БРДМ-1 ч.1

Статья опубликована 16.02.2015 02:42
Последняя правка произведена 19.02.2015 07:53
БРДМ-1

БРДМ-1 – это бронированная разведывательно-дозорная машина и относиться она к категории специальной техники. Создание её началось в конце 1954 года, а на вооружение советских войск она была принята в 1958 году. Производилась эта боевая машина на Горьковском автомобильном заводе с 1957 г. по 1966 годы, а ведущим конструктором группы разработчиков, создавших её, был К. Рубцов.

Согласно техническому заданию БРДМ должна была хорошо плавать, а не только лишь форсировать водные преграды, при этом ей не должны были мешать волны высотой в полметра. Кроме того она должна была преодолевать на суше такие сложные профильные препятствия как траншеи и рвы шириной до 1,2 метра.

Первоначально создатели этого бронетранспортёра собирались сделать её в виде модифицированного БТР-40, который был хорошо освоен в войсках и заслужил положительные отзывы в процессе своей эксплуатации. Однако в процессе проведения конструкторских работ выяснилось, что создать машину по такому принципу не удастся, так как простая модификация БТР-40 не могла удовлетворить требования, предъявляемые к ней заказчиком. В результате коллективом инженеров-конструкторов ГАЗа была разработана абсолютно новая машина, не имеющая как отечественных, так и зарубежных аналогов.

БРДМ-1 БРДМ-1

Так, в частности, наличие требования по преодолению траншей и окопов, заставило разработчиков создать полностью новее, уникальное шасси, которое состояло из четырёх дополнительных колёс и основного четырёхколёсного движителя, которые устанавливались в центральной части БРДМ. Именно они служили для преодоления траншей и иных препятствий на суше. Благодаря такому подходу бронетранспортёр мог преодолевать траншеи шириной до 1,22 метра. Именно из-за шасси первоначальный проект этой разведовательно-десантной машины трансформировалась из четырехколесной в восьмиколесную. Основные её колёса были оснащены центральной системой подкачки шин, которая была отработанна ещё на БТР-40 и БТР-152.

Первый опытный образец БРДМ покинул заводской цех в феврале 1956 года. Немного позже было выпущено ещё несколько броневиков, которые прошли весьма строгие приёмочные испытания, например, в их рамках одна из машин форсировала в плавь Керченский пролив. Так как все испытания были признаны удачными, в 1957 году было решено выпустить опытную партию БРДМ. Ещё через год она была оснащена бронированной крышей, имеющей два люка. Это значительно повысило живучесть машины, а так же позволило позже установить на неё современный пулемёт ПКТ. В 1958 году бронетранспортёр был принят на вооружение и пошёл в серийное производство. Его выпуск продолжался вплоть до 1966 года. В войсках отмечали, что эта машина получилась очень удачной: маневренной, подвижной, обладавшей хорошей плавучестью и высокой проходимостью. В основном БРД использовалась как машина связи и разведки и по большинству параметров превосходила зарубежные аналоги.

БРДМ-1 БРДМ-1

Подробные технические характеристики БРДМ-1 вы узнаете из продолжения нашей статьи.

autohis.ru

БРДМ-1 (Бронированная разведывательно-дозорная машина)

Бронированная разведывательно-дозорная машина(БРДМ)

Советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа.

Состоит на вооружении

-Афганистан — некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Вьетнам — 100 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Гвинея — 25 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Замбия — 70 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Республика Конго — 25 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Куба — некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Мозамбик — 30 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Судан — 60 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
-Эритрея — 40 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год

Характеристики

-Классификация: боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль
-Боевая масса, т: 5,6
-Компоновочная схема: силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой
-Экипаж, чел.: 2
-Десант, чел.: 3
-Размеры:
-Длина корпуса, мм: 5700
-Ширина корпуса, мм: 2250
-Высота, мм: 1900 по крыше, 2295 по пулемёту
-База, мм: 2800
-Колея, мм: 1650
-Клиренс, мм: 315
-Бронирование:
-Тип брони: стальная катаная
-Лоб корпуса, мм/град.: 7—11
-Борт корпуса, мм/град.: 7
-Корма корпуса, мм/град.: 7
-Днище, мм: 4
-Крыша корпуса, мм: 5
-Лоб рубки, мм/град.: 11
-Борт рубки, мм/град.: 7
-Корма рубки, мм/град.: 7
-Крыша рубки, мм/град.: 5
-Вооружение:
-Пулемёты: 1 х 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.
-Подвижность:

-Производитель: Горьковский автомобильный завод Марка: ГАЗ-40П Тип: карбюраторный бензиновый Объём: 3 48 куб.см. Максимальная мощность: 90 л.с., при 3400 об/мин Максимальный крутящий момент: 220 6 Н·м Конфигурация: рядный, 6-цилиндр. Цилиндров: 6 Диаметр цилиндра: 82 мм Ход поршня: 110 мм Степень сжатия: 6,7 Охлаждение: жидкостное Тактность (число тактов): 4 Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4 Рекомендованное топливо: Б-70
-Скорость по шоссе, км/ч: 80
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30 по грунтовой дороге 9 на плаву
-Запас хода по шоссе, км: 500
-Запас хода по пересечённой местности, км: 85 на плаву
-Удельная мощность, л. с./т: 15,2—16,1
-Колёсная формула: 4х4 (дополнительные колёса подняты) 8х8 (все колёса)
-Тип подвески: независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами
-Удельное давление на грунт, кг/кв.см.: регулируемое, 0,5—3,0
-Преодолеваемый подъём, град.: 42
-Преодолеваемая стенка, м: 0,4
-Преодолеваемый ров, м: 1,22
-Преодолеваемый брод, м: плавает

wartools.ru

Бронеавтомобиль БРДМ-1 :: Железки.ру

Колесные бронированные машины в Советской Армии традиционно использовались для ведения разведки, связи, транспортировки командного состава. Резкое повышение мобильности и технической оснащенности Сухопутных войск потребовало создания боевой разведывательно-дозорной машины нового поколения, соответствующей требованиям времени. Машина должна была обладать плавучестью, преодолевая без предварительной подготовки весьма солидные водные преграды с высотой волны до 0,5 м, повышенной скоростью движения, проходимостью (в частности, выдвигалось требование преодоления рвов и траншей шириной до 1,2 м), иметь достаточные объемы для размещения группы разведчиков, необходимого вооружения и специального оборудования.

Разработка бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ) началась в конце 1954 г. в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством ведущего конструктора В.К. Рубцова. Этот коллектив уже обладал достаточным опытом в создании колесных бронированных машин (БТР-40 и его модификации), а также плавающих автомобилей.

Первоначально предполагалось создать БРДМ как плавающую модификацию хорошо отработанного и освоенного в войсках бронетранспортера БТР-40 (машине был присвоен индекс БТР-40П). Но в ходе работ стало очевидно, что ограничиться простой модификацией уже существующего изделия не удастся. Начала вырисовываться совершенно новая машина, не имеющая не только отечественных, но и мировых аналогов. Требования военных по преодолению окопов и траншей, обусловленные опытом Второй мировой войны, когда эти весьма распространенные на поле боя препятствия иногда надолго задерживали продвижение колесных боевых машин, обусловили разработку уникального шасси, состоящего из четырехколесного основного движителя и четырех дополнительных колес, установленных в центральной части машины и служащих для преодоления траншей. Колеса при необходимости могли опускаться и приводились в движение при помощи специальной трансмиссии. Таким образом, БРДМ трансформировалась из четырехколесной в восьмиколесную машину, способную форсировать траншеи шириной до 1,22 м. Основные колеса имели централизованную систему подкачки, отработанную на БТР-40 и БТР-152.

Для движения по воде первоначально предполагалось использовать традиционный гребной винт. Однако в дальнейшем было решено использовать водомет, разработанный для плавающего танка ПТ-76. Подобный движитель был более компактным и «живучим». Кроме того, водомет мог использоваться и для откачивания воды из корпуса машины. Повысилась и маневренность на воде радиус разворота составлял всего 1,5 м.

Первый опытный образец БРДМ был изготовлен в феврале 1956 г. В дальнейшем к нему присоединилось еще несколько машин, подвергнутых весьма строгим испытаниям (в частности, одна из БРДМ форсировала вплавь Керченский пролив). В конце 1957 г. была выпущена опытная серия БРДМ, а в 1958 г. БРДМ была официально принята на вооружение и запущена в большую серию, ПРодолжавшуюся до 1966 г.

Машина в больших количествах поставлялась в Советскую Армию, а также передавалась союзникам по Варшавскому Договору и поставлялась на экспорт. Ею были оснащены части кубинской армии. Использовалась БРДМ и в джунглях Южного Вьетнама, где как нельзя кстати проявилась ее высокая проходимость. Советские разведывательные подразделения на БРДМ первыми вступали на улицы чехословацких городов в августе 1968 г., а в октябре 1973-го египетские «коммандос», посаженные на БРДМ, неожиданно для израильтян форсировали Суэцкий канал, удерживая плацдарм до подхода основных сил.

Несмотря на то что в Российской армии БРДМ заменена на более совершенную машину БРДМ-2, эти носатые юркие броневички продолжают исправно нести службу в армиях и полицейских подразделениях многих стран «третьего мира

БРДМ имеет герметизированный несущий корпус, сваренный из броневых катаных листов толщиной 6, 8 и 12 мм. Тщательно отработанная гидродинамика корпуса обеспечила минимальное сопротивление движению на плаву. На корпусе приварена открытая сверху бронированная рубка с двумя смотровыми люками, снабженными пуленепробиваемыми стеклоблоками. В задней стенке рубки расположен двухстворчатый люк.

Форсированный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40П размещен в носовой части машины. Для обеспечения ему «комфортных» условий работы на плаву, когда крышки воздухоборника задраены, охлаждение осуществляется забортной водой через теплообменник. Радиатор увеличенных размеров оснащен системой обратного тока воздуха и имеет мощный вентилятор, приводимый от двигателя посредством карданного вала. Для движения на воде использован реактивный водометный движитель. Наиболее оригинальной является ходовая часть машины, состоящая из основного четырехколесного движителя и системы дополнительных колес.

Характеристики машин БРДМ и БРДМ-2

Тип машины

БРДМ

БРДМ-2

Колесная формула

4х4

4х4

Боевая масса, кг

5600

7700

Длина, мм

5660

5750

Ширина, мм

2170

2350

Высота, мм

1870

2310

Клиренс, мм

315

349

Максимальная скорость, км/ч: по шоссе на плаву

90 9

95 10

Запас хода по шоссе, км

500

750

Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град. крен, град. ширина рва, м

31 20-25 1,20

30 20-25 1,22

Экипаж (десант), чел.

2(3)

4



Материалы в данном разделе, размещенные после текущего:

Материалы в данном разделе, размещенные перед текущим:


www.zelezki.ru

БРДМ-1

После успешной разработки и запуска в производство бронетранспортера БТР-40 в особом конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством В. А. Дедкова накопился достаточный опыт для того, чтобы создать гораздо более совершенную машину этого же класса в самые кратчайшие сроки.

Самое главное, новый образец должен был обрести способность перемещаться в воде и уже в стандартном исполнении получить бронированную крышу, которая ставилась не на все модификации прошлого поколения техники.

Серийное производство бронированной разведывательно-дозорной машины началось в 1957, и после прохождения всех необходимых испытаний приказом Министра обороны СССР от 10 января 1957 года БРДМ была принята на вооружение. Компоновочно новый образец во многом повторял БТР-40, но обладал усиленной броней и днищем такой формы, которая при перемещении по воде создает минимальные препятствия движению. Находясь вне твердого покрытия, БРДМ движется за счет водомета и гребных рулей, которые поворачиваются вместе с передними колесами. Но и в случае выхода водомета из строя способности плавать машина не теряет: на 2-ой или 3-ей передачах тягу обеспечивают ведущие колеса. Другой важной способностью бронированной разведывательно-дозорной машины являются две пары небольших дополнительных колес, обычно убранных под днище и выпускаемых гидравликой в случаях преодоления оврагов и рвов. Эти колеса также соединены с трансмиссией, поэтому в экстремальных ситуациях колесная формула сменяется с 4х4 на 8х8.

В стандартном исполнении БРДМ была рассчитана на перевозку в кормовом отсеке троих десантников и вооружалась 7,62-мм станковым пулеметом системы Горюнова образца 1949 года. Также в войска поступали машины химической разведки и мобильные противотанковые ракетные комплексы нескольких модификаций. До 1966 года БРДМ была произведена примерно в 10 000 единицах.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Двигатель: рядный 6-цилиндровый, 3485 куб. см

Максимальная мощность: 90 л.с. при 3400 об./мин.

Макс. крутящий момент: 221 Нм при 1500 об./мин.

Трансмиссия: 4-ступенчатая механическая

Привод: подключаемый полный

Боевая масса: 5600 кг

Экипаж / десант: 2 / 3 человека

Макс. скорость: 80 км/ч (на шоссе), 30 км/ч (на плаву)

/ Информация об этом экспонате находится в работе… /

retrotechno.ru

БРДМ-2: история, устройство и ТТХ

29.04.2019

Разведка и наблюдение за противником – важнейшая составляющая военного искусства, позволяющая адекватно оценить силы неприятеля и планировать действия собственных войск. Особенно важна тактическая разведка, поскольку нельзя вести современный бой, не зная возможностей врага, его сильных и слабых сторон. Командиру необходимо знать, где находится артиллерия и бронетехника неприятеля, какова их численность, нужно определить расположение его зенитных и противотанковых средств.

Сегодня на вооружении подразделений российской армии стоит разведывательная машина БРДМ-2. Она имеет бензиновый двигатель и сравнительно невысокую защищенность, вооружена 14,5-мм пулеметом КПВТ. Ее главным достоинством является высокая проходимость. Серийный выпуск БРДМ-2 начался в 1963 году.

Машина принимала участие во множестве конфликтов, пережила немало модернизаций. Конструкция БРДМ-2 оказалась настолько удачной, что она и сегодня состоит на вооружении десятков армий мира, ее лицензионное производство продолжается в Польше. В войсках эту боевую машину ласково называют «Бардак». Тем не менее, в России серийное производство БРДМ-2 было закончено в 1989 году.

История создания

Уже во время Второй мировой войны разведчики широко использовали мотоциклы, грузовые машины и даже бронеавтомобили. После войны в СССР начались работы над созданием специализированной бронемашины для разведчиков. Она должна была отличаться повышенной проходимостью и уметь плавать, преодолевать болота, овраги, реки и озера.

Так появилась БРДМ-1, ушедшая с 1957 года в серию. Однако эксплуатация выявила ее серьезные недостатки: проходимость и способность преодолевать водные преграды не устраивала военных. Основной причиной проблем был бензиновый двигатель, разработанный еще до войны. Вооружение БРДМ-1 также оставляло желать лучшего: один 7,62-мм пулемет СГМБ. Стрельбу из него нужно было вести высунувшись по пояс из люка, что делало пулеметчика уязвимым.

Нужна была новая разведывательная машина, и уже в 1959 году было выдано техническое задание на производство БРДМ-2.

Ее разработкой занимались в КБ Горьковского автомобильного завода. Военные поставили перед конструкторами несколько задач:

  • увеличить огневую мощь БРДМ-2;
  • повысить ее проходимость;
  • улучшить защищенность ;
  • установить систему противоатомной защиты.

В этот период на автозаводе начали серийное производство нового автомобиля ГАЗ-66, поэтому на БРДМ использовали многие узлы от этой модели. Разработкой БРДМ-2 занималась практически та же команда конструкторов, что создавала первую разведывательную машину. Поэтому в новом изделии были воплощены все достоинства БРДМ-1, при этом в значительной мере удалось избавиться от ее недостатков.

В 1960 году начались испытания. Машина имела множество недоработок, но тем не менее в 1962 году ее приняли на вооружение. Первоначально пулемет КПВТ был установлен на открытой турели, башни не было. Только к 1963 году на БРДМ-2 была оснащена башней со спаренными пулеметами КПВТ и ПКТ.

Доводка машины происходила уже во время серийного производства. Впервые широкой публике БРДМ-2 был показан в 1966 году на военном параде в Москве.

Первоначально серийное производство БРДМ-2 было организовано на Горьковском автозаводе, в 1965 году производственные линии перенесли на Арзамасский машиностроительный завод.

В первую очередь БРДМ-2 поступали на вооружение разведывательных подразделений Советской армии, а также войск связи и химической защиты. По штату на одну танковую или мотострелковую дивизию приходилось 28 БРДМ-2.

Устройство машины

Компоновка БРДМ-2 – классическая, в передней части находится отделение управления, в средней – боевое отделение, а в кормовой части машины – моторный отсек. Экипаж состоит из четырех человек: места командира и механика-водителя расположены в отделении управления, а стрелок и наблюдатель находятся в боевом отделении. Корпус состоит из броневых катанных листов, соединенных сваркой. Он герметичен, что позволяет машине преодолевать водные препятствия.

В центральной части корпуса установлена башня конической формы, вооруженная спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Под башней предусмотрено подвесное сидение для стрелка-пулеметчика. Огонь можно вести на 180° в горизонтальной плоскости, вертикальный угол обстрела составляет от -5° до +30°. Для стрельбы имеется перископический прицел ПП-61А и привод наведения. Из КПВТ можно вести огонь на дистанциях до 2 тыс. метров, а из ПКТ – до 1,5 тыс. КПВТ подходит для уничтожения легкобронированной техники противника, ПКТ используется для поражения живой силы неприятеля, его боекомплект – 2 тыс. патронов.

В задней части корпуса БРДМ-2 находится силовое отделение. От боевого отсека оно отделено броневой перегородкой. В нем размещаются: двигатель ГАЗ-41, коробка передач, фильтровентиляционная установка, генератор, аккумуляторная батарея, радиаторы, устройство для запуска двигателя в ручном режиме. Небольшой расход топлива позволяет машине преодолевать 750 км на одной заправке.

Для наблюдения окружающей обстановки командир располагает панорамой ТПКУ-2Б, на которую можно устанавливать прибор ночного видения. В распоряжении командира и механика-водителя есть несколько неподвижных перископических наблюдательных приборов.

БРДМ-2 оснащен бензиновым V-образным двигателем с восемью цилиндрами, его мощность составляет 140 л. с. Такие же двигатели ставили на правительственные автомобили «Чайка». Емкость баков с топливом — 280 литров. Трансмиссия – механическая, есть одна задняя и четыре передних скорости.

У разведывательной машины колесная ходовая часть, она аналогична БРДМ-1. Все колеса имеет систему регулировки давления, изменять которое можно и при остановке, и во время движения. Подвеска машины рессорная, на каждом мосту расположены по два гидравлических амортизатора.

Особенностью БРДМ-2 являются четыре дополнительных колеса, которые могут быть задействованы для преодоления окопов и траншей. Все колеса разведывательной машины (и главные, и дополнительные) являются ведущими.

В кормовой части БРДМ-2 находится водометный движитель, позволяющий машине развивать скорость до 10 км/ч на плаву. На его выпускном патрубке установлен руль для маневрирования воде. Обратное вращение гребных винтов обеспечивает БРДМ-2 задний ход. Водоотражательный щит повышает безопасность движения по воде.

На передней части машины установлена лебедка, тяговое усилие на тросе составляет 4 тыс. кгс.

Модификации БРДМ-2

БРДМ-2 до сих пор находится на вооружении многих армий мира, хотя серийное производство машины было остановлено в 1989 году. Поэтому неудивительно, что модернизация БРДМ-2 проводилась неоднократно. К настоящему времени оборудование и агрегаты, установленные на машины 30-40 лет назад, устарели и морально, и физически.

Опыт показывает, что при доработке БРДМ-2 способен эффективно выполнять и разведывательные функции, и быть платформой для установки различного вооружения. Используют БРДМ-2 и в мирных целях, из этой машины получается отличный гражданский автомобиль для преодоления бездорожья.

В 90-е годы в России появилось сразу несколько модификация БРДМ-2:

БРДМ-2М. Эту модификацию разработали на Арзамасском машиностроительном заводе. Из конструкции убрали дополнительные колеса, вместо бензинового двигателя установили дизельный турбодизель Д-245.9, была также заменена башня. Именно этот вариант позже приняли на вооружение российской армии.

Компания «Муромтепловоз» предлагала своим заказчикам БРДМ-2 с различными видами башен с большим углом возвышения и разнообразным дополнительным вооружением (например, автоматический гранатомет или пушка). На машинах устанавливались более мощные двигатели и современные системы навигации и связи. Демонтаж дополнительных колес позволил увеличить количество членов экипажа до шести человек.

Множество модификаций машины было изготовлено в Украине. После распада СССР в этой стране осталось значительное количество БРДМ-2:

БРДМ-2ЛД. Вариант модернизации машины с демонтажом дополнительных колес и новым дизельным двигателем СМД-21-08. Модель выпускалась на Николаевском ремонтно-механическом заводе.

БРДМ-2ДИ «Хазар». Еще одна модификация, разработанная николаевцами. Дополнительные колеса заменены боковыми дверями, установлен новый дизельный двигатель IVECO и современные системы вооружения.

БРДМ-2И. Модификация машины, разработанная винницким 45-м экспериментальным заводом. В ней бензиновый двигатель заменен на дизель ISUZU.

БРДМ-2МБ1. Это белорусская модификация машины. Сняты дополнительные колеса и водометы, и вместо них сделаны десантные люки. На машину установлен мощный дизель, современные системы связи и наблюдения, а также боевой модуль «Адунок».

МБТС «Кайман». Еще одна модернизация БРДМ-2, проведенная в Беларуси. В передней части машины установлены бронестекла, дополнительные колеса демонтированы. Днище машины получило V-образную форму, бензиновый двигатель был заменен на современный дизель.

BRDM-2M-96ik Szakal. Модификация, созданная в 2003 году в Польше. На машину установлен мощный дизельный двигатель, новая радиостанция, кондиционер, противокумулятивные экраны. КПВТ заменили пулеметом WKM-B.

Это далеко не полный список модификаций БРДМ-2, созданных в различные годы в разных странах. Основными направлениями модернизации являлись: замена двигателя на более мощный, демонтаж дополнительных колес, усложнявших конструкцию и утяжелявших машину, установка современных систем связи и наблюдения. Нередко при модернизации заменяли основное вооружение машины.

За годы эксплуатации на базе БРДМ-2 был создан не менеее двух десятков разновидностей спецмашин. БРДМ-2 оказался прекрасной базой для установки различных противотанковых комплексов, на нее устанавливались практически все ПТРК, созданные в СССР.

Боевое применение

БРДМ-2 многие годы использовалась советской армией, эту машину поставляли всем странам-участницам Варшавского договора и активно экспортировали за его пределы. Так что послужной список у БРДМ-2 весьма солидный.

Машина принимала участие во вторжении войск стран ВД в Чехословакию.

БРДМ-2 стала героем одного из крупнейших сражений войны Судного дня. 6 октября 1973 года армия Египта форсировала Суэцкий канал и была встречена израильской бронетанковой дивизией. С помощью ПТРК «Малютка», установленных на БРДМ-2, были уничтожены более 150 танков М48 и М60. Не менее успешно применялись БРДМ-2 с ПТРК против израильских танков и в Сирии.

Очень широко БРДМ-2 применялись в Африке. Благодаря своей простоте, надежности и дешевизне эти машины очень полюбились военнослужащим африканских государств. Особенно много БРДМ-2 было в Анголе, правда, кубинские бойцы, использовавшие их, отмечали, что советская машина уступает по защите и боевой мощи южноафриканским бронеавтомобилям.

Применялась БРДМ-2 и в ходе всех иракских конфликтов. Машина активно использовалась советскими войсками в Афганистане и зарекомендовала себя довольно неплохо.

Российские федеральные войска активно использовали БРДМ-2 в ходе первой и второй чеченской кампании. Применялась она и сепаратистами. Машина показала себя плохо приспособленной к боевым действиям в городских условиях. Недостаточным оказались уровень ее защищенности и огневая мощь.

Россия использовала БРДМ-2 во время войны с Грузией в 2008 году. Сейчас машина применяется обеими сторонами конфликта на востоке Украины.

Технические характеристики

Масса, т7,0
Экипаж, чел.4
Вооружение7,62-мм ПКТ и 14,5-мм КПВТ
Длина, мм5750
Ширина, мм2350
Высота, мм2395
Толщина брони, ммот 7 до 10
ДвигательГАЗ-41
Мощность двигателя, л. с.140
Макс. скорость по шоссе, км/чдо 100
Макс. скорость на плаву, км/ч8-10
Запас хода по шоссе, кмдо 750

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

БРДМ-1

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1

БРДМ-1

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 серийно выпускалась с 1958 по 1966 год. Машина разработана по компоновочной схеме с передним расположением 6-цилиндрового форсированного бензинового двигателя ГАЗ-40П. БРДМ-1 — плавающая машина с колесной формулой 4×4. Она поставлялась в армии стран — участниц Варшавского Договора и ряд других стран Африки и Ближнего Востока.

За моторно-трансмиссионным отделением БРДМ-1 находились места механика-водителя и командира, в кормовой части — небольшое боевое отделение. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через верхние люки. Между мостами по обе стороны машины монтировались дополнительные небольшие колеса, по два с каждой стороны, имеющие гидравлическую систему опускания и подъема, а также привод от двигателя. Благодаря этим колесам значительно повышалась проходимость БРДМ-1 по пересеченной местности и тяжелым грунтам. Кроме того бронированная разведывательно-дозорная машина имела систему подкачки давления в шинах, регулируемую водителем.

Корпус БРДМ-1 имел понтонную форму, обеспечивающую минимальное сопротивление на плаву, был сварен из катаных броневых листов толщиной 6,8 и 12 мм.

Движение на плаву БРДМ-1 обеспечивалось водяным движителем, установленным по центру кормовой части корпуса машины. Максимальная скорость на плаву составляла 9 км/час. Перед входом в воду в передней части необходимо было поднимать специальный щиток, предохраняющий смотровые приборы от захлестывания водой, одновременно с его поднятием включался насос движителя.

Штатное вооружение БРДМ-1 состояло из 7,62-мм пулемета, устанавливаемого на турели в верхней части корпуса. Некоторые машины были вооружены 12,7-мм пулеметом ДШКМ впереди и 7,62-мм пулеметом в корме.

Существовали модификации БРДМ-1. Так, модифицированная машина БРДМ-У представляла собой машину управления, в которой монтировались дополнительные средства связи. БРДМ-1рхб предназначалась для ведения радиационной, химической и бактериологической разведки и обозначения границ зараженных районов специальными знаками. В корме этой машины имелся контейнер с флажками различного цвета, обозначающими тип заражения, на острых металлических прутьях, которыми втыкались в грунт.

На БРДМ-1 также могли устанавливаться три типа пусковых установок ПТУР. Первоначально применяли пусковые установки противотанковых ракет 3М6 «Шмель» с дальностью стрельбы до 2500 м, которые крепились в направляющих по 3 штуки и в походном положении находились внутри бронированного корпуса. Затем появился вариант, включающий четыре направляющих ПТУР 3М11 «Фаланга» с дальностью стрельбы до 3000 м. И на конец, на поздних моделях был установлен пакет из шести направляющих для ПТУР 9М14 «Малютка» с дальностью стрельбы до 3000 м и дополнительным боекомплектом в боевом отделении. Эти противотанковые ракеты управлялись по проводам как из боевого отделения БРДМ-1, так и с выносного пульта на расстоянии до 80 м от машины. БРДМ с ракетами Малютка участвовали в арабо-израильской войне 1973 года.

armoredgun.org

БРДМ-1, Тернополь

Памятник БРДМ-1 установлен в городе Тернополь. Главное, что поражает как в БРДМ, так и в стоящих по соседству Т-34 и БТР-60, так это их окраска. Возможно, что такое творчество тоже имеет право на жизнь!

БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина) — советская боевая разведывательная машина разработанная в 50-х годах ХХ столетия. По западной классификации БРДМ иногда обозначается как бронеавтомобиль.

Разработка машины была начата в 1954 году в КБ ГАЗ. Изначально, перед конструкторами бала поставлена задача по разработке плавающей модификации бронетранспортера БТР-40, состоявшего на вооружении разведывательных частей Советской Армии. Это соответствовало и первоначальное обозначение машины — БТР-40П (плавающий). Для того чтобы исходная машина смогла плавать, и при этом, еще и повысилась ее проходимость, в конструкцию прототипа пришлось внести такое количество изменений, что в итоге получился совершенно новый бронеавтомобиль, принятый в 1958 году на вооружение под обозначением БРДМ. В конце 1957 года, на заводе ГАЗ была выпущена опытная партия этих машин. Серийно машина производилась с 1958 по 1966 года.

Корпус бронемашины изготовлен из катанных бронелистов разной толщины и имеет сварную конструкцию. Броня обеспечивает защиту экипажа от пуль и осколков мин и артиллерийских снарядов малого калибра. Приданная корпусу машины понтонооборазная форма обеспечивает на плаву минимальное сопротивление движению. В бронированной рубке, расположенной сверху на корпусе машины, располагаются экипаж и десант либо перевозимые системы вооружения. Автомобили первой серии оснащались открытой сверху рубкой, вскоре закрытой бронекрышей с бронелюками. В задней стенке рубки располагается закрытый двустворчатой крышкой люк.

В передней части рубки расположены командир (справа) и механик-водитель (слева). Для наблюдения служат смонтированные в лобовом листе рубки смотровые люки с бронекрышками, оснащенные  пуленепробиваемыми приборами наблюдения. Также, у механика-водителя, имеется перископ. Инфракрасный прибор предназначен для вождения в темноте.

В передней части бронеавтомобиля располагается силовое отделение. Отделение управления, совмещенное с боевым, занимало среднюю и заднюю части корпуса машины. Форсированный двигатель, вместе с частью агрегатов трансмиссии, располагался в силовом отделении. Трансмиссия включала в себя сухое однодисковое сцепление, пятискоростную коробку передач (одна передача — назад), конические дифференциалы обоих ведущих мостов и двухступенчатую раздаточную коробку. При помощи караданных валов, крутящий момент передавался к ведущим мостам от раздаточной коробки. В условиях бездорожья, дополнительно включается передний мост. При необходимости -пониженная передача. Передний мост можно подключать на остановке, а так же и в движении, без ограничений по скорости, не выжимая сцепления, соблюдая условие о непробуксовке заднего моста. Также в силовом отделении расположены:

— лебедка, предназначенная для самовытаскивания;

— компрессор, оборудованный промежуточным резервуаром для сжатого воздуха, обслуживающий систему централизованного регулирования давления в шинах. Подвод воздуха к шинам осуществляется через ступицу;

— рулевой механизм.

Через специальную коробку отбора мощности, от раздаточной коробки, приводятся цепные передачи дополнительных колес, бортовые редукторы и водометный движитель. Водометный движитель БРДМ работает через свою коробку отбора мощности и карданную передачу.

По воде бронемашина движется благодаря установленному в корме водометному движителю. Через приемный патрубок, расположенный на днище, вода засасывается при помощи четырехлопастного винта и выбрасывается через отверстие, расположенное в кормовом листе корпуса. Это отверстие закрывается бронированной заслонкой при движении по суше. Поворот на плаву осуществляется при помощи водяных рулей, расположенных в выпускном патрубке водомета. Водяные рули обеспечивают высокую маневренность, так, радиус поворота составляет всего 1,5 метра. Привод к водяным рулям объединяется с приводом управления колесами. На машине установлен волноотражающий щит, предотвращающий во время плавания заливание силового отделения бронеавтомобиля через вентиляционные отверстия. С целью улучшения обзора и улучшения защищенности передней части корпуса,  при движении на суше, волноотражающий щит переводится в нижнее положение. В состав системы охлаждения входит теплообменник, омываемый забортной водой. Теплообменник используется при движении на плаву, при закрытых вентиляционных жалюзи на крыше силового отделения. 

Все четыре основных колеса, снабженные широкопрофильными шинами, являются ведущими. Особенностью БРДМ, которая также применена в БРДМ-2, стали две дополнительные пары колес, установленные посередине корпуса. При нормальном режиме движения — эти колеса полуутоплены в корпусе бронемашины. При движении по бездорожью, колеса вращаются, предотвращая цепляние днищем. При преодолении траншей и окопов, колеса опускаются при помощи гидропривода, и начинают работать от цепного привода. Благодаря этой своей особенности, БРДМ имеет на пересеченной местности проходимость, сопоставимую с гусеничными машинами.

Основным вооружением бронемашины был пулемет СГМБ. Пулемет устанавливался открыто в передней части рубки на вертикальном кронштейне. Начиная с 1958 года, пулемет СГМБ был заменен пулеметом ПКТ. Также, члены экипажа и десант, имели возможность вести стрельбу из личного оружия через устроенные по две с каждого борта бойницы и две бойницы в корме рубки. Оборудование БРДМ состояло из радиостанции Р-133, средств пожаротушения и навигационных приборов.

Фотографии БРДМ сделаны в 2012 году.

Технические характеристики БРДМ-1

Боевая масса, т.

5,6
Экипаж, чел. 2 + 3 десантника
Вооружение пулемет СГМБ или ПКТ калибра 7,62 мм.
Боекомплект, патронов 1250
Бронирование, мм. 6,8 и 12

Длина, мм.

5660
Ширина, мм. 2170
Высота, мм. 1870
Клиренс, мм. 310
Максимальная скорость на шоссе, км./час. 90
Максимальная скорость на грунтовой дороге, км./час.  50

Максимальная скорость в воде, км./час.

9
Запас хода по шоссе, км. 500
Запас хода на плаву, км. 110
Двигатель ГАЗ-40П, карбюраторный, V-образный, 6-ти цилиндровый
Максимальная мощность, л.с. 93
Преодолеваемый подъем, град. 31
Преодолеваемая траншея, м. 1,22
Преодолеваемая вертикальная стенка, м. 0,4


Неподалеку от БРДМ-1 можно посмотреть следующие памятники технике:

Паровозт 9П

САУ ИСУ-152

Вертолет Ми-2

Самолет Ту-16

litnik.pp.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *