Почему царь пушка так называется. Царь пушка
О Царь-пушке, думаю, слышал каждый из нас, ведь это самое известное и удивительное артиллерийское орудие в мире!
Царь-пушка была отлита ещё во времена правления царя Фёдора Ивановича — в 1586 году. Происходило это на Пушечном дворе, а отливал её лучший русский мастер-литейщик Андрей Чохов. Из-под его рук на свет появилось настоящее чудо артиллерии, длиной 5,34 метра и калибром 890 миллиметров. Только представьте себе, наружный диаметр ствола Царь-пушки составляет 1,2 метра, диаметр узорного пояса у дула — 1,34 метра, а весит это гигантское орудие 39,31 тонны! Пушка буквально испещрена рельефами, а на правом боку дула изображён сам царь Фёдор Иванович на коне
На каждом боку ствола находится по 4 скобы для крепления канатов, а над передней правой скобой, прямо над изображением царя, красуется надпись «Божиею милостию царь и великий князь Фёдор Иванович государь и самодержец всея великая Россия»
Сверху на стволе есть ещё две надписи: справа — «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», а слева — «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов»
Существует много версий появления такого величественного названия, некоторые например считают, что названа она была в честь изображённого на ней царя, другие же уверены, что такое название пушка получила за свои размеры (как Царь-колокол), а в самом начале пушка вообще носила название «Дробовик Российский», так как была предназначена для стрельбы картечью
В 1834 году для демонстрации истинного калибра орудия в Петербурге были изготовлены специальные декоративные ядра, украшенные орнаментами. Весят такие ядра почти по две тонны каждое, но стрелять ими пушка не может
Царь-пушка была призвана стать главным защитным орудием Кремля, в связи с чем она была установлена на специальном бревенчатом настиле неподалёку от Лобного места , но в настоящем бою ей так и не суждено было поучаствовать…
Пушка была перемещена в Кремль в XVIII столетии. Первоначально она стояла во дворе Арсенала, а затем была переведена к его воротам. В 1960х годах, когда был построен кремлёвский Дворец Съездов, орудие поместили на Ивановской площади, у подножия собора Двенадцати Апостолов
Царь-пушка является самой большой гаубицей в мире по калибру, чему свидетельствует соответствующая запись в Книге рекордов Гиннеса. Самым же крупным артиллерийским орудием из когда-либо созданных является немецкая «Дора» калибром 800 мм и весом в боевом положении 1350 тонн
Царь-пушку тщательно исследовали в 1980 году с целью ремонта. Во время этого обследования оказалось, что орудие было предназначено для стрельбы каменными ядрами весом около 800 килограмм и что из неё стреляли минимум один раз
Весной 2001 года по заказу правительства Москвы была изготовлена копия Царь-пушки весом 42 тонны
В мае 2001 года правительство Москвы подарило эту копию Донецку — с тех пор перед зданием местной мэрии красуется «призрак» легендарного орудия
Царь-пушка — памятник древней артиллерии и литейного искусства XVI века. Отлита из бронзы в 1586 году на Московском Пушечном дворе выдающимся пушечным и колокольным мастером Андреем Чоховым.
Царь-пушка расположена около колокольни «Иван Великий» неподалеку от .
Описание пушки
Царь-пушка — самое большое по калибру орудие в мире. Ствол пушки отлит из бронзы в 1586 году. Вес пушки — 2400 пудов (39,5 тонны). Длина ствола — 5,34 м. Диаметр ствола — 120 см, калибр — 890 мм. Лафет отлит из чугуна и раскрашен под бронзу (первоначальный лафет был деревянным). Вес лафета — 34,5 тонны. Перед пушкой выложены пирамидой четыре огромных пустотелых чугунных ядра (декоративных), отлитых в XIX веке в . Вес каждого ядра около 1 тонны.
Царь-пушка имеет своеобразную конструкцию, по устройству канала ствола она близка к мортирам. По конструкции ствола можно предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью, для которой в то время применялись мелкие камни. Канал ствола делится на две части — цилиндрический ствол («котел») для снаряда и казенную часть для заряда (пороховую камору). Исследования ученых указывают на то, что Царь-пушка была предназначена для стрельбы, а не только для устрашения неприятеля. Но сведений, что из Царь-пушки когда-либо стреляли, не сохранилось.
На пушке присутствуют изображения и надписи, которые трудно рассмотреть с земли. С правой стороны дульной части, ближе к дульному срезу — изображение царя в царском венце верхом на коне, в воинском уборе и со скипетром в руке. Изображение сопровождено надписью: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец». Рядом другая надпись, относящаяся к заказчику орудия: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине». Надпись ближе к центральной части ствола гласит: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Данная надпись указывает на то, что пушка отлита в 7094 году от Сотворения Мира (в 1586 году от Рождества Христова) в третий год правления Федора Ивановича пушечным мастером Андреем Чоховым.
История Царь-пушки
Существует две версии происхождения названия Царь-пушки. По одной из них название связано с изображением на ее стволе царя . Другая версия связывает название пушки с ее
video-avarii.ru
Элла Емельянова — Расскажите детям о Московском Кремле
В наше время богослужения в Успенском соборе совершаются на великие церковные праздники, в дни празднования памяти покоящихся здесь святителей.
Царь-колокол
Глас Божий, глас народа, вещий глас —
Так на Руси колокола тысячелетье звали.
Они звонили в праздник и в недобрый час,
И дела важного без них не начинали.И. Панова
В давние времена на Руси каждый день утром и вечером, в праздники и в будни люди слышали колокольный звон.
Русские цари любили бывать на колокольне, наслаждаться колокольным звоном. Каждый государь стремился отлить свой именной колокол.
В начале XVII века по приказу Бориса Годунова отлили очень большой колокол, который назвали Царь-колокол, весил он около 40 тонн. Это был как бы прадед Царь-колокола, стоящего сейчас в Кремле. В царствование Алексея Михайловича во время пожара колокол упал и разбился. Из его осколков решили отлить новый, еще больший колокол. Но и он просуществовал недолго, разбился во время рождественских звонов.
Новый колокол, отлитый Александром Григорьевым, весил 160 тонн. Сирийский путешественник Павел Алеппский писал о нем: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, нет, не было и не будет, она превосходит силы человеческие». Не долго просуществовал и этот гигант, разбился во время очередного пожара.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна издала указ об отливке нового колокола. За дело взялся литейных дел мастер Иван Моторин. Первая попытка отлить колокол оказалась неудачной, после чего мастер умер «от печали», как значилось в официальной челобитной. Работу заканчивал его сын Михаил. Он блестяще справился с делом. Размеры отлитого гиганта впечатляют:
Вес — 12 500 пудов (200 тонн), высота и диаметр — больше 6 метров, толщина стен — 61 сантиметр. На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны при полном облачении и с символами царской власти — скипетром и державой. Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствует о том, что новый Царь-колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе.
Но в 1737 году случился сильнейший пожар. Над литейной ямой, в которой находился колокол, вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся их заливать. Когда огонь был потушен, выяснилось, что колокол испорчен из-за перепада температур. На нем появилось множество трещин, отвалился кусок весом 11,5 тонны.
Колокол около ста лет находился в яме и только в 1836 году его удалось извлечь и установить на подготовленный постамент, где колокол находится и по сей день.
Царь-пушка
В мире существуют тысячи пушек, но только одну называют Царь-пушкой. Находится она в московском Кремле. Почему же именно ее именуют так величаво — Царь-пушка?
Так уж повелось, что на Руси «царем» называют не только монарха, главу государства, но и все, что выделяется из общего ряда: царь-птица — орел, царь зверей — лев, а есть еще царь-девица, Царь-колокол и, конечно, Царь-пушка — самая большая пушка в мире.
Размеры Царь-пушки впечатляют. Длина ствола — больше 5 метров, диаметр — 120 сантиметров, а толщина стенок — около 15 сантиметров. Вес пушки 2400 пудов, а это больше 39 тонн. Передвинуть такую махину очень трудно. Когда надо было доставить пушку на Красную площадь, то к восьми скобам на ее стволе привязали канаты. Двести лошадей тащили пушку, а под нее подкладывали толстые бревна-катки.
Название «Царь-пушка» связано еще с посвящением ее царю Федору Ивановичу, по приказу которого орудие было отлито. Летопись свидетельствует:
«Повелением государя царя и великого князя Федора Ивановича… слита пушка большая, такова в Руси и в иных землях не бывала, а имя ей Царь».

На пушке с правой стороны на дульной части изображен государь в воинском убранстве со скипетром в руке. Рядом надписи: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец» и: «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великая Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине». Есть на пушке запись и о создателе пушки: «Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». Чохов был знаменитым литейщиком, пушечным и колокольным мастером своего времени.
Возраст ей — четыре века!
Годы пушке не помеха:
В жаркий день и на морозе
Золотится луч на бронзе!В. Борисов
Лафет для пушки изготовили только через два с половиной века. Первоначальные рисунки для лафета сделал академик Российской академии художеств Александр Павлович Брюллов, а чертежи — директор Комиссии для строений в Москве генерал-майор де Витте.
За все время Царь-пушка ни разу не стреляла, хотя отливали ее «на удивление простому народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар» — для обороны московского Кремля. Сначала орудие охраняло главные ворота со стороны Китай-города, затем его неоднократно перевозили. В 1960 году в связи с постройкой кремлевского Дворца съездов (ныне Государственный кремлевский дворец) орудие перенесли на Ивановскую площадь, где оно находится и поныне.
Грановитая палата
В XV веке в новом великокняжеском дворце архитектором Марком Фрязиным была заложена Грановитая палата. Иван III поручил Марку Фрязину возвести парадный тронный зал для торжественных приемов. Закончил строительство известный итальянский мастер Пьетро Солари.
А знаете, почему палата называется Грановитой? Дело в том, что ее фасад облицован белым камнем с острыми гранями наподобие бриллиантов. Палату также называли Государевой Золотой палатой, так как своды ее были расписаны золотом.
Здание построено из кирпича. Ее внутреннее помещение — большой зал площадью 495 квадратных метров, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб. На протяжении двух столетий Грановитая палата оставалась самым большим залом на Руси. Внутреннее убранство палаты отличалось небывалой роскошью. Стены залы обиты малиновым бархатом с императорскими орлами, над окнами все гербы императорского титула с трофеями, а между нижними окнами — бронзовые позолоченные стенные канделябры в виде двуглавых орлов. Пол устлан алым сукном.

С запада к палате примыкают парадные Святые сени, к которым с южной стороны ведет открытая каменная лестница — Красное крыльцо. В дни коронации лестницу устилали красным сукном. Монархи после обряда венчания на царство в Успенском соборе поднимались сюда и клали земной поклон народу на Соборной площади. Последняя процессия прошла при коронации Николая II в 1896 году.
На протяжении столетий в Грановитой палате проходили церемонии государственной важности. Здесь принимали иностранных послов, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. В 1552 году Иван Грозный устроил здесь пышный пир в честь взятия Казанского ханства. Три дня он угощал воевод, бояр и иностранных послов. Борис Годунов в 1602 году устроил пир в честь датского принца Иоанна, которого собирался женить на своей дочери Ксении. Обед насчитывал неслыханное количество блюд (не менее 200). Кресла для Бориса Годунова и принца были сделаны из золота, а стол из серебра. Петр I в Грановитой палате праздновал победу над шведами в Полтавской битве. Для царицы и детей была устроена специальная смотрильная палатка, из которой они могли наблюдать за происходящим в палате. По обычаям того времени женской половине царской семьи запрещалось присутствовать на торжественных церемониях.
В настоящее время Грановитая палата не изменила своего предназначения. Она является одним из представительских залов при резиденции президента Российской Федерации.
Оружейная палата
В старину палатами называли различные кремлевские мастерские, где изготовляли все необходимое для царского двора — от золотых украшений и утвари до оружия. Существовали Золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты. В Оружейной палате делали боевую и парадную амуниции, то есть доспехи и пр.
При первых царях Романовых Оружейная палата стала одной из самых больших в Кремле. Сюда приглашали работать лучших оружейников, ювелиров и других мастеров не только из России, но и из других государств.
При Петре I предметы царского обихода стали производить в Санкт-Петербурге, а Оружейная палата превратилась в хранилище старинной амуниции и утвари. Александр I преобразовал палату в дворцовый Императорский музей. В 1851 году закончено строительство нынешнего здания Оружейной палаты (архитектор К. Тон).
В витринах Оружейной палаты хранятся уникальные предметы. Исследователи русской старины собирают здесь материал для своих научных работ, а известные художники черпают сюжеты для картин.
profilib.org
Царь-пушка и Царь-колокол в Москве на Ивановской площади в Кремле — История Царь-пушки и Царь-колокола — Где находятся Царь-колокола. Где находятся Цаятся Царь-пушка и Царь-колокол и Царь-пушка
Часть 1 — Территория Кремля.
Часть 2. Царь-пушка и Царь-колокол
Пройдём ещё немного выше, к Ивановской площади. Здесь находится знаменитая Царь-пушка. Она установлена на лафете, а возле неё лежат ядра. Но, не думайте, этими ядрами и с этого лафета Царь-пушка стрелять не может, и не смогла бы никогда. Царь-пушка – это вообще-то не пушка как таковая, а бомбарда. Бомбарды стреляли большими глыбами камней и предназначались для разбивания стен крепостей во время их осады. Царь-пушка также предназначалась для стрельбы камнями весом до 800кг. Чтобы зарядить подобную бомбарду требовались сутки, а чтобы выстрелить строили специальные стены для погашения отката. При чём выстрелить тоже надо было уметь. Это не как в кино, когда подносят факел к запальному отверстию пушки – бабах, и ядро полетело. Нет, тут всё не так просто. Нужно было взять шнур, пропитанный специальным горючим составом, аккуратно воткнуть его в запальник, поджечь и быстро бежать в ближайший окоп. Случалось, что бомбарды взрывались, забирая с собой на тот свет не очень шустрых пушкарей.
Царь-пушка была отлита в 1586 году нашим мастером Чоховым Андреем. Её длина – 5.35 м, диаметр ствола – 120 см, калибр – 890 мм, вес – 39.31 т. (2400 пудов). Так почему же пушку назвали Царь – пушкой. Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая — из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей — Фёдора Ивановича верхом на коне. Историки склоняются больше ко второй версии, т.к. существует пушка размерами и калибром больше нашей – турки отлили.
Давно считалось, что Царь-пушка никогда не участвовала в боях и из неё ни разу не стреляли, т.к. к тому времени, когда её отлили, пользоваться бомбардами практически перестали. Но в 1980 г. во время ремонта в Серпухове выяснили, что, по крайней мере, один раз из Царь-пушки стреляли. Поэтому когда говорят, что в России есть Царь-колокол, который никогда не звонил и Царь-пушка, которая никогда не стреляла, то глубоко ошибаются. Как минимум один выстрел, но Царь-пушка произвела.
Кстати насчёт Царь-колокола. Он тоже здесь на Ивановской площади неподалёку от Царь-пушки. У Царь-колокола трагическая история. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок, весом в 11.5 тонн. И даже если его сейчас поставить на место и закрепить, то звон будет не такой, как если бы он изначально был цельнолитой.
Надо сказать, что это не первый колокол на Руси с именем Царь. Первый Царь-колокол был отлит ещё в 1600 г. Весом он был 2450 пудов (около 40 т.). Но во время пожара в середине 17 в. он упал с колокольни, на которой висел и разбился. В 1652 году из разбившегося «Царя» отлили новый колокол весом уже 8000 пудов, т.е. больше 130 т. Колокол был водружён на звонницу рядом с колокольней Ивана Великого. Этот колокол просуществовал до 1654 г.. На Рождество, когда били во все колокола, Царь-колокол разбился. Видать, кто-то чересчур усердно в него звонил:-). В следующем 1655 году Царь-колокол вновь перелили, и он ещё прибавил в весе. Новый Царь весил около 10 000 пудов (более 160 т.). Через 3 года (чем занимались всё это время?) его подняли в специально построенную звонницу на Соборной площади. И опять судьбу Царь-колокола решил пожар. В пожаре 19 июня 1701 г. сгорело большинство деревянных построек Кремля . Царь-колокол упал и разбился.
В 1730 г. императрицей Анной Иоанновной был издан указ о создании нового колокола. 4 года разрабатывался и утверждался проект нового Царь-колокола. Но, когда дело дошло до отливки, начался пожар, а во время восстановительных работ умер главный мастер – Иван Моторин. Все дела по отливке колокола передали его сыну Михаилу. И, наконец, в 1735 г. 25 ноября Царь-колокол был отлит. Столько времени ушло на подготовительные работы, а сама отливка Царь-колокола заняла всего 1 час и 12 минут. После этого начались чеканные работы, но в 1737 г. в Кремле опять вспыхнул пожар. Люди, боясь, что колокол расплавится от высокой температуры, поливали его водой. От резкого изменения температуры Царь-колокол потрескался и от него отвалился кусок в 11.5 т. Это выяснилось только после пожара. Потрескавшийся и сломанный колокол стал никому не нужен и про него забыли на 100 лет. В 1819 г. после войны с французами во время восстановительных работ в Кремле Царь-колокол, наконец, подняли и установили на постамент. Высота Царь-колокола – 6.24 м., диаметр – 6.6 м., масса почти 200 тонн. На колоколе надпись, что отлит он был в 1733 г., хотя на самом деле это произошло только в 1735 г. Вот такая судьба у самого большого колокола в мире, все его беды были связаны в основном с пожарами. Сейчас он стоит на постаменте рядом с Колокольней Ивана Великого, к которой мы как раз и направляемся.
mos-holidays.ru
Зимний поход на Кремль — кросспосты из блога
Что сейчас уродует Красную площадь?
Что раньше находилось на месте Александровского сада?
Что такое «ласточкины хвосты» в Кремле?
Правда ли, что пушки, стоящие вдоль Арсенала, были захвачены у армии Наполеона?
Что традиционно делали в Успенском соборе во времена монархии?
Почему Царь-Пушка так называется?
А вот сейчас и узнаем!
Вот уже больше 30 лет я живу в Москве, но она не перестает удивлять меня и, словно волшебная книга, открывает все новые и новые страницы! Вот и на днях меня ожидало открытие… Московского Кремля!

Таким сказочно зимним я увидела Кремль впервые, но обо всем по порядку.
Свою прогулку с нашими гостями в первые дни Нового года мы начали с Красной площади. Сначала планировали из станции метро Площадь Революции выйти к улице Ильинка и пройти к той части площади, на которой располагается храм Василия Блаженного (или Покровский собор, что на рву). Хотели пройти по площади вдоль ГУМа и выйти на Манежную площадь через Воскресенские ворота. Но просчитались с «первыми или последними вагонами» и вышли к Театральной площади. Не слишком огорчились, прошли через уцелевший кусок китайгородской стены на Никольскую улицу и по ней двинулись к Красной площади. Вот так, при взгляде из-за угла ГУМа, она еще казалась значительной и величественной…
Однако, как только вышли с Никольской улицы на площадь – настроение сразу испортилось. Красоту самой старой и знаменитой на весь мир площади страны, увы, так сильно уродует балаган «ГУМ-катка», что хочется плакать!
Можно сказать, «катком прошелся» этот каток по Красной площади… Какая там перспектива, Лобное место, памятник Минину и Пожарскому и сочные краски Покровского собора! Даже Спасская башня как-то «присела» и потерялась, несмотря на всю свою историческую значимость, а купола Покровского собора стали дополнительными башенками балаганной конструкции. Лишнее доказательство того, что в наше время всё решают деньги…
Проглотив эту горькую пилюлю и успокоив себя тем, что это безобразие только зимой, решили все же сконцентрироваться на красоте и истории!
Изящная Никольская башня Кремлевской стены дала название и Никольской улице, которая, кстати, берет свое начало на территории Кремля. А сама башня сильно пострадала в 1812 году, когда французские солдаты взрывали Кремлевскую стену.
(Так выглядит Никольская башня со стороны Кремля).
Исторический музей был построен в 1883 году на месте здания Земского приказа, разобранного в 1873-м из-за ветхости. А между прочим, в 1755 году в здании этого самого Земского приказа расположился только что созданный императрицей Елизаветой Московский университет с двумя гимназиями – одной для дворян, другой – для разночинцев. Университет был открыт торжественно, «с сожжением фейерверка», первым его куратором «просвещенным елизаветинским вельможей» И.И. Шуваловым, и находился здесь, пока не было построено здание на Моховой улице.
Университетский храм Святой Татьяны, покровительницы всех студентов, на Моховой (здание университета закрывает угол Манежа).
К зданию Исторического музея примыкают Воскресенские ворота, сооруженные в 1680 году, которые пережили нашествие наполеоновских войск, но были разрушены в 1931 году.
В 1994-1995 годах ворота реконструировали, так же, как и храм во имя иконы Божией Матери Казанской, разрушенный в 1936 году и отстроенный заново в 1993-м.
Построен же храм был в честь победы над польско-литовскими войсками в 1612 году царем Михаилом Федоровичем, первым царем из династии Романовых. Освятили храм в честь иконы Казанской Божией Матери потому, что эта икона была спутницей князя Дмитрия Пожарского во всех его походах.
Воскресенские ворота ведут через Манежную площадь в Александровский сад.
Вид на Красную площадь с Манежной.
Главные ворота в Александровский сад расположены справа от Главной Арсенальной башни Кремля, в которой находился чистейший ключевой источник для пополнения запасов питьевой воды в крепости при осаде.
Мощные чугунные ворота украшены символикой военных побед,
а часы слева от входа вносят ноту романтизма, как-то сглаживая пафос триумфальности…
Когда-то на месте сада текла река Неглинка. Запруженная несколькими плотинами она была полноводной и выполняла оборонительную функцию водной преграды перед крепостной стеной. К тому же на ней было установлено немало водяных мельниц государевых и частных владельцев, значит – Неглинка играла важную роль и в хозяйственной жизни…
По указу царя Александра I в 1820-1830 годах Неглинку, уже потерявшую свою важность, упрятали в подземную трубу, а на месте ее русла разбили Верхний, Средний и Нижний Кремлевские сады. В 1856 году сад назвали Александровским в его честь.
Интересно, что при засыпке Неглинки была использована земля с земляных бастионов Боровицкого холма, которые в 1707 году стали делать по указу Петра I для «гораздого укрепления фортеции Московской»: царь предполагал, что шведский король Карл XII двинется на Москву. Однако Карл двинулся на Малороссию (чтобы проиграть под Полтавой), и надобность в «укреплении фортеции» отпала.
Сейчас Верхний (от главного входа до Троицкой башни) и Средний (от Троицкой башни до Боровицкой) носят название Александровский сад, а Нижний сад, от Боровицкой башни спускающийся к реке, закрыт для посещений.
Об Отечественной войне 1812 года напоминает грот «Руины», при сооружении которого были использованы обломки московских зданий, разрушенных французскими войсками.
Хотя разбивался сад в память о победе в Отечественной войне 1812 года, сейчас он хранит память и о другой Отечественной войне – Великой Отечественной. О ней здесь напоминает Могила Неизвестного солдата с вечным огнем и гранитные обелиски с названиями городов-героев, а перед главным входом в сад стоит памятник легендарному маршалу Жукову.
Есть в Александровском саду еще один интересный памятник – обелиск из серого финского гранита.
Этот обелиск, увенчанный двуглавым орлом, с именами царей из династии Романовых, установили в честь 300-летия царствующего Дома Романовых в 1914 году у главного входа в Верхнем саду. В основании были выбиты гербы российских губерний. Однако после Великой Октябрьской революции по указанию Ленина имена царей заменили именами революционных мыслителей, а гербы губерний «сгладили».
Вместо герба Дома Романовых, изображающего льва со щитом и мечом, выбили надпись Р.С.Ф.С.Р. (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) и лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
В 1966 году обелиск перенесли к гроту «Руины».
На территорию Московского Кремля можно войти через Кутафью и Троицкую башни.

Не знаю, как летом, а сейчас, в период новогодних каникул и знаменитой Кремлевской елки, очередь на вход довольно внушительная…
Кутафья («кутафья» – «неуклюжая баба») башня находится за Кремлевской стеной.
Вид Кутафьей башни изнутри.
Она как бы предваряет проход через Троицкую башню, которую еще иначе называли Ризположенской, Знаменской или Куретной. Троицкой башня стала именоваться по указу царя Алексей Михайловича от находившегося поблизости Троицкого подворья.
Обитательницы Александровского сада, или «центровые» вороны.
Существует версия, что Троицкий мост, расположенный между Кутафьей и Троицкой башнями, был уже во времена Дмитрия Донского (1367 г.). Это единственный уцелевший до нашего времени мост через Неглинку.
Под самыми Троицкими воротами когда-то были тюрьмы. Существует летописное упоминание о том, что 19-летний Иван Грозный в 1543 году «не могше терпеть, что бояре безчиние и самовольство чинят», велел схватить Андрея Шуйского, которого выволокли «к «тюрьмам» и убили против Ризположенских ворот. А в 1895-1896 годах при обследовании стен под проездом обнаружили две двухъярусные палаты, нижняя их которых представляла собой «каменные мешки» с узкими верхними отверстиями, а также лестницу, ведущую из соседнего Судного Приказа.
Кремлевские стены имеют зубцы, носящие название «ласточкины хвосты», а шатровые навершия кремлевские башни получили в XVII веке.
Для строительства этих «верхов» цари Михаил и Алексей Романовы велели собирать каменщиков и кирпичников со всей Руси с наказом, что «если кто из них ухоронится, то жен их и детей метать в тюрьму, покамест мужья их объявятся». Мрачные были времена и нравы!
Большая часть Московского Кремля, к сожалению, сейчас не открыта для туристов. Когда мы видим то, что сейчас можно увидеть на его территории, то не представляем себе, что раньше здесь был сосредоточен целый город – с многочисленными царскими хоромами, храмами и монастырями, Сытенным, Кормовым и Хлебным дворцами, боярскими и поповскими дворами, Судным Приказом и прочими необходимыми для жизни постройками…
Тем не менее именно в Кремле наиболее ярко ощущается средневековое происхождение Москвы.
В те времена Кремль создавался как крепость с мощными оборонительными сооружениями, усадьба князя-правителя и религиозный центр государства.
Однако в течение прошедших веков Московский Кремль претерпел немало метаморфоз: и Петр I, и Анна Иоанновна, и Елизавета, и Екатерина II – каждый внес свою лепту в изменение его средневекового облика.
Вдоль Арсенала, первый этаж которого построен в 1705 году (при Петре I), а второй – в 1737-м (уже при Анне Иоанновне), стоят военные трофеи 1812 года – пушки, отнятые у Великой армии Наполеона, а также артиллерийские шедевры ушедших веков: пушка Единорог, мортира Лжедмитрия с изображением птицы Гамаюн, пушка Лев, коштом Ивана Мазепы с его гербом… Жаль, что эти орудия нельзя рассмотреть близко!
Московское отделение Сената построено Матвеем Казаковым по указу Екатерины II в 1785 году. Архитектору нужно было решить непростую задачу «втиснуть» новое здание в пустое пространство в форме неправильного треугольника между уже существующими постройками, однако при этом «втиснутость» никак не должна была проявиться.
Во времена правления Екатерины II над Кремлем вообще нависла угроза кардинальной перестройки, которая была поручена Василию Баженову. Грандиозный проект изменил бы до неузнаваемости облик Кремля – вместо стен планировался сплошной ряд зданий. К счастью для потомков, дерзкому проекту не суждено было осуществиться, хотя немало старинных строений успели снести.
В 1817 году к приезду императора Александра I и прусского короля, за одну ночь, был уничтожен собор Николы Гостунского, построенный в 1506 году и уцелевший после французского нашествия.
В 1847 году Николай I велел снести церковь Рождества Иоанна Предтечи – первую церковь в Москве, поскольку она «нарушала красоту вида» на отстроенный Большой Кремлевский дворец из Замоскворечья.
В 1918 году снесли памятник царю Александру II и установили памятник Ленину в Большом Кремлевском сквере.
В 1961 году на месте старого здания Оружейной палаты (построенной в начале XIX века на месте двора Бориса Годунова) построили Кремлевский Дворец съездов (архитектор Михаил Посохин)…
Во времена становления демократической России убрали памятник Ленину, и перед этим местом (справа на снимке) теперь стоят машины…
Так что времена меняются, а взгляды на историческую ценность памятников – похоже, нет.
На Ивановской площади еще в XVI веке было построено здание приказов в виде буквы «П» с открытым двором в сторону Архангельского собора. В XVII веке здание было заменено новыми палатами. На площади перед зданиями приказов толпилось множество людей «всякого чина и звания» – просителей. Тут же находились подьячие, писавшие на спинах просителей прошения, здесь же чинилась расправа батогами и раздавался зычный голос дьяка, объявлявшего «на всю ивановскую» решения по тому или иному делу.
К сожалению, я не знаю, что это за храм.
Но где-то там до 1929 года находился Чудов монастырь, которым связано несколько легенд, одна из которых говорит, что здесь жил в иночестве Григорий Отрепьев, и что здесь был насильно пострижен в монахи царь Василий Шуйский. В Чудовом монастыре крестили царя Алексея Михайловича, его сына Петра I, Александра II…
Там вдали, за решеткой, открывается чудесный вид на Тайницкий сад, Москву-реку и Замоскворечье. Но, увы, проход закрыт (хотя кто-то там гуляет), а дорога ведет к Боровицким воротам – это правительственный въезд и выезд. Когда я приезжала в Москву в 1970 году поступать в институт, смотровая площадка была открыта для всех.
Слева – Большой Кремлевский сквер, куда туристам тоже нет ходу.
Средневековость Московского Кремля сосредоточена теперь на Соборной площади – маленьком сохраненном островке, где стоят прекрасные древние храмы: Успенский, Благовещенский, Архангельский, колокольня Ивана Великого со звонницей, Грановитая палата и расположенные за Успенским собором Патриаршие палаты.
Благовещенский собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV – начала XV веков. Собор сильно пострадал при пожаре 1547 года и был восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору пристроили крыльцо, которое позже назвали Грозненским.
Успенский собор воздвигнут в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти на месте более древнего храма времен Ивана Калиты по образцу Владимирского Успенского собора. Соединение византийского, романского, готического и русского искусства.
В Успенском соборе традиционно венчали на царство русских царей, даже после того, как перенесли столицу на берега Невы.
Архангельский собор первоначально был основан Иваном Калитой в 1333 году в честь избавления от великого голода 1332 года. К началу XVI века пришел в упадок и в 1505-1509 годах белоснежный Архангельский собор был заново выстроен по указу Ивана III миланским архитектором Алевизом Новым. Архангельский собор – усыпальница московских царей и князей: от Ивана Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра I. Кроме Бориса Годунова, который по велению Лжедмитрия был перезахоронен на кладбище для нищих и бездомных в Варсонофьевском монастыре, а по указу Василия Шуйского – перенесен в Троице-Сергиеву лавру. Из императоров здесь похоронен Петр II, внук Петра I, сын царевича Алексея и немецкой принцессы, умерший от оспы в возрасте 15 лет.
Колокольня Ивана Великого
На краю Соборной площади стоит комплекс из трех частей, который носит общее название колокольни Ивана Великого. История ее такова. Когда-то, еще при Иване Калите, в 1329 году, здесь стоял каменный храм во имя Иоанна Лествичника.
В 1505 году, при Иване III, итальянцем Боном Фрязином была построена колокольня, а к колокольне Бона в 1532 году другой итальянец, Петрок Малый, пристроил звонницу новгородско-псковского типа, предназначавшуюся для огромного тысячепудового колокола.
В 1600 году Борис Годунов, «желая дать заработок шедшему в Москву со всех сторон голодному люду, велел выстроить на месте уничтоженной колокольни Бона Фрязина столп «вышиною в 38 с половиной сажен до креста, а с крестом более 46 сажен, который, собственно, и зовется Иваном Великим».
Надпись на барабане гласит: «Изволением святыя Троицы повелением великого государя царя и великого князя Бориса Федоровича / всея Руси самодержца и сына его благоверного великого государя царевича князя / Федора Борисовича всея Руси сий храм совершен и позлащен во второе лето государства…». (Далее следуют специальные знаки, обозначающие год, который соответствует 1600 году.)
Рядом с Иваном Великим стоит на гранитном основании Царь-Колокол.
Впервые он был отлит еще при Борисе Годунове. При Алексее Михайловиче его перелили и подняли на колокольню, но во время пожара он упал и разбился. При Анне Иоанновне, в 1735 году, его перелили заново, добавив меди и олова. После чего он стал весить 12 000 пудов вместо прежних 8 000. Колокол лили Иван Моторин с сыном. Законченный колокол пролежал в яме два года, и тут случился пожар – деревянные леса над колоколом загорелись, а при тушении огня водой от раскаленного колокола откололся большой кусок. Изуродованный колокол пролежал в яме еще 100 лет, и лишь при Николае I знаменитый скульптор Монферран извлек его из земли и водрузил на гранитный постамент.
Надо сказать также, что неподалеку от Царь-Колокола, ни разу не звонившего, находится Царь-Пушка, ни разу не стрелявшая.
Царь-Пушкой она названа не из-за гигантского размера, а из-за сделанного на ней изображения царя Федора Иоанновича на коне и в воинском уборе. Вылитая мастером Андреем Чоховым в 1586 году, при весе 2400 пудов она имела слишком тонкие стенки и при первом же выстреле разорвалась бы. Стрелять из нее и не пытались. Как сказал Юрий Нагибин в своей книге «Всполошный звон»: «Миролюбивое орудие вполне отвечает кроткому нраву богобоязненного царя»,
И вообще, главное в Царь-Пушке – не ее утилитарное назначение, а богатый декор.
Церковь Двенадцати апостолов выходит своими красивыми арками на Соборную площадь и является домовым храмом Патриарших палат. Построена в середине XVII века по велению патриарха Никона вместе с Партиаршими палатами.
А в центре Соборной площади стоит сейчас главная новогодняя елка России.
Сияет рядом с золотыми куполами храмов Рождественская звезда на ее вершине, самоцветами переливаются разноцветные огни гирлянд.
А необыкновенная нынешняя зима добавила сказочности в новогоднее убранство: хрусталем сверкают ветви деревьев и кустарников, прикрытые пушистым снегом, рубинами алеют гроздья рябины на фоне белоснежной стены колокольни Ивана Великого и Петровской звонницы.
sklyarevskiy.livejournal.com
Царь-пушка и Царь-колокол Московского Кремля ✮ Достопримечательности России 2019
- Примечательные экспонаты Московского Кремля, памятники литейного и художественного ремесла, привлекающие внимание посетителей.
- В XVIII веке русские мастера отлили самый большой в мире колокол, царь всех колоколов, весом около 200 тонн.
- Бронзовая Царь-пушка с самым большим в мире калибром (890 мм) и весом почти 40 тонн была символом мощи средневекового города.
Оглавление
Царь-пушка и Царь-колокол — весьма примечательные экспонаты Московского Кремля. Ведь вместе они весят более 240 тонн! Оба они стоят рядом с колокольней Ивана Великого и сразу привлекают внимание посетителей. И хотя эти памятники широко известны прежде всего размерами, они не так просты, как кажется на первый взгляд.
Почему колокол?
Россия славится колокольным звоном. Изначально колокола были придуманы, чтобы быстро передавать сообщения на большое расстояние — например, о пожаре или приближении врагов. Со временем звон в колокола и их отливка превратились в настоящее искусство. С их помощью стали собирать прихожан к богослужению, сопровождать колокольной мелодией церковные праздники. Между деревнями церкви могли перезваниваться друг с другом по цепочке. Вообще, в православном богослужении не принято использование музыкальных инструментов, и колоколам отводятся особая роль и место. В России часто встречаются храмы «кораблем» — когда колокольня и основная часть храма помещены на одной оси, или церкви «иже под колоколы» — когда колокола располагаются в барабане под куполом церкви. Особый вид колокольни был распространен в Пскове — это так называемая «псковская звонница», вариант подвешивания колоколов в плоский участок стены, выходящий за пределы основной части храма. И в XVIII веке русские мастера решили отлить самый большой колокол в мире — царя всех колоколов. Его высота — 6,24 м, вес — около 200 т.
Если бы Царь-колокол зазвонил — было бы слышно, без преувеличения, по всей Москве! Однако его голос так никогда и не был услышан. Самая распространенная версия гласит, что его повреждение случилось из-за пожара в Кремле в мае 1737 года. Основная форма была уже отлита, над колоколом трудились чеканщики, которые украшали его резьбой, текстом, орнаментами. Медный колокол отливался в огромной яме (10 м глубиной), выложенной кирпичом и укрепленной деревянными лесами. Эти деревянные конструкции и загорелись во время пожара. Испугавшись, что колокол упадет и расплавится в огне, сбежавшиеся москвичи начали поливать его водой. Резкий перепад температур привел к тому, что от колокола отвалился огромный кусок (11 тонн), а сам колокол сильно потрескался. По другой версии, колокол треснул еще в процессе изготовления, а кстати случившийся пожар помог скрыть это обстоятельство. Более ста лет колокол так и стоял в литейной яме, и только во второй четверти XIX века был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана.
Почему пушка?
Пушка — оружие, являющееся символом мощи средневекового города. Царь-пушка, стоящая в Московском Кремле, имеет самый большой в мире калибр (890 мм). Она была отлита из бронзы в 1586 году на Пушечном дворе в Москве мастером Андреем Чоховым. Ее вес составляет почти 40 тонн, длина — более 5 метров.
Считается, что из Царь-пушки стреляли только один раз — прахом свергнутого царя Лжедмитрия. Существует и мнение, что Царь-пушка имела только декоративную функцию — устрашала иноземных послов, — а стрелять из нее было нельзя. Но эта версия маловероятна: в те времена не редкостью были нападения татар, а изготовление огромного бутафорского орудия было экономически неоправданным. Известно, что в XVII веке пушка располагалась на невысокой каменной постройке, напоминавшей трибуну, следы которой обнаружены археологами в южной части Красной площади. А в XVI веке Царь-пушка, вероятно, была установлена возле Лобного места на Красной площади, в направлении ведущего к татарской стороне Москворецкого моста.
А вот лафет и ядра у пушки точно не оригинальные — они сделаны в XIX веке. Ядрами стрелять нельзя, а что касается лафета, то неизвестно, нужен ли он вообще, потому что оружие такого типа — бомбарда — обычно неподвижно укреплялось в земле. У бомбард нет выпуклых цапф, на которые пушка кладется на лафет, и винграда — выступающего фигурного элемента, за который держались при спуске или подъеме орудия. В Кремле Царь-пушка оказалась при императоре Петре I, который хотел построить в там цейхгауз (арсенал) для хранения разных видов оружия.
Чем эти пушка и колокол знамениты?
Не только тем, что они хорошо сохранились и имеют гигантские размеры. Это памятники литейного и художественного ремесла. Оба украшены тщательно проработанными рельефами в виде орнаментов, картушей, розеток, завитков. Легко заметить на колоколе большие портреты двух государей — императрицы Анны Иоанновны, приказавшей отлить колокол, и царя Алексея Михайловича. В правление последнего был отлит более ранний колокол, из металла которого был перелит Царь-колокол. Есть здесь и надпись об истории колокола, и подпись мастеров Моториных. На Царь-пушке также можно найти надписи, прославляющие царя-заказчика Фёдора Иоанновича, и подпись мастера Андрея Чохова.
А еще есть такие?
На протяжении XVI столетия в Москве не раз отливали колокола-гиганты, но почти все они либо падали с колоколен и разбивались, либо погибали во время многочисленных пожаров (если располагались в деревянных постройках). Некоторые из них были отлиты Иваном Моториным — мастером, изготовившим сам Царь-колокол.
Подобное можно сказать и о Царь-пушке. Несколько похожих орудий отлил тот же мастер — Андрей Чохов. Кстати, оба мастера — и Моторин, и Чохов — умели отливать как колокола, так и артиллерийские орудия. Самая известная действующая поздняя копия Царь-пушки находится в Перми. Пушки, изготовленные Чоховым и в его мастерской, есть в музеях Московского Кремля и в Военно-историческом музее артиллерии в Санкт-Петербурге. Вскоре после отливки Царь-пушки произошла русско-шведская война (1590–1595 годы), и две пушки, созданные в мастерской Чохова, оказались захвачены и в наши дни хранятся в замке «Грипсхольм» в Швеции.
Во многих городах Европы подобные памятники артиллерии украшают центральные площади. Например, в Генте есть пушка «Безумная Маргарита», в Эдинбурге – «Монс Мэг».
Автор статьи:
Наталья Уварова
ru.moscovery.com
Царь — Пушка — Реалии нашей жизни

Фото 19 века
В 1488 году в Москве существовала «пушечная изба», в которой отливались орудия; вокруг иностранных мастеров группировались русские техники, освоившие технологию артиллерийского производства того времени и налаживавшие самостоятельную русскую артиллерийскую (конечно, кустарную) промышленность.
Пушечный двор в Москве создал итальянец Аристотель Фиорованти.
Правда этот итальянец больше известен как архитектор родом из итальянской Болоньи.
Впервые его имя упомянуто в 1436 году, когда он для Болоньи отлил на колокольню колокол.
Позже он работал на строительстве соборов и колокольн по Италии. Строил он и колокольню известную у
Далее он работал инженером в Милане и при дворе короля Венгрии строил мосты через Дунай.
Как прославленного инженера его приглашали во многие города для решения самых трудных задач — в Венецию, Флоренцию, Мантую, Рим, НеапольВ 1474 году мастер прибыл в Россию. Правда подтолкнуло его к этому шагу ложное обвинение в подделке денег.
В то авремя Царю Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474 году в Московском Кремле произошла катастрофа — рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и посол Семён Толбузин был по совету у Греческой Царицы Софьи Палеолог которой и был немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.
Вероятно, встреча Фиораванти с Толбузиным состоялась в Риме, и после подписания контракта в 1475 году шестидесятилетний архитектор с сыном по имени Андреа и слугой по имени Пьетро в составе посольства отправился в Московское княжество.

Именно этот Итальянский архитектор и возвёл Успенский собор Кремля.
Работая в Москве при возведении Пушечного двора, Фиораванти порекомендовал поставить во главу его литейных дел мастера Кашпира Ганусова . а тот в свою очередь имел ученика , Андрея Чохова.
Родился Андрей Чохов около 1545 года. Совсем юным поступил в учение к известному пушечному мастеру Кашпиру Ганусову. Среди учеников Ганусова лишь Андрей Чохов сумел выдвинуться из массы учеников, выполнявших обычную работу.
С 1590 года Чохов занимает уже ведущее положение среди московских литейщиков и льёт пушки.Андрей Чохов, ученик Фиораванти и Ганусова, отлил между прочих пушек и знаменитую московскую «царь-пушку», это произошло 2 декабря 1586 года ,

Андрей Чохов был наиболее выдающимся русским литейщиком периода царствования Ивана Грозного и его сына Федора.
Царь-пушка — едва ли не самое крупное в мире орудие той эпохи. Ее калибр — 35 дюймов, вес — 2400 пудов (40 тонн), длина — около 5 метров. Каменное ядро этой пушки весило 120 пудов. Но царь-пушка не имела никакого боевого значения; повидимому, из нее никогда и не стреляли, ибо она не выдержала бы и одного боевого выстрела.
Андрей Чохов с самого начала знал, что такая громадина стрелять не будет. Даже если предположить, что ствол не разнесёт на куски огромное количество пороха, необходимое, чтобы вытолкнуть двухтонное ядро, пушку такого веса просто невозможно перетащить с одной позиции на другую. Да Чохов и не ставил перед собой такую цель. Его пушка — это символ русского могущества, возможностей русской промышленности. Если уж русские мастера способны создать такую громадину, то орудия меньших размеров они уж тем более сумеют сделать. Поэтому Царь-пушка и была выставлена в Кремле на обозрение иностранным дипломатам
Постройка такого орудия преследовала, очевидно, своеобразную политическую цель. Недаром в царствование Ивана Грозного подол римского императора доносил, что Московское княжество имеет не менее двух тысяч орудий и такие снаряды, что не видавший их не поверит описанию.
Артиллерия Ивана Грозного действительно была довольно многочисленной. Так, при осаде Казани в 1552 году русские войска имели 150 орудий крупного калибра, помимо полковых пушек и мортирок. А в Литовском походе Ивана Грозного участвовало около 200 орудий.
В середине XVII столетия в 96 разных городах (не считая Москвы) имелось уже 2 730 орудий.
На Царь-Пушке отлита надпись: Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Ивановича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине. Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов

Изначально задуманная для обороны Кремля oт зaхвaтчикoв, Царь-пушка была установлена на пушечном раскате (специальный деревянный настил из бревен) около Лобного места на Красной площади, однако в боевых действиях не участвовала.
В XVIII веке пушку переместили в Московский Кремль: сначала во двор здания Арсенала, а затем к его главным воротам. В советское время, в 1960-е годы в связи с постройкой Кремлёвского дворца съездов, Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь Кремля, к собору Двенадцати Апостолов. В настоящее время орудие находится на декоративном чугунном лафете, а рядом лежат декоративные чугунные ядра весом 1,97 т, отлитые в 1834 году (стрелять такими ядрами орудие не может).
В 1980 году в Серпухове был произведен ремонт пушки, одновременно она была обследована специалистами Артиллерийской академии им. Дзержинского. По строению ствола Царь-пушка оказалась классической бомбардой, предназначенной для стрельбы «дробом» — небольшими каменными ядрами совокупным весом около 800 кг. Это было орудие навесного огня, которое не перевозили с места на место, а вкапывали в землю Также было выяснено, что из Царь-пушки всётаки стреляли, как минимум, один раз. По Гумилёву, единственный выстрел был произведен прахом Лжедмитрия .
Это Гумилёв описал так: «Лжедмитрий был схвачен и убит. Труп его был сожжен, пеплом заряжена Царь-Пушка, и произведен выстрел — единственный в истории выстрел Царь-Пушки».
Царь-пушка была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как пушка самого большого калибра (самой большой по размерам и весу является немецкая «Дора», в XIX веке существовали также мортиры большего калибра).
filaretuos.livejournal.com
пушка — Москва, Кремль – RedHit
Мировой рекордсмен среди орудий по калибру, гордость артиллерийской коллекции, шедевр литейного искусства, символ русского могущества… Это все о ней, о Царь-пушке, что вот уже пятое столетие стоит на страже Московского Кремля, окутанная вековыми легендами и неразгаданными тайнами…
История создания орудия
История Царь-пушки началась в неспокойные для России времена набегов крымских татар на молодое государство. В тот далекий 1586 год Великий Князь Федор Иванович, правящий страной, получил известие о движении на город хана Казы-Гирея со своей ордой.
Лучшему мастеру-литейщику Андрею Чохову было дано указание отлить из бронзы на Пушечном дворе огромное орудие, способное устрашить своей мощью любого врага. Готовую пушку разместили на возвышенности для обороны Спасских ворот и защиты моста через реку.
Шедевр литейного искусства
Увидеть сегодня воочию Царь-пушку в окружении церкви Двенадцати апостолов и колокольни Ивана Великого можно на Ивановской площади Московского Кремля. Орудие поражает как своими размерами, так и декоративной отделкой.
Царь-пушка стоит на чугунном лафете, отлитом для нее в 1835 году и украшенном необычным переплетением растений. Изображенная на лафете голова льва, как царя зверей, призвана подчеркнуть высокий статус орудия. Спицы колес представлены в виде листьев. Рядом пирамидой сложены четыре декоративных ядра.
Но непосредственного внимания заслуживает сама пушка.
Характеристики ее впечатляют:
• Длина – 5 метров
• Диаметр ствола – 1,2 метра
• Калибр – 890 мм
• Масса составляет почти 40 тонн.
Представить, сколь внушительны размеры орудия, поможет тот факт, что для транспортировки пушки требовались усилия двух сотен лошадей. Пушка украшена красивейшим орнаментом, изображением Великого Князя на коне и именем автора этого шедевра литейного искусства.
Тайны и легенда Царь-пушки
Долгое время велись споры о том, можно ли стрелять из столь мощного орудия. Хан до Москвы на рубеже 16-17 веков так и не дошел. Документов об использовании пушки в действии не сохранилось. Возможность стрелять ядрами массой от 0,819 т. (именно столько весит каменное ядро) без риска разорвать пушку изнутри вызывает сомнение.
Историки и военные в разные времена размышляли на тему: а пушка ли она вообще? Многие умы плоть до 20 века полагали, что орудие на деле является дробовиком для поражения цели картечью из мелких камней. Пушкой же оно было названо с целью повышения «статуса».
Реставрация экспоната в 1980 году приоткрыла завесу над некоторыми тайнами Царь-пушки. Во-первых, по размерам орудие оказалось бомбардой, стреляющей каменными ядрами. В роли дробовика бомбарда со своими параметрами была бы неэффективна. По современной классификации орудие считается мортирой. Во-вторых, в канале пушки были обнаружены частички пороха, свидетельствующие о приведении орудия в действия хотя бы однажды.
И тут нельзя не упомянуть о легенде, согласно которой из Царь-пушки был совершен выстрел смешанного с порохом праха Лжедмитрия.
Верить в легенды или нет – дело каждого, но впечатляющая, незаурядная во всех отношениях Царь-пушка стоит того, чтобы рассмотреть ее поближе. Недаром она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Царь-пушка на карте московского Кремля — смотреть под № 39
Еще материалы из рубрики МоскваМАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
redhit.ru