Содержание

Как узнать Болонский меч.

Вопрос далеко не праздный. До наших дней дошло множество мечей и их изображений. Изготовлены они были в разное время, в разных странах, разными людьми, и, естественно, работали по-разному. Как же узнать те, которые могли применяться для «Болонского фехтования».

В общем случае, придерживаться принципов «Болонского фехтования» можно хоть с черенком от лопаты. Однако, сами Мастера ориентировались на весьма определённое оружие, бытовавшее в северной Италии (не только в Болонье), в 16-м веке. Именно это оружие является наиболее удобным, именно на него рассчитаны описанные движения, и именно оно изображено в первоисточниках. Никакого особенного названия этого меча не сохранилось — просто «spada». Мы же под термином «Болонский меч» будем понимать существовавшее в прошлом оружие, максимально хорошо подходящее для действий, описанных Мастерами в первоисточниках. Для краткости, сократим название до БМ.

Внешние признаки

Подробно про работу БМ рассказывается в нашем одноимённом фильме. Главный критерий — «тест-качели». Про него тоже рассказывается в фильме. Но для проведения этого теста нужен сам меч. А если его нет? Если у нас только фото, или старая картина? Попробуем отличить БМ и в этом случае.

В первую очередь нужно смотреть на клинок. Это самая главная часть меча. Но, вот беда, именно клинок чаще всего не очень видно. Он может быть в ножнах, может быть не показан, может быть сфотографирован с неудачного ракурса. Да и сама характеристика клинка БМ («прямой обоюдоострый рубяще-колющий») настолько общая, что никак не может служить узнаваемым признаком.

Смотрим на рукоять. Именно она чаще всего показана на изобразительных источниках, и именно она содержит несколько узнаваемых элементов. Подробно про рукоять тоже рассказывается в вышеуказанном фильме. Перечислим основные узнаваемые внешние признаки рукоятей БМ и разберём их подробнее:

  • Хват «овергард»
  • Короткая рукоять, как раз по размеру ладони
  • Довольно массивный противовес

Хват овергард

Это такой способ удержания оружия, при котором указательный палец перекидывается через перекрестье. Применялся далеко не только в Болонье, но и во многих других местах. Вот, например, скульптура Anibale I Bentivoglio, правившего Болоньей в 1443-1445 гг. Более подробно такой способ удержания меча планируется рассмотреть в отдельной работе.


Anibale I Bentivoglio

Короткая рукоять

Это рукоять точно по размеру кисти руку. Настолько маленькая, что меч не только трудно взять в защитной перчатке, но и даже простым кулачным хватом. Если использовать «овергард», то кисть руки плотно помещается между перекрестьем и противовесом. Очень хорошо такой меч изображен на картине Джакомо Райболини (Giacomo Raibolini) «Madonna con Bambino e i santi Giorgio, Giovannino, Sebastiano, Francesco, Berberdino, e angeli». Более подробное сравнение изображенных у Мароццо мечей с изобразительными источниками проводится в отдельной работе.


Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna… Фрагмент.

Массивный противовес

Что такое «массивный»? Конечно, всё в мире относительно. Массивный относительно чего? Вот, для сравнения, два противовеса. В правом нижнем углу иллюстрация из А. Мароццо. В левом верхнем углу иллюстрация из книги тоже Болонского мастера, Джироламо Кавалькабо (Girolamo Cavalcabo), впервые вышедшей в 1580 г. Иллюстрация взята из немецкого издания 1611 г. Кавалькабо уже практикует совсем другое фехтование, которое мы бы назвали «дуэльным». Не трудно заметить отличия как в конструкции рукояти, так и в способе удержания оружия. Отличия в размере противовеса видны невооруженным глазом.


Посмотрим, как соотносятся рукояти изображенного в первоисточниках оружия с вышеуказанными внешними узнаваемыми признаками.

Antonio Manciolino, 1531 г.

Маестро немногословен. От лишь советует людем невысокого роста брать более короткое оружие. Иллюстрации в книге не соответствую следующему за ними тексту, и мало могут рассказать о мечах того времени. Увы, но из дальнейшего исследования работу Манчолино придётся исключить.

Achille Marozzo, 1536 г.

Иллюстрации из издания 1536 года поразительно точны. Всё прорисовано до мельчайших деталий. Это издание является одним из полезнейших для понимания конструкции БМ. Подробно это издание рассматривается на отдельной странице, а здесь только выводы.

Изображено 34 одноручных меча. 2 из них в ножнах, и говорить о хвате нет смысла. 3 варианта спорные. Но остальные 29 изделий удерживаются хватом «овергард». Для тех двух мечей, что в ножнах, вопрос длины рукояти оставим открытым — не с чем сравнить. 4 меча нарисованы так, что рукоять закрыта кистью руки, и её не видно (хотя это и говорит о её относительно небольшой длине). На остальных 28 рисунках длина рукояти как раз соответствует ширине ладони. Противовес не удалось точно идентифицировать на 3-х изображениях, но на остальных 31-м он подходящего размера.

Achille Marozzo, 1568 г.

В издании 1568 года все иллюстрации перерисованы. Подробный разбор издания на отдельной странице, а здесь только выводы.

Изображено 32 меча. Только один из них удерживается кулачным хватом — остальные 31 — «овергард». О длине рукояти трудно судить в 5-и случаях. У остальные 27-и мечей длина рукояти как раз соответствует ширине ладони. Противовес не видно только в 3-х случаях. 29 — подходящие.

G. dall’Agocchie

К сожалению, Маэстро не посчитал нужным снабдить свой труд иллюстрациями.

A. Viggiani, 1575 г.

У Виджани, в отличие от других мастеров, изображена развитая защита кисти руки. Как и в предыдущих случаях, подробный разбор на отдельной странице, а здесь выводы.

Изображено 11 мечей. 2 из них в ножнах и хват не видно. В одном случае — кулачный хват, остальные 8 — «овергард». В трёх случаях о длине рукояти трудно судить, но в остальных 8-и она подходящей длины. В 8-и случаях противовес массивный. В двух случаях его не видно. В одном случае противовес выглядит маленьким.

Что у нас получается?

Всего рассмотрено 77 мечей. Можно судить о хвате у 70-и из них. 2 раза применяется кулачный хват и 68 — «овергард», что составляет 97 %. О длине рукояти можно судить у 63-х мечей, и во всех 100% случаях её длина точно соответствует ширине ладони. Противовес подробно нарисован у 69 мечей, и только у одного из них он выглядит маленьким. 98.5 % мечей изображены с большим противовесом.

Сложим все признаки вместе («овергард» + длина рукояти + размер противовеса). Всего 202 элемента, из которых 3 не соответвуют заявленным параметрам (2 кулачных хвата и 1 маленький противовес) — 1.5 %. А остальные 199 (98.5%) соответствуют.

Итого…

Являются-ли вышеуказанные признаки достаточными, для опознания БМ? Конечно, «нет». Ни каждый из них по-отдельности, ни все они вместе, не могут служить однозначным критерием для идентификации БМ. Но являются ли они необходимыми? Конечно, «да». У БМ должна быть и короткая рукоять, и относительно массивный противовес, и удерживаться такой меч должен хватом «овергард».

Не следует совсем забывать и про вышеуказанные 1.5%, выбивающиеся из общей группы. Возможно, однажды это оружие станет темой отдельного исследования, а пока имеет смысл ориентироваться на абсолютно подавляющие 98.5%.

Два слова о гардах

Часто БМ пытаются идентифицировать по характерной гарде, состоящей из 3-х пересекающихся колец. Такие мечи в Болонье были. Но было и множество других. Никто из Мастеров не описывает конкретную конструкцию гарды, и лишь только Виджиани говорит, что «хорошо, если она есть». На нижеследующей картинке собраны различные варианты гард из первоисточников.


Способы удержания меча у Болонских Мастеров фехтования

19 разных конструкций защиты руки. Нет ни одного меча с чашкой («spada a tazza»). Такие мечи появляются в Болонье несколько позднее, на рубеже 16-17 вв. Если же рассматривать «кольца», то мы имеем огромное разнообразие конструкций, от простого перекрестья до весьма развитой гарды. В среднем, на каждые 4 меча меняется конструкция гарды. Итог — конструкция гарды никак не может служить узнаваемым признаком Болонского меча.

Алексей Гарагатый, 25 ноября 2015 г.

marozzo.ru

О Болонской фехтовальной традиции.

«Болонское фехтование» — обобщающий термин, служащий для обозначения боевой системы, описанной различными мастерами города Болонья (Италия) в XVI — начале XVII века. В наши дни это специфичное боевое искусство, изучаемое разными людьми в разных странах.

Болонское фехтование — боевая система, описанная в нескольких сохранившихся до наших дней книгах и неопубликованных рукописях XVI века. Одни говорят, что эта система создана преподавателем математики и астрономии из Болонского университета по имени Филиппо Бартоломео Дарди (Lippo di Bartolomeo Dardi) во второй половине XV века. Другие называют мастеров, преподававших в Болоньи до Дарди. Также нет указаний на прямую линию преподавания от Дарди к последующим мастерам. Тем не менее все первоисточники этого периода, описывающие данную систему, так, или иначе, связаны с Итальянским городом Болонья, и к ним можно смело применить термин «Болонское фехтование».

Условно, историю Болонского фехтования можно разделить на 4 периода. Пусть они называются так: «ранний», «классический», «поздний» и «современный».

Ранний период Болонского фехтования

Первые упоминания о мастерах фехтования из Болоньи относятся ещё к XIV веку. Сведения об этом времени настолько скудны, что проще считать, что их нет совсем. Тем не менее, именно эти люди заложили основы того, что позднее назовут Болонским фехтованием.

Сейчас основателем школы принято считать Филиппо (Липпо) Бартоломео Дарди (Filippo di Bartolomeo Dardi), хотя его труды и не сохранились. Термин «школа Дарди» употребляется довольно часто по отношению ко всему Болонскому фехтованию. Следующим значимым мастером считается Гвидо Антонио ди Лука (Guido Antonio di Luca), который не оставил записей, но зато воспитал много хороших фехтовальщиков и мастеров.

Таким образом, «ранняя Болонская школа» берёт своё начало в глубинах XIV века, а заканчивается мастером Антонио ди Лука. Это время, о котором до нас не дошло практически никаких записей.

Период времени — 1338-1500 годы (от даты упоминания о первом мастере из Болоньи до даты первых дошедших до нас письменных источников).

Классическая школа Болонского фехтования

До наших дней сохранились работы пяти мастеров фехтования этого времени: Антонио Манчолино (Antonio Manciolino), Акилле Мароццо (Achille Marozzo), Анжело Виджиани (Angelo Viggiani) и Анжело Виджиани (Angelo Viggiani), а так же сборник заметок неизвестных мастеров под названием «Неизвестный Болонец» (Anonimo Bolognese). Хотя все они жили и работали в XVI веке, не вызывает сомнений, что описанные ими техники возникли несколько раньше, ещё во времена Дарди и ди Лука.

Все эти работы используют общую терминологию и общий подход к процессу обучения. В первую очередь, описывается работа одноручным мечом, совместно с каким-либо оружием в левой руке (разные щиты, кинжал, плащ, второй меч). Помимо одноручного меча, уделяется внимание работе и с другим оружием, таким, как двуручный меч, древковое оружие, строевые щиты, рукопашный бой с применением кинжала.

Период времени — 1500-1575 годы (время от первых письменных источников, до выхода в свет книги Виджани). На самом деле, классическая школа не начинается в 1500 году, потому, что мастера описывали технологии, явно уже давно существовавшие, и не заканчивается в 1575, потому, что, их книги продолжали печататься, а значит и пользоваться спросом, как минимум до второго десятилетия XVII века.

Поздний период Болонского фехтования

Ко второй половине XVI века потребность в боевом фехтовании сильно сократилась. Успех на полях сражений зависел более от действий стрелков, чем мечников. Но, с другой стороны, в это время вошли в моду тонкие рапиры и поединки «без свидетелей» — дуэли. Мастера поздней школы, пытаясь идти в ногу со временем, так или иначе модифицировали традицию, переключаются на гражданское фехтование и одноручный меч, отказываются от оружия в левой руке. В это время меняется оружие, терминология, гвардии, и многое другое…

Период времени — позднее 1575 года (время, когда появляются книги, описывающие работу длинной рапирой).

Современный период Болонского фехтования

К добру, или к худу, но Болонское фехтование не сохранилось до наших дней ни в каком виде. Поэтому, в наши дни мы имеем дело со 100% реконструкцией. Не понятно, когда именно этот процесс начался за границей, но в России изучением Болонского фехтования начали заниматься у нас в клубе в октябре 2004 года.

marozzo.ru

Болонский меч II

Эта статья является продолжением фильма «Болонский меч». В фильме рассказывалось о мече, который был бы хорош для Болонского фехтования, о том, что мастера сами о нём говорили, и о том, к чему наш клуб пришел в результате многолетних экспериментов.

В октябре 2014 года наш клуб совершил поездку в город Болонья, в котором посетили Пинакотеку (Pinacoteca Nazionale di Bologna) — картинную галерею. В ней представлено довольно много картин, в основном Болонских художников. Большая их часть на религиозную тему — итальянцы очень набожны. Но нас интересует не религия, а изображения воинов и мечей в их руках. Забегая вперёд, скажу, что нам удалось найти подтверждения многим тезисам, высказанным в фильме.

Для начала повторим некоторые особенности меча, которые были бы удобны для Болонского фехтования:

  1. Клинок универсальный, позволяющий и рубить и колоть. Не слишком длинный, относительно равномерно сужающийся к острию.
  2. Перекрестье широкое, позволяет эффективно отражать удары.
  3. Рукоять довольно короткая — точно по размеру ладони. Кисть руки как бы фиксируется между перекрестьем и противовесом.
  4. Хват «овергард», т.е. указательный палец перекидывается через перекрестье.
  5. Желательно наличие защиты кисти руки.

Мы обнаружили изображения самых разных мечей, и в этом нет ничего удивительного. Часть мечей изображено условно, и они нам совсем не интересны. Но несколько мечей изображены очень подробно, на них и остановимся.

Giovanni da Bologna. Pollitico. Около 1380 года.

Про Джованни Болонского (Giovanni da Bologna) известно не много. Судя по имени, родом он из Болоньи. Также жил в Венеции и Тревизо (небольшой городок рядом с Венецией). Документированные годы жизни — 1377-1389.


Giovanni da Bologna. Pollitico. Общий вид.
Giovanni da Bologna. Pollitico. Фрагмент.

Примечание: В данном случае «Pollitico» — это вовсе не «политика», а «полиптих». Так называли многостворчатый живописный или рельефный складень, либо группу картин, связанных общим замыслом и единством цветового и композиционного строя.

Из всей картины нам интересен меч, изображённый в правом нижнем углу картины (см. фрагмент). Судить о «универсальности» клинка трудно — debole прорисовано не чётко. Но рукоять — совсем другое дело. Широкое, мощное перекрестье, короткая рукоять, даже не по ширине ладони, а только под три пальца. Но самое главное — хват. Чётко виден указательный палец, перекинутый через перекрестье меча. Для Болонского фехтования такой меч был бы очень удобен.


Меч с простым перекрестьем из книги Achille Marozzo 1536 года издания.

Подобный меч с простым перекрестьем, но с хватом «овергард» часто встречается на иллюстрациях в книге А. Мароццо 1536 года издания.

Lipo di Dalmasio. Polittico. Около 1390 года.

Липо из Далмасио жил в Болонье и Пистойа (это ближе к Флоренции) в 1377 — 1410 годах.


Lipo di Dalmasio. Polittico. Общий вид.
Lipo di Dalmasio. Polittico. Фрагмент.

На картине справа изображен совсем другой меч. Он гораздо длиннее, и с длинной рукоятью. Сейчас такой бы назвали «полуторным». Не понятно почему никто из Болонских мастеров фехтования не описал работу таким мечом. Не вызывает сомнений, что полуторные мечи в северной Италии были, чему мы и видим подтверждение на картине, но почему не сохранилось техник работы с ними?

Может быть этот меч и не нужно было бы упоминать в контексте Болонского фехтования, если бы не перекрестье. Уже знакомый нам, легко узнаваемый «овергард», и кольцо для защиты пальца. Изображение не оставляет сомнений — палец проходит в это кольцо.


Меч из книги Achille Marozzo 1536 года издания.

У А. Мароццо такой меч изображен на иллюстрации к главе о бое двумя мечами. В правой руке воин держит меч с точно такой же защитой указательного пальца, как и на картине, только в одноручном варианте.

Giovanni Martorelli. Polittico. Около 1460 года.

Джованни Марторелли жил в Брешии в 1439-1480 гг. Это к северу от Болоньи, ближе к Милану.


Giovanni Martorelli. Polittico. Общий вид.
Giovanni Martorelli. Polittico. Фрагмент.

Нас интересует меч, изображенный в нижнем ряду, слева. Он относительно небольшого размера. Клинок, явно удобнее для колющих ударов. Прорисовано ребро жёсткости. Рукоять короткая, но, главное, — защита не только указательного пальца, но и «дужка» для защиты кисти руки.

Pietro di Cristoforo Vannucci detto il Perugino. Мадонна… Около 1500 года.

Родился в городе Перуждия (Perugia) в 1446, или 1450 году. Умер в 1523. Написал много картин. Жил и работал в разных городах Италии. В Болонье представлена его работа «Madonna con Bambino in gloria e i santi Giovanni evangelista, Appolonia, Caterian d’Alessandria e Michele arcangelo», т.е. «Мадонна с Младенцем во славе и святые евангелист Джованни, Апполония, Катерина Александрийския и архангел Михаил».


Pietro di Cristoforo Vannucci detto il Perugino. Madonna… Общий вид.
Pietro di Cristoforo Vannucci detto il Perugino. Madonna… Фрагмент.

Нам интересен меч архангела Михаила. Клинок не видно, но рассмотрим рукоять. Те же самые узнаваемые элементы: короткая рукоять, возможность «овергарда», и уже весьма развитая защита кисти руки.


Меч из книги Achille Marozzo 1536 года издания.

У Мароццо есть и такой меч с двумя гардами и дужкой для защиты кисти. Эта иллюстрация из главы про гвардию beca cesa. Хотя гарды этих мечей нельзя назвать идентичными, но общее конструктивное решение очевидно.

Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna… 1526 год.

Джакомо Райболини родился и жил в Болонье в 1486-1557 годах. Ровесник и современник А. Мароццо (1484-1554), кстати. Нас интересует его картина «Madonna con Bambino e i santi Giorgio, Giovannino, Sebastiano, Francesco, Berberdino, e angeli», — «Мадонна с Младенцем и святыми Георгием, Джованнино, Себастьяно, Францеско, Бернердино и ангелами».


Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna… Общий вид.
Giacomo Raibolini detto il Francia. Madonna… Фрагмент.
Меч из книги Achille Marozzo 1536 года издания.

Этот меч отличается от предыдущего одним важным элементом: небольшим кольцом, закреплённым на гардах. Это кольцо направлено вбок, и, если можно так выразиться, добавляет мечу третье измерение. Действительно, этот меч уже не плоский. Это уже «spada da lato». Оружие с таким кольцом есть и у Мароццо. Однако, рассмотрим картину подробнее.

Случаен ли выбор святых для картины? Может быть и случаен, но есть одна небольшая деталь. Доминирующее положение на картине занимают св. Себастьяно и св. Георгий, слева и справа, соответственно. Читаем у Мароццо в первой главе: «Хвала святому всемогущему Богу, и святейшей Деве Марии, и господину святому Себастьяну, и господину святому Роко, и святому рыцарю Георгию, и всем другим святым …». Тоже Георгий и Себастьяно, и тоже на самом видном месте, хотя и в несколько другой компании. «Притянуто за уши»? Я тоже сначала так подумал, но посмотрим на меч св. Георгия.

Меч св. Георгия великолепен, и отлично подойдёт для Болонского фехтования. Клинок в ножнах, и о нём трудно судить. Хотя, ножны довольно широкие, что наводит на мысль о возможности нанесения таким клинком эффективных рубящих ударов. Рукоять не длинная, как раз под ладонь. Перекрестье широкое. Развитая, для того времени, защита кисти руки. Обратите внимание на меховую отделку рукояти сверху и снизу. Украшение? Возможно. Только у нас в клубе перчатки более всего изнашиваются как раз в тех местах, где на картине изображен мех. Случайность? Может быть.

Ну и что? Ну и что такого, что два человека, жившие в одно время, в одном, не таком уж и большом (в то время не более 60000 человек населения) городе, будучи ровесниками, предпочитали одних и тех же святых и использовали одно и то же оружие? Правильно. Ничего. Они могли даже не быть знакомы. Сюжет картины, — Мадонна с Младенцем и разными святыми, сам по себе довольно популярен. Меч, идеально подходящий для Болонского фехтования, могли просто принести из оружейной комнаты, как и доспехи, кстати. Будем считать всё это просто интересным совпадением.

Справедливости ради нужно сказать, что на иллюстрациях у Мароццо нет ни одного меча, в котором были бы собраны все элементы защиты кисти руки вместе. В этом нет проблемы, ведь каждый из них изображен отдельно, а все в сборе они показаны на картине. Всё-таки у Мароццо книга о фехтовании, а не о мечах.

Так о чём это всё?

Уже в конце 14-го века в Болонье практикуется хват «овергард» и, что естественно, существует подходящая для него конструкция рукояти. В это же время появляются элементы защиты кисти руки, которые к середине 15 века становятся уже довольно развитыми. К 1500 году мы видим вполне сформировавшуюся гарду. А на картине 1526 года так и вообще идеальное Болонское оружие. К сожалению, очень трудно судить о клинках, даже если они изображены не в ножнах. Придётся оставить этот вопрос для будущих исследований.

Алексей Гарагатый, 16 ноября 2014 г.

marozzo.ru

Болонский меч. Лезвие против плоскости.

Постановка вопроса

Долгое время ведуться споры о том, чем же нужно отражать удары противника: лезвием меча или его плоскостью. В подтверждение обоих точек зрения есть аргументы. Однако, обратимся к первоисточникам, и посмотрим, что мастера сами говорят об этом. Конечно, ограничимся лишь нашей Болонской школой и одноручным оружием.

Шпага или меч

Первый вопрос — а что-же собственно у нас в руке? В 16-м веке итальянцев не очень интересовала Россия. Полагаю, многие даже не слышали о такой стране. И еще менее их интересовало, как их оружие будут называть в России через 500 лет. Мастера использовали то название, к которому привыкли. Для Италии — это «spada». Буквально — «меч».

Любое оружие с прямым длинным клинком для итальянца — spada. Она может быть длиннее, или короче, рубящей, или колющей, широкой, как палаш, или узкой, как рапира, с любым типом гарды, либо без таковой — это всё равно spada. Кстати, «spada a due mani» — «двуручный меч».

В 16-м веке спада представляет собой весьма совершенное оружие. Универсальный, колюще-рубящий клинок, хорошая балансировка, надёжная защита кисти руки. Помимо боевого варианта, уверенно входит в обиход и гражданская «spada da filo» — «тонкая спада».

Что говорят мастера о своём оружии

К сожалению, очень-очень мало.

A. Marozzo. 1 глава. «.. tu gli darai ad intendere, che cosa è fillo dritto, et che cosa è filo falso della ditta spada..» — «научи, что есть filo dritto, и что есть filo falso этого меча».

A. Manciolino Первая книга. «Et perche la spada ha duo tagli, delli quali, quello che garda il nemico e detto filo dritto, et quello che sta verso te si chiama Falso», т.е. «И так как у меча два лезвия, то, которое обращено к врагу, называется «истинное», а то, которое направлено к тебе, называется «ложное»».

G. Agocchie. 8 стр. «Quanto al primo del filo dritto. Ogni volta che haverete impugnato la spada cosi nella destra, come nella sinistra mano, il taglio che gardera verso nodi di mezzo della vostra mano, sara il filo dritto: & per il contrario quell altro sara il falso.»
Что в переводе будет.
«Во первых filo dritto. Каждый раз беря меч в правую, или левую руку, режущая кромка напротив среднего пальца вашей руки будет filo dritto, другая, напротив, будет falso».

И это все, что мастера считают нужным сказать о частях оружия. Названия двух лезвий — всё что нужно знать. Ни слова ни про плоскость, ни про конструкцию гарды, ни про балансировку.

Экскурс в итальянский словарь

dritto — прямой, правый, лицевая сторона…
falso — ложный, неправильный, ненастоящий…
filo (иногда fil) — нитка, проволока, провод, травинка, нитеобразный предмет, тонкая струнка, режущая кромка.

Внимательно посмотрите на слово filo. Его часто переводят как «лезвие», хотя именно такого значения в словаре нет. Тем не менее, все его значения описывают что-то тонкое и длинное. Нам же подходит, естественно, «режущая кромка».

Как это применять

Открываем все три учебника, в любой последовательности. Практически в каждом упражнении, так или иначе применяется отражение удара в лезвие (filo). Вот пара цитат для примера:
Marozzo, глава 10, часть 3. » che tu pari in filo di spada dritto …» — «отрази прямо в лезвие меча»
Marozzo, глава 11, часть 2 «… et li torrai la botta sua su’l filo dritto della tua spada» — «…отрази его удар filo dritto твоего меча».
Также для отражения ударов весьма активно используется falso filo.

Далее открываем описание гвардий. Пробуем встать как написано. Что направлено в сторону возможного удара? Чаще всего drito filo, реже falso. Можно попробовать встать в указанную гвардию, и развернуть руку так, чтобы отразить удар плоскостью, но я не уверен, что у человека так может гнуться рука.

Ну и наконец…

G. Agocchie на 13-й странице так прямо и говорит: «Havete dunque a sapere, che in due modi soli con la spada si puo parare, o co’l fil dritto di essa, o co’l falso.» Что можно перевести как: «Поэтому знай, что только двумя способами можно защититься мечем, или его drito filo, или falso.» Вот так вот — безаппеляционно.

Итог

Наша история богата и разнообразна. В разных странах употреблялось разное оружие и возникли разные техники его применения. Но в итальянской Болонье спокойно рубили лезвие-в-лезвие, — это советовали мастера, этому они и учили своих студентов. Наверное, мечи того времени позволяли такое обращение и не выходили из строя слишком быстро.

Алексей Гарагатый, 19 ноября 2013 г.

marozzo.ru

Меч — Spada. Общие определения.

Spada (существительное, жен. р.). Буквальное значение — «меч». Это самый общий термин, включающий в себя все оттенки значения слова «меч», включая буквальные, переносные, поэтические и т.д. Также иногда может применяться для любого оружия с длинным клинком: сабля, палаш, шашка, тесак и т.д. Также может применяться и как синоним «клинкового оружия».

Spadone (существительное, муж. р.). Буквально — «большой меч», «мечище». Это меч, который больше обыкновенного. Помимо двуручного и полуторного, это может быть и большой одноручный меч.

Spadino (существительное, муж. р.). Буквально — «маленький меч», «мечик». Т.е. меч, который явно меньше обыкновенного. Обычно применяется по отношению к относительно поздним гражданским и статусным мечам, в России часто называемым рапирами.

От слова «spada» существует множество производных. Вот некоторые из них:

  • Spada da filo — тонкий меч, а также заточенный меч, если речь идёт о противопоставлении тренировочному;
  • Spada da stocco — колющий меч;
  • Spada da caccia — охотничий меч;
  • Spada a due mani — двуручный меч;
  • Spada da una mano — одноручный меч;
  • Spada da piede — пехотный меч;
  • Spada da cavallo — кавалерийский меч;
  • Spada da lato — меч со сложной гардой;
  • Spada da gioco — меч для игры, т.е. тренировочный меч;
  • … и многое другое.

Striscia (существительное, жен. р.). Буквально — «полоса», «лента», «линия», «тесьма». Применительно к оружию, это «дуэльная рапира».

Fodero (существительное, муж. р.). Буквально — «ножны», или «футляр». Конечно, такой аксессуар необходим любому мечу. «Spada con fodero» в переводе будет «меч с ножнами».

Клинок

См. обозначения на рис 1.

1. Lama (существительное, жен. р.). Буквально — «пластина», «лезвие», «клинок». Применительно к холодному оружию, это «клинок», в значени и «заточенная пластина».

2. Filo (существительное, муж. р.). Буквально — «нитка», «проволока», «леска», «режущая кромка», «лезвие». Не следует путать «лезвие — lama», и «лезвие — filo». В первом случае это «заточенная пластина», а во втором — «режущая кромка». У меча обычно два лезвия. Одно, filo dritto, называется «правильным», и направлено в сторону противника. Другое, filo falso, называется «ложным», и направлено в сторону бойца.

3. Punta (существительное, жен. р.). Буквально — «остриё», «острый конец», «верхушка», а также может быть «линия атаки».

4. Canale (существительное, муж. р.). Буквально — «канал», «проточка». Это узкий, длинный дол.

5. Sguscio (существительное, муж. р.). Буквально — «вырез», «углубление». Это тоже дол, только более широкий.

6. Sgusciatura (существительное, жен. р.). Буквально — «вышелушивание». Это большой широкий дол.

7. Nervatura (существительное, жен. р.). Буквально — «ребро».

Costola (существительное, жен. р.). Буквально — «ребро», «обух», «корешок (книги)». На мечах с одностороннней заточкой, не заточенная часть, как и у нас, называется «обух».

Forte (прилагательное). Буквально — «сильный», «крепкий», «стойкий». Это часть клинка от перекрестья, до половины длины. В Болонском фехтовании обычно применяется для отражения ударов противника.

Debole (прилагательное). Буквально — «слабый». Это часть клинка от половины длины до острия. В Болонском фехтовании обычно применяется для нанесения ударов по противнику.

Medio (прилагательное). Буквально — «средний». Это центральная часть клинка. В Болонском фехтовании обычно не выделяется как отдельный элемент.


Рис 1. Части клинка итальянских мечей.

Рукоять и перекрестье

См. обозначения на рис 2.

1. Pomo (существительное, муж. р.). Буквально — «яблоко», «набалдашник».

2. Bottone (существительное, муж. р.). Буквально — «пуговица», «кнопка», «головка». Это та заклёпка, которая скрепляет рукоять.

3. Impugnatura (существительное, жен. р.). Буквально — «ркукоятка», «ручка». От слова «pugno» — «кулак». Буквально, это «то, что в кулаке».

4. Elso (существительное, муж. р.). В исторических источниках также встречается «elzo» и «elzzo». В современном словаре такого слова нет. Лучше всего перевести как «гарда». Только, говоря «elzo», итальянцы имеют ввиду относительно ранние варианты гарды, состоящие как из простого перекрестья, так и из несложной конструкции из ветвей.

5. Elzetto (существительное, муж. р.). Буквально — «маленький elzo», т.е. «маленькая гарда». Применяется на двуручных мечах.

6. Dento (существительное, муж. р.). Буквально — «зуб». Может быть аналогом «elzetto», но иногда бывают и отдельные «зубы» на мечах, и не только двуручных.

7. Crociera (существительное, жен. р.). Буквально — «крестовина», «пересечение». Собственно «крестообразная гарда». Такая гарда состоит из двух рук — «braccio».

8. Braccio di guardia (существительное, муж. р.). Буквально — «Рука защиты». Часть перекрестья, направленная в сторону противника, как и filo dritto. Часто используется для защиты кисти руки бойца.

9. Braccio di parata (существительное, муж. р.). Буквально — «Рука отражения». Часть перекрестья, направленная в сторону от противника, как и filo falso. Часто истользуется при отражении ударов filo falso.

10. Archetto (существительное, муж. р.). Буквально — «маленькая дуга», «дужка». Используется для защиты указательного пальца.


Рис 2. Рукоять и простое перекрестье.

Сложная гарда

См. обозначения на рис 3.

1. Guardia (существительное, жен. р.). Буквально — «защита», «охрана». В нашем случае можно перевести как «защитная дужка». Не следует путать с «гвардией» в Болонском фехтовании. Несмотря на внешнюю схожесть названий, это не одно и то же.

2. Archetto (существительное, муж. р.). Буквально — «маленькая дуга», «дужка». На сложных гардах появилось два таких элемента: «archetto di guardia» — там где filo dritto и braccio guardia, и «archetto di parato» — там где filo falso и braccio parato.

3. Arresto (существительное, муж. р.). Буквально — «остановка», «задержка», «стопор». Это элементы, служащие для препятствия движению оружия противника. Технически, они бывают очень разные.

4. Ramo (существительное, муж. р.). Буквально — «ветвь», «ответвление».

5. Ponte (существительное, муж. р.). Буквально — «мост». Это кольца, расположенные на гарде справа, за исключением самого верхнего, которое называется «Ponticello», — «мостик», «перемычка» (5a). Количество таких мостов может быть два, три, или много.

6. Marca (существительное, жен. р.). Буквально — «клеймо», «знак», «метка».

7. Ricasso (существительное, муж. р.). «Пятка клинка».


Рис 3. Сложная гарда.

Гарда со щитками

См. обозначения на рис 4.

1. Valva (существительное, жен. р.). Буквально — «створка ракушки».

2. Tazza (существительное, жен. р.). Буквально — «чашка». Оружие с такой гардой называется «spada a tazza», т.е. «меч в чашке».


Рис 4. Гарда со щитками.

А. Гарагатый.
10 апреля 2015 г.

marozzo.ru

Болонский меч III

В картинной галерее города Болонья (Pinacoteca Nazionale di Bologna) мы обнаружили довольно много мечей с «простым S-образным перекрестьем». Технически, это обычное перекрестье, но его передняя часть (там, где filo dritto) загнута горизонтально влево, а задняя (там, где filo falso) — вправо. Посмотрим на эти мечи.

Raffaello Sanzio. «Santa Cecilia in estasi con i santi Paolo, Giovanni evangelista, Agostino e Maria Maddalena».

Картина называется «Святая Цецилия в исступлении со святыми Паоло, евангелистом Джованни, Агустином и Марией Магдаленой». Картина писалась около двух лет, в 1515-1516 гг по заказу Елены Дульоли (Elena Duglioli dall’Olio, 1472-1520).

Нам интересен меч в руках у Святого Паоло. Это одноручный меч с очень тонким клинком. Такое оружие называется «spada da stocco», что буквально переводится как «колющий меч». Помимо перекрестья, следует обратить внимание на конструкцию острия этого меча.


Raffaello Sanzio. Santa Cecilia in estasi con i santi Paolo, Giovanni evangelista, Agostino e Maria Maddalena. Общий вид.
Raffaello Sanzio. Santa Cecilia in estasi con i santi Paolo, Giovanni evangelista, Agostino e Maria Maddalena. Фрагмент.
Raffaello Sanzio. Santa Cecilia in estasi con i santi Paolo, Giovanni evangelista, Agostino e Maria Maddalena. Фрагмент.

Innocenzo Francucci. «Madonna col Bambino in gloria e santi Michele arcangelo, Pietro e Benedetto». 1517/1522

Картина называется «Мадонна с Младенцем во славе и святые архангел Михаил, Петр и Бенедикт». Инноченцо Франкуччи также известен как Инноченцо Имольский (Innocenzo da Imola).

В руке архангела Михаила интересующий нас меч. Самый обычный меч, с универсальным рубяще-колющим клинком. Размер рукояти типичен для Болонских мечей — точно по размеру ладони.


Innocenzo Francucci. Madonna col Bambino in gloria e santi Michele arcangelo, Pietro e Benedetto. Общий вид.
Innocenzo Francucci. Madonna col Bambino in gloria e santi Michele arcangelo, Pietro e Benedetto. Фрагмент.

Orazio Samacchini. «Madonna in Gloria incoronata dalla Trinità con i Santi».

Картина называется «Мадонна во славе венчанная Троицей со святыми», и написана в 1570 году. Художник изобразил два меча. Первый меч расположен в правом нижнем углу. Уже знакомая нам по предыдущим картинам короткая рукоять, и S-образное перекрестье. Второй меч расположен по центру, чуть левее. Это тоже уже знакомая нам конструкция, но с развитой защитой кисти руки. Перекрестье тоже изогнуто, но, если художник был точен, в противоположную сторону. Т.е. задняя часть (а именно она видна) — влево.


Orazio Samacchini. «Madonna in Gloria incoronata dalla Trinità con i Santi.». Общий вид.
Orazio Samacchini. «Madonna in Gloria incoronata dalla Trinità con i Santi.». Фрагмент.
Orazio Samacchini. «Madonna in Gloria incoronata dalla Trinità con i Santi.». Фрагмент.

Guido Reni. «Sansone vittorioso».

Гвидо Рени (Guido Reni) 1575-1642. Известный живописец Болонской школы. Жил и работал в Болонье и в Риме. Его картины можно встретить и в Лувре, и в Дрезденской галерее, и в Эрмитаже.

Картина называется «Самсон победоносный», и написана в 1611 году. Увы, меч прорисован несколько менее подробно, чем предыдущие.


Guido Reni. Sansone vittorioso. Общий вид.
Guido Reni. Sansone vittorioso. Фрагмент.

Guido Reni. «Gesu Cristo in pieta pianto dalla Madonna e adorato dai santi Petronio, Francesco, Domenico, Procolo e Carlo Borromeo».

Снова картина Гвидо Рени. Название: «Иисус Христос в милосердном плаче Мадонны и благоговении святых Петронио, Франческо, Доменико, Проколо и Карло Барромео». Картина написана в 1616 году. В нижней части картины важная деталь — условное изображение города Болонья. Этот элемент часто встречается на картинах болонских художников. Когда нужно связать сюжет с Болоньей — всегда рисуют такой город с крепостной стеной и двумя склонёнными башнями в центре.

Интересующий нас меч мирно лежит прямо над городом, чуть правее. Если посмотреть внимательнее, становится видно, что клинок в ножнах изогнут.


Guido Reni. Gesu Cristo in pieta pianto dalla Madonna e adorato dai santi Petronio, Francesco, Domenico, Procolo e Carlo Borromeo. Общий вид.
Guido Reni. Gesu Cristo in pieta pianto dalla Madonna e adorato dai santi Petronio, Francesco, Domenico, Procolo e Carlo Borromeo. Фрагмент.

Настоящее оружие

И, наконец, несколько примеров настоящих мечей с S-образным перекрестьем. Все приведённые изделия датируются от последней четверти 15-го до первой четверти 16-го века.

Так о чём это всё?

«S-образное» перекрестье применялось в Болонье, и, судя по всему, весьма широко. Устанавливалось на клинки самых разных конструкций. Разворот перекрестья (влево-вправо) мог быть разный, но есть основания предполагать, что чаще передняя часть загиналась влево.

Алексей Гарагатый, 21 января 2015 г.

marozzo.ru

Болонский меч в работе Achille Marozzo 1536 года.

Иллюстрации в изданиях «Opera Nova» 1536, 1540 и 1550 годов идентичны. О различия в изданиях см. отдельную статью.


Глава 1. У персонажей слева и в центре мечи видимо очень похожи. Видны массивные противовесы. Кисть руки защищает дужка. О длине рукояти судить сложно. У персонажа справа меч другой конструкции, с S-образным перекрестьем. Несмотря на отсутствие защиты руки, явно виден хват «овергард». Виден массивный противовес.
Главы 10 и 11. Это 1 и 2 атака, соответственно. «Овергард» без защиты кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 12. «Овергард» без защиты кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 36. «Овергард» без защиты кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 64. «Овергард» без защиты кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 77. Два меча. У обоих короткие рукояти и массивые противовесы. Оба держатся «овергардом», но защита кисти руки на мечах разная.
Глава 85. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 95. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 102. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 115. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 125. Короткая рукоять, массивный противовес. Видно что-то похожее на защиту кисти руки, хотя трудно сказать что именно. Насчёт «овергарда» тоже не понятно.
Глава 138. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 139. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 141. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 141. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 142. Явно виден «овергард» и защита кисти руки. О длине рукояти и форме противовеса судить трудно.
Глава 142. Короткая рукоять и массивный противовес. О хвате судить трудно. Можно подумать, что простой, кулачный. Однако, braccio dritto (передняя «рука» перекрестья) нарисована всё-таки между указательным и средним пальцами.
Глава 142. «Овергард» с защитой кисти руки. Рукоять и противовес не видно.
Глава 142. «Овергард» с S-образным перекрестьем, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 142. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 142. «Овергард» с защитой кисти руки. Рукоять и противовес не видно.
Глава 142. «Овергард» с защитой кисти руки. Хорошо видна «дужка». Рукоять и противовес не видно.
Глава 144. Два почти одинаковых меча. «Овергарды», короткие рукояти, массивные противовесы. Особенно большой противовес у воина справа.
Глава 147. Два почти одинаковых меча. «Овергарды», короткие рукояти, массивные противовесы.
Глава 151. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 157. «Овергард» с защитой кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес.
Глава 160. Два одинаковых меча. «Овергард» без защиты кисти руки, короткая рукоять, массивный противовес. Всадник держит меч тоже «овергардом».
Глава 161. Короткая рукоять и массивный противовес не вызывают вопросов. А вот хват меча очень странный. Вроде бы «кулачный», но, если присмотреться внимательно, то виден большой палец, перекинутый через перекрестье. Что это? Неточность?

Вывод. На всех иллюстрациях короткая рукоять и массивный противовес. «Овергард» на всех иллюстрациях, кроме одной.

Алексей Гарагатый, 25 ноября 2015 г.

marozzo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *