Большая клизма для истории или Колыванская ваза.

Из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонируется в Государственном Эрмитаже.

Проведём наглядное сравнение актуального рассказа о создании этой чаши и другого, известного российской публике на момент 1820 года, изложенного в Сибирском вестнике.
Использовать буду выше упомянутый рассказ из вестника и сведения из википедии. Сразу отмечу, что на сайте Эрмитажа я посмотрел данные на чашу: их там немного, только основные, и они совпадают с вики-данными.

Сходство версий.

Актуальная версия.

В 1815 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа рабочие под руководством И. С. Колычева расчистили от осадочных пород довольно крупный утёс зелёно-волнистой яшмы. .. Через четыре года, в той же каменоломне был обнаружен монолитный 11-метровый участок. От этой находки удалось отделить монолит длиной 8,5 м,.. Пригодной для работы была признана бо́льшая часть камня, имевшая длину 5,6 м.

Версия 1820 года.

Актуальная версия.

С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров.

Версия 1820 года. Здесь рабочих потребовалось почти вдвое больше, но даты совпадают.

На этом сходство версий заканчивается.

Различия.

Спасский, инициатор и главный редактор СВ, неверно оценил вес чаши, если он это делал "на глаз" (что маловероятно), либо же получил неверные цифры от некомпетентного лица. На этой детали акцентировать внимание не буду, лишь покажу цифры.

Реальный вес чаши составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире

По Спасскому (1820 год)

Я бы сказал, судя по описанию, что речь идёт о какой-то другой Большой Колывановской чаше. В метрической системе размеры описываемой чаши таковы: высота 1,46 метра и диаметры - 3,71 и 2,1 метра. Такие размеры соответствуют указанному Спасским весу чаши - 127 пудов или 2 тоннам.

Очевиден диссонанс:
- вес чаши, называемой Спасским равен двум тоннам, и вес камня, из которого была сделана чаша озвучен как 700 пудов или 11 тонн;

- вес же чаши, стоящей в Эрмитаже, равен 19 тоннам, и, с сохранением пропорции, камень должен весить под сотню тонн. Наверное будет неправильным эту пропорцию использовать и я сочту, что камень весил вдвое меньше (да простят мне это почтеннейшие читатели), то есть, 50 тонн.
- и вот самое интересное: по официальным данным камень весом в 50 тонн тащили 230 рабочих, а по версии Сибирского вестника камень впятеро легче тащили 400 человек за 8 дней.

Но это не всё. Главное отличие в датах.

Время находки камня, как я уже указал, обозначено одинаково в обоих случаях, 1815 годом. Дальше различия кардинальны. По версии Эрмитажа только в 1820 году из Петербурга пришёл ответ с рисунками и предписанием об изготовлении эллипсовидной чаши. Далее, к работам приступили в феврале 1828 года. С помощью 230 рабочих камень был вытащен к каменотёсному сараю и поднят на метровую высоту. Первичной обработкой монолита занимались около 100 мастеров, после чего в 1830 году камень уложили на дровни и вручную, силами 567 человек, передвинули глыбу на 30 верст в Колывань. На фабрике рабочие занимались обтёской «полотенца» чаши (верхней части). После чего

в 1832—1843 годах создавалась ёмкости чаши, наносился орнамент и полировалась поверхность яшмы. К этому же времени был найден камень для пьедестала, в котором просверлили отверстие для стального стержня (пирона), соединяющего постамент с ножкой чаши.
19 февраля 1843 года поезд из впряжённых в особые сани лошадей (от 154-х до 180-ти, в зависимости от рельефа местности) повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Загрузили чашу подетально на плоты и направились по реке Чусовой до реки Камы, из реки Камы в реку Волгу, по реке Волге бурлаками, затем по обводному каналу в реку Нева.
Через полгода чаша была доставлена в Петербург, однако баржа с ней довольно долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста. Тем не менее, каменное изделие выгрузили у набережной Невы рядом с Эрмитажем. В 1845 году вазу было решено поместить в проезд здания Нового Эрмитажа — 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место.

Из сообщения Сибирского вестника

следует, что чаша уже в 1820 году была доставлена в Эрмитаж

и установлена на приготовленном для неё месте.

Ещё одно различие - это имена архитекторов. В версии эрмитажа - это А. И. Мельников. По версии вестника - это Гваренги.

Как все мы понимаем, данный материал дает много пищи для размышлений.

В конце я выложу скан всей статьи.

Со мной согласится большинство читателей на предмет: если бы клизмы были такой же формы, как Колывановская ваза, то процедура мониторинга кишечника стала бы делом совсем неприятным. А для истории Большая Колывановская чаша из Сибирского вестника, начиная с этой статьи, станет Большой Колывановской клизмой.

Посткриптум.

Какое у Вас первое впечатление:
Версия Эрмитажа с 1849-м годом точна, и, тогда, Сибирский вестник, который сообщает об установке вазы в 1820 году, создан намного позднее?
Или официальная современная версия - суть сочинение на заданную тему. А не соответствие данных, публикуемых Спасским - результат доверия его непроверенным сведениям о размере и весе чаши? То есть он просто ошибся.

Или же чаш было две. О первой сообщается в Сибирском вестнике за 1820 год, и она была установлена в Эрмитаже. А затем сделали ещё одну - намного большую, которая затем и заменила собой первую чашу. Правда о такой замене нет нигде ни единого упоминания..

rodline.livejournal.com

А знаете ли Вы о "Царице ваз"? Самой большой вазе в мире, вырезанной из цельной яшмы 170 лет назад.

Свою публикацию хочу посвятить 170-летию со дня создания самой большой вазы в мире вырезанной из зелено-волнистой Ревнёвской яшмы.

"Царица ваз" создавалась на Колыванской шлифовальной фабрике, что находится в Алтайском крае. Фабрика была открыта в 1786 году и существует до сих пор.

Своё имя - "Царица ваз" эта чаша получила, безспорно, не зря. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире. На воплощение в действительность вазы по чертежам ушло 12 лет (с 1831 – 1843 гг.). Для грандиозной вазы понадобился самый большой кусок камня. И такая глыба нашлась на Ревневской каменоломне в Змеиногорском районе Алтайского края, длина глыбы составила более 5 метров.

Колыванский музей истории камнерезного дела на Алтае : Картина Г. Тарского «Доставка камня для «Царицы ваз»

Каменную глыбу доставляли до фабрики с помощью 567 человек, а 42 рабочих трудились над обработкой камня! Вот уже полтора столетия ее называют лучшим произведением Алтайских мастеров, выдающимся достижением камнерезного искусства XIX века. Чаша сделана по рисунку архитектора А. И. Мельникова шлифовальщиками и отдельщиками Колыванской шлифовальной фабрики, или, как именовали ее в то время, “фабрики колоссальных вещей”. Назовем их имена – эти люди достойны того, чтобы о них помнили: Т. Н. Воротников, Ф. Ф. Есаулов, Я. Ф. Есаулов, П. И. Зудов, М. Я. Мурзинцев, Д. А. Осколков. Наблюдали мастера И. С. Колычев, М. С. Лаулин, И. М. Ивачев, И. М. Коновалов.

9 Февраля 1843 года караван из 154 лошадей, впряженных в особо приспособленные сани (вроде “вагонов”, как писалось в отчетах), повез чашу весом 660 пудов из Колывани к Барнаулу. Оттуда путь лежал к Уткинской пристани, что на уральской реке Чусовой. Возглавлял караван И. М. Ивачев. Через шесть месяцев “Царица” была доставлена в Санкт-Петербург.

В Петербурге “Царица ваз” долго простояла на барже на Фонтанке у Аничкова моста. Поместить “Царицу” в парадном втором этаже Зимнего дворца, где были собраны выдающиеся произведения русских камнерезных фабрик, не представлялось возможным из-за ее веса и габаритов. Только в 1845 году “Царице” отвели так называемый проезд недавно выстроенного здания Нового Эрмитажа. Там еще в течение четырех лет сооружали для нее особый автономный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих подняли и поставили чашу на место. До сих пор ваза стоит в Эрмитаже и является символом камнерезного искусства Алтая.

Я живу в Алтайском крае, в городе Змеиногорске и не раз бывала на Колыванском камнерезном заводе (как он сейчас называется) и на месторождении Ревнёвской яшмы, а вот саму "Царицу ваз" видела только на фото, мечтаю увидеть в живую это произведение искусства. А Вы, дорогие читатели, её видели?

С юбилеем! "Царица"!

www.livemaster.ru

Большая Колыванская ваза в Эрмитаже — царица ваз

Большая Колыванская ваза получила свое название по месту создания. Так, называлась фабрика в Алтайском крае. Ее часто именуют «царицей ваз». Она выполнена из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Это произведение камнерезного искусства было удостоено зала в Зимнем дворце, а сейчас является экспонатом Эрмитажа.

История создания

Берет свое начало на заре XIX в. В те времена были популярны изделия из камня, поэтому разведывательные работы велись постоянно. В 1819 г. поисковики находят гигантский самородок зеленой яшмы.

Камень – Яшма

Это случилось на одной из каменоломен Алтая. 11-метровый утес яшмы было решено расколоть для отделения одного большого монолита. Получился 8-метровый камень, на котором в процессе образовалась трещина.

Она и разделила камень на 2 неравные части, и наибольшая из половин была пригодна для дальнейшей работы. Ее размер – 5, 6 метра.

Вес составляет почти 20 тонн, высота вместе с пьедесталом – 2,57 м. Признанная самой большой вазой в мире, она имеет 5,04 м во внешнем диаметре и 3,22 м во внутреннем.

Проект эллипсовидной чаши

Об этой находке было сообщено в Петербург, императору Александру I. Директор Колыванской фабрики М.С. Лаулин направил ему чертежи с точным указанием размеров. В ноябре 1920 г. из Зимнего дворца был получен ответ.

Он содержал проект по изготовлению эллипсовидной чаши, который разработал архитектор царского двора Джакомо Кваренги. Чертежи и гипсовый макет были доставлены из Петербурга в Колывань, после чего работами по созданию вазы руководил архитектор Авраам Мельников.

От момента нахождения яшмовой глыбы и сообщения об этом царскому двору до рождения великолепного произведения искусства прошло 25 лет. Сперва нужно было вытащить камень из земли, не повредив его. Затем предстояла длительная шлифовка и обтеска до получения нужной формы.

Дважды изделие полностью полировали и в конце нанесли на него живописный орнамент. Рабочие трудились вручную. Результатом стал прекрасный экземпляр камнерезного искусства, который поражал своей грандиозностью.

Размеры чаши по сей день бьют рекорды среди аналогичных примеров: 19-тонная статная красавица возвышается на 2,5 м над землей; диаметры по большому эллипсу – около 5 м, по малому – более 3-х.

Мастера потратили свыше 2-х десятков лет, с филигранной точностью вырезая чашу из единого камня. В это же время ее полировали и украшали орнаментом. Параллельно искали камень для пьедестала.

Интересен факт, что традиционная круглая форма чаш того времени, была заменена на овал. Учитывая, что яшма – камень хрупкий, это особенно осложняло задачу мастеров. Остается лишь догадываться, какими невероятными усилиями им удалось явить это чудо миру.

Транспортировка

Чашу повезли в Петербург на исходе зимы в 1943 г. Караван состоял из 154 лошадей, что неудивительно. Громоздкую скульптуру нужно было доставить в целости и сохранности, и для этого необходима была огромная тягловая сила.

Дорога пролегала через Барнаул, административный центр Алтайского края. 660 пудов гравированной яшмы прибыли в Санкт-Петербург через полгода после начала пути.

Прибытие вазы в Петербург

Вышла на поверхность халатность по подбору места для чаши. Оказалось, в Зимнем дворце заранее не позаботились о том, чтобы приготовить для нее место. Поэтому баржа с «царицей ваз» вынуждена была задержаться у Аничкова моста, а после — прямо на набережной Невы напротив Эрмитажа.

Подходящим вариантом мог быть только парадный второй этаж, однако, транспортировка чаши до него была невозможна.

Ее отправили на склад. Там нахождение вазы затянулось почти на 2 года, пока для нее не отвели проезд только что законченного Нового Эрмитажа.

По прибытию во дворец Колыванскую вазу сперва определили на склад, так как достаточно просторного помещения для ее экспозиции не нашлось. После того как это упущение было исправлено, прошло уже 150 лет. Теперь яшмовая ваза занимает почетное место в главном Государственном музее.

Именно здесь еще несколько лет сооружали массивный постамент из найденного позже, чем основная глыба, подходящего камня зелено-волнистой яшмы. Фундамент был готов только к осени 1849 г. На привычное нам место — в зале Нового Эрмитажа ее устанавливали 770 рабочих.

Санкт-Петербург – мой дом и самый красивый город на Земле. Я люблю его за великолепную архитектуру, неповторимую атмосферу и даже за серые будни. Мне нравится делиться с читателями своими впечатлениями о городе, “показывать” словом на сколько он необычен и величественен.

spbinteres.ru

Царица ваз | Страницы Истории

Царица ваз

Чашу из ревневской яшмы вытесывали в течение 13 лет!

В одном из залов Нового Эрмитажа можно увидеть огромную каменную чашу. Она установлена на специальном фундаменте — настолько тяжела. У этого музейного экспоната несколько названий — Большая колыванская ваза, Колыванская чаша, царская чаша, чаша из ревневской яшмы, — но в отечественном искусствоведении прижилось первое.

Колыванская ваза (или чаша) считается самой большой в мире. Это верно, но с одной оговоркой — самая большая чаша, изготовленная из яшмы.

Заботами императора

Появление гигантской каменной чаши в коллекции Эрмитажа относится к правлению императора Николая I, который всерьез занялся строительством и обустройством дворцового комплекса на берегу Невы. При прежних самодержцах посмотреть на сокровища могли только обитатели Зимнего дворца и их гости. Новое назначение Эрмитажа потребовало и расширения его площади (появился Новый Эрмитаж), и отделки залов облицовкой и украшениями из поделочного камня. Так в публичном музее появились многочисленные предметы, изготовленные русскими камнерезами.

В то время в России существовало три камнерезных центра — Петергофская шлифовальная фабрика («мельница»), построенная еще по приказу Петра Великого, Екатеринбургская шлифовальная «мельница», построенная в 1740 году, и появившаяся в самом конце XVIII века Колыванская шлифовальная фабрика на Алтае. Наша ваза (или чаша) была изготовлена именно на ней.

Гора Ревнюха на Алтае: здесь нашли богатые залежи яшмы, из которой и вытесали удивительную чашу

Табличка под артефактом, установленная еще при Николае, сообщает: чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике, из ревневской яшмы, по рисунку архитектора Мельникова; в поперечнике 7 аршин, вышиною, вместе с пьедесталом и ножкою, 3 аршина 10 вершков, весом более 1200 пуд. В переводе на современные меры длины и веса поперечник (в самом широком месте) чаши достигает 4,98 метра, высота — 2,58 метра, а вес -19 656 килограммов. У Колыванской чаши есть одна особенность: в отличие от большинства каменных ваз того времени, которые делали квадратными или круглыми, она имеет овальную форму. Казалось бы — и что?

Овальная так овальная. Но при обработке хрупкой и очень твердой яшмы это был своего рода приговор: если для изготовления круглой чаши можно было использовать шлифовальную машину, то овальную чашу требовалось изготавливать вручную. Однако существовали ухищрения, о которых современным мастерам неизвестно. Если первые изделия только имитировали вид чаш, то с конца XVIII — начала XIX века камнерезы научились удалять «каменное нутро», то есть лишний камень. Один из мастеров, Филипп Стрижков, придумал особую машину для обработки овальных полостей. А за ним и другие мастера вполне освоили высверливание полостей. Увы, уральские и алтайские мастера сегодня не взялись бы за производство подобной чаши ни за какие деньги. Они все ссылаются на то, что яшма — материал сложный и легко дает трещины, современные станки применять нельзя. Значит -только абразивные материалы и ручной труд на долгие годы. А вот колыванские мастера XIX века — могли.

Дар горы Ревнюхи

Яшма, из которой сделана чаша, происходит с горы Ревнюха, названной так из-за покрывавших ее зарослей ревеня. Именно на этой горе было найдено месторождение очень красивой зеленоволнистой яшмы, которая не встречается в других местах. Для разработок месторождения на северо-восточном склоне горы соорудили Рев-невскую каменоломню. Поскольку залежи красивой яшмы были огромны, то из нее изготавливали чаши и вазы для украшения дворцов в Санкт-Петербурге. В каменоломне добывали и обтесывали до нужного размера куски породы, а тонкая обработка проводилась уже на Колыванской шлифовальной фабрике, отстоящей от каменоломни на несколько десятков километров. Мало того, что требовалось найти кусок камня нужного размера, нужно было его еще и спустить с горы вручную, поскольку использовать лошадей на очень неровной местности было невозможно. А потом тащить огромные каменные глыбы, подкладывая стволы лиственниц.

Описание добычи и доставки глыбы яшмы для изготовления аналогичной чаши меньшего размера сохранилось в статье XIX столетия, опубликованной в «Сибирском вестнике». Руководил работами Петр Кузьмич Фролов — начальник Колыва-но-Воскресенских заводов. Симпатичный кусок породы весом около 700 пудов, то есть 11 466 килограммов, был найден в 1815 году, но доставлен на фабрику только летом следующего года. Для доставки пришлось использовать не только рабочих самой фабрики, но людей с ближайших рудников. 400 человек на протяжении 8 дней тащили этот каменный груз волоком. Чаша, изготовленная по рисункам архитектора Кваренги, тоже овальная, была куда меньшего веса и размера, чем наш музейный артефакт. Без ножки она весила 109 пудов (1786 килограммов), с ножкой и цоколем — 127 пудов 18 фунтов (2088 килограммов). В наибольшей точке ее ширина около 3 метров, в наименьшей — чуть больше 2 метров, а высота — около 1,5 метра. Обработка заняла 4 года. В 1820 году чашу доставили в столицу. Путь, которым ее везли в Санкт-Петербург, точно указан: сначала чуть ли не месяц тянули 1785 верст (более 1900 километров) на лошадях от Барнаула до Екатеринбурга, потом еще 4 дня до Уткинской пристани на реке Чусовой, откуда с середины апреля по середину августа ее сплавляли по системе рек (Чусовая, Кама, Волга, Обводный канал, Нева) до самой столицы. Это был стандартный маршрут доставки изделий из алтайского камня.

Обратного хода нет

В Эрмитаже хранится множество изделий камнерезов с Колыванской фабрики — от мелких до очень крупных. Мастера этой фабрики славились именно обработкой яшмы, хотя использовали и другие минералы — гранит и черный порфир. Из такого порфира, например, была изготовлена квадратная ваза для Наполеона, с которым после Тильзитского мира дружил император Александр. Но порфир считался менее ценным материалом, чем яшма. Так что в столицу для дворцовых нужд шли чаще изделия из яшмы.

Добыта эта яшма была в той же Ревневской каменоломне и, очевидно, из того же пласта, открытого в 1815 году унтер-шихтмейстером Колычевым. В 1819 году там нашли огромную, 11-метровую глыбу яшмы, но при ее разработке размер пригодного камня уменьшился до 8,5 метра, а после отделения монолита камень дал трещину, и размер сократился на треть — до 5,6 метра. Именно из этого куска породы и было приказано в 1820 году изготовить чашу для Нового Эрмитажа. Кваренги к тому времени уже умер, так что рисунки для вазы сделал архитектор Мельников. Чаша должна была быть полой, с изящной ножкой и искусной резьбой по исподу.

Несколько лет ушло только на изготовление макетов и разработку рисунков. В 1829 году приступили, наконец, к работам над будущим шедевром. Работами руководил управляющий фабрикой Михаил Лаулин. 230 рабочих доставили добытый камень в каменотесный сарай, установили его на подпорки, и начался долгий и утомительный труд — тесали вручную, долотами. Через два года заготовку отправили на Колыванскую шлифовальную фабрику, где началась выемка внутренней части чаши. После этого одни мастера шлифовали внутренность вазы, другие занимались резьбой наружной части, отдельно изготавливали ножку, причем несколько ножек треснули во время резки, и работу пришлось начинать заново. Только к 1842 году все было закончено.

В феврале 1843 года чашу аккуратно запаковали, обложили стружкой, поместили на специальные сани и повезли в Барнаул, а оттуда в Екатеринбург, к той самой Уткинской пристани, откуда отправлялся груз в Санкт-Петербург. Тянули нашу чашу 154 лошади. А когда довезли до пристани, сплавили груз по воде. К августу, наконец, чаша доехала до столицы, но пребывала пока что на барже у Аничкова моста. Оказалось, что она так велика, что ни в одни дворцовые двери не пройдет. А ведь изначально задумка была такова: установить шедевр на втором этаже Зимнего дворца, в зале, где собраны произведения русского камнерезного искусства. Увы, для того чтобы ее туда поставить, пришлось бы ломать стены дворца. Так что под чашу пришлось придумывать новый проект. И осуществления этого проекта ей пришлось ждать несколько лет — так и лежала в ящиках на набережной Невы, пока строился Новый Эрмитаж.

В 1849 году — наконец — она нашла себе вечный приют. Ко-лыванское чудо установили в проезде, предварительно создав для артефакта прочный фундамент. А спустя несколько лет проезд перестал быть проездом, его обнесли стенами и превратили во внутреннее помещение Нового Эрмитажа. С тех пор там она так и стоит. Ни вынести ее, ни внести назад — невозможно.

Николай КОТОМКИН

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

straniciistorii.ru

царица ваз до сих пор удивляет ученых — Альтернативный взгляд Salik.biz

В Эрмитаже, что находится в Санкт-Петербурге, находится удивительная по красоте Большая Колыванская ваза, которую в народе чаще называют Царицей ваз. Объясняется это очень просто: перед вами настоящий шедевр камнерезного искусства первой половины XIX века, поскольку выполнена ваза из огромной глыбы красивейшего камня яшмы с очень интересными зеленовато-волнистыми узорами-прожилками.

Поражает в этом шедевре не только красота, но и ее размеры. Царица ваз имеет внешний диаметр более 5 метров и высота ее — 2,5 метра, а весит этот уникальный экспонат Эрмитажа – 19 тонн. Не мудрено, что каждого посетителя петербургского музея, кто видит это чудо из чудес, удивляет не только красота огромной вазы из великолепной яшмы, но и ее какие-то нереальные размеры, отчего у людей даже врываются возгласы, типа: надо же какие раньше были мастера по камню!

- Salik.biz

Действительно, Большая Колыванская ваза, согласно письменным свидетельствам, изготовлена в период с 1829 по 1849 годы. Что за мастера в резке камня были в то время, которые умудрились создать столь уникальный и в то же время удивительный шедевр? Это давно интересует не только обывателей или ценителей искусства, но и ученых.


Интересует потому, что для создания такой вазы требуется что-то намного большее, чем просто талант. Как говорят современные камнерезы, выполнить такое изделие из цельного куска яшмы (змеевика) просто нереально – он слишком хрупкий для этого. Более того, чем красивее камень по своему узору – тем хрупче. А кусок яшмы, из которого изготовлена Царица ваз, просто поражает своей неоднородностью (узорчатостью). Даже при изготовлении небольшого изделия из такого змеевика, процентов 70 ушло бы в отходы, а при обработке такой глыбы яшмы (можно только представить ее), она бы непременно раскололась, особенно во время нанесения эллипсовидных граней, которыми украшена Большая Колыванская ваза.

Исследователи пошли дальше: они решили создать уменьшенную копию Царицы ваз, используя все современные технологии и возможности камнерезки. Для этой цели был создан специальный эскиз, подробно и точно копирующий уникальный музейный экспонат, по которому было предложено самым авторитетным камнерезам России сделать из цельного куска яшмы вазу всего в один метр высотой и полметра в диаметре.

И ни один из мастеров не взялся за эту работу, потому что, по их мнению, выполнить такой заказ просто невозможно: заготовка змеевика будет испорчена еще на стадии грубой обработки. Это даже при современных технологиях и уникальных аппаратах по резке камня.

Рекламное видео:

Спрашивается: как же мастера первой половины XIX века сумели изготовить Большую Колыванскую вазу с помощью самых «простых» инструментов? Остается лишь одно рациональное объяснение: камнерезы того времени обладали какими-то тайными технологиями, которые со временем были утрачены. И мы до сих пор не знаем, как делались вот такие уникальные шедевры, а потому домысливаем что угодно, строя самые фантастические предположения, удивляясь и недоумевая. А что остается делать, когда к этой Царице ваз никто не приложил подробное описание, как она была сделана?..

Даниил Мыслинский 

salik.biz

Колыванская ваза | Secretworlds.ru

Колыванская ваза

     В странах Западной Европы камнерезное искусство к XVIII веку прошло длительный путь развития, и многие музеи мира обладали шедеврами Древнего Египта, классической античности и эпохи Возрождения. В XVII—XVIII веках искусством обработки камня славились мастера Флоренции и Милана, Франции и Саксонии, Англии и Швеции. И хотя в XVIII веке техника обработки цветного камня в России тоже достигла определенных успехов, так что камнерезное дело впервые стало играть существенную роль в отечественной ювелирной культуре, русским мастерам предстояло догнать своих зарубежных собратьев в кратчайшие сроки.


   Один из российских камнерезных центров был создан на Алтае, но этому предшествовал длительный период изучения богатейших недр этого края. Самые ранние сведения о нахождении цветных камней в этом районе были собраны в 1744—1745 годы, и уже весной 1745 года на Алтай была отправлена крупная поисковая экспедиция, доставившая в Санкт-Петербург первые образцы поделочных камней. А весной 1786 года в малоизученные районы алтайской реки Алей отправились сразу девять поисковых партий, которые должны были изыскать цветные камни, пригодные для «обрабатывания колонн, вазов, столов». Потом в этих краях побывало еще несколько экспедиций, и в российской столице родилась мысль о возможности не только добычи, но и обработки камня на Алтае.

   Выбор пал на Локтевский меде- и сереброплавильный завод, который как раз и располагался на локте (излучине) реки Алей. Неподалеку от этой излучены были обнаружены залежи великолепного поделочного камня — черного порфира. К концу 1787 года было открыто еще 210 разновидностей поделочного камня, и, таким образом, сырьевая база для камнерезного дела на Алтае была солидно подготовлена самой природой.

   Летом 1786 года, одновременно с добычей первых блоков черного порфира, при Локтевском заводе началось строительство шлифовальной мельницы (по образцу Петергофской). Как правило, изделия из камня создавались по заказу Кабинета Ее Императорского Величества, и, конечно, это накладывало особую ответственность на всю работу мастеров-камнерезчиков. Сначала вазы создавались цельные, без «вынутого нутра», но потом появилась возможность высверливать и внутреннюю полость изделия.

   Исключительное место среди алтайских изделий занимает знаменитая Колыванская ваза — самая большая ваза России. Да и не только России! «Царица ваз», изготовленная из яшмы и весящая 19 тонн, является самой большой вазой в мире.

   В 1819 году унтершихтмейстер И.С. Колычев, добывая на Ревневской каменоломне блоки для колонн, обнаружил яшмовую глыбу длиной около десяти метров. Когда глыбу стали отделять, она оказалась раздвоенной, причем большая ее часть достигала пяти с половиной метров. Через некоторое время управляющий фабрикой послал в Горный департамент описание и модель добытой глыбы: «План и профили с каменной штуки, добытой из зелено-волнистой ревневской яшмы, с коей зделана по одинакому маасштабу деревянная модель 1820 года».

   То, что удалось выточить пятиметровой длины яшмовый монолит, — уже само по себе было замечательным событием. Обработка этой породы является необычайно сложным процессом, ведь яшма, обладая большой твердостью, в то же время очень хрупка, не переносит ударов, которые порой оставляют на ней многочисленные трещины. Известно, что два постамента, предназначавшиеся под вазу-чашу, в процессе обработки погибли. Но алтайские мастера умели работать с яшмой, и вот что об этом говорится в одном из архивных документов: «Здешние мастера привыкли уже к обработке этой породы и знают все приемы, как должно обращаться с нею без вреда камню, в случае если окажутся небольшие трещины».

   В сентябре 1824 года М.С. Лаулин, управляющий фабрикой, сообщал начальнику Колывано-Воскресенских заводов, что глыба после очистки может быть употреблена на изделие «эллинского вида в 7 аршин длины». Очевидно, в это время был заказан и рисунок вазы. Проект архитектора А.И. Мельникова был высочайше утвержден уже в октябре 1824 года, а еще через месяц отправлен М.С. Лаулину с указанием, «чтобы по этому рисунку приступлено было к делу чаши, согласно с предложениями... размера, но с тою только разницею, чтобы назначенные на нижней оконечности чаши ложки сделаны были выпуклыми, а не углубленными». Однако этот проект был еще не окончательный, через три года на фабрике был создан окончательный рисунок, а перед тем на фабрику была отправлена гипсовая модель вазы-чаши.

   В течение лета 1828 года яшмовая глыба обрабатывалась под руководством И.С. Колычева, а в сентябре 230 человек подтащили ее к каменотесному сараю и поставили, приподняв над землей примерно на один метр, на специальные стойки. В 1829 году «грубою обтескою» из камня было вынуто около 15 сантиметров породы, а «нижняя площадка его снята фацетом до половины диаметра».

   Работа на самой фабрике началась в 1831 году, куда яшмовую глыбу тащили целый месяц, при этом занято было 1000 человек, которые за сутки протаскивали монолит на полверсты (500 метров). Правда, другой документ говорит, что путь в 30 верст за восемь дней проделали всего 567 человек. Может быть, так и было действительности, ведь специальные крестьяне, «наряженные дл$ расчистки дороги и устройства мостов», не учитывались.

   На фабрике работа над вазой началась в цехе «колоссальны> вещей», где она выдалбливалась и вырезалась для Эрмитажа первого российского императорского музея. В гигантской яшмовой глыбе, из которой вырезалась «Царица ваз», было множеств мелких трещинок, но они были так искусно заделаны, что их трудно рассмотреть даже с близкого расстояния.

   Чтобы драгоценный груз доставить в Барнаул, понадобились 160 лошадей и «четыре вновь изобретенного устройства вагона, особенно для самой чаши, имеющей с укупоркою весу слишкол 1000 пуд». Из Барнаула обоз двинулся в Екатеринбург, а потом водным путем по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шексне и далее по Мариинской системе.

   Благополучно добравшаяся до Санкт-Петербурга баржа в августе 1843 года доставила «Царицу ваз» в российскую столицу. Сначала ее до открытия нового Эрмитажа предполагали хранить «в ящиках на среднем дворике против решетки Аничкова дворца», затем (чтобы избежать лишних затрат) решено было доставить вазу прямо в Зимний дворец, где и хранить до окончания строительства нового музея. По приезде в Петербург для вазы дополнительно были сделаны украшения из бронзы, например, под «ножкой» был укреплен бронзовый позолоченный венок из дубовых листьев.

   Впоследствии Колыванское чудо (высота вазы — больше 2,5 метра, размер овальной чаши — 5 х 3,25 метра) поместили в специально созданный для нее зал, который стал называться Залом большой вазы.


secretworlds.ru

Самая большая в мире ваза – «Царица ваз» в Эрмитаже

Первые вазы появились задолго до нашей эры. В различных странах они имели разное предназначение, но в основном представляли собой предмет декора, в котором устанавливались букеты цветов. Прообразом ваз некоторые специалисты считают обычные керамические кувшины.

Современные вазы производятся из самых неожиданных материалов. Кроме традиционной керамики это может быть обычное стекло или горный хрусталь, металл, камень и синтетические материалы.

Кроме материала интересен дизайн ваз. Они представляют собой шарообразные изделия, полусферы, эллипсоиды, прямоугольники, кубы и другие геометрические фигуры. В зависимости от столетия предпочтение отдавалось широким вазам или вазам с узким горлом. Они могли хранить в себе как живые букеты, так и декоративные икебаны. В последнее время дизайнеры часто используют для наполнения искусственные цветы.

Особым интересом пользуются необычные вазы. Например, самым большим изделием такого типа до сих пор считается Колыванская ваза, созданная из цельного куска полудрагоценного камня – зелено-волнистой яшмы. Она настолько огромна, что для ее хранения понадобился целый зал в Государственном музее Эрмитаж.

Общий вес Колыванской вазы составляет 19 тонн. Ее высота вместе с пьедесталом – 2,57 метра. Она состоит из двух овалов. Величина самого большого диаметра – 5,04 метра, а малого – 3,22 метра. Царица ваз (по аналогии с Царь-пушкой и Царь-колоколом) имеет вид раскрывшегося бутона огромного растения.

История создания вазы началась в 1819 году. В одной из каменоломен Алтайского края рабочие обнаружили 11-метровый цельный участок яшмы. В результате от него был отколот монолит, длина которого составила 8,5 метра, из которой для обработки была пригодна поверхность 5,6 метра.

Находку доставили на Колывановскую фабрику, по имени которой в итоге и была названа ваза. Ведущим архитектором стал А. И. Мельников. По его дизайнерским чертежам с согласия Кабинета Александра I и была изготовлена эллипсоидная Царь-ваза. Работы по созданию этого творения продолжались с 1828 по 1843 год.

В начале 1843 года на 154 лошадях Колывановская ваза была доставлена на речную пристань, а через полгода на барже ее привезли в Санкт-Петербург. До 1849 года для вазы сооружали специальный постамент. Осенью усилиями 770 рабочих она была поставлена на свое место. Сегодня Колывановская ваза изображена на флаге и гербе Алтайского края.

Поделиться прочитанным с друзьями:

optimsait.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *