Содержание

Адмирал Чабаненко (1992) - большой противолодочный корабль России

Служба


РОССИЯ

Исторические данные

15 сентября 1988 года Заложен
16 июня 1992 года Спущен на воду
январь 1999 года Выход на испытания
20 февраля 2000 года Введен в строй

Общие данные

7700 / 8900 т. Водоизмещение
(стандартное/полное)
163,5 / 19 / 5,2 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)

ЭУ

0

2 ГТД М-63 / 18000 Главная ЭУ
(тип/мощность)
2 ГТД М-8КФ / 45000 Вспомогательная ЭУ
(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
32 / 18 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
3500 / миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
2000 т. Запас топлива

1

2 ГТД М-62 / 18000 Главная ЭУ
(тип/мощность)
2 ГТД М-8КФ / 45000 Вспомогательная ЭУ
(тип/мощность)
2 ед. Количество валов
30 / 18 узл. Скорость хода
(полная/экономичная)
3500 / миль Дальность плавания
(полным/экономичным ходом)
2000 т. Запас топлива

Экипаж

296 чел. Общая численность
32 чел. Офицеры

Вооружение

Ракетное вооружение

Зенитная артилерия

Противолодочное

Противоторпедное

Однотипные корабли

Адмирал Басистый(разобран на стапеле)

"Адмирал Чабаненко" - большой противолодочный корабль (БПК) пр. 1155.1[1] (шифр «Фрегат») разработан Северным ПКБ под руководством В.П. Мишина. Бортовой номер 650. Назван в честь советского адмирала Андрея Чабаненко. Предназначен для решения задач борьбы с подводными и надводными силами противника, противовоздушной обороны, поддержки высадки своих десантов, и способен действовать как в составе корабельного соединения, так и автономно. Схема БПК "Адмирал Чабаненко"

Эскадренный миноносец (ЭМ) пр. 1155.1 (шифр «Фрегат») разработан Северным ПКБ под руководством В.П. Мишина. При создании этого корабля конструкторы попытались устранить недостатки, присущие БПК пр. 1155 к которым относили отсутствие ПКРК, слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Первые чертежи появились в 1982 году. Проект корабля был разработан в 1983 – 1984 гг. Заложен 15 сентября 1988 года, спуск на воду произведен 16 июня 1992 года. Первые ходовые испытания в море проходили в 1995 году, однако из-за финансовых трудностей сдача заказа флоту растянулась на несколько лет. Государственные испытания БПК прошли только в январе 1999 года. Вступление в строй, 20 февраля 2000 года, прошло незаметно ввиду того, что проходили празднования 300-летия российского флота и приемка крейсера «Петр Великий».

Всего предполагалось построить 10 ЭМ пр. 1155.1. Однако до декабря 1991 года успели заложить только два из них и выдать заказ еще на два корабля. Адмирал Чабаненко достроили, но заказ на другие ЭМ аннулировали в 1993 году. Второй корабль серии разобрали на стапеле.

Корабль неоднократно участвовал в учениях в составе ВМФ РФ и совместно с кораблями других стран.

  • Декабрь 2008 года, участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы "ВЕНРУС-2008"
    [2]
    .
  • 6 декабря 2008 года стал первым российским военным кораблем, вошедшим в Панамский канал со времен Второй мировой войны[3].
  • С 3 ноября 2009 года по 29 апреля 2010 года обеспечения безопасности гражданского судоходства в районе Аденского залива. С 11 по 13 апреля 2010 года находился с визитом в испанском порту Сеута[4]
  • С 1 июня по 6 августа 2011 года участие в международном военно-морском учении "ФРУКУС-2011" у берегов США[5].
  • С 6 декабря 2011 года по 16 февраля 2012 года обеспечения военно-морского присутствия кораблей ВМФ России в районах Мирового океана.
  • В июне 2012 года лидер демократической левой партии Турции Масум Тюркер (Masum Türker) заявил, что турецкий самолёт-разведчик RF-4E, пропавший 22 июня 2012 г. во время полёта в территориальном пространстве Сирии, был сбит ракетой с БПК «Адмирал Чабаненко»[6].
  • C апреля 2014 год находится в ремонте на причале СР3-35. Ремонт продлится около трех лет[7].
Схема общего расположения эсминца пр. 1155.1

Архитектура корабля (корпуса и надстроек) и конструкция главной энергетической установки полностью повторяет прототип. БПК обладает большой маневренностью, высокими огневыми показателями. Корабль оснащен мощным и разнообразным вооружением. Во-первых, было решено установить новейший противокорабельный ракетный комплекс «Москит-М», апробированный на ракетных катерах, эсминцах и показавший себя с лучшей стороны. Во-вторых, увеличили калибр артиллерии главного калибра. В третьих, в добавление к двум комплектам ЗРК «Кинжал» для противоракетной обороны были установлены зенитно-артиллерийские комплексы ЗРАК «Кортик». Переработке подверглись корпус в носовой части (под новейший ГАК "Звезда") и компоновка внутренних помещений. Фактически получился настоящий эсминец, хотя новый корабль официально числится большим противолодочным кораблем 1 ранга (как и «Удалые»).

130-мм артустановка АК-130

Водоизмещение: 7700/8400 тонн.

Главные размерения: 163,5 х 19 × 5,2 м. (по КВЛ 145 х 17,2 х 7,9 м.)

Экипаж: 296 чел. (32 офицера)

Автономность по запасам провизии: 30 сут.

Уго Чавес и Дмитрий Медведев на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко»

Главная энергетическая установка: 4 ГТД, 2 винта (2 маршевых М-63 по 9000 л.с. и 2 форсажных М-8КФ по 22500 л.с.)

Скорость хода: 30/18 уз.

Дальность плавания ходом 14 уз.: 2900 мили

Комплекс противокорабельных ракет: 2 х «Москит-М«

Зенитный ракетный комплекс: 2 х ЗРК «Кинжал»

Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс: 2 х ЗРАК «Кортик»

Артиллерийский комплекс: 130-мм артустановка АК-130

Противолодочная система: 2 х ПЛРК «Водопад»

Противоторпедная система: 2 х 300-мм ПТЗ «Удав-1»

Авиация: 1 х Ка-27ПЛ и 1 х Ка-27РЦ

Радиоэлектронная система:

  • БУИС «Лесоруб 55»
  • Комплекс средств обмена информацией «Тройник»
  • Комплекс обеспечения ЭМС «Подзаголовок»
  • Система освещения надводной обстановки «Корвет-1155»
  • РЛС общего обнаружения «Фрегат-МА» (MP-760)
  • РЛС обнаружения и целеуказания по низко летящим ВЦ «Подкат» (МР-350)
  • система предупреждения о лазерном излучении «Спектр-Ф»
  • Навигационные РЛС (3 шт.) «Вайгач»
  • Гирокомпасные системы «Курс-10А-1» и «Курс-10А-2»
  • КСКС «Цунами-БМ»
  • КСРС «Кристалл»
  • Станция спутниковой связи «Прицел-А»
  • Комплекс средств РЭБ «Старт-2»
  • Пассивные системы РЭП «Смелый-П»
  • ГАК с антеннами в носовом, подкильном и буксируемом обтекателях «Звезда-2»

капитан 1 ранга Быков Игорь Александрович - 1991-1997 гг.

капитан 1 ранга Колывушко Михаил Иванович - 1997-2002 гг.

капитан 1 ранга Гришин Сергей Геннадьевич - 2002-н.в.

  1. ↑ Также причисляется к классу эсминцев
  2. ↑ В Карибском море начались морские маневры России и Венесуэлы
  3. ↑ Российский военный корабль вошел в Панамский канал
  4. ↑ БПК «Адмирал Чабаненко» совершил деловой заход в испанский порт
  5. ↑ БПК «Адмирал Чабаненко» участвует в морской фазе международных учений "ФРУКУС-2011"
  6. ↑ БПК «Адмирал Чабаненко» сбил турецкий самолет — лидер демократической левой партии Турции
  7. ↑ БПК «Адмирал Чабаненко» в 2015 году встанет на ремонт
  • "Адмирал Чабаненко" входит в бухту Гаваны

  • Макет БПК "Адмирал Чабаненко"

  • Экипаж корабельного вертолёта Ка-27, вылетевший с борта большого противолодочного корабля (БПК) Северного флота (СФ) «Адмирал Чабаненко»

Литература

  • Александров Ю.И., Апальков Ю.В. Боевые корабли мира на рубеже ХХ - ХХI веков. Часть II. Том II Эскадренные миноносцы. — СПб. — "Галея Принт", 2004. — 222 с. — ISBN 5-8172-0081-3

Ссылки

wiki.wargaming.net

От А до Я - БПК «Адмирал Чабаненко» пр.1155.1

История создания новейшего русского БПК проекта 1155.1 началась в 70-е годы. Тогда в странах, владеющих «ключами от моря», пришли к пониманию, что строить крупнотоннажные специализированные корабли - слишком дорогое удовольствие. Морские державы начали разрабатывать многоцелевые. Идея единого надводного корабля занимала и умы советских конструкторов. Однако ряд производственно-технических проблем не позволил тогда воплотить задуманное в металле. В СССР на стапелях закладывались разнотипные разработки Северного ПКБ: эсминец проекта 956 и БПК проекта 1155, которые должны были действовать совместно. Создание системы из двух кораблей хотя и было частично реализовано, но не вызывало восторга у специалистов, а в конечном счете и у руководства ВМФ. Поэтому постоянно велись поиски возможности создать в ограниченном водоизмещении многоцелевой корабль, объединяющий возможности кораблей проекта 956 и проекта 1155. Однако из этого вначале ничего не получилось, ибо простое сложение номенклатуры оружия и вооружения без определенного компромисса вело к резкому возрастанию водоизмещения. Проводимые исследования показали, что создание многоцелевого корабля возможно только на путях унификации корабельных комплексов вооружения.

В 1979 году заместителю главного конструктора эсминца пр. 956 В.П. Мишину предложили возглавить работы по проекту 1155. Головной в этой серии БПК «Удалой» был готов процентов на 60. После сдачи его флоту под руководством нового главного конструктора стали прорабатываться вопросы дальнейшей модернизации серии. Первые наброски появились в 1982 году. В чертежах вырисовывался совершенно новый корабль, хотя внешне он мало чем отличался от «Удалого».

При рассмотрении опыта эксплуатации БПК проекта 1155 был поставлен вопрос о его недостатках. В качестве таковых участниками совещания отмечались: отсутствие противокорабельного комплекса, слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Учитывая эти замечания, Главкомом ВМФ было дано указание разработать многофункциональную модификацию проекта 1155, в максимальной степени учитывающую высказанные на совещании пожелания.

Большой противолодочный корабль пр.1155.1 (шифр «Фрегат») разработан Северным ПКБ под руководством В.П. Мишина. При создании этого корабля конструкторы попытались устранить недостатки, присущие БПК пр.1155. В результате на БПК пр.1155.1 вместо двух 100-мм АУ установили одну спаренную 130-мм АУ, вместо ПЛРК «Метель» - ПКРК «Москит», вместо 533-мм ТА – ПЛРК «Водопад», а вместо РБУ-6000 – комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». Усиления зенитного вооружения удалось достичь за счет замены 30-мм АУ АК-630М на ЗРАК «Кортик». Кроме того, вместо ГАК «Полином» установили более совершенный ГАК «Звезда-2». По архитектуре корпуса и надстроек, а также конструкции главной энергетической установки корабль полностью повторял прототип.

Две счетверенные ПУ КТ-190 ПКРК «Москит-М» установлены в районе носовой надстройки корабля под крыльями ходового мостика (на БПК пр.1155 здесь располагались ПУ ПЛРК «Раструб-Б»). Решение противолодочных задач на БПК пр.1155.1 возложено на ПЛРК «Водопад-НК» с восемью УРТПУ, из которых можно вести стрельбу как ПЛУР, так и обычными торпедами. Оборону корабля от средств нападения с воздуха обеспечивают два ЗРК «Кинжал» и два боевых модуля ЗРАК «Кортик». На БПК пр.1155.1 внедрена единая система управления контуром ПВО.

ГАК «Звезда-2М» имеет активные и пассивные режимы работы. Этот комплекс принадлежит к последнему поколению отечественных ГАК и способен обнаруживать ПЛ, идущие на корабль торпеды, выдавать целеуказание оружию и обеспечивать ЗПС. Приемоизлучающие антенны комплекса расположены в протяженном бульбовом обтекателе торпедообразной формы, который выдается далеко вперед за носовой перпендикуляр. Длина обтекателя, заглубленного ниже основной плоскости примерно на 2м, - около 30 м, а диаметр – более 5 м. Кроме ГАС с антеннами в бульбовом обтекателе, в состав ГАК входит буксируемая ГАС. В походном положении она находится в специальном помещении на корме корабля. Спуск и подъем буксируемого тела осуществляется через кормовой лацпорт с помощью спускоподъемного устройства.

Планировалось серийное строительство этих кораблей в Калининграде на заводе «Янтарь». Однако до 1991 года удалось заложить только два корабля. В 1994 году был спущен на воду первый головной корабль «Адмирал Чабаненко», который вступил в строй лишь в 1999 году. Второй корабль прекращен строительством в 1993 году, а вся серия этих кораблей аннулирована. Заложили «Чабаненко» 28 февраля 1989 года. Спустили на воду 14 декабря 1992 года. Экипаж справил новоселье в каютах и кубриках в 1993 году. Первым командиром БПК был капитан 1-го ранга Игорь Быков. Он же вывел корабль на ходовые испытания в 1995 году. Но сдача заказа флоту растянулась на долгие годы - пять директоров завода сменилось за это время.

28 января 1999 года в Балтийске на большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко» после успешного прохождения государственных испытаний был торжественно поднят Андреевский флаг. В этот день в состав Военно-Морского Флота России официально вошел боевой корабль первого ранга, по многим параметрам существенно отличающийся от построенных ранее.

Новый корабль, чья дорога к морю оказалась такой долгой и трудной, перешел на Северный флот. Именно там он будет нести нелегкую ратную службу. Вобрав все военно-технические достижения завершающегося столетия в области боевого кораблестроения, «Адмирал Чабаненко» по праву может называться кораблем ХХI века.

www.ot-a-do-ya.org

Большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко". Справка

История создания корабля  началась в 70-е годы прошлого века, когда морские державы начали разрабатывать многоцелевые корабли. Главный конструктор "Адмирала Чабаненко" Валентин Мишин, которому в 1979 году предложили возглавить работы по проекту 1155. В 1982 году появились первые чертежи.

Корабль построен на  судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде (ныне  АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь").

БПК был заложен 28 февраля 1989 года, спущен на воду 14 декабря 1992 года. Первые ходовые испытания в море проходили в 1995 году, однако сдача заказа флоту растянулась из-за финансовых трудностей  на несколько лет. Заключительный этап государственных испытаний БПК прошел в январе 1999 года.

28 января 1999 года БПК вошел в состав российского Военно-Морского Флота (в этот день на корабле в торжественной обстановке был поднят военно-морской Андреевский флаг).

26 февраля 1999 года "Адмирал Чабаненко" начал переход с Балтийского на Северный флот. Закончил свой переход 10 марта 1999 года и вступил в состав Северного флота.

Технические характеристики:

Корабль имеет длину 163, 4 м., ширину 19, 5 м. и водоизмещение 8900 тонн.

Четыре силовых агрегата связаны с двумя валами и обеспечивают максимальную скорость в 32 узла.

Запас хода: 3500 миль. Экипаж корабля - 296 человек.

БПК обладает большой маневренностью, высокими огневыми показателями.

Корабль оснащен мощным и разнообразным вооружением. В качестве главного ударного корабельного оружия на нем установлен противокорабельный ракетный комплекс с противокорабельными ракетами "Москит" с системой целеуказания "Минерал". Для решения задач противовоздушной обороны БПК проекта 1155.1 имеет два зенитных ракетных комплекса самообороны "Кинжал" (размещены в носовой части корабля, 64 ракеты) и два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" (в середине корабля ближе к его кормовой части). Артиллерийское вооружение представлено 130‑мм спаренной артиллерийской установкой АК-130.

Противолодочное вооружение включает: противолодочный ракетный комплекс типа "Водопад-НК" с двумя четырехтрубными универсальными ракетно-торпедными пусковыми установками и комплекс противоторпедной защиты типа "Удав-1". Для ведения воздушной разведки и решения других задач корабль оснащен двумя противолодочными вертолетами типа Ка-27, размещаемых в двух ангарах, и двумя взлетно-посадочными площадками на корме.

В составе радиоэлектронного вооружения корабля имеются: боевая информационно-управляющая система (БИУС) типа "Лесоруб-51"; новейший гидроакустический комплекс (ГАК) типа "Звезда-М2" с крупногабаритной антенной, размещенной в носовой бульбе, и буксируемой антенной переменной глубины; многофункциональные радиолокационные станции для обнаружения воздушных целей на средних и больших высотах (РЛС "Фрегат-М2") и низколетящих ("Подкат") целей.

В настоящее время корабль находится в боевом строю Северного флота ВМФ России. Он неоднократно участвовал в различного рода учениях как в составе российских корабельных соединений, так и в совместных учениях с кораблями других стран, посещал зарубежные порты с визитами вежливости.

ria.ru

БПК "Адмирал Чабаненко": ремонт затягивается, обновления вооружения не предвидится


.
Нарушив обет молчания, длившийся более полугода,. пресс-служба 35-го СРЗ опубликовала очередной номер заводской газеты "Трудовая вахта" (от 12.10.2015), в котором в частности говорится следующее:

"Продолжается ремонт по техническому состоянию с продлением МРС [межремонтного срока] БПК "Адмирал Чабаненко". Достигнута договорённость с Министерством обороны об увеличении финансирования под весь заявленный объём работ с переносом срока ремонта на 2017 год" (с 2016-го – А.Ш.).


БПК "Адмирал Чабаненко" в 35-м СРЗ, 20.04.2015 (фото Игоря Дило с shipspotting.com)


Наряду с "Нахимовым" и "Устиновым", "Чабаненко" является самым ожидаемым флотом и общественностью боевым надводным кораблём, т. к., в течение ближайших 10 лет (пока ВМФ не получит первый БНК 1-го ранга 4-го поколения) нам придётся довольствоваться лишь модернизациями того, что имеем. Однако, в отличие от "Нахимова" (который однозначно получит "Оникс" и "Калибр") и "Устинова" (которому обещан некий "новый комплекс" – ссылка 1), "Чабаненко", похоже, выйдет из среднего ремонта в первозданном виде.

На фото в начале записи, сделанном почти через полтора года после постановки корабля в завод (01.12.2013), отчётливо видны пусковые установки КТ-190 ПКРК "Москит", которые были бы уже давно демонтированы в случае наличия в ТЗ на ремонт пункта о замене главного ракетного комплекса. Получить представление о прочем вооружении БПК (точнее, эсминца), которое он будет нести после завершения ВТГ, можно из плана закупок ЦС "Звёздочка" на 2015 г.

Как следует из п. 1642 плана, артустановка АК-130 с комплексом механической подачи боезапаса КМП-218 должна быть закончена ремонтом 12.2016 (отсутствие на фото качающейся части АУ говорит о том, что работы были начаты в период 26.02-20.04, т. к. 26.02 стволы были на месте – ссылка 2). Касательно артиллерии главного калибра возражений нет и быть не может (лучше АК-130 ещё ничего не придумали), чего не скажешь о зенитном ракетном комплексе. В п.п. 1640-1641 говорится о ремонте с продлением МРС на 3 года изделий 3Р95, 3С95 и 3О95 – системы управления, пускового модуля и аппаратуры стартовой автоматики (АСА), относящихся к ЗРК 3М95 "Кинжал", принятого на вооружение в 1989 г.. Имущество БЧ-7 (МР-750, МР-350, МР-212/201 и пр.) в основном также остаётся без изменений (ссылка 3).

Главной причиной переноса сроков завершения ремонта "Чабаненко", скорее всего, является фигурирующий в плане под номером 2854 "ремонт (доработка) изделия 3М87 до уровня изделия 3М87/11540-402-643-1 с продлением МРС на 3 года", а именно – "демонтаж составных частей изделия, дефектация изделий, ремонтно-восстановительные работы изделий, проведение монтажных, пуско-наладочных работ изделий БМ 3Р87 (2 комплекта), СХП 4З87 (2 комплекта), 3К87 (2 комплекта)" со сроком исполнения 07.2017 (3М87 – ЗРАК "Кортик", "11540-402" – "Ярослав Мудрый", 3Р87 – боевой модуль, 4З87 – система хранения и перезарядки ЗУР, 3К87 – комплект контрольно-регистрирующей аппаратуры?).

Таким образом, даже в случае маловероятной замены "Кинжала" на некий усовершенствованный "Кинжал-М" (на основе ЗРК "Тор-М2У" – ссылка 4, ссылка 5) с ракетой 9М338, главная проблема проектов 1155 и 11551 – отсутствие комплекса зональной ПВО, решена не будет. Судя по всему, не состоится и наращивание ударных возможностей корабля (с переходом в оперативно-тактическую лигу) за счёт замены ПКРК "Москит" на "Оникс". Почему было принято такое решение, остаётся лишь догадываться, но, скорее всего, ради сокращения сроков вынужденного простоя ценной боевой единицы. Кроме того, в среднем ремонте нуждаются и другие БПК пр. 1155 .и прежде всего – "Адмирал Харламов", который являет собой единственную возможность .увеличения численности. боевых надводных кораблей 1-го ранга в составе ВМФ РФ до 2025 г. ■

navy-korabel.livejournal.com

технические характеристики, вооружение. Северный флот ВМФ России

БПК «Адмирал Чабаненко» - единственный большой противолодочный корабль ВМФ России, построенный в 1992 году по проекту 1155.1. Проходит службу на Северном флоте под номером 650. Носит имя советского адмирала Чабаненко Андрея Трофимовича.

Задачей корабля является противодействие подводным и надводным силам противника.

История создания БПК

В 70-е годы страны, имеющие военно-морские силы, пришли к выводу, что строительство специализированных под конкретную задачу кораблей - слишком затратное дело. Поэтому было решено строить многоцелевые суда, в том числе и советскими конструкторами. Так родился проект 1155 по созданию многоцелевого корабля.

Однако некоторые производственно-технические проблемы встали на пути этой идеи. И всё-таки в конце 80-х годов в СССР приступили к работам по проекту 1155, итогом которых должен был стать большой противолодочный корабль.

Возглавить работы было поручено В. П. Мишину. После сдачи флоту головного в этой серии БПК, «Удалого», Мишин занялся вопросами модернизации этой серии. Первые конструкторские наброски представили совершенно другой корабль, внешне похожий на «Удалого», но все-таки отличавшийся от него.

Но это было первое впечатление. Главные новшества были скрыты от постороннего взгляда. В корпусе находилась современная энергетическая установка, мощнейший комплекс гидроакустики, общая система управления противовоздушной обороной корабля и другие боевые системы, созданные на цифровой элементной базе. По своей сути это был новый проект, ориентированный на эсминцы США «Орли Берк» и «Спрюенс».

По заявлению главного конструктора проекта 1155 Мишина В. П., советский многоцелевой корабль ничем не уступал американскому «Орли Берку», а в некоторых вопросах мог даже дать ему фору.

В конце 1992 года БПК был спущен на воду. По традиции ему было присвоено имя одного из известных советских флотоводцев.

Кому корабль обязан своим именем

Большой противолодочный корабль своим именем обязан командующему Северным флотом А. Т. Чабаненко, занимавшему эту должность с 1952 по 1962 годы.

Андрей Трофимович родился на Украине 17 октября 1909 года. С молодости связал свою судьбу с военным флотом. После военно-морского училища служил офицером на подлодках (ПЛ) Черноморского флота.

В 24 года ему доверили командование субмариной на Тихоокеанском флоте. Через пять лет в его подчинении был уже дивизион ПЛ, а в 1940 году – бригада.

В 35 лет Чабаненко получил звание контр-адмирала.

После войны Андрей Трофимович проходит академические курсы при Военно-морской академии и назначается командиром Южно-Сахалинской военно-морской базы. В конце 1947 года офицер направляется в академию Генштаба. После ее окончания принял командование Северным флотом.

В период командования флотом Чабаненко провел большую работу по развертыванию военно-морских баз, разработал тактику действий ПЛ и отработал ее практически, готовил и проводил первые полярные походы атомных ПЛ.

Государственные испытания

В 1995 году БПК «Адмирал Чабаненко» был выведен на ходовые испытания, сдача которых растянулась на многие годы. Финансовое обеспечение их быстро иссякло, и корабль несколько лет простоял «на приколе» у стенки завода «Янтарь».

Только вмешательство Главкома ВМФ России адмирала Куроедова сдвинуло вопрос с мертвой точки. Сразу были решены вопросы финансирования. Госиспытания были проведены на высшем уровне. Все необходимое поступало в кратчайшие сроки.

Балтийский флот выделил подводную лодку, надводные корабли, авиацию для проверки тактико-технических данных нового БПК. Были проведены все виды стрельб, проверены все системы, в том числе и противовоздушной обороны (ПВО). ПВО проверялась облетом корабля всеми видами самолетов. Вертолеты Ка-27 успешно проверили соответствие взлетно-посадочных площадок нормам.

После благополучно завершившейся эпопеи с госиспытаниями корабль был отправлен на Северный флот для прохождения дальнейшей службы.

Техническое оснащение и характеристики корабля

«Адмирал Чабаненко» - корабль, способный к автономному плаванию в течение 30 суток. Движение может осуществляться в двух режимах: маршевом и форсажном. Для этого на БПК установлены двухвальные газотурбинные энергетические установки типа COGAG: две маршевых М-63 по 9 тыс. л. с. и две форсажные М8КФ по 22 тыс. л. с.

Энергетические установки позволяют развивать максимальную ходовую скорость в 32 узла. В экономном режиме скорость составляет 18 узлов.

Стандартное водоизмещение корабля составляет 7700 т, полное – 8900 т.

Расстояние от носа до кормы «Адмирала Чабаненко» составляет 163,4 м. Ширина судна – 19,5 м.

На корме располагаются две взлетно-посадочные площадки для противолодочных вертолетов типа Ка-27.

Экипаж корабля состоит из 296 человек.

Модернизация вооружения противолодочного корабля проекта 1155

При проектировании корабля конструкторы попытались учесть недостатки БПК «Удалого», созданного по проекту 1155.

Прежде всего было обращено внимание на вооружение. В результате отказались от двух артиллерийских установок (АУ) калибром 100 мм, заменив их на спаренную 130 мм установку. Произведена замена противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) «Метель» противокорабельным ракетным комплексом «Москит».

Заменен 533 мм ТА на противолодочный РК «Водопад».

Зенитное вооружение было усилено зенитно-ракетным комплексом «Кортик». 30 мм установка АК-630 была удалена из проекта.

Гидроакустический комплекс (ГАК) «Полином» также был заменен более совершенным «Звезда-2».

Вооружение БПК проекта 1155.1

БПК имеет современное вооружение, отражающее его многоцелевую сущность.

Прежде всего это «Водопад-НК» с двумя ракетно-торпедными ПУ - противолодочный комплекс.

Ракеты комплекса управляются гидроакустическим комплексом ГАК. Имеют два типа боевой части: ракета 84Р/РН – глубинную бомбу с ядерной боеголовкой, 83Р/РН – малогабаритную универсальную торпеду.

Комплекс способен поразить цель на расстоянии 37-50 км.

Комплекс «Удав-1» защищает корабль от торпед и диверсантов противника. Представлен 10-ствольной ракетно-бомбовой установкой, имеющей устройство для автоматического заряжания и разряжения.

Наведение на цель выполняет ГАК. Цель нейтрализуется на дальности 3 км и глубине до 600 м снарядами 111СО, 111СЗ, 111СГ.

ПУ ЗРК «Кинжал», представляет многоканальный автономный комплекс. Способен защитить корабль от массированной атаки с воздуха. Восхищает его универсальность поражения любых воздушных целей, начиная с самолетов и заканчивая управляемыми и неуправляемыми бомбами.

В «Кинжале» используется многофункциональная РЛС ЗРК С-300Ф. При этом целеуказание принимается комплексом от любой РЛС корабля. Он способен поражать до четырех целей в секторе 60 градусов.

БПК «Адмирал Чабаненко» оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик». Комплекс защищает корабль от высокоточного оружия и авиации. Возможно его использование для поражения малоразмерных целей на море и суше.

Комплекс полностью автоматизирован. Радиус его действия зависит от вида цели и применяемого вооружения и составляет 4-8 км.

Радиоэлектронное вооружение корабля

Современные противолодочные корабли России слепы и глухи без радиоэлектронного вооружения.

Под этим понятием скрываются различные системы, обеспечивающие навигацию, обнаружение и наведение на цель ракет, предупреждение о лазерном облучении и пр.

Например, боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб-55» служит для выработки в автоматическом режиме рекомендаций экипажу по наиболее эффективному использованию возможностей корабля и его вооружения.

Радиолокационная станция «Фрегат-МА» контролирует воздушное и надводное пространство вокруг БПК. Обнаружив цели, выдает команду огневым средствам на отражение атаки противника. Эффективно работает даже при интенсивном радиопротиводействии.

Также корабль оснащен системой контроля «Корвет», гирокомпасными системами «Курс-10А-1» и «Курс-10А-2».

Комплекс связи «Кристалл» и станция космической связи «Прицел-А» обеспечивают связь в любых условиях. Станция «Прицел-А» позволяла иметь устойчивую связь с любой точкой мира.

Служба на Северном флоте ВМФ России

С момента приемки и по сегодняшний день БПК «Адмирал Чабаненко» охраняет северные морские рубежи России в составе Северного флота под номером 650.

За время службы «Адмирал Чабаненко» показывал на учениях высокую выучку экипажа. Учения проходили не только в составе корабельных соединений России, но и с иностранными кораблями (например, учения «ВЕНРУС-2008).

Неоднократно бывал в зарубежных портах в рамках визита вежливости.

В период с ноября 2009 по апрель 2010 года охранял гражданские суда в Аденском заливе.

Снова на длительном «приколе»

В настоящее время «Адмирал Чабаненко» проходит ремонт на судоремонтном заводе № 35.

К сожалению, ремонтные работы напоминают времена прохождения кораблем госиспытаний: судостроители называют трехлетний срок выполнения ремонта. То есть в лучшем случае корабль будет снова в строю не ранее 2017 года.

fb.ru

БПК " Адмирал Чабаненко "

Корабль для борьбы с подводными, надводными и воздушными целями противника в океанской зоне

История создания

 

 Начало создания большого противолодочного корабля (БПК) проекта 1155.1 относится к началу 70 гг., когда пришли к пониманию о нецелесообразности строительства крупнотоннажных специализированных кораблей в связи с их высокой стоимостью. Идея создания многоцелевых кораблей океанской зоны в то время не могла быть реализована по ряду производственно-технических проблем. В 1979 г. на Северном ПКБ В.П. Мишин возглавил работы по кораблю пр.1155, головной из которых БПК «Удалой» был готов на 60%. После его сдачи флоту под руководством В.П. Мишина началась проработка вопросов модернизации этого проекта. Первые чертежи появились в 1982 г.

От прототипа новый корабль отличался, в первую очередь, наличием противокорабельными ракетами «Москит», одной спаренной 130-мм артустановки, комплексом противоторпедной защиты «Удав», системой ПВО, современной главной энегетической установкой (ГЭУ), более мощным гидроакустическим комплексом, единой системой управления средствами ПВО, другими боевыми системами на цифровой элементной базе.

Заложен корабль пр.1155.1 «Адмирал Чабаненко» на ССЗ «Янтарь» (г. Калининград) 28.02.1989 г., спущен на воду 14.12.1992 г. Первые ходовые сипытания начались в 1995 г., которые по финансовым трудностям, продолжались до конца 1998 г. В боевой состав Северного флота веден в 28.01.1999 г.

 Назначение

 

Большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко" пр.1155.1 океанской зоны предназначен для решения задач борьбы с подводными и надводными силами противника, противовоздушной обороны, поддержки высадки своих десантов и др.

Способен действовать как в составе корабельного соединения, так и автономно. В настоящее время является наиболее современным и пока единственным российским кораблем такого класса.

 Технические особенности

 Архитектура

Корабль отличается полубачным корпусом с достаточно полными носовыми обводами и большим бульбом, в котором размещается крупногабаритная антенна гидроакустического комплекса (ГАК). Корпус корабля выполнен из стали, а его надстройки - из легких сплавов.Внешне корабль отличается двумя мачтами и четырьмя трубами, которые размещены по две в одном поперечном сечении.

Главная энергетическая установка(ГЭУ) представляет собой двухвальную газо-газотурбинную установку типа COGAG, состоящую из двух форсажных и двух маршевых газотурбинных двигателей, которые работают через систему сложных редукторов на два винта фиксированного шага (ВФШ).

Защита

В повышения живучести корабля и снижения вероятности его обнаружения при его создании реализован комплекс защитных мероприятий. В первую очередь внедрены мероприятия по снижению его акустической заметности, установлны средства защиты от оружия массового поражения (ОМП).

Вооружение

Корабль оснащен мощным и разнообразным вооружением. В качестве главного ударного корабельного оружия на нем установлен противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК, две счетверенных пусковых установки) с противокорабельными ракетами (ПКР) "Москит" с системой целеуказания "Минерал". Для решения задач противовоздушной обороны БПК пр.1155.1 имеет два зенитных ракетных комплекса самообороны "Кинжал" (размещены в носовой части корабля, 64 ракеты) и два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" (в середине корабля ближе к его кормовой части). Артиллерийское вооружение представлено 130-мм спаренной артиллерийской установкой АК-130.

Противолодочное вооружение включает: противолодочный ракетный комплекс типа "Водопад-НК" с двумя четырехтрубными универсальными ракетно-торпедными пусковыми установками и комплекс противоторпедной защиты типа "Удав-1". Для ведения воздушной разведки и решения других задач корабль оснащен двумя противолодочными вертолетами типа Ка-27, размещаемых в двух ангарах, и двумя взлетно-посадочными площадками на корме. 

В составе радиоэлектронного вооружения корабля имеются: боевая информационно-управляющая система (БИУС) типа "Лесоруб-51"; новейший гидроакустический комплекс (ГАК) типа "Звезда-М2" с крупногабаритной антенной, размещенной в носовой бульбе, и буксируемой антенной переменной глубины; многофункциональные радиолокационные станции для обнаружения воздушных целей на средних и больших высотах (РЛС "Фрегат-М2") и низколетящих ("Подкат")  целей. 

 Состояние

  Большой противолодочный корабль пр.1155.1 "Адмирал Чабаненко" в настоящее время находится в боевом строю Северного флота ВМФ России. Неоднократно участвовал в различного рода учениях как в составе российских корабельных соединений, так и в совместных учениях с кораблями других стран, посещал зарубежные порты с визитами вежливости. Один из наиболее современных кораблей российского фонно-морского флота.

 

 

  

 

 

lemur59.ru

Адмирал Чабаненко (большой противолодочный корабль) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» — корабль проекта 1155.1 Северного флота России. Бортовой номер 650. Назван в честь адмирала Андрея Трофимовича Чабаненко.

История

Проектирование корабля началось в 1970-е годы. Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 28 февраля 1989 года. Спущен на воду 14 декабря 1992 года. Первые ходовые испытания начались в 1995 году. Включён в состав ВМФ 28 января 1999 года.

БПК «Адмирал Чабаненко» принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море[1]. Флагман отряда — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий»[2].

6 декабря 2008 года БПК «Адмирал Чабаненко» стал первым российским военным кораблём, который вошёл в Панамский канал со времён Второй мировой войны[3].

В ноябре 2009 — апреле 2010 года БПК «Адмирал Чабаненко» обеспечивал безопасность судоходства в районе Африканского Рога и Аденском заливе, сопроводив 17 конвоев из более чем 60 судов. Передав вахту кораблям Тихоокеанского флота, корабль с 11 по 13 апреля 2010 года находился с визитом в испанском порту Сеута [4]. 29 апреля вернулся в Североморск [5].

В июне 2012 года лидер Демократической левой партии Турции Масум Тюркер (Masum Türker) заявил, что турецкий самолёт-разведчик RF-4E, пропавший 22 июня 2012 года во время полёта в территориальном пространстве Сирии, был сбит ракетой с БПК «Адмирал Чабаненко».[6]

C апреля 2014 года находится в ремонте на причале СР3-35. Ремонт продлится около пяти лет.

Видео по теме

Вооружение корабля

  • Вооружение: 2х4 ПУ ПКР 3М-80 «Москит», 8х8 ВПУ ЗРК «Кинжал» — 64 ракеты; 2 ЗРАК «Кортик» — боекомплект 128 ЗУР 9М311 и 24000 30мм выстрелов, спаренная 130мм АК-130 — 1000 выстрелов, 2x4 ПУ ПЛРК «Водопад» — 24 ракеты и торпеды («Водопад-НК» — 83РН, 84РН, торпеды СЭТ-65), 2х10 РБУ-12000 комплекса ПТЗ «Удав-1» — 120 РГБ, ПУ пассивных помех — 2 ПК-2 и 10x12 ПК-10
  • ГАК: гидроакустический комплекс «Звезда-2»
  • Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-55», система освещения надводной обстановки «Корвет-1155», РЛС обнаружения целей МР-760 «Фрегат-МА», МР-350 «Подкат», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф», комплекс РЭБ «Старт-2», комплекс связи «Кристалл»

Характеристики корабля

  • Водоизмещение: 7700/8400 тонн. Размерения: 162,8 х 19×7,7 м.
  • 2 вертолёта в ангарах (Ка-27ПЛ и Ка-27РЦ)
  • 2х4 ПУ (ЛЕ-190) ракет 3М-80 «Москит»
  • 8х8 вертикальных ПУ (ЗС-95) ЗУР «Кинжал» (64 ракеты)
  • Арт: 1х2—130 мм (АК 130) 360 выстрелов; 2 зенитных ракетно-артиллерийских комплекса (ЗРАК) «Кортик»
  • 2х10 РКПТЗ «Удав», 2х4 — 533 ТА, 26 мин
  • РЛС МР-760 «Фрегат» — МА, РЛС МЗ 350 «Подкат» (обнаружения низколетящих целей,) РЛС «Вайгач», БЗ — 212, ГАК «Звезда» — 2
  • Комплекс связи «Кристалл».
  • 4 газ. турб., 2 винта, 65000 л.с. (2 маршевых ГТУ М-9 по 10000 л.с. и 2 форсажных ГТУ М-21 по 22500 л.с.)
  • 29 узлов, 2000 тонн топлива (в перегруз), 2900 миль (14 узлов), 1000 миль (18 узлов)
  • Автономность — 30 суток.
  • Экипаж — 296 чел. (32 офиц.)

Фотографии

  • Ракетный крейсер США «Сан Хасинто» и БПК «Адмирал Чабаненко» в Средиземном море, 18 января 2008 года

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о