Содержание

Бомба Диснея - это... Что такое Бомба Диснея?

Бомба сразу после сброса (кадр фотокамеры в бомболюке самолета)

Бомба Диснея (англ. Disney Bomb, официально «4500-фунтовая бетонобойная/ракетная бомба») — противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, разработанная Royal Navy в сотрудничестве с ВВС Армии США в годы Второй мировой войны. Прозвище связано с пропагандистским фильмом, снятым студией Диснея.

Несмотря на успех идеи в целом, конструкторам не сразу удалось добиться точности, необходимой для поражения отдельных бункеров. Бомба была поставлена на вооружение только в конце войны и не оказала значительного влияния на результаты стратегических бомбардировок Германии.

История

Во время Второй мировой войны перед авиацией союзников встала проблема поражения заглубленных и укрепленных сооружений. Например бункеры подводных лодок Кригсмарине, защищённые 5—8-метровыми железобетонными перекрытиями с полыми промежутками для ослабления взрывной волны, были практически непроницаемы для бомб обычного калибра. По мере расширения союзниками воздушной войны против стратегических объектов Германии, немцы все активнее перемещали военные и промышленные мощности в бункеры, подземные сооружения, горные массивы и т. д., тем самым снижая эффективность бомбардировок.

Для поражения сильно защищенных объектов британская авиация использовала сверхтяжёлые бомбы, разработанные известным авиаконструктором Б. Уоллесом. Пятитонная бомба Tallboy, при сбросе с высоты 7—8 км достигала сверхзвуковой скорости и пробивала грунт на глубину до 30 метров. Сейсмические волны, производимые взрывом, приводили к разрушению заглубленных конструкций. Ещё больший эффект достигался при применении 10-тонной бомбы Grand Slam

Бомбы Уоллеса имели и недостатки: необходимость разгона до сверхзвуковой скорости требовала сброса с большой высоты, что осложняло задачу поражения точечных целей. Лишь немногие специально подготовленные экипажи могли эффективно добиваться попаданий. К тому же большие и тяжёлые бомбы требовали применения тяжёлых бомбардировщиков, количество которых было ограничено.

В поисках альтернативы, американцы обратились к идее разгона бомбы путем ускорения ракетным двигателем. Расчёты показывали, что такая бомба может иметь пробиваемость, сравнимую с «Tallboy», при намного меньших габаритах и меньшей высоте сброса, что, в свою очередь, означало, что бомба сможет применяться с большей точностью.

Конструкция

Схема бомбы

Ракетная бомба имела 5,3 метра в длину при диаметре 280 мм и массе в 2000 кг. Она состояла из трёх секций. Первая (носовая) представляла собой проникающую боевую часть из особо прочной стали с зарядом из 230 кг взрывчатки. Вторая часть бомбы представляла собой разгонный твердотопливный ракетный двигатель, состоявший из 19 отдельных пороховых шашек от 3-дюймовых неуправляемых ракет. Третья часть бомбы включала стабилизаторы и механизм зажигания, включающий все двигатели одновременно по сигналу от барометрического датчика и питаемый от турбогенератора.

Для точного попадания, бомба должна была быть сброшена с высоты до 6100 метров. После сброса, бомба падала около 30 секунд, пока не достигала расчётной высоты. Механизм зажигания активизировал двигатели, одновременно сбрасывая хвостовую секцию. Горение топлива в двигателе продолжалось 3 секунды, за которые он разгонял бомбу до скорости около 440 м/с (1,29 Маха). Боевое применение показало, что разогнавшаяся бомба пробивала слой железобетона в 4,5 м. Расчётная пробиваемость составляла около 5 м, но на практике эти данные не были проверены.

Разработка и испытания

Кадр из мультфильма Victory Through Air Power (1943) с изображением «ракетной бомбы»

Хотя бомба применялась исключительно американскими ВВС, значительную роль в её разработке и испытаниях сыграли англичане. Разработка велась под эгидой британских ВМС, желавших создать эффективное оружие для борьбы с бункерами подводных лодок. Так как британский флот не располагал самолетами, способными осуществить бомбардировочную операцию необходимого масштаба, было заключено соглашение с дислоцирующимися в Великобритании американскими бомбардировочными частями о развертывании нового оружия на американских машинах. Британские королевские ВВС никогда не проявляли интереса к бомбе и даже не думали о её применении.

Большую роль в проекте бомбы сыграли предоставленные Королевским Флотом данные о бетонобойном действии 381-миллиметровых снарядов линейных кораблей. Само по себе обозначение — «бомба Диснея» — было взято из пропагандистского мультфильма 1943 года, снятого студией Уолта Диснея. В фильме выдвигалось предложение использовать бетонобойные бомбы с ракетным двигателем для поражения бункеров.

Испытания бомбы начались в начале 1945 года. Опытные заряды сбрасывались с бомбардировщиков B-17 на захваченный союзными войсками бункер Эперлек, считавшийся хорошим примером германского железобетонного сооружения.

[1]

Новые бомбы не помещались в бомболюке B-17. Для их размещения использовалась внешняя подвеска, аналогичная применяемой для планирующих бомб Aeronca GB-1

Боевое применение

Четыре ракетные бомбы включают свои двигатели

Первые боевые вылеты с применением ракетных бомб были совершены лишь в феврале 1945 года. Целью для них стали бетонные бункеры подводных лодок и торпедных катеров в Эймейден[en] (Голландия). Укрытия были защищены 3-метровым слоем бетона, и имелось по крайней мере одно сооружение, имевшее защиту из двух слоев железобетона толщиной в 3,7 и 1,4 метра, между которыми был предусмотрен промежуток для ослабления взрывной волны. В бункерах размещались торпедные катера и подводные лодки типа «Бибер». Для обеспечения наступления союзников, порт было необходимо вывести из строя.

С августа 1944 года Королевские ВВС неоднократно бомбили бункера, в том числе сбросив 53 сверхтяжёлые бомбы «Tallboy», но результаты были неудовлетворительны. Только после этого было решено испытать новое американское оружие. 10 февраля 1945 года 9 бомбардировщиков B-17, несущих по две ракетные бомбы, совершили налёт на бункера. Эффект был значительный — несколько бомб пробили бетон и разорвались внутри бункеров (пустовавших). Налёт был повторен 14 марта, также 9 самолётами.

30 марта 36 бомбардировщиков, снаряжённых ракетными бомбами, совершили налёт на Гамбург. Целью воздушного нападения был исполинский бункер «Valentin» — гигантский сборочный цех, где из доставляемых с заводов секций собирались новые субмарины. Этот огромный судостроительный завод позволял немцам поддерживать темпы спуска на воду новых субмарин даже в ситуации тотальных воздушных бомбардировок. Его уничтожение рассматривалось как ключевой пункт в предотвращении попыток немцев начать новый этап подводной войны.

Крыша гигантского бункера была уже пробита до этого двумя 10-тонными бомбами «Гранд Слэм», но немцы немедленно начали восстановительные работы. 30 марта, на бункер было сброшено более 60 ракетных бомб. Только одна бомба пробила цель, нанеся ей некоторый урон. Тем не менее, вскоре после этого немцы прекратили работы над бункером.

4 апреля 1945 года 24 бомбардировщика атаковали 48 бомбами защищённые цели в Гамбурге. Из-за плохих погодных условий бомбардировка велась вслепую, по радару. Планировавшийся второй рейд в мае 1945 года был отменён в связи с капитуляцией Германии. Всего было сброшено 158 «бомб Диснея».

Послевоенные разработки

Ограниченный опыт применения бомб в годы войны не позволил принять окончательное решение о эффективности концепции, поэтому летом 1945 года Англия и США договорились о продолжении испытаний. Старый полигон в Уаттен был сочтён уже недостаточно крупным для таких испытаний, а Франция отказывалась предоставить для бомбардировки находящиеся на её территории бункера, так как близость крупных портов могла повлечь за собой разрушения гражданских объектов. Поэтому испытания проводились на германских бункерах в Гельголанде.

В 1946 году бункера подвергались совместной бомбардировке британскими «Tallboy» и «Grand Slam», американскими «Amazon»[2] и «бомбами Диснея».

Испытания дали интересный результат: хотя пробиваемость более лёгких ракетных бомб оказалась ниже, чем у сейсмических бомб, тем не менее, производимый ими разрушительный эффект оказывался, как правило, сильнее. Это было связано с тем, что «Tallboy» быстрее терял скорость, проникая через бетон и детонировал обычно в его толще, в то время как ракетная бомба пробивала перекрытие (пусть и меньшей толщины) насквозь, и разрывалась внутри помещения. Тем не менее, было отмечено неудовлетворительное действие системы зажигания — 37 % сброшенных бомб не смогли включить двигатели или включили их не вовремя. В целом, результаты всех испытаний были сочтены недостаточно удовлетворительными и США и Великобритания занялись разработкой более совершенных пробивающих авиабомб.

См. также

Примечания

  1. Одна бомба, застрявшая в крыше бункера, не взорвалась. Она пролежала в бункере до 2008 года, когда была случайно обнаружена и извлечена.
  2. Аналог «Grand Slam». Не принята на вооружение из-за ряда технических недостатков.

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена
24 октября 2012
.

dic.academic.ru

Бомба Диснея Википедия

Бомба сразу после сброса (кадр фотокамеры в бомболюке самолета)

Бомба Диснея (англ. Disney Bomb, официально «4500-фунтовая бетонобойная/ракетная бомба») — двухтонная противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, разработанная Royal Navy в сотрудничестве с ВВС США в годы Второй мировой войны. Прозвище связано с пропагандистским фильмом, снятым студией Диснея.

Несмотря на удачную в целом идею, конструкторы не сразу добились точности, достаточной для поражения отдельных бункеров. Бомба была поставлена на вооружение только в конце войны и почти не повлияла на результат стратегических бомбардировок Германии.

История[ | ]

Во время Второй мировой войны перед авиацией союзников (особенно стратегической) встала проблема разрушения заглубленных и укрепленных сооружений. Например бункеры подводных лодок Кригсмарине, защищённые 5—8-метровыми железобетонными перекрытиями с полыми промежутками для ослабления ударной взрывной волны, были практически непроницаемы для бомб обычного калибра. По мере расширения союзниками воздушной войны против стратегических объектов Германии, немцы всё активнее перемещали военные объекты и фабрики в бункеры, подземные сооружения, в горные массивы (в том числе в пещеры) и т. д., тем самым снижая эффективность бомбардировок.

Для поражения сильно защищенных объектов британская авиация использовала сверхтяжёлые бомбы, разработанные известным авиаконструктором Барнсом Уоллесом. Пятитонная бомба Tallboy, падая с высоты 7—8 км, достигала поверхности на сверхзвуковой скорости и проникала в грунт на глубину до 30 метров. Сейсмические волны, производимые подземным взрывом этой бомбы, разрушали заглубленные конструкции. Ещё больший эффект достигался при применении 10-тонной бомбы Grand Slam.

Бомбы Уоллеса имели и недостатки: для разгона до сверхзвуковой скорости бомбу требовалось сбрасывать с большой высоты, что усложняло бомбометание по точечным целям, снижая вероятность их поражения. Лишь немногие специально подготовленные экипажи могли эффективно применять такие бомбы, добиваясь прямых попаданий в цели. К тому же большие и тяжёлые бомбы требовали применения тяжёлых бомбардировщиков, количество которых было ограничено.

В поисках альтернативы американцы обратились к идее разгона бомбы путём ускорения падения бомб ракетным двигателем. Расчёты показывали, что такая ракето-бомба может иметь пробивную способность, сравнимую с «Tallboy», при намного меньших габаритах и массе и меньшей высоте сброса, что, в свою очередь, означало, что бомба сможет применяться с большей точностью и будет доступна для боевого применения большему спектру бомбардировщиков.

Конструкция[ | ]

Ракетная бомба имела 5,3 метра в длину при диаметре 280 мм и массе в 2000 кг. Она состояла из трёх секций. Первая — головная — представляла собой проникающую боевую часть из особо прочной стали с зарядом из 230 кг взрывчатки. Вторая секция бомбы представляла собой разгонный твердотопливный ракетный двигатель, состоявший из 19 отдельных пороховых шашек от 3-дюймовых неуправляемых ракет. Третья секция бомбы включала стабилизаторы и механизм зажигания, включающий все двигат

ru-wiki.ru

Бомба Диснея — Википедия

Бомба сразу после сброса (кадр фотокамеры в бомболюке самолета)

Бомба Диснея (англ. Disney Bomb, официально «4500-фунтовая бетонобойная/ракетная бомба») — двухтонная противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, разработанная Royal Navy в сотрудничестве с ВВС США в годы Второй мировой войны. Прозвище связано с пропагандистским фильмом, снятым студией Диснея.

Несмотря на удачную в целом идею, конструкторы не сразу добились точности, достаточной для поражения отдельных бункеров. Бомба была поставлена на вооружение только в конце войны и почти не повлияла на результат стратегических бомбардировок Германии.

История

Во время Второй мировой войны перед авиацией союзников (особенно стратегической) встала проблема разрушения заглубленных и укрепленных сооружений. Например бункеры подводных лодок Кригсмарине, защищённые 5—8-метровыми железобетонными перекрытиями с полыми промежутками для ослабления ударной взрывной волны, были практически непроницаемы для бомб обычного калибра. По мере расширения союзниками воздушной войны против стратегических объектов Германии, немцы всё активнее перемещали военные объекты и фабрики в бункеры, подземные сооружения, в горные массивы (в том числе в пещеры) и т. д., тем самым снижая эффективность бомбардировок.

Для поражения сильно защищенных объектов британская авиация использовала сверхтяжёлые бомбы, разработанные известным авиаконструктором Барнсом Уоллесом. Пятитонная бомба Tallboy, падая с высоты 7—8 км, достигала поверхности на сверхзвуковой скорости и проникала в грунт на глубину до 30 метров. Сейсмические волны, производимые подземным взрывом этой бомбы, разрушали заглубленные конструкции. Ещё больший эффект достигался при применении 10-тонной бомбы Grand Slam.

Бомбы Уоллеса имели и недостатки: для разгона до сверхзвуковой скорости бомбу требовалось сбрасывать с большой высоты, что усложняло бомбометание по точечным целям, снижая вероятность их поражения. Лишь немногие специально подготовленные экипажи могли эффективно применять такие бомбы, добиваясь прямых попаданий в цели. К тому же большие и тяжёлые бомбы требовали применения тяжёлых бомбардировщиков, количество которых было ограничено.

В поисках альтернативы американцы обратились к идее разгона бомбы путём ускорения падения бомб ракетным двигателем. Расчёты показывали, что такая ракето-бомба может иметь пробивную способность, сравнимую с «Tallboy», при намного меньших габаритах и массе и меньшей высоте сброса, что, в свою очередь, означало, что бомба сможет применяться с большей точностью и будет доступна для боевого применения большему спектру бомбардировщиков.

Конструкция

Ракетная бомба имела 5,3 метра в длину при диаметре 280 мм и массе в 2000 кг. Она состояла из трёх секций. Первая — головная — представляла собой проникающую боевую часть из особо прочной стали с зарядом из 230 кг взрывчатки. Вторая секция бомбы представляла собой разгонный твердотопливный ракетный двигатель, состоявший из 19 отдельных пороховых шашек от 3-дюймовых неуправляемых ракет. Третья секция бомбы включала стабилизаторы и механизм зажигания, включающий все двигатели одновременно по сигналу от барометрического датчика и питаемый от турбогенератора.

Для точного попадания бомба должна была быть сброшена с высоты до 6100 метров. После сброса бомба падала около 30 секунд, пока не достигала расчётной высоты. Механизм зажигания активизировал двигатели, одновременно сбрасывая хвостовую секцию. Горение топлива в двигателе продолжалось 3 секунды, за которые он разгонял бомбу до скорости около 440 м/с (1,29 Маха). Боевое применение показало, что разогнавшаяся бомба пробивала слой железобетона в 4,5 м. Расчётная пробиваемость составляла около 5 м, но на практике эти данные не были проверены.

Разработка и испытания

Кадр из мультфильма Victory Through Air Power (1943) с изображением «ракетной бомбы»

Хотя бомба применялась исключительно ВВС США, значительную роль в её разработке и испытаниях сыграли и англичане. Разработка велась под эгидой британского Королевского флота, желавшего создать эффективное оружие для борьбы с бункерами для подводных лодок. Так как британский Королевский флот не располагал самолетами, способными бомбардировать такие объекты бомбами вроде «Tallboy», было заключено соглашение с дислоцирующимися в Великобритании американскими бомбардировочными частями о вооружении новым оружием американских бомбардировщиков. Британские королевские ВВС никогда не проявляли интереса к бомбе и даже не думали её применять.

Большую роль в проекте бомбы сыграли предоставленные Королевским Флотом данные о бетонобойном действии 381-миллиметровых снарядов линейных кораблей. Само по себе обозначение — «бомба Диснея» — было взято из пропагандистского мультфильма 1943 года, отснятого студией Уолта Диснея. В фильме предлагалось использовать бетонобойные бомбы с ракетным двигателем для поражения бункеров.

Испытания бомбы начались в начале 1945 года. Опытные заряды сбрасывались с бомбардировщиков B-17 на захваченный союзными войсками бункер Эперлек, считавшийся хорошим примером германского железобетонного сооружения.[1]

Новые бомбы не помещались в бомболюке B-17. Для их размещения использовалась внешняя подвеска, аналогичная применяемой для планирующих бомб Aeronca GB-1.

Боевое применение

Четыре ракетные бомбы включают свои двигатели

Первые боевые вылеты с боевым применением ракетных бомб были совершены лишь в феврале 1945 года. Целью для них стали бетонные бункеры подводных лодок и торпедных катеров в Эймейдене (Голландия). Укрытия были защищены 3-метровым слоем бетона, и имелось по крайней мере одно сооружение, имевшее защиту из двух слоев железобетона толщиной в 3,7 и 1,4 метра соответственно, между которыми был предусмотрен промежуток для ослабления взрывной волны. В бункерах размещались торпедные катера и подводные лодки типа «Бибер». Для обеспечения наступления союзников порт было необходимо вывести из строя. С августа 1944 года Королевские ВВС неоднократно бомбили бункера, в том числе сбросив 53 сверхтяжёлые бомбы «Tallboy», но результаты бомбежек были неудовлетворительны. Только после этого было решено испытать новые американские бомбы. 10 февраля 1945 года 9 бомбардировщиков B-17, несущих по две ракетные бомбы, совершили атаку на бункеры. Эффект был значительный — несколько бомб пробили бетон и взорвались внутри бункеров, тогда пустовавших. Повторная атака была выполнена 14 марта также 9 самолётами.

30 марта 36 бомбардировщиков, снаряжённых ракетными бомбами, выполнили атаку на исполинский бункер «Valentin» в окрестностях Бремена — гигантский сборочный цех, где из доставляемых с заводов секций собирались новые субмарины. Этот огромный судостроительный завод-бункер позволил бы нацистам поддерживать темпы спуска на воду новых субмарин даже в ситуации тотальных воздушных бомбардировок. Его разрушение рассматривалось как ключевой пункт в предотвращении попыток немцев начать новую тотальную подводную войну.

Крыша гигантского бункера была уже пробита до этого двумя 10-тонными бомбами «Гранд Слэм», но немцы немедленно начали восстановительные работы. 30 марта на бункер были сброшены более 60 ракето-бомб. Только одна такая бомба пробила крышу, причинив некоторый вред заводу. Тем не менее, вскоре после этого немцы прекратили работы над бункером.

4 апреля 1945 года 24 бомбардировщика атаковали 48 бомбами защищённые цели в Гамбурге. Из-за плохих погодных условий бомбометание велось по радару. Планировавшийся второй рейд в мае 1945 года был отменён в связи с капитуляцией Германии. Всего на цели были сброшены 158 «бомб Диснея».

Послевоенные разработки

Ограниченный опыт боевого применения противобункерных бомб во время Второй мировой войны не позволил принять окончательное решение о эффективности концепции противобункерного авиабомбового оружия, поэтому летом 1945 года Великобритания и США договорились о продолжении испытаний. Старый полигон в Уаттене был сочтён уже недостаточно крупным для таких испытаний, а Франция отказывалась предоставить в качестве целей для испытательных бомбардировок находящиеся на её территории бункеры, так как близость крупных портов могла повлечь за собой случайные разрушения гражданских объектов и косвенно навредить экономике Франции. Поэтому испытания проводились на германских бункерах в Гельголанде.

В 1946 году бункера подвергались совместной бомбардировке британскими «Tallboy» и «Grand Slam», американскими «Amazon»[2] и «бомбами Диснея».

Испытания дали интересный результат: хотя пробиваемость более лёгких ракетных бомб оказалась ниже, чем у сейсмических бомб, тем не менее, производимый ими разрушительный эффект оказывался, как правило, сильнее. Это было связано с тем, что «Tallboy» быстрее терял скорость, проникая через бетон, и обычно детонировал в его толще, в то время как ракетная бомба пробивала перекрытие (пусть и меньшей толщины) насквозь и взрывалась уже внутри помещения. Тем не менее, была отмечена неудовлетворительная работа системы зажигания разгонной ДУ — у 37% сброшенных бомб двигатели не включились или включились невовремя. В целом результаты всех испытаний были сочтены недостаточно удовлетворительными и США и Великобритания занялись разработкой более совершенных проникающих авиабомб.

Интересный факт

Начиная со второй половины 1944 года Советский Союз также разнообразил свой авиабомбовый арсенал бомбами с ракетными двигателями. Однако советские ракето-бомбы, будучи лишь новой разновидностью обычных фугасных авиабомб, предназначались лишь для повышения точности бомбометания (особенно пикирующими бомбардировщиками), а не для разрушения бункеров и др. подобных объектов.

См. также

Примечания

  1. ↑ Одна бомба застряла в крыше бункера и не взорвалась. Она пролежала в бункере до 2008 года, когда была случайно обнаружена и извлечена.
  2. ↑ Аналог «Grand Slam». Не принята на вооружение из-за ряда технических недостатков.

Ссылки

wikipedia.green

Бомба Диснея Википедия

Бомба сразу после сброса (кадр фотокамеры в бомболюке самолета)

Бомба Диснея (англ. Disney Bomb, официально «4500-фунтовая бетонобойная/ракетная бомба») — двухтонная противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, разработанная Royal Navy в сотрудничестве с ВВС США в годы Второй мировой войны. Прозвище связано с пропагандистским фильмом, снятым студией Диснея.

Несмотря на удачную в целом идею, конструкторы не сразу добились точности, достаточной для поражения отдельных бункеров. Бомба была поставлена на вооружение только в конце войны и почти не повлияла на результат стратегических бомбардировок Германии.

История

Во время Второй мировой войны перед авиацией союзников (особенно стратегической) встала проблема разрушения заглубленных и укрепленных сооружений. Например бункеры подводных лодок Кригсмарине, защищённые 5—8-метровыми железобетонными перекрытиями с полыми промежутками для ослабления ударной взрывной волны, были практически непроницаемы для бомб обычного калибра. По мере расширения союзниками воздушной войны против стратегических объектов Германии, немцы всё активнее перемещали военные объекты и фабрики в бункеры, подземные сооружения, в горные массивы (в том числе в пещеры) и т. д., тем самым снижая эффективность бомбардировок.

Для поражения сильно защищенных объектов британская авиация использовала сверхтяжёлые бомбы, разработанные известным авиаконструктором Барнсом Уоллесом. Пятитонная бомба Tallboy, падая с высоты 7—8 км, достигала поверхности на сверхзвуковой скорости и проникала в грунт на глубину до 30 метров. Сейсмические волны, производимые подземным взрывом этой бомбы, разрушали заглубленные конструкции. Ещё больший эффект достигался при применении 10-тонной бомбы Grand Slam.

Бомбы Уоллеса имели и недостатки: для разгона до сверхзвуковой скорости бомбу требовалось сбрасывать с большой высоты, что усложняло бомбометание по точечным целям, снижая вероятность их поражения. Лишь немногие специально подготовленные экипажи могли эффективно применять такие бомбы, добиваясь прямых попаданий в цели. К тому же большие и тяжёлые бомбы требовали применения тяжёлых бомбардировщиков, количество которых было ограничено.

В поисках альтернативы американцы обратились к идее разгона бомбы путём ускорения падения бомб ракетным двигателем. Расчёты показывали, что такая ракето-бомба может иметь пробивную способность, сравнимую с «Tallboy», при намного меньших габаритах и массе и меньшей высоте сброса, что, в свою очередь, означало, что бомба сможет применяться с большей точностью и будет доступна для боевого применения большему спектру бомбардировщиков.

Конструкция

Ракетная бомба имела 5,3 метра в длину при диаметре 280 мм и массе в 2000 кг. Она состояла из трёх секций. Первая — головная — представляла собой проникающую боевую часть из особо прочной стали с зарядом из 230 кг взрывчатки. Вторая секция бомбы представляла собой разгонный твердотопливный ракетный двигатель, состоявший из 19 отдельных пороховых шашек от 3-дюймовых неуправляемых ракет. Третья секция бомбы включала стабилизаторы и механизм зажигания, включающий все двигатели одновременно по сигналу от барометрического датчика и питаемый от турбогенератора.

Для точного попадания бомба должна была быть сброшена с высоты до 6100 метров. После сброса бомба падала около 30 секунд, пока не достигала расчётной высоты. Механизм зажигания активизировал двигатели, одновременно сбрасывая хвостовую секцию. Горение топлива в двигателе продолжалось 3 секунды, за которые он разгонял бомбу до скорости около 440 м/с (1,29 Маха). Боевое применение показало, что разогнавшаяся бомба пробивала слой железобетона в 4,5 м. Расчётная пробиваемость составляла около 5 м, но на практике эти данные не были проверены.

Разработка и испытания

Кадр из мультфильма Victory Through Air Power (1943) с изображением «ракетной бомбы»

Хотя бомба применялась исключительно ВВС США, значительную роль в её разработке и испытаниях сыграли и англичане. Разработка велась под эгидой британского Королевского флота, желавшего создать эффективное оружие для борьбы с бункерами для подводных лодок. Так как британский Королевский флот не располагал самолетами, способными бомбардировать такие объекты бомбами вроде «Tallboy», было заключено соглашение с дислоцирующимися в Великобритании американскими бомбардировочными частями о вооружении новым оружием американских бомбардировщиков. Британские королевские ВВС никогда не проявляли интереса к бомбе и даже не думали её применять.

Большую роль в проекте бомбы сыграли предоставленные Королевским Флотом данные о бетонобойном действии 381-миллиметровых снарядов линейных кораблей. Само по себе обозначение — «бомба Диснея» — было взято из пропагандистского мультфильма 1943 года, отснятого студией Уолта Диснея. В фильме предлагалось использовать бетонобойные бомбы с ракетным двигателем для поражения бункеров.

Испытания бомбы начались в начале 1945 года. Опытные заряды сбрасывались с бомбардировщиков B-17 на захваченный союзными войсками бункер Эперлек, считавшийся хорошим примером германского железобетонного сооружения.[1]

Новые бомбы не помещались в бомболюке B-17. Для их размещения использовалась внешняя подвеска, аналогичная применяемой для планирующих бомб Aeronca GB-1.

Боевое применение

Четыре ракетные бомбы включают свои двигатели

Первые боевые вылеты с боевым применением ракетных бомб были совершены лишь в феврале 1945 года. Целью для них стали бетонные бункеры подводных лодок и торпедных катеров в Эймейдене (Голландия). Укрытия были защищены 3-метровым слоем бетона, и имелось по крайней мере одно сооружение, имевшее защиту из двух слоев железобетона толщиной в 3,7 и 1,4 метра соответственно, между которыми был предусмотрен промежуток для ослабления взрывной волны. В бункерах размещались торпедные катера и подводные лодки типа «Бибер». Для обеспечения наступления союзников порт было необходимо вывести из строя. С августа 1944 года Королевские ВВС неоднократно бомбили бункера, в том числе сбросив 53 сверхтяжёлые бомбы «Tallboy», но результаты бомбежек были неудовлетворительны. Только после этого было решено испытать новые американские бомбы. 10 февраля 1945 года 9 бомбардировщиков B-17, несущих по две ракетные бомбы, совершили атаку на бункеры. Эффект был значительный — несколько бомб пробили бетон и взорвались внутри бункеров, тогда пустовавших. Повторная атака была выполнена 14 марта также 9 самолётами.

30 марта 36 бомбардировщиков, снаряжённых ракетными бомбами, выполнили атаку на исполинский бункер «Valentin» в окрестностях Бремена — гигантский сборочный цех, где из доставляемых с заводов секций собирались новые субмарины. Этот огромный судостроительный завод-бункер позволил бы нацистам поддерживать темпы спуска на воду новых субмарин даже в ситуации тотальных воздушных бомбардировок. Его разрушение рассматривалось как ключевой пункт в предотвращении попыток немцев начать новую тотальную подводную войну.

Крыша гигантского бункера была уже пробита до этого двумя 10-тонными бомбами «Гранд Слэм», но немцы немедленно начали восстановительные работы. 30 марта на бункер были сброшены более 60 ракето-бомб. Только одна такая бомба пробила крышу, причинив некоторый вред заводу. Тем не менее, вскоре после этого немцы прекратили работы над бункером.

4 апреля 1945 года 24 бомбардировщика атаковали 48 бомбами защищённые цели в Гамбурге. Из-за плохих погодных условий бомбометание велось по радару. Планировавшийся второй рейд в мае 1945 года был отменён в связи с капитуляцией Германии. Всего на цели были сброшены 158 «бомб Диснея».

Послевоенные разработки

Ограниченный опыт боевого применения противобункерных бомб во время Второй мировой войны не позволил принять окончательное решение о эффективности концепции противобункерного авиабомбового оружия, поэтому летом 1945 года Великобритания и США договорились о продолжении испытаний. Старый полигон в Уаттене был сочтён уже недостаточно крупным для таких испытаний, а Франция отказывалась предоставить в качестве целей для испытательных бомбардировок находящиеся на её территории бункеры, так как близость крупных портов могла повлечь за собой случайные разрушения гражданских объектов и косвенно навредить экономике Франции. Поэтому испытания проводились на германских бункерах в Гельголанде.

В 1946 году бункера подвергались совместной бомбардировке британскими «Tallboy» и «Grand Slam», американскими «Amazon»[2] и «бомбами Диснея».

Испытания дали интересный результат: хотя пробиваемость более лёгких ракетных бомб оказалась ниже, чем у сейсмических бомб, тем не менее, производимый ими разрушительный эффект оказывался, как правило, сильнее. Это было связано с тем, что «Tallboy» быстрее терял скорость, проникая через бетон, и обычно детонировал в его толще, в то время как ракетная бомба пробивала перекрытие (пусть и меньшей толщины) насквозь и взрывалась уже внутри помещения. Тем не менее, была отмечена неудовлетворительная работа системы зажигания разгонной ДУ — у 37% сброшенных бомб двигатели не включились или включились невовремя. В целом результаты всех испытаний были сочтены недостаточно удовлетворительными и США и Великобритания занялись разработкой более совершенных проникающих авиабомб.

Интересный факт

Начиная со второй половины 1944 года Советский Союз также разнообразил свой авиабомбовый арсенал бомбами с ракетными двигателями. Однако советские ракето-бомбы, будучи лишь новой разновидностью обычных фугасных авиабомб, предназначались лишь для повышения точности бомбометания (особенно пикирующими бомбардировщиками), а не для разрушения бункеров и др. подобных объектов.

См. также

Примечания

  1. ↑ Одна бомба застряла в крыше бункера и не взорвалась. Она пролежала в бункере до 2008 года, когда была случайно обнаружена и извлечена.
  2. ↑ Аналог «Grand Slam». Не принята на вооружение из-за ряда технических недостатков.

Ссылки

wikiredia.ru

Бомба Диснея — Википедия. Что такое Бомба Диснея

Бомба сразу после сброса (кадр фотокамеры в бомболюке самолета)

Бомба Диснея (англ. Disney Bomb, официально «4500-фунтовая бетонобойная/ракетная бомба») — двухтонная противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, разработанная Royal Navy в сотрудничестве с ВВС США в годы Второй мировой войны. Прозвище связано с пропагандистским фильмом, снятым студией Диснея.

Несмотря на удачную в целом идею, конструкторы не сразу добились точности, достаточной для поражения отдельных бункеров. Бомба была поставлена на вооружение только в конце войны и почти не повлияла на результат стратегических бомбардировок Германии.

История

Во время Второй мировой войны перед авиацией союзников (особенно стратегической) встала проблема разрушения заглубленных и укрепленных сооружений. Например бункеры подводных лодок Кригсмарине, защищённые 5—8-метровыми железобетонными перекрытиями с полыми промежутками для ослабления ударной взрывной волны, были практически непроницаемы для бомб обычного калибра. По мере расширения союзниками воздушной войны против стратегических объектов Германии, немцы всё активнее перемещали военные объекты и фабрики в бункеры, подземные сооружения, в горные массивы (в том числе в пещеры) и т. д., тем самым снижая эффективность бомбардировок.

Для поражения сильно защищенных объектов британская авиация использовала сверхтяжёлые бомбы, разработанные известным авиаконструктором Барнсом Уоллесом. Пятитонная бомба Tallboy, падая с высоты 7—8 км, достигала поверхности на сверхзвуковой скорости и проникала в грунт на глубину до 30 метров. Сейсмические волны, производимые подземным взрывом этой бомбы, разрушали заглубленные конструкции. Ещё больший эффект достигался при применении 10-тонной бомбы Grand Slam.

Бомбы Уоллеса имели и недостатки: для разгона до сверхзвуковой скорости бомбу требовалось сбрасывать с большой высоты, что усложняло бомбометание по точечным целям, снижая вероятность их поражения. Лишь немногие специально подготовленные экипажи могли эффективно применять такие бомбы, добиваясь прямых попаданий в цели. К тому же большие и тяжёлые бомбы требовали применения тяжёлых бомбардировщиков, количество которых было ограничено.

В поисках альтернативы американцы обратились к идее разгона бомбы путём ускорения падения бомб ракетным двигателем. Расчёты показывали, что такая ракето-бомба может иметь пробивную способность, сравнимую с «Tallboy», при намного меньших габаритах и массе и меньшей высоте сброса, что, в свою очередь, означало, что бомба сможет применяться с большей точностью и будет доступна для боевого применения большему спектру бомбардировщиков.

Конструкция

Ракетная бомба имела 5,3 метра в длину при диаметре 280 мм и массе в 2000 кг. Она состояла из трёх секций. Первая — головная — представляла собой проникающую боевую часть из особо прочной стали с зарядом из 230 кг взрывчатки. Вторая секция бомбы представляла собой разгонный твердотопливный ракетный двигатель, состоявший из 19 отдельных пороховых шашек от 3-дюймовых неуправляемых ракет. Третья секция бомбы включала стабилизаторы и механизм зажигания, включающий все двигатели одновременно по сигналу от барометрического датчика и питаемый от турбогенератора.

Для точного попадания бомба должна была быть сброшена с высоты до 6100 метров. После сброса бомба падала около 30 секунд, пока не достигала расчётной высоты. Механизм зажигания активизировал двигатели, одновременно сбрасывая хвостовую секцию. Горение топлива в двигателе продолжалось 3 секунды, за которые он разгонял бомбу до скорости около 440 м/с (1,29 Маха). Боевое применение показало, что разогнавшаяся бомба пробивала слой железобетона в 4,5 м. Расчётная пробиваемость составляла около 5 м, но на практике эти данные не были проверены.

Разработка и испытания

Кадр из мультфильма Victory Through Air Power (1943) с изображением «ракетной бомбы»

Хотя бомба применялась исключительно ВВС США, значительную роль в её разработке и испытаниях сыграли и англичане. Разработка велась под эгидой британского Королевского флота, желавшего создать эффективное оружие для борьбы с бункерами для подводных лодок. Так как британский Королевский флот не располагал самолетами, способными бомбардировать такие объекты бомбами вроде «Tallboy», было заключено соглашение с дислоцирующимися в Великобритании американскими бомбардировочными частями о вооружении новым оружием американских бомбардировщиков. Британские королевские ВВС никогда не проявляли интереса к бомбе и даже не думали её применять.

Большую роль в проекте бомбы сыграли предоставленные Королевским Флотом данные о бетонобойном действии 381-миллиметровых снарядов линейных кораблей. Само по себе обозначение — «бомба Диснея» — было взято из пропагандистского мультфильма 1943 года, отснятого студией Уолта Диснея. В фильме предлагалось использовать бетонобойные бомбы с ракетным двигателем для поражения бункеров.

Испытания бомбы начались в начале 1945 года. Опытные заряды сбрасывались с бомбардировщиков B-17 на захваченный союзными войсками бункер Эперлек, считавшийся хорошим примером германского железобетонного сооружения.[1]

Новые бомбы не помещались в бомболюке B-17. Для их размещения использовалась внешняя подвеска, аналогичная применяемой для планирующих бомб Aeronca GB-1.

Боевое применение

Четыре ракетные бомбы включают свои двигатели

Первые боевые вылеты с боевым применением ракетных бомб были совершены лишь в феврале 1945 года. Целью для них стали бетонные бункеры подводных лодок и торпедных катеров в Эймейдене (Голландия). Укрытия были защищены 3-метровым слоем бетона, и имелось по крайней мере одно сооружение, имевшее защиту из двух слоев железобетона толщиной в 3,7 и 1,4 метра соответственно, между которыми был предусмотрен промежуток для ослабления взрывной волны. В бункерах размещались торпедные катера и подводные лодки типа «Бибер». Для обеспечения наступления союзников порт было необходимо вывести из строя. С августа 1944 года Королевские ВВС неоднократно бомбили бункера, в том числе сбросив 53 сверхтяжёлые бомбы «Tallboy», но результаты бомбежек были неудовлетворительны. Только после этого было решено испытать новые американские бомбы. 10 февраля 1945 года 9 бомбардировщиков B-17, несущих по две ракетные бомбы, совершили атаку на бункеры. Эффект был значительный — несколько бомб пробили бетон и взорвались внутри бункеров, тогда пустовавших. Повторная атака была выполнена 14 марта также 9 самолётами.

30 марта 36 бомбардировщиков, снаряжённых ракетными бомбами, выполнили атаку на исполинский бункер «Valentin» в окрестностях Бремена — гигантский сборочный цех, где из доставляемых с заводов секций собирались новые субмарины. Этот огромный судостроительный завод-бункер позволил бы нацистам поддерживать темпы спуска на воду новых субмарин даже в ситуации тотальных воздушных бомбардировок. Его разрушение рассматривалось как ключевой пункт в предотвращении попыток немцев начать новую тотальную подводную войну.

Крыша гигантского бункера была уже пробита до этого двумя 10-тонными бомбами «Гранд Слэм», но немцы немедленно начали восстановительные работы. 30 марта на бункер были сброшены более 60 ракето-бомб. Только одна такая бомба пробила крышу, причинив некоторый вред заводу. Тем не менее, вскоре после этого немцы прекратили работы над бункером.

4 апреля 1945 года 24 бомбардировщика атаковали 48 бомбами защищённые цели в Гамбурге. Из-за плохих погодных условий бомбометание велось по радару. Планировавшийся второй рейд в мае 1945 года был отменён в связи с капитуляцией Германии. Всего на цели были сброшены 158 «бомб Диснея».

Послевоенные разработки

Ограниченный опыт боевого применения противобункерных бомб во время Второй мировой войны не позволил принять окончательное решение о эффективности концепции противобункерного авиабомбового оружия, поэтому летом 1945 года Великобритания и США договорились о продолжении испытаний. Старый полигон в Уаттене был сочтён уже недостаточно крупным для таких испытаний, а Франция отказывалась предоставить в качестве целей для испытательных бомбардировок находящиеся на её территории бункеры, так как близость крупных портов могла повлечь за собой случайные разрушения гражданских объектов и косвенно навредить экономике Франции. Поэтому испытания проводились на германских бункерах в Гельголанде.

В 1946 году бункера подвергались совместной бомбардировке британскими «Tallboy» и «Grand Slam», американскими «Amazon»[2] и «бомбами Диснея».

Испытания дали интересный результат: хотя пробиваемость более лёгких ракетных бомб оказалась ниже, чем у сейсмических бомб, тем не менее, производимый ими разрушительный эффект оказывался, как правило, сильнее. Это было связано с тем, что «Tallboy» быстрее терял скорость, проникая через бетон, и обычно детонировал в его толще, в то время как ракетная бомба пробивала перекрытие (пусть и меньшей толщины) насквозь и взрывалась уже внутри помещения. Тем не менее, была отмечена неудовлетворительная работа системы зажигания разгонной ДУ — у 37% сброшенных бомб двигатели не включились или включились невовремя. В целом результаты всех испытаний были сочтены недостаточно удовлетворительными и США и Великобритания занялись разработкой более совершенных проникающих авиабомб.

Интересный факт

Начиная со второй половины 1944 года Советский Союз также разнообразил свой авиабомбовый арсенал бомбами с ракетными двигателями. Однако советские ракето-бомбы, будучи лишь новой разновидностью обычных фугасных авиабомб, предназначались лишь для повышения точности бомбометания (особенно пикирующими бомбардировщиками), а не для разрушения бункеров и др. подобных объектов.

См. также

Примечания

  1. ↑ Одна бомба застряла в крыше бункера и не взорвалась. Она пролежала в бункере до 2008 года, когда была случайно обнаружена и извлечена.
  2. ↑ Аналог «Grand Slam». Не принята на вооружение из-за ряда технических недостатков.

Ссылки

wiki.sc

Бомба Диснея - Howling Pixel

Бомба Диснея (англ. Disney Bomb, официально «4500-фунтовая бетонобойная/ракетная бомба») — двухтонная противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, разработанная Royal Navy в сотрудничестве с ВВС США в годы Второй мировой войны. Прозвище связано с пропагандистским фильмом, снятым студией Диснея.

Несмотря на удачную в целом идею, конструкторы не сразу добились точности, достаточной для поражения отдельных бункеров. Бомба была поставлена на вооружение только в конце войны и почти не повлияла на результат стратегических бомбардировок Германии.

История

Во время Второй мировой войны перед авиацией союзников (особенно стратегической) встала проблема разрушения заглубленных и укрепленных сооружений. Например бункеры подводных лодок Кригсмарине, защищённые 5—8-метровыми железобетонными перекрытиями с полыми промежутками для ослабления ударной взрывной волны, были практически непроницаемы для бомб обычного калибра. По мере расширения союзниками воздушной войны против стратегических объектов Германии, немцы всё активнее перемещали военные объекты и фабрики в бункеры, подземные сооружения, в горные массивы (в том числе в пещеры) и т. д., тем самым снижая эффективность бомбардировок.

Для поражения сильно защищенных объектов британская авиация использовала сверхтяжёлые бомбы, разработанные известным авиаконструктором Барнсом Уоллесом. Пятитонная бомба Tallboy, падая с высоты 7—8 км, достигала поверхности на сверхзвуковой скорости и проникала в грунт на глубину до 30 метров. Сейсмические волны, производимые подземным взрывом этой бомбы, разрушали заглубленные конструкции. Ещё больший эффект достигался при применении 10-тонной бомбы Grand Slam.

Бомбы Уоллеса имели и недостатки: для разгона до сверхзвуковой скорости бомбу требовалось сбрасывать с большой высоты, что усложняло бомбометание по точечным целям, снижая вероятность их поражения. Лишь немногие специально подготовленные экипажи могли эффективно применять такие бомбы, добиваясь прямых попаданий в цели. К тому же большие и тяжёлые бомбы требовали применения тяжёлых бомбардировщиков, количество которых было ограничено.

В поисках альтернативы американцы обратились к идее разгона бомбы путём ускорения падения бомб ракетным двигателем. Расчёты показывали, что такая ракето-бомба может иметь пробивную способность, сравнимую с «Tallboy», при намного меньших габаритах и массе и меньшей высоте сброса, что, в свою очередь, означало, что бомба сможет применяться с большей точностью и будет доступна для боевого применения большему спектру бомбардировщиков.

Конструкция

Ракетная бомба имела 5,3 метра в длину при диаметре 280 мм и массе в 2000 кг. Она состояла из трёх секций. Первая — головная — представляла собой проникающую боевую часть из особо прочной стали с зарядом из 230 кг взрывчатки. Вторая секция бомбы представляла собой разгонный твердотопливный ракетный двигатель, состоявший из 19 отдельных пороховых шашек от 3-дюймовых неуправляемых ракет. Третья секция бомбы включала стабилизаторы и механизм зажигания, включающий все двигатели одновременно по сигналу от барометрического датчика и питаемый от турбогенератора.

Для точного попадания бомба должна была быть сброшена с высоты до 6100 метров. После сброса бомба падала около 30 секунд, пока не достигала расчётной высоты. Механизм зажигания активизировал двигатели, одновременно сбрасывая хвостовую секцию. Горение топлива в двигателе продолжалось 3 секунды, за которые он разгонял бомбу до скорости около 440 м/с (1,29 Маха). Боевое применение показало, что разогнавшаяся бомба пробивала слой железобетона в 4,5 м. Расчётная пробиваемость составляла около 5 м, но на практике эти данные не были проверены.

Разработка и испытания

Хотя бомба применялась исключительно ВВС США, значительную роль в её разработке и испытаниях сыграли и англичане. Разработка велась под эгидой британского Королевского флота, желавшего создать эффективное оружие для борьбы с бункерами для подводных лодок. Так как британский Королевский флот не располагал самолетами, способными бомбардировать такие объекты бомбами вроде «Tallboy», было заключено соглашение с дислоцирующимися в Великобритании американскими бомбардировочными частями о вооружении новым оружием американских бомбардировщиков. Британские королевские ВВС никогда не проявляли интереса к бомбе и даже не думали её применять.

Большую роль в проекте бомбы сыграли предоставленные Королевским Флотом данные о бетонобойном действии 381-миллиметровых снарядов линейных кораблей. Само по себе обозначение — «бомба Диснея» — было взято из пропагандистского мультфильма 1943 года, отснятого студией Уолта Диснея. В фильме предлагалось использовать бетонобойные бомбы с ракетным двигателем для поражения бункеров.

Испытания бомбы начались в начале 1945 года. Опытные заряды сбрасывались с бомбардировщиков B-17 на захваченный союзными войсками бункер Эперлек, считавшийся хорошим примером германского железобетонного сооружения.[1]

Новые бомбы не помещались в бомболюке B-17. Для их размещения использовалась внешняя подвеска, аналогичная применяемой для планирующих бомб Aeronca GB-1.

Боевое применение

Первые боевые вылеты с боевым применением ракетных бомб были совершены лишь в феврале 1945 года. Целью для них стали бетонные бункеры подводных лодок и торпедных катеров в Эймейдене (Голландия). Укрытия были защищены 3-метровым слоем бетона, и имелось по крайней мере одно сооружение, имевшее защиту из двух слоев железобетона толщиной в 3,7 и 1,4 метра соответственно, между которыми был предусмотрен промежуток для ослабления взрывной волны. В бункерах размещались торпедные катера и подводные лодки типа «Бибер». Для обеспечения наступления союзников порт было необходимо вывести из строя. С августа 1944 года Королевские ВВС неоднократно бомбили бункера, в том числе сбросив 53 сверхтяжёлые бомбы «Tallboy», но результаты бомбежек были неудовлетворительны. Только после этого было решено испытать новые американские бомбы. 10 февраля 1945 года 9 бомбардировщиков B-17, несущих по две ракетные бомбы, совершили атаку на бункеры. Эффект был значительный — несколько бомб пробили бетон и взорвались внутри бункеров, тогда пустовавших. Повторная атака была выполнена 14 марта также 9 самолётами.

30 марта 36 бомбардировщиков, снаряжённых ракетными бомбами, выполнили атаку на исполинский бункер «Valentin» в окрестностях Бремена — гигантский сборочный цех, где из доставляемых с заводов секций собирались новые субмарины. Этот огромный судостроительный завод-бункер позволил бы нацистам поддерживать темпы спуска на воду новых субмарин даже в ситуации тотальных воздушных бомбардировок. Его разрушение рассматривалось как ключевой пункт в предотвращении попыток немцев начать новую тотальную подводную войну.

Крыша гигантского бункера была уже пробита до этого двумя 10-тонными бомбами «Гранд Слэм», но немцы немедленно начали восстановительные работы. 30 марта на бункер были сброшены более 60 ракето-бомб. Только одна такая бомба пробила крышу, причинив некоторый вред заводу. Тем не менее, вскоре после этого немцы прекратили работы над бункером.

4 апреля 1945 года 24 бомбардировщика атаковали 48 бомбами защищённые цели в Гамбурге. Из-за плохих погодных условий бомбометание велось по радару. Планировавшийся второй рейд в мае 1945 года был отменён в связи с капитуляцией Германии. Всего на цели были сброшены 158 «бомб Диснея».

Послевоенные разработки

Ограниченный опыт боевого применения противобункерных бомб во время Второй мировой войны не позволил принять окончательное решение о эффективности концепции противобункерного авиабомбового оружия, поэтому летом 1945 года Великобритания и США договорились о продолжении испытаний. Старый полигон в Уаттене был сочтён уже недостаточно крупным для таких испытаний, а Франция отказывалась предоставить в качестве целей для испытательных бомбардировок находящиеся на её территории бункеры, так как близость крупных портов могла повлечь за собой случайные разрушения гражданских объектов и косвенно навредить экономике Франции. Поэтому испытания проводились на германских бункерах в Гельголанде.

В 1946 году бункера подвергались совместной бомбардировке британскими «Tallboy» и «Grand Slam», американскими «Amazon»[2] и «бомбами Диснея».

Испытания дали интересный результат: хотя пробиваемость более лёгких ракетных бомб оказалась ниже, чем у сейсмических бомб, тем не менее, производимый ими разрушительный эффект оказывался, как правило, сильнее. Это было связано с тем, что «Tallboy» быстрее терял скорость, проникая через бетон, и обычно детонировал в его толще, в то время как ракетная бомба пробивала перекрытие (пусть и меньшей толщины) насквозь и взрывалась уже внутри помещения. Тем не менее, была отмечена неудовлетворительная работа системы зажигания разгонной ДУ — у 37% сброшенных бомб двигатели не включились или включились невовремя. В целом результаты всех испытаний были сочтены недостаточно удовлетворительными и США и Великобритания занялись разработкой более совершенных проникающих авиабомб.

Интересный факт

Начиная со второй половины 1944 года Советский Союз также разнообразил свой авиабомбовый арсенал бомбами с ракетными двигателями. Однако советские ракето-бомбы, будучи лишь новой разновидностью обычных фугасных авиабомб, предназначались лишь для повышения точности бомбометания (особенно пикирующими бомбардировщиками), а не для разрушения бункеров и др. подобных объектов.

См. также

Примечания

  1. ↑ Одна бомба застряла в крыше бункера и не взорвалась. Она пролежала в бункере до 2008 года, когда была случайно обнаружена и извлечена.
  2. ↑ Аналог «Grand Slam». Не принята на вооружение из-за ряда технических недостатков.

Ссылки

Tallboy (бомба)

«Толлбой» (англ. Tallboy — «верзила») — сейсмическая бомба, предназначенная для разрушения подземных сооружений (бункеров). Разработана английским инженером Бэрнсом Уоллесом (англ. Barnes Wallis). Применялась в конце Второй мировой войны для разрушения промышленных и военных объектов нацистской Германии, которые было невозможно поразить бомбами обычного типа. Для доставки бомбы применялся модифицированный бомбардировщик Авро Ланкастер.

Среди наиболее впечатляющих случаев применения «Толлбой» — разрушение бетонного купола над подземным заводом ракет Фау-2 24 июня 1944 г., взрыв железнодорожного тоннеля вблизи г. Сомюр 8 июня 1944 г. и уничтожение суперпушки Фау-3. Также бомбардировкой этими бомбами были потоплены линкор «Тирпиц» и тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер».

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Ракетная "бомба Диснея" (США. 1945 год)

Бомба Диснея (Disney Bomb, официально «4500-фунтовая бетонобойная ракетная бомба») — противобункерная авиационная бомба с ракетным ускорителем, разработанная Royal Navy в сотрудничестве с ВВС Армии США в годы Второй мировой войны. Прозвище связано с пропагандистским фильмом, снятым студией Диснея. Несмотря на успех идеи в целом, конструкторам не сразу удалось добиться точности, необходимой для поражения отдельных бункеров. Бомба была поставлена на вооружение только в конце войны и не оказала значительного влияния на результаты стратегических бомбардировок Германии ...
Во время Второй мировой войны перед авиацией союзников встала проблема поражения заглубленных и укрепленных сооружений. Например бункеры подводных лодок Кригсмарине, защищённые 5—8-метровыми железобетонными перекрытиями с полыми промежутками для ослабления взрывной волны, были практически непроницаемы для бомб обычного калибра. По мере расширения союзниками воздушной войны против стратегических объектов Германии, немцы все активнее перемещали военные и промышленные мощности в бункеры, подземные сооружения, горные массивы и т. д., тем самым снижая эффективность бомбардировок.
Для поражения сильно защищенных объектов британская авиация использовала сверхтяжёлые бомбы, разработанные известным авиаконструктором Б. Уоллесом. Пятитонная бомба Tallboy, при сбросе с высоты 7—8 км достигала сверхзвуковой скорости и пробивала грунт на глубину до 30 метров. Сейсмические волны, производимые взрывом, приводили к разрушению заглубленных конструкций. Ещё больший эффект достигался при применении 10-тонной бомбы Grand Slam.

Бомбы Уоллеса имели и недостатки: необходимость разгона до сверхзвуковой скорости требовала сброса с большой высоты, что осложняло задачу поражения точечных целей. Лишь немногие специально подготовленные экипажи могли эффективно добиваться попаданий. К тому же большие и тяжёлые бомбы требовали применения тяжёлых бомбардировщиков, количество которых было ограничено.

В поисках альтернативы, американцы обратились к идее разгона бомбы путем ускорения ракетным двигателем. Расчёты показывали, что такая бомба может иметь пробиваемость, сравнимую с «Tallboy», при намного меньших габаритах и меньшей высоте сброса, что, в свою очередь, означало, что бомба сможет применяться с большей точностью.


Ракетная бомба имела 5,3 метра в длину при диаметре 280 мм и массе в 2000 кг. Она состояла из трёх секций. Первая (носовая) представляла собой проникающую боевую часть из особо прочной стали с зарядом из 230 кг взрывчатки. Вторая часть бомбы представляла собой разгонный твердотопливный ракетный двигатель, состоявший из 19 отдельных пороховых шашек от 3-дюймовых неуправляемых ракет. Третья часть бомбы включала стабилизаторы и механизм зажигания, включающий все двигатели одновременно по сигналу от барометрического датчика и питаемый от турбогенератора.

Для точного попадания, бомба должна была быть сброшена с высоты до 6100 метров. После сброса, бомба падала около 30 секунд, пока не достигала расчётной высоты. Механизм зажигания активизировал двигатели, одновременно сбрасывая хвостовую секцию. Горение топлива в двигателе продолжалось 3 секунды, за которые он разгонял бомбу до скорости около 440 м/с (1,29 Маха). Боевое применение показало, что разогнавшаяся бомба пробивала слой железобетона в 4,5 м. Расчётная пробиваемость составляла около 5 м, но на практике эти данные не были проверены.

Хотя бомба применялась исключительно американскими ВВС, значительную роль в её разработке и испытаниях сыграли англичане. Разработка велась под эгидой британских ВМС, желавших создать эффективное оружие для борьбы с бункерами подводных лодок. Так как британский флот не располагал самолетами, способными осуществить бомбардировочную операцию необходимого масштаба, было заключено соглашение с дислоцирующимися в Великобритании американскими бомбардировочными частями о развертывании нового оружия на американских машинах. Британские королевские ВВС никогда не проявляли интереса к бомбе и даже не думали о её применении.

Большую роль в проекте бомбы сыграли предоставленные Королевским Флотом данные о бетонобойном действии 381-миллиметровых снарядов линейных кораблей. Само по себе обозначение — «бомба Диснея» — было взято из пропагандистского мультфильма 1943 года, снятого студией Уолта Диснея. В фильме выдвигалось предложение использовать бетонобойные бомбы с ракетным двигателем для поражения бункеров.

Испытания бомбы начались в начале 1945 года. Опытные заряды сбрасывались с бомбардировщиков B-17 на захваченный союзными войсками бункер Эперлек, считавшийся хорошим примером германского железобетонного сооружения.

Новые бомбы не помещались в бомболюке B-17. Для их размещения использовалась внешняя подвеска, аналогичная применяемой для планирующих бомб Aeronca GB-1.

Первые боевые вылеты с применением ракетных бомб были совершены лишь в феврале 1945 года. Целью для них стали бетонные бункеры подводных лодок и торпедных катеров в Эймейден (Голландия). Укрытия были защищены 3-метровым слоем бетона, и имелось по крайней мере одно сооружение, имевшее защиту из двух слоев железобетона толщиной в 3,7 и 1,4 метра, между которыми был предусмотрен промежуток для ослабления взрывной волны. В бункерах размещались торпедные катера и подводные лодки типа «Бибер». Для обеспечения наступления союзников, порт было необходимо вывести из строя.

С августа 1944 года Королевские ВВС неоднократно бомбили бункера, в том числе сбросив 53 сверхтяжёлые бомбы «Tallboy», но результаты были неудовлетворительны. Только после этого было решено испытать новое американское оружие. 10 февраля 1945 года 9 бомбардировщиков B-17, несущих по две ракетные бомбы, совершили налёт на бункера. Эффект был значительный — несколько бомб пробили бетон и разорвались внутри бункеров (пустовавших). Налёт был повторен 14 марта, также 9 самолётами.

30 марта 36 бомбардировщиков, снаряжённых ракетными бомбами, совершили налёт на Гамбург. Целью воздушного нападения был исполинский бункер «Valentin» — гигантский сборочный цех, где из доставляемых с заводов секций собирались новые субмарины. Этот огромный судостроительный завод позволял немцам поддерживать темпы спуска на воду новых субмарин даже в ситуации тотальных воздушных бомбардировок. Его уничтожение рассматривалось как ключевой пункт в предотвращении попыток немцев начать новый этап подводной войны.

Крыша гигантского бункера была уже пробита до этого двумя 10-тонными бомбами «Гранд Слэм», но немцы немедленно начали восстановительные работы. 30 марта, на бункер было сброшено более 60 ракетных бомб. Только одна бомба пробила цель, нанеся ей некоторый урон. Тем не менее, вскоре после этого немцы прекратили работы над бункером.

4 апреля 1945 года 24 бомбардировщика атаковали 48 бомбами защищённые цели в Гамбурге. Из-за плохих погодных условий бомбардировка велась вслепую, по радару. Планировавшийся второй рейд в мае 1945 года был отменён в связи с капитуляцией Германии. Всего было сброшено 158 «бомб Диснея».
Ограниченный опыт применения бомб в годы войны не позволил принять окончательное решение о эффективности концепции, поэтому летом 1945 года Англия и США договорились о продолжении испытаний. Старый полигон в Уаттен был сочтён уже недостаточно крупным для таких испытаний, а Франция отказывалась предоставить для бомбардировки находящиеся на её территории бункера, так как близость крупных портов могла повлечь за собой разрушения гражданских объектов. Поэтому испытания проводились на германских бункерах в Гельголанде.

В 1946 году бункера подвергались совместной бомбардировке британскими «Tallboy» и «Grand Slam», американскими «Amazon» и «бомбами Диснея».


Испытания дали интересный результат: хотя пробиваемость более лёгких ракетных бомб оказалась ниже, чем у сейсмических бомб, тем не менее, производимый ими разрушительный эффект оказывался, как правило, сильнее. Это было связано с тем, что «Tallboy» быстрее терял скорость, проникая через бетон и детонировал обычно в его толще, в то время как ракетная бомба пробивала перекрытие (пусть и меньшей толщины) насквозь, и разрывалась внутри помещения. Тем не менее, было отмечено неудовлетворительное действие системы зажигания — 37 % сброшенных бомб не смогли включить двигатели или включили их не вовремя. В целом, результаты всех испытаний были сочтены недостаточно удовлетворительными и США и Великобритания занялись разработкой более совершенных пробивающих авиабомб.

Источник - http://ru.wikipedia.org

raigap.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *