«Почти «Боярин». Пять интересных историй о крейсере «Аврора» | События | Город

Верфь «Новое Адмиралтейство» ровно 118 лет назад – 4 июня 1897 года – приступила к строительству легендарного крейсера «Аврора». Император Николай II лично выбрал название для судна, а также присутствовал при его спуске на воду в 1900 году.

В настоящий момент крейсер «Аврора» стоит на ремонте в Кронштадте и дожидается возвращения на Петроградскую набережную.

SPB.AIF.RU собрал пять интересных фактов о легендарном судне, которое вернется на свое историческое место в 2016 году.

«Полкан» или «Богатырь»

Бронепалубный крейсер первого ранга «Аврора» стал последним в серии из трех судов водоизмещением 6,6 тысяч тонн, построенных на верфи «Новое Адмиралтейство» в конце XIX века.

Первые два корабля проекта назвали «Паллада» и «Диана». Третий в течение года был безымянным. По традиции, существующей со времен Петра I, право давать имена крупным кораблям принадлежало императору. Перед Николаем II положили список, в котором были такие названия: «Гелиона», «Юнона», «Психея», «Полкан», «Боярин», «Нептун», «Аскольд», «Богатырь», «Варяг» и «Аврора». Император подчеркнул последнее, а также, чтобы не было ошибок, своей рукой написал его на полях.

Строящийся корабль по приказу от 6 апреля 1897 года назвали «Авророй».

Впрочем, ранее такое же название носил трехмачтовый парусный фрегат. Ту «Аврору» построили в 1835 году в Петербурге на Охтинской верфи.

Крейсер «Аврора». Кампания 1902 года Фото: Commons.wikimedia.org

Крокодилы, лемуры и удав

Крейсер торжественно спустили на воду в Петербурге в 1900 году. На церемонии присутствовали император Николай II, а также императрицы Мария Федоровна и Александра Федоровна.

В 1905 году, когда «Аврора» шла к берегам страны восходящего солнца в разгар русско-японской войны, на борту судна обитали два крокодила – они были домашними питомцами моряков. Рептилий взяли на борт в одном из африканских портов, находившихся на пути следования в Японию.

Крокодилов звали Сам и Того. По воспоминаниям писателя Юрия Чернова, рассказавшего о быте моряков с «Авроры» в книге «Судьба высокая «Авроры», на борту также были несколько хамелеонов, лемуры и удав. Экзотических животных экипаж взял на борт после гибели собаки Шарика.

Рептилий ждала непростая судьба: Сам сбросился с палубы и погиб, а Того был убит в ходе Цусимской битвы.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года Фото: Commons.wikimedia.org

Прикрыть собой у Цусимы

Вторая эскадра Тихоокеанского флота, которая насчитывала 38 боевых кораблей и вспомогательных судов, дошла до берегов Японии. Преодолев три океана, она не смогла пройти Корейский пролив. Там её ждали 89 кораблей японского флота под флагом адмирала Хейхатиро Того (прим. ред. — именно в его честь назвали крокодила на «Авроре»).

Мощнейшим огнем японцы попытались вывести из строя броненосцы.

Крейсер «Аврора» сумел выстоять в бое у Цусимы, защищая корабли. Корпусом судно закрывало израненные русские броненосцы. В той битве уцелели только три крейсера – «Жемчуг», «Олег» и «Аврора». Также у русских смогли выстоять один миноносец и два вспомогательных судна. В Цусимском бою «Аврора» получила около 10 попаданий снарядами калибра от 75 до 200-мм, были выведены из строя пять орудий. 16 человек экипажа были убиты, в том числе — капитан корабля Евгений Егорьев. Также 89 членов экипажа получили ранения (по другим данным — 15 убитыми и 83 ранеными).

Отряд крейсеров ушел в филиппинский порт Манила. Там корабли разоружили американцы. Чужую гавань они покинули лишь в конце 1905 года, когда был подписан мирный договор с Японией.

Отправка крейсера на ремонт в Кронштадт. Фото: АиФ/ Ирина Сергеенкова

Холостой залп революции

Крейсер «Аврора» считается одним из главных символов Октябрьской революции 1917 года, в первую очередь из-за исторического выстрела в ночь на 26 октября.

Относительно этого залпа у многих до сих пор остаются сомнения. Дело в том, что команда «Авроры» сразу поспешила переубедить всех, кто поверил в легенду о выстреле боевыми снарядами по Зимнему дворцу, отправив в газету записку. В ней было сказано, что с судна был произведен только один холостой залп, служащий призывом к «бдительности и готовности».

Сигнальным же этот выстрел также нельзя было назвать, поскольку его произвели в 21.40 МСК, а штурм Зимнего дворца начался уже после полуночи.

Морякам, давшим заметку в газете «Правда», было важно подчеркнуть, что корабль не стрелял по Зимнему дворцу боевыми снарядами и не угрожал жизни простых людей.

Крейсер — актер

После Великой Отечественной войны «Аврора», получившая серьезные повреждения, прибывала на ремонт на Балтийский завод, где её должны были подготовить к установке на вечную стоянку.

В это время судно советские чиновники решили отдать на съемки в кинокартине о крейсере «Варяг». К тому моменту последний уже покоился на дне Ирландского моря, поэтому в его роли выступил легендарный крейсер «Аврора», который киношникам пришлось значительно «загримировать», изменив его облик. Фильм представили публике в 1946 году.

21 сентября 2014 года крейсер впервые за долгое время отправили на дорогостоящий ремонт в Кронштадт. Теперь увидеть легендарный крейсер на Петроградской набережной можно будет не ранее 2016 года.

spb.aif.ru

Устройство корабля

Устройство корабля

Тактико-технические элементы корабля в настоящее время следующие: наибольшая длина 126,8 м, ширина 16,7 м, осадка 5,6 м. Водоизмещение 5760 т. Вооружение: 152-мм орудий системы Канэ — 14, 76-мм орудий системы Лендера — 2, салютных пушек 21К калибра 45 мм — 2.

Крейсер «Аврора» — последний корабль в серии крейсеров I ранга типа «Диана» («Паллада», «Диана» и «Аврора»), построенных в Санкт-Петербурге в 1897–1903 годах. Конструктивный тип — бронепалубный крейсер. Своей архитектурой, размещением оборудования, компоновкой помещений, конструкцией корпуса «Аврора» существенно не отличалась от бронепалубных крейсеров своего времени. Корабль имеет три палубы — верхнюю, батарейную и броневую — так называемую карапасную. По периметру броневой палубы, над ее скосами, идет платформа, обрамляющая вдоль бортов и в оконечностях ее горизонтальные участки. Еще две платформы (по одной в носовой и кормовой оконечностях) находятся в трюме. Внутреннее пространство трюма делится на отделения 13-ю поперечными переборками.

Наружная обшивка корпуса со времени постройки состояла из стальных листов толщиной 10–13 мм. Вертикальный киль высотой 1 м имел толщину 11 мм. Горизонтальный киль выполнен в два слоя: внутренний — толщиной 10–13 мм и наружный — 14–16 мм. В подводной части корпус был обшит 102-мм тиковыми досками и поверх них — медными листами толщиной 1 мм. Штевни отлили из бронзы. Второе дно простиралось от 22-го до 98-го шпангоута.

Настилы палуб и платформ имели толщину от 5 до 19 мм, во внутренних помещениях стальной настил покрывался линолеумом. Тиковые доски верхней палубы были толщиной 76 мм, палубы бака — 64 мм. Толщина тикового настила в районе шпилей равнялась 144 мм, а вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов настелили 89-мм дубовые доски.

Броневые плиты, уложенные поверх стального настила броневой палубы, имели толщину 38 мм в горизонтальной части, на скосах 51 и 63,5 мм на скосах у борта, гласисы машинных люков — 25,4 мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой прикрывались 38-мм броневой защитой. Труба из боевой рубки в центральный пост имела 89-мм стенки. Броня барбета боевой рубки и траверзный лист, прикрывавший вход в рубку, были толщиной 152 мм. За кормовой рубкой, поперек верхней палубы установили защитный траверз из 16-мм стальных листов.

Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми 152-мм орудий и двадцати четырех 75-мм орудий системы Канэ, восьми (установленных на марсе и мостиках) одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм орудий составлял 1414 выстрелов и размещался в четырех погребах. Заряжание было раздельное: снаряды бронебойные, фугасные и шрапнельные массой 41,4 кг и пороховой заряд в гильзах. Унитарные патроны к 75-мм орудиям (снаряды только бронебойные массой 4,9 кг) общим количеством 6240 штук хранились в восьми погребах. Боезапас 37-мм пушек и пушек Барановского составлял соответственно 3600 и 1440 патронов. Беседки со снарядами и гильзами к 152-мм орудиям и беседки с патронами к 75-мм орудиям при помощи лебедок с электрическими приводами через элеваторы подавались на верхнюю и батарейную палубы и по монорельсовым направляющим развозились к орудиям. Системы управления артиллерийским огнем изготовили на Петербургском электромеханическом заводе «Н. К. Гейслер и К°».

Вооружили крейсер и торпедными аппаратами: одним надводным в форштевне и двумя, установленными побортно, подводными. Боезапас составлял восемь 381-мм самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) образца 1898 года. В минное вооружение включались и сферические мины заграждения: 35 хранившихся в трюме мин предназначались для постановки с плотиков или гребных шлюпок и  паровых катеров корабля.

Крейсер имел три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л. с., которые обеспечивали скорость хода 19,2 уз (35,6 км/ч). Движителями являлись три трехлопастные бронзовые винта диаметром 4,1 м. Средний винт имел левое вращение, крайние винты вращались «внутрь»: правый — влево, левый — вправо.

Двадцать четыре паровых котла системы Бельвиля (впоследствии замененные на котлы Бельвиля-Долголенко) размещались в трех котельных отделениях. Общая нагревательная поверхность котлов — 3355 кв. м, рабочее давление — 17,2 атмосферы. Над каждым из котельных отделений устанавливалась дымовая труба диаметром 2,7 м и высотой от уровня колосниковых решеток 27,4 м.

Корабельные цистерны вмещали 332 т пресной воды для котлов и 135 т для бытовых нужд. Запас воды пополнялся двумя опреснительными установками системы Круга суммарной производительностью 60 т воды в сутки.

Топливо для котлов размещалось в находящихся в междубортном пространстве у котельных отделений 24 угольных ямах. Между броневой и батарейной палубами вдоль машинных отделений в восьми угольных ямах хранился запас топлива. Нормальный запас угля составлял 800 т, полный — 972 т, которого хватало на 4000 миль плавания со скоростью 10 уз.

Крейсер оснастили паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт, вырабатывавшими постоянный ток напряжением 105 В. Основными потребителями электроэнергии были шпилевая и рулевая машины, вентиляторы систем вентиляции, лебедки элеваторов, грузовых стрел и выгрузки шлака из котельных отделений, прожекторы, лампы накаливания, стиральная машина и тестомешалка. Электрический рулевой привод для «Авроры» изготовила фирма «Симменс и Гальске». Вращение баллера руля осуществлялось паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике, в румпельном отделении. Перо руля изготовили из бронзовой рамы, заполненной тиковым деревом, защищенным поверх тонколистовой медью.

Выборка якорных цепей и швартовных концов осуществлялась двумя якорными и двумя швартовными шпилями, приводившимися во вращение электрической шпилевой машиной. Первоначально предусматривалось оснастить корабль адмиралтейскими якорями массой 4,6 т, но в 1898 году приняли решение использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым крупным кораблем отечественного флота, оснащенным якорями этой системы.

В состав шлюпочного вооружения входили два паровых катера, по одному 18- и 16-весельному баркасу, по одному 14- и 12-весельному катеру, по два 6-весельных вельбота и яла. Они подвешивались на шлюпбалках, крепившихся к корпусу корабля.

На корабле была установлена водоотливная система суммарной производительностью 2900 т в час, а также другие общепринятые судовые системы и устройства. По уровню механизации и электрификации оборудования крейсера типа «Диана», к которому относилась «Аврора», превосходили ранее построенные в России корабли этого класса.

Корабельные жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа, а также на флагмана соединения и офицеров его штаба.

navalmuseum.ru

Что тебе снится, крейсер «Аврора»? Факты из истории «корабля революции» | История | Общество

Судьба знаменитого крейсера «Аврора», в последнее время казавшаяся довольно туманной, определена. Директор Центрального военно-морского музея ВМФ Александр Петров заявил, что в ближайшее время корабль ждет ремонт, который займет от года до полутора лет, после чего «Аврора» вернется на место своей «вечной стоянки» в привычном качестве музея, причем его экспозиция будет значительно расширена, а интерьеры приближены к историческим.

Правда, свой ход кораблю не вернут — эксперты сочли эту задачу технически сложной и не имеющей практического смысла. Тем более, что для самостоятельного передвижения «Авроре» нужен экипаж в составе 150 человек.

Но, судя по изменению отношения к крейсеру у нового руководства Минобороны, никаких скандальных VIP-вечеринок на «Авроре» более не будет, и корабль-музей будет поддерживаться в достойном его статуса состоянии.

Имя от императора

За свою более чем вековую историю в жизни крейсера «Аврора» было очень много интереснейших событий, которые чаще всего оставались в тени его «революционного статуса».

«Аврора» была заложена в 1897 году, и относилась к типу бронепалубных крейсеров «Диана». «Сестрами» «Авроры» были «Диана» и «Паллада». Все корабли этого типа были названы в честь древнеримских богинь и, одновременно, в честь парусных фрегатов, ранее входивших в состав Русского флота.

Предшественник крейсера, парусный фрегат «Аврора», совершил два кругосветных путешествия и отличился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Крейсер «Аврора» был официально заложен одновременно с «Дианой» и «Палладой», но строительство его шло значительно сложнее — в состав флота он вошел в 1903 году, на два года позднее других кораблей своего типа.

Будущий «корабль революции» получил имя «Аврора» от последнего русского императора Николая Второго. Название это монарх выбрал из одиннадцати предложенных ему вариантов.

Уже в советские времена, когда крейсер обрел революционный статус, к его наименованию часто добавляли эпитет «грозный». Между тем, даже в момент постройки «Аврора» уступала иностранным аналогам мощностью машин и орудий. Флотская шутка того времени гласила — от парохода «Аврора» отличается только низкой скоростью и некоторым количество маломощных пушек.

«Проститутка», уцелевшая при Цусиме

Далее всех в своих издевательствах над крейсером пошел вице-адмирал Рожественский, командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой, которая приняла участие в печально известном Цусимском сражении. Флотоводец называл «Аврору»… «Подзаборной проституткой». Впрочем, и другим кораблям адмирал раздавал не менее «лестные» прозвища: броненосец «Сисой Великий» — «Инвалидное убежище», крейсер «Адмирал Нахимов» — «Идиот», и так далее.

Именно в составе 2-й Тихоокеанской эскадры крейсер «Аврора» принял «боевое крещение» в сражении при Цусиме: с «Авроры» шесть раз сбивался флаг, но он неизменно поднимался вновь. Крейсер оказался в числе тех русских кораблей, которые не достались противнику и не затонули, а вышли из сражения только после его завершения. Среди погибших в этом бою моряков был и его командир — капитан 1 ранга Е.Р.Егорьев.

После Цусимы «Аврора» в составе уцелевшей эскадры ушла в Манилу, где ввиду повреждений вынуждена была встать на ремонт, разрешение на который было получено от контролировавшего Филиппины правительства США только в обмен на отказ от дальнейшего участия в войне. Такой отказ был санкционирован лично Николаем Вторым.

Апельсины из Италии

На Родину «Аврора» вернулась лишь в феврале 1906 года, после окончания русско-японской войны и в разгар первой русской революции.

Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года. Фото: Commons.wikimedia.org В 1910 году с «Авророй» и ее экипажем произошла поистине уникальная история. Во время заграничного плавания крейсер зашел в итальянский порт Мессина. «Аврора» должна была торжественно получить золотую медаль в честь русских моряков, спасавших жителей города при землетрясении 1908 года. Однако в первую же ночь визита в городе вспыхнул сильнейший пожар, и уже моряки самой «Авроры» отправились спасать итальянцев от нового бедствия. Причем аварийная партия с русского корабля прибыла значительно быстрее местной пожарной команды. За это благодарные итальянцы наградили экипаж «Авроры» апельсинами и лимонами.

Кстати, через восемь дней после этого, находясь в испанской Малаге, матросам крейсера снова пришлось тушить пожар на берегу.

Несостоявшийся «утопленник»

Перед Первой Мировой войной «Аврора» выступала в качестве учебного судна для будущих офицеров флота. В начале войны она участвовала в военных операциях, в 1916 году была отправлена на плановый капитальный ремонт. Командир крейсера, капитан 1-го ранга Михаил Никольский выступал категорически против этого, считая, что во время стоянки экипаж подвергнется вредной «революционной агитации». Никольский, сторонник жесткого порядка и железной дисциплины, пользовался нелюбовью как у матросов, так и у офицерского состава. Но в своем прогнозе капитан Никольский не ошибся — в феврале 1917 года команда поддержит революцию, а сам командир «Авроры», лично расстреливавший матросов, которых считал «агитаторами и подстрекателями», будет застрелен 28 февраля 1917 года.

К лету 1917 года основу экипажа «Авроры» составили большевики, которые подчинили себе и офицерский состав судна. Так, например, накануне Октябрьского восстания «Авроре» было дано задание очистить Николаевский мост от юнкеров. Командир корабля лейтенант Н.А.Эриксон был не в восторге от этой идеи, но судно к мосту привел лично, чтобы оно не село на мель.

Крейсер «Аврора» Фото: www.russianlook.com

Холостой выстрел «Авроры» в сторону Зимнего дворца 25 октября 1917 года произвел комендор Евдоким Огнев. После взятия Зимнего дворца Огнев, как и многие другие матросы «Авроры», будет поддерживать революционный порядок в Петрограде, а весной 1918 года погибнет в боях с белогвардейцами на Дону.

Летом 1918 года, во время наступления белой армии Юденича на Петроград, так и не отремонтированный до конца крейсер планировали затопить в Кронштадте, чтобы закрыть путь кораблям интервентов, однако такого приказа так и не последовало.

После окончания Гражданской войны «Аврора» прошла ремонт и вошла в состав флота уже в привычном качестве учебного судна.

Честь флага

Свой последний дальний поход «Аврора совершила летом 1930 года вокруг Скандинавского полуострова. Судно уже не могло совершать длительные плавания — сказывался возраст. Новый капитальный ремонт стоил слишком дорого, и был нецелесообразен. Некоторые исследователи полагают, что в 1941 году «Аврора» и вовсе могла быть исключена из состава флота — ее, по традиции, должен был сменить новейший корабль с тем же именем. Однако в эти планы вмешалась Великая Отечественная война.

Когда гитлеровцы приблизились к Ленинграду, из орудий, снятых с «Авроры», была сформирована батарея «А», которая в начале сентября 1941 года в полном окружении сдерживала атаки противника.

Оставшаяся на судне команда со средствами ПВО участвовала в отражении атак авиации противника. В сентябре 1941 года экипажем «Авроры» был уничтожен самолет противника.

Воздушные атаки и артиллерийские обстрелы «Авроры» продолжались даже тогда, когда с судна был снято и вооружение, и экипаж. Крейсер все это время не спускал своего флага, что вызывало ярость у нацистов.

Крейсер «Аврора». 1944 год. Фото: www.russianlook.com

В роли «Варяга»

Летом 1944 года, сразу после снятия блокады Ленинграда, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного базы Нахимовского училища.

Однако новая жизнь в качестве музея началась для «Авроры» со съемок в кино. Осенью 1945 года в Советском Союзе начали снимать фильм о другом легендарном крейсере — «Варяге». Роль «Варяга» досталась «Авроре», на которой для этого установили дополнительное оборудование, в том числе четвертую, фальшивую трубу.

В 1948 году крейсер «Аврора» был установлен на постоянную стоянку у Нахимовского училища на Большую Невку. Базой училища крейсер оставался до 1960 года, когда решением Совета Министров СССР был включен в число памятников, охраняемых государством.

Орден с «Авророй»

В 1967 году в истории «Авроры» произошло еще одно уникальное событие — крейсер стал единственным на флоте дважды орденоносным кораблем. Орден Красного Знамени «Аврора» получила к 10-летию Октябрьской революции, а к 50-летию Октября крейсер наградили орденом Октябрьской революции.

Любопытно, что на ордене Октябрьской революции, которым наградили «Аврору», была изображена… сама «Аврора».

В августе 1984 года крейсер вновь был поставлен на капитальный ремонт, завершенный в 1987 году, к 70-летию революции. Днище судна было фактически построено заново, так как настоящая подводная часть крейсера находилась в критическом состоянии. Именно эта часть ремонта вызвала горячие споры и даже заставила говорить о корабле как о «новоделе».

Как бы то ни было, крейсер «Аврора» занял прочное место в истории нашей страны, став героем фильмов, песен и народного фольклора.

aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *