Бронетранспортер БТР-40 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский бронетранспортер БТР-40 на базе полноприводного грузовика ГАЗ-63. История создания, особенности конструкции и эксплуатации»


Бронетранспортер БТР-40 без тента

История создания БТР-40

В 1947 году в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством В.А. Дедкова и ведущего конструктора В.К. Рубцова на базе грузового автомобиля ГАЗ-63 началась разработка легкого бронетранспортера под названием «Объект 141«.

В 1948 г. были готовы два опытных экземпляра бронетранспортера, один из них изготовили с полностью бронированным корпусом и башенной установкой. По результатам заводских испытаний было принято решение готовить к представлению государственной комиссии и последующему серийному производству вариант машины с открытым верхом.

Бронетранспортер под названием БТР-40 был принят на вооружение Советской армией в 1950 г., и в том же году на Горьковском автомобильном заводе началось его серийное производство. БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках и использовался в качестве транспортного средства мотострелкового отделения, разведывательно-дозорной машины, тягача противотанковых орудий. Он был неприхотлив в эксплуатации, прост в обслуживании и имел довольно неплохие характеристики, в целом отвечая всем войсковым требованиям.

Чертеж БТР-40

Модернизация и дальнейшая служба БТР-40

В 1951 г. на базе БТР-40 производился БТР-40А, на котором в десантном отделении разместили зенитную установку ЗПТУ-2, спарку 14,5-мм пулеметов КПВ, способную поражать как воздушные, так и наземные цели.

В 1956г., учитывая опыт боевых действий в Венгрии, был разработан и выпускался по 1960г. вариант машины БТР-40Б с полностью бронированным корпусом.

В 1957 г. разработана и выпущена незначительной серией машина БТР-40В, оборудованная внешней системой регулирования давления воздуха в шинах (система самоподкачки), с целью повышения проходимости бронетранспортера.

С 1957 г. выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ, оборудованная приборами радиационной и химической разведки. По внешнему виду практически не отличалась от базовой модели.

Также на основе БТР-40 создана БРДМ.

Поставлялся на экспорт в страны варшавского договора, Израиль, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии.

Производство бронетранспортера БТР-40 велось с 1950 по 1958 год, с вооружения был снят только в 1993 году.

Характеристики бронетранспортера БТР-40

Страна:СССР
Тип:Бронетранспортер
Дата выпуска:1950 г.
Длинна:5000 мм (корпус)
Ширина:
1900 мм
Высота:1830 мм
Броня, лоб:7 — 15 мм
Броня, борт:7 — 15 мм
Броня, башня:7 — 15 мм
Экипаж:2 человека + 8 десантников
Двигатель:ГАЗ-40, 78 л.с.
Дальность хода:285 км
Максимальная скорость:79 км/ч
Масса:5,3 тонны
Вооружение:1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

БТР-40 | Статьи | Фото | Заметки

В 1947 году на Горьковском автозаводе (ГАЗ) был создан лёгкий бронетранспортёр

БТР-40, который стал первым серийным в Советском Союзе и использовал отдельные агрегаты полноприводного советского грузовика ГАЗ-63. Толщина брони машины составляла 6-8 мм. Необходимо отметить, что броневик использовал агрегаты массового полноприводного грузовика ГАЗ-63. Согласно западной классификации эта машина в отдельных случаях именуется как бронеавтомобиль.

Появление БТР-40 в Советском Союзе является прямым следствием влияния, оказанного в годы Второй мировой войны бронетранспортёром американского производства M3. Будучи на вооружении советских вооружённых сил эта машина использовалась параллельно с более тяжёлым БТР-152. В отличие от своего тяжёловесного «родственника» БТР-40 зачастую использовался для перевозки личного состава мотострелковых армейских частей, а также в качестве командирской, связной, разведывательной машины или же в роли армейского тягача.

Серийный выпуск бронетранспортёров БТР-40 осуществлялся на Горьковском автозаводе с 1950 по 1960 год – за это время в общей сложности с заводского конвейера сошли порядком 8500 машин, представленных в 2-х основных вариантах: базовый многоцелевой бронетранспортёр и лёгкая пулёмётная зенитная установка.  В период с 1950 по 1960 года БТР-40 стоял на вооружение армейских частей Советского союза, однако, начиная с 1958 года, он начал вытесняться более современной машиной – БРДМ, которая была сконструирована на его основе. Как бы то ни было, с вооружения армейских частей Российской Федерации этот бронетранспортёр был окончательно снят относительно недавно – в 1993 году.

Нельзя не отметить тот факт, что в 50 годы ХХ века Советский Союз активно экспортировал бронетранспортёр собственного производства БТР-40 – в основном это были дружественные страны, входившие в социалистический блок держав (страны Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки, Азии, Латинской Америки). Несмотря на то, что с момента выпуска первого бронетранспортёра

БТР-40 прошло уже почти 65 лет, в ряде отдельных стран земного шара их всё ещё можно встретить на вооружении (Афганистан, Вьетнам, Индонезия, Йемен, КНДР, Куба, Лаос, Сирия и прочие) – это ещё раз наочно доказывает о неприхотливости и сверх долговечности использования этих машин в различных целях. В других странах они или уже списаны, или являются экспонатами музеев армейской техники.

Экипаж бронетранспортёра БТР-40 составляет 2 человека, которые загружались вовнутрь через боковые бронедверцы. Кроме того, в салоне машины могли помещаться 8 десантников в полном боевом обмундировании и снаряжении, который могли вести прицельный огонь из автоматического огнестрельного оружия сквозь специальные бойницы в бортах. В случае возникновения необходимости подобного рода солдаты покидали БТР-40 как через дверь, так и через борта бронированной армейской машины.

 

btr40.ru

Краткое ТТХ БТР-40 | БТР-40

БТР-40 (объект 141)

БТР-40Б


Бронетранспортер разрабатывался с 1947 года на Горьковском автомобильном заводе в ОКБ под руководством В.А. Дедкова (ведущий конструктор В.К. Рубцов) на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63 (укоротив базу на 600мм., добавили огня в шестирядный мотор и сделали кузов несущим). Прототипами являлись Бронетранспортёты разгромленной Германии(например Sd.Rfz.247) и отчасти бронеавтомобиль Scout Car M3A1 , который поставлялся во время ВОВ в СССР по ленд-лизу. Уже в 1948 году было изготовлено два опытных образца бронетранспортера (фото1). Впоследствии был изменён силуэт бронекорпуса, отчасти он упростился(отказались от боковых наклонных бронелистов), но и приобрёл определённое совершенство(фото2).

Принят на вооружение Советской Армии в 1950 году с обозначением БТР-40. Серийный выпуск машин осуществлялся с 1950 по 1960 год на Горьковском автозаводе. Снят с вооружения в 1993 году.

ГАЗ-40 №1

БТР-40 производился по лицензии в Китае и Восточной Европе. Состоял на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистане, Бурунди, Вьетнаме, Гвинее, Израиле, Индонезии, Иране, Йемене, Камбодже (Лаосе), Китае (Type 55), Кубе, КНДР, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судане, Танзании и Уганде.

ГАЗ-40 №2

Сравнительная тактико-техническая характеристика бронетранспортёров БТР-40 БТР-40А БТР-40Б

Боевой вес в кг. 5300 5600 5300
Вес без экипажа и десанта, кг. 4300 5200 4500
Экипаж и десант 10чел.4чел.8чел.
Длина, мм: 5000
Ширина, мм: 1900
Высота с тентом, мм: 1830 2289 1880
без тента,мм. 1750 2225
Низшие точки,мм.картера и мостов 275

днище корпуса 400
База,мм. 2700
Колея передних колёс,мм. 1588
задних 1600
Число осей:всего 2
ведущих 2
Вооружение Пулемёт системы Зенитная турельная Пулемёт системы
СГМБ пулемётная установка СГМБ
ЗПТУ-2 под пулемёты КПВ
калибр 7,62 14,5 7,62
количество 1шт. 2шт. 1шт.
Места установок На двух бортовых, На постаменте в десантном На лобовом и бортовом
на лобовом и кормовом отделении кронштейнах
кронштейнах
Скорость максимальная, км/ч: 78-80 70-75 78-80
Преодолеваемые препятствия:подъём 30′ 28′ 30′
крен 25′ 20′ 25′
брод,м. 0.9
Радиус поворота,м. 7.5
Углы въезда: передний 40′
задний 37’30
Ёмкость баков(45+75),л. 120
Расход топлива при 40км/час на 100км. 26 28 26
Радиостанция 10РТ-12
Двигатель
Тип 4-тактный, бензиновый
Число цилиндров 6
Диаметр и ход поршня,мм. 82″110
Рабочий объём,л. 3,48
Степень сжатие 6,2
Мощность,л.с. 78-80 при 3400 об/мин.
Крутящий момент,кгм. 20,5
Удельный расход топлива на эффективную
лошадиную силу в час,г. 270(минимальный)
Порядок работа цилиндров 1,5,3,6,2,4
Топливо А-70
Шины Пневматические или пулеустойчивые, размер 9,75Х18,давление
воздуха 4,0 кг/см
Лебёдка Тяговое усилие 4500кг. Длина троса-50м.
Коробка отбора мощности до 1954 года имела 2передачи для наматывания и одну для разматывания троса. После 54-года по одной передачи.

ГАЗ-40 №2

БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, телескопический оптический прицел ОП-1-14
БТР-40Б с закрытым броневым корпусом
БТР-40В с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах
БТР-40жд навесное оборудование комбинированного хода, для движения по ж.д.
БТР-40рх машина химической разведки

Это интересно:

btr40.ru

Колесный бронетранспортер «Объект 141» | БТР-40

Год выпуска: 1948
Год принятия на вооружение: 1950

Описание

Колесный бронетранспортер «Объект 141» разрабатывался с 1947 года на Горьковском автомобильном заводе в ОКБ под руководством В.А. Дедкова (ведущий конструктор В.К. Рубцов) на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Прототипом создаваемой машины послужил бронеавтомобиль Scout Car M3A1 американской фирмы White Motor Company, который поставлялся во время ВОВ в СССР по лэнд-лизу. Уже в 1948 году было выпущено два варианта опытных образцов бронетранспортера. Один из них отличался башенной пулеметной установкой на крыше. В дальнейшем конструкторы остановились на первом образце, не имевшем жесткого верха, как и у заокеанского прототипа.

БТР имел компоновочную схему с передним расположением МТО и с кормовым размещением десанта. Силовую раму заменял несущий сварной открытый сверху корпус из броневых листов, к которому крепились все узлы и агрегаты. Это позволило снизить общую высоту. Посадка и высадка экипажа и десанта осуществлялись через две бортовых двери и одну кормовую, двухстворчатую.

На вооружении БТР состоял 7,62-мм станковый пулемет Горюнова CГМБ обр. 1949 года, который мог быть установлен в четырех точках: на передней поперечной штанге, поперечине кормовой части корпуса и на двух бортовых вертлюжных кронштейнах. На машинах поздних выпусков пулемет крепился на четырех вертлюжных кронштейнах, два из которых (лобовой и кормовой) были приварены соответственно к лобовому и кормовому листам корпуса. С помощью специального переходника на кронштейнах мог устанавливаться ручной пулемет ДПМ. Стрельба из личного оружия велась через четыре бортовых лючка.

Карбюраторный двигатель ГАЗ-40 имел повышенную мощность по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63. В передней части БТР была установлена лебедка, имевшая трос длиной 75 м и рассчитанная на силу тяги 4500 кгс. Доступ к лебедке обеспечивался через бронелюк. На машине устанавливались шины 9,75-18″.

При принятии на вооружение Советской Армии в 1950 году бронетранспортер получил обозначение БТР-40. Серийный выпуск машин осуществлялся с 1950 по 1958 год на Горьковском автозаводе. Впервые БТР-40 были показаны на ноябрьском параде на Красной площади в 1951 году.

БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки мотострелков, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина — БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.

«Боевым крещением» для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. Участвовали эти машины и в операции по вводу войск в Чехословакию в 1968 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора, Албании, Афганистане, Бурунди, Вьетнаме, Гвинее, Израиле, Индонезии, Иране, Йемене, Камбодже (Лаосе), Китае (Type 55), Кубе, КНДР, Мали, Монголии, Сербии, Сирии, Сомали, Судане, Танзании и Уганде.

Характеристики

Колесная формула — 4х4
Боевая масса, кг — 5300
Боевой расчет, чел — 2+8
Длина, мм — 5000
Ширина, мм — 1900
Высота, мм — 1830
База, мм — 2700
Колея передних/задних колес, мм — 1588/1600
Дорожный просвет, мм — 276
Бронирование, мм:
— лоб корпуса — 11..15
— борт — 8..9
— корма — 7
— днище — 4
Вооружение (боезапас) — 7,62-мм пулемет СГМБ (1250)
Двигатель (тип) — ГАЗ-40 (К, I6)
Рабочий объем двигателя, см3 — 3480
Мощность двигателя, л.с. (при об/мин) — 78 (3400)
Максимальная скорость, км/ч — 79
Запас хода по шоссе, км — 285
Преодолеваемые препятствия:
— ширина рва — 0,75 м
— глубина брода — 0,9 м
— высота стенки — 0,47 м
— подъем — 28-30°
— крен — 20-25°
Радиостанция — 10-РТ-12 (Р-113)

Фотографии

Схемы

Модификации

БТР-40А

Бронетранспортер БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2. в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

С 1951 года базе БТР-40 выпускался БТР-40А с зенитной установкой ЗТПУ-2, установленной в десантном отделении и состоящей из спаренных 14,5-мм пулеметов КПВ. Максимальный угол возвышения установки +90°, угол снижения -5°. Боевая скорострельность 170 выстрелов в минуту. Для стрельбы по наземным целям применялся телескопический оптический прицел ОП-1-14, а для стрельбы по воздушным — коллиматорный ВК-4.

БТР-40Б

Бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

В 1956 году был разработан бронетранспортер БТР-40Б с закрытым броневым корпусом, который был принят на вооружение в 1958 году и выпускался до 1960 года. Крыша корпуса изготовлялась из броневых листов с двумя большими люками, закрываемыми двухстворчатыми крышками. Высота корпуса увеличена на 130 мм. В десантном отделении размещалось 6 человек. В связи с введением броневой крыши были демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемета и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. Пулемет СГМБ мог устанавливаться на переднем или заднем кронштейне корпуса, но стрельба из него была возможна только при открытых люках. В некоторых источниках эта модификация бронетранспортера носит обозначение БТР-40К.

БТР-40В

Бронетранспортер БТР-40В с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах в Музее бронетанковой техники, Кубинка.

В 1957 году была выпущена небольшая партия машин, получивших наименование БТР-40В, с централизованной системой регулировки давления воздуха в шинах. Подвод воздуха к каждому колесу осущесвлялся снаружи, через ступицу.

БТР-40ЖД

В 1969 году бронетранспортеры БТР-40 и БТР-40А испытывались с «навесным оборудованием комбинированного хода». Стальные катки с внутренними ребордами, укрепленные на откидных рычагах с пружинными амортизаторами спереди и сзади корпуса, обеспечивали устойчивое движение основных колес машины по рельсовой колее со скоростями до 65 км/ч, а также возможность буксировки однотипного БТР. Постановка машины на рельсы и снятие ее с пути осуществлялись в течение 3-5 минут командой из двух человек с помощью двух переносных аппарелей. Установленное навесное оборудование не оказывало существенного влияния на проходимость и скорость движения машины по грунтовым дорогам. Масса комплекта оборудования составляла 520 кг. Было выпущено несколько машин, часть из которых еще в 1997 году продолжали нести службу в Забайкальском военном округе.

БТР-40РХ

БТР-40 (SPW-40) химической разведки армии Восточной Германии

На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40рх. Она отличалась от базовой машины установкой дополнительного оборудования для проведения радиационной и химической разведки.

Источник

Это интересно:

btr40.ru

40 — это… Что такое БТР-40?

БТР-40 в музее Yad la-Shiryon в Израиле
БТР-40
Боевая масса, т5,3
Экипаж, чел.2
Десант, чел.8
История
Производитель ГАЗ
Годы производства1950—1960
Годы эксплуатациис 1950
Количество выпущенных, шт.около 8500[1][2][3]
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм5000
Ширина корпуса, мм1900
Высота, мм1750 (1830 с тентом)
База, мм2700
Колея, мм1600
Клиренс, мм275…400
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град.11—15
Борт корпуса, мм/град.8—9
Корма корпуса, мм/град.7
Днище, мм4
Крыша корпуса, мм0—6
Вооружение
Пулемёты1 × 7,62-мм СГМБ
Подвижность
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с.78
Скорость по шоссе, км/ч78
Запас хода по шоссе, км285
Колёсная формула4×4
Тип подвескина полуэллиптических рессорах
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемая стенка, м0,47
Преодолеваемый ров, м0,35
Преодолеваемый брод, м0,9

БТР-40 — советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов, в силу специфики своего назначения по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[4]. Был разработан в ОКБ ГАЗа в 1947—1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортёром СССР. Будучи разработан под влиянием опыта использования поставленных в годы Второй мировой войны бронетранспортёров США, прежде всего M3, в системе вооружений Вооружённых Сил СССР БТР-40 выполнял роль лёгкого бронетранспортёра, параллельно с более тяжёлым БТР-152. В отличие от последнего БТР-40 использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.

Серийное производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8 500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспортёра и лёгкой пулемётной ЗСУ[5]. БТР-40 использовался Советской Армией в 1950—1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году. БТР-40 также активно поставлялся на экспорт, по меньшей мере в 18 стран, как партнёрам СССР по ОВД, так и третьим странам, и использовался во многих локальных конфликтах. Хотя по состоянию на 2010 год, большинство бронетранспортёров этого типа были сняты с вооружения, ряд стран продолжает использовать машины этого типа[6].

История создания

В 1947 году группа инженеров ОКБ спецмашин Горьковского автозавода под руководством В. А. Дедкова (ведущий конструктор В. К. Рубцов) разработала «проект 141» колёсной бронированной машины (бронетранспортёра) ГАЗ-40 с несущим корпусом 6-8-миллиметрового бронирования (производства Муромского паровозоремонтного завода) с использованием агрегатов массового полноприводного (4×4) грузовика ГАЗ-63. Колёсная база на ГАЗ-40 была укорочена до 2,7 м, в подвеске применены дополнительные гидроамортизаторы, применён форсированный до 78 л.с. двигатель ГАЗ-40 (на базе ГАЗ-11), обеспечивший 5,3-тонной машине удельную мощность 14,7 л.с./т и максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортёр оснащался лебёдкой, радиостанцией и штатным станковым 7,62-миллиметровым пулемётом Горюнова (СГ-43).

Экипаж составлял 2 человека, вход и выход которых осуществлялся через боковые бронедверцы, а в боевом отделении помещались 8 десантников с личным вооружением, которые могли вести огонь через бойницы в бортах, они садились в машину через заднюю двустворчатую дверь, а покидать её в бою могли как через дверь, так и через борта. В 1956 году появился БТР-40В, оснащённый централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарного типа. Он также оснащался фильтро-вентиляционной системой, позволившей применять БТР-40В в условиях химической и бактериологической войны. По итогам событий 1956 года в Венгрии (когда экипажи открытых сверху БТР-ов страдали от огня с верхних этажей зданий), в 1958 году была создана полностью закрытая модификация БТР-40Б с четырьмя бронелюками в крыше. Серийно БТР-40 производился на ГАЗе в 1950—1960 гг. Снят с вооружения ВС России в 1993 году.

Модификации

Советский Союз

  • БТР-40 (1947) — базовая модель с открытым верхом.
  • БТР-40А (1951) — машина противовоздушной обороны (ПВО), оснащённая зенитной установкой ЗТПУ-2 со спаренными 14,5 мм пулемётами КПВ; боевая масса 5,6 т.
  • БТР-40В (1956) — централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарикового типа. Оснащался фильтро-вентиляционной системой.
  • БТР-40Б (1958) — с закрытым броневым корпусом (экипаж 2 чел., десант 6 человек), создана по итогам событий в Венгрии.
  • БТР-40РХ — машина химической разведки (ХР).
  • БТР-40ЖД (1969) — модификация для железнодорожных войск (ЖДВ), оборудованная устройством (дополнительными подъёмными колёсами с ребордами) для передвижения по железнодорожным путям; переоборудовалась непосредственно в частях.

Китайская Народная Республика

Куба

  • БТР-40А-АА — кубинская машина пртововоздушной обороны, оснащенная зенитной установкой ЗТПУ-2.
  • БТР-40А-РВ — кубинский БТР-40, вооруженный пртотивотанковыми управляемыми ракетами Laucher.
  • Jababli — кубинский БТР-40,оснащенный ПТУР ЗМ11 Фаланга.

ГДР

  • SPW-40 — немецкое обозначение БТР-40;
  • SPW-40A — немецкое обозначение БТР-40А;
  • SPW-40Ch — немецкое обозначение БТР-40Х;
  • SPW-40 превращенный в истребитель танков, вооруженный ПУ9П110 с ПТУР Малютка. Десантное отделение с бронированной крышей. Бойницы в бортах предназначенные для ведения огня из личного оружия отсутствуют.

Индонезия

БТР-40 Retrofit TNI-AD/Polri — глубокая модернизация БТР-40 индонезийской армии в 1995—1996 годах, вызванная отсутствием запчастей к имеющимся на вооружении 85 бронеавтомобилям и постановки вопроса о сдаче машин в металлолом. При модернизации была произведена замена силового агрегата на 4-х цилиндровый дизель Isuzu 4BE1, что дало повышение максимальной скорости до 100 км/час и запаса хода до 660 км при собственной массе в 4960 кг.[7] Машины получили бронированную крышу десантного отделения, новое бронированное остекление толщиной 62 мм, кондиционер, новую электрическую лебёдку RE10.000, радиостанцию PRC 64, с обеих сторон корпуса имеются четыре пусковых установки дымовых гранат и прожектор на левой стороне корпуса для использования в огневой поддержке[8].

Бронетранспортеры имеют различные варианты исполнения и вооружения:

  • с 7,62 пулемётом на турели командира;
  • с 12,7 пулеметом в башне;
  • с 40-мм автоматическим гранатомётом на турели в виде «башни» кубической формы в верхней части надстройки внутри десантного отделения.

Израиль

БТР-40 оснащенный креплениями для американских пулеметов М1919А4. Один пулемет располагался в передней части десантного отделения два других по обеим сторонам корпуса. Также оборудован большмим количеством держателей на корпусе.

Тактико-технические характеристики

БТР-40БТР-40ЖДБТР-40АБТР-40ВБТР-40Б
Колёсная формула4×44×44×44×44×4
Боевая масса, (kg)53005800560053005300
Длина, мм50005000500050005000
Ширина, мм19001900190019001900
Высота, мм18302230233019302060
Дорожный просвет, мм276276276276276
Скорость, км/ч:7978757878
Скорость по рельсам, км/ч:65
Запас хода по шоссе, км:285285285 ?
Глубина рва, м0,750,750,750,750,75
Глубина брода, м0,900,900,900,900,90
Высота вертикального препятствия, м0,470,470,470,470,47
Экипаж, чел.224-522
десантников, чел.8886

Операторы

Современные

  •  Афганистан — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2010 год[9]
  •  Бурунди — 20 БТР-40, по состоянию на 2010 год[10]
  •  Вьетнам — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2010 год[11]
  •  Гвинея — 16 БТР-40, по состоянию на 2010 год[12]
  •  Гвинея-Бисау — 35 БТР-40, по состоянию на 2010 год[12]
  •  Израиль — 6 БТР-40, по состоянию на 2010 год[13]
  •  Индонезия — 80 БТР-40, по состоянию на 2010 год[14]
  •  Йемен — 60 БТР-40 плюс 470 БТР-152, БТР-40 и БТР-60 на хранении, по состоянию на 2010 год[15]
  •  КНДР — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2010 год[16]
  •  Куба — около 500 БТР-152, БТР-40, БТР-50 и БТР-60, по состоянию на 2010 год[17]
  •  Лаос — 30 БТР-40 и БТР-60, по состоянию на 2010 год[18]
  •  Мали — 30 БТР-40, по состоянию на 2010 год[19]
  •  Сирия — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2010 год[20]
  •  Танзания — около 10 БТР-40 и БТР-152, по состоянию на 2010 год[21]

Бывшие

Фотогалерея

  • БТР-40 в израильском музее Batey ha-Osef

  • БТР-40 в израильском музее Batey ha-Osef

  • БТР-40 в израильском музее Yad la-Shiryon

Литература

  • М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
  • J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8
  • Конкин П.Ф., Пуденко Л.Я., Совельев С.В., Одноуров А.Н., Колотушкин А.И., Лашенчук С.Н., Апокин В.С., Голосов М.Д., Фёдоров Г.Я., Семечкина В.А. Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортёров БТР-40 и БТР-40Б / Голощапов И. М.. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1966. — 348 с. — (5/8631).

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

БТР-40 – советский «Скаут» « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»

Как известно, в годы Второй Мировой войны бронетранспортеры в СССР не производились. В этом отношении Красная Армия существенно уступала Вермахту. В какой-то степени остроту проблемы смогли сгладить поставки английских и американских бронетранспортеров по ленд-лизу, однако для полноценного оснащения хотя бы мотострелковых батальонов танковых и механизированных бригад их было явно недостаточно. Основными средствами перевозки мотопехоты в Красной Армии вплоть до конца войны оставались автомобили и танки.

Программа строительства советских Вооруженных Сил в послевоенный период предусматривала создание сразу нескольких типов бронетранспортеров, как гусеничных, так и колесных. В качестве прототипа для легкого колесного бронетранспортера был взят американский образец Scout Car M3A1. Эта полноприводная бронированная машина поставлялась в СССР по ленд-лизу и считалась, пожалуй, наиболее популярной среди бойцов и командиров Красной Армии. М3А1 широко использовались в качестве штабных машин, для разведки, связи и сопровождения. Все предпосылки для создания отечественного варианта такой машины уже были – с 1944 года проходил испытания новый полноприводной грузовой автомобиль ГАЗ-63. Характерной особенностью последнего были широкие шины 9,75-18 и односкатные задние колеса, которые имели такую же колею, как и передние. При движении по грязи, снегу, песку все колеса шли «след в след», не испытывая дополнительного сопротивления качению за счет разности ширины колеи. На государственных испытаниях полноприводных машин ГАЗ-63 продемонстрировал, как отмечалось в отчете Главного автотракторного управления Красной Армии, «рекордные показатели проходимости».

В начале 1947 года в ОКБ Горьковского автозавода, руководимом В.А. Дедковым, началось проектирование легкого двухосного бронетранспортера «объект 141», рассчитанного на перевозку восьми пехотинцев, – своего рода «скаута» по-советски. Ведущим конструктором был назначен В.К. Рубцов. Для этой машины применили шасси ГАЗ-63, сократив базу на 600 мм и увеличив мощность двигателя на 10 л.с. Опытные образцы бронетранспортеров, в создании которых принимали участие конструкторы Л.В. Косткин, П.И. Музюкин и другие, были изготовлены в конце 1947 года. Опытный образец первого варианта имел несущий броневой корпус, закрывавшийся сверху брезентовым тентом. Второй вариант отличался от первого спаренной установкой пулеметов КПВ и СГМ калибра 14,5 мм и 7,62 мм соответственно, смонтированной на тумбе и позволявшей вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Конструкция корпуса у обоих вариантов была одинаковой. Борта имели большие углы наклона, причем в нижней части – обратные углы, как у немецких бронетранспортеров. В дальнейшем от такого расположения бронелистов отказались, применив бронекорпуса с вертикальными бортами – более вместительные и простые в производстве, хотя и менее пулестойкие.

Меньшие, чем на грузовике, размеры моторного отделения заставили конструкторов по-иному расположить агрегаты двигателя. Благодаря почти равной нагрузке на оси, передние и задние рессоры выполнили одинаковыми, оснастив их сначала четырьмя, а потом восемью гидроамортизаторами. Все машины оборудовали лебедками.

В 1949 году бронетранспортер успешно прошел госиспытания и под обозначением БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии. В конце 1950 года на Горьковском автозаводе имени Молотова началось серийное производство машины, а ее создатели удостоились Сталинской премии. Броневые корпуса изготавливал Муромский паровозоремонтный завод.

Компоновка БТР-40 – автомобильная классическая (с кабиной за двигателем). В бронетранспортере имеются три отделения – моторное, управления и боевое (десантное).

Моторное отделение расположено в передней части корпуса. В нем размещены: двигатель с вентилятором и электрооборудованием, водяной и масляный радиаторы, пусковой подогреватель, масляный и топливный фильтры, лебедка. Доступ в моторное отделение осуществляется: к двигателю и радиатору – через верхний люк, к лебедке – через передний в наклонном листе корпуса. Оба люка закрываются броневыми крышками. В крышке над двигателем и в бортовых наклонных листах корпуса имеются жалюзи для выхода горячего воздуха из моторного отделения, в нижней лобовой части моторного отделения – жалюзи, через которые поступает основной поток воздуха для охлаждения радиатора.

Отделение управления находится за моторным, в открытой части корпуса. В нем размещены: органы управления бронетранспортером, приборы наблюдения, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, сиденья водителя (слева) с аккумуляторной батареей под ним и командира (справа), с бензобаком в нише под сиденьем, бачок с запасным маслом для двигателя, огнетушитель и воздухоочиститель. Справа от командира и слева от водителя в нижнем поясе корпуса имеются боковые двери, открывающиеся на петлях наружу.

Боевое (десантное) отделение расположено в средней и кормовой частях корпуса. В боевом отделении серийного БТР-40 размещены: пулемет СГМБ, кронштейны для установки пулеметов СГМБ и ДПМ (устанавливаются со специальным переходником), ракетница, клипсы для крепления двух автоматов АК-47, а также укладка боекомплекта, сиденья на восемь человек десанта, ЗИП, аптечка и задний бензобак (у правого борта под сиденьем десанта).

Корпус бронетранспортера сварен из катаных броневых листов. Толщина лобовых листов составляет 10–15 мм, бортовых 8–9 мм, кормовых – 7 мм. В наклонных листах передней части корпуса над дверными проемами имеются смотровые щели, которые закрываются изнутри машины броневыми заслонками. В вертикальных бортовых листах имеется по два закрываемых крышками круглых лючка для наблюдения и стрельбы из личного оружия десанта. В лобовом листе перед водителем и командиром имеются люки с броневыми крышками, прикрепленными к листу на двух петлях. В крышках установлены приборы наблюдения со стеклоблоками триплекс. В походном положении крышки люков могут быть открыты и закреплены на вертикальных стойках. Для наблюдения вне боевой обстановки при открытых крышках на люки устанавливаются ветровые стекла в металлической оправе с резиновыми уплотнениями, снабженные электростеклоочистителями. При закрытых крышках ветровые стекла укладываются в специальные карманы, расположенные внутри бронетранспортера. Для посадки и высадки десанта в кормовом листе корпуса имеется двухстворчатая задняя дверь.

7,62-мм пулемет СГМБ монтируется с помощью штатного станка, состоящего из вертлюга, сектора и постели. Для крепления пулеметной установки на бронетранспортере имеются четыре вертлюжных кронштейна: лобовой (основной), размещенный на лобовом листе, боковые – на правом и левом бортах и задний – на кормовом листе корпуса. Боекомплект пулемета (1250 патронов) снаряжен в ленты и уложен в пять патронных коробок. Четыре коробки размещены в специальной укладке в боевом отделении у правого борта корпуса, а одна – в гнезде корзинки на вертлюге пулеметной установки.

На бронетранспортере установлен 6-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40 мощностью 78–80 л.с. при 3400 об/мин.

Механическая силовая передача включает в себя однодисковое сцепление сухого трения, четырехступенчатую коробку передач, раздаточную коробку с демультипликатором, две главные передачи с дифференциалами и полностью разгруженные полуоси передних и задних колес. Передние полуоси имеют шарниры равных угловых скоростей. Ножной колодочный тормоз с гидравлическим приводом действует на все четыре колеса. Ручной дисковый или барабанный тормоз установлен на валу раздаточной коробки и имеет механический привод. Рулевой механизм – глобоидальный червяк с двойным роликом.

Одинарные дисковые колеса со съемными бортовыми кольцами снабжены пневматическими шинами размером 9,75-8″. Колесная формула 4×4. Подвеска состоит из четырех полуэллиптических рессор и четырех гидравлических поршневых амортизаторов двустороннего действия.

В передней части бронетранспортера установлена лебедка с отбором мощности от коробки передач. Тяга лебедки – 4500 кгс, длина троса – 75 м.

Внешняя связь поддерживается с помощью радиостанции 10-РТ-12.

Боевая масса машины составляет 5,3 т. Экипаж – 2 человека, десант – 8 человек. Максимальная скорость движения 80 км/ч, запас хода по шоссе – 285 км.

Бронетранспортер БТР-40:

1 – левая боковая дверь; 2 – лючки для стрельбы из личного оружия; 3 – крыло; 4 – рессора; 5 – амортизатор; 6 – буксирный прибор; 7 – крышка люка доступа к лебедке; 8 – крышка люка доступа к двигателю; 9 – крышка смотрового люка командира; 10 крышка смотрового люка механика-водителя; 11 – сиденье механика-водителя; 12 – сиденье командира; 13 – сиденья десанта; 14 – заливная горловина заднего бензинового бака; 15 – ниша карданного вала; 16 – сиденье на трех человек десанта; 17 – антенный ввод; 18 – сигнал; 19 – фара; 20 – запасное колесо; 21 – правая боковая дверь; 22 – двигатель; 23 – коробка передач; 24 – раздаточная коробка с демультипликатором; 25 – карданный вал; 26 – главная передача переднего моста; 27 – главная передача заднего моста; 28 – привод лебедки; 29 – лебедка; 30 – лобовой вертлюжный кронштейн; 31 – правый боковой вертлюжный кронштейн; 32 – кормовой вертлюжный кронштейн; 33 – укладка коробок с пулеметными лентами; 34 – левый боковой вертлюжный кронштейн; 35 – укладка пулемета СГМБ в положении по-походному

Первая демонстрация нового бронетранспортера общественности состоялась во время военного парада в Москве 7 ноября 1951 года. Для участия в параде бронетранспортеры довооружили, видимо, для придания более внушительного вида. На лобовом вертлюжном кронштейне был установлен 12,7-мм пулемет ДШК, а на двух боковых – пулеметы СГМБ.

Практически одновременно с БТР-40 шла разработка его модификации, получившей обозначение БТР-40А, По сути, она представляла собой зенитную самоходную установку.

Зенитную установку ЗТПУ-2 с двумя пулеметами КПВ калибра 14,5 мм смонтировали на постаменте в десантном отделении. Максимальный угол возвышения пулеметов +90°, склонения – 5°. Для стрельбы по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14, по воздушным – коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект – 1200 патронов. Установка управлялась одним наводчиком с помощью механического ручного привода. В состав расчета входили два заряжающих (по одному на пулемет). Эффективный огонь обеспечивался по воздушным целям, летящим со скоростью до 600 км/ч на высоте 500–1000 м. Горизонтальная дальность эффективного огня составляла 2000 м.

БТР-40А был принят на вооружение в 1951 году, а годом позже запущен в серийное производство. На базе БТР-40 выпускалась машина химической разведки БТР-40РХ. Она отличалась от базовой машины установкой соответствующего оборудования. БТР-40 быстро завоевал популярность в войсках. Простая по конструкции, небольшая, но подвижная многоцелевая бронемашина, созданная на освоенных промышленностью автомобильных агрегатах, получила широкое распространение в армии. Она применялась для перевозки пехоты, использовалась в качестве тягача в противотанковой артиллерии, а также как командирская, связная и разведывательная машина. БТР-40 эксплуатировались в пограничных и внутренних войсках.

Боевым крещением для БТР-40 стали события в Венгрии в 1956 году. После них появилась еще одна модификация – БТР-40Б, имевшая сварной корпус с бронированной крышей. Для посадки и высадки десанта в крыше имелись два больших люка, закрывавшиеся крышками. Высота корпуса увеличилась на 130 мм. Были демонтированы бортовые кронштейны для установки пулемета и введены две дополнительные амбразуры в наклонных листах крыши. Благодаря крыше повысилась живучесть бронетранспортера, особенно при ведении уличных боев. Однако число мест для десанта пришлось сократить до шести.

Примерно в то же время появилась и модификация БТР-40В, оснащенная централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. Система подкачки включала компрессор, установленный на двигателе, ресивер, распределительный кран и несколько трубопроводов. К каждому колесу снаружи через ступицу подводился воздух. Используя эту же систему, производилось снижение давления в шинах с целью улучшения проходимости бронетранспортера. Введение системы регулирования давления воздуха в шинах повысило проходимость машины и пулестойкость колес. Однако наружный подвод воздуха имел низкую надежность, в особенности при движении по лесистой местности. На вооружение БТР-40В не принимался и в серийном производстве не состоял.

Необходимо упомянуть еще об одной модификации БТР-40 – железнодорожной. Эта машина представляла собой своего рода бронедрезину. Она оснащалась стальными катками с внутренними ребордами, которые крепились к откидывавшимся рычагам с пружинными амортизаторами. Движение по рельсам обеспечивалось основными колесами, а боковая устойчивость – катками. Время, необходимое для перехода на движение по рельсам, составляло 3–5 минут. В 1969 году в железнодорожный вариант переоборудовали несколько БТР-40 и БТР-40А. Некоторое количество этих машин еще в 1997 году продолжали нести службу в Забайкальском военном округе.

Серийное же производство БТР-40 завершилось в 1960 году. Помимо Советской Армии, БТР-40 состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского Договора, а также целого ряда государств, в него не входящих, например, Албании, Афганистана, Вьетнама, Израиля, Индонезии, Ирана, Камбоджи, Китая, Кубы, Лаоса, Монголии, Эфиопии и многих других стран Азии и Африки. В армиях этих стран БТР-40 и БТР-40А активно использовались в локальных конфликтах на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке.

В некоторых странах видоизменялось вооружение бронетранспортера. В частности, на нем иногда устанавливался крупнокалиберный пулемет ДШК или пулеметы иных систем зарубежного производства. В Национальной Народной армии ГДР на части машин смонтировали пусковую установку 9П110 с ПТУР «Малютка». В Индонезии БТР-40 также был модернизирован весьма существенно. Корпус закрыли крышей, заметно увеличив при этом его высоту. Вооружение разместили во вращающейся башне, десант снабдили смотровыми щелями со стеклоблоками, установили дымовые гранатометы. В Египте в 1960-е годы под явным влиянием БТР-40 был разработан бронетранспортер «Валид», внешне очень его напоминавший. Правда, при его создании использовали шасси немецкого грузовика «Магирус», несколько большее по размерам.

По мере поступления на вооружение Советской Армии более современных бронетранспортеров БТР-40 передавались из мотострелковых в другие рода войск для использования в качестве машин боевого обеспечения, а также для учебных целей. Во внутренних военных округах последние модификации этих машин несли службу до начала 1970-х годов. Бронетранспортеры сняли с вооружения уже Российской Армии в 1993 году.


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

БТР-40 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. БТР.
БТР-40

БТР-40 в музее Yad la-Shiryon в Израиле
БТР-40
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 5,3
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 8
История
Производитель ГАЗ
Годы производства 1950—1960
Годы эксплуатации с 1950
Количество выпущенных, шт. около 8500[1][2][3]
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 5000
Ширина, мм 1900
Высота, мм 1750 (1830 с тентом)
База, мм 2700
Колея, мм 1600
Клиренс, мм 275—400
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 11—15
Борт корпуса, мм/град. 8—9
Корма корпуса, мм/град. 7
Днище, мм 4
Крыша корпуса, мм 0—6
Вооружение
Пулемёты 1 × 7,62-мм СГМБ
Подвижность
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с. 78
Скорость по шоссе, км/ч 78
Запас хода по шоссе, км 285
Удельная мощность, л. с./т 15,1
Колёсная формула 4 × 4
Тип подвески на полуэллиптических рессорах
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,47
Преодолеваемый ров, м 0,35
Преодолеваемый брод, м 0,9
 БТР-40 на Викискладе

БТР-40 — советский лёгкий бронетранспортёр 1950-х годов, в силу специфики своего назначения по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль[4]. Был разработан в ОКБ ГАЗа в 1947—1949 годах на основе полноприводного грузового автомобиля ГАЗ-63 и стал первым серийным бронетранспортёром СССР. Будучи разработан под влиянием опыта использования поставленных в годы Второй мировой войны бронетранспортёров США, прежде всего M3, в системе вооружений Вооружённых Сил СССР БТР-40 выполнял роль лёгкого бронетранспортёра, параллельно с более тяжёлым БТР-152. В отличие от последнего, БТР-40 использовался, помимо перевозки личного состава мотострелковых частей, преимущественно в качестве многоцелевой разведывательной, связной или командирской машины, а также артиллерийского тягача.

Серийное производство БТР-40 осуществлялось ГАЗом с 1950 по 1960 год, всего было выпущено около 8500 машин этого типа в двух основных вариантах: базового многоцелевого бронетранспортёра и лёгкой пулемётной ЗСУ[5]. БТР-40 использовался Советской Армией в 1950—1960-х годах, но с 1958 года постепенно стал вытесняться в большинстве своих ролей более совершенной машиной БРДМ, созданной на его основе, но окончательно был формально снят с вооружения ВС России лишь в 1993 году. БТР-40 также активно поставлялся на экспорт, по меньшей мере в 18 стран, как партнёрам СССР по ОВД, так и третьим странам, и использовался во многих локальных конфликтах. Хотя по состоянию на 2010 год большинство бронетранспортёров этого типа были сняты с вооружения, ряд стран продолжает использовать машины этого типа[6].

История создания

В 1947 году группа инженеров ОКБ спецмашин Горьковского автозавода под руководством В. А. Дедкова (ведущий конструктор В. К. Рубцов) разработала «проект 141» колёсной бронированной машины (бронетранспортёра) ГАЗ-40 с несущим корпусом 6—8-мм бронирования (производства Муромского паровозоремонтного завода) с использованием агрегатов массового полноприводного (4 × 4) грузовика ГАЗ-63. Колёсная база на ГАЗ-40 была укорочена до 2,7 м, в подвеске применены дополнительные гидроамортизаторы, применён форсированный до 78 л.с. двигатель ГАЗ-40 (на базе ГАЗ-11), обеспечивший 5,3-тонной машине удельную мощность 14,7 л.с./т и максимальную скорость 80 км/ч. Бронетранспортёр оснащался лебёдкой, радиостанцией и штатным станковым 7,62-мм пулемётом Горюнова (СГ-43).

Экипаж составлял 2 человека, вход и выход которых осуществлялся через боковые бронедверцы, а в боевом отделении помещались 8 десантников с личным вооружением, которые могли вести огонь через бойницы в бортах, они садились в машину через заднюю двустворчатую дверь, а покидать её в бою могли как через дверь, так и через борта. В 1956 году появился БТР-40В, оснащённый централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарного типа. Он также оснащался фильтровентиляционной системой, позволившей применять БТР-40В в условиях химической и бактериологической войны. По итогам событий 1956 года в Венгрии, где экипажи открытых сверху БТРов страдали от огня с верхних этажей зданий, в 1958 году была создана полностью закрытая модификация БТР-40Б с четырьмя бронелюками в крыше. Серийно БТР-40 производился на ГАЗе в 1950—1960 годах. Снят с вооружения ВС России в 1993 году.

Видео по теме

Модификации

Советский Союз
  • БТР-40 (1947) — базовая модель с открытым верхом.
  • БТР-40 (1948) — опытный с 14,5-мм пулемётом КПВ[7]
  • БТР-40А (1951) — машина противовоздушной обороны (ПВО), оснащённая зенитной установкой ЗТПУ-2 со спаренными 14,5-мм пулемётами КПВ, боевая масса 5,6 т.
  • БТР-40В (1956) — опытный, с централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах и самоблокирующимся дифференциалом сухарикового типа. Оснащался фильтровентиляционной системой. Небольшая серия в 1957 г.
  • БТР-40Б (1958) — с броневой крышей корпуса, серия в 1957-60 гг. Лоб корпуса — 6-8 мм. Экипаж — 2+6 чел. Вес — 5,3 т. Создана по итогам событий в Венгрии.
  • БТР-40РХ — машина химической разведки. С ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б
  • БТР-40А ж.д. (1969) — модификация для железнодорожных войск, оборудованная устройством (дополнительными подъёмными колёсами с ребордами) для передвижения по железнодорожным путям; переоборудовалась непосредственно в частях.
Китайская Народная Республика
Куба
  • БТР-40А-АА — кубинская машина противовоздушной обороны, оснащённая зенитной установкой ЗТПУ-2.
  • БТР-40А-РВ — кубинский БТР-40, вооружённый противотанковыми управляемыми ракетами Laucher.
  • Jababli — кубинский БТР-40, оснащённый ПТУР ЗМ11 «Фаланга».
ГДР
  • SPW-40 — немецкое обозначение БТР-40.
  • SPW-40A — немецкое обозначение БТР-40А.
  • SPW-40Ch — немецкое обозначение БТР-40Х.
  • SPW-40, превращённый в истребитель танков, вооружённый ПУ9П110 с ПТУР «Малютка». Десантное отделение с бронированной крышей. Бойницы в бортах, предназначенные для ведения огня из личного оружия отсутствуют.
Индонезия

БТР-40 Retrofit TNI-AD/Polri — глубокая модернизация БТР-40 индонезийской армии в 1995—1996 годах, вызванная отсутствием запчастей к имеющимся на вооружении 85 бронеавтомобилям и постановки вопроса о сдаче машин в металлолом. При модернизации была произведена замена силового агрегата на 4-цилиндровый дизель Isuzu 4BE1, что дало повышение максимальной скорости до 100 км/ч и запаса хода до 660 км при собственной массе в 4960 кг[8]. Машины получили бронированную крышу десантного отделения, новое бронированное остекление толщиной 62 мм, кондиционер, новую электрическую лебёдку RE10.000, радиостанцию PRC 64, с обеих сторон корпуса имеются четыре пусковых установки дымовых гранат и прожектор на левой стороне корпуса для использования в огневой поддержке[9].

Бронетранспортёры имеют различные варианты исполнения и вооружения:

  • с 7,62-мм пулемётом на турели командира;
  • с 12,7-мм пулемётом в башне;
  • с 40-мм автоматическим гранатомётом на турели в виде «башни» кубической формы в верхней части надстройки внутри десантного отделения.
Израиль

БТР-40, оснащённый креплениями для американских пулемётов M1919A4. Один пулемёт располагался в передней части десантного отделения, два других по обеим сторонам корпуса. Также оборудован большим количеством держателей на корпусе.

Тактико-технические характеристики

БТР-40БТР-40ЖДБТР-40АБТР-40ВБТР-40Б
Колёсная формула4 × 44 × 44 × 44 × 44 × 4
Боевая масса, кг53005800560053005300
Длина, мм50005000500050005000
Ширина, мм19001900190019001900
Высота, мм18302230233019302060
Дорожный просвет, мм276276276276276
Скорость, км/ч7978757878
Скорость по рельсам, км/ч65
Запас хода по шоссе, км285285285?
Глубина рва, м0,750,750,750,750,75
Глубина брода, м0,900,900,900,900,90
Высота вертикального препятствия, м0,470,470,470,470,47
Экипаж, чел.224—522
Десант, чел.8886

Операторы

Современные

  • Бурунди Бурунди — 20 БТР-40, по состоянию на 2016 год[10]
  • Вьетнам Вьетнам — до 100 БТР-40, по состоянию на 2016 год[11][12]
  • Гвинея Гвинея — 16 БТР-40, по состоянию на 2016 год[13]
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — 35 БТР-40, по состоянию на 2016 год[14]
  • Египет Египет — 230 единиц БТР-40, по состоянию на 2015 год[15]
  • Индонезия Индонезия — 40 БТР-40, по состоянию на 2016 год[16]
  • Йемен Йемен — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2016 год[17]
  • КНДР КНДР — некоторое количество БТР-40, по состоянию на 2016 год[18]
  • Куба Куба — до 100 БТР-40, по состоянию на 2016 год[19]
  • Лаос Лаос — 30 БТР-40 и БТР-60, по состоянию на 2016 год[20]
  • Монголия Монголия — до 200 БТР-40, по состоянию на 2016 год[21]
  • Никарагуа Никарагуа — др 20 БТР-40, по состоянию на 2016 год[22]
  • Танзания Танзания — около 10 БТР-40 и БТР-152, по состоянию на 2016 год[23]

Бывшие

Где можно увидеть

Примечания

Литература

  • М. Б. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995 (часть 1). — М.: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (30) / 2000). — 4000 экз.
  • J. Kinnear. Russian Armored Cars 1930—2000. — Darlington, MD: Darlington Productions, 2000. — 336 p. — ISBN 1-89284-805-8.
  • Конкин В. Ф., Пуденко Л. Я., Савельев С. В., Одноуров А. Н., Колотушкин А. И., Лашенчук С. Н., Апокин В. С., Голосов М. Д., Федотов Г. Я., Семечкина В. А. Руководство по материальной части и эксплуатации бронетранспортёров БТР-40 и БТР-40Б / Голощапов И. М.. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1966. — 348 с. — (5/8631).

Ссылки

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *