Дуглас Бадер – безногий герой Британской империи

Дуглас Бадер родился 21 февраля 1910 года в Лондоне. Его родители жили в респектабельном районе Сент-Джонс Вуд и были людьми обеспеченными, хотя происходили из простого сословия. Отец будущего героя работал инженером, и точно так же, как дед и прадед, большую часть жизни провел в Индии. В Англию семейство переехало только в конце 1909 года, незадолго до появления Дугласа на свет. Во время обучения в школе Бадер-младший демонстрировал очень хорошие успехи – науки давались легко, притом молодой человек даже не прилагал для их изучения больших усилий. Он с удовольствием осваивал гуманитарные дисциплины, любил греческий и латинский языки, играл в составе школьных команд в крикет, рэгби и футбол. А вот к точным наукам питал антипатию и занимался ими исключительно в силу необходимости. Как отмечали учителя, если бы Дуглас действительно старался в полную силу, то достиг бы много большего. Но упрямый юноша никогда не делал то, чего делать не хотел.

При желании Бадер вполне мог бы продолжить свое образование в Оксфордском университете, но одна мысль об этом вгоняла его в тоску. Поразмыслив над собственным будущим, он решил стать военным летчиком, тем более что дядя, капитан Сирил Бэрдж, как раз служил в авиации, много рассказывал об аэропланах и полетах, и несколько раз даже брал племянника с собой на аэродром. Однако здесь возникло затруднение: мать и отчим (родной отец Дугласа погиб на фронте в годы Великой войны) были категорически против и отказывались оплачивать обучение в летной школе. Конечно, там имелись и бюджетные места, но таковых было всего шесть и на каждое претендовало несколько десятков курсантов. Дугласа это не смутило: мобилизовав все свои силы, он усердно готовился в течение полугода и на вступительных экзаменах набрал 235 баллов из 250 возможных. Летом 1928 года он начал свое обучение, а в июне 1930-го стал лейтенантом авиации и получил назначение в 23-ю истребительную эскадрилью.
Дуглас Бадер

 

14 декабря 1931 года летная карьера Бадера трагически прервалась. В тот день он готовился к показательному выступлению по воздушной акробатике, отрабатывая фигуры высшего пилотажа. Во время выполнения очередного элемента на предельно малой высоте молодой пилот допустил ошибку и самолет потерпел крушение. Дуглас остался жив, но в момент аварии ему раздробило обе ноги. Врачам оставалось только прибегнуть к ампутации, и после двух сложных операций авиатору отняли правую ногу выше колена, а левую – чуть ниже колена. По счастью, Бадер смог быстро преодолеть период первоначальной депрессии и стал привыкать жить в новом состоянии. Благодаря помощи сослуживцев он оказался на реабилитации в медицинском центре Оксбридж и обзавелся протезами, которые изготовил для него лично Робер Десуттер, младший брат Марселя Десуттера — легендарного одноногого летчика и основателя фирмы “Десуттер бразерс лимитед”. После долгих тренировок Дуглас сначала заново научился ходить, потом – водить автомобиль, и наконец, самостоятельно пилотировать аэроплан. Но поскольку в мировой истории еще не было случая, чтобы строевым пилотом становился человек без обеих ног, военная комиссия запретила Бадеру летать и отправила в отставку с пенсией по инвалидности в 200 фунтов стерлингов в год – по тем временам неплохой суммой. В 1935 году безногий авиатор устроился работать в нефтяную компанию “Шелл”, а вскоре женился на Тельме Эдвардс, отец которой служил в военной авиации в звании полковника. Возможно, жизнь так и продолжалась бы в этом ключе, если бы не начавшаяся в сентябре 1939 года Вторая мировая война.

Бадер с радиоуправляемой моделью истребителя Спитфайр — машины, на которой он летал в годы войны, 1982 год.

 

После вступления Великобритании в войну потребность в опытных летчиках резко возросла, и это обстоятельство Бадер воспринял как свой второй шанс. Оставив работу в нефтяной компании, он подал рапорт о зачислении в состав военно-воздушных сил и сумел убедить комиссию в своей пригодности. В середине октября безногий пилот приступил к освоению современных типов истребителей, а весной 1940 года получил назначение в боевую эскадрилью. Свой первый вылет на фронте он совершил 30 мая 1940 года, прикрывая с воздуха эвакуацию британских войск из Дюнкерка, а в ходе Битвы за Британию талант Дугласа, как блестящего тактика и настоящего снайпера, проявился в полную силу. С июля по октябрь в тяжелейших сражениях с опытными асами Люфтваффе англичанин сбил 11 вражеских самолетов и был награжден орденом “За выдающиеся заслуги”. Наблюдая за действиями противника, Бадер перенимал многие элементы более совершенной германской тактики и адаптировал ее к практике британских ВВС. Именно его эскадрилья первой стала использовать в качестве основной единицы звено из четырех, а не из трех самолетов, как то было раньше. И именно Дуглас настоял на том, чтобы для отражении крупных вражеских налетов отдельные эскадрильи объединялись в более крупное формирование – так называемое “большое авиакрыло”. Весной 1941 года ас получил под свое командование одно из первых таких соединений в составе трех эскадрилий, и за июнь – июль пополнил личный счет еще шестью сбитыми германскими самолетами. А 9 августа 1941 года он был сбит сам.

Дуглас Бадер беседует с маршалом авиации Хью Даудингом, 1940 год

 

Это произошло в ходе воздушного боя над побережьем Франции, когда британские истребители схватились со своими давними противниками – летчиками эскадры JG 26 “Шлагетер”. В пылу сражения один из своих же пилотов по ошибке принял самолет Бадера за “Мессершмитт” и дал по нему очередь, после которой машина стала разрушаться прямо в воздухе. Дуглас сумел воспользоваться парашютом, но при этом один из протезов оказался поврежденным, а второй вообще пришлось отстегнуть, поскольку тот застрял в кабине. После приземления ас был взят в плен и доставлен сначала в госпиталь, а потом на аэродром Сент-Омер, где героя очень сердечно встретили немецкие летчики, немало наслышанные о его подвигах. Командир JG 26, легендарный Адольф Галланд, узнав, что Бадер лишился протезов, лично позаботился о том, чтобы уведомить о случившемся британскую сторону. По взаимной договоренности 13 августа в Сент-Омер прилетел бомбардировщик Королевских ВВС, сбросивший над аэродромом контейнер с новыми протезами. Вновь обретя возможность ходить, Дуглас провел еще несколько дней в гостях у Галланда и “аббевильских парней” (так британцы называли пилотов эскадры “Шлагетер”), после чего был переведен в лагерь для военнопленных. На германском аэродроме Бадера никто не охранял, поскольку он дал честное слово не предпринимать попыток побега. Но вот охране офицерского лагеря безногий ас ничего такого не обещал. Дважды у него получалось бежать, и оба раза он вновь был задержан, и наконец, помещен в особо охраняемый лагерь VI-C в замке Кольдиц. Причем даже там охранники, памятуя о репутации отважного британца, на всякий случай забирали у него протезы каждый раз, когда тот ложился спать, и отдавали только наутро.

Контейнер с протезами для Бадера, сброшенный с британского самолета над аэродромом Сент-Омер 13 августа 1941 года

 

В плену Бадер пробыл до 15 апреля 1945 года, когда в Кольдице появились войска американской 1-й армии. После освобождения ас сразу был отправлен на родину, и уже в июне снова вернулся в небо, возглавив воздушный парад из трехсот самолетов, пролетевших над Лондоном в ознаменование победы. Не забыл он и об Адольфе Галланде – после капитуляции Германии этот выдающийся летчик, сбивший за время войны 104 вражеских самолета и командовавший в 1945 году авиагруппой реактивных истребителей, оказался в английском плену. Памятуя об учтивости и заботе, проявленной немцем в августе 1941 года, Дуглас лично встретил Адольфа на аэродроме Тангмер и сделал все для того, чтобы его пребывание в Англии было максимально комфортным. Это еще больше укрепило добрые чувства между бывшими противниками и положило начало настоящей большой дружбе, которой два великих летчика оставались верны до конца своих дней. Летом 1946 года безногий ас оставил военную службу и посвятил себя мирной жизни. Он вновь устроился работать в компанию “Шелл” и занимал там высокие руководящие посты, а также занялся политикой и довольно долгое время состоял членом Палаты общин Великобритании. И конечно, пока позволяло здоровье, Дуглас не расставался с авиацией, продолжая пилотировать уже гражданские самолеты до 1979 года, налетав в общей сложности 5 744 часа. 5 сентября 1982 года внезапный сердечный приступ оборвал жизнь летчика. Церемония прощания с героем нации состоялась в вестминстерской церкви Сент-Клемент, а организовал ее прервавший по этому случаю деловой визит в США и приехавший на похороны старого друга Адольф Галланд.

Дуглас Бадер и Адольф Галланд во время одной из своих послевоенных встреч

 

Дуглас Бадер вошел в историю как первый в мире безногий авиатор и один из величайших героев своей страны. В годы Второй мировой войны он сбил в воздушных боях 22 германских самолета и прославился, как выдающийся командир. Его подвиги были отмечены высшими наградами Великобритании: орденом “За выдающиеся заслуги”, Крестом “За выдающиеся летные заслуги” и Орденом Британской империи. В послевоенные годы Дуглас оказывал большую помощь госпиталям для ветеранов боевых действий и предоставлял поддержку центрам реабилитации инвалидов, за что в 1976 году был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское достоинство. И лучше всего характеризуют этого замечательного человека слова, сказанные в 1978 году его биографом Полом Брикхиллом:

Свою главную победу Дуглас одержал не в сражениях. Величайшая его победа заключалась в другом. Бадер открыл человечеству новые горизонты отваги и новые возможности, не только в дни войны, но и вообще в жизни. Его всегда уважали за отвагу и умение, проявленные в воздушных боях. Однако никто не подумал воздать должное за его постоянную борьбу, которая делает его Человеком гораздо больше, чем военные подвиги. Он сам этого не замечает. Его натура требует более эффектных и красочных деяний, чем каждодневный подвиг. Он словно нарочно потерял ноги, чтобы показать остальным, что может сделать Человек.

delonablago.ru

Дуглас Бадер и Спитфайр. Безногий ас.

Безногий ас

10.02.1910-5.09.1982

Подполковник Дуглас Бадер, весна 1941 года.

В России малоизвестным является тот факт, что в рядах Королевских ВВС (RAF) сражался летчик с судьбой, близкой судьбе советского летчика – Алексея Маресьева — у Дугласа Роберта Стюарта Бадера не было обеих ног. Дуглас Бадер родился 10 февраля 1910 года в Лондоне. Катастрофа произошла 14 декабря 1931 года на аэродроме Вудли. Демонстрируя пилотаж на сверхмалой высоте, Бадер врезался в землю. В результате полученных ранений правую ногу ему ампутировали выше колена, левую — на 6 дюймов ниже колена. Бадер оправился от тяжелых ран и еще более тяжелых операций, но был уволен из рядов Королевских ВВС.

Все попытки Бадера вернуться в авиацию до начала Второй мировой войны оканчивались неудачей. Ему это удалось только после ее начала и 27 ноября 1939 года он совершил первый самостоятельный полет на учебном самолете.

Бадер не только возвращается в строй. За достаточно короткий период Бадер сбивает 22 немецких самолета (подтвержденные победы), что выводит его в ряды лучших британских асов того времени.

Подполковник Дуглас Бадер становится командиром истребительного авиакрыла и разработчиком тактики массированного использования истребительной авиации. Он вводит в своем крыле вместо устаревшего и неуклюжего клина-тройки гибкие и эффективные тактические единицы — пару и четверку. То есть, он не только блестящий пилот, но и выдающийся командир.

Стороннему наблюдателю могло показаться, что Бадер начисто лишен нервов. Этот человек в черном летном костюме и бело-голубом шарфе спокойно забирался в кабину, совал трубку в карман, словно готовился поехать на пикник

Новые «Спитфайры Vb», получаемые вместо старых Mark II. Vb имели более высокую скорость и скороподъемность, а самое главное — в каждом крыле было смонтировано по 20-мм пушке. Это привело в восторг всех, кроме Бадера. Совершенно неожиданно он превратился в твердолобого консерватора. Бадер утверждал, что пушки — это плохое решение, потому что пилоты будут стремиться открывать огонь с большой дистанции, вместо того чтобы постараться подойти ближе. На сей раз он ошибался. Однако ничто не могло переубедить его. Почти вся эскадрилья уже пересела на новые самолеты, однако Бадер упрямо отказывался пересесть на новый самолет. Принятое распределение было совершенно правильным -командир должен летать на самом тихоходном самолете, потому что именно он задает скорость соединения, и остальные летчики должны иметь возможность свободно держаться рядом с ним, не насилуя свои моторы. Не все командиры крыльев поступали так, хотя здесь поведение Бадера было совершенно правильным. Наконец он пересел на новый самолет, но… на «Спитфайр Va», вооруженный пулеметами!

Если быть точным, то восторг английских пилотов по поводу установки пушек мягко говоря преувеличен. Швейцарская 20-мм пушка «Испано-Сюиза», производящаяся по лицензии в Англии и США обладала низкой надежностью. Раннее отпирание затвора нередко приводило к прорыву пороховых газов при выстреле и отрыву гильзы. К тому же запас патронов на ствол составлял всего 60 шт.

В последнем бою с большой группой истребителей противника в самолет Бадера врезался «мессер» и просто отрубил хвостовое оперение своим винтом.

Бадер попал в плен и до конца войны уже не воевал.

Узнав о плене Истребительное Командование нашло возможность сбросить Бадеру новые протезы — старые были повреждены при покидании самолета.

Интересен звонок Уинстона Черчилля по этому поводу в штаб Истребительного Командования:

«Дуглас!»

«Да, сэр».

«Я узнал из газет, что вы устроили братание с противником, сбросив протез попавшему в плен летчику».

   «Да, сэр, вы можете назвать это братанием. Однако мы сумели сбить 11 вражеских самолетов, потеряв всего 6 или 7 своих. Поэтому я надеюсь, что вы поймете — дело того стоило».

Ответом было невнятное хмыканье, и телефонную трубку повесили.

Вызывает восхищение боевой дух Бадера, который после освобождения из плена, пытается раздобыть «Спитфайр», чтобы успеть совершить еще хотя бы пару вылетов. Поэтому вполне заслуженной наградой ему стало командование воздушным парадом над Лондоном в честь победы.

В феврале 1946 года Бадер уходит в отставку и возвращается на работу в компанию «Шелл», где продолжает летать по всему свету. При этом он неоднократно посещает госпитали для ветеранов войны. В 1976 году королева Елизавета II возвела Бадера в рыцарское достоинство за его деятельность в пользу инвалидов, «многих из которых вдохновил его личный пример».

Полковник сэр Дуглас Бадер скончался 5 сентября 1982 года от сердечного приступа во время турнира по гольфу в Айршире.

Источники

  • «Безногий ас» /Пол Брикхилл./

www.airpages.ru

Сэр Дуглас Бадер — безногий английский летчик-ас

Дуглас Роберт Стюарт Бадер — человек с судьбой, близкой судьбе советского летчика Алексея Маресьева, родился 21 февраля 1910 года в Лондоне.

Когда Дугласу было 12 лет, от ран, полученных во время Первой мировой войны, скончался его отец. Дядя Дугласа, капитан авиации Сирил Бэрдж — боевой летчик-истребитель, убедил его поступать в училище ВВС в Корнуэлле, которое Бадер и окончил с отличной характеристикой («решительный, способный, упрямый», его способности летчика «превышают средние», что на официальном языке Королевских ВВС означало — «пилот от рождения») вторым в списке и получил назначение в 23-ю эскадрилью. Но его летную карьеру прервало несчастье. 14 декабря 1931 года на аэродроме Вудли во время полета на истребителе Бристоль 105 «Бульдог» 21-летний лейтенант ВВС Великобритании, выполняя сложную фигуру на предельно малой высоте, попал в тепловой поток. Самолет задрал нос, перевернулся, задел левой плоскостью землю и разбился. Летчика извлекали уже не из самолета, а из груды обломков — кучи покореженного метала, дерева и парусины… На операционном столе Дугласа собирали буквально по частям, но ноги спасти не удалось, причем левая нога была ампутирована выше колена. После выхода из больницы с профессией пилота можно было проститься. Но не таков был Бадер. Когда его раны зажили, он решительно отказался от костылей.

Бадер научился использовать торс и руки, чтобы передвигаться на протезах. Он так освоился с ними, что сначала начал водить автомобиль, далее танцевать, а потом вернулся в авиацию и выполнил несколько пробных полетов. Инструкторы пришли к выводу, что он сохранил все навыки пилотирования, и дали ему положительную оценку, однако медицинская комиссия летать Бадеру запретила. Все попытки пилота вернуться в военную авиацию до начала Второй мировой войны окончились неудачей. Но война многое поменяла, и 27 ноября 1939 года он совершил первый самостоятельный полет на учебном самолете.

31 мая 1940 года, прикрывая эвакуацию английских и французских войск из порта Дюнкерк на побережье Франции, Бадер провел свой первый воздушный бой на истребителе «Спитфайр» и сбил немецкий истребитель «Мессершмитт».

Продолжился и его карьерный рост. Сначала он стал командиром звена, потом эскадрильи. В июне 1940 года майора Бадеpa назначили командиром 242-й канадской истребительной эскадрильи ВВС Великобритании. Дуглас сделал свое подразделение лучшим, и вовремя — впереди была знаменитая воздушная Битва за Британию. Питомцы Геринга начали массированные бомбежки страны. Вопрос стоял один — кто кого? 30 августа 1940 года 242-я эскадрилья, расположенная на аэродроме Колтишел и состоящая из 12 истребителей «Харрикейн», сбила 12 немецких самолетов, еще несколько были повреждены. Остальные немцы — около сотни — поспешно повернули и удрали. Ни одна бомба не упала на Норт-Уилд, который немцы летели бомбить, и ни один из «харрикейнов» не получил ни царапины. Благодаря Бадеру летали англичане и канадцы по-новому: парами и четверками, атаковали немцев сверху и со стороны солнца. Несколько дней спустя успех эскадрильи был повторен — 11 подтвержденных побед. Бадер придумал эмблему эскадрильи — фигура Гитлера, который получает пинок в задницу летающим ботинком с номером 242…

Дальше — больше. Под руководством Бадера уже не одна, а три эскадрильи, потом пять (более 60 самолетов) — это уже авиакрыло. Подполковник Дуглас Бадер не только командир истребительного авиакрыла 12-й группы, но и разработчик тактики массированного использования истребительной авиации. И опять ему способствует успех — после двух крупных воздушных боев одного дня пилоты пяти эскадрилий авиакрыла заявили, что сбили 52 немецких самолета и еще 8 «вероятно уничтожены». Это была величайшая победа в ходе Битвы за Британию. И наконец 18 сентября 1940 года авиакрыло перехватило при налете на Лондон бомбардировщики противника, которые шли без прикрытия истребителей. Все небо было в парашютах экипажей сбитых немецких бомбовозов. А Бадер лаконично записал в журнале боевых действий: «Крыло уничтожило 30 самолетов, 6 вероятно, 2 повреждено. 242-я сбила 11. Личный счет: 1 Ju 88,1 Do 17. Потерь в крыле и эскадрилье нет»…

Битву за Британию немцы проиграли. Королевство было спасено.

Воевал Дуглас Бадер очень обстоятельно. Стороннему наблюдателю могло даже показаться, что он начисто лишен нервов. Этот человек в черном летном костюме и бело-голубом шарфе спокойно забирался в кабину, совал трубку в карман, словно готовился поехать на пикник.

22 июня 1941 года Гитлер напал на Советский Союз. Интенсивность воздушных схваток англичан с немцами резко снизилась. Немцы перебросили большинство своих самолетов на Восточный фронт. У англичан появилась возможность начать налеты истребителей на объекты оккупированной немцами Франции. Целью атак являлось все, что движется, плавает или летает. И Бадер снова во главе своего крыла.

По самым строгим правилам учета личный победный счет Бадера составил 22 вражеских самолета. Его неофициальный подсчет — 30 уничтоженных немецких самолетов.

Последняя запись в летной книжке датируется августом 1941 года: «Полет в район Бетюна. Сбит один истребитель Me 109, столкновение с другим. Плен. Уничтожены два истребителя Me 109».

Дуглас выбросился с парашютом над оккупированной Францией, оставив в самолете застрявший там левый протез. Дальше — немецкий плен и несколько попыток побега из плена. Он побывал во многих лагерях для военнопленных, последним из которых стал лагерь в замке Колдиц, из которого летчик и был освобожден в апреле 1945 года американскими войсками.

Потом возвращение на Родину, встреча с женой, заслуженные награды и командование воздушным парадом над Лондоном в честь победы над нацистами.

В феврале 1946 года Бадер уходит в отставку и возвращается на работу в компанию «Шелл», где продолжает летать по всему свету. Он не забывает своих боевых товарищей и неоднократно посещает госпитали для ветеранов войны. В 1976 году королева Великобритании Елизавета II возвела Бадера в рыцарское достоинство за его деятельность в пользу инвалидов, «многих из которых вдохновил его личный пример». Полковник сэр Дуглас Бадер скончался 5 сентября 1982 года от сердечного приступа.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь