представления о мироздании; космо- и теогонические мифы ≪ Scisne?

Шумерская мифология. Боги Энки, Уту и Инанна. Оттиск цилиндрической печати. III тысячелетие до н.э.


История изучения шумерской культуры началась лишь с первой четверти XX века после расшифровки вавилонской клинописи и зарождения науки ассириологии. Одну из важнейших ролей в процессе изучения истории шумеров сыграл профессор Сэмюэл Ной Крамер, учёный-шумеролог. Именно ему удалось возродить к жизни древнюю шумерскую литературу, восстановить память о шумерах. Благодаря его работам определена роль их культуры в истории человеческой цивилизации.
В своей знаменитой книге "История начинается в Шумере" Сэмюэл Крамер повествует о верованиях, культуре, быте и нравах древнего народа. Он знакомит читателя с результатами трудов всей своей жизни. Книга эта "приправлена его кровью, тяжким трудом, слезами и потом". Крамером опознаны и атрибутированы десятки тысяч клинописных фрагментов и табличек, свидетельствующих о развитой культурной жизни и отлаженной хозяйственной и административной деятельности шумеров.

Все таблички прочитаны впервые им и транскрибированы для последующего истолкования и перевода. Крамеру, можно сказать, повезло, так как шумерская цивилизация – единственная в своём роде: до нас дошло такое огромное количество письменных документов, как ни от какой другой древней культуры мира. Письменность развивалась в Шумере постепенно. На глиняных табличках тростниковыми палочками записаны были первые сказания, предания, поучения. Письменные документы шумеров сообщают сведения буквально обо всех сторонах жизни древних людей.

Шумеры – народ, обитавший на юге Двуречья, или Месопотамии, в долине рек Тигра и Евфрата в IV и Ш тысячелетиях до н.э. – освоили земли, малопригодные для жизни, осушив болота и проведя каналы; научились строить из тростника, глины и песка, поскольку в стране не было леса и камня; научились формировать кирпич. С плодородных земель жители Шумера собирали обильные урожаи. Для того чтобы охранять растения от жары и ветра они создавали защитные насаждения из густолиственных деревьев. Сельское хозяйство процветало. Шумеры вели широкую сухопутную и морскую торговлю со всеми соседними странами. На месте торговых узлов образовывались города.

Уже в Ш тысячелетии до н.э. Шумер славился своими многолюдными городами, в центре которых возвышались могущественные общественные здания. Именно здесь был сделан первый шаг к созданию демократического правительства: ограничение власти царя и признание прав народного собрания, и был создан древнейший по нынешним данным свод законов Ур-Намму правителя Шумера и Ура. Закон и правосудие были основополагающими понятиями для древних шумеров, на них зиждилась вся общественная и экономическая жизнь. В конце III тысячелетия до н.э. страна шумеров (и жившего с ними народа семитского происхождения аккадян) была разделена на десятки общинных поселений. Средоточием каждой общины, центром хозяйственно-административной деятельности был храм, считавшийся обиталищем определённого божества. Правителем общины считался жрец её храма. Он осуществлял свою административную и религиозную власть от имени бога или богини.

В результате развития письменности возникли первые школы. К середине Ш тысячелетия до н.э. на территории Шумера уже существовала сеть школ для систематического обучения письму. По мере развития школ, программы которых заключались в подготовке профессиональных писцов для дворцов и храмов, учебные заведения преобразовались в культурные центры, где школьники не только изучали и переписывали литературные произведения, но и создавали новые. Было установлено, что школьники обучались по двум основным программам. Первая представляла собой заучивание и переписывание групп слов из области ботаники, зоологии, географии, минералогии и др. Вторая программа имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половины Ш тысячелетия до н.э. Таких текстов были сотни, и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером до 1000 строк. Эти произведения принадлежали к различным жанрам: хвалебные гимны богам и царям, плачи о разрушенных, побеждённых городах, поучительные произведения, включающие басни, пословицы и назидания; мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие подвиги шумерских богов и героев.

Шумеры много размышляли и строили предположения о природе вселенной, и, прежде всего, о её происхождении и устройстве, о законах мироздания. Уже в Ш тысячелетии до н.э. в Шумере были мыслители и педагоги, которые пытались ответить на подобные вопросы и для этого разрабатывали свою космогонию и теогонию. Поскольку у шумеров не было литературного жанра, аналогичного учёным трактатам, они излагали свои идеи в мифах. О единой шумерской мифологии не приходится говорить, поскольку количество общин было больше, чем богов, и мифы существенно отличались друг от друга. Одни и те же боги имели разную «родословную» в разных общинах. Например, богиня любви и плодородия Инанна у шумеров, называлась Иштар у аккадян. Но всё-таки мифы разных общин имели определённую единую основу.

Для каждого шумерского философа и педагога главными элементами мироздания были земля и небо. Поэтому они называли вселенную «ан-ки», что означает «небо-земля». Земля по представлениям шумеров, это плоский диск, а небо – пустое пространство, опирающееся наверху и внизу на твёрдую поверхность.

Поскольку шумеры называли олово "небесным металлом", можно предположить, что поверхность считалась оловянной. Между землёй и небом располагался третий элемент – "лиль", что означает "ветер" (воздух, дуновение, дух). Его главной отличительной чертой, очевидно, считалось движение и способность занимать пространство, что приблизительно соответствует нашему понятию "атмосфера". Солнце, луна, планеты и звёзды созданы из того же вещества, что и атмосфера, но, кроме того, обладают способностью светиться. "Небо-земля" со всех сторон окружены бесконечным океаном, в котором они каким-то образом сохраняют неподвижность. Исходя из этих очевидных и непреложных для шумерских философов представлений, они и строили свою космогонию.

Задавшись вопросом, кто сотворил "эн-ки", "лиль" и океан, шумеры создали целый пантеон живых существ, похожих на людей, однако бессмертных и наделённых сверхчеловеческим могуществом, которые незримо управляют ходом мироздания по непреложному плану, в соответствии с незыблемыми законами. К такому убеждению шумерские теологи пришли путём логических умозаключений. В составлении «родословных» богов теологи руководствовались знанием современной им структуры общества. Поэтому божества занимали в пантеоне разные места в соответствии со значением каждого.

Древнейшим из известных шумерских космогонических мифов является миф "Гора небес и земли". В нём говорится о том, что первоначально все стихии были слиты воедино и представляли собой огромную гору, окружённую водами вечного океана. Но однажды, дочь океана Намму, богиня-прародительница, "произвела из себя Ану и Ки, сына и дочь, и поселила их раздельно. Ану (Небо) – на вершине горы, а Ки (Землю) – внизу, под её подножием". Когда дети выросли, Намма соединила их и Ки родила от Ану владыку Энлиля, "господина воздушного пространства, атмосферы". Потом Ки родила от Ану ещё семь сыновей-стихий, младших богов-помощников ануннаков. Все дети Ану и Ки стали соединяться друг с другом, и вскоре у них появилось множество внуков и правнуков. Видя, что гора стала тесна для своих подопечных, Ану призвал Энлиля и предложил разделить гору на две части. Вместе они разорвали гору и превратили нижнюю её часть в землю, а вершину – в небо. Ану избрал для себя небо, а Энлилю отдал землю. Энлиль стал «носиться» над землёй, наполняя её дыханием жизни.

"Без Энлиля не было бы ни летучих облаков, впитывающих и отдающих влагу, как губка, ни растений, ни трав, ни зарослей тростника, ни деревьев, приносящих плоды".


В самом центре земного диска Энлиль соорудил для своих братьев и сестёр Ниппур и сам поселился в нём, воздвигнув себе обиталище в центре города. В этом городе жила сестра Ану старица Нунбаршегуну со своей дочерью-красавицей Нинлиль. Однажды, когда Нинлиль "явилась омыться" к реке, Энлиль, возжелавший Нинлиль, набросился и "насытился её невинной красотой". За это старшие боги отправили насильника в подземный мир. Нинлиль отправилась за своим мужем. В подземном мире она родила Энлилю сына Нанну (Луну) и ещё трёх нижних сыновей. По прошествии некоторого времени супруги вернулись на небо, но стали жить вдали от всех. Гнев Энлиля становился причиной чумы, засухи, потопов. Из этого мифа мы узнаём, что земля и небо некогда были едины (согласно другим шумерским мифам созданы были океаном), и что некоторые боги существовали и до отделения неба от земли.

Этот миф ярко иллюстрирует антропоморфный характер шумерских богов. Даже самые мудрые и могущественные среди них своим обликом, помыслами и деяниями походили на человека. Подобно людям, боги строили планы, действовали, пили, ели, женились, обзаводились семьями, вели хозяйство и были подвержены человеческим слабостям и недугам.

Из следующего мифа "Энки и мироздание" мы узнаём, что на этом преобразования на земле не закончились. Если Ану создал жизнь на земле, то Энки, сын богини Намму, её упорядочил. До него землю покрывали непроходимые болота и чащи, не было спасения от скорпионов, змей и свирепых зверей. Энки выкорчевал кустарник, вспахал и засеял землю, соорудил закрома, заполнил Тигр и Евфрат влагой, затем наполнил реки рыбой. После этого Энки распределил обязанности между всеми богами.

"Так богу Энбулу он поручил заботу о Тигре и Евфрате… Нанна получил богатый рыбой болотистый юг Шумера. Заботу о море он поручил богине Нанше. Ишкур должен был отвечать за дожди, Эмкинду – за полевые работы, Аншан – за рост растений…"


Женщин Энки научил сучить из шерсти овец нить и сплетать её в ткань. Энки провёл границы между участками земледельцев, чтобы они усерднее ухаживали за тем, что принадлежит именно им. Он создал город Эриду, подняв в него пресные воды из подземного океана.

"Чтобы люди не были похожи на зверей, Энки создал установления и записал их на скрижалях. Люди должны были их чтить, но он удержал скрижали у себя, чтобы люди не возвысились и не были, как боги".


Божественные установления, записанные Энки, известны были шумерам под именем "ме". Один из шумерских поэтов перечислил сто "ме", среди них: верховная власть, власть богов, корона, скипетр, царская власть, мир, победа и др. Идея заключалась в том, что любой вещи или явлению в жизни соответствует слово, находящееся во власти богов. Обладание этим "ме", согласно верованиям шумеров, означало пользование всей полнотой власти. Боги вели между собой борьбу за обладание божественным знанием.

Так в мифе "Инанна и Энки" богиня Инанна, покровительница города Урук, хитростью завладела сотней "ме" и передала их людям, чтобы облагодетельствовать любимый ею город, "одарить старцев мудростью, воинов силою, женщин плодовитостью, детей радостью", тем самым восславить себя. Позднее господином всех "ме" в шумерской мифологии являлся бог подземного царства Энмешарра. Он считался одним из древнейших богов.

Энмешарра и его супруга Нинмешарра считались предками Ану и Энлиля. Согласно новоассирийскому заклинанию 1 тыс. до н.э., Энмешарра "передал Ану и Энлилю скипетр и господство".

С подземным миром связано множество мифов. Один из самых известных "С Великих небес к Великим недрам". Существует несколько вариантов мифа. Расхождения образуются вследствие неоднократного переписывания и дополнения этого мифа с течением времени. Речь в мифе идёт о богине плодородия, плотской любви и распри Инанне. По одной из версий она решает царствовать как на небе, так и в подземном царстве.

Перед тем, как отправиться в подземный мир, Инанна, опасаясь своей сестры, подземной владычицы Эрешкигаль, оставляет своему послу и визирю Ниншубуре наказ: через три дня совершить на "холмах погребальных" обряд её оплакивания, а затем отправляться в храмы трёх великих богов - Энлиля, Нанны и Энки и просить у них помощи в спасении Инанны.

Только Энки соглашается помочь. Он достаёт грязь из-под ногтей, "крашенных красной краской", и лепит два загадочных существа "кургара" и "калатура", снабжает их "травой жизни" и "водой жизни" и, научив магическому заклинанию, отправляет в подземное царство. Но Инанна к этому времени уже мертва. При входе в подземное царство привратник Нети заставляет её снять украшения, что лишает её силы "ме".

Появившиеся в подземном царстве посланники Энки застают Эрешкигаль в родовых муках. Они предлагают ей помощь взамен на освобождение Инанны. Эрешкигаль соглашается. Посланцы оживляют Инанну и выводят её из подземного царства. Единственным условием освобождения богини является то, что она должна найти себе замену для царства мёртвых. С ней вместе на свет выходят демоны.

Возвратившись домой в Кулаб, пригород Урука, Инанна застаёт своего возлюбленного, бога плодородия Думузи, на троне. Инанна в гневе указывает демонам на Думузи, и те забирают его вместо Инанны в подземный мир.

В аккадской мифологии существовало центральное женское божество, соответствовавшее шумерской Инанне – Иштар, богиня плодородия, плотской любви, войны и распри, являлась астральным божеством – олицетворением планеты Венера. Считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. В иконографии Иштар изображалась иногда со стрелами за спиной.

В отличии от шумеров, у аккадян отчётливее проступают фунуция богини – создательницы жизни, помощницы при родах. Поэтому в результате снисхождения Иштар в преисподнюю на земле прекращается любовь, животная и растительная жизнь.

В Ш тысячелетии до н.э. в Шумере насчитывалось несколько сот богов. Есть все основания полагать, что бог неба Ан некогда считался у шумеров главным божеством всего пантеона, но примерно к 2500 г. до н.э. эта роль приписывалась уже богу воздуха Энлилю.

Из поздних мифов становится известно, что Энлиль считался добрым богом-творцом, определившим строение вселенной и создавшим её наиболее благотворные силы. Это он сотворил день, он сжалился над людьми, он способствовал росту злаков, растений и деревьев на земле. Он был источником процветания и изобилия страны, изобретателем мотыги и плуга – первых сельскохозяйственных орудий, которыми пользовался человек. Третьим по значимости был бог Энки, бог мудрости, который упорядочил жизнь на земле и в небесах. Четвёртым созидательным божеством была богиня-мать Нинхурсаг или Нинмах. Она считалась прародительницей всех живых существ. С течением времени мифы о богах дополнялись, менялись их "родословные".

В мифах аккадян и вавилонян можно найти как похожие, так и абсолютно новые акценты в их космогонии и теогонии. Бесспорным остаётся то, что шумерская мифология являлась основополагающей для всех последующих культур.

Источники:

1. Крамер С. Н. "История начинается в Шумере". – М.: Наука, 1991. – 240 с.
2. Немировский А.И. "Мифы древности. Ближний Восток". – М.: Лабиринт, 2001. – 352 с.
3. Лёхин И.В., Петров Ф.Н. Словарь иностранных слов. – М.: - Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1949. – 808 с.
4. Мелетинский Е.М. Мифологический словарь. – М.: - Советская энциклопедия, 1991. – 736 с.
5. Крамер С.Н. "Мифология Шумера и Аккада. Мифология древнего мира." – М.: Наука, 1977. – 402 с.

scisne.net

Шумерская мифология ≪ Scisne?


Интерес к мифологии Месопотамии был необычайно подогрет открытием Джорджа Смита, скромного гравера Британского музея, который самостоятельно осилил премудрость клинописи. Именно ему мы обязаны новым прочтением библейского мифа о всемирном потопе. Д. Смит не только первым прочитал строки о прообразе ветхозаветного Ноя — древнешумерском Ут-Напишту, но и нашел недостающую часть текста, так что мы теперь доподлинно знаем о еще одной попытке истребить род человеческий, осуществленной гневливыми шумерскими богами во главе с богом ветра Энлилем. Спасителем людей стал бог пресных вод и мудрости Энки, который пожалел свои создания. Будучи связанным клятвой, он поведал о будущих бедствиях не людям, но стенам хижины благочестивого Ут-Напишту. А далее следует строительство ковчега, «черная туча» с богом бури Аддадом посередине, семь бессонных ночей буйства стихий и три вестника: голубка и ласточка, которые вернулись на ковчег, и весьма практичный ворон, отыскавший землю и тут же занявшийся своими делами.

Через несколько десятилетий, в конце 20-х — начале 30-х гг. XX в., английский археолог Л. Вулли смог найти материальное подтверждение мифа о потопе. Раскапывая многовековую свалку на окраинах г. Ура, Вулли наткнулся на пласт твердого, слежавшегося ила и песка, в котором напрочь отсутствовали какие-либо следы человека. На этом можно было бы и остановиться, если бы не дотошность Вулли, который заметил, что этот пласт расположен выше уровня равнины, раскинувшейся вокруг. Река не могла течь выше равнины, и в этом крылась какая-то тайна, ради которой стоило копать дальше. Через 2,5 метра возобновился так называемый культурный слой с предметами человеческой деятельности, которые свидетельствовали об очень древней неолитической культуре. Раскоп получил название «шахта потопа», а параметры слоя ила помогли определить масштабы катастрофы: вода стояла довольно долгое время на высоте 8 метров на площади 650 х 15 км — от пустыни Ирана до предгорий Элама, от древнего Вавилона до Персидского залива. Природная катастрофа произошла в столь древние времена, что стала мифом для самих шумеров. «А потом был потоп, а после потопа цари снова сошли с неба» — такова формула, часто встречающаяся в хрониках. В данном случае реальное событие родило миф, а миф пронес память о реальном событии через века и культуры.

Преемственность мифологических структур стала, помимо общности письменности, еще одним скрепом единства цивилизации Месопотамии. Начиная с VI тыс. до н.э. о наличии мифологических верований свидетельствуют артефакты материальной культуры, а с III тыс. последние дополняются письменными источниками.

Неолитические культуры Месопотамии (Халафская культура VI – V тыс. до н.э., Убайдийская — 4000–3500 гг. до н.э., Урукская — 3500–3000 гг. до н.э.) объединял развитой культ богини-матери, которая предстает перед нами то в виде кормящей грудью женщины с ящероподобным лицом, то в виде сдвоенного изображения матери и дочери с глазами, занимающими все лицо, то в виде сосуда, полного непролившейся небесной влаги. На его основе позднее возник культ многочисленных женских божеств, дарующих жизнь. Дамгальнуна, Нинхурсаг, Баба, Нинмах, Нингаль, Нинту, Мама, Мами, Нисаба — это только часть женского пантеона.


Ко времени образования первых шумерских городов уже в основном складывается пантеон антропоморфных шумерских богов, которые одновременно олицетворяли творящие и производящие силы природы и были покровителями «своей» общины и «своего» города. Шумер — редкий пример в древности, когда городская культура оказывает исключительное влияние на формирование мифологии. Даже такое понятие, как Земля, относящееся к первоэлементам Космоса (богиня Земли Ураш), этимологически родственно словам, обозначающим город (Ур). А свое происхождение шумеры ведут от первого священного города — Эриду:
«Тростник еще не вырос. Дерево не было создано. Не был построен дом. Не был построен город. Вся земля была — море. Потом был создан Эриду».

Самое интересное, что, подняв из водной пучины мирового океана первозданный город, бог Энки плывет за благословением к богу ветра, владыке богов Энлилю в его священный город Ниппур. У каждого бога в Месопотамии был свой город, построенный самолично и по собственному плану: Энлиль «своею рукою на земле начертил святое селенье, когда город Ниппур сам себе построил» (гимн «Энлиль! Повсюду…»). Город Урук принадлежал богу неба Ану и его дочери, богине плодородия и любви Инанне, город Ур — богу луны Нанне, город Лагаш — Нингирсу, богу плодородия и войны, город Вавилон — Мардуку...

Самым древним мужским божеством шумерского пантеона был бог неба Ан, «гора земли и неба», который некогда был слит со своей божественной супругой Ураш (землей). Он — отец богов, к нему идут за благословением. После того как были поделены сферы влияния, Ан взял себе небо и передал большинство своих функций своему первородному сыну Энлилю/Белу.


Энлиль носил говорящие о его божественной природе титулы «Владыка ветра», «Могучий утес», «Великая гора». Он правил в Ниппуре, его храм Экур (дом Горы) находится в центре Дуранки, области, символизирующей связь неба (Ан) и земли (Ки). Именно там (по одной из версий) он проделал дырку мотыгой, и на свет из-под земли, где они росли как трава, вышли люди. Энлиль, бог необузданных стихий, бог бури и воздуха, подобен дикому быку (отсюда его символ — тиара с рогами быка на алтаре). Но он же и бог плодородия и жизненных сил. В мифе о его брачном союзе с богиней Нинлиль он, подобно умирающему и воскресающему богу, сходит под землю, изгнанный старшими богами, но, благодаря последовавшей за ним супруге, возвращается на землю, оставив в мире мертвых замену себе, жене и своему сыну Нанне (богу луны) в виде трех подземных богов. Его дети: боги войны Нинурта и Нингирсу, бог палящего солнца и преисподней Нергал, бог судьбы Намтар.
Энлиль часто враждебен людям и насылает ни человечество то чуму, то засуху, то, наконец, потоп. Но он же выступает иногда как культурный герой и дает людям богов скотоводства и земледелия.

Энки /Эа — «владыка Земли», «владыка низа», «хозяин Абзу» – подземного мирового океана пресных вод, который опоясывает землю, бог мудрости и заклинаний, хранитель таблиц судеб «Ме». Он в отличие от Энлиля относится к людям, которых сам же и вылепил из глины (другая версия происхождения людей), очень благожелательно. Именно ему люди обязаны своим спасением во время потопа. Энки без устали обходил землю и с удивительной щедростью и изобретательностью облагораживал ее — проводил каналы и тут же приставлял к ним смотрителя (бога Энкимду — «создан Энки»), заполнял горы растениями и живностью, овчарни — скотом, равнины — садами и огородами. Он изобрел плуг, мотыгу, форму для кирпича. Он остроумен (чего стоит его проделка со стенами хижины, которым он поведал о будущем потопе) и весел (помимо обыкновенных людей он, захмелев, налепил смешных уродцев), всегда готов подать добрый совет и прийти на помощь. У его помощника и посла Исимуда целых два лица (вспомним двуликого римского бога Януса, в честь которого назван месяц январь), а сам Энки иногда может быть замещен своим символическим знаком — бараном на спине рыбокозла. На изображениях его всегда можно узнать по бьющим из его тела фонтанам воды с плещущимися в них рыбками. До сих пор косточки пресноводных рыб лежат на алтарях его храмов (по ним определяют принадлежность храма).

Небесные светила представлены богами луны (Нанна) и солнца (Уту). В Шумере в связи с преобладанием лунного календаря на первом месте было лунное божество, «тот, чей подъем сиянье», — Нанна. Он — первенец Энлиля, рожденный под землей, о чем напоминает название его храма в г. Ур: Энкишнугаль, то есть «владыка, покинувший землю». Он — отец солнца (Уту) и утренней звезды (Иштар). Он плывет ночью по небу, а днем — по подземному царству в священной барке. Периодически по приказу бога Ана на бога луны нападала семерка злых демонов (лунные затмения), но с помощью все того же мудрого Энки Нанне всегда удавалось освободиться и вновь осветить ночной небосклон.

Бог солнца Уту (шумер. «светлый, сияющий день») / Шамаш (аккад. «Солнце, встающее из-за гор Машу) — благой бог света, хранитель истины и справедливости (губительный зной прерогатива другого бога солнца — Нергала, владыки преисподней). С лучами за спиной и серповидным ножом Уту каждый день вставал меж двух гор, врата ему отворяют два стража, они же никого, кроме Уту, не пропускали ни на небо, ни в подземный мир, где плещутся «воды смерти» (вспомните «мёртвую воду» из русских народных сказок, которая так же необходима, как и «живая вода»). Из людей только великий герой Гильгамеш, в чьих жилах текла кровь Уту, смог повторить путь бога. Символом Уту является крест в круге (или четырехлучевая звезда в круге), местом поклонения — г. Урук, где он является покровителем и основателем царской династии.


С Уруком тесно связана богиня Инанна/Иштар — «владычица небес», «звезда утреннего восхода» (планета Венера). Инанна — богиня плотской любви, плодородия, богиня-воительница, богиня, способствующая родам. Инанна — главный и наиболее активный женский образ шумерского пантеона, основная наследница богини-матери. Она охватывает всё мироздание. С одной стороны, она богиня небес. Об этом свидетельствуют ее имя, связь с Венерой, идеограмма ее имени и одновременно ее символ — кольцо с лентой. Об этом же говорит и происхождение: она дочь Ана, сестра Уту. С другой стороны, Инанна свободно спускается в подземный мир к своей сестре, богине смерти Эрешкигаль, которая не только боится ее, но и оказывается от нее в зависимости. Она в равной степени, как и ее сестра, обладает силой «взгляда смерти». Но основная функция Инанны — это воспроизводство жизни, и в связи с этим главным полем ее деятельности остается земля.

С Инанной связан миф, который лег в основу главного обряда Месопотамии — обряда «священного брака» богини с богом весеннего плодородия, пастухом Думузи / Таммузи. Этот ритуал — брак главной жрицы города в образе Инанны и царя в образе Думузи — воспроизводился каждый раз в канун Нового года и был призван восстанавливать и поддерживать единство мира и порядка в нем.

Суть мифа в том, что после церемонии ухаживания, сватовства и свадьбы богиня отправляется в подземный мир. Но мир мертвых — «страна без возврата» («Кур-ну-ги») — имеет свои законы. Через семь ворот прошла богиня и у каждых оставила часть своих украшений и одежд, тем самым лишившись защиты и сил противостоять своей сестре, которая «ту, что вошла, в труп обратила», а «труп повесила на крюк».

Жертвенное подвешивание, добровольное или принудительное, в мифологическом сознании отождествлялось с актом приобретения в результате божественного жертвоприношения неких новых качеств и сверхмогущества. Отсутствие Инанны нарушило равновесие жизни и смерти на земле, но ревнивые боги Энлиль и Нанна не захотели помочь богине, которая «Великих небес возжелала, Великих недр возжелала». Один Энки посылает своих гонцов-карликов с травой, водой жизни и добрым советом. А в добром совете нуждается сама владычица смерти, которая мучается родовыми схватками, и некому ей помочь.

Но вернуть Инанну к жизни — это полдела. В подземном мире надо оставить равноценную замену. Выбор Инанны пал на молодого супруга. Дважды он менял обличье и дважды ему удавалось ускользнуть от демонов смерти, но на третий раз его настигли и разорвали на части. Вместо брата согласилась сойти в подземный мир его сестра Гештинанна («виноградная лоза небес»), и Инанна поделила срок между ними: полгода — он, полгода — она.

Здесь мы имеем дело с воспоминаниями об очень древней мифологической системе, в которой единственной и безраздельной владычицей мира была Великая богиня. Ежегодно у нее появлялся супруг-соправитель, которого в конце года приносили в жертву ради поддержания миропорядка и плодородия. Его разорванное на части тело, подобно зерну, уходило в землю, чтобы вновь вернуться по весне множественностью всходов нового урожая.

Культ мертвых в Шумере не был развит так, как в Египте. В «стране без возврата» (Кур-ну-ги, Кур, Ки-галь, Эден), которая была подарена богами старшей сестре Инанны Эрешкигаль («хозяйка большой земли»), жизнь умерших была не слишком привлекательной — их хлеб был горек, вода солона. Лучших условий существования достойны были только души, по которым был исполнен погребальный обряд, павшие в бою воины и многодетные родители. Со временем власть в подземном мире перешла к супругу Эрешкигаль богу Нергалу (богу палящего солнца, чумы и войны).

В аккадском пантеоне особое место со временем занял бог Мардук, покровитель Вавилона. В поэме «Энума-Элиш» линия на возвышение Мардука проводится наиболее последовательно. Мардук (шумерский вариант — Амар-Утук, то есть «теленок Уту») с детства был «ребеноком-Солнцем», во всех отношениях превосходящим всех остальных богов. Зачатый богом Энки и богиней Дамкиной в «доме Апсу», возведенном над убитым божеством водных стихий, Мардук единственный, кто не трепещет перед гневом Тиамат, супруги Апсу, и вызывается сразиться с ней при условии, что боги признают его верховным божеством. В мифах подчеркивалось, что Мардук обладает магической силой, способностью «словом производить некие действия».

В сопровождении четырех ветров и семи бурь, созданных им, Мардук отправился на битву с Тиамат и ее одиннадцатью чудовищами, загнал ей в пасть «злой ветер» и рассек ее тело на две части, из которых сотворил землю и небо. Благодарные боги передали ему все свои функции и построили для него Небесный Вавилон с храмом Эсагила. Символами Мардука являются копье, секировидный топор и фантастический зверь Мушхуш (огненно-красный дракон), созданный побежденной Тиамат и сочетающий в себе черты льва, орла, змеи и скорпиона.

scisne.net

Мифы Шумеров. Люди и боги

Боги Шумеров и космогонические мифы

Если верить шумерской интерпретации космогонического мифа, то мир образовался из хаоса водной среды, где, впоследствии – образовалась твердь – огромная гора. Вершиной этой горы был бог неба – Ан (Ану), основанием же – богиня земли – Ки.

В шумерских мифах небо и земля породили Энлиля (божество воздуха), детьми которого, в свою очередь стали: бог луны – Нанна (Син), бог солнца — Уту (Шамаш), бог войны по имени Нинурта или Нингирсу, а также Нергал – некий бог всего подземного царства, славящийся своими губительными функциями.

Энлиль находился на наивысшей позиции в пантеоне. Но, всё-таки, на него оказывал некоторое влияние совет некоторых великих богов. Однажды Энлиль узрел юную Нинлиль, которая купалась в озере. Он овладел ею, после чего общим решением Энлиля изгнали в преисподнюю. Однако юная Нинлиль уже носила в своём чреве Нанну, поэтому отправилась вслед за Энлилем.

Существовало единственное нерушимое правило для тех, кто попадал в «страну, откуда нет возврата» — если ты покинешь её, ты должен оставить кого-либо взамен. Энлиль принимает облики каждого из трёх подземных стражей, чтобы вновь соединиться с Нинлиль. И тогда они порождают ещё трёх богов – уже подземных. Этим богам предстояло остаться здесь – в мире загробном, позволив родителям и брату выбраться из него.

Мифы шумеров называют третьим божеством — Энки, он же – властелин вод подземных, божество олицетворяющее мудрость. Символом этого бога стал рыбокозёл, а спутником – Кулулу (человек-рыба).

Шумерский миф о появлении человеческого существа

Все вышеописанные боги считались космическими и назывались игигами. Им не требовалось тяжело трудиться, как некоторым божествам рангом пониже, таким как земные боги, носившие землю и копавшие каналы. Мифы шумеров говорят, что земные боги Энки и Нинмах решили сотворить человека, чтобы водрузить на него все свои труды и обязанности.

Так Нинмак и Энки слепили ровно три пары людей, после чего определили их судьбы и затеяли пир. Боги, сотворившие человеческие существа сильно захмелели во время пира. И тогда Нинмах сделал из глины шесть уродов, а Энки дала им отведать хлеба и, как и в случае с первыми людьми, определяет их судьбы. Это способствовало появлению размежевания уже между людьми на почве интеллектуального и социального неравенства. Тогда Энки дала этим людям мотыгу, плуг и формы для кирпичей.

Мифы шумеров про потерянный рай

Богиня по имени Нинхурсаг, находясь на острове Тильмун (который также был орошёл Энки), взращивает своих восемь чудесных дочерей – восемь рестений. Когда Энки съела эти растения, страшная болезнь сразила в её теле восемь органов. После этого Энки была проклята Нинхурсаг, которая покинула блаженный остров. И мир начал гибнуть…

Средний рейтинг / 5. Всего голосов

intrest.ru

Шумерские войны богов

Название Шумер имело такой вид – KI.EN.GIR, и переводилось как «страна хранителей ракет», но также имелось и другое название – «страна наблюдателей». Примечательно, что слово neter,  которым в древнем Египте называли богов, схоже по значению с шумерским, для обеих этих загадочных цивилизаций боги были наблюдателями. Ученые долгое время исследовали историю древнего Египта и Шумера, и пришли к выводу, что религия, мифы и легенды у них имеют общие истоки, т.е. очень схожи. Одной из самых известных легенд является история Осириса и Исиды, многие историки не воспринимают ее всерьез, считая просто красивыми фантазиями древнего автора, но как оказалось, описанные события действительно происходили тысячи лет назад.

Манефон, египетский мудрец, живший в 3 веке до н.э. утверждал, что Осирис и Исида (его супруга и сестра) были властителями Северного Египта во времена, когда боги имели полную власть на Земле. Сет, единокровный брат Осириса, обманом заставил лечь того в ящик, после запечатал его и бросил далеко в море. Исида начала поиски мужа, загадочный «божественный ветер» поведал ей, что саркофаг выбросило волнами в Ливане, около города Библа. Об этом узнал коварный Сет и поспешил туда, он разделил тело Осириса на 14 частей и тайно спрятал их на территории Египта. Но любящая Исида снова отправилась в путь, она нашла все части супруга, кроме фаллоса. Одна версия легенды гласит, что она соединила части и положила начало традиции мумифицирования, другая говорит, что Исида захоронила их в тех местах, где нашла.

Следующая часть этой истории очень любопытна. Исида провела манипуляции, чтобы добыть «суть» Осириса, этот процесс по описанию очень схож с клонированием. Она ввела в себя «суть» супруга и забеременела. Через время Исида тайно рождает на свет сына – Гора. Став юношей он жаждет отмщения. На своем «крылатом диске» в воздушной битве Гор побеждает Сета.

До 70-х годов 20 века шумерские, египетские, аккадские записи воспринимались учеными как мифы, интересные истории, которые не имеют под собой реальных оснований. Но известный знаток древних языков, шумеролог, историк Захария Ситчин отнесся к древним летописям со всей серьезностью, после тщательного перевода и анализа, он смог вывести цепочку событий, которые имели место быть в глубочайшей древности. Ученый исследовал ранние версии египетской и шумерской мифологии и показал, как ссора Гора и Сета породила целую полномасштабную войну богов, где одни приняли сторону Энлиля, а другие Энки.

Что стало причиной разногласий родственников Осириса и Сета? Детально изучив принципы наследования царской власти Ситчин определил, что Осирис, взявший в жены Исиду, не дал шанса своему брату произвести на свет наследника от их общей сестры. До этого же момента они упорно, но без боевых действий, укрепляли свои позиции в Египте.

Но все же почему битва Гора и Сета развязала полномасштабную войну богов? Основной причиной этого конфликта стал дележ территорий и стратегически важных объектов между двумя братьями Энки и Энлилем. Как следствие, Месопотамия и близлежащие территории были поделены на 3 части: не воинственный сектор на Синайском полуострове, где правила Нинхурсаг; земли в Африке, где руководила коалиция богов лояльных к Энки; почти вся территория Месопотамии во главе богов склонившихся к Энлилю.

У египтян существовала легенда о том, как бог Птах, прибывший из-за моря, провел, после своего прибытия, мелиорационные работы (события происходили после Всемирного Потопа). Скорее всего, Птахом был бог Энки.

Потомки Хама заселили африканские земли, а ближневосточные территории и часть Азии достались Симу и Иафету (все они сыновья Ноя). Сын Хама – Ханаан, как говорится в Книге Бытия, был проклят за свои действия. Дело в том, что он покинул , отведенные его народу, африканские земли, и обосновался в Ливане. Ситчин объясняет этот странный поступок тем, что, возможно, Ханаан стал пешкой одной из фракций богов. Кстати, сюда же прибыл и Сет со своей группой приверженцев после неудачной битвы с Гором. Это незаконное вторжение и стало причиной глобальной войны богов, вследствие которой Энлиль вытеснил Энки из Ханаана. Эти события подробно описаны в шумерских хрониках, а также в египетских, вавилонских летописях. Это была первая война в которой люди участвовали на стороне своих богов, защищая их интересы.

Основной причиной войны богов стала личная неприязнь между Энки и Энлилем. Дело в том, что Энлиль сильно недолюбливал брата за то, что тот был полноправным наследником Ану. Также, во времена, когда людям еще не была дарована самостоятельность, Энлиль занял пост Энки, который был отправлен управлять территорией под названием Абзу. Это были африканские земли, включающие в себя и Египет. Все эти действия разозлили Энки, т.к. он понижался рангом и терял большую часть своего влияния и власти.

Еще одной немаловажной причиной возникновения войны богов считается важность территорий, которые заполучил Сет. Боги хотели воздвигнуть на этих землях важнейшие стратегические объекты, среди которых базы для взаимодействия с орбитальными космическими кораблями, населенные пункты для обслуживающего персонала, ангары для хранения летательных аппаратов богов. Все эти строения были уже ранее построены, но пребывали в разрушенном состоянии в связи с искусственно созданным Великим Потопом.

Войны богов завершились безоговорочной капитуляцией побежденных. Боги собрали совет на котором решалась судьба проигравших. Решения выдвинутые на этом собрании определяли дальнейшее развитие человечества. Что касается Ханаана, то после этой войны богов, его не изгнали из Ливана обратно на африканские земли, но значение этого народа было понижено, потомки же Иафета значительно приумножили свое влияние и земли.

О загадочных шумерах читайте здесь!

Это очень интересно:

secretplanet.pp.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *