Списанная подлодка затонула при буксировке в Тихом океане

ВСЕ ФОТО Списанная дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота затонула при буксировке в районе бухты Улис близ Владивостока
Архив NEWSru.com Начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко сообщил, что «подлодка затонула накануне вечером при буксировке к месту утилизации в районе «морского кладбища» в бухте Улис
Архив NEWSru.com По его словам, ни ВМФ, ни Минобороны к этому инциденту никакого отношения не имеют, поскольку субмарина была выведена из боевого состава Тихоокеанского флота еще в 1996 году и продана коммерческой структуре
Архив NEWSru.com

Списанная дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота Б-101 (по классификации НАТО — «Фокстрот») затонула при буксировке в районе бухты Улис близ Владивостока. Начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко сообщил, что «подлодка затонула накануне вечером при буксировке с «кладбища кораблей» к месту утилизации в бухте Улис.

Как сообщили ИТАР-ТАСС в Минобороны РФ, с момента вывода подлодки из боевого состава Тихоокеанского флота в 1996 году и продажи коммерческой структуре субмарина лежала близ берега на грунте. При попытке буксировки она тут же ушла на дно.

По словам Виктора Кравченко, инцидент произошел в среду днем. «Ни ВМФ, ни Минобороны к нему никакого отношения не имеют, поскольку буксировкой субмарины занималась купившая ее коммерческая структура, отметил адмирал. — В результате инцидента пострадавших нет — на субмарине людей не было. Она транспортировалась двумя буксирами».

Подводные лодки проекта 641 — наиболее крупные океанские дизельные субмарины. Строились в СССР в период с 1958 по 1971 год. Всего было спущено на воду 58 кораблей. Лодки этого проекта в течение длительного времени несли боевую службу на флотах СССР в различных районах мирового океана. В 80-90-е годы они, в основном, были выведены из состава ВМФ.

Водоизмещение подлодки — 2400 тонн. Предельная глубина погружения — 300 метров. Запас топлива обеспечивал дальность плавания до 20.000 миль и автономность до 90 суток. На вооружении было 10 торпедных аппаратов, запас торпед — 22.

30 августа 2003 года при буксировке к месту утилизации в штормовых условиях в Баренцевом море затонула выведенная из боевого состава Северного флота атомная подводная лодка К-159. В результате той трагедии погибли 9 человек.

В этом происшествии виноват «человеческий фактор», считает председатель петербургского клуба моряков-подводников

В происшествии с подводной лодкой, затонувшей при буксировке в дальневосточной бухте Улис, виноват «человеческий фактор». Такое мнение высказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» председатель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин.

«Те люди, которые проводили эту буксировку, обязаны были предусмотреть все необходимые меры с учетом того печального опыта, который мы уже накопили в достаточном количестве, — заметил Курдин. — Значит, все-таки разгильдяйство и «авось» продолжают оставаться».

Он отметил, что в настоящее время разрабатывается проект подъема затонувшей подлодки К-159. Курдин не видит смысла в подъеме лодки. «Эта лодка, как и многие другие, вполне может находиться на дне океана, ее можно специальными устройствами закрыть, и она не будет представлять никакой угрозы ни с экологической точки зрения, ни для мореплавания, ни для рыболовства», — сказал Курдин.

При этом, добавил он, те огромные средства, которые будут затрачены на подъем подводной лодки, могли бы пойти на содержание действующего подводного флота и обучение личного состава.

www.newsru.com

Подводные лодки проекта 877 ЭКМ. Тактико‑технические характеристики

Разработкой подводной лодки проекта 877 занимались конструкторы ЦКБ «Рубин» во главе с Юрием Кормилицыным, совместно с НИИ им. Крылова с 1974 года.

Основной особенностью проекта 877ЭКМ («экспортный коммерческий модернизированный») стала возможность эксплуатации и функционирования механизмов и оборудования в тропических условиях.

На ПЛ принята одновальная схема движительной установки, осесимметричная форма корпуса, оптимизировано соотношение его длины и диаметра.

Внутренний прочный корпус подводной лодки разделен водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков. В первом ‑ носовом ‑ отсеке находятся торпедные аппараты, во втором ‑ аккумуляторные батареи и главный командный пост. Третий отсек ‑ жилой, двухпалубный, включает камбуз и каюты. В четвертом отсеке стоят дизель‑генераторы, в пятом ‑ гребные электродвигатели. В хвостовом отсеке расположены электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.

Силовая установка состоит из нескольких мощных электромоторов, позволяя ПЛ этого типа передвигаться только под электромоторами, без использования дизеля.

Большинство механизмов ПЛ снабжено вибропоглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах или специальных платформах.

Шестилопастной гребной винт со сниженными до 250 оборотами в минуту значительно снижает уровень шума, оставляя противолодочным силам противника меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.

Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля за воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустическая аппаратура ‑ двух видов. Активная ‑ посылает импульсы и по эхо‑сигналам определяет, где находятся цели и каковы их характеристики. Пассивный гидролокатор фиксирует посылки чужих сонаров (средство звукового обнаружения подводных объектов с помощью акустического излучения), ничем себя не обнаруживая. Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в многоцелевую боевую информационно‑управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост.

ПЛ проекта 877ЭКМ получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьируется. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта.

ПЛ обладают отличными модернизационными возможностями, что позволяет переоснащать их новым оборудованием, радиоэлектронным вооружением и оружием, включая ракетное, при очередном ремонте.

Всего с 1983 года по 2000 год было построено 18 ПЛ проекта 877ЭКМ. Головные подводные лодки проекта были переданы ВМС Польши и Индии в апреле 1986 года. Головная подводная лодка модернизированного проекта с ракетным комплексом Club‑S была построена на ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт‑Петербург) в 2000 году и после успешного завершения испытаний также передана ВМС Индии.

Тактико‑технические характеристики:

Предельная глубина погружения ПЛ ‑ 300 метров.

Скорость полного подводного хода — 17 узлов.

Дальность плавания в подводном положении экономической скоростью — 400 миль.

Автономность — 45 суток.

Численность экипажа — 52 человека.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Проект 877 | Журнал Популярная Механика

Космонавты — конечно, герои. Они отправляются туда, где жизнь человека невозможна. Их отделяют от враждебной среды лишь стенки тесного аппарата. Для поддержания существования человека в космосе используется сложнейшая система жизнеобеспечения.

Случись что с этой техникой — и спастись будет очень трудно. Впрочем, если говорить не о космонавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских глубинах, все это снова будет правдой.

Подводная лодка «Выборг» стоит у причала в Кронштадте. Вокруг ледяное поле, но если надо, с ним быстро справится стоящий тут же неподалеку военный ледокол. Рядом Морской завод, где год назад субмарина проходила очередной ремонт.

Боевой корабль проекта 877 («Kilo» по классификации НАТО) уже не молод. Его построили в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре, но и сейчас «Выборг» по‑прежнему в строю, оберегает безопасность страны в водах Балтики. Это не гигант с ядерным реактором и ракетным вооружением, размеры корабля намного скромнее: подводное водоизмещение составляет 3040 т. Но сравнительно небольшой размер, форма и конструкция этой подводной лодки дают ей очень важное преимущество — малошумность и малозаметность. На Западе 877-й проект прозвали «Черной дырой».

Отсеки подводной лодки разделяются люками. В случае чрезвычайной ситуации они будут задраены и создадут герметичный заслон между отсеками.

Только электричество

Одной из конструктивных особенностей лодки, позволяющей ей снизить шумность, стало полное электродвижение. Для тех времен, когда «Выборг» строили, решение было весьма новаторским. Дизель-электрические лодки более ранних проектов в надводном положении шли на дизельном ходу, и лишь под водой винты крутились с помощью электродвигателей, запитанных от аккумуляторов. У «Выборга» два тысячекиловаттных дизеля, и с винтом они никак не связаны. Пока лодка идет в надводном положении или на перископной глубине, дизеля вращают валы генераторов, а те заряжают аккумуляторные батареи. Винт приводится в движение либо основным гребным электродвигателем ПГ-142 (4040 кВт), либо электродвигателем экономического хода.

Дизель-электрические субмарины предыдущего поколения имели длинный и тонкий корпус. «Выборг» же обладает утолщенной веретенообразной формой. Это несколько ухудшает мореходные качества корабля во время движения в надводном положении, зато оптимизирует гидродинамические свойства под водой. Малошумности и малозаметности способствуют также вибропоглощающие покрытия на корпусе.

Располагающийся во втором отсеке центральный пост управления, пожалуй, самое просторное помещение на подводном корабле.

877-й проект оказался настолько удачным, что на его основе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Они обладают более высокой скоростью, более мощным гребным электродвигателем и новейшей системой навигации. В отличие от проекта 877, «Варшавянки» несут на борту не только торпедное и минное вооружение, но и противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые через торпедные аппараты (экспортное наименование ракетного комплекса Club-S).

Долгий сон в Кронштадте

Но, несмотря на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo — усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в строю. Примером тому «Выборг». Знакомимся с командиром корабля: Сергей Олейников, капитан 2-го ранга, назначен на должность в декабре 2013 года, как раз тогда, когда на Морском заводе завершался очередной ремонт субмарины. «Хоть «Выборг» и не атомная лодка, назвать ее маленькой нельзя, — говорит Сергей Олейников. — Действующие здесь же, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют максимальное подводное водоизмещение 1500 т, но есть и корабли меньшего размера (500−700 т). Тем не менее габариты позволяют «Выборгу» оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, вести разведку, в том числе высаживать разведгруппы».

«Насколько интенсивна военно-морская активность на Балтике?», — спрашиваем мы у командира «Выборга». «На море у стран НАТО и других соседних государств постоянно ведутся учения и разведывательные мероприятия, и, естественно, мы часто фиксируем присутствие иностранных военных кораблей. Кто-то нас встречает, кто-то сопровождает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил, никаких конфликтов здесь нет».

«Выборг» стал «Выборгом» не сразу. После постройки в Комсомольске-на-Амуре подводная лодка Б-227 отправилась на Тихоокеанский флот, а два года спустя своим ходом переправилась на Балтику, где несла службу в рядах Балтийского флота ВМФ СССР. В 1993 году корабль был переведен из тогда уже иностранной Лиепаи в Кронштадт. А затем целое десятилетие подводная лодка простояла без дела. Как бы в длительном ремонте. Лишь к концу прошлого десятилетия после испытаний она вернулась в строй. Тогда же, в 2008 году, над кораблем взяла шефство администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг». После нескольких лет службы «Выборг» вновь отправили ремонтироваться. «Речь не шла о серьезной модернизации, — рассказывает командир корабля, — но аппаратура на борту меняется постоянно, и в основном это касается электроники — радиостанции, средств вывода информации. Плюс текущий ремонт».

Ворота спасения

Нас приглашают осмотреть лодку. И сразу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подводной лодки обычно в просторечье называют рубкой. На самом деле правильное название этого конструктивного элемента — ограждение выдвижных устройств. Антенн, перископа, шноркеля… Нет, со словом «шноркель» наши подводники тоже не согласны. «Шноркель» — немецкое слово, однако еще во времена Первой мировой подобные устройства были созданы в России. Поэтому правильнее говорить — «шахта для работы дизеля под водой». Что касается «ограждения выдвижных устройств», то кроме этих самых устройств тут у «Выборга» размещен ходовой мостик, и это отчасти оправдывает термин «рубка». Однако существуют подводные лодки, внутри ограждения которых никаких постов управления нет.

Лодка построена по двухкорпусной схеме — внутри прочный корпус, снаружи — легкий. Между ними — система балласта. На бортах лодки видны шпигаты — прорези, через которые из межкорпусного пространства сливается вода.

Скорость (надводная): 10 узлов // Скорость (подводная): 17−19 узлов // Рабочая глубина погружения: 240 м // Предельная глубина погружения: 350 м // Автономность плавания: 45 суток // Экипаж: 57 человек // Водоизмещение надводное: 2300 т // Водоизмещение подводное: 3040 т // Длина наибольшая: 72,6 м // Ширина корпуса наибольшая: 9,9 м // Средняя осадка: 6,2 м.

Еще не спустившись внутрь прочного корпуса, можно увидеть, как много устройств в конструкции лодки связано со спасением в экстренной ситуации. Вот аварийный буй. В случае бедствия специальные механизмы отпускают трос, и буй всплывает над местом аварии. Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но даже позволяет поговорить с экипажем по телефону — аппарат находится в специальном герметичном контейнере. Другое устройство — гидроакустический сигнализатор: он посылает звуковые сигналы, которые помогут спасателям обнаружить местоположение лежащей на дне субмарины.

Над первым и шестым отсеками на корпусе лодки видны два больших, отполированных почти до блеска металлических кольца. Это комингс-площадки. К ним в случае аварии сможет причалить спасательный аппарат. Поверхность колец должна быть гладкой, чтобы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой аппарата. После причаливания аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками — своим и подводной лодки, давление там становится равным давлению внутри субмарины. Теперь можно открыть люк, и экипаж сможет перебраться в спасательный аппарат.

Капитан 2-го ранга Сергей Олейников, командир подводной лодки «Выборг»: «Габариты «Выборга» позволяют подводной лодке оставаться малошумным и малозаметным кораблем. Она может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, высаживать разведгруппы».

Перископ — навсегда!

Чтобы попасть внутрь корабля, нужно войти в ограждение выдвижных устройств, подняться вверх на несколько ступеней, а затем опуститься на несколько метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота внутри подводных лодок — факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства бесконечным количеством конструктивных элементов. Здесь все на виду. Здесь все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика. Вдоль стен на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических систем с огромным количеством гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Конечно, на лодках более современных конструкций системы управления, основанные на механике и гидравлике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, — рассказывают нам члены экипажа, — но, с другой стороны, электроника — вещь капризная, особенно в условиях совершенствования методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена проще и более ремонтопригодна в походных условиях».

Только здесь, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, рассматривая крошечные помещения для всего чего угодно — от камбуза до жилых кают, — понимаешь, что в подводной службе о комфорте говорить трудно. Здесь все приспособлено к ограниченному пространству. Даже кают-компания при необходимости превращается в операционную. Интересуемся, есть ли ограничения для подводников по росту и комплекции. Нет, отвечают нам, осваиваются все. Есть более серьезные ограничения по здоровью: надо уметь жить и работать при недостатке кислорода в воздухе.

Подводная лодка представляет собой замкнутый газовый объем, из-за чего и проистекают разного рода проблемы. Например, возможно возникновение взрывоопасных смесей. В случае взрыва или возгорания необходимо немедленно подавить реакцию горения, для чего используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), воздействующая на точки горения с помощью инертного газа (хладон). Эта система может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ привел к гибели 20 подводников.


Родом из Питера

Подводная лодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих кораблей будет поставляться в страны Варшавского договора, поэтому проект получил неофициальное название «Варшавянка». В наши дни «Варшавянками» называют подводные лодки проекта 636 — модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были разработаны ленинградским КБ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормильцина. Первые лодки типа «Палтус» (в том числе Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, затем производство перенесли в Ленинград и Горький. Лодки этого типа имеют традиционную для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное вооружение. В состав вооружения входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В надводном положении мог использоваться оборонительный ЗРК «Стрела-3».

Подводная лодка — это такой корабль, который всегда должен быть готов бороться за живучесть и спасение экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, которые являются отсеками живучести, хранятся плоты и средства связи. В случае аварии подводники могут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) или через декомпрессионную камеру (второй отсек). Также есть возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека. В каждом отсеке (который в случае аварии может быть герметично изолирован) есть запасы еды и воды, батареи для регенерации воздуха.

«Мозг» корабля — центральный пост. Он расположен на верхней палубе второго отсека. Под ним — рубки радиста и штурмана. Именно через второй отсек проходят все выдвижные устройства, например перископ. А нужен ли он в наше время? Не отпала ли в нем необходимость при наличии современной гидроакустической и радиолокационной аппаратуры и прочих систем наблюдения за окружающим пространством?

«Нет, — отвечает Сергей Олейников, — перископ никогда не потеряет свою актуальность. Технические средства наблюдения и обнаружения подвержены разным воздействиям — например, средствами РЭБ. А видимый диапазон ими не затрагивается. Кроме того, информация от локаторов — это только отметки на экране, зачастую они малоинформативны. А взгляд в перископ сразу позволяет оценить тип корабля, его водоизмещение, курс, скорость. И все это по отметкам перископа, оперативно, без сложных расчетов».

Статья «Тихий воин Балтики» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2015).

www.popmech.ru

Крупные катастрофы дизельных подводных лодок за последние 50 лет. Досье — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. В южной части Атлантического океана продолжаются поиски дизель-электрической подводной лодки S42 San Juan Военно-морских сил (ВМС) Аргентины, о пропаже которой стало известно 17 ноября 2017 года.

По данным ВМС, в момент последнего сеанса радиосвязи 15 ноября 2017 года субмарина находилась в 430 км от берега в районе полуострова Вальдес на юге страны, на борту были 44 человека. Минобороны Аргентины сообщило, что 18 ноября были зафиксированы семь сигналов, которые могут свидетельствовать о попытках экипажа подлодки установить контакт с базами ВМС через спутниковую связь.

К поисково-спасательной операции подключились два самолета P-8A Poseidon ВМС США, также в Южную Атлантику отправлены четыре американских подводных необитаемых аппарата — один Bluefin 12D и три Iver 580.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ составила хронологию катастроф дизельных подводных лодок военно-морских сил разных стран за последние 50 лет. Всего за этот период в мире произошло десять таких случаев. При этом погибли 495 моряков, в восьми случаях из 10 не удалось спасти никого из членов экипажа. Среди погибших субмарин — две советских, две французских, израильская, пакистанская, перуанская, северокорейская, китайская и индийская. Причины катастроф в половине случаев так и не были установлены. Остальные подлодки погибли из-за технических неисправностей или нарушений правил судовождения.

26 января 1968 года в Средиземном море в районе Кипра затонула подводная лодка ВМС Израиля INS Dakar. Незадолго до этого субмарина была куплена у Великобритании. 9 января после модернизации и обучения экипажа подлодка отплыла из Портсмута в Хайфу. 25 января в последний раз вышла на связь, но к берегам Израиля так и не дошла. 4 февраля 1969 года «Дакар» и 69 человек, находившихся на его борту, были признаны погибшими. Поиски лодки не прекращались, и в мае 1999 года она была обнаружена недалеко от места последнего радиоконтакта на глубине 2,9 тыс. м. Предположительно, катастрофа произошла из-за неожиданного провала на глубину при движении под шноркелем (труба для забора воздуха, позволяющая субмаринам использовать дизельные двигатели, находясь под водой).

27 января 1968 года дизельная подводная лодка S647 Minerve (тип Daphne) ВМС Франции исчезла во время учений в Средиземном море близ города Тулон. На борту находились 52 моряка, все они признаны погибшими. Существуют три основных версии причин гибели корабля: столкновение с надводным судном, ошибка управления или затопление через шноркель. Ожидается, что в 2018 году правительство Франции снимет гриф секретности с документов, связанных с катастрофой.

8 марта 1968 года в Тихом океане в районе Гавайских островов затонула советская дизельная подводная лодка К-129 проекта 629А, вооруженная баллистическими ракетами и находившаяся на боевом патрулировании. Погибли 98 моряков. Точные причины катастрофы неизвестны, существует четыре версии: затопление через шахту шноркеля, столкновение с американской субмариной или судном, взрыв аккумуляторных батарей. В 1974 году США сумели поднять несколько отсеков К-129.

4 марта 1970 года дизельная подводная лодка S644 Eurydice (тип Daphne) ВМС Франции пропала в Средиземном море после погружения на учениях в районе Тулона. В ходе поисковой операции были обнаружены масляные пятна и некоторые предметы с лодки. В апреле того же года корпус субмарины был найден на глубине 600 м. 57 членов экипажа корабля признали погибшими. Обломки были исследованы, однако официально причина катастрофы так и не названа. В СМИ выдвигались предположения о столкновении подлодки с тунисским торговым судном Tabarka.

4 декабря 1971 года в первый день индо-пакистанского конфликта в Бенгальском заливе у индийской базы Вишакхапатнам затонула подводная лодка PNS Ghazi (тип Tench) пакистанских ВМС. В результате катастрофы погибли все 82 моряка, находившиеся на борту. Индийцы заявили, что уничтожили подводную лодку глубинными бомбами. Однако характер повреждений указывал на то, что корабль погиб из-за внутреннего взрыва в носовой части. Предположительно, причиной послужил удар о грунт при уклонении от атаки индийского эсминца.

21 октября 1981 года в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края советская дизельная подлодка С-178 проекта 613В затонула после столкновения с сухогрузом «Рефрижератор-13». Причиной послужили многочисленные нарушения обоих экипажей, а также береговых служб — и субмарина, и торговое судно самовольно изменили курс, при этом не зная обстановки в районе плавания и не сумев обнаружить друг друга.

С-178, получив пробоину в левом борту, легла на грунт на глубине около 30 м. Спасательная операция длилась двое суток, подводники покидали затонувшую субмарину через торпедные аппараты. Всего погибли 32 человека, спаслись 27. Командир лодки капитан третьего ранга Валерий Маранго и старший помощник «Рефрижератора-13» В. Курдюков были осуждены на 10 лет тюрьмы каждый.

26 августа 1988 года в Тихом океане, в 8 милях от столицы Перу Лимы, японский траулер Kyowa Maru протаранил подводную лодку перуанских ВМС BAP SS-48 Pacocha (тип Balao, постройки США). Члены экипажа траулера в тумане приняли рубку подводной лодки за рыбацкую шаланду и решили не менять курс. В результате столкновения лодка затонула на глубине около 40 м. Из 50 подводников семеро погибли в затопленном отсеке, еще один скончался в госпитале. Капитан траулера, рулевой и вахтенный были осуждены на 1-2 года тюрьмы.

22 июня 1998 года в Восточном море близ южнокорейского города Сокчхо запуталась в рыболовецких сетях и затонула при буксировке в южнокорейский порт сверхмалая подводная лодка ВМС КНДР типа «Юго». Погибли все девять человек, находившиеся на борту, впоследствии их тела были переданы КНДР.

16 апреля 2003 года в Бохайском заливе Желтого моря затонула подводная лодка №361 (тип 035, по классификации НАТО — «Мин») ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Погибли все находившиеся на борту 70 моряков. Корабль несколько дней дрейфовал в китайских территориальных водах и лишь 25 апреля 2003 года был обнаружен рыбаками. Власти страны сообщили о катастрофе только 3 мая 2003 года, назвав причину — неисправность системы отключения дизеля, что привело к выработке всего кислорода на борту, когда лодка находилась в подводном положении. Инцидент привел к отставке четырех старших офицеров ВМС НОАК.

14 августа 2013 года во время стоянки в Мумбаи индийская ДЭПЛ российской постройки INS Sindhurakshak (S63, с санскр. «Морской страж», проект 877ЭКМ) затонула на глубине 15 м после взрыва топлива и боеприпаса. Погибли 18 человек. После подъема субмарины в декабре 2014 года представители ВМС Индии заявили, что катастрофа произошла из-за ошибки экипажа, вызванной переутомлением.

tass.ru

Подводная лодка проекта 877 («Kilo»)

Разработанные  во 2-й половине 1970 гг. в ЦКБ МТ «Рубин» ПЛ пр. 877 предназначены для борьбы с подводными лодками противника (в том числе с современными атомными) во внутренних и окраинных морях, а также с кораблями и судами противника, как самостоятельно, так и вовзаимодействии с другими силами флота («субмарины — киллеры»).
Главный конструктор — Ю. Н. Кормилицин. Заводами в Комсомольске-на-Амуре,«Красное Сормово» (Нижний Новгород) и «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург) построено 28 единиц, строительство продолжается.
Эти двухкорпусные одновинтовые лодки, разделенные на 6 отсеков, являются самыми малошумными отечественными ПЛ, за что их прозвали на Западе «Черная дыра». Они обладают хорошими скоростными и маневренными качествами, оснащены современным радиоэлектронным вооружением, системами автоматизированного управления и применения оружия., (в т. ч. дистанционно проводится подготовка к стрельбе и перезарядка торпедных аппаратов). У лодок — корпус «альбакоровского» вида и прекрасная обитаемость, имеются электродвигатели подкрадывания.  Лодки этого проекта широко поставлялись за рубеж.


Тактико-технические характиристики:

Водоизмещение, т:
      надводное2300
      полное подводное3950
Главные размерения, м:72.6×9.9×6.2
Энергетическая установкадизель-электрическая с полным электродвижением
Мощность:
      дизель-генераторы, кВт2×1000
      гребной электродвигатель, л.с.1×5500
      электродвигатель экономического хода, л.с.1×190
      резервные движительные комплексы, л.с.2×102
      аккумуляторные батареи2
Движители1×7 — лопастный ВФШ
Глубина погружения, м
      рабочая240
      предельная300
Скорость полного хода, уз:
      надводного10
      подводного17
Экипаж, чел.57
Автономность, сут.45

Вооружение:


Минно-торпедное вооружение

6×533мм ТА. Запас торпед — 18 в различных комбинациях

Самонаводящаяся электрическая торпеда СЭТ-65

Телеуправляемая электрическая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71М

Дальноходная кислородная самонаводящаяся торпеда 53-65К

Ракетное вооружение

Зенитный ракетный комплекс «Стрела»

Радиотехническое вооружение

Гидроакустический комплекс МГК-400


Видео Ударная сила. Чёрная дыра в океане

Смотрите также

podlodka.info

Дизельная подводная лодка Проект 877 «Палтус»

В 70-е гг. было решено пополнить флоты дизель-электрическими субмаринами следующего поколения, которым предстояло действовать против надводных и подводных кораблей, ставить мины, вести разведку. Они должны быть сравнительно небольшими, малошумными, скоростными, обладать совершенным радио, электронным, гидролокационным оборудованием. Поскольку такие корабли собирались поставлять нашим союзникам по Варшавскому договору, им, помимо обычного номера проекта 877, присвоили и имя собственное — «Варшавянка».

Их разработкой занимались конструкторы ЦКБ «Рубин» во главе с Ю.Н.Кормилицыным. Если лодки 641-го проекта традиционно были длинными и узкими, то наружный, легкий корпус «Варшавянки» выполнили веретенообразным, с отношением длины к ширине 7,3, с круглой, как у подводных атомоходов, конфигурацией носовой части. Сам корпус рассчитали так, чтобы гидродинамическое сопротивление было бы минимальным, несколько его моделей испытали и довели до совершенства на стендах и в опытовом бассейне.

Внутренний прочный корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. В 1-м, носовом, находятся торпедные аппараты, во 2-м — аккумуляторные батареи и главный командный пост. 3-й — жилой, двухпалубный, на верхнем «этаже» размещены камбуз и каюты, а на нижнем — опять аккумуляторные батареи, в 4-м стоят дизель-генераторы, в 5-м — гребные электродвигатели, а в 6-м — электромоторы экономического хода и резервная силовая установка.

Лодка получила автоматизированный комплекс вооружения. Шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, расположенные в носовом отсеке, могут снаряжаться и минами. В боекомплект входит до 18 торпед или 24 мины, при необходимости их число варьирует. Аппаратами управляют дистанционно, из главного командного пункта, — готовят к стрельбе, вводят в торпеды данные о цели, а после выстрела перезаряжают. Подводные лодки, строившиеся для советского флота, кроме того, получали оборонительный зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3», для использования в надводном положении.

В силовую установку входят два дизель-генератора. Если лодки старых типов на поверхности ходили под дизелями, экономя электроэнергию, то лодки этого проекта и над, и под водой передвигаются только под электромоторами. Их несколько — главный, мощностью 5500 л.с., экономического хода (130 л.с.) и пара 102-сильных резервных. Все они работают на один гребной винт, а он — 6-лопастной, со сниженными до 250 в минуту оборотами, поэтому издает гораздо меньше шума и, следовательно, оставляет вражеским противолодочным силам меньше шансов обнаружить субмарину с помощью шумопеленгаторов.

Лодки получили усовершенствованную навигационную систему. Для контроля за воздушной обстановкой и поиска надводных целей служит радиолокационная станция, помимо нее есть средства, обнаруживающие излучение чужих радаров. Гидроакустическая аппаратура — двух видов. Активная посылает импульсы и по эхо-сигналам определят, где находятся цели и каковы их характеристики. Однако при этом лодка в определенной степени демаскирует себя. Поэтому применяют и пассивный гидролокатор, который только вслушивается и фиксирует посылки чужих сонаров, ничем себя не обнаруживая. Сведения со всех постов и средств наблюдения поступают в многоцелевую боевую информационно-управляющую систему, перерабатываются компьютером и передаются в распоряжение командира, в главный командный пост, изолированный от других отсеков.

Большинство механизмов снабжено вибро-поглощающими покрытиями и установлено на амортизаторах, другие скомпонованы блоками на специальных платформах, что, вкупе с малошумным винтом, оптимально обтекаемым корпусом, делает лодку менее заметной, нежели субмарины других типов.

Оценивая новую советскую лодку, британские специалисты отмечали, что многие ее особенности «свидетельствуют об обычном пристрастии к двухкорпусным конструкциям. Другим же ее характерным признаком являются длинная рубка с ограждением выдвижных устройств и расположение убираемых горизонтальных рулей перед ограждением рубки. Эти лодки стали первыми русскими одновальными, тогда как прежние дизель-электроходы имели по два винта, а некоторые, к примеру, класса «Танго» — даже три».

В 1979 г. на верфи в Комсомольске-на-Амуре начали строить головной корабль проекта, в сентябре 1982 г. он вступил в строй. Позже корабли этого проекта выпускали в Ленинграде, и на заводе «Красное Сормово». После того, как их в 1981 г. засекли иностранные наблюдатели, в НАТО им присвоили условное обозначение «Кило».

Строительство серии продолжалось для ВМФ и после 1992 года. В процессе строительства серии проект постоянно совершенствовался. Так Б-800 (проект 877ЛПМБ) имела винт, выполненный из сплава «Аврора», семилопастной саблевидный с Г-образными лопастями. Этот корабль был первым из ПЛ 877 проекта (далее все) оборудованным спасательным люком с системой позволяющей выходить из ЗПЛ с глубин до 250 метров. Другое оборудование (практически всё) в БЧ-5 было выполнено на новой элементной базе. ПЛ получила низкооборотистые ГГЭД и ДЭХ (по сравнению с Б-401 и Б-402) и другие нововведения, дополнительное акустическое оборудование входящее в ГАК МГК-400 (даже пришлось сократить каюту СПК и поселить его с замполитом), новое не входящее в навигационный комплекс штурманское оборудование и прочее.

Восемь последних кораблей серии построили по несколько измененному проекту (в некоторых источниках 877М). Благодаря увеличению корпуса на две шпации (600 мм х 2) на них смонтировали новые, более мощные (в 1,5 раза) ДГ, с усовершенствованной амортизацией платформы, низкооборотный ГЭД, якорь Холла убирающийся во внутрь (на предыдущих якорь-щит). Всего заменили около 30 единиц оборудования на новое малошумное и более ремонтопригодное. Ресурс оборудования повышен в 2 раза, улучшена ремонтопригодность кораблей.

ПЛ Б-871 была построена по проекту 877В и имела опытный водометный движитель (вместо винта).

Для союзников по Варшавскому договору (Польши и Румынии) построено по одной лодке по немного измененному проекту — 877Э.

На базе этого проекта были разработаны еще две модификации, на которых была обеспечена возможность эксплуатации механизмов и оборудования в тропических условиях: проект 877ЭК(экспортный капиталистический), а также проект 877ЭКМ(экспортный капиталистический модернизированный). Первый так и не был осуществлен, а по второму в период с 29.05.1983 г. по 2000 г. в общей сложности было построено 20 лодок. Одна из этих ДПЛ (Б-806) построена для ВМФ СССР в 1986 году и использовалась для подготовки экипажей. Базировалась на Ригу, была приписана к центру подготовки подводников.

«Варшавянка» оказалась самой современной и малошумной ДПЛ отечественного флота (за что за рубежом ей дали прозвище «черная дыра»).

На базе проекта 877ЭКМ для ВМС КНР был разработан проект 636.

Б-800, «Вологодский комсомолец», «Калуга»
5 марта 1987 года заложена на заводе «Красное Сормово»имени Жданова в городе Горький.
31 декабря 1988 года сформирован экипаж подводной лодки.
7 мая 1989 года спущена на воду в Сормовском затоне реки Волга.
15 марта — 28 июня 1989 года прием подводной лодки от промышленности на ССЗ «Красное Сормово»(104 ОБСРПЛ город Горький).
28 июня — 14 июля 1989 года переход в ТПД-2 на достроечную базу завод «Персей» (река Волга — Волго-Донской канал — река Дон — Азовское море — Черное море — Феодосия — Севастополь).
15 июля — 30 сентября 1989 года Государственные испытания.
12 сентября 1989 года первое погружение.
30 сентября 1989 года вошла в строй, поднят флаг ВМФ. Корабль принят в состав ВМФ (с местом базирования город Полярный) с временным подчинением 153 Краснознаменной Бр.ПЛ КЧФ г.Севастополь года приказом ГК ВМФ N-0186 от 31.10. на основании приказа 1989 года КЧФ N-0399 от 21.10.1989 года.
В 1989–1991 гг. служба в 153 Краснознаменной бригаде подводных лодок Краснознаменного Черноморского флота с базированием на город Севастополь, Южная бухта. По некоторым сведениям получила почетное наименование «Вологодский Комсомолец».
2–9 апреля 1990 года участие в совместных учениях ВМФ СССР, НРБ и Румынии и визит в п.Констанца.
6 мая — 5 июля 1991 года боевая служба в Средиземном море.
В 1991 году переход на КСФ. Вошла в состав 161 ДПЛ КСФ с базированием на Полярный.
1 апреля — 23 мая 1992 года боевая служба в Баренцевом море и Норвежском морях.
14 октября 1994 года экипаж завоевал приз ГК ВМФ «За лучшую торпедную подготовку».
В 1996–2001 годах боевая подготовка в базе.
В 2002 году отбуксирована в Северодвинск для проведения ремонта.
В мае 2003 года подписано соглашение о шефской помощи г. Калуга над ПЛ. Переименована в «Калуга».

Тактико-технические характеристики Проект 877 «Палтус»
Водоизмещение надводное, т 2300
Водоизмещение подводное, т 3040
Длина, м 72,6
Ширина, м 9,9
Осадка, м 6,2
Скорость в надводном положении, узлов 10,0
Скорость в подводном положении, узлов 17,0
Дальность плавания подводная (при скорости хода 3 уз), миль 400
Дальность плавания подводная (при скорости хода 7 уз), миль 6500
Глубина погружения рабочая, м 240
Глубина погружения предельная, м 350
Запас плавучести, проценты 32
Автономность, суток 45
Экипаж, чел. 57

Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм. 6 х 533, боезапас (тип) торпед или мин 18 (торпеды СЭТ-65Э, ТЭСТ-71М, 53–65К и УСЭТ-80К) или 24 мины ДМ-1, СУТА «Мурена».
Зенитный ракетный комплекс: тип ПЗРК «Стрела-ЗМ» или «Игла-1», количество контейнеров для хранения ЗР 1
боекомплект ЗР 6.
Вооружение радиоэлектронное: БИУС «Узел» (МВУ-110ЭМ), КНС «Андога», РЛК «Каскад» (МРК-50), ГАК «Рубикон-М» (МГК-400М), СОРС МРП-25, зенитный и навигационный перископ ПЗНГ-8М, перископ атаки ПК-8,5.



Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

snariad.ru

Дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ» проекта 877, шифр «Палтус»

Дизель-электрическая подводная лодка «Владикавказ» проекта 877, шифр «Палтус» (классификация НАТО «Kilo»), является пятой в серии из семи подводных лодок, построенных на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне — Нижний Новгород) для ВМС СССР.

Подводная лодка была заложена под именем «Б-459», строительный номер 608, 25 февраля 1988 года. Спущена на воду 29 апреля 1990 года. 28 сентября 1990 года принята в состав ВМФ.

Первоначально подлодка входила в боевой состав Черноморского флота, в 1991 году была перебазирована на Северный флот.

ДЭПЛ проекта 877 были спроектированы Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».

Основные характеристики ДЭПЛ проекта 877: Водоизмещение надводное 2300 тонн, водоизмещение подводное 3040 тонн. Длина наибольшая 72,6 метра, ширина наибольшая 9,9 метра, средняя осадка 6,2 метра. Скорость надводная 10 узлов, подводная от 17 до 19 узлов. Рабочая глубина погружения 240 метров, предельная глубина погружения 350 метров. Автономность плавания 45 суток. Экипаж 57 человек.

Силовая установка:

Дизель-электрическая с полным электродвижением: 2 дизель-генератора по 1000…1500 кВт; главный электродвигатель 4 050…5 500 л.с.; электродвигатель экономичного хода мощностью 190 л.с.; два резервных электродвигателя по 102 л.с.; один малошумный шестилопастный низкооборотный винт фиксированного шага; 2 аккумуляторные батареи по 120 элементов.

Вооружение:

Торпедно-минное вооружение: 6 носовых ТА калибра 533 мм, нормально — заряженных, с автоматическим заряжанием, 18 торпед или 24 мины.

Ракетное вооружение: Бирюза ЗМ-54Э1 (Club-S, модификация 08773).

ПВО: на лодках ВМФ России: «Стрела-ЗМ» или «Игла-1».

Подводные лодки этого проекта предназначены для борьбы с надводными и подводными кораблями, постановки минных заграждений, ведения разведки. Они являются одними из наиболее малошумных серийных подводных лодок.

02 августа 1997 года экипаж субмарины подписал шефское соглашение с администрацией Северной Осетии и корабль получил свое нынешнее наименование «Владикавказ» в честь столицы республики.

До 2008 года подлодка несла службу в составе Краснознаменного Северного флота.

ДЭПЛ «Владикавказ» прибыла на ЦС «Звездочка» для проведения среднего ремонта и модернизации в 2008 году. Государственный контракт на ремонт субмарины был заключен в 2011 году и корабелами «Звездочки» были развернуты полномасштабные работы по возвращению субмарины в строй.

19 сентября 2014 года состоялся вывод из эллинга и спуск на воду. В 2015 году на «Владикавказе» начнутся швартовные испытания, и в начале лета 2015 года с открытием навигации в Белом море корабль выйдет в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний.

05 августа 2015 года вышла в море для выполнения программы заводских ходовых испытаний, с которых вернулась утром 22 августа. 23 сентября в 16:00 часов в Северодвинске состоялась торжественная церемония подписания акта передачи Военно-Морскому Флоту России дизель-электрической подводной лодки после проведения среднего ремонта и модернизационных работ. В ходе ремонта и модернизации были существенно улучшены характеристики бортового радиоэлектронного оборудования, систем управления движением. Улучшены системы управления энергетической установкой, а также системы жизнеобеспечения». После модернизации корабль будет нести службу в течение следующих десяти лет. 29 сентября прибыла в историческую базу Северного флота — город Полярный.

По сообщению от 02 февраля 2016 года прибыла в историческую базу Северного флота – город Полярный – после успешного выполнения задач дальнего похода. 24 октября прибыла в город Полярный после успешного выполнения задач дальнего похода.

По сообщению от 10 января 2017 года первой прибудет в док СРЗ «Нерпа» (город Снежногорск, Мурманская область) для прохождения планового докового ремонта. По сообщению от 22 апреля с экипажем проведены тренировки на полигонах флота в Баренцевом море. По сообщению от 07 сентября прибыла в главную базу Кольской флотилии разнородных сил Северного флота – город Полярный, с экипажем однотипной подводной лодки «Калуга». Более трёх месяцев подводники находились вдали от пункта постоянного базирования. Экипаж успешно выполнил задачи дальнего похода, принял участие в Главном Военно-морском параде в Кронштадте и отработал поставленные задачи боевой подготовки на Балтике и в Баренцевом море.

По сообщению от 06 июля 2018 года осуществив межфлотский переход с Северного флота на Балтику, прибыла в Кронштадт для участия в Главном военно-морском параде, который состоится в 29 июля в Санкт-Петербурге и Кронштадте.

По сообщению от 27 июня 2019 года вышла из базы в городе Полярном и приступила к переходу в Балтийское море для участия в Главном военно-морском параде, который состоится в городе Санкт-Петербурге в последнее воскресенье июля. По сообщению от 10 июля прибыла в Кронштадт для участия в Главном военно-морском параде, который состоится 28 июля в Санкт-Петербурге и Кронштадте.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *