Какой цвет популярнее для машины? — журнал За рулем
Выясняем, автомобили каких цветов чаще других выбирают наши соотечественники и заграничные автолюбители.
Автомобильный мир охватила «белая горячка» — из года в год белый цвет все сильнее теснит другие оттенки. Если пять лет назад на него приходилось 22%, то в 2016 году его доля уже 37%. Такими темпами в скором будущем палитра производителей автоэмалей станет гораздо скуднее. Как это уже происходит в Китае, где в белый окрашено 57% машин. Но у России, как обычно, свой путь. По данным агентства «Автостат» и отчета Global Automotive 2016 Color Popularity Report, подготовленного мировым производителем автоэмалей Axalta Coating Systems, белый цвет у нас не самый ходовой.
10-е место. Желтый цвет
В России на долю желтого и золотистого цветов приходится 2% автомобилей, большая часть которых работает в таксомоторных парках. На волне популярности сервисов такси концерн VW даже добавил в прошлом году в палитру седанов Polo особый желтый оттенок — Savanna. Кроме машин с «шашечками» этот цвет популярен у владельцев спорткаров Audi TT (Vegas Yellow) и Porsche 911 (Racing Yellow).
На фото Audi TT в колере Vegas Yellow.На фото Audi TT в колере Vegas Yellow.
В мире желтые машины составляют 3% от общего числа. Самая большая доля «канареек» в Китае — 5%.
9-е место. Голубой цвет
Голубые машины в России покупаются чуточку чаще, чем желтые. Их доля составляет немногим более 2%. Среди автомобилей, выкрашенных в цвет неба, лучше всего продаются кроссоверы Mini Countryman (Island Blue) и Suzuki Vitara (бирюзовый металлик), а также седаны Nissan Almera (RAQ).
На фото редакционный Datsun mi-DO.На фото редакционный Datsun mi-DO.
В мире голубой цвет числится в разряде автоэкзотики. Только в Японии его доля дотягивает до 1%, в остальных странах она стремится к нулю.
8-е место. Зеленый цвет
www.zr.ru
«Цвет России — красный, и никакой другой»
«Цвет России — красный, и никакой другой»
bratkov12.11.2003 в 16:55
КРАСНЫЙ — ЦВЕТ ЖИЗНИ
Символы Отечества
25 октября 1917 года красногвардейцы, революционные солдаты и матросы с красными бантами на груди штурмовали Зимний дворец; и в 25-й день октября, только тремя веками раньше, в 1612 году, московский люд приветствовал на Красной площади войско князя Пожарского, освободившего столицу с… красным знаменем.
На одной стороне этого стяга — эпизод из Ветхого Завета. После смерти Моисея вождем Израиля становится Иисус Навин. Накануне взятия Иерихона он видит человека с мечом в руке — вождя воинства небесного. «Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое», — говорит небожитель Иисусу Навину. Эта встреча изображена и описана славянской вязью на знамени.
На другой его стороне — новозаветный Иисус, Христос. Надпись здесь уже не столь эпически спокойна, как на обороте. Это страстные, покаянные стихи, наполненные признанием собственных грехов и мольбой к милосердному Богу о спасении раскаявшихся грешников: «Всякия скверны, всемилостивый Спасе, аз бых делател и во отчаяния ров впадся, но стеню от сердца и вопию к Тебе, слове: ускори, щедрый, потщись на помощь нашу, яко милостив».
Здесь все исполнено глубочайшего смысла: полководец, понимающий святость дела, за которое борется; народ, сознающий свою вину в постигшей страну смуте. А раскрытое Евангелие в руках Христа содержит, можно сказать, социальную программу, ибо на развороте сказано, как достичь светлого будущего: «Я был голоден, и вы накормили Меня; Меня томила жажда, и вы дали Мне пить; Я был странником, и вы приютили Меня; Я был наг, и вы одели Меня».
Разве это не идея социальной справедливости, как ее понимали в старину?! Золотые слова на красном знамени…
У каждого народа можно отметить свои цветовые симпатии. В книге Н.А. Соболевой и В.А. Артамонова «Символы России» читаем: «В Германии преимущественными цветами были желтый, белый, красный, черный (который у немцев символизировал силу, мужество, великое прошлое). Почетным императорским цветом в Византии был багряно-красный, в Китае — желтый. Инстинктивное неприятие черного существует у французов, а голубого и синего — у курдов-езидов. У китайцев и вьетнамцев белый цвет считается траурным. (…) Черный — один из предпочтительных цветов германских и арабских народов — на Руси всегда считался знаком смерти, печали, монашества, мрака, «ада кромешного». Черные покрывала видели всегда на похоронах и на аналоях на Страстной неделе».Известно, однако, что вслед за Николаем Михайловичем Карамзиным историки долгое время считали стяг Дмитрия Донского на Куликовом поле черным. «Дмитрий, — писал автор «Истории Государства Российского», — простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на черном знамени великокняжеском, молился…». Сюжет взят Карамзиным из «Сказания о Мамаевом побоище»: «Приехав государь к своему черному знамению и сседе с коня своего, припаде на колену свою со слезами моляшеся…» Лишь спустя многие десятилетия появилась другая версия: куликовский стяг был не черным, а чермным, то есть красным.
Жил на Руси в эпоху ига князь Федор Чермный. Однако из-за ошибки летописца он превратился в Черного. Такое же могло случиться и со стягом. И все же во всех списках «Сказания» (а их около восьми) упорно упоминается черное знамя. В наше время нашли оправдание мрачного цвета: ханские печати времен монгольского ига были красными, русские великокняжеские — черными.
Москва, как вассал Орды, могла иметь черный стяг. Но у каждого русского воина на Куликовом поле был и свой личный «флаг» — яловец, лоскут материи на вершине шлема. «Яловцы же шлемов их, как пламя огненное горят», — читаем в «Сказании о Мамаевом побоище». Пусть даже великокняжеское знамя было черным в знак подчиненности Руси, развевающиеся флажки на шлемах русских ратников были огненно-красного цвета. А в «Задонщине», также рассказывающей о Куликовской битве, упоминаются и красные русские щиты.
В своем историческом повествовании «Дмитрий Донской» писатель Юрий Лощиц описал алый цвет яркими красками: «Красный означало не только красивый, прекрасный: красный молодец, Красная горка, Иван Красный… Это был цвет подвига и жертвы, цвет победы и праздника, цвет солнечного света, одолевающего тьму. На иконах в красном, багряном, порфирном писали обычно воинов-мучеников, великих князей, государей. Так, в киноварных одеждах мы видим Димитрия Солунского, а у Георгия Победоносца, поражающего змия, всегда развевается за спиной алый плащ и на древке его копья реет алый стяжец… Полковые стяги и хоругви вышивались женщинами. Благородной красотой художественного шитья знамена напоминали воинам о милых семьях. Звонкой алостью своих полотнищ возбуждали воинский дух, вселяли надежду на победу, звали к подвигу».
Если по вопросу о том, какого цвета был стяг Дмитрия Донского, существовали разные мнения, то о цвете стяга Всемилостивейшего Спаса у царя Ивана Грозного спорить не приходилось: знамя это хранилось в Оружейной палате Московского Кремля и было «червчатым», то есть красным. На знамени — лик Христа, Спас Нерукотворный, то есть созданный не руками художника. По преданию, Иисус прижал к своему лицу платок — и на нем чудесным образом появился образ Спасителя. Интересно, что при Советской власти традиция изображения человеческого лица на флаге получила второе рождение: на красных знаменах стали помещать профиль Ленина, в котором многие видели нового мессию — избавителя человечества от ига капитализма.
Как уже отмечалось в моем очерке «На реях Петра» («Советская Россия» от 21 августа 2003 года), неоднократно использовал красный флаг Петр Великий. Наводнившие при нем и после него Россию иностранцы порой пренебрежительно относились к традициям нашей страны. Тем большее уважение заслуживает поступивший в 1726 году на русскую службу генерал, впоследствии фельдмаршал Миних, который, действуя в духе своего нового отечества и ходатайствуя о знаменах для одного из полков, просил, чтобы «те знамена были по лучшей пристойности цвета краснаго…» Один из самых популярных российских генералов, герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов — Скобелев в качестве личного штандарта избрал алое полотнище, пересеченное косым белым крестом: это знамя хорошо видно на картинах, изображающих полководца и его солдат.
Состав Московского ополчения во время Отечественной войны 1812 года отражал все русское общество: в него вступили крепостные крестьяне, студенты Московского университета, столбовой дворянин П.А. Вяземский и начинающий поэт В.А. Жуковский. Ополчение выступило в поход под церковными знаменами, хоругвями красного цвета, что как нельзя лучше символизировало Святую Русь, поднявшуюся против врага.
Еще в XIX веке существовало мнение, что красный цвет — самый подходящий для России, причем мнения этого придерживались не только революционеры. Журнал «Исторический вестник» № 6 за 1883 год опубликовал очерк некоего энтузиаста, скрывшегося за инициалами К.Н.В. (в это время, после разгрома «Народной воли», революционера вряд ли пустили бы на журнальные страницы):
«У нас, во время существования государства Московского, государственных цветов в употреблении вовсе не было, хотя в XVII столетии самым употребительным в торжественных случаях считался вообще красный цвет. Цвет этот соответствовал и прирожденному вкусу русского народа, который, как известно, предпочитал, да и теперь предпочитает, красный цвет всем другим цветам, и русский человек для обозначения того, что ему нравится, употребляет слова: «краcа», «красота», «красно солнышко», «прекрасно». Кроме того, красный цвет был бы правильно употреблен и с геральдической точки зрения, так как он мог бы считаться заимствованным от красного поля московского герба».
В средние века в Европе, выросшей на руинах Римской империи, красный цвет считался монархическим: римские императоры носили красную тогу. Царским являлся он и в России: во время коронаций царей и императоров в Кремле от Красного крыльца до Успенского собора они шли по красной ковровой дорожке. В XIX веке произошла трансформация: красный цвет стал революционным. Половодье красных знамен наполнило Россию даже не с октября 1917 года: под красными флагами победила уже буржуазная Февральская революция. Великие князья украшали мундиры алыми ленточками и торжественно принимали от рабочих Путиловского завода красные знамена — вот какой степени достигал всеобщий восторг!
8 апреля 1918 года на заседании Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) его председатель Я.М. Свердлов поставил вопрос о Государственном флаге молодого государства рабочих и крестьян. «Для нас, несомненно, единственный флаг Российской Советской республики — это тот флаг, с которым мы шли на борьбу с самодержавием и буржуазией… Мы понимаем, ни один революционер не станет возражать против того, что красный флаг, с которым шли в борьбу, останется национальным флагом». 10 июля того же года, после известного мятежа левых эсеров, V Всероссийский съезд Советов утвердил красный флаг в качестве официального. И это отнюдь не было перечеркиванием отечественных традиций. Тем более что буквы «РСФСР» на первом государственном флаге Советской России были выполнены славянской вязью, как на древнерусских стягах…
Климент Аркадьевич Тимирязев сразу и безоговорочно поддержал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и красный флаг. «Я стал под это знамя как раз в те дни, когда темные силы всего мира набросились на него в надежде еще раз потопить его в крови», — писал ученый в приветствии студентам первого рабочего факультета уже после победы Октября. А еще летом 1917 года он написал статью «Красное знамя», где дал интереснейшую трактовку алого цвета:
«…Из всех волн лучистой энергии солнца, возмущающих безбрежный океан мирового эфира и проникающих на дно нашей атмосферы, обладают наибольшей энергией, наибольшей работоспособностью именно красные волны, они-то и производят ту химическую работу в растении, благодаря которой возникает возможность жизни на Земле. И не достойно ли удивления, что, сознав впервые свою творческую силу в процессе строительства будущих судеб человечества, трудовые массы избрали символом этой силы именно тот же красный цвет, в котором выражается работоспособность света в процессе мироздания, процессе созидания жизни! Цвет, лучше всего символизирующий просветительную силу человеческого разума, цвет, избранный мировой демократией эмблемой своей творческой силы в созидании грядущего общества…»
Долгое время Запад называл нас «красными». Однако американизм «Red-blooded» (дословно «красно-кровный») имеет в английском языке поистине прекрасное значение — «сильный, энергичный, храбрый». И, наверное, не случайно на флагах семи наиболее развитых в экономическом отношении стран мира — США, Великобритании, Канады, Франции, Италии, Германии и Японии — присутствует красный цвет как символ активности и энергичности. Недавно «Семерка» расширилась до «Восьмерки»: к ней присоединилась Россия, и тоже с красным цветом на флаге. Правда, в самом низу знамени, в то время как на флагах «Семерки» красный цвет занимает почетное место — не ниже середины. Унижением красного цвета «новая Россия» сама выставила себя не в лучшем свете, и недаром она занимает в «Восьмерке» положение бедной родственницы. Тем временем на ее восточных границах стремительно развивается Китай со своим почти полностью красным флагом.
В XIX веке появилось такое объяснение трехполосного флага Российской империи: это, мол, символ единства Белоруссии (белая полоса), Украины (синяя) и России (красная полоса). 22 августа 2001 года, в «День флага», эта версия транслировалась на «Радио России». Но в таком случае получается, что цвет России — красный, и никакой другой!..
Сергей МАКИН ,
«Отечественные Записки»,
Выпуск №29,
6/XI. 2003
nasledie.pravda.ru
Все цвета Российской империи
Сергей Прокудин-Горский учился и в Императорской Военно-медицинской академии, и в Академии художеств, но курса нигде не закончил. Зато увлекся фотографией, стал издавать тематический журнал, писать книги по фотографии и совершенствовать технологии фотосъемки. 13 декабря 1902 года он объявил о первых успешных опытах получения цветной фотографии, а в 1905-м — уже запатентовал свой оригинальный метод. О том, как жизнь Российской империи в прямом смысле заиграла новыми красками, — в материале портала «Культура.РФ».
Самаркандская область
Сергей Прокудин-Горский немало путешествовал по России: он бывал в северных уездах и в Крыму, в Малороссии и на Кавказе. В конце 1906 года фотограф отправился в Среднюю Азию, в Самаркандскую область, которая в то время была частью Российской империи. Он поехал туда вместе с экспедицией Русского географического общества — снимать солнечное затмение. Но в день икс — 1 января 1907 года — небо затянули облака. Затмение, что называется, накрылось, экспедиция была вынуждена спуститься в долину. Благодаря этому стечению обстоятельств у нас есть хорошая коллекция снимков Самарканда.
Сергей Прокудин-Горский. Медресе Улугбека. Фотография: trv-science.ru
Медресе Улугбека. Основатель Улугбек. 1415-1420. Фотография: wikimedia.org
Слева на снимке — медресе Улугбека. Чаще всего здания с фотографий Прокудина-Горского в наше время уже разрушены, но тут процесс обратный. Архитектурный памятник отреставрировали, и на фото 2010 года (справа) он уже как новенький.
Другому культовому сооружению — мечети Биби-Ханым — повезло меньше. Разрушаться здание начало еще при строительстве. А потом была серия землетрясений — и Сергей Прокудин-Горский в 1907 году снимал почти руины. Через девять месяцев после съемки произошло еще одно землетрясение, уничтожившее последний купол мечети. Именно тогда фотограф задумался о том, что его карточки, возможно, единственный способ сохранить для следующих поколений тот мир, который видит он. А мечеть позже все-таки восстановили.
Это 1907 год на снимке Прокудина-Горского. И — наши дни, правда, чуть в другом ракурсе.
Сергей Прокудин-Горский. Мечеть Биби-Ханым. Фотография: wikimedia.org
Мечеть Биби-Ханым. 1399-1404. Фотография: wikimedia.org
Ясная Поляна и Царское Село
В мае 1908 года Льву Толстому пришло письмо.
Сергей Прокудин-Горский. Лев Толстой, Ясная Поляна. Фотография: wikipedia.org«Фотография в натуральных цветах моя специальность, и возможно, что Вам случайно попадалась моя фамилия в печати. В настоящее время мне удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах. Мои цветные проекции известны как в Европе, так и в России. Теперь, когда процесс фотографирования по моему способу и на моих пластинах требует от 1–3 секунд, я позволю себе просить Вас разрешить мне приехать на один или два дня (имея в виду состояние Вашего здоровья и погоду), дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги… Мне думается, что, воспроизведя Вас в истинных цветах в окружающей обстановке, я окажу услугу всему миру».
Автором письма был Сергей Прокудин-Горский. В Ясной Поляне он провел три дня. И сделал самый эффектный портрет Толстого — фотографию в цвете. Негатив до наших дней не сохранился, но снимок с репродукции того же 1908 года разошелся десятками тысяч экземпляров. Прокудину-Горскому первому удалось отобразить на фотографии яркий синий цвет рубашки писателя — такие тогда называли «толстовками».
Прокудин-Горский использовал фотоаппарат, который экспонировал одну пластину через три цветных фильтра. Технология постоянно совершенствовалась. Общий принцип заключался в том, что с помощью специального проектора фотограф как бы собирал три изображения в одно и получал цветное.
Снимок Льва Толстого Прокудин-Горский опубликовал в своем журнале «Фотограф-любитель», где он работал редактором. Об удивительных цветных изображениях узнал Николай II. В мае 1909 года император пригласил Прокудина-Горского показать цветные фотографии в Царском Селе. Позже они оба описали эту встречу в мемуарах.
Прокудин-Горский — в подробностях:
«Наступил самый ответственный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны снимки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшафты, снимки крестьянских детей, цветы, осенние этюды и т. п. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке».
Император — лаконично:
«[1909 г.] 3 мая. Воскресенье. Вечером профессор Прокудин-Горский сделал интересное сообщение по фотографии в красках и показал много красивых снимков».
После показа состоялась беседа, которая предопределила судьбу фотографа. Императора интересовали возможности цветной фотографии — и Сергей Прокудин-Горский был к этому готов: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и ее древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины». Идея Николаю II показалась заманчивой, поддержку проекта он поручил министру путей и сообщения Сергею Рухлову. И Прокудин-Горский отправился в первую официальную фотоэкспедицию — запечатлеть Россию в цвете.
Экспедиция по Мариинскому водному пути
Фотограф решил начать с памятников Петровской эпохи. Денег из казны на проект не выделили — Прокудин-Горский вкладывал в него собственные средства, отказываясь от помощи меценатов. Петру Столыпину он писал, что такая важная коллекция должна быть государственной собственностью.
Маршрут первой экспедиции проложили по Мариинскому водному пути. Для водных передвижений выделили небольшой пароход «Шексна», а для проезда по железной дороге — специальный вагон с фотолабораторией. Чиновникам было предписано всячески помогать экспедиции. Днем Сергей Прокудин-Горский делал снимки, вечером и ночью — занимался обработкой фотографий. Если все было хорошо — двигались дальше, если нет — оставались переснимать.
Первый город, который фотографировал Прокудин-Горский, — Вытегра на Онежском озере. Здесь он снял панораму и создал коллективный портрет пожарной команды. Каланчи уже нет, а вот пожарная часть из здания выехала только недавно.
Сергей Прокудин-Горский. Пожарная команда в Вытегре, берег Онежского озера. Фотография: istpravda.ru
Пожарная часть города Вытегра. Фотография: mchs.gov.ru
Следующим пунктом было село Анхимово в Вологодской области. Здесь фотограф запечатлел изящный пример русского деревянного зодчества — 21-главый храм Спасителя и Покрова Богородицы, построенный в XVIII веке. Храма уже нет, и сгубила его не революция, а пожар — в 1960-е.
Сергей Прокудин-Горский. Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, село Анхимово. Фотография: wikimedia.org
Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, село Анхимово. Фотография: oldcolor.livejournal.com
На зеленой лужайке в Белозерске, где Прокудин-Горский снял деревенских ребят, выросли деревья. А виднеющаяся на фоне церковь после революции была «срезана», как и множество других храмов.
Сергей Прокудин-Горский. Дети в Белозреске, Вологодская губерния. Фотография: istpravda.ru
Склон у Белозерского канала, восточная окраина Белозерска. Фотография: oldcolor.livejournal.com
На водном пути фотограф не пропускал даже маленькие поселения. Сегодня многих из них уже нет, но именно там были сделаны самые известные его снимки — жанровые зарисовки деревенской жизни.
Сергей Прокудин-Горский. Три девочки, деревня Топорня. Фотография: wikipedia.orgЭти три девочки и не подозревали, что станут «медийными персонами» — их сфотографировали в деревушке Топорня.
Сергей Прокудин-Горский. Команда парохода «Шексна». Фотография: wikipedia.orgА вот команда того самого парохода «Шексна». После каждой экспедиции Сергей Прокудин-Горский встречался с Сергеем Рухловым. Параллельно со съемкой достопримечательностей Российской империи профессор фотографировал важные инфраструктурные объекты. Министерство получало в цвете изображения основных железнодорожных узлов, мостов, дорог практически в режиме онлайн.
Урал и Центральная Россия
После завершения экспедиции по Мариинскому водному пути Сергей Прокудин-Горский отправился на Урал. 17 августа «тур» стартовал в Перми, потом вагон-лаборатория переместился в Екатеринбург. Оттуда он совершил несколько выездов «по окрестностям» — Каменск-Уральский, Верхотурье, Нижний Тагил, Челябинск, Ильменское озеро. Фотограф снимал много промышленных предприятий и заводы — Кувшинский, Березовский. Осенью, когда погода испортилась, поездку решили завершить.
Особенно подробно Прокудин-Горский отфотографировал Центральную Россию: Тверь, Ярославль, Торжок. Революция выкосила снятые профессором храмы и церкви. Панорамы многих набережных естественным образом перестали существовать. Наглядный пример: снимок 1910 года в городе Осташкове. А рядом — снимок с того же ракурса, сделанный через 106 лет. Во время войны церковь сильно пострадала, восстанавливать ее не стали, и в 1960-е годы окончательно снесли вместе с кладбищем.
Сергей Прокудин-Горский. Кладбищенская Крестовоздвиженская церковь. Осташков. Май 1910 года
Сергей Прокудин-Горский. Кладбищенская Крестовоздвиженская церковь. Наши дни
В 1911 году Прокудин-Горский провел несколько фотосеансов для императора и его семьи — показывал отобранные им снимки из экспедиций по Волге и Южному Уралу. Летом этого года он сделал серию фотографий к 100-летию Бородинской битвы.
Средняя Азия и Кавказ
Сергей Прокудин-Горский. Эмир Бухарский. Фотография: samoderzhavnaya.ruВ том же году Прокудин-Горский вновь побывал в Средней Азии. По большей части он снимал просторы России, архив его работ находится в США, а вот единственная постоянная экспозиция Прокудина-Горского в мире открыта в Узбекистане — в Ташкенте.
Импозантный мужчина в голубом халате — не кто иной, как эмир Бухарский. Чтобы поймать хорошее освещение, Прокудин-Горский снимал его во дворе резиденции. А еще он сфотографировал интерьеры дворца, что было своевременно: здание эмиру не нравилось, и через пару лет его снесли.
Сергей Прокудин-Горский. Автопортрет на реке Каролицхали. Фотография: wajdelota.comОтдельная глава в альбомах Прокудина-Горского — Кавказ. В Грузии он сделал целую серию «народных портретов», запечатлел удивительные по красоте пейзажи. А еще создал свой известный автопортрет. На снимке фотограф позирует на реке Каролицхали.
По грузинским снимкам Прокудина-Горского можно составить гид по стране. Начнем с Георгиевской церкви в селе Даба. Возвели ее в 1333 году. Снимок Прокудина-Горского 1912 года — слева. Церковь в наши дни — справа.
Сергей Прокудин-Горский. Георгиевская церковь в селе Даба. Фотография: oldcolor.livejournal.com
Георгиевская церковь в селе Даба. Фотография: pravoslavie.ru
Следующая остановка — Ликанский дворец Романовых. И тут за 100 с лишним лет мало что изменилось, разве что елочки подросли. Это здание сохранилось почти в идеальном состоянии по одной простой причине: сюда приезжал отдыхать Сталин.
Сергей Прокудин-Горский. Ликанский дворец Романовых. Фотография: wikimedia.org
Ликанский дворец Романовых. Фотография: alex-still.ru
А на месте бетонной коробки санатория «Горное ущелье» в Боржоми в начале ХХ века был еще один дворец. После революции он начал постепенно разрушаться, а потом и вовсе был снесен.
Сергей Прокудин-Горский. Санаторий «Горное ущелье». Фотография: oldcolor.livejournal.comКак уже известно, экспедиции Прокудина-Горского не финансировались. Ему предоставляли транспорт, а вот оборудование и прочие расходы — это была личная проблема фотографа. Основным источником доходов для профессора стал его «стартап» — выпуск цветных открыток с фотографиями. Их Прокудин-Горский выпустил более ста. Многие виды и здания, запечатленные фотографом, так и остались только на открытках: во время революции многие из них были разрушены. И даже негативы с фотографиями — утрачены.
Сергей Прокудин-Горский. Открытка «Погост». Фотография: p-g-museum.org
Погост в селе Смешино. Фотография: oldcolor.livejournal.com
Открытка под названием «Погост» — с фотографией из села Смёшино в Ленинградской области. Церковь сохранилась — но в печальном состоянии.
Уцелевшие негативы и отреставрированные снимки, а также альбомы, куда Сергей Прокудин-Горский кропотливо вклеивал черно-белые копии каждой фотографии, сейчас хранятся в архивах Библиотеки Конгресса США. То, что оставалось в России, — бесследно исчезло.
Автор: Полина Пендина
www.culture.ru
102 | Абрикос | Серебристо-светло оранжевый | + | |
602 | Авантюрин | Серебристо-чёрный | – | |
204 | Айсберг | Белая двухслойная | + | |
243 | Акапулько | Ярко-жёлтый | – | |
460 | Аквамарин | Серебристый сине-зелёный | – | |
503 | Аккорд | Серебристо-коричневый | + | |
309 | Аллигатор | Оливково-зелёный | + | |
1018 | Алмазное серебро | (ИЖ) Серебристый | + | |
205 | Альпийский снег | Белый металлик | + | |
660 | Альтаир | Серебристый светло-серый | + | |
355 | Амазонка | Ярко-зелёный | – | |
145 | Аметист | Серебристый фиолетовый | + | |
371 | Амулет | Серебристо-тёмно-зелёный | + | |
425 | Андриатика | Голубой | – | |
125 | Антарес | Тёмно-вишнёвый | + | |
277 | Антилопа | Серебристо-бежевый | + | |
286 | Апатия | Серебристый оранжевый | + | |
305 | Аспарагус | Серебристо-зелёный | + | |
490 | Астероид | Тёмно-сине-зелёный | + | |
440 | Атлантика | Светло-синий | – | |
1158 | Аустер | (GM) Светло-серый | + | |
421 | Афалина | Серебристо-зелёно-голубой | + | |
218 | Аэлита | Бежевый | + | |
645 | Базальт | Серо-чёрный | + | |
107 | Баклажан | Тёмно-фиолетовый | – | |
420 | Балтика | Тёмно-сине-зелёный | – | |
353 | Бальзам | Зелёный | – | |
273 | Бархан | Бежевый | – | |
235 | Бежевый | Бежевый | – | |
240 | Белое облако | Белый | – | |
201 | Белый | Белый | – | |
302 | Бергамот | Серебристо-зелёный | + | |
633 | Борнео | Серебристо-тёмно серый | + | |
451 | Боровница | Серебристо-серо-синий | + | |
480 | Бриз | Зелёно-голубой | – | |
262 | Бронзовый век | Бежево-коричневый | + | |
117 | Бургундия | Красный металлик | + | |
388 | Вавилон | Металлик серо-бежевый | + | |
464 | Валентина | Серо-фиолетовый | – | |
310 | Валюта | Серо-зелёный | + | |
191 | Венера | Тёмно-красный | + | |
655 | Викинг | Тёмно-серый | + | |
129 | Виктория | Серебристый ярко-красный | + | |
132 | Вишнёвый сад | Тёмно-серебристо-красный | – | |
127 | Вишня | Тёмно-бордовый | – | |
313 | Водолей | Серо-зелёный | + | |
488 | Галактика | Тёмно-фиолетовый | + | |
423 | Гейзер | Серо-голубой | + | |
481 | Голубой | Голубой | – | |
180 | Гранат | Тёмно-бордовый | – | |
682 | Гранта | Серо-синий | + | |
150 | Дефиле | Серебристо-серо-коричневый | – | |
285 | Джем | Оранжево-коричневый | + | |
424 | Дипломат | Синий | + | |
502 | Дыня | Серебристо-жёлтый | + | |
321 | Дюшес | Серебристо-молочно-зелёный | + | |
203 | Жасмин | Бело-жёлтый | – | |
200 | Жёлтый-такси | Ярко-жёлтый | – | |
230 | Жемчуг | Серебристо-бело-молочный | + | |
627 | Жимолость | Серо-синий | + | |
307 | Защитный | Зелёный | – | |
257 | Звёздная Пыль | Бежево-сиреневый | + | |
307 | Зелёный сад | Тёмно-зелёный | – | |
963 | Зелёный | Зелёный | + | |
1012 | Зелёный Авокадо | (ИЖ) Тёмно-зелёный | – | |
1901 | Золотая звезда | (GM) Бежево-золотистый | + | |
331 | Золотой лист | Золотистый тёмно-зелёный | + | |
245 | Золотая Нива | Серебристо-жёлто-зелёный | + | |
109 | Золотисто-бежевый | (ИЖ) Золотисто-бежевый | + | |
347 | Золото Инков | Золотистый тёмно-зелёный | + | |
311 | Игуана | Серебристо-ярко-зелёный | + | |
515 | Изабелла | Тёмно-филетовый | + | |
385 | Изумруд | Серебристо-зелёный | + | |
441 | Индиго | Тёмно-синий | – | |
406 | Ирис | Фиолетовый | – | |
128 | Искра | Красный | + | |
113 | Каберне | Тёмно-вишнёвый | – | |
358 | Кайман | Тёмно-зелёный | + | |
104 | Калина | Ярко-красный | + | |
190 | Калифорнийский Мак | Золотисто-красный | + | |
453 | Капри | Тёмно-сине-зелёный | + | |
212 | Капучино | Светлый серо-бежевый | – | |
101 | Кардинал | Ярко-красный | – | |
118 | Кармен | Красный | – | |
630 | Кварц | Тёмно-серый | + | |
352 | Кедр | Серо-зелёный | – | |
381 | Кентавр | Тёмно-зелёный | + | |
322 | Колумбийская зелень | Золотисто-оливковый | + | |
116 | Коралл | Серебристый тёмно-красный | + | |
790 | Кориандр | Золотисто-коричневый | + | |
798 | Корица | Коричневый | + | |
370 | Корсика | Серебристый болотно-зелёный | + | |
665 | Космос | Чёрный | + | |
1017 | Красный перец | (ИЖ) Серебристо-вишнёвый | + | |
1013 | Красный Порту | (ИЖ) Вишнёвый | – | |
281 | Кристалл | Светло-серый | + | |
171 | Кубок | Красный | – | |
435 | Ла-манш | Серебристо-фиолетовый | + | |
675 | Лаванда | Серебристо-коричневый | – | |
487 | Лагуна | Серебристо-синий | + | |
411 | Ладога | Серебристо-голубой | + | |
445 | Лазурит | Фиолетово-синий | + | |
498 | Лазурно-синий | Серебристый тёмно-синий | + | |
489 | Лазурь | Синий | – | |
560 | Ламинария | Зелёный | – | |
221 | Ледниковый | Белый | – | |
413 | Ледяной | Голубой | + | |
495 | Лунный Свет | Светло-голубой | + | |
410 | Магеллан | Тёмно-синий | – | |
133 | Магия | Серебристо-ярко-фиолетовый | + | |
119 | Магма | Оранжевый | + | |
120 | Майя | Серебристый тёмно-бордовый | + | |
121 | Мальборо | Красный металлик | + | |
428 | Медео | Голубой | – | |
234 | Медовый | Желто-золотой | + | |
317 | Меридиан | Зелёный | – | |
1014 | Мерцающий синий | (ИЖ) Серебристо-тёмно-синий | + | |
217 | Миндаль | Серебристо-бежево-розовый | + | |
280 | Мираж | Серебристый-желто-зелёный | + | |
606 | Млечный Путь | Серебристо-серо-графитовый | + | |
626 | Мокрый асфальт | Серебристый стальной | + | |
403 | Монте-карло | Ярко-синий | – | |
325 | Морская Пучина | Тёмно-зелёный | – | |
458 | Мулен Руж | Ярко-фиолетовый | – | |
377 | Мурена | Сине-зелёный | – | |
426 | Мускари | Мускари | + | |
620 | Мускат | Серебристо-серо-золотистый | + | |
223 | Нарцисс | Жёлтый | – | |
304 | Наутилус | Тёмно-зелёный | – | |
239 | Невада | Серебристо-серо-бежевый | + | |
628 | Нептун | Серебристо-тёмно-серо-синий | + | |
368 | Несси | Тёмно-зелёный | – | |
270 | Нефертити | Серебристый-бежевый | + | |
383 | Ниагара | Серебристо-серо-голубоватый | + | |
328 | Ницца | Сине-зелёный | + | |
497 | Одиссей | Серо-синий | + | |
1001 | Озеро Тахо | (УАЗ) Тёмно-серо-зелёный | + | |
449 | Океан | Тёмно-синий | – | |
345 | Оливин | Золотисто-зелёный | + | |
340 | Оливковый | Желто-зелёный | – | |
1121 | Олимпия | (GM) Ярко-синий | + | |
419 | Опал | Серебристо-голубоватый | + | |
632 | Орион | Средне-стальной | + | |
643 | Орхидея | Серебристо-бежевый | + | |
308 | Осока | Зелено-голубой | + | |
387 | Папирус | Серебристо-серо-зеленоватый | + | |
152 | Паприка | Серебристо-красно-оранжевый | + | |
429 | Персей | Тёмно-синий | + | |
404 | Петергоф | Серо-зеленоватый | – | |
795 | Пирано | Красно-коричневый | + | |
417 | Пицунда | Зелено-синий | – | |
691 | Платина | Серебристо-бежевый | + | |
615 | Полюс Мира | Серо-коричневый | + | |
192 | Портвейн | Тёмно-вишнёвый металлик | + | |
406 | Посейдон | Тёмно-синий | + | |
222 | Премьер | Ярко-жёлтый | – | |
342 | Прерия | Серебристо-серо-зелёный | + | |
605 | Престиж | Серебристо-тёмно-синий | + | |
276 | Приз | Серебристо-бежевый | + | |
210 | Примула | Светло-жёлтый | – | |
448 | Рапсодия | Серебристо-ярко-синий | + | |
412 | Регата | Серебристо-тёмно-синий | + | |
122 | Реклама | Ярко-красный | – | |
499 | Ривьера | Сине-фиолетовый | + | |
610 | Рислинг | Серебристо-бледно-серый | + | |
1002 | Ричмо | (УАЗ) Тёмно-коричневый | + | |
391 | Робин Гуд | Тёмно-зелёный | + | |
182 | Романс | Тёмно-красный | – | |
110 | Рубин | Красный | – | |
442 | Садко | Тёмно-голубой | – | |
1005 | Салатовый | Салатовый | + | |
452 | Сан-тропе | Ярко-синий | + | |
670 | Сандал | Бежево-красный | + | |
446 | Сапфир | Серебристый сине-фиолетовый | + | |
215 | Сафари | Светло-бежевый | – | |
671 | Светло-серый | Светло-серый | – | |
301 | Серебристая ива | Серебристый-зеленовато-серый | + | |
640 | Серебристый | Серебристый | + | |
236 | Серо-бежевый | Серо-бежевый | – | |
233 | Серо-белый | Серо-белый | – | |
427 | Серо-голубой | Серо-голубой | – | |
373 | Серо-зелёный | Серо-зелёный | – | |
1019 | Серое олово | (ИЖ) Серый серебристый | + | |
242 | Серый базальт | Серо-бежевый | + | |
1011 | Синий калипсо | (ИЖ) Тёмно-синий | – | |
447 | Синяя полночь | Синий | – | |
422 | Сирень | Светло-фиолетовый | – | |
483 | Сириус | Серо-синий | + | |
478 | Слива | Серебристо-ярко-синий | + | |
295 | Сливочно-белый | Сливочно-белый | – | |
207 | Слоновая Кость | Бежево-жёлтый | – | |
690 | Снежная Королева | Серебристый | + | |
202 | Снежно-белый | Снежно-белый | – | |
650 | Совиньон | Серебристо-серый | + | |
791 | Солярис | Тёмно коричневый | – | |
360 | Сочи | Серебристо-серо-зеленоватый | + | |
399 | Табачный | Серебристый коричнево-зелёный | + | |
206 | Талая Вода | Светло-серый | + | |
509 | Тёмно-бежевый | Тёмно-бежевый | – | |
793 | Тёмно-коричневый | Тёмно-коричневый | – | |
625 | Тёмно-серый | Тёмно-серый | – | |
456 | Тёмно-синий | Тёмно-синий | – | |
466 | Тёмно-синий | Оттенок тёмно-синего | – | |
631 | Тополиный пух | Серый | + | |
170 | Торнадо | Красный | – | |
100 | Триумф | Серебристо-красный | + | |
475 | Тундра | Серебристо-зеленоватый | + | |
1020 | Ультрамарин | (ИЖ) Сине-зелёный | – | |
123 | Успех | Оранжевый | – | |
1115 | Феерия | (GM) Ярко-красный | + | |
622 | Феникс | Чёрный | + | |
416 | Фея | Серебристо-сиреневый | + | |
105 | Франкония | Тёмно-вишнёво-малиновый | + | |
430 | Фрегат | Цвет морской волны | – | |
363 | Цунами | Тёмно-зелёный | + | |
228 | Чайная Роза | Светло-жёлтый | – | |
408 | Чароит | Серебристый тёмно-фиолетовый | + | |
162 | Черешня | Тёмно-алый | – | |
672 | Чёрная Пантера | Чёрный, двойная эмаль | – | |
482 | Черника | Тёмно-синий | + | |
601 | Чёрный | Чёрный | – | |
603 | Чёрный | Оттенок чёрного | – | |
1021 | Чёрный графит | (ИЖ) Серебристо-серо-графитовый | + | |
513 | Чёрный жемчуг | Серебристо-коричневый | + | |
651 | Чёрный трюфель | Чёрный | + | |
637 | Чёрный шоколад | Тёмно-коричневый | + | |
415 | Электрон | Тёмно-серый | + | |
290 | Южный крест | Серо-бежевый | + | |
473 | Юпитер | Серебристо-голубоватый | + | |
140 | Яшма | Тёмно-вишнёвый | – |
colorscheme.ru