Содержание

история создания и развития военного корабля

Броненосец «Чесма», Россия, (1887) Бронено́сец — тяжёлый артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море.Появился в 1860-х годах как видоизменившийся в результате промышленной революции фрегат. Заменил парусный линейный корабль и вооружённый бомбическими орудиями паровой винтовой фрегат в качестве сильнейшего боевого корабля. Некоторые линейные корабли в указанный период непосредственно были переделаны в панцирные броненосцы. В бою броненосцы применяли как манёвренную, так и таранную тактику. Броненосцы были главными кораблями флота с 1859 по 1906 год, когда на смену им появились дредноуты.

Появление броненосцев

Плавучие батареи Первый глава государства, кто указал создать броненосные корабли, был Император Наполеон III. Главный кораблестроитель французского флота Дюпюи-де-Лом, испытав стрельбой железные плиты, создал плавучие батареи Lave, Tonnante
и Devastation. Эти корабли были обшиты 120 мм железными листами и несли вооружение 18 пушек калибра 240 мм. Эти 3 корабля 17 октября 1855 года принудили к сдаче русское береговое укрепление Кинбурн.
Всяческих успехов можно ожидать в будущем от этих изумительных машин войны.

Адмирал Брюэ

Дюпюи-де-Лом при проектирование своих броненосных кораблей с тяжелыми орудиями, взял в основу опыты (1822г.) французского генерала от артиллерии Пексана.

Необходимы короткие пушки большого калибра, стреляющие с больших дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами с большим разрывным зарядом. Необходима железная броня для бортов военных судов против бомб.

А Пексан

Бомбическое орудие Пексана

Новизна идеи состояла в том, что стрелять надо не в палубы кораблей по навесной траектории, а в борта по настильной. Для такой стрельбы А. Пексан разработал бомбические пушки, у которых казенная часть была утолщена для придания большей прочности, устранено дульное утолщение, изменена форма каморы для размещения уменьшенного заряда и для удобства заряжания сделан распал. Испытания в Бресте и Кронштадте в начале 1830-х показали, что разрыв бомбы в борту деревянного корабля делает брешь площадью более квадратного метра и на дистанции 500-1000 метров топит деревянный корабль с 20-25 выстрелов. 18 ноября 1853 года адмирал Нахимов уничтожил в Синопе турецкий флот. Здесь впервые были опробованы в бою бомбические пушки.

Что касается брони, то о ней забыли почти на 20 лет. Это произошло потому, что французский морской министр адмирал Мако, проверив идею Пексана и убедившись в высокой эффективности брони, засекретил результаты испытаний, с тем чтобы в случае войны с Англией внезапно забронировать свои корабли. Англия начала опыты с броней в конце 1840-х. Но оказалось, что ядра, пробивая железный лист, порождают рой осколков. Их вид и рваные зазубренные края поразили участников испытаний и в английском флоте сложилось резко отрицательное мнение о броне. Но за осколками англичане не увидели два принципиальных момента. Во-первых, удар о тонкую броню нередко раскалывал бомбы, а во вторых — англичане не довели толщину броневых листов до толщины, при которой ядро не в состоянии пробить их.


Первое боевое столкновение между бронированными паровыми кораблями произошло во время гражданской войны в США на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года, между броненосцами USS Monitor и CSS Virginia и формально окончилось ничьей.

Первым полномасштабным сражением броненосных флотов была битва при Лиссе 20 июля 1866 (ныне о. Вис, Хорватия) в ходе Австро-Итальянской войны 1866—1867. Несмотря на техническое преимущество итальянцев, бой закончился тактической победой австрийцев, широко применявших таранную тактику.

Краткая классификация броненосцев

Батарейные броненосцы

Батарейный броненосец — боевой корабль парусной эпохи со слабой паровой машиной, защищенный железной броней и вооруженный пушками, установленными по всему борту. Первый броненосец этого типа французский

La Gloire.

Мониторы

Монито́р — тип низкобортных броненосных кораблей с мощным артиллерийским вооружением. Характерными особенностями являлась малая осадка и очень низкий надводный борт (всего 60-90 см). Первый боевой корабль этого типа USS Monitor.

Башенные броненосцы

Башенный броненосец — боевой корабль имеющий башенную артиллерию. Первый броненосец этого типа английский HMS Prince Albert.

Казематные броненосцы

Орудия этого типа кораблей были сосредоточены в одном месте и защищены самой толстой броней. Первый броненосец этого типа английский HMS Bellerophon.

Из всей своры отечественных броненосцев «Беллерофон» будет походить на гончую собаку, способную ворваться в неприятельскую гавань и либо разбить вражеский флот, если он на якоре, либо выгнать его в море.

Газета «Таймс»

Барбетные броненосцы

Барбе́т фр. barbette — защитное сооружение вокруг артиллерийского орудия. В 1873 году спущен на воду первый барбетный броненосец «Новгород».

В 1875 году спущен на воду барбетный броненосец «Вице-адмирал Попов» (при закладке в 1874 «Киев»).
У нас нет судов, которые могли бы способны двигаться по мелководию и там сражаться с русскими броненосцами… «поповка» «Вице-адмирал Попов» представляется первым в мире плавающим броненосцем, носящим 19 дюймовую (356мм) броню и 40-тонные (305мм) орудия.

Е.Рид

Броненосец типа Amiral Duperre имел защиту барбета в 300 мм, боевые погреба ведущие к нему имели броню в 100 мм, а вся ватерлиния защищена узким поясом в 550 мм в середине корпуса и 250 мм в носу и корме.

Брустверные броненосцы
Брустверный броненосец «Петр Великий»

Боевой корабль, у которого артиллерия располагалась за бруствером. Первый корабль этого типа был английский HMS Devastation.

В 1869 году по проекту Попова в Санкт-Петербурге, на верфи Галерного острова, был заложен брустверный «Крейсер», переименованный в 1872 году в «Петр Великий».
Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем любой из собственных наших броненосцев.

Е.Рид

Цитадельные броненосцы
Цитадельный броненосец — корабль, у которого вся броня сосредоточена в средней части корпуса, защищая боевую часть (боезапас, артиллерийские механизмы и рубку). Первые представители этого типа был английский HMS Inflexible.
Представьте себе бронированную плавучую цитадель в 110 футов (33,5 метра) длинной и 75 (23 метра) шириной, которая возвышается на 10 футов (3 метра) над водой и увенчана двумя круглыми двухорудийными башнями. Уясните себе, что эти орудия могут стрелять разом в нос, в корму и на оба оборота, а попарно — в любую точку горизонта. Снабдите нижнюю подводную часть цитадели корпусом с тараном в носу и двумя винтами и рулем в корме — и вы получите схему этого корабля.

Н.Барнаби

Бронепалубные броненосцы

Бронепалубный броненосец — корабль имеющий бронепалубу, идущую ниже ватерлинии от носа до кормы по всей длине корпуса.Первые представители этого типа был итальянский броненосец типа Italia.

Броненосцы береговой обороны

Боевой корабль имеющий малую осадку, хорошее бронирование и вооружен орудиями крупного калибра. Предназначен для ведения боя на мелководье и защиты побережья. Первым стал французский

Tour.

Эскадренные броненосцы

Эскадренный броненосец — тяжелый артиллерийский корабль, приспособленный к ведению артиллерийского боя в составе эскадр. Первый представитель этого типа был английский HMS Trafalgar.

Эволюция броненосцев

Эволюция броненосцев Все время с появления La Gloire в 1859 году и до появления HMS Trafalgar в 1887 году можно считать временем для поиска оптимального решения, каким быть броненосцу. Все строящиеся корабли парусной эпохи стали одевать в броню, они стали батарейными или панцирными броненосцами. Так же строились железные батарейные броненосцы типа HMS Warrior. После боя на Хемптонском рейде в Северной Америке идет строительство мониторов.
Вместо того чтобы принять которую-нибудь из форм прежних судов, мы видим, что монитор не имеет с ними никакого сходства, и даже можно сказать, что он совершенно им противоположен во всех отношениях. Судно, которое будет летать по воздуху, вероятно, не удалится настолько от общей идеи, как подводный монитор, прорезающий или ныряющий в волнах. Он уничтожает даже различие между силою 100-пушечного корабля и двухпушечной вращающейся батареи… Одним словом, монитором обозначается новая эра в истории государств.

Ч. Бойнтон

В Европе гораздо более скептически отнеслись к мониторам, хотя они входили в составы флотов практически всех морских держав.
Каждый корабль, несущий службу в открытом море, должен возвышаться над поверхностью воды, быть хорошо освещенным и нести эффективное вооружение, то есть фактически быть насколько это возможно, прямой противоположеностью «Монитору».

Е.Рид

HMS Captain

Купер Коулз в 1861 году предложил альтернативу батарейным броненосцам, предлагая разместить артиллерию в башнях. Первый корабль HMS Prince Albert уступал по мореходности HMS Warrior из-за слабых машин, но скорость наведения на цель произвела впечатление на Адмиралтейство, поэтому был построен HMS

Captain, но на испытаниях он затонул. Эдвард Рид также предложил альтернативу батарейным броненосцам построив HMS Bellerophon в 1865 году. Так-же Э.Рид проектирует брустверный броненосец HMS Devastation и хотя он был заложен позже русского «Петра Первого», вступил в строй раньше. Натаниэль Барнаби, сменивший Рида строит в 1876 году цитадельный броненосец HMS Inflexible.

Русские и французские кораблестроители предпочитают разрабатывать барбетные броненосцы. Начало строительству таких броненосцев положил вице-адмирал Попов, французы подхватили эстафету построив броненосец типа Amiral Duperre.

Итальянские кораблестроители пошли третьим путем, создав бронепалубную схему бронирования построив корабли типа Italia в 1885 году. Для защиты побережья разрабатывались броненосцы береговой обороны. Венцом развития броненосцев стали эскадренные броненосцы, ставшие ударной силой флота. Конец эпохи броненосцев положил вступивший в строй в 1906 году английский HMS

Dreadnought и началась эпоха дредноутов.

Наследники броненосцев

Наследниками эскадренных броненосцев стали линкоры (первоначально называвшиеся дредноутами), появившиеся в результате дальнейшего усиления артиллерии и роста размеров. Более лёгкие броненосцы ещё в 1870-х годах стали предшественниками бронированных крейсеров. Последними кораблями, официально называемыми броненосцами (нем. Panzerschiffe), стали немецкие корабли типа «Дойчланд» («карманные линкоры»), которые в 1940 году были переименованы в тяжёлые крейсера.

Основные события

К числу примечательных событий мировой и российской военно-морской истории с участием броненосцев можно отнести:

  • Во время Гражданской войны в США 9 марта 1862 года на Хемптонском рейде произошел бой между родоначальником данного класса USS Monitor и казематным броненосцем CSS Virginia. Формально бой закончился ничьей, хотя каждая из сторон провозгласила этот бой победой. «Южане» доказывали, что они потопили два корабля противника и USS Монитор покинул поле боя, «северяне» отвечали, что блокада не снята, так что цель не достигнута. Но специалисты утверждали, что победила броня.
  • Первый бой броненосных флотов у острова Лисса 16 июля 1866 (ныне о. Вис, Хорватия) в ходе Австро-Итальянской войны 1866—1867. В ходе этого боя итальянский броненосец Re d ltalia был протаранен и потоплен австрийским броненосцем Erzherzog Ferdinand Max.
Битва при Ялу
  • Битва при Ялу 17 сентября 1894 года в ходе Японо-китайской войны 1894-1895 годов. В этом бою столкнулись две конструкторские идеи итальянского кораблестроения. Китайские корабли были цитадельные, а японские — бронепалубные. Японские корабли вооруженные скорострельными пушками и фугасными снарядами изрешетили не защищенные броней борта китайских кораблей. 5 кораблей для Китая были потеряны в этой битве.
  • Битва при Сантьяго-де-Куба 3 июля 1898 года в ходе Американо-испанской войны 1898 года. Примечательна тем, что весь испанский флот был потоплен, а американцы потеряли одного убитым и десять человек были ранены.
  • Бой в Жёлтом море — попытка прорыва Первой тихоокеанской эскадры из Порт-Артура 10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 года.
  • Цусимское сражение 14 мая 1905 в ходе Русско-японской войны 1904—1905 годов.

См. также

Примечания

Литература

  • Г.Смирнов Корабли и сражения. — 1987.
  • Памятники Отечества. — №35. — 1995.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-133-5
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.II. Период проб и ошибок. — СПб.: Галея Принт, 2002. — ISBN 5-8172-0059-7* Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.III. Тараны и орудия-монстры. — СПб.: Галея Принт, 2004. — ISBN 5-8172-0086-4
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.IV. Его величество стандарт. — СПб.: Галея Принт, 2005. — ISBN 5-8172-0099-6
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — ISBN 5-8172-0100-3

Галерея изображения

  • Барбетный броненосец «Новгород»

  • Брустверный броненосец «Петр Великий»

  • Броненосец береговой обороны «Генерал-Адмирал Апраксин»

  • Re d ltalia тонет после тарана

wiki.wargaming.net

Броненосец (тип корабля) — это… Что такое Броненосец (тип корабля)?

Броненосец «Чесма», Россия, (1887)

Бронено́сец — тяжёлый артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море.

Появился в 1860-х годах как видоизменившийся в результате промышленной революции пароходофрегат. Заменил парусный линейный корабль как сильнейший военный корабль. Некоторые линейные корабли были переделаны в панцирные броненосцы.

В бою броненосцы применяли как манёвренную, так и таранную тактику.

Появление броненосцев

В основу броненосцев положены несколько научно-технических, промышленных и тактических новаций первой половины XIX в.

Во второй четверти XIX столетия паровая машина прочно прописалась на флоте, однако большие размеры паровых машин, высокий расход топлива, необходимость размещения тяжёлых гребных колёс по бортам и невысокая надёжность заставляли смотреть на паровую машину как на полезную, но не обязательную новинку, расширявшую возможности флота. Поэтому из боевых кораблей паровыми машинами оснащались только пароходо-фрегаты, появившиеся в первой половине XIX века. Они имели одну артиллерийскую палубу, паровой двигатель и дополнительное трёхмачтовое парусное оснащение.

Однако постепенно паровые машины избавлялись от большинства указанных недостатков, что позволило совмещать боевые качества традиционных линейных кораблей с маневренностью пароходов. Этому же способствовало и введение гребных винтов в 1840-х гг. С 1848 года во Франции и Англии началось строительство линейных кораблей, которые наряду с парусами имели и паровые двигатели.

Ещё одной новинкой, тесно связанной с появлением броненосцев стали бомбические орудия, разработанные французским артиллерийским офицером генералом Пексаном. В отличие от прежних бомбических орудий, стрелявших разрывными снарядами по палубам по навесным траекториям, новые могли также стрелять и в борт по настильным. Удачный разрыв бомбы, если он происходил вблизи борта, мог разрушить до 1 м² обшивки, что позволяло пустить на дно любой линейный корабль 20-25 удачными попаданиями. Бомбические орудия начали повсеместно внедряться, а в бою впервые были опробованы в 1848 г в ходе австро-прусско-датской войны. Синопский бой 30 ноября 1853 г. подписал приговор деревянным кораблям.

Для защиты от огня бомбических орудий тот же Пексан предложил использовать железные бортовые листы. Однако внедрение этого новшества задержалось невысоким уровнем металлургической промышленности. Лишь англичане в начале 1840х гг. опробовали тонкую броню на испытаниях (было обстреляно судно «Самум», имевшие 12,8-мм железные борта), однако тут же забраковали идею — тонкая броня совершенно не защищала от тяжёлых ядер, а главное — если бы броня оказалась успешной, то это поставило бы под угрозу весь могущественный британский флот.

Во время Крымской войны французы использовали «плавучие батареи» («Лавэ», «Девастьон» и «Тоннат») — небольшие (1625т) и тихоходные (5-6 узлов), но бронированные (60 мм листами) пароходы, на которых были установлено небольшое число крупнокалиберных орудий, стрелявших разрывными снарядами. Они с успехом бомбардировали крымское побережье и принудили к сдаче укрепление Кинбурн в устье Днепра.

Панцирный батарейный броненосец «La Gloire»(«Глуар») (1859) HMS Warrior (1860), первый специально построенный броненосец.

Встала необходимость совмещения всех новинок в одном корабле, который бы стал главной ударной силой флота, заменив в этом качестве прежние парусные линейные корабли. По компоновке новый корабль должен был быть пароходо-фрегатом, так как высокие борта линейных кораблей нельзя было покрыть бронёй нужной толщины без проблем с устойчивостью. Однако несколько деревянных линейных кораблей были путём снесения верхних палуб переделаны во фрегаты и затем снабжены бронёй (так называемые «панцирные броненосцы»).

Первым броненосным паровым кораблём нового типа (для плавания в открытом море) был французский панцирный броненосец «La Gloire» (Глуар), спущенный на воду в 1859 году, киль и шпангоуты которого были металлическими, обшивка — деревянная. Борта корабля имели броневой пояс толщиной 110—119 мм, от верхней кромки до 1,8 м ниже ватерлинии. В 1860 году в Англии на воду был спущен цельнометаллический броненосец «Warrior» («Уориор»).

Хотя формально такие корабли первое время именовались фрегатами, фактически они положили начало новому классу кораблей — броненосцев.

Первое боевое столкновение между бронированными паровыми кораблями произошло во время гражданской войны в США на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года, между броненосцами USS «Монитор» и «Вирджиния» (перестроенный фрегат «Мерримак») и формально окончилось ничьей.

Первым боевым столкновением броненосных флотов была битва при Лиссе у острова Лисса 16 июля 1866 (ныне о. Вис, Хорватия) в ходе Австро-Итальянской войны 1866—1867. Несмотря на техническое преимущество итальянцев, бой закончился тактической победой австрийцев, широко применявших таранную тактику.

Эволюция броненосцев

Различные броненосцы последней трети XIX века на рисунке 1890-х гг.

Период от появления первых броненосцев в 1860 году до установления их окончательного облика в последнем десятилетии XIX в. охарактеризовался обширным поиском идеального типа, породившим множество самых разнообразных конструкций.

Снабжение броневым поясом деревянных кораблей породило тип панцирных броненосцев, наподобие «Глуара», которые считались только временной мерой, поскольку обладали всеми недостатками деревянных кораблей — невозможность организации водонепроницаемых переборок, пожароопасность, и к тому же добавилась проблема совместимости материалов — дерево быстро гнило, а железо быстро ржавело вблизи других материалов. Кроме того, железные плиты могли срываться с креплений при ударе особо тяжелых ядер, которые стали использоваться для борьбы с панцирными броненосцами.

Впрочем, сменившие их цельнометаллические броненосцы (такие как английский «Варриор») также недолго пробыли в первой линии — их батарейная конструкция, предусматривавшая, как и прежде, размещение орудий по борту, не позволяла размещать новые тяжелые нарезные орудия, приспособленные для борьбы с броненосными кораблями. Да и защищать всю большую батарею могла лишь относительно тонкая броня — 120—130 мм.

Проблему размещения немногочисленных тяжелых нарезных орудий и защиты их толстой броней смогли решить казематные броненосцы (наподобие английского «Беллерофонта»). Однако подобное решение не было лишено недостатков — расположенные побортно орудия имели весьма небольшие углы обстрела. Развитие технической мысли и промышленная революция дали решение этой проблемы — поворотные установки, которые реализовали сразу несколько конструкций броненосцев. Так, в Англии поначалу размещали орудия по углам казематов в поворотных спонсонах, скашивая борт для возможности продольного огня. Решение было признано неудачным — так можно было разместить только 4 орудия, которые к тому же не могли стрелять в нос и корму из-за опасности повредить надстройку пороховыми газами, а в любую точку горизонта могло стрелять только одно орудие.

Для обеспечения возможности продольного огня орудия были вновь перемещены на палубу и помещены внутрь барбетов на весьма популярных во Франции барбетных броненосцах (наподобие «Адмирала Дюпре»). Барбеты представляли собой круглые (а затем и грушевидные, повторяющие форму орудий) в плане броневые преграды, за которыми находились вращающиеся орудийные установки. Позднее барбеты были также снабжены и броневыми крышками, защищающими их от снарядов приходящих сверху — ожидаемые дистанции боя все время росли и приходилось думать о горизонтальной защите.

Барбеты с крышками фактически представляли собой артиллерийские башни — венец эволюции артиллерийских установок — полностью закрытые бронированные вращающиеся установки с пушками внутри. С расположенными под ватерлинией снарядными погребами они соединялись бронированными же колодцами, по которым лифты доставляли боеприпасы к орудию. Для экономии веса и увеличения числа орудий в башне размещали по два орудия. Первые артиллерийские башни появились ещё на заре броненосной эры — одной двухорудийной башней оснащался легендарный «Монитор». Однако для возможности кругового обстрела он был снабжен заваливающимися трубами, что не могло нравиться морякам, не желавшим терять ход во время боя. Для обеспечения кругового обстрела нужно было по крайней мере две башни. Первым это решение реализовал русский проект «Петр Великий», снабженный 4 12-дюймовыми пушками в 2 башнях. Однако медлительность в постройке привела к тому, что революционный для своего времени корабль слишком долго пробыл в постройке и уступил пальму первенства башенного броненосца английскому типу «Девастейшн». Тогда же броненосцы расстались с парусами — паровые машины стали достаточно надежны и экономичны, а рангоут ухудшал и без того неважную остойчивость. Первый же британский по-настоящему мореходный башенный броненосец «Кэптен», низкобортный и перегруженный, перевернулся и затонул из-за малой остойчивости всего через 4 месяца службы.

Непрерывное увеличение толщины брони и калибра орудий сопровождалось ростом водоизмещения и привело к появлению таких монстров, как английские корабли типа «Инфлексибл» и итальянские типа «Италия». Если на первом 4 орудия небывалой доселе мощи калибром 406 мм (и весом свыше 100т), прикрывались железным поясом рекордной толщины в 610 мм, то итальянские корабли оснащались пушками ещё большего калибра — 431 мм — и развивали невиданную для таких крупных кораблей (свыше 18тыс.т) скорость в 18 узлов. За все это итальянцы заплатили не только огромную сумму в лирах (тем более удивительную в 1880 г, когда итальянская экономика была ещё по сути аграрной), но и практически полностью лишили корабли броневой защиты — от снарядов они защищались лишь 76 мм бронепалубой и угольными ямами, за что их даже не всегда относят к классу броненосцев. Столь огромные орудия обладали крайне медленным заряжанием и наведением и фактически могли сделать лишь несколько выстрелов в час.

Удачные таранные атаки в первых схватках броненосцев привели к тому, что этот вид боя стал считаться очень перспективным, поскольку уровень артиллерии пока ещё не позволял ей решать все задачи. Таранами снабжались все виды броненосцев, а также были построены специальные таранные броненосцы или броненосные тараны, приспособленные для таранных атак. Для этого они, кроме тарана, оснащались ещё одним-двумя орудиями как можно большего калибра (английские корабли типа «Виктория» имели пару 413 мм орудий), приспособленными для стрельбы вперед — в направлении цели. Появление торпед и скорострельной артиллерии положило конец их эволюции в 1880х гг.

Краткая классификация броненосцев

  • Батарейный — наследник деревянных парусных линейных кораблей, орудия расположены по всей длине корабля, броня навешена на борта. Первые мореходные — французский «Глуар» 1859, английский «Уорриор» 1860. Причём «Глуар» изначально не нёс брони, но после удаления двух батарейных палуб получил навешенные бортовые плиты, став т.о. панцирным броненосцем.
  • Казематный — небольшое число мощных орудий располагалось в бронированном каземате. Сохраняли парусное вооружение. Первый — британский «Беллерофонт» 1865. Последний — австро-венгерский «Тегетхоф» 1879.
  • Брустверно-башенный — механизмы башен артиллерийских установок, рулевая рубка, люки, трубы и т. п. прикрывались бронированным бруствером, возвышавшимся над палубой. Яркие представители: английский «Девастейшн» 1873, русский «Пётр Великий» 1872.
  • Барбетный — французская схема, когда артиллерийские установки находились в барбетах, представлявших собой броневые кольца около 2 метров высотой, куда орудие опускалось для заряжания и когда в нём не было надобности. Преимущество барбета — большой угол возвышения ствола орудия и отсутствие сложного механизма вращения башни. Первый — французский «Адмирал Дюперре» 1879. Российские — «Чесма» 1887, «Двенадцать апостолов» 1892.
  • Цитадельный — характеризуется наличием бронированной цитадели в средней части корабля, защищающей боевую часть (боезапас, артиллерийские механизмы и рубка), на которую устанавливались башни с небольшим числом орудий большого (главного) калибра. Бронирование носовой и кормовой частей часто минимальное. Первые представители этого вида английский «Инфлексибл» (англ. inflexible — несгибаемый) 1881, итальянский «Дуилио» 1880.
  • Таранный — низкая скорострельность и точность стрельбы орудий главного калибра не удовлетворяла моряков и таран считался едва ли не главным способом атаки. Появление скорострельной артиллерии и торпед в 1880-х свело значение тарана к нулю. Славы в бою они почти не сыскали, погубив своих кораблей больше, чем вражеских — из-за ошибок в управлении и отказов техники они таранили находившиеся поблизости другие корабли эскадры.
  • К броненосцам также можно отнести мониторы и броненосцы береговой обороны.

Эскадренные броненосцы

Схема «Ройял Соверен», с 13,5-дюймовыми (343 мм) орудиями (впоследствии заменённые), лишь утвердила этот выбор. На кораблях обычно ставили четыре 12-дюймовых (305мм) орудия в двух башнях в носу и корме корабля. Однако были и исключения. Так, германские броненосцы имели главный калибр в 11-дюймов (280мм), американские 13-дюймов (330 мм). Были и броненосцы с тремя сдвоенными артиллерийскими установками (серии Екатерина II и «Бранденбург»), и одной одноорудийной (Гангут, Мацусима). Также стоит вспомнить весьма необычные американские броненосцы «Кирсардж» и «Кентукки». На этом типе броненосцев впервые использовано оригинальное расположение артиллерии в двухъярусных башнях. Теоретически весьма выгодное, на практике оно оказалось неудачным из-за не возможности вести одновременный огонь из 330-мм и 203-мм пушек. башни вышли слишком тяжелыми (чем, ко всему прочему, негативно влияли на остойчивость корабля), с огромными амбразурами. Несмотря на то, что в кораблях весьма скромного водоизмещения (11 600 т) удалось разместить колоссальную, для своего времени, огневую мощь (4х330 мм, 4х203 м, 14х152 мм, 6х76 мм орудия), сохранив при этом более чем достойное бронирование и приличную скорость, недостатки пересилили и в следующих сериях броненосцев от такой схемы отказались.

Главную отличительную особенность броненосцев составляла среднекалиберная скорострельная артиллерия, расположенная обычно в надстройке, в спонсонах, нередко в два яруса, позднее часть орудий по примеру главного калибра переместилась в башни. Воззрения того времени предполагали очень небольшие дистанции и скорости боя, позволяя дифференцировать артиллерию по назначению. По этому в теории, средний калибр должен был являть собою едва ли не основную силу корабля. Позднее идея трансформировалась в установку промежуточных калибров в 7-10-дюймов (179—254 мм), однако на практике оказалась бесполезной. Средний калибр был не в состоянии нанести линейным кораблям противника существенных повреждений, вмести с тем не только занимал немалое место и тоннаж, но и мешал пристрелке орудий главного калибра (как и орудия промежуточного калибра). Для борьбы с миноносцами их поражающая способность была излишней, а скорострельность недостаточной.

Появление и развитие миноносцев заставило вооружать корабли все большим количеством противоминной артиллерии калибра 37-47 мм, а по мере их увеличения в размерах 76-104 мм. Кроме того, броненосцы нередко вооружались одним-двумя торпедными аппаратами для скрытного удара во время боя, а также продолжали оснащаться таранами, поскольку считалось, что они все ещё способны сблизиться для таранного удара, хотя уже русско-японская война показала невозможность этого.

Типичный броненосец того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 11 до 17 тысяч тонн, способный развивать скорость до 18 узлов. В качестве силовой установки на всех броненосцах стояли паровые машины тройного расширения, работавшие на два (реже три) вала.

Дальнейшее техническое усовершенствование конструкций броненосцев включало в себя увеличение площади бронирования, увеличения числа орудийных башен, что вело к увеличению водоизмещения, которое в начале XX века составляло от 10000 до 17000 т. Главный калибр орудий 280—330 мм (и даже 343 мм, заменённые позже на 305 мм с большей длиной ствола), броневой пояс 229—450 мм, реже более 500 мм. Классические примеры таких броненосцев — английские «Лорд Нельсон» 1905, французские «Дантон» 1911, итальянские «Реджина Маргерита» 1905, германские «Дойчланд» 1906, российский «Князь Потёмкин-Таврический» 1898, американский «Джорджия» 1906, японский «Микаса» 1902.

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» (1903)

Крупнейшим сражением эскадренных броненосцев было Цусимское сражение 14 мая 1905 в ходе Русско-японской войны 1904—1905. Оно продемонстрировало не только недостатки в организации русского флота, но и возможности артиллерии главного калибра, которые раньше недооценивались, и которые легли в основу кораблей нового типа, названных по родоначальнику класса дредноутами, а позже — линкорами. В России броненосцы были в 1907 году просто переименованы в линкоры. В частности, броненосец «Князь Потемкин-Таврический» стал линкором «Св. Пантелеймон».

Мощнейшими в истории броненосцами можно считать японские серии «Кавачи», «Аки» и «Сацума», а также английские «Лорд Нельсон». Японские представляли собой промежуточные корабли, включающие в себя элементы и броненосцев (промежуточные и средние калибры артиллерии) и линкоров («Кавачи» чаще называют первым японским дредноутом, за 12-ть 12-дюймовых орудий главного калибра, однако стволы их были разной длины и соответственно баллистики, поэтому такая классификация не совсем верна), говорили скорее об отставании самых восточных кораблестроителей как в плане инженерной мысли, так и экономических возможностей. Английские, заложенные ещё до дредноутов, были пережитком прошлого.

Наследники броненосцев

Наследниками эскадренных броненосцев стали линкоры (первоначально называвшиеся дредноутами), появившиеся в результате дальнейшего усиления артиллерии и роста размеров. Более лёгкие броненосцы ещё в 1870-х годах стали предшественниками бронированных крейсеров. Последними кораблями, официально называемыми броненосцами (нем. Panzerschiffe), стали немецкие корабли типа Дойчланд («карманные линкоры»), которые в 1940 году были переименованы в тяжёлые крейсеры.

Основные события

К числу примечательных событий мировой и российской военно-морской истории с участием броненосцев можно отнести:

Первый российский броненосец «Адмирал Лазарев» был в 1871 году спущен на воду в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе.

См. также

Категории:
  • Типы военных кораблей
  • Броненосцы (корабли)

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Юрий II Всеволодович
  • Белореченск

Смотреть что такое «Броненосец (тип корабля)» в других словарях:

  • Броненосец Тип «Гангут-2» — Броненосец Тип «Гангут» (4 единицы) Гангут Проект КБ Балтийского завода (руководитель И.Г. Бубнов), при участии английской фирмы «Д. Браун». Заложен 3.06.1909 г. Спущен 24.09.1911 г. Вст. в стр. 21.10.1914 г. (СПб/Новое… …   Военная энциклопедия

  • Броненосец Тип «Ростислав» — Броненосец Тип «Ростислав» (1 единица) 1896 Ростислав Уменьшенный вариант броненосца «Сисой Великий». Заложен 17.01.1894 г. Спущен 20.08.1896 г. Вст. в стр. в 10.1898 г. (Николаев/Адмиралтейство; кор. инж. М.К. Яковлев). В… …   Военная энциклопедия

  • Броненосец Тип «Петр Великий» — Броненосец Тип «Петр Великий» (1 единица) Проект вице адмирала А.А. Попова Петр Великий Заложен 20.05.1869 г. Спущен 15.08.1872 г. Вст. в стр. 2.10.1876 г. (СПб/Галерный остров; строители — корабельные инженеры М.М. Окунев и А.Е.… …   Военная энциклопедия

  • Монитор (тип корабля) — У этого термина существуют и другие значения, см. Монитор. Башенная броненосная лодка «Броненосец», Россия, 1863 1914. Монитор  класс низкобортных броненосных артиллерийских кораблей, преимущественно прибрежного действия …   Википедия

  • Броненосец (значения) — В Викисловаре есть статья «броненосец» Броненосцы (Dasypodidae)  семейство млекопитающих отряда неполнозубых. голохвостые броненосцы (Cabassous) щетинистые броненосцы (Chaetophractus) плащеносные броненосцы (Chlamyphorus) …   Википедия

  • Броненосец береговой обороны — Шведский броненосец береговой обороны «Сварие» наиболее мощный корабль своего класса. Броненосец береговой обороны  подкласс броненосцев , существовавший во вто …   Википедия

  • Броненосец Потёмкин — «Князь Потёмкин Таврический», с 12 октября 1905 «Пантелеймон», с 13 апреля 1917 «Потемкин Таврический», с мая 1917 «Борец за свободу» …   Википедия

  • Броненосец (судно) — Броненосец «Чесма», Россия, (1887) Броненосец  тяжёлый артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море. Появился в 1860 х годах как видоизменившийся в результате промышленной революции …   Википедия

  • Броненосец «Потёмкин» — «Князь Потёмкин Таврический», с 12 октября 1905 «Пантелеймон», с 13 апреля 1917 «Потемкин Таврический», с мая 1917 «Борец за свободу» Основная информация …   Википедия

  • Броненосец «Потемкин» — «Князь Потёмкин Таврический», с 12 октября 1905 «Пантелеймон», с 13 апреля 1917 «Потемкин Таврический», с мая 1917 «Борец за свободу» Основная информация …   Википедия

dic.academic.ru

Эскадренный броненосец — Global wiki. Wargaming.net

Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» (1903) Эска́дренный бронено́сец — тяжёлый артиллерийский корабль конца XIX — начала XX веков, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море в составе эскадр. Отличительной особенностью вооружения эскадренных броненосцев было наличие, помимо орудий главного калибра, большого числа среднекалиберной скорострельной артиллерии, расположенной, как правило, в надстройке, казематах и спонсонах (индивидуальных концевых казематах), нередко в два яруса; позднее на некоторых кораблях часть орудий, по примеру главного калибра, переместилась в башни.

Появление эскадренных броненосцев

Разнотипные броненосцы первых эксперементальных лет постройки не могли стать основной ударной силой флота. В процессе эволюции броненосцы вооружались барбетно-башенными артиллерийскими системами. Вот именно из барбетно-башенных броненосцев появился новый подкласс броненосцев — эскадренные. Они и станут ударной силой флота.

Строительство эскадренных броненосцев в разных странах

Великобритания

Первой попыткой создать серийный броненосец для боя в составе эскадр был броненосец HMS Trafalgar и однотипный HMS Nile. Внешне эти броненосцы были похожи на HMS Devastation с довольно низкими бортами и расположением башен главного калибра. А вот вооружение и бронирование было серьезно улучшено. Четыре орудия калибром 434-мм с казенной системой заряжания и шесть новейших 120-мм орудий значительно повысили артиллерийскую мощь этих броненосцев. Бронепояс кораблей варьировался от 356-мм до 508-мм. Выше бронепояса располагалась 457-мм корабельная цитадель, а выше цитадели находился каземат для вспомогательной артиллерии, защищенный 102-мм броней. Этот каземат для вспомогательной артиллерии впервые использовался на английских кораблях. Но за всеми этими преимуществами скрывался и серьезный недостаток — низкий борт. Даже при умеренном волнении скорость кораблей падала с шестнадцати до тринадцати узлов. Такие броненосцы не годились в качестве основного типа для флота «вла­дычицы морей», где традиционно считали, что кораб­ли должны находиться в море, а не стоять в портах.

Зато в следующей серии из семи броненосцев типа HMS Royal Sovereign воплотился классический вид эскадренного броненосца, который стал эталоном для всех флотов мира. Эти корабли имели высокий надводный борт, что не позволяло терять скорость даже при сильном волнении. Вооружены броненосцы были четырьмя 434-мм орудиями главного калибра. Средняя артиллерия наконец обрела свой окончательный 152-мм калибр и свое место в централь­ной части корабля. Орудия располагались в два яруса друг над другом. На верхней палубе находились шесть орудий на выступающих площадках, прикрытые щита­ми, а еще четыре на главной палубе за стенками ка­зематов. Боеприпасы к ним подавали электрические элеваторы.

Эскадренный броненосец HMS Hood хотя и строился по одной строительной программе с броненосцами типа HMS Royal Sovereign, все же имел ряд отличий. Это был последний низкобортный броненосец англичан. Орудия главного калибра располагались в башнях, а не в барбетно-башенном механизме.

Следующей серией из девяти кораблей были броненосцев типа HMS Majestic. Это были самые большие корабли Великобритании в 19 веке. Изменился главный калибр кораблей, он снизился до 305-мм. Вспомогательная 152-мм артиллерия приняла свой окончательный вид. Каждое орудие занимало свой собственный каземат, в результате даже после прямого попадания выходило из строя одно орудие, а не вся батарейная палуба. Бронирование кораблей было уменьшено, но появились броневые скосы и заменена сталежелезная броня на бронеплиты из никеле­вой цементированной стали.

Шесть броненосцев типа HMS Canopus стали попыткой британского Адмиралтейства удешевить стоимость броненосцев типа HMS Majestic. Было уменьшено бронирование кораблей и они стали уязвимы для 305-мм орудий практически на любой дистанции.

Следующая серия из восьми кораблей типа HMS Formidable были возвратом к серии HMS Majestic, но с учетом технологических новшеств. Новые 305-мм и 152-мм орудия обладали большей скорострельностью и начальной скоростью снаряда. Башенная установка тоже ста­ла более совершенной. Орудия могли заряжаться при любом угле возвышения и при любом положении по горизонту.

Шесть броненосцев типа HMS Duncan построены по проекту HMS Formidable, но с ослабленной бронезащитой, что повышало шанс получить в бою критические повреждения. Броненосцы этой серии предназначались для службы на Дальнем Востоке и должны были противостоять русским броненосцам.

Два броненосца типа HMS Triumph изначально строились для Чили. Но мирное разрешение чилийско-аргентинского противостояния, что предусматривало отказ от этих броненосцев, вынудило британское адмиралтейство выкупить эти корабли для себя из-за боязни покупки данных броненосцев Российской империей и использование их против броненосных крейсеров Японии, которая являлась союзником Великобритании. Вооружение этих броненосцев состояло из четырех 254-мм главного и четырнадцати 178-мм орудий вспомогательного калибра.

Восемь броненосцев типа HMS King Edward VII помимо 305-мм и 152-мм орудиями получили еще четыре башни с орудиями 234-мм. Но установка этих орудий подверглась критики артиллеристов из-за многочисленных проблем при стрельбе.

Последними эскадренными броненосцами стали два корабля типа HMS Lord Nelson. При изготовлении этих кораблей учитывался опыт Русско-японской войны 1904—1905 годов. Но несмотря на хорошее бронирование и ходовые качества эти броненосцы вступили в строй уже устаревшими так как вступивший в строй в 1906 году английский HMS Dreadnought положил конец эпохе броненосцев и началась эпоха дредноутов.

Россия

Первым российским эскадренным броненосцем стал «Наварин». Прототипом послужил английский эскадренный броненосец HMS Trafalgar. «Наварин» получил как все преимущества, так и недостатки своего английского прототипа. Очень хорошее бронирование и низкий борт, а из-за того что строительство затянулось, так и артиллерия главного калибра на момент ввода в строй оказалась устаревшей. Вооружение броненосца состояло из четырез 305-мм орудий главного калибра и восьми 152-мм орудий вспомогательного калибра.

Следующим эскадренным броненосцем стал «Сисой Великий». Конструктивно он напоминал «Наварин», но имел более высокий борт и был впервые вооружен мощными 305-мм орудиями в 40 калибров длиной (12,2 м), стрелявшими бездымным порохом. Эти пушки Обуховского завода стали основ­ным оружием всех новых русских броненосцев. «Сисой Великий» мог стать достаточно мощным и удачным кораблем, если бы не погоня за экономией средств. Стремление сделать новый корабль мень­шим по размерам, чем «Наварин», привело в конеч­ном счете к еще более сильной перегрузке.

Эскадренный броненосец «Три Святителя» строился для Черноморского флота. Прототипом послужил балтийский «Наварин», не­достатки которого в новом проекте удалось в значи­тельной мере преодолеть. Вооружение состояло из четырех 305-мм, восьми 152-мм и четырех 120-мм орудий, бронепояс достигал 457-мм, и поэтому корабль по праву считался одним из сильнейших кораблей мира.

Эскадренные броненосцы типа «Полтава» в количестве трех едениц являлись первыми серийными кораблями России. На момент начала постройки могли считаться сильнейшими броненосцами мира. Эти корабли сочетали мощную артиллерию, неплохую бронезащиту и достаточную для своего времени скорость при сравнительно небольших размерах, что дало основания считать их одними из наиболее сбалансированных броненосцев своего времени.

Эскадренный броненосец «Ростислав» был задуман как тип малого корабля с мощной артиллерией, обладающего небольшим водоизмещением, хорошей мореходностью и уменьшенной осадкой, что позволило бы ему действовать в прибрежных районах Чёрного моря. Вооружение состояло из четырех 254-мм орудий главного калибра и восьми 152-мм орудий вспомогательного калибра.

Эскадренные броненосцы типа «Пересвет» предназначены прежде всего для крейсерских действий в океане. Строились для нужд Дальнего Востока. В слу­чае войны с Англией предполагалось использовать их на вражеских коммуникациях вместе с броненосны­ми крейсерами и с пароходами Добровольного флота. Несомненным достоинством кораблей являлась хорошая мореходность. Вооружение состояло из четырех 254-мм и одинадцати 152-мм орудий.

Эскадренный броненосец «Ретвизан» как и крейсер «Варяг» был построен в США. «Ретвизан» стал первым русским броненосцем, обладавший принципиально новой системой обеспе­чения непотопляемости. У него отсутствовала не оп­равдавшая себя магистральная водоотливная труба. Каждый отсек имел автономные водоотливные сред­ства, насосы вместе с электромоторами стояли в во­донепроницаемых кожухах. Система бронирования повторяла бронирование «Пересвета» с некоторым увеличением толщины брони казематов и боевой рубки. Главный калибр увеличен о 305-мм.

Эскадренные броненосцы типа «Бородино» и эскадренный броненосец «Цесаревич» корабли одной серии, только «Цесаревич» строился во Франции, а пять других броненосцев в России. Вооружение состояло из четырех 305-мм и двенадцати 152-мм орудий.

Практически все эскадренные броненосцы Российской Империи (кроме черноморских) были либо потоплены, либо захвачены противником в ходе Русско-японской войны.

Три броненосца типа «Князь Потемкин-Таврический» строились для Черного моря и имели прототипом «Ростислав». Основным конструктивным отли­чием от прототипа стало увеличение высоты борта в носовой части благодаря дополнительной палубе. Это улучшило мореходные качества корабля и позволило орудиям носовой башни вести огонь при встречной волне. Вооружение «Потемкина» состояло из четырех 305-мм и шестнадцати 152-мм орудий. Броненосцы «Евстафий» и «Златоуст» фактически повторяли конструкцию «Князя Потемкина». Лишь артиллерия среднего калибра усилилась за счет заме­ны четырех 152-мм орудий на 203-мм и еще было улучшено бронирование рубки.

Эскадренные броненосцы типа «Андрей Первозванный» в количестве две единицы были последние и самые совершенные эскадренные броненосцы русского флота. Первоначально были заказаны как 6-й и 7-й корабли серии «Бородино», но уже в ходе постройки, исходя из опыта русско-японской войны, проект переработали. Так, калибр средней артиллерии увеличили до 203 мм, вместо 75-мм орудий установили 120-мм и усилили противоминную защиту.

Значимые события

  • Попытка прорыва Первой тихоокеанской эскадры из Порт-Артура 10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 года.

См. также

Литература

  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860—1905. — London: Conway Maritime Press, 1980. — ISBN 0-85177-133-5
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.II. Период проб и ошибок. — СПб.: Галея Принт, 2002. — ISBN 5-8172-0059-7* Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.III. Тараны и орудия-монстры. — СПб.: Галея Принт, 2004. — ISBN 5-8172-0086-4
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.IV. Его величество стандарт. — СПб.: Галея Принт, 2005. — ISBN 5-8172-0099-6
  • Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч.V. На рубеже столетий. — СПб.: Галея Принт, 2005. — ISBN 5-8172-0100-3

wiki.wargaming.net

Энциклопедия кораблей/Корабли/Броненосцы

Эволюция, начавшаяся в 50-х годах 19 века установкой паровых машин в корпусах деревянных трехпалубных линкоров, подобных французской «Бретани», уже через 40 лет привела к созданию грандиозных линейных кораблей-дредноутов. Такие корабли создавались для господства на море. Впрочем, то же можно сказать и о предшественниках дредноутов, сколь угодно уступавших им по размерам. Следует учесть, что термин «линейный корабль» означает самый крупный, лучше всего вооруженный и защищенный корабль своего времени — будь то парусный «Арк Ройял» (XVII в.) или броненосец Конфедерации Южных штатов «Стоуну-олл».

Логическую преемственность эволюции проектов можно проследить в истории кораблей. К примеру, броненосец «Эджинкорт», построенный в 1862 году, все еще имел бортовое расположение орудий, — как и «Арк Ройял», построенный за 300 лет до него. На «Эджинкорте» стояла паровая машина, но она использовалась лишь для маневров на рейде, в море же корабль по-прежнему ходил под парусами. Броня корабля представляла собой железные плиты, установленные на толстой деревянной подкладке поверх бортов, что делало корабль «железнобоким» в буквальном смысле этого слова. Однако, как и ряд других кораблей того времени, «Эджинкорт» уже был вооружен нарезными орудиями, заряжавшимися с казенной части. Эти пушки имели гораздо большую точность и дальность стрельбы, чем старые дульнозарядные гладкоствольные. Кроме того, новые орудия стреляли разрывными снарядами. Изобретенные во Франции в 1840-х годах, такие снаряды впервые продемонстрировали свою разрушительную мощь в 1853 году, во время Синопского сражения.

Словом, орудия становились все эффективнее, а их боеприпасы — разрушительнее. Следующим шагом должно было стать усиление защиты корабля. В 1859 году на французском фрегате «Глуар» появился железный пояс, начинавшийся ниже ватерлинии, доходивший до верхней палубы и уложенный прямо на 650-миллиметровый (25,6 дюйма) деревянный корпус корабля. Но дерево как кораблестроительный материал уже отходило в прошлое. Ровно через год в Англии был спущен на воду Уорриор, ставший первым в мире военным кораблем с железным корпусом. Он был вооружен четырьмя 110-фунтовыми нарезными и 68-фунтовыми гладкоствольными орудиями; эти пушки сделали Уорриор самым мощным кораблем своего времени. Правда, ненадолго.

Офицер британского Королевского флота Купер Коулз в 1861 году сообщил Адмиралтейству, что сконструированный им корабль, вдвое дешевле Уорриор и с вдвое меньшим экипажем, сможет в течении часа подавить сопротивление Уорриор и принудить его к капитуляции. Секретом этого корабля было размещение артиллерии в орудийных башнях. Лорды Адмиралтейства решили принять предложение Коулза. В 1864 году на воду был спущен броненосец «Принц Альберт», наглядно доказавший эффективность орудийных башен, — ведь они позволяли наводить орудия на цель значительно быстрее, чем это было возможно на кораблях с бортовым расположением артиллерии.

Однако новый броненосец не мог соревноваться с Уорриор в мореходности, поскольку нес только легкое парусное вооружение, а его паровая машина была недостаточно мощной для столь большого судна с тяжелой броней. Каждая из двух бронированных башен корабля весила 112 тонн и поворачивалась вручную.

Отказавшись признать свое поражение, Купер Коул вновь попытался доказать жизнеспособность мореходного башенного корабля. В 1869 году по его проекту был построен Кэптен. Корабль был оснащен полным парусным вооружением; чтобы мачты не мешали стрельбе, башни располагались совсем низко над водой. Это конструкторское решение оказалось неудачным: Кэптен перевернулся во время шторма прямо на испытаниях, унеся на дно большую часть команды и своего капитана Купера Коулза.

К началу 1870-х бронированные башенные корабли уже показали себя в бою. В 1862 году, во время Гражданской войны в США, броненосный корабль северян «Монитор» одержал победу над броненосцем конфедератов «Мерримак». Это был первый бой между полностью бронированными паровыми судами. Бой проходил на мелководье, когда же впоследствии «Монитор» вышел в открытое море в плохую погоду, его постигла судьба «Кэптена» и он затонул у мыса Гаттерас. Казалось, что уделом подобных кораблей навсегда останется береговая оборона и действия в мелководных акваториях.

Однако все эти неудачи не отпугнули кораблестроителей, поскольку им были очевидны преимущества паровых машин, броневых плит и больших орудий; установление правильного соотношения между этими элементами конструкции являлось лишь вопросом времени. Боевой корабль должен иметь мощную броню для защиты от вражеского огня, достаточно большой корпус, чтобы поставить машины, способные придать этой громаде необходимую скорость, и мощные орудия, превосходящие огневую мощь аналогичных кораблей противника — или, по крайней мере, ей не уступающие . Эта техническая головоломка надолго увлекла лучшие инженерные умы мира и привела к появлению в 70-80-х годах XIX столетия огромного количества самых разнообразных проектов.

Отдельной проблемой стало размещение артиллерии — особенно до середины 1870-х, пока большинство боевых кораблей еще несли полное парусное вооружение, а пушки и башни приходилось буквально втискивать среди мачт и такелажа. Орудия нужно было хорошо защитить, но при этом расположить достаточно высоко над водой во избежание попадания брызг или затопления при крене. На некоторых кораблях (например, на турецком «Лютфи-Джелиль») ставился фальшборт. На других — в частности, на французском «Каймане» — орудия располагались в приподнятых броневых редутах, которые назывались барбетами. Еще один вариант размещения артиллерии продемонстрировал французский броненосец «Девастасьон», основное вооружение которого было расположено не в башнях, а в центральной батарее.

В 1869 году по проекту видного русского кораблестроителя вице-адмирала А.А. Попова в Петербурге был заложен первый корабль типа броненосец, получивший впоследствии наименование Петр Великий. Из-за неимения опыта постройки таких крупных кораблей, оснащенных самой совершенной по тому времени боевой техникой и вооружением, строительство броненосца затянулось до 1877 года, но тем не менее в течение целого ряда лет после окончания строительства Петр Великий считался лучшим и сильнейшим кораблем в мире.

Большинство океанских броненосцев этого периода объединяло наличие тарана. На кораблестроителей большое впечатление произвел эпизод сражения при острове Лисса в 1866 году, когда итальянский броненосец «Ре д’Италия» был протаранен и потоплен австрийским броненосцем «Фердинанд Макс». Несмотря на то, что крупнейшие морские орудия тех времен уже имели дальность стрельбы до 3000 ярдов, судьба «Ре д’Италия» доказала, что древняя тактика тарана может найти применение и в век железных кораблей. Поэтому следующие 30 лет почти все крупные боевые корабли мира оснащались таранами. Некоторые из них, подобно рейдеру конфедератов «Стоунуолл», вообще строились исключительно как таранные броненосцы.

Однако период поиска наилучшего конструктивного решения не мог продолжаться бесконечно, флот, состоящий из кораблей различных типов, с абсолютно разными ходовыми качествами, разной броней и разными калибрами орудий, не слишком эффективен в бою. В 1889 году британское Адмиралтейство заказало полностью новый флот из 70 кораблей, включая 8 эскадренных броненосцев первого класса. Первым был построен Ройял Соверин. Его корпус и орудия были изготовлены из стали, борт защищен броней толщиной до 450 мм, а калибр орудий составлял 343 мм. Несмотря на полное водоизмещение в 16 000 тонн, этот корабль мог развивать скорость в 16 узлов.

Наступала эра броненосцев с крупнокалиберными орудиями. Но стоимость этих кораблей оказалась поистине чудовищной. Военно-морские расходы Британии только в течение 1890-х годов возросли на 290 процентов; к концу десятилетия стоимость нового броненосца уже приблизилась к полутора миллионам фунтов стерлингов. Мир был втянут в первую гонку вооружений. Каждая индустриально развитая страна (и даже многие из тех, которые, подобно Бразилии, еще не имели развитой промышленности) видела в постройке броненосцев возможность продемонстрировать свою мощь. Соревновательный дух особенно ярко проявлялся у молодых мировых держав, таких, как имперская Германия и Соединенные Штаты, которые наращивали свои флоты даже стремительнее, чем Великобритания.

Эра броненосцев закончилась в 1906 году, когда был спущен на воду Дредноут — корабль, давший имя новому классу боевых кораблей и отправивший броненосцы на слом.

www.ship.bsu.by

Броненосец (тип корабля) — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Батарейный броненосец «Глуар» (1859) Броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» (1903)

Броненосец — тип военного корабля, несущий защиту из толстых броневых плит. Появился в середине XIX века, как следствие увеличения мощи артиллерии.

По типу бронирования подразделялись на следующие виды:

  • Батарейный — наследник деревянных парусных линкоров, орудия расположены по всей длине корабля, броня навешена на борта. Первые мореходные — французский «Глуар» 1859, английский «Уорриор» 1861.
  • Казематный — небольшое число мощных орудий располагалось в бронированном каземате. Сохраняли парусное вооружение. Первый — британский «Беллерофон» 1866. Последний — австро-венгерский «Тегетхоф» 1879.
  • Брустверно-башенный — механизмы башен артиллерийских установок, рулевая рубка, люки, трубы и т. п. прикрывались бронированным бруствером, возвышавшимся над палубой. Яркие представители: английский «Девастейшн» 1873, русский «Пётр Великий» 1872.
  • Барбетный — французская схема, когда артиллерийские установки находились в барбетах, представлявших собой броневые кольца около 2 метров высотой, куда орудие опускалось для заряжания и когда в нём не было надобности. Преимущество барбета — большой угол возвышения ствола орудия и отсутствие сложного механизма вращения башни. Первый — французский «Адмирал Дюпре» 1881 Российские — «Чесма» 1887, «Двенадцать апостолов» 1892.
  • Цитадельный — характеризуется наличием бронированной цитадели в средней части корабля, защищающей боевую часть (боезапас и артиллерийские механизмы и рубка), на которую устанавливались башни с небольшим числом орудий большого (главного) калибра. Бронирование носовой и кормовой частей часто минимальное. Первые представители этого вида английский «Инфлексибл» (англ. inflexible — несгибаемый) 1881, итальянский «Дуилио» 1880.

Дальнейшее техническое усовершенствование конструкций броненосцев включало в себя увеличение площади бронирования, увеличения числа орудийных башен, что вело к увеличению водоизмещения, которое в начале XX века составляло от 10000 до 17000 т. Главный калибр орудий — 305 мм, броневой пояс 300—450 мм, реже более 500 мм. Классические примеры таких броненосцев — английский «Лорд Нельсон» 1905, французский «Дантон» 1911, итальянский «Бенедетто Брин» 1905, германский «Дойчланд» 1906, российский «Князь Потёмкин-Таврический» 1892, американский «Джорджия» 1906, японский «Микаса» 1902.

Большинство броненосцев относились к классу линейных кораблей.

К броненосцам также можно отнести мониторы и броненосцы береговой обороны.

Наследниками броненосцев стали дредноуты.

К числу замечательных событий мировой и российской военно-морской истории можно отнести:

traditio.wiki

Броненосец (корабль) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Бронено́сец — основной класс боевых кораблей во 2-й половине 19 — начале 20 вв. с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой. Он заменил парусный линейный корабль как сильнейшее военное судно. С 1848 года во Франции и Англии началось строительство линейных кораблей, которые наряду с парусами имели и паровые двигатели. Еще одной новинкой, тесно связанной с появлением броненосцев стали бомбические орудия, разработанные французским артиллерийским офицером генералом Г.-Ж. Пексаном (1783—1854). Для защиты от огня бомбических орудий тот же Пексан предложил использовать железные бортовые листы. Однако внедрение этого новшества задержалось невысоким уровнем металлургической промышленности. Лишь после Синопского боя (1853), в котором русская эскадра под командованием адмирала П. С. Нахимова зажигательными бомбами уничтожила турецкий флот, во всех флотах окончательно пришли к убеждению в необходимости замены деревянных кораблей с парусным вооружением кораблями из железа с паровыми машинами. Первым броненосным паровым кораблем нового типа (для плавания в открытом море) был французский панцирный броненосец «Глуар», спущенный на воду в 1859 году, киль и шпангоуты которого были металлическими, а обшивка — деревянной. В 1860 году в Англии на воду был спущен цельнометаллический броненосец «Уорриор». Первое боевое столкновение между бронированными паровыми кораблями произошло во время Гражданской войны в США на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года, между броненосцами «Монитор» и «Вирджиния».

Первые артиллерийские башни появились еще на заре броненосной эры — одной двухорудийной башней оснащался легендарный «Монитор». Однако для возможности кругового обстрела он был снабжен заваливающимися трубами, что не могло нравиться морякам, не желавшим терять ход во время боя. Для обеспечения кругового обстрела нужно было по крайней мере две башни. Впервые это было сделано в 1872 году на русском корабле «Петр Великий», снабженном четырьмя 12-дюймовыми пушками в 2 башнях. Тогда же броненосцы расстались с парусами — паровые машины стали достаточно надежны и экономичны.

К концу 19 века взгляды на новые корабли постепенно устоялись, приведя к возникновению эскадренных броненосцев — тяжелых артиллерийских кораблей, приспособленных к ведению артилерийского боя в составе эскадр. Крупнейшим сражением эскадренных броненосцев было Цусимское сражение 14 мая 1905 года. Опыт русско-японской войны выявил недостаточность числа орудий главного калибра, большую разнокалиберность вспомогательной артиллерии, слабость бронирования броненосцев и их низкую живучесть. Поэтому их строительство прекратилось, и взамен их во многих флотах мира стали строить линейные корабли (линкоры). Последними кораблями, официально называемыми броненосцами, стали немецкие корабли типа «Дойчланд», которые в 1940 году были переименованы в тяжелые крейсеры. Однако, в некоторых флотах, главным образом скандинавских стран, небольшое количество броненосцев сохранялось до конца Второй мировой войны, а в ВМС Швеции до середины 1950-х гг.

megabook.ru

Броненосцы и линкоры, построенные в XIX веке — Культпривет

Как известно, в ходе Гражданской войны в Америке появился новый класс кораблей. Речь идет о так называемых мониторах, все вооружение которых размещалось в поворотных башнях.

Однако легкая конструкция башни инженера Эриксона не позволяла установить в ней тяжелые орудия для серьезного морского боя. Дело в том, что башни мониторов были весьма несовершенными. В походе они просто лежали на палубе. А во время боя башня приподнималась на центральной оси и вращалась, опираясь на специальные колесики.

И вот, английский конструктор и кораблестроитель Купер Коулз предложил свой вариант башни, которая опиралась не на центральный штырь, а на несколько десятков роликов, катающихся по круговому стальному желобу — погону. В такой башне можно было разместить самые тяжелые пушки, имеющиеся в то время на вооружении.

Башенный броненосец “Ройял Соверин”, Англия, 1864 г.

В 1866 году четыре башни конструкции Коулза с 267-мм дульнозарядными пушками были установлены на, срезанном по нижнюю палубу, корпусе деревянного линейного корабля «Ройал Соверен». В результате получился очень низкий, относительно узкий, хорошо вооруженный и защищенный 140-мм броней корабль.

Башенный броненосец “Монарх”

Англичане поставили рискованный эксперимент, обстреляв одну из башен «Ройал Соверена» из 229-мм пушки с дистанции около 200 метров. Орудие в башне не получило никаких повреждений, а сама она продолжала нормально вращаться. Беда «Ройал Соверена» состояла в другом — из-за низкого борта он не мог находиться в штормовом море без риска быть залитым волнами.

Башенный броненосец “Кэптен”

Коулз сумел убедить адмиралов в перспективности башенного броненосца, и в том же 1866 году, им было получено согласие на строительство сразу двух кораблей, оснащенных артиллерийскими системами нового типа. Первый из них построили на казенной верфи и назвали «Монарх», второй, заложенный годом позже, строился на частной верфи «Кэммелл Лэйрд» и получил, довольно непривычное для судна, имя «Кэптен» («Капитан»).

Оба корабля имели много общего. Их основное вооружение — четыре огромных дульнозарядных 305-миллиметровых орудия по системе Армстронга — размещалось в двух цилиндрических башнях, установленных в средней части корпуса. Орудия не имели возможности стрелять в корму и в нос. Этому мешали высокие надстройки и мачты. Сектора обстрела были «нарезаны» только в борта, как и у старых батарейных броненосцев.

Башенный броненосец “Ройял Соверин”, Англия, 1864 г.

 

Орудия имели крайне низкую скорострельность — порядка одного выстрела в три минуты. Это и понятно. Процесс перезаряжания башенных орудий представлял собою очень сложный процесс, особенно учитывая громадный вес орудий, снарядов и зарядов.

После залпа башня ставилась в нейтральное положение — амбразурами орудий вперед. Платформа с обеими пушками откатывалась полностью внутрь башни, разворачивалась стволами в противоположную от амбразур сторону, после чего стволы орудий опускались вниз. К их дулам подъемниками подавались метательные заряды, состоявшие из нескольких десятков килограммов дымного (черного) пороха, зашитых в специальные шелковые мешки, называемые картузами.

Башенный броненосец “Монарх”, Англия, 1869 г.

 

В каждый ствол нужно было пропихнуть до самого конца (до казенной части) по два картуза с порохом. Это делалось с помощью длинных шестов с утолщением на концах (досылателей). Затем, из снарядного погреба к дульному срезу каждого ствола подавался двухсоткилограммовый чугунный снаряд — бомба цилиндрической формы, начиненная взрывчаткой.

На ее боках были нанесены винтообразные канавки, которыми снаряд ввинчивался в нарезы орудия. После досылания снарядов в казенники орудий платформа с пушками вновь разворачивалась стволами к амбразурам и выкатывалась вперед, пушечные жерла вновь высовывались из башни наружу. Затем пушки следовало навести на цель и произвести залп.

При этом труд башенной прислуги в бою превращался в сущий ад, ведь не будем забывать, что башни поворачивались мускульной силой, а многотонные пушки наводились по вертикали с помощью неуклюжих воротов, поворачивать которые, тоже нужно было вручную. Достаточно сказать, что для поворота одной только башни требовалось усилие сорока матросов! А еще орудийной прислуге после выстрела нужно было прийти в себя от страшного грохота и порохового дыма.

Башенный броненосец “Кэптен”, Англия, 1870 г.

Итак, «Монарх» был спущен на воду в 1868 году, а «Кэптен» — годом позже. Оба судна имели практически одинаковую архитектуру и парусное вооружение трехмачтовых фрегатов, но имелись и серьезные различия.

За строительством «Монарха» пристально следили военные специалисты и чиновники Адмиралтейства, в том числе — главный инженер-кораблестроитель Англии Э.Рид. Поэтому, броненосец был построен в строгом соответствии с проектом, не был перетяжелен, имел высокий корпус, на верхней палубе которого, как раз и располагались башни. Мало того, во время шторма башни дополнительно прикрывались специальными подъемными частями бортов.

«Кэптен» имел такие же башни, но расположенные на одну палубу ниже, чем у «Монарха», в так называемых «колодцах» между надстройками. Башни возвышались над водой всего на два метра. Считалось, что тяжелые башни должны быть расположены как можно ниже, чтобы корабль не терял остойчивость. Правда, это же делало корабль немореходным. Ведь во время сильного шторма вода могла залить башни. Ситуацию усугубляло наличие трех тяжелых мачт, каждая из которых, имела еще и по две подпорки.

Для работы с парусами над башнями проложили узкую навесную палубу. Добавьте к этому сильную конструктивную перегрузку корабля, допущенную вследствие отсутствия контроля за деятельностью частной верфи со стороны Адмиралтейства. А ведь специалисты предупреждали, что при крене в 21 градус погоны башен «Кэптена» начнут уходить под воду, возникнут течи и корабль перевернется в считанные минуты.

Тем не менее, порочно сконструированный броненосец, все же был принят королевским флотом летом 1870 года. А дальше произошло то, что и должно было случиться.

В первых числах сентября «Кэптен» вышел на стрельбы в пролив Ла-Манш. Это был его первый поход. На борту находился конструктор Коулз, решивший лично проверить работу башен. В 1870 году, 6 сентября броненосец попал в шторм. Командир «Кэптена» приказал убрать паруса, но матросам это оказалось не под силу: на узкой навесной палубе при сильной качке было просто невозможно работать.

Ночью шторм усилился, броненосец начало сильно кренить. Вода начала проникать в корпус через погоны и амбразуры башен. Вскоре, «Кэптен» перевернулся и затонул. Вместе со значительной частью команды погиб и сам Купер Коулз.

Броненосец «Геркулес» ,1869 год.

 

По результатам судебного разбирательства вся ответственность за гибель новейшего броненосца в первом же походе была поделена поровну между фирмой — строителем «Кэммелл Лэйрд» и конструктором — покойным Коулзом.

Чины Адмиралтейства, навязавшие ему целый ряд «изменений и улучшений» проекта, приведших к печальному финалу, в частности, слишком низкое расположение башен и тяжеленные треногие мачты, вышли сухими из воды. Покойнику-то все равно, какие незаслуженные грехи на него вешают.

Гибель «Кэптена» нанесла серьезный удар по репутации башенных броненосцев. Казалось, что их ждет забвение. Но безукоризненная служба «Монарха», одно время ставшего самым быстроходным броненосцем британского флота, спасла положение.

Была учтена и критика противников парусного оснащения боевых кораблей. Лишь теперь консерваторы из Адмиралтейства решили полностью отказаться от парусного вооружения. В результате, родился проект боевого корабля, ставший на несколько последующих десятилетий эталоном для всех флотов мира. Создателем его был главный конструктор Английских кораблей Эдвард Рид.

«Девастейшн» Общий вид и продольный разрез

Новый линкор имел низкий борт и две башни, расположенные спереди и сзади центральной надстройки. Их орудия имели ничем не перекрываемые огромные сектора обстрела. Одна небольшая мачта служила лишь для размещения наблюдателей в «вороньем гнезде» и подачи флажковых сигналов. Никаких парусов она не несла.

Впрочем, даже устаревшие паровые машины позволяли кораблю развивать скорость 13,4 узла. Подводная носовая часть корпуса корабля была выполнена в виде огромного трехметрового тарана.

Носовая башня броненосца «Деванстейшн»

Башни имели тяжелое бронирование, толстая броневая цитадель прикрывала также подбашенные отделения и все, что находилось между ними — машины и котлы. Интересно, что броня на корабле была двухслойной. Между бронеплитами толщиной 15 и 18 сантиметров имелась толстая прокладка из тикового дерева.

Незабронированными оставались лишь оконечности корабля и его надстройка, в которой располагались жилые помещения. В связи с тем, что обе башни вплотную примыкали к центральной надстройке, корабли, построенные по такой схеме, получили впоследствии наименование цитадельных броненосцев.

Орудия в башне

Скептически отнесясь к идеям Рида, Адмиралтейство все же выдало заказ на два экспериментальных цитадельных броненосца, ограничив их водоизмещение 9000 тоннами. Чтобы «вписаться» в отведенный лимит веса, Риду пришлось сделать нос и корму своих детищ ниже на одну палубу. Чтобы спасти башни от заливания в шторм, переднюю и заднюю переборки, замыкавшие цитадель, пришлось сделать достаточно высокими и прочными, чтобы волны разбивались об них, не доходя до башен.

Дульнозарядное орудие

 

Оба новаторских корабля были заложены еще до гибели «Кэптена», в 1869 году, и в ходе строительства их проекты неоднократно корректировались. После того, как Рида уволили с поста главного судостроителя, его преемник Уильям Уайт настоял на увеличении объема центральной надстройки, чтобы улучшить условия обитаемости экипажа.

Два «плавучих эксперимента» вошли в строй в 1872 году и получили имена «Девастэйшн» («Разрушение») и «Тандерер» («Громобой»). «Девастэйшн» на момент своего вступления в строй был раскритикован прессой — слишком свежа была память о гибели столь же низкобортного «Кэптена». Но при этом был проигнорирован тот факт, что причиной гибели злосчастного броненосца стали мачты с парусами, которых у «Девастэйшна» в помине не было.

Как писал в дальнейшем один британский создатель линейных кораблей, «Безусловно, еще ни один корабль не покидал базу под покровом такого облака пессимизма и дурных прогнозов, как «Девастэйшн», и вместе с тем, ни один из кораблей столь новаторской конструкции не оправдал надежд своих создателей в столь полной мере, как он».

«Девастэйшн» нес запас угля, равнявшийся 1722 тоннам, что обеспечивало кораблю дальность плавания 4578 морских миль — неслыханная цифра по тем временам. О корабле говорили как о «чуде фортификационной техники, выстроенном на плавучей угольной шахте».

Он был первым железным кораблем, построенным на Королевской Портсмутской Военно-морской верфи. Он был построен в 1871 году и передан флоту 19 апреля 1873 года после испытаний, завершившихся в январе того же года.

Линкор «Дредноут»

Третий броненосец серии, «Дредноут» («Неустрашимый»), построили уже по улучшенному проекту, с «нормальной» высотой борта в оконечностях, так что он получился гладкопалубным.

Еще одной страной, решившейся построить цитадельный башенный броненосец, стала Россия. Еще в 1869 году на Галерном острове на частной верфи в Санкт-Петербурге начали строить безрангоутный броненосец «Крейсер». В 1872 году его спустили на воду и переименовали в «Петр Великий».

Броненосец «Пётр Великий!

По совершенству компоновочной схемы он даже опережал, заложенный одновременно с ним, британский «Девастейшн» и более всего напоминал более поздний «Дредноут» с его высокими мореходными бортами. Правда, оснащение нового российского корабля затянулось еще на восемь лет, а строительство других мощных броненосцев этого типа в России не имело продолжения.

В то же время, нужно отметить, что английский «Дредноут» также достраивался весьма долго и вошел в состав британского флота на четыре года позже «Петра Великого».

Пётр Великий

В течение целого десятилетия «Петр Великий» оставался единственным русским боевым кораблем «первой линии». Но к концу XX века он уже безнадежно устарел. После 1917 года броненосец был переименован в «Республиканец» и еще несколько лет нес службу в качестве артиллерийского учебного корабля в составе Балтийского флота. Окончательно корабль был списан и пошел в переплавку лишь в 1959 году — по истечении почти 90 лет после его постройки!

Говоря о броненосце «Петр Великий», нужно отметить, что этот корабль сыграл непоследнюю роль в истории мирового судостроения. Когда в 1870 году затонул башенный броненосец «Кэптен», английские адмиралы думали расстаться с башнями. Но их мнение изменилось не только из-за того, что броненосец «Монарх» показал себя весьма достойно.

Пётр Великий 1881г, Англия

Главным фактором стала, дошедшая до англичан, информация о том, что в России создается боевой корабль нового поколения, вооруженный пушками большой мощности в поворотных башнях, ничем не уступающий только что заложенным броненосцам типа «Девастэйшн».

 

kultprivet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *