Содержание

Германские броневики первой мировой. Боевые машины мира № 6 Автомобиль MA3-535

Германские броневики первой мировой

К постройке броневых машин в Германии приступили задолго до Первой мировой войны.

В 1906 году был изготовлен и успешно прошел испытания бронеавтомобиль «Эрхард БАК», вооруженный 50-мм противоаэростатной пушкой. За ним последовало еще несколько образцов броневиков различного типа. Наиболее удачным из них стал тяжелый полноприводный «Эрхард E-V/4», выпущенный серией из 32 единиц в 1917–1918 годах.

Прототип бронеавтомобиля Ehrhardt E-V/4.

Первыми бронеавтомобили применили немцы в начале Первой мировой войны. Однако речь тут может идти об эпизодическом, хотя и вполне успешном, использовании одиночных броневиков. Что же касается броневых частей, то тут приоритет принадлежит России, Бельгии и Великобритании. Успех применения первых бронеавтомобильных подразделений сильно впечатлил германское командование. Как следствие, 22 октября 1914 года командование германской армии выдало заказ фирмам Bussing-NAG, Daimler и Ehrhardt на разработку броневой машины.

Фирмы трудились на основании условий, выдвинутых военными, и к июню 1915 года представили свои прототипы.

Бронеавтомобиль Bussing ASP.

Первые образцы

Прототип фирмы Bussing-NAG получил обозначение Bussing ASP. Это был большой (масса около Ют) полноприводный (4×4) бронеавтомобиль. На нем устанавливался 6-цилиндровый карбюраторный мотор мощностью 90 л. с. Коробка передач обеспечивала движение с пятью скоростями вперед и назад. Наличие кормового поста управления давало возможность двигаться назад без разворота машины. Броневик развивал максимальную скорость по шоссе до 35 км/ч, экипаж машины состоял из девяти человек, вооружение — три пулемета. Четырехцилиндровый мотор мощностью 80 л. с. позволял 9-тонной машине развивать скорость до 40 км/ч. Вооружение, экипаж и бронирование было таким же, как у конкурентов, и соответствовало техзаданию.

Наибольший же интерес представлял собой бронеавтомобиль фирмы Ehrhadt, получивший индекс E-V/4. Учитывая опыт союзников по использованию первых бронеавтомобилей, немцы оснастили «Эрхард» (как, впрочем, и остальные машины) броней толщиной 5–7 мм, которая надежно защищала экипаж и двигатель от поражения пулями винтовочного калибра на дистанции до 200 м.

Фары и задние колеса прикрывались бронированными кожухами. На бронемашине устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель Ehrhadt жидкостного охлаждения мощностью 85 л. с., для лучшего охлаждения которого использовались передние жалюзи, управляемые из кабины водителя. Ходовая часть машины была заимствована у коммерческого грузового автомобиля с колесной формулой 4×4. Несмотря на использование жестких (бескамерных) шин бронеавтомобиль развивал по шоссе максимальную скорость 59,5 км/ч, а запас хода доходил до 250 км. Трансмиссия включала 8-скоростную механическую КПП, обеспечивавшую четыре скорости вперед и столько же назад. Емкость топливного бака составляла 190 л. Вооружение E-V/4 образца 1915 года включало три 7,92-мм пулемета Maxim MG08, каждый из которых обслуживался пулеметным расчетом из двух человек. Смотровые щели и пулеметные амбразуры были расположены таким образом, чтобы обеспечить круговой обзор и обстрел на 360°. Кроме того, на крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня, в которой также мог быть установлен пулемет.

Бронеавтомобиль Ehrhardt E-V/4 модели 1917 года, вид сзади — сбоку.

Боевое крещение

Из прототипов в августе 1915 года была сформирована боевая группа Panzerkampfwagen-MG-Zug 1, которая отправилась на Восточный фронт для проведения испытаний в боевых условиях. К сожалению, какая-либо конкретная информация о действиях германских броневиков против Русской армии отсутствует, но судя по тому, что все три машины благополучно вернулись с фронта, их использование можно было считать успешным. Вскоре после этого подразделение перебросили на Западный фронт под Верден, где бронемашины действовали с 3 марта 1916 года. К этому времени состав подразделения включал три бронемашины, топливозаправщик, две мастерских, а также три вспомогательных автомобиля. Личный состав состоял из трех офицеров и 47 нижних чинов. По некоторым данным к декабрю 1916 года Panzerkampfwagen-MG-Zug 1 дополнительно получил два трофейных бельгийских бронеавтомобиля Minerva образца 1914 года (использовались до июня 1918 года) и один Daimler MG-Wagen 1914 года.

Последний представлял собой небронированный полноприводный автомобиль, вооруженный двумя пулеметами. В декабре 1916 года фронтовые испытания броневиков были закончены и признаны удовлетворительными, и машины вернулись в Германию. Отзывы о E-V/4 были самыми положительными, хотя отмечалась перегруженность шасси и невысокая проходимость по мягкому грунту и разбитым дорогам, что, впрочем, было характерным для всех бронеавтомобилей того времени. Армия хотела получить как можно больше броневиков, и в скором времени фирма Ehrhardt получила заказ на 12 машин, который начали выполнять в том же году. Тут будет не лишним остановиться на поразительной недальновидности и нерасторопности германского командования. В то время как и на Восточном, и на Западном фронтах союзники по Антанте уже два года использовали бронеавтомобили сотнями, немцы эти же два года изготавливали и испытывали три броневика! По результатам же испытаний выдали заказ всего на 12 штук! Впрочем, с танками происходило то же.

Бронеавтомобили «Эрхард» модели 1917 года имели облегченную конструкцию и весили на 1720 кг меньше первого образца.

Правда, бронеавтомобиль получил чуть менее мощный двигатель, развивавший 80 л. с. при 1200 об/мин. В ходовой части по-прежнему использовались бескамерные шины размером 160×1220 мм. В целях улучшения защиты бронирование лобовой части корпуса несколько изменили, при этом на 300 мм удалось уменьшить длину и высоту машины. Вооружение E-V/4 было значительно усилено — в полной комплектации на нем устанавливались шесть пулеметов MG08.

На фронт «эрхарды» новой модификации попали весной 1917 года, когда началось формирование новых бронеавтомобильных взводов. Правда из 12 заказанных машин большая часть использовалась в составе Panzerkraftwagen- MG-Zug 2, 3, 4, 5 и 6, воевавших на Румынском фронте и в Палестине на стороне турецкой армии. В конце 1917 года был выдан заказ ещё на 20 машин, однако выполнить его до окончания Первой мировой войны не успели.

Бронеавтомобиль Ehrhardt E-V/4 модели 1917 года.

Недолгий триумф

Весной 1918 года все «Эрхард E-V/4» были отправлены на Украину, где установилась власть гетмана, но фактическими хозяевами положения были немцы.

Несколько месяцев бронеавтомобили дислоцировались в Николаеве и Киеве, но ближе к осени машины перебросили на Кавказский фронт. За это время был потерян только один броневик: в бою под Козинкой (в 75 км от Харькова) его захватила Красная армия.

Фотография этой машины в окружении красноармейцев сохранилась. Впрочем, сохранилась и фотография единственного E-V/4 образца 1915 года, захваченного Донской армией 16 сентября 1918 года в деревне Варламовка, очем можно судить по надписи на его башне. Каким образом эта машина попала к донским казакам, которые до ноября 1918 года поддерживали с немцами вполне дружественные отношения, непонятно. Возможно, «Эрхард» ранее был захвачен красноармейцами, а уже у них отбит частями Донской армии. В любом случае, больше о E-V/4 модели 1915 года ничего не известно.

Не лучшим образом сложилась судьба остальных бронеавтомобилей «Эрхард». Не имея возможности эвакуировать всю технику, немцы в начале 1919 года были вынуждены сами взорвать в Николаеве часть машин. Другая часть была выведена из строя в грузинском порту Поти: судя по всему, и их эвакуация не представлялась возможной. В строю германской армии остались считаные бронеавтомобили этого типа. После окончания войны решением комиссии по разоружению они были переданы другим странам. Так, например, две машины передали полякам. Оба броневика оставались на вооружении польской армии до 1925 года. Ну а что же 20 броневиков второго заказа? Решением все той же комиссии по разоружению Германии разрешили изготовить эти машины для использования в полицейских целях. Победители были слишком напуганы революцией в России и возможным наступлением большевизма по всему фронту. Заказ был выполнен в 1919 году, поэтому эти броневики иногда называют «модель 1919 года». От машин образца 1917 года они имели весьма незначительные внешние отличия. Вооружение осталось прежним, но броня была более низкого качества и не обеспечивала экипажу прежней защиты. Тем не менее, бронемашины «Эрхард» продолжали эксплуатироваться до середины 1920-х годов, иногда участвуя в маневрах, проводимых рейхсвером.

По немецким данным к концу 1921 года армия и полиция еще располагали 15 машинами этого типа, которые были окончательно списаны только в начале 1930-х годов.

Бронеавтомобиль Ehrhardt E-V/4 модели 1915 года, захваченный Донской армией.

ДИВЕРСИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

ДИВЕРСИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ Одной из наиболее значительных диверсий времен Первой мировой войны можно считать поджог дирижаблей – «цеппелинов» на Альхорнском аэродроме. В то время «цеппелины» имела только Германия, и они казались довольно грозным оружием.

Диверсионные операции первой мировой

Диверсионные операции первой мировой Одной из наиболее значительных диверсий времен Первой мировой войны можно считать поджог дирижаблей – «цеппелинов» на Альхорнском аэродроме. В то время «цеппелины» имела только Германия, и они казались довольно грозным оружием.

Накануне первой мировой войны

Накануне первой мировой войны Опыт применения мин в русско японской войне определил два основных направления в их совершенствовании. Прежде всего, требовалось обеспечить безопасность обращения с минами при постановке в случае повреждения гальваноноударных колпаков.

I. На фронтах Первой мировой и Гражданской

I. На фронтах Первой мировой и Гражданской Крестьянское детство Георгий Жуков родился 19 ноября (1 декабря) 1896 года в деревне Стрелковщина (сейчас Стрелковка) Угодско-Заводской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии.Ближайший населенный пункт назывался

Модернизация в годы Первой мировой войны

Модернизация в годы Первой мировой войны В ходе первой мировой войны и вскоре после нее линкоры типа «Куин Элизабет» подверглись следующим модернизациям, кроме вышеупомянутых:На линкорах «Геркулес», «Колоссус», «Нептун» и в меньшей степени на кораблях типа «Орион» было

ПОЭТЫ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

ПОЭТЫ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ В самом начале революции я твердо решил не отделяться от солдат и оставаться в армии, пока она будет существовать или же пока меня не сменят. Позднее я говорил всем, что считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и жить с ним, чего бы

Короткоклинковое оружие Первой мировой войны

Короткоклинковое оружие Первой мировой войны 413. Эрзац-кинжал с клипсой на рукояти — «французский гвоздь»414. Австрийский укороченный штык к винтовке Маузера, 1889 г.415. Германский окопный штык М1916 к винтовке Маузера, «коммерческий» выпуск416. Германский окопный нож417.

Изменения, вызванные первой мировой войной

Изменения, вызванные первой мировой войной Мировая война 1914–1918 годов опровергла все предсказания. Развившись в «тотальную войну», она довела военные расходы до размеров, считавшихся дотоле невозможными, втянула в борьбу все крупные государства и продолжалась более 4

Ошибки первой мировой войны

Ошибки первой мировой войны Ошибки первой мировой войны в области продовольственного снабжения заключались главным образом в различных упущениях. То, что сегодня, после 40 лет всяких тревог и недоразумений, принято как первая необходимость всеми зависящими от импорта

На пороге Первой мировой

На пороге Первой мировой Однако для того, чтобы осуществить такие масштабные послевоенные преобразования, восстановить армию и флот, нужен был мир. Премьер-министр С. Витте считал, что для этого России понадобится покой как минимум на 20–25 лет. Увы, граф замахнулся на

ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ 1. Фонк (Франция) 752. Маннок (Англия) 733. Бишоп (Англия) 724. Удет (Германия) 625. Манфред фон Рихтгофен (Германия) 60 (80)6. Гннемер (Франция) 547. Мак-Кэдн (Англия) 548. Левснгард (Германия) 539. Фаллард (Англия) 4810. Фосс (Германия) 4811. Румеи (Германия) 4512.

Первые броневики первой мировой

Первые броневики первой мировой «Напутственное молебствие» на Семеновском плацу в день отправки 1-й автопулеметной роты на фронт. 19 октября 1914 года.Первыми русскими серийными бронеавтомобилями стали машины 1-й автомобильной пулеметной роты, формирование которой

Роль Японии в Первой мировой войне

Роль Японии в Первой мировой войне  Описывая события Первой мировой войны, происходившие в океане, нельзя не сказать несколько слов о роли японского флота. Обычно, когда разговор идет о действиях Японии в той войне, ограничиваются утверждением, что она, покуда в Европе

Первые броневики первой мировой. Боевые машины мира № 4. M1128 «Страйкер»

Первые броневики первой мировой

«Напутственное молебствие» на Семеновском плацу в день отправки 1-й автопулеметной роты на фронт. 19 октября 1914 года.

Первыми русскими серийными бронеавтомобилями стали машины 1-й автомобильной пулеметной роты, формирование которой началось вскоре после начала Первой мировой войны.

17 августа 1914 года Военный министр генерал-адъютант Сухомлинов вызвал к себе лейб-гвардии Егерского полка полковника Добржанского и предложил ему сформировать «бронированную пулеметную автомобильную батарею». Спустя два дня последовал соответствующий приказ Военного министра.

Из имевшихся в наличии автомашин для бронирования выбрали легковые шасси Русско-Балтийского вагонного завода типа С24/40 с двигателем мощностью 40 л. с. Работами по бронировке занималась бронепрокатная мастерская №2 Ижорского завода Морского ведомства.

Бронеавтомобиль «Руссо-Балт» после боя. Февраль 1915 года.

Первый серийный выпуск

Вооружение бронемашин состояло из трех пулеметов «Максим», расположенных треугольником, что давало возможность всегда иметь в бою два пулемета. Разработанные полковником ГАУ Соколовым станки и скользящие на роликах щиты позволяли броневику иметь обстрел на 360°. При этом один пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса, один в кормовом, третий же был «кочующим» с левого на правый борт машины и наоборот.

Броневики защищались хромоникелевой броней особой закалки, приклепанной к шасси и стальному каркасу. Толщина передней и задней стенок бронекорпуса составляла 5 мм, бортов – 3,5 мм, крыши – 3 мм. В поперечном сечении корпус броневика представлял собой шестиугольник с несколько расширенной верхней частью. Наклонное расположение бортов позволило уменьшить толщину брони без ущерба для пулестойкости при стрельбе с расстояния 400 шагов. Экипаж состоял из офицера, шофера и трех пулеметчиков. Боекомплект – 9 тыс. патронов в ящиках с лентами. Боевая масса броневика составляла 2960 кг (185 пудов).

Экипаж «Руссо-Балта» выкатывает подбитый броневик из-под огня. Рисунок неизвестного автора, 1915 год.

Уже в процессе постройки этих машин стало ясно, что они будут малопригодны для действий «против неприятеля скрытого в окопах, против укрыто поставленного пулемета или бронированных автомобилей противника». Поэтому в конце октября 1914 года изготовили пушечный броневик на шасси 4-тонного автомобиля фирмы «Маннесманн-Мулаг». Машина имела полностью бронированную кабину и открытый сверху кузов, в котором за коробчатым щитом большого размера была установлена 47-мм морская пушка Гочкиса. Там же находился пулемет, который мог переставляться с борта на борт. Еще один пулемет для стрельбы вперед находился в кабине. Кроме того две 37-мм автоматические пушки Максима-Норденфельда установили на 3-тонные грузовики «Бенц» и «Олдайс», не забронированные из-за недостатка времени.

Контекст

Удачный задел

Первыми на русском фронте бронеавтомобили применили немцы. В качестве ответного шага сначала стихийно стали создаваться и русские броневики. Информация о фактах успешного применения броневиков на фронте как русскими, так и немцами, а также сведения о появлении аналогичных машин у союзников по Антанте, побудили Военное ведомство России поставить вопрос о развертывании заводского производства этих боевых машин.

Формирование автопулеметной роты

1-ю автомобильную пулеметную роту сформировали быстро – всего за полтора месяца. В ее состав вошли четыре взвода бронеавтомобилей и один автомобильный пушечный взвод, включавшие 9 пулеметных и 1 пушечный броневики. 19 октября 1914 года после «напутственного молебствия» на Семеновском плацу в Петрограде рота отправилась на фронт.

Находясь в оперативном подчинении штаба 2-й армии, она вступила в бой уже в ноябре под Лодзью. Об эффекте, который произвело появление броневиков, и об интенсивности их действий можно судить по следующим примерам.

«Во время боев 9 и 10 ноября 1914 года в составе Ловичского отряда шесть пулеметных машин роты прорвались через занятый неприятелем город Стрыков, а два пушечных поддерживали огнем наступление 9-го и 12-го Туркестанских стрелковых полков. Немцы, попав между двух огней, были выбиты из города, понеся очень крупные потери. 20 ноября вся рота была расставлена в засады по дорогам в прорыве между 5-й армией и левым флангом 19-го корпуса у Пабьянице. На рассвете 21 ноября пятью бронеавтомобилями были уничтожены два полка немецкой пехоты, прорвавшиеся в охват левого фланга 19-гожорпуса, а автоматическая пушка взорвала передок выезжавшей на позиции батареи».

«Руссо-Балты» 1-й автопулеметной роты, замаскированные на дороге под Праснышем. Весна 1915 года.

Мужество солдат и офицеров

Несмотря на то, что бронирование машин не обеспечивало экипажам стопроцентной защиты, храбрости и мужества им было не занимать. В полной мере это продемонстрировал взвод штабс-капитана Гурдова.

«Прибыв в Пабьянице, командир 4-го взвода бронированных автомобилей, явившись к командиру 19 корпуса, получил в 3 часа ночи приказание выкатить по Ласскому шоссе,так как обнаружено было стремление немцев нажать на левый фланг нашего расположения. Автомобили подкатили в момент, когда левый фланг Бутырского полка дрогнул и подался назад. Немцы подступили вплотную к шоссе. В это время штабс-капитан Гурдов врезался в наступавшие густые цепи и открыл огонь на два фаса из четырех пулеметов с расстояния 100-150 шагов. Немцы не выдержали, прекратили наступление и залегли. Со столь близкого расстояния пули решетили броню. Все люди и штабс-капитан Гурдов ранены. Обе машины выведены из строя. Четыре пулемета подбиты. Отстреливаясь оставшимися двумя пулеметами, штабс-капитан Гурдов в 7 ч. 30 мин. утра, с помощью раненых пулеметчиков на руках откатил обе машины до наших цепей, откуда они были уже отбуксированы…»

За этот бой штабс-капитан Гурдов был награжден Орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия IV степени, став первым его кавалером в роте.

Пушечный броневик «Маннесманн-Мулаг» на улице Лодзи. 1914 год.

Пушечные броневики

Пушечные машины хорошо проявили себя в боях ноября – декабря 1914 года. Особенно успешно действовали грузовики с 37-мм автоматическими пушками. И это несмотря на отсутствие бронирования!

«Подойдя к окопам с пушкой на 1500 м, штабс-капитан Миклашевский открыл огонь по окопам, приютившись у стены сгоревшей хаты, под сильным ружейным огнем. Израсходовав все свои патроны (800) на отражение двух отбитых атак противника, штабс-капитан Миклашевский вернулся к перекрестку Папоротня. Докладываю, что штабс-капитан Миклашевский работал пушкою в открытую поставленной на платформе грузовика».

«Маннесманн» же оказался громоздок, неповоротлив, а фугасное действие 47-мм снаряда уступало «Норденфельду». В конце года он был сильно поврежден в бою и вышел из строя.

В марте 1915 года 1-я автопулеметная рота получила четыре бронеавтомобиля, заказанные Ижорскому заводу еще в ноябре 1914 года. По типу «броневики», они напоминали «Маннесманн-Мулаг», но в качестве базы использовались более легкие 3-тонные грузовики: два «Паккарда» с двигателем мощностью 32 л. с. и два «Маннесманна» с двигателем в 42 л. с. Вооружение этих машин состояло из 37-мм автоматической пушки, размещенной в кузове за щитом, и пулемета для обороны в ближнем бою. Пулемет не имел специальной установки и мог вести огонь как из кузова, так и из кабины, через открытый смотровой люк. Возимый боекомплект состоял из 1200 снарядов, 8000 патронов и 3 пудов (48 кг) тротила. Масса машины с экипажем из 7 человек равнялась 360 пудам (5760 кг), толщина брони – 4-5 мм.

В первых же боях новые пушечные бронеавтомобили показали отличные боевые качества. Так, 18 апреля 1915 года у деревни Бромерж два таких броневика, подойдя к проволочным заграждениям, огнем из пушек почти в упор разрушили и сожгли опорный пункт противника, перебив его гарнизон силой в роту. 1-я автопулеметная рота в течение почти всей войны не выходила из боев, за исключением трехмесячной передышки, вызванной ремонтом машин. Она активно участвовала в сражениях под Лодзью и Сохачевым, под Праснышем и Пултуском. В сентябре 1916 года рота, переформированная в 1-й бронедивизион, была передана в распоряжение 42-го армейского корпуса, дислоцировавшегося в Финляндии. Это объяснялось слухами о возможности высадки там германского десанта. Летом 1917 года 1 -й дивизион перевели в Петроград для подавления революционных большевистских выступлений, а в октябре, незадолго до переворота, отправили на фронт под Двинск, где в 1918 году часть его машин захватили немцы. Впоследствии несколько «руссо-балтов» и «Маннесманн-Мулаг» входили в состав автобронеотрядов Красной Армии и принимали участие в Гражданской войне.

ДИВЕРСИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

ДИВЕРСИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ Одной из наиболее значительных диверсий времен Первой мировой войны можно считать поджог дирижаблей – «цеппелинов» на Альхорнском аэродроме. В то время «цеппелины» имела только Германия, и они казались довольно грозным оружием.

Диверсионные операции первой мировой

Диверсионные операции первой мировой Одной из наиболее значительных диверсий времен Первой мировой войны можно считать поджог дирижаблей – «цеппелинов» на Альхорнском аэродроме. В то время «цеппелины» имела только Германия, и они казались довольно грозным оружием.

Накануне первой мировой войны

Накануне первой мировой войны Опыт применения мин в русско японской войне определил два основных направления в их совершенствовании. Прежде всего, требовалось обеспечить безопасность обращения с минами при постановке в случае повреждения гальваноноударных колпаков.

I. На фронтах Первой мировой и Гражданской

I. На фронтах Первой мировой и Гражданской Крестьянское детство Георгий Жуков родился 19 ноября (1 декабря) 1896 года в деревне Стрелковщина (сейчас Стрелковка) Угодско-Заводской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии.Ближайший населенный пункт назывался

Часть IV. В годы Первой мировой войны

Часть IV. В годы Первой мировой войны

Модернизация в годы Первой мировой войны

Модернизация в годы Первой мировой войны В ходе первой мировой войны и вскоре после нее линкоры типа «Куин Элизабет» подверглись следующим модернизациям, кроме вышеупомянутых:На линкорах «Геркулес», «Колоссус», «Нептун» и в меньшей степени на кораблях типа «Орион» было

ПОЭТЫ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

ПОЭТЫ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ В самом начале революции я твердо решил не отделяться от солдат и оставаться в армии, пока она будет существовать или же пока меня не сменят. Позднее я говорил всем, что считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и жить с ним, чего бы

Короткоклинковое оружие Первой мировой войны

Короткоклинковое оружие Первой мировой войны 413. Эрзац-кинжал с клипсой на рукояти — «французский гвоздь»414. Австрийский укороченный штык к винтовке Маузера, 1889 г.415. Германский окопный штык М1916 к винтовке Маузера, «коммерческий» выпуск416. Германский окопный нож417.

Изменения, вызванные первой мировой войной

Изменения, вызванные первой мировой войной Мировая война 1914–1918 годов опровергла все предсказания. Развившись в «тотальную войну», она довела военные расходы до размеров, считавшихся дотоле невозможными, втянула в борьбу все крупные государства и продолжалась более 4

Ошибки первой мировой войны

Ошибки первой мировой войны Ошибки первой мировой войны в области продовольственного снабжения заключались главным образом в различных упущениях. То, что сегодня, после 40 лет всяких тревог и недоразумений, принято как первая необходимость всеми зависящими от импорта

На пороге Первой мировой

На пороге Первой мировой Однако для того, чтобы осуществить такие масштабные послевоенные преобразования, восстановить армию и флот, нужен был мир. Премьер-министр С. Витте считал, что для этого России понадобится покой как минимум на 20–25 лет. Увы, граф замахнулся на

ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ АСЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ 1. Фонк (Франция) 752. Маннок (Англия) 733. Бишоп (Англия) 724. Удет (Германия) 625. Манфред фон Рихтгофен (Германия) 60 (80)6. Гннемер (Франция) 547. Мак-Кэдн (Англия) 548. Левснгард (Германия) 539. Фаллард (Англия) 4810. Фосс (Германия) 4811. Румеи (Германия) 4512.

Германские броневики первой мировой

Германские броневики первой мировой К постройке броневых машин в Германии приступили задолго до Первой мировой войны. В 1906 году был изготовлен и успешно прошел испытания бронеавтомобиль «Эрхард БАК», вооруженный 50-мм противоаэростатной пушкой. За ним последовало еще

Роль Японии в Первой мировой войне

Роль Японии в Первой мировой войне  Описывая события Первой мировой войны, происходившие в океане, нельзя не сказать несколько слов о роли японского флота. Обычно, когда разговор идет о действиях Японии в той войне, ограничиваются утверждением, что она, покуда в Европе

Бронеавтомобили Первой мировой войны

Майкла Саттерфилда

Первая мировая война навсегда изменила способ ведения войн, это был первый конфликт, когда истребители поднялись в небо, был высвобожден ужас химического оружия и скромные автомобили дня были преобразованы в бронеавтомобили, оснащенные пулеметами.

Первые машины, отправившиеся в бой, не были бронированными, одним из первых применений автомобилей в Первой мировой войне было спасение сбитых летчиков, оказавшихся в тылу врага. Летом 1914 декабря командир звена Чарльз Рамни Самсон прикрепил пулемет «Максим» к задней части своего турера Rolls-Royce и начал патрулирование.

Самсон приказал своим людям патрулировать французскую и бельгийскую сельскую местность на частных автомобилях, своем «Роллс-Ройсе» и «Мерседесе». Эти машины в конечном итоге станут первыми боевыми бронированными машинами Великобритании в составе Королевской военно-морской авиации. Успех Сэмпсона побудил Королевский флот разработать специальные бронированные автомобили и грузовики для использования Королевской морской пехотой в Европе.

Бронеавтомобили РНАС во время битвы при Галлиполи, 1915 г.

Большинство этих ранних броневиков выглядели как котлы на колесах, но они изменили способ ведения боя. Ранняя концепция была испытана бельгийской армией в 1914 году под названием «Бронированный автомобиль Минерва», по сути, военизированная туристическая машина, переодетая для войны. Лейтенант Чарльз Хенкарт организовал бронирование двух своих гражданских туристических автомобилей Minerva Motor Works, в то время как эти две машины были изготовлены на заказ. Minerva продолжала производить стандартную конструкцию, которая с большим успехом использовалась бельгийской кавалерией взводы из трех машин, которые могли проводить рейды, спасательные операции и разведку.

Бронированные автомобили Канадской автомобильной пулеметной бригады

Еще одна ранняя конструкция, использованная Канадской автомобильной пулеметной бригадой, — это Autocar, бронированный грузовик с открытым верхом, на котором установлены два пулемета. У бригады также были офицерские автомобили и собственная машина скорой помощи, и она сыграла важную роль в остановке Весеннего наступления Германии 1918 года.0015 Бронеавтомобили Rolls Royce

Но по мере того, как война шла, были созданы более совершенные конструкции. Когда европейский театр военных действий перешел к окопной войне, броневики были переброшены в Россию, Китай — на Ближний Восток, где Лоуренс Аравийский сказал: «Роллс в пустыне дороже рубинов». Многие автомобили, отправленные на Ближний Восток, оставались в строю во время Второй мировой войны.

Бронеавтомобиль Minerva

Немцы также построили свои собственные бронетранспортеры, такие как Panzerkraftwagen Ehrhardt E-V/4, которые весили почти 9 тонн, имели экипаж из восьми человек и могли нести до трех пулеметов. EV / 4 использовался в Германии для внутренней полиции до середины 1930-х годов, выполняя ту же роль, что и современный автомобиль спецназа.

 Panzerkraftwagen Ehrhardt E-V/4 обратите внимание на фланцы переднего колеса, которые помогают отводить скопление грязи между спицами шины.

Check out more photos of the Armored Cars of WWI:

Austin armored car

Austin armored car

Бронеавтомобиль Остин

Остин, вероятно, эксплуатируется российскими вооруженными силами

 Rolls-Royce WWI armored car

Rolls-Royce armored car

Russian WWI armored cars (1914-18 )

Модели

  • AW 1913
  • Остин Кегресс
  • Остин Путилов
  • Мгебров АЦ
  • Мгебров Рено
  • Поплавко Джеффри
  • Путиловский Гарфорд
  • Руссо-Балт
  • Ижорский-Фиат

Контекст до 1905 года

Важные реформы были проведены графом Дмитрием Милютиным в течение его долгой карьеры, которая длилась с 1861 по 1881 год. Он стремился создать современную армию из системы, унаследовавшей от наполеоновских войн организацию, тактику и комплектование. Первым шагом была вербовка с рекрутской системой и делением на военные округа. Он также учредил постоянные казармы для войск, надлежащее военное образование и начальное образование для всех призывников. Позже царь утвердил обязательную военную службу для всех 20-летних мужчин на 6-месячный долгосрочный контракт, что позволило создать большую армию опытных резервистов на случай войны, сохранив при этом небольшую профессиональную постоянную армию. Это было сделано в 1871 году, а к 1877 году эти реформы были замечены в действии во время русско-турецкой войны.

Позже, во время Боксерского восстания, 100 000 русских попытались захватить Маньчжурию, а в самом Китае вспыхнуло несколько столкновений или полномасштабных сражений, когда русские попытались защитить свои владения. Таким образом, в 1900 году напряженность в отношениях с Китаем была высокой, но маловероятно, что это приведет к войне и с Японией. В то же время армейский бюджет был сокращен до такой степени, что на него тратилось лишь 18% государственного бюджета, а львиная доля приходилась на массированное военно-морское перевооружение, из-за чего пехота в 1919 г.05. В то же время царь стремился впервые приобрести современную технику для армии и закупил французские бронеавтомобили Charron, первые русские бронеавтомобили на вооружении.


Последствия русско-японской войны

Сокрушительные поражения под Цусимой, битва под Мукденом и осада Порт-Артура в сочетании с плохими условиями жизни войск — как пехоты, так и флота — вылились в полномасштабный мятеж на флоте (на борту «Потемкина») и около 400 мятежей. из пехоты. Боевой дух постоянно снижался просьбами о поддержании порядка. Конница и пехота за короткое время подавили более 1500 гражданских протестов. Эти события потрясли армию до глубины души, и революционные идеи стали просачиваться с большей эффективностью, чем когда-либо. Однако с помощью жесткой дисциплины аристократическим офицерам обычно удавалось поддерживать порядок до 19 века.14, когда началась война с Германией.

Отсутствие автомобильной промышленности

К тому времени, когда понадобилась бронетехника, местных условий для этого не было. Были местные автомобильные мастерские, производившие сборку иностранных компонентов для нескольких богатых аристократов, но настоящей промышленности не было до появления Русско-Балтского вагоностроительного завода (РБВЗ) в Риге, Латвия. Последний смог в 1908 году производить грузовики в больших количествах. До 1915 и его эвакуация, на данный момент доставлено 450 машин. Инженер Двиницкий предложил проект парового бронеавтомобиля, который вскоре был признан нецелесообразным. Первая конкретная попытка была предпринята во время русско-японской войны казачьим офицером Маньчжурской армии М. Накашидзе.

Он начал работу над машиной с башней, но военное министерство, хотя и впечатленное, усомнилось в возможности создания такой машины на месте с нуля и обратилось к французскому производителю Charron, Girardot & Voigt с просьбой поставить прототип. Позже, после успешных испытаний, он был принят на вооружение Ижорского завода в Колпино под Санкт-Петербургом. Однако было заказано еще десять Charron, а получено только восемь, два из которых тем временем были украдены немцами.

Война 1914 года

В то время царь обращался к иностранным промышленным компаниям с просьбами прислать проекты броневиков или сделать предложения по уже существующим образцам, и многие из них были куплены одновременно. Кроме того, в 1914 году был разработан первый русский танк (Вездеход или «Иди куда угодно»), небольшой танк в виде улитки, с одной центральной гусеницей и рулевыми колесами, но также с полностью вращающейся башней. Несмотря на то, что он опередил свое время, Ставка (генеральный штаб) отклонила проект, поскольку, по их оценке, армия не нуждалась в этих машинах. Они подверглись резкой критике впоследствии, когда в 1916 августа англичане, а вскоре и французы выпустили на поле боя сотни танков. Разработка танка была возобновлена ​​при полной поддержке начальника штаба; но было уже слишком поздно.

Большинство российских бронеавтомобилей базировались на зарубежных образцах, дорабатывались или полностью производились на месте. Наиболее часто использовался знаменитый «Остин-Путилов», основанный на грузовиках «Остин» местного производства, бронированных и оснащенных Путиловским арсеналом и Императорским заводом. Другими поставщиками были FIAT, Armstrong-Withworth, Isotta-Fraschini, Sheffield Simplex, Austin (Великобритания), Jeffery, Lanchester, Renault, White, Peerless и, возможно, Ford. Как правило, это были небольшие серии от 3 до 15 машин, приобретенных в начале войны. Эти броневики были всех размеров, как правило, с одной или несколькими башнями.

Талантливый французский инженер Адольф Кегресс изобрел новый вид гибких гусениц. Это привело к созданию небольшой серии вездеходов и переоборудованию для царя и генерального штаба, начиная с 1906 года, а позже породило первый в мире бронированный полугусеничный автомобиль Austin-Kégresse. Он хорошо подходил для азиатского фронта и российских дорог и климата в целом. В армии их в народе называли «танками», несмотря на их смешанный характер. Около 60 будет поставлено до осени 1917. Другая модель, «Путилов-Буллок», также была построена ограниченным тиражом.

Постепенно компоненты местного производства стали предпочитаться преимущественно британским моделям. В окрестностях Петербурга существовал «пул» мелких производителей, а именно Обуховский завод, Ижорский завод и Путиловский завод, самые известные. Ижорский построил около 120 автомобилей на базе иностранных шасси (FIAT, Pierce-Arrow & Peerless), в том числе собственные полугусеничные модели на базе сельскохозяйственного трактора Palmers & Lombard. Путилов был более плодовитым, выпустив 250 машин на шасси Austin и Packard. Но, несмотря на оптимистичные перспективы военного министерства, рассчитывавшего ежегодно принимать на вооружение 200 бронеавтомобилей и 50 полугусеничных машин, к концу войны в общей сложности насчитывалось 300 бронеавтомобилей, разбитых на 52 единицы.

Русские бронеавтомобили в действии

Тактическая организация этих машин предусматривала для борьбы с более тяжелыми целями небольшие взводы из двух бронеавтомобилей , (машины с пулеметами) и один пушечный бронеавтомобиль (артиллерийская машина). Каждый отряд состоял из 100 человек, имел 21 грузовик и машину поддержки и формировал роты из 12 легких и трех тяжелых броневиков. Они были приданы стрелковым дивизиям и призваны выполнять множество задач, от традиционных разведывательно-разведывательных дозоров до непосредственной огневой поддержки.

Бронеавтомобили использовались в большом количестве, более 30 различных типов использовались и многие другие тестировались, иногда в рабочем состоянии, но обычно в ограниченном количестве. Это жестокое отсутствие стандартизации спровоцировало нехватку запасных частей и кошмар с боеприпасами для доставки нужных боеприпасов. Плюс, имея по конструкции высокое давление на грунт, эти машины были ограничены в дальности и скорости плохим качеством дорог, встречающихся в Западной России, Белоруссии и Украине, обреченных на снег зимой и густую грязь осенью и весной. Только к осени 1916 Генштаб принял решение о принятии на вооружение «настоящих» танков западного образца и одновременно придал новую динамику различным отечественным танковым проектам. Был профинансирован необычный «Вездеход», но были и более тревожные проекты, такие как гигантский, даже гротескный трехколесный велосипед под названием «Царь-танк».

По проекту М. Лебденко, начальника экспериментальной лаборатории военного министерства, эта машина была построена и испытана летом 1915 года, но вскоре подверглась резкой критике из-за огромных размеров, недостаточной мощности и защищенности. В итоге заказы были сделаны в начале 1917 для французского Renault FT, британского Mark V и Whippet. Были также проекты по строительству некоторых из них по лицензии, но ни один из них не был реализован, когда режим рухнул.

Революция и гражданская война

Война закончилась революцией в октябре 1917 года, когда Керенский пришел к власти через временное правительство и потребовал перемирия. Но «мир» быстро сменился ожесточенной борьбой между РККА (Рабоче-Крестьянской Красной Армией) и коалицией западных войск, уже дислоцированных на Восточном фронте, и контрреволюционными частями. Это перерастет в полномасштабную гражданскую войну между «красными» и «белыми», последних поддержали западные державы. Если первые стремились захватить и повторно использовать как можно больше разрозненных и изношенных броневиков, то вторые не имели ничего, кроме нескольких бронепоездов, но позже получили западные танки последних моделей.

В январе 1919 года «белые» под командованием генерала Врангеля начали штурм Одессы при поддержке французских ФТ. Один из них позже был захвачен Красной Армией. Это послужило основой для дальнейшего развития танка. В апреле 1919 г. «белым» под Врангелем и Деникеном дали 57 танков, в основном «Марк V» с британскими экипажами. Они были недавно захвачены, в частности из-за отсутствия опыта и подготовки российских экипажей. К 1921 году «красные» постепенно захватили около 80 танков. Могла начаться новая история развития советского танкостроения.

Легкие бронеавтомобили

Накашидзе-Чаррон

Автомобиль, спроектированный русским офицером Накашидзе и построенный в 1906 году на базе ландо Шаррон-Жирардо-Войта. Первая машина, имеющая стандартную конфигурацию броневика с полностью вращающейся башней в задней части и бронированными лобовыми стеклами.

Армстронг-Уитворт 1913

Заказан русской армией британскому производителю AW перед войной. Две башни и разные модели.

Ижорский ФИАТ

Разработан офицером Ижорским на шасси грузовика FIAT 12PS 5,3 т 4×2, 60 л.с., скорость 60 км/ч. 47 построено, 2 башни и вооружены 2 пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 дюйма), защищены броней от 5 до 8 мм (0,2–0,3 дюйма), экипаж 4 или 5 человек.

Средние бронеавтомобили

Отдельного слова заслуживает капитан Владимир Мгебров, оказавший значительное влияние на разработку советских броневиков. Родился в Москве в 1886 году, служил в начале войны в учебной автомобильной роте, вскоре преобразованной в Военную автошколу, позже переведенную в 1-ю роту запасных автомобилей.

Он был плодовитым и одаренным изобретателем, что привело к созданию пуленепробиваемого стекла и ружейной гранаты, а также около 20 бронированных автомобилей, некоторые из которых были построены серийно, а некоторые были уникальными, с броней, предназначенной для улучшения их защиты под любым углом. Они не были прототипами и активно служили не только до 1917 года, но и во время Гражданской войны. Капитан Мгебров также был героем войны, посмертно награжден орденом Святого Георгия IV степени (погиб 21 августа 1915 года, ведя контратаку со своими новыми винтовочными гранатами). Помимо 11 Мгебров-Рено, он построил еще 5 типов бронеавтомобилей на базе.

Мгебров Рено

Построен на шасси грузовиков Renault, по-видимому, в количестве 11 единиц, с хорошо изученной наклонной броней.

Мгебров Белый

Та же машина на базе шасси White, с менее наклонной броней, но с 37-мм (1,45 дюйма) морской пушкой.

Мгебров Бенц

Задуман офицером Мгебровым в 1915 году. Очень похож на Мгебров Рено.

Мгебров Изотта-Фраскини

На базе шасси Isotta-Fraschini.

Руссо-Балт тип С (С)

8 постройки 1914 г. 4 т, 40 л.с., машина 4х2, скорость 20 км/ч (12 миль/ч), 5 человек экипажа, защита 3–5 мм (0,2–0,3 дюйма), вооружена 3 пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 дюйма). -пушки.

Бронеавтомобиль Некрасова

10 построен в 1915 году, вооружен 37-мм (1,45 дюйма) пушкой QF и 3 пулеметами калибра 7,62 мм (0,3 дюйма).

Руссо-Балт тип Т

1916 г., построено 10 11-тонных зенитных грузовиков, вооруженных 76-мм (3-дюймовой) зенитной пушкой.

Остин Путилов

Или «Русский Остин» как обозначено. 33 построены в 1919-1920 гг. Вооружен двумя башнями en échelon .

Армстронг-Уитворт-ФИАТ

На базе грузовиков Fiat 3-1/2 тонны.

Тяжелые бронированные автомобили

Pierce-Arrow

Аналогичен британской машине, вооружен 2-фунтовой зенитной установкой Vickers QF.

Путилов-Гарфорд

На базе американского 5-тонного грузовика Garford, модифицированного и оснащенного на Путиловском заводе 75-мм (2,95-дюймовая полевая пушка в задней башне и два пулемета в носовых спонсонах. Около 12 выпущено в 1914 году.

Полугусеничные броневики

Austin-Kégresse

12 построено в 1919-1920 гг.

Путилов-Буллок

Около 10 построено.

Цистерны

Вездекод Танк

Однопутная конфигурация. Всего 1 прототип построен и испытан в марте-декабре 1915 года. Отменен, затем вновь открыт в октябре 1916 года. О производстве и эксплуатации ничего не известно.

Ссылки о российских ББМ времен Первой мировой войны

Некоторые данные о русских бронеавтомобилях времен Первой мировой войны

Nakashidze-Charron M1906, самая первая серия русских бронеавтомобилей.

Armstrong-Withworth 1913 г., здесь российская копия 1915 г. постройки на шасси FIAT. Захвачен во Владивостоке в 1919 году японцами.
Путиловский Остин, очень успешная и плодовитая модель.

Austin Kégresse, первый в мире бронированный полугусеничный автомобиль.

Дежурный тяжелый «Паккард-Изорск» с 37-мм пушкой для поддержки пехоты и ПВО.

Грузовик «Ижорский-Бесподобный» с установленной на нем 40-мм пушкой (1,57 дюйма), в основном использовавшийся во время Гражданской войны в России (1919–1921) против воздушных целей.

Lanchester на вооружении России. Многие другие служили в РНАС в России, укомплектованные британскими экипажами. Российская версия имела скорострельную корабельную пушку калибра 37 мм (1,46 дюйма).

Двухбашенная установка Armstrong-Withworth FIAT, частично местного производства.

Бронированный грузовик Поплавко-Джеффри, хорошо защищенный для своего времени броней толщиной до 16 мм (0,63 дюйма).

Бронеавтомобиль Руссо-Балт М. Было построено около 15.

Бронеавтомобиль «Путилов-Гарфорд».

Ижорский-ФИАТ.

Mgebrov-Isotta-Fraschini, более традиционный, чем Renault, и более мощный.

Бронеавтомобиль Мгебров-Уайт

Характерный клиновидный бронеавтомобиль Mgebrov Renault.

ПЛАкат Столетия Первой мировой войны

Иллюстрации

Первая модель, Armstrong-Withworth 19.13 с одной башней. Некоторые источники утверждают, что в состав поставки входила и спаренная пулеметная версия с обоими пулеметами в спонсонах. Но поскольку существует мало фотографических свидетельств, это могла быть копия 1915 или 1919 года.


Эта машина не входила в исходную партию, а была одной из трех русских копий, построенных в 1915 году, вероятно, на заводе Дальзавода во Владивостоке, на шасси FIAT.


Бронеавтомобиль Остин серии I на вооружении России.


Бронеавтомобиль Остин серии II на вооружении России.


Бронеавтомобиль Остин серии III в знаменитой двухцветной раскраске 1916 года, Россия.


Бронеавтомобиль Austin Series III на британской службе, 1916 г.


Бронеавтомобиль Austin образца 1918 года на британской службе, казармы RIC в Эннисе, Кантри-Клэр, Ирландия, ноябрь 1919 года.


Польский бронеавтомобиль White-Austin «Марс», 1920 г.


Камуфлированный Austin-Kegresse с удлиняющими катками для пересечения траншей, 1922


Остин-Кегресс «Украинец» в Житомире, 1920 г., польско-русская война


«Стенька Разин», 1920 г. Захвачен 55-м пехотным полком 14-й Великопольской пехотной дивизии во время советско-польской войны и переименован в «Познаньчик». Он был повторно использован во взводе броневиков Великопольски.
Другой Остин-Путилов, в 1920 году, во время польско-советской войны. Как обычно, эти машины получили индивидуальные имена от своих экипажей. Похоже, что почти все они были окрашены в нейтральный серый цвет или, возможно, в бледно-оливковый цвет, фотографии не могут точно сказать, но это маловероятно, поскольку краска могла быть доступна на складах военно-морского флота.


На вооружении большевиков, 1918 г. Машину часто путают с бронеавтомобилями Armstrong-Withworth-FIAT, построенными в Великобритании, также основанными на том же шасси FIAT американского производства, но поставленными ранее.


Мгебров-Белый на русской службе, 1915 г.


Единственный Mgebrov-Isotta-Fraschini на вооружении России, 1915 г.


Mgebrov-Renault на вооружении России, 1915 г. Первая модель имела два пулемета в большой громоздкой вращающейся надстройке вместо башни.


«Парижская коммуна» советской независимой части, зима 1917 года. Эта ранняя иллюстрация неточна и будет переделана.


Поплавко-Джеффери на русской службе, в «дивизии особого назначения», декабрь 1917 г.