«Хлебницы Молотова». Советские авиабомбы » Военное обозрение

В свое время финны подарили миру название не только бутылкам с зажигательной смесью, которые повсеместно теперь известны как коктейль Молотова, но и советскому авиационному боеприпасу. Стоит отметить, что это название сегодня известно гораздо меньшему количеству людей. В этом нет ничего странного, советские ротативно-рассеивающие авиационные бомбы стали историей, а коктейль Молотова применяется и в настоящее время, главным образом во время массовых протестов.

23 августа 1939 года Германия и СССР заключили Договор о ненападении. Согласно секретному дополнительному протоколу, Финляндия и страны Прибалтики были отнесены к сфере интересов Советского Союза. С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР сумел подписать договоры о взаимопомощи с правительствами Эстонии, Латвии и Литвы, которые предоставили свою территорию для развертывания на ней советских военных баз. Правительство Финляндии отказалось от создания советских военных баз на территории страны. А проводившиеся в октябре-ноябре 1939 года переговоры в Москве о переносе границы от Ленинграда на 90 километров и передаче СССР в аренду на 30 лет полуострова Ханко для строительства здесь военно-морской базы финским правительством были отвергнуты.


Советское политическое и военное руководство, по всей видимости, было практически полностью уверено в том, что финны согласятся на уступки и примут предложения Москвы. Этим может объясняться тот факт, что разведывательная информация, которой располагало советское военное командование, оказалась очень обрывочной и неточной. Красной Армии мало что было известно о количестве и качестве финских укреплений на Карельском перешейке, состав финской армии и ее боевые возможности были определены неверно. Советское руководство готовилось к легкой военной кампании, уповая на абсолютное превосходство в боевой технике и вооружении, однако действительность расставила все по своим местам, обернувшись на начальном этапе войны чередой болезненных поражений советских войск, которые понесли большие потери в людях и технике.

В целом война, которая продлилась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года, закончилась для СССР победой, однако от планов по созданию Финляндской Демократической Республики (ФДР), руководство которой было сформировано из членов Коммунистической партии Финляндии, было решено отказаться. Финляндия сохранила свою независимость. При этом финны потеряли 11% своей территории, которая вошла в состав Советского Союза (в том числе второй по величине город страны Выборг), а 430 тысяч финских жителей вынуждены были переселиться из прифронтовой полосы вглубь страны, оставив все свое имущество.

В СССР тема советско-финской войны, которая в Финляндии известна как Зимняя война, долгие годы оказывалась умалчиваемой. О ней неохотно говорили и старались не вспоминать, в первую очередь из-за больших людских потерь, понесенных Красной Армией. Советский писатель и журналист Александр Твардовский в своем пронзительном стихотворении «Две строчки» прямо назвал ту войну незнаменитой. Эта незнаменитая война и подарила миру «коктейль Молотова» и «хлебницы Молотова», которые были названы так в честь Вячеслава Молотова, занимавшего на тот момент времени пост наркома иностранных дел СССР.

Уже 30 ноября 1939 года советские бомбардировщики первый раз бомбили Хельсинки, фотографии разрушений в городе быстро облетели газеты всего мира. По официальной информации финской стороны, во время авианалетов и бомбардировок Финляндии (в том числе столицы страны) погибло 956 человек, 540 человек получили серьезные ранения, около 1300 легкие. Также было разрушено 256 каменных и около 1800 деревянных зданий.

РРАБ на земле

В ходе налетов советская авиация использовала новые бомбы РРАБ (ротативно-рассеивающая авиационная бомба) трех модификаций. Ротативно-рассеивающая авиационная бомба — была авиационным боеприпасом для массового применения малогабаритных авиационных бомб, представлял собой ранний вариант кассетной бомбы. Ротативно-рассеивающая авиационная бомба, благодаря своему хвостовому оперению, вращалась при падении, в результате чего за счет центробежной силы происходило разбрасывание малых бомб — осколочных, фугасных, зажигательных. При этом нарком иностранных дел Советского Союза в одном из своих радиовыступлений во время войны отметил, что советская бомбардировочная авиация не сбрасывает бомбы, а доставляет голодающим финнам продовольствие. Не лишенные чувства юмора финны практически сразу же придумали для советских авиационных боеприпасов РРАБ название — «хлебницы Молотова». Стоит отметить, что корпуса РРАБ действительно чем-то напоминали самые обыкновенные хлебницы, вот только хранилась в них отнюдь не хлебобулочная продукция.

Пошутить на этот счет могли и советские бойцы. Снаряжение РРАБ всех трех типов требовало большого количества времени. Каждую небольшую бомбу нужно было подготовить и уложить в кассету, как лимоны или апельсины в ящик, а в 1000 кг бомбу их можно было уложить более 100 штук. Если вылет по каким-либо причинам отменялся, их нужно было столько же времени разряжать. Острые на язык красноармейцы придумали для РРАБ свою расшифровку — работай, работай, а без толку. Хотя в целом в эффективности данного оружия они не сомневались.

Советская бомбардировочная авиация использовала во время войны 1939-1940 годов 250 кг бомбы РРАБ-3, 500 кг бомбы РРАБ-2 и 1000 кг бомбы РРАБ-1. Наиболее часто с самолетов сбрасывались бомбы РРАБ-2 и РРАБ-3. Данные подвесные контейнеры использовались не только во время Советско-финской войны 1939-1940 годов, но и в годы Великой Отечественной войны. Их наполняли различным количеством более мелких осколочных боеприпасов: АО-8, АО-10 или АО-20, а также зажигательными авиабомбами малого калибра ЗАБ-25. Носителями РРАБ были советские бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, а позднее Ил-4 и Пе-8.

Бомбардировщик Ил-4 с подвешенной бомбой РРАБ-2

Осколочные авиационные бомбы АО-8, АО-10 и АО-20 представляли собой артиллерийские снаряды (калибра от 76 до 107 мм), к которым просто приваривался коробчатый стабилизатор. Основным поражающим элементом этих бомб были осколки их корпуса. Данный вид боеприпасов предназначался для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной техники противника. Зажигательная авиабомба ЗАБ-25 предназначалась для поражения огнем сооружений как городского, так и деревенского типов, железнодорожных станций, ангаров, посевов в сухое время года и т.д. Ее корпус был штатным корпусом химической бомбы — ХАБ-25, который заполнялся керосином или нефтью и хлопчатобумажными концами. В запальный стакан помещался разрывной патрон с пиротехническим составом.

Использование авиационных бомб кассетного типа позволяло добиться наиболее высокого уровня размеров зоны поражения осколками. Прототипом всех современных кассетных авиационных боеприпасов стали именно ротативно-рассеивающие авиабомбы периода 30-40-х годов прошлого века. Все используемые советской авиацией РРАБ трех калибров имели примерно одинаковую конструкцию. Хвостовой и головной обтекатели РРАБ изготовлялись из тонколистовой стали (толщина 1 мм), а цилиндрическая часть представляла собой 4 створки из гофрированной стали (ее толщина составляла 1,25 мм), изогнутые по дуге окружности с диаметром, равным диаметру бомбы. Для обеспечения бомбе несущей способности и прочности использовались поперечные и продольные силовые элементы. Рабочий объем внутри бомбы РРАБ разделялся на несколько отсеков (3-4) при помощи перегородок, выполненных из фанеры, в эти отсеки и укладывались бомбы разных калибров — суббоеприпасы, уже описанные выше.


Каждый отсек снаряженной «хлебницы Молотова» стягивался 2-4 разрывными кольцами — гроссами с ослабленными сечением. После сброса с самолета такая авиационная бомба начинала вращаться с большой скоростью за счет установки на нее хвостового оперения специального типа — под углом к продольной оси (примерно 45°). В тот момент, когда угловая скорость вращения бомбы достигала некоторого критического значения, происходило естественное разрушение стягивающих разрывных колец под воздействием инерционных сил, после чего боевое снаряжение рассеивалось на большой площади.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ), не раскрывшаяся при бомбометании

К примеру, одна из используемых авиационных бомб РРАБ-2 обладала следующими характеристиками: общая длина бомбы 3245-3285 мм, диаметр корпуса — 600 мм, масса в снаряженном состоянии от 500 до 650 кг. При снаряжении данного боеприпаса осколочным авиабомбами малых калибров в ее корпусе можно было разместить 78 бомб АО-8, 66 бомб АО-10 или 25 бомб АО-20. Эффективность осколочного действия всех советских РРАБ была достаточно высокой. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высоты до 3000 метров площадь поражения составляла 225-940 м2, с высот 3000-5000 метров — 225-1200 м2. Для авиационной бомбы РРАБ-2 данные показатели были следующими — 280-1300 м2 и 315-1700 м2 соответственно. Для самой тяжелой авиабомбы РРАБ-1 — 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.

Современный вариант отечественных авиационных бомб кассетного типа принято называть РБК — разовыми бомбовыми кассетами. Они выполнены в габаритах штатных фугасных авиационных бомб калибром от 100 до 500 кг и обладают тонкостенным корпусом, в секциях которого располагаются разнообразные суббоеприпасы — бомбы малых калибров.

Последствия бомбардировки Хельсинки в 1939 году, фото sa-kuva.fi

Источники информации:
Бабкин A.B., Велданов В.А., Грязнов Е.Ф. Средства поражения и боеприпасы: Учебник. — М.: МГТУ, 2008. — 984 c.
http://www.airpages.ru/ru/abr.shtml
http://hhsquad.info/forum/topic/1353-strelkovoe-oruzhie-bomby-rakety

Материалы из открытых источников

topwar.ru

Хлебницы Молотова — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Я вам как то рассказывал действительно ли «Коктейль Молотова» придумал Молотов ? и почему это называлось первоначально вообще и не «коктейль Молотова». А посмотрите, что пишет warspot.ru про еще один из видов оружия, которое носило название  министра иностранных дел СССР Молотова.

Период между двумя мировыми войнами можно смело назвать гонкой вооружений. За это время эволюционировали практически все виды вооружений во всех родах войск развитых стран мира. Прогресс не обошел стороной и бомбовое вооружение авиации.

Во время Первой мировой войны самолеты не могли наносить большой урон наземным войскам противника – бомбовая нагрузка легких аэропланов была маленькой, бомбы сбрасывались вручную, а точность бомбометания была низкой из-за несовершенства прицельных устройств.  Приходилось бомбить даже 

дротиками из самолета. Но к концу 1930-х годов стремительное развитие авиационной техники кардинально изменило картину. Бомбовая нагрузка бомбардировщиков выросла на порядки по сравнению с грузоподъемностью их недавних предшественников.

 

Перед разработчиками авиационных боеприпасов ставилась задача увеличить площадь, поражаемую при бомбардировках, с целью нанесения максимального урона вражеской пехоте, находящейся на ней, а также повреждения техники противника и уничтожения строений.

23 августа 1939 года Германия и СССР заключили Договор о ненападении. Согласно секретному дополнительному протоколу, Финляндия и страны Прибалтики были отнесены к сфере интересов Советского Союза. С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР сумел подписать договоры о взаимопомощи с правительствами Эстонии, Латвии и Литвы, которые предоставили свою территорию для развертывания на ней советских военных баз. Правительство Финляндии отказалось от создания советских военных баз на территории страны. А проводившиеся в октябре-ноябре 1939 года переговоры в Москве о переносе границы от Ленинграда на 90 километров и передаче СССР в аренду на 30 лет полуострова Ханко для строительства здесь военно-морской базы финским правительством были отвергнуты.

Советское политическое и военное руководство, по всей видимости, было практически полностью уверено в том, что финны согласятся на уступки и примут предложения Москвы. Этим может объясняться тот факт, что разведывательная информация, которой располагало советское военное командование, оказалась очень обрывочной и неточной. Красной Армии мало что было известно о количестве и качестве финских укреплений на Карельском перешейке, состав финской армии и ее боевые возможности были определены неверно. Советское руководство готовилось к легкой военной кампании, уповая на абсолютное превосходство в боевой технике и вооружении, однако действительность расставила все по своим местам, обернувшись на начальном этапе войны чередой болезненных поражений советских войск, которые понесли большие потери в людях и технике.

 

 

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ) в экспозиции Военного музея Финляндии в Хельсинки, Источник – peredovaya.ru

 

В целом война, которая продлилась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года, закончилась для СССР победой, однако от планов по созданию Финляндской Демократической Республики (ФДР), руководство которой было сформировано из членов Коммунистической партии Финляндии, было решено отказаться. Финляндия сохранила свою независимость. При этом финны потеряли 11% своей территории, которая вошла в состав Советского Союза (в том числе второй по величине город страны Выборг), а 430 тысяч финских жителей вынуждены были переселиться из прифронтовой полосы вглубь страны, оставив все свое имущество.

В СССР тема советско-финской войны, которая в Финляндии известна как Зимняя война, долгие годы оказывалась умалчиваемой. О ней неохотно говорили и старались не вспоминать, в первую очередь из-за больших людских потерь, понесенных Красной Армией. Советский писатель и журналист Александр Твардовский в своем пронзительном стихотворении «Две строчки» прямо назвал ту войну незнаменитой. Эта незнаменитая война и подарила миру «коктейль Молотова» и «хлебницы Молотова», которые были названы так в честь Вячеслава Молотова, занимавшего на тот момент времени пост наркома иностранных дел СССР.

Уже 30 ноября 1939 года советские бомбардировщики первый раз бомбили Хельсинки, фотографии разрушений в городе быстро облетели газеты всего мира. По официальной информации финской стороны, во время авианалетов и бомбардировок Финляндии (в том числе столицы страны) погибло 956 человек, 540 человек получили серьезные ранения, около 1300 легкие. Также было разрушено 256 каменных и около 1800 деревянных зданий.

В ходе налетов советская авиация использовала новые бомбы РРАБ (ротативно-рассеивающая авиационная бомба) трех модификаций.

 

 

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба калибра 500 кг РРАБ-2, индекс 55-Щ-353 образца 1938 года, Источник – ru-aviation.livejournal.com

Советским прообразом кассетных авиационных боеприпасов стала ротативно-рассеивающая бомба (РРАБ). Сделанная из сварных листов гофрированного железа толщиной 1 мм, она, по сути, являлась контейнером, разделенным на отсеки фанерными перегородками толщиной 10 мм. Отсеки закрывались четырьмя створками, раскрывавшимися при сбрасывании бомбы. Створки были армированы стальными штырями диаметром 5 мм, запрессованными по их краям, и таким образом образовывали корпус бомбы. В снаряженном виде створки стягивались разрывными кольцами – ремнями, прижимающими створки к корпусу. Если помещаемые в бомбу малые боеприпасы были значительного калибра, то количество колец увеличивали. Перед помещением в отсеки РРАБ «начинки» – малых бомб их головные взрыватели ставились в боевое положение. Первоначально в РРАБ помещались боеприпасы одного типа и одного калибра, однако из-за того, что такие боеприпасы не были унифицированы по длине, внутри РРАБ часто образовывались пустоты. Поэтому укладку производили таким образом, чтобы пустоты находились в хвостовой части РРАБ и заполняли их древесиной ящиков, в которых боеприпасы поступали на аэродромы.

 

 

Подвеска ротативно-рассеивающей авиационной бомбы (РРАБ), Источник – soldierweapons.ru

Начиная с 1940 года РРАБ снаряжали различными видами боеприпасов, следя только за тем, чтобы в каждом отсеке они были одного типа и калибра.

Принцип работы РРАБ был прост. При сбросе бомбы сложенные крылья хвостового оперения освобождались от предохранителя (шпильки), раскрывались под действием аэродинамического сопротивления воздуха и фиксировались специальным замком. Крылья раскручивали бомбу в полете, отчего лопались разрывные кольца, стягивающие створки бомбы. Под действием центробежной силы помещенные в отсеках малые бомбы рассеивались в воздухе, поражая живую силу и технику противника на значительной площади.

 

В СССР производились ротативно-рассеивающие бомбы трех типов:

  • РРАБ-1 – 4 отсека, бомбовая нагрузка 1000 кг;
  • РРАБ-2 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 500 кг;
  • РРАБ-3 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 250 кг.

РРАБ-1 были сняты с производства в начале 1940 года.

 

Советская бомбардировочная авиация использовала во время войны 1939-1940 годов 250 кг бомбы РРАБ-3, 500 кг бомбы РРАБ-2 и 1000 кг бомбы РРАБ-1. Наиболее часто с самолетов сбрасывались бомбы РРАБ-2 и РРАБ-3. Данные подвесные контейнеры использовались не только во время Советско-финской войны 1939-1940 годов, но и в годы Великой Отечественной войны. Их наполняли различным количеством более мелких осколочных боеприпасов: АО-8, АО-10 или АО-20, а также зажигательными авиабомбами малого калибра ЗАБ-25. Носителями РРАБ были советские бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, а позднее Ил-4 и Пе-8.

 

 

РРАБ на земле

 

Осколочные авиационные бомбы АО-8, АО-10 и АО-20 представляли собой артиллерийские снаряды (калибра от 76 до 107 мм), к которым просто приваривался коробчатый стабилизатор. Основным поражающим элементом этих бомб были осколки их корпуса. Данный вид боеприпасов предназначался для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной техники противника. Зажигательная авиабомба ЗАБ-25 предназначалась для поражения огнем сооружений как городского, так и деревенского типов, железнодорожных станций, ангаров, посевов в сухое время года и т.д. Ее корпус был штатным корпусом химической бомбы — ХАБ-25, который заполнялся керосином или нефтью и хлопчатобумажными концами. В запальный стакан помещался разрывной патрон с пиротехническим составом.

Использование авиационных бомб кассетного типа позволяло добиться наиболее высокого уровня размеров зоны поражения осколками. Прототипом всех современных кассетных авиационных боеприпасов стали именно ротативно-рассеивающие авиабомбы периода 30-40-х годов прошлого века. Все используемые советской авиацией РРАБ трех калибров имели примерно одинаковую конструкцию. Хвостовой и головной обтекатели РРАБ изготовлялись из тонколистовой стали (толщина 1 мм), а цилиндрическая часть представляла собой 4 створки из гофрированной стали (ее толщина составляла 1,25 мм), изогнутые по дуге окружности с диаметром, равным диаметру бомбы. Для обеспечения бомбе несущей способности и прочности использовались поперечные и продольные силовые элементы. Рабочий объем внутри бомбы РРАБ разделялся на несколько отсеков (3-4) при помощи перегородок, выполненных из фанеры, в эти отсеки и укладывались бомбы разных калибров — суббоеприпасы, уже описанные выше.

 

На картинке изображена бомбежка финского города Sortavala в феврале 1940 года.

 

Каждый отсек снаряженной «хлебницы Молотова» стягивался 2-4 разрывными кольцами — гроссами с ослабленными сечением. После сброса с самолета такая авиационная бомба начинала вращаться с большой скоростью за счет установки на нее хвостового оперения специального типа — под углом к продольной оси (примерно 45°). В тот момент, когда угловая скорость вращения бомбы достигала некоторого критического значения, происходило естественное разрушение стягивающих разрывных колец под воздействием инерционных сил, после чего боевое снаряжение рассеивалось на большой площади.

К примеру, одна из используемых авиационных бомб РРАБ-2 обладала следующими характеристиками: общая длина бомбы 3245-3285 мм, диаметр корпуса — 600 мм, масса в снаряженном состоянии от 500 до 650 кг. При снаряжении данного боеприпаса осколочным авиабомбами малых калибров в ее корпусе можно было разместить 78 бомб АО-8, 66 бомб АО-10 или 25 бомб АО-20. Эффективность осколочного действия всех советских РРАБ была достаточно высокой. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высоты до 3000 метров площадь поражения составляла 225-940 м2, с высот 3000-5000 метров — 225-1200 м2. Для авиационной бомбы РРАБ-2 данные показатели были следующими — 280-1300 м2 и 315-1700 м2 соответственно. Для самой тяжелой авиабомбы РРАБ-1 — 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.

Современный вариант отечественных авиационных бомб кассетного типа принято называть РБК — разовыми бомбовыми кассетами. Они выполнены в габаритах штатных фугасных авиационных бомб калибром от 100 до 500 кг и обладают тонкостенным корпусом, в секциях которого располагаются разнообразные суббоеприпасы — бомбы малых калибров.

 

ВЫСОТА БОМБОМЕТАНИЯТИП РРАБ
Площадь, поражаемая ротативно-рассеивающей авиационной бомбой в зависимости от ее типа
РРАБ-1РРАБ-2РРАБ-3
3000 м230–950 м2280–1300 м2220–850 м2
5000 мдо 1200 м2до 1700 м2до 1100 м2

 

 

Основной проблемой ротативно-рассеивающих бомб была ненадежность системы их освобождения от подвески самолета. Определенную проблему также создавали стальные тросики, ленты и подвеска, болтавшиеся под фюзеляжем самолета после сбрасывания бомбы. В 1940 году подвесная система была модернизирована и стала отделяться от самолета после использования.

Остроумные финские журналисты окрестили эти бомбы «хлебницами Молотова». По одной версии это было ответом на заявление Наркома иностранных дел СССР Молотова о том, что СССР не ведет бомбардировку финских городов, а сбрасывает с самолетов мешки с хлебом для голодающих финских рабочих. По другой версии такое название было производным от «коктейля Молотова» – так те же финские журналисты собирательно называли все типы зажигательных смесей. Дело в том, что РРАБ могли снаряжаться, в том числе, и авиационными бомбами малого калибра (до 10 кг), начиненными зажигательной смесью.

Пошутить на этот счет могли и советские бойцы. Снаряжение РРАБ всех трех типов требовало большого количества времени. Каждую небольшую бомбу нужно было подготовить и уложить в кассету, как лимоны или апельсины в ящик, а в 1000 кг бомбу их можно было уложить более 100 штук. Если вылет по каким-либо причинам отменялся, их нужно было столько же времени разряжать. Острые на язык красноармейцы придумали для РРАБ свою расшифровку — работай, работай, а без толку. Хотя в целом в эффективности данного оружия они не сомневались.

 

</p>

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ), не сработавшая при бомбометании в Финляндии, 1939–40 год Источник – omop.su

В армии РРАБ были малоизвестны. После окончания Финской кампании 1939–40 годов в РККА столкнулись с тем, что наземные службы завышали потери советской авиации, так как разбитые корпуса использованных РРАБ при подсчете иногда принимали за обломки фюзеляжей разбившихся самолетов советских ВВС.

Также отмечались случаи, когда саперы РККА принимали лежащие на земле хвостовые детали использованных РРАБ за хвостовое оперение ушедших в грунт и не взорвавшихся авиабомб и подрывали такие «бомбы» с целью их обезвреживания.

Ротативно-рассеивающими бомбами вооружали бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. По мере замены парка машин дальней бомбардировочной авиации новыми, более совершенными моделями самолетов РРАБ начали использовать при снаряжении дальних бомбардировщиков ДБ-3 и ИЛ-4. РРАБ-3 также могли использоваться фронтовыми бомбардировщиками АНТ-40 (СБ).

 

</p> Ротативно-рассеивающая авиационная бомба РРАБ-2 на внешней подвеске дальнего бомбардировщика ИЛ-4, Источник – soldierweapons.ru

В годы Великой Отечественной войны РРАБ активно применялись для борьбы с живой силой и техникой вермахта. Вот пример упоминания о РРАБ в мемуарах дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации В.И. Ракова: «Особенно сложно было готовить мелкие осколочные бомбы для специальной кассеты РРАБ, которая после сбрасывания ее с самолета раскручивалась, затем раскрывалась, и наполнявшие ее мелкие бомбы разлетались, захватывая довольно большую площадь. Название кассеты РРАБ происходило от начальных букв: ротативно-рассеивающая авиационная бомба.Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему – работай, работай, а без толку… Хотя вообще-то она действовала довольно эффективно».

Следует отметить, что самолеты 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка, которым во время ВОВ командовал В.И. Раков, наносили бомбовые удары и по территории Финляндии. Таким образом, финским войскам, скорее всего, вновь пришлось столкнуться с «хлебницами Молотова».

 

 

 

 

 

 

 

 

[источники]

источники

http://warspot.ru/1459-hlebnitsy-molotova

Бабкин A.B., Велданов В.А., Грязнов Е.Ф. Средства поражения и боеприпасы: Учебник. — М.: МГТУ, 2008. — 984 c.
http://www.airpages.ru/ru/abr.shtml
http://hhsquad.info/forum/topic/1353-strelkovoe-oruzhie-bomby-rakety

http://topwar.ru/88657-hlebnicy-molotova-sovetskie-aviabomby.html

 

И еще интересная информация про бомбы: была такая Царь-бомба, а вот Авиационная бомба объемного взрыва и Кобальтовая бомба. Были даже Ядерные мины с цыплятами и Палочковые бомбы и можете еще посмотреть Где лежит потерянная атомная бомба Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=88279

masterok.livejournal.com

Авиационные бомбы в разрезе — Летное поле — ЖЖ

Профиль

Название:Russian Aviation Community

Записи на странице

Ссылки и кнопки

Метки сообщества

«Беспощадный», «Максим Горький», 1941, 344 ЦБП и ПЛС, 747, MD 450 Ураган, a-10, a-310, a-318, a-319, a-320, a-320-211, a-320-214, a-321, a-330, a-330-243, a-330-300, a-380, a320, a330, a330-300, a350, a380, a400m, aeromacchi, air berlin, air france, air india, air seychelles, airbus, aircraft design, airliners.net, alpha jet, ar.234, atr 72, au-30, augusta westland, av-8, avro rj-70, avro vulcan, awacs, b-17, b-1a, b-1b, b-2, b-52, b-737, b-737-500, b-737-800, b-747, b-757, b-767, b-777, b-787, b737, b787, baltic bees, bbj, beechcraft sierra 200, bell, bell ah-1w supercobra, bellagusta, bellanca, birdstrike, bleriot xi-2, blue angels, boeing, bombardier, bombardier crj-100lr, breitling, britten-norman bn-2a-26 islander, business jet aviation, c-130 hercules, c-17, c-series, cactus 1549, california, caravelle, casa 295, catalina, cessna, cessna 210, cessna-150a, ch-46 sea knight, ch-47, cias, citation xls, clickair, colorado, concorde, costa rica, crj1000, d-emeh, dash q400, dassault, dassault-breget, daytona beach, dc-10, dc-3, de Havilland Canada DHC-6 Twin OtterВ, de schelde s.21, dehavilland, denver, dhc-6 twin otter, dme, dogfight, dornier, dornier/dassault-breget, dreamliner, dubai airshow, dusseldorf international, e-190, e-2c hawkeye, e-jet, egbp, egss, embraer, embraer-120, embraer-190, eurofighter, expedition e350, f-104, f-111f, f-15, f-16, f-22, f-35, f-84f, f-86, f-ck-1, f/a-18, falcon, finnair, flamand, florida, fokker dr.1, fouga, frecce tricolori, french airforce, g.222, gen h-4, google earth, gulfstream, h-6, hawk t1, hercules, hermes450, hokum-a, hsiang sheng, iaf, icon a5, imds, italian airforce, j-10, jas.39 gripen, jet expo 2008, jet expo 2009, jet team, jetexpo, jfk, ju-52, ju-88, junkers, kc-135r, kc-390, kissimmee, klm, l-29, l-39, l-410, le bourget, lightning, lufthansa, mb-339, mcdonnell douglas, mcdonnell douglas 80, md-902, md.450, mfs 2004, mirage-2000, mojave airport, mq-1b, mq-9, mrj, nimrod, oh-58d kiowa, oshkosh, paris, paris air show, patrouille de france, pby-5, pc-24, pilottv, piper, pitts, quepos — la managua (xqp / mrqp), rafale, rafale-c, rc-135w, red arrows, red bull flugtag, republic, riat, robinson, ru_aviation, ruzyne, rw06, s7, saab, sikorsky, sikorsky uh-60 blackhawk, sky express, sky hunters, skydiving, skyexpress, skyteam, solar impulse, sportstar max, spotting, spring airlines, srilankan, ssj, ssj-100, stansted, sukhoi, sullenberger, superjet-100, svx/usss, tas, tiger, transaero, turkish airlines, ua, uav, uh60, uk, ur_nta, usa, uzbekistan airways, uzbekistan airways technics, v-22, v-280 valor, vc-25a, vero beach, vickers vanguard, vip, vog, vp-blx, vp-bly, vq-bbe, wittman tailwind, ww2, xb-70, yf-22, yf-23, zlin-142, А-50, АГВП, АГВП «Русские Витязи», АНТК, АОН, АОН СЛА, АП, Авиазаправка, Авиакомпании, Авиамузей, Авиапарад, Авиапроисшествие, Авиасалон, Авиаторы, Австрия, Адмирал Кузнецов, Алматы, Алроса, Альпы, Ан-12, Ан-124, Ан-14, Ан-148, Ан-178, Ан-2, Ан-22, Ан-225, Ан-22А, Ан-24, Ан-26, Ан-26Ш, Ан-28, Ан-30Д, Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ангола, Ант-4, Арарат, Армавиа, Армения, Аэродром, Аэропорт, Аэросвит, Аэрофлот, Аэрофлот-Норд, БЕ-200, БЛА, БЛУГА, БПЛА, БШ-МВ, Бе-12, Бе-200, Беларусь, Бериев, Блерио, Блоха, Большое Грызлово, Бомбардировщики Второй мировой войны, Борки, Борнео, Борт №1, Бугуруслан, Быково, В. Обухович, Вoeing, ВВС, ВВС России, ВВС Франции, ВТА, Ватулино, Великая Отечественная Война, Верея, Вертолёты России, Владимир Котельников, Внуково, Война в воздухе, Волгоград, Вторая Мировая Война, Вторая мировая, Главком ВВС, Гроза, Гу-2, Гумрак, Гюнтер Грасс, Дальний бомбардировщик Ер-2, День Авиации, День Победы, Дизайн самолетов, Домодедово, Домодедово (UUDD), Дюссельдорф, Ереван, Ершов, Жуковский, Жуляны, ЗАГАДОЧНЫЕ САМОЛЕТИКИ, ЗРК, Звартноц, И-15, И-152, И-153, И-15бис, И-16, И-5, ИЛ-96-400, ИТП, Ил-10, Ил-112, Ил-14, Ил-18, Ил-2, Ил-28, Ил-6, Ил-62, Ил-76, Ил-76ТД, Ил-78, Ил-86, Ил-96-300, Ил-96-400, Ильюшин, Иран, Иркутск, История, История создания и применения, Истребители Второй мировой войны, Истребитель Миг-15, Исчезновение самолета, КА-26, КБ им. А.С. Яковлева, КД-Авиа, Ка-226, Ка-32, Ка-52, Калининград, Киев, Кинг-Кобра, Китай, Коктебель, Конотоп, Коробчеево, Королев, КрасЭйр, Крым, Кубинка, Кубинский АТСК РОСТО, Л-29, Л-410, Ле Бурже, Летающие Легенды, Летающие крепости, Летающие лодки Второй мировой войны 1939, Ли-2, Логиново, Лунь, М-15, М.Л.Миль, М4, МАИ, МАК, МАКС-2009, МАКС-2017, МВЗ, МВМС-2009, МС-21, МЧС, Макс-2009, Малайзия, Мальдивы, Мещеряков Дмитрий, Ми-1, Ми-17, Ми-2, Ми-26, Ми-28, Ми-34, Ми-4, Ми-6, Ми-8, МиГ, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-29, МиГ-29 КУБ, МиГ-29СМТ, МиГ-31, МиГ-35, Миг-21, Миг-25, Миг-29, Миг-31, Миг-35, Миль, Минск, Мираж III, Михаил Маслов, Моздок, Монино, Морские самолеты сухопутного базирования, Москва, Мячково, Н.В. Якубович, Небо, Нестор, Николаев, Николай Якубович, Новосибирск, Норвегия, Нью-Йорк, ОКБ Мясищева, ОКО-6, Обучение полетам, Олег Растренин, Омск, ПАК ФА, ПВО, ПД-14, Палубные самолеты Второй мировой войны 1, Патруль де Франс, Пе-8, Пегас, Пегу, Первая Мировая Война, Пермь, Перрон, Петляков В.М., Петрович, Пинчуки, Планерское, По-2, Польша, Продолжение полета, Псковская область, Пулково, Пушкин, Пущино, Р-1, Р-63, Рига, Россия, Рязань, С-75, СЛА, СЛО, СССР, СУ-35, США, Самолеты Первой мировой войны, Самолеты Франции, Самолеты поля боя второй мировой войны, Санкт-Петербург, Саратов, Свердловск, Северка, Северный, Скулте, Сочи, Стрижи, Су-15, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-30МК, Су-30МКИ, Су-34, Су-35, Су-7, Су-8, Суперджет, Сухой, ТБ-3, ТИС, ТРДД, Та-3, Таиланд, Тайвань, Тб-1, Терминалы, Толмачево, Торжок, Трансаэро, Третий Рейх, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-126, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-160, Ту-2, Ту-204, Ту-22М3, Ту-334, Ту-95, Туполев, Турлатово, УВД, УССР, УТ-2, Узун-Сырт, Украина, Ульяновск, Фото, Франция, Фречче Триколори, Хейнкель, Ходынка, Храброво, ЦАГИ,

ru-aviation.livejournal.com

Авиационные бомбы, минометные, противотанковые и противопехотные мины в разрезе

5-май-2012 11:11 am

Изображения (750 x 500 и более pix)
Гидростатическая авиационная бомба (дымовая) ГАБ-100д (1936 год)


Дымовая авиационная бомба ДАБ-100-80ф (1937 год)


Ротативно-рассеивающая авиационная бомба РРАБ-2 (1938 год)


Зажигательные авиационные бомбы ЗАБ-50 и ЗАБ-100


Осколочные авиационные бомбы АО-2,5 , АО-10 и АО-25


Противолодочная авиационная бомба ПЛАБ-100 (1941 год)


Осветительные авиационные бомбы (световые) САБ-100-55 и САБ-100-75


Агитационная авиабомба АГБ-100-30 (1943 год)


Фугасная авиационная бомба ФАБ-250 (1944 год)


Фугасная авиационная бомба ФАБ-2000 (1944 год)


Противопехотная выпрыгивающая мина ОЗМ-152, полевая мина заграждения ПМЗ-40 (противотанковая) и автоматическая подледная мина АПМ


Минометные мины: 82-мм фугасная, 120-мм зажигательная и 160-мм фугасная


Разовая бомбовая кассета РБК-500 АО-2,5РТМ (1987 год)


Осколочная авиационная бомба АО-2,5РТМ — суббоеприпас (боевой элемент) разовой бомбовой кассеты РБК-500


Объемно-детонирующая авиабомба ОДАБ-500ПМ


Также смотри по данной теме другие материалы с тегами «Боеприпасы» и «Вооружение«


Leave a Comment to the Entry

tipolog.livejournal.com

Топ 10 самых больших авиационных бомб РФ

Авиабомбы применяются в качестве средств поражения, которые сбрасывают с летательных аппаратов. Поначалу для этого применялись металлические дротики. Их сбрасывали пачками на пехоту – элемент мог насквозь прошить всадника вместе с конем. Но теперь каждая страна имеет свои запасы авиабомб и при необходимости может легко их применить.

В рейтинг самых больших авиационных бомб РФ вошли:

ФАБ-5000 499 кг

На сегодня до сих пор остается самой мощной и уникальной бомбой. Создана она еще во времена Великой Отечественной Войны.

ХБ-2000 2000 кг

На данный момент остается самой тяжелой бомбовой структурой химического генеза. До сих пор ничего не известно об отравляющем веществе. Есть данные, что именуется оно Р-35.

КАБ-1500Л-Ф, весом 1560 кг.

Бомбовые элементы бывают управляемого либо корректируемого плана. Являются последним витком развития на сегодняшний день. Несмотря на свои минимальные размеры, действует безотказно. Это полуторатонная «малышка» является уникальной в своем роде фугасной бомбой.

КАБ-1500Л-ПР 1500 кг

По данным зарубежной литературы подобные бомбовые элементы именуют «умными бомбами». Они оснащены специальными устройствами для контроля попадания в цель.

ОДАБ-1000 1000 кг

Расшифровывается как объемно-детонирующее авиационное устройство. Подобные бомбы владеют удивительно большим радиусом пораения. Эрозольное облако после взрыва способно попадать в окопы, укрытия. За счет этого в разы усиливается поражающая сила ОДАБ.

КАБ-500 кр 560 кг

Это управляемые бомбочки, что превосходят многих по своему коэффициенту наполнения. У них отсутствует двигатель и топливные баки.

КАБ-500Л 534 кг

Представитель семейства советских/российских корректируемых авиационных бомб весом около 500 килограмм. Первая из семейства (КАБ-500Л) была принята на вооружение в 1975 году.

Одновременно с неуправляемым вариантом был разработан корректируемый вариант бомбы КАБ-500Кр наводящийся на цель с помощью телевизионной ГСН. В последующем появились другие варианты корректируемых КАБ-500 с наведением по лазерной подсветке целей, а также КАБ-500С с наведением по ГЛОНАСС.

Боевая часть бомбы может быть бетонобойной для разрушения бетонных перекрытий, фугасной и объемнодетонирующей для поражения пехоты и техники в том числе в укрытиях ударной волной.

Управляемая (корректируемая) авиационная бомба (КАБ) относится к высокоточному оружию. Свойство планирования, которым обладают КАБ, позволяет самолётам-носителям применять их без входа в зону объектовой ПВО противника.

ЗАБ-500 500 кг

Зажигательная авиабомба ЗАБ-500Ш, калибра 500 кг, предназначена для поражения огнем боевой техники (самолеты на открытых стоянках, автомашины, РЛС), открытых складов боеприпасов, складов ГСМ, строений с легкими перекрытиями и т.п., а также живой силы в любое время года при температурах окружающего воздуха не ниже -25 0С и наличии снежного покрова до 20 см.

ЗАБ-500Ш может применяться с высот от 50 м и выше. Она наиболее эффективна при применении с высот до 500 м в сухое время года при положительной температуре окружающего воздуха.

Авиабомба может применяться с горизонтального полета, пикирования и кабрирования самолета. При установке времени дальнего взведения взрывателя 1,5 с обеспечивается безотказное действие зажигательной авиабомбы при бомбометании с высот от 50 До 1000 м и безопасность самолета-носителя от поражения осколками сброшенной авиабомбы яри скорости горизонтального полета самолета не менее 700 км/ч.

БЕТАБ-500 430 кг

Бетонобойные авиационные бомбы (БЕТАБ) предназначены для поражения объектов, имеющих прочную бетонную или железобетонную защиту (фортификационные сооружения, ВПП и др.). Калибр 250-500 кг. Представляет собой фугасную авиационную бомбу с утолщенными стенками и более прочной головной частью (по американской классификации — полубронебойная авиационная бомба).

Для применения со штурмовых высот и обеспечения безопасности ЛА она комплектуется тормозным устройством (обычно парашютного типа) и разгонным ракетным двигателем, включаемым после уменьшения скорости падения авиационной бомбы до определенной величины в результате действия тормозного устройства.

Разработка советских реактивных бронебойных и бетонобойных бомб была начата в 1940 г. в ГСКБ-47 и НИИ-3. На вооружение же бронебойная бомба БРАБ-200 ДС и бетонобойная бомба БЕТАБ-150 ДС поступили уже в ходе Великой Отечественной войны.

В 1940-х гг. их называли авиабомбами с дополнительными скоростями, отсюда и буквы ДС в названиях бомб. Боевые части обеих бомб представляли собой 203-мм артиллерийские снаряды (бронебойный и бетонобойный соответственно).

Устройство бетонобойной бомбы БЕТАБ-150 ДС близко к устройству БРАБ-200 ДС. Длина бомбы 2097 мм. Полный вес бомбы 165 кг. Вес боевойчасти 101,6 кг. Боевая часть содержит 14,5 кг взрывчатого вещества и взрыватель РД.

РБК-500АО 380 кг

БК — разовые бомбовые кассеты. Представляют собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра (до 20 кг.). Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения.

Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутренним отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жёстко закреплённый обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.

С центральным воспламенительно-разрывным зарядом (ВРЗ) — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается больша́я площадь рассевания авиабомб.

vybratpravilno.ru

3 авиационки | REIBERT.info

vgvg4 сказал(а): ↑

Добрый вечер! Дабы не плодить темы, определите, пожалуйста, вот эту авиационку:

Нажмите, чтобы раскрыть…

АО-25СЛ — осколочная авиабомба

«В 1939 г. в ГСКВ-47 спроектировали АО-25 из стального литья, предназначенную для поражения целей с легким броневым покрытием (легкие танки, бронемашины, бронетранспортеры и пр.). Первые 300 опытных образцов этой авиабомбы полигонных испытаний на НИП АВ ВВС КА не выдержали вследствие неудачно подобранной формы внутренней полости. Ее выполнили в виде конуса, и поэтому по массе до 15% осколков авиабомбы оставалось в воронке. Авиабомбы второго варианта имели внутреннюю полость в виде цилиндра. Их госиспытания проходили в 1940 г. На безотказность действия и полноту детонации испытали 126 боеприпасов, снаряженных тротилом, но лишь одна авиабомба отказала, хотя причину установить не удалось.

Эффективность действия по трофейным танкам определяли подрывами авиабомб, установленных головной частью вниз на расстоянии 5-40 м от машины. Подрывы 19 авиабомб показали, что 13-мм бортовая броня не может противостоять осколкам на расстоянии 10 м. В ряде случаев повреждения отдельных частей танков (гусеницы, катки, ведущие колеса и пр.) были зафиксированы на расстоянии до 200 м от места подрыва авиабомбы.

В секторных мишенях АО-25 стального литья создавали до 400 осколков. Из них убойных – 250, что было меньше, чем у штатных АО-25м1. Однако крупных осколков (диаметром более 25 мм) было, наоборот, больше. Это, пожалуй, сыграло роль решающего обстоятельства, поскольку данный боеприпас предназначался для действий именно по бронированным целям. Несмотря на то, что радиус сплошного поражения для убойных осколков составлял 14,2 м, а площадь сплошного поражения – 633 м2 в коробчатых мишенях АО-25 стального литья как по количеству пораженных мишеней, так и по радиусам разлета осколков превосходили АО-25м1.

Для испытаний на прочность 24 корпуса в инертном снаряжении сбросили на рельсы с высоты 50 м при скорости самолета 270 км/ч. В результате семи прямых попаданий корпуса трех боеприпасов деформации не имели, а у остальных по месту удара срезало металл на глубину 5-6 мм. При сбрасывании 126 авиабомб с высот 2000 и 1000 м в 26 случаях полет на траектории был неустойчивым. И хотя новый боеприпас госиспытания выдержал, комиссия рекомендовала ГСКБ-47 изменить конструкцию стабилизатора. Разработчики увеличили общую длину стабилизатора на 40 мм. При этом длина коробки возросла на 10 мм.

Научно-техническим журналом Управления ВВС № 0145 от 1941 г. авиабомбу приняли на вооружение, присвоив ей номер чертежа 3-0783 и индекс 7-О-231 для изготовления опытной серии, а также наименование АО-25сл. В конце 1941 г. авиабомбы чертежа 3-0783а дооснастили стопорными шайбами и картонными прокладками под них для лучшей фиксации оперения. Спустя некоторое время для запуска АО-25сл в массовое производство НТЖ № 0115 в 1942 г. утвердил ее техническую документацию, присвоив ей номер чертежа 3-01156 при сохранении индекса 7-О-231. По-видимому, непродолжительный срок эксплуатации боеприпаса в войсках засчитали вместо войсковых испытаний, а накануне постановки АО-25сл на поток в ее документацию внесли некоторые изменения, что и вызвало смену номера модели.»

«Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг.»

Вес окончательно снаряженной авиабомбы — 25.5 кг
Вес ВВ — 2.9 кг
Коэффициент наполнения — 11.4 %

vgvg4 сказал(а): ↑

Ещё один вопрос: бомбы одинаковые — отличаются только креплением стабилизатора. Это отдельный вид или шли под одной маркировкой АО-25м1?

Нажмите, чтобы раскрыть…

Это осколочная авиабомба АО-25-М13

 

reibert.info

Кассетные бомбы Молотова.

Период между двумя мировыми войнами можно смело назвать гонкой вооружений. За это время эволюционировали практически все виды вооружений во всех родах войск развитых стран мира. Прогресс не обошел стороной и бомбовое вооружение авиации.

Во время Первой мировой войны самолеты не могли наносить большой урон наземным войскам противника – бомбовая нагрузка легких аэропланов была маленькой, бомбы сбрасывались вручную, а точность бомбометания была низкой из-за несовершенства прицельных устройств.  Приходилось бомбить даже дротиками из самолета. Но к концу 1930-х годов стремительное развитие авиационной техники кардинально изменило картину. Бомбовая нагрузка бомбардировщиков выросла на порядки по сравнению с грузоподъемностью их недавних предшественников.

 

Перед разработчиками авиационных боеприпасов ставилась задача увеличить площадь, поражаемую при бомбардировках, с целью нанесения максимального урона вражеской пехоте, находящейся на ней, а также повреждения техники противника и уничтожения строений.

 

23 августа 1939 года Германия и СССР заключили Договор о ненападении. Согласно секретному дополнительному протоколу, Финляндия и страны Прибалтики были отнесены к сфере интересов Советского Союза. С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР сумел подписать договоры о взаимопомощи с правительствами Эстонии, Латвии и Литвы, которые предоставили свою территорию для развертывания на ней советских военных баз. Правительство Финляндии отказалось от создания советских военных баз на территории страны. А проводившиеся в октябре-ноябре 1939 года переговоры в Москве о переносе границы от Ленинграда на 90 километров и передаче СССР в аренду на 30 лет полуострова Ханко для строительства здесь военно-морской базы финским правительством были отвергнуты.

 

Советское политическое и военное руководство, по всей видимости, было практически полностью уверено в том, что финны согласятся на уступки и примут предложения Москвы. Этим может объясняться тот факт, что разведывательная информация, которой располагало советское военное командование, оказалась очень обрывочной и неточной. Красной Армии мало что было известно о количестве и качестве финских укреплений на Карельском перешейке, состав финской армии и ее боевые возможности были определены неверно. Советское руководство готовилось к легкой военной кампании, уповая на абсолютное превосходство в боевой технике и вооружении, однако действительность расставила все по своим местам, обернувшись на начальном этапе войны чередой болезненных поражений советских войск, которые понесли большие потери в людях и технике.

 

 

 

 

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ) в экспозиции Военного музея Финляндии в Хельсинки, Источник – peredovaya.ru

В целом война, которая продлилась с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года, закончилась для СССР победой, однако от планов по созданию Финляндской Демократической Республики (ФДР), руководство которой было сформировано из членов Коммунистической партии Финляндии, было решено отказаться. Финляндия сохранила свою независимость. При этом финны потеряли 11% своей территории, которая вошла в состав Советского Союза (в том числе второй по величине город страны Выборг), а 430 тысяч финских жителей вынуждены были переселиться из прифронтовой полосы вглубь страны, оставив все свое имущество.

В СССР тема советско-финской войны, которая в Финляндии известна как Зимняя война, долгие годы оказывалась умалчиваемой. О ней неохотно говорили и старались не вспоминать, в первую очередь из-за больших людских потерь, понесенных Красной Армией. Советский писатель и журналист Александр Твардовский в своем пронзительном стихотворении «Две строчки» прямо назвал ту войну незнаменитой. Эта незнаменитая война и подарила миру «коктейль Молотова» и «хлебницы Молотова», которые были названы так в честь Вячеслава Молотова, занимавшего на тот момент времени пост наркома иностранных дел СССР.

Уже 30 ноября 1939 года советские бомбардировщики первый раз бомбили Хельсинки, фотографии разрушений в городе быстро облетели газеты всего мира. По официальной информации финской стороны, во время авианалетов и бомбардировок Финляндии (в том числе столицы страны) погибло 956 человек, 540 человек получили серьезные ранения, около 1300 легкие. Также было разрушено 256 каменных и около 1800 деревянных зданий.

В ходе налетов советская авиация использовала новые бомбы РРАБ (ротативно-рассеивающая авиационная бомба) трех модификаций.

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба калибра 500 кг РРАБ-2, индекс 55-Щ-353 образца 1938 года, Источник – ru-aviation.livejournal.com

Советским прообразом кассетных авиационных боеприпасов стала ротативно-рассеивающая бомба (РРАБ). Сделанная из сварных листов гофрированного железа толщиной 1 мм, она, по сути, являлась контейнером, разделенным на отсеки фанерными перегородками толщиной 10 мм. Отсеки закрывались четырьмя створками, раскрывавшимися при сбрасывании бомбы. Створки были армированы стальными штырями диаметром 5 мм, запрессованными по их краям, и таким образом образовывали корпус бомбы. В снаряженном виде створки стягивались разрывными кольцами – ремнями, прижимающими створки к корпусу. Если помещаемые в бомбу малые боеприпасы были значительного калибра, то количество колец увеличивали. Перед помещением в отсеки РРАБ «начинки» – малых бомб их головные взрыватели ставились в боевое положение. Первоначально в РРАБ помещались боеприпасы одного типа и одного калибра, однако из-за того, что такие боеприпасы не были унифицированы по длине, внутри РРАБ часто образовывались пустоты. Поэтому укладку производили таким образом, чтобы пустоты находились в хвостовой части РРАБ и заполняли их древесиной ящиков, в которых боеприпасы поступали на аэродромы.

 

 

Подвеска ротативно-рассеивающей авиационной бомбы (РРАБ), Источник – soldierweapons.ru

 

Начиная с 1940 года РРАБ снаряжали различными видами боеприпасов, следя только за тем, чтобы в каждом отсеке они были одного типа и калибра.

 

Принцип работы РРАБ был прост. При сбросе бомбы сложенные крылья хвостового оперения освобождались от предохранителя (шпильки), раскрывались под действием аэродинамического сопротивления воздуха и фиксировались специальным замком. Крылья раскручивали бомбу в полете, отчего лопались разрывные кольца, стягивающие створки бомбы. Под действием центробежной силы помещенные в отсеках малые бомбы рассеивались в воздухе, поражая живую силу и технику противника на значительной площади.

В СССР производились ротативно-рассеивающие бомбы трех типов:

    РРАБ-1 – 4 отсека, бомбовая нагрузка 1000 кг;
    РРАБ-2 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 500 кг;
    РРАБ-3 – 3 отсека, бомбовая нагрузка 250 кг.

РРАБ-1 были сняты с производства в начале 1940 года.

Советская бомбардировочная авиация использовала во время войны 1939-1940 годов 250 кг бомбы РРАБ-3, 500 кг бомбы РРАБ-2 и 1000 кг бомбы РРАБ-1. Наиболее часто с самолетов сбрасывались бомбы РРАБ-2 и РРАБ-3. Данные подвесные контейнеры использовались не только во время Советско-финской войны 1939-1940 годов, но и в годы Великой Отечественной войны. Их наполняли различным количеством более мелких осколочных боеприпасов: АО-8, АО-10 или АО-20, а также зажигательными авиабомбами малого калибра ЗАБ-25. Носителями РРАБ были советские бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, а позднее Ил-4 и Пе-8.

РРАБ на земле

Осколочные авиационные бомбы АО-8, АО-10 и АО-20 представляли собой артиллерийские снаряды (калибра от 76 до 107 мм), к которым просто приваривался коробчатый стабилизатор. Основным поражающим элементом этих бомб были осколки их корпуса. Данный вид боеприпасов предназначался для поражения живой силы, небронированной и легкобронированной техники противника. Зажигательная авиабомба ЗАБ-25 предназначалась для поражения огнем сооружений как городского, так и деревенского типов, железнодорожных станций, ангаров, посевов в сухое время года и т.д. Ее корпус был штатным корпусом химической бомбы — ХАБ-25, который заполнялся керосином или нефтью и хлопчатобумажными концами. В запальный стакан помещался разрывной патрон с пиротехническим составом.

 

Использование авиационных бомб кассетного типа позволяло добиться наиболее высокого уровня размеров зоны поражения осколками. Прототипом всех современных кассетных авиационных боеприпасов стали именно ротативно-рассеивающие авиабомбы периода 30-40-х годов прошлого века. Все используемые советской авиацией РРАБ трех калибров имели примерно одинаковую конструкцию. Хвостовой и головной обтекатели РРАБ изготовлялись из тонколистовой стали (толщина 1 мм), а цилиндрическая часть представляла собой 4 створки из гофрированной стали (ее толщина составляла 1,25 мм), изогнутые по дуге окружности с диаметром, равным диаметру бомбы. Для обеспечения бомбе несущей способности и прочности использовались поперечные и продольные силовые элементы. Рабочий объем внутри бомбы РРАБ разделялся на несколько отсеков (3-4) при помощи перегородок, выполненных из фанеры, в эти отсеки и укладывались бомбы разных калибров — суббоеприпасы, уже описанные выше.

 

 

На картинке изображена бомбежка финского города Sortavala в феврале 1940 года.

 

 

 

Каждый отсек снаряженной «хлебницы Молотова» стягивался 2-4 разрывными кольцами — гроссами с ослабленными сечением. После сброса с самолета такая авиационная бомба начинала вращаться с большой скоростью за счет установки на нее хвостового оперения специального типа — под углом к продольной оси (примерно 45°). В тот момент, когда угловая скорость вращения бомбы достигала некоторого критического значения, происходило естественное разрушение стягивающих разрывных колец под воздействием инерционных сил, после чего боевое снаряжение рассеивалось на большой площади.

 

К примеру, одна из используемых авиационных бомб РРАБ-2 обладала следующими характеристиками: общая длина бомбы 3245-3285 мм, диаметр корпуса — 600 мм, масса в снаряженном состоянии от 500 до 650 кг. При снаряжении данного боеприпаса осколочным авиабомбами малых калибров в ее корпусе можно было разместить 78 бомб АО-8, 66 бомб АО-10 или 25 бомб АО-20. Эффективность осколочного действия всех советских РРАБ была достаточно высокой. В зависимости от типа снаряжения при сбрасывании РРАБ-1 с высоты до 3000 метров площадь поражения составляла 225-940 м2, с высот 3000-5000 метров — 225-1200 м2. Для авиационной бомбы РРАБ-2 данные показатели были следующими — 280-1300 м2 и 315-1700 м2 соответственно. Для самой тяжелой авиабомбы РРАБ-1 — 220-850 м2 и 480-1100 м2 соответственно.

 

Современный вариант отечественных авиационных бомб кассетного типа принято называть РБК — разовыми бомбовыми кассетами. Они выполнены в габаритах штатных фугасных авиационных бомб калибром от 100 до 500 кг и обладают тонкостенным корпусом, в секциях которого располагаются разнообразные суббоеприпасы — бомбы малых калибров.

 

 

 

ВЫСОТА БОМБОМЕТАНИЯТИП РРАБ
Площадь, поражаемая ротативно-рассеивающей авиационной бомбой в зависимости от ее типа
  РРАБ-1 РРАБ-2 РРАБ-3
3000 м 230–950 м2 280–1300 м2 220–850 м2
5000 м до 1200 м2 до 1700 м2 до 1100 м2

 

 

 

 

 

Основной проблемой ротативно-рассеивающих бомб была ненадежность системы их освобождения от подвески самолета. Определенную проблему также создавали стальные тросики, ленты и подвеска, болтавшиеся под фюзеляжем самолета после сбрасывания бомбы. В 1940 году подвесная система была модернизирована и стала отделяться от самолета после использования.

 

Остроумные финские журналисты окрестили эти бомбы «хлебницами Молотова». По одной версии это было ответом на заявление Наркома иностранных дел СССР Молотова о том, что СССР не ведет бомбардировку финских городов, а сбрасывает с самолетов мешки с хлебом для голодающих финских рабочих. По другой версии такое название было производным от «коктейля Молотова» – так те же финские журналисты собирательно называли все типы зажигательных смесей. Дело в том, что РРАБ могли снаряжаться, в том числе, и авиационными бомбами малого калибра (до 10 кг), начиненными зажигательной смесью.

 

Пошутить на этот счет могли и советские бойцы. Снаряжение РРАБ всех трех типов требовало большого количества времени. Каждую небольшую бомбу нужно было подготовить и уложить в кассету, как лимоны или апельсины в ящик, а в 1000 кг бомбу их можно было уложить более 100 штук. Если вылет по каким-либо причинам отменялся, их нужно было столько же времени разряжать. Острые на язык красноармейцы придумали для РРАБ свою расшифровку — работай, работай, а без толку. Хотя в целом в эффективности данного оружия они не сомневались.

 

 

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба (РРАБ), не сработавшая при бомбометании в Финляндии, 1939–40 год Источник – omop.su

В армии РРАБ были малоизвестны. После окончания Финской кампании 1939–40 годов в РККА столкнулись с тем, что наземные службы завышали потери советской авиации, так как разбитые корпуса использованных РРАБ при подсчете иногда принимали за обломки фюзеляжей разбившихся самолетов советских ВВС.

Также отмечались случаи, когда саперы РККА принимали лежащие на земле хвостовые детали использованных РРАБ за хвостовое оперение ушедших в грунт и не взорвавшихся авиабомб и подрывали такие «бомбы» с целью их обезвреживания.

Ротативно-рассеивающими бомбами вооружали бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3. По мере замены парка машин дальней бомбардировочной авиации новыми, более совершенными моделями самолетов РРАБ начали использовать при снаряжении дальних бомбардировщиков ДБ-3 и ИЛ-4. РРАБ-3 также могли использоваться фронтовыми бомбардировщиками АНТ-40 (СБ).

Ротативно-рассеивающая авиационная бомба РРАБ-2 на внешней подвеске дальнего бомбардировщика ИЛ-4, Источник – soldierweapons.ru

В годы Великой Отечественной войны РРАБ активно применялись для борьбы с живой силой и техникой вермахта. Вот пример упоминания о РРАБ в мемуарах дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации В.И. Ракова: «Особенно сложно было готовить мелкие осколочные бомбы для специальной кассеты РРАБ, которая после сбрасывания ее с самолета раскручивалась, затем раскрывалась, и наполнявшие ее мелкие бомбы разлетались, захватывая довольно большую площадь. Название кассеты РРАБ происходило от начальных букв: ротативно-рассеивающая авиационная бомба.Снаряжение РРАБ требовало большого времени. Каждую мелкую бомбу приходилось готовить и укладывать в кассету, как апельсины или лимоны в ящик, а их помещалась не одна сотня. В случае отмены вылета кассету надо было столько же времени разряжать. Острые на язык наши ребята расшифровали РРАБ по-своему – работай, работай, а без толку… Хотя вообще-то она действовала довольно эффективно».

Следует отметить, что самолеты 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка, которым во время ВОВ командовал В.И. Раков, наносили бомбовые удары и по территории Финляндии. Таким образом, финским войскам, скорее всего, вновь пришлось столкнуться с «хлебницами Молотова».

 

источники
http://warspot.ru/1459-hlebnitsy-molotova
Бабкин A.B., Велданов В.А., Грязнов Е.Ф. Средства поражения и боеприпасы: Учебник. — М.: МГТУ, 2008. — 984 c. http://www.airpages.ru/ru/abr.shtml
http://hhsquad.info/forum/topic/1353-strelkovoe-oruzhie-bomby-rakety
http://topwar.ru/88657-hlebnicy-molotova-sovetskie-aviabomby.html

спасибо


feldgrau.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *