Бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь». Прорыв для инженерных войск

В конце ноября пресс-служба министерства обороны России сообщила об очередной поставке бронетехники в сухопутные войска. На этот раз предприятие-изготовитель передало инженерным войскам шесть новых бронированных машин разминирования БМР-3МА «Вепрь». Поставка подобной техники серийного производства стартовала в прошлом году, и некоторые части инженерных войск уже успели освоить ее. Машины новых партий, в свою очередь, должны увеличить общую численность такой техники и оказать требуемое влияние на потенциал войск.

Новейшая бронированная машина разминирования БМР-3МА, также известная как «Вепрь», представляет собой вариант дальнейшего развития этого класса техники. Любопытной особенностью этого проекта является применение подходов, ранее находивших применение при создании других специальных машин. Все машины разминирования семейства БМР-3 строятся на основе танковых шасси, и по мере развития этой линейки использовались разные базовые образцы. Кроме того, проводилась доработка и совершенствование специального оснащения.



Бронированная машина разминирования БМР-3МА с тралом КМТ-7 во время динамического показа. Фото Vitalykuzmin.net

Напомним, базовая БМР-3 строилась на шасси основного танка Т-72А. Впоследствии на ее базе была разработана инженерная машина БМР-3М. Главным ее отличием было использование шасси танка Т-90. Последний проект БМР-3МА предусматривает строительство машины разминирования на основе танка Т-90А, что приводит к замене силовой установки и некоторых других систем. Кроме того, при разработке последней версии «Вепря» были внедрены некоторые идеи и решения, направленные на повышение основных характеристик машины – в том числе принципиально новые.

Разработка проекта БМР-3МА / «Объект 197А» стартовала несколько лет назад и осуществлялась Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод». В основу новой машины легли наработки и компоненты проектов БМР-3М и Т-90А. Широкое использование готовых узлов и агрегатов позволило ускорить процесс разработки и испытаний. В то же время, не обошлось без существенных нововведений. К настоящему времени последняя версия «Вепря» справилась со всеми испытаниями и пошла в серию. Первые машины этого типа поступили на службу в прошлом году.

Задачей БМР-3МА является разведка минных полей и последующая организация проходов для техники или людей. За счет применения тралов и иных устройств «Вепрь» может проделывать колейные или сплошные проходы, очищая местность от мин разных типов и различного назначения. При этом обеспечивается высокий уровень защиты экипажа и агрегатов, позволяющий машине работать на переднем крае под обстрелом противника. Как и в других поздних отечественных проектах машин разминирования, предлагаются средства обеспечения комфортной работы экипажа в течение длительного времени.

БМР-3МА строится на основе шасси основного боевого танка Т-90А, однако заметно отличается от него. Так, в новом проекте используется существующий броневой корпус, серьезно доработанный с учетом новых требований. С корпуса удаляется башня, вместо которой монтируется броневая рубка. Также осуществляется некоторая перекомпоновка внутренних объемов: обитаемый отсек помещается на месте бывшего боевого отделения и удаляется от передней оконечности корпуса. Также предусмотрено усиление защиты, в первую очередь противоминной.

Лобовая комбинированная броня танкового корпуса усиливается накладными блоками динамической защиты. Такие же «коробки» устанавливаются на лбу надстройки и на бортовых экранах. За счет этого повышается уровень защиты «Вепря» от противотанковых средств разного рода. Центральный обитаемый отсек получает некое подобие броневой капсулы. Его пол и борта образуются отдельными бронеплитами, установленными внутри основного корпуса на распорках. Пространство между внешней и внутренней броней отдается под специальный наполнитель. Утверждается, что такая защита обеспечивает безопасность экипажа при подрыве до 7,5 кг тротила под днищем корпуса.


Предыдущий вариант инженерной машины — БМР-3М. Фото Vitalykuzmin.net

От базового шасси танка Т-90А машина разминирования получает силовую установку. В кормовом отсеке помещается дизельный двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Сохраняется трансмиссия на основе планетарных коробок передач. Ходовая часть не претерпевает никаких изменений. Используется по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. В то же время, предусматривается замена коробов-кожухов торсионов, находящихся внутри корпуса. Это повышает жесткость конструкции, а также вносит некоторый вклад в общий уровень защищенности.

Собственный экипаж «Вепря» состоит из двух человек – механика-водителя и командира. Они располагаются внутри рубки и имеют все необходимые пульты управления. Во время траления наблюдение за дорогой осуществляется при помощи лобового смотрового прибора водителя и перископов командира. Также в обитаемом отсеке имеются места для трех саперов. При необходимости саперный десант может спешиваться и самостоятельно заниматься обезвреживанием обнаруженных взрывных устройств. На борту предусматривается танковое переговорное устройство; для внешней связи имеется радиостанция Р-123М.

В проекте БМР-3МА предусматриваются средства, обеспечивающие возможность работы экипажа и десанта в течение 2-3 суток без необходимости выхода из машины. На борту имеется запас продовольствия и воды на 5 суток, также устанавливаются средства для разогрева пищи и кипячения воды. В распоряжении экипажа присутствуют индивидуальные санитарно-гигиенические наборы и компактный туалет. Обитаемый отсек имеет фильтровентиляционную установку и кондиционер.

«Вепрь» имеет набор различных средств, предлагаемых для самообороны. На крыше рубки располагается установка с крупнокалиберным пулеметом НСВТ или «Корд». На бортах обитаемого отсека устанавливаются два блока с дымовыми гранатометами «Туча» для стрельбы в переднюю полусферу. Также в укладках перевозятся автомат АКС-74У с боекомплектом, ручные гранаты и даже пара переносных зенитных ракетных комплексов.


Для решения своих основных задач бронированная машина разминирования БМР-3МА предназначен широкий спектр различной аппаратуры, как встроенной, так и навесной. На борту машины устанавливается собственная станция широкополосных помех, предназначенная для подавления радиоканалов управления взрывными устройствами. Саперному десанту при работе вне машины предлагается использовать схожее устройство в переносном исполнении.


БМР-3МА с тралом КМТ-7. Фото Bastion-karpenko.ru

В передней части корпуса расположены крепления для монтажа навесных тралов разных типов. По сообщениям Минобороны, серийные БМР-3МА комплектуются инженерными танковыми минными тралами ТМТ-С сплошного каткового типа. Также возможно применение изделий КМТ-7, отличающихся своей конструкцией и возможностями. Тралы могут комплектоваться электромагнитными приставками, расширяющими круг решаемых задач.

Трал ТМТ-С был разработан челябинским предприятием «Станкомаш». Основным элементом такого изделия является рама сложной формы, навешиваемая на передние крепления носителя. Под рамой находится рычажная система с двумя рядами массивных катков. Передний ряд включает восемь катков, задний – шесть. В передней части рамы крепятся антенные устройства электромагнитной приставки ЭМТ. Трал весит 13 т и может использоваться с бронетехникой разных типов.

Изделие ТМТ-С способно проделывать сплошной проход шириной 3,9 м в заграждениях, организованных с применением мин нажимного действия. Вероятность обезвреживания взрывного устройства достигает 95%. Электромагнитная приставка провоцирует подрыв магнитных мин в полосе шириной 4 м. Имеющееся устройство траления противобортовых мин воздействует на опасные объекты в радиусе 100 м. При тралении машина-носитель может развивать скорость до 15 км/ч.

Также возможно использование колейного каткового трала КМТ-7. Это устройство состоит из двух блоков в виде рам-секций с собственными катками. Катки отвечают за подрыв противогусеничных мин. Для борьбы с взрывными устройствами, поражающими днище бронетехники, трал оснащается провисающими рамками или цепью. При необходимости возможно оснащение трала КМТ-7 ножевыми устройствами от изделия КМТ-8. Последние в таком случае дублируют катки и повышают вероятность успешного обезвреживания мины. Общая масса трала КМТ-7 достигает 7,5 . Скорость траления – до 10-12 км/ч.

На лобовой части бронированной машины БМР-3МА имеются крепления для установки совместимых тралов. На корме организована платформа для хранения и перевозки запасных частей тралов. Грузоподъемность платформы составляет 5 т. Там же имеется подъемный кран с ручными приводами грузоподъемностью 2,5 т. С его помощью предлагается осуществлять полевой ремонт тралов с восстановлением их работоспособности, а также другие операции.


«Вепрь» с тралом типа ТМТ-С. Фото Defence-blog.com

По своим размерам БМР-3МА почти не отличается от предыдущих машин разминирования и базовых танков. Длина машины без трала не превышает 7 м при ширине менее 3,8 м и высоте 2,93 м. Боевая масса с тралом той или иной конструкции – до 50-51 т. По ходовым характеристикам инженерная машина почти не отличается от унифицированных танков.

На базе бронированной машины разминирования БМР-3МА был разработан перспективный робототехнический комплекс аналогичного назначения. В проекте «Прорыв-1» предлагается оснащение инженерной машины набором средств автоматизированного и дистанционного управления. Система управления использует помехозащищенный радиоканал и обеспечивает работу техники в сложных условиях.

При использовании в составе робототехнического комплекса инженерная машина может применяться в исходной либо в беспилотной конфигурации. В последнем случае экипаж и саперы могут покинуть свою машину и занять места в укрытии. В зависимости от особенностей текущей обстановки и поставленных задач, возможна работа в двух режимах. Оператор может управлять «Прорывом-1» при помощи удаленного пульта управления. Также возможно создание программы действий, после чего машина разминирования самостоятельно должна двигаться по заданному маршруту и организовывать проходы в минном поле.

Преимущества робототехнического комплекса «Прорыв-1» очевидны. Базовая БМР-3МА отличается высоким уровнем защиты экипажа, обеспечиваемым усиленным танковым бронированием. «Прорыв-1», в свою очередь, убирает людей с поля боя и полностью исключает риски для них. При этом, вне зависимости от методики работы, обеспечивается полноценное решение поставленных задач. Единственное существенное различие базового «Вепря» и «Прорыва-1» заключается в наличии саперного десанта на пилотируемой машине.

Робототехнический комплекс «Прорыв-1» впервые показали в 2016 году, и за прошедшее время проект успел продвинуться вперед. Не так давно сообщалось, что эта разработка успешно справилась с государственными испытаниями. Позже стало известно, что комплекс поступил в эксплуатацию в инженерных войсках.


БМР-3МА показывает свои возможности. Фото Defence.ru

В прошлом сообщалось о создании бронированной машины разминирования БМР-3МС. Этот образец максимально похож на БМР-3МА и представляет собой его экспортную версию. Несмотря на отличия технического характера, экспортная инженерная машина сохраняет все функции базового образца и способна справляться с его боевыми задачами. Сведения о разработке робототехнического комплекса на базе БМР-3МС пока не появлялись.

К настоящему времени БМР-3МА «Вепрь» прошла все необходимые испытания и получила рекомендацию к принятию на вооружение. В недавнем прошлом появился контракт на серийное производство такой техники, и НПК «Уралвагонзавод» запустил сборку машин. В июле прошлого года министерство обороны сообщило о получении первой партии новых инженерных машин. Эта техника была передана одной из частей инженерных войск российской армии. Следующая поставка состоялась в январе 2018 года, на этот раз машины отправились служить в соединение инженерных войск Восточного военного округа.

«Вепри» несколько раз становились экспонатами разных военно-технических выставок. Кроме того, им уже пришлось принять участие в учебно-боевых мероприятиях. В сентябре, в ходе учений «Восток-2018», несколько машин БМР-3МА обеспечивали проход войск по минным полям условного противника. Как сообщалось, эти задачи решались в пилотируемой и дистанционно управляемой конфигурации.

С недавнего времени российские инженерные войска получают и осваивают новые машины разминирования. Серийное производство и поставка изделий БМР-3МА имеет особое значение для развития сухопутных войск. Прежде всего, дело в том, что новый образец специальной техники не просто базируется на новом шасси, сохраняя прежние функции, но и получает новые возможности. В отличие от предыдущих инженерных машин, «Вепрь» может работать как под управлением водителя, так и в составе робототехнического комплекса. Это дает инженерным войскам очевидные преимущества.

Планомерное развитие инженерных бронированных машин привело к качественному прорыву. Последний на данный момент образец машины разминирования не просто повторяет предыдущие на ином технологическом уровне и с применением другой базы, но предлагает новые функции и возможности. Таким образом, бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь» может считаться самым настоящим прорывом, повышающим потенциал саперных подразделений инженерных войск.

По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://uralvagonzavod.ru/
https://vpk.name/
https://tvzvezda.ru/
https://ria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://russianarms.ru/

topwar.ru

БМР-3МА. Без ошибок для сапера » Военное обозрение

Старая военная поговорка гласит, что сапер ошибается один раз. Так и было. Очень редко кому из саперов судьба дарила второй шанс. Потому работа эта была тяжелой, но уважаемой в войсках.


Технический прогресс просто обязан был что-то сделать такое, что перевело бы саперное дело из разряда одноразовых. Тут и спецкостюмы, которые прошли обкатку не только на полигонах, и новое оборудование.

Первой ласточкой, помощником в саперном деле стал роботизированный комплекс «Уран-6», о котором уже сказано много и по делу.

Комплекс вышел работоспособным и прошел боевую обкатку как в горах Чеченской республики, так и в Сирии. После чего, как сказали представители инженерных войск, в конструкцию были внесены изменения по воздухозабору и фильтрации. Фактически получился пустынный вариант «Урана», не боящийся песка и пыли.

И вот следующий шаг. В сторону увеличения всего.

БМР-3МА.

Известный агрегат для разминирования, но усовершенствованный в духе времени.

Главное отличие – это то, что «мозги» от «Урана» несколько доработали и снастили ими эту громадину. Сегодня БМР-3МА может управлять один оператор, на изрядном удалении. Если требуется осуществить программу «все включено» — нужен помощник.


У машины теперь три режима работы:
— экипажный;
— с дистанционным управлением;
— программируемый.

С экипажным режимом все понятно.

Дистанционное управление этим мастодонтом осуществляется с пульта ДУ операторами на расстоянии до 3 километров. Причем, почти без потери скорости работы.

Скорость траления такая же, как при управлении экипажем – 12 км/ч.
Машина может также двигаться по маршруту выдвижения по грунтовым дорогам под управлением операторов. Скорость до 25 км/ч (с «живым» экипажем – до 40 км/ч).
По шоссейным дорогам БМР передвигается только под управлением экипажа.

Третий режим, программируемый. Здесь все просто, но требует больше времени на подготовку. В память компьютера, управляющего машиной, вносятся карты местности и прокладываются маршруты выдвижения и траления. И БМР самостоятельно, согласно заложенным данным, выдвигается к месту начала работы, включает трал и сопутствующие системы и начинает траление.

Операторы могут вносить при необходимости изменения в работу комплекса.

Особенно полезен такой режим в местах, где противник может осуществлять радиотехническое противодействие, глушить диапазон, в котором идет управление машиной.

Что еще можно сказать о ТТХ.
От базовой модели БМР-3М отличие состоит исключительно в электронной начинке.
Все та же база от Т-90, только более усилено бронирование днища и устанавливается двигатель В-92С2, мощностью 1000 л. с.

На БМР-3МА размещён комплекс навесной динамической защиты «Контакт».

Логично, так как, скажем, в отличие от БРЭМа, находящегося в замыкании при передвижении колонн, тральщик идёт в колонне первым и собирает на себя не только мины, но и является первой мишенью для различных противотанковых средств, как ручных, так и не очень.

Средства связи и наблюдения аналогичны БМР-3М (радиостанция Р-123М, для наблюдения за радио- и химической обстановкой установлены рентгенометр-радиометр и химический анализатор ГО-27, два встроенных прибора ночного видения без внешней подсветки 1ПН63М).

В качестве основного вооружения на БМР-3М используется 12,7-мм пулемёт НСВТ с боекомплектом 500 патронов.

На корпусе установлены 8 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Дополнительно в комплект поставки входят:

Ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7Д с боекомплектом 6 выстрелов;
ПЗРК 9К38 «Игла» с боекомплектом 2 выстрела;
Автомат АКС-74 с боекомплектом 150 патронов;
10 гранат Ф-1.

Саперы, они зубастые…

По оснащению БРМ-3МА средствами траления.

Тралы.

ДМР – трал для сплошного траления
ТМТ-К – трал колейного траления
ТМТ-С – модификация ТМТ-К под сплошное траление
КМТ-7ЭМТ – колейный трал КМТ-7 с приставкой для электромагнитного траления.

Все тралы снабжены устройствами для перерезания кабелей и проводов связи и управления минами и фугасами.

В дополнение к тралам на БМР-3МА установлена собственная система постановки помех «Лесок» для противодействия радиоуправляемым минам и фугасам, собственная установка для электромагнитного траления, система теплового траления, которая выстреливает по ходу машины тепловые ловушки, на которые должны реагировать мины с ИК-системой инициализации.


Антенн побольше, чем на обычной машине.
Корпус, внутри которого находится система электромагнитного траления
Система теплового возбуждения мин с ИК-наведением

Для экипажа, точнее, для удобств работы, БМР-3М имеет фильтровентиляционную установку для работы на заражённой местности, а также кондиционер, который даёт возможность нормальной работы при температуре окружающего воздуха до +65° С.

Дополнительно в боевом отделении имеются биотуалет и подогреватель пищи. В совокупности всё оборудование БМР-3М способно обеспечить до трёх суток автономного пребывания экипажа в машине.

В целом, серьезный шаг вперед, по сравнению с прошлым. Путь от щупа и миноискателя до 40-тонной машины разминирования, управляемой на расстоянии – это большой путь.
Хотя миноискатели, щупы и четвероногие помощники еще не скоро уйдут с поля боя. Но рано или поздно, надеюсь, это произойдет.

topwar.ru

Бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь»

Бронированная машина разминирования БМР-3МА с тралом КМТ-7 во время динамического показа.

В конце ноября пресс-служба министерства обороны России сообщила об очередной поставке бронетехники в сухопутные войска. На этот раз предприятие-изготовитель передало инженерным войскам шесть новых бронированных машин разминирования БМР-3МА «Вепрь». Поставка подобной техники серийного производства стартовала в прошлом году, и некоторые части инженерных войск уже успели освоить ее. Машины новых партий, в свою очередь, должны увеличить общую численность такой техники и оказать требуемое влияние на потенциал войск.

Новейшая бронированная машина разминирования БМР-3МА, также известная как «Вепрь», представляет собой вариант дальнейшего развития этого класса техники. Любопытной особенностью этого проекта является применение подходов, ранее находивших применение при создании других специальных машин. Все машины разминирования семейства БМР-3 строятся на основе танковых шасси, и по мере развития этой линейки использовались разные базовые образцы. Кроме того, проводилась доработка и совершенствование специального оснащения.

Напомним, базовая БМР-3 строилась на шасси основного танка Т-72А. Впоследствии на ее базе была разработана инженерная машина БМР-3М. Главным ее отличием было использование шасси танка Т-90. Последний проект БМР-3МА предусматривает строительство машины разминирования на основе танка Т-90А, что приводит к замене силовой установки и некоторых других систем. Кроме того, при разработке последней версии «Вепря» были внедрены некоторые идеи и решения, направленные на повышение основных характеристик машины – в том числе принципиально новые.

Разработка проекта БМР-3МА / «Объект 197А» стартовала несколько лет назад и осуществлялась Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод». В основу новой машины легли наработки и компоненты проектов БМР-3М и Т-90А. Широкое использование готовых узлов и агрегатов позволило ускорить процесс разработки и испытаний. В то же время, не обошлось без существенных нововведений. К настоящему времени последняя версия «Вепря» справилась со всеми испытаниями и пошла в серию. Первые машины этого типа поступили на службу в прошлом году.

Задачей БМР-3МА является разведка минных полей и последующая организация проходов для техники или людей. За счет применения тралов и иных устройств «Вепрь» может проделывать колейные или сплошные проходы, очищая местность от мин разных типов и различного назначения. При этом обеспечивается высокий уровень защиты экипажа и агрегатов, позволяющий машине работать на переднем крае под обстрелом противника. Как и в других поздних отечественных проектах машин разминирования, предлагаются средства обеспечения комфортной работы экипажа в течение длительного времени.

БМР-3МА строится на основе шасси основного боевого танка Т-90А, однако заметно отличается от него. Так, в новом проекте используется существующий броневой корпус, серьезно доработанный с учетом новых требований. С корпуса удаляется башня, вместо которой монтируется броневая рубка. Также осуществляется некоторая перекомпоновка внутренних объемов: обитаемый отсек помещается на месте бывшего боевого отделения и удаляется от передней оконечности корпуса. Также предусмотрено усиление защиты, в первую очередь противоминной.

Лобовая комбинированная броня танкового корпуса усиливается накладными блоками динамической защиты. Такие же «коробки» устанавливаются на лбу надстройки и на бортовых экранах. За счет этого повышается уровень защиты «Вепря» от противотанковых средств разного рода. Центральный обитаемый отсек получает некое подобие броневой капсулы. Его пол и борта образуются отдельными бронеплитами, установленными внутри основного корпуса на распорках. Пространство между внешней и внутренней броней отдается под специальный наполнитель. Утверждается, что такая защита обеспечивает безопасность экипажа при подрыве до 7,5 кг тротила под днищем корпуса.

Предыдущий вариант инженерной машины — БМР-3М. Фото Vitalykuzmin.net

От базового шасси танка Т-90А машина разминирования получает силовую установку. В кормовом отсеке помещается дизельный двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Сохраняется трансмиссия на основе планетарных коробок передач. Ходовая часть не претерпевает никаких изменений. Используется по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. В то же время, предусматривается замена коробов-кожухов торсионов, находящихся внутри корпуса. Это повышает жесткость конструкции, а также вносит некоторый вклад в общий уровень защищенности.

Собственный экипаж «Вепря» состоит из двух человек – механика-водителя и командира. Они располагаются внутри рубки и имеют все необходимые пульты управления. Во время траления наблюдение за дорогой осуществляется при помощи лобового смотрового прибора водителя и перископов командира. Также в обитаемом отсеке имеются места для трех саперов. При необходимости саперный десант может спешиваться и самостоятельно заниматься обезвреживанием обнаруженных взрывных устройств. На борту предусматривается танковое переговорное устройство; для внешней связи имеется радиостанция Р-123М.

В проекте БМР-3МА предусматриваются средства, обеспечивающие возможность работы экипажа и десанта в течение 2-3 суток без необходимости выхода из машины. На борту имеется запас продовольствия и воды на 5 суток, также устанавливаются средства для разогрева пищи и кипячения воды. В распоряжении экипажа присутствуют индивидуальные санитарно-гигиенические наборы и компактный туалет. Обитаемый отсек имеет фильтровентиляционную установку и кондиционер.

«Вепрь» имеет набор различных средств, предлагаемых для самообороны. На крыше рубки располагается установка с крупнокалиберным пулеметом НСВТ или «Корд». На бортах обитаемого отсека устанавливаются два блока с дымовыми гранатометами «Туча» для стрельбы в переднюю полусферу. Также в укладках перевозятся автомат АКС-74У с боекомплектом, ручные гранаты и даже пара переносных зенитных ракетных комплексов.

Для решения своих основных задач бронированная машина разминирования БМР-3МА предназначен широкий спектр различной аппаратуры, как встроенной, так и навесной. На борту машины устанавливается собственная станция широкополосных помех, предназначенная для подавления радиоканалов управления взрывными устройствами. Саперному десанту при работе вне машины предлагается использовать схожее устройство в переносном исполнении.

БМР-3МА «Вепрь» с тралом КМТ-7. Фото Bastion-karpenko.ru

В передней части корпуса расположены крепления для монтажа навесных тралов разных типов. По сообщениям Минобороны, серийные БМР-3МА комплектуются инженерными танковыми минными тралами ТМТ-С сплошного каткового типа. Также возможно применение изделий КМТ-7, отличающихся своей конструкцией и возможностями. Тралы могут комплектоваться электромагнитными приставками, расширяющими круг решаемых задач.

Трал ТМТ-С был разработан челябинским предприятием «Станкомаш». Основным элементом такого изделия является рама сложной формы, навешиваемая на передние крепления носителя. Под рамой находится рычажная система с двумя рядами массивных катков. Передний ряд включает восемь катков, задний – шесть. В передней части рамы крепятся антенные устройства электромагнитной приставки ЭМТ. Трал весит 13 т и может использоваться с бронетехникой разных типов.

Изделие ТМТ-С способно проделывать сплошной проход шириной 3,9 м в заграждениях, организованных с применением мин нажимного действия. Вероятность обезвреживания взрывного устройства достигает 95%. Электромагнитная приставка провоцирует подрыв магнитных мин в полосе шириной 4 м. Имеющееся устройство траления противобортовых мин воздействует на опасные объекты в радиусе 100 м. При тралении машина-носитель может развивать скорость до 15 км/ч.

Также возможно использование колейного каткового трала КМТ-7. Это устройство состоит из двух блоков в виде рам-секций с собственными катками. Катки отвечают за подрыв противогусеничных мин. Для борьбы с взрывными устройствами, поражающими днище бронетехники, трал оснащается провисающими рамками или цепью. При необходимости возможно оснащение трала КМТ-7 ножевыми устройствами от изделия КМТ-8. Последние в таком случае дублируют катки и повышают вероятность успешного обезвреживания мины. Общая масса трала КМТ-7 достигает 7,5 . Скорость траления – до 10-12 км/ч.

На лобовой части бронированной машины БМР-3МА имеются крепления для установки совместимых тралов. На корме организована платформа для хранения и перевозки запасных частей тралов. Грузоподъемность платформы составляет 5 т. Там же имеется подъемный кран с ручными приводами грузоподъемностью 2,5 т. С его помощью предлагается осуществлять полевой ремонт тралов с восстановлением их работоспособности, а также другие операции.

«Вепрь» с тралом типа ТМТ-С. Фото Defence-blog.com

По своим размерам БМР-3МА почти не отличается от предыдущих машин разминирования и базовых танков. Длина машины без трала не превышает 7 м при ширине менее 3,8 м и высоте 2,93 м. Боевая масса с тралом той или иной конструкции – до 50-51 т. По ходовым характеристикам инженерная машина почти не отличается от унифицированных танков.

На базе бронированной машины разминирования БМР-3МА был разработан перспективный робототехнический комплекс аналогичного назначения. В проекте «Прорыв-1» предлагается оснащение инженерной машины набором средств автоматизированного и дистанционного управления. Система управления использует помехозащищенный радиоканал и обеспечивает работу техники в сложных условиях.

При использовании в составе робототехнического комплекса инженерная машина может применяться в исходной либо в беспилотной конфигурации. В последнем случае экипаж и саперы могут покинуть свою машину и занять места в укрытии. В зависимости от особенностей текущей обстановки и поставленных задач, возможна работа в двух режимах. Оператор может управлять «Прорывом-1» при помощи удаленного пульта управления. Также возможно создание программы действий, после чего машина разминирования самостоятельно должна двигаться по заданному маршруту и организовывать проходы в минном поле.

Преимущества робототехнического комплекса «Прорыв-1» очевидны. Базовая БМР-3МА отличается высоким уровнем защиты экипажа, обеспечиваемым усиленным танковым бронированием. «Прорыв-1», в свою очередь, убирает людей с поля боя и полностью исключает риски для них. При этом, вне зависимости от методики работы, обеспечивается полноценное решение поставленных задач. Единственное существенное различие базового «Вепря» и «Прорыва-1» заключается в наличии саперного десанта на пилотируемой машине.

Робототехнический комплекс «Прорыв-1» впервые показали в 2016 году, и за прошедшее время проект успел продвинуться вперед. Не так давно сообщалось, что эта разработка успешно справилась с государственными испытаниями. Позже стало известно, что комплекс поступил в эксплуатацию в инженерных войсках.

БМР-3МА «Вепрь» показывает свои возможности.

В прошлом сообщалось о создании бронированной машины разминирования БМР-3МС. Этот образец максимально похож на БМР-3МА и представляет собой его экспортную версию. Несмотря на отличия технического характера, экспортная инженерная машина сохраняет все функции базового образца и способна справляться с его боевыми задачами. Сведения о разработке робототехнического комплекса на базе БМР-3МС пока не появлялись.

К настоящему времени БМР-3МА «Вепрь» прошла все необходимые испытания и получила рекомендацию к принятию на вооружение. В недавнем прошлом появился контракт на серийное производство такой техники, и НПК «Уралвагонзавод» запустил сборку машин. В июле прошлого года министерство обороны сообщило о получении первой партии новых инженерных машин. Эта техника была передана одной из частей инженерных войск российской армии. Следующая поставка состоялась в январе 2018 года, на этот раз машины отправились служить в соединение инженерных войск Восточного военного округа.

«Вепри» несколько раз становились экспонатами разных военно-технических выставок. Кроме того, им уже пришлось принять участие в учебно-боевых мероприятиях. В сентябре, в ходе учений «Восток-2018», несколько машин БМР-3МА обеспечивали проход войск по минным полям условного противника. Как сообщалось, эти задачи решались в пилотируемой и дистанционно управляемой конфигурации.

С недавнего времени российские инженерные войска получают и осваивают новые машины разминирования. Серийное производство и поставка изделий БМР-3МА имеет особое значение для развития сухопутных войск. Прежде всего, дело в том, что новый образец специальной техники не просто базируется на новом шасси, сохраняя прежние функции, но и получает новые возможности. В отличие от предыдущих инженерных машин, «Вепрь» может работать как под управлением водителя, так и в составе робототехнического комплекса. Это дает инженерным войскам очевидные преимущества.

Планомерное развитие инженерных бронированных машин привело к качественному прорыву. Последний на данный момент образец машины разминирования не просто повторяет предыдущие на ином технологическом уровне и с применением другой базы, но предлагает новые функции и возможности. Таким образом, бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь» может считаться самым настоящим прорывом, повышающим потенциал саперных подразделений инженерных войск.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

БМР-3МА: без ошибок для сапера

Старая военная поговорка гласит, что сапер ошибается один раз. Так и было. Очень редко кому из саперов судьба дарила второй шанс. Потому работа эта была тяжелой, но уважаемой в войсках.

Технический прогресс просто обязан был что-то сделать такое, что перевело бы саперное дело из разряда одноразовых. Тут и спецкостюмы, которые прошли обкатку не только на полигонах, и новое оборудование.

Первой ласточкой, помощником в саперном деле стал роботизированный комплекс «Уран-6», о котором уже сказано много и по делу.

Комплекс вышел работоспособным и прошел боевую обкатку как в горах Чеченской республики, так и в Сирии. После чего, как сказали представители инженерных войск, в конструкцию были внесены изменения по воздухозабору и фильтрации. Фактически получился пустынный вариант «Урана», не боящийся песка и пыли.

И вот следующий шаг. В сторону увеличения всего.

БМР-3МА

Известный агрегат для разминирования, но усовершенствованный в духе времени. Главное отличие – это то, что «мозги» от «Урана» несколько доработали и оснастили ими эту громадину. Сегодня БМР-3МА может управлять один оператор, на изрядном удалении. Если требуется осуществить программу «все включено» — нужен помощник.

У машины теперь три режима работы:
— экипажный;
— с дистанционным управлением;
— программируемый.

С экипажным режимом все понятно.

Дистанционное управление этим мастодонтом осуществляется с пульта ДУ операторами на расстоянии до 3 километров. Причем, почти без потери скорости работы.

Скорость траления такая же, как при управлении экипажем – 12 км/ч.
Машина может также двигаться по маршруту выдвижения по грунтовым дорогам под управлением операторов. Скорость до 25 км/ч (с «живым» экипажем – до 40 км/ч).
По шоссейным дорогам БМР передвигается только под управлением экипажа.

Третий режим, программируемый. Здесь все просто, но требует больше времени на подготовку. В память компьютера, управляющего машиной, вносятся карты местности и прокладываются маршруты выдвижения и траления. И БМР самостоятельно, согласно заложенным данным, выдвигается к месту начала работы, включает трал и сопутствующие системы и начинает траление.

Операторы могут вносить при необходимости изменения в работу комплекса. Особенно полезен такой режим в местах, где противник может осуществлять радиотехническое противодействие, глушить диапазон, в котором идет управление машиной.

Что еще можно сказать о ТТХ.
От базовой модели БМР-3М отличие состоит исключительно в электронной начинке. Все та же база от Т-90, только более усилено бронирование днища и устанавливается двигатель В-92С2, мощностью 1000 л. с.

На БМР-3МА размещён комплекс навесной динамической защиты «Контакт».

Логично, так как, скажем, в отличие от БРЭМа, находящегося в замыкании при передвижении колонн, тральщик идёт в колонне первым и собирает на себя не только мины, но и является первой мишенью для различных противотанковых средств, как ручных, так и не очень.

Средства связи и наблюдения аналогичны БМР-3М (радиостанция Р-123М, для наблюдения за радио- и химической обстановкой установлены рентгенометр-радиометр и химический анализатор ГО-27, два встроенных прибора ночного видения без внешней подсветки 1ПН63М).

В качестве основного вооружения на БМР-3М используется 12,7-мм пулемёт НСВТ с боекомплектом 500 патронов.

На корпусе установлены 8 гранатомётов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Дополнительно в комплект поставки входят:
— ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7Д с боекомплектом 6 выстрелов;
— ПЗРК 9К38 «Игла» с боекомплектом 2 выстрела;
— автомат АКС-74 с боекомплектом 150 патронов;
— 10 гранат Ф-1.

Саперы, они зубастые…

По оснащению БРМ-3МА средствами траления.

Тралы:

ДМР – трал для сплошного траления
ТМТ-К – трал колейного траления
ТМТ-С – модификация ТМТ-К под сплошное траление
КМТ-7ЭМТ – колейный трал КМТ-7 с приставкой для электромагнитного траления.

Все тралы снабжены устройствами для перерезания кабелей и проводов связи и управления минами и фугасами.

В дополнение к тралам на БМР-3МА установлена собственная система постановки помех «Лесок» для противодействия радиоуправляемым минам и фугасам, собственная установка для электромагнитного траления, система теплового траления, которая выстреливает по ходу машины тепловые ловушки, на которые должны реагировать мины с ИК-системой инициализации.

Антенн побольше, чем на обычной машине.

Корпус, внутри которого находится система электромагнитного траления

Система теплового возбуждения мин с ИК-наведением

Для экипажа, точнее, для удобств работы, БМР-3М имеет фильтровентиляционную установку для работы на заражённой местности, а также кондиционер, который даёт возможность нормальной работы при температуре окружающего воздуха до +65° С.

Дополнительно в боевом отделении имеются биотуалет и подогреватель пищи. В совокупности всё оборудование БМР-3М способно обеспечить до трёх суток автономного пребывания экипажа в машине.

В целом, серьезный шаг вперед, по сравнению с прошлым. Путь от щупа и миноискателя до 40-тонной машины разминирования, управляемой на расстоянии – это большой путь. Хотя миноискатели, щупы и четвероногие помощники еще не скоро уйдут с поля боя. Но рано или поздно, надеюсь, это произойдет.

/Роман Скоморохов, Роман Кривов, topwar.ru/

army-news.ru

Бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь». Прорыв для инженерных войск

В конце ноября пресс-служба министерства обороны России сообщила об очередной поставке бронетехники в сухопутные войска. На этот раз предприятие-изготовитель передало инженерным войскам шесть новых бронированных машин разминирования БМР-3МА «Вепрь». Поставка подобной техники серийного производства стартовала в прошлом году, и некоторые части инженерных войск уже успели освоить ее. Машины новых партий, в свою очередь, должны увеличить общую численность такой техники и оказать требуемое влияние на потенциал войск.

Новейшая бронированная машина разминирования БМР-3МА, также известная как «Вепрь», представляет собой вариант дальнейшего развития этого класса техники. Любопытной особенностью этого проекта является применение подходов, ранее находивших применение при создании других специальных машин. Все машины разминирования семейства БМР-3 строятся на основе танковых шасси, и по мере развития этой линейки использовались разные базовые образцы. Кроме того, проводилась доработка и совершенствование специального оснащения.

Бронированная машина разминирования БМР-3МА с тралом КМТ-7 во время динамического показа. Фото Vitalykuzmin.net

Напомним, базовая БМР-3 строилась на шасси основного танка Т-72А. Впоследствии на ее базе была разработана инженерная машина БМР-3М. Главным ее отличием было использование шасси танка Т-90. Последний проект БМР-3МА предусматривает строительство машины разминирования на основе танка Т-90А, что приводит к замене силовой установки и некоторых других систем. Кроме того, при разработке последней версии «Вепря» были внедрены некоторые идеи и решения, направленные на повышение основных характеристик машины – в том числе принципиально новые.

Разработка проекта БМР-3МА / «Объект 197А» стартовала несколько лет назад и осуществлялась Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод». В основу новой машины легли наработки и компоненты проектов БМР-3М и Т-90А. Широкое использование готовых узлов и агрегатов позволило ускорить процесс разработки и испытаний. В то же время, не обошлось без существенных нововведений. К настоящему времени последняя версия «Вепря» справилась со всеми испытаниями и пошла в серию. Первые машины этого типа поступили на службу в прошлом году.

Задачей БМР-3МА является разведка минных полей и последующая организация проходов для техники или людей. За счет применения тралов и иных устройств «Вепрь» может проделывать колейные или сплошные проходы, очищая местность от мин разных типов и различного назначения. При этом обеспечивается высокий уровень защиты экипажа и агрегатов, позволяющий машине работать на переднем крае под обстрелом противника. Как и в других поздних отечественных проектах машин разминирования, предлагаются средства обеспечения комфортной работы экипажа в течение длительного времени.

БМР-3МА строится на основе шасси основного боевого танка Т-90А, однако заметно отличается от него. Так, в новом проекте используется существующий броневой корпус, серьезно доработанный с учетом новых требований. С корпуса удаляется башня, вместо которой монтируется броневая рубка. Также осуществляется некоторая перекомпоновка внутренних объемов: обитаемый отсек помещается на месте бывшего боевого отделения и удаляется от передней оконечности корпуса. Также предусмотрено усиление защиты, в первую очередь противоминной.

Лобовая комбинированная броня танкового корпуса усиливается накладными блоками динамической защиты. Такие же «коробки» устанавливаются на лбу надстройки и на бортовых экранах. За счет этого повышается уровень защиты «Вепря» от противотанковых средств разного рода. Центральный обитаемый отсек получает некое подобие броневой капсулы. Его пол и борта образуются отдельными бронеплитами, установленными внутри основного корпуса на распорках. Пространство между внешней и внутренней броней отдается под специальный наполнитель. Утверждается, что такая защита обеспечивает безопасность экипажа при подрыве до 7,5 кг тротила под днищем корпуса.

Предыдущий вариант инженерной машины — БМР-3М. Фото Vitalykuzmin.net

От базового шасси танка Т-90А машина разминирования получает силовую установку. В кормовом отсеке помещается дизельный двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Сохраняется трансмиссия на основе планетарных коробок передач. Ходовая часть не претерпевает никаких изменений. Используется по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. В то же время, предусматривается замена коробов-кожухов торсионов, находящихся внутри корпуса. Это повышает жесткость конструкции, а также вносит некоторый вклад в общий уровень защищенности.

Собственный экипаж «Вепря» состоит из двух человек – механика-водителя и командира. Они располагаются внутри рубки и имеют все необходимые пульты управления. Во время траления наблюдение за дорогой осуществляется при помощи лобового смотрового прибора водителя и перископов командира. Также в обитаемом отсеке имеются места для трех саперов. При необходимости саперный десант может спешиваться и самостоятельно заниматься обезвреживанием обнаруженных взрывных устройств. На борту предусматривается танковое переговорное устройство; для внешней связи имеется радиостанция Р-123М.

В проекте БМР-3МА предусматриваются средства, обеспечивающие возможность работы экипажа и десанта в течение 2-3 суток без необходимости выхода из машины. На борту имеется запас продовольствия и воды на 5 суток, также устанавливаются средства для разогрева пищи и кипячения воды. В распоряжении экипажа присутствуют индивидуальные санитарно-гигиенические наборы и компактный туалет. Обитаемый отсек имеет фильтровентиляционную установку и кондиционер.

«Вепрь» имеет набор различных средств, предлагаемых для самообороны. На крыше рубки располагается установка с крупнокалиберным пулеметом НСВТ или «Корд». На бортах обитаемого отсека устанавливаются два блока с дымовыми гранатометами «Туча» для стрельбы в переднюю полусферу. Также в укладках перевозятся автомат АКС-74У с боекомплектом, ручные гранаты и даже пара переносных зенитных ракетных комплексов.

Для решения своих основных задач бронированная машина разминирования БМР-3МА предназначен широкий спектр различной аппаратуры, как встроенной, так и навесной. На борту машины устанавливается собственная станция широкополосных помех, предназначенная для подавления радиоканалов управления взрывными устройствами. Саперному десанту при работе вне машины предлагается использовать схожее устройство в переносном исполнении.

БМР-3МА с тралом КМТ-7. Фото Bastion-karpenko.ru

В передней части корпуса расположены крепления для монтажа навесных тралов разных типов. По сообщениям Минобороны, серийные БМР-3МА комплектуются инженерными танковыми минными тралами ТМТ-С сплошного каткового типа. Также возможно применение изделий КМТ-7, отличающихся своей конструкцией и возможностями. Тралы могут комплектоваться электромагнитными приставками, расширяющими круг решаемых задач.

Трал ТМТ-С был разработан челябинским предприятием «Станкомаш». Основным элементом такого изделия является рама сложной формы, навешиваемая на передние крепления носителя. Под рамой находится рычажная система с двумя рядами массивных катков. Передний ряд включает восемь катков, задний – шесть. В передней части рамы крепятся антенные устройства электромагнитной приставки ЭМТ. Трал весит 13 т и может использоваться с бронетехникой разных типов.

Изделие ТМТ-С способно проделывать сплошной проход шириной 3,9 м в заграждениях, организованных с применением мин нажимного действия. Вероятность обезвреживания взрывного устройства достигает 95%. Электромагнитная приставка провоцирует подрыв магнитных мин в полосе шириной 4 м. Имеющееся устройство траления противобортовых мин воздействует на опасные объекты в радиусе 100 м. При тралении машина-носитель может развивать скорость до 15 км/ч.

Также возможно использование колейного каткового трала КМТ-7. Это устройство состоит из двух блоков в виде рам-секций с собственными катками. Катки отвечают за подрыв противогусеничных мин. Для борьбы с взрывными устройствами, поражающими днище бронетехники, трал оснащается провисающими рамками или цепью. При необходимости возможно оснащение трала КМТ-7 ножевыми устройствами от изделия КМТ-8. Последние в таком случае дублируют катки и повышают вероятность успешного обезвреживания мины. Общая масса трала КМТ-7 достигает 7,5 . Скорость траления – до 10-12 км/ч.

На лобовой части бронированной машины БМР-3МА имеются крепления для установки совместимых тралов. На корме организована платформа для хранения и перевозки запасных частей тралов. Грузоподъемность платформы составляет 5 т. Там же имеется подъемный кран с ручными приводами грузоподъемностью 2,5 т. С его помощью предлагается осуществлять полевой ремонт тралов с восстановлением их работоспособности, а также другие операции.

«Вепрь» с тралом типа ТМТ-С. Фото Defence-blog.com

По своим размерам БМР-3МА почти не отличается от предыдущих машин разминирования и базовых танков. Длина машины без трала не превышает 7 м при ширине менее 3,8 м и высоте 2,93 м. Боевая масса с тралом той или иной конструкции – до 50-51 т. По ходовым характеристикам инженерная машина почти не отличается от унифицированных танков.

На базе бронированной машины разминирования БМР-3МА был разработан перспективный робототехнический комплекс аналогичного назначения. В проекте «Прорыв-1» предлагается оснащение инженерной машины набором средств автоматизированного и дистанционного управления. Система управления использует помехозащищенный радиоканал и обеспечивает работу техники в сложных условиях.

При использовании в составе робототехнического комплекса инженерная машина может применяться в исходной либо в беспилотной конфигурации. В последнем случае экипаж и саперы могут покинуть свою машину и занять места в укрытии. В зависимости от особенностей текущей обстановки и поставленных задач, возможна работа в двух режимах. Оператор может управлять «Прорывом-1» при помощи удаленного пульта управления. Также возможно создание программы действий, после чего машина разминирования самостоятельно должна двигаться по заданному маршруту и организовывать проходы в минном поле.

Преимущества робототехнического комплекса «Прорыв-1» очевидны. Базовая БМР-3МА отличается высоким уровнем защиты экипажа, обеспечиваемым усиленным танковым бронированием. «Прорыв-1», в свою очередь, убирает людей с поля боя и полностью исключает риски для них. При этом, вне зависимости от методики работы, обеспечивается полноценное решение поставленных задач. Единственное существенное различие базового «Вепря» и «Прорыва-1» заключается в наличии саперного десанта на пилотируемой машине.

Робототехнический комплекс «Прорыв-1» впервые показали в 2016 году, и за прошедшее время проект успел продвинуться вперед. Не так давно сообщалось, что эта разработка успешно справилась с государственными испытаниями. Позже стало известно, что комплекс поступил в эксплуатацию в инженерных войсках.

БМР-3МА показывает свои возможности. Фото Defence.ru

В прошлом сообщалось о создании бронированной машины разминирования БМР-3МС. Этот образец максимально похож на БМР-3МА и представляет собой его экспортную версию. Несмотря на отличия технического характера, экспортная инженерная машина сохраняет все функции базового образца и способна справляться с его боевыми задачами. Сведения о разработке робототехнического комплекса на базе БМР-3МС пока не появлялись.

К настоящему времени БМР-3МА «Вепрь» прошла все необходимые испытания и получила рекомендацию к принятию на вооружение. В недавнем прошлом появился контракт на серийное производство такой техники, и НПК «Уралвагонзавод» запустил сборку машин. В июле прошлого года министерство обороны сообщило о получении первой партии новых инженерных машин. Эта техника была передана одной из частей инженерных войск российской армии. Следующая поставка состоялась в январе 2018 года, на этот раз машины отправились служить в соединение инженерных войск Восточного военного округа.

«Вепри» несколько раз становились экспонатами разных военно-технических выставок. Кроме того, им уже пришлось принять участие в учебно-боевых мероприятиях. В сентябре, в ходе учений «Восток-2018», несколько машин БМР-3МА обеспечивали проход войск по минным полям условного противника. Как сообщалось, эти задачи решались в пилотируемой и дистанционно управляемой конфигурации.

С недавнего времени российские инженерные войска получают и осваивают новые машины разминирования. Серийное производство и поставка изделий БМР-3МА имеет особое значение для развития сухопутных войск. Прежде всего, дело в том, что новый образец специальной техники не просто базируется на новом шасси, сохраняя прежние функции, но и получает новые возможности. В отличие от предыдущих инженерных машин, «Вепрь» может работать как под управлением водителя, так и в составе робототехнического комплекса. Это дает инженерным войскам очевидные преимущества.

Планомерное развитие инженерных бронированных машин привело к качественному прорыву. Последний на данный момент образец машины разминирования не просто повторяет предыдущие на ином технологическом уровне и с применением другой базы, но предлагает новые функции и возможности. Таким образом, бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь» может считаться самым настоящим прорывом, повышающим потенциал саперных подразделений инженерных войск.

Источник

cont.ws

Бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь». Прорыв для инженерных войск

В конце ноября пресс-служба министерства обороны России сообщила об очередной поставке бронетехники в сухопутные войска. На этот раз предприятие-изготовитель передало инженерным войскам шесть новых бронированных машин разминирования БМР-3МА «Вепрь». Поставка подобной техники серийного производства стартовала в прошлом году, и некоторые части инженерных войск уже успели освоить ее. Машины новых партий, в свою очередь, должны увеличить общую численность такой техники и оказать требуемое влияние на потенциал войск.

Новейшая бронированная машина разминирования БМР-3МА, также известная как «Вепрь», представляет собой вариант дальнейшего развития этого класса техники. Любопытной особенностью этого проекта является применение подходов, ранее находивших применение при создании других специальных машин. Все машины разминирования семейства БМР-3 строятся на основе танковых шасси, и по мере развития этой линейки использовались разные базовые образцы. Кроме того, проводилась доработка и совершенствование специального оснащения.



Бронированная машина разминирования БМР-3МА с тралом КМТ-7 во время динамического показа. Фото Vitalykuzmin.net

Напомним, базовая БМР-3 строилась на шасси основного танка Т-72А. Впоследствии на ее базе была разработана инженерная машина БМР-3М. Главным ее отличием было использование шасси танка Т-90. Последний проект БМР-3МА предусматривает строительство машины разминирования на основе танка Т-90А, что приводит к замене силовой установки и некоторых других систем. Кроме того, при разработке последней версии «Вепря» были внедрены некоторые идеи и решения, направленные на повышение основных характеристик машины – в том числе принципиально новые.

Разработка проекта БМР-3МА / «Объект 197А» стартовала несколько лет назад и осуществлялась Научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод». В основу новой машины легли наработки и компоненты проектов БМР-3М и Т-90А. Широкое использование готовых узлов и агрегатов позволило ускорить процесс разработки и испытаний. В то же время, не обошлось без существенных нововведений. К настоящему времени последняя версия «Вепря» справилась со всеми испытаниями и пошла в серию. Первые машины этого типа поступили на службу в прошлом году.

Задачей БМР-3МА является разведка минных полей и последующая организация проходов для техники или людей. За счет применения тралов и иных устройств «Вепрь» может проделывать колейные или сплошные проходы, очищая местность от мин разных типов и различного назначения. При этом обеспечивается высокий уровень защиты экипажа и агрегатов, позволяющий машине работать на переднем крае под обстрелом противника. Как и в других поздних отечественных проектах машин разминирования, предлагаются средства обеспечения комфортной работы экипажа в течение длительного времени.

БМР-3МА строится на основе шасси основного боевого танка Т-90А, однако заметно отличается от него. Так, в новом проекте используется существующий броневой корпус, серьезно доработанный с учетом новых требований. С корпуса удаляется башня, вместо которой монтируется броневая рубка. Также осуществляется некоторая перекомпоновка внутренних объемов: обитаемый отсек помещается на месте бывшего боевого отделения и удаляется от передней оконечности корпуса. Также предусмотрено усиление защиты, в первую очередь противоминной.

Лобовая комбинированная броня танкового корпуса усиливается накладными блоками динамической защиты. Такие же «коробки» устанавливаются на лбу надстройки и на бортовых экранах. За счет этого повышается уровень защиты «Вепря» от противотанковых средств разного рода. Центральный обитаемый отсек получает некое подобие броневой капсулы. Его пол и борта образуются отдельными бронеплитами, установленными внутри основного корпуса на распорках. Пространство между внешней и внутренней броней отдается под специальный наполнитель. Утверждается, что такая защита обеспечивает безопасность экипажа при подрыве до 7,5 кг тротила под днищем корпуса.


Предыдущий вариант инженерной машины — БМР-3М. Фото Vitalykuzmin.net

От базового шасси танка Т-90А машина разминирования получает силовую установку. В кормовом отсеке помещается дизельный двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Сохраняется трансмиссия на основе планетарных коробок передач. Ходовая часть не претерпевает никаких изменений. Используется по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. В то же время, предусматривается замена коробов-кожухов торсионов, находящихся внутри корпуса. Это повышает жесткость конструкции, а также вносит некоторый вклад в общий уровень защищенности.

Собственный экипаж «Вепря» состоит из двух человек – механика-водителя и командира. Они располагаются внутри рубки и имеют все необходимые пульты управления. Во время траления наблюдение за дорогой осуществляется при помощи лобового смотрового прибора водителя и перископов командира. Также в обитаемом отсеке имеются места для трех саперов. При необходимости саперный десант может спешиваться и самостоятельно заниматься обезвреживанием обнаруженных взрывных устройств. На борту предусматривается танковое переговорное устройство; для внешней связи имеется радиостанция Р-123М.

В проекте БМР-3МА предусматриваются средства, обеспечивающие возможность работы экипажа и десанта в течение 2-3 суток без необходимости выхода из машины. На борту имеется запас продовольствия и воды на 5 суток, также устанавливаются средства для разогрева пищи и кипячения воды. В распоряжении экипажа присутствуют индивидуальные санитарно-гигиенические наборы и компактный туалет. Обитаемый отсек имеет фильтровентиляционную установку и кондиционер.

«Вепрь» имеет набор различных средств, предлагаемых для самообороны. На крыше рубки располагается установка с крупнокалиберным пулеметом НСВТ или «Корд». На бортах обитаемого отсека устанавливаются два блока с дымовыми гранатометами «Туча» для стрельбы в переднюю полусферу. Также в укладках перевозятся автомат АКС-74У с боекомплектом, ручные гранаты и даже пара переносных зенитных ракетных комплексов.


Для решения своих основных задач бронированная машина разминирования БМР-3МА предназначен широкий спектр различной аппаратуры, как встроенной, так и навесной. На борту машины устанавливается собственная станция широкополосных помех, предназначенная для подавления радиоканалов управления взрывными устройствами. Саперному десанту при работе вне машины предлагается использовать схожее устройство в переносном исполнении.


БМР-3МА с тралом КМТ-7. Фото Bastion-karpenko.ru

В передней части корпуса расположены крепления для монтажа навесных тралов разных типов. По сообщениям Минобороны, серийные БМР-3МА комплектуются инженерными танковыми минными тралами ТМТ-С сплошного каткового типа. Также возможно применение изделий КМТ-7, отличающихся своей конструкцией и возможностями. Тралы могут комплектоваться электромагнитными приставками, расширяющими круг решаемых задач.

Трал ТМТ-С был разработан челябинским предприятием «Станкомаш». Основным элементом такого изделия является рама сложной формы, навешиваемая на передние крепления носителя. Под рамой находится рычажная система с двумя рядами массивных катков. Передний ряд включает восемь катков, задний – шесть. В передней части рамы крепятся антенные устройства электромагнитной приставки ЭМТ. Трал весит 13 т и может использоваться с бронетехникой разных типов.

Изделие ТМТ-С способно проделывать сплошной проход шириной 3,9 м в заграждениях, организованных с применением мин нажимного действия. Вероятность обезвреживания взрывного устройства достигает 95%. Электромагнитная приставка провоцирует подрыв магнитных мин в полосе шириной 4 м. Имеющееся устройство траления противобортовых мин воздействует на опасные объекты в радиусе 100 м. При тралении машина-носитель может развивать скорость до 15 км/ч.

Также возможно использование колейного каткового трала КМТ-7. Это устройство состоит из двух блоков в виде рам-секций с собственными катками. Катки отвечают за подрыв противогусеничных мин. Для борьбы с взрывными устройствами, поражающими днище бронетехники, трал оснащается провисающими рамками или цепью. При необходимости возможно оснащение трала КМТ-7 ножевыми устройствами от изделия КМТ-8. Последние в таком случае дублируют катки и повышают вероятность успешного обезвреживания мины. Общая масса трала КМТ-7 достигает 7,5 . Скорость траления – до 10-12 км/ч.

На лобовой части бронированной машины БМР-3МА имеются крепления для установки совместимых тралов. На корме организована платформа для хранения и перевозки запасных частей тралов. Грузоподъемность платформы составляет 5 т. Там же имеется подъемный кран с ручными приводами грузоподъемностью 2,5 т. С его помощью предлагается осуществлять полевой ремонт тралов с восстановлением их работоспособности, а также другие операции.


«Вепрь» с тралом типа ТМТ-С. Фото Defence-blog.com

По своим размерам БМР-3МА почти не отличается от предыдущих машин разминирования и базовых танков. Длина машины без трала не превышает 7 м при ширине менее 3,8 м и высоте 2,93 м. Боевая масса с тралом той или иной конструкции – до 50-51 т. По ходовым характеристикам инженерная машина почти не отличается от унифицированных танков.

На базе бронированной машины разминирования БМР-3МА был разработан перспективный робототехнический комплекс аналогичного назначения. В проекте «Прорыв-1» предлагается оснащение инженерной машины набором средств автоматизированного и дистанционного управления. Система управления использует помехозащищенный радиоканал и обеспечивает работу техники в сложных условиях.

При использовании в составе робототехнического комплекса инженерная машина может применяться в исходной либо в беспилотной конфигурации. В последнем случае экипаж и саперы могут покинуть свою машину и занять места в укрытии. В зависимости от особенностей текущей обстановки и поставленных задач, возможна работа в двух режимах. Оператор может управлять «Прорывом-1» при помощи удаленного пульта управления. Также возможно создание программы действий, после чего машина разминирования самостоятельно должна двигаться по заданному маршруту и организовывать проходы в минном поле.

Преимущества робототехнического комплекса «Прорыв-1» очевидны. Базовая БМР-3МА отличается высоким уровнем защиты экипажа, обеспечиваемым усиленным танковым бронированием. «Прорыв-1», в свою очередь, убирает людей с поля боя и полностью исключает риски для них. При этом, вне зависимости от методики работы, обеспечивается полноценное решение поставленных задач. Единственное существенное различие базового «Вепря» и «Прорыва-1» заключается в наличии саперного десанта на пилотируемой машине.

Робототехнический комплекс «Прорыв-1» впервые показали в 2016 году, и за прошедшее время проект успел продвинуться вперед. Не так давно сообщалось, что эта разработка успешно справилась с государственными испытаниями. Позже стало известно, что комплекс поступил в эксплуатацию в инженерных войсках.


БМР-3МА показывает свои возможности. Фото Defence.ru

В прошлом сообщалось о создании бронированной машины разминирования БМР-3МС. Этот образец максимально похож на БМР-3МА и представляет собой его экспортную версию. Несмотря на отличия технического характера, экспортная инженерная машина сохраняет все функции базового образца и способна справляться с его боевыми задачами. Сведения о разработке робототехнического комплекса на базе БМР-3МС пока не появлялись.

К настоящему времени БМР-3МА «Вепрь» прошла все необходимые испытания и получила рекомендацию к принятию на вооружение. В недавнем прошлом появился контракт на серийное производство такой техники, и НПК «Уралвагонзавод» запустил сборку машин. В июле прошлого года министерство обороны сообщило о получении первой партии новых инженерных машин. Эта техника была передана одной из частей инженерных войск российской армии. Следующая поставка состоялась в январе 2018 года, на этот раз машины отправились служить в соединение инженерных войск Восточного военного округа.

«Вепри» несколько раз становились экспонатами разных военно-технических выставок. Кроме того, им уже пришлось принять участие в учебно-боевых мероприятиях. В сентябре, в ходе учений «Восток-2018», несколько машин БМР-3МА обеспечивали проход войск по минным полям условного противника. Как сообщалось, эти задачи решались в пилотируемой и дистанционно управляемой конфигурации.

С недавнего времени российские инженерные войска получают и осваивают новые машины разминирования. Серийное производство и поставка изделий БМР-3МА имеет особое значение для развития сухопутных войск. Прежде всего, дело в том, что новый образец специальной техники не просто базируется на новом шасси, сохраняя прежние функции, но и получает новые возможности. В отличие от предыдущих инженерных машин, «Вепрь» может работать как под управлением водителя, так и в составе робототехнического комплекса. Это дает инженерным войскам очевидные преимущества.

Планомерное развитие инженерных бронированных машин привело к качественному прорыву. Последний на данный момент образец машины разминирования не просто повторяет предыдущие на ином технологическом уровне и с применением другой базы, но предлагает новые функции и возможности. Таким образом, бронированная машина разминирования БМР-3МА «Вепрь» может считаться самым настоящим прорывом, повышающим потенциал саперных подразделений инженерных войск.

По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://uralvagonzavod.ru/
https://vpk.name/
https://tvzvezda.ru/
https://ria.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
http://otvaga2004.ru/
http://russianarms.ru/

super-arsenal.ru

БМР-3 «Корт-Б» — Бронированная машина разминирования » Инженерная техника


БМР-3 «Корт-Б» — российская бронированная машина разминирования. Разработана 103-им бронетанковым ремонтным заводом на базе ОБТ Т-72А.

Бронированная машина разграждения БМР-3 предназначена для проделывания проходов в минных полях для танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров и иных машин, имеющих ширину гусениц (колес) и межгусеничное (межколесное) расстояние примерно равное танковому. В минных полях, состоящих из противогусеничных мин нажимного действия машина проделывает колейный проход. Ширина каждой колеи 80-87 см., ширина межколейной непротраливаемой полосы 162 см. В минных полях, состоящих из противоднищевых мин с контактными взрывателями, машина проделывает сплошной проход шириной 3,2 метра, в полях, состоящих из противоднищевых мин с магнитными взрывателями сплошной проход шириной 6-7 метров.

История

Для более серьезного трального оборудования требовалась соответствующая платформа. Лучше Т-72-го на эту роль ничего и нельзя было придумать! В рамках темы «Корт-Б» началось создание новой более мощной машины, получившей наименование БМР-3. Ее разработкой в основном занимались две организации – СКБ-200 челябинского завода «Станкомаш», специализирующееся и по ныне на минно-тральном оборудовании для Сухопутных войск и 482-й конструкторско-технологический центр в Киеве – организация подведомственная непосредственно Министерству обороны и специализирующаяся на разработке машин и технологий их производства путем конверсии устаревающих образцов. Научно-методическое, так сказать, обеспечение работ выполняли от ГАБТУ – 38НИИ МО СССР (не без известная Кубинка), от «инженерщиков» – 15ЦНИИИ МО СССР. Основным производителем БМР-3 был определен 17-й БТРЗ МО СССР во Львове. Сейчас некоторые «эксперты-историки» пытаются приписать создание БМР-3 исключительно 38НИИ – это абсолютно не верно – либо откровенно лгут, либо лукавят. Не станем углубляться в их мотивацию…

Как бы то ни было, техдокументация была выпущена, и да же был сделан опытный образец, когда Советский Союз приказал долго жить… Радужного в те годы и так было мало, а вот в отношении БМР-3 совсем «сгустились тучи». Афганская война закончилась. Основные заинтересованные в машине фигуранты дела остались в России, а вот вся документация и производство – в Украине, которой собственно эта машина совсем не была нужна, но делиться совместно наработанным украинская сторона была не намерена, во всяком случае за просто так. Российские же заказывающие управления повторно оплачивать выполненные работы Украине естественно не желали, а потому была проведена, скажем так, «спецоперация» с детективным и почти криминальным уклоном, в результате чего вся конструкторская документация на БМР-3, а за одно и опытный образец машины, каким-то «чудом» оказались в районе далекой-предалекой российской Читы – на атамановском танко-ремонтном заводе.

Атамановка в ту пору специализировалась на ремонтах Т-72, но делала это так преотвратно, что поминалась зампотехами всех рангов исключительно отборным матом. В прочем, ситуация и по сию пору там мало изменилась. И вот свалился на них такой подарочек с Украины…
Собственно БМР-3 в виде «подарка» был не одинок, до кучи наши хваткие товарищи увели у украинцев еще и БТС-5. С БТС-5 – это конечно отдельная история, «атамановцы» получить то его получили, но делать так и не стали – при сокращающейся армии России хватало производства оригинальных БРЭМов на УВЗ, эрзац был не нужен. А вот БМР – это был продукт достаточно оригинальный. Необходимо было срочно освоить его в производстве и отправить образец на государственные испытания. При разборе полученной КД выяснилось, что при всех стараниях она была-таки некомплектна. Недостающие чертежи стали снимать прямо по месту с полученного образца – особо не мудрствовали – рисовали прямо один к одному. Вспоминает работник 103-го БТРЗ Косенков Александр Николаевич: «Документация была получена не в полном объеме или была недоработана, поэтому очень много узлов и агрегатов монтировалось по месту. В частности я занимался монтажом тяг и трубопроводов, по месту из проволоки делал шаблон, затем изготовляли деталь, подгоняли на месте, а затем делали чертеж детали. Внутри корпуса было сделано второе днище, к которому крепились агрегаты, планировалось даже заполнить пространство между днищами жидкостью, но до этого дело не дошло…». Проявили инициативу – не без этого – закрытую пулеметную установку от Т-64, которая была на «украинском» образце к чертям выкинули, и поставили более простую и привычную ЗУ от «семдесятдвойки». В 1993 году, таким образом, были изготовлены две машины, которые были отправлены для испытаний на Кубинку.

В Кубинке машины были превращены в металлом, по ним стреляли и подрывали на минах. И сделали вывод… — машина непригодна к боевому использованию! Однако, еще до завершения испытаний, БМР-3 была включена в ГОЗ на 1994 год. Механизм производства был уже запущен и фактически негодная машина, путь и в единичных экземплярах, но стала производиться. Всего было изготовлено 15 машин, из них одна в Украине, остальные в Атамановке.

Описание конструкции

Базовое шасси – танк Т-72 без башни и вооружения. Общая масса машины – 43 т. Двигатель М-84МС 4-тактный V-образный дизель жидкостного охлаждения мощностью 618 кВт (840 л.с.) с удельным расходом топлива 247 гр/кВт час. Запас хода по топливу с дополнительными баками (бочки 2х200л.) – 540 км. Максимальная скорость машины со снятыми катковыми секциями 60 км/ч, рабочая скорость траления до 12 км/ч. Машина оснащена системой преодоления водных преград по дну при глубине до 8 метров, ширине преграды до 1,5 км и скорости течения до 3 м/с (воздухопитающая труба, навигационная аппаратура, изолирующие противогазы (на аварийный случай).

Экипаж машины 2 человека (командир и механик-водитель). На период работы на минном поле в экипаж машины придается 3 сапера, для размещения которых и их оснащения в боевом отделении машины имеются места.
Обитаемость: фильтровентиляционная установка, обеспечивающая работу экипажа без противогазов в условиях большой запыленности, радиоактивного, химического и бактериологическог о заражения; аэрокондиционер, обеспечивающий работу экипажа при температуре окружающего воздуха до + 65 градусов; водонагреватель, подогреватель пищи, биотуалет обеспечивают жизнь экипажа в полностью закрытой машине в течение 3 суток.

Защитное вооружение машины: дистанционно управляемый зенитный пулемет калибра 12,7- мм («Утес») на турели над люком командира, гранатомет РПГ-7Д (6 гранат), ПУ ЗУР «Игла» (2 ракеты), 8 дымовых гранатометов на рубке машины, автомат АКС-74 (150 патронов), гранаты Ф-1 (10 шт). Экипаж вооружен пистолетами ПМ, придаваемые саперы – штатным оружием. Броневая защита машины аналогична броневой защите танка Т-72 с динамической броней. Бронирование нижнего лобового листа и днища эквивалентно 300 мм брони. Вспомогательное оснащение: танковая радиостанция Р-123М, танковое переговорное устройство ТПУ, радиометр-рентгенометр и химический анализатор ГО-27, бесподсветочные приборы ночного видения 1ПН-63М (2 шт.).

Сверху за боевой рубкой находится грузовая платформа грузоподъемностью 5 т и кран-стрела грузоподъемностью 2,5 т, что позволяет перевозить и монтировать (демонтировать) катковые секции силами экипажа без привлечения автокрана.
Основное вооружение: катковый минный трал КМТ-7 состоящий из двух катковых и двух ножевых секций (КМТ-8) с электромагнитной приставкой ЭМТ.

Первые три БМР-3 были оснащены ЗПУ по типу Т-64, остальные комплектовались ЗПУ с танка Т-72. На части машин для защиты пневмосистемы устанавливались щитки и бронекожуха. Ящики ЗИП на бортах грузовой платформы появились с середины серии. Днище машины усилили броневым листом ( по моторную перегородку), после чего клиренс стал составлять что-то около 300 – 350 мм. На некоторых машинах вместо люков саперов цилиндрической формы были установлены десантные люки от БМП. Заправочная горловина на левом борту – стандартное оборудование от Т-72 – ее лючок врезался по живому и от того его местоположение «плавает».

Тактико технические характеристики БМР-3

Масса:
~ без навесного оборудования – 40,3 т
~ с навесным оборудованием – 47,8 т
Экипаж, чел. — 2
Места для саперов — 3
Вооружение – 12,7-мм пулемет НСВТ
Габаритные размеры:
~ длина корпуса (с доп. бочками) – 6987 (7690) мм
~ длина с тралом – 10725 мм
~ ширина корпуса – 3680 мм
~ ширина с тралом – 3950 мм
~ высота – 2512 мм
~ клиренс – 385 мм
Максимальная скорость – 60 км/ч
Запас хода по шоссе – 650 км
Преодолеваемые препятствия:
~ высота стенки – 0,8 м
~ ширина рва – 2,85 м
~ глубина брода – 1,2 (с ОПВТ – 5) м
~ подъем (с тралом) – 30° (20°)
~ крен (с тралом) – 25° (15°)
~ ширина рва (с тралом) – 2,8 (2,5) м
Рабочее оборудование:
Кран-стрела разборная, с ручным приводом:
~ максимальный вылет стрелы – 3000 м
~ минимальный вылет стрелы – 1200 м
~ грузоподъемность – 3 т
~ максимальная высота подъема – 4,2 м
~ диапазон обслуживания – 230°
~ диаметр троса – 11,5 мм
Колейный катково-ножевой минный трал КМТ-7:
~ масса – 7,5 т
~ габаритные размеры:
~ длина – 3450 мм
~ ширина – 3950 мм
~ скорость траления – 8-12 км/ч
~ сирина колей траления – 2х800 мм
~ время перевода ножевых секций из походного положения в боевое – 5 с

engineering-machine.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *