Содержание

Таранный истребитель Ba-349 «Наттер» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Немецкий реактивный таранный истребитель Ba-349 «Наттер» — фактически, управляемый пилотом реактивный снаряд для охоты на американские «летающие крепости». Чертежи, характеристики, модификации, боевое применение самолета»


Атака Ba-349 на американские «Летающие крепости» так и осталась фантазией художника

История создания таранного истребителя Ba-349 «Наттер»

В мае 1944 года Техническим департаментом рейхминистерства авиации Германии были разработаны требования к небольшому дешёвому истребителю ПВО. В ответ на ниж техдиректор «Герхард Физелер верке» Э.Бахем предложил свой проект, представляющий собой самолёта-перехватчика BP-20 «Наттер» вертикального взлета.

Проект был чрезвычайно простой и дешевый, однако на него никто не обратил внимания. Спас положение рейхсканцлер Г.Гимлер, который пообещал изобретателю личную поддержку и всяческое способствование при создании перехватчика. Почти сразу же Бахему был выделен небольшой завод под Вальдзе, а уже в августе 1944 года в рамках «срочной программы истребителя» его BP-20 стали прорабатывать более детально.

Двигатель создавала фирма «Вальтер верке», а модель фюзеляжа постоянно продували в аэродинамической трубе Брауншвейга, получив в итоге характеристики самолёта до скорости М=0,95. Управление самолётом должно было быть на столько простым, что предполагалось использовать лётчиков без специальной подготовки — достаточно было одного инструктажа на земле.

Чертеж таранного истребителя Ba-349 «Наттер»

Старт самолёта должен был осуществляться вертикально с направляющих рельс длиной 24 м при помощи пороховых ускорителей. Через 10 секунд полёта, на высоте около 200 м., ускорители автоматически сбрасывались, а дальнейший полёт шел уже только за счет маршевого жидкостного реактивного двигателя. При этом наведение на цель осуществлялось с земли, и только на расстоянии 1,5-3 км от цели пилот отключал «автопилот» и уже вручную наводил истребитель на цель и выпускал всю «пачку» ракет. Если же ракеты цели не достигали… нужно было резко набрать высоту и с пикирования поразить цель тараном. Нет, конечно же в люфтваффе работали не только садисты, поэтому пилот должен был непосредственно перед столкновением катапультироваться!

Такой вот гуманизм. А ещё хозяйственность — потому что после тарана хвостовая часть с двигателем должна была аккуратно приземляться на парашюте, что позволило бы её использовать повторно.

Вы только представьте себя на месте этого пилота, да и просто поставьте себя на место проектировщика. Бред скажите? А фирме «Бахем верке» была заказана опытная партия из 50 самолётов, получивших обозначение Ba-349, которая была собрана уже через 3 месяца после начала работ.

Первый полёт (планирующий, при помощи самолёта-буксировщика He-111) был совершён под Нюрнбергом в октябре 1944 года (лётчик-испытатель Цуберт). 18 декабря 1944 года была предпринята первая попытка вертикального старта (в беспилотном варианте), закончившаяся неудачей. Но 22 декабря 1944 г. Ba-349 всё же сошёл с направляющих и набрал высоту. После десятка беспилотных стартов 28 февраля 1945 года был осуществлён старт в пилотируемом варианте, окончившийся катастрофой (при этом погиб лётчик-испытатель Л.Зиберт). Последующие 3 пилотируемых старта все-таки оказались удачными и самолёт передали на войсковые испытания.

Таранный ракетоплан Ba-349 «Наттер». Хорошо видны блоки НУРС в передней части

Конструкция таранного истребителя Ba-349 «Наттер»

Таранный истребитель Ba-349 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана цельнодеревянной конструкции (металлическими были узлы управления). Крыло прямое, малого удлинения, неразрезное, однолонжеронное. Профиль крыла симметричный с относительной толщиной 12%. Оперение крестообразное с несущим стабилизатором.

Управление самолетом осуществлялось рулевыми поверхностями, которые составляли часть хвостового оперения. Шасси отсутствовало.

Кабина пилота закрыта фонарём откидывавшимся назад, место пилота оснащено передней и задней бронеперегородками и боковыми откидными панелями.

Силовая установка Ba-349 состояла из жидкостного реактивного двигателя «Вальтер»-509, работающего на двухкомпонентном топливе. Для вертикального старта использовались 4 пороховых ускорителя «Шмиддинг» с тягой по 500 кгс. Предусматривалась их замена на 2 ускорителя «Шмиддинг-533» с тягой по 1000 кг. Топливо размещалось в фюзеляже за кабиной пилота в 2 топливных баках (440 и 190 л). Вооружение — блоки НУРС в носовой части фюзеляжа, закрытые спереди пластиковым обтекателем. Для прицеливания служил кольцевой прицел с мушкой на фюзеляже.

Характеристики Ba-349 «Наттер»

Страна:
Германия
Тип:Таранный истребитель
Год выпуска:1945 г.
Экипаж:1 человек
Двигатель:1х HWK-509C-1 тягой 2000кгс +4х РДТГ тягой по 500 кгс
Максимальная скорость:990 км/ч (790 км/ч крейсерская)
Практический потолок:11500 м
Дальность полета:57-40 км на высотах 3000-10000 м
Масса пустого:880 кг
Максимальная взлетная масса:1769 кг (с ускорителями 2234 кг).
Размах крыльев:3,95 м
Длина:6,5 м
Высота:2,24 м
Площадь крыла:4,7 кв.м.
Вооружение:24х неуправляемых 73-мм ракет Хеншель He.217 «Фен» или 33х 55-мм ракет R4M, расположенных в носовой части фюзеляжа. Вместо ракет могли устанавливаться 2х 30-мм пушки MK.108 с боекомплектом 30 снарядов на ствол.

Модификации таранного истребителя Ba-349 «Наттер»

  • Ba-349A (BP-20) — пред серийный, часть самолётов оснащалась ЖРД «Вальтер» HWK.509A-1 (время работы 2 мин.). Изготовлено 50 планёров.
  • Ва-349A-V16 — доработанный прототип с измененной конструкцией хвостового оперения и охлаждаемыми водой газовыми рулями.
  • Ba-349B (BP-20B) — серийный, с ЖРД «Вальтер» HWK.509C-1 (время работы 4 мин.), измененной конструкцией задней части фюзеляжа, сдвинутыми назад стартовыми ускорителями. Изготовлено 3 самолёта.

История службы и применения Ba-349

Всего заводы успели произвести 36 ракетопланов Ba-349 из которых в пилотируемом варианте были испытаны только 7 машин. В апреле 1945 года 10 самолётов Ba-349A были размещены у Кирхейма под Штудтгартом в боевой готовности, для отражения налётов американских бомбардировщиков, однако применить их в боевой обстановке немцы не успели.

Почти все они вместе с пусковыми установками были уничтожены персоналом аэродрома. 3 Ba-349 были неповрежденными захвачены американскими войсками и 1 советскими. Документацию на Ba-349 в 1945 году приобрели японцы (кто бы сомневался), но построить ни одного таранного истребителя не успели.


Источник: Горожанин С., Муратов М. Бахем Ba-349 «Наттер». // Крылья Родины. — 1993. — №12.

 

armedman.ru

Bachem Ba-349 “Natter” Истребитель-перехватчик — aviArmor

Проект ракетного перехватчика под обозначением ВР.20 “Natter” (Гадюка) был разработан инженером Э.Бахемом в инициативном порядке и предложен RLM через командующего истребительной авиацией А.Галланда. В основе предложения лежала максимальная простота конструкции самолёта одноразового применения и использование недорогих ракетных двигателей (по сути – модернизированных ускорителей). По замыслу Бахема, промышленности было бы гораздо проще наладить производство таких машин, а для пилотов не потребовалось бы долговременной подготовки.

Технологически перехватчик делился на две части – в передней размещалось вооружение и кабина пилота, а в задней находилась силовая установка и топливо. Вооружался самолёт только ракетами, что гарантировало уничтожение любого бомбардировщика при метком попадании. Кроме того, для ВР.20 вообще не требовалось аэродромов или подготовленных площадок, поскольку для него предусматривался только вертикальный старт.

Согласно первоначальному проекту схема применения была следующей. Перехватчик стартует с 6-метровых направляющих и в процессе набора высоты ракетами атакует вражеский самолёт. После этого, используя кинетическую энергию для дальнейшего набора высоты, пилот должен был перевесит самолёт в пикирование и таранить следующий бомбардировщик. Перед этим предусматривалось катапультирование пилота и отделение хвостовой части, которая спускалась на землю при помощи парашюта. Более детально ознакомившись с проектом в Техническом Департаменте пришли к выводу, что кабина пилота слишком мала для размещения в ней катапультируемого кресла и от тактики таранного удара пришлось отказаться – теперь лётчик после атаки просто откидывал фонарь и покидал самолёт с парашютом.

Утвержденный в таком виде проект получил обозначение Ва-349. Конструкция самолёта была деревянной. Консоли крыла не имели рулевых поверхностей, а управление осуществлялось при помощи хвостового оперения. Вооружение включало батарею, состоящую из шестигранных труб под 73-мм ракеты Нs-217 “Fen” (Шторм) или четырехгранными под 55-мм ракеты R4М (соответственно, их общее количество составляло 33 или 24 штуки), которая в полёте закрывалась прозрачным обтекателем. Позднее рассматривался вариант с установкой двух 30-мм пушек MK-108 (30 снарядов на ствол), но он не был реализован. Для запуска Ва-349 должны были использоваться 25-метровые вертикальные направляющие. Взлёт обеспечивался «штатным» ракетным двигателем Walter HWK-509A и четырьмя сбрасываемыми ракетными ускорителями Schmidding.

Активная фаза работ по Ва-349 началась весной 1944 года, а поддержка всей программы оказалась настолько сильной, что первые 50 перехватчиков установочной серии Ва-349A были готовы через три месяца с момента начала работ! С ноября 1944 года начали проводить планирующие полёты, которые прошли вполне успешно. Первый старт с направляющих закончился неудачно, но в декабре все же удалось выполнить 9 беспилотных запусков, после чего, начиная с Ba-349V-16, в конструкцию внесли ряд изменений.

Первый пилотируемый полёт, произведенный 28-го февраля, закончился катастрофой – погиб обер-лейтенант Лотхар Зиберт, причем достоверную причину гибели пилота установить так и не удалось. Несмотря на это, программа испытаний была продолжена, а на новые перехватчики серии

Ва-349В (ВР.20b) решили устанавливать двигатели Walter HWK-509C с тягой до 1000 кгс. Продолжительность его полета достигала 4,36 минуты при скорости 790 км/ч на высоте 3000 метров. В общей сложности успели собрать три опытных самолёта, из которых только один успел подняться в воздух используя только стартовые ускорители.

В общей сложности было построено 36 Ва-349 всех модификаций. Для опытов с беспилотными запусками использовали 18 самолётов и ещё 7 поднимались в воздух с пилотами на борту. В целом, возможность атаки вражеских бомбардировщиков подтвердилась, хотя ни одной учебной ракетной атаки так и не сделали. Разумеется, маневренный бой с любым типом истребителя для Ва-349 был категорически противопоказан.

Поскольку ситуация для Германии ухудшалась с каждым днём для обороны Штутгарта подготовили 10 перехватчиков Ва-349А, разместив их в апреле 1945 года на аэродроме Кирхейм. Хотя самолёты были готовы к боевому применению слишком быстрое продвижение союзных войск заставило немцев уничтожить все Ва-349А вместе со стартовыми позициями. Тем не менее, союхникам удалось захватить по меньшей мере один перехватчик серии «А» в целом состоянии и ещё несколько на стапелях. После осмотра и изучения трофейной техники почти все Ва.349 отправили на слом. В настоящее время в сохранился только один самолёт, который проходит реставрацию в Smithsonian Institution (Сьютленд). Также в экспозиции Deutsches Museum (Мюнхен) представлена реплика Ва-349А.

Источники:
Д.Дональд «Боевые самолеты Люфтваффе». Астрель. 2002
К.Кузнецов «Гадюка, не успевшая ужалить: Истребитель Ba 349 «Наттер»» («АвиаПарк» 2010-0)
J.R.Smith, Antony L.Kay «German Aircraft of the Second World War». London. Putnam. ISBN 978-0-85177-836-5. 1972

Тактико-технические данные перехватчика Ва-349B-1 “Natter” :

Длина – 6 м
Размах крыла – 4 м
Площадь крыла – 4,5 м.кв.
Высота — 2,24 м
Вес пустого – 880 кг (без топлива)
Вес взлётный – 2234 кг (с ускорителями)
Скорость максимальная – 990 км/ч на высоте 5000 метров
Скороподъёмность (время набора высоты) – 190 м/с
Дальность – на высоте 3000 м — 57 км, на высоте 10000 м — 40 км
Экипаж — 1 человек
Двигатель – один ракетный двухтопливный НWК 509С тягой 2000 кг, четыре стартовых ускорителя тягой 500 кг или два по 1000 кг
Вооружение — 24 ракеты ракеты Нs-217 “Fen” калибра 73-мм или 33 ракеты R4М калибра 55-мм

aviarmor.net

Bachem Ba 349 Natter — это… Что такое Bachem Ba 349 Natter?

Bachem Ba 349 Natter
Назначение:истребитель- перехватчик. 
Первый полёт:18 декабря 1944 (беспилотный вертикальный старт) 
Всего построено:37 
Характеристики
Экипаж:1 чел
Крейсерская скорость:790 км/ч
Макс. скорость:990 км/ч
Макс. скорость у земли:800 км/ч
Боевой радиус:40 км на высоте 12000 м км
Дальность полёта:57 км
Практический потолок:14000 м
Скороподъёмность:11400 м/мин
Размеры
Длина:6,02 м
Высота:2,24 м
Размах крыла:4,25 м
Площадь крыла:4,5 м²
Масса
Пустой:880 кг
Снаряжённый:1770 кг
Макс. взлётная:2234 кг
Силовая установка
Двигатели:1 × ракетный двигатель Walter 109-509А-2

4 × стартовый двигатель Schmidding 109-5331200 кг 

Тяга (мощность):1700 кг у Walter и 1200 кг у каждого Schmidding 
Вооружение
Боезапас:24 неуправляемые ракеты Foһn 

Bachem Ba 349 Natter — немецкий одноместный ракетный истребитель-перехватчик вертикального взлёта. Разработан и испытан в конце Второй мировой войны. Был разработан для борьбы с бомбардировщиками антигитлеровской коалиции.

Предпосылки создания прототипа

Первый вертикально стартующий ракетный перехватчик был предложен Вернером фон Брауном Техническому департаменту Германии летом 1939 года. Концепт не был принят как трудноосуществимый. Эрих Бахем, поддерживая контакт с фон Брауном, разработал ряд подобных проектов под общим обозначением Fi.166, которые тоже были отклонены. В конце весны 1944 года был отклонен и проект Бахера под обозначением ВР.20 Natter (нем. Гадюка). Только личное вмешательство Генриха Гиммлера, который не хотел упустить шанса распространить своё влияние и на сферы ПВО обязало Технический департамент пересмотреть своё решение. Тем не менее, вышедший в свет вариант Natter, Ва.349, достаточно сильно отличался от исходного проекта Бахема.

Конструкция самолёта

Конструкция самолёта была практически цельнодеревянной, в целях удешевления и упрощения производства. Самолёт был оснащён одним ЖРД Walter HWK 509A (тяга 16,7 kN, время работы 4 минуты) и, поскольку тяги последнего не хватало для вертикального взлёта — четырьмя сбрасываемыми после взлёта твердотопливными ускорителями Schmidding 109—533 (тяга 11,768 kN, время работы 10 сек.). Посадочное шасси отсутствовало. Старт производился с вертикальной направляющей мачты высотой 15 метров.

Самолёт, будучи предназначенным для борьбы с бомбардировщиками, оснащался оригинальным вооружением — пакетом установленных в носовой части неуправляемых ракет — 24 × 73 mm Henschel Hs 217 Föhn или 33 × 55 mm R4M. Выпуск такого количества ракет по бомбардировщику с ближней дистанции гарантированно обеспечивал надёжное поражение цели. Пушечное вооружение отсутствовало.

Самолёт был одноразовым — после проведения атаки и планирования до высоты порядка 3000 м пилот приводил в действие механизм рассоединения фюзеляжа самолёта: пилот и двигатель опускались на собственных парашютах, а фюзеляж разбивался о землю.

Лётные испытания

В период с ноября 1944 по февраль 1945 было проведено, по различным данным, 15 или 18 беспилотных пусков Ва.349. Единственный пилотируемый запуск был произведён 1 марта 1945. В ходе полёта произошла катастрофа: на высоте около 750 метров внезапно сорвало крышку фонаря, пилот потерял сознание и неуправляемая машина, спикировав, врезалась в землю. Оберлейтенант Lothar Sieber погиб.

Боевых вылетов Ва.349.не совершил. Всего было построено 36 самолётов. Из оставшихся после испытаний шестнадцати машин 10 было уничтожено на земле при наступлении союзников, 4 перевезены в США (где 3 из них находятся в музеях), по одному экземпляру захватили советские и британские войска.

Стартовые площадки Ва.349

Юго-Западный сетки

К весне 1945 г. Ва.349, согласно плану проекта, должен был быть готовым к боевому применению. На настоящее время известны остатки трёх стартовых площадок в месте предполагаемого развёртывания перехватчика- в лесу Hasenholz недалеко от населённого пункта Kirchheim/Teck. Они расположены в вершинах равностороннего треугольника со стороной 50 метров. Каждая представляет собой бетонный круг (основание стартовой мачты) с подведённым кабельным каналом.

В массовой культуре

В компьютерных играх
  • В адд-оне Secret Weapons of WWII к игре Battlefield 1942 среди прочей техники присутствует Natter, который воспроизведён достаточно точно. Исключение составляет лишь тот факт, что старт самолёта не вертикальный. Ba 349 Natter в игре стартует с наклонного металлического направляющего. В отличие от другой техники в Battlefield 1942, в Natter предусмотрен расход топлива. После выработки горючего пилот должен катапультироваться.
  • В Return to Castle Wolfenstein Bachem Ba 349 Natter используется главным героем для эвакуации с секретной ракетной базы нацистов.

См. также

Ссылки

Описание самолёта в авиационной онлайн-энциклопедии «Уголок неба»

dic.academic.ru

Bachem Ba 349 Natter

TR | UK | KK | BE | EN |
bachem ba 349 natter, bachem 349 natter
4 × стартовый двигатель Schmidding 109-5331200 кг 

Bachem Ba 349 Natter — немецкий одноместный ракетный истребитель-перехватчик вертикального взлёта Разработан и испытан в конце Второй мировой войны Был разработан для борьбы с бомбардировщиками антигитлеровской коалиции

Содержание

  • 1 Предпосылки создания прототипа
  • 2 Конструкция самолёта
  • 3 Лётные испытания
  • 4 Стартовые площадки Ва349
  • 5 В массовой культуре
  • 6 См также
  • 7 Ссылки

Предпосылки создания прототипаправить

Первый вертикально стартующий ракетный перехватчик был предложен Вернером фон Брауном Техническому департаменту Германии летом 1939 года Концепт не был принят как трудноосуществимый Эрих Бахем, поддерживая контакт с фон Брауном, разработал ряд подобных проектов под общим обозначением Fi166, которые тоже были отклонены В конце весны 1944 года был отклонен и проект Бахема под обозначением ВР20 Natter с нем — «Гадюка» Только личное вмешательство Генриха Гиммлера, который не хотел упустить шанса распространить своё влияние и на сферы ПВО обязало Технический департамент пересмотреть своё решение Тем не менее, вышедший в свет вариант Natter, Ва349, достаточно сильно отличался от исходного проекта Бахема

Конструкция самолётаправить

Конструкция самолёта была практически цельнодеревянной, в целях удешевления и упрощения производства Самолёт был оснащён одним ЖРД Walter HWK 509A тяга 16,7 kN, время работы 4 минуты и, поскольку тяги последнего не хватало для вертикального взлёта использовали — четыре сбрасываемых после взлёта твердотопливных ускорителя Schmidding 109—533 тяга 11,768 kN, время работы 10 сек Посадочное шасси отсутствовало Старт производился с вертикальной направляющей мачты высотой 15 метров

Самолёт, будучи предназначенным для борьбы с бомбардировщиками, оснащался оригинальным вооружением — пакетом установленных в носовой части неуправляемых ракет — 24 × 73 mm Henschel Hs 217 Föhn или 33 × 55 mm R4M Выпуск такого количества ракет по бомбардировщику с ближней дистанции гарантированно обеспечивал надёжное поражение цели Пушечное вооружение отсутствовало

Самолёт был одноразовым — после проведения атаки и планирования до высоты порядка 3000 м пилот приводил в действие механизм рассоединения фюзеляжа самолёта: пилот и двигатель опускались на собственных парашютах, а фюзеляж разбивался о землю

Лётные испытанияправить

В период с ноября 1944 по февраль 1945 было проведено, по различным данным, 18 беспилотных пусков Ва349 Единственный пилотируемый запуск был произведён 1 марта 1945 В ходе полёта произошла катастрофа: на высоте около 750 метров внезапно сорвало крышку фонаря, пилот потерял сознание и неуправляемая машина, спикировав, врезалась в землю Оберлейтенант Лотар Зибер англрусск погиб

Боевых вылетов Ва349не совершил Всего было построено 36 самолётов Из оставшихся после испытаний шестнадцати машин 10 было уничтожено на земле при наступлении союзников, 4 перевезены в США где 3 из них находятся в музеях, по одному экземпляру захватили советские и британские войска

Стартовые площадки Ва349править

Стартовая площадка «Наттера»

К весне 1945 г Ва349, согласно плану проекта, должен был быть готовым к боевому применению На настоящее время известны остатки трёх стартовых площадок в месте предполагаемого развёртывания перехватчика — в лесу Hasenholz недалеко от населённого пункта Kirchheim/Teck Они расположены в вершинах равностороннего треугольника со стороной 50 метров Каждая представляет собой бетонный круг основание стартовой мачты с подведённым кабельным каналом

В массовой культуреправить

В компьютерных играх
  • В адд-оне Secret Weapons of WWII к игре Battlefield 1942 среди прочей техники присутствует Natter, который воспроизведён достаточно точно Исключение составляет лишь тот факт, что старт самолёта не вертикальный Ba 349 Natter в игре стартует с наклонного металлического направляющего В отличие от другой техники в Battlefield 1942, в Natter предусмотрен расход топлива После выработки горючего пилот должен катапультироваться
  • В Return to Castle Wolfenstein Bachem Ba 349 Natter используется главным героем для эвакуации с секретной ракетной базы нацистов

См такжеправить

Ссылкиправить

Описание самолёта в авиационной онлайн-энциклопедии «Уголок неба»

bachem 349 natter, bachem ba 349 natter


Bachem Ba 349 Natter Информацию О




Bachem Ba 349 Natter Комментарии

Тяга мощность:1700 кг у Walter и 1200 кг у каждого Schmidding 
Вооружение
Боезапас:24 неуправляемые ракеты Foһn 

www.turkaramamotoru.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *