ЧВК в России – плюсы и минусы, виды деятельности частной военной компании

Posted by redaktor

Зарубежные ЧВК уже долгое время работают в нашей стране. Российские же компании стартовали не так давно, и их статус отличается от зарубежных, ведь официально ЧВК в их прямом понимании в РФ пока еще не легализованы. Чем конкретно занимаются российские ЧВК, и в чем их преимущества перед Армией?

Содержание статьи:

Современные ЧВК – это укомплектованные профессионалами из разных сфер коммерческие организации с официальной регистрацией, функционирующие в интересах государства и под его неусыпным контролем. Это — принципиальное отличие ЧВК от формирований из простых наемников.
 

Плюсы и минусы ЧВК в России – основные преимущества частной военной компании

Названия отечественных ЧВК сегодня все чаще мелькают в информационном пространстве. Причем, одни компании, кроме названий, похвастать ничем не могут, вторые просто уходят в тень по причине несовершенного в этом смысле законодательства, а третьи в это время довольно активно растут и развиваются в качестве серьезных организаций.

Впервые идея легализовать в РФ ЧВК возникла в 2012-м году, и первый законопроект был отклонен. В октябре 2014-го был внесен очередной законопроект (депутатом Носовко), и в данный момент он находится на рассмотрении.

ЧВК — «за и против» частных военных компаний в России

Легализация ЧВК в РФ – плюсы

  • Использование ЧВК правительством в обход всех ограничений относительно, например, численности воинского персонала, который можно отправить за рубеж. Альтернатива для тех случаев, где государство не имеет права на официальные действия или вовсе бессильно.
  • Получение дополнительной информации (дипломатическая, разведывательная).
  • Возможность прекратить деятельность компании при определенных на то причинах (например, нарушение компанией закона).
  • Инструменты для внешней политики страны, а также расширение сфер ее влияния.
  • Продвижение интересов государства в экономике (внутренний и внешний рынки).
  • Возможность направить в нужное русло энергию слишком темпераментных, пассионарных людей, не способных найти себе применения. А также трудоустроить бывших военных, силовиков, сокращенных офицеров и прапорщиков, военных аналитиков и ученых, и пр. А также решить проблему «выброса» профессионалов, ставших ненужными, в криминальную среду.
  • Дополнительный доход в казну.
  • Замена регулярных войск при необходимости решения «непопулярных» задач.
  • Наибольшая эффективность в сравнении с армией по причине отсутствия скрытых выплат (они уже включены в контракт), быстрого сокращения военного присутствия и наращивания боевых возможностей, выполнения важных небоевых задач, мобильности и пр.
  • Снижение напряжения в обществе, которое неизменно возникает при использовании ВС.
  • Повышение престижа страны на международном уровне.
  • Дополнительное решение проблемы национальной безопасности.
  • Сохранение военных специалистов в российском правовом поле. То есть, пресечение «утечки мозгов» на запад.
  • Развитие нового рынка для страны.
  • Расширение сфер влияния для крупного бизнеса.
  • Надежная охрана транснациональных отечественных компаний за рубежом.
  • Возможность легального обучения военнослужащих из других стран.
  • Опора для власти при идеологической дезориентации внутренних войск и правоохранительных органов (вследствие, например, активной деятельности «5-й колонны», направленной на свержение законной власти).
  • Решение проблем без нарушений международного права при похищениях наших соотечественников за рубежом, захватах объектов, нападениях на посольства и пр.
  • Возможность укрепить южные рубежи страны.
  • Потери в личном составе ЧВК в гос/отчетах не учитываются. Это плюс, пожалуй, только для государства (но не для семей сотрудников).
  • Возможность создания баз в любой точке мира без участия государства, но в его интересах.

Плюсы для самих ЧВК

  • Расширение возможностей и, соответственно, увеличение прибыли.
  • Защита интересов ЧВК за рубежом (включая обслуживание техники и пр.).
  • Расширение выбора в найме сотрудников.
  • Вытеснение с внутреннего рынка страны иностранных ЧВК, работающих по заданиям НАТО, а также их союзников.

Легализация ЧВК – недостатки

  • Создание противовеса ВС страны.
  • Мотивация – не выполнение долга, а исполнение обязанностей по контракту.
  • Независимость руководителей ЧВК от страны (они не подчиняются командованию).
  • При отсутствии должного финансирования или при затруднениях в оплате сотрудников начинается «текучка кадров» и последующее снижение боеспособности.
  • Государство попадает в зависимость от ЧВК.
  • ЧВК начинает располагать информацией о секретных операциях государства.
  • В отличие от регулярной армии, деятельность ЧВК государство полностью проконтролировать не может.
  • Риск появления в стране вооруженных и натренированных формирований, неподконтрольных государству (этот пункт более всего пугает чиновников) и способных устраивать революции, перевороты и пр.
  • Отсутствие четкой законодательной базы, регулирующей все правовые аспекты, и единого центра управления.
  • Немалая стоимость услуг ЧВК.
  • Недовольство немалой части населения, для которых легализация ЧВК станет легализацией наемнических структур (особенно, для крупного бизнеса) со всеми возможными последствиями.
  • Непрозрачность контрактов ЧВК и возможное повышение уровня и масштабов коррупции в РФ.
  • Поздний выход на рынок. Все сферы уже давно поделены британскими/американскими компаниями, по причине чего пробиваться на данном рынке нашим ЧВК будет весьма сложно.

Виды деятельности частных военных компаний в России – что может ЧВК?

На сегодняшний день ЧВК в РФ существует около 2-х десятков. При отсутствии (пока еще) законодательной базы и наличии статьи за наемничество (ст.359, гл.34, УК РФ + ст.208 УК РФ) компании работают в «серой зоне» или с иным статусом.

 

Основные виды деятельности таких организаций:

  • Военные услуги: от тактической поддержки в процессе боевых действий до участия в операциях и пр.
  • Военные консалтинговые услуги: реформирование ВС, стратегическое планирование, подготовка бойцов и пр.
  • Услуги по военной логистике: тыловое обеспечение, профессиональное обслуживание систем вооружения и компьютерных систем, строительство военных объектов и пр.
  • Охранные услуги: защита объектов в зонах боевых действий и пр.
  • Сопровождение (сухопутные и морские услуги).

В деятельность российских ЧВК входит обеспечение безопасности и тех/защита, разведка и защита судов от нападений пиратов, сопровождение конвоев, юридическое/правовое обеспечение, подготовка сотрудников для определенных подразделений и пр.

Сегодня Россия еще имеет шансы, чтобы занять на данном рынке услуг свою нишу. Правда, возможности для использования этого шанса все меньше с каждым годом.

chvk-mar.ru

В России легализуют частные военные компании?

2728

Признание «ихтамнетов»

Версии читателей

Проголосовало: 46 человек

Сложно сказать, чего ради законодатели время от времени поднимают вопрос о легализации частных военных компаний (ЧВК). В своё время Россия и не подумала подписывать международный «документ Монтрё», худо-бедно регулирующий статус ЧВК, – и это было осознанное решение, а не упущение, как счёл глава МИД Сергей Лавров, с чьей подачи вокруг ЧВК вновь завертелась бессмысленная медийная кампания. «Ихтамнетам» законодательный ошейник без надобности.

Анатолий НЕСМИЯН, востоковед

– Чтобы легализовать частные военные компании, требуется серьёзная корректировка законодательства, а это едва ли возможно. На самом же деле легализация нужна только тем, кто собирается зарабатывать на ЧВК. Все остальные обойдутся и без легализации: обходятся же без неё российские олигархи, содержащие личные армии. Налепил вывеску «ЧОП» – и красота! Следует помнить и о том, что некоторые наёмнические группы выросли из тамбовской, солнцевской, ореховской и прочей братвы. Которые тоже как-то обходились без писаных законов, оперируя одними понятиями. И ничего, сейчас в уважаемых людях ходят, кто дожил, конечно. Поэтому особого смысла в принятии закона о ЧВК как не было, так и нет. За отсутствием самих ЧВК. А братва – она и без писаных законов прекрасно существует. По понятиям.

А дело, конечно же, в деньгах. Депутаты от «Справедливой России», продавливавшие принятие закона о ЧВК несколько лет назад, по всей видимости, проведали, что рынок частных военных услуг финансовые аналитики ООН оценили в 100 млрд долларов в год, а некоммерческая организация War On Want – в целых 400 миллиардов. Но, чтобы выйти на международный рынок подобных услуг, требуется подписать «документ Монтрё». А подписать мы его не можем. Идеология российских ЧВК принципиально иная, нежели у американцев или французов. «ЧВК в общепринятом понимании – это не пушечное мясо, – разъясняет востоковед Анатолий Несмиян. – Это структуры, которые занимаются разведкой, сопровождением, логистикой, анализом, в крайнем случае это некие корпоративные «группы поддержки». Оружие они применяют в самых крайних случаях. Российские же ЧВК – это пушечное мясо, наёмники в чистом виде».

Что делали американцы из распиаренной ЧВК Blackwater – Academi в Донбассе? Формировали из аборигенов ударные группы, наспех обучали их тактике партизанской войны и бросали в бой с ополченцами. Но сами при этом никогда не стреляли. А чем занимаются наши «ихтамнеты» в Сирии? Они там воюют! Причём в самых горячих точках, где сирийцев воевать не заставишь. Их сила в том, что они обезличены – ни званий, ни имён. Случись что, и «узнает ли Родина-мать одного из пропавших своих сыновей?» Ну, и как прикажете их легализовать, да и ради чего? Ради того, чтобы легализовать бизнес на крови?

Впрочем, на сей раз всё может сложиться по-другому, слишком серьёзные обороты набирает кампания – если к ней подключилась «тяжёлая артиллерия» – экс-командующий ВДВ генерал Владимир Шаманов, глава МИД Сергей Лавров и сенатор Франц Клинцевич. Может, на «псов войны» всё-таки удастся нахлобучить законодательный ошейник?

Версия 1

ЧВК узаконят – слишком велик соблазн зарабатывать на наёмниках

Годовая выручка крупной ЧВК, легализованной в рамках «документа Монтрё», может составлять порядка 10 млрд долларов – примерно столько же зарабатывает «Норникель». При этом вкладывать почти ничего не нужно, а военных профессионалов в России много. Уже лет 10, как тему легализации ЧВК держит на контроле Владимир Жириновский (точнее, этим у Жириновского занимается разбирающийся в тонкостях и деталях профессионал Андрей Луговой). Уж кто-кто, а Жириновский точно знает, с какой стороны масло на бутерброде. Эсеры, добивавшиеся принятия закона о ЧВК, допустили принципиальную ошибку – не пожелали договариваться с Жириновским. В итоге их инициативы накрылись медным тазом. А всего-то и нужно было – договориться. Судя по тому, насколько разные тяжеловесы сегодня обсуждают легализацию ЧВК, договориться хотя бы в общих чертах им наконец удалось.

По теме

913

Застой в экономике и кризис неплатежей привели к увеличению количества российских компаний, признанных банкротами по итогам первого квартала 2019 года.

Версия 2

ЧВК останутся вне закона – на Украине и в Сирии ещё много грязной работы

Не случайно в гибридных войнах именно обезличенные наёмники, а не кадровые контрактники сражаются на самом переднем крае. У одних нет военных билетов, а чаще вообще никаких документов, у других они есть. Пленённый в Донбассе контрактник – многомесячная головная боль лично для министра обороны. А захваченный в плен наёмник – досадная неприятность, но никак не проблема. Учитывая, что украинский конфликт отнюдь не исчерпан, а с принятием Радой закона о реинтеграции Донбасса он и вовсе может перерасти в полноценную гражданскую войну, без «псов войны» нам никак не обойтись. То же и в Сирии: пока мы демонстративно выводим оттуда боевые соединения, наёмники делают самую грязную работу – и кто её сделает, как не они?

Версия 3

Решение судьбы ЧВК отложат до лучших времён

Путин одобрил идею легализации ЧВК ещё в 2012 году. И, казалось бы, наёмники давно официально предоставляли бы услуги по охране объектов и тренировке иностранных военных за границей. Но, как выяснилось, есть одна законодательная загогулина, которая портит всю малину. Это часть 5-я 13-й статьи Конституции России – «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований». Править Основной закон почём зря у нас не принято, тем паче когда дело касается изменения фундаментальных положений, как в этом конкретном случае (вопрос государственной безопасности – фундаментальное положение Конституции). Таким образом, остаётся дожидаться, когда дело дойдёт до принятия новой Конституции. Только тогда ЧВК можно будет легализовать, не нарушая при этом закон.

versia.ru

Новости: С кем будут сражаться частные военные компании в России — Эксперт

Министерство обороны и депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о частных военных компаниях (ЧВК). Об этом сообщил зампред комитета по обороне Франц Клинцевич. «Я уверен, что такой закон нам нужен и я уверен, что мы его примем», — сообщил депутат РИА Новости, подчеркнув, что в международной практике ЧВК широко используются.

О том, что России необходимы частные военные компании военные специалисты говорят уже давно. И прежде всего из внешнеполитических соображений. Так как ЧВК — отличный неформальный инструмент для реализации государством своих национальных интересов и расширения сферы влияния в любом регионе мира. При этом они подчеркивают, что у нас ЧВК не развиваются прежде всего из-за отсутствия законодательной базы. В мире ЧВК частными являются лишь относительно, потому как преследуют те же цели, что и регулярные армии. Для России это тоже очень важно, потому как на планете все больше «горячих точек», а под боком полыхает юго-восток Украины. Кстати, интересы новой киевской власти также помогают отстаивать иностранные ЧВК.

Вторая причина — экономическая. Поскольку ЧВК — выгодный бизнес, а также огромный рынок сбыта и продвижения экономических интересов на внешнем рынке. При этом в различных неспокойных регионах сегодня работают многие российские компании. Например, в Ираке «Лукойл», «Газпром нефть», «Ренова». В Алжире – «Стройтрансгаз» и «Роснефть». Есть заинтересованность у наших компаний в Афганистане, Судане. ЧВК могли бы взять на себя охрану объектов, персонала, совершать логистические операции. Третья составляющая — социальная, так как в ЧВК могли бы устраиваться еще сравнительно молодые, боеспособные и подготовленные офицеры вооруженных сил, отправленные в запас.

В Госдуме этот вопрос уже поднимали. Два года назад, в апреле 2012 года, когда к депутатам приезжал Владимир Путин, его спросили о ЧВК. И он ответил, что не против создания в России частных военных компаний, так они являются инструментом реализации национальных интересов страны без прямого участия государства. Однако за минувшее время ситуация пока не изменилась. Правда, некоторое время назад с законодательной инициативой выступили депутаты фракции ЛДПР Псковского областного собрания. Они предложили легализовать деятельность негосударственных военизированных организаций. Однако в Госдуме сочли, что это не компетенция фракции областного собрания депутатов.

Между тем военные эксперты все время ссылаются на международный опыт ЧВК и предупреждают, что использование «частной военной силы» в современных вооруженных конфликтах приобретает все большие масштабы. Так, по данным военного эксперта, генерал-майора Сергея Канчукова, в начале 90-х годов на 50 кадровых военных приходился лишь один «частник». Сегодня соотношение изменилось — 10:1. Например, в Афганистане и Ираке работают несколько сот частных военных и охранных компаний, которые являются равноправным субъектом наряду с вооруженными силами. А по словам Клинцевича, в Афганистане сегодня присутствуют порядка 140 тысяч военнослужащих. Там же осуществляют свою деятельность 120 тысяч представителей частных военных компаний и 40 тысяч сотрудников частных охранных компаний, которые не только несут службу, но и «обеспечивают очень многие вещи, которые порой не очень корректно делать со стороны государственных структур».

— ЧВК много и в США, и в Великобритании, и во Франции, и даже в нейтральной Швеции такие компании есть. Одно время их было немало и в ЮАР, но там приняли ограничивающий закон и все они превратились в аналоги наших ЧОПов. Вообще ЧВК — довольно бурно развивающийся сегмент бизнеса. Но на российскую почву его переводить трудно, так как у нас ЧВК ассоциируются с наемничеством. А наемников у нас априори не любят, — говорит Иван Коновалов, директор Центра стратегической конъюнктуры. — Но есть понимание наверху, что это нам необходимо.

Впрочем, и сегодня в России существуют частные военные компании, их порядка двух десятков. Но они, как отмечает Иван Коновалов, работают в «серой зоне», не могут легализоваться, так как нет законодательной базы. При этом по российским меркам они довольно успешно работают. Среди таковых, к примеру, РСБ-Групп, «Антитеррор-Орел», которые работали в Ираке, Афганистане и в иных сложных регионах.

— Они осуществляют охрану объектов, охраняют корабли от пиратов, в Ираке работали одно время. Но так как нет законодательной базы, работают на свой страх и риск. И это приводит к трагическим ситуациям. Например, когда в прошлом году арестовали наших ребят в Нигерии, обвинив в наемничестве. Понятно, что этот рынок поделен, американцы и британцы будут сражаться за него до последнего, так как его оборот уже давно превысил $ 100 млрд в год, — поясняет Коновалов. — Но это не только выгодный бизнес, на котором государства зарабатывают неплохие деньги. ЧВК также можно использовать для решения других вопросов. А у нас в том же бывшем СССР вопросов очень много и выгодно было бы иметь ЧВК, которые бы выполняли какие-то функции. Условно, говоря, если глава Туркмении хочет нанять советников для тренировки его армии, то если мы пошлем советников напрямую, то это спровоцирует политические проблемы. А ЧВК — пожалуйста.

Франц Клинцевич считает, что в России ЧВК в полноценном виде не существуют.

— У них должно быть совсем другое вооружение — самолеты, танки пушки, — говорит Клинцевич, обращая внимание на то, что сегодня Россия не имеет возможности защищать свои интересы как другие иностранные государства. — Будь у России ЧВК, многие вопросы мы могли бы снять с Минобороны. Войска зачастую вынуждены заниматься непрофильными функциями. К примеру, обеспечивать охрану объектов. А вопросы охраны могли бы взять на себя ЧВК.

По словам Коновалова, ЧВК бывают нескольких типов. Первые — это провайдеры, которые оказывают прямые военные услуги, тактическую поддержку и воюют на поле боя. Но сейчас их практически нет, потому что все боятся обвинения в наемничестве. Хотя на Украине как раз появились такие люди, нанятые через ЧВК. Есть консалтинговые ЧВК, которые обучают планированию, осуществляют подготовку вооруженных сил и т. д. А есть тыловые, которые обеспечивают логистику и другие нужды. Кстати, Сердюков фактически пытался создать что-то подобное из Оборонсервиса, куда были выведены все непрофильные активы. Но опыт оказался неудачным. Тогда как в американской, британской и французской армиях такие ЧВК процветают.

— Например, американская КВR обеспечивала все нужды американской армии в Афганистане, Ираке и на Балканах. От поставок туалетной бумаги до строительства казарм. То есть схема работает, — продолжает Коновалов.

Кроме того на на рынке присутствуют частные охранные компании (ЧОК), которые охраняют стратегически важные объекты в зоне военных тконфликтов, консультируют по безопасности и т.д. С развитием пиратства в Аденском заливе многие ЧВК стали заниматься охраной и сопровождением кораблей.

— У нас немало людей, которые прошли через горячие точки и готовы участвовать в обеспечение безопасности государства. Такие потребности есть. Россия должна думать о максимально широком обеспечении своей безопасности. И не надо кокетничать, — продолжает Клинцевич. 

С энтузиазмом воспринимают эту инициативу и казаки. Как отметил Сергей Шишкин, атаман ойскового правления Центрального казачьего войска РФ, сегодня в России 11 казачьих войск, при этом многие казаки, будучи отставными офицерами в возрасте около 40 лет, сидят без работы. А некоторые нанимаются в иностранные ЧВК.

— Такой закон необходим, и для нас он будет очень полезен, потому что многие казаки-офицеры готовы устроиться по контракту и выполнять государственные задачи. Готовы и отдать дань Родине, и заработать какие-то средства на проживание, — сказал «Эксперт Online» Шишкин.

Однако Иван Коновалов считает, что специалистов для ЧВК в России недостаточно.

— Кого хотят видеть в таких компания заказчики? Не Рэмбо. Нужны люди, которые разбираются в проблемах безопасности, умеют применять несколько видов вооружений, владеют языками. То есть это должны быть прежде всего интеллектуалы, а не люди, которые умеют бутылки об головы разбивать. У нас же, как правило, с языками проблема, — поясняет Коновалов.

Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра Анализа мировой торговли оружием полагает, что  в России ЧВК имеют право только при условии жесткого регламентирования их деятельности.

— Они могут быть использованы для охраны объектов нефтегазодобычи в Арктике, где бурение ведут крупные холдинги. Там серьезная инфраструктура и требуются серьезные средства, и оружие. И самолеты, и корабли. Частные военные компании могли бы обеспечивать наши экономические интересы в «горячих точках». В том же Ираке. Могли бы охранять буровые платформы наших компаний, которые ведут нефтедобычу и обеспечивать безопасность персонала. В их функции может входить охраны складов боеприпасов, конвоев и их проводка с гуманитарными грузами в регионы межэтнической напряженности, транспортировка других грузов. За исключение особых, например, ядерных, — говорит Коротченко. — Что касается подготовки иностранных специалистов или экспорта оружия, это должно быть пресечено на корню. Так как экспорт оружия — прерогатива государства в лице Рособоронэкспорта. Подготовка военного персонала, консалтинговые услуги — тоже прерогатива соответствующих структур Минобороны. У нас есть Главное управление международного военного сотрудничества и через него соответствующие контракты подписываются. Это подготовка военнослужащих, отправка военных специалистов в те или иные государства для выполнения функций советников. Это государевы дела и никакие ЧВК даже на порог не должны сюда пускаться. Все это надо жестко прописать в законе, и нужен строжайший отбор, лицензирование и согласование всех силовых структур — Минобороны, СВР, ФСБ, ФСО, МВД как главных заинтересантов в том, чтобы подобная деятельность была четкой и понятной. Не должно быть повторения истории с ЧОПами, когда все кому ни лень могут их создавать.

— Надо привлекать заинтересованных людей. Нельзя создать частную военную компанию, не согласовав со всеми силовиками. Надо все серьезно выверить, — добавляет Клинцевич.

— Да, нужен очень жесткий контроль, — соглашается Коновалов, — потому что если вспоминать про наемников, то они еще со времен Древнего Рима периодического захватывали власть. ЧВК — это довольно самостоятельная структура. И бывают разные случаи. Например, британская компания RMS в свое время отличилась тем, что одновременно тренировала войска регулярной армии Шри-Ланки и повстанцев из группировки Тамил Илама. Но все равно ЧВК нам нужны и надо создать для них законодательную базу. Надеюсь, что хватит государственной воли для того, чтобы это сделать как можно скорее.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Частные военные компаний имеет давнюю историю, которая ведет свое начало со времен древнего Рима и гладиаторов. Дружина Ермака, которую купцы Строгановы наняли для покорения Сибири, тоже была своеобразной ЧВК. Частными армиями по сути были и казаки, которые несли государственную службу. Сейчас западные ЧВК получают подряды на проведение информационно-психологических операций, кибервойн, и в том числе, против России. Теперь революциями занимаются не НКО, а именно ЧВК. Сегодня на этом рынке почти все контракты идут от Госдепа, ЦРУ и армии США, а также от международных организаций и транснациональных корпораций. Китайцы, учитывая тенденции развития современных угроз, сформировали свою, китайскую ЧВК, как негосударственный инструмент геополитики, и охраняют свои интересы неформальными средствами. Например, в Судане месторождения, которые принадлежат китайским компаниям, охраняет ЧВК — группировка в 40 тыс. человек, одетых в военную форму, но без знаков различия. И формально китайской армии в Судане нет. По данным интернет-журнала «Армейский вестник», сегодня на территории России функционируют достаточно мощные (по ресурсам, опыту, количеству профессиональных сотрудников) зарубежные ЧВК. Численность бойцов у некоторых достигает 450 человек. Их деятельность на территории России чрезвычайно опасна, поскольку они, по контрактам, выполняют задания НАТО и их союзников.

Из книги Ивана Коновалова «Эволюция частных военных компаний», написанной в сооавторстве с Олегом Валецким:

Правозащитные организации считают, что частные военные и охранные компании, которые действуют в Ираке, Афганистане, Колумбии, в странах Африки и Юго-Западной Азии, — это просто конторы по привлечению наемников и зарабатыванию денег на войне. В некоторых аспектах это действительно так. Но даже ООН уже давно изменило свое отношение к «военным частникам». Классический отряд наемников — это скорее ватага искателей приключений, собравшаяся, чтобы заработать на участии в боевых действиях или организации государственного переворота. Именно таковыми были подразделения самых знаменитых «солдат удачи» — ирландца Майка Хора, бельгийца Жака Шрамма, немца Рольфа Штайнера и француза Боба Денара, которые активно действовали в Африке в 1960–1970-е годы. Они зарабатывали деньги на войне, сражаясь и за повстанцев, и за диктаторов, но даже не пытались легализовать свой бизнес.

Сегодня частная военная (ЧВК) или охранная компания (ЧОК) — это официальная бизнес-структура. У многих из них есть большие головные офисы, где сидят рафинированные «белые воротнички». Бухгалтерский учет, обширный бумагооборот, квартальное планирование, рекламные акции. Однако деньги они все равно «делают» на работе своих команд в зонах боевых действий. Работают эти структуры только с официально признанными правительствами и крупными корпорациями, прежде всего энергетического и алмазодобывающего комплексов. В международных миротворческих операциях ЧВК являются равноправным правовым субъектом наряду с регулярной армией и другими силовыми структурами. Они работают в государственных интересах, преследуют те же цели и следуют тем же планам, что и регулярные войска, хотя имеют большую свободу в выборе средств. Но в этом случае ЧВК утрачивают фактически свой частный статус…

Когда государство не в состоянии быстро реагировать на все изменения мирового политического и экономического ландшафта, оно нередко разрешает возникшие проблемы привлечением частной инициативы в военной сфере.

expert.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *