Искореняя ересь: Уникальный бронированный штурмовик «Ил-2», часть 3.5
Результаты попаданий бронебойных пуль 7,92 — слева у нас 6-мм бронеплита из стали марки АБ, которая удар выдержала, справа — 4-мм — которая оказалась пробита….
Прежде чем переходить к четвертой части счел нужным разобраться с некоторыми вопросами, вставшими в обсуждении к части третьей…Прежде всего — раз уж мы говорим о бронекорпусе — то какова его реальная стойкость к различным калибрам и типам боеприпасов…? Вообще сформулирую постановку вопроса так: Оправдан ли был «бронекорпус из уникальной авиационной брони двойной кривизны», от чего он обеспечивал и от чего не обеспечивал защиту с примерами?
Т.к. защиту против истребителей мы особо не рассматриваем — там основную «работу» делала 12-мм бронеплита (или бронешпангоут) стали марки ХД, которая вполне сравнима идейно и фактически с бронезащитой некоторых машин, о которых мы поговорим в следующей части, то у нас встают всего три «противника»:
1) пулеметы винтовочного калибра 7,92, ведущие огонь бронебойными пулями (в данном случае со стальным сердечником)….
2) 20-мм зенитные автоматы, ведущие огонь приимущественно ОФЗ снарядами…
2) 37-мм зенитные автоматы, ведущие огонь приимущественно ОФЗ снарядами…
Т.к. я не автор с вор-спота и пишу не по Википедии, и серьезно отношусь к обоснованию своей позиции, я не поленился и просмотрел все попавшиеся мне фотографии бронекорпусов Ил-2, особенно находок современности. Дело в том, что на фото 40-х, как правило, фотографируют всю машину и качество съемки не передает мелких попаданий винтовочного калибра… Результаты перед вами:
Начнем, как не странно — с конца. С последней системой все ясно — при попадании практически в любую точку бронекорпуса, подобный снаряд его разрушал, приводя чаще всего к уничтожению машины…В то же время бронекорпус по большей части действительно выдерживал осколки таких снарядов, сработавших в крыльях или центроплане….
Тот самый одноместный Ил-2 ,видны еще несколько пробитий 4-мм листа (правая часть)….
Корпус двухместной машины. Видны множественные попадания 7,92мм пуль без прибитий и солидная вмятина от чего-то заметно покрупнее, предполагаю 20-мм ББ на излете. В любом случае 6-мм плита АБ свою задачу выполнила!
Еще один бронекорпус Ил-2 двухместного, видны попадания винтовочного калибра, пробитий не заметно, к сожалению у уважаемого френда нет фото этой части корпуса изнутри….
А тут у нас пролом в 6-мм бортовой бронеплите, скорее всего от 20-мм снаряда….
Что до 20-мм ОФЗ — то они однозначно пробивали 4-мм листы и часто пробивали 6-мм. В прошлой части мы поговорили о том, что для зенитного огня наиболее уязвимой была боковая проекция Ил-а… Что до рикошетов — они действительно были возможно, но подобное же было и с алюминиевыми корпусами иных машин….
Ну а бронебойные пули винтовочного калибра все еще оставались довольно опасными на близких дистанциях и хваленый бронекорпус защиты от них не обеспечивал…6-мм гомогенная броня марки АБ-1, принятая для Ил-2, надежно держала простую пулю с 75-50 м. Бронебойную пулю сталь АБ-1 толщиной 6 мм держала так же, как 8-мм немецкая броня (с 500 м)….
Кроме того, я постарался прочитать все что попалось по теме, пытаясь собрать как можно больше фактов в поддержку или опровержение своего мнения о ненужности бронекорпуса в том виде, в котором он был реализован и ошибочности всей концепции…
Ряд фактов меня искренне удивил:
1) Отечественные военные с самого начала были категорически против бронирования в 5-мм, которое из себя представляло фактически обузу, не дающую никакой особой защиты…И не знали как увернуться от навязываемой им Ильюшиным и его покровителями «инициативной» машины….
2) Про экранирование брони — Несмотря на большое число случаев разрушения этими осколками на самолетах Ил-2 тросов управления и деревянной части фюзеляжа у места крепления бронекорпуса с хвостовой частью, тов. Ильюшин от применения экрана воздержался из-за перегрузки самолета.
3) Надо сказать, С.В. Ильюшин игнорировал не только рекомендации НИИ ВВС по повышению боевой живучести Ил-2, но и решения комиссии ВВС и НКАП о внедрении усиленного варианта бронирования штурмовика, а именно е требование «заменить 12-мм цементированную бронеспинку корпуса на цементированную спинку толщиной 16-20мм».Дело в том, что к этому времени в массовое производство внедрялся двухместный вариант штурмовика с воздушным стрелком и пулеметом УБТ на оборонительной установке ВУБ-3. Центровка самолета сместилась назад, и пилотажные качества ухудшились. Особенно критичным это было для молодого летного состава, не имеющего должной летной подготовки. В то же время использование дополнительной брони еще более смещало назад центровку Ил-2. Полеты становились опасными. Т.е. Собственно, именно по этой причине бронирование воздушного стрелка ограничивалось лишь использованием 6-мм бронещитка, прикрывающего его от огня строго со стороны хвоста. — если нормально забронировать стрелка то ….. проще будет летать хвостом вперед! И еще — если опять же нормально забронировать стрелка — то машина будет таскать ровно себя, безо всякой бомбовой нагрузки… Кое-где это осознали еще в начале 20-х……
borianm.livejournal.com
Искореняя ересь: Уникальный бронированный штурмовик «Ил-2», часть 4
Брони — немного, прикрыто только самое важное, зато оцените объем и массу «подарков»…
Цикл заметок про бронезащиту Ил-2 и его, по моему мнению, ошибочность, несколько растянулся и, честно говоря, уже самому мне надоел — секту «свидетелей», КМК, не пробить, им с фотографиями показываешь пробития, но они с непосредственностью искренни верующих продолжают петь про уникальные защитные свойства…. Опять же лень, некогда, да и опять лень….Но надо заканчивать…
ПегасЪ. Именно с этой машиной корректно сравнивать Хеншель-129!
Посмотрим теперь на наследство Ил-2 и как решали аналогичные задачи наши союзники и противники в той войне. Тут можно пойти двумя путями — первый, «патриотичный» — объявить всех представителями сексуальных меньшинств, а себя — звездой гасконского дворянства, ну и второй, который может изрядно разочаровать……Постараюсь максимально коротко и тезисно, кому интересно — могут развить в комментах и почитать подробнее сами….
Машина, которую можно сравнивать с Ил-2 с точки зрения концепции бронирования, применения и родившаяся все из того-же испанского опыта, но с противоположной стороны — ровно одна. Это преславутый Хеншель-129, который начали разрабатывать, что важно, по заказу военных раньше, чем ИЛ-2. В отличии от ИЛ-а никакого бронекорпуса у него, понятное дело нет, а есть бронекапсула, защищающая пилота, и относительно небольшое очаговое бронирование маслосистемы двигателей. Бронекапсула — «броневая ванна» серийных машин рассчитывалась на защиту от огня ДШК, превосходя в этом ИЛ-2 (и ИЛ-10 тоже). Бронировать баки, сами двигатели и т.п. немцам в голову не приходило. Вообще у наших «авиаторов» был разрыв шаблона от того, что немцы использовали на многих своих машинах протектированный бак с заполнением инертными газами как часть системы защиты пилота….Машина изначально предполагалась для действий вне условий противодействия авиации противника, одноместной, разработчики стремились сделать ее простой и дешевой, т.к. обоснованно полагали, что подобные самолеты долго не живут, сосредоточившись на защите пилота……и, скорее всего, она так и осталась бы опытной разработкой — пикировщики оказались эффективнее, если бы немцы не захватили значительное количество французских двигателей Гном-Рон, которые надо было куда-то пристроить, благо халява, ну а потом пошли эксперементы с вундервафлями. Естественно, машина эта осказалась достаточно узкоспециальной, ориентированной именно на уничтожение целей стрелково-пушечным оружием, в чем Ил-2 превосходила, и выпускалась достаточно ограниченно….Да и правильнее ее сравнивать не с Ил-2, а с так и не пошедшим в серию «Пегасом»….
Теперь касательно машин с развитым бронированием двигателей жидкостного охлаждения — таких мне известно две, обе, в отличии от Ил-2 — переделки устаревших самолетов, не годных больше в своей основной ипостаси — это немецкий Ю-87 моделей D и G, получивший частичное бронирование двигателя и тонкую бронекоробку вокруг экипажа, и британский «противотанковый» Харрикейн-IV с 40-мм пушками с бронезащитой двигателя от пуль и мелких осколков. Пилота защищала штатная бронеспинка….Обе эти машины действительно уступали Ил-2 по защите, но тут надо принять во внимание, что базовые модели их производились в то время, когда ИЛ-2 был еще в глубоком проекте, изначально подобного бронирования не предполагали, да и по вооружению их вернее сравнивать с «специальной» моделью Ил-2 — с 37-мм пушками….
Ну а основным путем в защите одно- и двухмоторных ударных машин стало очаговое бронирование пилота, опционально стрелков, и маслосистем. Часто ставили бронеперегородки весьма солидной толщины в носу и задней части машины. Известный мне рекордсмен — британский Бофайтер — там бронеперегородки толщиной в дюйм….. Так, рассматривая подобные машины, я хотел бы обратить ваше внимание на американские А-20, А-36, ну и само собой столь ненавидимый «патриотами» Летающий кувшин Р-47, британские Тайфуны и Темпесты, Бофайтер я уже упомянул. У наших противников — Фокке-Вульфы 190 ударных модификаций, японские ударные машины. Мне могут возразить, что часть упомянутых мной машин — морские и предназначались для действий против судов и малых кораблей, но мне с точки зрения «пулеметчика» особой разницы нет — благо как правило флотские и армейские средства ПВО были близки или вообще аналогичны….
В то же время упомнутые выше машины зачастую превосходили Ил-2 по всем параметрам — стрелково-пушечному воружению, б/к к нему, бомбовой и ракетной нагрузке, скорости, возможности пикровать и вести воздушный бой…. Да, формально они были более уязвимы, чем Ил, но, насколько говорит статистика, несли МЕНЬШИЕ потери от ПВО, прежде всего за счет того, что могли атаковать с пикирования гораздо более тяжелыми бомбами и большим количеством ракет, ведя огонь из пушек или пулеметов на подавление……Вот она — цена бронекорпуса….
Ну и про Ил-10 — это был Ил-2, сделанный руками, также как Ла-7 или даже Ла-9 — это сделанный руками Ла-5….В то же время проблему защиты от оружия калибром выше 8-мм решить так и не удалось, что на 44-45 года даже не смешно. Но самое главное — бомбовая нагрузка. Вооружение так и осталось на уровне Ил-2 42-го года выпуска, а на поздних моделях сменилось на 4 23-мм пушки Нудельмана с гораздо худшей бронепробиваемостью, впрочем в те годы это было уже не важно… Даже с учетом всей многолетней работы машина, в которой, как и предполагалось изначально, прикрыли наконец броней стрелка, несла 2 бомбы-сотки и аж 4 РС-а….Чудо, а не нагрузка! А сравнивать его уместно с А-26, Фаерфлаем, ВТМ-1… Умному — достаточно.
Ну и по итогам — Ил-10 производился в Союзе до начала 50-х, а у наших союзников по ОВД — еще дольше. В то же время из каких-то особых подвигов этих машин мне на память приходят только джигиты Оспан-Батыра…. Да, и спустя десять лет после Ильюшинского замысла машина бы все также хорошо смотрелась в небе Синцзяня, Южного Азербайджана и т.п. В Корее они, по понятным причинам, не блеснули. Да и подобное воружение и бомбовая нагрузка на фоне противников смотрелась даже как-то жалко, а количество смертельных для брони Ил-10 .50 крупнокалиберных пулеметов Браунинга, не говоря уже о 40-мм зенитках, у проклятых наймитов капитала было весьма серьезным…..
Ну а что же дальше — долгое время господствовала концепция истребителя-бомбардировщика,напрямую вышедшая из немецких, британских и американских ударных приимущественно одномоторных машин Второй Мировой, задвинув на свалку истории дальнейшие Ильюшинские потуги типа Ил-20, а потом подоспели ударные вертолеты, ну и сначала США все же решили сделать специальзированную ударную противотанковую машину, а за ними и СССР сделал ответный ход, правда поставив на аналог другого, проигравшего в США конкурс концепт-прототипа. И вот что интересно — посмотрите на их бронирование. Что вертолетов, хоть наших, хоть американских…. Что ударных машин — что А-10, что «наследника знаменитого Ил-2» Су-25 «Грача» — вы там где нибудь видите «уникальный несущий бронекорпус»? Нет — все эти машины несут серьезную бронезащиту пилота и авионики, как правило сделанную в виде «броне-ванной» и бронеостекление, иногда очаговую бронезащиту наиболее уязвимых точек двигателей… Никого не напоминает?
Ну а что до Ил-2 — ИМХО разумной альтернативой не в сферических в вакууме, а в советских условиях было бы развитие в сторону ударной машины Су-2…..Но Су-2 потерял завод — его производили в Харькове, и сошел с дистанции…..
Надеюсь что-то из моих выкладок показалось вам интересным или заставило задуматься….
borianm.livejournal.com
Ил-2 за кадром боя… | О великой Победе и великой войне – из первых рук
(статья даётся в значительном сокращении. Для тех, кого заинтересует данный материал, даю ссылку на полный её вариант: http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut09/IL2Expl/IL2Expl001.htm)
________
Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук.
В Красной Армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod) (дословно: «Чёрная смерть»).
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 год] началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.40 г.). Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Некоторое время в течение 1941−42 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.
Прототип — БШ-2 (Заводское наименование ЦКБ-55) совершил первый полёт 2 октября 1939 года (лётчик-испытатель В. К. Коккинаки).
___________
Ил-2 младшего лейтенанта В. В. Титовича (05.03.1921 — 11.04.2011), будущего Героя Советского Союза, (872-й шап), поврежденный в бою огнем малокалиберной зенитной артиллерии. Самолет получил пять попаданий снарядов калибра 37 мм. Разбит руль высоты, разрушен правый лонжерон, вырвана правая пушка, сорваны задние бронелисты с кабины.
С самого начала боевого применения на фронте штурмовик Ил-2 зарекомендовал себя как очень прочный и «выносливый» боевой самолет. Многим летчикам он спас жизнь, сохраняя летучесть при таких повреждениях, которые для любого другого самолета были, что называется, «несовместимыми с жизнью». Нередкими бывали случаи, когда поврежденные в бою самолеты, выполнив нормальную посадку на свой аэродром, буквально разваливались на части или не подлежали ремонту по причине значительного количества больших и малых повреждений. Инженеры штурмовых авиаполков в отчетных документах указывали: «Было трудно представить, как такие самолеты могли продолжать полет. Ясно было одно, летчики принимали все меры к тому, чтобы дотянуть до аэродрома, зная о крупных повреждениях самолета».
Например, 12 сентября 1941 г. при действии по автомашинам и танкам противника в районе г. Холм на Ил-2 майора Шуста из 62-го шап над целью прямым попаданием зенитного снаряда был разбит бомболюк и кассета мелких бомб. Бомбы начали рваться в самолете. Майор Шуст сразу же сбросил остатки бомб. Разрывами своих бомб «был сильно поврежден центроплан, разбиты все нервюры, вертикальная жесткость лонжеронов, весь силовой набор центроплана». Система аварийного выпуска шасси в результате повреждений вышла из строя. Тем не менее самолет был приведен на свой аэродром, где и произведена благополучная посадка на фюзеляж. 15 декабря 1942 г. командир эскадрильи 667-го шап 292-й шад старший лейтенант Кузнецов благополучно возвратился с боевого задания со следующими повреждениями от зенитного огня: снарядами пробиты центроплан, фюзеляж и правая плоскость крыла, перебиты тяга управления правым элероном и тросы управления рулем поворота, в левой половине руля высоты имелась пробоина размерами 50×60 см, поврежден лонжерон стабилизатора, пробиты покрышка и камера правого колеса шасси. После ремонта в ПАРМ-1 самолет ввели в строй.
«На половине крыла, да на честном слове», так говорили о живучести Ил-2 советские летчики. Имея такие повреждения, штурмовик Ил-2 из 7-го гв.шап все же вернулся с боевого задания, лето 1943 г.
Крыло самолета Ил-2 (зав. № 301740) лейтенанта Острова из 820-го шап. В ходе удара по аэродрому противника Харьков-Сокольники 6 мая самолет .получил серьезные повреждения в результате прямого попадания малокалиберного зенитного снаряда. Однако штурмовик «остался на лету» и в дальнейшем Острову удалось довести и посадить самолет на свой аэродром. 6 мая 1943 г.
Ил-2 сержанта Захарова из 820-го шап после вылета для удара по немецкому аэродрому Харьков-Сокольники 6 мая 1943 г. На отходе от аэродрома его самолет был атакован парой Bf109. В результате их атаки штурмовик получил повреждения, а сержант Захаров и воздушный стрелок сержант Белоконный легко ранены. Не остался в долгу и сержант Белоконный — меткой очередью из УБТ сбил один Bf109.
22 августа 1943г. пара Ил-2 «охотников» от 6-го гшап была атакована четверкой истребителей Fw 190. В ходе завязавшегося воздушного боя самолет младшего лейтенанта Нечаева зав. №1877841 получил свыше 100 пулеметно-пушечных пробоин. Полностью был отбит правый элерон, а в левом — имелась пробоина размерами 21×16 см. Совершенно разбита правая половина руля высоты. Поперечные размеры пробоины в киле достигали 40 см. Полотняная обшивка руля поворота оказалась сорванной. Лонжерон центроплана поврежден в нескольких местах. Напрочь отбит костыль. Пробиты пневматики колес и лопасти винта (одна из них отбита на 18 см). Имелось много пробоин и в планере самолета. Между тем Нечаев пролетел на нем 38 минут и произвел посадку на свой аэродром. Самолет списали.
Другой случай. При взлете на боевое задание 27 апреля 1944 г. младший лейтенант Онищенко из 949-го шап потерял направление и задел за верхушки деревьев. В результате на Ил-2 зав. № 301767 была полностью разрушена левая половина стабилизатора и руля высоты и сильно повреждена правая половина стабилизатора. Имея такие повреждения, летчик сделал два круга над аэродромом и нормально посадил самолет с бомбами (300 кг), 4-мя РС-82 и боекомплектом к пушкам и пулеметам.
На четырех самолетах Ил-2 из 211-й шад зав. № 1878647, 8753, 8777, 8795 в бою были повреждены тяги рулей высоты на 75% по сечению, но они все возвратились на аэродром и совершили благополучную посадку.
На Ил-2 зав. № 1878682 18 декабря 1943 г. прямым попаданием пробило отверстие в нижней передней броне диаметром 100 мм в результате были повреждены картер мотора и винт, но «благодаря затрате основной энергии снаряда на разрушение брони, мотор и винт получили сравнительно незначительные повреждения и самолет смог долететь до своего аэродрома».
Самолет Ил-2 летчика лейтенанта Беляева (6-я ВА) при подходе к цели был обстрелян зенитной артиллерией. Прямым попаданием снаряда в стабилизатор была разбита большая часть его левой стороны, правая сторона изрешечена осколками, сделавшими пробоины размерами 5-10 см. Фюзеляж получил много осколочных и снарядных пробоин разной величины. В центроплане имелись пробоины размерами 5-10 см. Обшивка центроплана на площади свыше 20% оказалась сорвана. Пробиты тяги управления щитками. Имелись многочисленные осколочные пробоины на консолях плоскостей. В общей сложности самолет имел 350 больших и малых пробоин. Тем не менее «Ил-2 летел, посадка произведена на своем аэродроме». При посадке переломился фюзеляж. Экипаж не пострадал.
От сильного зенитного огня над целью на Ил-2 старшего лейтенанта Крамарчука было «полностью разбито ребро обтекания правой стороны центроплана», в левой половине стабилизатора образовалась дыра площадью 1,5 м2. Хвостовое оперение в полете сильно дрожало, что было заметно и с земли при проходе самолета на бреющем полете. Самолет был посажен на своем аэродроме.
Самолет Ил-2 Героя Советского Союза майора М.З. Бондаренко из 198-го шап на месте вынужденной посадки 8 июня 1943 г. после вылета для удара по аэродрому противника Сеща.
В результате нескольких прямых попаданий зенитных снарядов в Ил-2 майора Вийка был поврежден передний лонжерон левого крыла, во многих местах осколками пробита обшивка центроплана — размеры пробоин 15-20 см снизу и 60-70 см -сверху, взрывной волной сорвана обшивка центроплана и консоли на площади 3 м2. «Взорван патронный ящик и поврежден пулемет». Кроме того, оказались пробитыми «боковая броня заднего бензобака и сам бензобак, а также броня правого маслобака и правый блок мотора до силовых шпилек». Стабилизатор с правой стороны имел пробоину размером 40 см и много мелких. Пробиты покрышки и камеры колес шасси и костыля. После благополучной посадки майора Вийка на свой аэродром в самолете насчитали 200 больших и малых пробоин.
В 1-м штурмовом авиакорпусе на одном Ил-2 зенитным огнем была «оторвана» левая половина руля высоты, левая половина стабилизатора и руль поворота, но самолет вернулся. Полет выполнялся на скорости 260-270 км/ч по прямой без эволюции. Снижение и подъем осуществлялось только газом в вертикальной плоскости.
На другом самолете Ил-2 от огня зенитной артиллерии оказался перебит лонжерон руля высоты, разрушено 30% нервюр, сорвано 50% обшивки стабилизатора, поврежден киль, разрушен руль поворота. Тем не менее самолет выполнил посадку на свой аэродром на колеса.
В другом случае Ил-2 получил повреждения обеих половин руля высоты (на 45%) и стабилизатора (на 45%). Был полностью отбит руль поворота, перебиты троса триммера руля высоты. Самолет совершил нормальную посадку на свой аэродром.
Посадка самолета Ил-2 с поврежденными пневматиками зачастую заканчивалась полным капотом или постановкой самолета на нос
Штурмовик летчика Тараканова «пришел с поля боя на свой аэродром с отбитой левой половиной стабилизатора и руля глубины». На самолете были повреждены правая половина руля высоты и руль поворота. В фюзеляже имелась пробоина размерами 0,5 м. Перебито управление рулем поворота и простреляны пневматики обоих колес шасси. При посадке на свой аэродром, «вследствие повреждения пневматиков и отсутствия рулей глубины, самолет поставлен на нос».
Самолет Ил-2, пилотируемый младшим лейтенантом Макагоном, при выполнении боевого задания в результате сильного зенитного огня «получил повреждения плоскостей, отбит правый элерон, отбита левая сторона руля глубины, поврежден стабилизатор, сорвана обшивка и разбиты нервюры руля поворота, перебит левый трос руля поворота, большие пробоины деревянной части фюзеляжа». При посадке на шасси на свой аэродром самолет разрушился. Экипаж не пострадал.
Вынужденная посадка Ил-2. Район Орла, 1943 г.
Благодаря отменной живучести Ил-2 летчикам-штурмовикам зачастую удавалось либо совершить вынужденную посадку на любой мало-мальски пригодной площадке, или же долететь на нем до своего аэродрома
Вынужденная посадка Ил-2. Видно, что фюзеляж получил серьезное повреждение в результате попадания зенитного снаряда
Самолет Ил-2 младшего лейтенанта Макогона (1-й шак) после посадки на свой аэродром. В результате зенитного огня самолет «получил повреждения плоскостей, отбит правый элерон, отбита левая сторона руля высоты, поврежден стабилизатор, сорвана обшивка и разбиты нервюры руля поворота, перебит левый трос руля поворота, большие пробоины деревянной части фюзеляжа». При посадке на шасси на свой аэродром самолет разрушился. На снимке правая плоскость самолета.
Не менее уникальный случай произошел в 233-й шад. При выполнении боевого задания самолет лейтенанта Прядько был поврежден прямым попаданием зенитного снаряда в фюзеляж между 11-м и 12-м шпангоутами. При посадке фюзеляж переломился. Самолет закончил пробег уже без хвостовой части. Летчик и воздушный стрелок остались целыми.
На самолете старшего лейтенанта Киселева из этой же дивизии на подходе к цели прямым попаданием зенитного снаряда была отбита консольная часть стабилизатора, левый руль высоты, обтекатель фюзеляжа, и поврежден дутик. Выполнив боевое задание, летчик привел самолет на свой аэродром и совершил нормальную посадку.
Самолет летчика Криворучко был атакован истребителями люфтваффе. В результате неоднократных атак истребителей пушечным огнем были повреждены рули высоты, перебиты лонжероны правого крыла и органы приземления. При посадке «вследствие ослабления конструкции и несущей поверхности» самолет разрушился. Экипаж отделался ушибами.
При выполнении боевого задания младший лейтенант Арнаутов над целью попал под сильный зенитный огонь. В результате его Ил-2 получил множественные повреждения: перебита тяга управления правым элероном, снесена обшивка правой половины крыла от 6-й до 9-й нервюры и от заднего лонжерона до ребра обтекания крыла. Летчику удалось благополучно довести и посадить самолет на свой аэродром.
При атаке аэродрома Сеща 8 июня 1943 г. на самолете Ил-2 майора Бондаренко из 198-го шап 233-й шад огнем истребителей противника (всего было выполнено 11 атак) был поврежден мотор, выбит весь внутренний набор киля, перебиты тросы управления рулем поворота. Руль поворота держался на одном нижнем шарнире крепления и не менял своего вертикального положения только за счет набегавшего воздушного потока. Кроме того, между торцом левого внутреннего элерона и плоскостью прошел снаряд и заклинил элерон развороченным дюралем. Вылетавший за воздушного стрелка капитан Бессмертнов в воздушном бою сбил один Fw190, но сам получил тяжелые ранения в голову и в обе ноги. Несмотря на столь тяжелые повреждения самолета, майору Бондаренко удалось дотянуть до аэродрома Красный Гай и произвести вынужденную посадку с убранными шасси.
Этот самолет Ил-2 из 1-го шак получил повреждения обеих половин руля высоты (на 45%) и стабилизатора (на 45%). Полностью отбит руль поворота, перебиты троса триммера руля высоты. Самолет совершил нормальную посадку на свой аэродром.
Самолет Ил-2, поврежденный огнем зенитной артиллерии, после посадки на свой аэродром. Подобные повреждения встречались особенно часто
30 октября 1943 г. самолет Ил-2 младшего лейтенанта Волкова из 952-го шап 311-й шад при выполнении боевого задания получил следующие повреждения: «осколками снарядов снизу между 11 и 10 шпангоутами пробит фюзеляж в диаметре 50 см, перебит задний лонжерон центроплана, нижняя полка левого шасси, разбита левая плоскость на 50% по всей площади, заклинен фонарь кабины пилота». Самолет произвел посадку на фюзеляж на своем аэродроме.
23 декабря 1943 г. на самолете Ил-2, пилотируемом летчиком 953-го шап 311-й шад старшим лейтенантом Сурковым, при выполнении боевого задания оказались перебиты на 75% тросы управления рулем высоты, двумя прямыми попаданиями зенитных снарядов разбит стабилизатор. В центроплане пробиты два отверстия диаметром до 40 см, каждое, перебиты основные стойки шасси. После выполнения задания самолет произвел посадку с убранными шасси в районе своего аэродрома.
В этот же день на Ил-2 командира эскадрильи 952-го шап майора Крамница зенитным огнем были отбиты концы двух лопастей винта по 25 см, «пробита передняя броня мотора», перебиты тяга правого элерона, троса триммера флетнера, заклинены рули высоты. С имеющимися повреждениями самолет произвел вынужденную посадку на свой аэродром.
Подобных примеров удивительной живучести самолета Ил-2 можно приводить бесконечное множество.
Важно отметить, что, судя по документам, высокую живучесть Ил-2 в полной мере использовали главным образом только опытные летчики. Например, в отчетных материалах дивизий 1-го шак (1942-43гг.) по этому поводу указывается: «Все возвратившиеся летчики имеют опыт боевой работы, являются командирами эскадрилий, их заместителями и командирами звеньев. Примеров возвращения на разбитых самолетах молодых летчиков зарегистрировано очень мало».
Анализ боевых повреждений Ил-2 из состава 1-го, 2-го и 3-го шак, 211-й, 230-й и 335-й шад, а также 6-го гшап, полученных от огня истребителей и зенитной артиллерии противника в ходе боев в период с декабря 1942 г. по апрель 1944 г., показывает, что: 27% всех повреждений Ил-2 приходилось на консоли и центроплан (обшивка, нервюры, лонжероны), 25% — на хвостовое оперение и управление рулями, 20% — на фюзеляж (обшивка, стрингера, шпангоуты), 10% — на элементы конструкции шасси (пирамида, подкосы, цилиндры выпуска), 8% повреждений составляли пробоины лопастей и цилиндра перестановки шага винта, 4% — на мотор, капоты и маслобаки, 3% — на радиаторы, 3% — на кабины летчика и воздушного стрелка и задний бензобак.
Около 10% поврежденных самолетов Ил-2 отправлялись в ремонтные органы или списывались ввиду невозможности ремонта. Остальные 90% восстанавливались силами техсостава и полевых авиаремонтных мастерских.
Срыв обшивки с деревянной плоскости самолета Ил-2 при попадании зенитного снаряда
На этом самолете Ил-2 от огня зенитной артиллерии оказался перебит лонжерон руля высоты, разрушено 30% нервюр, сорвано 50% обшивки стабилизатора, поврежден киль, разрушен руль поворота. Тем не менее самолет выполнил посадку на свой аэродром на колеса
Самолет летчика Криворучко (233-я шад) был атакован истребителями люфтваффе. В результате неоднократных атак были повреждены рули высоты, перебиты лонжероны правого крыла и органы приземления. При посадке, вследствие ослабления конструкции, самолет разрушился
При этом боевые повреждения составили 22,2% от общего количества самолето-вылетов, то есть примерно в каждом четвертом-пятом вылете Ил-2 получал повреждение.
Установлено, что пулевые, снарядные и осколочные повреждения маслорадиатора, мотора, водосистемы, пневматиков колес, системы выпуска и уборки шасси, бензобаков, тяг и тросов системы управления приводили к вынужденным посадкам на своей территории или аварии и поломке при посадке на свой аэродром после возвращения с боевого задания. Все остальные случаи повреждения Ил-2, как правило, приводили к благополучной посадке на свой аэродром.
Наиболее серьезные повреждения Ил-2 получал от атак истребителей: «Очередь огня, выпущенная истребителем, наносит большие поражения, так как снаряды поражают лонжероны стабилизатора, обшивку и шпангоуты фюзеляжа, лонжероны центроплана, воздушную систему, и в результате самолет требует длительного ремонта или списания, так как получается комплекс повреждений перечисленных частей самолета и его агрегатов». Кроме того, поражались задний верхний бензобак, расширительный бачок, лопасти винта, кабины пилота и воздушного стрелка, а также мотор «через бронекарманы».
От огня малокалиберной зенитной артиллерии попадания получали главным образом маслорадиатор, задний и нижний бензобаки, кабина воздушного стрелка, шасси, органы управления самолета, картер и блоки мотора.
Поражение штурмовиков Ил-2 огнем зенитных орудий средних калибров достигалось в основном осколками и редко вследствие прямого попадания снаряда.
Самолет летчика Соболева из 46-го шап ВВС СФ на месте вынужденной посадки
Важно, что повреждения, наносимые самолету зенитным огнем, в отличие от огня истребителей, «характеризуются разрушением только одного какого-нибудь элемента конструкции самолета вдоль его вертикальной оси: фюзеляж, плоскости, центроплан, хвостовое оперение, маслорадиатор, шасси, картер мотора». Повреждения от зенитной артиллерии легко ремонтировались в полевых условиях, так как «в этом случае выходит из строя лишь одна, редко больше, из перечисленных частей самолета или его агрегатов».
Опыт боевого применения Ил-2 на фронтах показал, что «бронекорпус не защищает от прямого попадания снарядов зенитной артиллерии среднего калибра и ниже высоты 1000 м от снарядов малокалиберной зенитной артиллерии». Пули нормального калибра и «осколки снарядов зенитной артиллерии на любом удалении броню не пробивают», оставляя в ней лишь вмятины.
Вместе с тем при прямом попадании малокалиберного снаряда или крупнокалиберной бронебойной пули броня пробивалась с последующим повреждением деталей мотора и поражением экипажа. Кроме того, имелись случаи пробития крупными осколками зенитных снарядов боковой брони кабины летчика.
Оказалось, что уязвимые от огня противника бронедетали имеют недостаточную толщину и, наоборот, отдельные места бронекорпуса либо вовсе не имеют попаданий, либо попадания в них бывают весьма редко и при таких углах и дистанциях стрельбы, которые позволяют значительно уменьшить толщину брони.
Обследование 184 бронекорпусов одноместных Ил-2, попавших в период с января 1942 г. по май 1943 г. на разделочные базы, показало, что 71% попаданий, относящихся к поражению от истребителей, приходятся на долю поперечной бронеплиты и только 29% — на продольную броню. Причем подавляющее число попаданий в бронекорпус соответствует атакам истребителей противника почти строго в хвост (до 20° от продольной оси самолета по горизонту и до 3-5° в вертикальной плоскости).
Самолет Ил-2 лейтенанта Прядько (233-я шад) был подбит прямым попаданием зенитного снаряда в фюзеляж между 11 и 12 шпангоутами. При посадке фюзеляж в поврежденном месте переломился и самолет закончил пробег без хвостовой части. Экипаж не пострадал.
На самолете старшего лейтенанта Киселева (233-я шад) прямым попаданием была отбита консольная часть стабилизатора, левый руль высоты, обтекатель фюзеляжа и поврежден дутик. Выполнив боевое задание, летчик привел самолет на свой аэродром и совершил нормальную посадку.
У этого Ил-2 огнем зенитной артиллерии была отбита законцовка консоли крыла, но он долетел до своего аэродрома и благополучно сел
Разрушения корневой части консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочно-зажигательного снаряда.
Разрушения консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочно-зажигательного снаряда
Самолет младшего лейтенанта Арнаутова (233-я шад) после благополучной посадки на свой аэродром. При выполнении боевого задания над целью летчик попал под сильный зенитный огонь. В результате самолет получил множественные повреждения: перебита тяга управления правым элероном, снесена обшивка правой половины крыла
Наличие зазоров между подвижной частью фонаря кабины пилота и задней броней бронекорпуса приводило к тому, что при обстреле истребителями осколки разрывающихся снарядов проникали через эти зазоры в кабину и поражали летчика. Кабина летчика оказалась уязвимой еще и через форточки подвижной части фонаря кабины. Плексиглас легко пробивался пулями и осколками зенитных снарядов. Во всех случаях поражения бронекозырька фонаря кабины бронестекло разрушалось и своими осколками наносило ранения летчику. Бортовая броня кабины практически не спасала летчика при прямых попаданиях снарядов калибра 37 и 20 мм.
Разрушение консоли крыла самолета Ил-2 в результате двух попаданий 37-мм осколочно-зажигательных снарядов
Разрушение центроплана крыла самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочного снаряда
Бронекапот мотора не обеспечивал надежную защиту от снарядов и крупнокалиберных пуль как самого мотора, так и агрегатов и узлов моторной группы, особенно в районе выхлопных патрубков и бронекарманов передней и задней части мотора. При этом нижняя броня капота при попадании в нее снарядов, как правило, почти не пробивалась, а лишь давала трещины.
Пробитие брони капота во всех случаях сопровождалось разрушением или повреждением блоков цилиндров, карбюраторов, масло- и водопроводов, расширительного бачка водосистемы, маслобака, маслофильтра и т.д.
Массу хлопот доставлял маслорадиатор, который располагался в бронекорзине под фюзеляжем самолета. Дело в том, что в летнее время при закрытых бронезаслонках температура масла начинала быстро расти, и уже через 6-7 минут полета летчики были вынуждены бронезаслонки открывать. В результате маслорадиатор часто поражался пулями и осколками при обстреле с земли. Более того, летный состав иногда вообще забывал закрывать бронезаспонки на подходе к линии фронта. Боковые стенки бронекорзины и бронезаслонки не выдерживали попаданий малокалиберных снарядов. Причем в некоторых случаях бронекорзина вместе с маслорадиатором срывалась с посадочных мест.
Разрушения консоли крыла и посадочного щитка самолета Ил-2 в результате попадания 37-мм осколочно-зажигательного снаряда
Перебитая малокалиберным зенитным снарядом тяга руля высоты. Самолет совершил посадку на колеса на свой аэродром
Кабина летчика Ил-2 после пожара, вызванного попаданием 37 мм осколочно-зажигательного снаряда в нижний бензобак
Кроме этого, на практике имелись случаи воспламенения самолета после повреждения маслорадиатора. Например, 12 февраля 1944 г. Ил-2 лейтенанта Побатаева из 198-го шап был атакован истребителями противника. В результате пулеметно-пушечной очереди «из маслорадиатора стало выбивать масло». Через минуту масло воспламенилось, пламя охватило фюзеляж. Побатаеву с большим трудом удалось благополучно произвести вынужденную посадку.
Отметим, что случаи поражения находящегося внутри бронекорпуса водорадиатора наблюдались весьма и весьма редко.
Недостаточная толщина бронирования Ил-2 в районе переднего и заднего бензобаков в некоторой степени компенсировалась наличием протектора на бензобаках и системы заполнения их нейтральным газом. По отзывам летного и технического состава протектор и нейтральный газ во многих случаях вполне оправдывали свое назначение. Однако при попадании в бензобаки малокалиберных снарядов баки, как правило, загорались и затем взрывались, при этом осколки, как от взрыва снаряда, так и от взрыва баков, проникали в кабину летчика со всеми вытекающими последствиями.
Наиболее опасными для Ил-2 являлись зенитные автоматы калибра 20-37 мм и крупнокалиберные пулеметы (13 мм). Причем бронебойные пули крупного калибра по бронепробиваемости оказались даже лучше 20-мм снарядов, да и скорострельность пулеметов была значительно выше пушечных установок. Средний процент пробития брони от огня малокалиберной зенитной артиллерии и зенитных пулеметных установок оказался почти вдвое выше, чем от огня истребителей. Характер пробоин бронекорпусов списанных штурмовиков Ил-2 (ввиду невозможности ремонта) позволяет сделать вывод, что угловой конус поражения Ил-2 при обстреле немецкой зенитной артиллерии не превышал в горизонтальной плоскости 20-25° к нормали и в вертикальной плоскости — 10-15° к нормали. То есть все попадания в бронекорпус Ил-2 от пушечно-пулеметного зенитного огня приходились исключительно на его боковую часть, тогда как поперечная броня, а также верхняя и нижняя части продольной брони попаданий от зенитного огня практически не имели.
Разрушение в консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 20-мм фугасного снаряда
Разрушение консоли крыла самолета Ил-2 в результате попадания 20-мм фугасного снаряда
Разрушения в борту кабины летчика самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм
Разрушения на 12-мм задней бронеспинке самолета Ил-2 в результате попаданий двух 20-мм снарядов (одно с проломом брони)
В ходе специальных испытаний бронекорпусов Ил-2 на обстрел из немецкой пушки MG151/15 калибра 15 мм, проведенных в июле-августе 1942 г. на заводе № 125, были выявлены следующие особенности «работы» брони на самолете.
Так, при попадании в бронекорпус фугасных снарядов с дистанции свыше 100 м под углами к продольной оси самолета не более 30° задняя и боковые бронеплиты не поражались.
Боковые 6-мм бронеплиты из гомогенной брони марки АБ-1 не обеспечивали защиту при обстреле с дистанций до 400 м под углом более 20° к продольной оси самолета.
Цементованная броня марки ХД задней стенки бронекорпуса толщиной 12 мм вне конструкции самолета надежно удерживала бронебойный снаряд с дистанции 400 м в конусе до 40° от продольной оси самолета. Однако при обстреле этой же брони через обшивку самолета (в конструкции) с той же дистанции были получены поражения с проломами овальной формы.
В свою очередь, 12-мм гомогенная броня при обстреле ее внутри конструкции самолета показала ту же стойкость, что и цементованная броня такой же толщины.
То есть гомогенная броня в реальных условиях ее «работы» на Ил-2 в сочетании с элементами конструкции самолета была вполне равноценной по бронестойкости цементованной.
Дело в том, что при прохождении снаряда через элементы конструкции самолета (обшивка, бензо- и маслобаки, различного рода перегородки, трубопроводы, агрегаты и т.д.) его ось отклоняется от касательной к траектории. В результате снаряд встречает поверхность брони, установленной внутри фюзеляжа, под углом, значительно отличающимся по величине от угла обстрела (плашмя или под большим углом). В этом случае сказывается влияние хрупкого цементованного слоя, который для такой геометрии встречи снаряда с броней играет отрицательную роль.
Именно по этой причине немцы ограничились установкой на самолете Bf109G-2 бронеспинки летчика толщиной всего 4 мм. Защитная система, состоящая из дюралевой поперечной перегородки, составленной из 27 дюралевых листов по 0,8 мм каждый, мягкого бензобака и собственно бронеспинки летчика, находясь внутри фюзеляжа, обеспечивала достаточное снижение эффективности бронебойных снарядов и крупнокалиберных пуль. Пули и снаряды, пробивавшие сначала дюралевую обшивку фюзеляжа, а затем дюралевую перегородку, проникали в мягкий бензобак и там задерживались.
При обстреле этой же системы вне конструкции самолета оказалось, что она обладает значительно меньшей стойкостью против пуль калибра 1 2,7 мм, и при этом получались сквозные пробоины в бронеспинке.
Между тем до самого окончания своего производства задняя стенка бронекорпуса Ил-2 выполнялась из цементованной брони.
Следует отметить, что качество брони не во всех случаях было одинаковым. На отдельных самолетах Ил-2 наблюдались случаи, когда осколочные и пулевые попадания приводили к повреждениям брони в виде трещин и даже отколов, что свидетельствует о недостаточной вязкости и прочности брони.
Разрушения бронекапота мотора самолета Ил-2 в результате двух попаданий фугасных снарядов калибра 20 мм к пушке MG151/20
Разрушения на моторе самолета Ил-2 в результате попадания двух 20-мм фугасных снарядов к пушке MG151/20
Поврежденный Ил-2 из 872 шап
Начиная с 1943 г. количество сквозных пробитий и проломов бронекорпуса Ил-2 резко возросло в сравнении с предыдущими годами, что обуславливалось главным образом переходом немецкой истребительной авиации на крупные калибры пулеметов и пушечное вооружение, а также насыщением войсковых порядков зенитными автоматами калибра 20—37 мм.
Те места винтомоторной группы и других жизненно важных частей самолета Ил-2, которые были слабо защищены броней, оказались и наиболее уязвимыми в бою. К ним относятся: кабина воздушного стрелка (особенно с боков и снизу), блоки мотора у выхлопных патрубков, бронекарманы (воздушные дефлекторы) в передней и задней части мотора, расширительный бачок водосистемы, винт, маслорадиатор (через щели заслон
maxpark.com