В поисках дрона: какие ударные аппараты получит Россия | Статьи

В 2019 году в России должны завершиться работы по нескольким ключевым «беспилотным» опытно-конструкторским проектам последних лет. В течение следующего года в воздух поднимут сверхдальний беспилотник-разведчик «Альтиус» и тяжелый реактивный беспилотник «Охотник». Как подключение новых ударных машин к боевым операциям позволит расширить возможности российской армии — в материале «Известий».

Трудный проект

В беспилотной авиации, как и в любой отрасли, не обходится без сложных проектов, завершить работу над которыми в силу объективных (а иногда и не очень) причин не получается на протяжении долгих лет. Одним из «долгостроев» отечественной беспилотной авиации стал «Альтаир» — беспилотный разведывательный летательный аппарат с опциональной возможностью применять средства поражения.

Осенью 2018 года ряд средств массовой информации ошибочно воспринял информацию о завершении опытно-конструкторских работ по этой машине. В природе и механике сложностей, постигших головного разработчика—- казанское КБ имени Симонова, разберутся соответствующие ведомства, однако до начала неприятных испытаний, выпавших на долю одного из самых продвинутых КБ по беспилотной авиации в стране, коллективом конструкторского бюро были спроектированы и построены полноценные прототипы-демонстраторы технологий, а также созданы и испытаны ключевые системы.

Сверхдальний беспилотник-разведчик «Альтаир»

Фото: vpk.name

Впервые в истории отечественной беспилотной авиации был с нуля разработан и реализован беспилотный комплекс с управлением по защищенному каналу связи. «Альтаир» стал во многом знаковой машиной, реализацию которой нужно было проводить с максимальным упором на отечественную элементную базу, для чего впервые потребовалось создавать масштабную кооперацию из 70 с лишним высокотехнологичных предприятий. Слово «впервые» вообще постоянно употребляется в случае с первым отечественным разведывательно-ударным дроном.

Планер, элементы управления, бортовое радиоэлектронное оборудование и «полезная нагрузка» — разведывательное оборудование с блоками наблюдения отечественного же производства, всё это пришлось создавать с нуля, поскольку до «Альтаира» ударных беспилотников в российской армии не было вообще.

В значительной части ликвидировать 20 с небольшим лет отставания в области беспилотной авиации удастся в 2019 году. Заместитель министра обороны Алексей Криворучко отметил, что передача дальнейших работ по «Альтаиру» другому подрядчику — Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА) не скажется на сроках испытания машины. По словам Криворучко, в воздух «Альтаир» планируют поднять уже в 2019 году.

Источник «Известий» в военно-промышленном комплексе отметил, что к серийному производству машины практически всё готово: модернизируются отдельные узлы и вносятся незначительные изменения в программную часть беспилотного комплекса. По данным источника, обеспечена работа аппарата в сложных климатических условиях, включая арктические широты, завершена программа адаптации перспективных средств поражения, среди которых находятся и доработанные с учетом характеристик беспилотника ракеты.

Источник отметил также, что значительная работа проведена по части увеличения боекомплекта, состоящего из корректируемых авиабомб различного калибра и типа, что в перспективе позволит использовать «Альтаир» для нанесения высокоточных ударов, аналогично американским беспилотным аппаратам MQ-9, которые использовались для таких задач с бомбами GBU-12.

Разведывательно-ударный БПЛА армии США MQ-9

Фото: Getty Images/Business Wire

При этом, по данным источника «Известий», на определенном этапе заказчиком был поднят вопрос о том, чтобы «предусмотреть возможность» использования нескольких схем применения средств разведки и поражения. Последние в зависимости от выполняемых задач размещались как во внутреннем отсеке, так и на специальных точках крепления.

По данным источника, ударная версия беспилотника может оснащаться значительным арсеналом средств поражения, а конструкция машины позволяет оснастить аппарат, в частности, противокорабельной ракетой Х-35 в «воздушном» исполнении. Кроме того, такой беспилотник будет оснащаться переработанным БРЭО с повышенной помехоустойчивостью и дополнительным резервированием на контуре управления. Следует отметить, что точная конфигурация машины с подобным вооружением пока не ясна.

В беседе с корреспондентом «Известий» военный эксперт Денис Федутинов заметил, что беспилотники класса MALE (Medium-altitude long-endurance, средневысотные с большой продолжительностью полета) являются одними из самых востребованных в мире благодаря возможности длительных полетов с различной целевой нагрузкой на борту, включая системы вооружения.

Эксперт отметил также, что при этом имеет место тренд на повышение размерности БПЛА с соответствующим ростом возможностей по несению полезной нагрузки. Такая тенденция подтверждается, в частности, постепенным замещением БПЛА Predator более тяжелыми БПЛА Reaper в ВС США. По мнению эксперта, в российском военном ведомстве также не утратили представлений о ценности подобной системы для отечественных ВС и проект «Альтиус» будет в том или ином виде реализован.

Решение всех проблем, связанных с созданием и серийным производством БПЛА этого типа, позволит российским военным адаптировать машину практически под любые задачи. Широкий выбор средств поражения позволит как уничтожать надводные корабли на значительном удалении от берега, так и проводить контртеррористические операции и участвовать в локальных конфликтах, в которых ударные БПЛА могут действовать с той же эффективностью, что и самолеты-штурмовики. При этом в цифровом отношении у «Альтаира» изменений мало: дальность полета — до 10 тыс. км, практический «потолок» — до 11 тыс. м.

Ударник реактивного труда

Другой беспилотный летательный аппарат, разработкой которого занимаются в ОКБ «Сухой» с 2012 года, встанет в строй практически одновременно с «Альтаиром». Заместитель министра обороны России Алексей Криворучко сообщил, что работа по этому направлению является приоритетной для Минобороны и уже к весне 2019 года изделие под индексом С-70 совершит первый полет. Появление этой машины на вооружении российской армии сложно переоценить. Источник «Известий» в военно-промышленном комплексе отмечает, что новая машина позволит сократить время присутствия в воздушном пространстве над зоной боевых действий и откроет возможность для применения средств поражения «за один вылет», используя данные, полученные как с разведывательных беспилотников, уже находящихся в зоне проведения операции, так и с собственной аппаратуры.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Орион-Э»

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Российское «летающее крыло» создается по всем канонам малозаметной авиации — внутренние отсеки для вооружения, экранирование двигателя, низкая радиолокационная заметность и высокая скорость полета. Последнее особенно важно, если речь идет о «быстрой» войне. Прорыв на сверхмалой высоте и уничтожение объектов в тактической и оперативной глубине на скорости почти 1 тыс. км/ч — отличная возможность, облегчающая работу как обычным истребителям и бомбардировщикам, так и Сухопутным войскам. По данным источника «Известий» в военно-промышленном комплексе, БПЛА «Охотник» изначально задумывался как высокоскоростной аппарат для нанесения ударов по «технологически продвинутому» противнику в условиях активной работы средств радиоэлектронной борьбы. Еще на этапе эскизного проектирования военные поставили разработчикам обеспечить полную автономность машины от средств определения местоположения.

На 2019 год намечено завершение работ над другим крупным проектом — беспилотным летательным аппаратом «Орион», созданным в рамках ОКР «Иноходец». Первые испытания беспилотника показали, что возможность принимать на борт до 200 кг полезной нагрузки (блоков наблюдения или многорежимных камер объективного контроля) и способность находиться в воздухе 24 часа — необходимые качества для перспективной разведывательной машины. При этом в статусе согласования НИР с заказчиком находятся еще два перспективных БПЛА — реактивный «Гром», разработку и создание которого на себя снова может взять КБ имени Симонова, и другой продукт бывшего КБ «Сокол» — ударный БПЛА «Зеница».

С 2019 года ударные машины ждет цикл испытаний, после чего в Минобороны будут принимать решение об опытной эксплуатации беспилотной техники в войсках. О полном замещении бронированных штурмовиков Су-25 и вертолетов армейской авиации пока говорить не приходится, однако в случае подтверждения затребованных военными характеристик людям в «летающих танках» над полем боя придется потесниться и принять в свои ряды технику, которая не знает боли и не чувствует усталости от десятичасового боевого вылета.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

iz.ru

Российская беспилотная авиация: история и перспективы


Беспилотная авиация в России имеет очень неплохие перспективы. Однако на сегодняшний день в этой отрасли наша страна отстает от мировых лидеров. Перспективы производства отечественных дронов обсуждались на недавней международной конференции «Беспилотная авиация-2015», в работе которой приняли участие специалисты Ростеха.

У истоков

В 80-е годы прошлого века наша страна была одним из лидеров в сфере разработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Советский ВПК ориентировался на создание крупных устройств типа Ту-143 «Рейс» или Ту-141 «Стриж».

Ту-143 «Рейс» обладал действительно весьма внушительными габаритами. Его длина – 8,06 м, размах крыльев – 2,24 м, масса – 1230 кг. Данный летательный аппарат был предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе, а также наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту. По окончании полета Ту-143 разворачивался и возвращался обратно в зону посадки, где после остановки двигателя и маневра «горка» осуществлялась посадка с помощью парашютно-реактивной системы и шасси. В 1970–1980-х годах было выпущено 950 таких БПЛА. Некоторые до сих пор находятся в эксплуатации.

Ту-141 «Стриж» был еще крупнее. Его длина – 14,33 м, размах крыльев – 3,88 м, масса – 5370 кг. Он предназначался для ведения разведки на глубину несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Беспилотник состоял на вооружении ВВС СССР c 1979 по 1989 годы.

Но самые первые отечественные БПЛА появились еще раньше. Например, разведывательный Ла-17Р. Его разработка началась еще в 1959 году. В 1963-м было выпущено более 20 таких аппаратов. Летая на высоте до 900 м, машина была способна осуществлять фоторазведку объектов, находящихся на удалении 50–60 км, а с высоты 7000 м «видела» объекты на расстоянии до 200 км. Аппарат состоял на вооружении до начала 1970-х годов, но в боевой обстановке не применялся.

В целом, за период с середины 60-х до начала 90-х советские конструкторы создали около полутора десятков различных типов БПЛА. Однако в 90-е годы и начале 2000-х все наработки были утрачены. Россия в сфере создания беспилотников откатилась на много лет назад.

В боевых условиях беспилотные летательные аппараты были впервые применены в израильско-сирийском конфликте.

Наверстывая упущенное

К настоящему времени БПЛА значительно усовершенствовались, а их функциональность и роль в боевых действиях возросли. В мире сфера строительства беспилотных летательных аппаратов переживает настоящий бум: создается широкая номенклатура машин – от мини-устройств, рассчитанных на индивидуальное применение военнослужащим на поле боя, до сложнейших и дорогостоящих стратегических аппаратов. Так, к примеру, все боевые самолеты-истребители шестого поколения разрабатываются в двух вариантах: пилотируемом и беспилотном. Но даже небольшие БПЛА, в дополнение к разведывательным функциям и радиоэлектронной борьбе (РЭБ), получают ударные возможности, сопоставимые с возможностями истребительной и штурмовой авиации.

Мировым лидером среди производителей БПЛА является Израиль: 80% выпущенных в этой стране беспилотников идут на экспорт в 49 государств, в том числе и в Россию. С 2005 по 2013 год Израиль продал беспилотных летательных аппаратов на сумму 4,6 миллиарда долларов. По данным института SIPRI (Стокгольм), в 2001–2011 годах Израиль контролировал 41% мирового рынка БПЛА.

Россия в сфере производства беспилотных летательных аппаратов пока отстает от мировых стандартов. Наверстать упущенное – такую задачу поставило перед российскими конструкторами военно-политическое руководство страны. А если конкретнее, то к 2022 году доля российских беспилотных воздушных судов должна составить как минимум 5%.

Определенные наработки по БПЛА российская военная промышленность уже имеет. Над этой темой трудятся специалисты многих отечественных предприятий и конструкторских бюро, в том числе компании, входящие в Ростех.

На сегодняшний день самыми известными военными беспилотниками России являются «Орлан-10» и «Дозор-600». «Орлан-10» является тактическим разведывательным беспилотником малого радиуса действия. Его взлетная масса 14 кг, в том числе 5 кг полезной нагрузки. Аппарат отличает значительная продолжительность полета – 16 ч. «Дозор-600» относится к тяжелым разведывательно-ударным БПЛА. Взлет и посадка аппарата осуществляются по-самолетному. Основу полезной нагрузки составляют РЛС, видеокамера, тепловизор и фотокамера. При соответствующей доработке «Дозор-600» сможет выполнять и ударные функции.

В 2011 году был заключен контракт на сборку в России беспилотных летательных аппаратов израильской компании IAI. Сумма сделки составила около 400 млн долларов. Выпуск наиболее дорогостоящих комплексов типа Searcher MkII с российским названием «Форпост» был организован на входящем в Ростех Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА).

В целом, в России к настоящему времени разработано уже несколько десятков беспилотных систем различного класса и типа. Но наиболее представительным пока остается класс мини-БПЛА.

Гражданские дроны

Ключевые вопросы развития производства БПЛА обсуждались в ходе II Международной конференции «Беспилотная авиация-2015», состоявшейся в апреле в Москве. В форуме принимали участие сотрудники оборонного ведомства, Минтранса и других министерств. Это свидетельствует о том, что все они непосредственно заинтересованы в развитии беспилотной авиации и придают этой теме важное значение.

Большое внимание было уделено расширению сфер использования БПЛА для решения не только военных, но и гражданских задач, таких как: применение БПЛА в нефтяной отрасли, при производстве поисковых работ, мониторинге паводковой обстановки, лесных пожаров, при выполнении поисково-спасательных работ, применение БПЛА в целях повышения эффективности систем жизнеобеспечения города, в работах по воздействию на облака, в осуществлении охранно-мониторинговой деятельности, в охотничьем хозяйстве, в атмосферных технологиях, в деятельности по охране природы.

По мнению ряда экспертов и руководителей военно-промышленного комплекса страны, России не следует сосредотачиваться на развитии ударных беспилотников. Во-первых, доверять поражение цели роботу – весьма опасно. А во-вторых, с этими функциями отлично справляются пилотируемая авиация и крылатые ракеты. А вот в качестве средств разведки и целеуказания беспилотники имеют в Вооруженных силах России очень хорошие перспективы.

Госкорпорация Ростех еще в 2013 году объявила о том, что концентрирует усилия на разработке беспилотных летательных аппаратов – комплексов воздушной разведки и наблюдения. При создании БПЛА специалисты Ростеха работают в международной кооперации, привлекают инвесторов и используют инновационные подходы, в частности, аддитивные технологии (послойный синтез на 3D-принтере). Недавно с помощью данных технологий впервые был создан полноразмерный БПЛА-демонстратор.

На авиасалоне МАКС в этом году можно будет увидеть первый полноразмерный образец беспилотного летательного аппарата «Чирок» массой 750 кг. Также на 2015 год запланирован и первый полет этого беспилотника.

В настоящее время на основе БПЛА «Чирок» создается следующая модель – двухтонный многоцелевой летательный аппарат на воздушной подушке. В новом БПЛА использованы те же технологии, но по ряду характеристик большой аппарат будет превосходить «младшую» модель. Проект инициативной разработки уже готов, возможно изготовление опытного образца.

Согласно планам, в 2015–2016 году в России будет создан пятитонный БПЛА. А в 2018-м, как ожидается, появится новый тяжелый ударный беспилотник массой 20 тонн.

В феврале 2015 года концерн «Калашников» договорился о покупке контрольного пакета акций (51%) одной из ведущих российских компаний в сфере создания беспилотных летательных аппаратов – ZALA Aero.

«На базе концерна «Калашников» и компании ZALA Aero мы планируем осуществлять разработку и производство беспилотных летательных аппаратов, мобильных и наземных станций управления, – отметил генеральный директор концерна «Калашников» Алексей Криворучко. – Основными продуктами станут разведывательные беспилотные самолеты, вертолеты и аэростаты».

Создаваемые беспилотные летательные аппараты планируется применять для охраны государственных границ, разведывательных и спасательных операций, операций специального назначения, а также для воздушного мониторинга объектов повышенной опасности, проведения геодезических, картографических работ и научных исследований в суровых климатических условиях.

rostec.ru

какими возможностями обладают новые российские комплексы по борьбе с беспилотниками — РТ на русском

Российские специалисты концерна «Автоматика» разработали три новых комплекса радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Об этом журналистам рассказали представители предприятия. Эти средства РЭБ позволяют обнаруживать, сопровождать и ликвидировать любые существующие на сегодня БПЛА и могут отразить как единичную, так и массированную атаку дронов. О современных способах противодействия беспилотникам — в материале RT.

Российский концерн «Автоматика», который входит в корпорацию «Ростех», создал три комплекса по борьбе с беспилотными летательными аппаратами: переносной — «Пищаль», мобильный — «Сапсан» и стационарный — «Таран».

Как рассказали РИА Новости представители «Автоматики», новые многофункциональные комплексы способны обнаруживать, сопровождать и ликвидировать беспилотники, воздействуя на их радиоканалы управления, навигации и сброса данных.

«Эффект от воздействия излучением всегда примерно одинаков — беспилотники, грубо говоря, сходят с ума от него. Если это квадрокоптер, то он зависает, его начинает болтать ветром, после чего дрон сваливается в плоский штопор и падает. Беспилотник самолётного типа начинает неконтролируемо снижаться, пока не встретится с землёй», — рассказал о принципах работы нового оборудования главный конструктор проекта «Автоматики» Сергей Ширяев.

Также по теме

Беспилотная зона: почему американцы интересуются российским опытом борьбы с дронами террористов

Военные объекты США за рубежом могут подвергнуться атаке небольших ударных беспилотников, сообщает журнал The National Interest….

Как утверждают разработчики, самый мощный из трёх комплексов — «Сапсан». Он способен противодействовать любым существующим сегодня беспилотникам. Комплекс обнаруживает БПЛА в инфракрасном и видимом, радиотехническом и радиолокационном диапазонах с расстояния более 100 км, сопровождает их и излучает направленный поток электромагнитных радиопомех. Если беспилотник необходимо уничтожить, то целеуказание передаётся на средства огневого поражения системы ПВО, и они оперативно сбивают аппарат.

«Таран» предназначен для защиты стационарных объектов и эффективен при угрозе массированной атаки БПЛА сразу с нескольких направлений. Он «возводит» над объектом непроницаемый для дронов защитный невидимый купол радиусом от 900 м. Для борьбы с беспилотниками «Таран» использует широкий диапазон частот. При этом его излучение, как утверждают в «Автоматике», абсолютно безвредно для людей, а под защитным куполом может работать даже мобильная связь.

Переносная «Пищаль» сделана в виде ружья, её масса равна 3 кг. С помощью этого комплекса можно бороться с одиночными БПЛА. Заряда аккумуляторной батареи, от которого питается такое «ружьё», хватает на час непрерывной работы.

В настоящий момент идут испытания всех трёх комплексов. Как заявили в концерне «Автоматика», они должны завершиться в течение ближайших месяцев. К концу 2018 года начнётся серийное производство. Разработчики пояснили, что, помимо силовых ведомств, «убийцами дронов» могут заинтересоваться предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетики, атомной промышленности. Их также можно применять для защиты стадионов и других объектов массового пребывания людей.

На дроны охотятся даже орлы

«Информации о средствах РЭБ, которые могут бороться с беспилотной авиацией, крайне мало, причём как у нас, так и в других странах. Нужно понимать, что эти три комплекса, о которых рассказали прессе, составляют лишь 5% от всего, что разрабатывают в нашей стране. Насколько развиты средства перехвата БПЛА, можно судить по тому, насколько развиты в той или иной стране сами беспилотные аппараты, — рассказал в беседе с RT член Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (АЭРОНЕТ) Эдуард Багдасарян.

По словам эксперта, в Советском Союзе были созданы самые передовые для своего времени беспилотники, которые потом летали десятилетиями. Речь идёт о первых БПЛА с реактивным двигателем. Однако после 1990-х годов Россия была вынуждена преодолевать отставание от других стран как в области проектирования самих дронов, так и в области совершенствования технологий их перехвата.

  • Беспилотник «Гранат Ва-1200» с автоматом «Кедр»
  • РИА Новости
  • © Евгений Биятов

Как отметил Багдасарян, по некоторым параметрам Россия уже догнала лидеров беспилотной индустрии — Израиль и США.

«Мы уже можем производить не уступающие американским и израильским лёгкие и средние беспилотники, а значит, умеем и бороться с ними», — отметил эксперт.

Также по теме

«Всеми силами разведки»: в Минобороны России заявили о ликвидации склада ударных беспилотников в Сирии

Российский спецназ и артиллерия обнаружили и уничтожили в Сирии группировку боевиков, напавших 31 декабря на авиабазу Хмеймим. Помимо…

Развитие систем спутниковой связи, таких как ГЛОНАСС или GPS, сделало БПЛА крайне эффективным средством разведки и нанесения ударов с воздуха. Первое массовое применение этой техники в ходе боевых действий произошло во время операции «Буря в пустыне» против иракской армии. Тогда беспилотники сделали 522 вылета и в дальнейшем широко использовались во многих вооружённых конфликтах в разных странах.

Системы борьбы с БПЛА развивались параллельно совершенствованию беспилотных аппаратов. Сегодня палитра средств противодействия БПЛА довольно широка — от инновационных до экзотических. 

Так, подразделение американского концерна Lockheed Martin разработало для перехвата БПЛА лазерную пушку. В сентябре 2017 года прошли её первые испытания на полигоне Уайт Сэндс в Нью-Мексико. Новое оружие перехватило пять различных БПЛА небольшого размера.

Технические специалисты японской полиции предложили бороться с БПЛА с помощью самих беспилотных аппаратов: на дрон-охотник надевается специальная сетка, которая захватывает беспилотник-мишень и притягивает его к земле. 

  • Reuters
  • © Regis Duvignau

Есть и довольно необычные идеи по борьбе с беспилотниками. Например, специалисты-орнитологи по заказу Национальной полиции Нидерландов обучили орланов и других крупных хищных птиц захватывать беспилотники небольшого размера и прилетать вместе с ними к инструктору.

Безальтернативные средства РЭБ

На сегодня наиболее эффективным способом противодействия беспилотникам остаются комплексы РЭБ, рассказал в беседе с RT главный редактор издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.

«Средства радиоэлектронной борьбы, включая средства, которые позволяют воздействовать на канал связи БПЛА с землёй и на канал спутниковой системы навигации, как показывает опыт их применения, часто демонстрируют большую эффективность по сравнению со средствами ПВО или стрелковым оружием, особенно если БПЛА выполняет полёт на малых высотах, активно маневрирует», — пояснил эксперт.

Федутинов напомнил, что нередко террористы применяют доступные на рынке дешёвые БПЛА. Они закупают беспилотники гражданского назначения в большом количестве, немного их дорабатывают, устанавливают на них несложные самодельные взрывные устройства и с их помощью атакуют военные объекты, как это происходило в ходе событий в Сирии.

В САР террористы также использовали различные тактики применения беспилотников, включая одновременное использование множества БПЛА, отметил эксперт. Всё это обусловливает актуальность разработки средств противодействия беспилотникам, в том числе малого класса, для защиты как военных, так и гражданских объектов.

«В перспективе возможно появление систем БПЛА, которые будут иметь большую автономность при решении задач, а также будут оснащаться системами управления, использующими принципы навигации, не связанные со спутником. Например, они смогут сами ориентироваться по данным аэрофотосъемки, что усложнит задачу борьбы с ними с помощью систем РЭБ. Тем не менее на сегодняшний день средства радиоэлектронной борьбы являются одним из самых эффективных способов противодействия беспилотникам», — заключил Федутинов.

Также по теме

«Гарантии защиты нет»: почему беспилотная авиация представляет угрозу для всех мировых держав

Атаки беспилотников на российские военные объекты в Сирии вызвали в зарубежных СМИ дискуссию о возможностях, которыми обладает Москва…

С утверждением о безальтернативности средств РЭБ при защите объектов от БПЛА согласен и заместитель главы Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

«Стрелковое оружие и зенитки однозначно против беспилотников неэффективны. В лучшем случае уничтожение дронов будет раз в 100 дороже стоимости самого летательного аппарата. А в худшем — в него просто не попадут. Боеприпасов при этой стрельбе будет впустую израсходовано немерено. Это всё показали уже и многочисленные испытания на полигонах, и боевые действия. Хищные птицы и сетки для контрбеспилотников мне видятся также неэффективными по одной простой причине: когда объект атакуют десятки БПЛА, то эти средства от подобной бомбардировки не спасут», — сказал Храмчихин.

По мнению эксперта, кроме РЭБ, некоторые перспективы для противодействия беспилотным аппаратам есть у лазерного оружия.

«Однако его можно применять лишь на небольшой дистанции. На большом расстоянии луч рассеивается в слоях атмосферы и перестаёт представлять угрозу для летательного аппарата», — отметил Храмчихин.

russian.rt.com

Могут ли российские БПЛА сократить отставание от Америки и Израиля? | Военное дело | ИноСМИ

Давая недавно интервью российскому информационному агентству «РИА Новости», заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин сделал несколько любопытных заявлений о состоянии военной беспилотной авиации в стране. Говоря об отставании России от таких лидеров в строительстве БПЛА как США и Израиль, Рогозин с уверенностью отметил, что это разрыв сократился, и что в ближайшее время он будет полностью ликвидирован. Рогозин подчеркнул, что речь идет о беспилотных системах как разведывательного, так и ударного характера. По его словам, «нет никаких оснований для беспокойства по поводу какого-то технического отставания… С точки зрения разработки каналов связи, с точки зрения наличия вооружения, с точки зрения самих беспилотных систем могу сказать только одно — не стоит сейчас говорить о каком-то отставании. Оно резко сокращено и в ближайшее время будет полностью ликвидировано».


Если бы Рогозин давал это интервью году этак в 2025 или 2030, его заявление могло бы претендовать на правду — в определенной степени. Россия в настоящее время пытается создать целую серию беспилотных летательных аппаратов, реализуя множество проектов от маленьких дронов и БПЛА средних размеров до квадрокоптеров и многороторных моделей, беспилотных вертолетов, а также крупных машин большой дальности, способных нести на борту оружие. Например, во время Международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге российская компания «Радар ммс» представила несколько моделей беспилотных вертолетов, в том числе, большой опытный образец БПВ-500, способный нести на борту оружие. Также заслуживает внимания бесшумный дрон разведки и наблюдения самолетного типа ZALA 421-16Е2, являющийся одной из последних разработок концерна «Калашников». На самом деле, новости о разработке, испытаниях и оценке БПЛА появляются в России почти каждую неделю. Но по большей части это информация об опытных образцах и экспериментальных летательных аппаратах, и кроме того, они по своим характеристикам явно не дотягивают до тех тысяч американских и израильских беспилотников, которые ежедневно используются во всем мире.

© РИА Новости, Алексей Даничев | Перейти в фотобанкБеспилотный вертолет комплекса воздушного мониторинга и наблюдения БПВ-500


Действительно, Россия сделала качественный скачок в применении небольших БПЛА разведки и наблюдения в конфликтах на востоке Украины и в Сирии, что привело к повышению эффективности боевых действий против самых разных противников. Но трудно поверить, что применение Москвой небольшого количества простых в техническом исполнении беспилотных летательных аппаратов, способных вести только разведку и наблюдение, привело к значительному сокращению отставания от Израиля и США. Более того, Россия до сих пор использует БПЛА израильского производства. Самая большая дальность полета у российского дрона «Форпост», а это лицензированная копия израильского беспилотника Searcher. Даже недавние заявления о том, что Россия построит модернизированную версию этого БПЛА, подчеркивают сохраняющуюся зависимость страны от импортных технологий.


Кроме того, Россия давно уже пытается создать боевые беспилотники уровня американских Predator и Global Hawk, а также израильских ударных БПЛА большой дальности, но больших успехов в этом направлении российское военное ведомство и его огромный военно-промышленный комплекс пока не добились. Проект создания тяжелого беспилотника большой дальности «Альтаир» («Альтиус») страдает от задержек и превышений сметных расходов, что мешает его принятию на вооружение, хотя несколько опытных образцов были с большой помпой представлены на полигонах. С созданием боевого дрона-невидимки «Охотник» тоже большие проблемы, так как он находится на чертежных досках, а также на различных этапах разработки и испытаний с 2009 года, и теперь в публичных заявлениях говорится о том, что он будет принят в эксплуатацию в 2018 году. На военных выставках и симпозиумах говорят и о других боевых беспилотниках, показывая их макеты, однако ни одного рабочего образца пока не представлено. Похоже, в ближайшем будущем в области разработки боевых дронов Россию ждет один-единственный успех, и это будет маленький беспилотник Т-16, запускаемый с катапульты и способный нести всего шесть килограммов боевой нагрузки.

Motor 24
ИноСМИ
The National Interest

Не исключено, что в условиях пристального внимания, уделяемого российским военным истэблишментом различным типам беспилотных систем, вооруженные силы страны начнут со временем получать свои долгожданные боевые беспилотники. Кроме того, российские военные будут и дальше закупать небольшие БПЛА разведки и наблюдения, которых на настоящий момент у них 2 000. Однако это вряд ли можно назвать «ликвидацией отставания» или даже достижением паритета со странами, где работы по созданию беспилотных систем опираются на мощную финансовую, промышленную, интеллектуальную и политическую поддержку. Возможно, Рогозин имел в виду то обстоятельство, что несмотря на недостатки и ограничения, с которыми сталкивается Россия в строительстве БПЛА, ее военные добились существенных успехов на поле боя, удивив обозревателей из многих стран. Заявление Рогозина можно также истолковать следующим образом: что касается российских военных, то «паритет» с американскими и израильскими БПЛА означает не тот высокий уровень технологий, которого достигли западные дроны, а способность эффективно добиваться поставленных целей меньшим, чем у американцев и израильтян, количеством беспилотников, которые не столь совершенны. Так или иначе, предстоящие годы будут очень важны для России в плане разработки и производства военных беспилотных летательных аппаратов, поскольку по многим проектам рабочие образцы должны быть созданы и пойти в серию в период с 2018 по 2020 годы. Время, а также способность России справляться с государственными заказами на вооружение покажет, превратятся ли слова Рогозина в дееспособные решения для российских военных.


Сэмюэл Бендетт — исследователь, работающий в CNA Corporation и пишущий для блога RealClearWorld.com. Ранее он работал в Национальном университете обороны, занимаясь вопросами новых прорывных технологий и их использованием в кризисных ситуациях.


В статье изложены личные взгляды автора.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Гонка беспилотников: какими станут военные дроны в ближайшем будущем

Применением разведывательных и ударных воздушных беспилотников уже никого не удивить. Вооруженные силы практически любой страны хотят видеть у себя в строю эти машины, технологически развитые страны активно разрабатывают и применяют воздушные дроны, менее развитые государства не менее активно закупают у них беспилотники и увеличивают свой флот. Илья Плеханов — о том, какими станут БПЛА уже в ближайшем будущем.

Большое внимание дроны вновь получили в последние несколько лет. Первым поводом стало применение дронов исламистами в Ираке и Сирии, когда обычные китайские коптеры были переделаны для сбрасывания боеприпасов с воздуха или для самоподрыва при контакте с целью («дроны-мины» и «дроны-камикадзе»). Второй повод – это война на Донбассе и применение дронов вооруженными силами ДНР и ЛНР на тактическом уровне для корректировки и наведения огня. Если дроны исламистов стали причиной всплеска разработок технологий борьбы с беспилотниками, то война на Донбассе заставила задуматься военное руководство США.

Американский политолог из Института Кеннана при Международном научном центре имени Вудро Вильсона Майкл Кофман, специализирующийся на России, отмечал: 

«В отличие от стран Запада, которые совершенствуют свои крупные беспилотные машины, Россия сконцентрирована на применении дешевых, одноразовых и многочисленных дронов на тактическом уровне для своих сухопутных войск. Эти дроны в первую очередь задействуются как системы наведения для разрушительных артиллерийских и ракетных ударов».

Связка «дроны — массированный артиллерийский удар» — это одна из самых обсуждаемых тем среди западных военных экспертов, которые считают, что именно такой тактический подход широко и эффективно применяется в Донбассе и что в случае военных конфликтов именно так будут действовать российские вооруженные силы на земле. 

Более того, дроны – это не просто технологическая новинка. Применение беспилотных машин может кардинально изменить все будущее боевых действий на планете.

В 2009 году после выхода прогноза о развитии беспилотных систем в виде программного документа под названием Unmanned Aircraft Systems Flight Plan 2009-2047 эксперты посчитали, что F-35 станет последним пилотируемым самолетом в ВВС США и что в разработку новых пилотируемых летательных аппаратов американцы просто не будут больше вкладывать деньги. Адмирал ВМС США Рей Мабус, выступая на конференции Sea-Air-Space еще в 2015 году, открытым текстом объявил, что самолет F-35 Lightning II, выпускаемый в рамках программы Joint Strike Fighter, «должен и почти наверняка станет последним пилотируемым истребителем-штурмовиком, который закупит или будет использовать военно-морское ведомство».

F-35 Lightning II — «последний» пилотируемый штурмовик США

На 2019 год Пентагон запросил на 3,447 больше дронов, чем в 2018 году. Бюджет на закупку беспилотников планируется увеличить на 27%. Речь, безусловно, идет не только об ударных дронах, но и о разведывательных беспилотниках, включая морские и подводные, а также о средствах борьбы с дронами противника. Военные хотят потратить на эти нужды 9,39 миллиарда долларов, из которых более одного миллиарда уйдет на системы и боеприпасы для поражения дронов врага. 

В 2013 году совокупный бюджет Пентагона на беспилотники был в два раза меньше. Эксперты отмечают небывалый спрос Пентагона на эти машины. При этом не ожидается резкого увеличения закупки крупных ударных дронов — акцент будет сделан на приобретении большего числа малоразмерных и дешевых беспилотников. Ожидается, что Пентагон получит как минимум две тысячи только одних квадрокоптеров. Около 40 миллионов долларов будет выделено на экспериментальное подразделение в армии, которое будет тестировать использование наземных беспилотных систем. 2019 год также станет первым годом, когда военно-морские силы США потратят больше денег на дроны, чем военно-воздушные.

Рынок

Рынок военных беспилотников показывает стремительный рост. В этом месяце аналитический ресурс Global Market Insights опубликовал свой прогноз, касающийся данной индустрии. Если на 2016 год рынок одних только военных дронов составлял около 5 миллиардов долларов, то к 2024 году он вырастет до 13 миллиардов. 65% прибыли на рынке относится к продажам «коптеров» — лопастным дронам вертикального взлета и посадки. Их дешевизна, компактность, маневренность и способность зависать над целями делает их идеальными для ведения наблюдения с воздуха. 67% рынка составляют дроны, которыми можно управлять вне зоны прямой видимости. Технический прогресс также способствует росту спроса на дроны дальнего действия и большей грузоподъемности, которые способны оперативно выполнять миссии на больших расстояниях. 

Один из факторов быстрого роста рынка – это спрос со стороны таких стран как Китай и Индия, которые стараются не отставать в области применения военных дронов от стран Запада. Китай занимает 50% рынка военных дронов в Азии и стремительно развивает собственное производство беспилотников. 

Китайский БПЛА Wing Loong

Сегодня среди лидеров по производству и применению военных беспилотников прочно обосновались три страны: США, Израиль и Китай. Заметна на рынке и Франция. Плотно работают над созданием своей индустрии в России, Турции, Иране и Индии, особенно в плане вывода на рынок ударной машины.

Ранее другая американская аналитическая компания Orbis Research, которая регулярно публикует исследования по различным рынкам, включая военные, выпустила доклад «Мировой рынок военных беспилотников 2017-2027». По прогнозам аналитиков, к концу этого года объем рынка составит 9,9 млрд долларов, а к 2027 году вырастет до 15,2 млрд долларов.

Согласно ранее опубликованному отчету нидерландской консалтинговой фирмы ASD, оборот рынка военных БПЛА к 2022 году вырастет до 13,7 млрд долларов. В принципе, прогнозы всех компаний близки.

Наибольший прирост даст спрос на ударные дроны — их доля на рынке составит 40,8%, доля высотных БЛА большой продолжительности полета — 25,1%, доля средневысотных БЛА большой продолжительности полета — 17,4%. С точки зрения географии доля Северной Америки на мировом рынке военных беспилотников составит 34,4%, азиатско-тихоокеанского региона — 31,7%, Европы — 24,1%.

В Азии будет расцветать рынок Китая, Индии и Австралии. В Европе — России и Великобритании. За десять лет мир потратит на военные БПЛА 133,3 миллиарда долларов.

Так или иначе, дальнейшее технологическое развитие дронов не остановить. Само собой, будут идти работы над их очевидными техническими характеристиками: аккумуляторами, авионикой, системами связи, дальностью полета и так далее. Не менее важный и также стремительно растущий смежный рынок – это рынок датчиков и приборов для беспилотников.

Но есть ряд направлений, которые особо выделяются и которые задают образ будущего применения беспилотных машин.

Искусственный интеллект и автономное принятие решения о нанесении удара

Тема возможного появления «роботов-убийц» сегодня очень популярна. Ученые и предприниматели, такие как Стивен Хокинг и Илон Маск, предупреждают, что автономное решение о нанесении удара роботами, в том числе и воздушными беспилотниками, может привести к непредсказуемым последствиям и выйти из-под контроля человека. Крупные технологические компании Запада заключают соглашения, что они не будут помогать военным развивать искусственный интеллект. Развитие искусственного интеллекта и создаваемые алгоритмы автоматического выбора цели, будь то человек или другой объект, позволят машине выполнять боевые задачи эффективно, но цена даже одной ошибки может быть слишком велика.

В Пентагоне уверяют, что человек всегда будет присутствовать в цепочке принятия решений и окончательный приказ о пуске ракеты будет принимать оператор. Тем не менее все понимают, что нет никаких гарантий, что вероятный противник не ведет работы над созданием полностью автономной цепочки принятия решений. Тот, кто запустит такие машины в воздух, может иметь преимущество на поле боя будущего, где будет побеждать та система, которая принимает решения быстрее. В этом плане человек становится слабым и медленным звеном в цепочке командования — соответственно, у противника всегда будет искушение создать полностью автономную систему. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что военные негласно так или иначе ведут работы в этой области.

Все помнят и слова президента России Владимира Путина: 

«Искусственный интеллект — будущее не только России, это будущее всего человечества. Тот, кто станет лидером в этой сфере, будет властелином мира».

Бывший замминистра обороны США Боб Уорк тоже не устает предупреждать о необходимости уделять внимание новой технологии: 

«Армия США знакома с автономными системами ведения боя, которые она применяла в течение последнего десятилетия в Ираке, Афганистане и других странах. Но такие виды вооружения, как управляемые воздушные и наземные аппараты с дистанционным управлением, будут в скором времени заменены преимущественно беспилотными и автономными системами во всех физических сферах действия (в воздухе, на море, под водой, на суше и в космосе) и в большинстве военных операций. Еще потребуется некоторое время, чтобы новый способ ведения войны стал более очевидным, в котором беспилотные и автономные системы займут центральное место при ведении боя».

Автономность полета и способы защиты от средств РЭБ России и Китая

Российские средства РЭБ американцы уже давно рассматривают как очень серьезную угрозу на поле боя. Осенью 2016 года в армии США появилось Управление быстрого реагирования (УБР). Операционный директор УБР генерал Уолтер Пиатт тогда рассказал, что в фокусе нового управления — противодействие России именно в сфере радиоэлектронной борьбы и киберопераций. Российские средства РЭБ, по мнению военных изданий США, даже входят в тройку самых опасных технологий для американцев наряду с ядерной триадой и средствами ПВО России. 

Комплекс РЭБ «Леер» с БПЛА «Орлан-10»

Особую тревогу вызывает способность российских средств РЭБ влиять на систему глобального позиционирования (GPS), от которой полностью зависит боеспособность американской армии. Причем влиять не на уровне нарушения работы самих спутников в космосе или программного обеспечения, а оказывать воздействие на работу с сигналами непосредственно в зоне конфликта или на поле боя. По данным армии США, около 250 000 систем в сухопутных войсках зависят от пространственно-временной и навигационной поддержки. Армейская бригада использует в среднем около 600 систем. Вывод из строя этой составляющей ведения боевых действий может стать катастрофой.

Недавние слухи о том, что в Средиземном море неизвестными силами была нарушена работа навигационных систем самолетов, и постоянные слухи о сбоях GPS в Черном море звучат тревожным звоночком для всех, кто использует беспилотники в своих вооруженных силах.

Учитывая, что в вооруженных силах мира растет применение беспилотников, неизбежно возникает вопрос, как обезопасить их от работы средств РЭБ противника.

Вариантов немного. Самый очевидный – это повышение автономности полета и выполнения миссии, когда дрону нет необходимости вообще поддерживать канал связи с операторами и постоянно уточнять свое местоположение и положение целей с помощью той же системы GPS. Такой вариант пока труднодостижим, но над ним активно работают. 

Второй вариант – это попытка сделать каналы связи малоуязвимыми для противника. Здесь в ход идет все: прерывистое сообщение, связь на разных частотах, выход на связь как можно реже, шифрование данных, использование искусственного интеллекта для автоматического поиска свободных частот, пеленг средств РЭБ и автоматический выбор курса для «выхода» из зон поражения.

Самолет РЭБ Lockheed EC-130H Compass Call

Третий вариант – агрессивное ответное или предварительное подавление сигналов средств РЭБ противника и уничтожение комплексов РЭБ до того, как они нарушат работу беспилотников. По этой причине в США за 10 лет заменят 14 устаревающих самолетов РЭБ EC-130H Compass Call, которые работают в Ираке и Афганистане на 10 новых, вложив в программу 2 миллиарда долларов.

Директор Управления перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) доктор Арати Прабхакар рассказала о проекте по борьбе с программируемыми радарами России (упоминается «Небо-М») и Китая: 

Одна из наших программ в DARPA использует совершенно новый подход к этой проблеме, которую мы собираемся разрешить с помощью когнитивного электронного вооружения. Мы используем искусственный интеллект для изучения действий вражеского радара в режиме реального времени, а затем создаем новый метод глушения сигнала. Весь процесс восприятия, изучения и адаптации повторяется без перерыва.

Осенью 2016 года в армии США приняли решение о начале работы по созданию «Белой книги навигационной войны». В ней будут представлены рекомендации на предмет того, что делать, чтобы противник никак не мог влиять на системы навигации американских военных, а сами американцы могли бы лишить врага доступа к GPS и подобным системам на поле боя. Глава Управления быстрого реагирования армии США Дуг Уилтси заявлял, что в сухопутных войсках США запустят три большие долгосрочные программы по созданию защищенных средств связи и управления, оборонных и наступательных средств РЭБ, и что в 2018 году планируется проведение полевых испытаний альтернативных GPS навигационных систем.

Связка пилотируемого самолета и беспилотных машин

В прошлом году Lockheed Martin Skunk Works, Школа летчиков-испытателей ВВС США, Исследовательская лаборатория ВВС США и Calspan Corporation произвели показательный полет экспериментального беспилотного F-16. Участники события назвали испытания важнейшей вехой в развитии боевой авиации США.

Все это происходит в рамках американской программы Loyal Wingman, которая стартовала в 2015 году и которая призвана обеспечить пилотов в небе надежными помощниками в виде беспилотников. И не просто уже в виде привычных ударных или разведывательных дронов, а в виде полноценных беспилотных боевых самолетов. Суть программы — летчик и компьютеры его самолета управляют всей своей подчиненной воздушной братией в воздухе, а не через операторов на земле. Это экономит время и объемы передаваемой информации и позволяет оперативно реагировать на ситуацию прямо в полете, а также отправлять на опасные задания беспилотные машины в первую очередь, не рискуя жизнью летчиков.

ВВС США уже использует с 2013 года беспилотные и списанные F-16 (модификация QF-16) с программной начинкой от компании Boeing, но они служат лишь учебными мишенями в воздухе. Кстати, в марте этого года компания Boeing получила контракт от ВВС США на поставку уже 18 таких беспилотных самолетов до 2027 года. Прошедшие же в апреле испытания Lockheed Martin и Calspan Corporation позволят применять беспилотные самолеты как активных участников в реальном бою.

Беспилотные QF-16, используемые в авиации США в качестве мишеней

Работы над автономными F-16 логично ведут к будущему применению F-35 в качестве командного центра для целого ряда беспилотных машин. Над этим сегодня трудятся, например, в DARPA. Один F-35 будут в теории сопровождать в воздухе рои дронов-разведчиков и те же боевые беспилотные F-16. К испытаниям таких «связок» в воздухе планируют приступить в 2019 году.

Похожие программы существуют и для армейских вертолетов. Экипажи вертолетов Apache и Kiowa также в обозримом будущем смогут из кабины своих машин полностью контролировать «подопечные» беспилотники прямо в воздухе во время выполнения своих миссий. Дальше всего в этом направлении продвинулись Apache, где уже как минимум с 2016 года предусмотрен интерфейс для вывода видео и частичного управления дронами. Обкатка этой связки «вертолет-дроны» проходит в Афганистане.

Сверх этого озвучиваются и мысли, когда в будущем установка простого «черного ящика» с программным обеспечением на любой летательный аппарат, позволит превратить его в беспилотник в военных целях.

Палубные дроны

Китай буквально на днях объявил, что будет развивать программу палубных беспилотников и напрямую свяжет создание новых авианосцев с экипировкой их дронами. Это решение Китая – ответ на похожую программу в США. Обе страны ведут упорную борьбу за влияние и контроль над водами в Тихом океане. Разведывательные и ударные дроны на палубах авианосцев расширяют возможности военных и позволяют оперировать на дальних дистанциях. Можно ожидать, что данное направление будет получать все больше внимания и денег в США и Поднебесной.

Можно еще больше удлинить «плечо» работы беспилотников, если их дозаправлять в воздухе. Отсюда логически вытекает следующая область в развитии беспилотных технологий —  создание беспилотного танкера-дозаправщика. В США пока в этой роли выступает машина MQ-25.

Летающие базы для дронов, обеспечивающие дозаправку, ремонт, перевооружение, операционную модульность

Для функционирования ударных аппаратов необходима линейка машин поддержки, которые возьмут на себя роль обслуживающих воздушных складов.

Сегодня в США обсуждается, например, не только создание новых грузовых беспилотных машин, но и модификация транспортных самолетов C-17 и С-130, которые бы стали беспилотными воздушными базами-складами для автоматического перевооружения других беспилотников прямо в воздухе. На этих же самолетах во время полета может быть предусмотрена и 3D-печать как запчастей для беспилотников, так и сборка простых одноразовых дронов для того же ближнего боя.

В этом же русле будут разрабатываться и топливные автономные дозаправщики, которые позволят беспилотникам вообще не приземляться долгое время, заправляться или заряжаться в воздухе и выполнять одну миссию за другой без длительных остановок.

Миниатюризация дронов

Технологии позволяют делать дроны все более мелкими по размеру, при этом увеличивается время и дальность их операций. Миниатюрные дроны могут стать идеальными машинами для ведения незаметной разведки на относительно близких дистанциях, в городских условиях и внутри помещений. 

Норвежский миниатюрный БПЛА PD-100 Black Hornet

Футурологи также уже видят сценарии, где дроны размером с жука доставляют взрывчатку (небольшого веса и объема которой хватит, чтобы точечно разнести голову) или ядовитые вещества непосредственно в зону контакта с человеком, убивая выбранные цели.

В еще более драматическом варианте, живую силу противника или аппаратуру атакуют рои миниатюрных автономных дронов, начиненных взрывчаткой. Даже гибель большей части роя не остановит его от выполнения задачи.

Рои дронов

Идея военного применения роев набирает популярность. Коммерческие компании уже поднимают в воздух более тысячи дронов одновременно, которые совместно выполняют простейшие задачи. Усовершенствование этой технологии открывают огромные возможности для военных, начиная от постановки ложных целей, «вскрытия» систем ПВО и РЭБ противника и до массированной атаки и выполнения целого набора задач одновременно. 

Военно-морские силы США хотели бы видеть «канистры с дронами» под крыльями своих самолетов EA-18G. В октябре прошлого года в ВМС также провели испытания работы пока только одного дрона Dash X в связке с самолетом и остались довольны. Одноразовый и относительно дешевый дрон, который способен находиться в воздухе до 10 часов, смог самостоятельно засечь объект и передать его координаты самолету. Ожидается, что рои подобных дронов смогут не только вести разведку, обнаруживать радары противника и «вскрывать» систему ПВО, но и «глушить» сигналы, и выступать в качестве ложных целей. Дроны смогут лететь настолько медленно и низко, что в теории не попадут на радары врага, и будут применяться в качестве барражирующих боеприпасов.

DARPA выделило 7,1 миллиона долларов на разработку роя дронов, способного оказывать содействие военнослужащим в ходе городских боев. Над задачей будут работать две команды: одна под руководством Raytheon BBN, вторая — под руководством Northrop Grumman. В теории рой может состоять из 250+ машин, как воздушных, так и наземных. Особое внимание разработчики будут уделять тому, как оператор роя сможет управлять дронами, как он и в каком виде будет получать информацию и отдавать приказы. Обдумываются системы управления через жесты, голосом, движением головы. Создаются специальные алгоритмы, которые бы автоматически заставляли рой выполнять те или иные тактические ходы: например, заход с флангов или выстраивание периметра безопасности. Оцениваются возможности оператора управлять не только всем роем, но и его подгруппами. В целом исследователи отмечают, что пока у них нет технологии по управлению большим роем и что пока основные успехи связаны с работой роя в закрытом помещении. В реальной жизни все будет гораздо сложнее, а тем более в боевых условиях.

Дроны с лазерным оружием

Идея установки боевого лазера на беспилотник пока не реализована в полной мере, но сдерживает эту связку развитие самих лазеров, а не беспилотников. В теории лазеры на дронах могут уничтожать другие дроны противника, а также работать по незащищенным целям на земле, выводя из строя, например, радары противника. Лазер с дрона может быть использован и в точечных операциях по уничтожению отдельных людей без сопутствующих жертв, «поджаривая» одного конкретного человека в толпе. 

Генерал-лейтенант Брэд Уэбб, глава Командования специальных операций ВВС США (Air Force Special Operations Command), заявил, что в США будет протестировано лазерное оружие на борту самолетов AC-130, а американская компания General Atomics планировала в 2018 году установку лазерной пушки мощностью от 50 до 300 киловатт на борту своего ударного беспилотника Predator C Avenger. Программа лазерного оружия воздушного базирования в ВВС США возрождена и снова будет финансироваться.

Грузовые дроны

Идея воздушного беспилотного грузового сообщения между США и Европой обсуждается давно. Здесь в роли беспилотников выступают обычные транспортные самолеты, с соответствующей начинкой. Создание таких самолетов обещает сэкономить миллиарды долларов. Соответственно, если ВВС США уже разрабатывают беспилотные истребители, способные к боевому маневрированию, то можно предположить, что военная беспилотная логистика тоже не за горами. Учитывая, что по признанию главы Транспортного командования США (TRANSCOM) генерала Даррена МакДью, в случае войны с той же Северной Кореей у американцев возникнут трудности с переброской войск и придется арендовать гражданские самолеты и морские суда, то воздушные грузовые дроны придутся кстати.

Китайский грузовой беспилотник AT200

Не дремлет в этой сфере и Поднебесная. Китай в октябре прошлого года испытал большой грузовой беспилотник AT200, который является переделанным новозеландским самолетом P750XL. Самолет сможет нести полторы тонны полезного груза на расстояние в 2,183 км. В ходе испытаний самолету потребовалось всего 200 метров полосы для взлета. Вооруженные силы Китая планируют использовать эту машину для снабжения своих дальних баз и постов на островах в Южно-Китайском море.

Второе направление развития воздушных грузовых дронов – это применение их на тактическом уровне. В США рассматриваются варианты создания и использования трех типов дронов такого рода:

  • способные доставлять около одной тонны груза на расстояние в 100 километров,
  • способные доставлять около 200 килограммов груза и обеспечивать пехотное отделение несколько дней,
  • способные оперативно доставлять около 20 килограммов груза на передовую, например медикаменты раненому или запчасть для техники.

Дроны-помехи и дроны-завесы

Дроны могут использоваться и просто как куски железа в воздухе.

Рой одноразовых дешевых и самых простых дронов может быть использован для создания помех работы радиоэлектронной аппаратуры, для обмана радаров противника в воздухе и в качестве ложных целей.

Более экзотично звучит футуристическая идея наличия личного роя дронов над каждым солдатом на поле боя. В случае обнаружения противника и начала ведения стрелкового огня по солдату, умный рой физически прикрывает его собой, в буквальном смысле выставляя перед ним на короткое время подвижную завесу. На какие-то доли секунды эта завеса сможет принять на себя первый удар пуль и дать шанс солдату на спасение.

Дроны как средства радиоэлектронной борьбы и дроны-трансляторы сигналов

Дроны могут и сами быть задействованы в РЭБ, а не только выступать в качестве целей. 

Летающие дроны-станции могут и сами подавлять сигналы связи более мелких коптеров противника на тактическом уровне на поле боя. Как только в ближайшем будущем в небе появятся беспилотные самолеты разведки, то они смогут выполнять задачи ведения РЭБ и по отношению к большим ударным дронам противника.

В США также работают над созданием многослойных систем связи, когда беспилотники в небе выступают в качестве ретрансляторов сигналов. Идея заключается в том, что, например, ударный беспилотник в ходе миссии поддерживает связь не через один канал напрямую со спутником, а делает это через целую сеть подвижных ретрансляторов, постоянно меняя частоты и маршрут сигнала. Это должно помочь избежать последствий работы средств РЭБ врага. То есть, дроны в этом случае выступают в качестве некоего подобия мобильных воздушных «вышек» связи.

Дроны, выглядящие как животные

Маскировка воздушных дронов под птиц – это уже не новость. В Афганистане, Сомали и Ираке разведывательные дроны подобного рода уже находились. Машины такого вида могут использоваться для незаметного слежения за целями, и с ходом развития технологий и роста бесшумности работы этих беспилотников быстро отличить робота-разведчика от реальной птицы или насекомого будет все трудней. 

Дроны, способные оперировать в разных средах

Еще одно направление, над которым работают специалисты, это создание воздушных дронов, которые могут работать и в водной среде. Такой дрон может приближаться к цели под водой и затем взмывать в воздух уже непосредственно перед выполнением миссии. Это позволит избежать угроз со стороны радаров и средств РЭБ противника.

Также перспективны и дроны, которые могут работать в связке с двигающимися платформами. То есть такой дрон может взлететь и сесть в автоматическом режиме на двигающийся грузовик, катер, самолет, подводную лодку. 

Например, Сингапур в ноябре прошлого года смог похвастаться первым разведывательным дроном вертикального взлета и посадки собственного производства. Такая машина подходит для операций в черте города. Данные технологии не являются чем-то новым и прорывным, но в Сингапуре смогли добиться того, что их новый беспилотник V15 в состоянии взлетать или садиться на движущийся беспилотный наземный автомобиль. Таким образом два беспилотника могут работать в тандеме. Такое решение и его перспективы для использования в городских боях уже вызывает более пристальное внимание со стороны коллег по цеху из США и Израиля.

Конкуренция со стороны китайских дронов

США начали зарубежное применение своих ударных беспилотников в 2001 году, открыв новую страницу в военном деле. Помимо США вне пределов своих стран ударные беспилотники применяют только Великобритания (с 2007 года) и Израиль. Китайцы вошли в игру в 2014 году, а первые зарубежные удары проведены их машинами CH-3 в 2015 году в Нигерии.  Китайские ударные дроны сегодня активно используют в ВВС Ирака для ударов по исламистам, и в Багдаде очень довольны работой китайских машин.

Как отмечают в Пентагоне, в 2015 году в Китае был создан специальный Комитет по науке, технологиям и индустриальному развитию национальной обороны, а в 2016 году Центральный военный комитет Китая создал еще одну Комиссию по науке и технологиям. Эти структуры призваны обеспечить интеграцию гражданских и военных технологий и дать рост технологиям двойного назначения. В 2016 году глава Китая Си Цзиньпин заявил, что военным следует уделять особое внимание развитию стратегических передовых технологий для вооруженных сил. Китайское общество должно стать инновационно ориентированным. В 2016 году в рамках пятилетнего плана (2016-2020) были обозначены и направления, на которых следовало сосредоточить усилия военному комплексу. Они включали в себя и работу над автоматизацией, робототехникой, авиацией и искусственным интеллектом.

В 2011 году, по данным министерства обороны Тайваня и института «Проект 2049», базирующегося в Вашингтоне «мозгового центра», который занимается вопросами безопасности Азии и Тихоокеанского региона, только у ВВС Китая было уже 280 воздушных беспилотников. К 2012 году их количество уже как минимум удвоилось. Сейчас количество ударных беспилотников в Китае никто не берется предсказать. А 7 апреля 2015 года американское министерство обороны опубликовало свой очередной ежегодный доклад для Конгресса США о развитии вооруженных сил и безопасности в Китае. В докладе сообщалось, что с 2014 по 2023 годы в мире будет произведено 41 800 беспилотных систем и мир потратит на их закупку 10,5 млрд долларов. Китайский производитель AVIC займет нишу в 5,76 млрд долларов, а американская компания Northrop Grumman только 2,58 млрд долларов.  

На сегодняшний день Китай продает военные дроны уже как минимум 9 странам. Цена ударных машин позволяет Китаю занять нишу на тех рынках, где страны не могут себе позволить приобретать дорогие американские или израильские БПЛА или им не позволяют приобрести дроны по политическим причинам. Бум использования китайских дронов ожидается и на рынке разведывательных дронов. Главную угрозу китайских БПЛА эксперты пока видят не в их военном применении против США, стран Запада, Израиля или Японии, а в бесконтрольном наполнении рынка Третьего мира бесчисленными роями дешевых китайских военных дронов самого разного назначения, а потом и ударными машинами.

Интересно развиваются события и вокруг «Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ)». Согласно этому неофициальному и добровольному договору, ведущие страны ограничивают в том числе и экспорт беспилотников, способных доставить груз весом более 500 кг на расстояние более 300 км. В октябре 2017 года в Дублине прошла встреча стран-участников соглашения о РКРТ. На этой встрече США предложили пересмотреть условия и технические критерии нераспространения беспилотных систем, что позволило бы США нарастить экспорт своей военной продукции в этой области. США недовольны тем, что Китай и Израиль занимают рынок военных беспилотников, вытесняя американцев, и поэтому не хотели бы связывать себе руки старыми условиями РКРТ. Сегодня ударные дроны США продает только Великобритании и Италии. Австралия на подходе. Индия просит о продаже ударных машин, но США пока не приняли положительного решения.

Помимо Китая на рынок ударных дронов выходит Турция, Индия, Иран. Еще с десяток стран разрабатывают свои ударные машины. В ближайших планах появление ударного беспилотника и у России. В прессе последние годы то и дело мелькают новости, что в воздухе могут появиться такие российские ударные машины как «Орион» компании «Кронштадт», и что Объединенное конструкторское бюро Симонова и холдинг «Сухой» ведут работы по созданию ударных дронов «Зеница» и «Охотник-У».

Глобальный рынок военных дронов становится все более насыщенным, разнообразным и перспективным. «Гонка беспилотников» только начинается.

Подписывайтесь на нас в Instagram:https://www.instagram.com/ruposters_ru/

ruposters.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *