ОВД: советский ответ на создание НАТО

 Loading ... Просмотров: 137

63 года назад, 14 мая 1955 года, в Варшаве представителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между социалистическими странами Европы – Варшавский договор. Этот документ оформил создание военного-политического союза европейских социалистических государств – Организации Варшавского договора (ОВД), что стало ответной мерой на создание НАТО, нацеленного против стран социалистического лагеря.

Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира в Европе. Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженной силы.

Члены организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора, был создан Политический консультативный комитет (ПКК)– высший орган ОВД. В его совещаниях, как правило, принимали участие главы правительств стран-участниц.

Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооруженными силами, в ведение которого по соглашению между ними выделись соответствующие национальные контингенты. Во главе Объединённого командования стоял Главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами (штаб находился в Москве). Такими Главнокомандующими в разные годы были – Маршалы Советского Союза И. Конев, А. Гречко, И. Якубовский, В. Куликов, генерал армии П. Лушев.

В противовес ежегодным НАТОвским маневрам, проводимым на всех континентах, страны-члены Варшавского Договора провели всего восемь международных учений: «Квартет» (в 1963-м), «Октябрьский штурм» (в 1965-м), «Родопы» и «Днепр» (в 1967-м), «Север» (в 1968-м), «Братство по оружию» (в 1970-м), «Запад-81» (в 1981-м) и «Щит-82» (в 1982).

Организация Варшавского договора просуществовала до 1 июля 1991 года, когда в Праге представители СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии подписали протокол о полном прекращении действия Варшавского договора.

***

Сегодня 14 мая, в этот день в 1955 году, как симметричный ответ на создание НАТО, во главе с СССР создана Организация Варшавского договора – эта мощная структура обеспечивала противовес НАТО на протяжении 36 лет, а была распущена почти буднично. Михаил Горбачёв даже не принял участия в заключительном заседании руководства ОВД.

Мы предлагаем вам 7 интересных фактов об Организации Варшавского договора.

1. Варшавский договор был создан спустя 6 лет после возникновения НАТО.

СССР после окончания Второй мировой войны вовсе не так рьяно стремился к экспорту революции, как это пытались представить наши «западные партнёры». Известен факт, что в послевоенные годы коммунисты Франции (наиболее популярная тогда партия в стране) готовились поднять всеобщее восстание и обращались к Сталину с просьбой поддержать их в случае интервенции США и Великобритании. На что Сталин, верховный главнокомандующий самой мощной армии мира на тот момент, ответил категорическим отказом. Причина такого миролюбия победителей фашисткой Германии главным образом заключалась в огромных потерях, понесённых советским и, прежде всего, русским народом. Сталин понимал, что ещё одной масштабной (к тому же с участием ядерного оружия) войны с Западом СССР, скорей всего, не выдержит. Не случайно такое распространение в нашем народе на полвека получил тезис: лишь бы не было войны.

2. Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Участники ОВД подчёркивали, что организация носит строго оборонительный характер. И, как показала история, в общем и целом, так оно и было. Для руководства блоком был создан Политический консультативный комитет (ПКК).

3. Хорошо забытое старое

Разговоры о коллективной безопасности в Европе начались больше полувека назад. Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (27—28 января 1956) государства — участники ОВД выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

То есть идеологически-военное противостояние в Европе было совсем не в интересах руководства СССР, хорошо понимавшего, что ослабленная войной страна должна все силы бросить на восстановление собственной промышленности и сельского хозяйства, на сбережение человеческого потенциала.

4. На плечах СССР

Так же, как во время Второй мировой войны СССР принял на себя главный удар нацистской Германии и нёс основную тяжесть войны в 1941-1945 годах, так и в ОВД Советскому Союзу пришлось играть «ведущую роль». Это означало фактически полное финансирование деятельности организации и поставки вооружений странам-участницам.

Роль СССР в ОВД показывает хотя бы тот факт, что на протяжении всей истории существования организации главнокомандующими Объединёнными вооружёнными силами были исключительно советские маршалы и генералы.

5. Паритет дорогой ценой

В НАТО, противостоящее ОВД, входили изначально 12 стран, включая такие державы, как США, Великобритания, Франция. До распада ОВД в североатлантический альянс вошли ещё 4 государства.

Варшавский блок, несмотря на то, что по уставу он был открыт для вхождения новых членов, за всё время своего существования не увеличивался, а, наоборот, потерял одну из стран-участниц – Албанию. Таким образом, с начала 60-х годов прошлого века до 1991 года социалистическому блоку из 7 стран противостоял блок из 15 «капстран». Даже приблизительное сопоставление потенциала этих государств, скажем, по общей численности населения, показывает, насколько в более выгодном положении находилось НАТО. Его страны-участницы, опираясь на поддержку обогатившихся в годы Второй мировой войны США, чувствовали себя в блоке вполне комфортно. Военные расходы при этом не отягощали государственных бюджетов. СССР же напротив был вынужден «лучшие мозги» и огромные средства направить на оборону. В результате ценой больших усилий паритет ОВД и НАТО был создан и поддерживался несколько десятилетий.

Согласно данным, приведённым в книге Валентина Варенникова «Неповторимое», к началу 80-х годов НАТО в Европе имело небольшой перевес в обычных вооружениях. В распоряжении альянса было 94 боеготовые дивизии (включая около 60 отдельных боеготовых бригад), у Варшавского Договора— 78 дивизий. При этом численность развернутой американской дивизии составляла 16—19 тысяч, а дивизии ФРГ— более 23 тысяч человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывала максимум 11—12 тысяч человек. Значительное превосходство у ОВД было в танках. Зато НАТО располагало значительно большим количеством противотанковых вооружений. Кроме того, США и их союзники превосходили социалистический блок по боевым самолетам в 1,2 раза, по вертолетам – в 1,8 раза.

Однако сопоставление всех видов вооружений, включая ядерные, говорило о примерном равенстве боевых возможностей сторон.

6. Параллели

Члены организации ОВД, подписывая договор, «обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств».

Однако на практике суверенитет одной из стран-участниц был нарушен войсками ОВД. Речь о знаменитом вводе войск в Чехословакию в 1968 году. Этот эпизод и по сей день часто приводят, как доказательство агрессивности политики СССР. Однако ещё за несколько месяцев до того, как советские танки оказались на улицах Праги, руководство СССР уже располагало сведениями о том, что активисты так называемой «Пражской весны» готовы обратиться с просьбой к НАТО о вводе войск альянса в Чехословакию. В полной боевой готовности находились несколько дивизий военно-воздушных сил США. Как и во время недавних украинский событий, руководство СССР стояло перед выбором: пустить события на самотёк с непредсказуемыми последствиями, либо вмешаться, не допустив выхода Чехословакии из ОВД, что было бы равнозначно серьёзному поражению в условиях Холодной войны.

7. Ликвидация по-тихому

Прошло чуть более двух десятков лет и новое горбачевское руководство СССР спокойно, почти равнодушно «сдало» не только Чехословакию и Румынию, но и все остальные страны-участницы Варшавского договора, которые после «тихого роспуска» ОВД в 1991 году, попали в сферу влияния НАТО, а спустя 8 лет 3 из них присоединились к блоку. Ещё через 5 лет все бывшие члены Варшавского договора, кроме правопреемницы СССР – России, стали членами североатлантического альянса.

А через 20 лет заполыхала Украина, Грузия, Молдавия и др. Это крупнейшее стратегическое поражение реформаторов и либералов, пришедших к власти в 80-х и последующих годах – Горбачева, Ельцина, Путина – КВ

«Правда о Советской эпохе»

Опубликовал: admin | Дата: Май 14 2018 | Метки: История |
Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.

krasvremya.ru

Организация Варшавского договора: что СССР противопоставил НАТО

Паритет дорогой ценой

В НАТО, противостоящее ОВД, входили изначально 12 стран, включая такие державы, как США, Великобритания, Франция. До распада ОВД в североатлантический альянс вошли ещё 4 государства.

Варшавский блок, несмотря на то, что по уставу он был открыт для вхождения новых членов, за всё время своего существования не увеличивался, а, наоборот, потерял одну из стран-участниц – Албанию. Таким образом, с начала 60-х годов прошлого века до 1991 года социалистическому блоку из 7 стран противостоял блок из 15 «капстран». Даже приблизительное сопоставление потенциала этих государств, скажем, по общей численности населения, показывает, насколько в более выгодном положении находилось НАТО. Его страны-участницы, опираясь на поддержку обогатившихся в годы Второй мировой войны США, чувствовали себя в блоке вполне комфортно. Военные расходы при этом не отягощали государственных бюджетов. СССР же напротив был вынужден «лучшие мозги» и огромные средства направить на оборону. В результате ценой больших усилий паритет ОВД и НАТО был создан и поддерживался несколько десятилетий.

Согласно данным, приведённым в книге Валентина Варенникова «Неповторимое», к началу 80-х годов НАТО в Европе имело небольшой перевес в обычных вооружениях. В распоряжении альянса было 94 боеготовые дивизии (включая около 60 отдельных боеготовых бригад), у Варшавского Договора— 78 дивизий. При этом численность развернутой американской дивизии составляла 16—19 тысяч, а дивизии ФРГ— более 23 тысяч человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывала максимум 11—12 тысяч человек. Значительное превосходство у ОВД было в танках. Зато НАТО располагало значительно большим количеством противотанковых вооружений. Кроме того, США и их союзники превосходили социалистический блок по боевым самолетам в 1,2 раза, по вертолетам - в 1,8 раза.

Однако сопоставление всех видов вооружений, включая ядерные, говорило о примерном равенстве боевых возможностей сторон.

russian7.ru

Страны, входящие в НАТО: какие страны ОВД вошли в альянс

Аббревиатуру НАТО можно услышать практически каждый день в новостях любого канала по всему миру. Но мало кто точно может сказать, что за организация скрывается за этими буквами, в чем суть ее деятельности и какие государства входят в ее состав.

История создания и развития этой организации и ответ на вопрос какие страны вошли в НАТО и ОВД помогут более четко разобраться в современной политической ситуации в мире.

История создания НАТО

Правительства Западной Европы и Северной Америки практически сразу после окончания войны объявили о «советской угрозе», которая грозит мировой безопасности. Для противостояния этой угрозе в апреле 1949 года 10 европейских стран, США и Канада подписали Североатлантический договор. Так появилась Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политический блок. Он провозгласил своей целью обеспечение безопасности членов организации, соблюдение прав человека, а также поддержание мира, демократических свобод и ценностей по всему миру.

Последствия создания Североатлантического альянса

Решение, принятое в Вашингтоне в апреле 1949 года, имело ряд важных исторических последствий.

​Создание ОВД

В 1954 году правительство СССР предприняло попытку установить партнерские отношения с НАТО. Предложение о сотрудничестве было отвергнуто. В ответ на действия североатлантического альянса в мае 1955 года в Варшаве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Подписи под документом поставили представители 8 стран​.

  1. СССР.
  2. Польша.
  3. Болгария.
  4. Румыния.
  5. Албания.
  6. Чехословакия.
  7. Венгрия.
  8. ГДР.

ОВД — Организация стран Варшавского Договора — ставило своей целью защиту своих участников от агрессивных действий. После этого в Европе и мире сложилась система военно-политических блоков, просуществовавшая до начала 90-х годов XX века и разделившая мир на два противоборствующих лагеря.

​Гонка вооружений

Гонка вооружений началась еще до создания военно-политических блоков. Бомбардировка США атомными бомбам японских городов побудила СССР к ускорению работы над созданием атомных ракет. Создание НАТО и ОВД обострило ситуацию. Ведущие мировые державы, постоянно ожидавшие нападения со стороны противника, разрабатывали все более совершенные виды оружия.

Оно применялось в различных локальных конфликтах, которые возникали по всему миру. Некоторое затишье в гонке вооружений наблюдалось после Карибского кризиса, когда вероятность начала атомной войны была очень высокой.

Кризис показал опасность угрозы применения атомного оружия. Противостоящие стороны ввели ряд ограничений на испытания и размещение этого вида вооружений. Но наращивание темпов развития военного потенциала продолжалось. Последствием этого стали огромные экономические затраты в обоих противоборствующих лагерях. Западные экономики более успешно справлялись с этой нагрузкой гонки вооружений. Для социалистических республик ориентирование экономики и промышленности на военное развитие стало губительным. Проблемы в экономике стали толчком к развалу СССР и смене режимов в восточноевропейских государствах.

Гонка вооружений имела и положительные последствия. Благодаря развитию науки и техники, началось освоение космоса, развитие компьютерных технологий, медицины.

​Расширение НАТО

Для того чтобы определить, какие страны входят в НАТО, необходимо познакомиться с историей расширения этого военно-политического блока на протяжении времени его существования.

​Условия вступления в организацию

В уставе организации указывается, что она открыта для вступления любого государства. Для вступления в НАТО претендент должен соответствовать ряду требований. В целом их смысл можно свести к следующему:

  • стабильная социальная и экономическая ситуация внутри страны;
  • соответствие развития армии нормам, принятым внутри альянса;
  • наличие в бюджете страны достаточно больших расходов на развитие армии;
  • соблюдение демократических прав и свобод, наличие в стране развитого гражданского общества;
  • соблюдение мирных и дружественных международных отношений в соответствии с нормами ООН.

На сегодняшний день претендентами на вступление в Североатлантический альянс являются три бывшие советские республики: Украина, Молдавия, Грузия. В статусе претендентов находятся несколько восточноевропейских держав: Сербия, Македония, Босния и Герцеговина.

​Партнерство во имя мира

НАТО — очень мощная организация, деятельность которой влияет на политическую, экономическую и социальную ситуацию во многих регионах мира. Для успешного взаимодействия со странами, не состоящими в альянсе, но сотрудничество с которыми необходимо для обеспечения эффективных действий и решений острых вопросов, в 1994 была создана программа «Партнерство во имя мира».

Начиная с 1994 года в программе участвуют Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Украина, Россия, Туркмения, Узбекистан, Финляндия, Швеция. С 1995 по 2017 годы к этой программе присоединились и являются ее участниками Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Македония, Мальта, Сербия, Таджикистан, Швейцария.

​Постсоветский период

Кризис советской системы управления в странах Восточной Европы и развал СССР прекратили существование блока ОВД. Многие полагали, что самороспуск НАТО будет естественным продолжением этих событий. Но произошел обратный процесс. После исчезновения «советской угрозы» произошло самое большое расширение Североатлантического альянса. К нему присоединились многие восточноевропейские страны и бывшие советские республики. Эти страны очень негативно настроены в отношении преемницы СССР — России, что отражается в их антироссийской риторике, и враждебных действиях во внутренней и внешней политике.

Отношения с Россией, которая активно участвует в партнерской программе НАТО, остаются настороженными, а в последнее время являются откровенно напряженными. Руководство альянса объявило Российскую Федерацию основной угрозой для своей организации и усилило активность около западных российских границ. Этому способствует расширение списка участников блока в начале XXI века с помощью стран, непосредственно граничащих с Россией.

​Список стран — членов альянса

Какие страны входят в НАТО на современном этапе существования организации, можно увидеть на ее официальном интернет-ресурсе. Актуальный список стран — членов НАТО включает в себя на конец 2017 года 29 стран. Среди них 12 стран-основательниц альянса:

  1. Франция.
  2. Бельгия.
  3. США.
  4. Канада.
  5. Нидерланды.
  6. Великобритания.
  7. Норвегия.
  8. Исландия.
  9. Дания.
  10. Люксембург.
  11. Португалия.
  12. Италия.

Во второй половине XX века в Североатлантический альянс вступили еще несколько стран.

  1. Турция.
  2. Греция.
  3. Германия.(1952 год ФРГ).
  4. Испания.
  5. Польша.
  6. Венгрия.
  7. Чехия.

Самое значимое и массовое расширение альянса произошло в начала XXI века, когда в его состав вошли страны Восточной Европы и Прибалтики.

  1. Литва.
  2. Латвия.
  3. Эстония.
  4. Словения.
  5. Словакия.
  6. Румыния.
  7. Болгария.
  8. Албания.
  9. Хорватия.
  10. Черногория.

Список членов НАТО, безусловно, будет со временем пополняться. Это связано с желанием многих государств участвовать в работе этого блока и быть под защитой его мощного военного потенциала.

Видео

Об истории создания НАТО и ОВД вы узнаете из этого видео.

liveposts.ru

Создание ОВД и НАТО — реферат

Органицация Варшавского  договора Была создана под руководством Советского Союза в 1955 г. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе руководителями Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии сроком на 30 лет. В 1985 г. Договор продлен еще на 20 лет. Согласно Договора, стороны, его подписавшие, обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

Создание ОВД явилось  военно-политическим ответом Советского Союза на расширение блока НАТО на восток. В 1954 г. запад ратифицировал  Парижские соглашения 1954 г., предусматривающих  образование Западноевропейского  союза, провел ремилитаризацию Западной Германии и включение ФРГ в  НАТО. В итоге, с созданием ОВД  в Европе на три десятилетия возникло противостояние двух военных блоков. Внутренней задачей ОВД было сохранение власти в странах Центральной  Европы в руках просоветских коммунистических режимов.

Политически руководство  ОВД осуществлял Политический консультативный  комитет, объединявший глав государств - членов организации. Военное руководство  осуществляло Объединенное командование вооруженными силами, которое, по традиции возглавлял маршал Советского Союза. Первым командующим стал герой Великой  отечественной войны маршал И.С.Конев.

Языком командования был  русский язык. Вся основная документация ОВД готовилась на русском языке.

В рамках ОВД был также  создан Военный совет Объединенных вооружённых сил. Наличие ОВД  обеспечило юридическое основание  для участия советских войск  в подавлении антикоммунистического  восстания в Венгрии в 1965 г. В 1968 г. воинские контингенты стран-участниц ОВД приняли участие в событиях в Чехословакии, подавив «Пражскую  весну». В том же 1968 г. Участники  Бухарестского совещания ОВД, а  также совещания ПКК в Софии  решительно осудили вооружённую  интервенцию США во Вьетнаме.

С учетом того, что в суммарный  военный потенциал стран Европы-участников ОВД был не сравним с военным  потенциалом СССР, то суть ОВД заключалось  в ядерном «зонтике» СССР над  европейскими социалистическими странами и возможности советскими ВС использовать территорию союзников. Создание ОВД легитимизировало размещение советских войск в странах Центральной Европы. В середине 80-х гг. в ГДР была размещена группировка советских войск в 380 тыс. чел., в Польше – 40 тыс., в Чехословакии – 80 тыс., в Венгрии – около 70 тыс. военнослужащий СА. В конце 50-х гг. готовилось открытие военно-морской базы на Адриатическом море (Албания). В рамках ОВД Министерство обороны СССР получило возможность контролировать вооруженные силы стран – участниц ОВД, перевооружать их. Был налажен обмен разведывательной информацией. В рамках ОВД производилось постоянное перевооружение войск стран Варшавского договора, в плановом режиме происходило переобучение офицерского состава. Был развернут широкий обмен воинским опытом.

Важнейшей частью деятельности ОВД было широкое сотрудничество спецслужб и различных спецподразделений, составляющих основную опору правящих режимов в странах – участниках организации.

В русле дипломатических  усилий СССР по предотвращению глобального  ядерного конфликта, ОВД позиционировался в качестве оборонительного блока, деятельность которого направлена против возможной агрессии со стороны НАТО.

Регулярно проводились масштабные учения совместных группировок войск. Последнее из них самое массовое состоялось в 1982 г. – «Щит-82».

ОВД не была лишена внутренних противоречий и проблем. В 1961 г. из-за политико-идеологических разногласий  между Москвой и Тираной Албания  прекратила свое участие в деятельности ОВД, в 1968 г. Албания оформила выход  из организации. В 70-80-е годы периодически свою особую позицию в деятельности ОВД демонстрировала Румыния. Периодически в деятельности союзников обнаруживались утечки военно-технической информации в страны-члены НАТО.

В рамках ОВД решения не принимались путем консенсуса. Организация  находилась под полным контролем  советского руководства, в военном  плане – Генерального штаба МО СССР. В рамках ОВД проводилась  политика двусторонней многоуровневой комплексной военно-политической интеграции социалистических стран Центральной  Европы с СССР, установления жесткого контроля над армиями стран –  союзниц Советского Союза. Эффективность  данной политики была продемонстрирована в 1981 году, когда вооруженные силы Польской народной республики фактически выполнили полицейские функции, избавив ОД от необходимости вмешаться  во внутренние дела Польши по примеру 1968 г. в Чехословакии

После падения «Берлинской  стены» и волны «бархатных» революций  в странах Центральной Европы Организация Варшавского Договора потеряла свою идеологическую основу. Руководство СССР в конце 80- начале 90-х гг. считало ОВД пережитком «холодной войны» и излишней нагрузкой. Начался стремительный вывод  советских войск из Германии, а  затем и из других стран ОВД. Ликвидация организации оказалось формальным фактом. 1 июля 1991 года сторонами, входящими  в ОВД, был подписан Протокол о  прекращении действия Договора. Страны – бывшие члены ОВД взяли на себя обязательство не рассекречивать архивы ОВД, но не все данное обязательство  выполнили.

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО, Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN) — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран — США, Канада,Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.


yaneuch.ru

Рождение НАТО и Варшавского договора

После победы над фашист­ской Германией СССР при­ступил к сокращению своих вооруженных сил. К 1948 г. чис­ленность советских войск была уменьшена до 2874 тыс. человек. Однако западные союзники, на­пуганные расширением социали­стической системы в Европе и ро­стом движения за независимость в колониальных странах, вскоре встали на путь конфронтации с СССР. Бывший премьер-ми­нистр Англии У. Черчилль в сво­ей известной речи в Фултоне в 1946 г. открыто призвал к военно­му походу против Советского Союза и стран народной демо­кратии. Дальнейшее свое воп­лощение «холодная война» получила в доктрине Трумэна, опирающейся на ядерный шантаж, а также в «плане Мар­шалла». После создания военного бло­ка НАТО Европа раскололась на две час­ти. По одну сторону находились запад­ные страны, поддерживаемые США, а по другую - восточные государства социа­листического содружества, за которыми стоял Советский Союз.

Несмотря на решение Потс­дамского договора, союзники в границах своих оккупационных зон создали буферное государ­ство — Западную Германию (ФРГ), правящие круги которой выступили за пересмотр всех гра­ниц в Европе и выдвинули реван­шистские требования на территорию ряда социалистических стран. Затем бывшие союзники СССР приступили к формирова­нию военно-политических блоков, направленных против всей социалистической системы и на­ционально-освободительных дви­жений. Уже в марте 1948 г. возник Западный Союз, в который вошли Англия, Франция, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург.

 

ЗАПАДНЫЙ СОЮЗ

Едва этот союз успел возник­нуть, как начались переговоры о его расширении за счет включе­ния в состав США и Канады. Вслед за этим последовала резолюция сената США от 11 июня 1948 г., которая позволяла правительству этой страны присоединяться в мирное время к «таким регио­нальным и иным коллективным организациям, которые основаны на постоянной и эффективной взаимопомощи и от которых зави­сит национальная безопасность стран».

Ко времени подписания согла­шения о создании НАТО 4 апреля 1949 г. к семи государствам-участ­никам присоединились также Да­ния, Исландия, Италия, Норвегия и Португалия. Позднее в этот блок вступили Греция и Турция (обе в 1952 г.), Западная Германия (в 1955 г.) и Испания (в 1982 г.). Все стра­ны — члены НАТО одобрили составленную в общих выражениях декларацию о сотрудничестве. Главную суть договора составля­ла статья 5, согласно которой в случае «вооруженного нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стра­не или странам, подвергаемым «нападению», путем осуществле­ния такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооруженной силы».

 

НАТО ПРИНИМАЕТ КОНКРЕТНУЮ ФОРМУ

Однако только после начала корейской войны в июне 1950 г. НАТО начало принимать тот вид, в котором оно существует и по­ныне. 2 апреля 1951 г., через два года после подписания Североат­лантического договора, начало функционировать Европейское командование НАТО, которое возглавил бывший освободитель Западной Европы генерал Дуайт Эйзенхауэр.

Одновременно с этим были созданы ВВС НАТО в Центральной Европе, главноко­мандующим которых стал гене­рал-лейтенант Лорис Норстад. Оснащались эти ВВС американ­скими реактивными самолетами, поставлявшимися согласно Про­грамме помощи в рамках взаим­ной обороны.

В первые же меся­цы поступило около десятка ис­требителей Рипаблик F-84E «Тандерджет». К началу 1952 г. число реактивных истребителей, поставленных в Европу, исчисля­лось уже сотнями, что коренным образом изменило облик ВВС Бельгии, Дании, Франции, Ита­лии, Нидерландов и Португалии. Позднее было принято реше­ние о поставках все того же вез­десущего «Тандерджета» Греции и Турции, и в Южную Европу прибыла значительная партия этих самолетов. А вот в Центральную Европу поставлялись более совре­менные истребители со стрело­видным крылом F-84F «Тандерстрик» и созданный на его базе раз­ведчик RF-84F «Тандерфлэш». Во время корейской войны истреби­тель F-86F «Сейбр» был редким зрелищем в небе Европы, и такие самолеты канадского производ­ства находились только на воору­жении частей RCAF и RAF. Затем на них стали летать также италь­янские, греческие, турецкие и за­падногерманские летчики. В мае 1953 г. лицензию на выпуск все­погодного перехватчика F-86K приобрел итальянский концерн «Фиат». Этот перехватчик италь­янского производства поступил в дальнейшем в части ВВС Фран­ции, Нидерландов. Норвегии и ФРГ.

Тем временем Советский Союз с возрастающей тревогой наблю­дал за возрождением вооружен­ных сил Западной Германии, а за­тем за оснащением бундесвера новой техникой, предоставленной западными державами. После смерти Сталина в 1953 г. новое правительство продолжило его вне­шнюю политику с незначительны­ми изменениями, и одной из ее главных задач было воспрепят­ствовать ремилитаризации ФРГ. Советское руководство выступило с инициативой создания демилита­ризованной зоны в центре Европы. Однако это предложение было неприемлемо для НАТО, и подго­товка к приему Германии в этот блок продолжалась полным хо­дом. Тогда Советский Союз пред­принял попытку сделать суще­ствование НАТО бессмысленным и 31 марта 1954 г. подал заявление о вступлении в НАТО. Англия и Франция, а затем и месяц спустя США наложили «вето» на эту просьбу. 5 мая 1955 г. Западная Германия стала полноправным членом НАТО, а потом началось быстрое возрождение военной промышленности этой страны, и там был принят закон о всеобщей воинской повинности.

В1966 г. регулярная армия ФРГ составляла уже около 468 тыс. че­ловек, а военная промышлен­ность этого государства обеспечивала почти на 65% потребности бундесвера в военной технике.

 

ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР

Соглашение о ремилитариза­ции ФРГ и принятие этой страны в блок НАТО резко усилили меж­дународную напряженность в центре Европы. Кроме того, в сен­тябре 1954 г. по инициативе США был  создан   новый   военный блок — СЕАТО, а на Ближнем Востоке под руководством британ­цев в 1955 г. возник Багдадский пакт, позднее реорганизованный в блок СЕНТО.

В этих условиях Советский Союз был вынужден приступить к увеличению численности своих вооруженных сил, а в мае 1955 г. между социалистическими государствами в Европе был заклю­чен Варшавский договор о друж­бе, сотрудничестве и взаимопомо­щи. В него вошли СССР, Албания, Болгария, Чехословакия, ГДР, Польша, Венгрия и Румыния. Со­гласно уже существовавшим ра­нее двухсторонним договорам части советских войск расположи­лись на территории Польши, ГДР, Румынии, Венгрии и, позднее, Че­хословакии. Варшавский договор по существу носил чисто оборо­нительный характер и был создан для обеспечения мира в Европе.

Советское руководство так­же предприняло определенные шаги в деле запрещения ядер­ного оружия, однако последую­щие события в мире, связанные с вооруженной борьбой импе­риалистических стран против национально-освободительных движений в Азии, Африке и Ла­тинской Америке, привели к дальнейшему обострению отно­шений между двумя военно-политическими системами и, как следствие, к крупномасштабной гонке вооружений.

(Подготовлено для портала «Войны XX века» по материалам книги К.Бишопа «Воздушные войны XX века. 1945-2000»).

war20.ru

от биполярного к монополярному миру — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

14 мая 1955 года Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и Советским Союзом подписан Варшавский Договор. Эта мощная структура обеспечивала противовес НАТО на протяжении 36 лет, а была распущена почти буднично. Михаил Горбачёв даже не принял участия в заключительном заседании руководства ОВД.

52 года года назад был создан мощный союз европейских государств — Организация Варшавского договора (ОВД). Прекратив своё существование накануне распада СССР, он и сегодня ставит перед историками много вопросов о своей роли и сущности, пользе и недостатках. И всё же, несмотря на досужие сплетни и разговоры, свою главную задачу ОВД выполнил — благодаря ему в Европе, да и мире в целом, был сохранён баланс сил, не допустивший стратегического перевеса одной из сторон затянувшейся «холодной войны». Именно благодаря этому равновесию танковые армады, готовые в клочья разорвать друг друга, так и не вступили в бой, позволив Европе развиться и, впоследствии объединившись, стать ведущим экономическим, политическим и военным блоком.

Что такое Варшавский договор, почему он был создан и кто стоял у истоков его распада, расскажем в данной статье.

12 апреля 2017 в День Космонавтики Владимир Путин дал интервью телерадиокомпании «Мир» (http://mir24.tv/news/politics/15955489). В этом интервью описал он и два варианта развития военных блоков, которые соотносятся с алгоритмами цивилизационного развития «межрегиональный конгломерат» и «многорегиональный блок», соответственно:

«НАТО создавалась в условиях холодной войны и противоборства двух блоков. Теперь такой ситуации нет. Нет никакого разделения по идеологическому признаку между государствами, и в Европе в том числе. Но вот эти родимые пятна холодной войны, они на НАТО очень заметны. Эта организация продолжает жить в парадигме блокового противостояния. Действительно, она очень идеологизирована, несмотря на различные заявления, что она должна трансформироваться в современных условиях».

И о ОДКБ:

«ОДКБ создавалась в новых условиях, для купирования современных угроз, я их перечислил по степени важности: терроризм, экстремизм, наркотрафик, трансграничная преступность. Поэтому, может быть, у нас нет прямых совместных чисто политических или политизированных заявлений. У нас и решения принимаются консенсусом. Причём это не формально, а по сути так. Именно по сути консенсусом. У нас абсолютно другая атмосфера в организации».

Подробнее об алгоритмах развития цивилизаций читайте, например, статью «Интеграция интеграций или глобализация по-русски» (https://inance.ru/2016/07/integratsiya/). Чтобы понять, что по своей политической сути представляют блоки НАТО, ОВД, ОДКБ, необходимо напомнить, какие есть типы цивилизаций, исходя из этого будут понятны цели и задачи данных блоков в мире.

Все цивилизации в мире в соответствии с теорией суперсистем, по типу алгоритма их расширения, могут быть двух типов:

  • «межрегиональный конгломерат», или просто «конгломерат», и
  • «многорегиональный блок», или просто «блок».

Межрегиональный конгломерат

Межрегиональный конгломерат — принцип цивилизационного развития, при котором национальные культуры замещаются единой типовой унифицированной культурой. Управление в конгломерате подчинено единому межрегиональному центру, который осуществляет управление цивилизацией. Одна из главных задач межрегионального центра состоит в том, чтобы управление было идейно централизованным, то есть чтобы был только один источник идейной подпитки во всём конгломерате стран.

Типичный пример конгломерата — это евро-американский конгломерат, в котором есть единый управляющий центр, принимающий все решения, и политике которого подчиняются уже национальные центры. Этот центр укреплялся по мере развития западной цивилизации, путём уничтожения управленческой верхушки тех территорий, которые входят в её состав. Делается это для того, чтобы не было каких-то управленческих центров, которые могли бы выработать альтернативу политике центра конгломерата и поднять восстание. Однако, сейчас конгломерат упёрся в свои пределы роста, за которыми система управления теряет устойчивость, поскольку в объективном векторе целей конгломерата накапливаются ошибки при поглощении конгломератом осколков других цивилизаций, которые несут иные цели в своих векторах целей.

Так, Европейский Союз, вобрав в себя страны Восточного блока после его развала, сейчас уже не справляется с таким количеством государств, и потому у них появляются возможности для развития сепаратизма.

Многорегиональный блок

Многорегиональный блок отличается от конгломерата тем, что выбор общецивилизационного вектора целей и выработка концепции его достижения не сосредоточены в каком-либо центре, а распределены по всему блоку. Если даже какой-то региональный центр и сосредотачивает у себя административную власть над делами всего блока, то идеи, цели, частные концепции их достижения он черпает со всего пространства многорегионального блока. Поэтому блок кровно заинтересован в культурном разнообразии. И в отличие от конгломерата, который замещает национальные культуры единой унифицированной культурой, блок поддерживает и помогает развиваться культурам, и тому в них, что соответствует идеалам этого типа развития цивилизации.

Для Русской цивилизации, как и для Китая и Японии, которые больше тяготеют к блочному принципу, характерны другие методы выстраивания самоуправления. Управленческие верхушки территорий, которые входили в состав Русской цивилизации, не уничтожались, а входили в состав российской элиты. Можно привести много примеров, когда в состав российской «элиты» входили представители национальных «элит», присоединившихся стран.

Итак, НАТО — это конгломерат, а ОВД (и вновь созданная на постсоветском пространстве структура — ОДКБ — многорегиональный блок).

Возникает вопрос: почему и для воссоздаётся ОДКБ? Значит, роль ОВД была велика и значима, поскольку не допустил расширение сферы НАТО до границ СССР.

СССР после окончания Второй мировой войны вовсе не так рьяно стремился к экспорту революции, как это пытались представить наши «западные партнёры».

Сталин понимал, что ещё одной масштабной (к тому же с участием ядерного оружия) войны с Западом СССР, скорей всего, не выдержит. Не случайно такое распространение в нашем народе на полвека получил тезис: лишь бы не было войны.

Начнём с договора 1955 года. Поневоле несколько переосмыслив этот договор с точки зрения дня сегодняшнего и перечитав кучу документов, можно прийти вот к очень странным выводам.

НАТО, апрель 1949 года https://pbs.twimg.com/media/CBvDZ3hW8AA6tkC.jpg:large

Вернёмся немного назад, в год 1949-й, когда был создан альянс НАТО. Создавался он, как мы помним, для противодействия советскому влиянию в Европе и отражению (возможной?) советской агрессии в отношении стран-участниц.

Сразу возникает вопрос: а почему Сталин не бросился именно тогда создавать что-то подобное? В противовес?

Ответ прост: Иосиф Виссарионович не занимался вопросом привлечения под свои знамёна союзников по соцлагерю, прекрасно отдавая себе отчёт в их профпригодности «в случае чего». Потому что недавно закончившаяся Вторая мировая прекрасно показала, кто и чего стоит.

Ценность всех этих «союзников» более чем сомнительна (что и доказало впоследствии идею Сталина о нецелесообразности в тот момент создания таких блоков, когда «партийная элита» развалила и ОВД, и СЭВ, и СССР — наше прим.).

И Сталин это прекрасно понимал. Даже на роль «пушечного мяса» никто толком не мог сгодиться, потому что кроме Болгарии, армии остальных ничего из себя не представляли.

Поэтому-то Сталин спокойно смотрел на все шевеления бывших союзников. Учитывая первоначальный состав НАТО (США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия), прекрасно можно было понять, что столь грозный состав на Европейском театре военных действий мог бы напугать разве что Болгарию. Но никак не Советский Союз.

Так почему же ОВД все-таки был создан, да ещё и в таком странном составе? Без Югославии, обладавшей весьма и весьма неплохой армией, и Румынии?

Особенно если теперь понятно, что союзники в гипотетической войне в Европе (кроме Югославии, кстати) из вышеперечисленных стран никакие?

Контрольная точка отсчёта — 1953 год. Конкретная дата — 5 марта. День смерти (убийства) Сталина.

Сменившие его Хрущёв, Маленков и Булганин, как бы это сказать покорректнее… В целом, все вокруг и около Москвы поняли, что Хозяина с жёсткой и твёрдой рукой больше нет. Одни зашевелились, так как смерть Сталина сулила некоторые послабления и улучшения, другие — так как им эти шевеления были не выгодны.

Началом процесса можно считать восстание немецких рабочих в июне 1953 года. Началось всё в Восточном Берлине, но распространилось на всю ГДР. Ну, сложно было немцам в тех условиях строить социализм, наблюдая одновременно за тем, как строят капитализм буквально в двух шагах.

Внимательно рассмотрев события, тогдашние правители стран соцлагеря уловили суть, которая заключалась в том, что неплохо бы иметь под рукой советские войска, которые в случае чего, можно использовать для подавления внутренних конфликтов. А уж объяснить целесообразность присутствия войск наличием внешней угрозы — без проблем! Вот он, зловещий НАТО!

Инициаторами создания ОВД стали представители трёх стран: Вальтер Ульбрихт (ГДР), Болеслав Берут (Польша) и Матиас Ракуши (Венгрия). А представители СССР поддержали эту идею, став во главе блока.

http://cs633426.vk.me//v633426754/2eeca/VD9zMwnr2UU.jpg 

Международное положение СССР после смерти Сталина продолжало оставаться достаточно сложным. Шла холодная война. Страны НАТО и блока социалистических стран во главе с СССР по прежнему рассматривали друг друга в качестве потенциальных противников. В различных уголках планеты то разгорались, то затухали локальные конфликты (в Корее, Индокитае), способные перерасти в новую мировую войну.

Советский Союз весьма обоснованно опасался, что европейский континент является самым опасным пространством, где любой конфликт может превратить войну «холодную» в войну «горячую», стать поводом для применения ядерного оружия.

Наибольшую тревогу вызывали планы ремилитаризации Западной Германии и включения её в блок НАТО, чего добивались США и их союзники. Несмотря на противодействие СССР, в 1954 году в Париже были подписаны соглашения между западными державами и ФРГ (вступивших в силу в мае 1955 года), по которым Западная Германия получила право восстанавливать свои вооружённые силы под контролем Западноевропейского союза (учреждён в 1954 году) и была принята в НАТО. Всё это шло в разрез с Потсдамскими соглашениями 1945 года и изменяло баланс сил на континенте.

http://cs627628.vk.me//v627628271/16c6/jpiZfAA1IEM.jpg

Ответным шагом СССР было подписание 14 мая 1955 года между Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (вышла из договора в 1968 году) Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Страны, заключившие договор обязывались

«в случае нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы».

Под агрессором подразумевалась, прежде всего, Германия, но СССР и его союзникам было понятно, что возможной войны следует ожидать со всем блоком НАТО. На основании договора, подписанного в Варшаве, была создана Организация Варшавского Договора (ОВД), призванная координировать совместную оборонную политику.

http://cdn.storage.tsargrad.tv//cache/0/3/Varshavskiy_dogovor.jpg/w1056h594fill.jpg

В рамках ОВД существовали Объединённое командование Вооруженных Сил и Политический Консультативный Комитет. В результате создания ОВД СССР получил юридическое основание для присутствия своих войск в Восточной Европе и упрочил свои геополитические позиции.

Наличие биполярного мира (существование сильного СССР, а также военного блока ОВД, где решающую роль он играл) было вразрез интересам Запада. Осуществить ослабление позиций СССР и восточного блока соцстран удалось Западу, благодаря приходу к власти Горбачёва и Ельцина.

Об этом написано довольно таки много и объективно, но приведём лишь некоторые данные.

Буш и Горбачёв http://www.vsedela.info/gallery/201409220938hdt0000003.jpeg

Конец 1989 года — состоялась встреча Горбачёва с новым президентом США Бушем на острове Мальта. Там Горбачёв «заложил» ГДР, изощрялся в любезностях по отношению к Бушу и сделал одно примечательное заявление о том, что СССР готов не рассматривать США как своего главного противника. Он даже не посчитался с тем, что сегодня ситуация одна, а завтра может стать другой. Если перевести это заявление Горбачёва на более понятный язык, то он продал американцам военно-политические позиции, ничего не получив взамен.

Май 1990 года — в Вашингтоне во время беседы с Бушем по вопросу о том, войдёт ли единая Германия в НАТО, Горбачёв заявил следующее:

«Ну хорошо, давайте так сформулируем: Соединенные Штаты и Советский Союз согласны с тем, что объединённая Германия самостоятельно решит вопрос о своём членстве в военном союзе».

Вот так и сказал, не оговорив никаких условий вступления Германии в НАТО с точки зрения безопасности не только Европы, но и самого Советского Союза. Так распорядился Горбачёв памятью десятков миллионов наших соотечественников, погибших в борьбе с нацизмом.

12 сентября 1989 года (Горбачёв пока ещё у власти) Ельцин прибыл к рабочему крылу Белого дома. Там его встретила Кондолиза Райс и проводила на встречу с генералом Скаукрофтом, на которую «случайно» на 15 минут забежал американский президент Буш-старший. На этой встрече Ельцин представил американскому(!) президенту программу из 10 пунктов.

Вот интересно, почему будущий руководитель нашей страны ходит на поклон в Вашингтон? В чьих интересах он работал? И почему американцы ставят на Ельцина, а не на Горбачёва?

Ответ даёт посол США в СССР Джек Мэтлок:

«Ельцин выступал за более быстрое сокращение советского военного бюджета, он выступал за самоопределение Балтийских республик. Его политика была ближе к нашей, чем политика Горбачёва».

Американцы начали быстро кормить своего фаворита. И, в основном, своими заявлениями и встречами. Встречи с Ельциным, как с равным, давали возможность ему понять свою значимость. Ельцин чувствовал поддержку Запада и вступал в открытый конфликт с Горбачёвым.

https://kak2z.ru//my_img/img/2017/01/10/8438c.jpg

Запад хотел получить новые рынки сбыта и источник сырья (а Западу не нужны были ни ОВД, ни СЭВ, ни соцстраны), и именно такую Россию дала ей шоковая терапия Ельцина. В это же время страна потеряла суверенитет — экономический, политический и международный.

После реформ Ельцина Россия лишилась собственного эмиссионного права, имея возможность печатать рубли только под поставки сырьевой продукции, что превратило её в мировой сырьевой придаток, криптоколонию, привело к тотальному обнищанию её регионов и хроническому недоинвестрованию, невозможности финансировать в необходимом объёме труд, бюджет и программы развития страны. И это была цена «входного» билета в «мировой рынок». В результате население страны неуклонно сокращалось. Эта же либеральная модель привела к невиданному в нашей истории паразитированию и вырождению российских «элит», подчинению их интересам Запада и падению их конкурентоспособности.

Возьмите любой журнал эпохи перестройки — 90 % материалов «изобличают» Сталина и советскую власть. Мрачное прошлое, мрачное настоящее, полное отсутствие будущего — вот картина, которую старались создать в головах граждан СССР. Чтобы они не жалели, когда страну будут рвать на части (между прочим, второй этап — уничтожение уже не СССР, а распад самой России — осуществлялся по тому же сценарию. В 1998 году — дефолт, в 1999 году — вторжение Басаева в Дагестан как элемент распада России после искусственного создания её экономической никчемности — наше прим.).

И это притом, что никаких колоссальных нерешаемых проблем срочного характера перед Советским Союзом не стояло. Немецких войск под Москвой не было, в нашу экономическую систему входило множество стран. В отличие от США и Запада, мы в соответствии с нашими понятиями о справедливости, которые базируются на идеях Русской цивилизации, выраженных отчасти в «идеалах социализма», этой половине помогали. Направляли туда средства, а не выкачивали ресурсы. Варшавский договор надёжно защищал нас от агрессоров, экономический блок СЭВ наполнял заказами наши предприятия, а прилавки — товарами из других социалистических стран. Государств, которые в мире ориентировались на СССР, а не на США, становилось всё больше.

Быстрота и относительная легкость уничтожения СССР говорят о хорошей планомерной работе, тщательной подготовке действий разрушителей и полной неготовности советского общества к подобному развитию событий. Не видя причин для серьёзного беспокойства за судьбу страны, народ пропустил удар.

К чему привела политика Горбачёва, вот лишь несколько цифр.

Внешний долг СССР в 1983 году не превышал 5 миллиардов долларов, что составляло менее 1,5% валового национального продукта (ВНП) страны.

Всё изменилось с приходом к власти Михаила Горбачёва и его команды.

  • 1985 — СССР взял на внешнем рынке сразу 15 миллиардов долларов, долг составил 5% ВНП.
  • 1986 — сумма внешних займов СССР превысила 30 миллиардов долларов
  • 1989 — внешний долг СССР достиг 50 миллиардов. (8% ВНП).

Кризис этой структуры можно связать с новым международным курсом М.С. Горбачёва. 26 апреля 1985 года государства — участники Варшавского договора подписали в Варшаве Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с Протоколом, вступившим в силу 31 мая 1985 года, Варшавский договор был продлён на 20 лет с возможностью последующей пролонгации ещё на 10 лет.

http://s00.yaplakal.com//pics/pics_original/5/8/4/8209485.jpg

Но уже в октябре 1985 года М.С. Горбачёв предложил сократить вооружённые силы НАТО и Организации Варшавского договора в Европе, обещая, что СССР уничтожит значительно больше оружия, чем США. На Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1988 года он объявил об одностороннем сокращении Вооружённых сил СССР на 500 тыс. чел. и выводе советских войск из стран Центральной Европы и Монголии.

После долгих переговоров в ноябре 1990 года в Париже главами государств — участников Организации Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ). Договор предусматривал взаимное сокращение вооружений между государствами-членами НАТО и Варшавского договора до разумной достаточности. По договору ограничивались пять категорий обычных вооружений и техники — танки, боевые бронированные машины, артиллерия калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолёты. Предусматривался обмен информацией, широкая инспекционная деятельность.

Желая поразить западное общественное мнение, Горбачёв обещал произвести сокращение Советских Вооружённых сил в огромных масштабах. Долгие годы безопасность СССР базировалась, в том числе, на значительном преобладании над НАТО в бронетехнике на европейском театре (только танков здесь имелось около 60 тыс. ед.). За улучшение отношений с НАТО и западную помощь СССР вынужден был ограничить себя 6400 танками на этом театре. Разоружение не распространялось на военно-морские силы, где США и НАТО обладали значительным превосходством. Пойдя на большие уступки, Горбачёв согласился сократить Советскую армию ещё на полмиллиона и вывести её значительную часть из стран Центральной и Юго-Восточной Европы, что породило проблему трудоустройства и обеспечения жильем бывших военнослужащих.

Деидеологизация международных отношений радикально изменила характер связей СССР с социалистическими государствами. Прежние союзники СССР отныне не должны были рассчитывать на автоматическую защиту и привилегии в торговле, кредитах, ценах и т.п. Горбачёв активно способствовал десоветизации восточноевропейских стран. Советские руководители отказались поддержать просоветски настроенных лидеров восточноевропейских компартий, не имевших сил самостоятельно сопротивляться волне либерализации. Новые президенты и премьер-министры этих государств поспешили «дистанцироваться» от СССР и заняли прозападные позиции. К власти в Польше в 1989 года пришли лидеры движения «Солидарность», находившейся в оппозиции к прежнему руководству, возглавлявшего В. Ярузельским. Аналогичные смены просоветских правительств на прозападные произошли в Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Лидер румынских коммунистов Н. Чаушеску и его жена в конце 1989 года были арестованы и по приговору трибунала поспешно казнены (читайте нашу статью — https://inance.ru/2017/01/chaushesku/). Шокирующие кадры их расстрела были показаны по румынскому, а затем и по советскому телевидению. Горбачёву было о чем задуматься.

В октябре 1989 года в ГДР прошли торжества по поводу 40-й годовщины создания государства. Лидер Восточной Германии Э. Хоннекер встретился с М.С. Горбачёвым. Но идти по пути советской перестройки, наблюдая за экономическим кризисом в Советском Союзе, Хоннекер не стремился. Тем временем в ГДР всё больший размах приобретало оппозиционное движение. Под давлением Москвы и большинства членов Социалистической единой партии Германии тяжело больной Хоннекер вынужден был уйти в отставку. Новым генеральным секретарем СЕПГ был избран Э. Кренц.

http://perebezhchik.ru//u/news/thumb_2c94bbbcd80d07d622357925a2f49e8c.jpg

Неожиданным даже для германских политиков стало согласие Горбачёва на объединение обеих частей Германии путём присоединения ГДР к ФРГ. Однако этот шаг был вызван, прежде всего, давлением на Кремль со стороны администрации Соединённых Штатов. Самую активную роль в процессе объединения Германии (а фактически поглощения восточной части страны Западной Германией) играл канцлер ФРГ Г. Коль, успевший наладить с Горбачёвым дружеские отношения.

В ноябре 1989 года «берлинская стена» рухнула. Была открыта государственная граница между Восточной и Западной Германией. 12 сентября 1990 года в Москве был подписан договор СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ об объединении Германии. Объединённая Германия признала послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией, заявила, что с её земли будет исходить только мир, обязалась не производить и не иметь на своей территории ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сократить сухопутные и военно-воздушные силы. Государство ГДР исчезло с карты Европы (заметим, без согласия населения и референдума — наше прим.)

В процессе объединения Германии руководство США и НАТО устно обещали Горбачёву и Шеварднадзе, что блок НАТО не распространит своё влияние далее на восток. Однако никаких официальных заявлений подписано не было и впоследствии это обещание было нарушено. Воссоединение двух частей Германии, а, следовательно, появление в центре Европы ещё более мощной державы неоднозначно воспринималось в Лондоне и Париже. Но Горбачёв не обращал внимание на беспокойство премьер-министра Великобритании М. Тэтчер и президента Франции Ф. Миттерана. Он видел в США и ФРГ своих главных партнёров.

Вывод советских войск с территории Восточной Германии и Берлина должен был произойти к концу 1994 года. Фактически вывод мощной советской группировки к маю 1994 года скорее походил на поспешное бегство: принадлежавшее СССР по праву победителя имущество распущенных нацистской партии, СС и других нацистских формирований было брошено, люди и техника зачастую размещались в «чистом поле», без подготовленных казарм и жилищ для офицеров и их семей. В качестве компенсации германские власти выделили средства на строительство части жилья для военных.

Ещё ранее, чем из Германии и также поспешно были выведены советские войска с территории Венгрии, Польши и Чехословакии. Это окончательно подорвало военное сотрудничество теперь уже бывшего социалистического лагеря. 25 февраля 1991 года в Будапеште было принято решение о денонсации Варшавского договора. Военные структуры Организации Варшавского договора были официально распущены 1 апреля 1991 года. Вопрос о компенсациях: с одной стороны — за оставляемое имущество (оружие, военные городки, аэродромы, пути сообщения и линии связи), а с другой — за ущерб, нанесенный природе на полигонах, танкодромах и т.п. объектах, был решён взаимным отказом от претензий. СССР объявил о выводе советских воинских частей с Кубы и из Монголии. 1 июля 1991 года в Праге Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан протокол о полном прекращении действия Варшавского договора 1955 года.

С 1 января 1991 года СССР прекратил расчёты со странами Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в условных «переводных рублях» и перешёл в отношениях с его членами на мировые валюты и цены. Это нанесло окончательный удар по всей системе СЭВ, который был официально распущен 28 июня 1991 года.

Через полтора месяца после распада ОВД в Советском Союзе разразился путч — это была попытка с помощью силы сохранить если уж и не весь социалистический блок, то хотя бы «единую и могучую». ГКЧП проиграл. Союз раскололся на суверенные страны, которые тут же начали дрейф в сторону Запада.

А в декабре 1991 года окончательно распался и СССР. Страны, когда-то входившие в Варшавский договор, стали присоединяться к НАТО, что резко ухудшило стратегическое положение России, нарушило не в её пользу паритет в обычных вооружениях на европейском театре. Распад ОВД и СЭВ означал крах «пояса безопасности» Советского Союза на западных границах. Тем временем, вооружённые силы США и стран НАТО всё последующее время интенсивно совершенствовались. Дальнейшее продвижение НАТО на восток (сегодня затронувшее и бывшие союзные республики) создало непосредственную угрозу безопасности нашего государства.

http://artplakat.kiev.ua//wp-content/uploads/2016/12/p33.jpg

Согласно опросу ВЦИОМ более половины россиян чувствовали себя наиболее защищёнными, когда существовала организация Варшавского Договора.

Самым безопасным во внешнеполитическом смысле периодом недавней истории респонденты посчитали «советские времена, в 60-80-е годы ХХ века» — 55% (напомним, что на эти годы выпадает, например, Карибский кризис — самый «горячий» момент «Холодной войны» между СССР и США).

Наименее безопасным — «90-е» — 4%. Подавляющее большинство — 89% считают, что ОВД носила «оборонительный характер», являясь пропорциональным ответом на создание НАТО.

  • «В позитивном влиянии ОВД на международную обстановку убеждены прежде всего коммунисты (96%), эсеры (94%), респонденты старше 45 лет (91%) и не пользующиеся интернетом (93%). Агрессора и обидчика стран Восточной Европы в ОВД видят только 6% опрошенных» (события 1968 года в Чехословакии), — раскрывает эти цифры ВЦИОМ.
  • Чуть более половины — 51% опрошенных считают, что современной России нужен другой военный союз, по образцу ОВД и НАТО, чтобы чувствовать себя более защищённой. В то же время, «что-то содержательное об Организации Варшавского договора спустя двадцать лет после её распада может сказать только треть россиян (34%)» (Опрос ВЦИОМ от 2011 года — наше прим.).

http://news.1.kz//img/forall/d24f97261a.jpg

Поскольку в Варшаве за всю историю было подписано много договоров, сразу подчеркнём: имеются в виду Варшавский договор 1955 года и то, что было в 2016-м. Хотя договором, как таковым, итоги саммита НАТО в июле 2016 года (https://ria.ru/world/20160708/1461827811.html — «Саммит НАТО принял решение усилить Восточный фронт») назвать нельзя, но суть настолько похожа, что становится просто удивительно (пример попытки матричного управления — читайте об этом: https://inance.ru/2015/09/matrix/).

То, что сделали в Варшаве «партнёры» из НАТО, до безумия повторяет суть ОВД. Видимо, новое — по-прежнему хорошо забытое старое. Вот и не стали «коллеги» изобретать велосипед, тем более, что он уже был изобретён в 1955 году.

В новом Варшавском договоре роль СССР естественно, взяли на себя Штаты. А роль «оборонительного пояса» распределили между бывшими советскими сателлитами плюс, естественно, прибалтийскими лимитрофами.

В Эстонии, Латвии, Литве и Польше разместят по батальону. В Румынии — особую бригаду. Озвученная причина ясна и понятна: агрессивная политика России в целом и Путина в частности. Но так ли это?

И здесь опыт использования ОВД вполне очевиден. Сможет ли батальон, пусть даже «элитнейших» вояк НАТО оказать вразумительное сопротивление в случае российской агрессии? Ну, так, да, на какое-то время сможет. На пару часов.

Однако, надо ли это воякам из этого батальона? Так ли они все горят желанием схлестнуться с русскими бойцами под аккомпанемент «Смерчей», «Торнадо» и прочих прелестей российского производства?

Вряд ли. Но так этого и не будет, поскольку, в первую очередь, не планируется с нашей стороны.

А вот взять на себя функцию неких «заградотрядов», координирующих и «помогающих» местных вооружённым силам в «наведении порядка» — для этого численность нормальная.

Ведь предпосылок для расшатывания ситуации в стиле 50-х годов прошлого века сегодня более чем достаточно. Все страны-участницы «нового ОВД» далеко не в лучшей экономической форме. Особенно, Румыния. Наверное, потому туда бригаду и введут.

Кроме того, санкции лишили эти страны жирного и всесжирающего российского рынка, что на пользу не идёт, ведь Европа не горит желанием принимать на себя тот объём продукции, который «завис» в этих странах. А от экономических неурядиц до политических — один шаг…

Не стоит забывать тот момент, что бывшие страны-члены СССР или соцлагеря — это не старая добрая Европа. События 90-х годов, когда рушилась социалистическая система, показали, что крови может быть более чем достаточно. На примере той же Румынии.

И процессы, которые в Европе выливаются в референдумы (Великобритания, Испания), голосования за альтернативные партии (Испания, Греция), забастовки и митинги (Франция, Германия, Румыния), в Восточной Европе вполне могут принять абсолютно иной вид. От митингов и демонстраций переход к насилию такого характера, что волнения в стиле французских кажутся невинными забавами. Доказано Украиной.

И вот здесь вроде бы бессмысленные (с точки зрения отражения российской агрессии) батальоны вполне могут сыграть свою роль в нейтрализации внутренних конфликтов.

Организация Варшавского договора была создана на страхе крушения существовавшей тогда системы. И, как это ни странно, смогла помочь просуществовать системе целых 36 лет.

Странности «второго пришествия ОВД» заключены в том, что организаторы слепо копируют то, что было придумано в СССР. За тем небольшим исключением, что у СССР граница со странами-участницами была рядом, а у США, откуда прибудут эти батальоны, немного дальше.

Но даже близкая расположенность в границах не спасла ту систему. На что рассчитывают господа из НАТО, вообще сложно сказать. Не думается, что в ближайшее время можно ожидать массовых народных волнений в Польше или Румынии, но то, что «хозяева» озаботились присутствием своих войск на территории этих стран, говорит о многом.

Вторая половина прошлого века — период, который ещё долго будет осмысляться политиками, учёными. Советский социализм потерпел поражение, но он привнёс в госпрактику необходимость социальной защиты населения. А во внешней политике — блоковое объединение стран. Притом речь не просто о военных блоках, а о военно-политических, то есть союзе государств, имеющих схожую общественную модель и группирующихся вокруг привлекательного и сильного центра.

НАТО обеспечивает своим странам общую коллективную безопасность. Но эта безопасность не распространяется на регионы, лежащие вне границ альянса.

К тому же НАТО, оставшись «единственным и непобедимым», как показала война в Югославии, уже может применить силу даже без санкции мирового сообщества.

Страны же СНГ, которые сегодня сталкиваются с новыми угрозами своей стабильности — терроризм, межэтнические конфликты, незаконная миграция, наркотрафик, — также ищут формы защиты. Именно поэтому Договор о коллективной безопасности (ОДКБ) в нынешнем тысячелетии был очищен от пыли и наполнен жизнью. Уже в 2005 году на саммите глав шести государств ОДКБ в Москве, кроме решений о сотрудничестве в военно-технической сфере, противодействии наркоторговле и установлении диалога с НАТО, саммит ещё был показателен и тем, что, пожалуй, впервые обсуждалась проблема создания миротворческих подразделений в дополнение к существующим силам быстрого реагирования, предназначенным в основном «для отражения внешней агрессии».

Главы стран ОДКБ обсуждают в Бишкеке вызовы и угрозы современного мира, апрель 2017 года http://news.tj/ru/news/tajikistan/politics/20170414/glavi-stran-odkb-obsuzhdayut-v-bishkeke-vizovi-i-ugrozi-sovremennogo-mira

ОДКБ сегодня всё чаще сравнивают с Организацией Варшавского договора. В декабре 2004 года ОДКБ на официальном уровне получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, что ещё раз подтвердило уважение международной общественности к этой организации (входит 6 государств — Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения, Таджикистан, а также 2 государства-наблюдателя — Сербия и Афганистан).

А сравнение с НАТО в том смысле, что однополярный мир должен получить новый полюс стабильности.

Варшавский договор остался в прошлом. Но его уроки по-прежнему актуальны. Если у истории не учиться, то она повторяется.

http://sntat.ru//static/attachments/2014/08/9579/977a7e1934b6ffbdef4a3291b218dfbe.jpg

26 апреля 1985 года Варшавский договор был продлён на 20 лет и, казалось, скорого конца этому союзу не будет. Однако уже в феврале 1990 года Москва упразднила военные органы Организации, а 1 июля 1991-го в Праге Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали протокол о прекращении действия Варшавского договора. К великому сожалению, ничего конструктивного для остановки этого разрушительного процесса не предпринял и первый президент СССР М. Горбачёв. Сегодня, оглядываясь назад, отчётливо понимаешь: кроме его громких деклараций у миллионов граждан великой державы так ничего в памяти и не осталось. Кроме, быть может, одной фразы:

«Процесс пошёл…»

Зато «Горби» удостоился титула лучшего немца, а также лауреата Нобелевской премии в октябре 1990 года (и все эти события неслучайны).

Социалистический мир разваливался как карточный домик. При этом сразу после окончания «холодной войны», распада СССР и ОВД, обстановка в Европе резко дестабилизировалась. Этнические и национальные конфликты захлестнули Балканы, пересмотра границ требовали и некоторые восточноевропейские государства.

И всё же, оставив всё это на совести тех, кто «благими намерениями» развалил мощную, сильную организацию, кто стоял у истоков «убийства» СССР, можно смело заявить, что одной из главных заслуг Варшавского договора стало поддержание мировой стабильности.

Именно его существование позволило закрепить политические итоги Второй мировой войны и послевоенного развития, не дав разгореться новому мировому пожару. Заботясь об обороноспособности стран соцлагеря, Варшавский договор постоянно развивался, а тесное политическое взаимодействие помогало его участникам успешно решать национальные и интернациональные задачи. Созданной в странах Варшавского договора при непосредственном участии СССР экономической базой и военной инфраструктурой теперь с охотой пользуются западные транснациональные корпорации и оборонные ведомства: современный мир, перемалывая, переделывая и подминая прошлое, очень часто забывает, что этим самым прошлым он и живёт.

После роспуска Варшавского Договора Североатлантический альянс (НАТО) стал превосходить СССР по танкам и артиллерии в 1,5 раза, по самолетам и вертолетам — в 1,3 раза. В результате распада Советского Союза превосходство НАТО над Россией по танкам и артиллерии достигло 3 раз, по БТР — 2,7 раза. С принятием в НАТО Польши, Чехии и Венгрии положения этого Договора окончательно деформировали систему безопасности в Европе и закрепили подавляющее превосходство альянса над Россией.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на все теоретические ошибки и практические неудачи, сама концепция разумной достаточности для обороны и сегодня не утратила своего значения. Многие её концептуальные положения по-прежнему представляются логичными и обоснованными (поэтому неслучайно и было создано ОДКБ).

В целом история военной организации Варшавского Договора даёт поучительный пример создания и деятельности крупной военно-политической коалиции, которая путём концентрации усилий союзных стран смогла противостоять исключительно мощному Западному блоку, обеспечив условия, в которых Советский Союз и его союзники проводили суверенную внешнюю политику, решительно отстаивая свои государственные интересы.

Почему распался Варшавский договор?

https://www.sb.by/articles/pochemu-raspalsya-varshavskiy-dogovor.html

Преступная политика Горбачёва

http://russian7.ru/post/ob-organizacii-varshavskogo-dogovora/

«Доктрина Горбачёва»

http://trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=11522

Иуда

http://www.kontra20.ru/p/iuda-gorby/

Странности двух Варшавских договоров

http://vegchel.ru/?newsid=26470

Как Горбачёв разрушал СССР

http://politinform.su/tochka-zreniya/54515-kak-gorbachev-razrushal-sssr.html

Россия. Противостояние и предательство.Горбачёв

http://www.koshcheev.ru/2012/02/20/russia-02-gorbachev/

Варшавский договор

http://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/varshavskii-doghovor

inance.ru

Организация Варшавского договора: социалистический ответ НАТО

Одним из основных признаков «холодной войны» было создание конкурирующих военно-политических блоков, которые рассматривали друг друга в качестве потенциальных противников. Оформились эти блоки в 1950-е годы – с одной стороны, США возглавили НАТО, с другой, СССР сыграл ключевую роль в создании и занял доминирующее положение в ОВД, Организации Варшавского договора. Именно исчезновение ОВД в 1991 году стало формальным признаком окончания «холодной войны».

«Союз мира и социализма»

Варшавский договор был подписан 14 мая 1955 года в польской столице представителями восьми государств. Формально подписание этого договора и его вступление в силу 5 июня 1955 года, после чего и появилась фактически Организация Варшавского договора (ОВД), была обычным международным действием. Страны-участницы ОВД декларировали приверженность принципам Устава ООН, то есть неприменение насилия или его угрозы в отношениях с другими государствами. Но при этом создавался военный союз, участники которого договаривались о военном и политическом сотрудничестве, а в случае агрессии против одной из стран-участниц все остальные обязывались оказывать пострадавшей стороне всяческую помощь, в том числе и военную.

 

На самом же деле создание ОВД было инициативой СССР и должно было стать достойным противовесом НАТО, так как к этому военно-политическому блоку незадолго до этого присоединилась ФРГ.

 

Членами ОВД стали СССР, ГДР, Чехословакия, Польша, Румыния, Венгрия, Болгария и Албания. Срок действия Варшавского договора составлял двадцать лет с возможностью упрощённого продления на десять лет. В 1985 году договор был перезаключён ещё на двадцать лет, однако к тому времени в нём уже не участвовала Албания: из-за политических разногласий эта страна прекратила своё участие в Варшавском договоре в 1962 году, формально же вышла из него в 1968 году.

Особый, военно-политический статус ОВД иллюстрировался созданием двух руководящих органов: политического консультативного комитета и объединённого командования вооружёнными силами. ОВД играл политическую роль и историками рассматривается, в том числе, как механизм контроля СССР над социалистическими странами-союзницами. Однако и в военной сфере ОВД также имел немалое значение: помимо регулярно проводившихся масштабных учений объединённые военные силы Договора провели совместную «боевую» операцию: ввод войск в Чехословакию в 1968 году и подавление так называемой «Пражской весны». Когда же политическая ситуация изменилась и в условиях перестройки СССР отказался от принципа возможности вмешательства во внутренние дела союзников, существование ОВД потеряло значение и Варшавский договор был аннулирован летом 1991 года.

Сценарии ядерной войны

Профессиональные историки всегда уделяли большое внимание к проблеме зарождения, функционирования и исчезновения Организации Варшавского договора. А вот существенный общественный интерес к этой проблеме проявился в 2006-2007 годах в связи с решением правительства Польши рассекретить часть документов, посвящённых деятельности ОВД (документы организации хранились по месту подписания, в Варшаве). Это решение правительства вызвало в Польше ожесточённую общественную и политическую полемику о целесообразности обнародования подобных данных. Причём свои аргументы как «за», так и «против», выдвигали представители едва ли не всех политических партий и организаций.

Как бы то ни было, но даже небольшого количества рассекреченных документов ОВД стало достаточно, чтобы выяснились весьма интересные обстоятельства. Так, оказалось, что на территории Польши было расположено в специальных хранилищах около 180 ядерных зарядов. Взрывная мощность самых смертоносных из них не превышала 0,5 килотонн (для сравнения – бомба, сброшенная в 1945 году на Нагасаки, имела мощность взрыва 21 килотонну), однако их количество предполагало нанесение ударов по множеству целей в Западной Европе. Распоряжались ядерными зарядами советские войска, специальные подразделения которых охраняли секретные склады, но в случае начала военных действий со странами НАТО заряды подлежали быстрой передаче польским военным, которые и должны были осуществить запуск. При этом сценарий предполагал, что НАТО нанесёт ответный удар, который уничтожит несколько миллионов человек мирного населения Польши и до половины военного контингента ОВД.

 

Также любопытным является документальное подтверждение того факта, что СССР фактически перенёс многие принципы собственной организации в страны ОВД.

 

Формальное равноправие членов Организации, при котором те или иные политические и военные решения, согласно Уставу, принимались путём равноправного голосования, было лишь видимостью. Открытые документы показывают, что СССР решал все мало-мальски важные вопросы сам, а его отношения с союзниками были сравни отношениям Москвы с республиками, входившими в состав Советского Союза. Кроме того, примечательно, что в странах ОВД была создана система, при которой армия фактически контролировалась службами государственной безопасности – кадровая численность последних неизменно превышала численность военных. Наконец, сама структура вооружённых сил стран-участниц ОВД была такова, что в ней были относительно небольшие элитные подразделения, а остальные комплектовались, обучались и содержались по остаточному принципу – в возможной войне с НАТО они должны были выполнять только вспомогательные функции.

Александр Бабицкий


Статьи по теме

www.chuchotezvous.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о