Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche

Боинг / Сикорский RAH-66 Команч (англ. Boeing / Sikorsky RAH-66 Comanche) — многоцелевой разведывательно-ударный вертолёт.

В 1991 году объединённая команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолёта RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental, Вертолёты LHX предназначались для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых вертолётов Bell UH-1 и разведывательных вертолётов Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном LHX-SCAT и многоцелевом LHX-UTIL вариантах. Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2.8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ). Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января 1996 года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний.

Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний. Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.

При проектировании разведывательно-ударного вертолёта основное внимание уделялось общему снижению заметности машины в радиолокационном РЛ, инфракрасном ИК, оптическом и акустическом участках спектра. С этой целью в конструкции вертолёта широко использованы композиционные материалы на полимерных связующих (ПКМ). Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика. В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия. Также для снижения заметности подвески вооружения и 20-мм пушечная установка XM301, выполнены убирающимися в фюзеляж.

Акустическая сигнатура вертолёта «Команч» значительно ниже других вертолётов аналогичного класса. При проектировании обращалось внимание на вопросы боевой живучести вертолёта: обеспечению взрыво- и пожаробезопасности топливной системы, бронезащите экипажа, стойкости к поражениям лопастей несущего винта. Разработчикам RAH-66 удалось создать машину с хорошими летными характеристиками, с высокими показателями удельной мощности и малой заметности. Кабина пилотов выполнена по схеме «тандем». Принципиально новой особенностью вертолёта является наличие двух боковых отсеков для внутрифюзеляжного размещения ракет. Также в конструкции предусмотрены съёмные боковые пилоны для дополнительных топливных баков и вооружения.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. Более 8 миллиардов долларов США было уже вложено в программу на тот момент, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили $450-680 миллионов в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча» будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache и других американских военных вертолётов.

На данный момент корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) расположен в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, и прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

Содержание

  • 1 Тактико-технические характеристики
  • 2 Малозаметность
  • 3 RAH-66 Comanche в культуре
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Jane’s [1]

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека (пилот и оператор)
  • Длина: 14,28 м
  • Длина фюзеляжа: 13,2 м (без пушки)
  • Диаметр несущего винта: 12,9 м
  • Диаметр фенестрона: 1,37 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 2,04 м
  • Высота: 3,37 м (до несущего винта)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 116,74 м²
  • Масса пустого: 4 218 кг
  • Нормальная взлётная масса: 5 601 кг (с 4×Hellfire и 2×Stinger)
  • Максимальная взлётная масса: 7 896 кг
  • Масса полезной нагрузки: 2 296 кг
  • Масса топлива во внутренних баках:
    870 кг
  • Объём топливных баков: 1 142 л (только внутренний)
  • Силовая установка: 2 × турбовальных LHTEC T800-LHT-801
  • Мощность двигателей: 2 × 1 563 л. с. (2 × 1 165 кВт)


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 324 км/ч
  • Крейсерская скорость: 306 км/ч
  • Боевой радиус: 278 км
  • Перегоночная дальность: 2 222 км
  • Продолжительность полёта: 2 ч. 30 мин.
  • Скороподъёмность: 4,5 м/с
  • Нагрузка на диск: 71 кг/м² (максимальная)
  • Тяговооружённость: 207 Вт/кг (на трансмиссию) 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5/-1 g

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × трёхствольная 20 мм пушка XM-301, до 500 пат.(имеется вариант с одноствольной 30мм пушкой с боекомплектом в 300 снарядов).
  • Боевая нагрузка:  
    • внутренний отсек: 6 х ПТУР AGM-114 Hellfire или 12 х ЗУР FIM-92 Stinger
    • внешняя подвеска:
      • 8 х ПТУР AGM-114 Hellfire или
      • 16 х ЗУР FIM-92 Stinger или
      • 56 х 70-мм НАР Hydra 70 или
      • 1703 л ПТБ

Малозаметность

ЭПР Команча в 360 раз меньше чем у вертолёта Апач в ППС.

В 250 раз меньше чем у OH-58D Kiowa Warrior в ППС и в 32 раза меньше чем OH-58D Kiowa Warrior в ЗПС.(в диапазоне 10 ГГц), так же ЭПР вертолёта меньше чем у ракеты AGM-114 Hellfire.

Для сравнения: при испытаниях ЗПРК Панцирь на полигоне Капустин Яр в 2006 году, вертолёт Ми-8 был обнаружен за 28 км.

RAH-66 Comanche в культуре

RAH-66 Comanche стал героем многих кинофильмов и компьютерных игр. В том числе:

  • Халк
  • Вертолёт-охотник из компьютерной игры Half-Life 2 очень похож на RAH-66. Возможно, что его рисовали именно с «Команча».
  • 9 игр посвященных именно сабжу Comanche (серия игр)

Примечания

  1. Jane’s All The World’s Aircraft 2004-2005 / Paul Jackson. — Jane’s Information Group, 2004. — P. 620-622. — 860 p. — ISBN 0-7106-2614-2

См. также

  • Comanche — серия компьютерных игр
  • Command & Conquer: Generals — Zero Hour — появляется в игре за кампанию США
  • Strike (серия игр) — В качестве основного вертолёта в игре Jungle Strike использовалcя вертолёт ARAH-66 Comanche
Аналоги
  • Bell ARH-70
  • Kawasaki OH-1
  • Tiger ARH
Списки
  • Список вертолётов

Ссылки

  • http://www. airwar.ru/enc/ah/rah66.html

Вертолет RAH-66 «Comanche» 🔥 конструкция, технические параметры, эксплуатация

Опытные образцы военной техники обычно не становятся известными широкой публике. Все просто: они интересны только заказчикам, а позже исследователям и историкам. Но с легким ударным вертолетом Boeing Sikorsky RAH-66 «Comanche» (Команч) совсем другая история – летательный аппарат стал известен и популярен до того, как был построен.

В 80-е годы прошлого века в США начали разрабатывать амбициозный проект, им стал RAH-66 «Comanche» (Команч). Рассмотрим более подробно американский вертолет RAH-66 «Comanche» (Команч), его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.

Содержание

  1. История создания
  2. Особенности конструкции RAH-66 «Comanche»
  3. Технические характеристики RAH-66 «Comanche»

История создания

В 1991 году объединенная команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолета RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental). Вертолеты LHX предназначались для замены боевых вертолетов Bell AH-1, многоцелевых вертолетов Bell UH-1 и разведывательных вертолетов Bell OH-58 и Hughes OH-6.

Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолетов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах. Общая стоимость разработки вертолетов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолетных программ.

Первый полет опытного вертолета RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января 1996 года, летные испытания второго опытного вертолета планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались летные испытания для оценки тактических возможностей вертолетов, предназначенных для войсковых испытаний.

Всего предполагалось построить шесть вертолетов для таких испытаний. Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолета общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолета «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолеты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолетов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей.

На тот момент в программу было уже вложено более 8 млрд долларов США, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили 450–680 млн долл. в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолетов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолетов.

В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

Особенности конструкции RAH-66 «Comanche»

Фюзеляж «Команча» собирался из композитных панелей, а главным несущим элементом была балка коробчатой формы, тоже композитная. Плоские поверхности панелей и радиопогощающее покрытие повышали незаметность вертолета. Уровень производимого «Команчем» шума снижался за счет пятилопастного винта (тоже композитного) и хвостового винта типа «фенестрон». Шасси, конечно, выполнили убирающимся.

Кабина RAH-66 двухместная, причем, если традиционно на переднем сиденье размещался оператор вооружения – теперь там усадили пилота.

Основным элементом каждой приборной доски были два многофункциональных дисплея, кроме того, информация отображалась на нашлемных дисплеях. Система управления вертолетом – электродистанционная.

Новых комплексов вооружения для «Команча» не разрабатывалось, и по этому параметру он не отличался от других американских вертолетов. В закрывающихся отсеках RAH-66 мог нести противотанковые ракеты «Хеллфайр», НУР “Гидра» либо ракеты «Стингер» для защиты от воздушных целей.

Дополнительные ракеты могли подвешиваться на быстросъемных пилонах.

А вот автоматическая пушка калибра 20мм несколько отличалась от существующих. В основе это было примененное на «Кобре» орудие М197, но для «Команча» его сильно облегчили, а гильзы патронов заменили алюминиевыми.

Хотя прямого аналога «Команч» не имел, напрашивается его сравнение со знаменитой «Черной акулой». Хотя Ка-50 создавался, в первую очередь, как штурмовик, вертолеты схожи по высокотехнологичности, срокам разработки и известности в медиа.

Конечно, Ка-50 был сильнее вооружен и лучше бронирован. «Команч» выигрывал в незаметности и маневренности. Но судьба «Черной акулы» оказалась удачнее – она проложила дорогу двухместным модификациям.

Хотя «Команч» так и не вышел из стадии разработки, а серьезным инструментом пропаганды не являлся – он успел приобрести массовую известность. Дело в том, что еще до первых полетов RAH-66 фирма Nova Logic выпустила компьютерную игру, в которой игроку предлагалось полетать именно на «Команче».

На протяжении десятилетия вышло четыре поколения игры и еще до выхода последней части продажи превысили два миллиона копий.

Когда в продажу пошла заключительная игра, вертолет все еще считался перспективным и готовящимся к серийному производству.

Технические характеристики RAH-66 «Comanche»

Модификация  RAH-66
Диаметр несущего винта, м  11.89
Диаметр рулевого винта, м  1.37
Длина,м  14.43
Высота (с надвутлочной РЛС) ,м  3.39
Ширина, м  2.04
Масса, кг
  пустого  4218
  нормальная взлетная  5799
  максимальная взлетная  7896
Тип двигателя  2 ГТД LHTec T800-LHT-801
Мощность, э.л.с  2 х 1563
Максимальная скорость, км/ч
  с надвтулочной РЛС  317
  без надвтулочной РЛС  324
Крейсерская скорость, км/ч
  с надвтулочной РЛС  275
  без надвтулочной РЛС  296
Перегоночная дальность, км  2335
Практическая дальнсоть, км  900
Продолжительность полета, ч. мин  2.30
Скороподъемность, м/мин  273
Практический потолок, м  5000
Статический потолок, м  3500
Экипаж, чел  2
Вооружение: 20-мм трехствольная пушка XM301 c 500 патронами
14 ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire или HOT II или TOW II,
28 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger или Matra Mistral или Starstreak
56 70-мм НУР Hydra 70 или 80-мм НУР Sura D или Oerlikon Snora

Вертолет-невидимка RAH-66 Comanche: почему он потерпел неудачу?

Вот что вам нужно помнить: Вертолет-невидимка RAH-66 Comanche, возможно, был немного слишком  для своего времени стремился вперед, но уроки, извлеченные в ходе его разработки и испытаний, явно нашли новую жизнь в других передовых программах. . Поскольку представители министерства обороны все чаще рекламируют ценность малозаметности для повышения живучести боевых самолетов, кажется очевидным, что в какой-то момент мы увидим, как еще один вертолет-невидимка поступит на вооружение; И когда мы это сделаем, он почти наверняка выиграет от неудач и успехов команчей.

США долгое время лидировали в мире технологий-невидимок, и какое-то время казалось, что любовь Америки ко всему малозаметному распространяется и на винтокрылые машины, такие как вертолет RAH-66 Comanche.

Несмотря на то, что до краха оставалось всего десять лет, Советский Союз оставался ощутимой угрозой безопасности и интересам Соединенных Штатов в начале 1980-х годов. Тем не менее, элементы американского оборонного аппарата начали выглядеть немного запоздалыми после десятилетий позерства, сдерживания и случайных опосредованных войн.

По теме: Вот почему армейские вертолеты носят индейские имена их парк легких ударных и разведывательных вертолетов вьетнамской эпохи в своей перспективной программе Light Helicopter Experimental (LHX). Предполагаемая цель программы была довольно простой, несмотря на сложность усилий: создать один винтокрылый аппарат, который мог бы заменить вертолеты UH-1, AH-1, OH-6 и OH-58, которые в настоящее время находятся в армейских ангарах.

К концу десятилетия армия объявила, что две команды, Boeing-Sikorsky и Bell-McDonnell Douglas, выполнили требования своего предложения, и им были предоставлены контракты на дальнейшую разработку своих проектов. В 1991 году компания Boeing-Sikorsky выиграла конкурс и получила 2,8 миллиарда долларов на начало производства шести прототипов вертолетов.

Необходимость в вертолете-невидимке

Связано с этим: Почему наш подход к «невидимке» должен измениться

Вертолет Boeing-Sikorsky, получивший название RAH-66 Comanche, предназначался для использования в качестве разведывательной и легкой ударной платформы. Его наборы миссий будут включать в себя полеты в тыл врага в оспариваемом воздушном пространстве для определения целей для более мощных ударных вертолетов или наземных подразделений, но RAH-66 не придется отступать от боя.

Чтобы удовлетворить требования армии, Команчи должны быть в состоянии поражать легкобронированные цели, а также определять более прочные цели для поражения более мощными AH-64 Apache.

 

Связанный материал: это самолеты, используемые армейскими «Ночными охотниками». необходимо заимствовать элементы конструкции у существующих платформ-невидимок с неподвижным крылом, таких как F-117 Nighthawk, для поражения систем противовоздушной обороны и ракет, запущенных с других вертолетов.

Команда Boeing-Sikorsky быстро приступила к созданию первых двух прототипов программы, используя своего рода угловатые отражающие радары поверхности, которые придавали Nighthawk загадочный визуальный профиль. Сами эти поверхности были сделаны из композитных материалов, поглощающих радиолокационные лучи, чтобы еще больше уменьшить радиолокационную заметность RAH-66. Вертолет-невидимка также управлял выхлопом двигателя, направляя его через закрытую хвостовую часть, уменьшая его инфракрасную (или тепловую) сигнатуру, чтобы еще больше ограничить обнаружение.

Специально сконструированные лопасти несущего винта были наклонены вниз, чтобы уменьшить количество шума, производимого вертолетом в полете. Наконец, полный набор систем радиолокационного предупреждения, систем радиоэлектронной борьбы, а также дозаторов мякины и сигнальных ракет поможет обеспечить безопасность экипажа RAH-66, пока они едут за кевларовой и графитовой броней, способной выдержать прямые попадания из крупнокалиберных пулеметов.

Результатом всей этой технологии стал вертолет-невидимка, который, как утверждается, имел радиолокационное сечение в 250 раз меньше, чем у вертолета OH-58 Kiowa, который он должен был заменить, а также инфракрасную сигнатуру, уменьшенную на целых 75%. Его было не только сложно обнаружить на радаре или поразить ракетами с тепловым наведением. Также сообщалось, что вертолет Comanche производит вдвое меньше шума, чем традиционный вертолет. Хотя винтокрылый аппарат все еще можно было услышать по мере его приближения, эта уменьшенная сигнатура означала бы, что у вражеских комбатантов будет меньше времени на подготовку, прежде чем команчи приблизится к ним.

Rah-66 был больше, чем малозаметным

После того, как заговорили о малозаметности Comanche, последовало вооружение. Вертолет-невидимка должен был поражать как наземные, так и воздушные цели в зоне боевых действий, и его боеприпасы отражали эту цель. Как и будущие истребители-невидимки, Comanche ограничил свое радиолокационное сечение, неся свое вооружение внутри, включая выдвижную 20-миллиметровую пушку XM301 Gatling и пространство внутри оружейных отсеков для шести ракет Hellfire. Если бы превосходство в воздухе было установлено и скрытность больше не была насущной проблемой, дополнительные внешние пилоны могли бы нести еще восемь «Хеллфайров».

Однако, если Comanche был отправлен на охоту за другими ударными и разведывательными вертолетами в тылу врага, он мог нанести ущерб 12 ракетами класса «воздух-воздух» AIM-92 Stinger. Опять же, при установлении превосходства в воздухе дополнительные ракет 16 «Стингер» могли быть установлены на внешних пилонах.

Пилот и офицер по вооружению на борту должны были использовать комбинацию дисплеев в кабине и нашлемных систем, аналогичных более продвинутым дисплеям на лобовом стекле и дополненной реальности, которые можно найти в современных передовых самолетах-невидимках, таких как F-35 Joint Strike Fighter.

Он был оснащен передним инфракрасным датчиком дальнего действия, помогающим обнаруживать цели, а также дополнительным радаром Longbow, который можно было установить над винтами, чтобы пилот мог наводить только радар над холмами или зданиями, что давало важная ситуационная осведомленность экипажа о поле боя впереди при ограничении воздействия самого винтокрылого аппарата. Как только «Команчи» обнаруживали цель, можно было использовать лазер для захвата бортовых систем вооружения.

Надежность RAH-66 Comanche в воздухе-воздухе была дополнительно подкреплена скоростью и маневренностью платформы. С максимальной скоростью чуть меньше 200 миль в час и достаточным акробатическим мастерством, чтобы почти выполнить петлю за петлей, Comanche был быстрый, маневренный и мощный … но к тому времени, когда первые два прототипа Comanche были запущены в полет, многие уже считали ненужным.

Воин без войны

Связано: Двигайтесь через скрытность. Америке нужны более быстрые самолеты, чтобы победить Китай

Первый прототип Comanche поднялся в небо в январе 1996 года, через пять лет после распада Советского Союза. Вертолет-невидимка задумывался как необходимое оружие в условиях постоянной обороны в период холодной войны, но без надвигающейся угрозы технологически способного геополитического пугала Comanche стал больше походить на груду проблемы , а не решения.

Comanche был действительно прорывным в своих возможностях, но, как это часто бывает с первыми в своем роде платформами, это достижение сопровождалось длинным списком перерасхода средств и технологических неудач. Вертолет оказался намного тяжелее, чем предполагалось; На самом деле настолько тяжелый, что некоторые задавались вопросом, сможет ли вертолет-невидимка вообще оторваться от земли с предполагаемой боевой нагрузкой. И его вес был только началом головной боли команчей.

Почти каждая система, предназначенная для использования на борту RAH-66, сталкивалась с неудачей за неудачей. Ошибки в программном обеспечении, предназначенном для управления работой вертолета, оказалось трудно и дорого искоренить, 3-ствольная пушка не была такой точной, как предполагалось, система обнаружения целей не оправдала ожиданий, и усилия по снижению веса и тяги Оба турбовальных двигателя T800, предназначенных для Comanche, были медленными.

Каждая из этих проблем могла быть решена при наличии достаточного количества времени и денег, но армия США уже устала ждать, пока «Команчи» оправдают свою шумиху. Затем 11 сентября 2001 г. изменило оборонные приоритеты Америки на десятилетия вперед. Через год после теракта, который повлек за собой переход к антитеррористическим кампаниям, армия почти вдвое сократила свой заказ на команчей, а всего через два года и сама программа была отменена.

После десятилетий разработки и почти 7 миллиардов долларов, потраченных на программу Comanche, она подошла к концу, когда в небо поднялись всего два действующих прототипа.

Жизнь после смерти Comanche

Хотя изначально планировалось выпустить 1213 вертолетов RAH-66 Comanche, армия США получила только первые два прототипа… но это не значит, что программа была завершена потеря. Фактически, среди инсайдеров Министерства обороны программа RAH-66 Comanche до сих пор рассматривается в довольно положительном свете. Различие в восприятии успеха команчей или его отсутствия потенциально может быть связано с элементами других секретных программ, к которым американская общественность не причастна.

В 2011 году журналист задал заместителю заместителя министра армии Томасу Хоули вопрос о «неудачной программе команчей».

«Я бы не сказал, что Comanche обязательно был неудачным при закупках… Comanche была хорошей программой».

-Заместитель заместителя министра армии Томас Хоули

Похожее мнение было также зарегистрировано (ныне бывшим) начальником штаба армии генералом Питером Шумейкером: вперед в технологическую базу для будущих совместных возможностей винтокрылых аппаратов».

— Начальник штаба армии генерал Питер Шумейкер

Разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche

RAH-66 Разведывательно-ударный вертолет Comanche | Military-Today. com

Главная > Вертолеты > Боинг / Sikorsky RAH-66 Comanche

Программа Разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche был отменено

 

 

Страна происхождения США
Поступил на службу
Экипаж 2 мужчины
Размеры и вес
Длина 14,28 м
Диаметр несущего винта 11,9 м
Высота 3,37 м
Вес (пустой) 4,06 т
Масса (максимальная взлетная) 7,9 т
Двигатели и характеристики
Двигатели 2 турбовальных двигателя LHTEC T800-LHT-801
Мощность двигателя 2 х 1 432 л. с.
Максимальная скорость 319 км/ч
Сервисный потолок ~ 6 км
Диапазон 2 334 км (с ПТБ)
Вооружение
Пушка 1 х 20-мм трехствольная пушка в носовой части башня
Ракеты до 3-х ПТУР Hellfire или 6-ти зенитно-ракетных комплексов Stinger в два оружейных отсека или 8 «Хеллфайров» / 16 «Стингеров» на дополнительных коротких крыльях
Другое Неработающие ракетные блоки «Гидра-70» вместо ракеты

 

Соединенные штаты Амбициозная армейская программа LHX (Light Helicopter Experimental) потребовал новый вооруженный разведывательно-разведывательный вертолет для замены численность службы 3 000 АН-1с, ОН-6 и ОН-58с. Запрос предложений был опубликован 19 июня.88, и Контракты на демонстрацию и валидацию сроком на 23 месяца были заключены с двумя промышленные объединения: «Суперкоманда» (Белл и Макдоннелл Дуглас) и «Первая команда» (Боинг и Сикорский). В апреле 1991 г. обозначение и имя RAH-66 Comanche были выбраны, и первый Команда была объявлена ​​победителем. Comanche рассчитан на минимум наблюдаемости и основан на малозаметном планере, построенном в основном из композитные материалы. Его передовая авионика рассчитана на максимальную общность с Ф-22 Истребитель завоевания превосходства в воздухе Raptor с двойными тройными электродистанционными системами управления. с циклическими регуляторами шага боковой ручки, «стеклянная» кабина с двумя большие жидкокристаллические дисплеи в каждой кабине, усовершенствованный шлем экипажа дисплеи и прицелы, комплексный комплект самозащиты и положение для радара Longbow.

Разработка RAH-66 Comanche был замедлен по техническим соображениям а также политическая антипатия и бюджетные задержки. Окончательный Программа появилась в 1995 году и предусматривала запуск двух самолетов YRAH-66. прототипов (первый полет 4 января 1996 г.) плюс шесть ранних вертолеты боеспособности с разведывательным оборудованием но нет вооружения для испытаний с 2001 г. В 1998 г. запланированное количество было 1 292 вертолета с возможностью добавления 389 позже, однако вся программа была отменена в 2004 году. Только два прототипы уже выставлены.

Министерство обороны США пообещал использовать технологии отмененного Comanche для будущих проектов. Однако официальная программа малозаметного транспортного вертолета так и не была обнародовано. В 2011 году появился сверхсекретный американский вертолет, т. обычно называют Скрытный Блэкхок. Это наблюдалось во время А в Пакистане, который уничтожил Усаму бен Ладена. Было задействовано не менее двух вертолетов. во время этого рейда и несли морских котиков США. Во время операции один из этих вертолетов было повреждено, вышло из строя и нанесло серьезный посадка.