практической информации для широкого круга специалистов, работающих в сфере современного военно-патриотического воспитания молодежи.

Ценность ИУП во многом определяется тем, что оно представляет адаптированные для старшеклассников методики подготовки бойцов элитных подразделений специального назначения ВДВ, ГРУ ГШ и т.д.

Красной нитью в ИУП проходит тезис о том, что ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь. Творческое использование возможностей интерактивного пособия поможет инструктору формировать у своих воспитанников способность принимать самостоятельные ответственные решения, повышать их стрессоустойчивость, мыслить нестандартно и масштабно, выживать самому и спасать товарищей в сложных жизненных ситуациях.

Без сомнения, ИУП «Современная допризывная подготовка молодежи» займет свое достойное место в рамках создания современной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

А.В.Романов,

Референт Управления Президента России по общественным проектам,
Герой России

sodpm.ru

Допризывная подготовка — это… Что такое Допризывная подготовка?


Допризывная подготовка
        военное обучение молодёжи допризывного возраста. В СССР введена декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923. Согласно Закону об обязательной военной службе 1925, Д. п. осуществлялась на учебных сборах общей продолжительностью 2 учебных месяца за двухлетний период. Лица, успешно прошедшие Д. п., приобретали преимущественное право на поступление в военные школы. Законом о всеобщей воинской обязанности 1939 Д. п. введена для учащихся 8, 9, 10-х классов средней школы и ей соответствующих учебных заведений (техникумы, рабфаки, школы ФЗУ и т.п.), а также студентов вузов, не прошедших действительную военную службу. На Д. п. отводилось по 2 часа в шестидневку. В период Великой Отечественной войны 1941—45 по постановлению Государственного комитета обороны от 17 сентября 1941 Д. п. проходила вся молодёжь допризывного возраста. В 1947 Д. п. была отменена для всей неучащейся молодёжи, а в 1962 для учащихся старших классов средней школы и ей соответствующих учебных заведений. Законом СССР о всеобщей воинской обязанности от 12 октября 1967 введена начальная военная подготовка, которая проводится до призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учёбы (см. Вневойсковая подготовка).

         В др. социалистических странах Д. п. проводится в общеобразовательных школах и различных добровольных обществах. Она существует также и в капиталистических странах. Например, в США в июне 1951 конгрессом был принят Закон о всеобщем военном обучении и воинской повинности, согласно которому все граждане мужского пола, достигшие 18-летнего возраста, перед призывом должны пройти 6-месячное всеобщее военное обучение. В Великобритании значительная часть молодёжи получает начальную военную подготовку в военизированных молодёжных организациях и кадетских корпусах, куда зачисляется молодёжь в возрасте 14—18 лет.

         Лит.: Законодательство об обороне СССР. Систематический сборник законов, постановлений и инструкций, сост. М. Синельников, М., 1939; Закон СССР о всеобщей воинской обязанности, М., 1967.

         Я. П. Осипов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

  • Допплер Кристиан
  • Допрос

Смотреть что такое «Допризывная подготовка» в других словарях:

  • ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА — ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА, первое звено в общей системе военной подготовки Красной армии и населения, имеющее своей задачей военную, военно политическую и физ. подготовку трудящейся молодежи с наименьшим ее отрывом от трудовой деятельности и в… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Допризывная подготовка — военное обучение молодёжи допризывного возраста с целью подготовки к службе в ВС. В СССР в 1967 г. для допризывников введена начальная военная подготовка. Д. п. проводится и в других странах …   Словарь военных терминов

  • Южно-Российский государственный технический университет — У этого термина существуют и другие значения, см. НПИ (значения). Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) …   Википедия

  • Донской политехнический институт — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • Новочеркасский индустриальный институт — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • Новочеркасский политехнический институт — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • ЮРГТУ (НПИ) — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • ЮРГТУ — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • Южно-Российский технический университет — Южно Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)) Год основания 1907 Ректор …   Википедия

  • ДОПРИЗЫВНЫЙ — ДОПРИЗЫВНЫЙ, допризывная, допризывное (спец.). прил., по знач. связанное с временем до призыва на действительную военную службу. Допризывная подготовка. Допризывное обучение. Допризывный возраст. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

dic.academic.ru

Допризывная подготовка

Организация процесса допризывной подготовки регулируется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О воинской обязанности и военной службе», Указом Президента РФ от 20.10.2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», Постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

— получение начальных знаний в области обороны;
— подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
— военно-патриотическое воспитание;
— подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
— медицинское освидетельствование.

Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусматривается федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего и среднего профессионального образования.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

— занятие военно-прикладными видами спорта;
— обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
— обучение на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса;
— обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;
— обучение по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса в военной образовательной организации высшего образования.

Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.

Региональный центр подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Тульской области осуществляет следующую деятельность:

1) проведение 5-дневных дневных военных сборов по допризывной подготовке молодежи Тульской области;

2) организация и проведение профильных военно-спортивных лагерей патриотической направленности для молодежи допризывного возраста;

3) организация и проведение военно-спортивных игр «Зарница», «Победа»;

4) организация и проведение соревнований Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»;

5) проведение спартакиад для молодежи допризывного возраста, турниров памяти погибших героев Отечества;

6) проведение занятий с учащимися образовательных учреждений по программе военно-патриотического воспитания;

7) организация и отправка сборных команд региона для участия во Всероссийских мероприятиях по допризывной подготовке молодежи;

8) проведение комплекса мероприятий по допризывной подготовке в муниципальных образованиях Тульской области во взаимодействии с Зональными центрами по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания.

cpv71.tularegion.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *