Убийственная правда: шансы крейсера «Петр Великий» поразить американский авианосец ничтожны
Некоторые классы и типы боевых кораблей вызывают у общества завышенные ожидания, а приписываемый им якобы огромный боевой потенциал отражается в громких прозвищах, таких, например, как «убийца авианосцев», – именно так именуют в прессе ракетные крейсеры проекта 1164. Насколько это соответствует их реальным возможностям? Способны ли они уничтожить наиболее мощные боевые корабли современности – американские тяжелые авианосцы (АВТ)?
На тяжелые атомные ракетные крейсеры проекта 1144 (наиболее известный из которых «Петр Великий»), ракетные крейсеры проекта 1164 и подводные лодки проекта 949А (типа «Курск») действительно возлагаются большие надежды. Но способны ли они, действуя в составе группы численностью два-три корабля (как это имеет место сегодня при выполнении нашим ВМФ различных задач поддержки российской дипломатии и демонстрации флага), уничтожить или хотя бы вывести из строя американский авианосец?
Обратимся к основным тактико-техническим характеристикам этих кораблей.
Наши возможности
Ракетный крейсер проекта 1164 при водоизмещении более 11 000 тонн имеет в качестве основного вооружения комплекс ударного ракетного оружия П-1000 «Вулкан» с боезапасом 16 противокорабельных ракет. Максимальная дальность стрельбы – 550 километров.
Основное зенитное вооружение корабля представлено многоканальным комплексом «Форт» (С-300Ф) с дальностью стрельбы до 90 километров.
Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144 при водоизмещении более 25 000 тонн оснащен противокорабельными ракетами «Гранит» с дальностью стрельбы около 500 километров. Корабль имеет на борту 20 таких ракет.
В качестве основного зенитного вооружения корабль располагает двумя многоканальными комплексами «Форт», аналогичными тем, что установлены на крейсерах проекта 1164.
На обоих кораблях предусмотрено базирование вертолетов Ка-27, которые могут использоваться для выдачи целеуказания главному ракетному комплексу на удалении до 300–400 километров.
По оценке западных экспертов, для уничтожения или вывода из строя таких кораблей требуется попадание четырех – шести противокорабельных ракет «Гарпун» или двух-трех «Томагавков».
Подводная лодка проекта 949А имеет в качестве главного вооружения ракетный комплекс «Гранит», аналогичный установленному на крейсерах проекта 1144.
Основным средством поиска соединений надводных кораблей на этой подводной лодке является гидроакустический комплекс.
Единая боевая система
Американские авианосцы практически всегда действуют в составе авианосных ударных групп или авианосных ударных соединений. Типовой состав такой группы включает один авианосец, шесть – восемь надводных кораблей прикрытия, в том числе два-три ракетных крейсера типа «Тикондерога» и столько же эсминцев УРО типа «Орли Берк», а также две-три атомные подводные лодки, в основном типа «Лос-Анджелес».
Авианосное соединение может включать до двух – четырех авианосных ударных групп, действующих в едином боевом порядке.
В настоящее время основу американского авианосного флота составляют корабли типа «Нимиц» различных модификаций. Имея водоизмещение около 95 000 тонн, они в качестве главного своего оружия располагают авиагруппой палубной авиации общим числом до 100 единиц различных летательных аппаратов.
Типовой состав авиакрыла авианосца включает 48 штурмовиков-истребителей F/A-18С, E, F и D, 10 противолодочных самолетов «Викинг», четыре – шесть самолетов-заправщиков, столько же самолетов РЭБ, четыре самолета-разведчика, четыре – радиолокационного дозора и управления типа Е-2С «Хокай», 10–16 противолодочных и поисково-спасательных вертолетов.
Авиакрыло авианосца составляет основу ударной мощи авианосной ударной группы и обеспечивает все виды ее обороны.
Ракетные крейсеры и эсминцы УРО являются основой системы обороны авианосной группы.
Ракетные крейсеры типа «Тикондерога» при водоизмещении около 9600 тонн в качестве главного вооружения имеют различные виды ракетного оружия, расположенные в двух универсальных вертикальных подпалубных пусковых установках Mk-41 общей емкостью 122 ячейки.
Типовая загрузка ракетного оружия включает 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2». Кроме этого, корабль располагает 16 ракетами «Гарпун» в палубных пусковых установках.
Эсминцы УРО типа «Орли Берк» по составу и номенклатуре вооружения аналогичны крейсерам типа «Тикондерога», отличаясь от них лишь сокращенным количеством боекомплекта. Так, эти корабли располагают 96 ячейками универсальных вертикальных пусковых установок.
Оба типа корабля оснащены боевой информационно-управляющей системой «Иджис».
Авианосцы, крейсеры и эсминцы располагают развитой системой средств радиоэлектронного подавления, позволяющей им существенно снижать вероятность поражения противокорабельными ракетами.
Можно полагать, что для вывода из строя или уничтожения американского авианосца потребуется попадание четырех – семи тяжелых российских противокорабельных ракет. Аналогичный показатель для крейсеров и эсминцев составит от одной до трех единиц.
Многоцелевые атомные подводные лодки типа «Лос-Анджелес» имеют 12 пусковых установок, в которых способны разместиться противокорабельные ракеты «Томагавк» и четыре торпедных аппарата с боекомплектом 24 торпеды.
Решая задачу борьбы с надводными кораблями противника, авианосная ударная группа способна наносить удары палубной авиации в составе до 40 самолетов на удалении до 600–800 километров и ракетами «Томагавк» до 500–600 километров от центра ордера, имея в залпе до нескольких десятков таких ракет.
Противолодочная оборона авианосной ударной группы строится на глубину до 600 и более километров от авианосца. Противовоздушная – до 700 километров от центра ордера. Ее основу в дальней и средней зонах составляет палубная истребительная авиация, способная бороться и с крылатыми сверхзвуковыми ракетами. В ближней зоне основа системы ПВО состоит из многоканальных зенитных огневых средств кораблей охранения коллективной обороны.
В целом авианосная ударная группа США представляет собой единую боевую систему, в которой разнородные силы и средства действуют под управлением единой автоматизированной системы управления корабельного соединения, решая в едином комплексе все задачи обороны и наступления, возлагаемые на него.
Вероятность поражения – ноль
Для того, чтобы поразить авианосец из состава авианосной ударной группы, наша корабельная группа во главе с ракетным крейсером или ракетная подводная лодка должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы и классифицировать ее, сблизиться на дистанцию применения ракетного оружия, сохранив боеспособность, получить целеуказание с определением места авианосца в ордере и пустить ракеты, которые, преодолев противодействие средств ПВО и РЭБ, должны поразить авианосец.
Рассмотрим возможности реализации этого комплекса событий.
Собственные возможности корабельной группы в составе ракетного крейсера и одного – трех кораблей охранения и обеспечения по ведению разведки ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, то есть несколькими десятками километров.
Имеющиеся на борту кораблей вертолеты для использования в интересах поиска корабельных соединений противника в больших по площади районах малопригодны в силу недостаточного числа этих машин на борту кораблей соединения (максимум два вертолета на наиболее крупном корабле) и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания и то на неполную дальность применения ракетного оружия.
Возможности ракетных подводных лодок 949А проекта по ведению разведки существенно шире. С помощью своей гидроакустики они могут обнаруживать шумы авианосных групп на удалении более ста морских миль. То есть при нахождении подводной лодки в дальней зоне противолодочной обороны авианосной группы, где существует определенная (хотя и небольшая) вероятность ее уничтожения.
Однако классифицировать и тем более определить боевой порядок соединения противника с выявлением главного ордера с такого расстояния невозможно. Необходимо будет сблизиться с противником до нескольких десятков морских миль. То есть войти в среднюю зону противолодочной обороны соединения противника, где вероятность ее уничтожения уже весьма существенна.
Когда создавались эти крейсеры, то есть при советском Военно-морском флоте, их деятельность предполагалось осуществлять при поддержке системы военно-морской разведки на океанском (морском) ТВД. Она опиралась на развитую систему радио- и радиотехнической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные на территории не только СССР, но и других государств. Имелась у нее и эффективная система морской космической разведки, позволяющая не только обнаруживать и следить за корабельными соединениями противника, но и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей акватории Мирового океана.
В распоряжении каждого из океанских флотов были один-два полка разведывательной авиации, основу которых составляли самолеты, позволяющие вести разведку в дальней морской и океанской зонах – Ту-95РЦ и Ту-16Р.
Наконец, многочисленный и боеготовый атомный подводный флот позволял на постоянной основе держать в море от 10 до 30 и более атомных подводных лодок, которые также решали задачи разведки корабельных соединений противника.
Такая система разведки давала возможность выявлять и отслеживать американские авианосные соединения с момента их выхода из базы.
Сегодня из всей этой мощи остались фактически лишь ограниченное число атомных подводных лодок и существенно сокращенная система радио- и радиотехнической разведки, потерявшая к тому же все свои зарубежные центры (в частности Лурдес на Кубе и Камрань во Вьетнаме). От разведывательной авиации океанской зоны остались единичные самолеты. Эти силы не позволяют вести эффективную разведку важных районов морей и океанов, тем более обеспечить в требуемом объеме разведывательными данными наше соединение для эффективного удара по авианосцу.
Иная картина складывается у авианосного соединения, которое только своими силами способно контролировать воздушное и надводное пространство на глубину до 800 километров и более.
Имея такое превосходство, авианосное соединение будет способно не допустить наши ракетные крейсеры на дистанцию ракетного залпа, безнаказанно (даже не будучи обнаруженным) нанося по нему удары палубной авиацией и ракетами большой дальности.
В этом отношении положение ракетной подводной лодки существенно лучше. Она способна обнаружить и скрытно сблизиться с авианосным соединением противника. Однако вероятность ее обнаружения и уничтожения при этом весьма высока.
Но и в случае обеспечения надлежащей разведывательной информацией нашему небольшому корабельному соединению будет необходимо сблизиться с авианосным соединением на дистанцию стрельбы ракетным оружием.
Имея превосходство в дальности применения палубной авиации, противник нанесет по нашему соединению авиаудары составом до 40 машин, из которых около 25 оснащены двумя ракетами «Гарпун». Ударные самолеты и ракеты будут прикрываться самолетами РЭБ.
Залп в 40–50 крылатых ракет наше корабельное соединение отразить не сможет.
В этих условиях самые мощные ЗРК нашего корабельного соединения «Форт» смогут уничтожить лишь по несколько ракет каждый. Средства самообороны каждого из кораблей еще в самом лучшем случае уничтожат по одной-две ракеты, часть уведут на помехи. В итоге более двух десятков ракет поразят свои цели. Можно уверенно утверждать, что в итоге наши корабли, включая ракетный крейсер, будут с высокой вероятностью потоплены.
Если этого окажется недостаточно, удар может быть повторен.
То есть наше корабельное соединение даже не сможет подойти на расстояние ракетной стрельбы.
Условия преодоления противодействия противника для ракетной подводной лодки проекта 949А существенно лучше. Однако и в этом случае вероятность ее гибели до выхода на позицию применения оружия существенна.
Если же допустить, что наш ракетный крейсер или ракетная подводная лодка достигли позиции залпа и произвели его, то шансы поразить авианосец все равно невелики.
Залп из 16, 20 или 24 ракет против корабельного соединения, насыщенного многоканальными системами ПВО, прикрытого истребителями боевого воздушного патруля, располагающего мощными средствами РЭБ, вряд ли достигнет цели.
Две-три ракеты могут быть уничтожены истребителями. Каждый из ракетных крейсеров и эсминцев УРО способен поразить несколько ракет. Если учесть, что число кораблей, которые в состоянии принять участие в отражении ракетного удара, может составить три-четыре и даже больше, становится ясно, что непораженными останутся буквально единицы ракет. Их уничтожат зенитные средства самообороны или уведут от цели радиоэлектронные помехи.
Шансов достигнуть попадания хотя бы одной ракетой весьма невелики.
Таким образом, можно констатировать, что даже при условии успешного пуска своих ракет по американскому авианосному соединению шансы российского ракетного крейсера его поразить ничтожны. А с учетом других факторов они практически сводятся к нулю.
Как уравнять силы
Итак, мощной сбалансированной группировке противника, насчитывающей около десятка боевых кораблей, несколько подводных лодок и около 100 самолетов, противостоят лишь два-три боевых российских корабля.
Сопоставление ТТХ американских крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев УРО типа «Орли Берк» с нашими кораблями показывает, что они как минимум не уступают российскому крейсеру проекта 1164 и если уступают, то незначительно крейсеру проекта 1144.
При этом против шести крейсеров российского ВМФ, половина из которых небоеспособна, США способны выставить около 50 равноценных им боевых кораблей.
Поэтому рейды малочисленных российских групп боевых кораблей, направляемых в отдаленные районы Мирового океана и горячие точки, имеют практически исключительно политическое значение. Их военное влияние незначительно.
Чтобы успешно противостоять авианосной группе США, наш флот обязан противопоставить ей адекватное оперативное соединение.
Его численность должна быть сопоставима с авианосной группой: один – три ракетных крейсера проектов 1164 и 1144 в охранении пяти – восьми надводных кораблей класса эсминец, большой противолодочный корабль, фрегат, три – шесть ракетных подводных лодок проека 949А, четыре-пять многоцелевых подводных лодок при поддержке дивизии двух-трехполкового состава морской ракетоносной или дальней авиации, минимум эскадрильи разведывательных самолетов океанской зоны. На Северном флоте в состав ударной группировки может быть включен авианосец проекта 1143.5. С его введением боевой состав ударной группировки надводных кораблей может быть сокращен на 20–30 процентов.
Такая группировка в состоянии сформировать ракетный залп, равноценный американскому: 40–50 ракет и более. В бою с американским авианосным соединением наша группировка способна его разгромить и уничтожить авианосец. Однако при этом сама понесет весьма ощутимые потери и будет нуждаться в восстановлении боеспособности.
Каждый из наших океанских флотов сможет создать лишь одно такое соединение (если восстановят боеспособность кораблей). Американцы в состоянии выставить против каждого из них не менее четырех авианосных групп.
Кораблестроительная программа СССР позволяла поддерживать паритет военно-морских вооружений с США на приемлемом уровне. Упоминаемые выше крейсеры вводились в состав нашего флота практически синхронно с американскими «Тикондерогами».
Наш флот имел к 1991 году пять авианесущих крейсеров, один из которых был полноценным авианосцем. Планировалась постройка к 2000-му еще трех атомных авианосцев типа «Ульяновск».
Россия могла бы, обладая мощным флотом, гарантированно защищать свои интересы практически в глобальном масштабе. Сегодня она этой возможности лишена. Такова цена рыночных реформ.
Константин Сивков,
первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук
Военно-промышленный курьер № 38 (506) за 2 октября 2013 года http://vpk-news.ru/articles/17631
b-port.com
Атомный крейсер Петр Великий ТАРКР
Атомный крейсер Петр Великий ТАРКР, самый известный крейсер российского флота. В число главных боевых задач входят уничтожение крупных надводных целей, поиск и поражение атомных подводных лодок противника, защита морских соединении различного назначения от атак как из-под воды, с воздуха или надводных угроз (и мало кто задумывается, что морских соединений, у нас давно и нет, группа кораблей не в счет). Где то, даже написано уничтожение авианосных групп противника, о как.

Атомный крейсер Петр Великий ТАРКР заход в Кейптаун
Статья написана не морским офицером и даже не мичманом, все материалы и факты взяты из открытых источников лежащих в свободном доступе. Не претендует на истину в последней инстанции, это всего лишь взгляд на кусочек нашего флота.

ТАРКР на рейде Тулона
«Петр Великий» российский тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) воплощение мощи и уникальности. Таких крейсеров больше нет ни в одной другой стране мира (все это можно прочитать на любом сайте, и в вики-пики то же). Круто, офигеть. Неужели американцы, располагающие самой сильной промышленностью, не смогли построить атомный крейсер. Оказывается строили (но только они, то ли у других не получилось, то ли не захотели), и в немалых количествах. Правда несколько более меньшими и назначение у них было иное, экскортники (главная ударная сила американцев все таки авианосцы), наш же крейсер ударник, с возможностями защиты. Вскоре америкосы отказались от дальнейшего строительства атомных крейсеров, сочтя трудности эксплуатации корабля (у нас с этим те же проблемы, техобслуживание осуществляется силами предприятия строителя), и последующей утилизации атомной энергетической установки, скажем мягко высокозатратными. И приступили к штамповке кораблей пачками с газотурбинными установками.

Матросы ТАРКР «Петр Великий» на сигнальном мостике. Отработка задач боевой подготовки. 2010 год
В военно-морских кругах бытовало обоснованное мнение, будто бы создать надводный корабль-рейдер в условиях современной войны невозможно. Мол, без прикрытия с воздуха он будет обречен на почти мгновенное уничтожение. Но советским конструкторам удалось решить эту, казалось бы, невыполнимую задачу. За счет внедрения комплекса высокоэффективного оборонительного оружия корабли проекта 1144 имеют высокую боевую устойчивость и живучесть — это вынуждены были признать все ведущие западные эксперты. Другое дело, что цена разрешения этой проблемы оказалась непомерно высокой. И по критерию «стоимость — эффективность» концепция «Орлана» остается весьма спорной. В этом заключается главная причина, по которой строить подобные корабли не решилась больше ни одна страна мира.

ВПУ ЗРК «Форт» ТАРК Петр Великий
Так что таких атомных крейсеров такого размера, в обозримом будущем, точно больше не будет ни в одной стране.
Атомный крейсер ТАРКР «Петр Великий» — самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. Большой это хорошо, неавианесущий это скорее плохо. Тут =>> Авианосцы России потерянный флот.
Я и не проектировщик, но как мне видится именно военные должны заказывать тип и класс корабля, который будет необходим им для выполнения той или иной боевой задачи. Тех задание было на корабль 8000 тонн водоизмещением, а на выходе получили 25 860 т (но это же совсем другой класс). Если так получилось согласно требований военных, то это хорошо (но как то очень круто они поменялись). Но я не могу поверить, что его проектировали в качестве домашнего задания в свободное от основной работы время. Нечто схожее с проектировкой танка Т-34, есть такой схожий миф. Если при проектировании (не стоит забывать и про возможности промышленности) водоизмещение выросло более чем в три раза, конструкторов в угол, и ата-та… Если кто не знает проектировали и строили еще во времена СССР. Строили в СССР, а до сих пор флагман Северного флота ВМФ РФ, как никак три десятка лет старичку.

Моряки атомного крейсера «Петр Великий» занимаются утренней зарядкой
«Петр Великий» — четвертый и последний атомный крейсер семейства «Орланов». Он был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде в апреле 1986 года под названием «Юрий Андропов» и спущен на воду в апреле 1989-го. В 1992 года переименован в «Петр Великий». Ввод корабля в состав Северного флота состоялся в 1998 году. Три предшествующих крейсера серии — «Киров» (впоследствии «Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Калинин» («Адмирал Нахимов») — к настоящему времени выведены из состава Российского ВМФ и находятся на консервации (как не прискорбно но обычно суда идут на иголки, «Адмиралу Нахимову», кажется все таки повезло, к 2018 году (планы могут и измениться) должен все таки вернутся в строй).

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» одноклассники Петра, просто им меньше повезло
Так в чем же сила брат? Основа ударной мощи противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит», позволяющий вести залповую стрельбу. 20 штук сверхзвуковых ракет, стартовой массой 7 тонн каждая, способны донести обычную боевую часть весом 750 кило или ядерную, чуть более полутонны на дальность 550 км. Входящие в его состав сверхзвуковые ракеты ЗМ-45 имеют стартовую массу 7 т, дальность полета 550 км и могут нести ядерную или обычную 750-кг боевую часть. Вроде бы все хорошо, но комплекс стар как гоvno мамонта, возраст разработок под соракез лет, ковался еще в советскую эпоху (но до сих пор аналогов в мире нет, а может есть просто мы про это не знаем, про все, что знаем нашей ракетке в подметки не годятся). Интересный факт, ракеты мокрого старта, разработки взяты с подводных лодок, то есть перед пуском шахту надо заполнить забортной водой. Не очень красивое решение. В силу того, что в боевых условиях комплекс не применялся, данных об эффективности нет. Тем не менее Атомный крейсер именуют только эпитетами, не менее как убийца авианосцев.

авианосная ударная группа вмс сша, это то что предполагается уничтожить
Авианосная ударная группа. А вот и кавалькада сопровождения любого авианосца наших хороших друзей американцев, + порядка десятка кораблей различного назначения фрегаты, крейсера, подводные лодки и суда обеспечения (немаловажно все эти решения по составу, выведены из практики, мы же к сожалению подобной практики применения авианосцев никогда не имели). Всего же авианосцев у них 11 штучек, защита и охранение у них будь здоров, так что противодействие на любой вид атаки подводное или воздушное будет ого-какое. А если взять еще круче, авианосное соединение это когда несколько ударных групп складываются в одно соединение, там вообще без шансов. Сейчас я говорю не о возможностях Атомного крейсера Петр Великий ТАРКР, тут скорее всего нечего будет противопоставить всему нашему флоту (к сожалению и подводному то же).

В артиллерийском погребе атомного крейсера «Петр Великий»
И еще нюанс согласно договору СНВ-1 с 1991 года, запрещены ядерные крылатые ракеты корабельного базирования для России и США, к которым относится и «Гранит». То есть, на вооружении стоят с обычной боевой частью, для поражения одного авианосца надо около 10 штучек (думаю такому количеству, долететь не дадут).
Небольшое отступление, авианосные группировки (10 штучек). Близкого по мощи авианесущей группировке, нет ни в одной стране мира, находятся на боевом дежурстве, и быстренько, быстренько могут прибыть в любую точку океана, мало заботясь, об одобрении такого походика, со стороны остального прогрессивного человечества. А нам как выясняется (смотри события в незалежной) даже пукнуть в слух, непозволительно. А я, знаю из уроков истории, были времена, когда ни одна пушка в Европе, без нашего ведома стрельнуть не смела.

Это между прочим то же Петр Великий, но немного другой вид, так сказать кухня изнутри, уже не столь впечатляюще
Далее защита по воздуху, ЗРК Кортик, Кинжал, Форт противодействие и уничтожение воздушных целей по эшелонам, и их перекрывание. Все хорошо. До массированной атаки.

Вид на верхнюю палубу атомного рейдера
Противолодочное и минно-торпедное вооружение, все на уровне. И все же, в чем сила, а в совокупности всех характеристик. Но с выходом из строя коробля, не будет ни защиты, ни нападения. Все яйца в одной корзине. А в случае международных трений (мы рассуждаем об этом чисто гипотетически), атомный крейсер Петр Великий ТАРКР, как флагман Северного флота получит такое повышенное внимание, к своей персоне. Что у него будет очень мало шансов отвлечь внимание от собственной персоны, и он может легко задохнуться от дружеских объятий.

тяжелый атомный ракетный крейсер Петр Великий во время учений у берегов Венесуэлы, 1 декабря 2008 г
Как основной козырь корабля, почему то делается упор на неограниченность плавания. Вот с автономностью дела похуже, необходимо снабжение (продукты, боезапас, материалы, запчасти и многое другое, а кораблей обеспечения нет, хотя раньше были, тут =>> комплексный корабль снабжения «Березина». И получается имеем Илью Муромца, но не знаем, что с ним делать и как. Преимущества несомненны, но только в связке с такими же кораблями, а их боле нету, (единственный авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», пока еще на службе, хотя согласно планам уже должен стоять на пятилетнем ремонте), в смешанной группе, достоинства атомного крейсера сходят на нет.

ракетный крейсер Петр Великий причал в Североморске 30 июля 2006 года
Не все ясно и с живучестью корабля, эксплуатационная хороша, боевая живучесть под вопросом. И будет очень хорошо, если не придется проверять ее опытным путем. А пока атомный крейсер ТАРКР Петр Великий, проводит совместные учения с братьями по разуму в Венесуэле, весело бороздит просторы мирового океана, попугивая порядком обнаглевших сомалийских пиратов (что совсем несолидно для крейсера такого класса).

ТТХ ТАРКР «ПЕТР ВЕЛИКИИ»
Единственный корабль Российского Военно Морского Флота, у которого на флаге красуется изображение ордена Нахимова, награжден в 2012 г.
[cryout-button-light url=»#»]ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАРКР «ПЕТР ВЕЛИКИИ»[/cryout-button-light]- Водоизмещение, т: стандартное: 24 610 полное: 25 860
- Размерения, м: длина максимальная: 251,0 ширина максимальная: 28,5 осадка: 10,3
- Энергетическая установка: атомная мощностью 140 000 л. с. плюс резервная паротурбинная
- Скорость максимальная, узлы: 31 (57,5 км/ч)
- Дальность плавания: неограниченная
Вооружение: - 20хПУ ПКРК «Гранит»,
- 2хЗРК «Форт/Форт-М» (94 ЗУР), 2хЗРК «Кинжал» (64 ЗУР), 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов ближнего рубежа «Кортик»
- 2×5 ПУ ПЛРК«Водопад-НК»,
- 1 хРБУ-12000 «Удав», 2хРБУ-1000,
- 1 х2 130-мм артустановка АК-130,
- 3 вертолета Ка-27
- Экипаж, чел.: 635 (включая 105 офицеров)
toparmy.ru
Как создавался убийца авианосцев «Петр Великий» — Российская газета
Ракетный крейсер «Петр Великий» велик не только размерами, но и боевыми возможностями. Мы узнали, как его ракеты преодолевают любую ПРО, в чем уязвимость кораблей НАТО, оборудованных американской системой ПВО «Иджис», и почему невозможно потопить сам крейсер.
Флагман Северного флота, самый большой в мире не авианесущий корабль, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» действительно велик — как размерами, так и боевыми возможностями. Его главное оружие — крылатые ракеты «Гранит» — способны преодолеть любую систему ПРО и уничтожить цель вне зависимости от ее размеров и степени защищенности. Ракет на борту крейсера 300, хватит на много целей. Основной задачей корабля является охота на вражеские авианосцы и их свиту.
Эшелонированная ПВО крейсера надежно прикрывает его от всех существующих и перспективных средств воздушного поражения. Не менее серьезна и противолодочная защита, состоящая из вертолетов и гидролокаторов, сверхзвуковых ракето-торпед и хитроумных противоторпед, реактивных бомбометов и установок залпового огня. Об артиллерийской дуэли в современном морском бою речь уже не идет, поэтому главный калибр на крейсере представлен несколькими башнями со спаренными 130-миллиметровыми орудиями. Это скорее дань традиции — что за крейсер без пушек.
«Гранит» против «Иджиса»
В 1983 году вступил в строй американский ракетный крейсер «Тайкондерога». Корабль украсили транспарантом «Берегись, адмирал Горшков! «Иджис» в море!» Крейсер стал первым американским кораблем, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» (Эгида). Она объединяет в единую сеть радары кораблей, на которых установлена, обеспечивая слежение за сотнями надводных, подводных и воздушных целей, их автоматическую селекцию и наведение оружия ближайших кораблей на наиболее опасные объекты. Эдакий военно-морской интернет.
В древнегреческой мифологии Эгидой назывался щит Зевса, сделанный из шкуры волшебной козы Амалфеи. В середине щита была закреплена голова Медузы Горгоны, взглядом превращавшая человека в камень. Сейчас БИУС «Иджис» оснащены 107 кораблей пяти стран. Сердцем системы является универсальная радиолокационная станция AN/SPY-1 — четыре огромные фазированные решетки ее антенн закреплены на надстройках каждого вооруженного «Эгидой» корабля. «Спай» способен автоматически искать, классифицировать и сопровождать цели, наводя на них зенитные ракеты. Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие при работе большого количества РЛС.
Однако в универсальности радаров «Иджиса» кроется их ахиллесова пята. Одна из самых сложных проблем — как научить РЛС эффективно обнаруживать цели на больших и малых дистанциях одновременно. Создатели понадеялись на «интернетную» архитектуру системы : дескать, РЛС будут обнаруживать дальние цели и передавать информацию о них кораблям, которые поближе, а те будут цели сбивать. Но для этого необходимо равномерно рассеять корабли с «Иджисом» по мировому океану, что в реальности невозможно. В условиях же сомкнутого боевого порядка — авианосного ордера, скажем, — архитектура не работает.
Главная проблема «Эгиды» — ее радары работают в дециметровом диапазоне. Радиоволны такой длины хорошо отражаются от волн морских, поэтому над поверхностью воды царит хаос помех и система слепа на сверхмалых высотах. А именно на них летят к цели современные противокорабельные крылатые ракеты — например, «Гранит», главное оружие «Петра Великого».
Уязвимость «Иджиса» доказал инцидент, произошедший 24 февраля 1991 года в Персидском заливе. В американский линкор «Миссури», перемалывавший иракские войска 406-миллиметровыми снарядами главного калибра, с берега запустили две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (копия советской ПКР «Термит» с увеличенной дальностью полета). «Эгида» атаку успешно проспала. Одну ракету в 600 метрах от борта линкора сбил британский эсминец «Глостер» — это был первый в истории случай успешного перехвата противокорабельной ракеты в боевых условиях при помощи зенитно-ракетного комплекса малой дальности. Вторую «Миссури» отвел от себя, отстреливая радарные ловушки. По другой версии, ракета упала в воду сама.
Огненный меч
«Гранит» на такой мякине не проведешь. При создании противокорабельного комплекса впервые увязали вместе три канала наведения на цель: корабля-носителя, самой ракеты и внешних устройств — ими могут быть спутники, самолеты и другие ракеты. ПКР «Гранит» оснащена бортовым трехпроцессорным компьютером (БЦВМ). В его память заложены данные о современных классах кораблей и типах ордеров, что позволяет ракете самостоятельно определять, что перед ней: конвой, авианесущая или десантная группа, — и атаковать главную цель в группировке. При этом БЦВМ анализирует применяемые противником средства радиоэлектронной борьбы, отстраивается от помех и выдает команды на уклонение от огня систем ПВО.
Контейнеры с «Гранитами» размещены под главной палубой «Петра Великого» с наклоном 60 градусов. Перед пуском ракеты контейнер заполняется забортной водой, чтобы адское пламя твердотопливного ускорителя не повредило пусковую шахту. Благодаря ускорителю самый заметный, стартовый участок траектории преодолевается за пару секунд. Затем включается маршевый турбореактивный двигатель, ракета поднимается на высоту 10-14 километров и «осматривается». Обнаружив цель, «Гранит» снижается до 25 метров, выключает головку самонаведения и летит со скоростью полторы-две тысячи километров в час. ГСН включается непосредственно перед атакой.
Атакуют ракеты группой. Основная ее часть, невидимая для радаров, несется над водой, одна летит высоко, отвлекая на себя вражескую ПВО и координируя действия остальных. Если ее сбивают, место лидера занимает следующая. При наличии внешнего целеуказателя — самолета или спутников, — ракеты и вовсе могут добираться до цели скрытно. В БЦВМ заложены несколько вариантов типовых траекторий для каждого театра военных действий и типа цели.
Прибыв в район атаки, «Граниты» включают головки самонаведения, за доли секунды распределяют цели между собой и поражают их. Для уничтожения надводных кораблей используется проникающая боевая часть с 750 килограммами мощной взрывчатки. Подлодки топят ядерной БЧ мощностью 500 килотонн — такого взрыва на поверхности достаточно, чтобы уничтожить любой подводный аппарат на глубине до километра.
Реактивный щит
Противовоздушная оборона крейсера «Петр Великий» организована в несколько эшелонов. Дальние подступы охраняет комплекс «Форт», флотский вариант хорошо зарекомендовавшей себя системы С-300. Под палубами расположено 12 пусковых установок с общим боезапасом 96 ракет. Многофункциональная РЛС может одновременно сопровождать 12 целей, обстреливая 6 самых опасных. За минуту система может совершить 20 пусков.
Если вражья ракета исхитрится миновать «Форт», ее встретит комплекс «Кинжал», предназначенный для отражения массированного налета воздушных целей. Его пусковые установки также скрыты под палубой. Установок 16, они барабанные, в каждой по 8 ракет. «Кинжал» поражает низколетящие цели на высоте от 10 метров и на дистанции до 45 километров. РЛС комплекса сопровождает восемь целей, одновременно обстреливая четыре из них. От обнаружения цели до пуска проходит восемь секунд. Боевая часть зенитной ракеты осколочно-фугасная. По радиокоманде она взрывается перед целью, образуя облако из огня и металла. Вражеский снаряд влетает в него, своей скоростью усугубляя ущерб.
Зенитно-артиллерийский комплекс ближнего радиуса действия «Кортик» защищает крейсер от высокоточного оружия, самолетов, вертолетов и катеров, Каждая из шести установок вооружена двумя шестиствольными 30-миллиметровыми орудиями суммарной скорострельностью 10 тысяч выстрелов в минуту и восемью ракетами от ЗРК «Тунгуска». Они также взрываются перед целью, используя ее скорость для увеличения поражающего эффекта. В подбашенном отделении находится еще 16 ракет. Система управления «Кортика» состоит из РЛС и телевизионной системы, связанных между собой системой искусственного интеллекта.
Крейсер имеет десять пусковых установок для противолодочных ракето-торпед «Водопад», способных поражать подлодки противника на дистанциях до 60 километров. Ракета ныряет в воду, затем взлетает и доставляет к цели миниатюрную торпеду. Та снова ныряет и делает свое мокрое дело.
От торпед «Петр Великий» защищен комплексом «Удав». Тот выстреливает несколько типов снарядов на разные дистанции, одним залпом формируя эшелонированный заградительный рубеж. Первыми идущую к крейсеру ракету встречают ложные цели — они морочат головку самонаведения до полной остановки двигателя плавснаряда. При прорыве первого эшелона торпеда на полном ходу влетает в дрейфующее минное поле. Каждый повисший в толще вод снаряд-заградитель чует торпеду за десяток метров и тут же взрывается. Если же не помогли и заградители, «Удав» стреляет глубинными снарядами на поражение. На носу и корме корабля находятся реактивные бомбометы «Смерч», готовые засыпать глубинными бомбами любую цель, приблизившуюся к крейсеру на километр.
Нейтронное сердце
Силовая установка «Петра Великого» состоит из двух ядерных реакторов на быстрых нейтронах суммарной мощностью 600 мегаватт. Запас хода не ограничен. Крейсер демонстрировал флаг России во всех четырех океанах, принимал участие в поимке сомалийских пиратов и сопровождал караван с сирийским химическим оружием. В 2012 году за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования крейсер награжден орденом Нахимова.
rg.ru
От А до Я — ТАРКР «Петр Великий» пр.1144.2
Тяжелый атомный ракетный крейсер пр.1144.2 (шифр «Орлан») разработан Северным ПКБ под руководством Б.И. Купенского, а затем В.А. Перевалова и является усовершенствованной модификацией ТАРКР пр.1144. В 1984 году появился второй корабль пр.1144 (первый по пр.1144.2) – «Фрунзе (Адмирал Лазарев)», в 1988 году третий – «Калинин (Адмирал Нахимов)» и «Юрий Андропов (Пётр Великий)» в 1998 году — на данное время флагман Северного флота.
По конструкции корпуса и механизмов корабль полностью повторяет прототип. Все различия коснулись вооружения. В соответствии с первоначальным проектом он должен был нести два ЗРК «Кинжал» (в каждом по две ПУ, включающих в себя по 4 барабана, вместо ЗРК «Оса-МА»), 6 боевых модулей ЗРАК «Кортик» (вместо ЗАК АК-630М), одну спаренную 130мм АУ (вместо двух 100мм АУ) и ПЛРК «Водопад» с РТПУ (вместо ПЛРК «Метель» и 533мм ТА). Однако из-за задержек с разработкой и поставкой на вступавшие в строй корабли устанавливались имевшиеся тогда системы вооружения. ТАРКР «Фрунзе» передали флоту с ЗАК АК-630М без обоих ЗРК «Кинжал» и шести боевых модулей ЗРАК «Кортик». При этом был сохранен ЗРК «Оса-МА». На ТАРКР «Калинин» вместо ЗАК АК-630М установили ЗРАК «Кортик», а вместо РБУ-1000 – комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». ТАРКР «Юрий Андропов» предполагали ввести в строй уже со штатным составом вооружения. К моменту его спуска на воду ЗРК С-300Ф «Форт» модернизировали в ЗРК С-300ФМ «Форт-М» с СУО и ЗУР нового поколения. В середине 1990-х годов эту модификацию ЗРК решили установить вместо носового ЗРК «Форт». Также крейсер вооружили только одним (кормовым) ЗРК «Кинжал». Таким образом, в настоящее время ни один из крейсеров данного типа не несет вооружения, предусмотренного первоначальным проектом. Тем не менее, на кораблях для него зарезервированы объемы и энергетические мощности, так что в случае необходимости корабли могут быть быстро довооружены.
Основу вооружения крейсера составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Гранит» П-700 (3М-45). При стартовом весе 7 тонн ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км. Боевая головка — моноблок в ядерном, обычном (750 кг ВВ) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объемного взрыва). Система наведения инерциальная с радиокомандной системой корректировки траектории полета и боеголовкой с активной радиолокационной системой самонаведения на конечном участке (с удалением от цели в 37 км). Зенитное ракетное оружие представлено тремя ЗРК: С-З00Ф (С-З00ФМ), «Кинжал» и «Кортик». Они создают тpехэшелонную систему ПВО-ПРО. В ближней (последней) зоне ПВО-ПРО наш корабль пpикpывается «стволами» 30-мм МЗАК. В дополнение к зенитным средствам для самообороны от низколетящих противокорабельных ракет крейсер оснащен универсальным артиллерийским комплексом АК-130, обеспечивающим скорострельность от 20 до 86 выстрелов в минуту. Его спаренная 130-мм артустановка (АУ) позволяет также обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десанты. Боекомплект имеет унитарные выстрелы нескольких типов, например, осколочно-фугасные с ударным, дистанционным и радиовзрывателями.
В целом отечественный атомный кpейсеp пp.1144.2 значительно превосходит свои зарубежные (хотя и построенные раньше, но спpоектиpованные почти одновременно) аналоги — АРКР типов «Virginia» и «California» — абсолютно по всем основным тактико-техническим и военно-экономическим показателям. Если исключить из pассмотpения совершенно специфичные HК — АВ — и выведенные в pезеpв на пределе физического возраста (свыше 50 лет) американские линкоры, то без преувеличения можно утверждать, что наши ТАРКР пр.1144 и 1144.2 являются самыми мощными и защищенными БHК не только в отечественном флоте, но и в мире. Следует добавить, что в серии из 4 кораблей пр. 1144 (1144.2) «Петр Великий» является самым совершенным. Уникальность корабля усиливается еще и тем, что на нем установлен единственный в отечественном ВМФ ЗРК С-З00ФМ — других кораблей с таким ЗРК во флоте нет, и в ближайшие годы их поступление не предвидится. В целом, «Петр Великий» — самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. По оценке главкома ВМФ России адмирала Куроедова, боевая эффективность Северного флота с вводом в строй крейсера XXI века «Петр Великий» выросла на 17 процентов.
НАТО рассматривало советские эскадры во главе с крейсерами проекта 1144.2 как весьма опасных соперников для своих авианосных соединений. На теоретических учениях для уничтожения такой эскадры выставлялись группировки из четырёх авианосцев, из которых предполагалось оставаться на плаву только одному. Авиагруппы трёх авианосцев предполагалось почти полностью потерять.
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Авиационное | 3 Ка-27 в ангаре | |
ПКРК | 20х1 ПУ ПКР «Гранит» | 20 П-700 |
ПВО | 1х6 ВПУ С-300Ф «Форт» + 1х6 ВПУ С-300ФМ | 48 ЗУР 5В55РМ + 48 ЗУР 48Н6 |
2х2 (по 4 барабана) ВПУ ЗРК «Кинжал» (по проекту) | 2х64 ЗУР 9М330 | |
6 БМ ЗРАК «Кортик» (6х4 ПУ ЗУР + 2х6 АО-18 на 1 БМ) | 192 ЗУР 9М311 + 36000 выстр | |
Артиллерийское | 1х2 АК-130 | 1000 выстр. |
Противолодочное | 2х5 ПЛРК «Водопад» | 10 ПЛУР «Водопад-НК», 83РН, 84РН или СЭТ-65 |
2х10 РБУ-12000 «Удав-1» | 120 РГБ | |
1х12 РБУ-6000 | 72 РГБ-60 | |
АСУ | «Лесоруб-44» | |
РЛС | MP-750 «Фрегат-М2» | |
МР-600 «Восход» | ||
2х «Подкат» обнаружения низколетящих целей | ||
2хМР-212 «Вайгач» | ||
ГАС | «Полином» | |
РЭБ | «Кантата-М» | |
12х10 ПК-10 |
www.ot-a-do-ya.org
Военный Обозреватель
Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Петр Великий» проекта 1144 «Орлан». Флагман Северного флота ВМФ РФ. Спроектирован крейсер в Северном проектно-конструкторском бюро (ПКБ). Главная задача, для которой создавались атомные ракетные крейсера проекта «Орлан», это уничтожение авианосных групп противника. Это последний корабль, из четырех крейсер проекта 1144 «Орлан», оставшийся в строю.
История создания ТАРКР «Петр Великий»
В 1953-1956 годах руководством СССР было принято решение создать новый ракетно-ядерный флот. В 1964 году начались работы по проектированию отечественного боевого надводного корабля, с практически неограниченной дальность хода.
Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 60-х годов у США подводных лодок с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками было принято решение для борьбы с ними создать оперативные соединения противолодочных кораблей. Для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера, чем тот, который проектировался. Так родился проект тяжелого атомного ракетного крейсера. Всего было построено четыре крейсера проекта 1144 «Орлан».
Крейсер «Петр Великий» был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода в Ленинграде. Первоначало при закладке корабль получил «Куйбышев», потом переименован в «Юрий Андропов».
Спуск на воду нового крейсера состоялся 25 апреля 1989 года. В 1992 году указом президента Бориса Ельцина корабль переименован в «Пётр Великий». В 1998 году ТАРКР «Петр Великий» вошел в боевой состав ВМФ РФ. До своего переименование крейсер носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер корабля 099.
Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей российского флота и одним из мощнейших ударных кораблей в мире (самый большой из не авианесущих кораблей). Крейсер способен поражать крупные надводные цели и обеспечивать защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок.
Вооружение ТАРКР «Петр Великий»
Основу вооружения ТАРКР «Пётр Великий» составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты «Гранит» П-700 (3М-45) («Shipwreck»). На крейсере размещены 20 пусковых установок СМ-23 с ракетами «Гранит», они установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов.
Боевые системы крейсера включают: боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи; системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и «Удав-1»; радиолокационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО — две, РЛС управления огнём 30-мм артустановок — четыре, навигационная РЛС — две; а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную систему.
В состав противовоздушного зенитно-ракетного и артиллерийское вооружение корабля входят: зенитно-ракетные комплексы «Риф» (ЗРК) С-300Ф с 48 ракетами 48Н6, С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ. Также на корабле системы ПВО «Кинжал», ЗРК «Кортик» с артустановкой АК-630.
warsonline.info
Ракетный крейсер Петр Великий
«Гранит» против «Иджиса»В 1983 года вступил в строй американский ракетный крейсер «Тайкондерога». Корабль украсили транспарантом «Берегись, адмирал Горшков! «Иджис» в море!» Крейсер стал первым американским кораблем, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» (Эгида). Она объединяет в единую сеть радары кораблей, на которых установлена, обеспечивая слежение за сотнями надводных, подводных и воздушных целей, их автоматическую селекцию и наведение оружия ближайших кораблей на наиболее опасные объекты. Эдакий военно-морской интернет.
В древнегреческой мифологии Эгидой назывался щит Зевса, сделанный из шкуры волшебной козы Амалфеи. В середине щита была закреплена голова Медузы Горгоны, взглядом превращавшая человека в камень. Сейчас БИУС «Иджис» оснащены 107 кораблей пяти стран. Сердцем системы является универсальная радиолокационная станция AN/SPY-1 — четыре огромные фазированные решетки ее антенн закреплены на надстройках каждого вооруженного «Эгидой» корабля. «Спай» способен автоматически искать, классифицировать и сопровождать цели, наводя на них зенитные ракеты. Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие при работе большого количества РЛС.
Однако в универсальности радаров «Иджиса» кроется их ахиллесова пята. Одна из самых сложных проблем — как научить РЛС эффективно обнаруживать цели на больших и малых дистанциях одновременно. Создатели понадеялись на «интернетную» архитектуру системы : дескать, РЛС будут обнаруживать дальние цели и передавать информацию о них кораблям, которые поближе, а те будут цели сбивать. Но для этого необходимо равномерно рассеять корабли с «Иджисом» по мировому океану, что в реальности невозможно. В условиях же сомкнутого боевого порядка — авианосного ордера, скажем, — архитектура не работает.
Главная проблема «Эгиды» — ее радары работают в дециметровом диапазоне. Радиоволны такой длины хорошо отражаются от волн морских, поэтому над поверхностью воды царит хаос помех и система слепа на сверхмалых высотах. А именно на них летят к цели современные противокорабельные крылатые ракеты — например, «Гранит», главное оружие «Петра Великого».
Уязвимость «Иджиса» доказал инцидент, произошедший 24 февраля 1991 года в Персидском заливе. В американский линкор «Миссури», перемалывавший иракские войска 406-миллиметровыми снарядами главного калибра, с берега запустили две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (копия советской ПКР «Термит» с увеличенной дальностью полета). «Эгида» атаку успешно проспала. Одну ракету в 600 метрах от борта линкора сбил британский эсминец «Глостер» — это был первый в истории случай успешного перехвата противокорабельной ракеты в боевых условиях при помощи зенитно-ракетного комплекса малой дальности. Вторую «Миссури» отвел от себя, отстреливая радарные ловушки. По другой версии, ракета упала в воду сама.
fishki.net
Пётр Великий (атомный крейсер) — Википедия
О́рдена Нахи́мова а́томный кре́йсер «Пётр Вели́кий» — четвёртый по счёту и единственный находящийся в строю[1] тяжёлый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) третьего поколения проекта 1144 «Орлан».
Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.
Основное предназначение — уничтожение авианосных групп противника.
Проектировщик — Северное проектно-конструкторское бюро.
Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода (при закладке именовался Куйбышев, потом — Юрий Андропов). 25 апреля 1989 года спущен на воду. Переименован в «Пётр Великий» указом президента РФ 22 апреля (1 октября?[2]) 1992 года. В 1998 году вступил в состав флота[3].
Предприятия промышленности проводят постоянные работы на крейсере, они позволяют в течение одиннадцати лет подряд выполнять походы в море без постановки корабля в средний заводской ремонт. ЦКБ-проектант самоустранилось от работ на корабле, сочтя их нерентабельными. До переименования «Пётр Великий» носил бортовой номер 183, сейчас бортовой номер — 099.
Это самый большой в мире действующий неавианосный ударный боевой корабль по состоянию на 2015 г[4][5].
Основные ТТХ[править]
- Длина: 262 м.
- Ширина: 28,5 м.
- Высота от уровня основной плоскости: 59 м.
- Осадка: 10,3 м.
- Водоизмещение стандартное: 23 750 тонн.
- Водоизмещение полное: 25 860 тонн.
- Энергетическая установка: 2 ядерных реактора типа КН-3 (300 МВт), 2 вспомогательных котла, две турбины по 70 тыс. л. с. (всего 140 тыс. л. с.), 4 электростанции суммарной мощностью 18 тыс. кВт, 4 паротурбогенератора мощностью 3000 кВт, 4 газотурбогенератора по 1500 кВт, два гребных вала.
- Скорость: 31 узел (более 57 км/час).
- Автономность плавания — 60 суток по продовольствию и запасам, 3 года (на атомном реакторе — неограниченно) по топливу.
Конструкция корпуса и надстройки[править]
Длина 49 коридоров корабля — более 20 километров. Корабль имеет 6 палуб, 8 ярусов. Высота фок-мачты от уровня основной плоскости — 59 метров.
Энергетическая установка[править]
Мощная ядерная энергетическая установка крейсера позволяет ему развивать скорость в 32 узла (60 км/час) и рассчитана на эксплуатацию в течение 50 лет[4].[источник не указан 1819 дней] Для сравнения: крейсер «Пётр Великий» способен обеспечить электричеством и теплом город на 150—200 тысяч жителей[4].[источник не указан 1819 дней]
Экипаж[править]
Экипаж крейсера — 1035 человек (105 офицеров, 130 мичманов, 800 матросов). Они размещены в 1600 помещениях корабля, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый), 220 тамбуров. Экипаж располагает 15 душевыми, двумя банями, сауной с бассейном 6×2,5 м, двухуровневым медицинским блоком с лазаретами-изоляторами, аптекой, рентгеновским и стоматологическими кабинетами, амбулаторией, операционной, спортзалом, оборудованным тренажерами, тремя кают-компаниями для мичманов, офицеров и адмиралов, салоном для отдыха с бильярдом и роялем. Есть также внутрикорабельная телестудия и 12 бытовых телевизоров в каютах и кубриках, не считая 30 мониторов для просмотра передач, которые транслируются по кабельным сетям корабля.
ТАРКР «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и одним из мощнейших ударных кораблей в мире.[6] Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 550 километров.
ТАРКР «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит» (разработано «НПО машиностроения»), оборудовано 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными противокорабельными крылатыми ракетами П-700 «Гранит» установленных под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Длина ракеты — 10 м, калибр — 0,85 м, стартовая масса — 7 т. Боевая головка — моноблок в ядерном (500 кт), обычном (750 кг взрывчатого вещества) снаряжении или топливно-воздушный боезаряд (объёмного взрыва). Дальность стрельбы — 700 км, скорость полёта — 1,6-2,5 М. Ракеты имеют многовариантную программу атаки целей, повышенную помехозащищённость и предназначены для нанесения ударов по групповым целям. При залповой стрельбе одна из них следует на большой высоте для увеличения дальности обнаружения противника, обмениваясь информацией с остальными, которые буквально стелются над поверхностью воды. В случае уничтожения ракеты-лидера её место автоматически занимает одна из ведомых ракет.
Загоризонтное целеуказание и наведение может осуществляться самолётом Ту-95РЦ, вертолётом Ка-25Ц или космической системой разведки и целеуказания.
На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф, имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска.
Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Кинжал». Каждая подпалубная ПУ барабанного типа имеет по 8 одноступенчатых твердотопливных телеуправляемых ракет 9М330-2, суммарный запас — 128 ракет.
Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», обеспечивающим самооборону от ряда «точных» вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Каждая установка имеет по две 30-мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630М1-2 с двумя автоматами АО-18 по схеме «Гатлинга» с суммарной скорострельностью 10000 в/мин и два блока по 4 двухступенчатые ракеты 9М311 (SA-N-11) с осколочно-стержневой боевой частью и неконтактным взрывателем. В подбашенном отделении находится ещё 16 ракет. Ракеты унифицированы с ракетой комплекса 2С6 «Тунгуска». Система управления ЗРК «Кортик» состоит из радиолокационной и телевизионной систем, связанных между собой с использованием элементов искусственного интеллекта. Две установки ЗРК «Кортик» расположены в носовой части корабля по обе стороны от ПУ «Гранит», а четыре другие — в кормовой части главной надстройки.

Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками «АК-130» (длина стволов — 70 калибров, 840 снарядов) с дальностью стрельбы до 25 км. Скорострельность — от 20 до 80 выстрелов в минуту. Масса осколочно-фугасного снаряда — 27 кг, имеет ударный, дистанционный и радиовзрыватели. Готовый к стрельбе боезапас — 180 снарядов. Система управления стрельбой МР-184 позволяет производить одновременное сопровождение и обстрел двух целей.
Крейсер также вооружён двумя противолодочными (по 5 ПУ на борт) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад», ракето-торпеды которого способны поражать подводные лодки противника на дальностях до 60 км. В качестве боевой головки используется малогабаритная торпеда УМГТ-1. Ракета ныряет в воду, взлетает в воздух и доставляет торпеду в район цели, а там уже слово за УМГТ-1, которая снова ныряет в воду.
Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М» (10 труб направляющих, автоматическая конвейерная перезарядка, время реакции — 15 сек., дальность максимальная — 3000 м, минимальная — 100 м, вес ракеты — 233 кг). Реактивные бомбомётные установки на «Петре Великом» размещены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (дальность стрельбы — 12 км, масса снаряда — 80 кг) установлена в носовой части корабля на поворотной платформе, две шеститрубные РБУ-1000 «Смерч-3» (дальность — 1000 м, масса снаряда — 55 кг) — в кормовой части на верхней палубе по обоим бортам. Общекорабельные средства противодействия включают в себя две спаренные 150-мм ПУ ПК-14 (комплекса выстреливаемых помех), противоэлектронные ловушки, ложные цели, а также буксируемую ложную торпедную цель с мощным шумогенератором.
На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта Ка-27.
Радиолокационные средства РЭП/РЭБ ТАРКР «Пётр Великий» включают 16 станций трёх типов. Общекорабельные средства слежения, сопровождения и целеуказания состоят из двух станций космической связи (САТСОМ), четырёх станций космической навигации (САТПАУ) и четырёх специальных электронных станций. За воздушно-надводной обстановкой следят всепогодные трёхкоординатные РЛС «Фрегат-МАЭ» обнаруживающие цели на дальностях более 300 км и высотах до 30 км.
Крейсер имеет также три навигационные станции, четыре радиоэлектронные системы управления стрельбой бортового оружия, средства управления полётами вертолётов и систему опознавания «свой-чужой».
Гидроакустическая система корабля включает в себя гидролокатор с корпусной антенной для поиска и обнаружения подводных лодок на низких и средних частотах и буксируемую автоматизированную гидроакустическую систему с антенной переменной глубины погружения (150—200 м) — на средних частотах.
После модернизации в 2019-2022 гг. в вооружение крейсера будут добавлены гиперзвуковые противокорабельные ракеты «Циркон», сверхзвуковые универсальные противокорабельные ракеты среднего радиуса действия П-800 «Оникс», крылатые ракеты «Калибр»[7].
История строительства[править]
К строительству последнего корабля проекта 1144 — завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушёл на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья.
История службы[править]
Учения на крейсере во время похода 2010 года
Североморск, 10 января 2013 года.
27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C.[6] Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту.[6] В марте 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».
Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.[8]
В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПРК «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».
Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).
В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.
В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».[9]
По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов.[10] Некоторые аналитики отмечают[3], что ловить маломерные суда пиратов это не совсем та работа, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.
30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1-го ранга С. Ю. Жуга[11]), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны[12] и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока[13]. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш[14], 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились[15]. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море[16], проследовав далее в Аденский залив[17] и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота[18].
За 16 лет прошёл 140 000 миль.[19]
28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» Указом Президента Российской Федерации награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования»[20]. 10 января 2013 года президент В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова[21].
С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил Арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.[22]
Пройдёт ремонт и глубокую модернизацию в 2018—2021 годах, после завершения работ над однотипным «Адмиралом Нахимовым».[23]
Командиры крейсера[править]
- Добрышев Евгений Николаевич — капитан 1 ранга (Первый Командир Крейсера согласно Историческому Журналу, под его руководством прошло формирование экипажа во Владивостоке, достройка корабля в Санкт-Петербурге и переход на Северный флот).
- Васильев Сергей Игоревич — капитан 1 ранга (под его руководством были пройдены государственные испытания и поднят флаг).
- Касатонов Владимир Львович — контр-адмирал (март 2000-июль 2005), ныне вице-адмирал, начальник штаба Тихоокеанского флота.
- Якушев Владимир Анатольевич — капитан 1 ранга.
- Меньков Феликс Владимирович — капитан 1 ранга.
- Малаховский Владислав Владимирович — капитан 1 ранга.
Грамота А. А. Вагину — вахтенному капитану крейсера.
-
Команда крейсера в 2005 году
- ↑ Из крейсера «Адмирал Нахимов» извлекут 878 т ценного металла Прежними в модернизируемом корабле останутся только корпус и ядерная установка (1 августа 2013). Проверено 14 января 2014.
- ↑ Медведев прибыл на крейсер «Петр Великий», чтобы понаблюдать за морской фазой учения «Восток-2010». Интерфакс (04 июля 2010). Проверено 24 февраля 2013.
- ↑ 3,03,1 ВМФ России: Кого пугаем «Орланами»? — Свободная пресса, 22 сентября 2011 года
- ↑ 4,04,14,2 «Петр Великий»: атомный исполин, которому нет равных, 26.04.2015 г., Дмитрий Сергеев, сетевое издание www.tvzvezda.ru.
- ↑ Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» пр.1144, KIROV class, Статья на vs.milrf.ru на основе источников Военный Парад 2(44) 2001 «Военно-Морской Флот»; Media 2000 Атомная отрасль http://www.skc.ru; НВО 1999-11-19 Ракетная техника http://rbase.new-factoria.ru/.
- ↑ 6,06,16,2 Lenta.ru: Комментарии: Огнетушители «Петра Великого»
- ↑ Уничтожение со скоростью гиперзвука: на что будут способны новые ракеты крейсера «Петр Великий», 24.02.2016 г., Михаил Рычагов, сетевое издание www.tvzvezda.ru.
- ↑ Тяжёлые атомные крейсера проекта 1144
- ↑ В Америку Российская газета № 4759, 25 сентября 2008 года
- ↑ Крейсер «Пётр Великий» задержал в Аденском заливе три пиратских судна
- ↑ «Пётр Великий», проходя Суэцкий канал, столкнулся с административными барьерами
- ↑ ВМФ РФ начал крупнейшие за последние годы учения в Мировом океане
- ↑ Крупнейшие военно-морские учения пройдут на Дальнем Востоке
- ↑ Атомный крейсер РФ «Пётр Великий» впервые прошёл Ла-Манш
- ↑ Атомный крейсер Северного флота «Пётр Великий» вошел в Средиземное море
- ↑ Крейсер «Пётр Великий» через Суэцкий канал вышел в Красное море
- ↑ Российский крейсер «Пётр Великий» проходит «пиратский» Аденский залив
- ↑ Атомный крейсер Северного флота «Пётр Великий» встретился в Индийском океане с кораблями США и Индии
- ↑ ВМФ России: ТАРК «Петр Великий» отмечает 16-летие со дня подъёма Военно-морского флага — ОРУЖИЕ РОССИИ Информационное агентство
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 года № 1079 «О награждении орденом Нахимова тяжёлого атомного ракетного крейсера „Пётр Великий“»
- ↑ Посещение военно-морской базы Северного флота. Kremlin.ru (10 января 2013). Проверено 12 января 2013. Архивировано из первоисточника 30 января 2013.
- ↑ Крейсер «Пётр Великий» во главе отряда кораблей и судов Северного флота возвратился в Североморск из похода в Арктику : Министерство обороны Российской Федерации
- ↑ Крейсер «Пётр Великий» модернизируют в 2021 году
www.wiki-wiki.ru