Бронза
Производство древнего Египта
Термин «бронза» в его современном употреблении имеет широкое значение и охватывает целый ряд различных сплавов, состоящих преимущественно из меди [341] и олова, иногда с небольшим добавлением других веществ, среди которых можно отметить цинк, фосфор и алюминий. Что касается древней бронзы, то она представляла собою более простой сплав, состоявший лишь из меди и олова со следами тех примесей, которые могли присутствовать в исходном сырье. Позднее, как уже упоминалось, к бронзе иногда добавлялся свинец, но эта примесь, хотя и укладывается в категорию бронзовых, не типична для нормальной бронзы. В наши дни обычная бронза содержит около 9-10 % олова, но древняя бронза менее устойчива по составу, и содержание олова в ней колеблется от 2 до 16 %. Если олова меньше 2 %, то в таких случаях присутствие его является обычно результатом содержания небольшого количества окиси олова в медной руде, и такую смесь вообще неправильно называть бронзой. Дело в том, что производство искусственного сплава меди с оловом знаменует собою определенную ступень в истории древней цивилизации, которую не следует смешивать с предыдущей более ранней ступенью, когда люди умели пользоваться только медью, даже если эта медь содержала иногда примеси, в том числе след олова.
Преимущества бронзы перед медью заключаются в следующем: а) Прибавка небольшого количества олова — до 4 % — делает медь более твердой и прочной, в особенности при ковке, хотя при пятипроцентном содержании олова сплав при ковке становится хрупким, если его не подвергать в это время частому отжигу[1190]. Когда была впервые обнаружена опасность слишком большого содержания олова в бронзе и найдено средство борьбы с этим путем отжига — не установлено. b) Прибавка олова понижает точку плавления меди (температура плавления меди — 1083o, сплава из 95 % меди и 5 % олова — 1050o, сплава из 90 % меди и 10 % олова — 1005o, сплава из 85 % меди и 15 % олова — 960o[1191]. с) «Олово увеличивает текучесть расплавленной [342] массы, облегчая процесс литья. В этом состоит главное преимущество превращения меди в бронзу. Медь плохо приспособлена для литья не только потому, что она сжимается при охлаждении… но и в силу своей тенденции поглощать газы, в результате чего она становится пористой. Присутствие олова препятствует поглощению кислорода и других газов»[1192].
Начало истории применения бронзы не ясно, но несомненно лишь одно — что она была открыта не в Египте. Хотя в настоящее время в Египте известны месторождения оловянной руды, нет никаких свидетельств и очень мало оснований предполагать, что они были известны и разрабатывались в древности. Кроме того, мы знаем, что бронза была известна и употреблялась в западной Азии задолго до того, как она достигла Египта. Имеются сторонники и европейского и африканского происхождения бронзы, но нет никакого сомнения в том, что она была открыта в Азии[1193]. В Уре была найдена бронза, относящаяся ко времени между 3500 и 3200 годами до н. э.[1194], и знакомство с бронзой, по всей вероятности, распространилось из Азии в Египет, а позднее в Европу. Несмотря на столь раннее употребление бронзы в Уре, она не могла быть открыта и в южной Месопотамии, ибо в этой стране не имеется никаких металлических руд.
Проще всего предположить, что открытие бронзы было делом случая. Для такого случая могло существовать лишь четыре возможности: во-первых, сплавление
Металлической меди с металлическим оловом; во-вторых, плавка смеси медной руды с металлическим оловом; в-третьих, плавка естественного соединения меди и олова — станнита и, в-четвертых, плавка либо естественного соединения, либо искусственной смеси двух руд: медной и оловянной. Две первые возможности отпадают, так как они требуют предположения, что олово [343] было известно раньше бронзы, между тем как все известные нам факты свидетельствуют о противном. Третья возможность очень маловероятна, поскольку естественное соединение меди с оловом — станнит — встречается лишь в небольших количествах и в очень немногих местах. Кроме того, если бы бронзу с самого начала производили именно этим путем, люди никогда бы не пришли к использованию основной и единственно важной оловянной руды — касситерита, между тем как мы имеем в более поздние эпохи множество доказательств применения этой руды и производства металлического олова. Наконец, если бы сырьем для выплавки бронзы служил станнит, то процент олова и серы в древней бронзе был бы значительно выше. В настоящее время в одной из областей Китая разрабатывается месторождение станнита. «Выплавленный
157 158
Металл содержит… 42,57 % олова, 49,7 % меди, 1,3 % серы и 1,8 % свинца» . Деш пишет :
«Анализы древних бронз противоречат теории случайной выплавки из минералов, содержащих медь и олово. Такого рода минералы всегда имеют сложный состав, и из них не может получиться таких чистых сплавов, какие представляют собою древние бронзы. Поэтому мы считаем, что эти бронзы были выплавлены из смесей окисленных руд меди и олова и что эти смеси приготовлялись намеренно». Однако в более поздней работе Деш говорит[1195]: «Естественно предположить, что древние сплавы являются результатом смешения медной и оловянной руд, так что первая бронза могла быть получена случайно».
Исключив, таким образом, встречающиеся в естественном состоянии минералы, содержащие одновременно соединения меди и олова, мы должны обратиться к четвертой возможности — к искусственному смешиванию двух руд. Заметим, что вначале такое смешивание могло быть и не намеренным, а могло произойти в результате того, что обе руды залегали в непосредственной близости друг от друга, как это иногда случается. Но это могло произойти только в районе такого [344] месторождения руд, так как до открытия бронзы не было никакого смысла возить олово с места на место[1196].
Поскольку бронза не была продуктом местного происхождения, первоначально ее в Египте было немного, и прошло немало времени, пока новый сплав не получил широкого распространения. Обычно считается, что хотя бронзу вначале и доставляли в Египет в готовом виде, в конце концов ее стали изготовлять на месте из привозной меди и олова, но прямых доказательств этого нет. Поскольку, однако, другие страны восточного Средиземноморья (например, Греция) производили бронзу (иначе на что бы шло привозившееся с запада олово, о котором рассказывают Геродот и другие античные авторы), то можно предполагать, что и Египет не являлся в этом отношении исключением.
Ввиду недостаточного количества химических анализов древнеегипетских металлических изделий до сих пор не ясно, когда в Египте впервые стали пользоваться бронзой. Нередко в археологических отчетах предметы называют медными или бронзовыми наугад или даже один и тот же предмет называют то медным, то бронзовым, как будто эти термины являются синонимами. Если исключить все случаи таких небрежных описаний, остается несколько безусловно бронзовых изделий, относящихся к ранним периодам. Рассмотрим их. Первым в хронологическом порядке является небольшой брусок квадратного сечения длиной около 4 см, найденный Петри в Медуме[1197]. Если он относится к тому же времени, что и весь комплекс сопровождающих находок, «он должен датироваться эпохой царствования Хуфу»[1198] (IV династия, около 2900 года до н. э.). Петри называет его
163
«странным предметом» и, хотя относит его именно к этой эпохе, тем не менее делает оговорку: «К сожалению, он был найден не самим мною, и единственное, что внушает мне опасение, это мысль о том, что он мог [345] упасть сверху во время работы»[1199]. На следующем месте стоит кольцо, которое де Морган относит ко времени несколько
165 166
Позднее конца III династии ; по словам же Вертело, оно неопределенной даты. Следующий в хронологическом порядке предмет — это тонкая бритва, которую Монд относит к IV династии; согласно анализу, произведенному профессором Дешем, она сделана из бронзы и содержит 8,5 % олова[1200]. Далее следует ваза, согласно описанию — VI династии, но никаких подробностей относительно нее не приводится[1201]. От XI династии до нас сохранились чаша[1202] (в описании говорится только, что она из Луксора, без всяких подробностей, а потому датировка ее может быть ошибочной) и статуэтка (найдена в Меире и считается древнейшей известной нам бронзовой статуэткой)[1203]. Две чаши найденные
171
Гарстангом в Бени-Хасане, не могут относиться ко времени позднее XII династии, и поскольку химик, производивший анализ, просто отмечает наличие олова, не указывая процентного содержания, то вполне возможно, что они сделаны не из бронзы, а из меди с небольшой естественной примесью олова. От этой же династии до нас сохранилось несколько вполне достоверных образцов бронзовых изделий, в том числе орудия[1204]; поэтому мы можем считать эпоху Среднего царства началом бронзового века в Египте. Начиная с XVIII династии172 бронза уже хорошо известна, и в последующие периоды она широко употребляется для отливки маленьких статуэток. Однако употребление бронзы не [346] положило конец применению меди; например, в гробнице Тутанхамона меди оказалось больше, чем бронзы. Среди медных предметов из этой гробницы можно назвать целый ряд миниатюрных орудий, принадлежащих фигуркам ушебти. Я подверг их химическому анализу и определил, что они преимущественно состояли целиком из меди без всякой примеси олова или только со следами его; в нескольких случаях содержание олова было заметно, но не превышало 2 %[1205]. Исследован был также один из больших металлических накладных запоров на ковчегах, в которых был заключен саркофаг; он был сделан из меди, как, вероятно, и все остальные запоры. Д-р А. Скотт определил, что металлическая полоса, стягивающая основание наружного ковчега, была медной с содержанием 2,5 % олова[1206].
В связи с этим следует заметить, что хотя иногда и можно отличить древнее медное изделие от бронзового путем одного лишь наружного осмотра, как, например, тонкие изделия из кованой меди, тем не менее такое определение на глаз всегда вызывает сомнение, и внушить полную уверенность может лишь химический анализ.
Уэйнрайт датирует начало производства бронзы в Египте приблизительно 1500 годом
175
До н. э.
Период Династия Приблизительные даты Каменный век Палеолит Не датирован Неолит Конец неолитического периода датируется приблизительно 5000 г. до н. э. Додинастический Бадарийская культура 5000-3400 до н. э. Ранний додинастический Средний …
Для более полного понимания вопроса о ремесленных производствах Древнего Египта и применявшемся в них сырье необходимо хотя бы общее знакомство с историей этой страны. Нужно отчетливо представлять себе и глубокую …
msd.com.ua
ЕГИПЕТ | АРТконсервация
Достаточно хрестоматийным является определение Египта наряду с Месопотамией как родины одной из ранних цивилизаций на Земле. Хотя металлы стали известны египтянам еще в архаическую (додинастическую) эпоху, а природные и экономические условия страны благоприятствовали появлению металлургии, развитие ее шло крайне медленно. Причин этому несколько: во-первых, руда в основном была привозной; во-вторых, основным естественным богатством Египта являлся камень, и древние египтяне достигли в его обработке величайшего мастерства. Так что очень долго, даже после появления металла, каменные инструменты использовались наравне с металлическими, тем более, что последние были гораздо дороже. Кроме того, ведущей областью искусства в Египте, определяющей все остальные виды, была архитектура, где в первую очередь требовался опять-таки камень. В результате художественные металлические изделия не имели широкого спроса. А чтобы подчеркнуть богатство, величие и божественность фараонов и храмов, вполне подходили драгоценные камни и золото, в ювелирной обработке которых египтяне были непревзойденными мастерами.
Тем не менее, металлургия уже в додинастическую эпоху считалась важным искусством, о чем свидетельствует создание при царском дворце металлургических мастерских, во главе которых стоял особый чиновник «начальник литейщиков металла царского дворца» (этот титул встречается на оттисках печати того периода). Известна древнеегипетская стела, изготовленная по заказу мастера-литейщика, с изображением жертвоприношения этого мастера богам, и надписью, начинающейся словами: «Я, делатель небесной меди…» (т.е. железа — прим. авт.).Такой заказ мог себе позволить только очень богатый человек, да и изображенный мастер — упитанного вида человек — украшен богатым ожерельем, что свидетельствует о высоком положении его в обществе.
Древнейшими металлами, известными египтянам, были свинец, медь, золото и метеоритное железо. Золото добывали в Восточной Пустыне и доставляли из Нубии, и оно было легко доступным. А вот серебро являлось сравнительно редким металлом, ценилось очень высоко и стало дешевле золота только в конце эпохи Среднего Царства в связи с увеличившимся ввозом его из Западной Азии. Метеоритное железо и техника его обработки были известны еще в эпоху архаики, но железные изделия были редкой роскошью до XXVI династии, а для изготовления оружия и орудий этот металл не использовали вплоть до эпохи Птолемеев.
Свинец добывали на побережье Красного моря и около Ассуана. Это, пожалуй, был единственный металл, которым был богат Египет (в одной египетской надписи свинец по распространенности сравнивался с песком). И, по-видимому, именно из него первоначально изготавливали отливки. Способствовали этому низкая температура плавления свинца и цвет серебра, вместо которого его и использовали в культовых целях при погребальных ритуалах. В доисторических погребениях найдено много изделий из свинца, в том числе вотивные (культовые) женские фигурки — символы плодородия, отливавшиеся в односторонних каменных формах.
Широкое распространение в Египте получила и медь. Уже в додинастический период наряду с техникой ковки меди была известна техника ее литья, а в Древнем Царстве невиданные до того масштабы строительства из камня стали возможны, как полагают историки, лишь благодаря широкому применению медных орудий и инструментов. Однако изготовление крупных художественных изделий считалось настолько важным событием, что об этом сообщалось даже в государственной летописи [8]. Так, в летописи Древнего Царства под годами правления фараона II династии (ок. 2600 г. до н.э.) упоминается об изготовлении из меди царской статуи. Правда, не указывается техника ее изготовления. Ко времени VI династии (ок. 2250 г. до н.э.) относится медная статуя богини Пепит, отлитая способом по выплавляемой модели. Возможно, это одна из первых литых статуй, выполненных таким способом, и Египет по праву может считаться одним из государств, где зачиналось статуарное литье.
В период Среднего Царства металлургия продолжает развиваться, ремесленники-кузнецы производят разнообразные оружие, орудия труда (особенно для каменщиков и строителей), туалетные принадлежности и сосуды преимущественно из листового металла. И очень редко использовали металл для статуарного литья, хотя небольшие изделия металлической пластики этого периода в музеях мира, в том числе в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ), имеются. К этому времени относится появление бронзы.
По-видимому, нельзя считать простым совпадением тот факт, что именно тогда фараоны Среднею Царства начинают экспансию в Нубию [12]. Вероятно, бронза в Египет поступала оттуда. Раскопки последнего времени открыли древнюю самобытную культуру на территории Нубии. Ее жители еще до появления там египтян умели выплавлять бронзу и даже отливать зеркала. Подтверждением такого предположения можно считать широкое распространение бронзы в начале Нового Царства и особенно в эпоху XVIII династии (около 1500 г. до н.э.), когда фараон Тутмос III окончательно покоряет Нубию. Египтяне получают технику выплавки бронзы, которая постепенно вытесняет медь и медные изделия.
В период XVIII династии были усовершенствованы старые способы металлургической технологии, методы литья непрерывно развивались, становясь более разнообразными. Об этом свидетельствует изображение на стенах гробницы в Фивах (XVI-XI вв. до н.э.) литейной мастерской, в которой работают 12 мастеров.
Из меди и бронзы в этот период изготовляли самые разные предметы: орудия труда и инструменты, оружие, бытовые и ритуальные сосуды. Особенно выделяются непревзойденным мастерством владения материалом и гибкой пластикой изображения бронзовые ремесленные и художественные изделия малых форм.
Следует учитывать, что для древних египтян не существовало различия между изобразительным и прикладным искусством, просто было одно понятие — художественное ремесло [13]. На рис. 10 представлена прорезная бронзовая подставка высотой около 17 см. Она относится к периоду XVIII династии и является одним из первых ажурных изделий, хотя качество отливки несколько грубоватое, и потребовалась доводка тонких деталей гравировкой. На рис. 11 приведено одно из многочисленных бронзовых зеркал, которые стали образцом для подобных изделий в Передней Азии и античном Средиземноморье. Производство бронзовых зеркал, известных с III тысячелетия до н.э., постепенно развилось в самостоятельную ветвь художественного литья. Зеркала изготовляли разной формы и размеров, особенно тщательно отливали рабочую поверхность, которую затем полировали до блеска. Для зеркал Египта характерной была форма овала, а художественная ценность заключалась в скульптурной ручке [14].
Рис. 10. Подставка. Бронза, высота 16,6 см. Египет, Новое Царство, XVIII династия [15]
Рис. 11. Зеркало с фигурной ручкой. Бронза, высота 25 см. Египет, Новое Царство, XVIII династия [15]
В работе [15] сообщается о множестве сохранившихся до нашего времени древнеегипетских художественных изделий (жертвенные винные сосуды, статуэтки богов Осириса, Тотаибиса и Бастет-кошки), которые в древности тысячами распространялись по стране. В 1200 г. до н.э. Рамзес III приказал отправить в храмы 18 т литых изделий из меди. В работе же [13] указывается, что металл очень редко использовался для статуарного литья вплоть до Позднего периода (1070—333 гг. до н.э.). Возможно, такое несовпадение сведений о масштабах производства объясняется расхождением в датировках египетских периодов в разных научных школах. Как бы то пи было, в Поздний период, особенно в течение VII—VI вв. до н.э., в большом количестве создаются высокохудожественные бронзовые статуэтки богов, фараонов, священных животных и символов. О большом мастерстве египетских художников и литейщиков можно судить по великолепной изящной цельнолитой бронзовой статуэтке священного быка, инкрустированной золотыми и серебряными нитями (рис. 12), относящейся к XXVI династии (664—525 гг. до н.э.). Но огромное количество серийно производившихся отливок отрицательно сказывалось на качестве работ — мастера зачастую не успевали даже выполнять полировку и гравировку. И наряду с такими великолепно отлитыми и тщательно отделанными статуэтками, как фигура бога Пта или архитектора Имхотепа (рис. 13), сохранились грубоватые, схематичные, застывшие скульптурки типа божественной триады (ГМИИ).
Рис. 12. Священный бык Апис. Цельнолитая бронза с золотой и серебряной нитями, высота 13,7 см. Египет, XXVI династия (664—525 гг. до н.э.) [13]
Рис. 13. Статуэтка Имхотепа. Высота 15,5 см. Египет, Саисский период, ок. VII в. до н.э. [13]
В изображении человеческих фигур в Египте использовались строгие каноны для передачи поз, хотя в Поздний период делаются попытки передавать возраст и индивидуальные черты, а также объемность и пластичность фигур. Изображения животных, па которые не распространялся художественный канон, отличались предельным реализмом и естественностью, что стало характерным и для бронзовых отливок.
На рис. 14 представлена фигурка сидящей обезьяны-бабуина — священного животного, содержавшегося в храмах Луны. Статуэтка круглая, полая, отлита по восковой модели вместе с подставкой; полость, где располагался стержень во время заливки формы, проходит снизу от подставки через туловище [16]. Это — одна из изумительнейших бронзовых скульптур такого типа, сохранившихся с Саисского периода (VII в. до н.э.).
Рис. 14. Бдящий бабуин. Бронза, пустотелая отливка, высота 8,3 см. Египет, Саисский период. [13]
Фараоны Саисской XXVI династии, открывшие грекам Египет, открыли ворота Египта и греческой культуре: греческие художники и ремесленники наводнили страну произведениями своего искусства и изделиями своего ремесла. Благодаря этому в Египте художественный реализм в искусстве VI в. до н.э. получил завершенную форму.
Первоисточник:
МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛИТЬЯ. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ. Бех Н.И., Васильев В.А., Гини Э.Ч., Петриченко А.М. УРСС. М., 1997art-con.ru
2. Химический состав древних бронз и других медных сплавов
Бронзами в тесном смысле этого слова называют сплавы меди с оловом в различных весовых отношениях, но с преобладанием меди. Присутствие других металлов, кроме олова, в древних бронзах следует рассматривать как побочные примеси. Такими примесями в упомянутых бронзах являются: цинк, свинец, сурьма, железо, серебро, иногда никель, кобальт, золото, а также другие металлы, очевидно попадавшие в сплав непосредственно из медных и оловянных руд в самом процессе плавки.
Цвет бронзы изменяется в зависимости от ее состава; с увеличением процентного содержания олова в сплаве цвет бронз переходит из розового и красного (90—99% меди) в желтый (до 85% меди), затем в белый (до 72% меди) и, наконец/в стально-серый (до 35% меди).
Бронзы могут иметь также и золотистые оттенки: напр., античная золотистая бронза содержит, по F. Wibel’ю, около 88% меди и. 12% олова..
Латунью, или желтою медью, называют сплав меди с различным содержанием цинка, обычно около 32%; латунь характеризуется красивым желтым цветом.
У народов античного мира, греков и римлян, медь и ее сплавы бронза и латунь назывались одинаково: des у римлян, χαλχός у греков.
Древние египтяне, по указанию Berthelot, 1 называли медь и бронзу одним словом chomt.
Эти термины сохранились до нашего времени, иногда латунь, т. е. сплав меди с цинком, ошибочно называют желтой или зеленой медью, в отличие от красной или чистой меди.
Коринфская бронза (airin de Corinthe), по мнению Berthelot, 2 была сплавом меди с золотом и серебром, Berthelot 3 указывает, что под названием орихалк в древности, вероятно, разумели все желтые сплавы, напоминающие своим блеском золото; об этом сплаве Платон говорит в своей «Атлантиде» как о драгоценном металле.
По Брандту, бронза, употреблявшаяся римлянами и в средние века, редко была сплавом только меди и олова, но обыкновенно содержала свинец в таком количестве, что надо считать его прибавленным умышленно. G. Richter указывает, что в античных бронзах более раннего происхождения содержание олова было меньше, чем в бронзах более позднего происхождения; напр., некоторые топоры из Трои содержали лишь от 3,87% до 5,70% олова. Бронзы из Микен уже содержат олова больше, от 10 до 13%. В греческих бронзовых сосудах содержание олова бывает обычно от 10 до 14%, а в монетах от 2 до 17%. В зеркалах содержание олова обычно выше, чем в других бронзах, а именно, от 19 до 32%.
Составные части | Проценты | |
Олово | 4,36 | 5,52 |
Медь | 82,72 | 72,09 |
Свинец | 9,90 | 20,31 |
Железо | 0,55 | 1,73 |
Цинк | 1,86 | 0,67 |
Мышьяк | следы | следы |
С давних времен китайцами и индусами изготовлялись музыкальные инструменты в форме тарелок, называющиеся там-там, гонгами и др., состоящие из сплава меди и 2.0% олова.
Особую группу среди древних бронз представляют китайские и японские художественные бронзы, отличающиеся своим составом от бронз других народов Азии и Европы.
Китайские и японские бронзы, замечательные по покрывающей их темной патине, содержат, по исследованию М. Morin, 4 свинец в количестве до 20%. Приводим из этой работы данные двух анализов бронз.
Некоторые китайские и японские бронзы бывают весьма хрупкими, разбивающимися при небольшом толчке.
Кроме бронз в прямом значении слова, японцы изготовляют другие медные сплавы, содержащие вместо олова драгоценные металлы: золото и серебро.
По исследованию проф. Roberts-Austen’a, 5 из этих сплавов, применяемых японскими художниками, наибольший интерес представляют два сплава: shaku do и shibu ichi. Первый из них, как показывают анализы, содержит до 4% золота; в schibu ichi содержание серебра доходит до 49%. Патины этих сплавов имеют весьма красивые цвета: на shaku do пурпурно-красный, а на shibu ichi — серый. Кроме того, японцы готовят особый сплав, называемый kuromi и содержащий медь, олово, кобальт и другие металлы.
В заключение приводим данные анализов различных древних: бронзовых предметов (табл. 1), сообщаемые G. Brinton Philips’ом; 6 анализы бронз с Кавказа, произведенные лабораторией Института исторической технологии, даны в таблице 2.
Таблица 1
Название предмета | Место нахождения | Дата предмета | Проценты | Примечание | |||||
Сu | Sn | Pb | Fe | Со | As | ||||
Чаша | Луксор | XI египет. дин. | 85,8 | 3,5 | 8,5 | 0,2 | — | — | 7% Sb |
Гвозди | Мемфис | XXVI египет. дин. | 74,6 | 0,9 | 21,3 | 0,3 | — | — | |
Обломок | » | — | 92,0 | 6,5 | 0,8 | 0,3 | — | — | |
Чаша | Микены | — | 99,4 | — | 0,2 | — | 0,2 | ||
Рукоятка меча | » | — | 99,4 | 0,1 | — | — | — | — | |
Обломок | Афины Акрополь | 520 до н. э. | 88,1 | 9,7 | 0,3 | — | — | — | |
Топор- | Таормина | 600 до н. э. | 90,3 | 7,3 | 0,2 | 0,5 | — | — | |
Зеркало | Карфаген | — | 82,0 | 14,4 | — | 0,6 | — | — | |
Часть светильника | Пикеринг в Йоркшире | — | 83,8 | 10,2 | 5,3 | 0,4 | — | — | |
Серп | Саратов | 1600 до н. э. | 91,5 | — | — | 6,2 | 0,3 | — | |
Чаша | Цейлон | XII столетие | 77,5 | 19,6 | 0,2 | — | 0,4 | — | |
Зеркало | Китай | 1000 н. э. | 65,2 | 9,7 | 23,2 | — | — | — | |
Ложка | Корея | 900—1400 н. э. | 77,2 | 21,5 | — | 0,7 | — | — | |
Зеркало | Япония | 1300 н. э. | 73,2 | 10,8 | 14.5 | — | — | — | |
Нож | Перу | — | 96,8 | 3,0 | — | 0,3 | — | — | |
94,3 | 4,8 | — | — | — | — | ||||
96,2 | 3,7 | — | — | — | — | ||||
Топор | Перу | — | 93,7 | 5,0 | — | — | — | — |
Таблица 2. Примеры анализа древних бронз по данным Института исторической технологии (1933—1934 г.)
Название предмета | Район находки | Место находки | Датировка | Проценты | Примечание | |||||||
Си | Sn | Рb | Zn | Fe | Sb | Ag | As | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Топор | Бассейн р. Кубани | Андрюковская | Конец III— нач. II тысяч. до н. э. | 98,04 | — | 0,16 | — | 0,78 | — | сл. | 0,94, | Кроме того, в этих бронзах встречаются примеси некоторых других элементов |
Кинжал | Сев. склон Центр. Кавказ | Фаскау | Конец II— нач. I тысяч. до н. э. | 86,6 | 10,78. | 0,45 | — | 0,58 | сл. | сл. | сл. | |
Обломок топора | То же | Коллекция Бобринского | То же | 85,71 | 11,72 | 0,47 | сл. | 0,11 | — | сл. | сл. | |
Пряжка | То же | Кумбулта | Первый век н. э. | 71,12 | 2,46 | 3,92 | 17,00 | 0,52 | — | сл. | сл. | |
Меч | Центр. Закавказье | Ворнак | Конец II— нач. I тысяч. до н. э. | 88,54 | 9,72 | сл. | — | — | сл. | сл. | сл. | |
Наконечн. копья | То же | Цинондали | То же | 96,4 | — | 0,69 | — | — | 3,05 | б. сл. | сл. | |
Секира | То же | Арчадзор | То же | 88,2 | 9,59 | 0,82 | — | — | сл. | сл. | сл. | |
Наконечник посоха | То же | Ворнак | То же | 89,2 | 9,05 | 0,48 | сл. | есть | сл. | есть | ||
Изображение идола | Сев. Урал | Палкана | Начало н. э. | 95,1 | 1,13 | 0,10 | — | — | сл. | сл. | сл. | |
Изображение зверя | То же | Чердынь | VI—VIII вв. н. э. | 78,13 | 17,43 | 2,50 | сл. | — | есть | сл. | сл. | |
Бляшка | Сев. Зауралье | Тазовская губа | То же | 82,2 | 14,3 | 2,5 | — | 0,8 | сл. | сл. | сл. | |
Бляха | То же | Остяцкий могильник | XVII—XVIII вв. н. э. | 32,7 | 6,0 | 1,1 | сл. | — | сл. | сл. | сл. |
Как видно из приведенных примеров, состав древних бронз: представляет большое разнообразие.
Ледебур полагает, что эти «бронзы» представляют нечистую медь, в том виде, как она выплавлялась из руд, со всеми примесями.
Древние памятники из медных сплавов часто бывают весьма неоднородными в различных частях одного и того же предмета; кроме того, часто обнаруживаются поры и другие недостатки отливок: многие египетские бронзы имеют неметаллическую, сердцевину — сплавленное песчано-глинистое ядро, по терминологии Ратгена, представляющее прототип современных литейных шишек.
Новейшая художественная бронза отличается от бронзы древних европейских народов тем, что она содержит, кроме меди и олова, еще значительное количество (иногда до 35—40%) цинка, прибавляемого для удешевления сплава.
Говоря о химическом составе древних бронз и предметов из археологических раскопок, следует отметить различную окисляемость меди и олова в античных бронзах, находившихся в земле. Это явление впервые было замечено Berthelot в 1894 г. при анализе обломка браслета из сокровищницы Dahchoui’a (XII династии в Египте).7
Для анализа было взято металлическое вещество из центральной части предмета, наиболее удаленной от поверхностного слоя патины. Патина анализировалась отдельно.
Анализ не разрушенной металлической части отличается значительно меньшим содержанием олова. Berthelot объясняет это тем, что медь окислилась сильнее олова, поэтому содержание олова в неметаллической части объекта выше, чем в металле.
Данное Berthelot объяснение было подтверждено позднейшими исследованиями Е. С. Ельчанинова над бронзовыми стрелами,8 найденными на острове Березани (на Черном море), относящимися к VI или V веку до н. э. Оказалось, что части, подвергшиеся наибольшему разрушению, содержали олова сравнительно больше, чем менее разрушенные, т. е. под влиянием процессов медленных реакций при лежании в земле и действия почвенных вод медь потерялась в большей степени, чем олово.
Эту различную способность металлов к окислению следует иметь в виду при анализах древних бронз, чтобы не получить неправильного представления о первоначальном составе металла исследуемого предмета.
_____
1 М. Berthelot, Les origines de ralchitnie, 1885 г., стр. 225.
2 М. Berthelot, Stir le cuivre des aneiens, Annales de ehimie et de physique, 1887 г., стр. 14.
3 Bertlielot, Les origirtes de l’alchimie, 1885 г., стр. 226,
4 L. Knab, Traiteclesalliagesetaes depots nietalliques, Paris, 1892 г., стр. 157.
5 L. Knab, указ. раб.
6 American Anthropologist, 1922 г., т. 24, стр. 129.
7 J. de Morgan, Fouilles a Dahchour, 1894 г., стр. 139.
8 Журнал Русского химического общества, 1903 г., стр. 1277.
Первоисточник:
Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130. ОГИ3. М-Л., 1935art-con.ru
Бронзовый век – фальшивка «академической» истории.
«Не следует беззастенчиво лгать, но иногда необходима уклончивость».
(Маргарет Тэтчер)
Представляю, какой вой сейчас поднимется. Сколько обвинений в невежестве, в поддержке «антинаучной новой хронологией Фоменко» и пр. Но давайте ещё раз взглянем на то, чему нас учит официальная история, и на конкретные неопровержимые факты. Итак, сегодня моя жертва – «бронзовый век».
Со школьных лет мы привыкли доверять учебникам и тем кто их пишет. Мы не задумываясь, принимаем как аксиому, что Олово – один из первых металлов, освоенных человеком. Применение его в сплавах с медью определило целую эпоху в развитии человечества, получившую название «бронзовый век» со второй половины IV тысячелетия до IX-VIII в. до н. э. Документально подтверждено, что художественное литьё было развито много тысяч лет назад. В Египте найдены скульптуры, отлитые из бронзы, датирующиеся 3-им тысячелетием до нашей эры, в Китае — 2-м тысячелетием до нашей эры. Также художественное литьё широко использовалось в Древней Греции и в Древнем Риме. Пик художественного литья из бронзы пришёлся на 17-XVIII век в Западной Европе, когда любой более-менее богатый человек желал увековечить себя в статуях и эпических композициях. Всё так. Даже семиклассник – двоечник в курсе, что бронза состоит как минимум из меди и олова. И тут обнаруживаем удивительное… Если это такой «древний» сплав, что им тысячи лет назад древние египтяне обрабатывали гранитоиды и даже сверхтвёрдый диорит, значит олово широко было известно по всему миру. И тут легко выползает первая змея лжи. По признанию всё тех же «историков» единственное известное месторождение руды, содержащей олово — где??? Ответ: — «Римляне называли его касситеридес и добывали из месторождения Корнуэлл в Англии. Для справки:
Касситери́т (от κασσίτερος — олово) — минерал состава SnO2. Устаревшие синонимы: оловянный камень, жильное олово, речное олово, аллювиальное олово, деревянистое олово. Главный рудный минерал для получения олова. Теоретически касситерит содержит 78,62 % Sn. Образует отдельные, часто хорошо образованные кристаллы, зёрна, прожилки и сплошные массивные агрегаты, в которых зёрна минерала достигают в размере 3—4 мм и более. Химическая устойчивость Sn, нетоксичность его солей и сплавов обусловили широкое применение его в виде белой жести в консервной отрасли промышленности (32% добычи). Кроме того, олово используется для получения бронз, латуни, баббитов (22%), припоев (29%), типографских шрифтов и химической промышленности (15%), в производстве красителей, в стекольной и текстильной отраслях промышленности.
А теперь вопрос «историкам»: Каким образом касситерит попадал с Британских островов в «древние Египет, Шумер и Китай?» Что, сухогрузами развозили по всему миру, и всю Русь им заполонили, что все язычники скифы – пеласги дрались бронзовыми мечами?
Ну напрягите мозги, товарищи! Римляне вооружали всех своих врагов по всему миру? Ну не бред ли? А что нам говорят об истории бронзы на Руси?
На Руси художественное литьё было развито с 11 века, когда отлив колоколов стал искусством. В 16-17 веках в России появились замечательные мастера-литейщики ( Чохов, Дубинин, Моторины…), которые специализировались не только на колоколах, но и на отливе пушек.
Моторины в начале 18 века. Как вам нравится? А отчего не Самолётовы или Мобильниковы?
Идём дальше. Может кроме Анлии, всё — таки есть где-то на территории Росии месторожденя оловянной руды? Читаем мою любимую Горную Энциклопедию:
[Карта месторождений здесь]
http://www.mining-enc.ru/images/o/4/olovjannye_rudy_1.jpg
«Почти 95% всех российских запасов находится в Верхояно-Чукотской, Сихоте-Алинской и Монголо-Охотской провинциях. Основной недостаток минерально-сырьевой базы России – большая удаленность оловодобывающих предприятий от центров переработки».
Ну и как вам это? Даже ребёнку станет ясно, что вплоть до 20 века на Руси бронзы просто не могло быть! А как же быть с мечами, предметами обихода, украшениями из бронзы? А колокола? Из чего были вечевые колокола в Пскове и Новгороде? Посмотрим на самый знаменитый:
Колокол Царь-колокол. XIX век. Фото Шерер, Набгольц & Ко.
В 1730 году императрица Анна Иоанновна поручила отлить его. Высота колокола с ушками составляет 6,24 м,диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн!!!! Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг). У них то… были такие!?
И тут мы выявляем ещё одну порцию лжи: По легенде, колокол раскололся при пожаре, когда его поливали водой, чтоб он не расплавился. Ну не смешите вы мои тапочки господа историки! Температура плавления бронзы около 1140 °C. Вы в таком пекле сможете бегать с вёдрами и кадками? Да и температура горения древесины не может никак быть выше 1090°C. Зачем врать? Да и вообще, зачем тратить на какую-то хрень, аж 26240кг. безценного олова!?
Какие же мы можем сделать выводы? Думаю, вы уже не станете отрицать того, что производство бронзы не могло быть налажено по всему миру раньше 19-20 века, если верить самим же «историкам» которые не смогли договориться с геологами. Чтоб те понасыпали оловянную руду на каждом километре. Значит, либо вся древняя бронза и весь бронзовый век – фикция. Либо бронза была известна, но тогда её распространение могло произойти только по одной причине – не существовало никаких границ, государств, княжеств, а была единая мощная централизованная страна, с отлично действующими транспортной системой и высокотехнологичными предприятиями. Откуда же сказки о средневековом варварстве, невежестве, мракобесии? Всё больше склоняюсь к мнению, что мы потомки завоевателей-дикарей, которые построили свою цивилизацию на обломках побеждённой или уничтоженной цивилизации. Мы просто не знаем, что делать с артефактами, доставшимися нам в наследство от исчезнувших. Это как подарить людоеду в дебрях амазонки микроволновку. Он ей будет гордиться, но применить может лишь как хранилище скальпов.
kadykchanskiy.livejournal.com
История добычи металлов. Бронза и железо. Базовая версия
История украшений тесно переплетена с историей «приручения» металлов. В первую очередь в неолитической технологической революции сыграло роль появление металлических орудий труда и оружия — собствено, с тех пор люди и гибнут за металл. Однако ювелирное искусство было не менее важой частью развития культуры, а его история была тесно связана с историей религии. 5 тысяч лет назад не только Ближний Восток, но и Европа были уже достаточно плотно населены, а войны, миграции и торговля определяли наличие постоянных связей между различными георгафическими регионами. Попытаемся изложить краткую хронологию истории металлургии в базовой версии.Освоение бронзы, сплава меди и олова, — двольно сложный процесс. Нужно было иметь два вида руды и уметь создавать температуру 1084’C для плавки меди (олово плавится при температуре 232’C). Древнейшие археологические находки из бронзы сделаны в Европе, на территории Сербии и Румынии, в Анатолии, на Кавказе и в Китае. Затем бронза появляется на территории Баварии, Испании и Италии.
Египетские бусины из метеоритного железа возрастом 5 тысяч лет
Самые первые бронзовые изделия делают из меди с добавлением мышьяка или из полиметаллических руд — в которых одноременно находятся и медь и олово. Собствено, месторождений меди было очень много — на Синае, в Анатолии, в горах Европы и Азии, в частности в Карпатах, на Кипре (название меди «cuprum» происходит от названия этого острова), в горах Китая. А вот месторождения олова встречаются редко. Поэтому олово становится одним из первых предметов торговли.
Китайцы закупают олово в Камбодже и Таиланде, первые разработки олова в Европе происходят в чешских Рудных горах, их добывают кельты на территории нынешнего британского Корнуолла и Девона и Бретани во Франции. Около Уль-Бруна (современная Турция) в 1982 году найден древний корабль со всем необходимым для бронзового литья — 10 тонн меди, тонна олова и 150 амфор смолы терпентинной фисташки для литейных форм. А вблизи острова Родос на дне Средиземного моря археологи обнаружили греческое судно с металлоломом, затонувшее более 3 тысяч лет назад.
Торговля ведется морскими и речными путями. Поэтому большое значение приобретают как технологии изготовления инструментов, так и судов, которыми особенно в этот период славится Египет и Междуречье. Знаменитым в древности экспортом становятся также египетские бусы из стекла — одного из первых искусственных материалов, наряду с бронзой. Египетские бусы находят в Шотландии, на Балтике и даже на Урале. Примерно в это же время хетты изобретают железо, хотя, возможно, впервые оно появляется в Таиланде. Хетты тщательно оберегают свои технологии, железо там ценится дороже золота и запрещено к вывозу из страны.
Затем в этой более-менее гармоничной системе происходит кризис, который в 12 веке до н.э. затронул средиземноморские цивилизации — Микены, Крит, Хеттское царство, Египет. Хатусса, столица хеттов, разрушена и государство прекращает свое существование. Население сокращается, материальная культура становится примитивной. Среди версий возможной катастрофы — развитие железной металлургии на Балканах и нашествие данайцев, ахейцев, этрусков. сардов, филистимлян и прочих «народов моря», вооруженных более совершенным оружием. Или катастрофический взыв вулкана Тера-Санторин, падение метеорита в Индийский океан или затопление Черного моря в результате таяния лендников — Потоп, одним словом. Еще версия — огромные миграции голодных людей с севера на юг, вызванные похолоданием. Каждые полторы тысячи лет Атлантический океан вызывает цилические периоды похолодания и потепления (цикл Бонда). Климат портится не только в Европе, но и в Африке и на Ближнем Востоке. В 1109 до н.э. году произошло мощное извержение вулкана Гекла. Эта катастрофа коснулась Средиземноморья, Индию и Китай она не затронула.
В результате медь и олово становятся дефицитными материалами, люди перешли на железо. Железо было известно много тысяч лет, в основном железно-никелевые метеориты и самородное железо. Первоначально его ковали, как и золото, поэтому первыми железными предметами были украшения, как например, бусы из железа в Египте. Из метеоритного железа был сделан кинжал Тутанхамона. Но это железо и инструменты 3 -2 тысячелетий до н.э. были слишком мягкими.
Египетские «космические» бусины из некрополя Герзеха (3200 г. до н.э) в Египте. Группа ученых из Университета колледжа Лондона в Катаре под руководством Тило Ререна доказала, что бусины сделаны из метеоритного железа, результаты были опубликованы в Journal of Archaeological Science. Чтобы не повредить бусины их сканировали при помощи потоков нейтронов и гамма-лучей, высокое содержание никеля, кобальта, фосфора и германия доказывало, что железо имело не рудное происхождение, а метеоритное. Кроме того, древние египтяне применяли для производства бусин не резьбу и сверление, а ковку и неоднократный обжиг. Железо превращали в пластинки толщиной 1-2 мм, сворачивали в цилиндрики длиной 1,5 — 1,7 см. В центре просверливали отверстие для нанизывания на нить. Такая технология требовала большого мастерства, поскольку метеоритное железо твердый, но при этом хрупкий материал. Бусины были частью ожерелья вместе с другими бусинами из золота и драгоценных камней. Хранятся в музе Университетского колледжа Лондона. Исследования показали, что древние люди могли обрабатывать железо задолго до начала производства его из руды. Фото бус отсюда. Подробнее здесь. PDF статьи здесь
Ситуация изменилась после открытия нового способа обработки железа — сыродутного (кричная металлургия). Железная руда смешивалась с древесным углем, в печь мехами накачивался воздух — температура не достигала 1539’C, при которой железо начинает плавиться, но достаточно высокой — 800-1000″С, чтобы железо начинало восстанавливаться из окислов. Полученая масса — крица, проковывалась, в результате удалялись шлаки и железо делалось прочнее + закалка в холодной воде. К VIII в до н.э. люди начали делать оружие из железа такого же качества, как и бронзовое. Произошло это, по-видимому, в Испании. После этого происходит переход от бронзового века к железному, а металлургический процесс в таком виде существовал до начала 19 века, когда появилась доменная металургия и горячее литье.
Читайте также о хеттском железе и украшениях здесь
Иточники: здесь и здесь
передача сгутв о ювелирном икусстве и металлах
world-jewellery.livejournal.com
Бронзовый век – фальшивка «академической» истории.
«Не следует беззастенчиво лгать, но иногда необходима уклончивость».
(Маргарет Тэтчер)
Представляю, какой вой сейчас поднимется. Сколько обвинений в невежестве, в поддержке «антинаучной новой хронологией Фоменко» и пр. Но давайте ещё раз взглянем на то, чему нас учит официальная история, и на конкретные неопровержимые факты. Итак, сегодня моя жертва – «бронзовый век».
Со школьных лет мы привыкли доверять учебникам и тем кто их пишет. Мы не задумываясь, принимаем как аксиому, что Олово – один из первых металлов, освоенных человеком. Применение его в сплавах с медью определило целую эпоху в развитии человечества, получившую название «бронзовый век» со второй половины IV тысячелетия до IX-VIII в. до н. э. Документально подтверждено, что художественное литьё было развито много тысяч лет назад. В Египте найдены скульптуры, отлитые из бронзы, датирующиеся 3-им тысячелетием до нашей эры, в Китае — 2-м тысячелетием до нашей эры. Также художественное литьё широко использовалось в Древней Греции и в Древнем Риме. Пик художественного литья из бронзы пришёлся на 17-XVIII век в Западной Европе, когда любой более-менее богатый человек желал увековечить себя в статуях и эпических композициях. Всё так. Даже семиклассник – двоечник в курсе, что бронза состоит как минимум из меди и олова. И тут обнаруживаем удивительное… Если это такой «древний» сплав, что им тысячи лет назад древние египтяне обрабатывали гранитоиды и даже сверхтвёрдый диорит, значит олово широко было известно по всему миру. И тут легко выползает первая змея лжи. По признанию всё тех же «историков» единственное известное месторождение руды, содержащей олово — где??? Ответ: — «Римляне называли его касситеридес и добывали из месторождения Корнуэлл в Англии. Для справки:
Касситери́т (от κασσίτερος — олово) — минерал состава SnO2. Устаревшие синонимы: оловянный камень, жильное олово, речное олово, аллювиальное олово, деревянистое олово. Главный рудный минерал для получения олова. Теоретически касситерит содержит 78,62 % Sn. Образует отдельные, часто хорошо образованные кристаллы, зёрна, прожилки и сплошные массивные агрегаты, в которых зёрна минерала достигают в размере 3—4 мм и более. Химическая устойчивость Sn, нетоксичность его солей и сплавов обусловили широкое применение его в виде белой жести в консервной отрасли промышленности (32% добычи). Кроме того, олово используется для получения бронз, латуни, баббитов (22%), припоев (29%), типографских шрифтов и химической промышленности (15%), в производстве красителей, в стекольной и текстильной отраслях промышленности.
А теперь вопрос «историкам»: Каким образом касситерит попадал с Британских островов в «древние Египет, Шумер и Китай?» Что, сухогрузами развозили по всему миру, и всю Русь им заполонили, что все язычники скифы – пеласги дрались бронзовыми мечами?
Ну напрягите мозги, товарищи! Римляне вооружали всех своих врагов по всему миру? Ну не бред ли? А что нам говорят об истории бронзы на Руси?
На Руси художественное литьё было развито с 11 века, когда отлив колоколов стал искусством. В 16-17 веках в России появились замечательные мастера-литейщики ( Чохов, Дубинин, Моторины…), которые специализировались не только на колоколах, но и на отливе пушек.
Моторины в начале 18 века. Как вам нравится? А отчего не Самолётовы или Мобильниковы?
Идём дальше. Может кроме Анлии, всё — таки есть где-то на территории Росии месторожденя оловянной руды? Читаем мою любимую Горную Энциклопедию:
[Карта месторождений здесь]
http://www.mining-enc.ru/images/o/4/olovjannye_rudy_1.jpg
«Почти 95% всех российских запасов находится в Верхояно-Чукотской, Сихоте-Алинской и Монголо-Охотской провинциях. Основной недостаток минерально-сырьевой базы России – большая удаленность оловодобывающих предприятий от центров переработки».
Ну и как вам это? Даже ребёнку станет ясно, что вплоть до 20 века на Руси бронзы просто не могло быть! А как же быть с мечами, предметами обихода, украшениями из бронзы? А колокола? Из чего были вечевые колокола в Пскове и Новгороде? Посмотрим на самый знаменитый:
Колокол Царь-колокол. XIX век. Фото Шерер, Набгольц & Ко.
В 1730 году императрица Анна Иоанновна поручила отлить его. Высота колокола с ушками составляет 6,24 м,диаметр — 6,6 м, масса около 200 тонн!!!! Согласно анализу, проведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг). У них то… были такие!?
И тут мы выявляем ещё одну порцию лжи: По легенде, колокол раскололся при пожаре, когда его поливали водой, чтоб он не расплавился. Ну не смешите вы мои тапочки господа историки! Температура плавления бронзы около 1140 °C. Вы в таком пекле сможете бегать с вёдрами и кадками? Да и температура горения древесины не может никак быть выше 1090°C. Зачем врать? Да и вообще, зачем тратить на какую-то хрень, аж 26240кг. безценного олова!?
Какие же мы можем сделать выводы? Думаю, вы уже не станете отрицать того, что производство бронзы не могло быть налажено по всему миру раньше 19-20 века, если верить самим же «историкам» которые не смогли договориться с геологами. Чтоб те понасыпали оловянную руду на каждом километре. Значит, либо вся древняя бронза и весь бронзовый век – фикция. Либо бронза была известна, но тогда её распространение могло произойти только по одной причине – не существовало никаких границ, государств, княжеств, а была единая мощная централизованная страна, с отлично действующими транспортной системой и высокотехнологичными предприятиями. Откуда же сказки о средневековом варварстве, невежестве, мракобесии? Всё больше склоняюсь к мнению, что мы потомки завоевателей-дикарей, которые построили свою цивилизацию на обломках побеждённой или уничтоженной цивилизации. Мы просто не знаем, что делать с артефактами, доставшимися нам в наследство от исчезнувших. Это как подарить людоеду в дебрях амазонки микроволновку. Он ей будет гордиться, но применить может лишь как хранилище скальпов.
chipstone.livejournal.com
Бронза. Технологическая справка: cultprosvet_mag — LiveJournal
«Введение железа в каком-либо народе означает конец
его дикого существования и начало образованности»
Юлий Цезарь, «Записки о галльской войне»
Бронза это сплав меди с оловом или мышьяком, обладающий значительно большей, по сравнению с медью, твёрдостью, прочностью и легкоплавкостью. Классическая оловянная бронза с трудом поддается обработке давлением, резанием или заточке, в основном она литейный металл. Оловянная бронза обладает несколько лучшими характеристиками с технологической точки зрения, при том, что ее потребительские свойства примерно идентичны мышьяковистой. Исторически раньше появилась — мышьяковистая (черная) бронза, а постепенное ее вытеснение оловянной началось после 3000 года до н.э., но из–за дефицита олова еще в течении долгого периода Египетская бронза, бронзы Крита и западной части Средиземноморья оставались «черными».
Литьё бронзы в Древнем Египте (Новое царство, около 1450 г. до н.э). [2, 72]
В чем же, с технологической точки зрения, «черная» бронза уступала оловянной? Во-первых, она при переплавке, существенно изменяла свои механические свойства в худшую сторону из-за чего долгое время продукты из повторно используемой бронзы стоили существенно дешевле, чем аналогичные — из “первородной”.
Рециклинг лома в эпоху «черной» бронзы (III тыс. до н.э.) [2, 68]
Понять причину вызывающую ухудшение качества переплавленного металла древние металлурги не могли, но оловянной бронзой подобного эффекта не возникало. Во-вторых, соединения мышьяка очень токсичны, отчего древние металлурги обладали целым букетом профессиональных заболеваний. Эта особенность древней металлургии нашла отражение во многих мифах и преданиях того периода, в которых металлурги, как правило, изображались хромыми, горбатыми, часто карликами, со скверным характером, косматыми и с отталкивающей внешностью. [2, 69-70]
Соотношение общепринятой хронологии цивилизации с важнейшими событиями в истории металлургии [2, 12]
Важным технологическим преимуществом бронзы являлось то, что температура плавления у нее даже ниже чем у меди. То есть 950°C у бронзы против 1084°C у меди.
Температурный уровень термообработки изделий и извлечения металлов из руд [2, 26]
Для древней металлургии даже разница в 130°C была чрезвычайно важной с технологической точки зрения. Плавильные печи были несовершенны, обеспечивать высокие температуры плавления в них было сложно. А относительно не высокая температура плавления бронзы, позволяла осуществлять переплавку изделий из нее вне специализированных металлургических центров.
Температурный уровень производства основных материалов древности [2, 27]
По потребительским характеристикам бронза была тверже железа и не такой хрупкой, как пока ещё не изобретённая человечеством сталь. Но в отличие от железа, требовавшего долгой процедуры ковки, бронзовые изделия отливались, что сильно упрощало производство и стандартизацию готовых изделий.
Литейная форма для отливки 5 серпов, бронзовый век. Из коллекции музея УОЛЕ (Екатеринбург)
Каменная форма для отливки топоров (Сардиния)
Металл войны
Примером массового производства, может быть изготовление наконечников для стрел или копий.. Эксперимент, проведенный английскими археологами и специалистами по литью, показал что в литейной форме один мастер с несколькими квалифицированными помощниками мог отлить за неделю около 10 тыс. наконечников, шесть литейщиков могли за месяц отлить более 500 тыс. наконечников, переработав при этом до 2 т металла [1, 96].
С самого своего появления на свет бронза стала «металлом войны», а обладание бронзовым вооружением — необходимым условием для успешного ведения боевых действий. Именно бронза позволила создавать длинные прямые мечи, «тяжелые» воинские доспехи и прочее оружие, на порядок превосходившее медные и каменные аналоги.
Микенские тяжело вооруженные воины (Giuseppi Rave)
Олово
К сожалению, олово оказалось еще более редким металлом, чем медь. Содержание олова в земной коре составляет всего около 2 ppm (олово в 35 раз более редкий металл, чем медь и в 25 000 раз более редкий, чем железо). Первыми оловянными бронзами были бронзы Анатолии, связанные с добычей олова из месторождений Киликии и Тавроса. Однако, уже к XIX веку до н.э. небольшие месторождения олова Малой Азии уже были полностью выработаны и его приходилось ввозить из мест, иногда удаленных за тысячи километров от металлургических центров.
Рециклинг лома в эпоху оловянной бронзы (II тыс. до н.э.) [2, 75]
А что означал в условиях бронзового века дефицит олова? Без олова невозможно произвести качественную бронзу, без которой не вооружить армию, государство, не имеющее сильной армии, станет добычей лучше вооруженных соседей. Поэтому ведущие государства делали все возможное, чтобы охранять и контролировать торговлю оловом. Олово было стратегическим ресурсом, легшим в основу экономики бронзового века.
Литература
- Черненко Е.В. — Скифские лучники. Киев. «Наукова думка». 1981 г. — с. 168 {24}
- Черноусов П.И., Мапельман В.М., Голубев О.В. Металлургия железа в истории цивилизации. – М.: МИСиС, 2005г. — с. 413 {25}
(к оглавлению)
cultprosvet-mag.livejournal.com