Перечень работ ТО № 1 и2 БМП, БТР

Выполнение практических работ при проведении ТО № 1 и 2 БМП.

Наименование работ

Виды техобслуживания

Применяемые инструмент и принадлежности

ЕТО

ТО №1

ТО №2

По всей машине

Произвести мойку машины снаружи

+

+

+

Коврики, деревянные скребки, ветошь, фланелевая салфетка

Проверить работу радиостанции и ТПУ, надежность их крепления и подсоединения всех проводов

+

+

+

Ключи 8х10, 12х14, 13х14, 14х17, отвертки на 6 и 9 мм

Очистить машину внутри от пыли и грязи, при необходимости произвести мойку

+

+

+

Фланелевая салфетка, ветошь

Очистить от пыли и грязи сетку над трубой забора воздуха

+

+

+

Ветошь

Проверить наличие и крепление крышек и пробок в корпусе машины

+

+

+

Ключи 14х17, 27×30

Проверить работоспособность вытяжных вентиляторов

+

+

Осмотреть приборы наблюдения на отсутствие механических повреждений

+

+

+

Проверить заправку бачка воздушно–жидкостной очистки приборов водой

+

+

+

Металлическая линейка

Проверить работу обогрева приборов

+

+

Проверить надежность крепления приборов в шахтах, при необходимости провести регулировку

+

+

Проверить состояние антенного устройства: замков, отверстий, хвостовика, резинового изолятора, зонта, колпачка и гибкого троса хвостовика

+

+

+

Ветошь

Очистить от пыли регулирующую аппаратуру системы электропитания

+

Щетка

Произвести обслуживание аккумуляторных батарей

Ветошь

Очистить от пыли и грязи кольца и щетки ВКУ люка командира

+

+

Слить отстой из среднего бака топливной системы

+

При установленном приборе ТВНЕ–1ПА проверить:

исправность прибора и фары ФГ–125

+

+

+

чистоту и состояние разъемов

+

+

работоспособность

исправность обогрева

+

+

напряжение, выдаваемое блоком питания

+

+

Проверить исправность и надежность крепления преобразователя, электропроводов, затяжку накидных гаек разъемов гирополукомпаса

+

+

+

Ключ 8х10

Проверить уходы главной оси гироскопа ГПК–59. При необходимости произвести балансировку

+

Осмотреть коллекторы электродвигателей Д-55А и преобразователя ПАГ-1Ф

+

Авиационный бензин, ткань, отвертка 6 мм

Проверить состояние щеток электродвигателей Д–55А и преобразователя ПАГ–1Ф

+

Отвертка 6 мм

Проверить исправность электрических цепей системы ППО

+

+

Проверить работоспособность термодатчиков

+

+

Проверить исправность и надежность соединения блоков, соединительных трубок, кабелей, шин, соединяющих корпуса блоков (Б–1, Б–2, Б–3) с амортизационными скобами, и надежность закрепления амортизационных скоб на машине

+

+

+

Отвертка ЕЕ4.073.010, ключ ЕЕ8.675.038

Заменить патрон с силикагелем в блоке Б-2 прибора ПРХР

+

Очистить от пыли нагреватель ПДФ прибора ПРХР

+

Очистить каналы воздушного тракта циклона и трубки обогрева после работы прибора в атмосфере отработавших газов, паров ГСМ, нейтральных дымов и специального вещества

+

Заменить фильтрующие элементы в фильтре блока Б–2

+

Проверить работоспособность системы защиты

+

+

Проверить герметичность машины

+

+

Проверить наличие и крепление принадлежностей ЗИП

+

+

+

Проверить исправность электроцепи системы 902В

+

Ключ 902.03.001

Проверить наличие заглушек, подвиж ность электробойков и колец ПУ, а также надежность крепления ПУ

+

+

+

Проверить ПУ на отсутствие влаги и загрязнений

+

+

Силовое отделение

Дозаправить системы питания и смазки двигателя

+

+

+

Проверить уровень охлаждающей жидкости, при необходимости дозаправить

+

+

+

Проверить уровень масла в картере КП, при необходимости дозаправить

+

+

+

Проверить уровень масла в бортовой передаче, при необходимости дозаправить

+

+

Заменить масло в бортовой передаче

+

Проверить уровень масла в регуляторе топливного насоса, при необходимости дозаправить

+

+

Промыть фильтры тонкой и грубой очистки масла двигателя

+

+

Промыть фильтры грубой и тонкой очистки топлива

+

Заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки топлива

+

+

Очистить наружную поверхность радиаторов и продуть их сжатым воздухом или промыть водой

+

Ветошь

Очистить привод жалюзи, заслонки эжектора и оси вращения жалюзи

+

Проверить и при необходимости прочистить клапан слива воды из системы охлаждения и клапан слива воды из эжектора

+

+

+

Удалить конденсат из влагомаслоотделителя при работающем двигателе на частоте вращения коленчатого вала 2200–2600 об/мин

+

+

+

Ключ 12х14

Слить конденсат из отстойника в трубопроводе пуска двигателя сжатым воздухом

+

Щуп 4-мм

Проверить регулировку главного фрикциона

+

+

Проверить натяжение ремней компрессора, при необходимости отрегулировать

+

+

+

Проверить состояние крепления клапанных коробок к коллекторам и шаровых компенсаторов

+

+

Проверить крепление трубопроводов к радиаторам

+

Ключ для накидных гаек водяного радиатора

Убедиться в отсутствии перетирания трубок систем питания, смазки и охлаждения

+

+

Проверить работу клапанов защиты двигателя

+

+

Проверить затяжку болтов крепления блока двигатель – КП

+

Сменная головка 22, ключ 27X33

Проверить крепление топливного и масляного фильтров, генератора, стартера, датчика тахометра и выпускных коллекторов, при необходимости подтянуть болты крепления

+

Молоток, ключи 10X12, 14 XI7, торцовый ключ 17, отвертка

Проверить, нет ли качки щита генератора от усилия руки (возникает при слабом креплении шланга воздуховода или большой длине незакрепленных выводных концов проводов)

+

Ключ 14X17

Проверить затяжку болтов крепления компрессора

+

Ключ 14X17

Проверить состояние коллектора генератора и при необходимости очистить

Бензин, чистая ткань, шлифовальная шкурка

Проверить затяжку болтов выводных концов генератора и при необходимости подтянуть

+

+

Ключ 14X17

Проверить крепление шланга воздуховода охлаждения генератора, шлангов воздухоочистителя, при необходимости подтянуть

+

Ключ 10X14, крючок

Проверить крепление колпака с патрубком подвода воздуха к щиту корпуса генератора и при необходимости подтянуть

+

Ключ 10X14

Проверить состояние щеток генератора и их высоту

+

Шлифовальная шкурка

Проверить состояние контактов и зажимов стартера в местах присоединения к ним наконечников проводов

+

Ключ 19X22, наждачная бумага

Проверить натяжение тросов клапанов защиты двигателя

+

Дозаправить смазкой подшипники ведущего шкива привода компрессора и натяжного ролика

Ключ 14X17, плоскогубцы, смазка ЦИА–ТИМ–201, проволока контровочная, шприц-пресс

Проверить работу системы обеспечения холодного пуска двигателя (системы БФП) с пуском двигателя

+

+

Ключи 8X10, 12X14, 675–93–сб151, 675–93–сб151–01

Отделение управления

Очистить от пыли и грязи механизм открывания люка механика–водителя

+

+

Ветошь, дизельное топливо

Очистить воздушный фильтр компрессора

+

+

Ключ 19X22

Проверить регулировку остановочных тормозов

+

+

+

Проверить зазор в приводе стояночного тормоза, который должен быть 0,3–1 мм, при необходимости отрегулировать

+

+

Проверить стопорение тяг и шарнирных соединений приводов управления

+

+

Плоскогубцы, проволока

Проверить регулировку привода управления подачей топлива, при необходимости отрегулировать

+

Проверить работу механизмов подъема трубы забора воздуха и водоотражательного щитка

+

+

Проверить работу клапана отсоса пыли из воздухоочистителя

+

+

Проверить стопорение рукоятки заслонки зимнего забора воздуха

Проволока, плоскогубцы

Десантное отделение

Проверить наличие смазки в корпусе редуктора кормового откачивающего насоса

Ключ торцовый 10X12, отвертка, смазка ЦИАТИМ–201

Ходовая часть

Смазать втулки передних труб балансиров

+

+

Смазать втулки труб балансиров

+

+

Дозаправить смазкой поддерживающие катки

+

+

Дозаправить смазкой опорные катки

+

+

Дозаправить смазкой направляющие колеса

+

+

Дозаправить смазкой механизм натяжения гусениц

+

+

Дозаправить смазкой верхние проушины гидроамортизаторов

+

+

Ключ 14X17, шприц–дресс, смазка Литол–24

Проверить натяжение гусеницы, при необходимости отрегулировать натяжение

Подтянуть пробки крепления ведущих колес на водялах бортовых редукторов

+

+

Проверить затяжку болтов крепления скоб гусеницы и при необходимости подтянуть

+

+

Ключ гусеницы, ломик

Правое ведущее колесо (в сборе) переставить на левый борт, левое – на правый при износе ев венцов до метки на торце зуба

+

Ключ 14X17, сменные головки 17, 27, ключ для гайки крепления ведущего колеса, лом, плоскогубцы, проволока

Проверить крепление крышек ступиц катков и колес

+

+

Ключ орцовый 17

Проверить крепление пробок заправоч ных отверстий катков и колес

+

+

+

Ключ 17X22

Проверить затяжку болтов крепления венцов ведущих колес

+

+

Ключ 17X22, молоток

Очистить от грязи и пыли прицелы и протереть наружные оптические детали

+

+

+

Салфетка фланелевая, ветошь

Проверить крепление узлов системы воздушно-жидкостной очистки

+

+

Проверить заправку бачка воздушно–жидкостной очистки прицелов водой. Заправить баллон сжатым воздухом

+

+

+

Металлическая линейка (в ящике водителя)

Проверить затяжку гаек на разъемах питания прицелов и их контровку

+

+

Проверить надежность крепления приборов прицеливания

+

+

Ключ 14×17

Проверить выверку прицелов БПК–1–42 и 1ПЗ–3 с пушкой

Проверить цвет силикагеля в патронах осушки прицелов БПК–1–42, 1ПЗ–3, прибора ТКН–ЗБ, а также в ЗИП

+

+

+

Заменить авиапатрон в прицеле БПК–1–42

+

Проверить цвет силикагеля в патронах осушки прибора 9Ш119М1

Проверить действие органов управления прибора ТКН–ЗБ в режимах день (Д) и ночь (Н)

+

+

+

Проверить контровку разъема питания прибора ТКН–ЗБ

+

+

Проверить функционирование ночной ветви прибора ТКН–ЗБ

+

+

Проверить надежность крепления прибора ТКН–ЗБ

+

+

Проверить согласование направлений светового пучка осветителя ОУ–ЗГА2 с линией визирования прибора ТКН–ЗБ

+

+

Проверить действие всех органов на пульте управления прицелом ВПК–1–42 в дневном и ночном режимах

+

+

Проверить величину зазора между рычагом прицела БПК–1–42 и ограничительными винтами при положении тяги на упоре и при максимальном угле склонения пушки

+

Проверить работу механизмов прицела 1ПЗ–3

+

studfiles.net

Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А., Андрющенко А.А. Краткие сведения о порядке проведения и операциях контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80

Гумелёв Василий Юрьевич1, Пархоменко Александр Викторович2, Постников Александр Александрович3, Андрющенко Александр Алексеевич4
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, адъюнкт
4Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова, начальник учебного кабинета

Gumelev Vasiliy Yuryevich1, Parhomenko Alexander Viktorovich2, Postnikov Alexander Alexandrovich3, Andryushchenko Alexander Alekseevich4
1Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, сandidate of technical Sciences
2Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, associate professor
3Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, adjunct
4Ryazan high airborne command school name of the General of the army V. Margelov, head of the training office

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Постников А.А., Андрющенко А.А. Краткие сведения о порядке проведения и операциях контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2016/05/9953 (дата обращения: 07.02.2019).

При эксплуатации образцов вооружения и военной техники (ВВТ) в Вооруженных Силах РФ руководящими документами определены виды контроля их технического состояния (ТС) согласно рисунку 1.

Рисунок 1 – Виды контроля технического состояния ВВТ в войсках

При использовании по назначению ВВТ важнейшим в войсках из видов контроля технического состояния является контрольный осмотр

Контрольный осмотр (КО) проводится с целью проверки готовности машины к движению (плаванию) и бою. При КО проверяется комплектность и работоспособность машины.

Контрольный осмотр представляет собой совокупность операций, выполняемых в заданной технологической последовательности.

Операция контрольного осмотра – его составная часть, включающая комплекс последовательных действий (работ) по проверке исправности и работоспособности агрегата, системы, механизма [1]. Периодичность, продолжительность и трудоемкость контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80 представлена согласно таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Периодичность, продолжительность и трудоемкость контрольного осмотра бронетранспортера БТР-80

Виды контрольного осмотра

Продолжитель-ность, мин

Количество человек, чел.

 

Трудоемкость,

чел.·ч

КО перед выходом машины из парка

10

3

0,45 – 0,48

КО на остановках (привалах)

10

1

0,05 – 0,2

Контрольный осмотр проводится как при не работающем, так и при работающем двигателе машины следующим способом:

— наружным осмотром;

— по показаниям контрольно-измерительных приборов (КИП).

Безопасность работ при КО машин может быть обеспечена только твердым знанием материальной части и соблюдением правил безопасности экипажами. При этом категорически запрещается сокращать время контрольного осмотра за счет уменьшения объема работ.

Контрольный осмотр выполняется экипажем бронетранспортера в соответствии с должностными обязанностями на местах стоянок боевых машин и на местах остановок машин.

Организует проведение контрольного осмотра командир подразделения. Он контролирует качество и полный объем его выполнения, а также следит за выполнением правил безопасности. Выполнить наиболее ответственные операции (например, операцию № 12) командир подразделения в некоторых случаях может выполнить сам или взять выполнение этих операций на особый контроль.

При контрольном осмотре перед выходом машины из парка выполняются операции (работы) согласно позициям № 1 – 18 рисунка 2. При контрольном осмотре на остановках (привалах) выполняются операции (работы), позиции которых нанесены в квадраты с зеленым полем (рисунок 2).

Рисунок 2 – Последовательность выполнения операций при контрольном осмотре бронетранспортера БТР-80

 

Ниже приведен список операций контрольного осмотра БТР-80. Работы, выполняемые при наиболее ответственных операциях, рассмотрены подробно.

Операция № 1. Проверить заправку топливом. При необходимости дозаправить (емкость каждого из двух топливных баков – 150 литров). Поверхности у мест заправки топливом должны быть тщательно очищены от пыли и грязи.

Операция № 2. Проверить уровень масла в картере двигателя (рисунок 4.5). Следует помнить, что проверять уровень масла в картере двигателя следует не ранее, чем через пять минут после остановки двигателя. При проверке уровня масла машина должна находиться на ровной горизонтальной площадке.

Уровень масла проверяется по меткам на маслоизмерительном стержне. Перед проверкой маслоизмерительный стержень следует протереть ветошью из ткани без ворса (рисунок 3, а). Проверка уровня масла в картере двигателя представлена согласно рисунку 3, б. Уровень должен быть между метками «В» и «Н» стержня (рисунок 3, в).

 

                                     а                                                                           б                                          в

а – протирка маслоизмерительного стержня перед проверкой уровня масла в картере двигателя; б – проверка уровня масла; в –допустимый уровень масла при проверке маслоизмерительным стержнем

Рисунок 3 – Проверка уровня масла в картере двигателя

Если уровень масла доходит только до метки Н или ниже ее, то необходимо дозаправить масло до метки «В». Для дозаправки масла от метки Н до метки В требуется 3,5 л масла.

При уровне ниже метки Н пуск двигателя запрещен. Поверхности у места заправки должны быть тщательно очищены от пыли и грязи.

Операция № 3. Проверить заправку машины охлаждающей жидкостью. При необходимости дозаправить до нормы. Охлаждающую и низкозамерзающую жидкость заправлять только через воронку с сетчатым фильтром.

Уровень охлаждающей жидкости (воды) должен быть:

— в радиаторе – до уровня нижней кромки отверстия пароотводной трубки;

— в расширительном бачке – воды от 30 до 40 мм от дна бачка, низкозамерзающей охлаждающей жидкости – от 10 до 20 мм от дна бачка.

Операция № 4. Убедиться в отсутствии течи из систем питания, смазывания и охлаждения двигателя. Тщательно осмотреть моторное отделение машины при работающем двигателе. Не должно быть течи из систем питания, смазывания и охлаждения двигателя. При обнаружении течи следует выяснить ее причину и устранить.

Операция №5. Проверить работу подъемного и поворотного механизмов башенной установки, ее стопоров и тормозов (рисунок 4).

 

              а                                                     б                                                             в

а – проверка работы подъемного и поворотного механизмов башенной установки, ее стопоров и тормозов; б – проверка подъемного механизма; в – проверка поворотного механизма

Рисунок 4 – Проверка работы подъемного и поворотного механизмов башенной установки, ее стопоров и тормозов

 

Операция № 6. Проверить работу электроспусков пулеметов. Электроспуски установлены на рукоятке ручного механизма поворота башни. Проверка производится в предвидении использования башенной установки (рисунок 5). Перед проверкой необходимо убедиться, что пулеметы не заряжены.

а

                                              в                                                       г

а, б – щиток башенной установки и его размещение в башне; б, в – проверка работы электроспусков пулеметов КПВТ и ПКТ, соответственно

Рисунок 5 – Проверка работы электроспусков пулеметов

Операция № 7. Пустить двигатель и прослушать его работу на разных режимах, проверить работу контрольно-измерительных приборов и сигнальных ламп.

При нажатии кнопки КОНТРОЛЬ ИСПРАВНОСТИ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП должны загореться лампы: ПОЖАР, ВОДА В КОРПУСЕ, ПЕРЕГРЕВ ОХЛ. ЖИДКОСТИ, МАСЛЯННЫЙ ФИЛЬТР, ТОРМОЗ, ГОТОВНОСТЬ К ПУСКУ.

При открывании боковых люков корпуса и заслонки водомета должны загореться лампы: БОКОВЫЕ ЛЮКИ и ЗАСЛОНКА (на гидрораспредилительном аппарате).

При включении стояночного тормоза и указателя поворота должны загореться лампы: СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ и УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА.

При включении водометного движителя и аккумуляторных батарей должны загореться лампы: ДВИЖИТЕЛЬ на гидрораспредилительном аппарате (рисунок 6), ДАВЛЕНИЕ МАСЛА (в двигателе), ДАВЛЕНИЕ МАСЛА (в раздаточной коробке).

                                                                                         а                                                                                                              б

а – установка гидрораспределительного аппарата на БТР-80; б – гидрораспределительный аппарат

Рисунок 6 – Гидрораспределительный аппарат

Операция № 8. Проверить давление воздуха в шинах колес. Проверку проводить по показаниям манометра шин на щитке приборов (рисунок 7, а). При необходимости довести его при помощи маховичка вентиля воздушного редуктора (рисунок 7, б) до требуемого по условиям движения. Снижать давление воздуха в шинах ниже 0,5 кгс/см2запрещено. Воздушные колесные краны следует оставить в открытом положении.

                                                            а                                                                                                б

а – манометр шин на щитке приборов; б – маховичок воздушного редуктора

Рисунок 7 – Проверка давление воздуха в шинах колес и его регулировка

Операция № 9. Проверить раздельно работоспособность каждой генераторной установки. На бронетранспортере БТР-80 установлено две одинаковые генераторные установки. Каждая из них состоит из генератора Г 290В (рисунок 8, а, б) [2] и реле-регулятора РР390-Б1. Работа и взаимозаменяемость реле-регуляторов подробно рассмотрена в публикациях [3, 4, 5]. Два реле-регулятора установлены в отделении силовой установки на нишах четвертых левого (рисунок 8, в) и правого колес.

 

                                     а                                                                          б

       в

а – генератор Г 290В; б – установка генераторов; в – установка реле-регулятора

1, 2 – генераторы; 3 – ремни генераторов

Рисунок 8 – Установка генераторов и реле-регуляторов

 

Порядок проверки работоспособности генераторных установок следующий:

— на щитке приборов машины включить выключатели ПРАВ. ГЕНЕРАТОР и ЛЕВ. ГЕНЕРАТОР;

— пустить дизель, а затем рукояткой подачи топлива установить частоту вращения коленчатого вала в пределах от 1100 до 1500 об/мин, контроль за частотой вращения осуществлять по показаниям тахометра на щитке приборов. Сразу после пуска двигателя амперметр вольтамперметра ВА-440 должен показывать зарядный ток, работать указатели термометров ОХЛ. ЖИДК. и МАСЛО, манометра МАСЛО и уровня топлива ТОПЛИВО.

Для проверки левой генераторной установки:

— выключить выключатель ПРАВ. ГЕНЕРАТОР. При этом должны выключиться указатели термометра ОХЛ. ЖИДК. и уровнемера ТОПЛИВО;

— нажать на кнопку вольтамперметра ВА-440, показания его вольтметра должны быть в пределах от 27 до 28 В. Кнопку отпустить;

— включить нагрузку (электродвигатели отопителей, электродвигатели вентиляторов охлаждения масла РК, фары, радиостанцию и т. п.). При исправной левой генераторной установке разрядный ток IР, А, на ВА-440 должен быть равен нулю (рисунок 9).

Если сразу после пуска при n= (1100–1500) об/мин амперметр ВА-440 не показывает зарядный ток, а вольтметр ВА-440 – показывает напряжение ниже 27 В, а также при включении потребителей амперметр показывает разрядный ток, то левый генератор Г290В и реле-регулятор РР390-Б1 неисправны.

Рисунок 9 – Показания вольтамперметра (IР= 0 )
при исправной генераторной установке

Для проверки правой генераторной установки не изменяя частоту вращения коленчатого вала двигателя, включить на щитке приборов выключатель ПРАВ. ГЕНЕРАТОР и выключить выключатель ЛЕВ. ГЕНЕРАТОР.

Указатели термометра и манометра МАСЛО должны выключиться.

Проверить значение напряжения правой генераторной установки и зарядный ток так же, как и при проверке левой генераторной установки.

Операция № 10. Проверить исправность фар, передних и задних фонарей, звукового сигнала, внутреннего освещения и работу переключателя режимов светомаскировки. Установить в нужное положение крышки светомаскировочных устройств фар, передних и задних фонарей (рисунок 10).

Включаются фары ФГ-127 и габаритные огни передних и задних фонарей выключателем ФАРЫ СМУ. Для обеспечения режимов светомаскировки при работе фар, кроме СМУ, служит переключатель режимов светомаскировки СМУ ЧАСТ – ПОЛН (слева от щитка приборов). Указатели поворотов в фонарях включаются переключателем поворотов. Кнопка звукового сигнала – на рулевом колесе.

                         а                           б                                в                                       г

 

                        д                          е                            ж                       з                         и

а – фара ФГ-127 со светомаскировочным устройством (СМУ) и поисковая фара ФГ-126;
б, в – передний и задний фонари; г – выключатель ФАРЫ СМУ и переключатель поворота; д – кнопка звукового сигнала; е – плафон внутреннего освещения; ж – переключатель режимов СМУ; з, и – передний и задний фонари со светомаскировочными насадками

Рисунок 10 – Проверка приборов систем освещения, световой

и звуковой сигнализации

 

Операция № 11. Проверить исправность электрических цепей к пиропатронам баллонов автоматической системы противопожарного оборудования (ППО). При включенном выключателе аккумуляторных батарей должны гореть лампы 1 БАЛЛОН и 2 БАЛЛОН на щитке механика-водителя (рисунок 11).

 

Рисунок 11 – Проверка исправности электрических цепей к пиропатронам баллонов ППО

 

Операция №12. Проверить, завернуты ли пробки отверстий в днище корпуса машины, закрыты ли клапана водоотливной системы.

 

Операция № 13. Осмотреть состояние деталей и узлов подвески, шин и наружных шлангов на надежность крепления и отсутствие подтекания тормозной жидкости.

 

Операция № 14. Проверить видимость через приборы наблюдения, их крепление и состояние.

 

Операция № 15. Проверить включение и работу водометного движетеля, открытие и закрытие водоотражательного щитка, заслонки водомета и клапанов откачки (рисунок 12).

                               а                                            б                                                           в

а – бронетранспортер БТР-80 с открытой заслонкой гребного винта водометного движетеля; б – гребной винт; в – проверка открытия и закрытия водоотражательного щитка

Рисунок 12 – Проверка включения и работы водометного движетеля, открытия и закрытия водоотражательного щитка, заслонки водомета

 

Операция № 16. Проверить наличие, состояние и надежность крепления ЗИП снаружи и внутри машины.

 

Операция № 17. Проверить правильность настройки радиостанции и приемника на частоты заданные для связи. Проверить работу внутренней связи между членами экипажа.

 

Операция № 18. Проверить наличие свободного хода педали рабочей тормозной системы, действие рабочей и стояночной тормозных систем.

Свободный ход педали рабочей тормозной системы должен быть от 14 до 20 мм. При нажатии на педаль привода рабочей тормозной системы с усилием 70 кгс ход ее не должен превышать 150-180 мм (рисунок 13).

Рисунок 13 – Проверка рабочего хода педали привода рабочей тормозной системы

Тормозной путь машины, движущейся со скоростью30 км/ч на ровном участке шоссейной дороги должен быть не более 10 метров (рисунок 14) [6].

Рисунок 14 – Проверка исправности рабочей тормозной системы


Библиографический список
  1. Гумелёв, В.Ю. Эксплуатация многоцелевых машин. Контроль технического состояния и техническое обслуживание бронетранспортера БТР-80: учеб. пособие. Ч. 1. [Текст] / В.Ю. Гумелёв, А.В. Пархоменко, О.В. Пестов, С.Н. Бистерфельд, А.Г. Картуков. – Рязань: РВВДКУ, 2014. – 189 с.
  2. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства генератора Г290В и его установки на дизель тягача МТ-ЛБ // Современная техника и технологии. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/10/4514 (дата обращения: 03.04.2016).
  3. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР390-Б // Современная техника и технологии. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/11/4809 (дата обращения: 12.04.2016).
  4. Рогачёв В.Д., Писарчук А.В., Гумелёв В.Ю. Особенности устройства и работы реле-регулятора РР361-А // Современная техника и технологии. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/09/4335 (дата обращения: 12.04.2016).
  5. Рогачёв В.Д., Гумелёв В.Ю., Писарчук А.В., Постников А.А. Совместная работа генераторных установок бронетранспортера БТР-80 // Современная техника и технологии. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2015/02/5543 (дата обращения: 12.04.2016).
  6. Техническое описание и инструкция по эксплуатации объекта 5903 [Текст]: – Рязань: Министерство обороны Российской Федерации. Главное автобронетанковое управление. – 2006. – 494 с.


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»

technology.snauka.ru

Общее устройство ходовой части БТР-80 — Мегаобучалка

Деление машин по назначению и годовые нормы их эксплуатации.

 

БТВТ в зависимости от предназначения подразделяется на бронетанковое вооружение и бронетанковую технику

БТВ: танки, БТР, БМП

БТТ: МТО, тягачи,БРЭМ

В группу боевых машин входят танки, БМП, БМД, БТР, базы этих машин, используемые для установки (монтажа) других видов ВиТ. В эту группу входят все командирские машины и машины управления. В ней содержатся только новые и капитально отремонтированные машины, технически исправные, укомплектованные положенным оборудованием и ЗИП, с установленным неснижаемым ресурсом до очередного ремонта.

Машины боевой группы содержатся большую часть времени на хранении, периодически, обычно не более двух раз в год, в соответствии с планами боевой подготовки снимаются с хранения и используются на тактических учениях.

В группу учебно-боевых машин входят машины, выделяемые из боевой группы в соответствии с положением «О порядке эксплуатации БТВТ в мирное время для повседневной подготовки войск».

Количество машин в учебно-боевой группе определяется на основании расчёта потребностей в машинах, необходимых для обеспечения выполнения программы боевой подготовки войск.

В группу учебно-боевых машин выводятся боевые машины с наибольшей наработкой, более раннего выпуска, а также имеющие худшее техническое состояние. Машины этой группы используются для подготовки экипажей и проведения тактических учений подразделений. Использование учебно-боевых машин организуется с расчётом обеспечения постоянной боевой готовности.
Не менее 60 % машин учебно-боевой группы должны иметь запас ресурса
не менее 1 000 км до очередного ремонта.

В группу строевых машин входят подвижные средства технического обслуживания и ремонта БТВТ, танковые тягачи, БРЭМ,МТО. В ней содержатся новые и капитально отремонтированные, технически исправные, с установленным неснижаемым ресурсом до очередного ремонта. Находятся на хранении. Используются для обеспечения тактических учений частей и соединений, занятий по преодолению водных преград, а также для обеспечения противопожарных мероприятий.



В группу учебно-строевых машин выделяются машины этого же типа, используемые в ремонтных частях и подразделениях для подготовки специалистов и обеспечения эксплуатации БТВТ.

В группах боевых и строевых машин содержатся только новые и капитально отремонтированные, технически исправные, укомплектованные положенным оборудованием и ЗИП машины, с установленным неснижаемым ресурсом:

— танки; БМП; БРЭМ – 3 500 км;

— БТР; – 10 000 км.

 

Порядок монтажа ведущего колеса Т-72.

1. Протереть насухо шейку вала бортовой передачи, внутренний конус и установить его на вал бортовой передачи.

2. Обильно смазать неокрашенные поверхности лабиринта, шлицы ведущего колеса и вала бортовой передачи смазкой Литол 24

3. Зачалить ведущее колесо и установить на вал

4. Протереть насухо наружный конус, установить на вал бортовой пере- дачи и обстучать его до плотной посадки. Заполнить отверстия в на- ружном конусе замазкой ЗЗК-3у, а вал бортовой передачи – смазкой литод 24

5. Надеть резиновое кольцо на пробку крепления ведущего колеса. Сма- зать резьбу и торец пробки смаз- кой. Установить зубчатую шайбу на штифты специального ключа к пробке ведущего колеса

6. Ввернуть пробку в вал бортовой передачи и затянуть ее специаль- ным ключом, контролируя, чтобы отверстия под болты в зубчатой шайбе совпадали с отверстиями в ступице ведущего колеса

7. Установить зубчатую шайбу и закрепить ее болтами с пружинными шайбами

8. Надеть на пробку смазочного отверстия прокладку и завернуть ее до упора. Зашплинтовать пробку проволкой

 

Билет 26 1. Боевые и технические характеристики БМП-2.

 

Параметры БМП-2
Общие данные  
Масса в боевом снаряжении, т 14+2%
Экипаж, чел. 3 ( 7)
Высота общая, мм
Клиренс, мм.
Вооружение:  
Пушка: 2А42
Калибр, мм.
Скорострельность, выс/мин. 200-300
Дальность прямого выстрела, м БПК/КУМ.
Наибольшая прицельная дальность, м
Пулеметы: ПКТ
Спаренный с пушкой ПКТ, мм. 7,62
Сигнальный пистолет, мм.
Боекомплект:  
— пушечных выстрелов, всего (АЗ), шт.
— патронов к ПКТ, шт.
— патронов к бортовому ПК, шт.
— гранаты для РПГ-7, шт.
— ручные гранаты Ф-1, шт.
— патронов к сигнальному пистолету
Подвижность и проходимость:  
Скорость движения, км/час:  
— средняя по грунтовой дороге 40-50
— максимальная по шоссе
— на плаву
Запас хода:  
— на основных топливных баках, км. До 600
— емкость топливных баков, л.
Преодолеваемые препятствия:  
— max угол подъема, град.
— ширина рва, м. 2,5
— высота стенки, м. 0,7
— глубина брода плав.
— водные прег. С ОПВТ шир/глуб, (м) плав.
Силовая установка:  
— марка двигателя УТД-20С1
— тип двигателя диз
— мощность двигателя, квт/л.с.
Специальное оборудование:  
— система защиты от ОМП ПАЗ
— противопожарное оборудование ППО
-средства маскировки ТДА
— оборудование для подводного вождения плав.

 

Общее устройство ходовой части БТР-80.

Ходовая часть БТР-80 выполнена по колёсной формуле 8×8 с двумя парами передних управляемых колес. Подвеска машины — независимая, рычажная, торсионная, с телеско­пическими амортизаторами двухстороннего действия. Колёса с разъёмным ободом. Ши­ны КИ-80Н — бескамерные, толстостенные, пулестойкие, с регулируемым давлением. До­пускают кратковременное движение без избыточного давления. БТР оборудован систе­мой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Рабочее давление — 50-300 кПа. БТР-80 может продолжить движение при полном выходе из строя одного или двух колёс. Тормозные системы: рабочая (действует на все 8 колёс), стояночная (дейст­вует на трансмиссию), противоскатное устройство (стопорит трансмиссию).

Движение по воде обеспечивается работой одноступенчатого одновального водомётного движителя с четырёхлопастным гребным винтом. Выходное окно водомёта при движе­нии по суше закрывается броневой заслонкой: при движении по воде закрытие заслонки приводит к направлению воды в каналы заднего хода и созданию тяги заднего хода или тормозной силы на воде. Для управления бронетранспортёром на воде используются пе­редние управляемые колёса машины и водяные рули, расположенные в коробе агрегата управления машиной на плаву.

megaobuchalka.ru

БТР-80: технические характеристики и эксплуатация

Несмотря на выход в новой модели БТР-82, БТР-80 является самым популярным бронетранспортером в Российской армии. Эта колесная машина создана с учетом опыта прежних военных конфликтов. БТР-80 форсирует небольшие водные преграды, быстро набирает скорость, имеет хорошую проходимость вкупе с вооружением, броней для двигателя и экипажа. Имеется также противопожарное оборудование и защита от радиации — дань возможностям современного оружия. Основной задачей машины является быстрая доставка на поле боя десанта и обеспечение прикрытия. В случае организации обороны бронетранспортер вкапывают в землю, а башня с пулемётом превращается в дот.

В каких войсках применяется

Область применения БТР довольно широка. Если говорить о БТР-80, технические характеристики позволяют применять данный транспорт в самых разных войсках. В основном он используется мотострелками. В любом учебнике по тактике можно найти схемы ведения боя в различных ситуациях мотострелковым взводом и тремя бронетранспортерами.

Высокая скорость и проходимость делают БТР-80 идеальной техникой для десантных подразделений. Умение форсировать водные преграды и возможность транспортировки на десантных кораблях позволяют использовать его в операциях морской пехоты. Восьмиколесная техника легко съезжает по аппарелям прямо в воду, в течение нескольких минут под прикрытием артиллерии достигает берега и приступает к штурму суши, а под броней ждут своего часа «чёрные береты».

Также возможен сброс техники с самолётов, после приземления БТР сразу вступает в бой. Современные парашютные системы позволяют сбрасывать танки и бронетранспортёры сразу с экипажем, с минимальным риском для людей.

Помимо России БТР-80 активно используется в странах СНГ, Эстонии, Турции и др.

Места боевой славы

С 1976 г. в Советском Союзе основным бронетранспортером был БТР-70 — машина неплохая, но унаследовавшая недостатки своего предшественника — БТР-60ПБ. У него был большой расход топлива, недостаточно продуманная система высадки и посадки десанта, ненадёжная силовая установка. В начале 80-х годов конструкторским бюро Горьковского автомобильного завода был спроектирован новый бронетранспортер – БТР-80, характеристики которого позволяют использовать его в самых различных условиях. Новая техника заслужила свою славу нелегким трудом, пройдя дорогами всех военных конфликтов СССР и СНГ с конца 1980-х годов: Молдавия, Таджикистан, Чечня, Нагорный Карабах и т.д.

БТР-80 использовался в качестве основного транспортного средства в войнах на Северном Кавказе. Десант возили прямо на крыше траспортника. В случае боевого столкновения в пути солдаты спрыгивали и укрывались за бронированными боками.

Для иностранцев русский солдат ассоциируется не только с автоматом Калашникова, но и с БТР-80. Технические характеристики позволяют эффективно использовать технику и в антитеррористических операциях. Это самая популярная колесная техника в Российской армии, модификации на базе БТР-80 используются штурмовыми подразделениями, подразделениями связи, артиллерией, а также как передвижной медпункт.

Внешний вид

Многие боевые машины имеют примерно такой же внешний вид, как БТР-80. Фото ниже представлено для лучшего восприятия информации. Корпус выполнен из бронестали, сварен жестко и надёжно. Основными элементами являются носовая часть, корма, борта, крыша и днище. Траспортник имеет целую коллекцию люков: для лебедки в носовой части, там же и смотровые люки, для ФВУ, люки механика-водителя и командира, боевого отделения и люк над силовой установкой. Также впереди имеется волноотражательный щит.

Башня выполнена в виде усеченного конуса, имеет амбразуры для установки спаренных пулеметов. Сварена из бронестали.

БТР-80. Инструкция по эксплуатации

Бронетранспортер управляется как обычная машина, имеется руль, педали и рычаг переключения передач. На новых моделях имеется даже автоматическая коробка передач. Обзор для механика-водителя маловат, но это и не гоночная машина. Главное — видеть всё, что впереди, а то, что сбоку, БТР-80 со своей массой и мощностью даже не заметит. Он не имеет такой проходимости, как гусеничная техника, но в боях на ровной местности незаменим. Быстрое перемещение десанта позволит создать численный и огневой перевес на нужных точках. Перекрыть улицы и отдельные районы города, форсировать реку, прижать пулеметным огнем вражескую пехоту — БТР-80 создан для выполнения именно таких задач.

Технические изменения в двигателе

В 80-е годы конструкторы Горьковского автомобильного завода получили задание создать бронетранспортер, исключив недостатки БТР-70. Устройство БТР-80 сильно отличается от его предшественника. В первую очередь, вместо двух карбюраторных двигателей поставили один дизельный от автомобиля КамАЗ — 4-тактный 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения. Такой двигатель имеет меньше шансов взорваться, а его объём на 30 процентов превышает объем его предшественника. Установлен турбокомпрессор, чтобы увеличить мощность. В итоге БТР-80 имеет 260 л.с., разгоняется до 100 км/ч. Это в идеальных условиях. По шоссе — 80 км/ч, по грунтовой дороге — от 20 до 40 км/ч. Может форсировать водные преграды со скоростью 9 км/ч.

Использование одного двигателя потянуло за собой и другие изменения. В трансмиссии механическое усилие через сухое фрикционное двухдисковое сцепление с гидравлическим приводом поступает на 5-тиступенчатую коробку передач. Все передачи, кроме первой, снабжены синхронизаторами.

Повышение проходимости через блокировку дифференциала

Дифференциал БТР-80 был улучшен по сравнению с БТР-70. От коробки передач момент передается на раздаточную двухступенчатую коробку. Дифференциальная раздача выполнена в два потока: на первый-третий и второй-четвертый мосты БТР-80. Блокировка межосевого дифференциала является принудительной, срабатывает в тяжёлых дорожных условиях. При этом понижающая передача и блокировка дифференциала происходит только при включенных передних мостах. Чтобы увеличить срок эксплуатации и избежать поломок при перегрузках, в раздаточной коробке предусмотрена муфта, ограничивающая предельный момент.

Живучесть БТР-80

Бронетранспортер имеет пулестойкие шины с регулируемым давлением. Ведь именно от подвижности зависит, сколько на поле боя проживёт данная техника. Устройство БТР-80 таково, что выход из строя одного или двух колес его не остановит. Технические характеристики даже противотанковой мины таковы, что энергия взрыва повредит только одно колесо, а противопехотные бронетранспортеру данной модели вообще не страшны.

Вполне понятно желание обеспечить защиту экипажа, но чем толще броня, тем тяжелее машина и медленнее она двигается. Описание БТР-80 позволяет узнать в нем черты БТР-70, отличия во внешнем виде незначительные, особенно для неразбирающихся в военной технике. У БТР-80 корпус длиннее и броня улучшена незначительно. Даже в этом случае масса возросла на 18 процентов — до 13600 кг. Благодаря изменениям в ходовке и в двигателе подвижность осталась прежней. Запас хода, благодаря дизельному двигателю, увеличился до 600 км по шоссе.

Увеличена огневая мощь техники за счет экипажа. Стрелковые порты в бортах корпуса развернуты в сторону передней полусферы, также появилась амбразура, позволяющая вести огонь командиру.

Движение по воде

Машину-амфибию легко отличить по задранному носу – такому, как и у БТР-80. Фото выше показывает процесс высадки с корабля. На заднем плане плывет вторая машина, а первая уже выбралась на берег. Эксплуатация БТР-80 при форсировании водной преграды проста. В конструкции предусмотрен один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части. Управление движением на воде осуществляется с помощью руля. Помимо двух передних мостов, которые движутся и на суше, на воде помогают повернуть водяные рули и заслонка. Бронетранспортер — машина тяжелая, и без гидроусилителя руля тут не обошлось.

Изначально БТР-80 задумывался без водомета, но командованию военно-морского флота требовалась машина, способная десантироваться с кораблей и адаптированная под нужды морской пехоты. Подразделения морской пехоты — от штурмовых войск до связи командования — все сидят на БТР-80.

Оборудование БТР-80

Технические характеристики БТР-70 требовалось расширить для адаптации к условиям современной войны. На БТР-80 была установлена башенная пулеметная установка БПУ-1, вертикальный угол наведения которой составляет 60 градусов. Вкупе с оптическим прицелом 1ПЗ-2 она позволяет вести зенитную стрельбу. Как ниндзя из фильмов, БТР-80 может создать дымовую завесу и скрыться: для этого на крыше установлена система 902В, представляющая собой шесть гранатометов.

Поначалу бронетранспортер, как и его предшественник, был вооружен КПВТ, спаренным с ПКТ.

Во время создания этой техники Афганистан был главным полигоном для применения, тем не менее конструкторы позаботились о ведении боя и в холодном климате. При температуре от -5 до -25 оС предусмотрен предпусковой прогреватель, устроенный по принципу электрофакельного устройства. При разогреве двигателя образуется факел пламени от сгорания дизеля, который тоже повышает температуру.

Изначально имевшаяся в БТР радиостанция Р-123 была заменена на более новую и эффективную Р-163-50У.

БТР-80 с автоматической пушкой

В 1994 году на вооружение была поставлена модификация бронетранспортера БТР-80А. Машина для десанта впервые была оборудована 30-миллиметровым автоматическим орудием 2А72, боекомплект в 300 снарядов. Подобная пушка применяется на боевых машинах пехоты и десанта, а также на вертолетах Ка-50, Ка-52 и Ми-28. Танковую броню в 120 мм способна пробить очередь из восьми снарядов из такой пушки БТР-80.

Технические характеристики новой башни позволяют поражать цели с большим углом возвышения — до 70 градусов. Дальность выстрела — до 4 км. С пушкой спарен все тот же ПКТ калибра 7,62 с 2000 патронов. Все оружие расположено за пределами обитаемого отсека, чтобы пороховые газы не поступали внутрь помещений. Для ведения стрельбы ночью установлен прицел ночного видения ТПН-3-42 «Кристалл», дальность прицельной стрельбы с его использованием — до 900 м.

Прочие модификации БТР-80

Характеристики бронетранспортера допускают его дальнейшее улучшение. Для нужд внутренних войск был разработан БТР-80С, имеющий вместо атоматической пушки КПВТ 14,5-мм. На фотографиях подразделений ОСНАЗа всегда изображается эта техника.

БТР-80М был разработан после пожара на Горьковском автомобильном заводе. Никто не ожидал, что производство и оборудование будет восстановлено меньше чем за год, поэтому использовали более слабый двигатель ЯМЗ-238, зато шины КИ-128 более устойчивы к повреждениям.

Для полевых командных пунктов было разработано несколько вариаций командно-штабных машин, например БТР-80К, оборудованный дополнительным устройством связи. Также были созданы машины для управления артиллерией и установления связи, имеющие вместо вооружения крупногабаритные антенны. Есть даже самоходная гаубица с 120-миллиметровым орудием.

Кумулятивные противотанковые снаряды — настоящий бич для бронированной техники. В итоге бронетранспортеры начали оснащать сетчатыми экранами, которые также защищают от пуль крупного калибра. Есть опыт в установке динамической защиты на БТР-80, а ходовую часть начинают прикрывать экранами от Т-72.

Модификации на базе БТР-80 создаются и в других странах.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *