Бар-Кохбы восстание: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ

БАР-КО́ХБЫ ВОССТА́НИЕ, антиримское восстание в Иудее в 132–135 гг. н. э. Известно также под названием Иудейской войны II.

О вожде восстания Бар-Кохбе сохранились лишь скудные и отрывочные сведения (часть из них, например в Талмуде и Мидраше, имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шим‘он бар (бен) Косва (или Косева). Имя Бар-Кохба (по-арамейски `сын звезды`), полученное им, вероятно, уже во время восстания, отражает мессианские чаяния народа, являясь интерпретацией слов Библии о звезде от Иакова (Чис. 24:17).

Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски `сын лжи`), данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания. Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль (`князь Израиля`).

О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат не достаточно подробные заметки греческого историка Диона Кассия (родился, видимо, в 155 г. — умер где-то после 229 г.) в главах 12–14 книги 69 его «Римской истории», написанной в промежутке между 194 г. и 216 г. Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания.

Оно вспыхнуло, вероятнее всего, в 132 г. Ему предшествовали декрет римского императора Адриана, проведшего 129–132 гг. в Палестине и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э.

Кассий приводит краткое описание хода восстания. Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Адриан был вынужден срочно вызвать одного из своих самых способных военачальников, Юлия Севера, который прибыл в Иудею из Британии. Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем». Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, «охватило всю Иудею» (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая Галилею и Голан) и его поддержали «евреи всего мира» и даже неевреи и «казалось, что весь мир пришел в неистовство». По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась три с половиной года. Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также, в некоторой степени, документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни. Так, дата одного из этих документов — «третий год от освобождения Иерусалима». Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.

Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бетар в Иудейских горах. Документы, найденные в Иудейской пустыне, говорят, что и после падения Бетара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мертвого моря. В талмудической литературе и мидрашах Бетар считается крепостью, в которой повстанцы нашли последнее пристанище, а ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания. Бетар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, возвышавшейся над долиной Сорек и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим — Бет-Гуврин. Усиленная осада Бетара римлянами началась, очевидно, после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бетара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне. Очевидно, Бетар имеется в виду в одном из найденных в Иудейской пустыне документов, в котором говорится: «Возле колодца Бен Косвы, главы Израиля, в лагере…» Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, то есть в 134 г. н. э. (приблизительно спустя два года после начала восстания), и что причиной падения крепости были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но затем некий самаритянин заявил Бар-Кохбе, что вступил в сговор с его дядей, известным законоучителем, таннаем Эл‘азаром из Моди‘ина, находившимся в Бетаре среди участников восстания, и целью сговора является сдача города римлянам. Разгневанный Бар-Кохба убил Эл‘азара, и «сразу же Бетар был захвачен, и Бен-Козива нашел свою смерть». Из этого рассказа можно сделать вывод, что к концу осады между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, очевидно, появились существенные разногласия. Не вызывает сомнений, что захват Бетара потребовал от римлян больших усилий и завершился лишь благодаря стечению благоприятных для них обстоятельств, одним из которых могли быть и указанные разногласия.

Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго храма. Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило. Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мурабба‘ат, в 18 км южнее Кумрана. Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Ие

хошуа бен Галголе. Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни). Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите, арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. (О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. Мёртвого моря свитки.)

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы (но, очевидно, не им самим) говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля (132–134). Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шим‘она бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) — мир». В одном из писем к военачальнику Ие

хошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шим‘ону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Ткоа, граничащем с Иудейской пустыней.

Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение его приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и живущему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Ие

худе бен Менашше из Кирьят-Аравая поставить ему «четыре вида» (арба‘а миним) плодов и растений, употребляемых во время религиозных обрядов в праздник Суккот, и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основание для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения кохенам и левитам, исполнение праздничных обрядов.

Судя по упоминаемым в этих документах названиям населенных пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.

В еврейской литературе гонения, связанные с восстанием Бар-Кохбы и последовавшие за ним, нашли отражение в сказаниях о десяти мудрецах-законоучителях во главе с рабби Акивой, преданных римлянами мученической смерти.

eleven.co.il

Бар Кохба и восстание Бар Кохбы

Оглавление

Предпосылки восстания [↑]

Прошло немногим более 60-ти лет после разрушения Второго Храма — великой трагедии, постигшей евреев. Большинство евреев находились в галуте — Изгнании, разбросанные по всей территории Римской империи.

Но в Эрец Исраэль все еще оставалась еврейская жизнь: были общины в нескольких городах, и все еще действовал Санхедрин в Явне, перенесенный сюда великим раби Йохананом бен Заккаем после разрушения Иерусалима.

В 132-м г. н.э. на римский трон взошел Адриан. В начале его правления во многих провинциях произошли восстания против владычества римлян. Главной целью нового императора в этот период являлось наведение порядка в огромной империи. Чтобы усмирить восставших в западной части империи, Адриан пошел на некоторые уступки на востоке. Он вернул парфянам Вавилонию, а евреям обещал, что они смогут возвратиться домой и построить Храм.

Однако, когда после победы на западе Адриан вернулся в Сирию и Иудею, он отказался выполнить свои обещания. Для того чтобы обман не был столь очевиден, Адриан поставил невыполнимое условие — Храм не должен быть возведен на его первоначальном месте. Он знал, что новый Храм можно построить только на прежнем месте, и это условие делало строительство Храма неосуществимым.

Евреи были разочарованы таким поворотом событий. Стали раздаваться призывы к восстанию. Мудрецам с большим трудом удалось убедить народ не рисковать своей судьбой и судьбой родины.

Тем временем Адриан решил построить крепость на развалинах Иерусалима и заселить ее римлянами и греками. Евреи восприняли это решение, как оскорбление святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, была хоть какая-то надежда, что вскоре он будет восстановлен. Решение построить на его месте город, заселенный язычниками, рассматривалось евреями, как святотатство. Времена правления императора Адриана напоминали эпоху правления греческого царя Антиоха Эпифана и времена Хануки: все усилия были направлены на превращение Иерусалима в центр язычества и на то, чтобы заставить евреев отказаться от Торы и ее заповедей. Против жестокого тирана восстал весь народ.

Шимон Бар Кохба, он же Бар Косба, он же Бар Козева[↑]

Вначале евреи воздерживались от прямых столкновении с римскими войсками. Они лишь атаковали из засад отдельные отряды римлян. С каждым днем ряды восставших пополнялись новыми воинами, так что вскоре они стали численно превосходить римские легионы. Турнус Руфус, тогдашний наместник римлян в Эрец Исраэль, пытался расправиться с восставшими. Однако каждый день приносил евреям новые победы над врагом.

Предводителем евреев был Шимон Бар Козева — человек невиданной отваги и бесстрашия. Имя Бар Козевы наводило на врага ужас и обращало его в бегство. Отряды восставших пополнялись и евреями галута, храбро сражавшимися вместе со своими братьями из Эрец Исраэль против разрушителей Храма.

Вскоре почти вся территория Эрец Исраэль была очищена от римлян. Раби Акива и другие мудрецы того поколения считали, что в Бар Козеве может быть потенциал стать долгожданным Машиахом (Помазанником). Потому его стали называть Бар Кохба — дословно означает «сын Звезды». Раби Акива считал, что именно о нем говорится в стихе: «Взошла звезда от Яакова». Однако, после того как Бар Козева был убит римлянами, стало ясно, что он не был Машиахом, которого все так ждали.

Адриан понимал, что восстание евреев представляет угрозу для всей восточной части Римской империи. Он послал к Эрец Исраэль своего выдающегося полководца Юлия Севера. На протяжении длительного времени Север не предпринимал широких военных операций, а только следил за действиями евреев. Он убедился, что мужество и отвага евреев беспредельны. И тогда римский полководец решил прибегнуть к неоднократно испытанной тактике. Сначала он приказал римскому флоту уничтожить все корабли, поставлявшие жителям Эрец Исраэль продовольствие и оружие. Дважды римская армия, расквартированная в Кейсарии, имитировала начало похода и возвращалась домой, так и не начав военных действий. Этот маневр прицел к ослаблению бдительности евреев. Многие из них считали нецелесообразным в разгар полевых работ начинать войну с римлянами. Север сумел воспользоваться недостатком осторожности евреев и постепенно захватывал город за городом. Развалины Иерусалима еще раз стали добычей врага. Но несмотря ни на что, Бар Козева не отчаивался. Он понимал, что в открытом бою ему трудно выстоять против римской армии. Поэтому он укрепился в районе Иудейских гор.

Главным укрепленным пунктом была огромная крепость Бейтар. На протяжении трех с половиной лет римляне вели осаду природных укреплений Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом и даже нападали на него, и время от времени римляне, осаждавшие Бейтар, сами попадали и окружение. Они уже отчаялись захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар Козева совершил большой грех.

Обращаясь к Небу, он сказал, что не просит помощи Всевышнего, а только хочет, чтобы Всевышний не воевал против него. Такая «просьба» граничила с богохульством. Кроме того, по ложному подозрению был убит праведник раби Элиэзер Амодаи, чьи заслуги и молитвы охраняли Бейтар от врага. За эти грехи и был наказан Бар Козева.

Самаритяне (народ, живший в Шомроне) указали римлянам тайную дорогу в крепость. И когда армия евреев находилась на другой стороне крепости, римляне неожиданно появились в стенах города. В последнем сражении пал Бар Козева. Бейтар был захвачен в день Девятого Ава — день разрушения Храма. Римские солдаты, разъяренные тяжелой, продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город, чтобы не дать спастись ни одному из его защитников. Люди пытались укрыться в многочисленных пещерах. Чтобы выманить евреев из их убежищ, римляне лживо пообещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из своих укрытий были убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от сильного голода и жажды. Когда иссякли последние съестные запасы, некоторые люди дошли до того, что утоляли голод мясом мертвецов. Число убитых в Бейтаре достигло шестисот тысяч. Оставшиеся в живых были проданы в рабство на рынках Иудеи и Египта.

Гонения и беды как последствия [↑]

После своей победы Адриан жестоко расправился с местными жителями. В Бейтаре запрещалось хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества.

Но и этого было недостаточно Адриану. Он знал, что сила евреев коренится в Торе. Поэтому под страхом смерти запрещалось учить Тору и следовать ее заповедям. Был издан декрет, согласно которому соблюдение Шабата, заповеди Обрезания и наложение тфилин каралось немедленной казнью. Римские ищейки выискивали людей, соблюдающих заповеди Торы и предавали их в руки палачей.

Особенно жестоко подвергались гонениям мудрецы Торы. Вопреки декретам, они продолжали учить Тору и передавали смиху (полномочия) судей и законоучителей своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался вытравить Тору из памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.

toldot.ru

Война Диаспоры и восстание Бар-Кохбы

В 75 году Иосиф Флавий создал первый написанный на арамейском языке вариант «Иудейской войны». Этот текст автор отправил евреям Вавилонии, чтобы ужасная судьба и трагическая гибель единоплеменников послужила им предостережением. Евреи диаспоры не оказали иудейским повстанцам той помощи, на которую они рассчитывали, ограничившись лишь посылкой на фронт добровольцев. Однако через поколение территории диаспоры стали ареной новой схватки евреев с Римом.

Иудея после подавления восстания

Многолетняя война иудеев за независимость от Рима завершилась катастрофой. Иерусалим был разрушен, а Храм — центр религиозной и политической жизни еврейского народа — сожжён. На руинах города был основан военный лагерь, в котором разместился Х Стремительный легион. Вместе с некоторыми вспомогательными отрядами он должен был охранять порядок в стране.

Денарий Веспасиана с изображением пленённой Иудеи

Если до войны Иудея управлялась прокураторами из числа всадников, то теперь во главе провинции поставили наместник из сенаторского сословия, который по совместительству также командовал легионом. Остатки местного самоуправления представлял Синедрион в Ямнии, который выполнял роль арбитра в религиозных и светских спорах. Он также имел право назначения на второстепенные судебные и административные должности.

Завоёванную страну Веспасиан объявил своей собственностью. За право пользоваться своими наделами владельцы должны были платить особую подать в императорскую казну. Земли, принадлежавшие жителям Эммауса, конфисковали и распределили среди 800 колонистов из числа отставных военных. Подать, которую прежде иудеи платили в размере двух драхм в год в пользу Иерусалимского храма, Веспасиан заставил вносить в казну храма Юпитера Капитолийского, а фактически тоже в императорскую казну. Эти поборы вызывали большое недовольство иудейского населения Римской империи не столько из-за их тяжести, сколько из-за их дискриминационного характера.

Диаспора

Со времён завоеваний Александра Великого в восточной части Средиземноморья существовала многочисленная еврейская диаспора. В большом числе евреи проживали в Вавилонии, Малой Азии, в Сирии и Египте. Немало их было также в Киренаике, на островах Эгейского моря, в Греции и даже в Африке, Италии и Испании. В Египте их проживало более миллиона человек. Из них около 100 тысяч — в Александрии, где они населяли два городских района из пяти.

Античная Александрия, современная реконструкция

Среди евреев диаспоры были чиновники, воины, ремесленники, крестьяне, реже торговцы или ростовщики. Проживая в чужой среде и постоянно контактируя с иноверцами, египетские евреи постепенно эллинизировались. Арамейский язык выходил из употребления, заменяясь греческим. Большинство упомянутых в надписях на папирусах лиц носили греческие имена.

Из-за закрытого характера общин отношения евреев с соседями в местах их компактного проживания нередко были конфликтными. В 38 году в Александрии произошёл один из первых известных погромов. Римский наместник Аквилий Флакк вначале отстранился от пресечения злодеяний, а затем под влиянием погромщиков принял ряд репрессивных мер, включая насильственное выселение евреев в старый квартал, обыски в их домах, запрещение субботы, помещение императорских изображений в синагогах и т. д. Отправленное евреями к Калигуле посольство с жалобой на произошедшее не имело успеха и привело только к новым издевательствам.

С началом восстания в Иудее в 66 году в Александрии произошли новые волнения. После гибели нескольких людей александрийские евреи взялись за оружие. Наместник провинции Тиберий Александр ввёл войска на территорию еврейского квартала и вызвал подкрепление из соседней Ливии. Солдаты убивали всех встречных без разбора, грабили жилища, а затем их поджигали. В течение нескольких дней кровавого кошмара на улицах города было убито до 50 000 человек.

Фреска из иудейской синагоги в Дура-Европосе показывает образ жизни, одежду и внешний вид месопотамских евреев

Репрессии, обрушившиеся на иудеев после подавления восстания, затронули также и египетских евреев. В 73 году был закрыт древнейший и крупнейший иудейский храм в стране, расположенный в так называемом Онийском округе, а его богатства были конфискованы. Репрессиям по подозрению в сочувствии к восставшим подвергся ряд видных лиц иудейской общины, их собственность также конфисковали.

Восстание в Месопотамии

Восстание евреев диаспоры в 115–117 годах крайне слабо освещено в источниках. Кассий Дион, Евсевий Кесарийский и Павел Орозий описывают разрозненные события, которые в сумме дают картину крупномасштабных волнений, практически одновременно прокатившихся по большинству восточных провинций Римской империи. Основным центром повстанческого движения, по-видимому, были еврейские общины Вавилонии, затем оно распространилось в западном направлении. Началу восстания непосредственно предшествовала война, которую в 114–116 годах император Марк Ульпий Траян вёл против Парфии. Эта война ознаменовалась крупномасштабными римскими завоеваниями на территории Армении и Месопотамии.

Уже в 115 году наибольшее сопротивление римлянам оказала Адиабена, правители которой за 100 лет до того приняли иудаизм, а также Нисибис, населённый преимущественно евреями. В 116 году, когда римская армия, заняв Вавилонию, вышла к берегам Персидского залива, в её тылу вспыхнуло восстание. Его подняли жители Нисибиса, Нагардеи, Ктесифона, Селевкии-на-Тигре, а также других городов только что завоёванных областей.

Мавританские всадники на рельефе колонны Траяна в Риме.
Лузий Квиет происходил из Мавритании и сражался в римской армии во главе набранной из его соотечественников мавританской конницы. В ходе Дакийской и Парфянской войн мавританские всадники стяжали себе громкую славу умелых и жестоких бойцов

Восстание приобрело крайне опасный для римлян характер. Поддерживая действия мятежников, на север Месопотамии вторглась парфянская армия, которая перерезала растянувшиеся на 600 км римские коммуникации. Парфянам удалось нанести поражение посланному против них Лаппию Максиму, причём сам он пал на поле битвы. Лузий Квиет, другой римский военачальник, действовал более решительно и успешно. В конечном итоге ему удалось захватить и сжечь дотла центры восставших Нисибис и Эдессу. Тем временем Эруций Клар вернул под римский контроль Селевкию-на-Тигре, устроив при этом резню среди населения. Тысячи евреев поплатились жизнью за участие в волнениях.

Восстание в Киренаике, Египте и на Кипре

Ещё одним очагом восстания стала Киренаика, откуда оно распространилось на Египет. Своего предводителя, которого Евсевий называет Лукой, а Кассий Дион — Андреем, мятежники провозгласили царём, что говорит о мессианских ожиданиях в их среде.

Восстание сопровождалось истреблением эллинизированного населения. По данным Кассия Диона, от рук мятежников погибло не менее 220 000 «язычников», страна была опустошена, и её пришлось заселять заново при помощи колонистов. Повстанцы не только убивали, но и пытали своих жертв: заставляли их биться друг с другом наподобие гладиаторов, бросали диким зверям, сдирали с них кожу и подпоясывались их кишками. Разрушению подвергались языческие храмы Аполлона, Артемиды, Деметры, Плутона, Изиды и Гекаты, которые впоследствии пришлось восстанавливать.

Территории, охваченные восстанием Диаспоры

Из Кирены повстанцы двинулись в направлении Египта. Их отряды стали появляться в долине Нила, проникая на юг вплоть до Фив. Египетский наместник Марк Рутилий Луп имевшиеся у него XXII Дейотаров и III Киренаикский легионы отправил для защиты переправы через Нил у Мемфиса, а против основных сил повстанцев выставил лишь слабый заслон к западу от Александрии. Восставшие легко опрокинули эти силы.

Остатки разбитых отрядов наместника отступили в Александрию и напали на иудеев города. Те в ответ также взялись за оружие. Им на помощь пришли единоплеменники из сельской местности. На несколько дней Александрия перешла в руки восставших. Греческому населению пришлось, запершись в своих кварталах, сражаться за жизнь. Часть города была серьёзно разрушена.

Одновременно с началом восстания в Киренаике за оружие взялись евреи на Кипре. Они выбрали своим предводителем некоего Артемия и по примеру своих киренаикских единоплеменников стали вырезать нееврейских соседей. В результате последовавших затем военных действий погибло около 240 000 человек, разрушена оказалась столица провинции Саламин.

Наконец, и в самой Иудее также вспыхнуло восстание, во главе которого стояли бежавшие из Александрии братья Папос и Юлиан.

Подавление восстания

Для восстановления порядка в охваченных восстанием провинциях Траян в 117 году послал в Египет и Киренаику Квинта Марция Турбона с VII Клавдия легионом, всадниками и военными кораблями. После жестоких боёв, стоивших жизни тысячам мятежников, Турбону удалось восстановить во вверенных ему провинциях порядок. О судьбе царя восставших Луки-Андрея ничего неизвестно. Наиболее вероятно, что он погиб или казнён вместе с множеством своих последователей.

Одновременно Луций Север восстановил порядок на Кипре. Евреев изгнали с острова и в дальнейшем им под страхом смертной казни запрещалось ступать на его берег. Командование в Иудее поручили жестокому Лузию Квиету, командиру мавританской конницы, главным образом ответственному за подавление восстания в Месопотамии. За короткий срок ему удалось рассеять отряды повстанцев, запереть их в Лидде и путём голода и лишений заставить сложить оружие. Предводители восставших и множество их последователей были обезглавлены.

Бронзовая статуя Адриана, обнаруженная в Телль Шалеме (Израиль), в лагере VI Железного легиона

Хотя римлянам в итоге удалось справиться с восстанием и взять под контроль отпавшие от них было территории, одним из его последствий был отказ Адриана от территориальных приобретений, сделанных его предшественником. Как только Адриан вступил на престол, он немедленно заключил мир с парфянским царем, вернув Хосрову завоёванные области и восстановил ранее существовавшую на территории Месопотамии систему буферных царств под управлением местных династов.

Восстание Бар-Кохбы

Большую часть своего правления Адриан провёл в разъездах по империи. Дважды, в 122 и в 129–131 годах, он посетил восточные провинции. Во время путешествий император широко субсидировал городское строительство. Среди еврейского населения провинций широко распространились слухи о его намерении восстановить Иерусалимский храм, однако подтверждения они не получили.

В 130 году Адриан посетил лежавший в руинах Иерусалим. По его приказу на месте старого города основали новый, который должен был стать колонией выходивших в отставку ветеранов Х легиона. По имени создателя городу хотели присвоить имя Элия Капитолина. Его украшением, по замыслу императора, должно было стать святилище Юпитера Капитолийского, воздвигнутое на вершине Храмовой горы. Строительство его на священном месте наряду с введённым запретом на обрезание глубоко оскорбило религиозные чувства евреев и стало предпосылкой для их нового выступления.

В отличие от восстания 116–117 годов, стихийного выражения протеста, на этот раз евреи в течение ряда лет энергично готовились к борьбе. Согласно сообщению Кассия Диона, они нарочно плохо изготавливали оружие, которое им заказывали римские власти, чтобы сохранить его у себя, как заказчик его забракует. Евреи также укрепляли горные пещеры и соединяли их между собой подземными ходами на случай бегства от преследователей.

Во главе подготовки к восстанию стоял умелый лидер Симон Бар-Косиба, получивший от своих последователей имя Бар-Кохба («Сын звезды»), указывавшее на мессианский характер его фигуры. Большое значение для распространения восстания имела поддержка этих представлений со стороны признанного лидера духовенства Рабби Акивы. Благодаря этому выступление мятежников превратилось в фанатичную борьбу на уничтожение.

Элия Капитолина, выстроенная Адрианом на месте разрушенного Иерусалима.
Городская планировка соответствует эллинистическим градостроительным традициям и по-прежнему отражается в планировке современного Старого города в Иерусалиме

Восстание началось в 132 году в Модиине, где за 300 лет до того вспыхнуло восстание Маккавеев. Непосредственным толчком к выступлению, согласно легенде, послужило нападение римских солдат на свадебную процессию. После этого волнения быстро охватили всю провинцию. Повстанцы умело применяли партизанскую тактику и одержали ряд крупных успехов. Под их контроль перешли обширные территории.

Успеху восстания способствовала недооценка серьёзности ситуации со стороны римского наместника Тинния Руфа. Его неудачи постепенно встревожили императора, и в 133 году в провинцию с подкреплениями прибыл сирийский наместник Публий Марцелл. Его появление также не смогло изменить положения дел в пользу римских войск. На время под контроль восставших перешёл даже Иерусалим, где Бар-Кохба официально провозгласил себя царём Израиля.

Поняв серьёзность ситуации, Адриан бросил на подавление восстания все силы. Помимо размещавшегося на территории Иудеи X Стремительного легиона сюда перебросили VI Железный и XXII Дейотара легионы, а также вексилляции девяти других легионов из соседних провинций, не менее 12 вспомогательных когорт и 3 ал конницы. Таким образом, численность собранной в Иудее римской армии превышала 60 000 человек.

Во главе этих сил в декабре 133 года был поставлен лучший военачальник империи Секст Юлий Север, которого в спешном порядке отозвали из Британии. Севера сопровождал Квинт Лоллий Урбик, бывший до того наместником Нижней Германии, и Гатерий Непот, наместник Аравии. Несмотря на такое скопление сил, борьба долго велась с переменным успехом. Прежде чем одержать решительную победу, римский военачальник выдержал 54 сражения. Считается, что к этому времени относится потеря XXII Дейотара легиона, который полностью уничтожили восставшие.

Император Адриан, попирающий побежденного варвара.
Музей римской цивилизации, Рим

В 135 году к фронту военных действий прибыл сам император Адриан. К тому моменту Север разгромил повстанцев, Бар-Кохба с остатками своих воинов был заперт в крепости Бетар (сейчас Хирбет аль-Яхуд), где самоотверженно выдерживал долгую осаду.

Израильские учёные в 1960 году обнаружили в пещере Нахал Хебер недалеко от Мёртвого моря 15 писем, отправленных Бар-Кохбой своим последователям Ионафану и Масабале. Последнее из них датируется ноябрём 135 года (незадолго до падения цитадели восставших). Эти письма подтверждают образ Бар-Кохбы как сурового, властного человека, авторитарного лидера, который представлен в Талмуде. По легенде Бетар пал 11 июля 136 года, в тот же день, когда был разрушен Иерусалимский храм. Бар-Кохба и все его сторонники, сопротивлявшиеся до последнего, погибли в бою. С падением Бетара кровопролитная война закончилась. Римляне без большого труда уничтожили последние мелкие отряды мятежников, продолжавших скрываться в пещерах в районе Мёртвого моря.

Последствия восстания

Римляне с неслыханной жестокостью расправились с побеждёнными. Кассий Дион сообщает о разрушении 50 городов и 985 деревень. От рук римских солдат погибло 580 000 человек, почти столько же было уведено в рабство или умерло от болезней и голода. Земля лишилась своих садов и деревьев, которыми она прежде славилась, и напоминала пустыню. Тела погибших мятежников власти запретили хоронить. Лишь по истечении долгого времени это стало возможным. Римляне казнили 8 поддержавших восстание членов синедриона, среди них Раби Акибу, чье тело было растерзано железными клещами.

Мозаика из Галилеи, изображающая Давида и трофеи, взятые им у Голиафа

Римский гарнизон провинции был значительно усилен. В дополнение к Х Стремительному легиону, чей лагерь находился в Иерусалиме, сюда перевели VI Железный легион, получивший новую стоянку близ эль-Леджуна недалеко от древнего Мегиддо. Иерусалим перестроили в Элию Капитолину, а евреям под страхом смерти запретили приближаться к городу.


Литература:

  1. Bar Kokhba reconsidered. Peter Schäfer (editor). Tübingen: Mohr: 2003.
  2. Bloom J. J. The Jewish Revolts against Rome, A.D. 66–135. A Military Analysis. – London, 2010. – 286 p.
  3. Eshel H. The Bar Kochba revolt, 132–135 // The Cambridge History of Judaism. Vol. 4. W.D. Davies, L. Finkelstein, S.T. Katz (eds.). Cambridge University Press, 1984, pp.105–127.
  4. Лившиц Г. М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций. Минск, 1957, 435 с.
  5. Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I – III вв. – М.: Издательство АН СССР, 1949. – 273 с.
  6. Фолкнер Н. Апокалипсис, или Первая иудейская война. М.: Вече, 2006, 480 с.

warspot.ru

Бар Кохба

Вам когда-нибудь приходилось играть в «Бар-Кохбу»? Сыграть в эту игру мне недавно предложил сын моих друзей Валера, не по годам развитый молодой человек, лет семи. Правила игры оказались совсем просты. Первый игрок что-то загадывает, другой так задаёт вопросы, что ответить на них можно лишь «да» или «нет». Победителем становится тот, кто угадает, задав меньше вопросов.

Название игры меня заинтересовало, я решил обязательно выяснить кто же такой Бар-Кохба, и почему так названа игра?

Кто ты, Бар-Кохба?

Оказалось, Бар-Кохба — легендарный предводитель восставших иудеев, в 131-135 годах, против Римского могущества. Имя Бар-Кохба («сын звезды»), Шимону Бар Косеве, дал великий мудрец того времени — Раби Акива, назвав Шимона — мессией. Этот мудрец-каббалист был беззаветно предан идеям восстания и мученически погиб под пытками римлян, оставаясь до последнего вздоха верным своим убеждениям.

На первых этапах восстания Бар-Кохба сделал невозможное: объединил разрозненно существовавшие еврейские общины Иудеи в одно организованное войско с железной дисциплиной. Восставшие добились невероятного: освободили Иерусалим, несколько десятков крепостей и тысячи селений, разбив непобедимые легионы Рима.

Целью восстания Бар-Кохбы, прежде всего, было желание реализовать свое право евреев на существование как народа, объединенного общей идеей единобожия, возможность наследовать традиции праотцов.

Но силы были далеко не равными. Срочно собранные со всех частей необъятной римской империи войска, многократно по численности превышая силы восставших, осадили последнюю твердыню иудеев — горную крепость Бейтар.

До этих пор вся информация — исторические факты. Далее следует очень красивая, но вероятнее всего легенда.

«ДА», «НЕТ»

Осажденный в крепости Бар-Кохба, отправил в стан врага лазутчика. Римляне схватили того, жестоко пытали и лишили несчастного языка. Сбежав от врагов, разведчик предстал перед Бар-Кохбой, но не мог описать ему то, что удалось выведать у противника. Тогда мудрый Бар-Кохба начал задавать немому вопросы, ответить на которые можно только «да» или «нет». Лишенный возможности говорить, защитник крепости в ответ или кивал, или отрицательно вращал головой. Все нужные сведения об осаждающем крепость римском гарнизоне были собраны.

Интересно, что бесконечное количество информацию можно передать с помощью всего лишь двух символов. Важно то, чтобы ее видел целиком тот, кто хочет научиться игре…

«Умри, но не преступи»

Если включить самую простую и повседневную житейскую логику, то восстание Бар-Кохбы  относится к самым противоречивым, спорным и непостижимым событиям в истории еврейского народа.

«ДА»: Теодор Моммзен, немецкий историк 19 века, специалист по древнеримской истории, назвал это восстание наиболее значительной попыткой свержения власти империи.

«НЕТ»: в 1980 году генерал израильской военной разведки Йегошафат Гаркави, в свою очередь, назвал это восстание бессмысленным безрассудством, заранее обреченным на провал.

А я вот подумал: а, собственно, почему современным евреям так сложно согласиться с идеями Бар-Кохбы?

Почему после поражения восстания его называли «сын лжи» (перевод имени Бар Косева) — более или менее можно понять: отчаяние восставших от неудачной попытки, горечь потерь, начавшееся изгнание, рабство….  «Вся Иудея превратилась в пустыню…» — пишет Дион Каиссий, историк третьего века. Пятьдесят крепостей, без малого тысяча крупных селений полностью разрушены, около 600000 человек пали на полях сражений. Умерших от голода, пожаров и эпидемий — не счесть. Иудаизм — запрещен. Евреям вообще запрещено посещать Иерусалим. Император Адриан решил искоренить сам мятежный дух, издав указ о переименовании Иудеи в одну из множеств римских провинций с названием Палестина.

Трагедия? Да! Но вынужденная трагедия…. Сейчас, с высоты прошедших тысячелетий, более отчетливо заметны пророчества Раби Акивы. Здесь самое время и нам поиграть в «Бар-Кохбу».

Был ли у Бар-Кохбы выбор?

— «ДА», «НЕТ» ?

Как замечают некоторые «исследователи»: евреям просто была нужна ассимиляция с греко-римской культурой и не было бы никаких проблем… Но встает резонный вопрос: остались бы евреи евреями?!

— «ДА», «НЕТ»?

Евреи — особый народ, которые даже если и хотят быть такими как все, не могут этого сделать, они изначально другие. Если хочешь быть таким как другие – не сможешь быть евреем.

Выбор Бар-Кохбы очевиден: «умри, но не преступи». Для нас сегодняшних – Шимон Бар Косева, как сам он себя называл, прежде всего — яркий пример желания объединить народ Израиля вокруг одной духовной идеи.

«Возлюби ближнего, как себя»

Современные исследователи мозга считают, что личность человека — это его память. Нет памяти — ты просто белковая биомасса! Тоже можно сказать и о народе в целом. В случае с народом Израиля его память особая, духовная. Вся общность еврейского народа выстроена на простом и совсем непонятном нам, современным людям, духовном принципе: «Возлюби ближнего, как себя».

Принцип непростой, в части своей практической реализации, но ему нужно учиться, вспомнить, начать применять. И научить других своим личным примером — примером единого народа Израиль.

Григорий Скляренко

jewish-secret.com

Восстание Бар-Кохбы

Легендарный еврейский руководитель и военачальник Бар Кохба много лет готовил восстание в древней Иудее. Попав под управление Римской Империи, евреи предприняли не одну попытку сбросить внешнее управление. Особенно их возмущали чужие боги. Напомню, что сами евреи появились как приверженцы единого и всесильного Бога. Без такой сердцевины народа евреи немедленно превращались обратно в одно из обычных семитских племен.

Все знают о Спартаке, который воевал с Римом за двести лет до Бар Кохбы. Но последний достиг несравненно большего. Он смог замечательно подготовиться, практически восстановив в 132-135 годах государственную независимость Иудеи со столицей в Иерусалиме. Спартак так и не решил проблему создания из бывших рабов единой вооруженной армии. А Бар Кохба железной рукой поддерживал высокий боевой дух не только в армии, но и в тылу.

Вначале оба добились многих побед. Затем Риму пришлось собирать все силы, чтобы победить. В конце победители дважды устроили жестокую расправу. Если спартаковцы тысячами висели на крестах вдоль Аппиевой дороги, то при Бар Кохбе было убито около 600000 евреев.

Рабби Акива поддержал восстание Бар Кохбы

Выбор для остатков древнего народа был невелик: или смерь, или в дешевые рабы. Кто из современников мог сомневаться в том, что даже память об Израиле исчезнет в историческом забвении? Но это обычная логика. А ведь есть еще логика пророков, людей с выдающимися  духовными способностями. Таких всегда было мало — единицы на каждое поколение. Одним из самых великих среди еврейских мудрецов считается рабби Акива.

Этот абсолютный духовный авторитет не просто был современником Бар Кохбы, но и его ближайшим помощником и вдохновителем. Например, им была высказана мысль о том, что именно Бар Кохба является долгожданным Машиахом, несущим евреям все блага как материального, так и духовного миров. Понятно, что на карту был поставлен весь авторитет рабби Акивы. И если помнить только о поражении и гибели Бар Кохбы и рабби Акивы, то печальные заключительные выводы напрашиваются немедленно: ошибка, просчет и расплата.

А если подойти с точки зрения прошедших двух тысячелетий? Когда евреи получили ужасные удары в разных странах мира, из которых самый кровавый произошел 70 лет назад. Число уничтоженных в Холокосте евреев как минимум в 10 раз было больше числа жертв при восстании Бар Кохбы. Однако не забудем ни на секунду, что евреи были, есть и продолжают свое удивительное путешествие во времени: не только сохранившись и пережив своих мучителей, но и воссоздав в наше время процветающее государство Израиль.

Рабби Акива просто смотрел дальше современников. Он безусловно понимал и видел, что в Торе точно описано будущее евреев.

Вместе навсегда

Именно в наши дни становится понятной логика жизни пророка: ведь он прекрасно понимал, что знаменитые египетские казни нужны были именно евреям. Без них рабы остались бы рабами навсегда. Это воспитание народа как единого целого является совершенно необходимым. Что же могло стать вечным напоминанием о народной силе как силе единства, если не мощное восстание Бар Кохбы? Конечно, пророк и патриот в стороне не остался.

Сам рабби Акива был сыном перешедших в иудаизм родителей. И показал, наряду с Бар Кохбой, что евреями не столько рождаются, сколько становятся. Что это прежде всего дух отдачи и единства с братьями вокруг единого Бога и того вечного пути, которым идет еврейский народ.

И. Фишман

jewish-secret.com

Восстание Бар-Кохбы | Еврейский Мир

После падения Иерусалима и Масады в Иудейской войне множество уцелевших от римских легионеров жителей Иудеи бежали в Египет. Там в те времена была большая и влиятельная еврейская община, члены которой свято блюли каноны иудейской веры и, сколь могли, поддерживали связи с Палестиной.

Вместе с тем они стремились укреплять свое национальное достоинство и на земле Египта, что нередко приводило к кровопролитным столкновениям с греческим населением страны, в особенности в Александрии. Именно там была во втором столетии нашей эры самая большая еврейская колония.

Эти раздоры, усиление притеснений со стороны римских наместников императора Траяна привели к восстанию всей еврейской диаспоры в Египте, Ливии, Киренаике, на Кипре и даже в Месопотамии. Случилось это в 115 году, когда император Траян руководил своими легионами в завоевательном походе на востоке римских владений и не мог отрядить много войск на подавление восставших евреев. Однако он послал одного из своих военачальников, Луция Квиста, с достаточными, по его мнению, войсками.

Сражения с отрядами иудеев в Египте и Киренаике не смогли сломить их решимости. Даже когда со своими когортами в бои вмешался императорский наместник Луп, это только усилило сопротивление евреев. Их вооруженные формирования крепли и захватывали провинцию за провинцией. Мятеж вспыхнул и в покоренной совсем недавно Палестине.

И тогда Траян, как писал христианский историк Евсевий, «послал на них полководца мощного Марция Турбона с легионами пехоты, конницей и даже кораблями военного флота». В Египте, Ливии и Киренаике сражения приняли масштаб настоящей войны. Летописец сообщает, что евреи наносили римлянам ощутимый урон, выбивая из их рядов в первую очередь командиров когорт и центурий. Чтобы заменить их, римлянам приходилось ставить на командные посты гражданских чиновников. Потери в легионах были так велики, что наряду с профессиональными солдатами в них набирались греки и даже крепостные египетские крестьяне.

Война продолжалась до смерти Траяна в 117 году, и только сменившему его Адриану в первый год своего правления удалось окончательно разгромить восставших евреев. Последствия этого разгрома были ужасны: страны, в которых велись бои, были разорены. Многочисленное до того еврейское население этих стран понесло тяжкие потери, на Кипре иудеи были полностью истреблены. Пострадали во множестве и культовые сооружения, в частности, была сожжена великолепная александрийская синагога с большим количеством древнейших манускриптов. Еврейской диаспоре Египта, многочисленной и процветавшей до восстания, был нанесен жестокий удар, от которого она уже никогда не смогла оправиться.

Театр войны был перенесен в Палестину, куда легионы Марция Турбона вторглись, преследуя бежавшего с небольшим отрядом еврейского вождя восстания Луку. Марций Турбон схватил двух других еврейских лидеров — братьев Юлиана и Паппуса. Они спаслись от неминуемой казни только потому, что император приказал тайно убить самого Турбона. Братья бежали в Лидду, которую уже вскоре осадил и взял штурмом Луций Квист, назначенный императором вместо Турбона. И на этом, казалось, был подавлен последний очаг еврейского сопротивления.

Но уже через 14 лет, в 132 году, еврейское население Палестины поднимается на новую освободительную войну против угнетателей. К тому времени уже 60 лет лежал в развалинах Иерусалим, где не было места ни одному иудею, только знаменитый своими кровавыми расправами Десятый римский легион разбил свой лагерь на руинах священного Храма. Страна была, казалось, задавлена и унижена до таких пределов, что после разгрома египетского восстания император Адриан в 117 году на месте Иерусалима приказал построить город чисто римского типа. Он принял ряд серьезных мер для ассимиляции иудеев, из которых наиболее серьезной была смертная казнь всех, кто посмеет обрезать своего сына. Этот указ Адриана и явился, наверное, последней каплей в чаше испытаний, последним звеном в цепи унижений и издевательств, чинимых над иудеями, и в 132 году они вновь восстали против римлян.

Прошло всего лишь 62 года с тех пор, как был разрушен Иерусалим, сожжен Храм. Прошло всего лишь 14 лет после очередного опустошения Палестины, уничтожения тысяч и тысяч иудеев. Другому племени хватило бы этих бедствий для того, чтобы либо исчезнуть с лица земли, либо на веки склониться под ярмом завоевателей. Другому племени — но не евреям! И они снова поднялись на борьбу, на бунт, отчаянный и смертельный.

Неужели ничему не научились восставшие на страшном опыте своих отцов и дедов, на страданиях и реках крови народа иудейского? Но если вдуматься, то вовсе не угнетение, не грабежи и не издевательства римлян подвигли их на восстание. Иудеи Палестины восстали потому, что было совершено покушение на святая святых — на веру предков. Последующие столетия, как и предыдущие, свидетельствуют единогласно: в этом вопросе евреи всегда были бескомпромиссны. При альтернативе — вера или смерть — всегда они без колебаний выбирали смерть. И вот что поистине удивительно: такой несгибаемый фанатизм, принося гибель многим, тем не менее позволил выжить в тысячелетних испытаниях гонимому и угнетенному народу.

В короткое время пожар восстания охватил страну, люди шли и шли в повстанческие отряды, и уже скоро число воинов в них исчислялось сотнями тысяч. Не возникает сомнений, что такому энтузиазму способствовало появление во главе повстанцев Шимона Бар-Косбы, прозванного вскоре Бар-Кохба, что означает на иврите «сын звезды». Это имя дал ему его наставник, один из величайших мудрецов народа иудейского, творец Талмуда рабби Акива, поверивший в его мессианскую суть, в то, что Б-жественным предначертанием именно он освободит народ из-под римского ярма. И не зря…

Бар-Кохба был выдающимся оратором, человеком богатырского сложения, смелым воином и мудрым военачальником, происходил он из древнего рода коэнов, израильских аристократов, и пользовался непререкаемым авторитетом не только среди своих солдат, но и у всего израильского народа.

Бар-Кохба отобрал из массы повстанцев наиболее сильных, молодых и решительных воинов, сформировал из них диверсионные отряды партизанского типа. Одной из главных задач этих отрядов, похожих на современные нам подразделения коммандос, было добывание оружия. А заполучить его в то время в Палестине можно было, только отбирая с боем у римлян и их союзников. И эти отряды беспрерывно нападали на гарнизоны, терроризировали оккупантов, устраивая засады на основных транспортных артериях страны. Диверсионные группы атаковали даже римские военные корабли у причалов в портах.

Эти нападения приносили немалую добычу в виде боевого оружия высочайшего качества, ибо римляне именно таким и владели. Но и, кроме того, в сотнях кузниц и мастерских ковались мечи и наконечники копий, дротиков и стрел. Делалось это в большой тайне, потому что римляне карали смертью за изготовление и ношение оружия.

В этих схватках постепенно закалилась и оформилась повстанческая армия иудеев, и лишь после этого Бар-Кохба решился перейти к атаке крепостей. Он избегал делать это путем затяжных осад, предпочитая внезапный, но хорошо подготовленный штурм, поддержанный, как правило, изнутри, в самой цитадели, внедренными заранее лазутчиками. Повстанческая армия атаковала и захватывала одну за другой крепости, истребляла небольшие гарнизоны, и вскоре у правителя Палестины, жестокого Тиния Руфа, не осталось других войск, кроме Десятого легиона. И тогда, проверив свои силы, тщательно подготовившись, Бар-Кохба повел еврейские войска на Десятый легион.

Следует специально подчеркнуть, что этот незаурядный полководец особенное внимание уделял непрерывной и тщательной разведке и всегда до мелочей знал силы своих противников и их расположение перед битвой. Именно это и помогло ему, внезапно обрушившись на римлян, несмотря на отчаянное сопротивление, разгромить и вынудить остатки легиона бежать в Сирию.

В течение одного только года армия Бар-Кохбы захватила около тысячи населенных пунктов, разгромив более 50 римских гарнизонов, в основном оборонявших укрепленные лагеря и цитадели в Иудее, Самарии и Галилее. За это время под властью Бар-Кохбы оказалась территория площадью около 11 тысяч квадратных километров. Его войска с триумфом вступили в руины прежней столицы, установили там, где прежде сиял Храм, свой скромный полевой алтарь, изготовленный по образцу библейской Скинии Завета.

Мудрый Бен Акива приветствовал во главе этих войск их вождя и объявил его царем Израиля. Чтобы закрепить свою власть, Бар-Кохба стал чеканить монеты, на которых были выбиты слова «Освобождение Израиля». По словам историка Диона Кассия, «евреи всего мира пришли в возбуждение и даже объединились с палестинскими и причинили римлянам тайно и явно множество вреда, вдобавок и немало иноверцев оказывало повстанцам помощь».

В частности, самаритяне, населявшие центральный гористый район Палестины, тоже приняли участие в войне на стороне иудеев. Бар-Кохба проявил себя не только как опытный и доблестный полководец, но и как мудрый правитель. Он руководил и экономикой территории, находившейся в его владении, направляя ее прежде всего на укрепление вооруженных сил Израиля. Бар-Кохба, утверждают документы, правил властно, вдаваясь в мельчайшие подробности управления. В армии он поддерживал строжайшую дисциплину, добиваясь безусловного выполнения своих приказов всеми военачальниками. За отступление от этого правила следовали жестокие наказания, устрашающие казни. В современных ему документах и в чеканке монет того времени можно обнаружить титулование Бар-Кохбы — Наси Исраэль (Князь Израиля).

Однако даже такому мудрому и бесстрашному полководцу только в течение сравнительно недолгого времени удавалось отбивать атаки римлян, их союзников и сателлитов. Император Адриан был вынужден отозвать наместника в Британии, своего лучшего полководца Юлия Севера, и направить его в Палестину для подавления восстания иудеев. Для борьбы с ними вместе с Юлием Севером были направлены четыре полных легиона и отдельные когорты и центурии еще восьми. Кроме того, были привлечены многочисленные вспомогательные отряды, в полном составе участвовал в кампании сирийский военный флот.

Показательно, что под руководством Бар-Кохбы все иудеи его небольшого царства проявили сплоченность и дисциплинированность, в войсках, да и в городах среди населения не было раздоров и междоусобиц. Объяснить такое положение можно просто: в отличие от Иудейской войны с ее неимоверным количеством группировок и лидеров (как и сегодня!) в это время у иудеев был только один вождь, один полководец, к тому же весьма талантливый и твердый.

Однако противостоял ему тоже отнюдь не слабый Юлий Север, располагавший к тому же военной силой, намного превосходившей еврейские отряды и численностью, и выучкой. На протяжении долгого времени он не предпринимал никаких операций на суше, внимательно наблюдая за действиями противника, изучал тактику иудейских отрядов. За это время сирийский флот по его приказу блокировал гавани и уничтожил корабли повстанцев, лишив их подвоза оружия и продовольствия.

Римская армия, сосредоточенная в Кесарии, дважды имитировала начало наступления, но каждый раз, достигнув границ Иудеи, возвращалась в свои лагеря. И когда армия Севера выступила в боевой поход, бдительность иудеев была притуплена. Даже такой опытный полководец, как Бар-Кохба, решил, что и на сей раз это тоже демонстрация. Воспользовавшись внезапностью своего наступления, Север сумел сравнительно быстро выбить евреев из городов и Иерусалима.

Осознав, что в открытом бою ему не одолеть римские легионы, Бар-Кохба увел свои отряды в район Иудейских гор, где его оплотом стала мощная крепость Бейтар, 15 километров юго-западнее Иерусалима. Римляне методично стискивали кольцо вокруг этой крепости. Но и отряды иудеев постоянно нападали на них, иной раз захватывая врасплох и нанося тяжелый урон. Однако, постепенно сужая кольцо окружения, римские легионы подошли в конце концов к стенам Бейтара и приступили к его осаде по всем канонам тогдашней осадной науки.

Осада продолжалась долгое время, так как у иудеев было достаточно продовольствия и воды, горная твердыня была неприступна, а уж мужества в обороне воинам Бар-Кохбы было не занимать. Но, как не раз уже бывало, успех осады решило предательство.

На сей раз самаритяне, проживавшие неподалеку от Бейтара, в Шомроне, указали римлянам тайную дорогу в крепость по водоводу. И римские легионеры, ворвавшись в цитадель, после долгих и ожесточенных боев в самой крепости смогли все же сломить сопротивление ее защитников. В одном из последних боев погиб, сражаясь, сам Бар-Кохба — Сын Звезды, последний военный вождь евреев на их родине в первом тысячелетии нашей эры. С ним вместе ушла в небытие последняя еврейская армия, защищавшая свое отечество. И долгие века не было своей армии у еврейского народа.

Бейтар пал летом 135 года, в день 9 ава, в тот же самый день, когда был разрушен Храм. После его падения последовала жестокая расправа над защитниками и населением. Все они были почти полностью истреблены. Разные источники приводят различные цифры, но все согласны, что истреблено было не менее полумиллиона евреев. Оставшиеся в живых переполнили невольничьи рынки в Палестине и других странах и краях империи.

Иерусалим был отстроен, но не как еврейский, а как греко- римский город. Его переименовали даже, назывался он в те времена Элия Капитолина — в честь римского императора Публия Элия Адриана. Евреям проживать в нем было запрещено. И только в один-единственный день могли они быть допущены в свой священный город. Этим днем был девятый день еврейского месяца ава, день разрушения Храма, день падения Бейтара, и евреи допускались в Иерусалим оплакивать уничтожение своей святыни.

Марк Штейнберг
Из книги «Евреи в войнах тысячелетий

Оцените пост

Загрузка…

Поделиться

evreimir.com

Восстание Бар-Кохбы — Традиция

Бар-Кохбы восстание (III Иудейская война) — восстание евреев в Иудее в 132–135 гг. н. э. против Римской империи.

Восстание вспыхнуло, вероятнее всего, в 132 году.

Ему предшествовали декрет римского императора Адриана, проведшего 129–132 гг. в Палестине и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 года). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э. во время Второй иудейской войны.

Шим‘он Бар-Кохба[править]

О вожде восстания Бар-Кохбе сохранились лишь скудные и отрывочные сведения (часть из них, например в Талмуде и Мидраше, имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шим‘он бар (бен) Косва (или Косева). Имя Бар-Кохба (по-арамейски `сын звезды`), полученное им, вероятно, уже во время восстания, отражает мессианские чаяния народа, являясь интерпретацией слов Библии о звезде от Иакова (Чис. 24:17).

Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль (`князь Израиля`).

О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат не достаточно подробные заметки историка Диона Кассия в главах 12–14 книги 69 его «Римской истории», написанной в промежутке между 194 г. и 216 г.

Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания.

Кассий приводит краткое описание хода восстания. Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Адриан был вынужден срочно вызвать одного из своих самых способных военачальников, Юлия Севера (потомок Ирода Великого), который прибыл в Иудею из Британии.

Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем».

Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, «охватило всю Иудею» (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая Галилею и Голан) и его поддержали «евреи всего мира» и даже неевреи и «казалось, что весь мир пришел в неистовство».

По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи.

Монеты, отчеканенные восставшими евреями Монеты, отчеканенные восставшими евреями

В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот.

Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась три с половиной года.

Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также, в некоторой степени, документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни. Так, дата одного из этих документов — «третий год от освобождения Иерусалима». Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.

Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бетар в Иудейских горах.

Документы, найденные в Иудейской пустыне, говорят, что и после падения Бетара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мертвого моря. В талмудической литературе и мидрашах Бетар считается крепостью, в которой повстанцы нашли последнее пристанище, а ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания. Бетар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, возвышавшейся над долиной Сорек и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим — Бет-Гуврин. Усиленная осада Бетара римлянами началась, очевидно, после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бетара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне. Очевидно, Бетар имеется в виду в одном из найденных в Иудейской пустыне документов, в котором говорится: «Возле колодца Бен Косвы, главы Израиля, в лагере…» Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, то есть в 134 г. н. э. (приблизительно спустя два года после начала восстания), и что причиной падения крепости были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но затем некий самаритянин заявил Бар-Кохбе, что вступил в сговор с его дядей, известным законоучителем, таннаем Эл‘азаром из Моди‘ина, находившимся в Бетаре среди участников восстания, и целью сговора является сдача города римлянам. Разгневанный Бар-Кохба убил Эл‘азара, и «сразу же Бетар был захвачен, и Бен-Козива нашел свою смерть». Из этого рассказа можно сделать вывод, что к концу осады между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, очевидно, появились существенные разногласия. Не вызывает сомнений, что захват Бетара потребовал от римлян больших усилий и завершился лишь благодаря стечению благоприятных для них обстоятельств, одним из которых могли быть и указанные разногласия.

Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго храма. Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.

Документы восставших[править]

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило. Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мурабба‘ат, в 18 км южнее Кумрана. Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Иехошуа бен Галголе. Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни). Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите, арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. (О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. Мёртвого моря свитки.)

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля (132–134). Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шим‘она бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) — мир».

В одном из писем к военачальнику Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иехошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы.

В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шим‘ону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Ткоа, граничащем с Иудейской пустыней.

Соперник Иисуса Шимон Бар-Кохба

Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение его приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и живущему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Иехуде бен Менашше из Кирьят-Аравая поставить ему «четыре вида» (арба‘а миним) плодов и растений, употребляемых во время религиозных обрядов в праздник Суккот, и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основание для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения кохенам и левитам, исполнение праздничных обрядов.

Судя по упоминаемым в этих документах названиям населенных пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.

В еврейской литературе гонения, связанные с восстанием Бар-Кохбы и последовавшие за ним, нашли отражение в сказаниях о 10 мудрецах-законоучителях во главе с рабби Акивой, преданных римлянами мученической смерти.

Использованная литература[править]

Бар-Кохбы восстание

traditio.wiki

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *