Крейсер Богатырь (1901)- история создания и службы крейсера Российской империи
Служба
Российская
Империя
Исторические данные
21 декабря 1899 года Заложен |
17 января 1901 года Спущен на воду |
7 августа 1902 года Введен в строй |
1922 год Сдан на слом |
Общие данные
6410 / 7428 т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
134,1 / 16,6 / 6,3 м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
ЭУ
0
23 / 10 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
2000 / 4900 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
1070 т. Запас топлива |
1
23,55 / 10 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
2000 / 4900 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
1070 т. Запас топлива |
Экипаж
30 чел. Офицеры |
550 чел. Матросы |
Бронирование
35-70 мм. Палуба |
125 / / / мм. Башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша) |
140 мм. Боевая рубка |
Вооружение
Артиллерия
- 2х2 + 8х1 — 152/45-мм орудии Канэ;
- 12×1 — 75/50-мм орудий Канэ;
- 6×1 — 47-мм орудий Гочкиса;
- 2×1 — 47-мм орудий Гочкиса шлюпочных;
- 2×1 — 37-мм орудии Гочкиса шлюпочных;
- 2×1 — 63,5-мм десантных орудия;
- 2×1 — 7,62-мм пулеметов Максим.
Минно-торпедное вооружение
- 2 381-мм надводных ТА;
- 2 381-мм подводных ТА.
Однотипные корабли
«Богатырь» — бронепалубный крейсер русского флота, головной крейсер в серии из четырех единиц. Построен по заказу российского правительства в Германии фирмой AG Vulcan Stettin. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Воплотил в себе идею универсального корабля, пригодного для самостоятельного крейсерства, но, в то же время, способного сопровождать эскадру, служить при ней разведчиком, а в крайнем случае выдержать и кратковременную стычку с броненосными кораблями. Продан на слом в 1922 году.История создания
Проектирование
Схема бронепалубного крейсера «Богатырь» В 1898 году Япония начала масштабные военные приготовления и стала массово усиливать свой военный флот. Реакцией России стала программа судостроения «Для нужд Дальнего Востока»[1]. В то время, для России был важный вопрос достижения превосходства ее флота в Тихом океане над японским, что позволило бы отстаивать интересы России на Дальнем Востоке.Морское министерство предполагало ввести в состав флота бронепалубные крейсеры двух типов: водоизмещением до 3000 т (со 120-мм орудиями и скоростью 25 уз) и до 6000 т (со 152-мм орудиями и скоростью 23 уз).
Из-за занятости отечественных верфей выполнением программы 1895 года, первые корабли новой программы заказали зарубежным судостроительным фирмам, которые к тому же разрабатывали их проекты в соответствии с заданиями МТК[2] и при участии назначенных на каждый иностранный завод наблюдающих комиссий.
На негласном конкурсе проводившемся в России 20 июля 1898 года, внимание привлек проект 6250-тонного бронепалубного крейсера с башенной артиллерией, предоставленный германской фирмой AG Vulcan Stettin.
1 августа 1898 года на рассмотрении МТК из множества проектов был выбран к реализации проект фирмы AG Vulcan Stettin и уже 5 августа 1898 года был заключен контракт на постройку крейсера.
Постройка крейсера «Богатырь»
Продольный разрез9 декабря 1899 года, в Штеттине торжественно заложили головной корабль, получивший название «Богатырь». С началом строительства «Богатыря» немецкая сторона начала передавать чертежи в Россию, для постройки трех аналогичных кораблей («Витязь»,«Олег»,«Очаков»), но уже на отечественных верфях.
Во время строительства корабля возникало множество вопросов и проблем, требующих взаимное согласование и решение обеих сторон. Множество изменений, а также задержки с поставкой оборудования вызывали перенос сроков готовности крейсера.
Последняя из крупных причин задержки была из-за несогласования сторон[3].
17 января 1901 года «Богатырь» благополучно сошел на воду. В мае, после установки машин, прошел швартовные испытания, а в ноябре 1901 года на заводских ходовых испытаниях развил скорость 24,33 уз. Фирма AG Vulcan Stettin в мае 1902 года завершила предварительные испытания и крейсер «Богатырь» был сдан заказчику.
Модернизации и переоборудования
Во время войны становилось очевидным, что боевую мощь крейсера нужно увеличивать. Командующий флотом адмирал Н.О.Эссен предложил на корабли типа «Богатырь» устанавливать 130-мм пушки. Выбор 130-мм пушек адмирал объяснял тем, что для переоснащения требуется провести минимальные работы в артиллерийских погребах и в элеваторах подачи снарядов.
В ходе обсуждения о перевооружении был выбран вариант Металлического завода: требовалось изготовить специальные кожуха для приведения 130-мм башенных пушек по наружному очертанию к 152-мм Канэ, это позволяло устанавливать новые орудия в старые люльки, и не требовало никакой замены станков.
Также сняли все 75-мм орудия, что освободило место еще для четырех 130-мм орудий.
Перевооружение «Богатыря» завершилось зимой 1916 года: с крейсера сняли все 152-мм и 75-мм орудия, а установили 16 — 130-мм орудий.
История службы
Служба на Дальнем востоке
крейсер «Богатырь»11 ноября 1902 года по завершении испытаний, а также курса боевой подготовки со стрельбами «Богатырь» должен был в составе отряда (эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Победа» и крейсеры «Диана», «Паллада», «Боярин») направляться в Тихий океан.
8 февраля 1904 года «Богатырь» вместе с другими кораблями перекрасили в защитный оливково-зеленый цвет, а 9 февраля были получены данные о начале Русско-японской войны, Владивостокский отряд вышел в свое первое крейсерство. Тогда у берегов острова Хонсю был потоплен каботажный пароход, команда взята в плен, крейсерство было прекращено из-за начавшегося четырёхбалльного шторма.
Второе крейсерство было совершено 24 февраля к Гензану, однако оно не принесло желаемого результата, но вызвало ответные действия японцев. 7 марта японцы послали отряд адмирала X. Камимуры в составе броненосных крейсеров (Izumo, Azuma, Iwate, Asama) и двух ( Kasagi и Yoshino) подвергших Владивосток бомбардировке. Вскоре для усиления прибыли еще пять легких крейсеров и до 10 миноносцев. Поставленная цель Владивостокского отряда – отвлечь на себя превосходящие силы противника – была достигнута.
22-28 апреля «Богатырь» выходит в море в составе отряда «Громобой» и «Россия», а также двух миноносцев. Было принято решение следовать в режиме радиомолчания. В условиях тумана отряд сумел обнаружить и потопить несколько каботажных судов и один войсковой транспорт, после чего в полном составе вернулся во Владивосток.
В мае 1904 года контр-адмирал К.П. Иессен вышел на «Богатыре» в Посьет для личного ознакомления с условиями обороны залива и переговоров с армейским командованием. В условиях сильного тумана корабль шел 10-узловым ходом по приказу адмирала, протесты командира небыли услышаны. В результате «Богатырь» выскочил на камни у мыса Брюс, свернул форштевень и получил пробоины корпуса с затопление некоторых отсеков. Самостоятельные попытки сняться с камней оказались безуспешными. Пришедшие на помощь ледокол «Надежный» и крейсер «Россия» не смогли снять аварийный крейсер. К вечеру начался 10-балльный шторм и личный состав решено было эвакуировать.
17 числа шторм стих и на борт вернулся трюмный механик с подчиненными. 4 из 9 водонепроницаемых отсека были затоплены, крейсер развернуло на камнях. Позже начали разгрузку «Богатыря», сняв с него якорные цепи, якоря, уголь, боезапас, артиллерию в носовой части вместе с башней. Сняли крейсер с камней только лишь спустя полтора месяца, после его максимальной разгрузки. 14 июня «Богатырь» отбуксировали во Владивосток, где он находился до конца войны.
Встреча с японцами состоялась только осенью и уже в мирной обстановке, когда только что вступивший в строй «Богатырь» вместе с миноносцами «Бравый» и «Грозный» сопровождал до залива Корнилова (порт Расин) крейсер «Россия», на борту которого 5 сентября 1905 года состоялось совещание русского и японского адмиралов о деталях осуществления на море уже заключенного в Портсмуте мирного договора.
Балтийский отряд
Момент сброса мины с бортового минного ската крейсера «Богатырь»В мае 1906 года крейсер «Богатырь» включили в состав сформированного на Балтике Особого (Балтийского) отряда судов (эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава» и крейсер «Адмирал Макаров»), предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.
19 июля 1906 года крейсер «Богатырь» вместе с «Цесаревичем» участвовал в подавлении восстания в Свеаборгской крепости, обстреляв ее огнем артиллерии. При этом подтвердилась крайне низкая эффективность «доцусимских снарядов», многие из которых при попадании в цели даже не взрывались.
В следующем плавании Балтийский отряд состоял из трех кораблей: «Цесаревич», «Слава», «Богатырь». Отряд отправился в учебное плавание по Средиземному морю. 2 декабря 1908 года, побывал в Неаполе, откуда командир корабля с офицерами ездили на похороны Чрезвычайного и полномочного посла России в Италии статс-секретаря Н.В. Муравьева в Рим.
Крейсер «Богатырь» принимал участие в оказании помощи итальянской стороне после землетрясения силой 7,5 балла с эпицентром в Мессинском проливе. Моряки в общей сложности оказали помощь около 2400 пострадавшим. В мае 1909 года прошло награждение императором офицеров Балтийского отряда, принимавшим участие в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Мессине русскими орденами. Помощь в спасении жителей Мессины русскими моряками стала великой гуманитарной победой Российского флота.
В кампанию 1911 года «Богатырь» состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва («Россия»,«Олег», «Аврора», «Диана»), а в 1912 году на Кронштадтском пароходном заводе осуществил капитальный ремонт главных машин. Конец 1912 года и весь 1913 год «Богатырь» провел в Средиземном море. Завершив в 1914 году с января по июня последнее плавание с юнгами флота в Атлантическом океане и Средиземном море, «Богатырь» вернулся на Балтику.
Участие в Первой мировой войне
0
1
0
Применение аварийного1 августа Германия объявила войну России. В Первую мировую войну «Богатырь» вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.
13 августа в условиях тумана и плохой видимости германский легкий крейсер SMS Magdeburg сел на камни в 500 м от маяка на острове Одельсхольм. Неудачные попытки сняться с камней привлекли внимание русского поста наблюдения и связи на острове, который немедленно сообщил командованию о странном шуме у самого берега. Командующий срочно выслал к Оденсхольму из Ревеля миноносцы «Лейтенант Бураков» и «Рьяный», а прикрывать их должны были крейсера «Богатырь» и «Паллада»», вышедшие из Ганге. Однако командиры крейсеров и миноносцев о присутствии друг друга в районе острова не знали. Миноносцы первыми прибыли к острову, однако ничего не видели, пока командир SMS Magdeburg, расстроенный неудачными попытками выбраться из ловушки, приказал обстрелять маяк на острове.
Выстрелы орудий выдали местоположение немецкого крейсера и позволили русским миноносцам открыть огонь. Тем временем подходившие крейсеры в условиях тумана к германскому кораблю обстреляли не только его, но и миноносец V 26, стоявший у борта и эвакуировавший экипаж севшего на мель корабля. Также крейсеры обстреляли свои миноносцы «Рьяный» и «Лейтенант Бураков», приняв их за вражеские, те в свою очередь ответили торпедной атакой – «Богатырь» едва уклонился от торпеды, выпущенной с «Буракова». В 9.00 утра командиры разобрались в ситуации и сосредоточили огонь на SMS Magdeburg и V 26. Командир германского крейсера, находясь под обстрелом, взорвал свой корабль. Главный успех этой операции заключался в том, что были обнаружены секретные документы германского флота, позволявшие беспрепятственно расшифровывать немецкие радиограммы. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.
В декабре «Богатырь» средствами постановки, хранения и транспортировки мин заграждения.
31 декабря 1914 года «Богатырь» и «Олег» под прикрытием «Баяна» и «Адмирала Макарова» выставили мины у мыса Аркона, на которых 25 января подорвался и получил повреждения крейсер SMS Augsburg.
На выставленных минах, перекрывавших коммуникации между занятой немцами Либавой и Южной Балтикой 13 января 1916 года подорвался и получил тяжелые повреждения крейсер SMS Lübeck.
Севший на камни Magdeburg.«Богатырь» всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота[4].
С мая 1918 года корабль находился на хранении в Кронштадтском порту. Там его постепенно разоружали. 1 июля 1922 года «Богатырь» продали на слом. В конце 1922 года его увели в Германию и разобрали.
21 ноября 1925 года крейсер «Богатырь» был исключен из списка судов РККФ.
Александр Фёдорович СтемманКомандующие крейсером
- 15.02.1899 — 08.1905 — капитан 1-го ранга Стемман, Александр Фёдорович
- 1905 — 1906 — Бострем, И.Ф.
- 13.03.1906 — 31.08.1906 — капитан 2-го ранга Васильковский, Станислав Францевич
- 1906 — 1908 — Гирс, Владимир Константинович
- 1911 — 1912 — капитан 1-го ранга Ворожейкин, Сергей Николаевич
- 1915 — 1916 — Вердеревский, Дмитрий Николаевич
- 1916 — 1917 — Коптев, Сергей Дмитриевич
- 1918.02-11 — фон Гебгард, Б.Э.
- 1919 — 1922 — Кукель,Владимир Андреевич
Этот корабль в искусстве
Корабль представлен в игре World of Warships.
См. также
Примечания
- ↑ 27-го декабря 1897 года состоялось совещание, которое наметило дополнительную судостроительную программу, получившую наименование «программа для нужд Дальнего Востока»; планировалось построить: 5 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров разведчиков 2-го класса, 10 крейсеров разведчиков 3-го класса, 2 минных заградителя, 36 миноносцев-истребителей.
- ↑ Морской технический комитет — действовавшая с 1867 по 1911 год структурная часть Морского министерства; коллегиальный орган, ведавший техническими вопросами кораблестроения и вооружения военно-морского флота Российской империи.
- ↑ Германская фирма относила к своим обязательствам поставку только башен, а внутренне оборудование относила к русской стороне. Российская сторона в свою очередь полагалась на немецкую фирму, как инициатора применения башенных артиллерийских установок. В мае 1899 года было решено изготовить башни в России на Металлическом заводе в Петербурге.
- ↑ Операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.
Литература и источники информации
Литература
- Р.М. Мельников Крейсер «Богатырь». — Санкт-Петербург: 1995г.
- Заблоцкий В.П. Часть 1 // Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь».. — 2010 Т. № 3. — (Морская коллекция).
Ссылки
Галерея изображений
-
Чертеж крейсера «Богатырь» фирмы AG Vulcan
-
Проекция теоретического чертежа крейсера «Богатырь»
-
Набор крейсера «Богатырь»
-
«Богатырь» перед спуском
-
«Богатырь» на Дальнем Востоке
-
«Богатырь» на камнях
-
«Богатырь» во Владивостоке буксировка после посадки на камни, 1904 год
-
«Богатырь» в сухом доке во Владивостоке, 1904 год
-
«Богатырь» в сухом доке во Владивостоке, 1904 год
-
«Богатырь» в сухом доке во Владивостоке, 1904 год
-
«Богатырь» во Владивостокском доке
-
«Богатырь» во Владивостоке
-
«Богатырь» во Владивостоке после ремонта, 1905 год
-
Вывод «Богатыря» из дока Владивостока
-
«Богатырь» в Севастополе, декабрь 1909 года
-
«Богатырь» в Севастополе, декабрь 1909 года
-
«Богатырь» в Алжире, 1909-1910 годы
-
«Богатырь» в Алжире, 1909-1910 годы
-
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь»
Видео
wiki.wargaming.net
Бронепалубный крейсер «Богатырь» | Энциклопедия военной техники
“Богатырь” являлся третьим после крейсеров “Варяг” и “Аскольд” бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 года “для нужд Дальнего Востока”. Проект фирмы “Вулкан” (Германия). Предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами. Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии от крейсера “Варяг” – головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была заключена в башни, а остальные размещены за броней щитов или в казематах. Крейсера данного класса считались лучшими представителями средних бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 7428 тонн
Размеры: длина – 132,02 метра
ширина – 16,61 метра
осадка – 6,77 метра
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов, 2 винта, 20368 л.с.
Скорость: 23,1 узла
Дальность плавания: 1440/2760 миль (23/12 узловым ходом)
Экипаж 576 человек
Вооружение: 2х2 и 8х1 152/45, 12х1 75/50 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 2 подводных 381-мм торпедных аппарата, 150 мин заграждения
с 1916 года : 16х1 130/55 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета,
Бронирование: палуба – 35 мм, боевая рубка – 140 мм, башни от 90 до 125 мм, элеваторы – 35 мм
“Богатырь”
23 января 1899 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 21 декабря 1899 года заложен на судоверфи фирмы “Вулкан” в Штеттине (Германия), спущен на воду 30 января 1901 года, вступил в строй 20 августа 1902 года. Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 мая 1904 года в тумане выскочил на прибрежные камни у мыса Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт. 18 июня 1904 года снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до конца войны. В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Прошел капитальный ремонт в 1909-1912 гг. на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге (ремонт корпуса и механизмов с заменой водогрейных трубок котлов). В 1912 году на Кронштадтском заводе осуществлен капитальный ремонт главных механизмов. В период первой мировой войны набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 года был перевооружен на 16 130-мм орудий с установкой новых приборов управления артиллерийским огнем. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 24 по 27 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и с 12 по 17 марта 1918 года – в Кронштадт. С мая 1918 года находился на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 130-мм орудий были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, 4 130-мм орудия были переданы Северо-Двинской флотилии. 1 июля 1922 года был продан совместному советско-германскому предприятию “Деруметалл” для разборки на металл. В конце 1922 года был отбуксирован в Германию и 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ. Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля были использованы для восстановления однотипного крейсера Морских сил Черного моря “Комминтерн” (“Память Меркурия”).
war-book.ru
История серии «Богатырь» | www.korabli.eu
Крейсера 1-го ранга, построенные по проекту германской фирмы «Вулкан». Строились в качестве развития типа «Диана» (часть орудий ГК размещена в башнях, применена броня крупповского типа).
«Богатырь», «Витязь» и «Олег» строились для Балтийского флота, «Очаков» и «Кагул» — для Черноморского. К моменту ввода в строй считались одними из самых удачных крейсеров в мире. Имели трехтрубный силуэт с короткими полубаком и полуютом.
Толщина броневой палубы достигала 35 мм в плоской части и 53 мм на скосах; в районе МО и КО она была усилена до 70 мм. Над машинами размещался броневой купол толщиной 32—83 мм. Башни ГК имели толщину стенок до 127 мм и 25-мм крышу, боевая рубка — 140-мм стенки и 25-мм крышу. Шахту, связывавшую рубку с подпалубными помещениями, защищала 37-мм броня. Вес брони составил 765 тонн (11,4% водоизмещения).
Кроме башенной артиллерии, четыре 152-мм пушки стояли в казематах на верхней палубе (побортно от обеих мачт), еще четыре — в спонсонах в центральной части корпуса. Восемь 75-мм орудий находились на уровне верхней палубе, остальные — над казематами.
Еще на стапеле прекратил свое существование крейсер «Витязь»: 13.06.1901 его корпус уничтожил мощный пожар. «Олег» и «Богатырь» прошли русско-японскую войну («Олег» после Цусимского сражения был интернирован американцами в Маниле, а «Богатырь» в мае 1904 из-за навигационной ошибки выскочил на камни и до конца войны был небоеспособен), в 1906 вернулись на Балтику и были отремонтированы. Кроме главного калибра, корабли несли 12-75-мм, 4—47-мм орудий, 4 пулемета, 2-457-мм подводных ТА.
В 1916 оба корабля прошли капитальный ремонт с полным перевооружением: 152-мм пушки Канэ заменили на 16 новых 130-мм L/55 орудий Обуховского завода, с установкой новых приборов управления огнем. Появились четыре 75-мм зенитки, можно было принимать до 150 (в перегруз) якорных мин.
«Олег» пережил мировую войну, но не революцию; в 1919 он участвовал в необъявленной войне Великобритании против Советской России на Балтике (к тому времени его прогоревшие котлы не позволяли давать ход выше 12 узлов). Во время выхода для обстрела восставших фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь», около полуночи 17.06.1919 его атаковал английский торпедный катер СМВ-4 под командованием лейтенанта Эгара у Толбухина маяка. Катер выпустил в крейсер торпеду и умчался в темноту на скорости 35 узлов. «Олег» затонул в течение 12 минут, на нем погибли 5 человек.
В 1938 был поднят и сдан на слом. «Богатырь» в 1922 продан на металл в Германию.
Сложнее сложилась судьба черноморских крейсеров. Достраивавшийся на плаву крейсер «Очаков» оказался в эпицентре бунта моряков севастопольской базы. В ночь на 8/21.11.1905 команда частью перебила, частью выбросила за борт офицеров, после чего избрала ревком, а командиром — лейтенанта П.П. Шмидта (1867-1906), прибывшего на крейсер из города. Пока восставшие матросы митинговали, командование флота приняло экстренные меры.
15/28.11.1905 крейсер был сильно поврежден огнем береговых батарей, загорелся и выбросил белый флаг. Арестованных Шмидта и троих матросов по приговору суда расстреляли, название «Очаков» указом царя было исключено из списков флота.
Так или иначе, ввод в строй поврежденного крейсера затянулся на три года. За это время (в марте 1907) замаравший себя корабль получил от однотипного крейсера «Кагул» его название, а тот (уже после ввода в строй) пришлось назвать «Память Меркурия». В апреле 1917 кораблю вернули его прежнее название «Очаков», но ненадолго.
В 1906—1909 крейсера перевооружили по образцу балтийских (количество принимаемых в перегруз мин достигло 290). На «Памяти Меркурия» зимой 1913/1914 сняли 10-75-мм пушек, зато число 152-мм L/45 орудий достигло 16. «Кагул» прошел такое же перевооружение в 1915. Осенью следующего года крейсер снова перевооружили: все шестидюймовые орудия демонтировали, взамен установили 10 (затем 14) 130-мм L/55 орудий; оба корабля получили по две 75-мм зенитные пушки.
Врангеля 14.11.1920 корабль ушел в Турцию, оттуда в Бизерту (французский Тунис). Там он входил в состав «последней эскадры России» до ее расформирования, был сдан французским властям 29.10.1924. В конце 1920-х продан во Францию на слом, разобран в 1933 в Бресте.
«Память Меркурия» был тяжело поврежден англичанами в Севастополе 24.04.1919 (взорваны цилиндры машины) и брошен врангелевскими войсками при эвакуации из Крыма.
В 1921-1923 вновь вступил в строй в качестве учебного крейсера МСЧМ (31.12.1922 переименован в «Коминтерн»).
В 1930—1931 прошел капитальный ремонт, в начале 1941 превращен в минный заградитель. На тот момент вооружение корабля составляли 8—130-мм, 3— 76,2-мм, 3—45-мм и 2—25-мм орудия, 5-12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, 195 якорных мин.
10.10.1942 (по другим данным, 17.07) «Коминтерн» затопили в устье реки Хопи (район Поти) в качестве элемента волнолома. Здесь создавалась новая база Черноморского флота, ушедшего из Крыма в Закавказье. На палубе затопленного крейсера в 1943 установили артиллерийскую батарею N° 626. Его остов находится в указанном месте до настоящего времени.
Добавить в закладки:
www.korabli.eu
Крейсер «Богатырь»: фото, модель, чертежи, вооружение
Российский Императорский флот прослужил почти 200 лет. Его мощь достигла высокого уровня во времена русско-японской войны. Уже к 1905 году флот стал третьим в мире по силе. Крейсер «Богатырь» стал участником двух войн, покорял морские просторы и прожил почти 22 года.
История проекта
«Богатырь» — бронепалубный крейсер, был спроектирован в начале 20 века. Причиной его разработки стала все та же Япония, которая в то время волновала своей мощью и силой. За два года до начала нового столетия японцы создали программу по оснащению и увеличению мощи своего флота.

Россия решила не отставать, поэтому с проектом «Для нужд Дальнего Востока» принялась за проектирование кораблей, которые смогли бы получить превосходство над врагом. Изначально планировалось создать два типа бронепалубных крейсеров с разным водоизмещением. Но потом программа притормозила свою работу из-за того, что планы 1895 года не были выполнены.
Морское министерство приняло решение обратиться за помощью к судостроительным фирмам за рубежом. Проведя небольшой конкурс, Россия обратила внимание на проект, презентованный Германией. Страна представила судно с мощной артиллерией и водоизмещением в 6250 тонн.
Реализация намеченного
Строить крейсер принялись уже на следующий год после составления плана проекта. В конце 1899 года был заложен головной корабль, с ярким и мощным именем «Богатырь». Полным ходом началось строительство будущего морского бойца. Во время работы над судном немцы решили передать России еще 3 чертежа, благодаря которым должны были появиться бронепалубные крейсера типа «Богатырь».
Строительство проходило не гладко. Постоянно возникали проблемы с поставкой деталей, непосредственно с конструкцией. Обе стороны все время спорили и не могли согласовать окончательный проект даже в процессе его реализации. Из-за чего сроки все время переносились, а корабль не был готов.

В начале 1901 года крейсер «Богатырь», чертежи которого благополучно воплотили в мощное судно, встал на воду. Проведя массу испытаний, в том числе и на скорость, в 1902 году судно сдали заказчику, и оно смогло отправиться в бой.
Дальний Восток
Курс на Дальний Восток был принят уже после того, как крейсер «Богатырь» стал полноценным боевым судном и прошел подготовку стрельбой. В тихий океан вместе с ним отправились два эскадренных броненосца и два крейсера.
Лишь через 2 года судно смогло вступить в настоящий бой. Весь отряд «Богатыря» одели в оливковый цвет, Россия объявила о войне с Японией. Было положено начало крейсерству. Остановили этот процесс потопление каботажного парохода, взятие экипажа в плен и шторм.
Следующее крейсерство лишь привело в действие атаку японского флота, и уже в марте отряд из 4 крейсеров и 2 миноносцев бомбардировал Владивосток. Со временем к нему приплыла еще подмога из 15 кораблей. Владивостокский отряд должен был отвлекать внимание, с чем отлично справлялся.

В конце апреля крейсер «Богатырь», вооружение которого было одним из самых мощных в отряде, примкнул к крейсерам «Громобой» и «Россия». С ними отправили два миноносца. Это было тихое крейсерство, которое принесло отличные результаты.
Первое ранение, которое получило судно, случилось в мае. Видимость морских просторов была крайне низкой, несмотря на это, крейсер двигался со скоростью 10 узлов. Команда офицеров пыталась вразумить капитана, но все уговоры были тщетны. В итоге «Богатырь» получил повреждения от камней близ мыса Брюс. Это событие стало печальным для всего экипажа. Помимо того, что корабль получил пробоины и затопило несколько отсеков, самостоятельно он не смог сняться с камней.
Помощь, подоспевшая в этот день, не принесла результатов. Погода также не сыграла на руку морякам. Шторм в 10 баллов вынудил эвакуировать весь «богатырский» экипаж. После шторма на судно прибыл механик с рабочими. Повреждения были тяжелыми. Почти половина отсеков была затоплена, судно развернуло на камнях.

Чтобы снять корабль с камней, потребовалось полтора месяца. Все это время его разгружали до полного «освобождения». До конца войны отбуксированный «Богатырь» оставался в порту Владивостока. Судну все же было суждено встретиться с японцами, но уже в мирное время. «Богатырь» сопровождал крейсер «Россия» в порт Расин. На судне находились два противостоявших адмирала. Здесь они обсуждали условия мирного договора, который позже заключили в Портсмуте.
Балтийские приключения
В 1906 году «Богатыря» вернули в строй. Он был включен в Особый отряд, который должен был плавать с гардемаринами и унтер-офицерами. В этом же году судно участвовало в наведении порядков у Свеаборгской крепости. Восстание было приглушено артиллерийским огнем.
Позже крейсер «Богатырь» отправлялся в плаванье по Средиземному морю. Здесь ему пришлось побывать в Неаполе на похоронах Н. В. Муравьева, позже спасать пострадавших от землетрясения у итальянских берегов. Через несколько лет экипаж судна наградили за эту помощь и за спасение 2400 жителей Мессины. В 1912 году крейсер ремонтировали на Кронштадтском заводе, и следующий год он бороздил просторы Средиземного моря.
Серьезный бой
Уже через 13 дней после того, как немцы объявили войну русским, «Богатырь» смог реализовать себя и вместе с крейсером «Паллада» и двумя миноносцами выбить важного противника. Стечение обстоятельств или судьба привели к тому, что немецкий легкий крейсер «Магдебург» сел на камни недалеко от маяка. Помочь им было некому, а самостоятельно справиться с проблемой экипаж не мог. Эти попытки были замечены русскими разведчиками, и те решили направить сюда наш боевой отряд.

Капитаны «Богатыря» и «Паллады» знали о существовании друг друга, но не догадывались о том, что командование отправило на помощь еще миноносцев «Лейтенанта Буракова» и «Рьяного». Несмотря на то, что крейсеры должны были прикрывать своих боевых братьев, миноносцы к «Магдебургу» прибыли быстрее, но не смогли обнаружить врага.
Ошибка немецкого капитана, который решил обстрелять маяк, выдала их местоположение. Миноносцы принялись обстреливать судно врага, а с другой стороны подошли «Богатырь» и «Паллада» и стали атаковать «Магдебург». Из-за густого тумана российский отряд не мог видеть, что миноносец Германии уже эвакуировал экипаж крейсера.
Также от русских крейсеров досталось и союзным миноносцам, которые по ошибке показались врагами, а те, в свою очередь, пустили торпеды в «Богатыря» и «Палладу». Под утро российские капитаны разобрались в проблеме и сосредоточились на «Магдебурге» и вспомогательном миноносце.
Вражеский корабль не выдержал обстрелов и взорвал свое судно. Эта операция стала ключевой, благодаря найденным документам на борту немецкого крейсера, которые помогли в дальнейшем расшифровать вражеские радиограммы.
В конце 1914 года крейсеру удалось поставить пару коварных мин, на которых подорвался немецкий крейсер. Уже через год судно снова послужило Российскому флоту своими минами и поврежденным вражеским кораблем. Всю Первую мировую войну «Богатырь» с успехом выявлял врагов, ставил мины и топил судна.
Последнее дыхание
После начала революции крейсеру пришлось отступить, так как на фронте наблюдались перемены. После он участвовал в составе Балтийского флота в Ледовом походе. Позже судно направили на хранение в порт Кронштадта. Около 4 лет крейсер «Богатырь» разоружали. Летом 1922 года судно продали на слом, увели к немцам, а те его разобрали. Официально крейсер исключили из списка Российского флота лишь в 1925 году.

Собратья
Серия собратьев «Богатыря» была очень удачной. Среди них были «Витязь», «Олег», «Очаков», «Кагул». Последние два переименовывались по два и три раза. Каждый из крейсеров прослужил долгое время, кроме «Витязя». Это судно во время постройки сгорело и не было введено в строй.
Самым первым был спущен на воду «Богатырь», как известно, в 1901 году, за ним «Очаков». Правда, в строй он вошел не так быстро, как его «старший брат», лишь в 1909 году. Прослужил до 1920 года и был задержан французами. «Кагул» дважды переименовывали, сначала в «Память Меркурия», позже в «Коминтерн». Во время Второй мировой войны его разоружили и потопили, чтобы создать волнолом.
Последний крейсер из серии «Олег» прожил также недолго, лишь до 1919 года, из-за торпедной атаки британского катера. Но в 1938 году его подняли со дна и разделали на металл.
Интересные факты
Крейсер «Богатырь», фото которого представлено в статье, стал очень популярным благодаря своим подвигам. Этот корабль появился в игре World of Warships. Он занимает место в советской ветке на 3 уровне. Разработчики проекта постарались воссоздать его как можно точнее.

Несколько раз творческие люди старались увековечить крейсер «Богатырь». Модель его создавали в масштабе 1/100, при этом её выполнили максимально приближенной к оригиналу. Некоторые экспонаты могут разбираться пополам, по ватерлинии, чтобы внутри установить электродвигатели для управления крейсером на воде.
fb.ru
Богатырь (крейсер) — это… Что такое Богатырь (крейсер)?
Богатырь (крейсер)
«Богатырь» | ||
---|---|---|
Основная информация | ||
Тип | Крейсер | |
Государство флага | Россия | |
Верфь | Германская Империя , фирма «вулкан» , контракт на постройку подписан 5 августа 1898 года. | |
Строительство начато | 21 декабря 1899 | |
Спущен на воду | 17 января 1901 | |
Введён в эксплуатацию | август 1902 | |
Выведен из состава флота | 1922 | |
Современный статус | Разобран на металл. | |
Параметры | ||
Тоннаж | 6645 т | |
Длина | 134,0 м | |
Ширина | 16,6 м | |
Осадка | 6,3 м. | |
Бронирование | палуба 35/70, башни 125/90, рубка 140 мм | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов | |
Мощность | 20 368 л.с. | |
Скорость | 23 узла (43 км/ч) | |
Экипаж | 589 | |
Вооружение | ||
Артиллерия | 12 — 152-мм, 12 — 75-мм, 8 — 47-мм, 2 — 37-мм | |
Торпедно-минное вооружение | 4 — 381-мм ТА |
Богаты́рь — крейсер 1 ранга , в неофициальном именовании «бронепалубный» за счет наличия броневой карапасной палубы российского Императорского флота. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне. Построен по заказу российского правительства в Германии.
Контракт на постройку крейсера заводом «Вулкан» был подписан 5 августа 1898 года.Заложен 21 декабря 1899 года, спущен на воду 17 января 1901 года, введён в состав флота в августе 1902 года. По тому же проекту в России построены крейсера «Олег», «Кагул» (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия» (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль («Витязь») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.
После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включен в состав Владивостокского отряда крейсеров.
15 мая 1904 года напоролся на камни в Амурском заливе, получил серьёзные повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте.
После войны переведён на Балтийский флот. Осуществлял учебные походы в Балтийском море. Ходил в Средиземное и Чёрное моря. В декабре 1908 года русские моряки с «Богатыря» в числе первых пришли на помощь погребённым под завалами жителям Мессины, всего было спасено около 1 800 человек. Перед Первой мировой войной в 1912 году прошел на Кронштадском пароходном заводе ремонт машин и частичную модернизацию.
В Первую мировую войну вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.
26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом. Во время войны прошел модернизационный ремонт в 1915 году на Франко-русском заводе с заменой артиллерии с 152-мм орудий в 45 калибров длинной системы Кане на 130-мм орудия Обуховского завода в 55 калибров длинной.
Всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота.
В 1922 году, как и многие другие корабли, был разобран на металл.
Ссылки
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь» — фотографии
dic.academic.ru
Tsushima — Фотографии бронепалубного крейсера «Богатырь»
Набор бронепалубного крейсера I-го ранга «Богатырь» [2000X2657]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» перед спуском [2000X2572]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» в бухте Золотой Рог [2000X976]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2000X1287]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2000X1274]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» на камнях [1700X1145]
Фотография из коллекции Алексея Емелина
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» на камнях [2000X1325]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Наведение пластыря на бронепалубном крейсере I-го ранга «Богатырь» [2000X2699]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Наведение пластыря на бронепалубном крейсере I-го ранга «Богатырь» [2000X2953]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» во Владивостокском доке [1800X2980]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» во Владивостокском доке [2000X1380]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» во Владивостокском доке [2000X1844]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2000X2112]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2000X1361]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» во Владивостоке [2000X1720]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2400X1346]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [1353X2000] new!
Фотография из коллекции Анатолия Одайника
tsushima.su
Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» | |
---|---|
Крейсер 1-го ранга «Богатырь» | |
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Годы постройки | 9 января 1899 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | нормальное: 6611 т полное: «Богатырь» — 7428 т «Олег» — 6975 т «Кагул» и «Очаков» — 7070 т |
Длина | «Богатырь» — 132,02 м «Олег» — 134,19 м «Кагул» — 134,16 м «Очаков» — 134,01 м |
Ширина | 16,61 м |
Осадка | «Богатырь» — 6,77 м «Олег» — 6,91 м «Кагул» и «Очаков» — 6,81 м |
Бронирование | броневая палуба 35 мм (70 мм на скосах) Гласис — 85 мм Башни — 125…90 мм Казематы — 25…80 мм щиты орудий — 25 мм рубка 140 мм |
Двигатели | 2 вертикальные машины тройного расширения 16 водотрубных котла Нормана |
Мощность | 19 500 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | «Богатырь» — 23,55 узла «Олег» — 20,45 узла «Кагул» — 24,75 узла «Очаков» — 23 узла |
Дальность плавания | «Богатырь» — 2760 миль на 12 узлах «Олег» — 1200 миль на 12 узлах «Кагул» — 2100 миль на 12 узлах «Очаков» — 3300 миль на 12 узлах(фактическая) |
Экипаж | 19 офицеров 12 — 17 кондукторов 540 — 565 матросов |
Вооружение | |
Артиллерия | на момент вступления в строй 2 × 2 и 8 × 1 — 152/45-мм 12 × 1 — 75/50-мм 8 × 1 — 47-мм |
Минно-торпедное вооружение | «Бог |
ru-wiki.ru