Ракеты США | Журнал Популярная Механика

Эпоха ядерного оружия еще не закончилась. Америка держит в постоянной боевой готовности сотни ракет с ядерными боеголовками. Правда, чтобы это оружие действительно можно было использовать как фактор сдерживания, ракеты, поставленные на боевое дежурство еще в 1970-х, должны иметь гарантированную надежность. А как можно проверить, действует ли вся эта техника, как действовала 40 лет назад? Просто запустить одну из ракет, чтобы она облетела половину земного шара и поразила учебную цель.

На лужайке рядом с шахтой для старта баллистических ракет аппетитно шкворчат на гриле бургеры и сосиски. Десяток офицеров ВВС в зеленых летных комбинезонах толпятся вокруг переносной «барбекюшницы», намазывая на булки кетчуп и горчицу. За этой живописной группой раскинулась столь же идиллическая калифорнийская панорама: поросшие шалфеем холмы, разбросанные там и сям пальмы и белая полоска пляжа, отороченная кружевом океанского прибоя. В небе кружат чайки, а в песке сидят в своих гнездах встревоженные морские зуйки. Идиллическую картину немного портят лишь установленные на пляже предостерегающие знаки: «Опасно — акулы», «Купание и серфинг под вашу личную ответственность» и «Все побережье под контролем электронных систем слежения».

На тайном жаргоне, которым пользуются ракетчики, Glory Trip (GT) (в вольном переводе на русский — «Tриумфальный марш»), — это испытательный пуск ракеты наземного базирования (GM). Здесь мы расскажем о пуске, имеющем порядковый номер 209. Ракета будет, соответственно, иметь обозначение GT-209, и ее «хозяином» является 91-е ракетное крыло (MW) Глобального Ударного Командования ВВС США. Крыло базируется в городе Майнот, штат Северная Дакота. Пуск будет проводить 576-я испытательная эскадрилья (FLTS) — ее представители сядут за пульт в бункере, размещенном на военно-воздушной базе Ванденберг. Эти испытания, в ходе которых к целям будут доставлены три учебные боеголовки, получили кодовое имя «Цербер» (Cerberus). Цербером, как известно, звали трехглавого пса, охранявшего, согласно греческой мифологии, врата ада. На фото — база ВВС Ванденберг, 3:01 утра. Баллистическая ракета только что показалась над жерлом шахты. Еще одна минута полета, и ракета поднимется на высоту 30 км — снизу она будет выглядеть как крошечная световая точка на черном небе.

Это военно-воздушная база Ванденберг, расположенная в сотне с лишним километров от Санта-Барбары (штат Калифорния), а парней в летных комбинезонах местный персонал называет «гостями с севера, присланными, чтобы нажимать на красные кнопки» (по-английски это звучит как key turners from up north). Симпатичные, приветливые ребята, все моложе 30 лет, они почти весь рабочий день проводят в пусковых капсулах, расположенных в ракетных шахтах на 20-метровой глубине. Сюда, в Калифорнию, этих парней собрали с разных баз ВВС, раскиданных по глуши Монтаны и Северной Дакоты. Их задача — провести запуск ракеты Minuteman III, это единственный тип МБР наземного базирования, стоящий на вооружении в США.

А метрах в двухстах от этого невинного пикника офицеры наземной службы ВВС с помощью гражданского персонала спускают 20-метровую ракету в шахту, носящую название «Пусковая установка № 10». Гражданские специалисты, работающие на базе Ванденберг, проявляют крайнюю осторожность и никого даже близко не подпускают к зоне проведения работ. Если вдруг взорвется топливо, погибнут все, кто окажется рядом. Расчеты, которые по штатному расписанию не участвуют в процессе установки ракеты, должны в эти минуты держаться подальше от «Пусковой № 10». Одна лишь монтажная команда, убедившись, что вокруг нет никого из посторонних, аккуратно вынет ракету из подтянутого тягачом контейнера и спустит ее в шахту. Тем же, кто нажимает на «красные кнопки», видеть процесс установки ракеты и вовсе необязательно.

Офицеры ВВС, которым доверено запускать баллистические ракеты с ядерными боеголовками, зовутся здесь «хозяевами ключей» (в советской терминологии это «электроогневой взвод»). На фото: второй лейтенант Ивэн Фэй.

Познакомимся с одним из парней, которых пока еще не пускают внутрь железной ограды. Первый лейтенант Лукас Райдер сейчас несет службу в 90-й эскадрилье оперативной поддержки, а в прежней жизни успел побывать и скаутом, достигнув гордого звания «орла», и участником в телешоу «Опра ищет новую телезвезду». Впрочем, в ВВС он служит уже три года. Как и большая часть его коллег, о межконтинентальных баллистических ракетах он вообще не знал ничего и впервые услышал эти слова от офицера-вербовщика, когда ему объяснили, где он будет проходить курс начальной военной подготовки.

«Я даже переспросил. Ракетные части? А что это значит? — вспоминает сейчас Райдер. — Я и в самом деле не знал, что такие существуют». Так оно начиналось, а сейчас Райдеру подчиняется самое страшное оружие из всех когда-либо созданных на Земле.

На фото: первый лейтенант Лукас Райдер.

Не пройдет и месяца, как первый лейтенант Райдер будет удостоен высочайшей чести, какая может выпасть на долю молодого военного — ему доверят запуск ракеты. «Я не могу выразить своих чувств, ведь примерно через месяц мне разрешат повернуть тот самый ключ», — говорит молодой лейтенант, оглядываясь на шахту. Три раза в год командование ВВС выбирает одну из ракет, стоящих на боевом дежурстве по всей стране, составляет команду для ее запуска и отправляет ее вместе с ракетой туда, где и будет производиться испытательный пуск. (Разумеется, сами боеголовки испытываются только с помощью программ-симуляторов, установленных на суперкомпьютерах.) Испытательный запуск принято в среде ракетчиков называть «Триумфальным маршем», и сейчас на базе готовятся к GT-209 — 209-му такому запуску, если считать от первого, произведенного в 1970 году.

Забытые, но не заброшенные

Уже больше 20 лет прошло с момента завершения холодной войны, однако мы продолжаем жить в той реальности, где человечество все так же сохраняет за собой право на полное взаимоуничтожение. Это право все так же продолжает служить весьма эффективным механизмом взаимного сдерживания. Окончание холодной войны не отменило ядерной угрозы. Более того, к этой угрозе подключается все больше и больше стран, способных обзавестись своими собственными ракетами большого радиуса действия. «Как бы мы на это ни смотрели, — заметил в прошлом году обозреватель «Би-би-си» Кевин Коннолли, — обладание ядерным оружием позволяет многим странам занять более солидные места за столом международных переговоров».

На фото: первый лейтенант Натан Ларсон.

Среди таких честолюбцев есть и державы, с давних пор противостоящие США на геополитической арене. Возьмем хотя бы Россию, у которой имеется 1800 ядерных ракет, а в октябре 2013 года там было испытано сразу четыре ракеты класса МБР. Специалисты предполагают, что в непрерывно растущем арсенале Китая уже имеется 60 МБР, способных достичь территории США, причем некоторые из них долетят и до западного, и до восточного побережья. В это число не включаются баллистические ракеты, запускаемые с подводных лодок, а они, как считается, поступят на вооружение китайской армии уже в нынешнем году.

Северная Корея уже сейчас располагает некоторым числом баллистических ракет, а подземные толчки в недрах этой страны в феврале 2013 года могут служить знаком того, что северокорейцы заняты разработкой небольшой ядерной боеголовки, которую можно было бы устанавливать на эти ракеты.

Межконтинентальная баллистическая ракета ICBM

В Пентагоне убеждены, что лишь угроза ответного ядерного удара может служить надежным средством для предотвращения атомной войны, которую мог бы кто-нибудь развязать против США или их союзников. О механизмах сдерживания говорят и профессионалы-ракетчики. Генерал-майор Майкл Кэри, командовавший 20-м соединением ВВС, отвечавшим за все наземные ракетно-ядерные базы, во время своего визита в редакцию журнала Popular Mechanics (это было в июле 2013 года) озвучил официальную позицию по этому вопросу: «Наши силы направлены на то, чтобы удерживать крышку, из-под которой готова вырваться наружу Третья мировая война».

По данным, опубликованным в «Бюллетене ученых-атомщиков» (Bulletin of the Atomic Scientists), Америка располагает сейчас действующими ядерными боеголовками в количестве 2130 штук. В частности, на базах ВВС, расположенных в отдаленных уголках США, несут боевое дежурство 450 баллистических ракет с ядерными боеголовками. Вот некоторые из этих баз: Уоррен в штате Вайоминг, Мальмстром в штате Монтана и Майнот в Северной Дакоте. Раз в сутки два офицера ВВС спускаются на лифте в бункер, где следят за состоянием десяти снаряженных ядерными боеголовками баллистических ракет Minuteman III, стоящих в пусковых шахтах в радиусе 10−15 км от бункера с пультом управления. Получив «приказ о неотложных действиях», они должны приступить к осуществлению запуска.

Четыре сопла полутораметровой ширины, установленные на первой ступени ракеты Minutemen III, создают тягу 95 т.

Множество стран обзаводится новыми средствами для доставки ядерных зарядов, в то время как в Америке предпочитают держать на боевом дежурстве старые, хоть и модернизированные, ракеты. При таком подходе необходима полная уверенность, что в нужный момент эти ракеты не подведут. Баллистические ракеты Minuteman III первоначально рассчитывались всего на десять лет службы. Сейчас предполагается, что они будут сняты с боевого дежурства в 2030 году (на тот момент им будет уже по 70 лет). Разумеется, столь древнюю технику необходимо регулярно испытывать в реальной обстановке.

Тут-то на помощь приходит «Триумфальный марш». Баллистические ракеты, взлетающие с базы Ванденберг, мчатся на расстояние 7700 км. Затем учебные боеголовки падают в Тихий океан у берегов крошечного атолла Кваджалейн. Эти боеголовки представляют собой, конечно, не ядерный заряд, а блок с телеметрической аппаратурой.

При исполнении миссии GT-209 специалисты-инженеры из ВВС и министерства энергетики должны отследить, как в полете работала вся система управления. Особое внимание обращается на функционирование маятниковых интегрирующих гироскопических акселерометров (у нас это называлось «гироплатформа». — Прим. перев.). Кроме того, важно проверить, как работают двигатели (на их замену было потрачено $7 млрд, и эта программа была завершена в 2010 году). Получив эти данные, можно будет непрерывно оценивать процесс старения техники.

Гироплатформа. Это устройство, смонтированное в цилиндрическом контейнере, определяет скорость ракеты по всем координатам, используя для этого смещения подвешенных масс и движения гироскопов, закрепленных в кардановых подвесах. Эта информация необходима для автономной работы всей системы управления.

У министерства энергетики свои интересы. Его задача — оценить аэродинамические параметры и управляемость головок при возвращении в плотные слои атмосферы. Агентство противоракетной обороны собирает свой пакет данных, который поможет в защите от боеголовок и баллистических ракет потенциального противника. И наконец, «комиссия по оценке надежности», действующая при ВВС, должна оценить точность попадания.

У «Триумфальных маршей» есть и еще одна функция. Они должны повышать боевой дух, служить наградой для лучших ракетных расчетов. Миссия GT-209 подоспела в самый момент — для американских стратегических ядерных сил 2013 год триумфальным никак не назовешь. Два лица из их высшего руководства, а среди них и упоминавшийся здесь генерал Кэри, буквально через три месяца после того, как он навестил редакцию Popular Mechanics, были освобождены от обязанностей за личные провинности, а некоторые из «ракетных крыльев» во время проверок не смогли показать требуемый уровень боевой готовности. (В нынешнем году ситуация выглядит еще хуже — сейчас, когда эта статья готовилась в печать, командование ВВС сообщило, что на базе Малмстром 34 офицера, отвечавших за пуски ракет, были уличены в жульничестве во время ежемесячных проверок на профпригодность).

Еще две проверки, проведенные независимыми комиссиями, подтвердили, что дисциплина в этих частях действительно хромает. Один из источников — внутреннее расследование, проведенное службой Rand по заказу ВВС и оказавшееся в распоряжении агентства Associated Press — констатирует, что личный состав жалуется на «ощущение безнадежности, усталости и загнанности в ловушку».

Никто не спорит — эта служба довольно-таки безрадостна. Жизнь на ракетных базах, раскиданных по медвежьим углам, — это жизнь под пристальным взглядом со стороны службы по контролю за личной надежностью, а эта служба сует свой нос в каждый закоулок вашего интимного быта, это бесконечные тренировки и экзамены. Напряжения добавляет и беспрестанное внимание со стороны СМИ, в которых любой мельчайший инцидент — скажем, не закрытая должным образом бронедверь — трактуется таким образом, как будто мир стоял на грани ядерной катастрофы. Впрочем, те, кто помоложе, видят во внимании прессы положительные стороны. «Стратегические ядерные силы находятся в центре общественного внимания, — говорит первый лейтенант Уильям Суинтон, командир электроогневого взвода в 319-й эскадрилье на базе Уоррен, — и это очень важно!»

Баллистические ракеты транспортируются в контейнерах на специальных транспортерах, которые их и перевозят в горизонтальном положении, и ставят в вертикальное положение. После этого, когда контейнер ставится над шахтой, ракета спускается вниз до самого ее дна. Боеголовки подвозят отдельно специальной службой.

Офицеры ВВС, которые на базе Ванденберг готовятся провести миссию GT-209, совсем не выглядят подавленными. Они предвкушают момент, когда им удастся проявить себя в той профессии, которой они посвятили свою жизнь. Ведь все складывается так, что персонал, чье дело — запуск баллистических ракет, на самом деле очень мало времени проводит в непосредственной близости от них. «Понятно, что мы должны постоянно находиться в идеальной форме, — говорит Фэй, — и «Триумфальный марш» помогает нам поддерживать в себе боевой дух, напоминает нам лишний раз, как много сил и знаний вложено в это оружие».

Ночь запуска

Когда Америка запускает баллистические ракеты прямо со своей территории, обычно для старта выбирают ранние утренние часы, чтобы как можно меньше суеты вносить в размеренную жизнь гражданского населения. В час запуска необходимо отменять взлеты самолетов, останавливать судовое движение вдоль калифорнийского побережья. Министерство иностранных дел оповещает правительства других стран, особенно тех, которые и сами обладают ядерным оружием. Все должны знать о запланированном пуске.

Офицеры, чья служба связана с ядерными боеголовками, должны сообщать по инстанции обо всяких видах физического и психического недомогания, о домашних неурядицах, даже о простудах и принятых по этой причине таблетках. Обследование 2013 года подтвердило необходимость такого контроля, но признало, что на сегодня этот контроль имеет слишком бюрократический характер и задевает достоинство военнослужащих.

До старта осталось всего несколько минут. Райдер и первый лейтенант Натан Ларсон вставляют пусковые ключи в скважины на пульте и неотрывно смотрят на цифровые часы, не отнимая рук от выключателей. Сказывается прилив адреналина: «Можете не верить, — говорит Райдер, — но в последние минуты перед пуском я жутко нервничаю и меня слегка трясет».

Международная космическая станция обращается вокруг Земли по орбите на высоте 400 км, баллистическая ракета взлетает на высоту 1100 км. И вы еще будете утверждать, что в космосе совсем нет оружия?

Ровно в 3:00 Райдер и Ларсон поворачивают каждый свой ключ. За 30 секунд до пуска начинается режим обратного отсчета. Все кабели, тянущиеся со стен шахты к ракете, отстегиваются, и управление берет на себя бортовой компьютер. В шахте пусковой установки LF-10 оживают четыре пусковых газогенератора и сдвигают шахтный люк массой 110 т. В 3:01 офицеры чувствуют дрожь, докатившуюся до пультового бункера. В нескольких сотнях метров от него проснулся двигатель баллистической ракеты. Дрожащий язык оранжевого пламени подсвечивает вырывающиеся из шахты клубы дыма, и ракета уносится в небо.

Баллистическая ракета летит примерно по такой же кривой, что и баскетбольный мяч, брошенный в корзину. Сначала короткий, энергичный разгон, после чего следует полет по крутой дуге. Ее высшая точка — примерно 1100 км от поверхности Земли, то есть на 700 км выше, чем пролегает орбита Международной космической станции. Завершается траектория стремительным входом в плотные слои атмосферы.

60 секунд полета, и МБР уже набрала высоту 30 км. С интервалами в одну минуту отстреливаются одна за другой все три отработанные ступени. Сбрасывается обтекатель, который уносят его собственные двигатели, и взору открываются боеголовки, каждая длиной примерно по 2 м. По сути дела, Minuteman III выводит в космос своего рода космический корабль. Его называют «автобус», и он приводится в движение жидкотопливным маневровым реактивным двигателем (PSRE). Теперь его дело — поочередно навести на цели все три боеголовки (в нашем случае они, конечно же, фальшивые). Каждая головка наводится индивидуально, и вспышки двигателя PSRE корректируют их будущую траекторию. Все эти маневры совершаются через 180 секунд после старта на расстоянии 320 км от пусковой шахты. Остальные тысячи километров головки пролетят по инерции, не совершая никаких маневров.

И вот проходит примерно полчаса (точное время полета — информация засекреченная), и над атоллом Кваджалейн площадью всего 14 км², расположенным в 4000 км к юго-западу от Гонолулу, появляются три огонька размером с булавочную головку. За каждой головкой виднеется сияющий след из перегретого ионизированного воздуха. Радары, и в виде открытых тарелок, и скрытые под куполами, отслеживают траектории приближающихся БЧ. На этом этапе боеголовки находятся в зоне прямого видения для радиолокаторов. Когда головки уже на подходе, включаются целые батареи видеокамер высокого разрешения. Телеметрические данные, поступающие от падающих головок, принимают десять антенн, которые тоже стоят на острове.

Подобно метеорам, учебные боеголовки проносятся по небу и одна за другой уходят на дно океана — оттуда их уже никому не достать. Но вот наступает следующий день. Лукас Райдер, Натан Ларсон, Ивэн Фэй и остальной личный состав электроогневого взвода, исполнившего миссию GT-209, с явным сожалением отцепляют от левых рукавов своей униформы державшиеся на липучках шевроны миссии. Ребятам дадут еще несколько дней понаслаждаться калифорнийским солнцем, а потом их путь вновь ляжет на север, где уже подступает холодная осень.

Статья «Звездный час дракона» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2014).

www.popmech.ru

Межконтинентальные баллистические ракеты США | Военное оружие и армии Мира

В 1954 г. американская фирма «Конвэр» (Consolidated Vultee Aircraft – Convair) получила заказ на разработку первой баллистической ракеты большой дальности, которая впоследствии получила наименование «Атлас» («Atlas»). В июне 1957 г. на Восточном ракетном полигоне начались испытания БР «Атлас-А» (всего было изготовлено 8 таких ракет). Из восьми проведенных пусков этих ракет шесть закончились взрывами и отказами. Поэтому годом позже, в 1958 г., на испытания поступила ракета «Атлас-В» (этот вариант использовался для комплексных испытаний системы в целом), а в конце 1958 г. состоялся первый пуск МБР следующей модификации – «Атлас-С» (предсерийный вариант) и по итогам испытаний было принято решение о начале серийного производства и развертывания МБР «Атлас-D».

Ракета «Атлас-D» – жидкостная, ее дальность стрельбы составляла 10300 км, точность (КВО) – 2,8 км. Первоначально ракета была оснащена моноблочной головной частью Мк-2 (мощность – 1,45 Мт, вес 2,5 т). Ракета находилась в вертикальном положении на открытой стартовой площадке. С 1959 г. было развернуто всего 3 таких МБР.

Примерно через один год на вооружение поступила ракета «Атлас-D», оснащенная новой головной частью Мк-3 (таблица 1.7). Ракета хранилась в железобетонном ангаре на пусковой установке в горизонтальном положении. Перед стартом крыша ангара раздвигалась и ракета с помощью домкратов приводилась в вертикальное положение, заправлялась компонентами ракетного топлива. Техническая готовность к пуску ракеты составляла 15-20 минут.

Конструкция МБР «Атлас-D» представляла собой «пакетную» схему. Ее двигательная установка состояла из маршевого двигателя, двух стартовых ускорителей и двух рулевых двигателей малой тяги. При запуске ракеты все двигатели начинали работать одновременно и при достижении определенной скорости происходило отделение ускорителей.

С января 1958 г. началось формирование первой ракетной эскадрильи в составе САК США. Личный состав эскадрильи приступил к изучению ракеты «Атлас-D» на авиабазе Ванденберг. Одновременно шла подготовка еще двух эскадрилий, развертывание которых планировалось на авиабазе Уоррен (шт. Вайоминг).

Первые МБР «Атлас-D» (с ГЧ Мк-2) были поставлены на боевое дежурство, начиная с сентября 1959 г. (всего к маю 1961 г. было развернуто 30 таких ракет, из них 3 – с ГЧ Мк-2 и 27 – с ГЧ Мк-3). В 1964 г. все МБР «Атлас-D» были сняты с боевого дежурства.

В начале 1960-х годов были созданы и приняты на вооружение еще две модификации – «Атлас-Е» (развернуто 32 ракеты) и самая совершенная модификация «Атлас-F» (на боевое дежурство с 1962 г. по 1964 г. было поставлено 74 ракеты). Они имели усовершенствованную систему управления, более совершенное боевое оснащение, измененный стартовый комплекс, что позволило существенно ускорить процедуру заправки ракеты топливом и её запуск. Ракета «Атлас-F» оснащалась головной частью Мк-4 (мощность 4,0-4,5 Мт), хранилась в шахте в частично заправленном состоянии (с заправленным баком горючего, а заправка окислителем осуществлялась перед стартом ракеты. При этом от начала дозаправки до пуска ракеты проходило 17 минут, в последующем это время было доведено до 5 минут). Ракета размещалась в шахте глубиной 53 м, которая сверху закрывалась железобетонной двухстворчатой крышей массой 126 т. Непосредственно перед стартом ракета в уже заправленном состоянии поднималась из шахты на поверхность с помощью специального лифта.

К концу 1963 г. МБР типа «Атлас» стали считаться морально устаревшими и не отвечавшими требованиям руководства Стратегического авиационного командования (САК). К концу 1964 г. с вооружения были сняты ракеты «Атлас-D», а в 1965 г. – все ракеты более поздних модификаций (все они были заскладированы на авиабазе Нортон, шт. Калифорния, и впоследствии интенсивно использовались в качестве ракет-носителей в рамках различных программ освоения космоса).

Практически параллельно с разработкой МБР «Атлас» велись работы и над созданием другой ракеты. Командование ВВС США решило «продублировать» создававшуюся первую американскую ракету «Атлас» путем выбора другой группы основных подрядчиков и иных конструктивных решений.

В 1955 г. командование ВВС США разработало тактико-технические требования на создание тяжелой ракеты, способной нести мощную термоядерную ГЧ, обеспечивающую поражение крупных административных и экономических центров. Летом 1959 г. начались испытания тяжелой МБР, получившей наименование «Титан-1» («Titan-1»). Испытания новой ракеты продолжались до октября 1961 г. (всего был проведен 41 пуск, из них 31 – успешный или частично успешный).

Первая эскадрилья, имевшая на вооружении новые МБР «Титан-1», приступила к боевому дежурству в апреле 1962 г. (всего было развернуто 54 ракеты на 5 авиабазах). МБР «Титан-1» простояли на боевом дежурстве всего 3 года (к апрелю 1965 г. все они были сняты с боевого дежурства, заскладированы и использовались для различных экспериментов).

Ещё в период отработки МБР «Титан-1» стало ясно, что её тактико-технические характеристики можно значительно улучшить за счет внедрения новых технологий, применения самовоспламеняющихся компонентов топлива, форсированных двигателей на обеих маршевых ступенях. В ноябре 1959 г. началась разработка, а в марте 1962 г. – летно-конструкторские испытания новой модификации ракеты – «Титан-2», которая уже в июне 1963 г. была принята на вооружение, хотя контрольные и учебно-боевые пуски ракеты продолжались (всего с начала испытаний по апрель 1964 г. с Западного ракетного полигона было проведено 30 пусков на различную дальность). К январю 1964 г. 54 МБР «Титан-2» были поставлены на боевое дежурство.

Ракета «Титан-2» отличалась целым рядом преимуществ по сравнению с предшествующими ракетами. В частности, после получения команды на пуск система управления ракеты обеспечивала автоматическое проведение предстартовой подготовки и пуск, при этом можно было ввести одно из трех возможных полетных заданий. Ракета находилась в шахтной пусковой установке в заправленном состоянии, что позволяло довести её техническую готовность к пуску до 1,5 минут. Ракета оснащалась моноблочной ГЧ Мк-6 мощностью 9 Мт, а также комплексом средств преодоления ПРО (ложные цели и дипольные отражатели). Она отличалась достаточно высокой точностью стрельбы, её КВО составляло 1,6 км, а после дважды проведенной (в 1968 г. и 1979 г.) модернизации КВО было доведено до 900 м.

Первоначально планировалось поставить на боевое дежурство 108 МБР «Титан-2», однако впоследствии планы были пересмотрены и на боевое дежурство было поставлено 54 ракеты. МБР «Титан-2» состояли на вооружении до конца 1986 г.

В конце 1950-х годов в США начались работы над первым проектом легкой твердотопливной МБР «Минитмен» («Minuteman»), относящейся к межконтинентальным баллистическим ракетам второго поколения. В сентябре 1959 г. сенат США объявил программу «Минитмен» программой с «наивысшим национальным приоритетом». Основной задачей ставилось создание простой, относительно дешевой ракеты, в конструкцию которой без изменения конструктивно-компоновочной схемы можно было бы вносить различные усовершенствования, касающиеся силовой установки, системы управления и наведения, боевого оснащения.

Переход на твердое топливо резко сокращал время подготовки ракет к пуску (они могли быть запущены через 30 сек после получения команды). В феврале 1961 г. на Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг) был осуществлен первый испытательный пуск МБР «Минитмен-1А» (ракета пролетела 7400 км). Однако, вскоре стало ясно, что «Минитмен-1А» не сможет летать на дальность свыше 9500 км и в октябре 1961 г. фирма «Боинг» приступила к работам по усовершенствованию ракеты с целью улучшения её боевых характеристик (позже эта модификация получила наименование «Минитмен-1В»). Тем не менее, ВВС США не отказались от развертывания МБР «Минитмен» серии «А» и конце 1962 г. было принято решение о постановке на боевое дежурство на ракетной базе ВВС Мальмстрем (шт. Монтана) 150 МБР «Минитмен-1А».

В начале 1963 г. закончились испытания «Минитмен-1В» и в конце того же года эта ракета стала поступать на вооружение.

В июле 1962 г. фирма «Боинг» получила заказ на разработку МБР «Минитмен-2», которая должна была иметь более высокие ТТХ по дальности и точности стрельбы, стойкости к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва, чем «Минитмен-1», и в то же время она не должна была значительно отличаться от предшественницы, особенно по длине.

В 1964 г. начались летные испытания «Минитмен-2», в 1965 г. ракета была принята на вооружение, а в январе 1966 г. началось её развертывание. К началу 1971 г. вся группировка МБР «Минитмен-2» с моноблочными ГЧ была полностью развернута. Первоначально планировалось поставить в ВВС 1000 ракет «Минитмен-2» (200 – новых и 800 – модернизированных «Минитмен-1»). Однако эти планы были изменены и на боевое дежурство было поставлено 500 ракет «Минитмен-2» (200 – новых и 300 – модернизированных). Всего было закуплено 688 ракет, их производство было завершено в 1969 г. На начало 1991 г. в боевом составе СЯС США числилось 450 развернутых «Минитмен-2» и около 50 ракет находились в резерве.

МБР «Минитмен-2» интенсивно использовались для проведения учебно-боевых пусков. Всего было проведено 211 пусков «Минитмен-2» (по заявлению американских специалистов, количество неудачных пусков составило менее 6%).

С конца 1993 г. начался вывод МБР «Минитмен-2» из боевого состава. К началу 1996 г. все они были сняты с вооружения.

В конце 1960-х годов американские специалисты закончили разработку разделяющейся головной части индивидуального наведения, пригодной для размещения на МБР. Такой ракетой стала МБР «Минитмен-3», к проектированию которой фирма «Боинг» приступила в конце 1966 г. в рамках программы совершенствования ракетной системы «Минитмен».

С 1983 г. в США началась разработка малогабаритной высокоточной МБР наземного мобильного базирования «Миджитмен» (“Mitgetman”). Трехступенчатая твердотопливная ракета длиной примерно 14 м и массой около 17 т (масса пусковой установки с ракетой – 80-90 т) должна была доставлять на дальность 11 тыс. км ядерную боеголовку Мк-21 мощностью около 300 кт, прикрытую средствами преодоления ПРО.

Ракета должна была запускаться методом «холодного старта» (выброс ракеты из пусковой установки на высоту около 30 м с последующим запуском маршевого двигателя первой ступени). Пуск ракеты мог осуществляться с пунктов постоянной дислокации и маршрутов боевого патрулирования. Пусковая установка представляла собой седельный тягач с полуприцепом (собственно ПУ) на многоосном колесном шасси. Контейнер с ракетой, а также все проверочное пусковое оборудование размещались внутри полуприцепа и прикрывались металлическими раскрывающимися створками. При подготовке ракеты к пуску пусковая установка опускалась на грунт и за счет силы тяжести врезалась в него, автоматически стопорилась с использованием специальных буров и штырей, а тягач отводился в сторону.

Первый пуск МБР «Миджитмен», проведенный в 1989 г., был неудачным. Второй пуск, осуществленный с Западного ракетного полигона (авиабаза Ванденберг) в апреле 1991 г., прошел успешно. Ракета пролетела 7300 км и достигла заданного места падения. Всего предполагалось провести 16 пусков. Министерство обороны США планировало развернуть на инфраструктуре ракетных комплексов «Минитмен», начиная с 1992 г., не менее 100 МБР «Миджитмен». Однако, в сентябре 1991 г. было принято решение о приостановке разработки мобильных вариантов МБР. Эти программы были законсервированы и перенос усилий был сделан в сторону преимущественного развития ПЛАРБ типа «Огайо» с ракетами «Трайдент-2», а также на ускоренную разработку высокоточных систем обычного оружия.

В 1972 г. в США специальная правительственная комиссия занималась исследованием перспектив развития стратегических ядерных сил до конца ХХ века. По результатам её работы было выдано задание на разработку перспективной МБР, значительно превосходящей МБР «Минитмен» по своим боевым возможностям (в основном за счет увеличения количества и мощности боеголовок, а также повышения точности стрельбы). Программа создания такой ракеты получила наименование Missiele experiment («МХ»).

Этап исследований продолжался 6 лет. За это время было рассмотрено полтора десятка проектов ракет со стартовым весом от 27 до 143 т, представленных различными фирмами. В результате конкурсного отбора был выбран вариант 3-ступенчатой твердотопливной ракеты массой около 90 т, способной размещаться в модернизированных ПУ МБР «Минитмен».

В июне 1979 г. было принято решение о начале полномасштабной разработки МБР «МХ» (“Peacekeeper”), а через четыре года, в июне 1983 г., начались её летные испытания. Одновременно велись проработки вариантов возможного базирования ракеты. Рассматривались четыре концептуальных варианта: шахтный, мобильный наземный, мобильный подземный (ипподромный) и воздушный. В итоге выбор был сделан в пользу шахтного и мобильного железнодорожного вариантов базирования.

При создании МБР «МХ» были использованы все новинки в области материаловедения, приборостроения и электроники. Впервые в США для МБР «МХ» был разработан «минометный старт» – ракета с помощью твердотопливного газогенератора выбрасывалась на высоту 30 м от уровня защитной крыши, после чего включался маршевый двигатель 1-й ступени. Ракета отличалась высокой точностью стрельбы – КВО точек падения боеголовок составляло около 90 м. Двигательная установка системы разведения РГЧ обеспечивала разведение боеголовок по целям, находящимся в пределах площади 800 х 400 км.

В 1986 г. МБР «МХ» поступила на вооружение. К тому времени было принято решение развернуть 100 МБР «МХ», из которых 50 ракет – в ШПУ и 50 – в железнодорожном варианте. В 1988 г. на ракетной базе Уоррен закончилось развертывание 50 ракет в шахтном варианте.

В мобильном варианте (железнодорожное базирование) ракетный комплекс «МХ» проходил испытания до 1991 г. В состав комплекса входили: вагон – пусковая установка, вагон боевого управления, оснащенный необходимыми средствами управления и связи, а также другие вагоны, обеспечивающие функционирование всего комплекса. По завершении этих испытаний планировалось развернуть 25 поездов по две пусковые установки в каждом (все поезда в мирное время должны были находиться в пунктах постоянной дислокации, а с переводом в высшие степени готовности – рассосредотачиваться по железнодорожной сети США). В сентябре 1991 г. президент США Дж.Буш объявил о прекращении работ по железнодорожному варианту МБР «МХ».

Всего было закуплено 114 ракет «МХ». К середине 1995 г. 31 МБР была использована для проведения пусков с различными целями.

В состав головной части ракеты «МХ» входят: 10 боеголовок и средства преодоления ПРО, размещенные на платформе и прикрытые аэродинамическим обтекателем; ступень разведения, включающая систему управления ракетой и жидкостную двигательную установку (ДУ) ступени разведения (основной двигатель и 8 двигателей ориентации). После завершения в сентябре 2005 г. вывода из боевого состава всех МБР «МХ» в вооруженных силах США осталась одна стационарная ракетная система наземного базирования «Минитмен-3».

Боевое оснащение МБР

Все первые МБР США имели моноблочные головные части, не оснащались либо оснащались простейшими средствами преодоления ПРО. Затем, в связи с успехами в разработке средств противоракетной обороны, стали предусматриваться меры по повышению эффективности преодоления головными частями системы ПРО, одной из которых стал переход от моноблочных головных частей к разделяющимся ГЧ. Первой МБР с РГЧ индивидуального наведения боеголовок (Multiple Independently targetable Reentry Vehicle – MIRV) стала МБР «Минитмен-3». Появлению таких ГЧ во многом способствовал достигнутый к тому времени прогресс в ракетостроении и ядерной технике, сопровождавшийся, в частности, повышением точности стрельбы, удельной мощности ядерных зарядов, освоением систем управления с БЦВМ.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь