Содержание

Бронетранспортер «Hanomag» («Ганомаг») Sd.Kfz.251 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«»


Идея создать совмещенное колесно-гусеничное шасси для грузовиков повышенной проходимости не только появилась ещё во время Первой Мировой войны, но даже была успешно воплощена «в металле» в российских бронеавтомобилях тип «Остин-Кенгресс» и «бронетракторах Гулькевича«.

История создания бронетранспортера «Ганомаг» Sd.Kfz.251

В 30-е годы пальму первенства в производстве машин на колесно-гусеничном ходу перехватила Германия. Наступательная стратегия войны требовала повышения мобильности полевой артиллерии, кроме того, колесно-гусеничное шасси могло использоваться и для вспомогательных боевых машин специального назначения, таких как БРЭМ и т.д.
Особо заманчивой была идея создания полугусеничного бронетранспортера — ведь в боевых условиях обычный грузовик вещь не слишком надежная — защиты пассажирам не обеспечивает, вооружения не имеет, да и проходимость машины оставляет желать лучшего.

Чертеж бронетранспортера «Hanomag» Sd.Kfz.251

Базой для проектирования первых германских полугусеничных бронетранспортеров стали легкие артиллерийские тягачи Sd.Kfz.10 и Sd.Kfz.11. Последний из них поступил в производство в 1936 г., отличался дешевизной, высокими ходовыми качествами и простотой конструкции, став наиболее массовой колесно-гусеничной машиной вермахта, выпущенной в количестве 9028 единиц. Также он послужил основой для разработки спецмашин дезактивации, дегазации и химической разведки, и вообще, зарекомендовал себя очень хорошо.

В 1936 г. фирма «Ганомаг» в Ганновере приобрела у Hansa-Lloyd-Goliath, разработавшей Sd.Kfz.11, лицензию на производство бронетранспортера, новый корпус для которого подготовили в фирме Bussing-NAG. БТР, получивший обозначение Sd.Kfz.251 «Ганомаг» , предназначался для транспортировки мотопехотного отделения в составе 9 человек.

Эта надежная и во всех отношениях удачная машина прошла всю войну и была изготовлена громадной серией в 15252 машины 4-х модификаций (A, B, C, D), однако самой многочисленной была именно последняя.

Конструкция бронетранспортера «Ганомаг» Sd.Kfz.251

Моторное отделение находилось в передней части бронетранспортера, укрытое под бронированным капотом. Двигателем служил 6-цилиндровый дизель HL 42TKRM фирмы «Майбах» мощностью 100 л. с., четырехтактный, жидкостного охлаждения, с удельной мощностью около 12 л. с./т при 2800 об/мин, с объемом 4171 кубических сантиметров.

Передние дорожные колеса были безприводными. Гусеничный движитель состоял из шести литых сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами перекрестного расположения, с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущее колесо переднего расположения. Гусеничная цепь — 55 мелкозвенчатых траков шириной 240 мм из марганцевой стали.

Бронекорпус образован наклонными стальными листами толщиной 6-15 мм, обеспечивающими защиту от пуль и легких осколков. Вплоть до версии Ausf D листы скреплялись заклепками, позднее использовалась сварка, а форма корпуса упрощалась.

Отделение управления располагалось за лобовой плитой с двумя смотровыми щелями, защищенными бронестеклом и опускаемыми щитками. Водитель сидел с левой стороны машины, командир — с правой. Боевое отделение, открытое сверху, вмещало две скамьи вдоль бортов для десанта, доступ в него осуществлялся через дверь в кормовом листе. Во время непогоды корпус мог укрываться брезентом.

Первый пулемет монтировался на крыше отделения управления (начиная c Ausf B он прикрывался стальным щитком), второй — на шкворне в корме, полный боекомплект — 2010 патронов. Оба MG34 обслуживались перевозимыми пехотинцами. Амбразур в бортах не было.

Модификации и дальнейшее развитие Sd.Kfz.251 «Ганомаг»

Sd.Kfz.251/1. Базовая модель «Ганомага» модификаций A,B,C,D.

Sd.Kfz.251/2 — самоходный миномет. В отделении десанта устанавливался 80-мм миномет Schwere GranatenWerfer 34, и боеукладка  из 66 мин. Один пулемет MG34 оставался как дополнительное вооружение ближнего боя. Экипаж увеличен до 8 человек.

Sd.Kfz.251/3 Funkpanzerwagen

— машина связи и мобильный командный пункт. Существовал в четырех вариантах (для танковых подразделений, для связи с авиацией, командирская машина в мотопехотных частях (в двух разновидностях)). Обыкновенно использовались двухметровые штыревые антенны, иногда рамочные и мачтовые. Экипаж увеличивался на 5 человек, пулеметы не убирались.

Sd.Kfz.251/4 Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 — артиллерийский тягач для буксировки противотанковых и пехотных орудий, легких гаубиц. Большой плюс машины — в отделении десанта находился расчет и боекомплект.

Sd.Kfz.251/5 Pionierpanzerwagen — БТР для перевозки саперов вместе с оборудованием. Вооружался двумя MG 34 с увеличенным боезапасом. К 1943 году был сменен в производстве Sd.Kfz.251/7, уцелевшие машины прошли модернизацию. Экипаж — 9 человек.

Sd.Kfz.251/6 Kommandopanzerwagen — командирский БТР. В основном эти модель производилась путем переоборудования раннего варианта (Ausf A) «Ганомага». Оснащалась рамочной антенной и радиостанциями FuG-11 и FuG-Tr, позднее FuG-19 и FuG-12. Вспомогательное вооружение состояло из одного пулемета.

Sd.Kfz.251/7 Pionierpanzerwagen — модернизированный вариант Sd.Kfz.251/5, оснащенный двумя штурмовыми мостиками, уложенными на внешних сторонах бортов корпуса. Экипаж 8 человек. Два пулемета MG34 либо MG43 сохранялись, альтернатива — противотанковое ружье PanzerBusche 39 (на некоторых машинах). В боевом отделении помещалось саперное снаряжение, инструмент, мины, ручное оружие.

Sd.Kfz.251/8 Krankenpanzerwagen — санитарный бронетранспортер. Вооружения не было, а боевое отделение переоборудовалось для перевозки раненых и включало две лежанки и скамьи на 6 легкораненных. Экипаж включал санитаров.

Sd.Kfz.251/9 Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 — машина огневой поддержки, предназначенная для разрушения полевых укреплений, борьбы с пехотой, легкобронированными целями и танками. Вооружение: 75-мм короткоствольная пушка KwK 37 с длиной ствола в 24 калибра, позднее замененная на К51. Орудие устанавливалось либо в лобовом листе, либо над отделением управления за дополнительными бронелистами. На корме оставался пулемет. Сами немцы называли машину «Stummel» (окурок), что свидетельствовало, кроме всего, и о скромных боевых качествах этой импровизированной САУ.

Sd.Kfz.251/10 Schutzenpanzerwagen 3,7 cm PaK 35/36 — боевая машина командиров мотопехотных взводов. Экипаж 5 человек. На крыше отделения управления ставилась легкая противотанковая пушка PaK 35/36 с боезапасом в 168 снарядов с левой стороны десантного отделения, на корме — пулемет MG или PzB39. Во второй половине войны все оставшиеся машины этого типа переоборудовали в Sd.Kfz.251/9 «Штуммели».

Sd.Kfz.251/11 Femsprechpanzerwagen — кабелепрокладчик телефонной связи. Экипаж 5 человек, вооружался одним-двумя пулеметами.

Тот самый «окурок» (Stummel)

Sd.Kfz.251/12 Messtrupp und Geraetpanzerwagen — машина корректировки артиллерийского огня и передвижной наблюдательный пункт. Оснащался рамочной антенной, обслуживался экипажем из 6 человек.

Sd.Kfz.251/13 Schallaufnahmepanzerwagen — машина акустической разведки и контрбатарейной борьбы, предназначенная для выявления позиций артиллерии противника. Выпускался малыми сериями.

Sd.Kfz.251/14 Schallauswertepanzerwagen — усовершенствованный вариант Sd.Kfz.251/13. Малосерийная разработка, подробности боевого применения неизвестны.

Sd.Kfz.251/15 Lichtauswertepanzerwagen — мобильная осветительная установка. Оснащалась прожектором видимого излучения и осветительными ракетами.

Sd.Kfz.251/16 Flammpanzerwagen — самоходный огнемет. Помимо двух стандартных пулеметов, вооружался двумя 7-мм (ранние заводские партии) или 14-мм (поздние выпуски) огнеметами на шкворнях в центре боевого отделения (каждый огнемет имел 90-градусный сектор обстрела) с 700-литровым запасом горючего. Машина была неудачной — слабое бронирование сочеталось в ней с малой емкостью баков с горючей смесью.

Sd.Kfz.251/17 Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 — зенитная САУ на базе «Ганомага». Орудие — 20-мм 2 cm Flak 38 с длиной ствола 55 калибров. Боекомплект — 600 снарядов. Борта корпуса откидные, сектор обстрела круговой. Использовались для защиты аэродромов, иногда сопровождали колонны на марше

Sd.Kfz.251/18 Beobachtungspanzerwagen — машина связи и наблюдения. В комплект заводской поставки входила радиостанция FuG 8. Выпускался ограниченно.

Sd.Kfz.251/19 Femsprechbetriebspanzerwagen — мобильная телефонная станция и кабелепрокладчик, модернизированный аналог Sd.Kfz.251/11. Производился малыми партиями.

Sd.Kfz.251/20 Schutzenpanzerwagen — Infrarotscheinwerfer

— передвижная осветительная установка (прожектор инфракрасного света), предназначенная для взаимодействия с танками PzKpfw V Ausf G, оснащенными приборами ночного видения. Экипаж 4 человека. Был задействован в боях у оз. Балатон зимой 1944-1945 гг. Неофициальное название Sd.Kfz.251/20 — «Uhu» (сова).

Sd.Kfz.251/21 mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 — средство ПВО ближнего действия или огневой поддержки пехоты оснащенное 15-мм пулеметом MG 151/15 либо 20-мм автопушкой MG 151/20 в специальном низкопрофильном лафете кругового вращения. Боезапас 3000 выстрелов, причем в него входили в том числе и бронебойные снаряды. Производились в основном на шасси Sd.Kfz.251 Ausf A-C со 2-й половины 1944 года числом около 400 единиц.

Sd.Kfz.251/22 Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm Pak 40 — легкий истребитель танков, вооруженный 75-мм противотанковым орудием Pak 40 с длиной ствола 46 калибров и двухкамерным дульным тормозом. Пушка с ограниченным углом горизонтального наведения устанавливалась в десантном отделении, сразу же за местами экипажа машины, ее обслуживал расчет из 4 человек. В корме размещалась боеукладка — 22 снаряда. Производимые в самом конце войны это был ещё не жест отчаяния, но уже явное стремление выжать из техники максимум. Малый боезапас, слабая броня, большой вес, все это делало машину не слишком эффективной в бою.

Бронетранспортер «Hanomag» Sd.Kfz.251 с 37-мм пушкой

Sd.Kfz.251/23 Schutzenpanzerwagen mit 2 cm KwK 38 — разведывательная бронемашина, последняя модификация Sd.Kfz.251. В крыше боевого отделения монтировалась башня легкого бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и 7,92-мм пулеметом, позднее смененная шестигранной башней Hangelafette 38 тяжелого четырехосного бронеавтомобиля Sd.Kfz.232. Боезапас — 100 снарядов, экипаж 4 человека.

Schutzenpanzerwagen Sd.Kfz.251/1. Реактивная система залпового огня с 6 реактивными минами калибров 280 и 320 мм, закрепленными в пусковых контейнерах на бортах корпуса — по три на каждый борт. Малая длина направляющих и неудачное устройство немецких реактивных мин обусловили в два раза меньшую дальность стрельбы (2000 м) по сравнению с советской БМ-13, и очень низкую точность, зато более высокую проходимость. Машина была не очень удачной и выпускалась крайне ограниченно.

Боевое применение Sd.Kfz.251 «Ганомаг»

Конечно «Ганомаг» был не идеален — машина была довольно слабо защищенной, да и подвижность оставляла желать лучшего. С середины войны, несмотря на модернизации, БТР уже явно исчерпал свой предел возможностей и использовалась только потому, что другого не было. Тем не менее, сама концепция машины была удачной, и даже во многом опередившей время, в первую очередь из-за своей универсальности и огромного количества спецмашин созданных на шасси «Ганомага».

Танковая дивизия должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd. Kfz-251/1, 24 Sd. Kfz-251/3, 6 огнеметных Sd. Kfc.251/6, 12 зенитных Sd. Kfz.251/21 и 18 противотанковых Sd. Kfz.251/22. Реально осуществить этот план не удалось.

Бронетранспортеры Sd. Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны — на 1 марта 1945 года в войсках их имелось 6540 единиц. Незначительное количество этих машин получили союзники Германии — Румыния, Венгрия и Финляндия. Трофейные Sd. Kfz.251 после перевооружения применялись как союзниками, так и Красной Армией.

После Второй мировой войны модернизированный бронетранспортер Sd. Kfz.251/1 Ausf. D некоторое время производился в ЧССР и вплоть до 80-х годов под обозначением ОТ-810 состоял на вооружении Чехословацкой Народной Армии.


Источник: по информации из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Германский средний полугусеничный бронетранспортер «Ханомаг» (Sd Kfz 251): описание, технические характеристики

Если при просмотре военных фильмов вы увидели приземистый, удлиненный немецкий автомобиль с довольно мощной броней, то наверняка это был бронетранспортер «Ханомаг». Он широко применялся войсками Третьего Рейха и сумел доказать эффективность совершенно нового вида транспорта – именно после его появления на полях сражений многие союзники и противники Германии также приняли решение о необходимости создания аналогов.

Зачем он был создан

Незадолго до начала Второй Мировой войны немецкие стратеги пришли к мнению, что войска нуждаются в принципиально новом виде военной техники, которая стала бы компромиссом между обычным автомобилем и танком. Так и появился Sd Kfz 251, прозванный в войсках «Ханомагом» – по названию фирмы-производителя.

Он имел весьма необычный вид – вытянутый, приземистый и очень устойчивый. Это позволило ему с успехом выполнять предназначение и стать почти настолько же известным образцом немецкого вооружения, как пистолет-пулемет MP-40 и тяжелый танк «Тигр». Неслучайно он встречается во многих фильмах о войне.

По сути он стал первым в своем классе, так как попал в войска уже в 1939 году – незадолго до начала войны. Следующий бронетранспортер – американский М3 был разработан лишь спустя два года, именно когда американские военные оценили удобства бронированного автомобиля, его надежность и эффективность.

Применялся он как для переброски десанта, так и при перевозке тяжелого вооружения: огнеметов, минометов, крупнокалиберных пулеметов. Разумеется, при наличии достаточного количества бронетранспортеров мобильность любого отряда значительно возрастала. К тому же, он обеспечивал довольно неплохую защиту – как от пуль, выпущенных из пистолетов-пулеметов, так и от осколков гранат. Это было особенно важно, если БТР 251 «Ханомаг» попадал в засаду, что происходило довольно часто на оккупированных территориях СССР и Югославии, где было особенно сильное партизанское движение.

Он доказал свою эффективность и потому был выпущен в действительно большом количестве – больше 15 тысяч штук. По этому показателю среди бронетранспортеров он уступал уже упомянутому М3 – их было выпущено в два раза больше.

Сегодня сохранившиеся экземпляры можно увидеть в музеях военной техники, а также частных коллекциях.

Основные ТТХ

Если говорить об этой машине, то в первую очередь следует перечислить основные ТТХ БТР. Его длина составляла почти шесть метров, а точнее, 598 сантиметров. При ширине 210 и высоте 175 сантиметров. Клиренс составлял 32 сантиметра, благодаря чему машина уверенно двигалась по бездорожью.

Масса заправленного бронетранспортера с вооружением и боеприпасом составляла 9140 килограмм – значительно меньше, чем самый легкий танк, хотя и в несколько раз больше, чем грузовые автомобили того времени, используемые на фронтах.

Защита бронетранспортера

БТР Hanomag приобрел немалую популярность именно благодаря броне. Конечно, от фугаса, заложенного на лесной дороге, или кинжального огня из пулемета она не спасала. Но все-таки шансы на выживание солдат значительно повышала.

Самая мощная броня была установлена на лобовой части – вполне разумно, если учесть, что бронетранспортеры часто использовались при наступлении на позиции противника. Здесь толщина составляла 14 мм. Борта и корма имели менее мощную защиту – всего 10 см. Но везде она была установлена под определенным углом – 14,5-15 градусов. Именно такое расположение обеспечивало максимальную вероятность рикошетов, без пробивания корпуса.

Самая слабая броня, как и у любого бронетранспортера, располагалась сверху и снизу – всего 8 миллиметров. Вполне разумно – сложно представить себе ситуацию, при которой стрельба велась бы по нему под таким углом. А при взрыве фугаса экипаж и машину едва ли спасла бы и куда более мощная броня.

Пару слов о двигателе

Конечно, чтобы бронетранспортер, имеющий массу больше 9 тонн, мог успешно двигаться, развивая приличную скорость, нужен был мощный мотор.

Для этого был выбран шестицилиндровый карбюраторный двигатель, имеющий водное охлаждение. Его мощность составляла 100 лошадиных сил – очень неплохо для своего времени. Именно этот показатель позволял автомобилю эффективно справляться с различными препятствиями (к этому вернемся чуть позже), а также развивать скорость на шоссе до 53 километров в час.

При этом запах хода по шоссе был весьма впечатляющим – до 300 километров. Это давало транспорту серьезную автономность, позволяя передвигаться на значительные расстояния как в составе колонн, так и самостоятельно.

Экипаж

Немаловажно, что экипаж Sd Kfz 251 Hanomag состоял всего из двух человек. Первым был механик-водитель. Его место не отделялось от десантного отсека, зато между ним и силовым отделением располагалась надежная противопожарная перегородка, что повышало шансы на выживание в случае возгорания.

Бронетранспортер высоко ценился еще и потому, что любой человек, умеющий водить грузовик, легко разобрался бы и с его управлением. Тот же самый руль, три педали (газ, тормоз и сцепление) и два рычага (ручной тормоз и переключения передач) расположенные справа, позволяли очень быстро переучить водителя, не тратя лишние недели и месяцы на обучение.

Вторым членом экипажа являлся командир, также берущий на себя обязанности связиста. При движении находился на своем месте справа от водителя. Однако в некоторых, более поздних модификациях, место командира было перенесено в корму.

Перевозка десанта

Одновременно бронетранспортер «Ханомаг» перевозил до 10 человек (не считая экипажа). При необходимости он мог вместить и больше, однако в этом случае быстро покинуть десантный отсек не удалось бы.

По обеим сторонам отсека располагались скамейки для удобства солдат во время езды. В первых версиях использовались простые скамейки, покрытые дерматином. Но в более поздних модификациях их сменили аналогом, сваренным из толстых труб и обтянутых брезентом. Также было выпущено некоторое количество бронетранспортеров с деревянными скамьями.

Чтобы мотострелкам не приходилось все время держать оружие при себе, на стенках отсека располагались специальные крепления. Они прекрасно подходили для фиксации пистолетов-пулеметов МР-38 и МР-40, а также карабинов Маузер 98К – основного вооружения мотопехоты.

Вооружение

Основное вооружение, каким оснащался Sonderkraftfahrzeug 251, был пулемет Reinmetall-Borsig MG 34 калибра 7,92 мм. Расположенный в передней части боевого отделения, он мог вести подавляющий огонь, делая передвижение бронетранспортера более безопасным. К тому же, он оснащался бронещитом, что существенно затрудняло задачу противника по уничтожению пулеметчика. А мощные пули калибра 7,92 мм могли перерубать кустарник и молодые деревья, крошить кирпич и любые другие препятствия, оставляя врагу немного шансов. Стандартный боезапас к пулемету составлял 2010 патронов.

Кроме того, при необходимости в кормовой части мог быть установлен еще один пулемет MG-34. Он предназначался для ведения огня как по наземным целям, так и по воздушным.

Ходовая часть

Однако немецкие солдаты, воевавшие в разных странах мира, больше всего ценили бронетранспортер «Ханомаг» не за огневую мощь и даже не за броню, а за высокую проходимость. Ее обеспечивало полугусеничное шасси. Пара колес, расположенных спереди, позволяли направлять транспорт в нужном направлении, в то время как благодаря гусеницам обеспечивалась великолепная проходимость. Песок, болота, размокший после дождя чернозем – бронированное детище «Ханомага» чувствовало себя одинаково комфортно в любых условиях.

К тому же, необычное инженерное решение обеспечивало возможность резкого поворота. При обычном (до 15 градусов) поворот осуществлялся только благодаря колесам. Если же угол поворота был большим, то с помощью специального механизма внутренняя гусеница освобождалась, а мощность с нее передавалась на внешнюю. Благодаря этому «Ханомаг» легко мог развернуться на месте – при движении по городским улицам или нападении из засады на узкой лесной дороге это давало дополнительные шансы на выживание.

Преодоление препятствий

Мощный двигатель в сумме с продуманной ходовой частью позволяли бронетранспортеру эффективно преодолевать любые препятствия.

Например, форсировать водные преграды глубиной до 0,5 метров практически независимо от типа дна.

Рвы глубиной до 2 метров также не доставляли проблем – гусеницы прекрасно показали себя даже на сложных глинистых почвах.

Наконец, резкие подъемы (до 24 градусов) тоже преодолевались без особого труда. При ведении боевых действий на территории СССР подобная проходимость оказалась особенно важной.

Модификации

Все сказанное выше касается именно базовой модели Sd Kfz 251. Однако за последующие годы было выпущено большое количество модификаций – отличалось вооружение, назначение и даже основные ТТХ – вес, габариты. Всего было выпущено двадцать две модификации – одни доказали свою эффективность и выпускались сотнями, в то время как выпуск других ограничивался несколькими пробными десятками.

Расскажем о наиболее интересных из них, пополнивших список бронетранспортеров Второй Мировой войны. Ведь каждый из них заслуживает отдельного внимания:

  • Например, Sd Kfz 251/2 представлял собой полноценный самоходный миномет. Кроме стандартного пулемета MG-34 он комплектовался еще и минометом sGrWr 34 калибра 81 миллиметр с боекомплектом в 66 выстрелов
  • А Sd Kfz 251/3 использовался как машина связи – этот бронетранспортер укомплектовывался различными моделями радиостанций и разными типами антенн. Разумеется, в результате координация действия значительно улучшалась, что позволяло войскам действовать боле слаженно и эффективно.
  • Главным назначением Sd Kfz 251/6 стала перевозка командиров дивизий, корпусов и армий. Она обязательно комплектовалась рациями, благодаря чему командующий мог получать сводки прямо с поля боя, оговаривать дальнейшие действия с другими командирами.
  • Sd Kfz 251/8 использовался как бронированный санитарный автомобиль. Вмещал в себя восемь сидячих раненых или же четверых сидячих и двух лежачих.
  • Sd Kfz 251/9 представлял собой мощную огневую единицу, так как был укомплектован не только привычным пулеметом, но еще и настоящей пушкой! Короткоствольная 75-миллиметровая Kwk-37 с боекомплектом в 52 снаряда не представляла опасности для танков врага, зато прекрасно показала себя при уничтожении живой силы противника, а также укрепленных огневых точек.
  • БТР Sd Kfz 251/11 стал настоящим подарком для связистов. На правое крыло устанавливалась катушка с телефонным кабелем, что позволяло прокладывать его, не выходя из сравнительно безопасного десантного отсека.
  • Sd Kfz 251/16 стал действительно страшным орудием. Кроме двух пулеметов MG-34 он комплектовался двумя 14-миллиметровыми огнеметами. Общий запас огнесмеси составлял 700 литров – этого хватало, чтобы сделать до 80 выстрелов. Причем дистанция поражения была довольно большой – до 35 метров (сильно влияло направление и сила ветра). Однако для уничтожения живой силы, особенно солдат, засевших в окопах, эта модификация прекрасно подходила.

Где применялся БТР

Начнем с того, что немецкий бронетранспортер «Ханомаг» эффективно использовался на протяжении всей Второй Мировой войны – начиная с захвата Польши в 1939, заканчивая обороной Берлина в апреле 1945 года.

При оккупации стран Европы он позволил значительно повысить мобильность, перебрасывая крупные силы в нужные места в самые сжатые сроки.

Но в полной мере оценить ее смогли только главнокомандующие на Восточном фронте и в Африке. Бездорожье, грязь, песок – все это делало применение обычных грузовых автомобилей практически невозможным. А гусеничный привод позволял бронетранспортеру эффективно преодолевать любые препятствия, блестяще выполняя поставленные задачи.

Заключение

На этом мы заканчиваем статью. Теперь вы больше знаете про БТР «Ханомаг», каким может похвастать практически любой музей военной техники Европы. А заодно имеете представление о его ТТХ, броне, вооружении и даже различных модификациях.

fb.ru

Полугусеничный бронетранспортер Sd. Kfz.251 «Ганомаг»

«Задача пехоты состоит в том, чтобы немедленно использовать эффект танковой атаки для быстрого продвижения вперед и развития успеха до тех пор, пока местность не будет полностью захвачена и очищена от противника» — это положение, выдвинутое германским танковым теоретиком генералом Г. Гудерианом в 1936 году, показывает, какая роль отводится пехоте при взаимодействии ее с танками.

Гудериан правильно предвидел, что в условиях все возраставшей эффективности противотанкового оружия потери атакующих танков, не имеющих прикрытия пехоты, будут слишком большими. Да и сам захват и удержание местности одними танками без пехоты невозможны. Немецкие бронетранспортеры периода Второй мировой войны разрабатывались на базе полугусеничных артиллерийских тягачей. Целое семейство таких тягачей, созданное в 1930-е годы, обеспечивало буксировку орудий массой до 18 т. Шасси двух из них — 1-тонного Sd.Kfz.10 и 3-тонного Sd.Kfz.11 — и использовались при изготовлении бронетранспортеров Sd.Kfz.250 и Sd. Kfz.251 соответственно.

Последний, ставший самой массовой легкой бронированной машиной вермахта, представлял собой средний полугусеничный бронетранспортер, предназначавшийся для транспортировки мотопехотного отделения. Базовая машина — полугусеничный тягач — была разработана фирмой «Ганза-Ллойд-Голиаф» AG в Бремене в 1933 году и носила фирменное обозначение HLkl 6. Шасси для бронетранспортера HLkl 6p изготавливала фирма «Ганомаг», и, по-видимому, по этой причине во всех советских документах периода Великой Отечественной войны он фигурирует под этим названием, в вермахте никогда не употреблявшимся. Бронекорпуса поступали от фирмы «Бюссинг-НАГ», а сборка осуществлялась на заводах фирм «Ганомаг», «Боргвард», «Ганза-Ллойд-Голиаф», Weserhutte, Wumag, Schichau, MNH, «Штевер», Deutsche Werke и Evans+Pistor.

ПРОИЗВОДСТВО И МОДИФИКАЦИИ

С июня 1939-го по март 1945 года немецкие заводы изготовили 15 252 боевые машины 23 модификаций в четырех базовых вариантах. До сентября 1943 года выпускались варианты А, В и С (4650 единиц), а затем до конца войны — D (10 602 единицы). Базовые варианты не имели принципиальных конструктивных отличий, а разнились формой и способом крепления некоторых узлов и деталей бронекорпуса.

Модификации в зависимости от назначения отличались друг от друга составом вооружения и дополнительным оборудованием. Наиболее массовой была модификация Sd.Kfz.251/1 — линейный средний бронетранспортер (mittlerer Schutzenpanzerwagen), перевозивший мотопехотное отделение (Panzergrenadiergruppe) из десяти человек. Часть машин оборудовалась специальными контейнерами для запуска реактивных снарядов — Wurframen 40 — калибра 280 и 320 мм. Кроме того, существовали различные варианты командирских машин и подвижных командных пунктов, машин наблюдения и связи, инженерных и санитарных машин, артиллерийских тягачей, самоходных артиллерийских и зенитных установок различных калибров и т. д. Таким образом, было создано целое семейство боевых машин для оснащения мотопехотных подразделений танковых и моторизованных дивизий вермахта.

SD.KFZ.251 В ВОЙСКАХ

Весной 1939 года первые (по-видимому, еще предсерийные) бронетранспортеры Sd.Kfz.251/1 Ausf. А поступили в 1 -ю танковую дивизию, дислоцированную в Веймаре. Ими оснастили одну мотопехотную роту в стрелковом полку. До 1 сентября 1939 года было изготовлено только 68 бронетранспортеров. Они получили боевое крещение в ходе Польской кампании.

В мае 1940 года вермахт располагал уже 338 БТР различных модификаций. Наибольшее их количество имелось в составе 1-й стрелковой бригады (l.Schutzen Brigade) 1 -й танковой дивизии. Во время боев во Франции немцы потеряли 17 машин. Наиболее же массово бронетранспортеры Sd.Kfz.251 всех модификаций использовались на советско-германском фронте. Укомплектованность ими танковых и моторизованных частей была разной. Скажем, в начале операции «Барбаросса» больше всего машин этого типа состояло на вооружении 1-й танковой дивизии, где первые батальоны 1 -го и 113-го стрелковых полков (Schutzen Regiment) — так официально до 1943 года именовалась мотопехота вермахта — имели Sd.Kfz.251. В 14-й же, 16-й и 19-й танковых дивизиях бронетранспортеров не было вообще. Такое положение сохранялось вплоть до конца войны как из-за все увеличивавшегося числа танковых и моторизованных соединений, так и по причине все возраставших потерь.

Танковая дивизия «образца 1945-го» должна была иметь 90 бронетранспортеров: 30 Sd.Kfz.251 /1,24 машины связи Sd.Kfz.251 /3,6 огнеметных Sd.Kfz.251 /6, 12 зенитных Sd.Kfz.251/21 со встроенными автоматическими пушками «Маузер» и 18 противотанковых Sd.Kfz.251/22 с 75-мм пушками Рак 40/1. Однако осуществить этот план не удалось.

Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались вермахтом, войсками СС и люфтваффе на всех фронтах вплоть до конца войны — на 1 марта 1945 года в войсках их насчитывалось 6540 единиц.

Незначительное количество этих машин получили союзники Германии — Румыния и Венгрия. Трофейные Sd.Kfz.251 (часто с перевооружением) применялись армиями стран антигитлеровской коалиции, в том числе и Красной армией.

КОНСТРУКЦИЯ

Немецкая армия первой в мире приняла на вооружение полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.251, более известные под названием «Ганомаг».

Бронетранспортер имел открытый сверху броневой корпус, сваренный из катаных бронелистов, расположенных под большими углами наклона и крепившихся к раме шасси болтами. Толщина брони колебалась от 8 мм у бортов и кормы до 10-15 мм у лобовых листов корпуса. На надгусеничных полках располагались ящики с ЗИП и снаряжением. Шасси имело классическую автомобильную компоновку с размещением двигателя перед кабиной водителя, вследствие чего отделение управления располагалось посередине машины между моторным и десантным отделениями. Для посадки и высадки десанта служила двустворчатая дверь в корме корпуса. Никаких бойниц в бортах предусмотрено не было, и пехотинцы могли вести огонь из личного оружия только поверх бортов. Штатное вооружение бронетранспортера состояло из 7,92-мм ручного пулемета MG34, установленного на крыше отделения управления и прикрытого броневым щитом. В случае необходимости он мог быть переставлен на вертлюг, смонтированный на кормовом листе. С этого вертлюга можно было вести огонь и по воздушным целям. На бронетранспортере устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL42TUKRM рабочим объемом 4171 см³ и мощностью 100 л. с. при 2800 об/мин, позволявший 8-тонной машине разгоняться на шоссе до максимальной скорости 53 км/ч. Запуск двигателя осуществлялся электростартером и дублировался инерционным стартером с ручной раскруткой, которым рекомендовалось пользоваться в холодное время года.

Топливный бак емкостью 160 л располагался под полом десантного отделения в кормовой части корпуса. Максимальный запас хода машины при движении по шоссе достигал 300 км.

Главный фрикцион бронетранспортера — сухой, двухдисковый с центральной пружиной. Коробка передач, демультипликатор и двойной дифференциал были смонтированы в одном картере. Коробка передач трехходовая, четырехскоростная с постоянным зацеплением шестерен.

Управление машиной осуществлялось с помощью рулевого механизма автомобильного типа. Поворот на небольшой угол (до 6°) производился поворотом передних колес; при более крутых поворотах, кроме того, тормозилась соответствующая гусеница. Подвеска бронетранспортера была смешанной. Колесный передний мост, оборудованный пневматическими шинами размером 190-18, подвешивался на поперечной полуэллиптической листовой рессоре.

Гусеничный движитель имел независимую торсионную подвеску. Движитель каждого борта состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке с взаимным перекрытием дисков катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с натяжным механизмом.

Стальные гусеницы с гребневым зацеплением имели ширину 280 мм и состояли из 55-56 траков каждая. Пальцы гусениц были установлены на игольчатых подшипниках и обеспечивали им большую износоустойчивость, а также высокий КПД ходовой части и хорошую динамику машины.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Боевая масса, т:
  • Экипаж, чел.: 2+10
  • Габаритные размеры, мм:
    длина: 5980
    ширина: 2100
    высота: 1750
    клиренс: 320
    колея колес: 1775
    колея гусениц: 1600
  • Вооружение: 2 пулемета MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм
  • Боекомплект: 2010 патронов
  • Бронирование, мм:
    лоб корпуса: 10…15
    борти корма: 8
    крыша МТО: 6
  • Двигатель: «Майбах» HL42TUKRM, 6-цилиндровый( карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 100 л. с. (73,6 кВт) при 2800 об/мин; рабочий объем 4171 см³
  • Трансмиссия: двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная коробка передач (4+1), демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза
  • Ходовая часть: управляемый передний мост, размер шин 190-18, подвеска — поперечная полуэллиптическая листовая рессора; гусеничный движитель каждого борта состоял из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещенных в шахматном порядке, ведущего колеса переднего расположения (зацепление гребневое) и направляющего колеса с натяжным механизмом; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 55-56 траков шириной 280 мм, шаг трака — 140 мм
  • Скорость максимальная, км/ч: 53
  • Запас хода, км: 300
  • Преодолеваемые препятствия:
    угол подъема, град.: 24
    ширина рва, м:2
    глубина брода, м: 0,5
  • Средства связи: радиостанция Fu Spr Ger «f»
Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь