Арктика, Обострение Борьбы за Ресурсы и Территорию с Полезными Ископаемыми

30.04.2019

1 августа 2007 года два российских подводных аппарата «Мир-1» и «Мир-2» совершили погружение в районе самой северной точки нашей планеты – на Северном полюсе. На глубине более четырех километров российские подводники установили государственный флаг Росси, изготовленный из сверхпрочных материалов. Ход экспедиции широко и подробно освещался центральными российскими СМИ, установку флага транслировали в прямом эфире, а дома полярников встречали как героев.

Эта политическая акция в духе XVI или XVII столетия вызвала ожидаемую негативную реакцию со стороны государств, имеющих интересы в арктическом регионе. Представитель канадского МИДа, например, заявил, что давно прошли те времена, когда можно было застолбить территорию, установив на ней государственный флаг.

В последние годы противостояние в Арктике значительно усилилось. Причин для этого несколько, основной из них является неопределенный статус границ в этом регионе, а также его важность в стратегическом плане. Некоторые эксперты даже пугают неизбежными вооруженными конфликтами, которые могут начаться при дележе «арктического пирога» в будущем. Ныне интерес к Арктике проявляют не только государства, граничащие с этим регионом, но и Китай, и Индия – страны, расположенные далеко от вечных арктических льдов.

Арктика занимает весомое место в современной российской внешней и внутренней политике. Принято несколько государственных программ освоения этого региона, восстанавливаются объекты инфраструктуры, заброшенные после распада СССР. Это находит горячую поддержку в российском обществе, усиление своего присутствия в Арктике подается властью в качестве доказательства усиления могущества страны. Так ли это? Нужна ли Арктика России, и какими являются текущие геополитические расклады в этом регионе? Что стоит на кону?

Арктика: из-за чего сыр-бор

Современный мир стремительно развивается, страны, которые еще несколько десятилетий назад считались аутсайдерами, сегодня выбиваются в лидеры. Чтобы экономика развивалась, необходимы ресурсы, которых становится все меньше.

Это и есть одна из основных причин повышения интереса к арктическому региону. Пока никто точно не знает, сколько именно богатств хранит в себе Арктика. Согласно подсчетам американского департамента энергетики, под ледяными водами находится до 13% неразведанных запасов нефти и большое количество газовых месторождений. Кроме углеводородов, в Арктике есть значительные запасы никелевых руд, платиноидов, редкоземельных металлов, олова, вольфрама, золота и алмазов.

В современном мире ценность представляет не только сырье, не менее важны и коммуникации, по которым оно доставляется. В Арктике находятся сразу два важнейших трансокеанских маршрута: Северный морской путь (СМП) и Северо-Западный проход, который соединяет Атлантический и Тихий океан.

И ресурсы, и потенциально важные коммуникации существовали всегда, но обострение борьбы за Арктику началось не более десяти лет назад. В чем причина?

Богатство арктических широт практически полностью нивелируется климатическими условиями данного региона. Природа Арктики крайне враждебна человеку. Большую часть года Северный морской путь покрыт льдами. Себестоимость добычи полезных ископаемых настолько велика, что разработка большинства месторождений на сегодняшний момент не является рентабельной.

Однако из-за глобального потепления ситуация в Арктике начала меняться. Льды постепенно отступают, что открывает доступ к ресурсам, повышает привлекательность арктических транспортных маршрутов. Существуют вполне обоснованные прогнозы, что до конца нынешнего века льда в Северном Ледовитом океане вовсе не останется, и это сделает СМП свободным для судоходства круглогодично.

Также не следует забывать, что Северный полюс – это кратчайший маршрут доставки ядерного оружия в случае начала глобального конфликта. Именно по этой причине СССР содержал многочисленные военные базы и аэродромы в приарктических широтах. Для российского ВМФ именно Северный морской путь обеспечивает свободный доступ к Мировому океану.

Россия все более громко объявляет о своих претензиях на арктический регион, увеличивая военный потенциал в этом районе. Ситуация усугубляется тем, что статус Арктики во многом не урегулирован и имеет серьезные пробелы.

Кто претендует на Арктику

Согласно международному законодательству, каждая страна обладает правом пользоваться подводными ресурсами на расстоянии 200 миль от своего побережья. Однако существует конвенция ООН, которая гласит, что если страна сумеет доказать, что шельф океана является продолжением ее континентальной платформы, то он будет считаться ее собственностью.

Россия считает, что подводный хребет Ломоносова является продолжением Сибирской платформы. В этом случае под российскую юрисдикцию попадает 1,2 млн кв. км шельфа с громадными запасами углеводородов.

Понятно, что подобная активность России в переделе границ в регионе не вызывает восторга у других приарктических государств. Сегодня в Арктический совет входят 8 государств:

  • Исландия;
  • Дания;
  • Швеция;
  • Канада;
  • Норвегия;
  • США;
  • Россия;
  • Финляндия.

Еще есть и несколько стран-наблюдателей: Китай, Индия, Великобритания, Польша, Испания и другие.

Страны-участницы совета совершенно иначе трактуют международное законодательство, они сами претендуют на обширные участки арктического шельфа. Канада, например, считает, что хребет Ломоносова – продолжение ее территории и обещает доказать этот факт в ООН. На хребет Ломоносова претендует и Норвегия, которая уже добилась передачи части шельфа под свою юрисдикцию.

США считают своим участок шельфа неподалеку от Аляски и также собирают доказательства. Но из-за незначительной площади территорий США, которая граничит с Арктикой, американцам мало что «светит», поэтому они обычно выступают за коллективное использование ресурсов региона: это открыло бы к ним доступ американских ТНК.

Требование, которое объединяет практически всех членов Арктического совета (кроме России, конечно), – это международный контроль над Северным морским путем.

В настоящее время в Канаде, США, Норвегии и России приняты государственные программы освоения Арктики. Подходы к разделу и освоению региона среди стран-участниц арктического совета во многом противоречивы.

Повышенное внимание к Арктике начал проявлять Китай. Эта страна является наблюдателем в Арктическом совете, а в 2013 году в КНР была принята государственная программа по освоению региона. Она предусматривает постройку собственного значительного ледокольного флота. С 1994 года северные моря бороздит китайский ледокол «Снежный дракон», на счету этого корабля несколько проходов по СМП.

Военные угрозы и задачи ВС России

Во времена Холодной войны через Северный полюс был проложен кратчайший маршрут для нанесения ядерных ударов по советской территории стратегической авиацией США. Чуть позже здесь же прошли маршруты пролета американских МБР и БРПЛ. В ответ СССР создал в северных широтах инфраструктуру для противодействия американским планам и для развертывания собственного стратегического потенциала.

Здесь были размещены подразделения радиотехнических войск, войск ПВО, аэродромы для заправки стратегических бомбардировщиков. Особое внимание уделялось авиации ПВО, которая должна была уничтожать американские «стратеги» на дальних подступах.

Мотострелковые подразделения были размещены на Кольском полуострове и на Чукотке. Можно сказать, что основной задачей ВС СССР в Арктике была военно-космическая оборона, а в западной и восточной части также обеспечивалось прикрытие ВМФ.

После распада СССР арктическая группировка рухнула. То, что произошло с военными на Севере, нельзя назвать иначе, как бегство: части были расформированы, аэродромы заброшены, техника оставлена.

Россия создала шесть военных баз, 13 аэродромов и 16 глубоководных портов. В 2019 году должно завершиться строительство инфраструктуры, а также комплектация баз техникой и личным составом. В Арктике Россия разместила комплексы ПВО С-400, а также ПКР «Бастион». В нынешнем году в Арктике пройдут масштабные учения российской авиации.

Огромные пространства российского севера однозначно требуют военной защиты.

Боевые действия в этом регионе будут вестись не только против противника, человеку придется бороться и с враждебной природой. Вряд ли здесь можно использовать крупные сухопутные подразделения, боевые действия, в основном, будут вестись подводными лодками и авиацией. Особенно полезны в условиях региона могут быть беспилотные аппараты.

СМП и добыча полезных ископаемых

Арктика действительно богата, но для большинства этих богатств пока не пришло время. Стоимость добычи углеводородов в этом регионе очень высока и при нынешних ценах на нефть не является рентабельной. Гораздо выгоднее добывать сланцевую нефть и газ, чем бурить скважины среди плавающих льдов и полярной ночи.

Наглядной иллюстраций этого является судьба Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Оно не просто большое, а одно из крупнейших в мире (3,9 трлн куб. м газа). К этому месторождению проявляли большой интерес иностранные инвесторы, во время высоких цен на энергоносители российская власть не спешила с выбором партнеров. Однако с началом эпохи сланца цены на газ рухнули, разрабатывать Штокман стало просто невыгодно. Сегодня работы на этом месторождении приостановлены.

Россия не располагает технологиями добычи нефти и газа в арктических условиях, их передача попала под санкции после Крыма и Донбасса. Кроме того, жесткий государственный контроль и монопольное положение нескольких российских компаний («Газпром» и «Роснефть») не слишком нравится иностранным инвесторам.

Еще один аспект, связанный с добычей полезных ископаемых в Арктике, – экологический. Природа этого региона очень ранима и очень долго восстанавливается. Экологи и различные «зеленые» организации выступают с резкой критикой планов добычи нефти и газа в Арктике.

Ситуация вокруг Северного морского пути не менее неоднозначна. Теоретически, он является очень выгодным, так как сокращает путь из Китая в Европу. Если вы будете плыть через Суэцкий канал, то маршрут будет длиннее на 2,4 тыс. морских миль. Путь вокруг Африки добавит еще 4 тыс. миль.

В прошлом году было открыто дополнительное русло Суэцкого канала, которое увеличит транзит до 400 млн тонн в год. Стоимость работ составила 4,2 млрд долларов. В России планировали нарастить объем перевозок по СМП до 60 млн тонн до 2020 года, потратив на это минимум 34 млрд долларов (до 2019 года). При этом даже такие планы уже сейчас кажутся фантастическими: в 2014 году по СМП перевезли всего 274 тыс. тонн, на воду не был спущен ни один из запланированных кораблей.

Колоссальный объем перевозок по «южным» маршрутам объясняется тем, что на нем расположено большинство крупнейших морских портов. Более половины трафика обеспечивается не перевозками из Китая в Европу, а грузопотоком между этими портами. Большинство портов на СМП имеют мизерный грузопоток или не функционирует вообще.

Арктика действительно богата, но чтобы освоить эти богатства необходимо вложить огромные средства, которыми Россия в настоящее время не располагает. Нужно привлечение иностранных инвесторов (прежде всего, западных), именно от них можно получить необходимые технологии. Для реализации проектов, связанных с СМП, также нужно вхождение иностранного капитала в инфраструктуру российских северных портов, но сегодня эта задача невыполнима.

Проблема развития российской Арктики – это гигантская по своему масштабу задача, которая требует привлечения большого количества ресурсов: финансовых, технологических и управленческих. К сожалению, она вряд ли по плечу нынешней российской элите.

militaryarms.ru

Битва за Арктику — Экспресс газета

Абсолютное российское превосходство на Севере обеспечивают ледоколы

С усилением кризиса разгорелась борьба за контроль над гигантскими нефтегазовыми месторождениями и коммуникационными возможностями Арктики. В схватку вступили не только страны бассейна Северного Ледовитого океана — США, Канада, Норвегия, Дания, но и державы иных регионов. Ледоколы начали строить даже Китай и Япония.

Ускоряющееся сокращение полярной ледовой шапки делает Северный морской путь более проходимым для кораблей — как торговых, так и военных. Вопрос о контроле над самым коротким морским путем из Атлантического океана в Тихий стоит уже чрезвычайно жестко.

Недавно Мурманск громко отпраздновал 55-летие морской легенды XX века — первого в мире атомного ледокола «Ленин»

Открытое политическое и военное соперничество в Арктике началось в декабре 2001 года. Россия воспользовалась своим правом, определенным Конвенцией ООН, представить новые границы своего арктического шельфа и заявила о притязаниях на огромный сегмент Арктики, чья совокупная площадь свыше 1,2 млрд. кв. км. Основанием стал факт: две крупнейшие подводные горные цепи в Северном Ледовитом океане — хребет Ломоносова и хребет Менделеева — являются продолжением одной и той же Сибирской континентальной платформы.

США сочли аргумент недоказанным. В 2007 году научно-исследовательское судно «Академик Федоров», на борту которого находилась экспедиция Артура Чилингарова, нашло доказательства. Ученые не только добыли со дна Северного Ледовитого океана множество образцов пород хребта Ломоносова, но и установили на его поверхности капсулу с российским флагом.

США и Канада тут же провели в Северном Ледовитом океане совместные военные учения. После этого правительства России и других северных стран объявили о создании, расширении или тотальном переоснащении арктических группировок войск.

До перестройки советский спецназ регулярно проводил учения по обороне наших арктических рубежей и в любую минуту был готов отразить агрессию США и других стран НАТО

Дадим отпор отморозкам

В борьбу за доступ к запасам нефти и газа на шельфе, чей совокупный объем оценивается в 1,6 трлн. т, а это около четверти предполагаемого объема всех «морских» углеводородов Земли, вступили, наращивая военное присутствие, Дания, Норвегия, США и Канада. Их, как и азиатские страны, привлекают еще и залежи драгоценных и редкоземельных металлов, не говоря о возможностях рыболовного промысла. На кону — безопасность России. И не только экономическая.

По мнению ведущего эксперта «The National Interest» Роберта Фарли, Россия благодаря советскому опыту и инфраструктуре готова к возможной войне за арктические ресурсы лучше всех. С 1 декабря в арктической зоне на базе Северного флота начало действовать объединенное стратегическое командование «Север». В его состав вошли воинские части и корабли Западного, Центрального и Южного военных округов. Сформированы войсковые группировки на островных арктических территориях России, в том числе на Новой Земле, Новосибирских островах, острове Врангеля и мысе Шмидта. Они сведены в объединенную тактическую группу, которая в октябре 2015 года заступит на боевое дежурство. Полным ходом идет создание новых военных городков. До конца года, например, только в Алакуртти Мурманской области переедут около 1,6 тыс. военнослужащих.

Ту-142 с 1977 г. остаётся грозой подлодок потенциального противника. Взрывные сбрасываемые источники звука их обнаруживают и оглушают, делая неуправляемыми

Этим событиям предшествовали: восстановление аэродромов на северных территориях и тактические войсковые учения по сценарию — противодействие террористическим и диверсионным группам.

В Северном Ледовитом океане нет значительных массивов суши и крупых населенных пунктов, так что там нет необходимости в большом количестве пехоты. Главную роль там будут играть мобильные группировки, и российский спецназ  к этому готовится. В советские времена он проводил учения по нападению на объекты НАТО в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии и других местах, а недавно Россия усилила тренировки подразделений, которые должны базироваться в Арктике.

Так, во время последних учений, проведенных нынешней весной, на Новосибирских островах высадился батальон ВДВ. Также десантная рота на парашютах спустилась на дрейфующие льды рядом с Землей Франца-Иосифа — это первая в истории освоения Арктики парашютно-десантная учебная операция.

Военная группировка будет усиливаться параллельно с ростом наземных баз, позволяющих обеспечить господство в воздухе. Считается, что наш перехватчик МиГ-31, оснащенный крылатыми противокорабельными ракетами, и дальний противолодочный Ту-142, прозванный «Мясорубка», не в состоянии противостоять американским истребителям пятого поколения. А этого и не требуется. В отсутствие баз натовских самолетов в Арктике может просто не оказаться — радиус боевого действия не позволит.

Но основной силой для ведения любых действий в Арктике, конечно, остается флот. Именно нехватка ледоколов для переброски войск и оборудования в арктических условиях является проблемой всех стран, кроме России. Наши суда пока еще позволяют удерживать пальму стратегического первенства в покрытых льдом акваториях. Кроме того, «Балтийский завод — Судостроение» должен построить для Северного морского пути три атомохода нового поколения. Головной корабль «Арктика» сойдет со стапелей уже через три года.

Прикрывать его будут модернизированные АПЛ проекта «Акула». Они несут на себе баллистические ракеты, способные пробивать толщу льда и лететь к заданной цели за тысячи километров. На этой способности — стрелять ракетами без всплытия, что обеспечивает скрытность и неуязвимость наших атомных подлодок — держится главная задача Северного флота: ядерное сдерживание вероятного противника. Натовцы, кстати, подобный вид стрельбы не освоили, поэтому-то всеми средствами стараются ограничить возможность передвижения наших подлодок под арктическими льдами. Это им пока не удается. В 2008 году российские подводники после многолетнего перерыва возобновили боевую работу под ледовой шапкой Северного полюса и проложили новые скрытные маршруты из Баренцева моря в Тихий океан.

Великолепная семерка

55 лет назад Морфлот СССР принял в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». Он был главным в семерке наших судов-богатырей, обеспечивших России абсолютное господство во льдах Арктики.

«Ленин». Первое в истории судно, оснащенное ядерной силовой установкой. Сдан в эксплуатацию 5 декабря 1959 г. Основные его отличия от дизельных предшественников — высокий уровень автономности и мощность. Они позволяли существенно увеличить период навигации.

Юбиляр прошел по арктическим маршрутам 360 тыс. км — почти 30 земных экваторов! И провел через льды 3741 судно. С декабря 1989 г. стоит на причале в порту Мурманска, работает как музей.

«Арктика». Спущен на воду в 1975 г. Стал крупнейшим из всех существовавших тогда ледоколов. Его ширина составляла 30 м, длина — 148 м, высота борта — более 17 м.

«Сибирь». Введен в строй в 1977 г. В историю легендарный ледокол вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию по маршруту инка. Также он стал первым судном, которое вошло в пределы Северного полюса.

«Россия». Построен в 1985 г. для работы только в условиях Северного Ледовитого океана. На нем был совершен первый круизный рейс на Северный полюс для иностранных туристов.

«Советский Союз». Введен в эксплуатацию в 1989 г. Особенность конструкции ледокола состоит в том, что его можно переоборудовать в крейсер. На баке перед рубкой установлена РЛС управления огнем съемной артиллерийской установки МР-123.

«Ямал». Спущен на воду в 1993 г. Стал 12-м судном, достигшим Северного полюса. Совершил больше всех — 46 рейсов — в данном направлении, включая спецрейс для встречи третьего тысячелетия.

«50 лет Победы». Самый современный и большой атомный ледокол. Сдан в эксплуатацию в 2007 г. В ходе первых испытаний продемонстрировал надежность, маневренность, а также невероятную для ледоколов скорость — 21,4 узла.

www.eg.ru

Битва за Арктику

Арктические державы готовятся к финальной битве за раздел богатств Арктики
Представители России и других стран, территорию которых омывают воды Северного ледовитого океана, регулярно выступают с заявлениями о создании особых арктических войск и о необходимости защиты территорий в Арктике. «Русская планета» рассказывает, как возникла проблема передела Арктики в начале XXI века и какие военно-политические меры Россия планирует предпринять для максимально благоприятного исхода этой геополитической гонки.
Пионеры и функционеры
Со времен первой арктической гонки, времен Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена, прошло уже почти сто лет. Для арктических пионеров покорение Севера было делом исключительно аполитичным. Потом ситуация изменилась.
Еще в 1925 году правительство Канады впервые заявило о претензиях на большой кусок Арктики, примыкающий к ее северным пределам, провозгласив так называемый «секторный принцип». По этой концепции, все заполярные территории делятся очень просто — национальные границы в Арктике проводятся по тем меридианам, которые проходят через самые западные и восточные оконечности арктических стран. В 1926 году с таким делением согласился Советский Союз, а в 1930 году — Норвегия.

Рауль Амундсен. Фото: Фотохроника ТАСС
В те времена подобным притязаниям уделяли мало внимания, так как Арктика считалась безжизненной пустыней, ресурсы которой не стоили серьезных политических или военных вложений. Однако после 1946 года в ситуацию вмешалась холодная война, сделавшая Арктику важной зоной конфликта, через которую проходили траектории баллистических ракет, направленных в сторону «предполагаемого противника». Это делало любые серьезные дискуссии по поводу границ в Арктике практически невозможными.
Тем не менее, даже в самый разгар холодной войны некоторые политические эксперты уже осознавали, что Арктика в будущем окажется в центре политических интриг. К примеру, еще в 1960 году в журнале Polar Record, который издается британским Кэмбриджским университетом, американский политолог Оскар Свальен из университета Флориды опубликовал статью, в которой предсказал начало борьбы за Арктику в ближайшие десятилетия. Он предрекал, что это начнется, поскольку наблюдается перенаселение Земли, идет технический прогресс и изменяется климат. Известный американский геолог Лоуренс Смит в футурологической книге «Мир в 2050 году» также писал, что отношение человечества к Арктике начало меняться в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века под действием четырех тесно взаимосвязанных сил — демографии, научно-технического прогресса, глобализации и изменения климата.
Хребты противоречий
Если рассматривать ситуацию в ракурсе международных отношений, то можно говорить о том, что базис для зарождения политического и военного соперничества в Арктике появился лишь в 1994 году, когда в силу вступила Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS). Она была подписана в 1982 году на Ямайке после почти 30 лет дискуссий и ратифицирована почти всеми странами мира, кроме США, Турции и ряда азиатских стран. Данный документ устанавливает четкие границы для территориальных и нейтральных вод у берегов всех государств мира, пределы эксклюзивной экономической зоны, а также объявляет морское дно всеобщим достоянием человечества.
И если принятие этой конвенции почти никак не сказалось на обычных морских рубежах, она серьезно меняла ситуацию в Арктике, разделенной по секторному принципу. В результате вступления UNCLOS в силу арктические державы, по сути, потеряли огромную часть территории Арктики за пределами их территориальных вод и эксклюзивной экономической зоны (ЭЭЗ), простирающейся на 200 морских миль (370 километров). В Конвенции заложено послабление для арктических стран — они могут расширить границы принадлежащих им морских территорий в Северном Ледовитом океане до 650 километров в том случае, если им удастся доказать, что континентальный шельф, морское продолжение материковой земной коры, простирается на более чем 350 километров в сторону Северного полюса.

Хиллари Клинтон (в центре) на слушаниях по ратификации конвенции ООН по морскому праву, 23 мая 2012 года. Фото: Cliff Owen / AP
По положениям UNCLOS, арктическим странам дается десять лет на оформление подобных претензий и передачу доказательств о распространении континентального шельфа за пределы эксклюзивной экономической зоны в специальный комитет ООН, который будет рассматривать справедливость притязаний таких государств. Строго говоря, подобные морские угодья не являются полноценной ЭЭЗ и не выдаются арктическим странам бесплатн

rusevik.ru

Борьба за Арктику обостряется | Политика | ИноСМИ

Западные СМИ уделяют все большее внимание разворачивающейся «битве за Арктику» — важнейшем геополитическом сражении 21 века. Аналитики признают, что в этом новом «арктическом походе» Россия и Китай сумели перехватить инициативу, в то время как страны Запада во главе с США «проморгали» Арктику.

Хотя о новом геополитическом значении Арктики пишут уже несколько лет, важнейший импульс этой теме дал визит Владимира Путина на Ямал в декабре прошлого года, когда была успешно запущена первая очередь завода «Ямал СПГ» и был отправлен первый танкер со сжиженным природным газом на азиатские рынки. Также в 2017 году российский танкер доставил СПГ по Севморпути из Норвегии в Южную Корею без сопровождения ледокола. Это стало возможным благодаря глобальному потеплению, которое открыло для судоходства ранее скованные льдами воды Северного Ледовитого океана. По прогнозам специалистов, уже к 2030 году беспрепятственная навигация станет доступной в летние месяцы. Это будет иметь колоссальные экономические и геополитические последствия: северный морской путь из Китая в Западную Европу станет на 10-15 дней короче традиционного маршрута через Индийский океан и Суэцкий канал. Кроме того, под арктическими льдами могут находиться до 30% мировых запасов неразведанного газа и нефти, не говоря о редкоземельных металлах, алмазах и рыбных ресурсах. Арктика уже сейчас представляет громадный интерес не только для стран арктической зоны, прежде всего России, США, Канады и Норвегии, но и для других мировых игроков, таких как Китай.

Для России этот регион с точки зрения нефтегазовых ресурсов и судоходства имеет жизненно важное значение, и свою сферу влияния в Арктике она никому уступать не намерена. Именно поэтому Россия создает здесь новые военные базы и строит систему противоракетной обороны. По мнению экспертов, Россия значительно опередила США в области военно-стратегического освоения Арктики. Вашингтон, хотя и с запозданием, также включился в гонку за арктические ресурсы. Министр обороны Джеймс Мэттис назвал Арктику регионом исключительной стратегической важности для Америки как с экономической, так и военной точки зрения, а президент Дональд Трамп принял первые шаги по отмене введенного Бараком Обамой запрета на бурение в Арктике и на Аляске. Наблюдатели отмечают, что США до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву, что затрудняет выработку международных соглашений по Арктике. Это означает также, что США могут доказывать свое право на континентальный шельф Арктики с позиции силы — в обход международного права. Всего США имеют три ледокола, но на ходу лишь два, и ни один из них не является атомным. Основной ледокол «Полярная звезда» построен в далеком 1976 году. Для сравнения, Россия имеет более 40 ледоколов, включая пять атомных. По 6-7 ледоколов у Финляндии, Швеции и Канады, но ни один из них не является тяжелым. Кроме того, Россия активно строит СПГ-танкеры ледового класса. В начале этого года танкер-газовоз «Эдуард Толль» стал первым танкером, прошедшим по Севморпути без сопровождения ледокола, поскольку сам способен разбивать льды толщиной до двух метров. Головным судном этой серии является газовоз «Кристоф де Маржери», который был построен в ноябре 2016 года, а всего на воду в России будет спущено на воду 15 СПГ-танкеров ледового класса.

CAN News
ИноСМИ
Sina.com

Наблюдатели обращают внимание на то, что правовой статус Арктики, в отличие от Антарктиды, пока не урегулирован. Многие государства, в первую очередь Россия, выдвигают претензии на новые участки арктической зоны. Конвенция ООН по морскому праву от 1982 года устанавливает ширину территориального моря (включая дно и недра) в 12 миль, исключительную экономическую зону — в 200 морских миль. При этом режим плавания по трассам Севморпути исторически рассматривается как национальная транспортная коммуникация России. Свои претензии на дополнительные акватории и шельф Северного Ледовитого океана готовы выставить не только Россия, но также Канада, Дания (Гренландия), США и Норвегия. Однако РФ наиболее активно настаивает на расширении границ своего континентального шельфа в Арктике за счет присоединения подводного хребта Ломоносова, соответствующая заявка подана в ООН. Западные СМИ цитируют в этой связи заявление Владимира Путина, что в этом и следующем столетии Россия будет прирастать Арктикой. В 2007 году российские исследователи установили в районе Северного полюса на глубине свыше четырех километров российский флаг, а в 2014 году Россия провела крупнейшие арктические маневры, в которых приняли участие 40 тысяч военнослужащих, 50 боевых кораблей и свыше 100 самолетов. Это чрезвычайно встревожило страны НАТО, поскольку совпало по времени с конфликтом на Юго-Востоке Украины. По данным датских спецслужб, Россия модернизировала шесть военных баз на арктических островах и разместила на них тактическую авиацию. Кроме того, в Северном ледовитом океане размещена основная часть российских атомных подводных лодок и ледоколов. Американский сайт «Дифенс энд Аэроспейс рипорт» (Defense & Aerospace Report) сообщил, что Россия введет в 2020 году в строй два ледокола, оснащенных крылатыми ракетами.

Китай также стремится нарастить свое присутствие в арктическом регионе и строит свой второй ледокол. В январе 2018 года Пекин впервые официально озвучил свои стратегические цели в Арктике: КНР «является страной приарктической зоны» и будет активно инвестировать в этот регион, в том числе направлять суда в северные экспедиции с тем, чтобы подготовить к эксплуатации «полярный шелковый путь». Китай также заинтересован в нефтегазовых, редкоземельных и рыбных богатствах региона. Наблюдатели отмечают, что Китай приобрел 20% в проекте «Ямал СПГ». Особенно привлекателен для китайцев Северный морской путь в Европу, который позволяет сократить маршрут на 2-3 недели и позволяет обойти нестабильные зоны Южной Азии и Ближнего Востока. Пробный рейс Шанхай-Роттердам показал, что этот путь на одну треть короче южного маршрута. Новозеландская исследовательница Анн-Мари Брэди в книге «Китай как великая арктическая держава» (China as a Polar Great Power) пишет, что на сегодняшний день Китай выделяет больше средств на освоение Арктики, чем все остальные страны, в том числе на новые полярные базы, морскую инфраструктуру, строительство ледоколов и спутниковую связь. Брэди отмечает большие геополитические амбиции Китая, которые планомерно осваивает Арктику в масштабах, которым могут позавидовать ведущие державы мира.

В последние месяцы западные СМИ все больше нагнетают воинственную риторику вокруг Арктики, заголовки пестрят угрозами: «Холодная война в Арктике» (Зюддойче Цайтунг), «Умереть за Шпицберген» (Вельт), «Ледяные войны» (Си-Эн-Эн), «Россия и Америка готовятся к войне за Арктику» (Рейтер) и т.д. При этом многие аналитики считают, что значение Арктики пока сильно преувеличено, а громкие заявления по этой теме носят скорее пропагандистский характер. Этот регион по-прежнему труднодоступен, суровый климат мешает строительству городов и военных баз. Северный морской путь замерзает зимой, а судоходство по нему ограничено летним периодом. Разработка нефтегазовых и других месторождений на глубоководном шельфе Арктики пока не оправдывает себя с экономической и технологической точек зрения. Эксперты предостерегают от излишнего оптимизма: Северный морской путь еще надо подготовить для навигации, необходимо построить много судоремонтных и спасательных станций. Перенаправить на север десятки тысяч судов, которые идут сегодня через Суэцкий канал, представляется пока нереальным. Только крупные международные консорциумы могут себе позволить арктические проекты, и это делает необходимым сотрудничество многих стран. Вот почему взаимодействие в Арктике, этом последнем «неосвоенном» регионе мира абсолютно необходимо. С 1996 года активно функционирует «Арктический совет» — региональная организация, в которую входят восемь стран (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). Пока что они согласуют экологические, спасательные, исследовательские и гуманитарные проекты, однако со временем сфера взаимодействия может расшириться. Председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности Вольфганг Ишингер считает, что в период резкого обострения отношений между Востоком и Западом именно Арктика может стать объединяющей темой, все страны заинтересованы в экономическом сотрудничестве на этом геополитическом участке. Вместе с тем, по мнению Ишингера, Арктика может стать ареной острого военного противостояния, и надо сделать все, чтобы избежать конфронтации.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Битва за Арктику — Аргументы Недели

Против кого мы собираемся сражаться в Арктике и зачем танкам «белый камуфляж»? Что ищут китайцы в Северном Ледовитом океане и чей на самом деле шельф? Обо всём этом главному редактору «АН» Андрею УГЛАНОВУ рассказывает член Совета Федерации, председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав ШТЫРОВ.


 

В центре внимания всего мира

– Вячеслав Анатольевич, в Совете Федерации вы отвечаете за арктическое направление. Недавно в английской газете Times вышла статья о том, что Путин прорубает «новое окно» уже не в Европу, а в целый мир через Арктику. В тех краях наши «западные партнёры» заметили неприятно удивившую их активность России. За последнее время появилось 6 военных баз. На Параде 9 Мая впервые прошла тяжёлая бронетехника в «белом камуфляже», сооружаются новые взлётно-посадочные полосы. Говорят, что в ближайшие год-два появится до 30 новых аэродромов. В прошлом году в Арктике было построено 440 военных объектов. Зачем нам это окно и с кем воевать-то?

– В последнее десятилетие отмечается буквально взрыв интереса к Арктике у многих стран мира. Раньше эта зона традиционно считалась сферой интересов восьми арктических государств, у которых хотя бы часть территории находится за Северным полярным кругом. В 1996 году они создали Арктический совет, в котором на уровне высоких должностных лиц министерств иностранных дел обсуждаются проблемы Арктики. В основном это вопросы экологии, взаимодействия в области спасения в воздухе и на воде.

Кроме того, существует так называемая «Арктическая пятёрка». Это государства, которые имеют непосредственно побережье Ледовитого океана: Соединённые Штаты Америки, Канада, Дания через Гренландию, Норвегия и Россия. В рамках их взаимодействия обсуждаются двусторонние и общие вопросы правового положения пространств Арктики.

Но сейчас ситуация изменилась кардинально. О своих интересах в Арктике заявляет Евросоюз в целом и отдельные в него входящие государства, расположенные, прямо скажем, далеко от северных широт. Заинтересованность проявляют страны Юго-Восточной Азии, особенно Китай. Причём их активность не декларативна, а носит практический характер: снаряжаются экспедиции, проводятся научные исследования. Ряд государств стали участниками Арктического совета в качестве наблюдателей.

– В чём причина этого интереса?

– Во-первых, это вопросы экономического характера – природные ресурсы, которые есть в Арктике. Во-вторых, возможность использовать арктические морские пути в качестве международных магистралей. Почему этот интерес именно сейчас приобрёл такое звучание? Да потому, что непосредственной причиной, толчком служит глобальное потепление. Арктика в последние годы постепенно освобождается ото льда. Необратим или цикличен этот процесс – это особый вопрос. Но даже если он продлится два-три десятилетия, этого достаточно при нынешней динамике технологического развития для интенсивного использования арктических ресурсов.

Но при всей важности экономики для России в Арктике я бы на главное место поставил вопрос обороны, военной безопасности.

 

Арктический щит страны

– Именно с этим связана такая активность наших силовых структур в Арктике?

– Мы на самом деле занимаемся не милитаризацией Арктики. Мы лишь восстанавливаем те позиции, которые были у нас в советское время с точки зрения обороны. Если бы произошёл гипотетический глобальный конфликт с нашим наиболее вероятным противником – США, как бы развивались события? Откуда нам ожидать главного удара? Главный удар стратегическим ядерным оружием будет нанесён через Северный полюс, потому что это самое короткое расстояние между США и Россией. Поэтому в Арктике были созданы мощные оборонительные системы ещё в старые времена.

– В Советском Союзе?

– И в Советском Союзе, и в США. Ну например, в Соединённых Штатах первая сплошная радиолокационная завеса была создана именно в Арктике. Она состояла из 12 главных наземных пунктов и более чем сотни других объектов. Заметьте, не вокруг Лос-Анджелеса или Сан-Франциско, не вокруг Нью-Йорка, а именно там, на Севере.

Соответственно, у нас тоже были выстроены оборонительные системы. Вся зона Арктики находилась под контролем ПВО. Кроме того, у нас вдоль побережья Арктики – вы помните знакомые нам всем с детства названия из песен – Диксон, Тикси… На самом деле это всё пункты двойного назначения, где базировались в том числе истребители-перехватчики. После развала Советского Союза всё это было брошено и разрушено. Мы ещё не наращиваем там мощности, дай нам бог восстановиться. Вот почему у нас такая большая военная активность.

Значение Арктики особенно возросло, когда в 2004 году Соединённые Штаты приняли свою авантюрную стратегию «мгновенного глобального удара». Она рассчитана в том числе на ударные возможности американского военно-морского флота. Они раньше планировали разместить несколько ударных флотских группировок в Норвежском, Северном, Баренцевом, Беринговом и Японском морях. Теперь, с глобальным потеплением, такие группировки могут появиться и в Карском, Восточно-Сибирском, Чукотском морях, в море Лаптевых.

Это требует наращивания наших ответных возможностей.

 

Кладовая планеты

– Давайте вернёмся к мирным вопросам. Что такого есть в этой ледяной пустыне, что все так рвутся сюда?

– На самом деле на шельфе Арктики находится примерно 25% оставшихся запасов углеводородов. У нас они расположены от Кольского полуострова до Чукотки. А Арктическое побережье России – это огромная территория, очень разнообразная с геологической точки зрения. Там и древние щиты выходят на поверхность, и относительно молодые складчатые области, Западно-Сибирская низменность. Соответственно, в недрах берега – и никель, и медные руды, апатиты, золото, платина, редкоземельные элементы, алмазы, урановые руды.

Фантастические запасы лежат там, где их ещё вчера невозможно было извлечь. Но технологии очень быстро совершенствуются. Например, в Африке добывают алмазы даже со дна моря. Мы в Советском Союзе в своё время делали эксперименты по добыче олова со дна Ледовитого океана, и в принципе получалось. Это было дорого, но доказано, что это возможно. Сейчас, по мере удорожания всех ресурсов, интерес возрастает во много раз.

– Как это всё нам застолбить?

– Сейчас разгорелась невидимая пока ещё подковёрная борьба: кому же принадлежит Арктика? Вопрос непростой. Мы с детства помним эти пунктиры на школьных картах – границы полярных владений СССР, а потом России, идущие от наших границ с Норвегией и из пролива Дежнёва к Северному полюсу.

По факту такие же полярные владения имеют Соединённые Штаты Америки и Канада. Так сложилось исторически. Первые наши границы с Канадой проводились, когда она была доминионом Англии, а мы владели Аляской. Тогда этот «пунктирчик» и провели. И так постепенно Арктика была разделена на секторы.

Но сейчас этот принцип подвергается сомнению. И другие страны – те же Евросоюз, Китай говорят: «К Арктике надо применять Конвенцию по морскому праву, подписанную в 1982 году». Но по ним нам принадлежат только 15 миль от берега. Это наши территориальные воды. Ещё 200 миль – это наша особая экономическая зона. А дальше уже открытое море, нейтральные воды. Тем, кто не входит в число «Арктических государств», такой подход нравится гораздо больше, и понятно почему. Они говорят: «Это ничьё открытое море, любой может им пользоваться, а шельф – дно этого моря, это есть международное наследство. Достояние всего человечества».

Но это, ясное дело, не устраивает уже нас и других наших соседей по Арктике. Наша задача – опираясь на эти морские конвенции, доказать, что подводные горные хребты на дне Ледовитого океана являются продолжением нашей геологической структуры. Такие доказательства, по мнению наших геологов, можно осуществить. Мы организовали огромнейшую работу по доказательству того, что хребет Ломоносова – это продолжение Сибири, что в древности этот хребет держался на Сибирской платформе. Просто ушёл под воду во времена геологических катаклизмов. Но мы тогда имеем право по Морской конвенции территорию вокруг этого хребта считать своей.

 

Гонка во льдах

– Только мы ведём такую работу? А соседи?

– Если бы только мы! Наши противники не дремлют. Например, датчане проводят точно такую же работу, как и мы, только они доказывают, что хребет Ломоносова – это продолжение гренландских геологических структур.

– А почему нам тогда не доказать, что Гренландия является продолжением хребта Ломоносова, который, в свою очередь, является продолжением Сибири?

– Великолепная идея.

– И не послать ли нам эту Данию? Я сейчас палец на карту положу, и под ним будет 10 таких Даний.

– Вы не забывайте, что Дания является членом НАТО и членом Евросоюза, а их пальцем не накроешь. Канада тоже выдвинула такие же претензии. Хребет Ломоносова пересекает весь океан от них до нас.

Ни канадцам, ни датчанам в нашем секторе Арктики (в границах полярных владений России) ничего нельзя отдавать.

Вопрос в системе доказательств. Сейчас идёт настоящая гонка в этом направлении, и они занимаются этим вопросом, и мы. Как минимум, три страны борются между собой. В Норвегии нет таких хребтов, поэтому они иначе работают.

– Норвегия отхватила часть Баренцева моря благодаря нашим законодателям во главе с Медведевым.

– Этот крайне невыгодный нам договор был подписан в 2010 году Медведевым и Лавровым. Благодаря ему мы уже потеряли 88 тысяч квадратных миль и ещё нас выгоняют с территории вокруг Шпицбергена. Там очень тяжёлое положение.

Как из этого выйти? Возможно, стоит присмотреться к опыту США. Что делают Соединённые Штаты со своим сектором? Они ничего не делают, они ничего не исследуют, ничего не доказывают. Они говорят: «Это было наше, так и будет. А кто не согласен, пусть придёт и попробует отобрать». Они – единственная страна в мире, которая не подписала Морскую конвенцию. Они говорят: «Нам это ничего не надо, мы своё и так возьмём».

Мы считаем в Совете Федерации, что надо нам несколько сменить линию. Не носиться с доказательствами, чтобы выторговать себе кусок по Морскому праву, а восстановить положение, по которому этот арктический сектор как он был раньше в старые добрые времена, так он и оставался за нашей страной. Это значит, что мы должны согласиться, что у датчан есть свой сектор, у американцев – свой. Как это было до истории с Морской конвенцией.

Есть 83-я статья той же самой конвенции, по ней спорные вопросы могут решать между собой страны, противолежащие в море и прилежащие. Все «арктические страны» у нас либо противолежащие, либо прилежащие. Надо не полениться, набраться терпения, сесть с ними, с пятью странами, и разделить эту Арктику так, как она была поделена раньше. Почва для компромисса есть, потому что у всех есть друг к другу претензии. У Канады есть трения с Соединёнными Штатами. У Дании – с Канадой и т.д. Нужно сесть и решить их. И сообща сказать: «Всё! Ни Евросоюз, ни наши друзья из Юго-Восточной Азии без нашего разрешения здесь работать не могут».

В 2008 году эти пять стран уже сделали общее Илулиссатское заявление, что Арктика – это особая зона, для неё не надо никакого нового законодательства, пять стран сами во всём разберутся. Теперь эту линию надо продолжить, несмотря на все наши дипломатические и политические разногласия. Всё-таки общий язык всегда можно найти.

 

Северная магистраль

– Я хотел бы поговорить о роли ледокольного флота. Почему, например, в США, Канаде, заявляя о своих правах, не развивают его, как у нас? Там нет ресурсов или там нет ясных голов? В чём проблема?

– Прежде чем начинать такие масштабные работы, для того чтобы они потом прахом не пошли, надо всё-таки им тоже обо-
сновать свои притязания на шельф. Видимо, на данный момент у них нет такой уверенности, какая есть у нас.

– Китайцы объявили, что они создают свой ледокольный флот. Уже даже ледокол построили – «Снежный дракон». И он проходил Северным морским путём.

– Да. Китай этим живо интересуется. Они построили хороший ледокол. Он уже проходил и по нашему прибрежному Северному пути, и по новым возможным трассам, которые значительно короче, но которые тяжелее с точки зрения ледовой обстановки. И «Снежный дракон» себя хорошо показал. В Шанхае создан институт Арктики. Они очень активно ведут разного рода исследования в арктических морях по состоянию воды и т.д. и т.п. Пусть они этим занимаются. Мы не можем никому запретить.

ДРУГОЙ вопрос, что любая их деятельность должна подчиняться нашим законам и правилам и проходить с нашего разрешения. Идёт ваш ледокол – запросите разрешение на управление у Североморпути. Вам будут поставлены определённые условия. Всё должно быть под контролем.

 На данный момент китайцев больше интересует транспортная составляющая Арктики. И в этом направлении идут интенсивные процессы, которые они не могут не замечать.

В Арктике происходят колоссальные экономические события. Наша нефтегазовая промышленность выдвинулась в Арктику и продвигается всё больше и больше. На Ямале создаются два порта – Сабетта и нефтяной Новый порт. С другой стороны Обской губы находится Гыданский полуостров. Там всё повторится через некоторое время в таких же объёмах и в таких же масштабах. Эти гигантские проекты дают огромную грузовую базу для движения по Северному морскому пути. Они раскрывают потенциал Северного пути.

Уже сегодня там существует грузовая база на 24 миллиона тонн вывоза нефти и сжиженного газа. А в самое лучшее советское время мы по Северному пути перевозили 6, 5 миллиона тонн. В районе Дудинки сейчас строится гигантский угольный комплекс. 10 миллионов тонн угля надо оттуда вывозить.

Вот для чего у нас в России строится новая серия ледоколов. Помните, мы когда-то начали с атомного ледокола «Ленин». Сейчас строится три гораздо более мощных ледокола – 60 мегаватт каждый: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Первый находится уже на стапелях с начинкой, второй – «Сибирь» – спущен в этом году на воду, и проектируется ещё три ледокола новой серии. Рабочее название серии – «Лидер». Эти монстры будут вовсе иметь 120 мегаватт мощности. Этот ледокол будет способен пробивать лёд толщиной до трёх метров и оставлять после себя полынью около 30 метров шириной.

– Наверняка строятся на верфях Финляндии или Германии?

– Нет. Это всё строится у нас, в Питере. Я был там недавно на спуске «Сибири». Впечатляющее зрелище.

Кроме ледоколов строятся гигантские газовозы до 170 тысяч тонн водоизмещением, настоящие медведи. У нас таких гражданских кораблей раньше вообще не было. Строятся огромные нефтяные танкеры дедвейтом до 70 тысяч тонн. Причём они строятся в арктическом исполнении, т.е. они сами могут без ледокола проламывать льды до полутора метров. Эта гигантская строительная программа выведет нас в лидеры.

А что другие страны? Соединённые Штаты собираются строить новый ледокол, в основном для военных целей. Канада тоже усиливает военное присутствие в Арктике. У нас есть Северный морской путь, а у канадцев свой аналог: называется Северо-Западный проход. Они на него сильно рассчитывают. Но там ледовая обстановка гораздо хуже, чем у нас. Там всегда сплошные льды. Теперь они начали подтаивать, и канадцы надеются, что они тоже проделают путь. Ведут разыскания и т.д., но таких масштабных программ, такого количества ледоколов, как у нас, ни у кого нет. Помимо атомных у нас есть ещё мощные дизельно-электрические ледоколы. Причём они есть не только в составе нашего Атомфлота, но и в частных компаниях – например, у ЛУКОЙЛа.

Но я ещё раз подчёркиваю, что это и будущее России, и важнейший элемент нашей обороноспособности. Всё взаимосвязано. Не будет там никакой обороны, если не оживёт северная экономика. И наоборот, нет смысла ничего строить, если мы не сможем это защитить.

argumenti.ru

Борьба за Арктику | Геополитика.RU

  

Navigation
  • Миссия
  • Статьи
  • Геопедия
    • Геополитика
    • Профили стран
    • Доклады
    • Книги и журналы
  • Разделы
    • Сеть
    • Атлантизм
    • Политика
    • Безопасность и конфликты
    • Документы
    • Евразия
    • Идеология
    • Интервью
    • Христианство
    • Классики геополитики
    • Политфилософия
    • Многополярность
    • Общество
    • Наука и образование
    • Религия
    • Ресурсы
    • Стратегия
    • Экономика
    • Этносы

Форма поиска

Поиск

  

www.geopolitica.ru

Битва за Арктику. Инфографика | Инфографика | Вопрос-Ответ

В понедельник, 16 марта, президент РФ Владимир Путин в рамках внезапной проверки распорядился привести в полную боевую готовность Северный флот, отдельные соединения ВДВ и Западного военного округа (ЗВО). Учения призваны оценить способность вооружённых сил обеспечить военную безопасность России в Арктике.

Смотрите в инфографике АиФ.ru, какие государства претендуют на свою долю в «арктическом пироге».

В XXI веке геополитическая напряжённость в Арктике значительно возросла. Сразу несколько государств готовы в том числе и военными методами отстаивать свои интересы в этом стратегически важном регионе. Значительно увеличить своё влияние в Арктике, трактуя в свою пользу юридически не определённый статус национальных границ, эти страны хотят по двум причинам:

Ресурсы

Нефтяные и газовые месторождения во многих регионах мира находятся в фазе истощения. Арктика же, напротив, остаётся одним из немногих районов планеты, где энергетические компании почти не вели активную добычу. Это связано с тяжёлыми климатическими условиями, которые затрудняли извлечение ресурсов. В Арктике между тем сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. По оценке геологической службы США, в регионе залегают 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Контроль над этими запасами позволит арктическим государствам в будущем обеспечить высокие показатели темпов роста национальных экономик.

В материковой части Арктики располагаются богатые запасы золота, алмазов, ртути, вольфрама и редкоземельных металлов, без которых невозможны технологии пятого и шестого технологического уклада.

Новые транспортные пути

Таяние льдов в Арктике через 50 лет приведёт к появлению новых маршрутов, соединяющих Тихий и Атлантический океаны. Изменение климата позволит использовать эти пути для судоходства круглогодично. В результате важность Суэцкого и Панамского каналов в системе морских перевозок значительно снизится.

Кто претендует на Арктику?

Северный полюс и прилегающая к нему часть Северного Ледовитого океана не принадлежат ни одной из стран. В настоящее время исключительные экономические зоны, которые простираются на 200 морских миль (350 км) от территориальных вод, имеют следующие государства:

  • Россия;
  • Канада;
  • Норвегия;
  • Дания;
  • США.

Наиболее острые споры между этими государствами идут за обладание четырьмя акваториями:

Подводные хребты Ломоносова и Менделеева (Россия-Дания)

У России и Дании имеются разногласия относительно принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева, протяжённостью около 1,2 миллиона квадратных километров. На их шельфе имеются крупные месторождения нефти и газа.

Россия считает, что подводные хребты являются непосредственным продолжением континента, а значит, принадлежат РФ. В 2002 году Комиссия ООН не отвергла, но и не удовлетворила заявку Москвы, порекомендовав провести дополнительные исследования.

C 2004 года Дания также активизировала исследования дна Северного Ледовитого океана и северной Атлантики. Одной из целей является доказательство того, что хребет Ломоносова является продолжением Гренландии, которая принадлежит Дании.

Область в Баренцевом море (Россия-Норвегия)

Спор Норвегии и России относительно границы между ними в Баренцевом море существует с 1970 года. Суть его сводится к тому, что СССР (а позднее и РФ) проводит границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия же полагает, что граница должна находиться равноудалёно от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца-Иосифа и архипелага Новая Земля с другой. В 2000-х годах в этой акватории были обнаружены богатые запасы нефти и газа.

Остров Ханса (Дания-Канада)

Дания и Канада оспаривают принадлежность острова Ханса (Туркупалук), расположенного во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Остров представляет собой трёхкилометровую полосу необитаемых обледенелых скал. Сам по себе он ценности не имеет, но государство, которое сумеет заполучить его в собственность, получит контроль и над стратегически важным Северо-Западным проходом. Прежде этот затянутый льдами пролив мало кого интересовал, но глобальное потепление сделает его судоходным в летние месяцы уже через пару десятков лет. Таким образом, Северо-Западный проход на несколько суток сократит маршруты между континентами, а государство, которое получит этот пролив в собственность, сможет зарабатывать дополнительные миллиарды долларов в год.

Морская граница в море Бофорта (Канада-США)

О том, где в море Бофорта должна проходить морская граница между Канадой и США, страны спорят уже около 30 лет. В 1985 году Оттава приняла решение о придании Северо-Западному проходу (в том числе морю Бофорта) статуса внутренних вод, которое не признал Вашингтон. По утверждениям метеорологов, по мере развития процесса глобального потепления путь вокруг Гренландии — через моря Баффина и Бофорта — может стать альтернативой тихоокеанским маршрутам.

aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *