Крейсер Богатырь (1901)- история создания и службы крейсера Российской империи
Служба
Российская
Империя
Исторические данные
21 декабря 1899 года Заложен |
17 января 1901 года Спущен на воду |
7 августа 1902 года Введен в строй |
1922 год Сдан на слом |
Общие данные
6410 / 7428 т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
134,1 / 16,6 / 6,3 м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
ЭУ
0
23 / 10 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
2000 / 4900 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
1070 т. Запас топлива |
1
23,55 / 10 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
2000 / 4900 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
1070 т. Запас топлива |
Экипаж
30 чел. Офицеры |
550 чел. Матросы |
Бронирование
35-70 мм. Палуба |
125 / / / мм. Башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша) |
140 мм. Боевая рубка |
Вооружение
Артиллерия
- 2х2 + 8х1 — 152/45-мм орудии Канэ;
- 12×1 — 75/50-мм орудий Канэ;
- 6×1 — 47-мм орудий Гочкиса;
- 2×1 — 47-мм орудий Гочкиса шлюпочных;
- 2×1 — 37-мм орудии Гочкиса шлюпочных;
- 2×1 — 63,5-мм десантных орудия;
- 2×1 — 7,62-мм пулеметов Максим.
Минно-торпедное вооружение
- 2 381-мм надводных ТА;
- 2 381-мм подводных ТА.
Однотипные корабли
«Богатырь» — бронепалубный крейсер русского флота, головной крейсер в серии из четырех единиц. Построен по заказу российского правительства в Германии фирмой AG Vulcan Stettin. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Воплотил в себе идею универсального корабля, пригодного для самостоятельного крейсерства, но, в то же время, способного сопровождать эскадру, служить при ней разведчиком, а в крайнем случае выдержать и кратковременную стычку с броненосными кораблями. Продан на слом в 1922 году.История создания
Проектирование
Схема бронепалубного крейсера «Богатырь» В 1898 году Япония начала масштабные военные приготовления и стала массово усиливать свой военный флот. Реакцией России стала программа судостроения «Для нужд Дальнего Востока»[1]. В то время, для России был важный вопрос достижения превосходства ее флота в Тихом океане над японским, что позволило бы отстаивать интересы России на Дальнем Востоке.Морское министерство предполагало ввести в состав флота бронепалубные крейсеры двух типов: водоизмещением до 3000 т (со 120-мм орудиями и скоростью 25 уз) и до 6000 т (со 152-мм орудиями и скоростью 23 уз).
Из-за занятости отечественных верфей выполнением программы 1895 года, первые корабли новой программы заказали зарубежным судостроительным фирмам, которые к тому же разрабатывали их проекты в соответствии с заданиями МТК[2] и при участии назначенных на каждый иностранный завод наблюдающих комиссий.
На негласном конкурсе проводившемся в России 20 июля 1898 года, внимание привлек проект 6250-тонного бронепалубного крейсера с башенной артиллерией, предоставленный германской фирмой AG Vulcan Stettin.
1 августа 1898 года на рассмотрении МТК из множества проектов был выбран к реализации проект фирмы AG Vulcan Stettin и уже 5 августа 1898 года был заключен контракт на постройку крейсера.
Постройка крейсера «Богатырь»
Продольный разрез9 декабря 1899 года, в Штеттине торжественно заложили головной корабль, получивший название «Богатырь». С началом строительства «Богатыря» немецкая сторона начала передавать чертежи в Россию, для постройки трех аналогичных кораблей («Витязь»,«Олег»,«Очаков»), но уже на отечественных верфях.
Во время строительства корабля возникало множество вопросов и проблем, требующих взаимное согласование и решение обеих сторон. Множество изменений, а также задержки с поставкой оборудования вызывали перенос сроков готовности крейсера.
Последняя из крупных причин задержки была из-за несогласования сторон[3].
17 января 1901 года «Богатырь» благополучно сошел на воду. В мае, после установки машин, прошел швартовные испытания, а в ноябре 1901 года на заводских ходовых испытаниях развил скорость 24,33 уз. Фирма AG Vulcan Stettin в мае 1902 года завершила предварительные испытания и крейсер «Богатырь» был сдан заказчику.
Модернизации и переоборудования
Во время войны становилось очевидным, что боевую мощь крейсера нужно увеличивать. Командующий флотом адмирал Н.О.Эссен предложил на корабли типа «Богатырь» устанавливать 130-мм пушки. Выбор 130-мм пушек адмирал объяснял тем, что для переоснащения требуется провести минимальные работы в артиллерийских погребах и в элеваторах подачи снарядов.
В ходе обсуждения о перевооружении был выбран вариант Металлического завода: требовалось изготовить специальные кожуха для приведения 130-мм башенных пушек по наружному очертанию к 152-мм Канэ, это позволяло устанавливать новые орудия в старые люльки, и не требовало никакой замены станков.
Также сняли все 75-мм орудия, что освободило место еще для четырех 130-мм орудий.
Перевооружение «Богатыря» завершилось зимой 1916 года: с крейсера сняли все 152-мм и 75-мм орудия, а установили 16 — 130-мм орудий.
История службы
Служба на Дальнем востоке
крейсер «Богатырь»11 ноября 1902 года по завершении испытаний, а также курса боевой подготовки со стрельбами «Богатырь» должен был в составе отряда (эскадренные броненосцы «Ретвизан», «Победа» и крейсеры «Диана», «Паллада», «Боярин») направляться в Тихий океан.
8 февраля 1904 года «Богатырь» вместе с другими кораблями перекрасили в защитный оливково-зеленый цвет, а 9 февраля были получены данные о начале Русско-японской войны, Владивостокский отряд вышел в свое первое крейсерство. Тогда у берегов острова Хонсю был потоплен каботажный пароход, команда взята в плен, крейсерство было прекращено из-за начавшегося четырёхбалльного шторма.
Второе крейсерство было совершено 24 февраля к Гензану, однако оно не принесло желаемого результата, но вызвало ответные действия японцев. 7 марта японцы послали отряд адмирала X. Камимуры в составе броненосных крейсеров (Izumo, Azuma, Iwate, Asama) и двух ( Kasagi и Yoshino) подвергших Владивосток бомбардировке. Вскоре для усиления прибыли еще пять легких крейсеров и до 10 миноносцев. Поставленная цель Владивостокского отряда – отвлечь на себя превосходящие силы противника – была достигнута.
22-28 апреля «Богатырь» выходит в море в составе отряда «Громобой» и «Россия», а также двух миноносцев. Было принято решение следовать в режиме радиомолчания. В условиях тумана отряд сумел обнаружить и потопить несколько каботажных судов и один войсковой транспорт, после чего в полном составе вернулся во Владивосток.
В мае 1904 года контр-адмирал К.П. Иессен вышел на «Богатыре» в Посьет для личного ознакомления с условиями обороны залива и переговоров с армейским командованием. В условиях сильного тумана корабль шел 10-узловым ходом по приказу адмирала, протесты командира небыли услышаны. В результате «Богатырь» выскочил на камни у мыса Брюс, свернул форштевень и получил пробоины корпуса с затопление некоторых отсеков. Самостоятельные попытки сняться с камней оказались безуспешными. Пришедшие на помощь ледокол «Надежный» и крейсер «Россия» не смогли снять аварийный крейсер. К вечеру начался 10-балльный шторм и личный состав решено было эвакуировать.
17 числа шторм стих и на борт вернулся трюмный механик с подчиненными. 4 из 9 водонепроницаемых отсека были затоплены, крейсер развернуло на камнях. Позже начали разгрузку «Богатыря», сняв с него якорные цепи, якоря, уголь, боезапас, артиллерию в носовой части вместе с башней. Сняли крейсер с камней только лишь спустя полтора месяца, после его максимальной разгрузки. 14 июня «Богатырь» отбуксировали во Владивосток, где он находился до конца войны.
Встреча с японцами состоялась только осенью и уже в мирной обстановке, когда только что вступивший в строй «Богатырь» вместе с миноносцами «Бравый» и «Грозный» сопровождал до залива Корнилова (порт Расин) крейсер «Россия», на борту которого 5 сентября 1905 года состоялось совещание русского и японского адмиралов о деталях осуществления на море уже заключенного в Портсмуте мирного договора.
Балтийский отряд
Момент сброса мины с бортового минного ската крейсера «Богатырь»В мае 1906 года крейсер «Богатырь» включили в состав сформированного на Балтике Особого (Балтийского) отряда судов (эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава» и крейсер «Адмирал Макаров»), предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.
19 июля 1906 года крейсер «Богатырь» вместе с «Цесаревичем» участвовал в подавлении восстания в Свеаборгской крепости, обстреляв ее огнем артиллерии. При этом подтвердилась крайне низкая эффективность «доцусимских снарядов», многие из которых при попадании в цели даже не взрывались.
В следующем плавании Балтийский отряд состоял из трех кораблей: «Цесаревич», «Слава», «Богатырь». Отряд отправился в учебное плавание по Средиземному морю. 2 декабря 1908 года, побывал в Неаполе, откуда командир корабля с офицерами ездили на похороны Чрезвычайного и полномочного посла России в Италии статс-секретаря Н.В. Муравьева в Рим.
Крейсер «Богатырь» принимал участие в оказании помощи итальянской стороне после землетрясения силой 7,5 балла с эпицентром в Мессинском проливе. Моряки в общей сложности оказали помощь около 2400 пострадавшим. В мае 1909 года прошло награждение императором офицеров Балтийского отряда, принимавшим участие в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Мессине русскими орденами. Помощь в спасении жителей Мессины русскими моряками стала великой гуманитарной победой Российского флота.
В кампанию 1911 года «Богатырь» состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва («Россия»,«Олег», «Аврора», «Диана»), а в 1912 году на Кронштадтском пароходном заводе осуществил капитальный ремонт главных машин. Конец 1912 года и весь 1913 год «Богатырь» провел в Средиземном море. Завершив в 1914 году с января по июня последнее плавание с юнгами флота в Атлантическом океане и Средиземном море, «Богатырь» вернулся на Балтику.
Участие в Первой мировой войне
0
1
0
Применение аварийного1 августа Германия объявила войну России. В Первую мировую войну «Богатырь» вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.
13 августа в условиях тумана и плохой видимости германский легкий крейсер SMS Magdeburg сел на камни в 500 м от маяка на острове Одельсхольм. Неудачные попытки сняться с камней привлекли внимание русского поста наблюдения и связи на острове, который немедленно сообщил командованию о странном шуме у самого берега. Командующий срочно выслал к Оденсхольму из Ревеля миноносцы «Лейтенант Бураков» и «Рьяный», а прикрывать их должны были крейсера «Богатырь» и «Паллада»», вышедшие из Ганге. Однако командиры крейсеров и миноносцев о присутствии друг друга в районе острова не знали. Миноносцы первыми прибыли к острову, однако ничего не видели, пока командир SMS Magdeburg, расстроенный неудачными попытками выбраться из ловушки, приказал обстрелять маяк на острове.
Выстрелы орудий выдали местоположение немецкого крейсера и позволили русским миноносцам открыть огонь. Тем временем подходившие крейсеры в условиях тумана к германскому кораблю обстреляли не только его, но и миноносец V 26, стоявший у борта и эвакуировавший экипаж севшего на мель корабля. Также крейсеры обстреляли свои миноносцы «Рьяный» и «Лейтенант Бураков», приняв их за вражеские, те в свою очередь ответили торпедной атакой – «Богатырь» едва уклонился от торпеды, выпущенной с «Буракова». В 9.00 утра командиры разобрались в ситуации и сосредоточили огонь на SMS Magdeburg и V 26. Командир германского крейсера, находясь под обстрелом, взорвал свой корабль. Главный успех этой операции заключался в том, что были обнаружены секретные документы германского флота, позволявшие беспрепятственно расшифровывать немецкие радиограммы. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.
В декабре «Богатырь» средствами постановки, хранения и транспортировки мин заграждения.
31 декабря 1914 года «Богатырь» и «Олег» под прикрытием «Баяна» и «Адмирала Макарова» выставили мины у мыса Аркона, на которых 25 января подорвался и получил повреждения крейсер SMS Augsburg.
На выставленных минах, перекрывавших коммуникации между занятой немцами Либавой и Южной Балтикой 13 января 1916 года подорвался и получил тяжелые повреждения крейсер SMS Lübeck.
Севший на камни Magdeburg.«Богатырь» всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота[4].
С мая 1918 года корабль находился на хранении в Кронштадтском порту. Там его постепенно разоружали. 1 июля 1922 года «Богатырь» продали на слом. В конце 1922 года его увели в Германию и разобрали.
21 ноября 1925 года крейсер «Богатырь» был исключен из списка судов РККФ.
Александр Фёдорович СтемманКомандующие крейсером
- 15.02.1899 — 08.1905 — капитан 1-го ранга Стемман, Александр Фёдорович
- 1905 — 1906 — Бострем, И.Ф.
- 13.03.1906 — 31.08.1906 — капитан 2-го ранга Васильковский, Станислав Францевич
- 1906 — 1908 — Гирс, Владимир Константинович
- 1911 — 1912 — капитан 1-го ранга Ворожейкин, Сергей Николаевич
- 1915 — 1916 — Вердеревский, Дмитрий Николаевич
- 1916 — 1917 — Коптев, Сергей Дмитриевич
- 1918.02-11 — фон Гебгард, Б.Э.
- 1919 — 1922 — Кукель,Владимир Андреевич
Этот корабль в искусстве
Корабль представлен в игре World of Warships.
См. также
Примечания
- ↑ 27-го декабря 1897 года состоялось совещание, которое наметило дополнительную судостроительную программу, получившую наименование «программа для нужд Дальнего Востока»; планировалось построить: 5 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров разведчиков 2-го класса, 10 крейсеров разведчиков 3-го класса, 2 минных заградителя, 36 миноносцев-истребителей.
- ↑ Морской технический комитет — действовавшая с 1867 по 1911 год структурная часть Морского министерства; коллегиальный орган, ведавший техническими вопросами кораблестроения и вооружения военно-морского флота Российской империи.
- ↑ Германская фирма относила к своим обязательствам поставку только башен, а внутренне оборудование относила к русской стороне. Российская сторона в свою очередь полагалась на немецкую фирму, как инициатора применения башенных артиллерийских установок. В мае 1899 года было решено изготовить башни в России на Металлическом заводе в Петербурге.
- ↑ Операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт.
Литература и источники информации
Литература
- Р.М. Мельников Крейсер «Богатырь». — Санкт-Петербург: 1995г.
- Заблоцкий В.П. Часть 1 // Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь».. — 2010 Т. № 3. — (Морская коллекция).
Ссылки
Галерея изображений
Чертеж крейсера «Богатырь» фирмы AG Vulcan
Проекция теоретического чертежа крейсера «Богатырь»
Набор крейсера «Богатырь»
«Богатырь» перед спуском
«Богатырь» на Дальнем Востоке
«Богатырь» на камнях
«Богатырь» во Владивостоке буксировка после посадки на камни, 1904 год
«Богатырь» в сухом доке во Владивостоке, 1904 год
«Богатырь» в сухом доке во Владивостоке, 1904 год
«Богатырь» в сухом доке во Владивостоке, 1904 год
«Богатырь» во Владивостокском доке
«Богатырь» во Владивостоке
«Богатырь» во Владивостоке после ремонта, 1905 год
Вывод «Богатыря» из дока Владивостока
«Богатырь» в Севастополе, декабрь 1909 года
«Богатырь» в Севастополе, декабрь 1909 года
«Богатырь» в Алжире, 1909-1910 годы
«Богатырь» в Алжире, 1909-1910 годы
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь»
Видео
wiki.wargaming.net
Бронепалубный крейсер «Богатырь» | Энциклопедия военной техники
“Богатырь” являлся третьим после крейсеров “Варяг” и “Аскольд” бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 года “для нужд Дальнего Востока”. Проект фирмы “Вулкан” (Германия). Предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами. Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии от крейсера “Варяг” – головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была заключена в башни, а остальные размещены за броней щитов или в казематах. Крейсера данного класса считались лучшими представителями средних бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 7428 тонн
Размеры: длина – 132,02 метра
ширина – 16,61 метра
осадка – 6,77 метра
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов, 2 винта, 20368 л.с.
Скорость: 23,1 узла
Дальность плавания: 1440/2760 миль (23/12 узловым ходом)
Экипаж 576 человек
Вооружение: 2х2 и 8х1 152/45, 12х1 75/50 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 2 подводных 381-мм торпедных аппарата, 150 мин заграждения
с 1916 года : 16х1 130/55 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета,
Бронирование: палуба – 35 мм, боевая рубка – 140 мм, башни от 90 до 125 мм, элеваторы – 35 мм
“Богатырь”
23 января 1899 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 21 декабря 1899 года заложен на судоверфи фирмы “Вулкан” в Штеттине (Германия), спущен на воду 30 января 1901 года, вступил в строй 20 августа 1902 года. Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 мая 1904 года в тумане выскочил на прибрежные камни у мыса Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт. 18 июня 1904 года снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до конца войны. В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Прошел капитальный ремонт в 1909-1912 гг. на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге (ремонт корпуса и механизмов с заменой водогрейных трубок котлов). В 1912 году на Кронштадтском заводе осуществлен капитальный ремонт главных механизмов. В период первой мировой войны набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 года был перевооружен на 16 130-мм орудий с установкой новых приборов управления артиллерийским огнем. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 24 по 27 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и с 12 по 17 марта 1918 года – в Кронштадт. С мая 1918 года находился на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 130-мм орудий были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, 4 130-мм орудия были переданы Северо-Двинской флотилии. 1 июля 1922 года был продан совместному советско-германскому предприятию “Деруметалл” для разборки на металл. В конце 1922 года был отбуксирован в Германию и 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ. Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля были использованы для восстановления однотипного крейсера Морских сил Черного моря “Комминтерн” (“Память Меркурия”).
war-book.ru
История серии «Богатырь» | www.korabli.eu
Крейсера 1-го ранга, построенные по проекту германской фирмы «Вулкан». Строились в качестве развития типа «Диана» (часть орудий ГК размещена в башнях, применена броня крупповского типа).
«Богатырь», «Витязь» и «Олег» строились для Балтийского флота, «Очаков» и «Кагул» — для Черноморского. К моменту ввода в строй считались одними из самых удачных крейсеров в мире. Имели трехтрубный силуэт с короткими полубаком и полуютом.
Толщина броневой палубы достигала 35 мм в плоской части и 53 мм на скосах; в районе МО и КО она была усилена до 70 мм. Над машинами размещался броневой купол толщиной 32—83 мм. Башни ГК имели толщину стенок до 127 мм и 25-мм крышу, боевая рубка — 140-мм стенки и 25-мм крышу. Шахту, связывавшую рубку с подпалубными помещениями, защищала 37-мм броня. Вес брони составил 765 тонн (11,4% водоизмещения).
Кроме башенной артиллерии, четыре 152-мм пушки стояли в казематах на верхней палубе (побортно от обеих мачт), еще четыре — в спонсонах в центральной части корпуса. Восемь 75-мм орудий находились на уровне верхней палубе, остальные — над казематами.
Еще на стапеле прекратил свое существование крейсер «Витязь»: 13.06.1901 его корпус уничтожил мощный пожар. «Олег» и «Богатырь» прошли русско-японскую войну («Олег» после Цусимского сражения был интернирован американцами в Маниле, а «Богатырь» в мае 1904 из-за навигационной ошибки выскочил на камни и до конца войны был небоеспособен), в 1906 вернулись на Балтику и были отремонтированы. Кроме главного калибра, корабли несли 12-75-мм, 4—47-мм орудий, 4 пулемета, 2-457-мм подводных ТА.
В 1916 оба корабля прошли капитальный ремонт с полным перевооружением: 152-мм пушки Канэ заменили на 16 новых 130-мм L/55 орудий Обуховского завода, с установкой новых приборов управления огнем. Появились четыре 75-мм зенитки, можно было принимать до 150 (в перегруз) якорных мин.
«Олег» пережил мировую войну, но не революцию; в 1919 он участвовал в необъявленной войне Великобритании против Советской России на Балтике (к тому времени его прогоревшие котлы не позволяли давать ход выше 12 узлов). Во время выхода для обстрела восставших фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь», около полуночи 17.06.1919 его атаковал английский торпедный катер СМВ-4 под командованием лейтенанта Эгара у Толбухина маяка. Катер выпустил в крейсер торпеду и умчался в темноту на скорости 35 узлов. «Олег» затонул в течение 12 минут, на нем погибли 5 человек.
В 1938 был поднят и сдан на слом. «Богатырь» в 1922 продан на металл в Германию.
Сложнее сложилась судьба черноморских крейсеров. Достраивавшийся на плаву крейсер «Очаков» оказался в эпицентре бунта моряков севастопольской базы. В ночь на 8/21.11.1905 команда частью перебила, частью выбросила за борт офицеров, после чего избрала ревком, а командиром — лейтенанта П.П. Шмидта (1867-1906), прибывшего на крейсер из города. Пока восставшие матросы митинговали, командование флота приняло экстренные меры.
15/28.11.1905 крейсер был сильно поврежден огнем береговых батарей, загорелся и выбросил белый флаг. Арестованных Шмидта и троих матросов по приговору суда расстреляли, название «Очаков» указом царя было исключено из списков флота.
Так или иначе, ввод в строй поврежденного крейсера затянулся на три года. За это время (в марте 1907) замаравший себя корабль получил от однотипного крейсера «Кагул» его название, а тот (уже после ввода в строй) пришлось назвать «Память Меркурия». В апреле 1917 кораблю вернули его прежнее название «Очаков», но ненадолго.
В 1906—1909 крейсера перевооружили по образцу балтийских (количество принимаемых в перегруз мин достигло 290). На «Памяти Меркурия» зимой 1913/1914 сняли 10-75-мм пушек, зато число 152-мм L/45 орудий достигло 16. «Кагул» прошел такое же перевооружение в 1915. Осенью следующего года крейсер снова перевооружили: все шестидюймовые орудия демонтировали, взамен установили 10 (затем 14) 130-мм L/55 орудий; оба корабля получили по две 75-мм зенитные пушки.
Врангеля 14.11.1920 корабль ушел в Турцию, оттуда в Бизерту (французский Тунис). Там он входил в состав «последней эскадры России» до ее расформирования, был сдан французским властям 29.10.1924. В конце 1920-х продан во Францию на слом, разобран в 1933 в Бресте.
«Память Меркурия» был тяжело поврежден англичанами в Севастополе 24.04.1919 (взорваны цилиндры машины) и брошен врангелевскими войсками при эвакуации из Крыма.
В 1921-1923 вновь вступил в строй в качестве учебного крейсера МСЧМ (31.12.1922 переименован в «Коминтерн»).
В 1930—1931 прошел капитальный ремонт, в начале 1941 превращен в минный заградитель. На тот момент вооружение корабля составляли 8—130-мм, 3— 76,2-мм, 3—45-мм и 2—25-мм орудия, 5-12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, 195 якорных мин.
10.10.1942 (по другим данным, 17.07) «Коминтерн» затопили в устье реки Хопи (район Поти) в качестве элемента волнолома. Здесь создавалась новая база Черноморского флота, ушедшего из Крыма в Закавказье. На палубе затопленного крейсера в 1943 установили артиллерийскую батарею N° 626. Его остов находится в указанном месте до настоящего времени.
Добавить в закладки:
www.korabli.eu
Крейсер «Богатырь»: фото, модель, чертежи, вооружение
Российский Императорский флот прослужил почти 200 лет. Его мощь достигла высокого уровня во времена русско-японской войны. Уже к 1905 году флот стал третьим в мире по силе. Крейсер «Богатырь» стал участником двух войн, покорял морские просторы и прожил почти 22 года.
История проекта
«Богатырь» — бронепалубный крейсер, был спроектирован в начале 20 века. Причиной его разработки стала все та же Япония, которая в то время волновала своей мощью и силой. За два года до начала нового столетия японцы создали программу по оснащению и увеличению мощи своего флота.
Россия решила не отставать, поэтому с проектом «Для нужд Дальнего Востока» принялась за проектирование кораблей, которые смогли бы получить превосходство над врагом. Изначально планировалось создать два типа бронепалубных крейсеров с разным водоизмещением. Но потом программа притормозила свою работу из-за того, что планы 1895 года не были выполнены.
Морское министерство приняло решение обратиться за помощью к судостроительным фирмам за рубежом. Проведя небольшой конкурс, Россия обратила внимание на проект, презентованный Германией. Страна представила судно с мощной артиллерией и водоизмещением в 6250 тонн.
Реализация намеченного
Строить крейсер принялись уже на следующий год после составления плана проекта. В конце 1899 года был заложен головной корабль, с ярким и мощным именем «Богатырь». Полным ходом началось строительство будущего морского бойца. Во время работы над судном немцы решили передать России еще 3 чертежа, благодаря которым должны были появиться бронепалубные крейсера типа «Богатырь».
Строительство проходило не гладко. Постоянно возникали проблемы с поставкой деталей, непосредственно с конструкцией. Обе стороны все время спорили и не могли согласовать окончательный проект даже в процессе его реализации. Из-за чего сроки все время переносились, а корабль не был готов.
В начале 1901 года крейсер «Богатырь», чертежи которого благополучно воплотили в мощное судно, встал на воду. Проведя массу испытаний, в том числе и на скорость, в 1902 году судно сдали заказчику, и оно смогло отправиться в бой.
Дальний Восток
Курс на Дальний Восток был принят уже после того, как крейсер «Богатырь» стал полноценным боевым судном и прошел подготовку стрельбой. В тихий океан вместе с ним отправились два эскадренных броненосца и два крейсера.
Лишь через 2 года судно смогло вступить в настоящий бой. Весь отряд «Богатыря» одели в оливковый цвет, Россия объявила о войне с Японией. Было положено начало крейсерству. Остановили этот процесс потопление каботажного парохода, взятие экипажа в плен и шторм.
Следующее крейсерство лишь привело в действие атаку японского флота, и уже в марте отряд из 4 крейсеров и 2 миноносцев бомбардировал Владивосток. Со временем к нему приплыла еще подмога из 15 кораблей. Владивостокский отряд должен был отвлекать внимание, с чем отлично справлялся.
В конце апреля крейсер «Богатырь», вооружение которого было одним из самых мощных в отряде, примкнул к крейсерам «Громобой» и «Россия». С ними отправили два миноносца. Это было тихое крейсерство, которое принесло отличные результаты.
Первое ранение, которое получило судно, случилось в мае. Видимость морских просторов была крайне низкой, несмотря на это, крейсер двигался со скоростью 10 узлов. Команда офицеров пыталась вразумить капитана, но все уговоры были тщетны. В итоге «Богатырь» получил повреждения от камней близ мыса Брюс. Это событие стало печальным для всего экипажа. Помимо того, что корабль получил пробоины и затопило несколько отсеков, самостоятельно он не смог сняться с камней.
Помощь, подоспевшая в этот день, не принесла результатов. Погода также не сыграла на руку морякам. Шторм в 10 баллов вынудил эвакуировать весь «богатырский» экипаж. После шторма на судно прибыл механик с рабочими. Повреждения были тяжелыми. Почти половина отсеков была затоплена, судно развернуло на камнях.
Чтобы снять корабль с камней, потребовалось полтора месяца. Все это время его разгружали до полного «освобождения». До конца войны отбуксированный «Богатырь» оставался в порту Владивостока. Судну все же было суждено встретиться с японцами, но уже в мирное время. «Богатырь» сопровождал крейсер «Россия» в порт Расин. На судне находились два противостоявших адмирала. Здесь они обсуждали условия мирного договора, который позже заключили в Портсмуте.
Балтийские приключения
В 1906 году «Богатыря» вернули в строй. Он был включен в Особый отряд, который должен был плавать с гардемаринами и унтер-офицерами. В этом же году судно участвовало в наведении порядков у Свеаборгской крепости. Восстание было приглушено артиллерийским огнем.
Позже крейсер «Богатырь» отправлялся в плаванье по Средиземному морю. Здесь ему пришлось побывать в Неаполе на похоронах Н. В. Муравьева, позже спасать пострадавших от землетрясения у итальянских берегов. Через несколько лет экипаж судна наградили за эту помощь и за спасение 2400 жителей Мессины. В 1912 году крейсер ремонтировали на Кронштадтском заводе, и следующий год он бороздил просторы Средиземного моря.
Серьезный бой
Уже через 13 дней после того, как немцы объявили войну русским, «Богатырь» смог реализовать себя и вместе с крейсером «Паллада» и двумя миноносцами выбить важного противника. Стечение обстоятельств или судьба привели к тому, что немецкий легкий крейсер «Магдебург» сел на камни недалеко от маяка. Помочь им было некому, а самостоятельно справиться с проблемой экипаж не мог. Эти попытки были замечены русскими разведчиками, и те решили направить сюда наш боевой отряд.
Капитаны «Богатыря» и «Паллады» знали о существовании друг друга, но не догадывались о том, что командование отправило на помощь еще миноносцев «Лейтенанта Буракова» и «Рьяного». Несмотря на то, что крейсеры должны были прикрывать своих боевых братьев, миноносцы к «Магдебургу» прибыли быстрее, но не смогли обнаружить врага.
Ошибка немецкого капитана, который решил обстрелять маяк, выдала их местоположение. Миноносцы принялись обстреливать судно врага, а с другой стороны подошли «Богатырь» и «Паллада» и стали атаковать «Магдебург». Из-за густого тумана российский отряд не мог видеть, что миноносец Германии уже эвакуировал экипаж крейсера.
Также от русских крейсеров досталось и союзным миноносцам, которые по ошибке показались врагами, а те, в свою очередь, пустили торпеды в «Богатыря» и «Палладу». Под утро российские капитаны разобрались в проблеме и сосредоточились на «Магдебурге» и вспомогательном миноносце.
Вражеский корабль не выдержал обстрелов и взорвал свое судно. Эта операция стала ключевой, благодаря найденным документам на борту немецкого крейсера, которые помогли в дальнейшем расшифровать вражеские радиограммы.
В конце 1914 года крейсеру удалось поставить пару коварных мин, на которых подорвался немецкий крейсер. Уже через год судно снова послужило Российскому флоту своими минами и поврежденным вражеским кораблем. Всю Первую мировую войну «Богатырь» с успехом выявлял врагов, ставил мины и топил судна.
Последнее дыхание
После начала революции крейсеру пришлось отступить, так как на фронте наблюдались перемены. После он участвовал в составе Балтийского флота в Ледовом походе. Позже судно направили на хранение в порт Кронштадта. Около 4 лет крейсер «Богатырь» разоружали. Летом 1922 года судно продали на слом, увели к немцам, а те его разобрали. Официально крейсер исключили из списка Российского флота лишь в 1925 году.
Собратья
Серия собратьев «Богатыря» была очень удачной. Среди них были «Витязь», «Олег», «Очаков», «Кагул». Последние два переименовывались по два и три раза. Каждый из крейсеров прослужил долгое время, кроме «Витязя». Это судно во время постройки сгорело и не было введено в строй.
Самым первым был спущен на воду «Богатырь», как известно, в 1901 году, за ним «Очаков». Правда, в строй он вошел не так быстро, как его «старший брат», лишь в 1909 году. Прослужил до 1920 года и был задержан французами. «Кагул» дважды переименовывали, сначала в «Память Меркурия», позже в «Коминтерн». Во время Второй мировой войны его разоружили и потопили, чтобы создать волнолом.
Последний крейсер из серии «Олег» прожил также недолго, лишь до 1919 года, из-за торпедной атаки британского катера. Но в 1938 году его подняли со дна и разделали на металл.
Интересные факты
Крейсер «Богатырь», фото которого представлено в статье, стал очень популярным благодаря своим подвигам. Этот корабль появился в игре World of Warships. Он занимает место в советской ветке на 3 уровне. Разработчики проекта постарались воссоздать его как можно точнее.
Несколько раз творческие люди старались увековечить крейсер «Богатырь». Модель его создавали в масштабе 1/100, при этом её выполнили максимально приближенной к оригиналу. Некоторые экспонаты могут разбираться пополам, по ватерлинии, чтобы внутри установить электродвигатели для управления крейсером на воде.
fb.ru
Богатырь (крейсер) — это… Что такое Богатырь (крейсер)?
Богатырь (крейсер)
«Богатырь» | ||
---|---|---|
Основная информация | ||
Тип | Крейсер | |
Государство флага | Россия | |
Верфь | Германская Империя , фирма «вулкан» , контракт на постройку подписан 5 августа 1898 года. | |
Строительство начато | 21 декабря 1899 | |
Спущен на воду | 17 января 1901 | |
Введён в эксплуатацию | август 1902 | |
Выведен из состава флота | 1922 | |
Современный статус | Разобран на металл. | |
Параметры | ||
Тоннаж | 6645 т | |
Длина | 134,0 м | |
Ширина | 16,6 м | |
Осадка | 6,3 м. | |
Бронирование | палуба 35/70, башни 125/90, рубка 140 мм | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов | |
Мощность | 20 368 л.с. | |
Скорость | 23 узла (43 км/ч) | |
Экипаж | 589 | |
Вооружение | ||
Артиллерия | 12 — 152-мм, 12 — 75-мм, 8 — 47-мм, 2 — 37-мм | |
Торпедно-минное вооружение | 4 — 381-мм ТА |
Богаты́рь — крейсер 1 ранга , в неофициальном именовании «бронепалубный» за счет наличия броневой карапасной палубы российского Императорского флота. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне. Построен по заказу российского правительства в Германии.
Контракт на постройку крейсера заводом «Вулкан» был подписан 5 августа 1898 года.Заложен 21 декабря 1899 года, спущен на воду 17 января 1901 года, введён в состав флота в августе 1902 года. По тому же проекту в России построены крейсера «Олег», «Кагул» (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия» (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль («Витязь») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.
После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включен в состав Владивостокского отряда крейсеров.
15 мая 1904 года напоролся на камни в Амурском заливе, получил серьёзные повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте.
После войны переведён на Балтийский флот. Осуществлял учебные походы в Балтийском море. Ходил в Средиземное и Чёрное моря. В декабре 1908 года русские моряки с «Богатыря» в числе первых пришли на помощь погребённым под завалами жителям Мессины, всего было спасено около 1 800 человек. Перед Первой мировой войной в 1912 году прошел на Кронштадском пароходном заводе ремонт машин и частичную модернизацию.
В Первую мировую войну вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.
26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом. Во время войны прошел модернизационный ремонт в 1915 году на Франко-русском заводе с заменой артиллерии с 152-мм орудий в 45 калибров длинной системы Кане на 130-мм орудия Обуховского завода в 55 калибров длинной.
Всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота.
В 1922 году, как и многие другие корабли, был разобран на металл.
Ссылки
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь» — фотографии
dic.academic.ru
Tsushima — Фотографии бронепалубного крейсера «Богатырь»
Набор бронепалубного крейсера I-го ранга «Богатырь» [2000X2657]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» перед спуском [2000X2572]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» в бухте Золотой Рог [2000X976]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2000X1287]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2000X1274]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» на камнях [1700X1145]
Фотография из коллекции Алексея Емелина
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» на камнях [2000X1325]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Наведение пластыря на бронепалубном крейсере I-го ранга «Богатырь» [2000X2699]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Наведение пластыря на бронепалубном крейсере I-го ранга «Богатырь» [2000X2953]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» во Владивостокском доке [1800X2980]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» во Владивостокском доке [2000X1380]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» во Владивостокском доке [2000X1844]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2000X2112]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2000X1361]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» во Владивостоке [2000X1720]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [2400X1346]
Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» [1353X2000] new!
Фотография из коллекции Анатолия Одайника
tsushima.su
Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» | |
---|---|
Крейсер 1-го ранга «Богатырь» | |
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Годы постройки | 9 января 1899 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | нормальное: 6611 т полное: «Богатырь» — 7428 т «Олег» — 6975 т «Кагул» и «Очаков» — 7070 т |
Длина | «Богатырь» — 132,02 м «Олег» — 134,19 м «Кагул» — 134,16 м «Очаков» — 134,01 м |
Ширина | 16,61 м |
Осадка | «Богатырь» — 6,77 м «Олег» — 6,91 м «Кагул» и «Очаков» — 6,81 м |
Бронирование | броневая палуба 35 мм (70 мм на скосах) Гласис — 85 мм Башни — 125…90 мм Казематы — 25…80 мм щиты орудий — 25 мм рубка 140 мм |
Двигатели | 2 вертикальные машины тройного расширения 16 водотрубных котла Нормана |
Мощность | 19 500 л. с. |
Движитель | 2 винта |
Скорость хода | «Богатырь» — 23,55 узла «Олег» — 20,45 узла «Кагул» — 24,75 узла «Очаков» — 23 узла |
Дальность плавания | «Богатырь» — 2760 миль на 12 узлах «Олег» — 1200 миль на 12 узлах «Кагул» — 2100 миль на 12 узлах «Очаков» — 3300 миль на 12 узлах(фактическая) |
Экипаж | 19 офицеров 12 — 17 кондукторов 540 — 565 матросов |
Вооружение | |
Артиллерия | на момент вступления в строй 2 × 2 и 8 × 1 — 152/45-мм 12 × 1 — 75/50-мм 8 × 1 — 47-мм |
Минно-торпедное вооружение | «Бог |
ru-wiki.ru