Джихад — Википедия. Что такое Джихад
Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪˈhɑːd] — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру[1].
Понятие военного джихада (вооружённой борьбы за распространение ислама) стало основным значением слова для немусульман и получило название «священная война»[1]. Многие мусульманские авторы, особенно современные[1], настаивают на более широкой интерпретации понятия, не обязательно подразумевающей кровопролитие, и называют словосочетание «священная война» неточным и неприемлемым переводом[2].
Джихадом в исламе также является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращённостью общества и так далее), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей[3]. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и так далее.
Согласно Корану, каждый мусульманин должен[4] проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины.
Цели
По мнению историка ислама Даниэля Пайпса «целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти… Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром». Он же указывает, что всегда джихад проявлялся в виде территориальной экспансии. При этом Пайпс отмечает, что «многие учёные и исламские апологеты утверждают, что согласно идеологии джихада разрешается вести только защитные военные действия, или что джихад является всецело ненасильственным движением» [5].
Джихад в исламизме
Радикальный мусульманский мыслитель, идеолог организации «Братья-мусульмане» Сейид Кутб считал, что джихад — это форма борьбы с врагами ислама[6].
Российский политолог И. И. Хохлов пишет, что тенденции в деятельности исламистских экстремистов следует считать «глобальным джихадом». По его мнению, «если ранее основное внимание уделялось революциям в отдельных странах или регионах с целью изменения правящего режима или государственного строя, то теперь приоритет отдан борьбе с Соединёнными Штатами Америки, Израилем и европейскими странами»[7]. Аналогичного мнения о связи радикального исламизма с глобальным джихадом придерживается профессор Дамасского университета Садик Аль-Азм, полагающий, что это борьба за реисламизацию мира[8].
Как считает исполнительный директор Института международной политики по борьбе с терроризмом доктор Боаз Ганор, радикальные исламисты делят мир на две части «мир войны» и «мир ислама». Их целью является всемирная террористическая война против тех, кто не исповедует их ценности — глобальный джихад
В 2014 году Совет безопасности ООН в связи с деятельностью международной террористической организации «Исламское государство» принял резолюцию № 2170 о борьбе с джихадизмом являющимся важнейшим источником международного терроризма[10]
Использование термина
Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба) и малый (газават — вооружённая борьба). Как уже было отмечено, понятие джихада относится не только к ведению войны, но и в широком смысле означает постоянное действие и усердие во имя торжества идеалов исламской религии. Об этом в частности говорится в Коране:
Верующие — это только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и положили своё имущество и свою жизнь на путь Аллаха. Они-то и есть искренние верующие.
— Коран, 49:15
Также «великий (или большой) джихад», то есть духовный, ставится гораздо выше «малого джихада», то есть вооружённой борьбы. В подтверждения этого мусульмане приводят слова пророка Мухаммеда:«Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому»[11].
Поэтому в исламской доктрине имеются положения о различных видах джихада, в частности выделяют следующие:
- Джихад на поле боя («джихад руки»)[11]. Ведение боевых действий для охраны жизни и имущества людей, защиты государства от агрессии является обязательным (фард) в исламе. Мусульмане, участвующие в войнах, называются муджахидами. Погибшие в войнах мусульмане называются шахидами. Они занимают одно из наивысших мест у Аллаха и будут введены в рай. А живые участники войн называются газиями (Гази).
- Джихад против своих пороков (нафс, «джихад сердца»)[11]. Индивидуальная борьба каждого мусульманина против своих пороков является самой сложной формой джихада, так как не поборов свои греховные страсти и духовные пороки человек не может вести борьбу за торжество идеалов религии. Это определение ввёл Аль-Газали.
- Военный джихад (газават) («джихад меча»)[11]. Необходимость этого возникает в том случае, если в какой-либо стране мусульманам запрещают исповедовать свою религию в полном объёме, если мусульман притесняют и т. д. Также если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, если мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Господа и вести проповедь ислама.
- Джихад языка. Повеление одобряемого и запрещение порицаемого[11].
- Джихад своими познаниями. Изучение различных наук, эрудиция, учёность ведёт к совершенствованию человеческой личности и противопоставляется невежеству. Джихад посредством распространения истинных знаний об исламе.
- Джихад материальными средствами. Решение проблем при помощи денег, имущества.
Анализ текстов принадлежащих имаму аль-Бухари — исламскому богослову, автору наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари», составляющего основу мусульманской предания (сунна), много писавшего о джихаде показывает, что в 97% случаев речь идёт о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3% — о внутренней борьбе за нравственную чистоту[12].
Этические ограничения
В исламском праве, основанном на Коране и практике пророка Мухаммада, изложен ряд законов, которые должны соблюдаться во время военного джихада. В частности, этот закон запрещает убийство некомбатантов[прояснить]: стариков, женщин, детей, священнослужителей и других мирных людей, не принимающих участия в сражениях[13].
История Джихада
Афганистан
Со времён Первой англо-афганской войны (1838-42), как и в последующих войнах против Британии и Советского Союза, а позже против войск НАТО, афганское сопротивление приняло традиционную мусульманскую форму Джихада — войны против оккупации
Россия и СССР
В 1784 году шейх Мансур, чеченский воин, во главе отряда мусульман, объявил газават (войну) России. В 1791 году был взят в плен и умер в заточении. В 1829 году Гази-Мухаммад начал призыв к изгнанию русских из региона. В 1834 году он погиб в битве, и имам Шамиль занял его место в качестве лидера кавказского сопротивления. Шамилю удалось закончить начатое шейхом Мансуром — объединить северокавказских горцев в борьбе против Российской империи. Он был лидером сопротивления в Кавказской войне в Дагестане и Чечне (1834—1859)[15][16].
Во время Великой Отечественной войны Духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМ ЕС) объявило священную войну — джихад — нацистской Германии. Тогдашний муфтий ДУМ ЕС Габдрахман Расулев призвал мусульман встать на защиту Родины. «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с немцами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину. Так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане, хорошо помним слова пророка Мухаммада: „Любовь к Родине — это часть твоей веры“», — сказал муфтий на съезде мусульманского духовенства в Уфе в 1942 году [17][18].
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 3 Джихад // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф.[ky], Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: , . — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.68
- ↑ Rudolph Peters, Islam and Colonialism. The doctrine of Jihad in Modern History (Mouton Publishers, 1979), p. 118
- ↑ Догматы ислама. Ислам
- ↑ Коран, 2:216
- ↑ Что такое джихад?
- ↑ John Calvert. Qutb and the Origins of Radical Islamism. (недоступная ссылка) New York: Columbia University Press, 2010, pp. vii+377, (Hardback). ISBN 978-0-231-70104-4
- ↑ Исламский терроризм — Глобальный джихад Салафи — международная террористическая сеть Аль-Каида
- ↑ http://world.lib.ru/a/amusxja_m/060222_amper_islam.shtml — «Что такое Исламизм?». Проверено 7 сентября 2017.
- ↑ Ганор Б. Угроза глобального джихада и международных криминальных сетей // Глобальный терроризм и международная преступность : Материалы 4-го Всемирного антикриминального и антитеррористического форума. — Герцлия: Институт международной политики по борьбе с терроризмом, 2008. — С. 53. — ISBN 9789659127702.
- ↑ Воробьёв, 2016, с. 278.
- ↑ 1 2 3 4 5 Ефим Резван Зеркало Корана Архивная копия от 24 июля 2012 на Wayback Machine //«Звезда» 2008, №11
- ↑ Дуализм как принцип ислама. Проверено 1 июля 2014.
- ↑ Aboul-Enein, H. Yousuf and Zuhur, Sherifa, Islamic Rulings on Warfare, p. 22, Strategic Studies Institute, US Army War College, Diane Publishing Co., Darby PA, ISBN 1-4289-1039-5
- ↑ Reason to hope Canadians don’t repeat history in Afghanistan, Alan G. Jamieson, The Edmonton Journal, July 31 2006
- ↑ Imam Shamil of Dagestan
- ↑ Tough lessons in defiant Dagestan
- ↑ Хотят ли мусульмане войны. О джихаде в России. Дню Победы посвящается Архивная копия от 15 мая 2009 на Wayback Machine
- ↑ Суходеев В. В. Сталин. Военный гений
Литература
Ссылки
wiki.sc
Что такое ДЖИХАД — простой ответ что это значит простыми словами
Джихад
Что такое джихад в исламе и его связь с терроризмом.
Джихад также воспринимается как священная война от имени ислама. Это значение, тесно связанное с религиозным терроризмом. Согласно экстремистским позициям, жертвовать своей жизнью за ислам считается джихадом. Кроме того, защита ислама от захватчиков путем войны определяется тем же термином.
Это последнее значение вызывает споры, а иногда и страх у тех, кто не является мусульманином. Все дело в том, что понятие джихада имеет массу различных трактовок, в частности огромное количество таких определений несут в себе радикальный и экстремистский характер. Хотя, по сути, согласно утверждениям авторитетных теологов в области ислама: Джихад – это личное сражение с собственными пороками, которое должно сделать человека лучше. К сожалению не все приверженцы ислама разделяют данную концепцию и воспринимают письмена слишком буквально. В результате мы и получаем жуткие террористические акты.
Аналогии с христианством.
Следует отметить, что в христианстве существует своя концепция подобная джихаду. Она заключается в идее войны между плотью и духом. По словам многих христиан, такие вещи, как похоть, жадность, обжорство и стремление к власти, должны быть усмирены, чтобы идти по пути Христа.
Разногласия по поводу джихада
Между исламскими учеными и теологами существуют интенсивные дебаты относительно целесообразности джихада, практиковавшегося в ходе реальной войны. Некоторые осуждают все виды насилия, которые не являются непосредственно самообороной. Другие считают, что джихад с мечом — это приемлемый и почетный способ защиты собственной свободы и религии.
Самые умеренные исламские ученые и религиозные лидеры осуждают джихад, который нацелен на убийство невинных людей, как это принято в террористических актах. Тем не менее, ислам действительно пришел к власти через насильственный джихад форме битв и завоеваний. Золотой век Османской империи не мог быть достигнут без джихада меча, поскольку он позволил исламу контролировать многочисленные страны.
Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:VK
chto-takoe.net
это что такое? Значение слова «джихад» Что такое джихад в Исламе?
К исламу в современном мире отношение неоднозначное. Некоторые без доли сомнения принимают решение стать покорным слугой Аллаха. Другие же называют эту религию агрессивной. Приверженцы второго мнения считают, что ислам призывает уничтожать всех неверных (не мусульман), и даже приводят отдельные высказывания из Корана, которые это подтверждают. Например, в Священном Писании отведено особое место джихаду, который должен соблюдать каждый мусульманин. Это понятие обозначает «священную войну», которую ведут мусульмане во имя Творца против неверных, дабы они тоже поклонялись Аллаху. Так ли это на самом деле? Выясним, джихад — это что такое и какова его роль в исламе.
Война с самим собой
Значение слова «джихад» понимает далеко не каждый образованный человек. В юридических и многих богословских трудах джихад трактуется как война. И это понятие воспринимается большинством людей в его буквальном смысле. Мало кто задумывается, о какой войне здесь идет речь. На самом деле джихад — это борьба за установление слова Аллаха. Это значит, что каждый мусульманин должен защищать свою религию и пропагандировать ее среди «неверных». Джихад также подразумевает войну за сохранение слова Создателя при нападении врагов. Если хорошенько проанализировать понятие, то можно увидеть, что оно не означает убийство или истребление «неверных». Скорее, это война с самим собой и со своими страстями, а также духовная борьба в защиту слова Аллаха. Это священная война, которую ведет мусульманин с дьяволом, собственными страстями, и направлена она на распространение истины.
Большой джихад
Понятие подразумевает борьбу со своими страстями. Что такое джихад в исламе? Это когда человек просыпается посреди ночи, чтобы поправить одеяло своему ребенку. Поступок этот считается большим джихадом. Война с самим собой самая сложная. Ведь так тяжело не поддаваться страстям! Но если человек не совершает блуд, который мог бы совершить, это его бесценная заслуга перед Аллахом. Большой джихад — это любой «красивый поступок». Например, человек, увидев, как у прохожего из кармана выпало 100 долларов, поднимает и отдает ему купюру. Это тоже большой джихад. Это значит, что мусульманин не поддался искушению — не забрал выпавшие деньги себе.
Малый джихад
Он обязывает мусульманина защищать свою родину, близких людей, а также нравственность и Божьи законы. В жизни бывают такие ситуации, когда слово не может помочь, поэтому приходится брать в руки оружие, чтобы не убили тебя и твоих близких. Это и есть малый исламский джихад. Когда человек пытается защитить свое государство от врагов, это тоже считается малым джихадом. Понятие означает и защиту нравственных ценностей при попытке недоброжелателей оклеветать их.
Флаг
Практически все видели черный флаг джихада с изображением меча и надписью на арабском языке. Знамя, представленное в таких мрачных тонах, навевает мысли о войне, терроре и убийствах. Почему же у джихада черный флаг? В Священном Писании пророк упоминал, что в будущем на земле будет армия с черными знаменами. Поэтому флаг джихада — черный. Надпись на арабском языке переводится как: «Нет Бога, кроме Аллаха». Выполнена она в белых тонах как символ выделения единобожьей истины среди мирового куфра. Изображение меча символизирует «священную войну». У некоторых мусульман флаг джихада зеленый, но надпись на арабском языке и изображение меча тоже белые. Про зеленый цвет ислама упоминается в Коране. Поэтому флаги джихада можно увидеть как в черных, так и в зеленых тонах.
Существует ли женский джихад?
Исламские женщины освобождаются от некоторых обязанностей, которые касаются только мужчин, с целью их защиты и проявления уважения. Это относится и к джихаду. Однажды Аиша спросила у пророка: «Должна ли женщина соблюдать джихад?» И он ответил: «Только тот, который не подразумевает сражения». Поэтому у женщин в исламе нет обязанности делать джихад, сражаясь с кафирами. Для девушки джихад — это усердие для ее души. Однако известно, что многие мусульманские женщины участвовали в военных походах, сопровождая своих мужей. Там они не воевали, а помогали раненым, лечили и обслуживали воинов. Это тоже считается джихадом, к которому призывает женщин шариат.
Брачный джихад
В Сирии появилось новое понятие — «брачный джихад». Что это значит? Девушек направляют «служить» невестами в места боевых действий. Такие поступки спровоцировали на территории страны случаи изнасилования молодых женщин боевиками. Религиозные представители некоторых арабских государств одобряют подобное явление, полагая, что после этого в Сирии возникнет исламское религиозное государство. И хотя многие опровергают слухи о «брачном джихаде», нашлись свидетельницы, которые пострадали от насильственных действий солдат. Кроме того, в некоторых мусульманских странах, в частности в Египте, Сирии, существует понятие «сексуальный джихад». Он означает, что женщина должна оказывать интимные услуги мужчинам, тем самым «поощряя» их борьбу. Некоторые мусульманки утверждают, что такие действия их призывает совершать религия. Таким образом они могут показать свою причастность к джихаду — «священной войне».
Джихад в Священном Писании
Что говорит Коран о джихаде? В святой книге написано, что джихад должен совершать каждый мусульманин. В суре 61 (аят 4) сказано, что Аллах любит тех, кто воюет рядами на Его пути так, будто они плотное здание. Коран призывает пропагандировать ислам среди «неверных». Если же кто-то оскверняет религию, то мусульманин обязан защищать слово Аллаха (сура 9, аят 12). В Священном Писании сказано, что если человек другой религии принимает ислам, то он должен быть с почетом принят в ряды мусульман. Для Аллаха большая радость видеть, что в него веруют (сура 9, аят 11). В Коране также сказано, что в религии нет принуждения. Но Всевышний поддерживает только тех, кто верует в него, а не поклоняется идолам. И если человек сам захочет стать мусульманином, это будет лучшим подарком для Создателя. Ислам для мусульман — это несокрушимая опора в их жизни (2:256).
«Священная война» в современном мире
Сегодня по телевизору можно увидеть так много «антиисламских» новостей и программ, что при слове «мусульманин» у человека возникают мысли: «Он террорист, убийца». Это стереотип о мусульманах, распространенный в современном мире. Сейчас больший процент населения Земли с опаской и даже агрессией относится к представителям ислама. Для многих это не люди, а беспощадные солдаты-смертники, готовые во имя религиозных ценностей убить любого человека.
Люди называют происходящее джихадом или «священной войной», которая ведется в современном мире. Военные события в Египте, Тунисе, Сирии, Ливии — прямое тому подтверждение. Но не все понимают, что «кровавый» джихад больше пропагандируется и «приукрашается» Западом. Только Коран дает правильный ответ на вопрос о том, что такое джихад в исламе. Священное Писание говорит, что политическая война против правителей-угнетателей, за которую отдельные мусульмане получают хорошее вознаграждение, не является джихадом. Шариатское значение этого понятия таково: джихад — это борьба и все, что с ней связано (мысли, слово, имущество, призыв и другое). Распространение слова Аллаха — обязанность каждого мусульманина. Но это не означает применение для этих целей оружия и других силовых методов. Каждый мусульманин лишь должен защищать свою веру, государство и при необходимости принимать участие в законной войне.
nlo-mir.ru
Что такое джихад, История джихада, Радикальные организации джихада
Коран — священная книга мусульман
Джихад — усилие, борьба, рвение, усердие, война справедливая, война за веруО джихаде очень подробно сказано в Коране — священной для мусульман книге. В разных его частях говорится о сущности джихада: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха»
«Вам предписано сражаться с врагами ислама, а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает (об этом), а вы не ведаете»
«объединившись, сражайтесь все с многобожниками, подобно тому, как они сражаются с вами»
Но джихад — это не только и не столько война с врагами ислама. Джихад — это борьба с самим собой, целью которой является самоусовершенствование, самовоспитание, самопознание.
«Настоящий муджахид тот, кто ведет борьбу со своими пороками» (Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи — выдающийся исламский правовед)
Джихад ведется как отдельными мусульманами, если их усилий оказывается достаточно, так и всеми мусульманами, если усилий отдельных личностей не приносят результата
Священный джихад
- Борьба со своими духовными пороками
- Борьба с несправедливостью общества
- Усердие в распространении ислама
- Война с врагами ислама
- Рвение в утверждении истины, как её понимает ислам
- Борьба за знания
При этом анализ текстов принадлежащих имаму аль-Бухари исламскому богослову имаму аль-Бухари, много писавшего о джихаде, показывает, что в 97% случаев речь идет о священной войне как о религиозном долге правоверных и лишь в 3% — о внутренней борьбе за нравственную чистоту (Википедия)
История джихада. Кратко
Впервые джихад упоминается в связи с походами войск Мухаммада против жителей Мекки, не принявшими ислам, и иудеев, живших в оазисах, вокруг Медины. То есть уже тогда, в первом тысячелетии нашей эры, джихад толковался как борьба против немусульман.
После смерти пророка Мухаммада во время завоевательных походов 632–751 годов были сформулированы юридические принципы джихада. Согласно им мир делится на три части:
- территорию ислама, то есть на страны, где жизнь населения регулируется законами шариата;
- территорию войны, страны где исповедуют другую религию.
- территорию договора: страны, которые признали себя данниками исламских государств
Радикальные организации Ислама, ведущие джихад
- Международный Исламский Фронт Джихада против евреев и крестоносцев
- Харакат уль-Джихад-и-Ислами (Индия)
- Исламский Джихад (Израиль)
- Египетский Исламский Джихад (
- Йеменский Исламский Джихад
- ИГИЛ (объявивший джихад России)
Что такое ИГИЛ?
Что значит Аллах Акбар?
chtooznachaet.ru
ДЖИХАД — это… Что такое ДЖИХАД?
[араб.- старание, напряжение усилий], в мусульм. традиции борьба за веру как военного, так и иного характера; одна из главных обязанностей мусульманина.
Первоначально под Д. подразумевалась борьба за распространение ислама среди аравийцев-язычников и защита его завоеваний. Коранические предписания относительно Д. носят неоднозначный и порой противоречивый характер. Во многом это зависит от периода создания Мухаммадом той или иной суры (меканский или мединский). Так, Коран призывает приобщать многобожников к вере мирными средствами, вести с противниками ислама только оборонительную войну, нападать на неверных в любое время и повсюду, исключая лишь священные месяцы.
С течением времени концепция Д. расширяется и углубляется. Разрабатываются понятия «Д. сердца» как борьбы с собственными дурными наклонностями, «Д. языка» («повеление одобряемого и запрещение порицаемого»), «Д. руки» как применение наказаний к преступникам и нарушителям норм морали и «Д. меча» — вооруженная борьба с противниками ислама. Борцам за веру (муджахидам) уготовано вечное блаженство в раю. Интерпретируя приписываемые Мухаммаду фразы: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому» и «Величайший джихад, в котором сражается человек,- джихад с самим собой», морально-нравственное самоусовершенствование объявлялось «большим джихадом», а война с неверными — «малым джихадом».
В эпоху халифата, объединившего различные народы, конфессии и регионы, концепция Д. была дополнена детальной разработкой следующих понятий: «дар аль-ислам» (земля ислама) — территория господства мусульман, «дар аль-харб» (земля войны) — территория, находившаяся вне мусульм. контроля, и «дар ас-сульх» (земля договора), на которой мусульмане политической власти не имели, но пользовались свободой вероисповедания. Религ. политика на завоеванных территориях, проводившаяся в эпоху раннего ислама, определялась в основном прагматическими соображениями. Перед выбором «меч или ислам» ставились только язычники, что касается «людей Писания» — христиан и иудеев, то они могли получить статус зимми (покровительствуемого населения), к-рое продолжало платить, как и до араб. завоеваний, подушную подать (джизью) и при этом сохранять свою религию.
Мусульм. факихи разработали свод правил, связанных с ведением Д. С т. зр. объектов вооруженной борьбы в трудах по фикху (мусульм. праву) различаются 6 типов Д.: против «врагов Аллаха», к-рые преследуют мусульман, против агрессии извне, против вероотступников (напр., лжепророк Мусайлима), против «притеснителя», против разбойников, против монотеистов-немусульман, которые отказываются платить джизью. От участия в Д. освобождались женщины, несовершеннолетние, больные и немощные, умалишенные, слуги и рабы, люди, не имевшие необходимой экипировки и вооружения, выдающиеся религ. авторитеты, те, кто не заручились согласием родителей на участие в Д., должники, не получившие разрешения кредиторов. Вести Д. во время священного месяца рамадан можно было только в том случае, если противник нападал первым («закон отмщения»). В соответствии со стихами Корана: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит [преступающих границы]» (II 190) — значительное внимание уделялось разработке свода правил, ограничивающих действия муджахидов в стане противника. Во время Д. запрещалось убивать женщин, несовершеннолетних, дряхлых стариков, инвалидов и умалишенных, монахов и отшельников, а также рабов, если те не сражались против мусульман. Взрослые мужчины, захваченные в плен, могли быть освобождены за выкуп или обменены на пленных мусульман, превращены в рабов или казнены. Если военнопленный приговаривался к смерти, то до выполнения приговора никто не имел права калечить его и подвергать физическим мучениям. Военнопленных, перешедших в ислам до объявления приговора, освобождали. Имущество противника подлежало конфискации либо уничтожению. Исламская юриспруденция предусматривала возможность приостановления Д. и заключения перемирия на определенный срок, в случае если перевес сил был не на стороне мусульман.
Правила, касающиеся концепции Д. и регулирующие взаимоотношения мусульман с внешним миром, составили базу исламского международного права. В период оформления исламской государственности Д. стал знаменем завоевателей, позднее освящал территориальную экспансию мусульм. держав. В колониальную эпоху идеи Д. использовались для противодействия экспансии Запада. В наст. время лозунг всемирного торжества ислама с помощью Д. используется только фундаменталистскими группировками экстремистского толка. Мусульм. идеологи все больше отдают предпочтение интерпретациям Д., не связанным с войной. В широком смысле слова Д. называют усилия по укреплению национального суверенитета для достижения военной мощи и осуществления программ социально-экономического развития (борьба за ликвидацию неграмотности, за урожай, за продвижение на рынок национальных товаров, против бедности, эрозии почв и т. п.).
Лит.: Khadduri M. War and Peace in the Law of Islam. Baltimore, 1962; Morabia A. La notion de gihad dans l’Islam médiéval: Des origins à al-Gazâlî. Lille, 1975; Ferguson G. War and Peace in the World’s Religions. L., 1977; Peters R. Islam and Colonialism: The Doctrine of Jihad in Modern History. The Hague, 1979; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам: Очерк истории. М., 1988; Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997.
С. А. Кириллина, Т. Ю. Кобищанов
Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.
pravoslavnaya.academic.ru
Что такое джихад? :: Даниэль Пайпс
Что означает арабское слово джихад?
Один из ответов на этот вопрос можно было услышать на прошлой неделе, когда Саддам Хуссейн дал указание своим исламским главарям обратиться к мусульманам всего мира с призывом присоединиться к его джихаду, чтобы нанести поражение «злонамеренным американцам», если они предпримут атаку на Ирак. Затем он выступил сам и стал напрямую угрожать Соединенным Штатам проведением джихада.
Такое высказывание показывает, что для исламистов джихад – это «священная война». Или, более точно: слово «джихад» означает законное, насильственное, совместное усилие увеличить размеры территорий, управляемых мусульманами, за счет территорий, управляемых не-мусульманами.
Другими словами, целью джихада является не столько распространение исламской веры, сколько расширение сферы влияния суверенной мусульманской власти (вера обычно следует за флагом). Таким образом, джихад по своей натуре беззастенчиво агрессивен, а его конечная цель состоит в том, чтобы добиться господства мусульман над всем миром.
Нужно отметить, что в ходе истории определение значения слова «джихад» изменялось. Мусульмане, применявшие более радикальную разновидность джихада, верили в то, что исповедующие свою веру по-иному, чем они, являются ‘неверными’, и поэтому являются легитимной мишенью джихада. (Вот почему алжирцы, египтяне и афганцы, равно как и американцы и евреи, так часто оказывались жертвами джихадистской агрессии). Мусульмане другой группы толковали понятие «джихад» иначе, придавали ему мистическое значение. Они не признавали официального определения джихада как вооруженного конфликта, и призывали мусульман уйти от мирских забот и обрести духовные ценности.
Джихад в виде территориальной экспансии всегда являлся основным аспектом жизни мусульман. Ко времени смерти пророка Мухаммада в 632 г. н.э. мусульмане овладели большей частью Арабского полуострова. Через сто лет мусульмане подчинили себе район протяженностью от Афганистана до Испании. Позднее джихад стимулировал и оправдывал мусульманские завоевание территорий, на которых были расположены Индия, Судан, Анатолия (в древности – название Малой Азии) и Балканы.
Сегодня джихад является первоосновой политики и тактики террора, вдохновляя всемирную кампанию насилия, осуществляемого такими самозванными джихадистскими группами, как:
- Международный Исламский Фронт Джихада против евреев и крестоносцев (The International Islamic Front for the Jihad Against Jews and Crusaders) – организация Осамы бин Ладена;
- Джихад Ласкара (LaskarJihad): несет ответственность за убийство более
- 10 000 христиан в Индонезии;
- Харакат уль-Джихад-и-Ислами (Harakat ul-Jihad-i-Islami): его деятельность является основной причиной осуществления актов насилия в Кашмире;
- Палестинский Исламский Джихад (Palestinian Islamic Jihad): самая злобная из всех других, анти-израильская террористическая группа;
- Египетский Исламский Джихад (Egyptian Islamic Jihad): в 1981 г. члены этой группы убили Президента Египта Анвара эль-Садата, и с тех пор – многих других; и
- Йеменский Исламский Джихад (Yemeni Islamic Jihad): его члены убили трех американских миссионеров – между прочим, в понедельник.
В настоящее время самый страшный джихад ведется в Судане, где правящая партия до последнего времени вела свои действия под лозунгом «Джихад, Победа и Мученичество». В течение двух десятилетий, под покровительством п
ru.danielpipes.org
Что такое джихад? Религиозные войны. Ислам :: SYL.ru
Слово «джихад», являющееся исламским религиозным термином, на самом деле имеет довольно широкий комплекс смыслов. Чаще всего люди воспринимают его как обозначение священной войны, но и здесь все может быть не так однозначно. И все же что такое джихад? Некоторые мусульманские теологи уверяют, что это понятие имеет мирное значение. Чтобы понять истинный смысл слова «джихад», необходимо проанализировать этот термин в контексте его исторического развития.
Неоднозначность понятия
Как уже говорилось, многие современные мусульманские богословы склонны утверждать, что термин джихад носит мирный характер, а его цель – это, скорее, духовная борьба, нежели физическая война. Но тут сразу вспоминаются религиозные войны Средневековья. Результатом крестовых походов стало распространение джихада именно в значении «священной войны», когда мусульмане были вынуждены обороняться от крестоносцев, стремившихся захватить Святую землю, населенную последователями пророка Мухаммеда.
Понятие джихада практически невозможно охарактеризовать однозначно, ведь оно имеет свое историческое развитие. В зависимости от места и времени, а также от того, как понимают и трактуют этот термин отдельные люди и лидеры мусульманской общины, он может приобретать несколько различное значение.
Значение слова «джихад» в Коране
Смысл его – это борьба. Но какая это борьба, и что такое джихад в данном контексте? В исламской литературе весьма часто встречается вот какая более расширенная форма определения этого слова: джихад – это борьба на пути Аллаха.
Изучив Коран, можно увидеть, что примерно в 275 из более чем 6 тыс. аятов речь в том или ином смысле идет о борьбе, войне и т. п. Слово «джихад» используется лишь 41 раз, при этом во многих случаях оно явно не имеет какого-либо агрессивного смысла. Примером может служить фраза «al-jihad bi anfousikoum», которая переводится как «борьба с упрямством своей души».
Проведя более подробный анализ употребления слов с корнем -jhd в Священном Писании мусульман, можно сделать следующий вывод: в шести случаях его использования джихад означает борьбу за Бога, при этом она явно не имеет насильственного характера. В большинстве случаев это борьба несколько другого смысла – за свое имущество или землю. И лишь в двух примерах слово «джихад» можно трактовать как призыв к борьбе против неверующих, с суровостью по отношению к ним. Тем не менее исламский джихад сегодня в основном воспринимается именно в контексте этих двух последних случаев.
Использование слова в других источниках
В иных источниках исламского богословия, некоторые из которых пользуются значительным авторитетом, джихад довольно часто трактуется как средство вооруженной борьбы. Причиной тому может быть то, что эти источники формировались в период противостояния халифата и европейских христианских государств, отчего понятие «джихад» зачастую приобретает на их страницах агрессивный и воинственный оттенок.
Стоит отметить, что большинство исламских теологов и богословов понимают смысл джихада в первую очередь именно в военном контексте. Мусульманское общество, на которое распространяется их влияние, может воспринимать его в значении войны против неверных, в то время как правильней было бы понимать это как необходимость бороться с самим собой и своими страстями.
Джихад как служение высшей цели
Столпы ислама в их классическом варианте не включают в свое число джихад. Однако некоторые религиозные группы склонны добавлять борьбу с собственными страстями к пяти столпам ислама, а самые радикальные из них считают своим долгом использовать его в качестве борьбы против неверных.
Здесь же прослеживается заметное превосходство джихада – иногда его приравнивают по значимости и даже ставят выше таких важных вещей, как молитва или строгий пост. Он становится духовным действием, равного которому нет ничего в мире, совершающий его заслуживает материальных благ и даже освобождается от некоторой ответственности, а погибший во время него должен немедленно войти в рай.
При этом важно понимать, что джихад – священная война, в которой нет места корысти или еще каким-либо личным интересам. Совершать его – значит служить Аллаху, возвеличивая его имя и всецело посвящая себя высшим идеалам.
Виды джихада
Современные мусульманские богословы, ссылаясь на своих предшественников, считают, что существует несколько разновидностей джихада. Так, его можно условно разделить на четыре вида:
- Джихад сердца – это борьба с самим собой, противостояние собственным страстям и наклонностям.
- Джихад языка. Совершается с помощью проповеди, слова. Здесь можно привести пример пророка Мухаммеда, который, прежде чем брать в руки меч, мирно проповедовал неверующим свое слово.
- Джихад руки — исполняется посредством наказания преступников. Закон для этого существует только один – это шариат.
- И наконец, джихад меча — само собой, осуществляется путем ведения вооруженной борьбы. По этой причине и могут вестись религиозные войны.
Первые три вида джихада, основанные на нравственных принципах, относятся к группе «большого призыва». Борьбой, в прямом смысле этого слова, можно называть только джихад меча, который относится к «малому призыву».
Условия для призыва к реальной борьбе
Призыв к джихаду меча должен иметь веские основания, назовем причины, по которым это возможно:
- Против ислама имеет место замысел, который носит явно агрессивный характер. Подобные условия также могут стать причиной призыва к джихаду сердца в случаях, когда посягательства на ислам осуществляются в духовной сфере.
- К исламскому государству и мусульманской общине, умме, применяется военная сила, происходит открытая агрессия, вторжение.
- Джихад личного характера, когда существует вероятность убытков, потери имущества, территории.
Некоторые исламские богословы уверены, что в случае реальной военной угрозы со стороны неверных каждый мусульманин, способный держать в руках оружие, обязан встать на защиту государства.
Роль главнокомандующего выполняет правитель страны – никто, кроме него, не имеет права объявить или закончить джихад, и только он обладает полномочиями заключать мирный договор или какое-либо другое соглашение.
О мусульманском праве
Мусульманское представление о мире имеет множество особенностей и аспектов, свойственных исключительно исламу. Только разобрав их, можно понять, что такое джихад и какова суть причин призыва к нему.
В первую очередь нужно отметить, что исламскому праву свойственно делить мир на разные зоны, имеющие свой особый статус. Так, дом ислама — или «дар аль-ислам» – это территории, на которых проживают мусульмане и где действует шариат. Все остальные земли, на которых проживают неверные – это дом войны, по-другому «дар аль-харб». Исходя из этих условностей и проводится политика джихада.
В чрезвычайных условиях мусульманское общество должно беспрекословно подчиняться своему лидеру, что дает ему определенные возможности для манипулирования. Отсюда получается, что значение термина «джихад» находится в абсолютной зависимости от мнения правителя.
Взаимосвязь между формами джихада
Сравнивая виды джихада друг с другом, можно увидеть их сопряженность между собой, взаимозависимость. И если столпы ислама являются основой религии, то без джихада сердца, направленного на внутреннюю веру человека, попросту невозможно совершение каких-либо других его форм. Только после того как сформированы духовный мир мусульманина и его личность, верующий человек может проповедовать словом, исполнять закон или вести борьбу с врагами ислама. Без веры все это не имело бы смысла.
Здесь можно привести в пример пророка Мухаммеда, пережившего становление своей личности как человека, призванного к особому служению. Затем он несколько лет тайно проповедовал, результатом чего стало заложение основ будущего мусульманского общества – и только после этого он смог открыто начать возвещение божественной воли. Все то, что он создал, было необходимо сохранить. Для этого и нужен шариат — свод правил, с помощью которого можно было бы регулировать отношения мусульман друг с другом. В конечном счёте появляется надобность обеспечивать целостность мусульманской уммы и защищать ее от внешних врагов.
Очевидно, что понятие джихада имеет свое историческое развитие и сегодня представляет собой достаточно сложную систему.
Награда совершающему джихад
Чтобы понять, что такое джихад и какое значение он имеет для мусульманина, не будет лишним упомянуть о том, что совершающий его заслуживает награды, которая может быть двух видов: духовной и материальной. Как уже говорилось, участие в джихаде означает, что в случае своей гибели мусульманин становится шахидом (мучеником). Это, в свою очередь, гарантирует ему возможность немедленно попасть в рай, где он вправе занять достойное место.
Материальная награда – это те земные блага, имущество, которое удастся захватить у врага в ходе боевых действий. В этом случае важно понимать, что джихад не должен быть средством для личной наживы, а награда подразумевается как поощрение, как нечто второстепенное или побочное. Другими словами, мусульманин имеет право завладеть имуществом поверженного противника. Но джихад совершается не для этого. В противном случае это всего лишь газу – грабительский набег, не содержащий духовного контекста.
Война или все-таки борьба?
Что касается военных действий, то в исламской исторической литературе для их обозначения применяются слова «харб» или «киталь», поэтому термин «джихад» было бы правильней понимать как борьбу определенного рода. При этом данное слово имеет некий духовный и даже сакральный оттенок. Священный джихад – это борьба, проводимая исключительно с целью защиты ислама, ограждения внутренней веры каждого отдельного представителя уммы от всякого негативного воздействия.
Джихад является объединяющим средством, он выступает гарантом защиты абсолютных и непреложных истин и догм ислама, ограждая как все общество в целом, так и каждого отдельного человека от посягательств любого рода.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие «джихад» не обязательно должно нести агрессивный или негативный смысл. Все гораздо сложнее. Даже флаг джихада, как бы угрожающе он ни выглядел, является всего лишь надписью на черном фоне (иногда на зеленом), гласящей «нет бога, кроме Аллаха». Меч, изображающийся на этом знамени, символизирует борьбу, которая, как уже не раз говорилось, не всегда может вестись путем применения реальной военной силы.
Радикальные исламисты, использующие термин «джихад» для обозначения своих действий, которые, к сожалению, иногда сопряжены с кровью и смертью, попросту манипулируют значением этого слова, истолковывая его по-своему. Весьма часто это делается с подачи авторитетных исламских духовных лидеров. Поэтому если вам довелось услышать о джихаде из уст умеренных мирных мусульман, то, скорее всего, нет повода для беспокойства. Что касается агрессивно настроенных мусульман, то разве имеет значение то, какими словами они обозначают свою деятельность?
www.syl.ru