Боевая машина пехоты БМП-2

В конце 1950-х — начале 1960-х годов наметилось отставание СССР от западных стран в создании тяжелых гусеничных бронетранспортеров. В этот период в армиях НАТО были приняты на вооружение бронетранспортеры М113 (США), «Троуджен» (Великобритания), VTT М56 (Франция) и S-30 (ФРГ) Не отставали от них и нейтралы — шведы приняли свой P6V302, а австрийцы — 4K3F. Все эти машины имели полностью закрытые герметичные корпуса и достаточно мощное вооружение — вплоть до 20-мм автоматических пушек. Тяжелый гусеничный бронетранспортер имелся и у Советской Армии — БТР-50П (в варианте с крышей — БТР-50ПК). Однако эта машина, по сравнению с западными аналогами, имела слишком большие габариты и крайне неудачную компоновку с передним расположением десантного отделения. По-видимому, по этой причине серьезную ее модернизацию (главным образом в части усиления вооружения), посчитали бесперспективной и пошли по пути создания совершенно нового образца Новая машина должна была иметь более подходящую для бронетранспортера компоновку с задним расположением десантного отделения и самое главное — быть приспособленной для ведения боевых действий в условиях атомной войны, то есть иметь герметичный бронекорпус с системой ПАЗ (противоатомной защиты). В части вооружения ориентировались на наиболее мощные западные образцы, но тут вышла неувя-зочка Дело в том, что в период правления Н.С Хрущева никаких работ по созданию малокалиберных автоматических пушек для сухопутных войск не велось, и вооружать новую машину было просто нечем Имелось лишь одно орудие, пригодное для этой цели, — 73-мм безоткатная гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», позволявшая на дальности до 1000 м поражать бронированные машины, в том числе и танки, того периода.

Ее и установили на машину, которую приняли на вооружение в 1966 году под обозначением БМП-1, гордо назвав ее «родоначальником нового класса боевой техники — боевых машин пехоты». При этом какая-либо стройная концепция их боевого применения начисто отсутствовала, и большинство военных придерживалось точки зрения, что БМП, как и БТР, является лишь транспортным средством, позволяющим под прикрытием брони доставлять мотопехоту на поле боя вслед за танками и затем использовать ее для занятия территории. Однако и против более мощного, чем у тогдашних отечественных бронетранспортеров, вооружения никто не возражал, хотя задачи его также четко не были определены Совершенно очевидно, что вооружение БМП-1 имело ярко выраженную противотанковую направленность: в боекомплект пушки «Гром» входили только противотанковые кумулятивные снаряды, а в качестве дополнительного вооружения на машине был размещен ПТРК «Малютка». Для поддержки же пехоты у БМП оставался лишь 7,62-мм пулемет ПКТ, что было явно недостаточно (для сравнения — у БТР-60ПБ их было два. 14,5-мм и 7,62-мм). Осколочную гранату ввели в боекомплект только в 1973 году, но и она мало что давала пехоте из-за настильной траектории полета. Кроме того, следует отметить, что на БМП-1 отсутствовал стабилизатор вооружения, и вести прицельный огонь с хода всеми видами боеприпасов было невозможно В результате в военно-промышленных кругах развернулась длительная дискуссия о том, каким быть вооружению БМП. В рамках этой дискуссии создавались опытные образцы перспективных машин с двумя направлениями развития вооружения. Первое — наращивание огневой мощи пушки «Гром» путем удлинения ствола, что привело к созданию 73-мм пушки «Зарница», установленной на опытных объектах 768 и 681, изготовленных в 1974 и 1977 годах. Второе — переход на созданную к тому времени автоматическую 30-мм пушку, которую установили на объектах 680 и 769 в 1972 и 1974 годах При этом на объекте 680 пушка и пулемет были смонтированы на выносном вращающемся лафете, имевшем стандартный погон башни БМП-1, а второй пулемет на крышке люка командира. Объект 769 имел двухместную башню и удлиненный корпус (число опорных катков увеличилось до семи)

Следует отметить, что эти опытные образцы создавались как в Челябинске, так и в Кургане. Дело в том, что серийный выпуск БМП-1 был организован на Курганском машиностроительном заводе (Курганмашзавод) Это предприятие, построенное в 1954 году, специализировалось до этого на выпуске артиллерийских тягачей АТС-59 и его модификации АТС-59Г. С 1967 года Курганмашзавод стал головным предприятием по производству боевых машин пехоты Главным конструктором завода был А.А.Благонравов.
Соревнование между 73-мм и 30-мм пушкой закончилось почти ничем. Курганмашзавод отстаивал свой объект 675, вооруженный 30-мм пушкой 2А42 Тульского КБ машиностроения (ведущий конструктор В.П Грязев). В этом его поддерживали генеральный конструктор КБ Г Шипунов и тогдашний начальник ГБТУ главный маршал танковых войск А.Х.Бабаджанян. Однако 30-мм пушка долгое время не воспринималась руководством ГРАУ как серьезное оружие. И это при том, что всесторонние испытания 30-мм пушки показали достаточную универсальность системы при стрельбе по самым различным целям, включая танки. Были проведены и сравнительные испытания модернизированной пушки «Гром-М» с пушкой 2А42 при расходовании сопоставимой части боекомплекта, однако, по настоянию ГРАУ, с удвоенным для «Грома». После огня из 73-мм орудия обстреливаемый танк остался боеспособным. После обстрела из 2А42 на нем не осталось никакого навесного оборудования (зенитный пулемет, например, улетел на 15 м), а топливные баки воспламенились. После осмотра выяснилось, что башня и пушка танка заклинены, маска пушки имеет сквозную пробоину, а все смотровые приборы и прицел разбиты
Несмотря на столь убедительные результаты, сомнения продолжали точить руководство Министерства обороны СССР. В системе госзаказа, например, выпуск новой машины планировался в объеме примерно 10% от производства БМП-1. Окончательную точку в ее судьбе поставил Афганистан.
Распоряжение правительства о срочном освоении серийного производства объекта 675 было передано на завод по телефону апрельской ночью 1980 года. Приказ был категоричен’ через две недели первая партия машин должна быть отправлена в Афганистан! На такое решение сильно повлиял генерал армии М.М.Зайцев, который, находясь в Афганистане, позвонил в ЦК КПСС и разъяснил, что в местных условиях новая машина Курганмашзавода незаменима. Зайцев знал машину еще когда был командующим войсками Белорусского военного округа, в котором новая БМП проходила войсковые испытания. На следующий день производство Курганмашзавода было переведено на режим военного времени. В апреле первые 25 машин отправили в Афганистан. Постановление Совета Министров СССР о принятии объекта 675 на вооружение под обозначением БМП-2 последовало только в августе, а приказ министра обороны — в октябре 1980 года. В это время уже несколько десятков БМП-2 воевали в Афганистане.
По своей конструкции и тактико-техническим характеристикам БМП-2 во многом аналогична своей предшественнице — БМП-1. В левой передней части корпуса машины расположено отделение управления. В нем размещены: сиденье механика-водителя, органы управления, контрольноизмерительные приборы, четыре прибора наблюдения ТНПО-170А, гирополукомпас ГПК-59, аппарат А-3 ТПУ и т.д. За сиденьем механика-водителя находится сиденье десантника. Оно оборудовано амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.
Справа от отделения управления находится МТО, отгороженное от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой. Находящиеся в МТО двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель — в блок охлаждения и воздухоочистки Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за МТО. Оно включает в себя башню и часть корпуса, ограниченную перегородкой МТО спереди и ограждениями сидений десанта сзади В башне в качающейся маске установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На вращающемся полу смонтированы магазин ПКТ и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными снарядами. Командир располагается справа от пушки, наводчик-оператор — слева.
В кормовой части корпуса машины в десантном отделении лицом к бортам размещаются шесть стрелков. На каждом месте стрелка имеется прибор ТНПО-170Адля наблюдения за местностью при движении «по-боевому», амбразура с шаровой установкой для ведения стрельбы из пулеметов ПК или ПКМ (передние) и автоматов АКМ или АК-74 (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АК-74. В крыше корпуса над сиденьями имеются люки для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.
Корпус и коническая башня БМП-2 сварены из катаных стальных броневых листов толщиной от 5 до 19 мм. Так называемый «ребристый лист», закрывающий трапециевидный люк в верхнем лобовом листе, выполняется из алюминиевого сплава и имеет толщину 10 —15 мм. Лоб башни защищается броней толщиной 23 мм. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен противорадиационный подбой. В целом броня защищает от пуль обычного калибра и мелких осколков. Лобовая броня корпуса и башни выдерживает обстрел крупнокалиберными пулями.
Установленная в башне в качающейся маске 30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугаснозажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Пушка имеет два темпа стрельбы — малый (200 — 300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр./мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Приведенная площадь поражения осколочнотрассирующего снаряда составляет 25 — 30 м2, осколочно-фугасного — 50 — 70 м2.
Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на наклонных дальностях до 2000 — 2500 м. Боекомплект к пушке — 500 выстрелов, 160 из которых с бронебойно-трассирующими снарядами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с наибольшей прицельной дальностью 2000 м и боекомплектом 2000 патронов. Пушка и спаренный пулемет стабилизированы в двух плоскостях с помощью электромеханического стабилизатора 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы — автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При угле возвышения около 35° происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям В этом случае также производится стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью, зато повышается перебросочная скорость Предусмотрен и вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, со скоростью 30 град /с по кратчайшему расстоянию.
Наводчик-оператор пользуется комбинированным (дневной и активно-пассивный ночной каналы) перископическим прицелом. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. Кроме прицела БПК-1-2 на рабочем месте наводчика имеются три перископических смотровых прибора ТНПО-170А с электрообогревом и один прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3, два смотровых прибора ТНПО-170А и один ТНП-1. Кроме того, командир располагает комбинированным (дневной и активный ночной) бинокулярным перископическим прибором ТКН-ЗБ По наземным целям стрельба может вестись с места и с ходу, а по воздушным целям — с места
Для борьбы с танками и другими сильно бронированными средствами противника предназначен ПТРК «Фагот-М» или «Конкурс», который может использоваться как с машины, так и с грунта (перевод комплекса в положение для стрельбы с грунта производится силами двух членов экипажа). На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Внутри машины перевозятся четыре ПТУР. три — на правом борту машины и одна — в боевом отделении.
Кроме того, в десантном отделении размещены два ПЗРК 9К32 или 9К34 «Стрела» (вместо одного ПЗРК может укладываться гранатомет РПГ-7) и 12 гранат Ф-1.
Сектор обстрела из автоматной амбразуры десантного отделения — 35 — 40°, пулеметной — 23°. Каждая амбразура оборудована системой вытяжной вентиляции для удаления пороховых газов, пулеметные — гильзосборниками, а автоматные — гильзоотражателями. Вместе с тем ведение прицельного огня десантом из машины невозможно по причине плохого обзора и отсутствия стабилизации вооружения.
Система маскировки включает в себя термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку дымовой завесы шириной 100 — 150 м, и систему 902В «Туча», шесть 81-мм дымовых гранатометов, которые установлены по бортам башни С помощью дымовых гранат ЗД6 ставится дымовая завеса на дальности 200 — 300 м.
На машине установлен 6-цилиндровый бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения УТД-20С1 мощностью 285 — 300 л.с. (210 — 221 кВт). Расположение цилиндров — V-образное, под углом 120° Общая емкость топливных баков 462 литра. Основной способ пуска двигателя — сжатым воздухом, дополнительный — электростартером. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды
Трансмиссия состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах, двухступенчатых планетарных механизмов поворота, ленточных остановочных тормозов и бортовых одноступенчатых планетарных редукторов. Приводы управления: главным фрикционом — гидравлический (при неработающем двигателе — пневматический), переключением передач — механический с гидравлическим сервоприводом на 2,3,4-й и 5-й передачах; ПМП — гидравлический со следящим воздействием на фрикцион и тормоз ПМП; остановочными тормозами — гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе — пневматический).
Гусеница БМП-2 — шириной 300 мм, цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ведущие колеса — переднего расположения, со съемными зубчатыми венцами. Направляющие колеса установлены в кормовой части на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные катки и поддерживающие ролики—сварные, с обрезиненными ободами. Подвеска — независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески На вторых и четвертых узлах установлены резиновые, а на первых и шестых — пружинные упоры-ограничители хода катков
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть обеспечивают 14-тонной машине движение по шоссе с максимальной скоростью не менее 65 км/ч, а по сухой грунтовой дороге со средней скоростью 40 — 50 км/ч. Запас хода по топливу по шоссе составляет 550 — 600 км
Максимальная скорость на плаву — не менее 7 км/ч. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц, которые своими нижними траками создают поток воды, направленный назад Благодаря этому машина движется вперед. Для уменьшения вредного влияния потока воды, создаваемого верхней ветвью гусеницы, и увеличения скорости движения машины верхняя ветвь закрыта специальными крыльями. Крылья эти выполнены таким образом, что поток воды, создаваемый верхней ветвью гусеницы, частично направляется назад за счет щитка в передней части крыльев и направляющих лопаток (направляющего аппарата) в кормовой части. Каждое крыло состоит из трех частей коробчатого типа, выполненных из листов алюминиевого сплава, и поплавка из стальных листов. Для сохранения запаса плавучести машины при повреждении или пробитии листов крыльев, внутренние полости крыльев и поплавков заполнены водонепоглощающим материалом.
Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что приемлемые для БМП-2 углы входа и выхода из воды колеблются в диапазоне от 15° до 30° в зависимости от грунта. В большинстве случаев это обстоятельство диктует необходимость инженерной подготовки переправы, причем обоих берегов Без этого, даже при небольшой скорости течения (более 0,2 м/с) форсирование невозможно — сцепление наклонной части гусеницы с берегом слишком мало и машину развернет по течению, если она не касается опорными поверхностями гусениц дна.
Серийное производство БМП-2 продолжалось вплоть до конца 1980-х годов К сожалению, автор не располагает данными о количестве выпущенных за эти годы машин По данным, содержащимся в документах Договора по ограничению вооруженных сил и вооружений в Европе, на европейской части территории СССР в 1990 году насчитывалось 5996 БМП-2.
В ходе сериййого производства в машину постоянно вносились изменения Так, например, с марта 1986 года, вместо прицела БПК-1-42 устанавливался прицел БПК-2-42 с несколько более высокими характеристиками. В стабилизатор вооружения включили гиротахометры с воздушными демпферами, менее чувствительные к изменениям температуры окружающего воздуха.
С учетом «афганского» опыта модернизировали ходовую часть’ усилили направляющие и ведущие колеса, изменили сальники балансиров опорных катков и втулки направляющего колеса, улучшили защиту от пыли и облегчили замену деталей гидроамортизаторов. Конструкция РМШ была усовершенствована с целью продления срока его службы. Кроме того, в него ввели стальные иглы для снятия электростатических зарядов, накаливавшихся в шарнирах и создававших помехи средствам связи. Были введены траки с грунтозацепами шевронного типа, облегчена регулировка тяг и приводов управления, дополнена индикация на приборном щитке механика-водителя. Радиостанции Р-123М и ТПУ Р-12 заменили радиостанциями Р-173 и ТПУ Р-174. В 1981 году был разработан комплект дополнительной навесной бронезащиты для БМП-2. Машина, оснащенная таким комплектом получила обозначение БМП-2Д (Д—десантная) и широко использовалась в Афганистане в десантно-штурмовых бригадах ВДВ, где ими заменили боевые машины десанта БМД-1.
На вооружении Российской Армии БМП-2 остаются и по сей день. Для этих машин разработаны различные программы модернизации, предусматривающие в основном усиление вооружения, совершенствование системы управления огнем и повышение разведывательных возможностей прицельно-наблюдательных комплексов. При этом правда защищенность и условия боевой работы экипажа, в первую очередь десанта, остаются без изменений

Боевая машина пехоты БМП-2. На чертеже:

1 — 30-мм пушка 2А42; 2—заслонка амбразуры для стрельбы из пулемета; 3—дымовой гранатомет системы 902В «Туча», 4—пусковая установка ПТРК «Фагот-М», 5—заслонка амбразуры для стрельбы из автомата; 6—крыло, 7—направляющее колесо; 8—опорный каток; 9—гидроамортизатор; 10—ведущее колесо, 11—ребристый лист, 12—крышка люка для доступа к двигателю; 13—сетки над жалюзи; 14—сетка над заслонками эжектора, 15—прибор ТНПТ-1; 16—крышка люка командира; 17—крышка шахты для воздухозаборной трубы, 18 — крышки люков десантного отделения; 19—крышка люка оператора; 20—крышка люка для доступа к фильтру-поглотителю; 21 —крышка люка десантника; 22—крышка люка механика-водителя; 23—ИК-осветитель ОУ-5, 24—защитная крышка прицела 1ПЗ-3; 25—прибор ТКН-ЗБ; 26—ИК-осветитель ОУ-ЗГА2; 27—защитный колпак прицела БПК-1-42,28—фара ФГ-126; 29—фара ФГ-127; 30—антенный ввод; 31 —правая дверь-бак, 32—левая дверь-бак; 33—заслонка амбразуры для стрельбы из автомата; 34—направляющий аппарат; 35—волноотражательный щиток, 36—отверстие для слива воды из корпуса; 37—пробка отверстия для слива топлива; 38—клапан слива воды из системы охлаждения; 39—пробка отверстия для слива масла из масляного бака; 40—пробка отверстия для слива масла из картера двигателя, 41 —крышка люка для доступа к двигателю; 42—пробка отверстия для слива воды и масла из поддона коробки передач.

 

М.БАРЯТИНСКИЙ
Моделист-Конструктор №8’2008

techno-story.ru

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ БМП-2. Боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3 [«Братская могила пехоты» или супероружие]

 Боевая машина пехоты является гусеничной боевой машиной, имеющей вооружение, броневую защиту и высокую маневренность. Машина вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А42 с двухленточным селективным питанием, стабилизированной в двух плоскостях, спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой для борьбы с бронированными целями из машины и вне ее. Вооружение, установленное в БМП-2, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты. Это первая в мире БМП, на которой было установлено оружие, стабилизированное в двух плоскостях. Для постановки дымовых завес в целях маскировки машина оборудована термодымовой аппаратурой и системой пуска дымовых гранат 902В «Туча-2». Для траления мин на машину может быть установлено тралящее оборудование — ножевой колейный минный трап КМТ-10. Машина может преодолевать водные преграды на плаву, используя для передвижения гусеничный движитель, а также приспособлена для авиадесантирования. Правда, о практике и вообще, об авиадесантировании БМП-2 нигде не упоминается. Расчет машины состоит из десяти человек: экипаж три человека (командир, механик-водитель, наводчик-оператор) и семь стрелков-десантников. Десант может вести прицельный огонь из личного оружия через амбразуры машины, расположенные в десантном отделении и отделении управления. Основными частями машины являются броневые корпус и башня, вооружение, приборы прицеливания и наблюдения, система боепитания, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование и средства связи, система защиты от оружия массового поражения, пожарное оборудование, системы постановки дымовых завес и пневмооборудование. На машине имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей. По расположению механизмов и оборудования внутри машина разделена на четыре отделения: управления, боевое, силовое и десантное. Отделение управления с рабочими местами механика-водителя и стрелка-десантника расположено впереди машины слева. В средней части машины установлена двухместная башня с комплексом вооружения и рабочими местами командира и наводчика-оператора, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним расположено десантное отделение на 6 человек. Оборудование отделения управления и десантного отделения, МТО такие же как и на БМП-1, за редким исключением. Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за силовым отделением. Оно включает в себя двухместную башню и часть корпуса, ограниченную перегородкой силового отделения спереди и ограждениями сидений десанта сзади. В башне в качающейся маске установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На вращающемся полу смонтированы магазин ПКТ и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными снарядами. В крыше башни между люками оператора и командира установлена пусковая установка для ПТУ Р. В башне оборудованы рабочие места оператора и командира. В башне установлены: блок управления и коммутации БУ-25-2С, узлы стабилизатора, укладка ПТУР, аппаратура управления пусковой установкой 9П135М (9П135М-1). В корпусе боевого отделения на правом борту установлены крепления для укладки трех ПТУР, в нише правого борта укладывается вьючное устройство пусковой установки 9П135М (9П135М-1), предусмотрены укладки для боекомплекта и ЗИП. Пусковая установка 9П135М-1 — вариант исполнения пусковой установки 9П135М. Десантное отделение расположено за башней в кормовой части машины.

БМП-2 2-й гвардейской мотострелковой дивизии на занятиях по преодолению водных преград. Июль 2005 года (фото Сергея Суворова).

В десантном отделении — шесть рабочих мест для стрелков-десантников, по три с каждого борта. Десантное отделение БМП-2 стало значительно меньше, по сравнению с десантным отделением БМП-1 из-за увеличения диаметра погона башни и смещения ее назад на 160 мм. В связи с уменьшением десантного отделения машины и перемещением командира в башню, одного десантника разместили в отделении управления в передней части БМП за механиком водителем. При спешивании покидать машину этому десантнику приходится, прыгая с борта БМП, порой на ходу. На каждом рабочем месте имеются прибор ТНПО-170А с электроподогревом для наблюдения за местностью при нахождении десанта в машине при закрытых люках. Две передние амбразуры рассчитаны под установку пулеметов ПК (ПКМ), остальные — под установку автоматов. Амбразуры оборудованы шаровыми опорами со специальными замками для крепления автоматов Калашникова, что обеспечивает исключения производства случайного выстрела внутрь машины при движении по пересеченной местности, а также снижает вероятность попадания внутрь отравляющих веществ и радиоактивной пыли при действиях на зараженной местности. При поставках БМП-2 на экспорт, в страны, где используются не автоматы Калашникова, а другие системы, замки шаровых опор выполнены под те типы оружия. Для снижения загазованности внутри машины при стрельбе из оружия десанта амбразуры оборудованы устройствами отсоса пороховых газов. Они выполнены на специальных отражателях, устанавливаемых на оружие стрелков для предотвращения полетов гильз экстрактированных во время стрельбы из автоматов. Для выхода и входа десанта в корме машины имеются две двери, в которых установлены два наблюдательных прибора ТНПО-170А с электрообогревом, а в левой двери имеется еще и амбразура для стрельбы из автомата. Всего в десантном отделении БМП-2 имеется восемь приборов наблюдения ТНПО-170А. Над сиденьями десантников в крыше расположены два люка (количество люков на БМП-2 было сокращено вдвое, по сравнению с БМП-1, из-за сокращения длины десантного отделения) для выхода десанта на плаву, ведения огня по воздушным целям и наблюдения за местностью на марше. Корпус БМП-2 внешне очень похожий на корпус БМП-1, собирался из катаных броневых листов, изготовленных методом термомеханической обработки. Это практически в полтора раза повысило стойкость брони при тех же ее толщинах, что и на БМП-1. Коническая низкопрофильная башня сварная из катаных листов броневой стали. Передние броневые детали машины имеют большие углы наклона для повышения защищенности от кинетических поражающих элементов. На нижнем лобовом листе БМП-2, кроме буксирных крюков и проушин для крепления машины при транспортировании, приварены проушины и специальные крепления для установки тралящего оборудования. Также для установки этого оборудования на верхнем броневом листе БМП-2 приварены штуцеры для соединения пневмосистемы тралящего оборудования с пневмосистемой машины, а спереди на боковых листах — хомуты для крепления штанг тралящего оборудования. Днище корпуса БМП-2 выполнено из листов легированной стали. Угол закрутки торсионов на БМП-2 был увеличен. Снаружи по бортам корпуса БМП-2 крепятся специальные крылья. Крылья служат для повышения запаса плавучести, обеспечивают уменьшение выброса пыли при движении по грунтам и создают совместно с гидродинамическими решетками, установленными на корме, так называемый, гидродинамический туннель, который создает движущую силу на воде за счет перематывания гусеница. Каждое крыло состоит из трех частей коробчатого типа, выполненных из листов алюминиевого сплава, и поплавка из стальных листов. Для сохранения запаса плавучести машины при повреждении или пробитии алюминиевых листов крыльев, внутренние полости крыльев и поплавков заполнены специальным легким полимерным материалом, который не поглощает воду, не впитывает ее.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

БМП-2 — Википедия

БМП-2

БМП-2
БМП-2
Классификация боевая машина пехоты
Боевая масса, т 14,7
Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое в центре, десантное сзади
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 7
История
Разработчик СКБМ (г. Курган)
Производитель / Курганмашзавод

[en], [sk]
Годы производства 1980—2008
Годы эксплуатации с 1980
Основные операторы

encyclopaedia.bid

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *