Содержание

десять фактов о легендарном крейсере — История России

24 мая 1900 года на воду был спущен корабль, которому предстояло стать самым знаменитым долгожителем русского флота 

Для России, особенно для России ХХ столетия, крейсер «Аврора» — один из главных символов Октябрьской революции. Главных в прямом смысле слова: его точные или символические изображения можно найти на множестве предметов советской поры – от орденов до монет, от марок до чайных чашек. А сам крейсер, поставленный на вечную стоянку в Ленинграде, был непременной частью любой официальной экскурсии по городу, ставшему колыбелью революции. Неудивительно, что за этим парадным фасадом истории знаменитого корабля оставались малоизвестными многие другие факты его действительно боевой биографии. О десяти из них сегодня, в очередную годовщину спуска легендарного корабля на воду, который состоялся 24 мая (по н. ст.) 1900 года, и рассказывает портал «История РФ».

1. «Аврора», наследница «Авроры»

Первым в русском флоте имя римской богини утренней зари Авроры получил 23 ноября 1833 года парусный фрегат типа «Спешный». Этот корабль прослужил России верой и правдой 28 лет и за это время успел по-настоящему прославить свое имя. Так, с 21 августа 1853 года по 19 июля 1854 года парусная «Аврора» совершила свое первое кругосветное плавание, а с 9 октября 1856 года по 1 июня 1857 года — второе. Формально оба плавания состоялись в рамках дальневосточного похода фрегата, который продолжался в общей сложности более трех с половиной лет. В него вошло и участие «Авроры» в обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны. Фрегат участвовал в морских боях с английскими и французскими кораблями, высаживал десанты на захваченные противником участки побережья и отражал штурмы порта Петропавловска, а в марте 1855 года помогал эвакуировать по приказу губернатора Восточной Сибири жителей, гарнизон и имущество камчатской столицы на Амур.


Фрегат «Аврора» во время бури. Картина художника Платона Бориспольца, 1838 год.


Источник: https://commons.wikimedia.org

2. Ветераны на палубе

«Аврора» немного опоздала с закладкой по отношению к своим систер-шипам — бронепалубным крейсерам 1-го ранга «Диана» и «Паллада». Предписание о ее постройке на верфи Нового Адмиралтейства было выдано только 23 июня (по н. ст.) 1896 года, и только через неполных четыре года крейсер спустили на воду. При этом торжественном моменте присутствовал царствующий император Николай II с супругой, расположившийся в Императорском павильоне. Спуск состоялся в 11.15 утра и прошел, как говорят моряки, без перегиба и течи. Чтобы подчеркнуть, что новая «Аврора» получила, согласно русской военно-морской традиции, имя своей знаменитой предшественницы, на палубе крейсера в почетном карауле стоял один из немногих матросов фрегата, доживший до торжественного дня, а на церемонии спуска присутствовал адмирал Константин Пилкин, служивший вахтенным офицером на знаменитом паруснике в годы его дальневосточного похода.


Спуск на воду крейсера «Аврора» из эллинга Нового Адмиралтейства, 24 мая 1900 года.
Легкая крытая постройка у края причала — Императорский павильон. Источник: https://topwar.ru

3. От Цусимы до Манилы

В свою первую кампанию свежепостроенная «Аврора» отправилась в 1902 году, а через два года уже стала участницей Русско-японской войны. На долю крейсера выпало участие в долгом переходе Второй Дальневосточной эскадры с Балтики на Дальний Восток и в печально знаменитом Цусимском сражении. Кстати, в Цусимском проливе «Аврора» была единственной из трех крейсеров типа «Диана»: два других корабля оставались в осажденном Порт-Артуре. Крейсер входил в состав крейсерского отряда под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и вместе с другими кораблями этой группы после завершения сражения ушел в сторону Манилы. В конечном итоге именно на борту «Авроры» в этот порт прибыл командир отряда контр-адмирал Энквист: ему пришлось перейти на крейсер, поскольку его командир капитан 1-го ранга Евгений Егорьев погиб, а принявший командование старший помощник Аркадий Небольсин был трижды ранен.


Внешний вид крейсера «Аврора» после битвы в Цусимском проливе. Фотография сделана при входе корабля
в порт Манила, Филиппины, 21 мая 1905 года. Источник: https://commons.wikimedia.org

4. Как погиб командир «Авроры»

Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев, сын коллежского асессора, был первым моряком в семье. Он окончил Морской корпус в 1874 году и с того момента неторопливо, но уверенно шагал по ступеням флотской лестницы. За четверть века он дорос до звания капитана 1-го ранга и проявил себя как отличный наставник будущих военных моряков, неоднократно назначался командиром учебных судов. Должность командира бронепалубного крейсера «Аврора» должна была стать вершиной его карьеры — и стала, хотя иначе, чем, возможно, представлялась ему самому. В разгар Цусимского сражения капитан первого ранга Егорьев был смертельно ранен в боевой рубке осколками снаряда, разорвавшегося на мостике. Его еще живым вынес и спустил в каюту матрос Андрей Подлесный, но офицер умер на руках у моряка. Поскольку вернуться в Кронштадт в обозримом будущем корабль не мог, сохранить тело командира для погребения в родной земле не было никаких шансов. 21 мая 1905 года его, по морской традиции, похоронили в море у берегов острова Лусон.


Первый командир крейсера «Аврора» капитан 1-го ранга Евгений Егорьев,
погибший в Цусимском сражении. Источник: https://www.liveinternet.ru

5. Воевавший без битв

К родным берегам «Аврора» вернулась только 19 февраля 1906 года, проведя пять месяцев интернированной в Маниле. Корабль отремонтировали и перевооружили, и крейсер продолжил службу на Балтике, совершая регулярные заграничные походы, в том числе и как учебное судно Морского корпуса. Ни в одном серьезном сражении с германскими кораблями «Аврора» так и не участвовала: видимо, ее боевая судьба раз и навсегда была исчерпана Цусимой. К тому же крейсер к 1914 году пережил достаточно много и в большой степени технически и морально устарел, потому и оставался в основном «плавающей партой». Самой крупной операцией времен Первой мировой войны, в которой «Аврора» приняла участие, стала высадка десанта в Рижском заливе: крейсер поддерживал русские войска на суше артиллерийским огнем и отбивался от атак немецкой авиации.


Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» во время службы на Балтике перед Первой Мировой войной.

Источник: https://commons.wikimedia.org

6. Настоящая история выстрела в октябре

В время Февральской революции матросы крейсера поддержали ее, а для командира корабля и старшего помощника попытка подавить матросское выступление закончилась смертью. К моменту Октябрьской революции среди членов экипажа «Авроры» было уже достаточно сторонников большевиков, чтобы крейсер однозначно выбрал их сторону. Правда, никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца он не давал. Как вспоминали сами моряки «Авроры», выстрел, который стал легендарным, был сделан в качестве предупреждения стоявшим в акватории Невы кораблям, а настоящим сигналом штурмующим стали два выстрела из Петропавловской крепости, причем выпущенные снаряды попали в окна Зимнего. Но этим активное участие крейсера в революционных событиях не исчерпывалось: именно из его радиорубки было передано знаменитое воззвание Владимира Ленина «К гражданам России». Это был первый официальный документ правительства большевиков.


«Аврора» у стенки Франко-русского завода в Петрограде, январь 1917 года.
Источник: https://commons.wikimedia.org

7. Как «Аврору» едва не пустили на слом

Революция и Гражданская война дорого обошлись русскому флоту: он потерял немалую часть кораблей и существенную часть моряков. Не стала исключением и «Аврора», которая к 1922 году лишилась артиллерии и боезапаса и встала на прикол, но вскоре вернулась в строй в качестве учебного корабля советского Балтийского флота, совершив в следующие два десятка лет несколько заграничных походов. К десятой годовщине революции легендарный крейсер был награжден орденом Красного Знамени, а накануне Великой Отечественной войны технически и морально устаревший корабль чуть было не пустили на слом. Во всяком случае, флотские историки уверенно говорят, что 16 мая 1941 года нарком ВМФ подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых кораблей, что для старого всегда означало конец истории.


Крейсеры «Профинтерн» (справа, на переднем плане) и «Аврора» (слева, на заднем плане) в порту Свинемюнде
во время зарубежного похода, 1929 год. Источник: https://commons.wikimedia.org

8. Корабельные пушки на земле

Как боевой корабль, способный дать сражение противнику в море, «Аврора» к началу обороны Ленинграда ценности уже не представляла. Но она была неплохо вооружена, и именно корабельная артиллерия стала главным достоинством крейсера. Девять 130-миллиметровых пушек с него сняли и отправили на сухопутный фронт под Дудергоф. Сухопутную батарею ждала печальная судьба: к середине сентября она перестала существовать, причем большинство орудий подорвали сами моряки, чтобы они не достались немцам.


Разоруженный крейсер «Аврора» на грунте во время блокады Ленинграда. Фото 1943 года.


Источник: https://militaryarms.ru

9. Как «Аврора» была «Варягом»

Крейсер пережил блокаду, хотя и провел большую часть времени на грунте после очередной бомбежки, а боеспособным на нем оставалось всего одно зенитное орудие. Но флаг «Аврора» не спускала, из-за чего и подвергалась регулярным немецким обстрелам. Так что снятие блокады корабль встретил в печальном состоянии. Но крейсер решено было поднять, восстановить и сохранить как морской музей и как учебный корабль новообразованного Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Пока шел ремонт, крейсер успел сняться в кино: ему отвели роль крейсера «Варяг» в одноименном фильме. После съемок корабль вернулся к ремонтной стенке, от которой он окончательно отошел только осенью 1948 года: 17 ноября крейсер занял место постоянной стоянки на Большой Невке.


Крейсер «Аврора» на месте постоянной стоянки у устья Большой Невки, Ленинград, 1960-е годы.
Источник: http://www.nashflot.ru

10. Дважды орденоносная «Аврора»

Дальнейшая судьба знаменитого корабля была куда спокойнее всей его предыдущей службы. Многочисленные ремонты мало что оставили от его первоначального вида, и в итоге это дало специалистам основание утверждать, что нынешняя «Аврора» не имеет почти ничего общего с тем, чем она была в начале ХХ века. Постепенно крейсер все больше становился музеем и все меньше учебным судном, взамен боевой истории приобретая легендарно-революционную. Вершиной этого стало награждение крейсера 22 февраля 1968 года орденом Октябрьской революции, что сделало его единственным в нашей стране дважды орденоносным кораблем. Сегодня оба ордена — Боевого Красного Знамени и Октябрьской революции — изображены на кормовом Андреевском флаге «Авроры». Как и прежде, он развевается на флагштоке, хотя сам корабль уже выведен из состава флота: в виде исключения легендарный крейсер, отмечающий 119-й день рождения, сохранил статус военного корабля — самого долгоживущего в отечественном флоте.


Кормовой Андреевский орденоносный флаг крейсера «Аврора» — единственного дважды орденоносного корабля
российского флота и единственного корабля, на флаге которого имеется его изображение. Источник: http://www.vexillographia.ru

Обложка: https://commons.wikimedia.org

histrf.ru

чем знаменит, характеристики, интересные факты

В истории крейсера «Аврора» было много памятных событий. Корабль участвовал в Цусимском сражении, спасал итальянцев во время землетрясения и сражался с немцами в Первой мировой войне. Однако многим крейсер известен благодаря холостому выстрелу, давшему сигнал на штурм Зимнего дворца.

Из трёх военных кораблей-близнецов вся слава досталась именно ему — крейсеру «Авроре». Сошедший со стапелей судоверфи в 1900 году, он не имел ничего выдающегося для своего времени. Это было рядовое военное судно. Но события, в которых ему довелось поучаствовать, вознесли корабль на Олимп славы. История крейсера Аврора богата опасными инцидентами, но он уцелел и сохранился до наших дней.

Строительство корабля

К постройке крейсера «Авроры» приступили в 1896 году. Он был последним кораблём, из серии трёх бронепалубных крейсеров для Тихого океана. Первый корабль назывался «Паллада», а второй — «Диана». Примечательно, что проект был назван не в честь первого судна, как это принято, а в честь второго — «Диана». Оно более звучное и лаконичное. Обустройство верфей началось в 1985 году:

  • Галерный островок оборудовался для корпусов кораблей «Паллады» и «Дианы».
  • Новое Адмиралтейство подготовило площадку для «Авроры».

Все корпуса были торжественно заложены одним днём, 23 мая 1987 года. Обострение отношений с Германией на Балтике внесло коррективы в программу, и сроки изготовления судов были максимально сжаты. 11 мая 1900 года корпус «Авроры» последним был спущен на воду под аплодисменты царской семьи. Далее на крейсере производились надстройки и установка силовой машины. А спустя три года, 17 июля, корабль введён в эксплуатацию.

Целый год третий крейсер не имел названия. В документации он упоминался как «Крейсер водоизмещением 6 630 т, типа «Диана». Лишь в 1987 году Николаю II предоставили перечень названий: «Аскольд», «Аврора», «Богатырь», «Боярин», «Варяг», «Гелиона», «Наяда», «Нептун», «Психея», «Полкан» и «Юнона». Больше всего царю понравилось «Аврора», имя древнеримской богини.

Рис.1 Торжественный спуск корпуса «Авроры» на воду.

Технические характеристики крейсера

Корпус «Авроры», как и двух других крейсеров этого типа — трёхпалубный. Он набирался из мягкой стали для судостроения. Броневая (карапасная) палуба имела защиту от навесного огня артиллерии врага. Каждый трюм делился 13 переборками для наибольшей живучести судна после повреждения миной. Главная силовая установка включала в себя 3 вертикально установленные машины и 24 паровых котла. Вырабатываемая энергия передавалась на валы 3 винтов. В качестве топлива использовался уголь, запасы которого достигали 1 000 тонн.

Таблица 1. ТТХ крейсера I ранга «Аврора»
Автор проектаК. К. Ратник, директор Балтийского завода
Команда (матросы, старшины), чел.550
Офицеры, чел.20
Водоизмещение, т6731,3
Длина, м126,8
Ширина, м16,8
Осадка, м6,4
Максимальная скорость, уз.19,2
Предельная дальность похода, миль4 000 (при скорости 10 узлов)
Мощность энергетической установки, л/с11 610
ГидроакустикаСтанция звукоподводной связи “Фессенден” (с 1916 г.)
Средства связиРадиостанция системы А. С. Попова
Радиостанция системы T.S.F
75-мм прожекторы системы Манжена (6 шт.)
Приборы управления стрельбойПУАО системы Н. К. Гейслера
1,4-метровые дальномеры системы Барра-Струда (2 шт.)
ВооружениеАртиллерийское
Минное
Противоминное (сети)
Торпедное

Впервые на кораблях типа «Диана» была установлена система автоматической откачки воды. Она состояла из 8 электронасосов. Изначально новшество доставило немало проблем экипажам из-за несовершенства. Проблемы удалось устранить лишь на «Авроре», перед самым походом на Тихий океан.

Бой при Цусиме

Накалившаяся военно-политическая ситуация на дальнем Востоке требовала незамедлительного укрепления Тихоокеанского флота. Из балтийских кораблей образовали отряд, куда включили «Аврору», урезав сроки её испытания. 25 сентября 1903 года крейсер снялся с якорей Большого Кронштадтского рейда. На протяжении всего пути постоянно проявлялись недочёты корабля, которые команда устраняла на ходу.

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра выступила от берегов Вьетнама в направлении Владивостока. «Авроре» досталось второе место в порядке построения кораблей и надлежало идти по кильватерному следу крейсера «Олега». Спустя две недели далеко за полночь 14 мая российская эскадра вошла в воды Корейского пролива. Там их уже поджидали японские корабли, которые были обнаружены в 6:30. С 10:30 завязался бой с головными военными судами.

«Аврора» вступила в сражение в 11:14. Сначала молодой корабль поддерживал огнём крейсер «Владимир Мономах», который доминировал в перестрелке с японским бронепалубным крейсером «Идзуми». На протяжении часа японцы усилились подкреплением, и вся мощь вражеского огня досталась «Авроре». Особенно тяжко пришлось к 15:00.

Рис. 2 «Аврора» в Цусимском сражении

Кораблю удавалось лавировать от вражеских торпед. Но не удалось избежать множественных повреждений от вражеских артиллерийских залпов. Один снаряд угодил в рубку, где осколками посекло всех находившихся. Смертельно ранило в голову капитана. Носовой отсек затопило. Мачта с флагом сбивалась и поднималась 6 раз.

К 19:00 уцелевшие российские суда отряда адмирала Энквиста: «Олег», «Жемчуг» и «Аврора», отступали в хаотичном порядке на юго-запад, покидая Корейский пролив. Поражение стало очевидным. Путь на Владивосток был закрыт. Японцы планировали добить остатки эскадры в ночи. Но российским судам удалось оторваться. На «Авроре» погибли: 1 офицер (командир судна капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев) и 8 членов команды. Отремонтированный в Маниле крейсер возвратился на Балтийское море в 1906 году.

Итальянские апельсины

В 1910-м «Аврора» находилась неподалёку от Апеннинского полуострова и зашла в порт Мессина за наградой. Крейсер ожидала золотая медаль, так как двумя годами ранее команда спасала итальянцев при землетрясении. В первую ночь швартования город начал мерцать от языков пламени. Русские моряки кинулись спасать местных жителей, опередив прибытие местных пожарных. Помимо золотой медали, ожидавшей команду 2 года, население отблагодарило экипаж за спасение при пожаре, завалив трюмы лимонами и апельсинами.

Гулльский инцидент

Во время похода на Тихий океан экипажи русских кораблей находились в напряжении и ожидали встречи с японцами в любом месте. Орудия эскадры были на постоянной изготовке. В ночь с 8 на 9 октября в 100 км от берегов Британии на отмели Банка Доггер появилось неизвестное трёхмачтовое судно в сопровождении флотилии, двигавшееся пересекающим курсом. Транспорт «Камчатка» запросил помощи, так как ему показалось, что их атакуют.

«Аврора», «Дмитрий Донской» и другие корабли включили прожекторы и начали обстреливать неизвестные суда. Когда две флотилии перемешались, «Авроре» досталось 5 снарядов от своих, так как в темноте крейсер был принят за японский корабль. В дальнейшем оказалось, что русские суда столкнулись с английскими рыболовными кораблями. В результате инцидента двое людей погибло. Произошедший случай осложнил дипотношения между Британией и Россией.

Рис.3 Гулльский инцидент

Участие корабля в Первой мировой войне

Крейсер «Аврора», как боевой корабль, не мог не принять участия в Первой мировой войне. Однако показать свою боевую мощь удалось лишь в середине военного конфликта в 1916 году. 75 мм корабельные орудия были модернизированы для эффективного поражения низколетящих самолётов. Несением боевого дежурства «Авроры» был определён квадрат в Рижском заливе, где крейсер успешно пресекал налёты авиации на боевые и гражданские суда.

Февральская революция

После перемещения фронта «Аврору» отправили на техническое обслуживание. 27 февраля 1917 года на ремонтных заводах Адмиралтейский и Франко-Русский произошла стачка рабочих. Команда крейсера захотела присоединиться к бастующим, но командир корабля М. И. Никольский решил успокоить взбунтовавшийся экипаж, стреляя по уходящим матросам из револьвера. Моряки арестовали командира и расстреляли его. После бунта командиров на «Авроре» назначал судовой комитет.

Октябрьская революция: исторический залп

После Февральской революции крейсер подчинялся Временному революционному комитету. 24 октября 1917 г. командиру корабля была поставлена задача подняться по Неве к Николаевскому мосту, который развели юнкера. Механикам-энергетикам «Авроры» удалось свести мост, воссоединив Васильевский остров и центр города. К вечеру готовился штурм Зимнего дворца. В качестве сигнала для взятия решили применить пушечный выстрел. В 21:54 «Аврора» произвела холостой залп из носового орудия, который прославил военный корабль.

Съемки в фильме о “Варяге”

Летом 1944 года действующая в блокаду администрация Ленинграда распорядилась установить «Аврору» у Петроградской набережной с последующим оборудованием на крейсере музея. Но решение было отложено на 2 года, так как осенью 1945-го начались съёмки о легендарном крейсере «Варяг». Образ «Варяга» достался «Авроре». Для этого судно восстановили после обстрелов германской авиацией, возвели 4-ю дымоходную трубу и надстроили рубки.

Крейсер «Аврора» должен был кануть в лету осенью 1941 года. Нарком ВМФ подписал указ о присвоении этого имени новому строящемуся кораблю. Два судна с одинаковыми именами запрещены на флоте. Но уничтожить крейсер помешало начало Второй мировой войны.

Рис.4 Стоянка «Авроры» в Ораниенбаумской гавани во время Второй мировой войны.

База Нахимовского училища

В 1948 году «Аврору» пришвартовали у Петроградской набережной, через дорогу от Нахимовского училища. Учебное заведение взяло шефство над крейсером. На палубах судна были организованы учебный корпус для курсантов и филиал Центрального военно-морского музея. В 1960 году советское правительство присвоило крейсеру статус памятника и перевело его на содержание государства.

Ремонт и новая жизнь корабля-музея

21 сентября 2014 года в 10:00 крейсер «Аврору» отшвартовали от набережной и отбуксировали на ремонт. Кораблю-музею предстояло проделать путь до Кронштадтского пароходного завода. В 14:50 судно заняло место в сухом доке им. П. И. Велещинского. 16 июля 2016 года «Аврору» вернули к Петроградской набережной. Корпус судна полностью обновили. Создали обновлённую экспозицию музея. В день открытия «Аврору» посетило 1 500 человек.

udiwis.ru

Выживший при Цусиме. История крейсера «Аврора» (16 фото) . Чёрт побери

24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны был спущен на воду бронепалубный крейсер «Аврора».

Везучий неудачник.

Главным событием в истории крейсера «Аврора» считается холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца в ходе Великой Октябрьской социалистической революции.

О главном же военном событии в истории крейсера — участии «Авроры» в трагическом для русского флота Цусимском сражении — известно значительно меньше. «Аврора» — несомненно, везучий корабль. Крейсер, чьи технические характеристики значительно уступали самым современным кораблям того времени, не просто сумел уцелеть в сражении, но и избежал позорной участии спускания флага перед победившим противником.

[ Спуск на воду крейсера 1-го ранга «Аврора» 24 мая 1900 г. ]

Корабль, спуск которого на воду состоялся 24 мая 1900 года в присутствии императора Николая II и императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, был принят в состав русского флота в июне 1903 года и к моменту начала русско-японской войны был одним из новейших.

[ Члены императорской фамилии на пристани верфи «Новое Адмиралтейство» после спуска на воду крейсера «Аврора». ]

Новейших, но отнюдь не самых совершенных.  Проблемы с «Авророй» начались на стадии проектирования и не заканчивались никогда. Сроки выполнения работ по постройке судна неоднократно срывались, а когда дело дошло до испытаний, то инженеры хватались за голову от огромного количества недочётов и недоделок. Из-за перегруженности казённых верфей в Петербурге, где шло строительство «Авроры», работы по её строительству велись в спешке и одновременно при недостатке рабочих рук.

[ Корпус крейсера «Аврора» на воде у стапелей Ново-Адмиралтейской верфи. ]

Машины и котлы «Авроры» оказались ненадёжными, крейсер так и не достиг планируемых показателей скорости, было немало вопросов и к вооружению корабля.

Первый поход.

[ Крейсер «Аврора» на испытаниях 14 июня 1903 года. ]

Испытания крейсера в начале 1903 года продолжались, и для доведения «Авроры» до ума требовалось ещё немало времени, но его не было. Обострившаяся обстановка на Дальнем Востоке требовала немедленного усиления Тихоокеанской эскадры, для чего на Балтике формировался специальный отряд кораблей. Морское министерство намеревалось включить в этот отряд и «Аврору», для чего было приказано завершить испытания как можно скорее.

16 июня 1903 года «Аврора» официально вошла в состав Российского императорского флота и практически сразу была включена в состав отряда контр-адмирала Вирениуса, сосредотачивавшийся на Средиземном море для скорейшего следования в Порт-Артур.

[ Отдых команды в подвесных койках на шкафуте крейсера «Аврора». ]

25 сентября 1903 года «Аврора» под командованием капитана 1-го ранга Сухотина покинула Большой Кронштадский рейд, отправившись на соединение с отрядом Вирениуса. В этом походе у «Авроры» возникла масса технических неисправностей, в том числе очередные проблемы с машинами, вызвавшие крайнее недовольство у командования. Находясь в Суэце, экипаж вынужден был устранять проблемы с рулевым приводом. В Джибути 31 января 1904 года «Аврору» застало известие о начале войны с Японией, а 2 февраля — высочайшее повеление о возвращении в Россию.

До русской военной базы в Либаве «Аврора» добралась 5 апреля 1904 года, на чём и завершился её первый поход.

Судовой священник «Авроры» погиб от «дружеского огня».

[ Крейсер «Аврора» в составе Второй Тихоокеанской эскадры. ]

Военная ситуация для России складывалась неблагоприятно, и русское командование приняло решение о формировании Второй Тихоокеанской эскадры, которой предстояло пройти через три океана и изменить ситуацию на морском театре военных действий.

На «Авроре» были проведены работы по устранению технических недостатков и усилению средств вооружения. Новым командиром «Авроры» стал капитан 1-го ранга Евгений Егорьев.

2 октября 1904 года Вторая Тихоокеанская эскадра четырьмя отдельными эшелонами вышла из Либавы для следования на Дальний Восток. «Аврора» возглавила третий эшелон кораблей в составе миноносцев «Безупречный» и «Бодрый», ледокола «Ермак», транспортов «Анадырь», «Камчатка» и «Малайя». 7 октября русские корабли были разделены на небольшие отряды. «Аврора» попала в 4-й отряд под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста и должна была двигаться вместе с крейсером «Дмитрий Донской» и транспортом «Камчатка».

Напряжение, царившее на русских судах, привело к тому, что в Северном море, у берегов Великобритании, русская эскадра приняла рыболовецкие корабли за вражеские миноносцы. В поднявшемся хаосе русские моряки обстреляли не только рыбаков, но и друг друга. В результате такого «дружеского огня» «Аврора» получила повреждения, а судовой священник отец Анастасий был смертельно ранен.

Рекордсмены по погрузке угля.

[ Крейсер «Аврора», перекрашенный в белый цвет, незадолго до ухода из Манилы, 1905 г. ]

Дальнейший поход проходил достаточно спокойно. Команда на «Авроре» подобралась сплочённая, чему немало способствовал её командир.

Старший судовой врач Кравченко писал в своём дневнике: «Первое впечатление от «Авроры» самое благоприятное. Команда весёлая, бодрая, смотрит прямо в глаза, а не исподлобья, по палубе не ходит, а прямо летает, исполняя приказания. Всё это отрадно видеть. На первых же порах меня поразило обилие угля. Много его на верхней палубе, а в батарейной палубе ещё больше; три четверти кают-компании завалены им. Духота поэтому нестерпимая, но офицерство и не думает унывать и не только не жалуется на неудобства, а напротив, с гордостью сообщает мне, что до сих пор их крейсер по погрузке был первым, брал первые премии и вообще на очень хорошем счету у адмирала».

Досуг на «Авроре» обеспечивала самодеятельная театральная труппа из моряков и офицеров, чьи постановки высоко ценили и моряки с других кораблей.

[ Штат инженер-механиков, машинных кондукторов и машинной команды Крейсер «Аврора» ]

Экипаж «Авроры» был очень силён и в вопросе погрузки угля. Так, 3 ноября на «Аврору» в условиях нестерпимой жары погрузили 1300 тонн угля с темпом 71 тонна в час, что было лучшим результатом на всей эскадре. А в последних числах декабря 1904 года при новой загрузке топлива моряки «Авроры» побили свой же рекорд, показав результат 84,8 тонны угля в час.

Если настроения команды и её подготовка тревоги у капитана Егорьева не вызывали, то вот о самом корабле этого сказать было нельзя. Лазарет и операционная устроены были так скверно, что ими в тропиках совершенно нельзя было пользоваться. Пришлось приспособлять новые помещения, устраивать возможную защиту их от артиллерийского огня. Вся провизия была сосредоточена почти в одном месте, а потому в случае затопления этой части судна 600 человек остались бы без еды. Многое в этом роде пришлось исправить. На верхней палубе пришлось устроить из запасных булливиновских противоминных сетей защиту от попаданий деревянных осколков мачт и траверзы из таких же сетей с матросскими койками для защиты прислуги орудий. Выломаны и убраны внутренние деревянные щиты бортов, могущие дать массу осколков», — писал командир «Авроры» в марте 1905 года, когда встреча с неприятелем уже близилась.

Капитан «Авроры» погиб одним из первых.

[ Капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев. ]

1 мая 1905 года Вторая Тихоокеанская эскадра после некоторой реорганизации и кратких приготовлений оставила берега Аннама и направилась во Владивосток. «Аврора» заняла своё место с правой наружной стороны колонны транспортов в кильватер крейсеру «Олег». 10 мая при полном штиле состоялась последняя угольная погрузка, уголь принимался с расчётом иметь ко входу в Корейский пролив запас, которого должно было хватить до Владивостока. Вскоре после отделения транспортов крейсера «Олег», «Аврора», «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» вместе с третьим броненосным отрядом составили левую кильватерную колонну.

В ночь на 14 мая 1905 года русская эскадра вошла в Корейский пролив, где её уже ждали японские корабли.

Для «Авроры» Цусимское сражение началось с перестрелки с японскими кораблями в 11:14. В начале боя «Аврора» поддержала огнём крейсер «Владимир Мономах», который вёл перестрелку с японским крейсером-разведчиком «Идзуми», заставив последний отойти.

С появлением третьего и четвёртого японских отрядов, которые предприняли атаку на русские транспорты, «Аврора», прикрывавшая транспортные суда, оказалась под мощным огнём противника. Крейсер получил первые повреждения.

[ Повреждения носовой части крейсера «Аврора» в Цусимском бою. ]

Но по-настоящему тяжело экипажу «Авроры» пришлось около трёх часов дня, когда японские корабли сумели подойти на близкое расстояние и поставить русские крейсеры под перекрёстный огонь.  Повреждения следовали одно за другим, в результате одного из попаданий начался пожар в опасной близости от бомбового погреба, чреватый взрывом боезапаса. Лишь благодаря самоотверженности моряков «Авроры» катастрофу удалось предотвратить.

В 15:12 75-миллиметровый снаряд попал в трап переднего мостика. Его осколки и обломки трапа попали через смотровую щель в рубку и, отразившись от её купола, разлетелись в разные стороны, ранив всех находившихся в рубке. Командир «Авроры», капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев, получил смертельное ранение в голову и вскоре скончался. Командование кораблём принял один из старших офицеров.

Экипаж не уронил честь флага.

[ Кормовой флаг крейсера «Аврора» после Цусимского сражения. ]

Спустя двадцать минут «Аврора» с трудом увернулась от вражеской торпеды. Попадание 203-милиметрового японского снаряда привело к пробоинам, в результате которых было затоплено отделение носового торпедного аппарата. Несмотря на потери и повреждения, «Аврора» продолжала вести бой. Осколками шесть раз сбивало флаг корабля, но русские моряки снова водружали его на место.

Около половины пятого вечера русские крейсеры оказались прикрытыми от огня японцев колонной русских броненосцев, что дало экипажу «Авроры» время отдышаться. Окончательно артиллерийский бой завершился около семи вечера. Поражение русской эскадры было очевидным. Уцелевшие корабли не сохранили общий строй и управление, оставшаяся в строю часть эскадры уходила с места сражения, в буквальном смысле кто куда.

[ Повреждения крейсера «Аврора». ]

К вечеру 14 мая на «Авроре» погибли её командир Евгений Егорьев, а также девять матросов. Ещё пять матросов скончались от ран. Ранения получили 8 офицеров и 74 нижних чина. К десяти вечера крейсерский отряд адмирала Энквиста насчитывал три корабля — помимо «Авроры», это были «Олег» и «Жемчуг». В темноте японские миноносцы пытались атаковать русские суда, и «Авроре» за ночь с 14 на 15 мая пришлось более десяти раз уклоняться от японских торпед.

Адмирал Энквист несколько раз попытался повернуть крейсеры на Владивосток, но путь преграждали японцы, а в возможность прорыва флотоводец уже не верил.

Возвращение.

[ Крейсер первого ранга «Аврора» на рейде Манилы после Цусимского сражения. ]

Чем дольше продолжалось вынужденное пребывание в Маниле, тем сильнее падала дисциплина на «Авроре». Новости о революционных волнениях в России вызвали брожение среди низших чинов, которое офицерам с трудом, но всё-таки удалось успокоить.

Ремонт «Авроры» был завершён в августе 1905 года, незадолго до того, как в Портсмуте был подписан мирный договор между Россией и Японией. Русские суда начали подготовку к возвращению домой. Новым командиром «Авроры» был назначен капитан 2-го ранга Барщ.

10 октября 1905 года, после окончательного утверждения сторонами русско-японского договора, официальный Вашингтон снял все ограничения на действия русских кораблей. Утром 15 октября «Аврора» в составе отряда кораблей, которым было предписано вернуться на Балтику, взяла курс на Россию.

[ Повреждения в дымовых трубах крейсера «Аврора». ]

Обратный переход был также длительным. Новый 1906 год «Аврора» встретила в Красном море, где получила приказ следовать в Россию самостоятельно. При этом на её борт перешли 83 моряка с крейсера «Олег», подлежавших демобилизации. После этого «Аврора» превратилась в настоящий «крейсер дембелей» — из экипажа самой «Авроры» должны были демобилизоваться по возвращению в Россию около 300 нижних чинов.

В начале февраля 1906 года, во время стоянки во французском Шербуре, произошёл инцидент, пророчески указавший на будущую славу «Авроры» как корабля революции. Французская полиция получила информацию, что экипаж судна закупил партию револьверов для революционеров в России. Обыск на «Авроре», однако, никаких результатов не дал, и крейсер продолжил путь домой.

19 февраля 1906 года «Аврора» бросила якорь в порту Либавы, завершив самый длительный в своей истории военный поход, продлившийся 458 дней. 10 марта 1906 года, после увольнения всех матросов, подлежащих демобилизации, в экипаже крейсера осталось чуть более 150 человек. «Аврора» была переведена в резерв флота.

До главного выстрела крейсера оставалось 11 с половиной лет…

chert-poberi.ru

«Вечный» крейсер «Аврора» | Хронотон

Просто «пароход»

Путь крейсера «Аврора» от стапелей до вечной стоянки напротив гостиницы «Санкт-Петербург» был насыщен как приключениями, так и серьезными подвигами. Правда, стоит заметить, что сам крейсер изначально мало подходил для героической роли.

Строить «Аврору» начали в Санкт-Петербурге на заводе «Новое Адмиралтейство» 4 июня 1897 года, закончили — 24 мая 1900 года. В июле 1903 года крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России. Свое название крейсер получил в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов.

Надо сказать, что сам проект был довольно «сырым»: маломощные машины, слабенькая артиллерия. После спуска крейсера на воду во флоте даже родилась грубоватая шутка, что, мол, от обычного пассажирского парохода «Аврора» отличается более низкой скоростью и небольшим количеством орудий.

Однако, несмотря на насмешки, уже в 1905 году «Авроре» довелось показать себя с хорошей стороны. Из Балтики крейсер отправился в Тихий океан, а 27-28 мая «Аврора» вместе с двумя другими крейсерами с честью выдержала Цусимское сражение, оторвалась от японцев и смогла добраться до порта Манила (Филиппины).

Там же, при Цусиме, на корабль была возложена еще одна миссия: на «Авроре» в боевых условиях (а такое случилось впервые в мировой практике) была опробована рентгенографическая установка, что помогло спасти жизни многим морякам.

В Маниле русские крейсера были интернированы и позже уничтожены, все… кроме «Авроры». Ей и на этот раз повезло. В 1906 году крейсер своим ходом вернулся в Балтийское море и стал учебным судном.

Командир революционного крейсера

Февраль 1911 года экипаж «Авроры» встретил в Средиземном море — крейсер шел полным ходом в сицилийский порт Мессину за заслуженной наградой: нужно было получить золотую медаль, присужденную экипажам русских боевых кораблей за героизм в ликвидации последствий большого землетрясения, обрушившегося на Сицилию в 1908 году.

Кстати говоря, в 2006 году именно в память об этом событии в Мессине одна из улиц была названа в честь Военно-морского флота России. Прибытие крейсера в Мессину совпало с очередной трагедией — в городе начался страшный пожар. И вновь русские моряки не подкачали: экипаж корабля принял активное участие в тушении огня и тем самым навеки закрепил любовь и уважение к российскому флоту в сердцах сицилийцев.

Вскоре началась Первая мировая война, в которой «Аврора» принимала довольно активное участие. Правда, уже через год корабль пришлось отправить на модернизацию (ему добавили еще пушек), а в 1916 году «Аврора» ушла в Петроград, чтобы встать уже на капитальный ремонт. В 1917 году большая часть экипажа крейсера перешла на сторону большевиков.

Надо сказать, что революционным символом крейсер «Аврора» стал совершенно случайно. Большевикам необходимо было захватить Николаевский мост (ныне — мост лейтенанта Шмидта), чтобы верные Временному правительству войска не смогли развести его и отрезать Васильевский остров от центра города. «Аврора» оказалась единственным серьезным боевым кораблем, чья осадка позволяла войти в устье Невы.

То, что сигналом к штурму Зимнего дворца послужил выстрел «Авроры» — всем хорошо известно. Правда, надо сказать, что это был не сигнал, а скорее демонстрация силы. Пыж, вылетевший из ствола при холостом выстреле, пробил две стены Зимнего и наглядно показал, что при использовании боевых зарядов все будет гораздо хуже. Так что вряд ли после этого последовал штурм, аналогичный тому, что показан в фильме Эйзенштейна. После такой демонстрации защитникам Временного правительства оставалось только сдаться.

В те смутные дни командование кораблем взял на себя двадцатисемилетний старший лейтенант Николай Адольфович Эриксон. Именно он, опасаясь, что революционные матросы посадят крейсер на мель, вывел «Аврору» на боевую позицию. В советской истории о нем нет ни слова потому, что в 1922 году Николай Эриксон благоразумно эмигрировал в Швецию. Скончался капитан революционного крейсера в 1946 году в Монреале (Канада).

Киногерой

А «Аврора» продолжала жить, хотя казалось, что жить ей осталось недолго. В смутные предвоенные годы (1939-1940) крейсер еще служил плавучей базой для подводных лодок. Однако 16 мая 1941 нарком ВМФ СССР Николай Кузнецов подписал приказ о присвоении имени «Аврора» одному из новых крейсеров, а, как известно, на флоте два корабля с одним именем существовать не могут. Следовательно, революционную «Аврору» планировалось, как это называется у морских спецов, «пустить на иголки».

Крейсер спасла Вторая мировая война. Разбирать во время вражеского нападения худо-бедно, но все-таки боевую технику казалось кощунством. Да и не до того было.

В 1946 году легендарной «Авроре» довелось сняться в кино, где она изображала собой не менее легендарный крейсер «Варяг». Ей пристроили четвертую трубу, добавили необходимое количество пушек и несколько видоизменили корму. Эти два корабля совершенно непохожи друг на друга, но для невзыскательного зрителя «подделка» прошла незаметно. Параллельно корпус «Авроры» был усилен бетоном.

Надо сказать, что если в корпус судна с целью его сохранения начинают заливать бетон — значит, восстановлению он уже не подлежит. Так и получилось. В августе 1984 года «Аврору» перевели буксирами к докам Ленинградского судостроительного завода имени Жданова для «капитального ремонта и переоборудования». После «капитального» ремонта корабль напрочь лишился своей латаной-перелатаной подводной части — ее отрезали и приспособили в качестве дебаркадера для разделки рыбы в совхозе «Ручьи». Правда, на плаву он продержался недолго и вскоре целиком лег на дно. Шестиметровые борта днища легендарной «Авроры» и сейчас можно увидеть возле старого пирса деревни Ручьи.

Верхняя часть крейсера все это время служила музеем революции, памятником Великого Октября. Затем речь пошла о том, чтобы превратить стодесятилетний боевой крейсер в памятник отечественного кораблестроения начала XX века. То есть восстановить каюты офицеров, матросские кубрики, прачечную, карцер, церковную палубу с атрибутами религиозного культа. Кое-какие подвижки в эту сторону уже сделаны. К примеру, в 1998 году на «Авроре» восстановили корабельную церковь с иконостасом. Сейчас «Аврора» — образцовый музей, который за год посещают до полумиллиона человек.

www.chronoton.ru

Крейсер «Аврора»: корабль-история, корабль-легенда — Великая армия!

Недолог век кораблей и конец их обычно печален: морское дно или стенка судостроительного завода, где они режутся на металлолом. Однако существуют и немногочисленные исключения – это знаменитые корабли, которые после окончания своей службы становятся памятниками или музеями. Пересчитать подобные случаи можно на пальцах: «Куин Мери» и «Миссури» в США, «Микаса» в Японии, «Катти Старк» и «Виктория» в Великобритании. В России также есть легендарный корабль, который изменил ход не только отечественной, но и всей мировой истории. Конечно же, это знаменитый крейсер «Аврора».

У большинства наших соотечественников крейсер «Аврора» в первую очередь ассоциируется с холостым выстрелом, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца в октябре 1917 года. Но это не слишком справедливо: крейсер был участником самых судьбоносных событий в истории России прошлого столетия. И революция – всего лишь одно из них.

«Аврора» сумела выжить в аду цусимского боя, избежала гибели во время Первой мировой войны и была восстановлена после затопления в ленинградскую блокаду. Судьба явно хранила крейсер. Сегодня этот корабль является одним из самых знаменитых музеев Санкт-Петербурга, ежегодно его посещает до полумиллиона туристов. В настоящее время крейсер находится на очередном ремонте, власти города обещают, что на свое законное место «Аврора» вернется уже 16 июля.

История корабля

В начале прошлого столетия российский военный флот стремительно рос и пополнялся новыми вымпелами. В 1900 году на Адмиралтейских верфях, что в Санкт-Петербурге, на воду был спущен новый крейсер типа «Диана». В российском флоте издавна существовала традиция называть новые суда именами прославленных в прошлом кораблей, поэтому крейсер назвали «Аврора» в честь фрегата, отличившегося во время Крымской войны.

На церемонии спуска корабля на воду присутствовал российский император Николай II.

«Аврора» относился к крейсерам первого класса или к так называемым бронепалубным крейсерам, у которых палуба имела броневую защиту от навесного огня вражеской артиллерии. Нельзя сказать, что новый корабль отличался выдающимися боевыми качествами: он мог развивать ход в 19 узлов (новейшие броненосцы того времени давали 18), его восемь шестнадцатидюймовых орудий также не впечатляли своей огневой мощью. Но вести разведку, уничтожать вражеские транспортные суда и защищать линейные корабли от миноносцев он был вполне способен.

 

Геополитическая обстановка в начале прошлого столетия была сложной. Россия находилась в состоянии настоящей холодной войны с Великобританией, в Европе стремительно набирала силу Германия. На Дальнем востоке назревал конфликт с Японией.

После нападения японцев на Порт-Артур «Аврора» попала в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, которая под командованием адмирала Рожественского должна была отправиться из Санкт-Петербурга на Дальний восток, чтобы прийти на помощь осажденной русской крепости.

Данная затея изначально выглядела как авантюра, в итоге она привела к разгрому при Цусиме — самому тяжелому поражению в истории российского флота. Во время сражения «Аврора» выполняла приказ адмирала – охраняла транспорты. В крейсер попало восемнадцать вражеских снарядов разных калибров, корабль получил серьезные повреждения, около ста человек команды были ранены или убиты. В бою погиб командир крейсера.

После прекращения артиллерийской дуэли российские военные корабли были атакованы японскими миноносцами. Именно они нанесли самый серьезный урон российской эскадре. Крейсера должны были охранять свои линейные корабли, но вместо этого они бросили свои главные силы и взяли курс на Филиппины, где были разоружены и простояли до конца войны.

Приказ бежать с поля боя был дан контр-адмиралом Энквистом, который командовал отрядом крейсеров. После возвращения кораблей на родину военное руководство не знало, как поступить с адмиралом: наградить его за спасение судов или отдать под суд за трусость и нерешительность. В конце концов, на него просто махнули рукой.

«Аврора» вернулась в Санкт-Петербург в 1906 году, после чего корабль встал на ремонт, в 1915 году крейсер прошел модернизацию и приобрел знакомый нам внешний облик. Была усилена артиллерия крейсера, число орудий главного калибра довели до четырнадцати.

Во время Первой мировой войны «Аврора» действовала на Балтике, корабль входил в состав второй бригады крейсеров. Они гонялись за немецкими крейсерами, уничтожали вражеские тральщики и минные заградители, вели дозорную службу в Финском заливе.

Уже в 1914 году на Балтике немцы начали использовать новое для того времени оружие – подводные лодки. В октябре того же года германская подлодка U-26 столкнулась с двумя российскими крейсерами: новой «Палладой» (старая погибла под Порт-Артуром) и «Авророй». В качестве цели для атаки капитан подлодки выбрал более современную «Палладу». От попадания торпеды сдетонировал боекомплект корабля, крейсер в считаные секунды ушел под воду. Спасенных не было. «Аврора» успела укрыться в шхерах. Так, благодаря случайности, корабль второй раз избежал гибели.

 

Революционные события 1917 года хорошо всем известны, об этом написаны сотни книг и статей. Можно отметить, что угроза открыть огонь по Зимнему дворцу была откровенным блефом – корабль находился на очередном ремонте, и боекомплект с него был выгружен.

После революции «Аврора» превратилась в учебный корабль: он совершил несколько походов, участвовал в маневрах. В 1933 году крейсер превратили в несамоходную плавучую учебную базу.

Во время Великой Отечественной войны с крейсера были сняты орудия главного калибра, они обороняли подступы к городу. Немцы много раз бомбили и обстреливали корабли Балтийского флота, но их не слишком интересовал лишенный артиллерии крейсер-ветеран. Несмотря на это, «Аврора» получила полагающуюся ей порцию вражеских снарядов. 30 сентября 1941 года в результате артиллерийского обстрела корабль получил серьезные повреждения и сел на грунт.

После снятия осады с города «Аврора» была реанимирована. Ее подняли и отправили на очередной ремонт. Было принято решение сделать из «Авроры» корабль-музей. С крейсера сняли все котлы, механизмы и ходовые винты, установили артиллерию, которая была на нем в 1915 году. В послевоенные годы «Аврора» превратилась в символ революции, в своеобразный фетиш для всего населения огромной страны.

Изображение этого корабля можно было встретить везде, на открытках, марках, монетах. Его роль в революционных событиях всячески превозносилась. Силуэт крейсера стал таким же символом Санкт-Петербурга, как Исаакиевский собор и Медный всадник. Об «Авроре» писали книги, слагали песни, снимали фильмы.

Последний капитальный ремонт крейсер производился в середине 80-х годов. Его причиной стала сильная изношенность корпуса, во многих местах он просто сгнил. В трюмах постоянно работали насосы, вычерпывавшие каждый день несколько десятков тонн воды. Стало понятно, что без капитального ремонта корабль просто пойдет ко дну.

Именно с этим ремонтом связаны слухи о том, что нынешняя «Аврора» ненастоящая.

Работы проводились на Северной верфи. Рабочим пришлось срезать всю подводную часть крейсера и заменить ее на новую. Не менее серьезной переделке подверглась и надводная часть судна. Была проведена и реконструкция внутренних помещений, которым пытались придать первозданный вид. Некоторые агрегаты и машины корабля были заменены макетами.

Оценки проведенных работ существуют разные, но многие историки считают, что в 1987 году на место вечной стоянки корабля вернулся уже «новодел». Слишком мало в нынешнем крейсере «Аврора» осталось от того корабля, который сошел со стапелей в 1900 году.

Подводную часть крейсера после ремонта не стали резать на металлолом, а отбуксировали к поселку Ручьи (неподалеку от Санкт-Петербурга) и там затопили.

В 2010 году «Аврора» был выведен из состава ВМФ РФ и передан Центральному военно-морскому музею. В 2013 году Шойгу заявил, что крейсер ожидает еще один ремонт, во время которого он будет оснащен дизель-электрической установкой. То есть, корабль опять станет ходовым.

В новейшей российской истории крейсер «Аврора» неоднократно упоминался в связи с целым рядом громких скандалов, получивших широкий резонанс в обществе. Дело в том, что представители городской элиты (включая губернатора Санкт-Петербурга) облюбовали корабль-музей для празднования корпоративов и иных вип-вечеринок.

В 2014 году начался запланированный ремонт, который должен закончиться в нынешнем году. Так, по крайней мере, обещали власти Санкт-Петербурга. Возвращение «Авроры» намечается на 16 июля. Однако есть все основания полагать, что когда крейсер вернется на свое место, он еще менее будет напоминать тот корабль, спуск на воду которого благословлял сам российский император.

Описание

«Аврора» относится к классу крейсеров I ранга. Ее полное водоизмещение составляет 6731,3 т, максимальная скорость – 19,2 узла. Корабль мог пройти экономичным ходом (10 узлов) расстояние в 4 тыс. морских миль.

Главная энергетическая установка судна состояла из трех вертикальных паровых машин тройного расширения и 24 паровых котлов. Ее общая мощность равнялась 11610 л. с.

Судно двигалось за счет вращения трех винтов.

Максимальный запас угля, который крейсер мог принять на борт, составлял 1 тыс. тонн.

Экипаж крейсера – 570 человек, включая 20 офицеров.

В 1903 году «Аврора» имела следующее артиллерийское вооружение: восемь 152-мм орудий главного калибра системы Канэ, двадцать четыре 75-мм орудий системы Канэ, восемь 37-мм орудий системы Гочкиса и два 63,5-мм десантных орудия Барановского.

Торпедное вооружение было представлено одним надводным и двумя подводными торпедными аппаратами. В состав минного вооружения входили 35 мин 254-мм калибра. С 1915 года крейсер вооружили 150 минами типа «1908».

Палуба крейсера имела бронирование 38-63,5 мм, а боевая рубка – 152 мм.

big-army.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *