Бронеавтомобили гражданского назначения – Основные средства

И. Соколов

Производство и распространение в России гражданских бронеавтомобилей стало относительно новой тенденцией как в отечественной промышленности, так и на российском рынке. Если в недавнем прошлом такие автомобили использовались только высшими эшелонами власти, то сегодня в эксплуатации этих транспортных средств заинтересованы банковские структуры (инкассация), органы правопорядка, а также широкий слой населения, связанный с коммерческой и производственной деятельностью.

Мощным толчком развития рынка бронеавтомобилей послужила волна похищений важных персон, прокатившаяся по Латинской Америке в 60-е – 70-е годы. Несколько крупных латиноамериканских автомобильных компаний, занимающихся в том числе и производством бронеавтомобилей, оказались не в состоянии удовлетворить все возрастающий спрос на бронированную продукцию. Тогда в дело вмешались итальянские компании. Имея достаточный опыт бронирования автомобилей, они уверенно ступили на этот рынок, потеснив местных производителей.

Итальянцы не только разработали и применили новые технологии и материалы, но и организовали продажу бронеавтомобилей в другие страны, заняв, таким образом, лидирующее положение на этом рынке. Однако спрос был настолько велик (особенно после 1975 г., когда количество терактов в мире было максимальным), что некоторые мелкие фирмы США и Западной Европы, оценив всю серьезность этого рынка, также взялись за производство бронеавтомобилей.

В начале 80-х годов, когда борьба с терроризмом приобрела международный характер, бандиты стали использовать для нападений более мощное оружие, и бронеавтомобиль, оснащенный легкой или средней броней, уже не являлся надежной защитой. Правительства США, Великобритании и Германии, озабоченные данной проблемой, решили установить стандарт на баллистический дизайн и конструкцию бронированных автомобилей. Листы, используемые при бронировании автомобилей, должны были выдерживать обстрел из автомата Калашникова АК-47 с калибром 7,62 мм, автомата AR-15 Armalite калибра 5,56 мм и огнестрельного оружия калибра 7,62 мм, выпускаемого странами НАТО.

В это же время на рынок бронеавтомобилей вышли мировые автомобильные гиганты, такие как Мерседес и БМВ, предложив покупателям высокотехнологичные изделия, способные обеспечивать высший уровень безопасности. И уже к середине 80-х годов на этом рынке прочно обосновались шесть фирм Германии, США, Великобритании и Италии, которые продолжают удерживать его до настоящего времени.

Автомобили VIP-класса

Подходы к бронированию легковых и грузовых автомобилей значительно отличаются друг от друга. Обычно при бронировании легковых автомобилей за основу берут кузов серийной машины, имеющий небольшой запас прочности. При установке листов брони, бронестекол, различного дополнительного оборудования сразу увеличивается вес автомобиля и уменьшается его грузоподъемность. Попытка бронировать отечественную «Волгу» привела к тому, что машина кроме водителя могла взять на борт лишь одного пассажира с небольшим чемоданчиком. Поэтому при бронировании серийных легковых автомобилей для сохранения приемлемой грузоподъемности и ходовых качеств усиливают подвеску, дорабатывают тормоза, рулевое управление, ступицы колес, устанавливают шины с максимально допустимой нагрузкой.

В целях безопасности желательно, чтобы бронированный лимузин по своему внешнему виду ничем не отличался от базовой модели. Некоторые итальянские фирмы предлагают своим клиентам в дополнение к бронированным автомобилям его исходную модель, гарантируя их полную идентичность. Тогда покупатель может менять машины, пользуясь броневиком лишь в случае крайней необходимости.

Правда, есть и другой достаточно дорогой способ маскировки. Он был использован при бронировании отечественного правительственного лимузина ЗИЛ-4105. Сначала был специально изготовлен цельный бронекорпус автомобиля. Затем его обшили кузовными панелями из обычного тонкого стального листа. Таким образом удалось, с одной стороны, сохранить внешний вид серийного автомобиля, с другой – обеспечить высокий уровень защиты.

Автомобили для перевозки денег и ценностей

Такие автомобили бронировать легче, чем легковые. Как правило, при создании инкассаторской машины за основу берут серийный фургон или микроавтобус. Это связано с тем, что они изначально предназначены для перевозки грузов и шасси требует лишь незначительной доработки. Тем не менее запас прочности шасси оказывается выбранным почти до конца и практически любой бронеавтомобиль работает на пределе возможностей, имея ресурс в несколько раз меньший, чем обычная машина.

В отличие от легкового бронеавтомобиля, грузовому не обязательно иметь полное сходство с базовой моделью. Скорее наоборот. Чаще всего им специально придают нарочито агрессивный вид, и автомобили выглядят довольно угрожающе. Правда, существует еще школа скрытого бронирования, когда за скромной внешностью мирного фургончика скрывается бронированный сейф на колесах.

Бронирование грузовых автомобилей осуществляется двумя путями. В первом варианте базовую модель обшивают изнутри плоскими или гнутыми бронелистами. Так чаще всего защищают кабины небольших автомобилей. Во втором случае кузов изготавливают специально, тогда его наружную поверхность образуют сваренные бронелисты. Как правило, такое бронирование используется в инкассаторских и полицейских машинах, созданных на базе микроавтобусов.

От выстрела из гранатомета не защищен ни один бронеавтомобиль в мире. Но стрелять в инкассаторские машины из базуки не имеет смысла – обгоревшие клочки банкнот будут разбросаны в радиусе нескольких сот метров от места нападения. Поэтому грузовой отсек инкассаторского автомобиля или совсем не бронируют, или он имеет защиту на один-два класса ниже, чем отсек для экипажа. В конце концов, деньги всего лишь бумага. А жизнь у человека одна. И если западный суд сочтет, что в смерти инкассатора, погибшего при исполнении, есть доля вины изготовителей машины, то они будут платить семье убитого немалую пенсию. Не говоря уже об огромной компенсации банку, которому принадлежал автомобиль.

В настоящее время степень бронирования той или иной машины определяется с учетом статистического анализа известных налетов. Так как большинство нападений происходит не сверху или снизу, то бронированию днища, особенно если речь идет о машинах для перевозки ценностей, обычно уделяют меньше внимания. Это же касается и крыши – большинство западных производителей защищают ее лишь от выстрелов под углом до 20 град.

Покупка

Потенциальными покупателями бронированных автомобилей являются короли, главы государств и правительств, директоры коммерческих и промышленных фирм, сотрудники служб безопасности, военные, сотрудники полиции, промышленники и важные персоны различных кругов.

Обычно покупатели бронированных автомобилей полагаются на хорошую репутацию производящих их фирм. Однако при покупке бронированного лимузина весьма полезно учесть некоторые рекомендации.

1. Не позволять продавцу вводить вас в заблуждение различными стандартами на броневые материалы, существующими в разных странах. Уровни безопасности также похожи только приблизительно. Испытательные процедуры различаются, а сами бронематериалы могут иметь различную толщину и качество.

2. При испытании броневых материалов на прочность необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

– расстояние от броневой плиты до точки выстрела;

– размер и толщина броневой плиты;

– число произведенных выстрелов;

– были это одиночные выстрелы или очереди из автомата;

– угол атаки пули к броневой плите;

– скорость пули;

– температура броневых плит.

3. Стандарты на броневые материалы были установлены организациями DIN в ФРГ, BSJ в Великобритании и UL в США. Европейский комитет по стандартизации (CEN) ввел свой стандарт.

4. Желательно лично ознакомится с производством бронированных автомобилей (если имеется такая возможность), посетить испытательные лаборатории. Поговорить с инженерным составом о качестве бронированных лимузинов, которые могут сообщить очень важную информацию.

5. Если вы сравниваете цены на американские и европейские бронированные автомобили, то следует иметь в виду, что у американских и европейских покупателей совершенно разные требования к качеству продукции. Это относится как к автомобилю, так и к его защите.



os1.ru

Первый в мире гражданский военный броневик для тех, кто заботится о безопасности

Автомобили канадской компании Terradyne Armored Vehicles – известного производителя бронированной техники – традиционно используются в армии и в полиции. До недавнего времени было две стандартные комплектации: универсал супер-вместимости и лёгкая боевая машина. Но теперь производитель представил принципиально новый вариант.

Новый автомобиль от Terradyne Armored Vehicles был выпущен специально для служб быстрого реагирования. В нём пять сидений, пуленепробиваемые окна и комплект военной брони. Но при этом продавать автомобиль собираются гражданским службам и лицам. Возможно, любителям бронированных лимузинов захотелось чего-то принципиально нового, и канадский производитель бронетехники решил порадовать их чем-то более массивным и агрессивным.

Новый автомобиль, получивший название Gurkha RPV Civilian Edition, создавался на базе пикапа Ford F-550. Он весит более 6 тонн и оснащён 150-литровым топливным баком и двигателем V8 объемом 6.7 литра и мощностью 300 «лошадей».

Броневик играючи разгоняется до 110 110 км/ч. Если кому-то это покажется скромным результатом, стоит вспомнить про солидный вес этого автомобиля и о том, что машина поставлена на внедорожные колёса.

Можно не сомневаться, что один только агрессивный вид этой машины отпугнёт всех недоброжелателей. А если без эмоций – стальные плиты повышенной прочности, использованные для бронирования автомобиля, выдерживают прямое попадание из пулемета калибра 7.62.

Стоит бронированная новинка 278 тысяч долларов. Это, конечно, не мало, но стоит вспомнить о том, что любая военная техника – удовольствие не из дешёвых. Для тех же, кто беспокоится о своей безопасности и не собирается на ней экономить, Gurkha RPV Civilian Edition станет прекрасным выбором.

Если вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями!

2drive.ru

Бронированные авто: разбираемся в нюансах (и что такое B6/B7)

Война идет даже в мирное время. «Горячие» точки на карте мира, локальные конфликты, терроризм, криминальные разборки делают рентабельным производство гражданских броневиков, внешне почти неотличимых от обычных представительских седанов и внедорожников. Подразделения и близкие партнеры по постройке защищенных машин есть у каждой европейской премиум-марки: Mercedes-Benz, BMW, Audi… Существуют и сторонние крупные фирмы, бронирующие, например, тойотовские «крузаки», «Кадиллаки», «Лексусы». Среди таких — немецкая компания Aurum Security и российская RIDA. Причем «Мерседес» именно отечественной доработки спас жизнь главе Ингушетии Юнус-Беку Евкурову при атаке на его кортеж. А уж сколько кустарных мастерских собирают броневики сомнительной стойкости — не сосчитать.

Бронированная Toyota Land Cruiser 200 в 2010 году уберегла главу Хасавюртовского района Дагестана Д. Салавова от взрыва бомбы 15-20 кг в тротиловом эквиваленте

Понятно, что в новости попадают, в основном, покушения на крупных бизнесменов, чиновников и руководителей государств, которые закупают первосортную бронированную технику. Поэтому в памяти обывателя укоренилась магическая формула B6/B7. Дескать, не знаем подробностей, но это круче некуда, высший класс защиты гражданских машин.

Баллистическая защита: 14 уровней

Если верить европейским стандартам EN 1063/EN1522/1523, то седьмой уровень — потолок. Вот только нормы эти давно устарели! Сейчас специалисты ориентируются на классификацию VPAM, разработанную в 2006 году международной Ассоциацией центров по сертификации пулестойких материалов и конструкций. В этом своде уже 14 градаций, причем старый B6 дотягивает лишь до седьмого (VR7) по VPAM, а B7 — только до VR9.

Стандарт VPAM сообща разрабатывали ученые, полицейские и военные со всей Европы, поэтому в нем больше градаций и подробно отражены основные средства поражения стрелковым оружием

Важно понимать — стандарты EN и VPAM описывают баллистическую стойкость защиты. То есть способность брони сопротивляться обстрелу пулями, шрапнелью или другими поражающими элементами (взрывы — отдельная история, которую расскажем ниже). Соответственно, каждый уровень классификации соответствует определенному калибру и типу боеприпаса, от которого есть шанс спастись (но это не абсолютная гарантия!).

Разумеется, старый и новый стандарты отличаются важными деталями. К примеру, прежние правила EN регламентируют обстрел тремя выстрелами в вершины треугольника со сторонами по 120 мм. VPAM большее внимание уделяет защите машины в целом, а не отдельных стекол и бронеплит, кинетической энергии пули, учитывает разнообразное оружие и патроны (не только европейские) и не ограничивает направление огня 45 и 90 градусами к броне. Впрочем, в такие глубины заглядывают специалисты. А нам важно понимать, что нормы VPAM лучше привязаны к реальности.

Распространенная практика «левых» мастерских — предлагать под видом сертифицированного броневика кустарную поделку. Броня у нее может быть качественной, но собрана такая машина криво. Пример — покушение на главу службы безопасности президента Пакистана в июле 2010-го. Слабый взрыв вырвал дверь, раскидал броню. Пассажиры погибли

От «мелкашки» до винтовки Драгунова

Уровни VR с первого по пятый — это защита от легкого стрелкового оружия вроде спортивной винтовки-«мелкашки» (типа тех, что используют в биатлоне), 9-мм пистолета или револьвера 357-го калибра. Забронированные таким образом автомобили популярны в Латинской Америке, где развита уличная преступность и на неприятности может нарваться абсолютно любой человек, заехавший в «неправильный» квартал.

Во время загрузки произошла ошибка.Наглядная демонстрация отличий баллистической защиты по старому и новому стандартам. К слову, бронирование по VR10 стоит от 120 000 евро

Бронирование по классам с шестого по десятый уже серьезное. Именно такие машины обычно заказывают спецподразделения, толстосумы, правители по всему миру. И если автомобиль, защищенный по VR6, убережет от 7,62-мм пули автомата Калашникова, то VR10 выдержит обстрел бронебойно-зажигательной пулей Б-32 снайперской винтовки Драгунова. И это очень круто, поскольку требует 18-23-миллиметровой брони, десятислойных стекол толщиной 80 мм и массой до 240 кг! Кстати, мы тестировали Land Cruiser 200 VR10, подготовленный компанией Aurum Security, и даже сравнили его с гражданской «Тойотой».

Когда проще купить танк

А что же дальше? В теории обычный автомобиль можно забронировать по 11-12 классам, но желающих платить за это мало. Поскольку рассчитана такая защита на вольфрам-карбидовую пулю штурмовой винтовки калибра 7,62 мм, а распространение этого патрона жестко ограничено даже на черном рынке. Высшие по VPAM уровни 13-14 — удел военной техники. Потому что проще купить танк, чем научить гражданскую модель безболезненно выдерживать обстрел из станкового пулемета или башенной установки БТР-80 с пулеметом КПВТ калибра 14,5 мм.

Сейчас в мире только одна фирма — Aurum Security — бронирует машины (Toyota Land Cruiser 200 и Lexus LX) по уровню VR11. Для сравнения, предел заводского Mercedes-Maybach S 600 Guard — VR10. Зато он, безусловно, комфортабельнее

Как видите, международный стандарт VPAM охватывает чуть ли не все распространенное стрелковое оружие. Что, впрочем, не исключает применение и других стандартов. Например, в Америке используют NIJ 0108.01, в Англии — BS 5051, а в России есть свои ГОСТ Р 50963-96 и ГОСТ Р 51112-97 (с изменениями от 01.06.2016). Но построены они все по схожему принципу и получили локальное распространение.

Защита от взрывов

По статистике, больше половины нападений на автомобили сейчас происходит при помощи взрывчатки. Но защитить машину от подрыва сложнее, и недобросовестные компании хитрят, выдавая баллистическую стойкость продукции за комплексную. Или же вообще «забывают» оговорить этот момент с заказчиком. Хотя насчет противоминных мер существуют свои стандарты и методы испытаний.

Автопроизводители любят оперировать стандартом BRV2009 — это классификация VPAM, только урезанная до самых распространенных 10 категорий

Наибольшее распространение получили две классификации. Во-первых, VPAM выпустил свод правил ERV 2010. В нем оговаривается расположение (по дальности и высоте) взрывного устройства относительно машины, его масса, направленность, тип и т.д. Во-вторых, существует натовский военный стандарт STANAG 4569, оговаривающий, кстати, и баллистическую стойкость: пусть и довольно грубо, зато с размахом — от калибра 7,62 мм до снарядов 155-мм гаубицы. В эти же 5 уровней включена и взрывчатка.

Базовой, самой слабой угрозой считается взрыв под днищем автомобиля противопехотной мины (полкило тротила) или пары ручных гранат типа DM 51 снизу и на крыше автомобиля. Но в любом случае от серьезной минной атаки первый уровень защиты не спасет. Пассажиров покалечат если не осколки, то взрывная волна.

Во время загрузки произошла ошибка.Так проходила «подрывные» испытания Toyota Land Cruiser 200 VR10 постройки компании Aurum Security

Начиная со второго уровня STANAG 4569, броневики испытывают подрывом противотанковой мины. Причем в двух вариантах. Тест типа «a» подразумевает размещение взрывчатки под колесом автомобиля, а тип «b» — по центру днища. Заряд — 6 кг в тротиловом эквиваленте. Это очень мощно, сопротивляться такому напору обычно способна машина, защищенная не ниже, чем по VR10. Что уж говорить о категориях 3, 4 и 5, где взрывчатки уже 8 и 10 кг — это территория военного транспорта с противоминным корпусом и оборудованием.

Броня и везение

Также гражданские броневики проверяют на стойкость к атаке самодельным взрывным устройством (СВУ), заложенным на обочине дороги. До 2011 года бомбу на 15 кг тротила размещали в 4 метрах от машины. Теперь же сертификационный взрыв делают направленным, для чего СВУ устанавливают в 2 метрах на высоте 1 метр от поверхности. И это куда более жесткий тест, потому что 15 кг тротила в таких условиях эквивалентны 120 кг (!) взрывчатки, сдетонировавшей на расстоянии 4 м.

Говоря о взрывах, нельзя не вспомнить о покушении на Эдуарда Шеварднадзе, которого Mercedes-Benz S-класса заводского бронирования в 1998 году спас от пулеметной очереди и аж двух выстрелов из ручных противотанковых гранатометов. Увы, чудес не бывает — грузинскому лидеру крупно повезло, что одна граната разорвалась рядом с машиной, а другая ударила в моторный отсек. Так как по идее от РПГ спасет только техника, как на фото ниже, с толстенной броней, динамической защитой и противокумулятивными экранами. Но к гражданским автомобилям это уже не имеет отношения.

auto.mail.ru

Всё о бронеавтомобилях. Последний бронепоезд

Всё о бронеавтомобилях. Последний бронепоезд

Современные бронемашины по степени защиты вполне могут сравниваться с армейской техникой, при этом внешне воспроизводя исходные данные автомобиля. Однако, в отличие от военных бронемашин, бронированный автомобиль может купить каждый желающий – в зависимости от уровня своих доходов и опасности, которая ему угрожает.

Как всё начиналось

Первую идею в бронировании транспорта еще восемьсот лет назад подсказал Чингисхан, который в особых случаях передвигался на специальной обитой железом арбе-броневике из толстых досок. Эту идею он, скорее всего, почерпнул в Китае, где уже тогда имелся опыт изготовления различных дорожных повозок для вельмож. Впрочем, от далекой и мудрой Азии вернемся к более молодым и менее предусмотрительным странам. Когда был изобретен автомобиль, никому в Европе и Новом Свете в голову не приходило, что через какое-то время его пассажиров придется защищать. Эрцгерцога Фердинанда убили в 1914 году – это было первое в истории нападение на VIP-персону в автомобиле. Следствием этого стала Первая мировая война, во время которой и начали заковывать еще совсем юные автомобили в броню.

Одним из первых усилить автомобиль броневыми листами и вооружить его пулеметами предложил в 1900 г. русский изобретатель Б. Луцкой, изобретатель первого грузовика отечественной конструкции. Но военные чиновники, раздосадованные недавней неудачей с паровым бронированным трактором, под горячую руку отвергли предложение Луцкого. А когда в 1905 году прошел испытания броневик князя Михаила Накашидзе, Николай II сказал пророческие слова: «Без сомнения, у этого оружия большое будущее». Первые военные бронемашины были созданы в Германии и Австро-Венгрии в 1903-1905 годах на шасси обычных легковых авто. В битвах Первой мировой стала очевидна их полнейшая неадаптированность к боевым задачам, и эволюция армейских бронемашин позже пошла по другому пути.

Это интересно! Председатель правительства Испании Хосе Мария Аспар, отдавая должное «Мерседесу» и BMW, все же является приверженцем «Ауди A-JW8». И не зря: именно такая бронированная «Ауди» спасла Аспару жизнь в 1995 г. при покушении – автомобиль был до неузнаваемости искорежен, однако тогдашний лидер оппозиции и будущий премьер не получил сколько-нибудь серьезных повреждений.

В этой связи как не вспомнить бронированный «Мерседес» Эдуарда Шеварднадзе, который спас жизнь прежнему главе Грузии. Этот автомобиль был подарен правительством Германии после первого покушения на жизнь грузинского лидера. Супермашина выдержала попадание сразу трех снарядов, выпущенных из гранатометов «Муха», которые успешно применяются против танков. Неудачное покушение стало лучшей рекламой для и без того популярных «Мерседесов». Впрочем, есть мнение, что то покушение было чистой воды театрализованным представлением…

6 апреля 2004 г. в Ингушетии было совершено покушение на президента республики Мурата Зязикова, который ехал на бронированном Mercedes-600. Мощность взрыва была равна 100 кг тротила. Машина террориста была полностью уничтожена, детали от нее разлетелись в радиусе 100 м. Сам Мурат Зязиков получил легкие ранения. Кроме того, существенные повреждения получили стоящие вблизи дороги 7 домов. У них снесены крыши. Повреждения получили дома в радиусе 500-600 м от места взрыва. В окружении ингушского президента утверждают, что от гибели Мурата Зязикова спасли своевременные и слаженные действия охраны, прежде всего водителя, а также бронированный автомобиль.

«Гражданские» бронированные автомашины стали изготовляться примерно в то же время, что и боевые. Их предтечей стал Opel 18/32 PS, продемонстрированный в1906 году на Берлинской автовыставке. Он был оснащен поясной броней и предназначался для защиты пассажира. В конце двадцатых годов было применено частичное бронирование на легковом MercedesW08/460 – гражданский автомобиль впервые одели в броню. Позже создали Mercedes 770K – на таком ездил японский император Хирохито, вероятно, опасаясь злобных ниндзя. Буквально через несколько лет он перестал быть единственным обладателем такого чуда. Закованные в броню «Мерседесы» были столь популярны, что фирма создала специальное подразделение – Mercedes Guard (от английского слова «телохранитель»). Но чикагские гангстеры вручную бронировали такие лимузины, как Cadillac, Lincoln, Duesenberg.

Большая же часть политиков бронеавтомобили в двадцатые-тридцатые годы прошлого века не использовали. Лишь Сталин в середине тридцатых сел в бронированный Paccard, подаренный Рузвельтом; да для Гитлера в 1938 году был создан бронированный Mercedes-Benz 770. Этот «Мерседес» имел необычную конструкцию: стекла толщиной сорок миллиметров, восемнадцатимиллиметровая броня, оборудованные электромагнитными замками двери, колесные диски и боковые кожухи «запасок» из броневой стали. Гигантский двигатель объемом около восьми литров с двумя компрессорами мог развить мощность до четырехсот лошадиных сил. Он был способен передвигаться со скоростью до 180 км/ч, правда, лишь непродолжительное время. Полная масса автомобиля достигала пяти с половиной тонн.

Это интересно! Традиция спецавтомобилизации папы римского была основана совсем недавно. Для Иоанна Павла II сначала на фирме Star в городе Стараховице был изготовлен «родной грузовик». Но после покушения в 1981 г. на римской площади Святого Петра главный католик мира вынужден был пересесть в бронированный джип с пуленепробиваемыми стеклами, изготовленный фирмой «Мерседес-Бенц» на базе модели ML 430, получивший неофициальное название «папамобиль».

Компания Volkswagen изготовила парадный бронированный автомобиль для новоизбранного папы римского Бенедикта XVI. Папамобиль построен по отработанной «мерседесовцами» технологии: на шасси внедорожника Volkswagen Touareg установлен высокий колпак с бронированными стеклами.

После того как в мае 1942 года в своем автомобиле был убит руководитель протектората Богемии и Моравии Гейдрих, рейхсканцелярия заказала сорок бронеавтомобилей для администраций оккупированных территорий, губернаторов и лидеров государств – союзников Германии. Это была беспрецедентное доселе бронирование такой крупной партии машин, его назвали Aktion P – Акция «Панцирь». После Второй мировой войны производство бронеавтомобилей «Мерседес» возобновилось лишь в 1964 году. Сегодня компания может предложить Заказчику (само собой, с большой буквы) бронированные автомобили классов E, S и G, включая и сверхдлинный Pullmann для особо важных персон.

Автомобиль для непростых смертных

В Советском Союзе первый бронелимузин – «ЗиС-115» на базе «ЗиС-110» – был изготовлен после Второй мировой для Сталина. Толщина стекол этого авто была 80 миллиметров, кузов защищен целиком, масса автомобиля составляла семь с половиной тонн. Полная закованность в броню стоила падения максимальной скорости – она составила лишь сотню км/ч при форсированном до 162 лошадиных сил двигателе. Внешне его можно было узнать по красному фонарю, установленному на переднем бампере, и звуковым сигналам, а также более толстым стекольным рамкам и выпуклым колесным колпакам. Всего изготовили тридцать лимузинов «ЗиС-115», большая часть которых позже оказалась в музеях и частных коллекциях. В середине семидесятых на заводе-изготовителе уничтожили несколько таких автомобилей.

Это интересно! Житель Великобритании Стивен Эллисон для поездок в магазин приобрел легкий разведывательный танк Sabre 1974 г. выпуска. Автослесарь из города Уинсфорд графства Чешир купил за 22 400 долларов списанную боевую машину на одном из военных складов. По словам Эллисона, танк находится в хорошем состоянии – до 1995 г. он не использовался, а был в резерве бронетанковых войск. «На этой бронемашине установлена 30-миллиметровая автоматическая пушка, однако сейчас она в нерабочем состоянии», – отметил владелец семитонного танка. Для поездок по городу ему пришлось установить специальные резиновые накладки на гусеницы, чтобы не испортить покрытие дорог. Годовая страховка на это транспортное средство стоила 260 долларов.

«Расходы на обслуживание танка не так уж велики и практически мало чем отличается от затрат на содержание хорошего автомобиля», – признается владелец бронемашины. «У большинства людей нет возможности проехать в мощном и дорогостоящем Ferrari, а путешествие в этой бронемашине оставляет не менее сильные впечатления», – сказал он.

Популярность бронированных лимузинов в Советском Союзе спала, когда к власти пришел Хрущев, любивший открытые автомобили. В 1969 году, уже при Брежневе, этим воспользовался некто Ильин, обстрелявший кортеж генсека. Лидера великой державы спасла случайность – и сразу после этого ЗИЛ возобновил бронирование автомобилей для VIP-персон. «ЗИЛ-4105» стал последним бронированным детищем завода им. Лихачева. Знатоки утверждают: этот автомобиль – вершина практики бронирования машин. Основой кузова «ЗИЛ-4105» был изолированный бронекаркас, на него наваривались кузовные детали. Подобную технологию до сих пор не использует ни одна западная компания. Внешне машина ничем не отличалась от базовой модели. Выпущено таких «ЗИЛ-4105» было всего несколько десятков, большей частью их презентовали лидерам дружественных государств, оставшиеся постепенно пришли в негодность. Однако несколько этих машин до сих пор служат в кремлевском гараже особого назначения: во время заграничных турне Владимир Путин частенько пересаживается на них с одного из своих двух бронированных Mercedes S600 Pullmann. Еще один такой лимузин и сегодня безотказно несет службу на «Мосфильме».

Новый импульс изготовлению бронированных авто дали 1990-е годах. Появление мультимиллионеров и новых государств в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, нестабильность в других точках земного шара породили устойчивый спрос на бронелимузины, а инциденты вроде покушения на грузинского лидера Эдуарда Шеварднадзе в 1998 году, когда Mercedes Guard спас ему жизнь, делали этим авто хорошую рекламу. Свой вклад внесли и рост мирового терроризма, и события 11 сентября в Нью-Йорке. И Завод имени Лихачева, и Mercedes-Benz – старейшие производители бронированных лимузинов, но в последнее время бронированием стали заниматься BMW и Audi.

Одновременно с компаниями-производителями, стали выходить на рынок отдельные компании-бронировщики, которые могут забронировать практически любое серийно выпускаемое авто. Сегодня наибольшей популярностью пользуются германские Wendler и Trasco, бельгийская Carat, американские Armet и O’Gara-Hess & Eisenhardt. Последняя компания, наиболее известная из американских, основана в 1887 году и сейчас изготавливает выездные автомобили для Белого дома. Первым к ее услугам обратился Гарри Трумэн, а после ноября 1963 года, когда в представительском Lincoln убили Джона Кеннеди, американские президенты бронируют все свои автомобили.

Это интересно! В Свердловской области в настоящий момент идут работы по созданию нового защитного покрытия для автомобилей, которое уже получило условное название «жидкая броня». Особенностью «жидкой брони» является то, что в обычном состоянии она представляет собой гель из твердых наночастиц и жидкого наполнителя (предполагается, что этот прозрачный гель будет находиться внутри автомобильных стекол или на кузовных панелях). Но при любом резком ударе частицы моментально будут связываться друг с другом, образуя очень твердое покрытие. По мнению экспертов, новая «жидкая броня» позволит лучше защищать водителя и пассажиров от пуль, а также значительно облегчит вес бронированных машин.

Теория

Гражданские бронемашины можно разделить на три категории. Первая предназначена сугубо для перевозки пассажиров. Это, как правило, специально оборудованные легковые модели. Сегодня большинство из них бронируется так, чтобы броня не была заметной. Самый первый бронеавтомобиль незаметного снаружи бронирования был изготовлен в США по заказу не президента и не бизнесмена – его сделали для гангстера Аль Капоне. Машина была на базе Саdillас имела броню толщиной в четверть дюйма и устройство для создания дымовой завесы – в случае, если придется уходить от погони. А если бы это не помогло, то в полу был люк, через который на трассу можно было сбросить шипы и гвозди.

Вторая категория – инкассаторские машины для перевозки ценностей и денег, имеющие грузовой отсек. Они, как правило, создаются на платформе фургонов или микроавтобусов. И третья группа, являющая собой новинку для нашей страны, – передвижные офисы. Это либо имиджевый бизнес-автомобиль, либо полноценный офис на колесах. Занятное изобретение – не надо платить ежемесячную арендную плату, тянуть туда оптоволоконные кабели с Интернетом, телефоном, тратиться на курьеров, доставку воды, мебель – передвижной офис работает по системе «все включено». Впрочем, любой гражданский бронированный автомобиль, независимо от своего назначения, должен быть безопасным как транспортное средство и таковым, по сути, и является.

Бронированный рынок

На общем рынке представительских автомобилей сегмент машин со спецзащитой весьма незначителен, но от этого не менее интересен: ведь этим транспортом пользуются самые влиятельные люди мира. Каждый год в мире выпускается лишь около одной тысячи бронелимузинов. Указать точную цифру практически нереально: в заводских условиях бронированием занимаются считанные компании, а они не разглашают сведения ни об объемах производства, ни о своих клиентах. В настоящее время рынок бронированных автомобилей в основном работает на четыре региона – Ближний Восток, Латинскую Америку, Западную Европу и страны СНГ, где главным потребителем является Россия. Несмотря на замалчивание информации об объемах продаж, в Mercedes-Benz Guard утверждают, что российский рынок – один из важнейших для компании.

Это интересно! Надежная в эксплуатации боевая машина пехоты, приобретенная «по случаю» после окончания американской «Бури в пустыне», из-за отсутствия документов, удостоверяющих ее принадлежность к сонму «мирного» автотранспорта, едва не пустила по миру своего нового хозяина. Документ о пригодности своего транспортного средства к эксплуатации в мирных условиях решил получить житель испанского города Альмерия. Хозяину БМП – британцу Стивену Паркенсону – просто надоело платить штрафы, ведь проверить документы у водителя такой необычной машины – дело чести для любого автоинспектора. Впрочем, если не считать повышенного внимания со стороны полицейских, никаких иных проблем с техникой у Паркинсона нет. Владелец уверяет, что по своим ходовым качествам и экономичности его «танк» ничем не уступает мощным джипам и комфортабельным седанам.

При этом если, например, латиноамериканцы часто заказывают престижные, но не самые дорогие машины с категорией защиты B4, предохраняющей от камней, металлических прутьев и пистолетов небольшого калибра, обычно используемых уличными грабителями, то в Россию в основном идут «пятисотые» и «шестисотые» авто представительского S-класса с защитой В6/В7, способной противостоять стрелковому оружию (включая автомат Калашникова и винтовку М-16), ручным гранатам и даже «коктейлю Молотова». Стоимость таких авто высока: цена Mercedes-Benz по сравнению с обычными машинами этого класса как минимум удваивается…

Увидев на улице подобный бесценный «монумент», доступный лишь единицам и неизменно наложивший на их владельцев неуловимый, но явный отпечаток, невольно задумаешься об ином складе мышления этих избранных. Что первично? Бронированные представительские автомобили создают такое мировоззрение, или просто они производятся для персон с особым менталитетом? Риторический вопрос… Как бы то ни было, этот «бронепоезд» – всегда на главной дороге!


ag25.ru

Автомобили скрытого бронирования : Броневик с «гражданской внешностью»

Что такое скрытое бронирование?

Когда в конце 90-х на российских дорогах появились первые коммерческие броневички, в основном, подержанные «американцы», они неизменно привлекали внимание своим нелепым видом. Такие машины представляли собой примитивные сейфы на колесах, сваренные из бронеплит по технологии открытого бронирования. На них можно было смело писать крупными буквами «Везем деньги», так как внешний вид такого монстра никаких других ассоциаций не вызывал.

Сегодня качественно бронированный автомобиль —  востребованный продукт, служащий не только для повышения уровня защиты от всевозможных неприятностей коммерческого транспорта, используемого, например, в сфере банковских перевозок, но и для обеспечения безопасности влиятельных персон – общественных деятелей, политиков и крупных предпринимателей.

Разумеется, и выглядеть этот автомобиль должен соответствующе – не привлекать к себе излишнего внимания на шоссе, быть максимально безопасным для перевозимых ценностей и достаточно комфортабельным для своих пассажиров.

Для создания такого транспорта оптимально подходит технология скрытого капсульного бронирования, имеющая немецкие корни и признанная мировыми стандартами в настоящее время наиболее передовой. Мы используем ее как при бронировании автомобилей коммерческого типа (к которому в частности, относятся инкассаторские машины), так и при оснащении защитой комфортабельных представительских машин класса «люкс».

Суть этой технологии, как и все гениальное, проста – под обшивкой автомобиля создается бронемодуль, представляющий собой капсулу из стальных листов, защищающих не отдельные части и узлы машины, a весь ее кузов. В результате применения этого метода транспортное средство становится практически неуязвимым, a его внешний облик, как правило, не меняется. Используемые при этом современные технологии позволяют сохранить аэродинамические свойства автомобиля и и почти не снижают его скорости и маневренности.

Для чего нужно

Высокая степень защиты от современных типов стрелкового оружия при относительно «гражданской внешности» — сегодня важнейший критерий для бронированного автомобиля. Максимально повысить уровень безопасности груза и пассажиров такой машины и вместе c тем, сохранить ее эстетический внешний вид, призвана технология скрытого бронирования. Безусловно, и технические характеристики транспортного средства при этом не должны пострадать.

Первым исторически известным автомобилем, надежно защищавшим своего владельца c помощью данной технологии, был «Кадиллак» Аль Капоне, имевший 6,3-миллиметровую броню и многослойные бронированные стекла. При образе жизни знаменитого американского гангстера такое авто было для него предметом первой необходимости, хоть и весило три c половиной тонны. После конфискации в пользу правительства США машина послужила в годы Второй Мировой и президенту Рузвельту. Позже примеру Аль Капоне и Рузвельта последовали и другие криминальные и политические лидеры, которым ездить на танках было вредно для имиджа, a на обычных автомобилях – опасно для жизни.

В 90-e годы 20-го века технология скрытого бронирования стала весьма популярной благодаря востребованности у контингента ООН. Бронированные, но внешне вполне обычные внедорожники c успехом использовались ООН в миротворческих операциях в «горячих точках», где появление иностранной военной техники неизбежно бы вызвало негативную реакцию населения.

Скрытое бронирование одинаково актуально как для автомобилей представительского класса, так и для коммерческих машин. Автомобиль, перевозящий ценности, должен быть защищен столь же надежно, как и VIP-броневик.

Существует лишь целевая разница – коммерческий бронеавтомобиль должен быть в первую очередь рентабельным, относительно недорогим, тогда как представительский – максимально безопасным и комфортабельным. Стоимость и уровень своей безопасности тут каждый определяет для себя сам в соответствии со своими доходами.

Для инкассаторских же машин в качестве базовых в основном используются авто, в конструкцию которых заложена довольно большая грузоподъемность, за счет чего масса коммерческого автомобиля после бронирования не превосходит его массы c максимальным грузом.

www.euracom.ru

Гражданский танк. Классификация автомобильной брони

Гражданский танк. Классификация автомобильной брони

Классная броня
По классу В3 автомобили в Европе и Америке практически не бронируют. Этот класс бронирования можно встретить на самых доступных российских бронеавтомобилях на основе «ВАЗ-2110» или «Волги» стоимостью от $10-20 тысяч. Класс В4 подразумевает базовое бронирование и является самым распространенным способом бронирования представительских машин. Вкратце схема «базового» бронирования выглядит так: фактически машина разбирается до металла остова; далее готовят кузов к оснастке. Сложность в том, чтобы адаптировать первоначальную внутреннюю отделку под уменьшенный за счет брони размер салона. Нигде не должно быть заметно, что увеличился размер стекла. «Базовая броня» – защита пассажирского салона по периметру. Моторный и багажный отсеки разделяются бронированной перегородкой, используются баллистические материалы из стали или композита и стекла. Кстати, бронестекло – самый дорогостоящий материал. Как правило, толщина бронированных стекол около 50 миллиметров, состоят они из чередующихся спрессованных пластин обычного безосколочного стекла и прозрачного пластика. Такие стекла выдерживают выстрел из АК калибром 7,62 мм с 10 метров. Их оснащают системой электрохимического затемнения – когда к стеклам подается ток, они становятся абсолютно непрозрачными. В комплект базового бронирования входят 5 баллистических колесных вставок. При этом материалами, которые противостоят определенному патрону при определенном угле обстрела, бронируются крыша и пол. Такой автомобиль не берет ни револьвер, ни кувалда, и можно не беспокоиться за сохранность жизней жены и детей, отправляющихся в нем в школу или за покупками.

Если же необходим отпор покушениям с гранатометами и тротилом под днищем, лучше рассматривать другие степени бронезащиты – вплоть до классов В6/В7. Вообще, два эти класса призваны спасать экипаж, если будут предприняты более или менее серьезные террористические акты – от винтовочных выстрелов стальными пулями и даже осколков ручной гранаты. Правда, на налеты с применением авиации или артиллерии машина уже не рассчитана: легковой автомобиль, даже такой специфический, – все-таки не танк.

Танки легковые, танки грузовые…

Подходы к бронированию легковых и грузовых автомобилей значительно разнятся. Бронировать «легковушки» намного сложнее. За основу берут кузов обычной машины. Установка листов брони из специальной закаленной стали, бронестекол и дополнительного оборудования увеличивает вес автомобиля на несколько десятков, а то и на несколько сотен килограммов. Соответственно, уменьшается его грузоподъемность. Поэтому неминуемо вмешательство в конструкцию шасси. Нужно дорабатывать тормоза, рулевое управление и ступицы колес, а также усиливать подвеску. В большинстве случаев требуются и шины с большей допустимой нагрузкой.

Кстати, о шинах и колесах…Колеса бронированных авто снабжаются специальными внутренними дисками аварийного пробега из пуле- и взрывоустойчивого материала с возможностью устойчивого и управляемого движения при повреждении или полном срыве покрышек. Для колес бронеавтомобилей используются диски из специального особо прочного сплава и особая резина. Автомобили для перевозки денег и ценностей бронируют иначе. В большинстве случаев инкассаторский автомобиль создается на базе обычного фургона или микроавтобуса. Они сами по себе рассчитаны на перевозку грузов, поэтому их шасси можно использовать с минимальными доработками.

Существует два варианта бронирования грузовых автомобилей. Первый – как и у легковых машин: кузов отделывается изнутри бронелистами. Как правило, этот способ применяется для защиты кабин небольших автомобилей. Второй вариант – кузов изготавливают отдельно из сваренных заранее бронелистов. Этот способ применяют чаще всего в инкассаторских или полицейских авто на основе микроавтобусов.

Если легковой бронеавтомобиль должен повторять экстерьер исходного авто (злоумышленникам лучше не знать, что они имеют дело с броневиком), то грузовому это необязательно. Поэтому грузовики чаще бронируют в демонстративно агрессивном ключе, напоказ, в результате авто выглядит настолько угрожающе, что им впору пугать расшалившихся детей. Этот метод дешевле, хотя в любом случае стоимость автомобиля после бронирования возрастает в два – два с половиной раза относительно базовой модели.

Существует и целая школа скрытого бронирования грузовиков. Такой автомобиль внешне похож на обычный цивильный фургончик, вероятно, для того чтобы грабители не заподозрили, что под скромной внешностью скрыты значительные материальные ценности. Стрелять в инкассаторские машины из базуки или гранатомета нет смысла – обгоревшие клочки дензнаков будут разбросаны в радиусе километра. Поэтому грузовой отсек инкассаторского автомобиля обычно обеспечен защитой на класс ниже, чем отсек экипажа. В конце концов, деньги – всего лишь бумага. А жизнь человеку дается один раз.


Бойницы скрытого типа на броневике Ford

Сейчас степень бронирования той или иной машины определяется с учетом статистического анализа результатов известных налетов. Большинство нападений происходит не сверху или снизу, поэтому бронированию днища, особенно если речь идет о машинах для перевозки ценностей, обычно уделяют меньше внимания. Это же касается и крыши – большинство западных производителей защищает ее лишь от выстрелов под углом до 20 градусов.

Мягкий броневик против жёсткого

Путей бронирования автомобилей много, и варианты защиты существуют для любых машин. Самый простой вариант – так называемая мягкая броня. В голливудских боевиках полицейские во время перестрелок скрываются за дверями своих авто – машины американской полиции и спецслужб обеспечивают мягкой броней, или, на жаргоне профессионалов, бронематами из арамидных материалов. Самые популярные – ткани кевлар и тварон. Тварон внешне мало чем разнится со стандартной синтетической тканью – обычная желтая тряпица. Но мат толщиной 4-5 сантиметров, сложенный из 15-20 слоев тварона, способен удержать пулю, выпущенную из пистолета Макарова или ТТ с расстояния пяти метров.

Одно из главных достоинств мягкой брони – вес. Один квадратный метр бронемата из кевлара, тварона или отечественного армоса весит от пяти до десяти килограммов в зависимости от класса защиты. Установка мягкой брони не требует никаких переделок кузова – салон автомобиля разбирается, измеряется, делается специальная лазерная выкройка, по лекалам шьются бронематы, потом они устанавливаются по месту и закрываются обшивкой. Такая операция занимает около месяца. Стоимость материала и работ для автомобиля среднего класса – пять-шесть тысяч долларов. При этом он станет тяжелее максимум на 60-70 килограммов.

Но возможности мягкой брони ограничены. Теоретически бронемат может противостоять выстрелу из АКМ и даже карабина, но в этом случае он должен быть настолько плотным, что установка его в автомобиль станет практически невозможной. Так что, если налицо серьезная угроза жизни потенциального пассажира, следует прибегнуть к более серьезному бронированию – стальному.

Лучшим вариантом сегодня считается технология, когда элементы брони вживляются в кузов автомобиля. Намного доступнее машины с так называемой навесной броней. Это простейший вид защиты, когда в кузовные детали вставляются бронелисты. При этом большинство кустарных бронировщиков не заботится об усилении кузова и других узлов. Специалисты, как правило, относятся к подобной защите скептически. Известен случай, когда в «Мерседесе», бронированном малоизвестной итальянской фирмой, отвалилась дверь под тяжестью собственного веса.

Качественно защищенный автомобиль в идеале должен быть оборудован комплектом систем безопасности, помимо самой брони. Скажем, системой пожаротушения, баллонами с кислородом, которые в случае газовой атаки помогут создать в салоне избыточное давление, или слезоточивым газом – на случай, если нападающие подойдут слишком близко.


Дополнительные механические запоры дверей на бронированном Ford

Почем броня для России

Российский рынок бронирования, увы, не может радовать. При создании бронированных гражданских машин российские конструкторы сталкиваются с целым набором трудностей, связанных с обеспечением надежности ходовой части, защитой дверных и оконных проемов, воздухозаборников, моторного щита и бензобака. Не стоит забывать о необходимости оборудования автомобиля кондиционером, вытяжной вентиляцией и системой обдува стекол; обеспечении хорошего обзора с места водителя; надежной кузовной арматуре. Российские производители бронеавтомобилей, как правило, не в состоянии должным образом решить эти проблемы в связи с общим низким уровнем разработок, ограниченным числом конструкторов, специализирующихся по этой тематике, кустарным уровнем производства и отсутствием серьезной конкуренции.

Многие недоработки в конструкции отечественных бронеавтомобилей связаны с требованиями заказчиков быстрее реализовать проект при минимальных затратах. В связи с этим используются серийные комплектующие, которые плохо подходят для установки на броневик (элементы климатических систем, кузовная арматура, узлы ходовой части и др.). Часто приходится сталкиваться и с полным игнорированием требований к дизайну броневика. Практически лишен недостатков лишь один бронированный автомобиль, выпускаемый в России. Это легендарный правительственный лимузин «ЗИЛ-4105». Его конструкторы не были ограничены в финансах, к тому же над автомобилем работал весь цвет отечественной автомобильной науки.

Все вновь поступающие на российский рынок бронеавтомобили, как импортные, так и местного производства, проходят испытания и сертификацию – в основном на полигонах НПО «Спецтехника и связь» МВД России. Без сертификата бронированное авто в ГАИ не регистрируют. Однако данный сертификат выдается на отдельную принципиальную конструкцию, а не на каждую машину. Сегодня в России наибольшей популярностью пользуются бронированные автомобили от $120-150 тысяч – это модели типа VW Passat, Opel Omega, Nissan Maxima или Volvo S80 с уровнем защиты B4-B6 до $220-270 тыс. за Mercedes S600, BMW 750i или Audi A8, бронированные по классу B6/B7. Для самых требовательных клиентов в Россию начали завозить заводские бронированные Mercedes S-класса в новом 220-м кузове. Несмотря на стоимость – более $ 400 тыс., – эти авто нашли своих владельцев. Несомненно, наиболее популярны на российском рынке именно бронеавтомобили Mercedes.

Патриотически настроенные россияне при желании могут приобрести бронированный «ЗИЛ», правда, уже не ту легендарную машину генсеков, а бронеавтомобиль от Trasco. При этом завод имени Лихачева просит цену, немногим меньшую той, по которой предлагается новый Mercedes 220. Например, сабвуфер с четырьмя колонками стоит несколько тысяч долларов. Кстати, во многих бронированных представительских авто динамики заодно являются и бойницами.

Бронирование, как и любое сложное конструкторское искусство, – это всегда поиск компромисса между поставленной задачей, сложностью ее решения и стоимостью работ. Оградить пассажиров (или деньги) можно хоть от пушки, но для этого потребуется слишком сложная и дорогая конструкция. Отчасти поэтому от выстрела из гранатомета не защищен ни один бронеавтомобиль в мире, а значит – ни один из них не может на сто процентов гарантировать безопасность пассажиров. Так что – думайте сами, решайте сами. Может быть, имеет смысл пересесть на ничем не примечательную Toyota и просто раствориться в городском потоке среди сотен похожих машин.


ag25.ru

Эстонские бронеавтомобили Гражданской Войны 1918 – 1920 гг.

 

Первая Мировая война докатилась до территории современной Эстонии поздно. В конце 1917 г. российская армия практически полностью развалилась и линия фронта стала, мягко сказать, прозрачной. Склады не эвакуировались и вскоре достались наступавшим немецким частям. Противнику также оставили береговые батареи и прочие укрепления. Бросалось и разграблялось всё, что нельзя было эвакуировать… Кроме бронеавтомобилей.

 

Бронированные машины, отлично зарекомендовавшие себя в ходе войны, вскоре были поделены между большевиками и Белыми Армиями. В Эстонии их число было невелико и все они принадлежали армии Юденича. В 1919 г. она потерпело поражение и часть машин перешла в пользование национальной эстонской армии, образованной в 1918 году. Большинство броневиков представляли собой различные модели Остин-Путиловец выпуска 1915-1916 гг. – наиболее распространенные на тот момент, Фиат-Ижора и некоторые другие. Их активно применяли в ходе боёв в Красной Армией вплоть до 1920 г.

 

Тем не менее, жить только за счет трофеев было крайне тяжело, в первую очередь из-за недостатка запчастей, если машина попадалась нераспространенная. Чтобы уйти от такой зависимости по инициативе будущего эстонского адмирала Йохана Питка (Johan Pitk) на предприятии Tallinna Sadamatehas (бывший Таллиннский Морской Завод) началась постройка бронеавтомобилей собственной конструкции. Основную часть работ выполнил инженер Саукас (Saukas), по чертежам которого весной 1919 года и была собрана первая эстонская бронемашина названная “Estonia”. Для неё использовали ходовую часть от автомобиля Federal, на которую установили довольно громоздкий, но просторный бронекорпус.

Следом за ней появился «Tasuja» (на шасси грузовика Renault), который не имел крыши над боевым отделением, но в конструкции его корпуса использовали деревянную раму, на которую навешивались броневые листы. Это позволило сэкономить массу, что для столь тяжелой машины было весьма важно. В течении 1919-1920 гг. собрали ещё шесть бронеавтомобилей, которые импровизированными назвать уже было трудно, поскольку таллиннский завод сумел освоить их серийное производство.

 

Основой для них послужила ходовая часть грузового автомобиля АЕС, большая партия которых была поставлена из Великобритании в 1916-1917 гг., но до российской армии дойти успели далеко не все из них. Впрочем, не брезговали эстонцы и другими подходящими машинами. На шасси устанавливался корпус, который собирался из разнородных листов брони. Например, 10-мм лобовой лист корпуса и 5-мм защита ходовой части делалась из броневой жести, крыша корпуса и башни – из 3-мм стальной жести, а сами башни изготавливались из 8-10 мм железных листов. Пол бронемашин защиты не имел и закрывался толстыми деревянными досками. Для посадки экипажа были сделаны три прямоугольные двери в корпусе. По общей компоновке эстонские бронеавтомобили напоминали проект бронировки “Рено” Мгеброва. Лобовые листы имели довольно большой угол наклона, а две башни располагались на крыше и в корме корпуса.

Двигатель и трансмиссия с 5-скоростной КПП остались “родные” – на большинстве построенных машин устанавливались 40-сильные карбюраторный моторы, и только «Wahur» был оснащен 30-сильным мотором. За моторным отсеком находился 130-литровый топливный бак, однако расход горючего оказался слишком велик (от 90 до 100 литров на 100 км), что сильно сократило запас хода. Правда, скоростные данные несколько обнадеживали – максимальная скорость по шоссе составила 45 км\ч, а при движении задним ходом она снижалась до 10 км\ч. Лишь “Estonia” имела 100-литровый бак и могла двигаться назад со скоростью 15 км\ч.

Вооружение эстонских бронемашин было более чем внушительным. В лобовой части корпуса, справа от водителя, разместили 7,7-мм пулемет Madsen. В верхней башне была установлена 37-мм пушка Hotchkiss, а в кормовой башне находились два 7,62-мм пулемета Максим обр.1910 г. Бронеавтомобили получили следующие имена:

«Wahur», шасси Packard, построен в марте 1919 г.;

«Toonela», шасси АЕС, построен в марте 1919 г.;

«Wibuane», шасси АЕС, построен в марте 1919 г.;

«Kalevipoeg», шасси АЕС, построен в марте 1919 г.;

«Kotkasilm», шасси АЕС, построен в декабре 1919 – марте 1920 г.;

«Erilane», шасси АЕС, построен в декабре 1919 – марте 1920 г. (20 октября 1920 года переименован в «Lembit»).

 

Существовала и ещё одна интересная бронемашина, построенная по инициативе 6-го пехотного полка и носившая имя «Wanapagan». Здесь использовали шасси грузового автомобиля Delahaye, ранее принадлежавшего российской армии, затем захваченный немцами и, наконец, попавшей в руки эстонцев. Проект бронирования разработал инженер И.Йааратс (J. Jaarats), а бронировка производилась силами депо Пярнусской узкоколейной железной дороги (Parnu kitsaroopmelise raudtee veduridepoo). Собственно бронирование сводилось к установке на деревянную раму 7-мм листов судового железа, взятого с бывшего РБВЗ. Для лучшей пулестойкости между стальными листами и внутренней деревянной облицовкой прокладывали паклю из холста. Передний лобовой и верхние листы “брони” имели небольшие углы наклона, что должно было способствовать “отскоку” пуль. Первоначально броневик вооружили только двумя 7,7-мм легкими пулеметами Lewis, хотя позднее к ним прибавили тяжелый 7,62-мм пулемет Максим. Полный экипаж состоял из 10(!) человек: командира машины, двух водителей и 7 пулеметчиков.

Сборка «Wanapagan» была завершена в январе-феврале 1919 года, но ни о какой серийной постройке бронемашин по его типу не могло быть и речи. Весь сборочный процесс проводился вручную и был чрезмерно трудоёмким.

 

Судьба первых эстонских бронеавтомобилей сложилась по-разному. Все они приняли активное участие в боях с немецкими войсками и частями РККА, которые в течении 1919 года пытались установить на территории Латвии и Эстонии свой контроль и создать здесь собственные правительства. При этом эстонцы потеряли «Tasuja», который был подбит в бою 23 марта 1919 г. Однако эта потеря была восполнена 24 июля, когда в ходе боя экипажу бронеавтомобиля “Estonia” удалось повредить советский “остин” и вынудить экипаж покинуть его.

После войны бронемашины служили порядка 15 лет – по крайней мере на 1934 год некоторые из них всё ещё числились в составе эстонской армии. В дальнейшем они были отправлены на слом по причине полной устарелости.

 

Источники:
Estonian Army. 21 October 1919
Heavy weaponry in Estonia in the 20th centtory
Landships WW1 Forum: Armoured Forces in Estonia, Lithaunia and Latvia

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЕЙ
АЕС образца 1919-1920 гг.

БОЕВАЯ МАССА7000 кг (пустой)
8000 — 8600 кг (боевой)
ЭКИПАЖ, чел.7-8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм7600 — 8000
Ширина, мм2100 — 2400
Высота, мм2900 — 3000
Клиренс, мм?
ВООРУЖЕНИЕдва 7,62-мм пулемета Максим в задней башне, один 7,7-мм пулемет Madsen в корпусе и одна 37-мм пушка в верхней башне
БОЕКОМПЛЕКТ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ?
БРОНИРОВАНИЕлоб корпуса — 10 мм
башни — 8-10 мм
борт корпуса — 6 мм
защита ходовой части — 5 мм
крыша — 3 мм
ДВИГАТЕЛЬкарбюраторный, 4-цилиндровый, мощностью 40 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬколесная формула 4х2 с шинами из жесткой резины и подвеской на листовых рессорах
СКОРОСТЬ45 км\ч (вперед)
10-15 км\ч (задним ходом)
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ130-140 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м?
Глубина брода, м?
Ширина рва, м?
СРЕДСТВА СВЯЗИне устанавливались

 

aviarmor.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *